Возврат излишне уплаченной суммы налога на имущество

Оглавление:

Зачет или возврат излишне перечисленных налогов в бюджет

У любого налогоплательщика может возникнуть ситуация, когда он излишне уплатил налоги в бюджет. В статье раскрываются бухгалтерские и налоговые вопросы возврата налогоплательщику или зачета переплаты по налогам.

Налоговый кодекс РФ устанавливает право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм, излишне перечисленных или взысканных в бюджет.
У налогоплательщиков излишне уплаченные суммы налогов могут возникнуть в результате различных ситуаций: технических ошибок при расчетах, неточности при исчислении налоговой базы и суммы налогов, а также ошибки при перечислении налоговых обязательств. Факт переплаты может обнаружить как налогоплательщик, так и налоговый орган.
Порядок зачета или возврата излишне уплаченных налогов регламентируется ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Общие условия возврата или зачета переплаты

Общие условия зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов:
1. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам
2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму
3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта
4. Обнаружение факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате налога:
— Предложения налогового органа
— Предложения налогоплательщика
5. Совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам
6. Результаты сверки оформляются актом и подписываются налоговым органом и налогоплательщиком

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения таких фактов по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Порядок зачета или возврата налоговым органом излишне уплаченных налогов

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки в случае ее проведения.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Пример 1. ООО «Лира» излишне уплатило в бюджет налог на имущество организаций в сумме 15 000 руб. Руководитель организации написал заявление с просьбой вернуть переплату по налогу.
Налоговый орган проверил расчеты налогоплательщика с бюджетом и обнаружил у ООО «Лира» задолженность по транспортному налогу в размере 3000 и по земельному налогу в размере 1500 руб.
В течение 10 дней с момента получения заявления налоговый орган принял решение о возврате оставшейся части переплаты после проведения зачета в счет предстоящих платежей.
Переплата в размере 10 500 руб. (15 000 руб. — 3000 руб. — 1500 руб.) была возвращена своевременно на расчетный счет организации.
Бухгалтер ООО «Лира» сделал в учете следующие записи:
— зачтена часть переплаты по налогу на имущество в счет погашения недоимки по транспортному налогу:
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на имущество»
Кредит счета 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу», 3000;
— зачтена часть переплаты по налогу на имущество в счет погашения недоимки по земельному налогу:
Дебет счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество»,
Кредит счета 68, субсчет «Расчеты по земельному налогу», 1500;
— возвращена на расчетный счет оставшаяся часть переплаты по налогу на имущество:
Дебет счета 51 «Расчетные счета»
Кредит счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество», 10 500.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия такого решения. При этом сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку либо высылается по почте.
Если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением установленного срока, то на невозвращенную сумму начисляются проценты.

Особенности возврата излишне уплаченного налога с нарушением срока

1. Налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата
2. Если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение 3-х дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств

Доходы в виде сумм процентов, полученных от налоговых органов, в соответствии с требованиями ст. 78 НК РФ не учитываются для целей налогообложения прибыли (пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ). В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, проценты, начисленные за нарушение срока возврата излишне уплаченной суммы налога, являются прочими доходами и принимаются к бухгалтерскому учету в фактических суммах (п. 10.6 ПБУ 9/99).

Пример 2. ООО «Лира» излишне уплатило в бюджет налог на прибыль организаций в сумме 120 000 руб. по итогам 2009 г. Руководитель организации написал заявление 30 апреля 2010 г. с просьбой вернуть переплату по налогу.
Налоговый орган провел камеральную проверку, проверил расчеты налогоплательщика с бюджетом и обнаружил отсутствие задолженности у ООО «Лира».
Налоговый орган принял решение о возврате переплаты и перечислил ее на расчетный счет организации 17 июня 2010 г., нарушив срок возврата переплаты.
В связи с этим на сумму переплаты начисляются проценты за период с 31 мая по 17 июня 2010 г.
Ставка рефинансирования Банка России (условно) — 8%.
Сумма процентов составит 473,42 руб. (120 000 руб. x 0,08 / 365 дней x 18 дней).
Бухгалтер ООО «Лира» сделал в учете следующие записи:
— отражена сумма процентов за нарушение срока возврата переплаты:
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1
«Прочие доходы», 473,42;
— поступила сумма переплаты на расчетный счет:
Дебет счета 51 «Расчетные счета»
Кредит счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», 120 000;
— зачислены проценты на расчетный счет:
Дебет счета 51 «Расчетные счета»
Кредит счета 76 473,42.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте РФ.
Аналогичные правила применяются в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Возврат излишне уплаченного налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа)

Когда можно вернуть переплату по налогу

В большинстве случаев вопрос о возврате переплаты по налогам возникает у физических лиц при оформлении льгот по налогам, поэтому рассмотрим вопрос возврата переплаты по налогам на примере физ. лица при его выходе на пенсию. Пенсионеры вправе получить льготы по:

Вернуть переплату по налогу можно:

если пенсионер обращается в налоговые органы для получения льгот несвоевременно (т.е. тогда, когда уведомление об уплате налога уже пришло, а льгота еще не оформлена), в этом случае необходимо написать заявление на предоставление льгот и (или) заявление на возврат излишне уплаченного налога, на основании которого налоговые органы должны произвести перерасчет.

Перерасчет и возврат излишне уплаченного налога может быть произведен за предыдущие 3 года на основании статей 78, 79 НК, что подтверждают Минфин (к примеру, разъяснения Минфина РФ, данные в Письме от 18.12.2009 № 03-05-06-01/367) и налоговая служба (например, разъяснения УФНС РФ по г. Москве, данные в Письме от 08.07.2011 № 20-14/066365);

Смотрите так же:  Рейтинг страховых компаний по осаго 2019 по отзывам

если лицо стало пенсионером не с начала календарного года, то налоговая инспекция (при обращении пенсионера) также должна сделать перерасчет налога и исчислить его до месяца, в котором человек стал льготником.

Порядок возврата излишне уплаченного налога

Согласно положениям статей 21, 48 НК РФ излишне уплаченными считаются суммы налогов (пеней, страховых взносов, штрафов):

добровольно уплаченные сверх установленной законом суммы;

добровольно уплаченных на основании судебного решения;

взысканных в судебном порядке в большем размере, чем вы должны были уплатить.

Для возврата излишне уплаченного налога пенсионеру надо подать в любую налоговую инспекцию письменное заявление.

С 14.12.2017 срок подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога составляет три года со дня, когда вам стало известно об излишнем взыскании (п. 3 ст. 79 НК РФ; п. 2 ст. 1, ст. 2 Закона № 322-ФЗ). В случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет суммы налога производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога должно быть принято налоговой инспекцией в течение 10 рабочих дней со дня получения такого заявления, после чего в течение 5 рабочих дней налогоплательщику направляется сообщение о принятом решении. Возврат налога должен быть произведен в месячный срок со дня получения заявления (п. 6 ст. 6.1, п. п. 6, 8, 9 ст. 78 НК РФ).

Сумма излишне взысканного налога (пеней, штрафа) подлежит возврату с начисленными на них процентами. Они рассчитываются со дня, следующего за днем взыскания излишней суммы, по день ее фактического возврата исходя из процентной ставки, равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России (п. п. 5, 9 ст. 79 НК РФ).

Если ФНС откажет в возврате излишне взысканной суммы налога (пеней, штрафа) или оставит заявление без ответа, то такое решение можно обжаловать в течение года в вышестоящий налоговый орган (ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138, п. 2 ст. 139 НК РФ).

Заявление о возврате излишне уплаченного налога

Форма заявления о возврате излишне уплаченного налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected]:

С 09.01.2019 применяется новая форма заявления о возврате излишне уплачанного налога (утв. Приказом ФНС от Приказ ФНС России от 30.11.2018 № ММВ-7-8/[email protected]):

Информация размещена 18 марта 2018 года. Дополнена — 08.01.2019

Переплата налога на имущество за прошлый год

Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вопрос:

По результатам сверки казенного учреждения с ИФНС обнаружена переплата налога на имущество за прошлый год. Годовая отчетность уже сдана. Какие документы следует оформить для возврата налога? Как отразить в бюджетном учете операции по возмещению налоговой инспекцией переплаты налога напрямую в доход бюджета?

Ответ:

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Возврат сумм излишне уплаченных налогов производится в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Переплаченная сумма налога может быть перечислена ФНС напрямую в доход бюджета. Для этого необходимо оформить заявление и обратиться в инспекцию по месту учета (п. 2, 6 ст. 78 НК РФ). Рекомендуемая форма заявления утверждена Приказом ФНС РФ № ММВ-7-8/[email protected] Его можно подать на бумажном носителе либо в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Обратите внимание: представить в ФНС заявление необходимо в течение трех лет со дня уплаты излишней суммы налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Стоит отметить, что возврат переплаты осуществляется налоговым органом только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) по другим соответствующим налогам (пеням, штрафам) (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Решение о возврате переплаты принимается налоговой инспекцией в течение 10 дней со дня получения заявления или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных учреждением налогов, если такая сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ). При этом известить учреждение о согласии на возврат или об отказе в возврате налога инспекция обязана в течение пяти дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Вернуть переплату налоговики обязаны в течение одного месяца с того дня, как получили заявление от учреждения (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Также учреждение вправе (но не обязано) одновременно с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога подать в налоговый орган уточненную декларацию (ст. 81 НК РФ).

В бюджетном учете операции по рассматриваемой переплате отражаются обособленно дополнительными бухгалтерскими записями по исправлению ошибок прошлых лет с раскрытием информации об указанных операциях в пояснительной записке (ф. 0503160) согласно Инструкции № 191н (см. Письмо Минфина РФ от 20.12.2017 № 02-06-10/85104).

Исправлять в отчетном периоде ошибку, допущенную в году, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, необходимо на дату обнаружения ошибки одним из двух способов (п. 18 Инструкции № 157н):

1) сделать дополнительную бухгалтерскую запись;

2) сделать бухгалтерскую запись, оформленную методом «красное сторно», и (или) дополнительную бухгалтерскую запись.

По мнению автора, выявленную переплату следует классифицировать как дебиторскую задолженность прошлых лет.

В силу положений Указаний № 65н (в редакции Приказа Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н), а также проекта Инструкции № 162н доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет необходимо отражать по статье 136 КОСГУ, а учет расчетов по суммам излишне произведенных налоговых выплат вести на счете 1 209 36 000 «Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет».

Обратите внимание: положения названных документов планируется применять с 01.01.2018, однако на момент написания материала они не вступили в силу: Приказ Минфина РФ № 255н находился на регистрации в Минюсте, а проект Инструкции № 162н – на общественном обсуждении. До принятия и утверждения в установленном порядке соответствующих поправок рассматриваемые операции необходимо отражать с применением статьи 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ и счета 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат».

Операции по начислению дохода в сумме переплаченного налога на имущество, подлежащей возврату ФНС, а также перечисление этой суммы в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ отразятся в учете казенного учреждения следующими корреспонденциями счетов:

Возврат излишне взысканного налога по-новому

Автор: М. В. Подкопаев

Новым федеральным законом упрощен порядок возврата излишне взысканных сумм налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа.

Законодатели решили упростить порядок возврата излишне взысканных сумм налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа. С этой целью принят Федеральный закон от 14.11.2017 № 322-ФЗ «О внесении изменений в статьи 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Закон опубликован на портале www.pravo.gov.ru 14.11.2017 и вступает в силу через месяц после опубликования.

По мнению законодателей, данные изменения направлены на упрощение процедуры возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов, сокращение количества судебных споров, а также позволяют распространить досудебную процедуру обжалования на отказ в возврате излишне взысканных сумм налогов.

Три года на обращение в ИФНС.

Порядок возврата излишне взысканного налога установлен ст. 79 НК РФ. В пункте 9 этой статьи определено, что правила, установленные ею, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Поэтому в дальнейшем будем говорить о возврате налога, но подразумевать под этим и возврат излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.

До сих пор в п. 3 ст. 79 НК РФ было установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган всего лишь в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. В связи со столь недолгим периодом для реализации данной возможности налогоплательщикам очень часто приходилось обращаться за возвратом названных переплат в суд, поскольку исковое заявление в суд можно подать в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Отметим, что согласно п. 7 ст. 78 НК РФ для возврата излишне уплаченных налогов отводится гораздо больший срок, равный трем годам. Для возврата излишне взысканных налогов налогоплательщикам обращаться в суд тоже не придется (если, конечно, не возникнет спора с налоговиками). Разрешено в течение тех же трех лет, считая со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, обращаться с заявлением о возврате именно в налоговый орган.

Но теперь в п. 3 ст. 79 НК РФ ничего не говорится о возможности обращения в суд по указанному поводу. Что это меняет?

Обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок (п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Как указали судьи, в противоположность такому порядку за возвратом излишне взысканных налогов налогоплательщик может обратиться в суд просто по факту того, что он узнал о наличии соответствующей переплаты, то есть без предварительного обращения в налоговую инспекцию с заявлением об этом.

Смотрите так же:  Пособие на ребенка для неработающих беларусь

В Определении ВС РФ от 11.08.2016 № 309-КГ16-5644 по делу № А76-8183/2015 по названному поводу отмечено, что налогоплательщику (плательщику сборов) в случае излишнего взыскания с него сумм налогов, сборов, пошлины предоставлено право выбора способа защиты своего нарушенного права: как путем обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением, так и посредством обращения в суд с имущественным требованием. Таково было решение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Но, повторим, теперь в п. 3 ст. 79 НК РФ нет упоминания о возможности обращения налогоплательщика в суд о возврате излишне взысканного налога, то есть в точности так же, как и в отношении излишне уплаченного налога в п. 7 ст. 78 НК РФ. Разумеется, это не значит, что налогоплательщик лишен данной возможности, но, очевидно, теперь он в обоих случаях сможет ее реализовать, только предварительно соблюдя досудебный порядок этой процедуры и получив от налоговиков отказ в возврате.

Специально для иностранных организаций.

Что касается упомянутой ст. 78 НК РФ, она дополнена положением для иностранных организаций в случае удержания у них налога налоговым агентом в соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ.

Данная норма определяет, что следует возвращать из бюджета ранее удержанный у этих организаций налог по выплаченным им доходам, в отношении которых международными договорами РФ, регулирующими вопросы налогообложения, либо ст. 312 НК РФ предусмотрен особый режим налогообложения.

Соответствующее заявление и подтверждающие документы представляются иностранным (фактическим) получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.

Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ в общем случае решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Но в новом п. 17 данной статьи предусмотрено, что решение о возврате суммы ранее удержанного в соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ налога на прибыль организаций принимается налоговым органом по месту учета налогового агента в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате и подтверждающих документов.

Сумма ранее удержанного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате.

Можно и проценты взыскать.

Важно то, что в неизменном виде сохранится положение, согласно которому, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате не только суммы излишне взысканного налога, но и сумм начисленных в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 79 НК РФ, процентов.

Согласно обозначенной норме сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ. Почему-то до сих пор не уточнено, что правильнее применять ключевую ставку ЦБ РФ, хотя она и применяется фактически.

Возврат налогов в 2018-2019 годах (заявление и порядок)

Возврат налога в 2018–2019 годах подчиняется тем же общим правилам, что действовали ранее. В данной рубрике собраны материалы, призванные помочь вам в таком не слишком легком деле, как налоговый возврат.

Когда есть право на возврат налога

Всего ситуаций, когда можно претендовать на возврат налога, 3:

  1. Вы переплатили в бюджет.
  2. Налоги неправомерно взыскала ИФНС.
  3. У вас есть право на получение вычета.

В зависимости от ситуации различается и порядок действий по возврату налога. Что предпринять в каждой из них, вам расскажут материалы данной рубрики.

Возврат излишне уплаченного налога

Итак, у вас переплата, и вы хотите ее вернуть. На что следует обратить внимание?

Прежде всего, на дату ее возникновения. На возврат налога Налоговым кодексом отведено 3 года. Исчисляются они с даты возникновения переплаты. И если по обязательным платежам, которые перечисляются только по итогам налоговых периодов, определить эту дату достаточно просто, то по налогам с авансовым механизмом расчетов может возникать вопрос: «Считать срок на возврат налога с даты внесения в бюджет аванса или годового платежа?».

Ответ на этот вопрос ищите в этой публикации. В ней рассмотрен налог на прибыль, но выводы применимы ко всем налогам, которыми мы авансируем бюджет.

Если 3-годичный срок пропущен, на возврат налога можно не рассчитывать.

Если временные рамки позволяют, вам нужно решить, как вы хотите использовать имеющийся излишек. Получить его назад можно не только в форме возврата налога, но и в форме зачета «лишнего» в счет недоимок или будущих платежей. И в том и в другом случае от вас потребуется заявление.

Посмотреть и скачать образец заявления на возврат налога можно в этой статье.

Заявление подано — осталось дождаться решения налоговиков. На решение о зачете у них есть 10 дней, на решение о возврате налога — 1 месяц после получения заявления. За нарушение сроков возврата с ФНС можно получить проценты.

А все спорные вопросы, связанные с налоговой переплатой, вам поможет разъяснить материал «Ст. 78 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Особенности возврата излишне взысканных сумм

Излишне взысканные суммы являются следствием налоговых доначислений, которые впоследствии оказываются незаконными. Например, вас проверили, доначислили налог и пени, а возможно, и штраф. Вы все это уплатили, а затем успешно обжаловали доначисления в суде. У вас есть все основания вернуть то, что взыскано не по закону.

Для возврата налогов в такой ситуации применяются правила ст. 79 НК РФ, которые отличаются от возврата переплаты следующим:

  • Подать заявление на возврат налога вы можете не только в инспекцию, но и сразу в суд.
  • Для возврата налога налогоплательщик подает в налоговый орган заявление – срок для его подачи увеличен с 1 месяца до 3 лет. С какой даты увеличены сроки на подачу заявления, узнайте изпубликации.
  • У налоговиков есть 10 дней с момента получения заявления для принятия решения о возврате излишне взысканного налога.
  • Суммы возвращаются с процентами в любом случае, а не только при нарушении срока возврата.

Форма заявления на возврат излишне взысканных сумм та же, что и для возврата переплаты. О ней читайте здесь.

Возврат налогового вычета

Если в результате применения вычета бюджет остался должен вам некую сумму, вы вправе ее вернуть. Такая ситуация может сложиться у плательщиков:

Возврат вычетов по НДС (его возмещение) происходит по особому сценарию, который прописан в ст. 176 НК РФ.

Ответы на некоторые спорные вопросы по возврату налога на добавленную стоимость можно найти в этом материале.

Если же вам нужны подробности, обратитесь к нашей рубрике «Возмещение НДС».

Аналогичная процедура для вычетов по акцизам предусмотрена ст. 193 НК РФ.

Возврат вычета по НДФЛ зависит от того, где вы его получаете:

  • в ИФНС — в этом случае действуют общие правила ст. 78 НК РФ;
  • на работе — тогда возврат налога должен происходить с учетом ст. 231 НК РФ.

Текст этой статьи и комментарии к ней ищите здесь.

Заявление на возврат налога: образец

Мы кратко рассмотрели все возможные ситуации с возвратом налога. Они разные, но у них есть один обязательный атрибут — заявление.

Документ важен потому, что только посредством его подачи налогоплательщик может потребовать назад суммы, которые переплатил в казну по собственной воле или помимо нее. Не будет заявления — не будет и возврата.

Подача такого заявления запускает возвратный механизм, а также сроки, в которые налоговики должны успеть завершить процедуру, чтобы не навредить бюджету. А значит, от вас требуется правильно его составить и вовремя подать. А помогут вам в этом материалы нашего сайта, например:

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 4 июля 2005 г. N А79-3740/2005 При нарушении срока, установленного для возврата излишне уплаченной суммы налога, на эту сумму начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата (извлечение)

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 4 июля 2005 г. N А79-3740/2005
(извлечение)

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 декабря 2005 г. N А79-3740/2005 настоящее решение оставлено без изменения

Постановлением Арбитражного суда Чувашской Республики от 2 сентября 2005 г. N А79-3740/2005 настоящее решение оставлено без изменения

Арбитражный суд Чувашской Республики,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Горьковской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», г.Н.Новгород к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Новочебоксарск о возврате излишне уплаченного налога в сумме 640910 рублей, взыскании процентов в сумме 36798 руб. 90 коп.,

при участии в заседании представителей от истца и от ответчика

ОАО «Российские железные дороги» в лице Горьковской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на имущество в сумме 640910 рублей, взыскании процентов в размере 36798 руб. 90 коп.

В судебном заседании представитель истца заявила ходатайство об уменьшении иска по процентам до 28348 руб. 30 коп. и увеличении периода взыскания процентов по 26 апреля 2004 года.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворил ходатайство истца.

Смотрите так же:  Судебные приставы город находка

Представитель истца, поддержав иск, пояснила, что за 9 месяцев 2004 года общество излишне уплатило налог на имущество в сумме 833231 рубль. 3 ноября 2004 года обратилось с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы по налогу на имущество в счет уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, и возврате оставшейся суммы налога в размере 547784 рублей. Удовлетворив заявление о зачете, произведя зачет частично в счет уплаты налога за 4 квартал 2004 года, налоговый орган необоснованно отказал в возврате оставшейся суммы налога, ссылаясь на отсутствие в базе данных расчетного счета, указанного истцом в заявлении. Учитывая, что фактически возврату подлежал налог в сумме 640910 рублей, как излишне уплаченный, общество вторично, письмом от 7 февраля 2005 года, просило возвратить излишне уплаченную сумму налога. Мотив отказа был аналогичным. Считает отказ в возврате налога необоснованным, так как указанный в заявлении расчетный счет, был открыт, данный счет закрыт только в апреле 2005 года. Заявление, от имени общества, подписано уполномоченным лицом, действовавшем на основании доверенности, которая имелась у ответчика. Поскольку своевременно возврат налога не был произведен, просит взыскать проценты с 12 декабря 2004 года по 26 апреля 2005 года в сумме 28438 руб. 30 коп., обязать ответчика возвратить излишне уплаченную сумму налога в размере 640910 рублей.

Представитель ответчика исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, которые сводятся к следующему. Не оспаривая наличия переплаты по налогу на имущество за 9 месяцев 2004 года, в связи с представлением уточненных расчетов по налогу за 1-2 кварталы 2004 года, возврат налога не был произведен в связи с тем, что в заявлении был указан расчетный счет, сведения о котором отсутствовали в базе информационных ресурсов, о чем заявитель был уведомлен письменно 27 декабря 2004 года. 15 февраля 2005 года в инспекцию поступило второе заявление истца, на которое также дан ответ об отсутствии возможности возврата, как по причине, указанной выше, так и в связи с тем, что к заявлению не была приложена доверенность, подтверждающая полномочия лица, подписавшего заявление. Полагает, что возврат излишне уплаченного налога возможен лишь на расчетный счет, лигитимность которого подтверждена соответствующим сообщением в налоговый орган, что следует из системной связи положений статей 11 , 23 , 86 , 31 , 46 , 76 , 118 Налогового кодекса Российской Федерации. Право налогоплательщика на возврат переплаты по налогу, таким образом, корреспондируется с обязанностью сообщения налоговому органу о факте открытия такого счета. Следовательно, отказ в возврате излишне уплаченного налога правомерен, в связи с чем, не подлежат уплате и проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога. Кроме того, требование о возврате излишне уплаченного налога, возможно лишь посредством обжалования действий по отказу в возврате налога. Считает, что истцом пропущен срок, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на обжалование действий налоговой инспекции по ответу на первое заявление, датированное 27 декабря 2004 года. В иске просит отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд установил следующее.

ОАО «Российские железные дороги» в лице Горьковской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» обратилось с заявлением в адрес Инспекции ФНС России по г.Новочебоксарск N НБН-21/428 от 3 ноября 2004 года о зачете излишне уплаченного налога на имущество за 9 месяцев 2004 года, в счет уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль по сроку уплаты к 28 ноября и 28 декабря 2004 года, возврате оставшейся суммы налога, в размере 547784 рублей, на расчетный счет, с указанием реквизитов банка.

Данное заявление получено налоговым органом 12 ноября 2004 года.

24 декабря 2004 года Инспекцией ФНС России по г.Новочебоксарск приняты решения NN 1049 и 1048 о зачете излишне уплаченной суммы налога на имущество в счет уплаты налога на прибыль в общей сумме 138051 рубль.

В адрес истца направлено письмо за N 05-16/18302 от 27 декабря 2004 года, в котором сообщается о невозможности возврата излишне уплаченного налога, в связи с отсутствием в базе информационных ресурсов Инспекции МНС России по г.Новочебоксарск, сведений об открытии расчетного счета, указанного истцом.

ОАО «Российские железные дороги» вторично обратилось с заявлением N НБН-61/147 от 7 февраля 2005 года, в котором просило возвратить излишне уплаченный налог в сумме 640910 рублей, которое получено налоговым органом 15 февраля 2005 года.

Письмом N 05-16/2034 от 4 марта 2005 года Инспекция ФНС России по г.Новочебоксарск также сообщило о невозможности возврата излишне уплаченного налога, по причинам, изложенным выше, и в связи с тем, что заявителем не подтверждены полномочия лица, подписавшего заявление.

Считая отказ налогового органа в возврате излишне уплаченного налога на имущество незаконным, истец обратился с заявлением о понуждении ответчика возвратить излишне уплаченный налог и уплатить проценты за нарушение срока возврата.

Иск подлежит удовлетворению частично, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику, в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Пункт 7 данной нормы предусматривает, что возврат излишне уплаченной суммы налога производится на основании письменного заявления налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты налога. Возврат налога производится в течение месяца со дня подачи заявления о возврате.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Из материалов дела следует, что по состоянию на день подачи первоначального заявления налогоплательщиком, излишне уплаченная сумма налога на имущество составляла 833231 рубль.

По заявлению истца, налоговый орган произвел зачет излишне уплаченной суммы налога в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в сумме 138051 рубль.

Излишне уплаченная сумма налога на имущество составила, после произведенного зачета, 695180 рублей.

Общество просило возвратить налог в сумме 547784 рублей.

В установленный статьей 78 Кодекса срок, излишне уплаченная сумма налога не была возвращена налогоплательщику.

Причины отказа в возврате налога, отраженные в ответе на заявление, суд признает несостоятельными, поскольку статья 78 Кодекса не предусматривает данного основания отказа.

Кроме того, общество состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России по г.Новочебоксарск, то есть по месту нахождения имущества, данными о расчетных счетах инспекция располагала. Следовательно, имела реальную возможность возвратить излишне уплаченный налог, указав истцу расчетный счет, на который налог перечислен.

Расчетный счет, указанный истцом в заявлении от 3 ноября 2004 года имелся, что подтверждается справкой банка о дате его открытия и закрытия.

Факт несообщения об открытии данного расчетного счета может влиять исключительно на возможность привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по соответствующей норме Кодекса .

Заявление подписано лицом, имеющим полномочия на осуществление указанных действий от имени юридического лица, отраженных в доверенности N 12-НФЮ от 19 января 2004 года.

Факт наличия доверенности, на день представления истцом заявления о возврате излишне уплаченного налога, ответчик не оспаривал, представив копию ее в судебное заседание.

На основании изложенного, суд находит необоснованным отказ в возврате излишне уплаченного налога на имущество в сумме 547784 рублей, а требования истца об обязании возвратить данную сумму, подлежащими удовлетворению.

Довод налогового органа об отсутствии права требовать возврат налога, без обжалования действий (бездействий), связанных с отказом в возврате налога, судом не принимается, как не основанный на законе.

Заявление истца получено налоговым органом 12 ноября 2004 года.

Срок для возврата налога истекал 12 декабря 2004 года.

Поскольку 12 декабря 2004 года являлось не рабочим днем, по правилам статьи 6.1 Кодекса, налоговый орган имел право принять решение о возврате налога не позднее 13 декабря 2004 года.

Требования общества о взыскании процентов за нарушение сроков возврата налога подлежат удовлетворению с начислением процентов с 14 декабря 2004 года по 26 апреля 2005 года (с учетом увеличения периода начисления процентов) на 547784 рубля, что составляет 26704 руб. 50 коп.

Требование истца о возврате излишне уплаченной суммы налога в размере 93126 рублей (640910 руб. — 547784 руб.) с начислением процентов на данную сумму, удовлетворению не подлежит по следующим мотивам.

Заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога на имущество в размере 640910, в том числе включающей сумму налога, заявленную к возврату, в заявлении от 3 ноября 2004 года, подписано главным бухгалтером — начальником бухгалтерского и налогового учета, полномочия которой по доверенности, указанной выше, истекли 31 декабря 2004 года.

Доказательства приложения к заявлению доверенности, предоставляющей данному лицу действовать от имени юридического лица, с 1 января 2005 года, обществом не представлены.

Следовательно, в силу положений статей 26-27 Кодекса, заявление подано ненадлежащим лицом.

Одним из оснований отказа в возврате излишне уплаченной суммы налога, по данному заявлению, явилось отсутствие подтверждения полномочий лица, его подписавшего, что судом признается правомерным.

Уплаченную истцом государственную пошлину возвращает ему пропорционально удовлетворенной и отказанной суммам иска.

Руководствуясь статьями 49 , 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Новочебоксарск возвратить ОАО «Российские железные дороги» в лице Горьковской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» из соответствующего бюджета излишне уплаченный налог на имущество в сумме 547784 рубля, выплатить из соответствующего бюджета проценты за несвоевременный возврат налога в сумме 26704 руб. 50 коп. за период с 14 декабря 2005 года по 26 апреля 2005 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

108shagov.ru. Все права защищены. 2019