Виды помощи несовершеннолетним

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Последние новости

Самое популярное

Приложение 5

Виды помощи несовершеннолетним, которые находятся
в социально опасном положении, и их семьям

  • планирование работы с несовершеннолетним и его семьей на каждом уровне;
  • анализ выполнения запланированных видов помощи и их результативности;
  • привлечение к работе с несовершеннолетним и его семьей как можно более широкого круга компетентных специалистов;
  • выбор уровней работы с несовершеннолетним и его семьей должен осуществляться в зависимости от конкретной ситуации, объема воздействия на детей неблагоприятных факторов, в том числе реальной угрозы их здоровью и жизни.

Социальная и педагогическая поддержка

Организация бесплатного питания для детей из неблагополучной семьи (за счет средств фонда Всеобуча, по иным каналам). Дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации. Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу).
Бесплатное посещение дошкольных учреждений для детей из малообеспеченных семей и детей с особенностями психофизического развития. Индивидуальная работа учителей с педагогически запущенными детьми и подростками по специальным программам. Предоставление вариативности образования для детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке.
Организация летнего отдыха и оздоровление детей; бесплатного оздоровительного отдыха детей-инвалидов и детей-сирот, детей, оказавшихся без попечения родителей.
Помощь в трудоустройстве родителей, в т.ч. переквалификация, постановка на учет в службе занятости.
Оказание материальной помощи детям, воспитывающимся в малообеспеченных семьях. Оказание единовременной материальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Координационно-посредническая помощь, обеспечивающая согласованность усилий учителей, родителей, специалистов по охране прав детей, опеке и попечительству, в оказании помощи детям, нуждающимся в государственной помощи и поддержке.
Интеграция детей и подростков в общество и школьную жизнь.
Работа по повышению адаптивных возможностей ребенка в преодолении проблем, имеющихся в семье

Организация коррекционной помощи детям на базе дефектологических служб. Занятия на дефпункте, в ЦКРОиР

Наркологическая, психотерапевтическая поддержка родителей. Обеспечение детей в возрасте до 1 года льготным детским питанием (при наличии оснований).
Помощь в направлении на лечение, реабилитацию, установление инвалидности. Медицинское обследование и лечение. Санитарное оздоровление. Обеспечение очками, слуховыми аппаратами, инвалидной коляской.
Бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и учреждения санаторного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2004 году принято решение о двукратном обеспечении бесплатными путевками в оздоровительные лагеря детей-сирот).
Профилактика избытка или дефицита микроэлементов (иодирование и фторирование соли, воды и продуктов питания)

Предоставление земельного участка (для развития приусадебного хозяйства).
Обеспечение топливом к зимнему периоду.
Оказание гуманитарной помощи (фонды социальной защиты, школьный фонд «Милосердие», фонды Красного Креста, из средств профсоюзов и трудовых коллективов, исполкомов местных советов, женских советов, благотворительных обществ и организаций, в т.ч. из средств спонсоров, религиозных конфессий и др.)

Организация консультаций психологов учреждений образования, в том числе СПЦ, ДСП, ЦКРОР, медицинских учреждений.
Организация психологической помощи по месту учебы.
Бесплатное обслуживание психологами всех категорий детей в социально-педагогических и медицинских учреждениях.
Проведение реабилитационных программ по оказанию помощи детям и подросткам, имеющим эмоциональные нарушения, агрессивные формы поведения.
Проведение с детьми и подростками занятий по психологии, способствующих их нормальному психическому развитию. Проведение психокоррекционных программ по изменению отношения к себе и другим, умению сотрудничать, договариваться, по повышению самооценки и т.д. Проведение психотерапии, упражнений, тренингов, активных форм занятий, направленных на изменение себя и стиля жизни

Помощь в реализации родительских прав.
Помощь в сборе документов для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Помощь в сборе документов и обращении в нужные инстанции для получения льгот, социальных выплат (в т.ч. адресная социальная помощь), поддержка в поиске родственников. Подача и поддержка судебных исков в защиту прав детей (в т.ч. по жилищным и имущественным вопросам).
Предоставление бесплатного адвоката при совершении правонарушений детьми и подростками данных категорий. Защита прав и законных интересов детей специалистами органов и учреждений образования

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация: В данной статье раскрывается содержание социальной помощи и поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Выделены основные группы проблем, имеющиеся у данной категории детей, и виды оказываемой им помощи

Ключевые слова: Трудная жизненная ситуация, группы проблем несовершеннолетнего в трудной жизненной ситуации, информационная помощь, посредническая помощь, обучающая помощь, патронирующая помощь.

Социально-экономические преобразования, происходящие в обществе на любом историческом этапе его развития, как правило, влекут за собой изменения в социальных структурах и социальных институтах, что, в свою очередь, приводит к снижению эффективности их влияния на подрастающее поколение. Происходящие процессы вызывают различные деформации в социальном опыте детей: неразвитость социально- коммуникативных качеств и свойств личности, неосвоение минимума социальных ролей, возникновение трудностей в социальной адаптации, низкая способность к социальной рефлексии и т.д. В результате такие несовершеннолетние оказываются в трудной жизненной ситуации и нуждаются в адресной социальной помощи и поддержке. Трудная жизненная ситуация — это обстоятельство, объективно нарушающее жизнедеятельность человека, которое он не может преодолеть самостоятельно. Таким образом, понятие «трудная жизненная ситуация» необходимо понимать как препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств, с использованием одних внутренних ресурсов [5, c. 15-16]

В основе трудной жизненной ситуации лежит совокупность различных факторов. В зависимости от их характера можно выделить четыре основные группы проблем несовершеннолетнего в трудной жизненной ситуации:

1. Эмоционально-личностные. У ребёнка наблюдаются страхи, тревожность, акцентуации характера, проявляемые в обществе в виде агрессии, апатии, неадекватных притязаниях. Причинами таких проблем, как правило, являются семейное и школьное неблагополучие, педагогическая запущенность.

2. Учебно-познавательные. Данная группа проблем проявляется в неуспеваемости несовершеннолетнего, в низкой учебно-познавательной деятельности. У детей заметны трудности обучения. Причинами появления названной группы проблем также являются семейное и школьное неблагополучие, педагогическая запущенность.

3. Поведенческие. Для несовершеннолетних с такой группой проблем характерны наличие трудностей вступления в контакты, дезадаптация, несформированность социально-бытовых и коммуникативных умений и навыков. Чаще всего в обществе это проявляется в виде различных форм конфликтности и в девиантном поведении. В качестве причин в данном случае выступают школьное неблагополучие, педагогическая запущенность и асоциальные группы сверстников.

4. Соматические. У детей наблюдаются задержки физического и психического развития, которые выражаются в виде частой заболеваемости, быстрой утомляемости, рассеянном внимании и т.п. Причинами появления данной группы проблем являются, как правило, родовые травмы, болезни в детстве.

Проанализировав основные группы проблем, возникаемые у несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, становится ясным, что сущность социальной помощи и поддержки таких детей заключается в совместном с ребёнком проектировании путей преодоления трудностей, разрешении проблем, усиления жизненных ресурсов личности, их целесообразном использовании в новых условиях для самореализации, самозащиты и самовоспитания [2, c. 30-31].

К несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, относят детей, которые:

— остались без попечения родителей;

— оказались без надзора со стороны взрослых (безнадзорные) и без дома (беспризорные);

— имеют недостатки в психическом и физическом развитии, инвалидность;

— воспитываются в семьях с неблагоприятным психологическим климатом;

— живут в многодетных и малоимущих семьях, семьях беженцев и вынужденных переселенцев, в неблагополучных семьях;

— являются жертвами вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий, физического или психологического насилия, жестокого обращения со стороны родителей и т.д.

Таким образом, несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации – это несовершеннолетние, жизнедеятельность которых объективно нарушена сложившимися обстоятельствами, характеризующимися неопределённостью исхода, возможным неблагополучием в определённых областях, которые они не в состоянии преодолеть самостоятельно или с помощью семьи [4, c. 41-42].

Социальная поддержка несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, заключается в предоставлении им различных видов помощи: информационной (предоставление информации о правах и обязанностях, имеющихся льготах и способах их получения), посреднической (налаживание контактов, сетевого взаимодействия, гармонизация отношений), обучающей (вооружение знаниями, формирование необходимых умений и навыков, повышение психолого-педагогической и социальной компетентностей), патронирующей (посещение ребёнка в семье, в образовательном учреждении). Таким образом, для несовершеннолетних предусматривается система социальных мер в виде содействия, поддержки, услуг, оказываемых для преодоления или смягчения возникших жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе: материальная помощь, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально- педагогические, социально-правовые консультирование и патронаж, психотерапия и психокоррекция, организация отдыха и оздоровления, различные тренинги и многие другие мероприятия [1, c. 21-22].

Проводимая с несовершеннолетним работа, комплекс оказываемых ему и его семье услуг конкретизируется в зависимости от характера трудностей ребёнка, его возраста, степени напряжённости ситуации, грозящих рисков.

Следует подчеркнуть, что для оказания наиболее продуктивной социальной помощи и поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, очень важно межведомственное взаимодействие. Другими словами, специалист по социальной работе должен не в одиночку решать проблемы данной категории несовершеннолетних, а совместно с другими учреждениями и организациями, например, со школами, с больницами, с комиссиями по делам несовершеннолетних и т.д. [3, c. 22- 23].

Необходимо особо отметить то обстоятельство, что при организации социальной помощи и поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, нужно обязательно учитывать специфику имеющихся у них проблем, особенности данной конкретной семьи ребёнка, его социального окружения. Только индивидуальный подход в решении имеющихся у определённого ребёнка проблем, ориентация на особенности его личности, семьи, ближайшего окружения позволяет достичь наиболее эффективного результата в оказании данному несовершеннолетнему социальной помощи и поддержки, помогает найти выход из трудной жизненной ситуации.

Список источников и литературы

1. Басов Н.Ф. Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2012. – 403 с.

2. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы. – М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2012. – 164 с.

3. Организация деятельности специалистов по работе с семьёй и детьми. – СПб.: ИЦ «Интермедия», 2011. – 132 с.

4. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М., 2013. – 447 с.

5. Социальная работа с различными группами населения/ под редакцией Н.Ф. Басова. – М., 2013. – 663 с.

Социальная работа с семьями несовершеннолетних родителей

Социальная работа с несовершеннолетними родителями, их родительскими семьями и социальным окружением в России находится на стадии своего становления. Со стороны государства они получают некоторые виды помощи, но она недостаточна и не скоординирована. Статус несовершеннолетних родителей как клиентов социальной работы законодательно не определен. Юные родители в трудной жизненной ситуации могут претендовать на получение помощи, но вследствие того, что в правоприменительной практике данные нормы закона не действуют, не имеют возможности в полной мере воспользоваться услугами социальной работы. Специалисты образовательных и социальных учреждений видят необходимость внедрения мер дополнительной социальной поддержки несовершеннолетних родителей. Но на деле, специалисты не готовы оказывать помощь данным семьям. Они ссылаются на то, что в настоящее время нет необходимой нормативной документации, не разработаны рекомендации по оказанию помощи данной категории, и специалисты не владеют технологиями работы с семьей несовершеннолетних родителей. Специалисты социальных учреждений по-разному определяют статус юных родителей, так как он не оговорен в законодательных актах, в связи с чем появляются разночтения. Со стороны государства эти клиенты получают некоторые виды помощи, но она недостаточна, не скоординирована и носит ведомственный характер.

В России программы реализуются на региональном уровне, в то время как в США они имеют федеральный статус. В нашей стране убежища представлены лишь в крупных городах, в США они существуют по всей стране. За рубежом несовершеннолетие родители признаны и провозглашены клиентами социальной работы на федеральном уровне. В России в данном направлении работа только началась, в настоящее время отсутствуют необходимые нормативно-правовые документы. В США и в России, и в других странах программы подразумевают заявительный принцип обращений юных родителей за государственной помощью. Эта ситуация исключает потенциальных клиентов, нежелающих обращаться в социальные службы по тем или иным причинам. Тем самым практически выпадает этап профилактики семейного неблагополучия, девиантного поведения родителей. Можно утверждать, что семьи несовершеннолетних родителей не стремятся стать клиентами социальной работы и воспользоваться социальными услугами в связи с недоверием к социальным службам и социальным работникам. Во многом это зависит от существующих стереотипов в российском обществе в отношении социальной работы, в том числе и психологической помощи. За рубежом в обществе распространена другая точка зрения относительно социальной работы, на клиента не навешивают ярлык неблагополучия, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, охотнее идут на сотрудничество с социальными службами. В России большинство программ и проектов разработаны в соответствии с зарубежным опытом и технологиями социальной работы с данными клиентами. В связи с этим услуги, предлагаемые юным родителям, одни и те же, за небольшим исключением. В то же время в РФ не так широко представлены подобные проекты, например, их нет в медицинских и образовательных (среднеобразовательные школы) учреждениях. За рубежом социальные услуги бесплатные либо с частичной оплатой. В России в настоящее время молодые родители имеют возможность бесплатно получить помощь в государственных учреждениях. В России несовершеннолетние родители, оказавшиеся в социально опасном положении, не имеют возможность получить материальную государственную поддержку, так как это не предусмотрено действующим законодательством. В связи с этим помощь юным родителям и их детям оказывают на базе единичных государственных учреждений: центров помощи семьи и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для этих клиентов. Кроме того, разрабатываются кратковременные проекты, программы помощи несовершеннолетним родителям в государственных социальных учреждениях. Данные проекты, как правило, спонсируют зарубежные компании, либо они разрабатываются и внедряются на гранты. Поэтому не все несовершеннолетние родители, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут получить долговременную квалифицированную помощь. А кратковременные проекты, созданные на гранты, существуют определенное время, и зачастую в рамках этих проектов получают помощь лишь несколько семей несовершеннолетних родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Каждый год в России фиксируют 4 – 4,5 тысяч рожениц не достигших 15 лет, 9 тысяч – 16-летних мам, а более 30-ти тысяч – 17-летних. [2]

Статистика по заключению брака несовершеннолетними родителями не ведется, но по данным благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья» в их проекте «Маленькая мама» участвуют 121 несовершеннолетняя мать.

Для определения социальных потребностей несовершеннолетних родителей было проведено интервью. В опросе приняли участие десять юных родителей, средняя продолжительность одного интервью — 40 минут. Исследование было проведено в 2016 г. в городе Смоленске на базе благотворительного фонда «Расправь крылья». Все опрошенные являются участниками проекта «Маленькая мама». Возраст юных родителей от 15 до 18 лет; семь несовершеннолетних мам – замужем, две – живут в сожительстве с отцом ребенка, одна – проживает с парнем, который не является биологическим отцом ребенка. В 9 семьях по одному ребенку, в оставшейся семье 2 ребенка (одному 2 года, второму 1 год)

Предмет исследования – проблемы несовершеннолетних родителей.

Задачи данного исследования:

  1. Изучить основные мотивы, факторы, причины и сценарии вступления юных родителей в ситуацию несовершеннолетнего родительства;
  2. Выявить проблемы, возникающие в период беременности и после родов у этой категории граждан.

Основная гипотеза: беременность и роды несовершеннолетних порождают дополнительные проблемы социального, психологического, материального, жилищного и бытового характера. Юные родители не могут самостоятельно, без помощи ближайшего окружения, социальных служб адаптироваться к новой для них социальной роли.

Все опрошенные юные родители проживают совместно с родительскими семьями. Возможности проживать отдельно не имеет ни одна семья. В настоящее время молодые семьи поддерживают родители супругов (материальная поддержка, помощь в воспитании детей и др.).

Смотрите так же:  Смоленск кредит под залог

Так же на вопрос «К кому Вы имеете возможность обратиться за помощью?» 6 респонденток ответили, что в фонд «Расправь крылья».

Все девушки имеют среднее образование, 6 отцам пришлось бросить учебу, либо перевестись на заочное отделение, чтобы пойти работать. Трое девушек учатся на заочном отделении в профессиональном училище, и лишь одна собирается продолжить учебу и в дальнейшем поступить в ВУЗ.

Наиболее распространенная причина ранней рождаемости – случайная беременность. Девушки не предохранялись при половых актах, надеясь, что их партнер будет использовать средства контрацепции. Опрошенные нами несовершеннолетние матери утверждали, что не использовали методы контрацепции и не владели достаточной информацией об их использовании.

В то же время были выявлены случаи, когда девушки хотели родить ребенка и беременность была запланированной и желанной. «Я хотела ребенка. Когда увидела 2 полоски на тесте, в первый момент испытала шок, но потом пришла радость» (К., 16 лет)

Три несовершеннолетние матери хотели забеременеть и поэтому не использовали средства контрацепции. Как показало исследование, девушки хотели родить ребенка и были уверены, что им окажут помощь. Таким образом, девушки считали себя уже готовыми к новой для них роли материнства.

Несовершеннолетняя мать замужем за отцом ребенка (стимулированный ранний брак): «В сентябре 2014 мой молодой человек (уже муж) сказал, что хочет уже ребёнка. Мы перестали предохраняться. В середине декабря я забеременела» (А.,17 лет). В данной семье молодую семью поддерживают родители супругов, девушка продолжает получать образование на заочной форме обучения.

Юные матери боятся негативной реакции, осуждения своих родителей, отца ребенка. По словам респондентов со стороны окружающих (знакомых, учителей, друзей) не чувствовали осуждения. «Родители сначала отнеслись скептически. Все спрашивали уверенна ли я, не испорчу лия себе этим жизнь, но потом, когда поняли, что я непреклонна в своем решении рожать, то начали помогать во всем. А муж был безумно рад, хоть мы это и не планировали» (О., 18 лет)

Если родители и партнер несовершеннолетней матери поддерживают ее решение оставить ребенка, то девушка не прерывает беременность.

В случаях, когда несовершеннолетние матери хотели оставить ребенка, но боялись, что родители их принудят прервать беременность, они скрывали, что беременны.

Девушки принимали решение оставить ребенка, так как считали, что прерывать беременность аморально, аборт – это убийство ребенка: «Я ни на минуту не задумывалась о прерывании беременности. Раз так случилось, значит так надо было. Надо уметь нести ответственность за свои поступки». (М., 17 лет)

Немаловажное значение на репродуктивный выбор девушки имеет ее семейное положение – замужем ли девушка либо живет в сожительстве с отцом ребенка. Стоит отметить тот факт, что вся ответственность за репродуктивное поведение возлагается на женщин. Часто девушка не афиширует информацию об отце ребенка, старается не затрагивать эту тему в интервью.

Супружеские отношения у несовершеннолетних матерей стабильны. Только одна несовершеннолетняя мама не поддерживает отношения с отцом своего ребенка, а проживает с другим молодым человеком. «Я, когда узнала, что беременна сразу сказала ему. А он меня поставил перед выбором: либо я делаю аборт, либо он уходит. Я даже не сомневалась, сразу решила, что оставлю ребенка.» (М.,17 лет)

На вопрос «Как Вы любите проводить свое время?» все единодушно ответили, что с ребенком и с семьей.

Несмотря на то что в 7 случаях беременность была незапланированной и нежеланной, после рождения ребенка они не отказались от ребенка. По мнению Т.А. Гурко, «тот факт, что девушки не отказались от ребенка, можно расценивать как ответственную позицию. Задача общества состоит в том, чтобы помочь им и их детям успешно интегрироваться в социальную сферу». [1]

Опрошенные респонденты в учреждении «Расправь крылья» не считают своего ребенка обузой, ни разу не пожалели о том, что сделали такой выбор и не видят никаких отрицательных сторон рождения ребенка. «Какие минусы? Минусов быть не может, ребенок это один большой плюс» (В.,16 лет)

С рождением ребенка, как и у любой взрослой женщины, у несовершеннолетней матери меняются потребности, ценностные ориентации, общение, деятельность. Для несовершеннолетних матерей характерно отсутствие образования, специальности, работы (источника заработка). Девушки, как правило, не успевают получить среднее образование, у них нет возможности устроиться на работу. Кроме того, они экономически зависимы от своих родителей, ближайшего окружения. Проблемная ситуация заключается и в расхождении между их запросами и наличными ресурсами. «Денег катастрофически не хватает. Если бы не помощь родителей, то так бы и жила на пособие на ребенка» (М., 17 лет)

Основные проблемы, которые выделяют несовершеннолетние родители – это материальные и жилищные. « Это конечно удобно проживать с родителями, всегда можно попросить посидеть с ребенком, проконсультироваться в чем то, но хотелось бы отдельное жилье, потому что постоянно возникают споры по поводу воспитания, кормления ребенка. Мать мужа постоянно указывает на ошибки, это раздражает, но других вариантов пока нет». (К.,17 лет)

Половина опрошенных мам сказали, что были бы и рады устроиться работать, но не с кем на долгое время оставить ребенка.

Помощь, которую получают несовершеннолетние семьи от государства – пособие на ребенка. Так же некоторую материальную помощь семьи получают от благотворительного фонда «Расправь крылья» – единовременное денежное пособие при рождении ребенка. Фонд оказывает семьям вещественную помощь, так же проводит семинары и занятия для родителей и их детей, оказывает юридическую помощь. Кроме этого фонда несовершеннолетние родители больше не знают, куда можно обратиться за дополнительной помощью.

Результаты нашего исследования показали, что беременность и роды девушек-подростков оказываются включенными в целую совокупность острых психологических, социальных и юридических проблем, связанных с воспитанием ребенка, трудоустройством, получением образования, профессии. По мнению специалистов фонда «Расправь крылья», все данные семьи нуждаются в материальной и психологической помощи. Объясняется это тем, что у большинства юных родителей небольшой материальный достаток, зачастую ниже черты бедности.

Анализ интервью несовершеннолетних родителей показал, что они рассчитывают на поддержку своей семьи и не считают, что в разрешении их проблем им помогут в органах социальной защиты. У большинства юных родителей возникли трудности с оформлением пособий на ребенка.

По данным нашего исследования, в настоящее время созданы необходимые условия для получения аттестата о среднем обязательном образовании молодыми женщинами. На сегодняшний день в России беременным девушкам-подросткам и матерям-подросткам предлагают на выбор несколько форм школьного образования: перевод на домашнее обучение, переход в вечернюю школу, сдачу экзаменов экстерном.

Юные женщины, проживающие в родительских семьях, зачастую не обращаются за дополнительной помощью в государственные учреждения. Связано это с тем, что семья несовершеннолетней матери просто не знает, где она может получить помощь.

Все опрошенные несовершеннолетние родители не обращались за помощью в социальные учреждения по месту жительства. При этом, как утверждают юные родители, им необходима материальная, социально-педагогическая, юридическая помощь специалистов.

На основе проведенного исследования выявлено, что только в крупных городах РФ единичные центры работают с несовершеннолетними родителями по предоставлению им специализированной социальной поддержки и помощи (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Екатеринбург и др.). В основном, это проекты «Маленькая мама» при поддержке международной некоммерческой организации «Кидсейв Интернейшнл» (г. Санкт-Петербург). На периферии юные родители с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, фактически лишены права на помощь и поддержку.

В России с 2007 г. реализуются дополнительные меры помощи родителям из федерального бюджета. Увеличено пособие по уходу за первым и вторым ребенком до 1,5 лет, пособие получают и прежде не работавшие матери, введены льготы при оплате услуг детских дошкольных учреждений. Для малоимущих семей существует система региональных пособий на детей, хотя они также невелики. Основные виды пособий для семей, имеющих детей, зафиксированы в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ, с изм. от 22 декабря 2005 г. (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) [3]и Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883 (ред. от 10 июня 2005 г.) «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет).

Несовершеннолетним родителям предоставляются дополнительные льготы, оказывается натуральная помощь в виде выделения товаров длительного пользования, они получают единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные городские компенсации, которые ежегодно индексируются. Кроме того, введена система социальных контрактов, в результате чего после завершения обучения по программе профессиональной подготовки молодые родители трудоустраиваются. По данным программам реализуется адресный подход при выплате юным родителям социальных пособий, субсидий и социальных услуг на основе получения информации о клиенте, предоставляемой городским институтом участковых социальных работников, на основе муниципальных мониторингов положения таких родителей.

В Российской Федерации только в г. Москве и Санкт-Петербурге существует практика государственной поддержки юных родителей и законодательного закрепления статуса клиента социальной работы. Как правило, в других регионах субъектами социальной работы с данной категорией граждан являются образовательные учреждения и государственные органы социальной защиты.

В качестве возможных технологий социальной работы с юными родителями в образовательном учреждении поводятся беседы, лекции специалистов, классные часы, оказывается психологическая помощь, поддержка со стороны социального педагога, совместная работа ОУ, семьи, общества.

Также требуется разработка специальных мер для поддержки данных клиентов: создание центров, отделений, где они могли бы проживать со своим ребенком, учиться и работать, и внедрение зарубежного опыта.

В связи с этим существует необходимость не только оказывать дополнительную помощь юным матерям, но и разрабатывать программы гендерного воспитания детей и молодежи, необходима профилактическая работа с юными родителями.

В Смоленске несовершеннолетним родителям может быть оказана помощь со стороны государственных учреждений: центра планирования семьи «Млада», КДН (комиссия по делам несовершеннолетних), наркологического диспансера, центра психологической поддержки, женской консультации, телефона доверия, и отделов социальной защиты

Отсутствие должного внимания к проблеме несовершеннолетнего родительства и информирования данной категории граждан о пособиях, льготах и помощи, которую они могут получить и в каких организациях порождает множество проблем. К социальным и психологическим проблемам добавляются материальные, жилищные и бытовые проблемы, что приводит к разладу в семейных отношениях, что не может не сказываться негативно на ребенке.

По результатам проведенного интервью можно сделать вывод, что многие несовершеннолетние родители не знают куда обратиться за получением дополнительной помощи, большинство из них не получают никакой помощи со стороны государства и общественных организаций.

1. Гурко, Т.А. Родительство: социологические аспекты/ Т.А. Гурко. – М: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. – 164 с.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»

В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446; 2013, № 27, ст. 3459, 3477; № 30, ст. 4038) приказываю:

Утвердить Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях согласно приложению.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2014 г.

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. № 822н

Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях

1. Настоящий порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.

2. Настоящий порядок распространяется на образовательные организации и организации, осуществляющие обучение (далее — образовательные организации)*.

3. Несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в виде:

первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной;

специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;

скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной;

паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.

4. Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

5. Первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (далее — обучающиеся), в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее — отделения медицинской помощи обучающимся).

6. При отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь согласно настоящему Порядку может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность.

7. В структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации.

8. Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета.

9. Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности.

10. В случае непредоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников или отсутствия у медицинской организации лицензии на определенные работы (услуги) по месту нахождения помещений образовательной организации допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, в помещениях медицинской организации.

11. Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к настоящему Порядку).

12. Медицинская организация обеспечивает отделение медицинской помощи обучающимся лекарственными препаратами для медицинского применения.

13. Первичная медико-санитарная помощь обучающимся оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения медицинской помощи обучающимся.

14. Первичная медико-санитарной помощь обучающимся, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, врачами-специалистами, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения организации медицинской помощи обучающимся.

15. Дополнительные виды и объемы медицинской помощи обучающимся, оказание медицинской помощи на иных условиях, чем предусмотрено настоящим Порядком, организуются и осуществляются образовательной организацией с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

16. В образовательных организациях могут быть предусмотрены должности медицинских работников.

17. При наличии показаний врачи-педиатры, врачи-специалисты, фельдшеры отделения медицинской помощи обучающимся направляют несовершеннолетнего в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний.

18. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или иного законного представителя на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323-ФЗ).

19. При организации медицинских осмотров (скринингов) несовершеннолетних, в период обучения и воспитания в образовательных организациях, и оказании им первичной медико-санитарной помощи в плановой форме, образовательная организация оказывает содействие в информировании несовершеннолетних или их родителей (законных представителей) в оформлении информированных добровольных согласий на медицинское вмешательство или их отказов от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства.

Смотрите так же:  Компенсация госслужащим в 2019 году

20. При оказании медицинской помощи несовершеннолетнему по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни без согласия родителей (законных представителей), согласно пункту 1 части 9 статьи 20 Федерального закона, медицинский работник информирует его родителей (законных представителей) об оказанной медицинской помощи.

21. Отделение медицинской помощи обучающимся осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями № 1-6 к настоящему Порядку.

* статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

Приложение № 1
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. № 822н

Положение об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации деятельности отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее — отделение медицинской помощи обучающимся).

2. Отделение организации медицинской помощи обучающимся является структурным подразделением медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и оказывает медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (далее — обучающиеся).

3. Целью деятельности отделения медицинской помощи обучающимся является оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактика заболеваний.

4. На должность заведующего отделением медицинской помощи обучающимся назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 415н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный № 14292) с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 № 1644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный № 23879) (далее — Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения), по специальности «педиатрия», имеющий стаж работы по данной специальности не менее 5 лет, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный № 18247).

5. Штатная численность медицинских работников отделения медицинской помощи обучающимся определяется с учетом объема оказываемой медицинской помощи и проводимой профилактической работы, численности несовершеннолетних в образовательных организациях и устанавливается руководителем медицинской организации или образовательной организации, в составе которой оно создано.

6. Рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников отделения медицинской помощи обучающимся предусмотрены приложением № 2 к Порядку оказания медицинской помощи, утвержденному настоящим приказом.

7. В структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации и состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета.

8. В структуре отделения медицинской помощи обучающимся рекомендуется предусматривать:

кабинет заведующего отделением;

кабинет старшей медицинской сестры отделения;

кабинет врачей по гигиене детей и подростков.

9. В структуре отделения медицинской помощи обучающимся, оказывающего первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях, рекомендуется предусматривать кабинеты врачей-специалистов и иные кабинеты согласно порядкам оказания медицинской помощи соответствующего вида, профиля медицинской помощи, заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний).

10. Оснащение медицинского блока отделения медицинской помощи обучающимся осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением № 3 к Порядку оказания медицинской помощи, утвержденному настоящим приказом.

11. Оснащение иных кабинетов и подразделений отделения медицинской помощи обучающимся осуществляется в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи по профилю.

12. Отделение медицинской помощи обучающимся осуществляет:

участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;

оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;

направление обучающихся при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний;

организацию и проведение работы по иммунопрофилактике в образовательных организациях;

организацию и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;

организацию и проведение ежегодных скрининг-обследований, периодических медицинских осмотров обучающихся;

организацию профилактических медицинских осмотров обучающихся, анализ полученных по результатам профилактических медицинских осмотров данных с целью контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и разработку рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся;

организацию проведения медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам;

подготовку предложений по медико-психологической адаптации несовершеннолетних к образовательной организации, процессам обучения и воспитания, а также по коррекции нарушений адаптации обучающихся;

работу по формированию групп несовершеннолетних повышенного медико-социального и биологического риска формирования расстройств здоровья для оптимальной организации процессов обучения и воспитания, оказания медицинской помощи, в том числе коррекции нарушений здоровья и развития;

анализ состояния здоровья несовершеннолетних, подготовку предложений по приоритетам при разработке профилактических, коррекционных мероприятий, реализуемых в образовательных организациях;

подготовку предложений и внедрение конкретных медико-социальных и психологических технологий сохранения, укрепления и восстановления здоровья несовершеннолетних в условиях образовательных организаций;

взаимодействие с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинских организаций, психологами и педагогами образовательных организаций по вопросам определения профессиональной пригодности несовершеннолетних;

методическое обеспечение, совместно с психологами и педагогами образовательных организаций, работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;

участие в оздоровлении обучающихся в период отдыха и в оценке эффективности его проведения;

организацию в условиях образовательных организаций работы по коррекции нарушений здоровья несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);

участие в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения и воспитания;

проведение санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни;

организацию повышения квалификации врачей, медицинских работников со средним медицинским образованием отделения медицинской помощи обучающимся;

взаимодействие с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другими учреждениями по вопросу охраны здоровья несовершеннолетних;

своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;

передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.

13. Отделение медицинской помощи обучающимся взаимодействует с образовательной организацией, медицинскими организациями, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органами опеки и попечительства, органами социальной защиты и др.

14. Отделение медицинской помощи обучающимся ведет медицинскую документацию в установленном порядке и представляет отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

15. Настоящее Положение распространяется на кабинеты, здравпункты медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, оказывающие медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся.

Приложение № 2
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. № 822н

Рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях

1. Для районов с низкой плотностью населения и ограниченной транспортной доступностью медицинских организаций количество медицинского персонала отделения организации медицинской помощи детям в образовательных организациях детской поликлиники (отделения) устанавливается исходя из меньшей численности обучающихся.

2. Для организаций и территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1156-р «Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 35, ст. 3774; № 49, ст. 5267; 2008, № 11, ст. 1060; 2009, № 14, ст. 1727; 2010, № 3, ст. 336; № 18, ст. 2271; 2011, № 16, ст. 2303; 2011, № 21, ст. 3004; 2011, № 47, ст. 6699; 2011, № 51, ст. 7526; 2012, № 19, ст. 2410) количество штатных единиц врачей-специалистов устанавливается вне зависимости от численности прикрепленных несовершеннолетних.

Приложение № 3
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. № 822н

Стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях*

* При наличии в структуре отделения иных кабинетов и подразделений они оснащаются в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи по профилю.

*** Посиндромная укладка медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи комплектуется по отдельным синдромам с описью и инструкцией по применению

Приложение № 4
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. № 822н

Положение об организации деятельности врача-педиатра (фельдшера) отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации деятельности врача-педиатра (фельдшера) отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее — отделение медицинской помощи обучающимся), кабинета, здравпункта медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, оказывающего медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся.

2. На должность врача-педиатра отделения медицинской помощи обучающимся назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 415н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный № 14292) с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 № 1644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный № 23879), по специальности «педиатрия» без предъявления требований к стажу работы в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный № 18247).

3. На должность фельдшера отделения медицинской помощи обучающимся назначается специалист в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» по специальности «фельдшер».

4. Врач-педиатр (фельдшер) отделения медицинской помощи обучающимся осуществляет:

участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;

оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;

направление обучающихся при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний;

вызов скорой медицинской помощи и (или) организацию транспортировки в медицинскую организацию обучающихся, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи;

организацию и проведение мероприятий по иммунопрофилактике инфекционных болезней (в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 51н — по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается (письмо от 17.02.2011 № 01/8577-ДК);

организацию и проведение совместно с врачом по гигиене детей и подростков противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;

организацию и проведение ежегодных скрининг-обследований, периодических медицинских осмотров обучающихся;

организацию профилактических медицинских осмотров обучающихся, анализ полученных по результатам профилактических медицинских осмотров данных с целью контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и разработку рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся;

разработку индивидуального плана профилактических и оздоровительных мероприятий обучающихся с учетом группы состояния здоровья, медицинской группы для занятий физической культурой на основании результатов профилактических медицинских осмотров, данных осмотров врачей-специалистов и текущего наблюдения;

организацию медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам;

подготовку предложений по медико-психологической адаптации несовершеннолетних к образовательной организации, процессам обучения и воспитания, а также по коррекции нарушений адаптации обучающихся;

работу по формированию групп несовершеннолетних повышенного медико-социального и биологического риска формирования расстройств здоровья для оптимальной организации процессов обучения и воспитания, оказания медицинской помощи, в том числе коррекции нарушений здоровья и развития;

анализ состояния здоровья несовершеннолетних, подготовку предложений по приоритетам при разработке профилактических, коррекционных мероприятий, реализуемых в образовательных организациях;

подготовку предложений и внедрение конкретных медико-социальных и психологических технологий сохранения, укрепления и восстановления здоровья несовершеннолетних в условиях образовательных организаций;

методическое обеспечение, совместно с психологами и педагогами образовательных организаций, работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;

участие в формировании среди несовершеннолетних групп риска с целью проведения дифференцированного медицинского наблюдения и определения приоритетов при разработке и реализации в образовательных организациях профилактических, лечебно-оздоровительных, коррекционных и реабилитационных программ на индивидуальном и групповом уровнях на основании медицинской, социальной, психолого-педагогической и другой информации;

оценку полноты и анализ представленных данных медицинского обследования детей, поступающих в первый класс;

участие в оценке функциональной готовности несовершеннолетнего к обучению школе, при переводе обучающегося в класс компенсирующего обучения, при переходе несовершеннолетнего в организацию с повышенным уровнем образования и др.;

участие в подготовке и проведении комплексной медицинской и психолого-педагогической оценки состояния здоровья несовершеннолетних;

обеспечение медико-психологической адаптации несовершеннолетних к образовательной организации, процессу обучения и воспитания, а также проведение работы по коррекции нарушений адаптации;

участие в профилактической работе в образовательной организации по предупреждению у несовершеннолетних раннего начала половой жизни, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИДа;

проведение работы по выявлению распространенности среди несовершеннолетних факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, курение, употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ и др.), а также стереотипов дивиантных форм поведения;

взаимодействие в установленном законодательством порядке с врачами-психиатрами, врачами-наркологами, социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов, службы опеки и попечительства и иными при выявлении девиантных и асоциальных форм поведения несовершеннолетних (алкоголизм, наркомании, токсикомании, табакокурение, уход в бродяжничество, вовлечение в преступную деятельность и т.д.);

участие совместно с медико-социальным отделением детской поликлиники (отделения) и другими медицинскими организациями (центры планирования семьи, охраны репродуктивного «здоровья и др.) медико-психологических образовательных программ подготовки несовершеннолетних к созданию семьи, правильному репродуктивному поведению;

Смотрите так же:  Приказ 514 2012

проведение в условиях образовательной организации работы по коррекции нарушений здоровья несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);

информирование родителей и (или) законных представителей несовершеннолетнего о состоянии здоровья, выдачу рекомендаций для родителей и (или) законных представителей;

анализ состояния здоровья несовершеннолетних, подготовка предложений по приоритетам при разработке профилактических, коррекционных, мероприятий, реализуемых в образовательной организации;

участие в оздоровлении обучающихся в период их отдыха и в оценке эффективности его проведения;

организацию учета и анализ случаев травм, полученных в образовательных организациях, разработка комплекса мер по профилактике травматизма в образовательных организациях;

организацию работы медицинских работников со средним медицинским образованием, в том числе по иммунопрофилактике, по контролю за соблюдением гигиенических требований к организации процесса обучения и процесса воспитания, физического воспитания, питания и др.;

взаимодействие с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другими учреждениями по вопросу охраны здоровья несовершеннолетних;

своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;

передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий;

организацию повышения квалификации врачей, медицинских работников со средним медицинским образованием отделения медицинской помощи обучающимся;

оформление медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. При выявлении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и (или) факторов, влияющих или создающих угрозу жизни и здоровью обучающихся, врач-педиатр в письменной форме информирует заведующего отделением медицинской помощи обучающимся или руководителя медицинской организации и руководителя образовательной организации о выявленных нарушениях и факторах риска.

Приложение № 5
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. № 822н

Положение об организации деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее — отделение медицинской помощи обучающимся), кабинета, здравпункта медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, оказывающего медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся.

2. На должность врача по гигиене детей и подростков назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный № 14292) с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 № 1644н (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2012 г., регистрационный № 23879), по специальности «гигиена детей и подростков».

3. Врач по гигиене детей и подростков осуществляет:

участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;

организацию противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;

гигиеническую оценку используемых архитектурно-планировочных решений, внутришкольной среды (микроклимат, антропогенные загрязнения воздуха, освещенность, шум, вибрация, электромагнитные поля) и текущего санитарного состояния образовательной организации;

оценку условий и технологий обучения и воспитания несовершеннолетних, соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил;

участие в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения и воспитания;

организацию и проведение санитарно-гигиенического просвещения и обучения несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) по вопросам профилактики детских болезней и формирования здорового образа жизни;

оценку производственного контроля за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия образовательной организации;

внедрение новых профилактических и гигиенических диагностических технологий;

участие в проведении клинико-эпидемиологического анализа уровня и структуры заболеваемости несовершеннолетних, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях;

планирование мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, устранение вредного влияния на здоровье несовершеннолетних, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, факторов внутришкольной среды;

подготовку предложений органам местного самоуправления по созданию оптимальных условий жизнедеятельности несовершеннолетних, формированию у них здорового образа жизни и разработке межведомственных программ профилактики заболеваний;

контроль за соблюдением в образовательной организации санитарно-гигиенических норм воспитательно-образовательного процесса, в том числе, состояние окружающей территории, пищеблока, учебных помещений, мест отдыха несовершеннолетних, санитарно-гигиенических комнат и др.;

разработку программ и мероприятий по профилактике, коррекции и оздоровлению обучающихся с учетом профессионально-производственных факторов;

внесение предложений руководителю образовательной организации по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия образовательной организации;

организацию в условиях образовательных организаций работы по коррекции нарушений здоровья несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);

участие в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения и воспитания;

проведение санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни;

разработку и внедрение медико-социальных и психологических технологий сохранения, укрепления и восстановления здоровья несовершеннолетних в условиях образовательной организации;

проведение (совместно с педагогическим персоналом) в образовательной организации мероприятий и контроль их эффективности по формированию у несовершеннолетних (на групповом и индивидуальном уровне) устойчивых стереотипов здорового образа жизни, в том числе по профилактике алкоголизма, наркоманий, токсикоманий;

организацию и методическое обеспечение работы по выявлению распространенности среди несовершеннолетних факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, курение, употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ и др.), а также стереотипов дивиантных форм поведения;

взаимодействие с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другими учреждениями по вопросу охраны здоровья несовершеннолетних;

своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;

проведение санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни;

методическое обеспечение, совместно с психологами и педагогами образовательных организаций, работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;

оформление медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

своевременно информирует ответственного медицинского работника за своевременное информирование территориальных органов внутренних дел о фактах поступления (обращения) обучающихся, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.

4. При выявлении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и (или) факторов, влияющих или создающих угрозу жизни и здоровью обучающихся, врач по гигиене детей и подростков в письменной форме информирует заведующего отделением медицинской помощи обучающимся или руководителя медицинской организации и руководителя образовательной организации о выявленных нарушениях и факторах риска.

Приложение № 6
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. № 822н

Положение об организации деятельности медицинской сестры (фельдшера) отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации деятельности медицинской сестры (фельдшера) отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее — отделение медицинской помощи обучающимся), кабинета, здравпункта медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, оказывающего медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся.

2. На должность медицинской сестры (фельдшера) назначается специалист в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный № 18247) по специальности «медицинская сестра», «фельдшер».

3. Медицинская сестра (фельдшер) отделения медицинской помощи обучающимся осуществляет:

оказание обучающимся доврачебной первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;

профилактические мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья обучающихся в образовательной организации;

вызов скорой медицинской помощи и (или) организацию транспортировки в медицинскую организацию обучающихся, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи;

участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, питания, физического воспитания и трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;

проведение мероприятий по иммунопрофилактике инфекционных болезней (в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 51н — по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается (письмо от 17.02.2011 № 01/8577-ДК);

участие в проведении, совместно с врачом по гигиене детей и подростков, противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;

участие в организации и проведении ежегодных скрининг-обследований, периодических медицинских осмотров несовершеннолетних;

участие в организации профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних;

участие в разработке индивидуального плана профилактических и оздоровительных мероприятий обучающихся с учетом группы состояния здоровья, медицинской группы для занятий физической культурой на основании результатов профилактических медицинских осмотров, данных осмотров врачей-специалистов и текущего наблюдения;

участие в организации медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам;

участие в формировании среди несовершеннолетних групп риска с целью проведения дифференцированного медицинского наблюдения и определения приоритетов при разработке и реализации в образовательных организациях профилактических, лечебно-оздоровительных, коррекционных и реабилитационных программ на индивидуальном и групповом уровнях на основании медицинской, социальной, психолого-педагогической и другой информации;

участие в оценке полноты представленных данных медицинского обследования детей, поступающих в первый класс;

участие в оценке функциональной готовности несовершеннолетнего к обучению школе, при переводе обучающегося в класс компенсирующего обучения, при переходе несовершеннолетнего в организацию с повышенным уровнем образования и др.;

участие в подготовке и проведении комплексной медицинской и психолого-педагогической оценки состояния здоровья несовершеннолетних;

взаимодействие с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинской организации и психологами и педагогами образовательной организации по вопросам профессиональной пригодности несовершеннолетних;

участие в проведении (совместно с педагогическим персоналом) в образовательной организации мероприятий и в контроле их эффективности по формированию у несовершеннолетних (на групповом и индивидуальном уровне) устойчивых стереотипов здорового образа жизни, в том числе по профилактике алкоголизма, наркоманий, токсикоманий;

участие в проведении профилактической работы в образовательной организации по предупреждению у несовершеннолетних раннего начала половой жизни, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИДа;

взаимодействие в установленном законодательством порядке с врачами-психиатрами, врачами-наркологами, социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов, службы опеки и попечительства и иными при выявлении девиантных и асоциальных форм поведения несовершеннолетних (алкоголизм, наркомании, токсикомании, табакокурение, уход в бродяжничество, вовлечение в преступную деятельность и т. д.);

участие совместно с медико-социальным отделением детской поликлиники (отделения) и другими медицинскими организациями (центры планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья и др.) в реализации медико-психологических образовательных программ подготовки несовершеннолетних к созданию семьи, правильному репродуктивному поведению;

участие в проведении в условиях образовательной организации работы по коррекции нарушений здоровья несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);

информирование родителей и (или) законных представителей несовершеннолетнего о состоянии здоровья обучающихся, оформление копий и (или) выписок из медицинской документации;

участие в оздоровлении несовершеннолетних в период их отдыха;

учет и анализ случаев травм, полученных в образовательных организациях;

передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий;

дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию инструментария;

хранение лекарственных препаратов, в том числе медицинских иммунобиологических препаратов, сохранность этикеток на флаконах, контроль за сроками использования лекарственных препаратов;

соблюдение правил охраны труда и противопожарной безопасности на рабочем месте;

соблюдение правил асептики и антисептики;

работу по санитарно-гигиеническому просвещению, в том числе по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний;

анализ выполнения ежемесячного плана профилактических прививок;

учет медицинского инвентаря, лекарственных препаратов, прививочного материала, их своевременное пополнение;

взаимодействие с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинских организаций, психологами и педагогами образовательных организаций;

оформление медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования территориальных органов внутренних дел о фактах поступления (обращения) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, и назначение медицинских работников, ответственных о фактах поступления (обращения) таких пациентов;

ведет утвержденные формы учетной и отчетной медицинской документации.

5.* При выявлении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и (или) факторов, влияющих или создающих угрозу жизни и здоровью обучающихся, медицинская сестра (фельдшер) в письменной форме информирует заведующего отделением медицинской помощи обучающимся или руководителя медицинской организации и руководителя образовательной организации о выявленных нарушениях и факторах риска.

Обзор документа

Установлены правила оказания медпомощи несовершеннолетним, в т. ч. в период обучения и воспитания в образовательных организациях.

Детям гарантируется предоставление медпомощи на основе ее стандартов в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи.

Предусмотрены следующие виды медпомощи: первичная медико-санитарная, в т. ч. доврачебная, врачебная и специализированная; специализированная, в т. ч. высокотехнологичная; скорая, в т. ч. скорая специализированная; паллиативная.

Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания в учебных заведениях возложена на последних. При этом первичную медико-санитарную помощь, медосмотры и диспансеризацию осуществляют органы здравоохранения. Образовательная организация обязана безвозмездно предоставить им соответствующее помещение.

В школах открываются отделения организации медпомощи несовершеннолетним. Цель — оказание первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в т. ч. при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактика заболеваний. Утверждены положение о таком отделении, рекомендуемые штатные нормативы его работников, стандарт оснащения медблока. Прописано, как организуется деятельность врача-педиатра (фельдшера), врача по гигиене детей и подростков, медсестры (фельдшера) отделения.

При отсутствии отделения первичная медико-санитарная помощь может оказываться в кабинетах, здравпунктах медорганизации или иного юрлица, осуществляющего меддеятельность (наряду с основной (уставной)).

Для медицинского вмешательства необходимо получить информированное добровольное согласие несовершеннолетнего или иного законного представителя. Оно не требуется для оказания медпомощи по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

108shagov.ru. Все права защищены. 2019