Вестфальский мирный договор положения

Вестфальский мирный договор положения

Вестфальский мир 1648, завершил Тридцатилетнюю войну 1618—1648. Заключён 24 октября в Мюнстере между императором «Священной Римской империи» и его союзниками, с одной стороны, и Швецией, Францией и их союзниками — с другой. Явился результатом переговоров, начавшихся ещё в июне 1645 в двух городах Вестфалии — Мюнстере и Оснабрюке, и объединил Мюнстерский и Оснабрюкский мирные договоры. В Мюнстере вели переговоры представители «Священной Римской империи», Франции и др. католических государств, а в Оснабрюке — представители «Священной Римской империи», Швеции и протестантских нем. князей. Проведение конгресса в двух городах отразило религиозную распрю между протестантами и католиками. Лишь незадолго до подписания мира все участники конференции собрались в Мюнстере. Условия В. м. касались тер. изменений в Европе, религиозных отношений и политич. устройства империи. Швеция, претендовавшая на нем. побережье Балтийского и Северного морей, приобрела всю Зап. и часть Вост. Померании с гг. Штеттин и Висмар, архиепископство Бремен и часть епископства Верден, устье Везера, о-ва Рюген и Волин. Под её контроль попали важнейшие гавани Балтийского и Северного морей. Став владельцем герм, княжеств, Швеция была формально принята в состав империи, получила право посылать своих депутатов на имперские сеймы и могла вмешиваться во внутр. дела империи. Франция получила прежнее владение австрийских Габсбургов — Эльзас (без г. Страсбург) и закрепила свои права на ранее приобретённые (в 1552) земли Лотарингии — епископства Мец, Туль и часть епископства Верден. В значит, степени была перекроена карта герм, княжеств. Союзники Франции и Швеции — княжества Бранденбург, Мекленбург, Брауншвейг, Гессен расширили свои тер. за счёт земель епископств и монастырей. Было образовано новое в империи Пфальцское курфюршество на Рейне во главе с герцогом Баварии. В результате тер. изменений империя Габсбургов потеряла ок. 100 тыс. км2. В. м. подтвердил Аугсбургский религиозный мир 1555 и уравнял в правах протестантов и католиков. Была узаконена секуляризация (обращение в гос. собственность) церковных земель, проведённая до 1 янв. 1624. Нем. князья получили фактическую независимость от императора, могли вести самостоятельную внутр. и внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир, подписывать различные дипломатич. соглашения (кроме внешних союзов, направленных против империи). Швейцария и Голландская Республика вышли из состава империи и получили независимость. Гл. результатом В. м. было закрепление политич. раздробленности Германии и дальнейшее ослабление империи Габсбургов. Попытки Габсбургов искоренить реформацию и создать под своей эгидой единую католич. империю потерпели крах. В. м. способствовал усилению Швеции и Франции, а вместе с тем — подъёму антифеодальных движений в европейских странах.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.

Вестфальский мирный договор 1648 года — заключён 24. X на двух конгрессах, заседавших в городах Вестфалии — Мюнстере и Оснабрюке; закончил Тридцатилетнюю войну 1618-1648 годов — большой общеевропейский конфликт, вызванный борьбой между католиками и протестантами, между чехами и немцами, между императором Германии и немецкими князьями. Война велась на территории Германии с необычайным ожесточением и привела к опустошению страны. Ещё в 1637 году стороны, утомлённые почти безрезультатной войной, поставили вопрос о мире. Но из этих попыток ничего не вышло, и переговоры начались только в июне 1645 года. Они шли в обстановке непрекращающихся военных действий, которыми стороны хотели подкрепить свои требования, и таких событий, как английская революция и волнения во Франции при Людовике XIV, закончившиеся движением Фронды. Всё это колебало соотношение сил, изменяло претензии держав и решения конгрессов. Немецкие князья были лишены национального сознания и в борьбе против императора жаждали иностранного вмешательства. Французские требования, несмотря на внутренние затруднения страны, поддерживались блестящими победами знаменитых полководцев — Тюренна и Конде.

Несмотря на союз, существовавший между Францией и Швецией с самого начала войны, у этих держав были разногласия. Франция поддерживала немецких князей, в том числе и протестантских, поскольку они выступали против императора, но особенно старалась привлечь на свою сторону князей-католиков, в частности самого крупного из них, государя католической Баварии. Напротив, Швеция, заинтересованная в захвате южного побережья Балтийского моря, т. е. северной Германии, где господствовал протестантизм, поддерживала только протестантов и в ряде случаев выступала против Франции. Этим объясняется само территориальное размежевание переговоров. Франция вела переговоры вместе с католическими князьями Германии в Мюнстере, Швеция с протестантскими — в Оснабрюке. Представители императора заседали в Мюнстере, но в случае надобности ездили в Оснабрюк.

Представители держав съезжались очень медленно. Первыми (в 1643) появились венецианский посол Контарини, папский нунций Киджи (впоследствии папа Александр VII) и послы германского императора — граф Людвиг Нассау и доктор Фольмар. Главный представитель императора граф Траутмансдорф явился только в ноябре 1645 года. Кроме упомянутых выше крупную роль в конгрессах играли французские представители граф д Аво, Абель Сервьен и впоследствии герцог Лонгвилль. Испанию представлял испанский гранд дон Гаспар Бракамонте; Швецию — Иоганн Оксеншерна, сын знаменитого канцлера Оксеншерна, фактического руководителя внешней политики Швеции после смерти Густава Адольфа; вторым шведским представителем был Адлер Сальвиус.

Послы много спорили по формальным вопросам, напр.: можно ли величать представителей курфюрстов их превосходительствами. Важнее был спор, вызванный протестом германского императора, желавшего представлять «всю империю», против самостоятельности «чинов», т. е. в первую очередь князей. Франция и Швеция заявили, что они не приступят к переговорам раньше, чем не появятся представители князей. После победы шведского полководца Торстенсона над императорскими войсками император Фердинанд III уступил в этом вопросе. Не меньшее значение имели разногласия среди послов, часто даже одного и того же государства. Едва ли не самым крупным дипломатом оказался представитель императора, граф Траутмансдорф. Он понимал необходимость для императора мира во что бы то ни стало и сумел извлечь из крайне неблагоприятной обстановки все доступные при данных условиях выгоды для габсбургского дома.

24. X 1648 были подписаны оба договора — в Оснабрюке и Мюнстере. Они оказали огромное влияние на международные отношения в Европе вплоть до французской буржуазной революции. Их постановления касаются трёх основных вопросов: 1) территориальных изменений в Европе, явившихся результатом Тридцатилетней войны ; 2) вероисповедных отношений в империи; 3) политического устройства империи.

Шведские притязания, бывшие долгое время камнем преткновения на конгрессах, были удовлетворены почти полностью. Швеция получила всю западную и часть восточной Померании с городами Штеттин, Дамм, Гольнау и о-ва Рюген и Волин (устье Одера), а кроме этого, г. Висмар (Мекленбург) с его гаванью и епископства Бременское и Верденское (устье Везера) с превращением их в светские княжества и с оговоркой, что старые ганзейские города Висмар, Бремен, Штральзунд, Верден и др. сохраняют свои вольные обычаи. В качестве суверена этих владений Швеция вступила в состав империи и получила три голоса в рейхстаге. Основная цель Швеции, таким образом, была достигнута: важнейшие гавани на побережье не только Балтийского, но и Северного морей оказались в её руках. Сверх того Швеция получила 5 млн. талеров вознаграждения за военные издержки. Так как территориальные уступки в пользу Швеции были сделаны за счёт Бранденбурга и Мекленбурга, последних компенсировали духовными княжествами. Бранденбург получил епископства Гальдберштадт, Камин и Минден и право на присоединение архиепископства Магдебург, после смерти архиепископа. Мекленбург был вознаграждён епископством Шверин и Ратцебург и другими церковными территориями. Франция окончательно присоединила к себе три лотарингских епископства (Мец, Туль и Верден) и получила весь Эльзас (без г. Страсбурга). Бавария сохранила Верхний Пфальц и связанное с ним курфюршество, но Рейнский Пфальц был сохранён за сыном и преемником пфальцграфа рейнского Фридриха V, Карлом Людвигом, которому были даны права восьмого курфюрста империи. Были признаны самостоятельными и вышли из состава империи Швейцария и Республика соединённых провинций (Голландия).

В вероисповедном отношении Вестфальский мирный договор подтвердил постановления Аугсбургского религиозного мира 1555 года, согласно которому религия государя определяла религию его подданных («чья страна, того и вера»), и признал, что споры между протестантами и католиками по вопросу о владениях решаются положением этих владений на 1624 год.

Смотрите так же:  Приказ 237 ржд

Что касается внутреннего устройства империи, то за князьями было признано право суверенитета: они могли отныне заключать договоры между собой и с иностранными державами с оговоркой, что эти договоры не будут заключаться в ущерб империи. В действительности эта оговорка не имела значения. Империя фактически перестала существовать.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Instrumenta pacis Westphalicae. Die westfälischen Friedensverträge 1648. Bern, 1949.

Поршнев Б. Ф. Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в. М., 1970;

Шинделарж Б. Вестфальский мирный конгресс 1643 —1648 гг. и чешский вопрос.— В кн.: Средние века. Вып. 28—29. М., 1965—66.

Вестфальский мир

Вестфальский мир — ряд мирных договоров, заключенных в период с мая по октябрь 1648 г. в епископствах Мюнстер и Оснабрюке в Вестфалии, фактически положивших конец европейским религиозным войнам.

Вестфальский мир официально завершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648) – продолжительную борьбу за религиозную и политическую власть, затронувшую в той или иной степени практически все европейские страны. Тридцатилетняя война была религиозным конфликтом, обострением противостояния между католиками и протестантами, начавшегося с Реформации XVI века. Это была борьба за доминирование в Европе; Франция и Швеция выступали против Императора Священной Римской империи, принадлежавшего дому Габсбургов. Наконец, это был конфликт между Императором и крупными немецкими княжествами, которые стремились к обретению независимости.

Вестфальский мир также привел к окончанию Восьмидесятилетней войны (1568-1648) между Испанией и Нидерландской республикой, а Испания официально признала независимость Нидерландской Республики.

Процесс переговоров был длительным и сложным. Обсуждение условий Вестфальского мира проходило в двух разных городах – между императором Священной Римской империей с католическими странами и Францией в епископстве Мюнстер, а с протестантскими странами и Швецией в епископстве Оснабрюк, поскольку ни католики, ни протестанты не желали проводить встречи на «чужой» территории. В общей сложности съехалось 109 делегаций, представлявших интересы всех государств, вовлеченных в войну.

Вестфальский мирный договор.

В результате переговоров было подготовлено три отдельных договора:

  • Мюнстерский мир – заключен между Нидерландской Республикой и Королевством Испании 30 января 1648 года и ратифицирован в Мюнстере 15 мая 1648 года; и
  • два взаимосвязанных соглашения, заключенных 24 октября 1648 года и ратифицированных в период с ноября 1648 года по январь 1649 года:
    • Мюнстерский мирный договор между Священной Римской Империей и Францией и ее союзниками;
    • Оснабрюкский мирный договор между Священной Римской империей и Швецией и ее союзниками.

В совокупности эти три договора составляют Вестфальский мир.

Итоги Вестфальского мира.

Мюнстерская ратуша – место проведения переговоров о заключении Вестфальского мира между Священной Римской империей и Францией.

Вестфальский мир был как религиозным, так и политико-территориальным урегулированием. Условия Вестфальского мира определили политический ландшафт Европы на долгие годы вперед. Поскольку его положения распространялись на большинство европейских держав – среди них Савойя, Англия, Дания, Норвегия, Польша, княжества и республики Италии, Нидерландов и швейцарские города – это был по истине общеевропейский мир. Хотя от территориального порядка, установленного в 1648 году, мало что осталось, итоги Реформации после Вестфальского мира в Европе больше никогда не пересматривались. В Вестфальском мирном договоре также содержались важные нормы о конституции Священной Римской империи, которые продолжали оставаться в силе до падения Империи в 1806 году.

Многолетние Мюнстерская и Оснабрюкская мирные конференции были важным событием в современной истории дипломатии. Компромиссы по вопросам протокола, многие из которых были достигнуты только после длительных переговоров, послужили прецедентом для последующих международных конференций и конгрессов.

Религиозные вопросы.

Главной целью Вестфальского мира было урегулирование религиозных отношений и конфессиональных противоречий. Хотя Вестфальский мирный договор подтвердил право князей менять по желанию и свою веру, и веру своих подданных, в них предусматривались определенные правовые гарантии. Было введено несколько положений, ограничивающих и ослабляющих прежнюю власть князей над религиозной сферой.

Вестфальский договор официально признал свободу вероисповедания для католиков, живущих в протестантских областях, и наоборот, в том числе разрешалось молиться в своих домах, посещать религиозные службы и воспитывать своих детей в соответствии с личными убеждениями. Инакомыслящие не должны были «исключаться из гильдий купцов, ремесленников или компаний, лишаться права преемственности, наследования, доступа к общественным больницам, инфекционным больницам, домам престарелых (богадельням), а также других прав и привилегий». Более того, Вестфальский договор поощрял равноправие между католиками и протестантами в Имперских советах и других законодательных учреждениях Империи.

Территориальные договоренности.

Второй предмет Вестфальского мира касался вопроса территориального урегулирования, а практически – удовлетворения территориальных притязаний Швеции и Франции.

  • Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, Макленбургский город Висмар, Бременское архиепископство и Ферденское епископство. Эти приобретения дали Швеции контроль над Балтийским морем и устьями рек Одер, Эльба и Везер.
  • Франция получила суверенитет над графством Эльзас и подтвердила свои права на три епископства Мец, Туль и Верден, которые она захватила столетием раньше. Таким образом, Франция упрочила свою границу к западу от реки Рейн.
  • Бранденбург получил Восточную Померанию и несколько небольших епископств и монастырей.
  • Пфальц был разделен между протестантами и католиками на Верхний и Нижний Пфальц:
    • Верхний Пфальц остался за Баварией;
    • Нижний Пфальц, вместе с вновь созданным восьмым курфюршеством, был возвращен Карлу I Людвигу, сыну Фридриха V Пфальцского.

Важным итогом Вестфальского мира было международное признание в качестве независимых государств Нидерландской республики и Швейцарской конфедерации. Таким образом договоры официально закрепили статус, которым эти два государства уже фактически обладали в течение многих десятилетий.

Ратификация Мюнстерского мира 15 мая 1648 года. Картина Герарда Тербоха, 1648 год.

Всеобщая амнистия.

В соответствии с христианской мирной этикой Вестфальский договор объявил всеобщую амнистию всем, кто участвовал в военных действиях Тридцатилетней войны. Амнистия была абсолютной и без каких-либо исключений; должно было быть «вечное забвение» всего, что было сказано и сделано во время войны.

Соглашения о конституции Священной Римской империи.

Учреждение восьмого курфюршества, пожалованного Карлу I Людвигу Пфальцскому, означало существенное изменение положений «Золотого Булла» 1356 года, одного из основных законов Империи, в котором, в частности, определялась процедура избрания императора. В «Золотой булле» прямо указывалось, что семь курфюрстов или князей-выборщиков должны выбрать Римского короля, которого Папа Римский затем короновал главой Священной Римской империи.

Вестфальский мирный договор изменили процедуру голосования Императорского собрания (Рейхстага), установив, что решения по религиозным вопросам должны приниматься единогласно, то есть по взаимному согласию католических и протестантских государств. Имперским городам (т. е. подчиненным непосредственно императору) были предоставлены места и права голоса в Имперском собрании. В дополнение к Совету курфюрстов и Совету имперских князей города образовывали третий совет, разделенный на две коллегии, Швабскую и Рейнскую.

Вестфальский договор включал положение о признании права отдельных Государств «вступать в альянсы с другими сторонами для своего сохранения и безопасности» при условии, «что данные альянсы не направлены против Императора, Империи, Общего мира и данного Соглашения». Право Государств на вступление в альянсы связано не только с правом проводить собственную внешнюю политику и устанавливать дипломатические отношения, но также и с правом вести войну и содержать постоянную армию. Это означало признание индивидуальной международной правосубъектности князей и территорий империи, которые, хотя все еще входили в Империю, приблизились к суверенному статусу.

С другой стороны, Вестфальский мир закрепил за Имперским собранием всю власть, которая обычно ассоциируется с осуществлением высших полномочий над территорией, например, такими, как написание и интерпретация законов, объявление войны, обложение налогами.

Императорский совет 1653-1654 года признал Вестфальский мирный договор чем-то вроде «основного закона» Империи до того, как появилось такое понятие. Вестфальские договоры были включены в последующие электоральные капитуляции, которые историки-правоведы рассматривают в качестве прекурсоров сегодняшних конституций.

Значение Вестфальского мира в истории международного права.

Многими юристами-международниками и политологам Вестфальский мир рассматривается как поворотный момент в истории международного права и международных отношений, разделяющий старый европейский порядок, характеризуемый религиозным и политическим единством «христианского мира» под властью Императора и Папы Римского, и современную светскую систему суверенных и равноправных государств, существующую и в настоящее время или, по крайней мере, просуществовавшую до конца Второй мировой войны. В литературе последний порядок часто описывается как Вестфальская система международного права и международных отношений, отличающаяся четким, главным образом территориальным, разграничением политической власти и социальных связей.

Смотрите так же:  Цены на осаго новости

Оснабрюкская ратуша – место проведения переговоров о заключении Вестфальского мира между Священной Римской империей и Швецией.

Хотя «Вестфальский мир» допустимо использовать в качестве символического начала эпохи международного права, характеризуемой преобладанием суверенных государств, тем не менее подобное допущение проблематично с исторической точки зрения. Оно сводит к единому знаменателю события, постепенное развитие которых частично началось за долго до 1648 года, и частично продолжалось еще в течение по меньше мере двухсот лет. Современное международное право зародилось не в середине 17-го века, а в еще позднем средневековье, достигнув высокой степени зрелости как с точки зрения международной практики, так и доктрины в «испанский период» 16 – середины 17 века. Во многих отношениях Вестфальский мир предполагал существование современного светского международного порядка, который он скорее подтвердил нежели создал.

К моменту проведения Вестфальских мирных переговоров концепция суверенитета как верховенства власти над определенной территорией и ее независимости от «чужих» полномочий была доктринально хорошо развита. Поэтому Мюнстер, несомненно, не был родиной идеи государственного суверенитета. Более того, данное слово не фигурирует в длинном тексте Вестфальских договоров. И Мюнстерский, и Оснабрюкский договоры осторожно избегали называть государства империи «суверенными». Вместо этого в договорах использовалось выражение ius territoriale или территориальная власть, тем самым подчеркивая их принадлежность к империи.

Таким образом, было бы несправедливо рассматривать Вестфальский мир 1648 года как краеугольный камень в развитии современной международной системы государств. Скорее, результаты конгресса являются не чем иным, как дальнейшим шагом — можно даже сказать, что довольно скромным шагом — в постепенном переходе от идеала универсальной власти к идее отдельных самостоятельных политических единиц, обладающих суверенитетом на вверенных им территориях.

ВЕСТФА́ЛЬСКИЙ МИР 1648

  • В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 218

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ВЕСТФА́ЛЬСКИЙ МИР 1648, мир­ные до­го­во­ры, за­вер­шив­шие Три­дца­ти­лет­нюю вой­ну 1618–48. За­клю­че­ны 24.10.1648 в го­ро­дах Вест­фа­лии – Мюн­сте­ре и Осна­брю­ке по­сле дли­тель­ных (с 1645) пе­ре­гово­ров: Оснаб­рюк­ский до­го­вор – ме­ж­ду им­пе­ра­то­ром Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии и его со­юз­ни­ка­ми, с од­ной сто­ро­ны, Шве­ци­ей и её со­юз­ни­ка­ми – с дру­гой; Мюн­стер­ский до­го­вор – ме­ж­ду им­пе­ра­то­ром Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии и его со­юз­ни­ка­ми, с од­ной сто­ро­ны, Фран­ци­ей и её со­юз­ни­ка­ми – с дру­гой. По­ло­же­ния В. м. ка­са­лись трёх во­про­сов: тер­ри­то­ри­аль­ные из­ме­не­ния; ре­лиг. от­но­ше­ния; по­ли­тич. уст­рой­ст­во им­пе­рии. Со­глас­но В. м., Шве­ция по­лу­чи­ла от им­пе­рии, по­ми­мо кон­три­бу­ции в 5 млн. та­ле­ров, о. Рю­ген, всю За­пад­ную и часть Вос­точной По­ме­ра­нии с г. Штет­тин, г. Вис­мар и се­ку­ля­ри­зо­ван­ные ар­хи­епи­скоп­ст­во Бре­мен и епи­скоп­ст­во Вер­ден. Во вла­де­нии Шве­ции ока­за­лись важ­ные га­ва­ни Бал­тий­ско­го и Се­вер­но­го мо­рей, она как вла­де­ли­ца герм. кня­жеств ста­ла чле­ном им­пе­рии и мог­ла от­ны­не по­сы­лать сво­их де­пу­та­тов на рейхс­та­ги. Фран­ция по­лу­чи­ла быв. вла­де­ния Габс­бур­гов в Эль­за­се и под­твер­жде­ние сво­его су­ве­ре­ни­те­та над ло­та­ринг­ски­ми епи­скоп­ст­ва­ми Мец, Туль и Вер­ден. Фран­ция и Шве­ция, как дер­жа­вы-по­бе­ди­тель­ни­цы, бы­ли объ­яв­ле­ны гл. га­ран­та­ми вы­пол­не­ния В. м. Со­юз­ни­ки дер­жав-по­бе­ди­тель­ниц – герм. кн-ва Бран­ден­бург, Мек­лен­бург-Шве­рин, Бра­ун­швейг-Лю­не­бург – рас­ши­ри­ли свои тер­ри­то­рии за счёт се­ку­ля­ри­зо­ван­ных епи­скопств и мо­на­сты­рей. За гер­цо­гом Ба­ва­рии был за­кре­п­лён Верх­ний Пфальц и ти­тул кур­фюр­ста. Бы­ла при­зна­на пол­ная не­за­ви­си­мость от им­пе­ра­то­ра герм. кня­зей в про­ве­де­нии как внутр., так и внеш­ней по­ли­ти­ки (без пра­ва за­клю­че­ния внеш­них сою­зов, на­прав­лен­ных про­тив им­пе­рии и им­пе­ра­то­ра) и тем са­мым юри­ди­че­ски за­кре­п­ле­на по­ли­тич. раз­дроб­лен­ность Гер­ма­нии. Из со­ста­ва им­пе­рии бы­ли вы­де­ле­ны са­мо­сто­ят. го­су­дар­ст­ва: Швей­цар­ский со­юз и Рес­пуб­ли­ка Со­еди­нён­ных Про­вин­ций (Ни­дер­лан­ды). В об­лас­ти ре­ли­ги­оз­ной В. м. урав­нял в Гер­ма­нии каль­ви­ни­стов (ре­фор­ма­тов) в пра­вах с ка­то­ли­ка­ми и лю­те­ра­на­ми, уза­ко­нил се­ку­ля­ри­за­цию цер­ков­ных зе­мель, про­из­ве­дён­ную до 1624, но ли­шил герм. кня­зей пра­ва оп­ре­де­лять ре­лиг. при­над­леж­ность под­дан­ных.

    Вестфальский мир

    В 1648 году, 24 октября и 15 мая, были подписаны два документа: Мюнстерский договор и Договор Оснабрюка. Процесс переговоров и подписания этих договоров получил название Вестфальский мир. Часто к процессу Вестфальского мира относят еще и договор Пиренеев, заключенный между Испанией и Францией в 1659 году и завершивший войну.

    Вестфальский мир положил конец двум затяжным войнам: Тридцатилетней и Восьмидесятилетней. Инициатором подписания мира выступила Священная Римская империя, во главе с Фердинандом III. Другими сторонами соглашения выступали Испания, Франция, Швеция и Голландская республика.

    Большинство ученых и исследователей сходятся во мнении, что подписание Вестфальского мира стало ключевым историческим событием, зародившим современную систему международных отношений. Благодаря этому соглашению возникло само понятие суверенного национального государства, имеющего право на самоопределение. Принципы Вестфальского мира легли в основу создания Организации Объединенных Наций, где все государства-члены имеют равные права и свой голос в Генеральной Ассамблее.

    Ко второй половине двадцатого века стало очевидно, что вершиной политической эволюции является демократическое государство. Доказательством этому послужило то, что с момента основания ООН, количество стран-членов союза возросло с 50 до 192 всего за пару лет. Однако, стоит заметить, что многие государства, образованные путем самоопределения, были искусственно созданными пост-колониальными структурами, которые продолжали действовать в угоду интересов колониста. На территориях таких государств религиозные, культурные, этнические и иные традиции постепенно были заменены традициями, принесенными колонизаторами извне. Такие тенденции не способствовали сплочению общества и позволяли вчерашним колонизаторам продолжать преследовать свои экономические интересы в отношении бывших колоний.

    Стремление к независимости было настолько сильно, что вдохновленные этой возможностью страны даже не рассматривали таких альтернатив, как конфедерация. Процесс деколонизации захватил мир. Вестфальский договор зародил принципы уважения территориальной целостности для государств, однако, он не остановил имперскую экспансию. Европейские империи вели двойную игру, применяя одни правила для себя и другие для народов за пределами Европы, чьи земли можно было с легкостью присвоить, разграбить и эксплуатировать.

    Таким образом, заложенная Вестфальским миром система международных отношений нашла большое количество противников среди людей, выступающих за глобальное управление и справедливое распределение ресурсов Земли между всеми государствами на равных условиях. Вестфальские принципы позволяли манипулировать международным правом в угоду своих государственных интересов. Европейские государства были склонны предотвращать любые попытки захвата власти извне, называя это нарушением своих суверенных прав. В то же время, позволяя себе нарушать суверенные права других стран, принимающих ,по сути, внешнее управление под видом международных норм. В Европе начал развиваться Европейский Союз, который постепенно взял на себя функцию всеобщего европейского правительства. Однако, многие его государства-члены сопротивляются ему, видя в этом угрозу своему суверенитету.

    Место проведения

    Мирные переговоры проходили в городах Мюнстер и Оснабрюк, которые расположены приблизительно в 50 километрах друг от друга в Германии на Северном Рейне и в Нижней Саксонии. Эти города были предложены Швецией, Франция же настаивала на проведении встречи в Гамбурге и Кельне. В любом случае, для переговоров требовалось два города, потому что протестантские и католические лидеры отказывались встречаться друг с другом. Для католиков был выбран Мюнстер, а для протестантов Оснабрюк.

    Итоги мирных соглашений

    Фердинанд III был лишен власти, которую он взял на себя, нарушив конституцию Священной Римской империи. Это уравняло в правах всех германских правителей, которые теперь могли самостоятельно выбирать религию для своих земель. Новый закон провозгласил равенство между протестантами и католиками, а кальвинизм получил юридическое признание.

    Стороны приняли условия Аугсбургского мира 1555 года, согласно которым каждый герцог теперь имел право выбрать религию для своего государства из установленных вариантов: католицизма, протестантизма (лютеранства), а теперь еще и кальвинизма. Закон определял свободу вероисповедания для христиан и защищал их право практиковать свою веру в общественных местах.

    Составителем Вестфальского мирного договора принято считать кардинала Мазарини, который являлся де-факто лидером Франции, пока Людовик XIV был еще ребенком. Это объясняет тот факт, что для Франции условия мирного договора обеспечивали лучшее положение, чем для других участников войны. Франция получила контроль над епископствами Мец, Туль и Верден, расположенными в Лотарингии. Так же ей перешли гамбургские земли Эльзаса.

    Швеции был возмещен ущерб, а также она получила контроль над землями Западной Померании и епископством Бремен. Таким образом влияние Швеции распространилось на устья рек Одер, Эльба и Везер, и она получила три места в Совете князей германского рейхстага.

    Сын и наследник Фердинанда V Людвиг I был восстановлен в правах пфальцграфа Баварии. Бранденбург (позже Пруссия) получила в распоряжение земли Дальней Померании и епископства Магдебурга, Хальберштадта, Каммина и Миндена.

    Смотрите так же:  Осаго покрытие сумма

    Был решен вопрос о наследовании территории покойного герцога Клеве-Юлиха Берга. Герцогства Юлих и Берг перешли пфальцграфству Нойбурга, а Клеве, Равенсберг и Бранденбург-Пруссии. Торговые запреты, наложенные во время войны, были отменены, и на Рейне была гарантирована «Свободная навигация».

    Значение Вестфальского мира

    Традиционно считается, что Вестфальский мир имел решающее значение для современной теории международных отношений. Он имел несколько ключевых принципов, которые применяются и сегодня практически в неизменном виде.

    • Принцип суверенитета государств и право на политическое самоопределение.
    • Принцип правового равенства между государствами.
    • Принцип невмешательства одного государства во внутренние дела другого.

    Эти принципы называют «Вестфальской системой», и они представляют собой парадигму современных международных отношений. У этой системы немало критиков, но за многие века своего существования она показала высокую эффективность и смогла урегулировать отношения между ключевыми государствами Европы и мира. Помимо прочего, на основе положений Вестфальского мира зародилась современная межгосударственная правовая система.

    ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР

    ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР – мирный договор, завершивший Тридцатилетнюю войну, заключенный после сложных и длительных переговоров между враждующими сторонами коалиции австрийских и испанских Габсбургов и противоборствующим антигабсбургским блоком европейских держав. Переговоры проходили в германских городах Вестфалии (отсюда название). Состоял из двух объединенных мирных договоров, подписанных в Оснабрюке и Мюнстере. Окончательный вариант Вестфальского мирного договора подписан 24 октября 1648 в Мюнстере.

    В 1618 разразилась одна из самых крупнейших войн в истории Европы – Тридцатилетняя война. В противовес европейской гегемонии германских и испанских Габсбургов в борьбе за «христианский мир», поддерживаемых папством, католическими князьями Германии и Речью Посполитой, образовалась антигабсбургская коалиция коалиция ряда европейских государств – Франции, Нидерландской республики, Швеции, Дании, России, протестантских германских княжеств, Чехии, Трансильвании, северных итальянских княжеств и отчасти Англии.

    Священная Римская империя того времени представляла собой неустойчивое государственное объединение многочисленных феодальных германских княжеств, постоянно конфликтовавших и соперничающих между собой. К началу 17 в. австрийские эрцгерцоги Габсбурги были самыми могущественными князьями германской Священной Римской империи. Они объединили под своей императорской короной, помимо Верхней и Нижней Австрии и Тироля, ряд территорий в Юго-западной Германии, герцогство Бургундию, славянские земли в Юго-восточной Европе, Чехию, Моравию, Венгрию и вынашивали планы по созданию «мировой христианской» империи под своим началом.

    Испанская ветвь австрийских Габсбургов в конце 15 в. стала правящей королевской династией в усилившемся Испанском королевстве и многочисленных испанских колониях в Новом Свете. Во второй половине 16 – начале 17 вв., в результате Нидерландской революции, от владычества испанских Габсбургов освободились северные провинции Нидерландов. За испанскими Габсбургами оставались Южные Нидерланды – Бельгия и герцогство Люксембург.

    Несмотря на соперничество австрийской и испанской ветвей Габсбургов за влияние в Европе, испанское правительство полагало, что победа австрийских Габсбургов и католическая реакция в Германии в области Рейна позволит Испании вновь присоединить буржуазную республику северных Нидерландов и закрепиться на севере Италии. Габсбурги разрабатывали различные династические варианты для слияния испанской и австрийской императорских ветвей.

    Франция не могла примириться с усилением Габсбургской коалиции и их возможных совместных действий на Среднем и Нижнем Рейне. Кроме того, Франция была недовольна экспансией Испании в Южной Италии (см. СИЦИЛИЙ ОБЕИХ КОРОЛЕВСТВО), а так же в северо-итальянских областях, являющихся связующим звеном между владениями испанских и австрийских Габсбургов.

    Французский король Генрих IV Бурбон начал готовится к войне и перед смертью успел сколотить коалицию против Габсбургов, в которую, помимо Французского королевства, вошли ряд немецких протестантских княжеств. В борьбе с Габсбургами Франция так же опиралась на поддержку турецкого султана.

    Главным очагом назревавшего общеевропейского конфликта, вылившегося в кровопролитную Тридцатилетнюю войну 1618–1648 годов, являлись германские княжества, в которых после Реформации и Крестьянской войны наступила католическая реакция. В 1608 усилилась борьба между германскими княжествами в составе Священной Римской империи. Созданная в протестантских герцогствах и княжествах Протестантская уния во главе с германским герцогом Фридрихом V Пфальцским, возлагала все свои надежды на Францию.

    В противовес Протестантской унии, в 1609 образовалась Католическая лига, главой которой стал иезуитский воспитанник, герцог Максимилиан Баварский, стремившийся использовать силы католического союза для возвышения своего правящего дома за счет Габсбургов. Командующим войском Католической лиги Максимилиан Баварский назначил императорского фельдмаршала барона фон Тили.

    На стороне Габсбургской коалиции выступал восточный форпост католической реакции Речь Посполитая (объединенное государство Польши и Княжества Литовского). Православное Московское государство, вынужденное учитывать общеевропейский расклад сил перед началом Тридцатилетней войны, заключило невыгодный Столбовский мир со Швецией, примкнув к антигабсбургской коалиции для отражения непрекращающейся экспансии со стороны Польши. Европейские державы обеих противоборствующих коалиций не могли не считаться с интересами России на восточных рубежах Католической лиги.

    Тридцатилетняя война началась в 1618 открытой агрессией Габсбургов против Чехии. Война включает в себя несколько периодов: Чешский период (1618–1623); Датский период (1625–1629); Шведский период (1630–1635); Франко-Шведский период (1635–1648) и Русско-Польскую войну (1632–1634).

    В результате кровопролитной Тридцатилетней войны, Габсбургская коалиция потерпела полное фиаско. После ряда серьезных поражений, нанесенных императорским войскам, и возникшей угрозы захвата австрийской столицы Вены, император Священной Римской империи Фердинанд III был вынужден пойти на тяжелейшие для Германии условия мирного соглашения.

    Первый мирный договор между Швецией, императором Священной Римской империи и протестантскими немецкими князьями был подписан в Оснабрюке. Второй договор был подписан с Францией 24 октября 1648 в Мюнстере.

    В результате Вестфальского мирного договора 1648, положившего конец первой общеевропейской войне, в значительной мере была перекроена карта западноевропейских государств.

    Послами императора Священной Римской империи на переговорах, предшествующих подписанию Вестсфальскому миру, были граф Траутмансдорф, граф Нассау, д-р Фольмар. Испанскую сторону представляли граф Перпиньян. Шведские представители – Ю.Оксеншерна и А.Сальвиус. От Франции – герцог Лонгвиль, граф д’Аво, граф А.Сервьени (в непосредственной координации с кардиналом Мазарини в Париже).

    По условиям договора, Швеция получила всю Западную Померанию (немецкое балтийское Поморье) с островом Рюгеном, город Штеттин и ряд других территорий в Восточной Померании. Кроме того, к Швеции отошли Померанский залив со всеми прибрежными городами, остров Волин, архиепископство Бремен, епископство Верден на Везере и город Висмар. Практически Швеция стала господствующим государством на Балтийском море. Швеции так же выплачивалась огромная контрибуция в размере 5 млн. талеров.

    Франция получила Верхний и Нижний Эльзас, Хагенау и Зундгау, епископства Мец, Туль и Вернен (на Маасе). Страсбург формально оставался в составе Священной Римской империи. Нидерланды и Швейцария получили официальное международное признание как независимые государства. Германские княжества Бранденбург, Мекленбург, Брауншвейг-Люнебург увеличили свои владения за счет ряда епископств и аббатств. Самым тяжелым пунктом Вестфальского мира было закрепление политической раздробленности Священной Римской империи. Германские князья получали полную независимость от императора.

    В качестве гарантов Вестфальского мира выступали монархи победивших держав Швеции, Франции и России (московский князь).

    Габсбургская коалиция в попытке создания мировой «христианской» империи потерпела полный крах. Французское королевство на долгие годы стало доминирующим государством в Западной Европе. Общеевропейские границы установленные Вестфальским договором целое столетие оставались незыблемыми.

    Тяжелый Вестфальский мир 1648 стал новым звеном в цепи бедствий германского народа и глубоко потряс Германию, наложив трагический отпечаток на всю последующую нравственную и культурную жизнь страны. Ряд историков полагает, что последствия Вестфальского мира предопределили последующую экономическую и политическую отсталость Германии. В конце 18 в. немецкая историография возлагала вину за раздробленность Германии на французских государственных деятелей – участников Тридцатилетней войны и последующего Вестфальского мирного договора – кардиналов Ришелье и Мазарини. Многие историки склонны считать, что тяжелые последствия Вестфальского договора побудили Германию к объединению страны во второй половине 19 в. и агрессии против Франции для возврата исконных западных германских земель, включенных в состав Французского королевства в 1648.

    Во время Второй мировой войны в нацистской Германии был издан ряд исторических работ, в которых утверждалось, что национал-социалистическое движение – это протест не только против Версальского договора 1919, но и против Оснабрюка и Мюнстера. Основоположник прусско-германской государственности король Фридрих II, объединитель единой Германской империи канцлер Отто фон Бисмарк, император кайзер Вильгельм II Гогенцоллерн и фюрер Третьего рейха Адольф Гитлер объявлялись вождями четырех этапов борьбы с наследием Вестфальского мира по объединению Германской империи.

    108shagov.ru. Все права защищены. 2019