Взаимодействие следственного комитета с прокуратурой

Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 26 мая 2009 г. N 15 «Об организации взаимодействия Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации со средствами массовой информации»

В целях активизации взаимодействия Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее — Следственный комитет) со средствами массовой информации (далее — СМИ), объективного освещения его деятельности, повышения его роли в работе по предупреждению преступлений, а также доверия граждан к следственным органам, руководствуясь пунктом 4 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и подпунктом 6 пункта 13 Положения о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2007 г. N 1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителям главных управлений, управлений, и отделов центрального аппарата Следственного комитета:

принимать необходимые меры, определенные настоящим приказом, в рамках оказания содействия управлению взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета в налаживании деловых и конструктивных взаимоотношений со СМИ для эффективного решения задач, возложенных на Следственный комитет.

2. Руководителям следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных органов Следственного комитета (далее — территориальные и иные следственные органы по субъектам Российской Федерации):

1) принять необходимые организационные меры по налаживанию деловых и конструктивных взаимоотношений со СМИ для эффективного решения задач, возложенных на Следственный комитет;

2) используя возможности СМИ, регулярно информировать общественность о состоянии следственной работы, мерах по раскрытию преступлений, результатах расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, вызвавших общественный резонанс, обеспечивая при этом достаточную информативность предоставляемых сведений, соблюдение требований закона и интересов следствия.

3. Заместителям Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителям главных управлений, управлений и отделов центрального аппарата Следственного комитета, руководителям территориальных и иных следственных органов по субъектам Российской Федерации:

1) при рассмотрении поступивших в Следственный комитет и территориальные и иные следственные органы по субъектам Российской Федерации обращений и запросов от СМИ строго руководствоваться требованиями федерального законодательства, запрещающего как необоснованный отказ в предоставлении информации, так и вмешательство в проведение предварительного следствия;

2) при предании гласности материалов следственной деятельности:

неукоснительно руководствоваться положениями Конституции Российской Федерации, гарантирующей право каждому на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени, а также международными договорами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, касающимися осуществления уголовного судопроизводства;

обеспечить тщательный отбор и проверку сведений и материалов, готовящихся к опубликованию;

не допускать распространения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также носящих конфиденциальный характер либо составляющих следственную тайну, предавая гласности материалы предварительного расследования в точном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

иметь в виду, что данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя и только в том объеме, в каком им будет признано это допустимым, если разглашение сведений не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства;

3) материалы по наиболее важным вопросам следственной деятельности незамедлительно направлять в управление взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета для публикации в российских и зарубежных СМИ; при подготовке материалов особое внимание уделять созданию положительного образа следственного работника и повышению престижа следственной работы, формированию позитивного общественного мнения о принимаемых государством мерах в сфере уголовного судопроизводства и борьбы с преступностью, чувства защищенности граждан от преступных посягательств, торжества законности и справедливости;

4) официальные сообщения от имени Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее — Председатель Следственного комитета) направлять в СМИ исключительно с его согласия и только через управление взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета;

5) проекты официальных сообщений и (или) материалы для их подготовки предоставлять в управление взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета после согласования с заместителями Председателя Следственного комитета или по их поручению — с руководителями главных управлений, управлений и отделов центрального аппарата Следственного комитета; иные материалы о деятельности Следственного комитета, предназначенные для освещения в центральных СМИ, предварительно согласовав с вышеуказанными должностными лицами, передавать в управление взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета для подготовки к публикации;

6) обеспечить тщательную проверку и юридическую обоснованность направляемых в СМИ материалов; исходить из того, что должностные лица, предоставившие материалы в управление взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета, несут ответственность за их достоверность.

4. Руководителям главных управлений, управлений и отделов центрального аппарата Следственного комитета:

в случае обращения журналистов непосредственно к руководителям подразделений центрального аппарата, следователям и другим работникам Следственного комитета ставить об этом в известность управление взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета, и дальнейшее сотрудничество с журналистами осуществлять через управление взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета.

5. Руководителям территориальных и иных следственных органов по субъектам Российской Федерации передавать материалы о деятельности указанных следственных органов для их освещения в региональные СМИ через старших помощников (помощников) руководителей следственных управлений Следственного комитета, ответственных за взаимодействие со СМИ.

6. Работникам территориальных и иных следственных органов по субъектам Российской Федерации, ответственным за взаимодействие со СМИ, организовать непрерывный квалифицированный мониторинг размещаемых в СМИ сведений о деятельности Следственного комитета.

7. Управлению взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета:

1) сведения, размещенные в СМИ, которые касаются преступлений, отнесенных к подследственности следователей Следственного комитета, незамедлительно передавать Председателю Следственного комитета или его заместителям для решения вопроса о проведении проверки в порядке и сроки, установленные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (по результатам проверки информация направляется в управление взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета для решения вопроса о целесообразности подготовки ответа в редакцию);

2) материалы, содержащие критику в адрес следственных органов Следственного комитета, сведения о фактах нарушений законов, допущенных работниками Следственного комитета, и иные актуальные материалы о деятельности Следственного комитета оперативно докладывать соответствующему руководителю следственного органа Следственного комитета;

3) систематически организовывать встречи руководителей следственных органов (подразделений следственных органов) Следственного комитета с журналистами ведущих периодических изданий, информационных агентств, творческой интеллигенцией, устраивать пресс-конференции и круглые столы по актуальным вопросам деятельности Следственного комитета, в том числе с участием представителей общественных и религиозных объединений.

8. Руководителю управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета, руководителям следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных, в том числе военных, следственных управлений Следственного комитета разрабатывать полугодовые планы взаимодействия со СМИ.

9. Управлению кадров, управлению взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета совместно с руководителями территориальных и иных следственных органов по субъектам Российской Федерации продолжить работу по повышению квалификации работников следственных органов Следственного комитета по вопросам взаимодействия со СМИ.

10. Считать утратившим силу приказ Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации N 17 от 12 февраля 2008 г. «О взаимодействии со средствами массовой информации».

11. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приказ направить заместителям Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителям главных управлений, управлений и отделов центрального аппарата Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителям следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним военных и иных специализированных следственных органов Следственного комитета, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Смотрите так же:  Апелляционная жалоба срок апк

Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 26 мая 2009 г. N 15 «Об организации взаимодействия Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации со средствами массовой информации»

Текст приказа официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Приказ Следственного комитета России от 2 сентября 2011 г. № 134 “О взаимодействии с ветеранами Следственного комитета Российской Федерации”

Ветеранские организации вносят весомый вклад в деятельность Следственного комитета Российской Федерации (СК России), участвуя в работе по предупреждению и раскрытию преступлений, обучению и воспитанию сотрудников, пропаганде правовых знаний среди населения, формированию в российском обществе позитивного отношения к СК России.

Вместе с тем в отдельных следственных органах СК России по-прежнему имеют место недооценка роли и снижение внимания к организации взаимодействия с ветеранами следствия.

В целях реализации государственной политики в отношении ветеранов, дальнейшего совершенствования взаимодействия следственных органов СК России с общественными ветеранскими организациями СК России, повышения уровня их участия в решении задач, стоящих перед СК России, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федераций от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям подразделений центрального аппарата СК России, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов, учреждений и организаций СК России (далее — следственные органы, учреждения и организации СК России):

обеспечить постоянный личный контроль за состоянием работы по взаимодействию с ветеранскими организациями, созданием условий для обеспечения их деятельности;

использовать опыт ветеранов следствия при принятии решений по вопросам обучения и воспитания кадров, планирования и организации служебной деятельности, согласовывать порядок участия ветеранов следствия в работе по патриотическому воспитанию и профессиональному становлению молодых специалистов СК России, учащихся кадетских классов СК России;

привлекать ветеранов следствия к подготовке учебно-методических, обзорных, аналитических, справочных материалов, а также для проведения занятий в образовательных учреждениях СК России и с учащимися кадетских классов, в том числе и на возмездной основе, в соответствии с организационно-распорядительными документами СК России;

обеспечивать участие представителей следственных органов, учреждений и организаций СК России в мероприятиях, проводимых ветеранами;

содействовать ветеранам в реализации их правовой и социальной защиты, в случае необходимости оказывать им морально-психологическую поддержку, вовлекать их в общественно полезную деятельность с учетом состояния здоровья, оказывать им содействие в получении медицинской и социально-бытовой помощи;

обеспечить содействие в подготовке и издании материалов о ветеранах следствия, их боевом и профессиональном прошлом;

включать в перечень изучаемых вопросов при проверке деятельности следственных органов, учреждений и организаций СК России состояние их работы по взаимодействию с ветеранами;

способствовать привлечению к участию в деятельности ветеранских организаций работников, увольняемых из следственных органов, учреждений и организаций СК России в связи с выходом на пенсию;

систематически организовывать встречи руководства СК России, следственных органов, учреждений и организаций СК России с членами ветеранских организаций;

представлять в установленном порядке к награждению ведомственными наградами лиц, внесших наибольший вклад и активно участвующих в деятельности ветеранских организаций по сохранению традиций российского следствия, обучению и воспитанию молодого поколения сотрудников СК России;

организовать взаимодействие с профсоюзными и другими общественными организациями в целях использования их возможностей для улучшения условий жизни ветеранов, удовлетворения их интересов, проведения культурно-просветительской и оздоровительной работы.

2. Управлению взаимодействия со средствами массовой информации оказывать содействие ветеранским организациям в освещении проблем ветеранов на официальном сайте СК России, в сети Интернет, печатных изданиях, средствах теле- и радиовещания под специальными рубриками.

3. Координацию деятельности по взаимодействию с общественными организациями ветеранов следственных органов возложить на управление кадров.

4. Результаты проделанной работы отражать в докладах за полугодие и год.

5. Считать утратившим силу приказ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 08.12.2010 № 63 «О взаимодействии с ветеранами Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации, курирующего кадровую работу, и заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководителя Главного военного следственного управления.

Приказ Следственного комитета России от 2 сентября 2011 г. N 134 «О взаимодействии с ветеранами Следственного комитета Российской Федерации»

Текст приказа размещен на сайте Следственного комитета Российской Федерации в Internet (http://www.sledcom.ru)

Обзор документа

Следственный комитет России (СК России) издал приказ, направленный на более тесное сотрудничество ведомства с ветеранами следствия.

СК России, в частности, намерен использовать опыт своих ветеранов в обучении и воспитании кадров, планировании и организации служебной деятельности, подготовке учебно-методических, справочных и иных материалов. В целях повышения качества взаимодействия предусмотрены организационные меры, например, содействие в подготовке и издании материалов о боевом и профессиональном прошлом ветеранов, проведение систематических встреч руководства СК России с ветеранскими организациями.

Результаты проделанной работы отражаются в докладах за полугодие и год.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Межведомственный приказ от 3 апреля 2008 г. № 54/308/144/163/117/40

Приказ от 3 апреля 2008 г. № 54/308/144/163/117/40

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПРИ ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О взаимодействии дежурных служб государственных органов в области обмена оперативной информацией о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, имеющих особую общественную значимость

В целях обеспечения неукоснительного исполнения уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, оперативного реагирования на сообщения о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, нарушениях законных прав и интересов граждан, организации обмена информацией между дежурными службами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»,

П Р И К А З Ы В А Е М:

1. Первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации, заместителям Министра внутренних дел Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, первому заместителю Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а также руководителям подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, указанных федеральных органов исполнительной власти и Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в ведении которых находятся дежурные службы, принять необходимые меры по организации межведомственного взаимодействия в целях своевременного обмена оперативной информацией о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, имеющих особую общественную значимость.

Смотрите так же:  Понятие общий трудовой стаж

2. Дежурным службам Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в соответствии с ведомственной компетенцией и подследственностью своевременно извещать дежурного прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, дежурного референта Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по телефону, при необходимости с соблюдением мер, обеспечивающих защиту передаваемых сведений, и последующим письменным уведомлением в течение суток о происшествиях чрезвычайного характера, в том числе:

о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (статьи 275-282 2 Уголовного кодекса Российской Федерации);

о катастрофах, авариях, взрывах, пожарах, стихийных бедствиях, повлекших человеческие жертвы либо создавших аварийную обстановку на морском, речном, железнодорожном и воздушном транспорте, предприятиях ядерно-энергетического комплекса, угрожающую жизни и здоровью населения, безопасности транспортной инфраструктуры;

о преступлениях против общественной безопасности (терроризм, захват заложников, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, массовые беспорядки);

об угонах или захвате воздушных, морских, речных судов, железнодорожных подвижных составов, боевой техники и вооружения, блокировании аэродромов и транспортных магистралей;

о противоправных действиях, совершенных по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

о нарушениях законодательства при проведении выборов и референдумов (статьи 141, 141 1 , 142, 142 1 Уголовного кодекса Российской Федерации);

о нарушениях установленного порядка проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, угрожающих общественной безопасности и повлекших тяжкие последствия;

о вооруженных нападениях или групповых побегах подозреваемых или обвиняемых, содержащихся под стражей, осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также беспорядках в местах исполнения уголовного наказания;

о групповых побегах военнослужащих, содержащихся в дисциплинарных частях, дезертирстве или самовольном оставлении воинской части с оружием;

о нападениях на сотрудников правоохранительных органов, судей, депутатов, главных редакторов и журналистов средств массовой информации, военнослужащих при исполнении ими служебных обязанностей, повлекших причинение потерпевшим смерти или телесных повреждений, а также о самоубийствах вышеперечисленных лиц;

о задержании иностранных граждан (иностранных подданных), пользующихся дипломатическим иммунитетом, либо о совершении в отношении их преступлений;

о преступлениях в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (статьи 228, часть 2; 228 1 , часть 3; 229, часть 3 Уголовного кодекса Российской Федерации);

о других преступлениях и происшествиях, имеющих особую общественную значимость.

Указанную информацию о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, учреждения, в гарнизоне, а также о чрезвычайных происшествиях в воинских частях, учреждениях, гарнизонах передавать оперативным дежурным Главной военной прокуратуры и военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

3. Дежурным службам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации своевременно осуществлять обмен информацией о преступлениях и чрезвычайных происшествиях. В случаях, не терпящих отлагательства, принимать меры экстренного реагирования с учетом конкретной ситуации.

4. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации осуществлять межведомственное взаимодействие в целях обмена оперативной информацией между дежурными подразделениями на основе совместных приказов.

5. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 21 марта 2005 г. № 10/195/159/83 «О порядке взаимодействия дежурных служб Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» признать утратившим силу.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, первого заместителя Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Соотношение функций единого следственного комитета и прокуратуры РФ

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Статья просмотрена: 3514 раз

Библиографическое описание:

Безвершенко Д. А. Соотношение функций единого следственного комитета и прокуратуры РФ [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, март 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 52-55. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/83/3556/ (дата обращения: 20.01.2019).

Следственный комитет Российской Федерации (СКР) — следственный орган в России, образованный вместо Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, начавший свою деятельность с 15 января 2011 годах [12]. Структурная схема следственного комитета представлена на рис.1

Рис. 1. Структура Следственного комитета

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» [2,14].Структурная схема прокуратуры представлена на рис.2

Рис. 2. Структура Прокуратуры РФ

На протяжении последующего десятилетия неоднократно предпринимались попытки внести законопроекты о реформировании следственных органов.

О важности налаживания правового механизма уголовного преследования и организации органов его осуществляющих в условиях состязательности и разделения властей Н. В. Муравьев высказался так: «Разделение уголовно-судебных функций (на судебную, защитную и обвинительную) в состязательном уголовном судопроизводстве и потребность в специальном государственном органе, полномочным на реализацию публичного уголовного преследования делает прокуратуру органом обвинительной власти» [7,9].

В 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [2,3,4].

В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.

Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации [2]. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

Смотрите так же:  Договор купли продажи квартиры несовершеннолетним

На данном этапе развития, несмотря на организационно-правовое объединение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с органами прокуратуры, определенная административная подчиненность руководителя следственного ведомства Генеральному прокурору Российской Федерации была устранена. Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Модель организации следственного органа уже на том этапе по своей правовой сути не являлась административной. Она включала в себя практически все традиционные элементы (признаки) вневедомственной модели: организационную независимость и отсутствие административного подчинения и подотчетности руководителю непрофильного ведомства; функциональную независимость, которая обеспечивала объективность и беспристрастность расследования. Организационная включенность в структуру органов прокуратуры носила лишь формально-правовой, а не административный характер [12].

Однако окончательное восстановление вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [6].

Согласно пояснительной записке проекта данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, укрепит взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.

Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.

Возникнет логическая цепь оперативник — следователь — государственный обвинитель — судья, где каждое звено подчиняется своему руководителю, имеет свои критерии работы и ведомственные интересы.

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я Чайка является сторонником создания единого следственного комитета и считает, что соотношение функций следственного комитета и прокуратуры должно происходить следующим образом: «Прокурор смотрит за состоянием законности при расследовании преступлений с момента возбуждения уголовного дела, то есть прокурор должен иметь возможность вникать, насколько обоснованно предъявлено обвинение конкретному лицу. Именно с момента предъявления обвинения можно говорить о реализации функции уголовного преследования, и это прерогатива прокурора. Все следственные действия, которые затрагивают конституционные права граждан, которые требуют санкции суда, должны проходить с участием прокурора. Все остальные функции выполняет следствие: руководит, направляет расследование, закрепляет доказательства. Но у прокурора всегда должна быть возможность взаимодействовать со следователем, потому что именно прокурор будет поддерживать обвинение в суде от имени государства» [11].

Старший помощник руководителя следственного управления В. Р. Аврора по Приморскому краю отмечает: «Подводя итоги трехгодичной деятельности, можно с уверенностью сказать, что создание самостоятельного следственного органа придало новые качественные возможности следствия. Разделение следствия и надзора считаю правильным, так как его можно сравнить с принципом разделением властей: законодательной, исполнительной и судебной. Следователь СКР самостоятельно расследует, принимает решение, но вместе с тем прокуратура осуществляет надзор. При такой расстановке сил качество следствия повышается» [10].

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации — самостоятельный следственный орган, надзор за уголовно — процессуальной деятельностью которого осуществляет прокуратура Российской Федерации на общих основаниях, как и за остальными правоохранительными органами.

Следственный комитет (СКР) — единая федеральная централизованная система создана путем выделения из иной системы. Одним из результатов реформы досудебного производства и выделения СКР стало противостояние СКР и прокуратуры. Одной из причин конфликта ведомств послужил порядок создания СКР как системы. Вновь созданная система должна аргументировать целесообразность своего образования, а для этого показать большую результативность своей деятельности. Расчлененная материнская система, напротив, стремится к обратному обоснованию — нецелесообразности и неэффективности реформы. Поэтому противостояние и конфликт ведомств на первоначальном этапе становления СКР и прокуратуры, лишенной следствия, был, как представляется, неизбежен и предсказуем [8].

Ю.Я Чайка считает, что баланс между следствием и надзором нарушен по причине несовершенства законодательства [11].

Следовательно, пока на законодательном уровне так и не решен вопрос о разделении между ветвями государственной власти таких уголовно-процессуальных функций, как уголовное преследование, составными частями которого являются раскрытие преступлений, впоследствии перерастающее в обвинение, и предварительное расследование, оценивать результативность выделения СКР из органов прокуратуры невозможно.

Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон от 06.06.2007 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О Следственном комитете Российской Федерации»

  • Александров А. С. К вопросу о создании единого Следственного комитета / Россия — родина слонов? // Вестник СГАП. 2010. № 6. — С. 17–21.
  • Маслов И. В. От следственного комитета к единому органу расследования. «Законность», 2012, N 3 из информационного банка «Юридическая пресса»
  • Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Пособие для прокурорской службы: в 2-х томах. Т. 1. М., 1899. С. 4–5, 26.
  • Деловое еженедельник «Конкурент». Нужна ли была реформа прокуратуры? От 07.09.2010г. http://www.konkurent.ru/list.php?id=1252
  • «Прокуратура — государственный поверенный в делах законности» http://www.genproc.gov.ru/genprokuror/interview/document-65710/

    Официальный сайт Следственного комитета РФ. http://www.sledcom.ru/

    Электронная энциклопедия Википедия http://ru.wikipedia.org

    Место прокуратуры Российской Федерации.

    Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти, Генеральный прокурор, свобода человека, орган прокуратуры, основа подчинения, судебная власть.

    О полномочиях прокурора на заключительном этапе.

    Полномочия прокурора в досудебной стадии уголовного судопроизводства существенно изменил Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О.

    Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве.

    следственный орган, предварительное следствие, прокурор, РФ, Следственный комитет, устранение нарушений, требование прокурора, федеральное законодательство, начальник подразделения дознания, руководитель.

    Роль прокурора в уголовном судопроизводстве РФ

    РФ, Российская Федерация, прокурор, уголовное судопроизводство, прокуратура, Следственный комитет, государственный обвинитель, прокурорский надзор, уголовный процесс.

    Роль прокурора на стадии предварительного расследования

    уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела. Существенные нарушения уголовнопроцессуального кодекса.

    Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

    возбуждение уголовного дела, РФ, уголовное преследование, следственный орган, уголовный процесс, предварительное следствие, полномочие прокурора, орган дознания, постановление прокурора, прокурор.

    Практические аспекты организации международно-правового.

    Поскольку прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

    Рассмотрение жалоб на действия и решения органов.

    Уголовнопроцессуальный закон в статье 124 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) предусматривает право прокурора рассматривать и разрешать жалобы на действия органов уголовного преследования [1]. Работа по.

    Исключение недопустимых доказательств прокурором

    предварительное расследование, следственный орган, прокурор, уголовнопроцессуальное законодательство, предварительное следствие, полномочие прокурора, Российская Федерация.

  • 108shagov.ru. Все права защищены. 2019