Защита прав потребителей 2.2.1

Защита прав потребителей 2.2.1


[offline]

Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Регистрация: 01.09.16
Lenovo P70-A

Репутация: 2

Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей».
версия: 2.2.1

Последнее обновление программы в шапке: 01.09.2016

Краткое описание:
Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей».

Описание:
Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей, а также меры по обеспечению потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами).

Жизнь в современном обществе, к сожалению, не всегда позволяет нам оставаться беззаботными: иногда, чтобы получить причитающееся нам по праву, необходимо знать, из чего, собственно, это право состоит. Однако, не имея юридического образования, сложно чувствовать себя свободно в данных вопросах. Приложение О защите прав потребителей для телефонов и Андроид-планшетов поможет вам собрать нужные сведения по теме.

Наверняка хотя бы однажды каждому из нас случалось сталкиваться с недобросовестным исполнением той или иной услуги или с приобретением некачественного товара. Чтобы не остаться и без товара, и без денег, необходимо знать, в каких случаях можно на законных основаниях требовать компенсации, возврата или иных вариантов возмещения ущерба. В данном приложении содержаться все основные статьи, относящиеся к правам потребителей. Вы можете выбрать из списка тот пункт, который подходит к вашему случаю, а затем внимательно ознакомиться с полным текстом статьи.

Требуется Android: 4.0 и выше
Русский интерфейс: Да

Скачать: версия: 2.2.1
ZoZPP_2.2.1.apk ( 1,61 МБ )

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17 ноября 2009 г. № 01/17237-9-32 “О направлении проектов документов”

В целях реализации соответствующих положений приказа Роспотребнадзора от 06.04.2009 № 318 «О совершенствовании системы информирования и консультирования потребителей» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет проекты документов: Положение о создании, ведении и использовании банка судебных решений по вопросам защиты прав потребителей и Положение о создании, ведении и использовании центральной базы нормативно-методической документации по вопросам консультирования в сфере защиты прав потребителей (Инфотеки) для рассмотрения и практического применения при организации деятельности консультационных центров для потребителей.

Предложения и замечания к проектам положений просим представить во ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора до 10 декабря 2009 года.

Приложение: 1. Проект Положения о создании, ведении и использовании банка судебных решений по вопросам защиты прав потребителей на 5 л. в 1 экз.

2. Проект Положения о создании, ведении и использовании центральной базы нормативно-методической документации по вопросам консультирования в сфере защиты прав потребителей (Инфотеки) на 5 л. в 1 экз.

Положение
о создании, ведении и использовании банка данных судебных решений по вопросам защиты прав потребителей

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок создания, ведения и использования банка данных судебных решений (далее — Банк данных).

1.2. Банк данных судебных решений создается в целях обеспечения возможности самоинформирования по вопросам защиты прав потребителей, является одним из средств повышения потребительской грамотности, формирования у населения Российской Федерации высокого уровня потребительской культуры.

1.3. В Банк данных помещаются вынесенные и вступившие в законную силу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, судебные решения, принятые по вопросам защиты прав потребителей и рассмотренные в порядке искового производства.

1.4. В банке данных помещаются решения, вынесенные не только в пользу потребителя, но и вынесенные в пользу другой стороны по делу.

1.5. Банк данных является электронной базой данных.

1.6. Создание и ведение центрального Банка данных находится в ведении Центра координации и методической поддержки развития консультационных центров, созданного на базе Федерального государственного учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Координационный центр).

1.7. Создание и ведение банков данных в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте находится в ведении Консультационных центров для потребителей, созданных на базе ФГУЗ — центров гигиены и эпидемиологии субъектов Российской Федерации (далее — Консультационный центр) и на железнодорожном транспорте, за исключением вопросов, указанных в пункте 1.9 настоящего Положения.

1.8. Структура Банка данных и требования к форме, в которой осуществляется хранение и обработка данных, определяются настоящим Положением.

1.9. Изменение структуры Банка данных и требований к форме, в которой осуществляется хранение и обработка данных, находится в исключительном ведении Координационного центра.

1.10. Основным принципом организации Банка данных является обеспечение потребителю и иным заинтересованным лицам (далее — Пользователь) возможности ознакомления с интересующей его информацией без ограничения прав доступа и на безвозмездной основе.

1.11. В целях упрощения процесса получения Пользователем информации Банк данных размещается в разделе «Банк данных судебных решений по вопросам защиты прав потребителей» на Интернет — страницах ФГУЗ ЦГиЭ Роспотребнадзора http://www.fcgsen.ru), а также ФГУЗ — центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте.

2. Структура Банка данных

2.1. Структура Банка данных включает в себя три раздела: «Поиск», «Справочник», «Контакты».

2.2. В разделе «Поиск» выделены следующие подразделы: «Товары», «Работы», «Услуги».

2.2.1. Подраздел «Товары» включает в себя следующие виды товаров: непродовольственные (автомобили, бытовая химия, драгоценные изделия, животные и растения, косметика, лекарства, мебель, мультимедиа, одежда и обувь, оружие и патроны, сложнобытовая техника и строительные материалы), продовольственные (биологически активные добавки, алкоголь, детское питание, кондитерские, молочные, мясные, напитки и соки, овощи и фрукты, хлеб и сахар и другие), а также подраздел «дистанционная продажа товаров»;

2.2.2. Подраздел «Работы» включает в себя работы по строительству, перепланировке жилья и ремонтные работы;

2.2.3. Подраздел «Услуги» включает в себя следующие виды услуг: банковские, бытовые, ЖКХ, медицинские, образовательные, правовые услуги, услуги связи, транспорт и туризм;

2.2.4. В структуре каждого из подразделов, указанных в пунктах 2.2.1. — 2.2.3. настоящего Положения, выделяется два уровня:

— Федеральный уровень (решения Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, а также решения судов по делам, в которых участвует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека);

— Региональный уровень (решения Конституционных (Уставных) судов субъектов Российской Федерации, Верховных судов субъектов Российской Федерации, городских, районных и мировых судов, а также решения судов по делам, в которых участвуют управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту).

2.3. Раздел «Справочник» содержит образцы документов, необходимых потребителю для защиты своих прав: претензии, жалобы, исковые заявления.

2.4. Раздел «Контакты» содержит контактную информацию (наименование, почтовый индекс, место нахождения, рабочий телефон, адрес электронной почты, Интернет — страница организации, информация о режиме работы) органов и организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту прав потребителей.

2.5. В структуре раздела «Контакты» следует выделить следующие подразделы: «Федеральные службы и учреждения», «Общественные объединения потребителей», «Экспертные организации».

2.6. При помещении судебного решения в Банк данных фамилия, имя и отчество потребителя может приводиться в полном объеме при наличии его письменного согласия или при наличии данных в открытых информационно-справочных системах, средствах массовой информации с обязательным указанием на источник получения информации.

3. Права и обязанности Координационного центра
в связи с созданием, ведением и использованием Банка данных

3.1. Координационный центр обязан:

3.1.1. Организовать ведение центрального Банка данных в соответствии со структурой, установленной настоящим Положением;

3.1.2. Разместить на Интернет — странице ФГУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора в разделе «Банк данных судебных решений по вопросам защиты прав потребителей» ссылки на соответствующие разделы (подразделы) Интернет — страниц ФГУЗ — центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте;

3.1.3. В соответствии с пунктом 1.10. настоящего Положения обеспечить возможность доступа Пользователей к центральному Банку данных;

3.1.4. Осуществлять мониторинг судебной практики по вопросам защиты прав потребителей Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, а также по делам, в которых участвует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

3.1.5. По результатам мониторинга проводить актуализацию центрального Банка данных с периодичностью один раз в квартал;

3.1.6. Осуществлять координацию работы Консультационных центров по вопросам ведения и актуализации Банка данных в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте;

3.1.7. Осуществлять методическую поддержку Консультационных центров в вопросах ведения и использования Банка данных в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте;

Смотрите так же:  Не дают российское гражданство

3.1.8. Информировать население о возможности использования Банка данных в целях защиты законных потребительских прав и интересов путем размещения справочной информации на Интернет — странице ФГУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора.

3.2. Координационный центр вправе:

3.2.1. Для организации и ведения центрального Банка данных использовать материально — техническую базу ФГУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора;

3.2.2. Заключать соглашения с общественными объединениями потребителей об обмене данными для целей ведения центрального Банка данных;

3.2.3. Получать в установленном порядке судебные решения Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации по делам в сфере защите прав потребителей в Российской Федерации;

3.2.4. По поручению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека размещать в центральном Банке данных судебные решения по делам, в которых участвует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

3.2.5. Запрашивать у Консультационных центров информацию, необходимую для создания, ведения и использования центрального Банка данных.

4. Права и обязанности Консультационных центров
в связи с созданием, использованием и ведением Банка данных

4.1. Консультационные центры обязаны:

4.1.1. Организовать ведение Банка данных в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте в соответствии со структурой, предусмотренной настоящим Положением;

4.1.2. Разместить на Интернет — страницах ФГУЗ — центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте в разделе «Банк данных судебных решений по вопросам защиты прав потребителей» ссылки на соответствующий раздел (подразделы) Интернет — страницы ФГУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора;

4.1.3. В соответствии с пунктом 1.10. настоящего Положения обеспечить возможность доступа Пользователей к центральному Банку данных;

4.1.4. Осуществлять мониторинг судебной практики по вопросам защиты прав потребителей Конституционных (Уставных) судов субъектов Российской Федерации, Верховных судов субъектов Российской Федерации, городских, районных и мировых судов, а также по делам, в которых участвуют управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту;

4.1.5. По результатам мониторинга проводить актуализацию Банка данных с периодичностью не реже, чем один раз в квартал;

4.1.6. Информировать население о возможности использования Банка данных в целях защиты потребительских прав и интересов путем размещения справочной информации на сайтах ФГУЗ — центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте, а также сообщать Пользователю о подобной возможности при обращении в Консультационный центр.

4.2. Консультационные центры вправе:

4.2.1. Для ведения Банка данных использовать материально-техническую базу ФГУЗ — центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте;

4.2.2. Заключать соглашения с общественными объединениями потребителей об обмене данными для целей ведения Банка данных в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте;

4.2.3. Получать в установленном порядке судебные решения Конституционных (Уставных) судов субъектов Российской Федерации, Верховных судов субъектов Российской Федерации, городских, районных и мировых судов по делам в сфере защите прав потребителей в Российской Федерации;

4.2.4. По поручению управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту размещать в Банке данных судебные решения по делам, в которых участвуют управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту;

4.2.5. Использовать при оказании консультационных услуг Пользователям информацию, содержащуюся в Банке данных;

4.2.6. Вносить предложения по изменению структуры Банка данных, а также по ее актуализации;

4.2.7. В установленном порядке запрашивать у Координационного центра информацию по вопросам ведения и использования Банка данных.

Положение
о создании, ведении и использовании центральной базы нормативно-методической документации по вопросам консультирования в сфере защиты прав потребителей (инфотеки)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок создания, ведения и использования центральной базы нормативно-методической документации по вопросам консультирования в сфере защиты прав потребителей (далее — Инфотека).

1.2. Инфотека создается в целях обеспечения возможности самоинформирования по вопросам защиты прав потребителей, является одним из средств повышения потребительской грамотности, формирования у населения Российской Федерации высокого уровня потребительской культуры.

1.3. Основным принципом организации Инфотеки является обеспечение потребителю и иным заинтересованным лицам (далее — Пользователь) возможности ознакомления с интересующей его информацией без ограничения прав доступа и на безвозмездной основе для Пользователя.

1.4. Инфотека представляет собой собрание нормативно-методической документации по отдельным темам, которое служит для Пользователей источником правовой информации о товаре, работе, услуге.

1.5. Инфотека создается и находится в ведении Центром координации и методической поддержки развития консультационных центров, созданного на базе Федерального государственного учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Координационный центр).

Ведение и использование Инфотеки в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте осуществляется Консультационными центрами, созданными на базе ФГУЗ — центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии на железнодорожном транспорте» (далее — Консультационный центр).

1.6. Инфотека содержит организованную в соответствии с предусмотренной настоящим Положением структурой актуальную информацию о федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актах, а также методическую документацию (методические и практические пособия, методические рекомендации, комментарии к законодательству и т.п.) в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации.

1.7. Инфотека содержит правовую информацию в электронной форме, при необходимости дублируется на бумажных носителях.

1.8. В электронной форме Инфотека представляет собой единую централизованную электронную базу данных, содержащую представленную в электронном виде актуальную информацию о международном законодательстве, федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актах, а также методическую документацию в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации.

1.9. В целях упрощения процесса самоинформирования потребителей информация, содержащаяся в Инфотеке, в электронной форме должна быть представлена на официальной Интернет — странице ФГУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора http://www.fcgsen.ru, а также на Интернет — страницах ФГУЗ — центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте в специальном разделе «Инфотека» без ограничения прав доступа.

2. Структура Инфотеки

2.1. В структуре Инфотеки следует выделять следующие разделы:

— правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей.

2.2. Указанные разделы, в свою очередь, делятся на подразделы следующим образом:

2.2.1. «Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей»: международные нормативные правовые акты в области защиты прав потребителей; законодательство Российской Федерации, регулирующее общие вопросы защиты прав потребителей; акты и методические документы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; региональные акты, регулирующие вопросы, связанные с защитой прав потребителей, а также методические документы;

2.2.2. «Продажа товаров» — пищевые продукты (с отдельным пунктом — «Биологически активные добавки», бытовая химия, косметика, компьютерная техника, транспорт, аудио и видеотехника, мебель, электробытовые приборы, товары медицинского назначения, спортивные товары, животные и растения, товары для ремонта, товары для детей,предметы интерьера, обувь, одежда для взрослых и дистанционная продажа товаров;

2.2.3. «Оказание платных услуг» — сотовая связь, бытовые услуги, медицинские услуги, образовательные услуги, купля-продажа недвижимости, транспортные услуги, туристские услуги, страхование, банковские услуги, водоснабжение, газоснабжение и услуги ЖКХ;

2.2.4. «Выполнение работ» — строительство, переустройство жилья и ремонтные работы;

2.2.5. В структуре разделов, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, в свою очередь, выделяются подразделы: «Международный уровень», «Федеральный уровень», «Региональный уровень»;

2.2.6. Подраздел «Международный уровень» включает в себя международные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей;

2.2.7. Подраздел «Федеральный уровень» включает в себя федеральное законодательство Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, акты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей.

2.2.8. В подразделе «Региональный уровень» содержатся нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, акты управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту по вопросам защиты прав потребителей.

2.3. Структура Инфотеки является единой и обязательной для всех Консультационных центров.

2.4. Изменение и дополнение структуры Инфотеки находится в ведении Координационного центра.

Смотрите так же:  Адвокат дьявола в католичестве

3. Права и обязанности Координационного центра
в связи с созданием, ведением и использованием Инфотеки

3.1. Координационный центр обязан:

3.1.1. Организовать Инфотеку в соответствии со структурой, предусмотренной настоящим Положением.

3.1.2. Обеспечить возможность ведения и использования Инфотеки в электронном виде

3.1.3 Осуществлять мониторинг международного законодательства, федерального законодательства Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, актов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

3.1.4. По результатам мониторинга проводить актуализацию Инфотеки (дополнение и изменение информации) с периодичностью один раз в квартал;

3.1.5. Координировать действия Консультационных центров по вопросам ведения и актуализации Инфотеки в порядке, предусмотренном настоящим Положением;

3.1.6. Информировать население о возможности использования Инфотеки в целях защиты законных потребительских прав и интересов путем размещения справочной информации на официальном сайте ФГУЗ ЦГиЭ Роспотребнадзора.

3.2. Координационный центр вправе:

3.2.1. Для организации и ведения Инфотеки использовать материально-техническую базу ФГУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора;

3.2.2. Запрашивать и получать необходимую для организации и ведения Инфотеки информацию у Консультационных центров;

3.2.3. Рассматривать обращения пользователей Инфотеки по вопросам ее использования.

4. Права и обязанности Консультационных центров
в связи с созданием, ведением и использованием Инфотеки

4.1. Консультационные центры обязаны:

4.1.1. Обеспечить возможность доступа Пользователя к Инфотеке в электронной форме.

4.12. При необходимости обеспечить в Консультационном центре ведение и использование Инфотеки на бумажных носителях;

4.1.3. Осуществлять мониторинг региональных нормативных правовых актов по вопросам защиты прав потребителей, а также актов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту по вопросам защиты прав потребителей;

4.1.4. По результатам мониторинга предоставлять Координационному центру информацию, указанную в пункте 4.1.3 настоящего Положения, необходимую для актуализации Инфотеки, с периодичностью один раз в месяц;

4.1.5. При необходимости осуществлять актуализацию Инфотеки на бумажных носителях с периодичностью один раз в квартал;

4.1.6. Информировать население о возможности использования Инфотеки в целях защиты законных потребительских прав и интересов путем размещения справочной информации на сайтах ФГУЗ — центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте, а также сообщать потребителю о подобной возможности при обращении в Консультационный центр;

4.1.7. Обеспечивать потребителям доступ к информации, содержащейся в Инфотеке в соответствии с пунктом 1.3 настоящего Положения.

4.2. Консультационные центры вправе:

4.2.1. Для ведения Инфотеки использовать материально-техническую базу центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте;

4.2.2. Запрашивать и получать необходимую для организации и ведения Инфотеки информацию у управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте;

4.2.3. Вносить предложения по изменению структуры Инфотеки, а также по ее актуализации.

4.2.4. Использовать Инфотеку при консультировании потребителей и иных заинтересованных лиц по вопросам защиты прав потребителей.

4.2.5. В установленном порядке запрашивать у Координационного центра информацию по вопросам ведения и использования Инфотеки.

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17 ноября 2009 г. № 01/17237-9-32 “О направлении проектов документов”

Текст письма официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

К вопросу о понятии “защиты прав потребителей” в Республике Беларусь

Рубрика: 21. Государство и право зарубежных стран

Статья просмотрена: 2406 раз

Библиографическое описание:

Нициевская Е. С. К вопросу о понятии “защиты прав потребителей” в Республике Беларусь [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 222-225. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/37/403/ (дата обращения: 20.01.2019).

Тема защиты прав потребителей является актуальной по многим причинам: во-первых, это то, что касается всех без исключения, а, во-вторых, никто не защищён от нарушения своих прав. Например, в магазине отказали обменять явно бракованную вещь, автосервис просрочил ремонт машины на две недели, строители нарушили сроки строительства жилого дома на год. Подобные вещи вошли в привычку людей, и принимается уже, как должное. Поэтому тема защиты прав потребителей – это один из наиболее больных вопросов в современном мире, где рынок и экономика в целом определяют развитие всех государств, без исключения.

Политика, осуществляемая в данной сфере, преследует две основные цели: первая — информировать потребителя об имеющихся товарах и услугах с тем, чтобы он соответствующими решениями по их выбору мог способствовать эффективному функционированию рынка, вторая — защищать потребителя в том случае, когда его положение как слабой стороны не позволяет ему играть роль двигателя экономических интересов общества. Сочетание этих двух задач и их выполнение позволяет, с одной стороны, обеспечить благосостояние потребителя, а, с другой — эффективную работу экономики в целом. [1, п.1.1 ст.1]

Таким образом, ставя перед собой задачу по защите прав потребителей, любое государство, особенно осуществляющее рыночные преобразования, должно четко осознавать, что без наличия баланса между интересами изготовителей и потребителей, без доверия потребителя к изготовителю, конкуренция в свободном режиме работать не может. Только правильное сочетание правил конкуренции и защиты потребителей обеспечивает нормальное функционирование рынка.

Защита прав потребителей – это комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных права потребителя: право на информацию; право на безопасность; право на выбор; право быть услышанным; право на возмещение ущерба; право на потребительское образование.

Всемирная организация союзов потребителей ( Consumer International — CI ) дополнила список прав потребителей: право на удовлетворение базовых потребностей; право на здоровую окружающую среду.

15 марта был провозглашён Всемирным днём защиты потребителей.

В соответствие со статистикой в области защиты прав потребителей, которую привела Ирина Наркевич — заместитель министра торговли Республики Беларусь на пресс-конференции по поводу праздника защиты прав потребителей, примерно 80% всех жалоб, которые поступают в их ведомство, связаны с неудовлетворительным качеством непищевых товаров. «Лидируют» в этом списке обувь, одежда, телефонные аппараты и другие сложнотехнические товары. Также жалуются потребители на некачественные медицинские, жилищно-коммунальные, транспортные, строительные, туристические услуги и услуги образования. А вот жалоб на пищевые товары стало в последнее время значительно меньше.

Потребитель — гражданин, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары, использующий их для личных, бытовых или семейных нужд.

Любой потребитель имеет право на: государственную защиту своих интересов, надлежащее качество товаров, безопасность товаров, полную и достоверную информацию о товарах, возмещение в полном объеме ущерба, причиненного товаром ненадлежащего качества, обращение в суд или другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов, создание общественных объединений потребителей. [ 2, ст. 1, 5 ]

В соответствии с действующим законодательством Беларуси права потребителей обеспечиваются государственной, судебной и общественной защитой. Государственная защита осуществляется Министерством торговли Республики Беларусь, отвечающим за защиту прав потребителей при реализации населению товаров народного потребления всеми предприятиями, независимо от форм их собственности; Министерством промышленности Республики Беларусь, которое отвечает за безопасность и качество товаров народного потребления, производимых предприятиями Республики Беларусь, специалистами комитета предпринимательства и инвестиций (Минский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций, Брестский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций; Витебский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций; Гродненский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций; Гомельский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций; Могилевский областной территориальный комитет предпринимательства и инвестиций), Межведомственным советом по защите прав потребителей. На региональном уровне эти функции возложены на уполномоченных (специалистов отделов торговли, экономики и рыночных отношений) горрайисполкомов.

Общественную защиту представляют областной союз защиты потребителей и его региональные общественные объединения.

Смотрите так же:  Экспертиза по автошинам

Судебная защита, наряду с защитой, возмещающей экономический и моральный ущерб потребителю, выполняет и карающую функцию в отношении нарушителя прав потребителей. Она является окончательной, решающей инстанцией в защите прав и интересов потребителей. [3, п. 2.2.1 ст.2]

Нормативно-правовой основой защиты прав потребителей в республике являются Конституция и иные нормативно-правовые акты. Конституция Республики Беларусь закрепляет общие принципы, дает основные ориентиры для разработки и реализации государственной социальной политики. Действующее законодательство по данной проблеме включает в себя Закон «О защите прав потребителей», законы и положения о министерствах (Закон Республики Беларусь от 28.07.2003 N 231-З «О торговле», с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 N 31 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам», Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 04.01.1995 N 2 «О Правилах поведения продавца» и др.), а также об общественных объединениях и подзаконные, нормативные акты в виде инструкций, уставов и других документов, регламентирующих условия и правила реализации населению товаров и услуг.

Если дать общую оценку состояния нормативно-правовой базы защиты прав потребителей в Республики Беларусь, можно отметить ее несоответствие сложившейся социально-экономической ситуации. Это относится, прежде всего, к самому Закону «О защите прав потребителей». Данная оценка была получена путём сравнения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» с действующим законодательством России, Украины, других стран СНГ.

Вследствие сравнения были выявлены следующие наиболее существенные недостатки Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»:


отсутствие определения конкретного государственного органа, ответственного за реализацию закона и его полномочий, а также определения полномочий других государственных органов, имеющих отношение к защите прав потребителей по своим основным функциям;

в законе не определены роль и полномочия местных органов исполнительной власти;

нет четкого разграничения полномочий органов государственного управления и общественных объединений по защите прав потребителей, что затрудняет их взаимодействие;

отсутствует четкий механизм реализации защиты прав потребителей, что затрудняет его применение в правоохранительной практике;

многие статьи закона носят декларативный характер. Примером данного недостатка можно привести право потребителя на просвещение.

Декларативный характер этого права проявляется в том, что Закон Республики Беларусь лишь закрепляет это право, но оно не реализуется в должной степени.

Можно отметить следующие пробелы, относящиеся к праву потребителя на просвещение:


отсутствует система информирования и просвещения населения по вопросам потребительской грамотности и защиты прав потребителей;

отсутствует специализированный по данному вопросу печатный орган (к примеру: в России — журнал «Спрос»);

не развернута систематическая информационная и просветительная работа через средства массовой информации и по месту жительства;

публикации по данной проблеме носят эпизодический характер, в них отсутствует целостное видение проблемы или ее аспектов, они, как правило, носят характер ведомственных обзоров или информации по отдельным фактам;

отсутствует сеть консультационных пунктов по вопросам защиты прав потребителей;

отсутствует систематическое обучение населения по вопросам потребительской грамотности и прав потребителя на рынке товаров и услуг через сферу народного образования при подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов;

нет постоянных программ по данному вопросу на республиканском радио и телевидении.

Недостатки нормативно правовых актов определяются во многом несовершенством закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Кроме того, многие из них явно устарели, действуют с 70 — 80 годов ХХ века. [4, п. 1.2.3 ст.1]

Рассматривая и изучая мировой опыт, можно сделать следующий вывод, что наиболее эффективным способом решения многих проблем в данной области является создание и развитие системы государственной защиты прав потребителей.

Необходимость создания и развития в республике системы государственной защиты прав потребителей вытекает также из Конституции Республики Беларусь. Статья 1 Конституции Республики Беларусь закрепляет, что Республика Беларусь является социальным правовым государством; в статье 2 Конституции «человек является высшей ценностью общества и государства»; обеспечение прав и свобод граждан высшая цель государства (ст. 21 Конституции РБ). [5]

Основной и приоритетной целью создания в республике системы государственной защиты прав потребителей – это обеспечение населению гарантий государства на защиту здоровья и экономических интересов на рынке товаров и услуг.

Задачами по достижению поставленной цели являются: создание и совершенствование нормативно-правовой базы защиты прав и интересов потребителей; создание и развитие организационной инфраструктуры государственных органов по защите прав потребителей; разработка и совершенствование механизма координации взаимодействия органов государственного управления по вопросам практики защиты прав потребителей; формирование системы социально-экономической статистики по вопросам защиты прав потребителей в республике, создание и пополнение единого государственного банка данных по этим вопросам; создание системы информирования и просвещения населения по вопросам защиты прав потребителей; систематическое изучение, обобщение и внедрение в практику лучшего собственного и зарубежного опыта по защите прав потребителей; создание условий и предпосылок для развития самодеятельности населения по вопросам защиты прав потребителей.

Вышеизложенный анализ сложившейся в Республике Беларусь проблемы с защитой прав населения на рынке товаров, работ и услуг показывает, что для создания в республике эффективной системы государственной защиты прав потребителей предстоит решить целый ряд правовых, организационных и социально-экономических проблем, главными из которых являются:


совершенствование нормативно-правовой базы защиты прав потребителей в республике.

совершенствование организационной структуры системы государственной защиты прав потребителей в республике.

В Республике Беларусь нет единого республиканского органа, который мог бы осуществлять регулирование только в этой области общественных отношений. Нельзя отрицать, что есть органы, которые имеют полномочия в данной сфере, к таким органам относятся Министерство торговли, Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство промышленности и др. Но полномочия в сфере защиты прав потребителей не полностью относятся к их компетенции, эти полномочия являются лишь ответвлением от общей системы их компетенции. Необходимо создать Департамент в Министерстве торговли, состоящий из подразделения по защите прав по вопросам продовольственных товаров, подразделения по защите прав в области непродовольственных товаров, управления по охране труда продавцов, центра по стандартизации, областных управлений. Но за созданием государственного органа последовало бы издание нормативно-правового акта, например, Положение о Департаменте по вопросам защиты прав потребителей;


создание и развитие системы просвещения населения.

Для решения данного вопроса необходимо создать специализированный печатный орган. Например, издание журнала «Потребитель», в котором печаталось бы реальное состояние основных механизмов защиты прав потребителей, актуальные проблемы в данной области, состояние законодательства, практика юристов, судей. Гражданам могло бы предоставляться право писать письма в редакцию с различного рода вопросами по защите своих прав, для возможности дальнейшего их разрешения. Важно создать сеть консультационных пунктов по вопросам защиты прав потребителей, также необходимо было бы создать возможность населению обучаться по вопросам потребительской грамотности и др.;


развитие взаимодействия с международными консъюмерскими организациями.

В каждом государстве должны быть изданы и внедрены в жизнь специальные и обязательные к исполнению правила и инструкции отно­сительно весов и мер качества, ингредиентов, даты выпуска и срока годности (продуктов питания, лекарств и фотоматериалов), правила пользования и ремонта, сроки контрактов, реальная пеня или процент по кредиту, а также (там, где необходимо или желательно) цена то­вара. [6]

Для прогрессивного развития механизма защиты прав потребителей необходимо взаимодействовать негосударственным консъюмерским организациям Республики Беларусь, которые проводят независимую экспертизу и испытания продукции, знакомятся в государственных и хозяйственных органах с информацией о товарах, организовывают юридическую и консультативную помощь потребителям, принимают участие в разработке государственных стандартов, защищают интересы потребителей в органах государственного управления и судах, вносят в правовые органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виноватых в нарушении прав потребителей, с консъюмерскими организациями других государств.

Оценка общей ситуации с защитой прав потребителей в Республике Беларусь с учетом состояния дел по вышеперечисленным недостаткам позволяет сделать вывод о том, что потребитель в Республике Беларусь нуждается в более действенной защите.

Концепция государственной политики по защите прав потребителей в Республике Беларусь от 22 августа 2001 г. N 5/7555 (ст.1 п.1.1);

Закон Республики Беларусь 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (ст. 1, 5);

Концепция государственной политики по защите прав потребителей в Республике Беларусь от 22 августа 2001 г. N 5/7555 (ст.2 п. 2.2.1) ;

Концепция государственной политики по защите прав потребителей в Республике Беларусь от 22 N 5/7555 (ст.1 п. 1.2.3);

Конституция Республики Беларусь 1994 года ;

ХАРТИЯ защиты потребителей, принятая 25-й сессией консультативной ассамблеи Европейского союза в 1973 г. (Резолюция № 543).

108shagov.ru. Все права защищены. 2019