Введение в эксплуатацию по решению суда

Оглавление:

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2013 г. N Ф09-11164/13 по делу N А60-51664/2012 (ключевые темы: объекты капитального строительства — разрешение на строительство — градостроительный план земельного участка — разрешение на ввод в эксплуатацию — проектная документация)

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2013 г. N Ф09-11164/13 по делу N А60-51664/2012

12 ноября 2013 г.

Дело N А60-51664/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2013 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

Председательствующего Татариновой И.А.,

судей Лукьянова В.А., Поротниковой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Сысертского городского округа (далее — администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2013 по делу N А60-51664/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Спортивный клуб «Финский залив» (ИНН 6658332895, ОГРН 1086658035221; далее — общество) — Фомин А.А. (доверенность от 26.09.2013).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями о признании незаконным отказа администрации в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «База отдыха» (2 этапа строительства) по адресу: Свердловская область, Сысертский район, в 1,5 км юго-западнее п. Верхняя Сысерть, оформленного письмом от 14.12.2012 N 5569, и обязании главы Сысертского городского округа выдать обществу разрешение на ввод в эксплуатацию названного объекта капитального строительства.

Решением суда первой инстанции от 22.04.2013 (судья Евдокимов И.В.) заявленные требований удовлетворены. Суд обязал администрацию выдать обществу разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в течение 10 дней со дня вступления в силу судебного решения.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013 (судьи Риб Л.Х., Осипова С.П., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация просит названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

Заявитель кассационной жалобы полагает, что ссылка суда апелляционной инстанции на возможность внесения изменений в проектную документацию без внесения изменений в разрешение на строительство не корреспондируется с положениями ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) имеющей императивный характер.

Кроме того, по мнению администрации, судами не приведено обоснований незаконности отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, фактическая площадь которого не соответствует заявленной.

Помимо изложенного, администрация отмечает нарушение обществом требования о невозможности разделения земельного участка, на котором ведется строительство, установленного градостроительным планом.

Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Согласно ч. 1 ст. 55 Кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

В соответствии с ч. 10 ст. 55 Кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства.

На основании ч. 2 ст. 55 Кодекса для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Для принятия уполномоченным органом решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщику необходимо представить документы, поименованные в ч. 3 ст. 55 Кодекса. Перечень оснований для отказа в выдаче разрешений приведен в п. 6 , 7 ст. 55 Кодекса.

В силу ч. 6 ст. 55 Кодекса основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: 1) отсутствие документов, указанных в ч. 3 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 15.10.2010 администрацией обществу было выдано разрешение N RU 66341000-154 на строительство объекта капитального строительства «База отдыха» (2 этапа строительства) по адресу: Свердловская область, Сысертский район, в 1,5 км юго-западнее п. Верхняя Сысерть.

Согласно названному разрешению обществу надлежало построить 65 зданий жилых — «дом временного пребывания», 7 зданий нежилых — «административных» (административное здание, три здания поста охраны, здания трансформаторной подстанции, дизельной электростанции, насосного водопровода).

Строительство осуществлялось на двух земельных участках, один из которых (кадастровый номер 66:25:2702001:283) принадлежит обществу на праве собственности, другой (кадастровый номер 66:25:2702001:635) предоставлен в аренду по договору аренды земельного участка от 24.03.2010 N 10087, заключенному между администрацией и обществом под строительство базы отдыха с целью расширения существующей базы отдыха.

По окончании работ по строительству объекта капитального строительства обществом в адрес администрации направлено заявление о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Письмом от 14.12.2012 N 5569 администрация отказала обществу в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию названного объекта капитального строительства, указав в качестве оснований следующее: несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; несоответствие градостроительному плану земельного участка (изменились данные по местоположению и конфигурации земельного участка, арендованного у Администрации Сысертского городского округа); в градостроительном плане земельного участка N RU66341000878 указано о невозможности разделения земельного участка с кадастровым номером 66:25:2702001:283 (собственность), 66:25:2702001:635 (аренда).

Необоснованность отказа в выдаче обществу разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства по мотиву несоответствия градостроительному плану земельного участка, признана администрацией при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Изучив материалы дела, суды выявили, что площади домов временного пребывания всех типов по данным БТИиРН отличаются от проектных в связи с применением коэффициентов БТИиРН; площадь административно-бытового корпуса отличается от заявленной в разрешении на строительство в связи с изменением проектной документации по инициативе застройщика (общества).

Судами также установлено, что о внесении изменений в проектную документацию на строительство административно-бытового корпуса, а также о несовпадении параметров площади возведенных домов временного пребывания с указанной в разрешении на строительство по причине применения уполномоченными государственными и муниципальными органами при постановке на кадастровый учет данных объектов недвижимости понижающих коэффициентов при определении площади вспомогательных помещений, общество уведомило администрацию (подписка от 29.10.2012 N 2 с отметкой о получении документа администрацией).

Указанные в названной подписке N 2 сведения подтверждены представленными обществом в материалы дела заключением «Уральского Центра земельного права» от 18.04.2013, содержащим выводы о том, что расхождения по площадям и строительным объемам являются следствием различных методик измерения, происходят за счет площадей вспомогательных помещений (террас), а также заключением общества с ограниченной ответственностью «Архстройинвест» от 03.04.2013 о соответствии возведенных объектов недвижимости проектной документации.

Судами учтено, что соответствие возведенных обществом объектов проектной документации и разрешению на строительство подтверждено кадастровыми паспортами на все строения, поименованные в разрешении на строительство как «Дома временного пребывания» различных типов и административно-бытовой корпус, паспортизованные в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Доказательства, опровергающие соответствие возведенных объектов капитального строительства проектной документации с учетом ее изменений, а также применения уполномоченными государственными и муниципальными органами при постановке на кадастровый учет объектов недвижимости понижающих коэффициентов при определении площади вспомогательных помещений, суду не представлены.

Кроме того, суды отметили, что объектами капитального строительства являются не земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, находящегося в собственности общества, а здания и сооружения, построенные на земельном участке.

Градостроительным планом земельного участка N RU66341000878, утвержденным постановлением администрации от 25.07.2010 N 1484, предусмотрено строительство 62 корпусов «гостиничного типа» и 7 «административных зданий», предельная этажность — 2 этажа, максимальный процент застройки в границах земельного участка — 91,7%.

Площади объектов капитального строительства в названном градостроительном плане земельного участка не установлены.

Суды с учетом ч. 4 ст. 44 Кодекса верно указали, что информация о возможности либо невозможности разделения земельного участка не является обязательным требованием градостроительного плана земельного участка, поскольку она может как включаться в состав градостроительного плана, так и не включаться.

Обществу как собственнику земельного участка с кадастровым номером 66:25:2702001:283 принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Реализуя полномочия собственника, общество вправе произвести разделение земельного участка в порядке, установленном земельным законодательством.

При этом судами установлено, что нарушений границ застройки земельного участка, определенных градостроительным планом, администрацией не выявлено. Негативные последствия от разделения земельного участка для построенных объектов администрацией не установлены.

Доказательства, свидетельствующие о том, что в результате раздела принадлежащего обществу земельного участка участок невозможно использовать для размещения базы отдыха, администрацией не представлены.

Смотрите так же:  Налог на автомобиль удмуртия

При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 65 , 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в нарушение положений ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрацией не доказана законность действий по отказу в выдаче обществу разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства по основаниям, указанным в письме от 14.12.2012 N 5569.

Таким образом суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.

Следует отметить, что доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов ( ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286 , 287 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2013 по делу N А60-51664/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Сысертского городского округа — без удовлетворения.

Введение в эксплуатацию по решению суда

Деятельность суда

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С УД

Судья Рыбалко В.И. Дело № 33-418/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ульяновск 3 февраля 2015 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е., Нефёдова О.Н.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе жилищно-строительного кооператива «Улица Рылеева» на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 31 октября 2014 года, по которым постановлено:

Заявление Жилищно-строительного кооператива «Улица Рылеева» о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности выдать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Р***, д. ***, в течение одного месяца со дня принятия решения суда – оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., объяснения представителей ЖСК «Улица Рылеева» Ситникова В.Б., Сергиенко А.Н., Елышевой О.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации города Ульяновска Кормилицыной С.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ЖСК «Улица Рылеева» обратился в суд с заявлением о признании завершенного строительством многоквартирного жилого дома с количеством этажей – 3 с мансардой по улице Р***, *** в Ленинском районе города Ульяновска соответствующим проектной документации, требованиям технических регламентов и энергоэффективности и о возложении на администрацию г.Ульяновска обязанности выдать разрешение на ввод в эксплуатацию указанного многоквартирного жилого дома в течение одного месяца со дня принятия решения суда.

В обоснование указал, что Ю*** О.И. и Р*** Д.И. принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, площадью 2510 кв. м., кадастровый номер № ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Р***, д. ***.

26 декабря 2008 г. ОАУ «У***» выдано положительное заключение государственной экспертизы № *** на проектную документацию на данный дом.

4 февраля 2009 г. администрацией г. Ульяновска Р*** Д. И. и Ю*** О.И. было выдано разрешение № *** на строительство пятиэтажного многоквартирного жилого дома на 50 квартир по ул. Р***, *** в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО «В***», которое 4 сентября 2009 г. было продлено до 4 июля 2010 г.

12 февраля 2010 г. в адрес Государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области было направлено извещение о сроке начала строительства многоквартирного жилого дома.

Однако письмом от 4 октября 2010 г. администрацией г. Ульяновска было отказано в продлении разрешения на строительство 5-этажного дома со ссылкой на нахождение в непосредственной близости от земельного участка объекта культурного наследия регионального значения – Германовской церкви с реконструируемой колокольней и отсутствие в государственной экспертизе раздела, касающегося оценки соответствия проектной документации требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

4 июля 2011 г. администрация г. Ульяновска выдала разрешение №*** на строительство многоквартирного дома по ул. Р***, ***, количество этажей — 3, на 30 квартир, на срок до 5 сентября 2012 г.

Государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области не осуществляла надзор за строительством трехэтажного многоквартирного жилого дома.

В сентябре 2011 г. был учрежден ЖСК «Улица Рылеева». Ю*** О. И. и Р*** Д. И., являясь членами ЖСК, передали земельный участок ЖСК «Улица Рылеева» по договору безвозмездного пользования для строительства многоквартирного дома для членов ЖСК.

ЖСК «Улица Рылеева» заключил с ЗАО «У*** механизации №5!%» договор генподряда на строительство многоквартирного жилого дома и ввода его в эксплуатацию. ООО «В***», имеющее соответствующие лицензии и допуски СРО, осуществляло авторский и строительный контроль на протяжении всего срока строительства многоквартирного жилого дома.

26 марта 2012 года администрацией г. Ульяновска Ю*** О. И. и Р*** Д.И. было выдано разрешение № RU *** на строительство многоквартирного жилого дома по ул. Р***, ***, с количеством этажей — 3 с мансардой, на 40 квартир, в связи с корректировкой проектной документации, сроком до 1 июня 2013 г.

На ноябрь 2012 г. строительство многоквартирного жилого дома было завершено, оставались внутренние отделочные работы.

12 марта 2014 г. администрацией г. Ульяновска ЖСК «Улица Рылеева» было выдано разрешение № *** на строительство многоквартирного жилого дома по ул. Р***, ***, в Ленинском районе г. Ульяновска, с количеством этажей — 3 с мансардой, на 40 квартир, сроком до 1 сентября 2014 г.

Администрация г. Ульяновска отказала ЖСК «Улица Рылеева» в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию завершенного строительством многоквартирного жилого дома по ул. Р***, ***, ссылаясь на отсутствие заключения Главной государственной инспекции регионального надзора и на несоответствие объекта технико-экономическим показателям, указанным в разрешении на строительство, а именно: этажности и общей площади здания.

Однако письмами проектировщика (ООО «В***») и кадастровой службой (ООО «Г*** ***») подтверждается, что отклонение проектной пощади от фактической является несущественным, и что не выявлено отклонений от проектной документации, количество этажей соответствует проекту. Были проведены дополнительные экспертизы: инструментальное обследование фрагментов жилого дома и тепловизионное обследование, которые подтвердили соответствие построенного объекта проектной документации и требованиями технических регламентов.

25 сентября 2014 г. ЖСК «Улица Рылеева» повторно обратилось в администрацию г. Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию с приложением указанных дополнительных документов. Однако администрация г. Ульяновска вновь отказала в выдаче разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию по тем же основаниям, что и ранее.

В настоящее время многоквартирный дом фактически заселен членами ЖСК, выплатившими паевые взносы на строительство данного дома. Дом подключен к системам энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Жилой дом соответствует всем нормативным требованиям и может эксплуатироваться без ограничений.

Отказ администрации г. Ульяновска в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является препятствием для постановки многоквартирного жилого дома на государственный учет и исключает возможность для регистрации членами ЖСК своих прав на квартиры.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 октября 2014 года в принятии иска в части требования ЖСК «Улица Рылеева» к администрации г. Ульяновска о признании завершенного строительством многоквартирного жилого дома соответствующим проектной документации, требованиям технических регламентов и энергоэффективности отказано.

Судом к участию в деле привлечены Замотина С.С., Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.

Рассмотрев заявленное требование по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ЖСК «Улица Рылеева», не соглашаясь с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в том, что суд необоснованно переквалифицировал заявленные им в порядке искового производства исковые требования на требования, разрешаемые в порядке главы 25 ГПК РФ, и постановил решение об отказе по формальному признаку: в связи с отсутствием заключения Управления государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области.

Вывод суда о том, что ЖСК «Улица Рылеева» признал факт строительства многоквартирного жилого дома без извещения о начале строительства органа государственного регионального надзора ошибочен. Суду было представлено извещение в Государственную инспекцию строительного надзора от 12 февраля 2010 года о начале строительства 5-тиэтажного многоквартирного дома с отметкой о его получении. Соответствующий контроль на начальном этапе строительства дома осуществлялся. ЖСК не может нести ответственности в виде неполучения соответствующего заключения в связи с невыполнением в последующем данным надзорным органом полномочий, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ. Получение новых разрешений на строительство дома с изменениями в проектной документации не влечет отмену полномочий государственного строительного надзора по проведению надзора за строительством этого дома, если извещение о начале строительства получалось инспекцией и не отзывалось застройщиком.

Кроме того, по рекомендации Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области ЖСК обратился для проведения технического обследования в Автономную некоммерческую организацию Орган сертификации в строительстве «У***», данная некоммерческая организация выдала техническое заключение о соответствии построенного дома техническим регламентам.

Им были представлены в суд заключения и технические экспертизы, подтверждающие, что возведенный многоквартирный дом соответствует требованиям технических регламентов и энергоэффективности, выводы которых администрацией не оспаривались. Однако судом в нарушение ч.4 ст. 98 ГПК РФ не дана оценка указанным доказательствам, не назначена судебная строительно-техническая экспертиза в порядке ч.1 ст. 79 ГПК РФ.

Получить заключение государственного строительного надзора невозможно, так как надзор за строительством дома не осуществлялся. Однако в законе не указано, что заключение государственного строительного надзора является единственным доказательством соответствия построенного дома требованиям технических регламентов.

Смотрите так же:  Образец заявления работника о включении в реестр требований кредиторов

Довод ответчика о том, что построенный дом не соответствует разрешенным параметрам строительства, является необоснованным.

Увеличение общей площади построенного дома не выходит за рамки допустимых погрешностей, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ. Расхождение данных по фактической общей площади дома с данными в разрешении на строительство не свидетельствует о том, что дом построен с отклонением от проекта, технических регламентов или с отклонением от градостроительного плана земельного участка. Планировка этажей в проекте и в техническом плане полностью совпадают.

Отказ администрации г. Ульяновска в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию создает препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Представитель КУГИГ администрации города Ульяновска, Замотина С.А. в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ЖСК «Улица Рылеева», возражения на апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Материалами дела установлено, что по улице Р***, д. *** в Ленинском районе г. Ульяновска возведен трехэтажный многоквартирный жилой дом с подвалом и мансардой на 40 квартир.

Строительство указанного многоквартирного жилого дома осуществлялось с 2009 года на основании разрешений на строительство, выдаваемых администрацией г.Ульяновска на определенный срок, в том числе последнего разрешения на строительство № RU ***, выданного администрацией г.Ульяновска на срок до 1 сентября 2014 года жилищно-строительному кооперативу «Улица Рылеева».

Администрация г. Ульяновска 22 апреля 2014 г., рассмотрев обращение ЖСК «Улица Рылеева» и представленные им документы, отказала в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию завершенного строительством многоквартирного жилого дома по ул. Рылеева, ***, ссылаясь на отсутствие заключения Главной государственного инспекции регионального надзора Ульяновской области и на несоответствие объекта технико-экономическим показателям, указанным в разрешении на строительство, а именно: этажности и общей площади здания.

На повторное обращение 25 сентября 2014 г. ЖСК «Улица Рылеева» с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию завершенного строительством многоквартирного жилого дома по ул. Р***, *** в г. Ульяновске с приложением дополнительных документов (писем проектной организации — ООО «В***», кадастровой организации — ООО «Г*** ***» относительно отклонения проектной пощади объекта от фактической и отсутствия отклонений от проектной документации в остальной части, дополнительных экспертиз: инструментального обследование фрагментов жилого дома и тепловизионного обследования), администрацией г. Ульяновска вновь было отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию завершенного строительством многоквартирного жилого дома по ул.Р***, *** по тем же основаниям, что и ранее.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» ввод объекта в эксплуатацию является одной из форм обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации (ч. 1) .

Для ввода в эксплуатацию застройщик обращается в орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 2) .

Часть 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает перечень документов, которые необходимо представить для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта, в том числе, пунктом 9 указано на необходимость представления заключения органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (п. 9 ч. 3) .

В части 6 указанной статьи приведены основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в частности, пунктом 1 предусмотрено такое основание, как отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи.

Из приведенных положений действующего законодательства следует, что для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию представление заключения государственного строительного надзора обязательно, и его отсутствие является безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Суд первой инстанции, установив, что ЖСК «Улица Рылеева», обращаясь с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не представил заключение Главной государственного инспекции регионального надзора Ульяновской области о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, правомерно постановил решение об отказе в возложении на администрацию г.Ульяновска обязанности по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Р***, д. ***.

Таким образом, судебная коллегия находит состоявшееся по делу решение суда правильным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права рассмотрением заявленных ЖСК «Улица Рылеева» требований не в порядке искового производства, а в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются несостоятельными.

Требования заявителя о возложении на администрацию г.Ульяновска обязанности по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию вытекают из публичных правоотношений и не носят материально-правовой характер, защищаемый в исковом производстве.

Поскольку отношения возникли непосредственно вследствие отказа органа местного самоуправления в выдаче указанного разрешения и носят характер публично-правовых отношений, настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, заявление ЖСК «Улица Рылеева» правильно рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В данном случае судом не допущены ошибки в применении и толковании норм процессуального права, влекущие отмену судебного решения.

Ссылки в апелляционной жалобе на выполнение обязанности по извещению Государственной инспекции строительного надзора о начале строительства многоквартирного жилого дома по ул. Р***, *** в г. Ульяновске и незаконность невыполнения указанным надзорным органом полномочий по осуществлению надзора за строительством возводимого объекта, не свидетельствуют о неправильности выводов суда первой инстанции о правомерности отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство и не влекут отмену судебного решения. Законность действий (бездействия) данного надзорного органа не являлась предметом судебной проверки при рассмотрении судом первой инстанции настоящего дела.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, указанные выше, судебная коллегия считает, что ссылки в жалобе ЖСК «Улица Рылеева» на представленные доказательства (заключения и технические экспертизы и др.), подтверждающие соответствие возведенного многоквартирного дома проектной документации, требованиям технических регламентов и энергоэффективности, не влияют на правильность судебного решения. Указанные доказательства не являются заключением государственного строительного надзора о соответствии многоквартирного жилого дома требованиям технических регламентов и проектной документации, наличие которого обязательно для выдачи разрешения на ввод указанного объекта в эксплуатацию. Исходя из этого, судебная коллегия считает также, что оснований для назначения судебной строительно-технической экспертизы в рамках настоящего дела не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что отказом администрации г.Ульяновска в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома создаются препятствия к осуществлению членами ЖСК их законных прав и интересов по регистрации права собственности на квартиры в данном доме не являются основанием для отмены правильного решения.

В силу изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 31 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива «Улица Рылеева» – без удовлетворения.

Ввод дома в эксплуатацию через суд

Оставьте заявку сейчас и получите
книгу в подарок

Акция только для новых клиентов!

Спешите отправить заявку!
До конца акции осталось

Ввод дома в эксплуатацию через суд: компания «Аегро» предлагает помощь в оформлении по решению суда

Завершающим этапом строительства жилого многоквартирного здания является введение дома в эксплуатацию, для чего владельцу или управляющей организации следует получить соответствующее разрешение. Только после этого жильцы могут въезжать в свои квартиры и обустраивать жилье. Наличие документа подтверждает соответствие здания всем нормативам и требованиям безопасности.

Традиционно процедура получения подобного разрешения начинается со сбора документов, когда строительство уже полностью завершено. Для ввода здания в эксплуатацию необходимо собрать пакет документов:

  • техпаспорт на здание, его проект;
  • право собственности на участок;
  • разрешение на строительство на данном участке;
  • свидетельство о постановке его на учет;
  • получение адреса;
  • свидетельство о выполнении технических условий от поставщиков газа, тепла, электричества;
  • договора, подтверждающие обеспечение дома всеми необходимыми коммуникациями;
  • подтверждение пожарной, санитарной, инженерной безопасности;
  • документальное подтверждение о том, что все необходимые инженерные системы работают.

Таким образом, проводится комплексное исследование, которое даст возможность получить техническое заключение о соответствии здания нормам. Компания «Аегро» располагает штатом специалистов и необходимым оборудованием для проведения такого рода процедур и лицензией для выдачи соответствующего заключения.

При этом для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию не менее важными являются и такие документы, как:

  • разрешение на строительство на определенном участке по указанному адресу;
  • разрешение на возведение именно жилого дома;
  • схема участка.

Решение о выдаче разрешения на ввод здания в эксплуатацию принимает целая комиссия. При наличии каких-либо несоответствий выдается акт для проведения дополнительных работ, которые помогут устранить факторы, нарушающие нормы, СНИПы и другие требования. Поэтому мы рекомендуем до обращения в ГАСН получить техническое заключение о соответствии здания нормам. Тогда вы сможете быть уверенными в выдаче официальных разрешений. Если со стороны застройщика были выполнены все условия, а в выдаче документа отказано, можно оспорить принятое решение. Тогда осуществляется ввод дома в эксплуатацию через суд.

Смотрите так же:  Только центральный банк имеет право на

Особенности процедуры

Чтобы доказать свою правоту, необходимо собрать тот же пакет документов, что требуется и при подаче заявки на получение разрешения. При этом его нужно дополнить официальным отказом в выдаче разрешения на ввод здания в эксплуатацию. Для того чтобы осуществить ввод дома в эксплуатацию по решению суда, необходимо доказать, что он соответствует всем нормам и правилам, является безопасным для проживания и построен там, где было разрешено строительство. То есть следует предоставить все перечисленные выше документы и свидетельства того, что здание полностью соответствует нормам и требованиям безопасности.

Так как причиной отказа могут быть самые разнообразные несоответствия – между проектом и результатом, требованиями обеспечения коммуникациями и наличием таковых и др., следует учесть все нюансы, перепроверить все факторы. Поэтому без помощи опытных юристов не обойтись, ведь формулировки законодательных актов не всегда ясны специалистам из других областей. Оформление права собственности через суд, как и ввод дома в эксплуатацию, требует не менее детальной подготовки и проверки состояния здания.

Но для прохождения всей процедуры необходимы не только юридические знания и умение использовать все тонкости нормативных актов и документов. Начинать следует с технического обследования здания. Специалисты компании «Аегро» в этом вопросе щепетильны, особенно когда речь идет о решении спорных вопросов через суд. Мы проводим исследование состояния домов и их соответствия нормативным параметрам и требованиям безопасности, обеспечение коммуникациями и соответствие проектной документации. При этом анализируются разрешительные документы и составляется полный отчет относительно всех технических нюансов.

Оформление дома через суд требует не только подтверждения технического соответствия, но и соблюдения всех юридических вопросов, тем более что причин для отказа в выдаче разрешения на ввод здания в эксплуатацию комиссия может найти немало. Иногда случаются и отмены принятых решений после выдачи необходимых застройщику документов. Тогда без помощи юристов не обойтись. Компания «Аегро» предлагает свою помощь в выборе юридически подкованных специалистов с большим опытом. Мы сотрудничаем с ними более 4 лет, поэтому уверены в компетенции наших партнеров и результативности их помощи.

Ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию

Подготовка документов на ввод частного жилья и коммерческих объектов в эксплуатацию ☏ 8 (495) 649-94-39

Юристами Истрариел вводятся в эксплуатацию объекты, как до полутора тысяч метров (что не требует экспертизы), так и свыше полутора тысяч метров, что уже требует экспертизы. Инженеры проводят обследование зданий и, если объекты не наблюдались в Госстройнадзоре, то кадастровые инженеры делают заключение о соответствии строительства (ЗОС) и дальше вводят в эксплуатацию данные объекты.

Последние изменения по вводу строительства в эксплуатацию коснулись не только строительства коммерческих объектов, но и частных домов. С 2017 года стало обязательным внесение информации по объекту капитального строительства в ИСОГД. Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, внесение изменений в строительство, получение разрешения на строительство или реконструкцию, а также продление этих разрешений всё это необходимо регистрировать в ИСОГД. Послабления в строительстве коснулись здания до трёх этажей. По новым правилам о строительстве таких зданий и о вводе их в эксплуатацию, теперь вовсе не обязательно извещать ГосСтройНадзор.

Что необходимо для ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию

Для ввода коммерческого здания в эксплуатацию в первую очередь необходим проект. Проектировщики Истрариел разрабатывают такие проекты. На все типы объектов необходимо предоставлять технический план и разрешение на строительство, это и есть полный пакет документов для ввода.

Сроки ввода объектов в эксплуатацию

Если на объект все документы готовы, это существенно уменьшает время ввода его в эксплуатацию. Если о вводе уже известили, то обычно это полторы — две недели, потом ЗОС – это заключение о соответствии, тоже две недели. Сам ввод объекта занимает, порядка месяца, но только при наличии полного пакета документов.

Когда необходимо выполнять ввод в эксплуатацию

По закону ввод объекта в эксплуатацию требуется, только если это «кривое» ВРИ, например социально-культурно-бытового назначения, при этом обязательно нужно разрешение на строительство.

Если нет разрешения на строительство, ввод объекта в эксплуатацию нельзя получить. Например, обращается владелец малоэтажной жилищной застройки (рекреации). На малоэтажное строительство не выдаются разрешение на строительство индивидуального жилого дома, соответственно ввод объекта в эксплуатацию он никогда не получит.

Что касается «правильных» ВРИ: ИЖС, ЛПХ, садоводство или дачное строительство, то здесь ввод в эксплуатацию не требуется, пока действует ФЗ93 нет смысла тратить на это время и деньги. Но разрешение на строительство это другой вопрос.

Ввод в эксплуатацию незавершённого строительства

С 2017 года сложнее стало вводить в эксплуатацию часть здания даже по решению суда. Практика показывает, что на данный момент в кадастре такое проходит очень редко. При вводе части объекта попросту ставят приостановки, потому что ЕГРН не состыковывается кадастровый номер на объекты. То есть, ситуация в следующем – кадастровый номер присваивается на весь дом, но когда здание делят, образуются новые кадастровые номера, а часть оставшаяся здания не ликвидируется, и если ставить на учёт одну часть, то другая как бы находится в повисшем состоянии. Даже по решению суда, если разделить здание и поставить его часть на учёт, тоже не пройдёт, поэтому этот вопрос остаётся в подвешенном состоянии.

У нас есть опыт и мы оказываем помощь вводу в эксплуатацию таких объектов и подготавливаем документы для получения разрешения на ввод в эксплуатацию таких объектов наряду с завершёнными объектами капитального строительства.

Для чего необходимо выполнять ввод объекта в эксплуатацию?

Разрешение на ввод в эксплуатацию должно содержать сведения об объекте недвижимости, необходимые для постановки построенного объекта на государственный учёт, в т. ч. для всех реконструированных объектов, узаконивание изменение площади здания в возможных целях – для внесения изменений в документы государственного учёта.

Окончательный этап строительного проектирования, означает, что подошло время получать акты ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, после реконструкции, акты приёмки отдельно стоящих зданий.

В настоящее время строительство завершается получением застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Необходимо также будет узаконить изменения фасада (если таковое имело место), в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса который удостоверяет:

  1. выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта в полном объёме;
  2. осуществление строительства в соответствии с разрешением на строительство;
  3. соответствие построенного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации;
  • Архитектурный строительный проект
  • Схема планировочной организации участка СПОЗУ
  • Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)

Ввод в эксплуатацию после реконструкции.

Строительства самовольных построек, или изменение конфигурации и конструкции зданий без разрешения связано с согласованием проектной документации. Это очень необходимые процедуры, до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В таких ситуациях разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в Истрариел сопровождается поэтапно и только на основании разрешения на строительство (выданным ранее органом исполнительной власти субъекта РФ, или органом местного самоуправления), так при узаконивании или капитальном ремонте домов ввод в эксплуатацию является основанием для постановки построенного объекта на государственный учёт, а также служит разрешительной документацией внесения изменений, оформления изменение конфигурации и конструкции строения, в документы государственного учёта реконструированного объекта, что в дальнейшем позволит использовать здание по по его основному назначению.

Какие работы по реконструкции могут проводиться без согласования и последующего ввода в эксплуатацию

Прежде всего, к ним относятся безопасные виды работ, именно на них по данным специалистов агентства Истрариел приходится 20% всех изменений в фасадах. Из перечня документов, которые необходимо собрать для такой реконструкции законодательство требует только разрешение пожарной инспекции и Роспотребнадзора.

В случае, если реконструкция будет проводиться по типовым проектам, то согласовывать её также не нужно, однако после того как работы будут закончены, необходимо будет обратиться в к инспекции и запросить получить акт о приёмке проведённых работ.

Ввод в эксплуатацию после капитального ремонта

По данным полученным из официальных источников, ежегодно в МО порядка 800 домов подвергаются капитальному ремонту, при этом процедуру согласования проходят лишь 40 — 60% из них. Скорее всего, основой служит целая череда стечений обстоятельств и сложность получения разрешающей документации, особенно доставляет неудобств введение информации по объектам в ИСОГД. Согласование и так довольно сложный и долгий процесс, который, порой, доходит до состояния полного абсурда. Именно поэтому большая часть населения Московской области предпочитает перестраивать жилье на свой страх и риск.

Порой получается так, что процедура согласования и получения Акта ввода в эксплуатацию после капитального ремонта оборачивается чем-то невозможным для прохождения, по крайней для полного её согласования. Если к тому же дом признан памятником архитектуры, то без помощи юриста вообще что-то сделать будет — просто нереально.

Федеральное правительство Архитектуры и строительства Московской области, было вынуждено вплотную заняться проблемой ввода в эксплуатацию и изменение конфигурации домов, для того что бы легализовать эту область услуг. Незаконные действия по изменению фасадов повышают риск эксплуатации жилых зданий. Но в тоже время, процедура согласования изменение конструкции строения — это просто неограниченные возможности для запутывания неопытных строительных компаний, подрядных организаций по легализации последующей эксплуатации. Многие даже согласны провести обратные изменения за свой счёт, только бы избежать административного штрафа, даже если он будет значительно меньше стоимости оформления реконструкции.

Застройщикам давно известно, что большинство из тех видов реконструкций, которые сегодня требуют согласования, на самом деле действительно не опасны, но нуждаются в этой процедуре. Все дело в том, что законодательство в этой области утверждалось почти полвека назад и соответственно безнадёжно устарело. Строительные организации уверены, правительству необходимо не контролировать, а лишь обеспечивать соблюдение норм безопасности. Это значит упрощение процедуры согласования капитального ремонта необходимость назревавшая годами, что наконец-то свершится.

Оформление строительства в Истре: 8 (495) 649-94-39

108shagov.ru. Все права защищены. 2019