Установление тарифов на осаго

Индивидуальный тариф ОСАГО: первый шаг

Фото: fuyu liu / shutterstock

Совет директоров Банка России утвердил указание о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии. В ближайшее время документ будет направлен на регистрацию в Министерство юстиции.

Банк России совместно с Минфином подготовил комплекс инициатив по ОСАГО. Они направлены на повышение доступности полисов ОСАГО и переход к системе, где каждый водитель платит сам за себя, а тариф является справедливым и индивидуальным для каждого автолюбителя. Принятое указание является первым этапом реализации разработанных мер.

Указание вводит более гибкую систему коэффициента возраст-стаж (КВС) с более детальной градацией ступеней (58 вместо действующих четырех). По итогам проведенных актуарных расчетов для опытных водителей старшего возраста КВС будет снижен, а для молодых и неопытных – повышен. Таким образом, для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа коэффициент будет равен 1,87; для наименее рискованного сочетания (автолюбители старше 59 лет со стажем более 3 лет) коэффициент будет фактически в два раза меньше – 0,93, что создаст льготные условия для лиц пенсионного возраста. Это позволит сделать цену полиса более индивидуальной.

Документ предусматривает переход к простой и понятной системе присвоения коэффициента бонус-малус (КБМ). КБМ будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в системе АИС РСА будет числиться несколько коэффициентов бонус-малус, то ему будет присвоен самый низкий из них. Такой подход позволит исключить случаи задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении. Новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться.

Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ, что существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО.

Кроме того, предусматривается расширение тарифного коридора базовых ставок страхового тарифа на 20% вниз и 20% вверх.

Предлагаемые изменения не позволят в полной мере уйти от уравнительного ценообразования в ОСАГО и перейти к индивидуальному тарифу для каждого водителя, поскольку для этого необходимо изменить закон. Но тем не менее они создадут возможности для применения более дифференцированного подхода к установлению тарифов и сделают систему ОСАГО более справедливой.

ЦБ опубликовал новые тарифы по ОСАГО

Банк России обнародовал проект указания, который предполагает расширение тарифного коридора базовых ставок по ОСАГО. При этом нижняя граница коридора снижается для всех видов транспортных средств на 20%.

Верхняя граница повышается на 20% для всех транспортных средств, кроме мотоциклов и мотороллеров (для них она снизится на 10,9%), а также легковых автомобилей юридических лиц (снижение на 5,7%). Так, для автомобилей категории B и BE юридических лиц минимальное значение составит 2058 р. (вместо нынешних 2573 р.), а максимальное – 2911 р. (сейчас 3087 р.). Для автомобилей этих же категорий физлиц и ИП минимальная ставка будет равна 2746 р. (сейчас – 3432 р.), а максимальная – 4942 р. (сейчас – 4118 р.). Для автомобилей этих категорий, используемых в качестве такси, ставки будут составлять 4110 р. и 7399 р. (сейчас – 5138 р. и 6166 р. соответственно).

Регулятор полагает, что эти изменения позволят страховщикам более индивидуально подойти к определению страхового тарифа на каждой территории использования автомобиля, устанавливая более дифференцированные страховые тарифы в зависимости от аварийности водителей того или иного региона.

Указание также предусматривает реформирование коэффициента бонус-малус (КБМ). Планируется перейти на годовой порядок его расчета (сейчас КБМ рассчитывается на дату окончания действия последнего договора ОСАГО). Это приведет к большей простоте и прозрачности в применении данного коэффициента, снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении, а также позволит исключить случаи сдвоения КБМ.

По ожиданиям ЦБ, новый подход позволит закрепить страховую историю за каждым водителем (сейчас в ряде случаев человек может иметь один КБМ как водитель и еще один – как владелец автомобиля) и исключит случаи обнуления страховой истории автовладельца при перерыве в вождении (в том числе при управлении автомобилем на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению машиной).

Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ. Это существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО, считают в ЦБ.

В момент вступления в силу этих изменений (1 января 2019 г.) всем водителям, у которых в базе данных Российского союза страховщиков числится более одного значения КБМ, будет присвоено наименьшее из имеющихся в базе значений.

Кроме того, нововведения коснутся коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя (КВС). ЦБ введет более детальную градацию КВС, увеличив количество ступеней, понижающих тариф водителя в течение его жизни (50 ступеней вместо действующих 4-х). При этом для опытных водителей среднего и старшего возраста значения КВС будут снижены, а для молодых и неопытных – повышены в пределах 4,5%. Эти изменения направлены на установление более обоснованной стоимости полиса ОСАГО в зависимости от возраста и стажа водителя, отмечает регулятор.

Как уже сообщало АСН, ЦБ планирует масштабную реформу ОСАГО, которая пройдет в три этапа. Первый этап (о нем говорится в данном документе) – расширение тарифного коридора по ОСАГО на 20% вверх и вниз, а также реформа КБМ и коэффициента возраст-стаж. Второй этап реформы предполагает установление индивидуальных тарифов для каждого водителя. Сейчас рассматриваются разные предложения в этом направлении, сообщил зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Многие сейчас покупают полисы ОСАГО у агентов. В связи с этим ЦБ считает нужным создать реестр таких агентов, разработать стандарты их деятельности и проводить обучение. Страховые компании на своих сайтах должны будут разместить калькуляторы с примером расчета тарифа по аналогии с банковскими депозитами, рассказал Чистюхин. И только после того, как эти два этапа будут успешно завершены, можно будет переходить к полной либерализации ценообразования по ОСАГО. В результате автовладелец должен получить ту цену полиса, которую он заслуживает, добавил он.

Актуальная тема

58 категорий водителей: названы новые тарифы ОСАГО

Новые тарифы ОСАГО начнут действовать с 9 января

Министерство юстиции зарегистрировало указание Центробанка о расширении тарифного коридора в ОСАГО на 20% вверх и вниз. Диапазон ставок базового тарифа составит от 2,7 тыс. руб. до 4,9 тыс. руб. Указание об изменении тарифов в ОСАГО поделит водителей на 58 категорий в зависимости от возраста и стажа.

Министерство юстиции РФ зарегистрировало указание Центробанка России о новых тарифах ОСАГО, которые начнут действовать с 9 января следующего года. Об этом говорится в материалах регулятора, опубликованных на сайте ЦБ РФ.

Министерство зарегистрировало указание Центробанка о расширении тарифного коридора в ОСАГО на 20% вверх и вниз. Диапазон ставок базового тарифа составит от 2,7 тыс. руб. до 4,9 тыс. руб.

Центральный банк России в конце ноября утвердил предельный размер базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО. Изменения не предполагают полный отказ от уравнительного ценообразования в ОСАГО, а также переход на индивидуальный тариф для каждого водителя, однако они позволят использовать более гибкий подход к установлению тарифов.

Указание об изменении тарифов в ОСАГО поделит водителей на 58 категорий в зависимости от возраста и стажа вместо четырех, как это было раньше, передает ФАН.

Неделей ранее председатель комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов рассказал, что депутаты ЛДПР предложили привязать полис ОСАГО к водителю. В разработке соответствующего законопроекта, кроме Нилова, принимали участие депутаты Борис Пайкин, Игорь Лебедев и Владимир Сысоев.

Смотрите так же:  Льготы пенсионерам налог на дом

В пояснительной записке авторы указали, что при привязке полиса к водителю, он будет иметь возможность управлять другими транспортными средствами. При этом его имя не нужно будет вписывать в другой полис, если владелец автомобиля позволит ему сесть за руль. Согласно идее,

водители смогут сами решать, какая привязка полиса ОСАГО будет для них оптимальной.

Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин поддержал предложение законодателя, отметив, что потребность в преобразовании назревала уже давно. По его мнению, также следует отменить ряд коэффициентов, которые определяют сумму выплаты компенсации, передает НСН.

«Мы уже давно говорили, что должен быть привязан полис ОСАГО именно к водителю. Потому что страхуется под ответственность человека, машина тут при чем? Я думаю, что это правильно, и все повышающие и понижающие коэффициенты должны быть привязаны только к водителю. Надо, естественно, убирать коэффициент, связанный с мощностью двигателя автомобиля, с территориальным использованием», — указал эксперт.

В октябре нынешнего года сообщалось, что с 1 сентября 2019 года страховщики могут получить право устанавливать стоимость полиса обязательной автогражданской ответственности на 30% выше или ниже базовых тарифов ЦБ, а с 1 сентября 2020 года — на 40% ниже и выше.

Соответствующий законопроект с финальными поправками Минфина в федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» был направлен на рассмотрение в правительство. При этом в документе отмечается, что в обоих случаях максимальная цена полиса не может превышать трехкратного максимального базового тарифа ЦБ.

На данный момент коридор базового тарифа ОСАГО составляет 3432—4118 рублей. В мае ЦБ предупреждал о том, что осенью он будет расширен до 2746—4942 рублей. Стоимость полиса сейчас определяется умножением базового тарифа на коэффициенты: за стаж водителя, его возраст, регион, по месту регистрации, а также мощность двигателя автомобиля.

Минфин предложил с 1 сентября 2019 года отменить коэффициент мощности и через год региональный коэффициент.

Как раз для того, чтобы недооценка риска у одной категории автомобилистов не компенсировалась за счет средств других категорий, и предполагается ввести отклонение от итоговой цены полиса сначала в 30%, а затем и в 40%.

Также Минфин намерен ввести новые коэффициенты. На цену полиса будет влиять манера вождения автомобилиста: частота нарушения правил, резкость торможения и перестроения, частота и длительность использования машины. Для того, чтобы все это зафиксировать, должны появиться телематические устройства.

В процессе эксплуатации телематическое оборудование периодически отсылает страховщику необходимые данные через спутниковые и мобильные каналы связи, после чего страховая компания анализирует полученные сведения.

Тарифы ​ОСАГО: свободное падение или резкий взлет?

Что будет, если отменить все коэффициенты обязательного автострахования

Финансовый университет при правительстве РФ посчитал, какие последствия будет иметь первый этап индивидуализации ОСАГО и сколько придется платить за полис, если отменить существующие коэффициенты.

Во всю ширь коридора

30 ноября 2018 года совет директоров Банка России утвердил текст указания, которое дает старт первому этапу реформы ОСАГО. В указании содержатся три ключевых нововведения: расширение тарифного коридора на 20% вниз и на 20% вверх (базовый тариф окажется в диапазоне от 2 746 до 4 942 рублей), установление единственного КБМ для водителя на год, увеличение до 58 количества вариаций коэффициента «возраст-стаж» (КВС). Указание ЦБ должно быть согласовано Минюстом, после чего вступит в силу.

Финансовый университет при правительстве РФ провел исследование рынка ОСАГО и посчитал, сколько будет стоить справедливая автогражданка, если применить это указание, а заодно и отменить существующие сейчас коэффициенты. По данным исследования, действующие цены для владельцев легковушек недооценены всего на 1,5%, а вот владельцы такси и небольших автобусов (до 16 мест) недоплачивают за риски почти вдвое. Больше всего переплачивают за страховку владельцы мотоциклов и мотороллеров, а также корпоративного транспорта — 40—45%. Предложенное Центробанком расширение тарифного коридора полностью обеспечит интересы владельцев легковушек, трактористов и мотоциклистов, но для перевозчиков грузов или пассажиров он по-прежнему не будет соответствовать реально приносимым ими убыткам, делают выводы эксперты.

КБМ: единственный и неповторимый

Второй важный момент, который подлежит изменению, — реформирование коэффициента «бонус-малус» (КБМ), на который в ЦБ приходит большое количество жалоб (учитывает аварийность). С 1 апреля 2019 года для каждого человека будет устанавливаться единый КБМ сроком на год. Причем при наличии нескольких выбираться будет самый низкий, самый выгодный для человека вариант.

Исследование Финансового университета также подтверждает необходимость изменений.

«Существующая формула переходов между классами коэффициента «бонус-малус» и весовые коэффициенты страховых тарифов внутри класса приводят к ежегодному арифметическому снижению среднего КБМ на 2% без компенсации риска. Эта модель не сбалансирована, потому что нужно понимать, что штраф за аварию не компенсирует риск. Нынешний коэффициент «бонус-малус» не показывает надлежащим образом стиль вождения автомобилиста», — отмечает руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве РФ Александр Цыганов.

Как подсчитали в Российском союзе автостраховщиков (РСА), изменение системы расчета КБМ приведет к снижению стоимости полиса.

Юность — недостаток, который быстро не проходит

Не менее сложная история с применением коэффициента «возраст-стаж». Сейчас существует всего четыре градации и четыре варианта: до 22 лет со стажем вождения менее трех лет, до 22 лет со стажем более трех лет, старше 22 лет со стажем менее трех лет и старше 22 лет со стажем более трех лет.

Указание Банка России вводит 58 градаций. Разбег значений по возрасту составит 13%, а по стажу — 41%. В результате для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа коэффициент будет равен 1,87; а для наименее рискованного сочетания (автолюбители старше 59 лет со стажем более трех лет) почти в два раза меньше — 0,93, что создаст льготные условия для лиц пенсионного возраста.

Однако эти изменения несправедливость тарифа полностью не устранят, показывает исследование. Чаще всего попадает в ДТП молодежь в возрасте до 25 лет, но и более старшие поколения тоже приносят много убытков, стабильность наступает только после 40 лет. Существенное снижение аварийности наблюдается после 50 лет. Уровень риска между молодой и пожилой категориями водителей отличается в 5,9 раза, а между новичками и опытными водителями — в 6,3 раза.

«Гражданам между 17—24 годами со стажем вождения 3—4 года нужно поднять тариф на 80%. А тем, у кого стаж вождения более 14 лет, — наоборот, следует понизить. Автомобилистам, чей возраст более 50 лет, смело можно сократить тариф на 50%», — делится мнением Александр Цыганов.

В РСА считают, что средняя стоимость полиса после изменения коэффициента «возраст-стаж» не изменится. «На сколько для молодых водителей без опыта вождения и с большой аварийностью стоимость ОСАГО будет увеличиваться, на столько же для опытных и добросовестных водителей она будет уменьшаться. ЦБ РФ будет следить за страховщиками, чтобы не было необоснованного обогащения, поэтому эти пропорции должны быть сохранены», — говорит исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Среднюю премию при комбинации всех изменений — и тарифного коридора, и всех коэффициентов — спрогнозировать трудно, добавляет Уфимцев. Оценить первые последствия вводимых изменений можно будет примерно через месяц после начала их действия, а в целом картина станет ясна не раньше чем через полгода. «Большинство наших водителей — это автолюбители старше 30 лет с водительским стажем десять лет, и они могут получить скидку по ОСАГО. Более возрастные, но с меньшим стажем также могут рассчитывать на снижение стоимости. Но опять же цену на полис будут определять сами страховщики», — отмечает исполнительный директор РСА.

Свобода — понятие относительное

Второй этап реформирования «автогражданки» — законодательный — подразумевает отмену ряда коэффициентов и введение новых (за злостные нарушения ПДД, например). Правительство планировало запустить его почти одновременно с первым — законопроект подготовлен Минфином при участии Банка России, но он не успевает пройти Думу в осеннюю сессию. «По поручению правительства РФ законопроект сейчас дорабатывается с учетом замечаний», — сообщили Банки.ру в пресс-службе министерства.

Скорее всего, закон будет принят в весеннюю сессию (принципиальных противников законопроекта нет, есть технические нюансы) и может начать действовать с июля 2019 года. В частности, Минфин намерен отменить коэффициенты мощности (с 1 сентября 2019 года) и территорий (с 1 сентября 2020 года) — самые несправедливые, по мнению автомобильной общественности. Однако их отмена может потребовать серьезного пересмотра базового тарифа, чтобы рынок оставался сбалансированным, подчеркивают эксперты Финансового университета при правительстве РФ. Законопроект Минфина также подразумевает дальнейшее расширение — сначала на 30%, а затем на 40% вверх и вниз от границ коридора.

Смотрите так же:  Гражданство грузии для граждан россии

При нынешнем коридоре (3 432—4 118 рублей) 60% регионов приносят убытки страховщикам. За них, соответственно, расплачиваются более благополучные. Если отменить территориальный коэффициент и расширить коридор тарифа на 20% в ту и другую сторону, справедливость почти наступит. Справедливая цена 88% полисов ОСАГО уложится в этот коридор, утверждают эксперты.

«Ниже нижней границы тарифа оказываются Москва и Санкт-Петербург, Ленинградская и Московская области», — говорит Александр Цыганов. Далеко за пределами верхней границы сегодня остаются Карачаево-Черкесия, Дагестан, Адыгея, Ивановская и Амурская области — там тарифа даже при расширенном коридоре будет катастрофически не хватать.

«Есть регионы, такие как, например, Карачаево-Черкесская Республика, где необходимый для этого субъекта тариф должен быть в несколько раз больше существующего или даже расширенного после реформы. Это показатель высокой активности недобросовестных автоюристов в регионе, с которыми нужно бороться уже не математическими методами, а при взаимодействии с правоохранительными органами», — напоминает Цыганов.

Коэффициент территорий, по сути, сейчас является повышающим (1,3), так что в случае его отмены в любом случае должна быть проведена соответствующая корректировка базового тарифа, сделали вывод эксперты.

После парламентских слушаний по реформированию ОСАГО выделены 19 революционных изменений, которые могут быть приняты уже нынешней осенью. После чего «автогражданка» станет чем-то иным.

Между тем, пока он еще существует, возможна корректировка цены полиса уже на первом этапе реформы ОСАГО — при расширении коридора. Некоторые страховщики уже заявили, что готовы снижать базовый тариф в регионах, где нет проблем с мошенниками.

Евгений Уфимцев отмечает: «Конечно, указание Центрального банка не идеально, но это первый шаг к справедливому тарифу. Сейчас целая область финансирует другую область. Расширенный коридор позволит какой-нибудь Орловской или Курской области, где все хорошо, тариф поставить по минимальной планке, а, скажем, Белгородской области поставить по максимальной, потому что они сейчас в «красную зону» влетели, сейчас там ситуация плохая».

Предложение об отказе от коэффициента по мощности двигателя вызывает много споров. Эксперты Финансового университета наглядно показали, что его социальную направленность: риск попадания в ДТП для владельцев мощных машин ниже, чем для владельцев автомобилей мощностью от 50 до 100 л. с. Однако отказ от него может повлечь за собой довольно серьезные последствия в виде увеличения стоимости страховки для владельцев малолитражек.

Как показывает исследование, если убрать коэффициенты по территории и мощности, для установления справедливого тарифа потребуется расширить коридор не на 40%, как предлагает ЦБ, а на все 80%. То есть фактически ввести свободный тариф.

Генеральный директор компании «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Раковщик подчеркивает, что даже при либерализации полностью от кросс-субсидирования уйти не удастся. «Это основополагающий принцип страхования, от него никто никогда не уйдет. 15% автовладельцев приносят 90% убытков, остальные 85% убытков почти не приносят, поэтому им нужно было бы справедливости ради сделать тариф очень низким, допустим 2 тысячи рублей», — говорит эксперт. «Вопрос: сколько должен стоить полис для 15% нарушителей? Получается 150—200 тысяч. Теперь вопрос в зал: кто-нибудь купит этот полис? Нет. Таким образом, что получилось в системе: мы продали 85% населения очень дешевый полис, 15% у нас не купили, но ездить при этом не перестали. Ездят и убытки приносят. Где система возьмет денег, чтобы расплатиться за причиненный ущерб? Именно поэтому и применяется кросс-субсидирование, которое отрубает верхние границы и делает усреднение. Вся индивидуализация, естественно, имеет определенный предел», — поясняет Раковщик.

Утверждены новые страховые тарифы по ОСАГО

Банк России утвердил указание о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии. В настоящее время документ готов для отправки на регистрацию в Министерство юстиции.

Как сообщает пресс-служба Банка России, новые инициативы по ОСАГО, подготовленные совместно с Минфином, направлены на повышение доступности полисов и переход к системе, где каждый водитель платит сам за себя, а тариф является справедливым и индивидуальным для каждого автолюбителя.

Указание Центробанка, о котором идет речь, является первым этапом реализации разработанных мер. Оно вводит более гибкую систему коэффициента возраст-стаж (КВС) с более детальной градацией ступеней (58 вместо действующих четырех). Так, для опытных водителей старшего возраста КВС будет снижен, а для молодых и неопытных, наоборот, повышен. Для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа коэффициент будет равен 1,87, для наименее рискованного сочетания (автолюбители старше 59 лет со стажем более 3 лет) коэффициент будет равен 0,93.

Документ также предусматривает переход к простой и понятной системе присвоения коэффициента бонус-малус (КБМ). КБМ будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в системе АИС РСА будет числиться несколько коэффициентов бонус-малус, то ему будет присвоен самый низкий из них. Такой подход позволит исключить случаи задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении.

Новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться. Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ, что существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО.

Кроме того, указанием предусматривается расширение тарифного коридора базовых ставок страхового тарифа на 20% вниз и 20% вверх.

Предлагаемые изменения пока не позволяют в полной мере перейти к индивидуальному тарифу для каждого водителя (для этого необходимо изменить закон). И, тем не менее, они создадут возможности для применения более дифференцированного подхода к установлению тарифов и сделают систему ОСАГО более справедливой.

Напомним, летом корреспондент DVhab.ru провел анализ рынка страхования. В результате исследования выяснилось, что компании, работающие в этой сфере, фактически сговорились, установив максимальную стоимость полисов ОСАГО. Редакцией был направлен запрос в УФАС Хабаровского края с просьбой разобраться. Ответ, мягко говоря, озадачил.

Источник — Мой мотор

Всплывающие уведомления о важных новостях

Либерализация тарифов по страхованию ОСАГО

Предыдущая статья: Закон об ОСАГО

Следующая статья: ОСАГО ЖАСО

Что такое либерализация тарифов ОСАГО. Рассмотрим, в чем суть предложенного законопроекта, когда можно ожидать изменения системы страхования по автогражданке в Российской Федерации.

Выясним, какие мнения по этому поводу существуют, и отметим положительные и отрицательные стороны нововведения.

Наша система страхования ОСАГО не является идеальной и поэтому правительство ищет новые варианты осуществления автострахования обязательного характера, которые принесли бы плоды.

Ведь на данный момент работа страховых компаний является убыточной. Поэтому предложено провести либерализацию тарифов ОСАГО.

Выясним, принято ли законопроект к рассмотрению чиновниками, и уточним, какие предложения выдвигаются.

Что это означает

Под либерализацией понимают процедуру, при которой расширяются права и свободы граждан определенной страны. Такое понятие применяется в политике, экономике, культурной сфере и т. д.

Могут быть соблюдены гражданские права и свободы в пределах действующих законодательных норм, сокращается сфера деятельности, отменяются запретные, репрессивные законы. То есть, сокращается сфера контроля государством определенных лиц или общественных групп.

В скором времени (уже через несколько лет) планируется реализовать законопроект об установлении стоимости тарифов ОСАГО исключительно страховщиками.

РСА уже создал специальную рабочую группу, которой такие нововведения разрабатываются. Стоит ожидать утверждения данного закона в 2020 году.

К чему приведет либерализация тарифов ОСАГО

Пока правительство Российской Федерации занимается решением вопросов об установлении размера базовых ставок. Поэтому цена страховки в различных страховых организациях практически не отличается.

После того, как будет отменено регулирование тарифов ОСАГО, ситуация будет изменена.

Смотрите так же:  Может ли неустойка превышать сумму долга

Предполагается рост конкуренции среди страховых компаний, их ориентирования на определенные категории клиентов. Это также может сказаться на качестве работы страховых компаний.

Сейчас размеры тарифов ОСАГО регулируются специальными нормативными документами Российской Федерации, где установлено стоимостный коридор для определенного вида транспортных средств.

Правительство планирует осуществить переход к новой системе, придерживаясь нескольких стадий.

Первый этап уже пройден. Имеются в виду предпринятые меры по увеличению тарифных коридоров с 5 до 20 процентов весной этого года. Это еще не окончательный рост стоимости.

В 2018 году тарифный коридор увеличится до 30 процентов.

Детали будут известны после того, когда рабочей группой при РСА будет составлено окончательные стратегические планы по переходу к свободным тарифам.

Участники страхового рынка считают, что постепенное увеличение тарифов, запущенное в октябре в прошлом году, не решит существующей проблемы убыточности страхового бизнеса. Даже после повышения цен почти на 50% некоторые страховые фирмы перестали продавать полисы.

Именно по этой причине страховщиками вынесено предложение сделать тарифы свободными, когда не осуществляется удержание в рамках 20% коридора.

Центральный Банк России одобрил такое предложение относительно ОСАГО. Но есть оговорка – пока система работает не сбалансировано, нет смысла поднимать вопрос о сроке либерализации. О свободных тарифах можно будет говорить только спустя некоторое время.

Чтобы осуществить переход к новому типу тарификации автогражданки, стоит решить некоторые проблемы и выполнить определенные условия.

Имеется в виду проблема:

  • страховых мошенников;
  • несовершенности системы суда;
  • компетентности юристов;
  • некачественного предоставления услуг страховыми фирмами.

Когда такие проблемы будут устранены, тогда может быть поднят вопрос о переходе к свободным тарифам.

О расчете возврата ОСАГО при продаже автомобиля читайте здесь.

Страховщики имеют различные позиции относительно сроков перехода:

  1. Отдельные страховые организации уверены, что такой процесс должен осуществляться не менее, чем через 3 года.
  2. У заместителя руководителя ФАС Андрея Кашеварова такое мнение – сначала необходимо увидеть, как происходит конкурирование страховых фирм в тарифном коридоре 23%. Если стоимость упадет, тогда переход к свободным тарифам будет целесообразным.
  3. Николай Тюрников придерживается позиции, что при отказе от регулирования стоимости страховка не должна быть обязательной.
  4. Игорь Юргенс, который является главой Всероссийского союза страховых компаний, считает, что рано говорить о том, как долго будет проводиться переход к свободным тарифам. Если учитывать только техническую сторону, то можно осуществить переход и за несколько дней. Предположить же, сколько процедура продлится с учетом социальных и политических факторов, невозможно.
  5. Замом председателя ЦБ Российской Федерации Владимиром Чистюхиным высказано мнение, что тарифы ОСАГО должны быть свободными. Чтобы реализовать переход, стоит соблюсти условия , так как есть необходимость балансирования интересов потребителя и страховой организации. Заместитель уверен, что основной проблемой являются трудности в системе суда и страховом мошенничестве.

После встречи Эльвиры Набиуллиной (председателя Центрального банка России) со страховщиками, принято решение о начале процесса по подготовке либерализации тарифов автогражданки.

Плюсы и минусы нововведения

Сейчас вносится немало поправок в законодательные документы России. Устанавливаются новые предельные показатели и правила выплат.

Добавление к таким изменениям и либерализацию не целесообразно. Страховщики не имеют достаточных знаний, чтобы можно было принимать ответственные и сбалансированные решения по данным вопросам.

Затраты на ведение дел обеспечивают баланс надежности перечислений и стремлений страховой компании по привлечению большего количества страхователей.

При одобрении разницы минимума и максимума страховые компании, тарифная политика которых является рискованной, будет поставлено под удар резервы.

Таких резервов на приемлемых уровнях при спаде придерживаться непросто, тем более небольшой организации.

Как результат, будут ущемлены интересы страхующихся граждан.

При установлении минимального показателя при ведении деятельности данного типа возникает риск того, что каждая страховая компания будет отклоняться от установленного лимита в меньшие стороны.

О вреде либерализации тарифа дорожной карты ОСАГО говорит опыт зарубежных стран. При таких действиях в отрасли страхования обязательного характера отмечались нежелательные последствия.

Страховыми организациями с целью привлечь новых клиентов снижались тарифы до минимальных значений. Так ухудшалось финансовое состояние и дестабилизировалась ситуация на рынке страхования в общем.

Это объясняет отрицательные отзывы РСА о внесении таких поправок.

Так как предполагается внесение огромного количества изменений в закон (когда будет отмечаться рост страховой выплаты, а также нет ясности относительного того, будет ли произведена корректировка тарифов адекватно увеличению показателей), выполнение предложений может оборачиваться негативным последствием.

Либерализация даст свободу тем компаниям, которыми занижались тарифы, велась демпинговая политика ОСАГО.

Те фирмы, чье финансовое положение является затруднительным, будут пользоваться утверждением «вилки тарифов» и в открытую станут демпинговать с надеждой о наборе объемов.

Если либерализация будет проведена до реального очищения ситуации на рынке, то вырастет убыточность.

Компании будут более быстро становиться на грань банкротства, резервные фонды будут исчерпаны, а нагрузка на остальные фирмы увеличится. В результате стоит ожидать неизбежного коллапса рынка.

Чиновники уверены, что такие меры имеют массу преимуществ для обеих сторон:

  1. Владельцы транспортных средств смогут делать выбор оптимального варианта среди нескольких предложений с различными условиями. Появится гибкость тарифных ставок.
  2. Бизнес страховых организаций не будет характеризоваться убыточностью. Лучшие СК смогут надежно утвердиться на рынке по страхованию такого вида.

До того момента, как появится возможность заключения договоров ОСАГО с учетом собственного тарифа страховой организации, акционер и топ-менеджер должен:

  • иметь адекватное отношение к деятельности фирмы;
  • не считать доходом денежные средства, которые остались после произведения перечислений;
  • давать правильную оценку обязательствам;
  • осуществлять ведение отчетности по МСФО;
  • определять, какое положение имеет фирма;
  • рассчитывать, какая стоимость должна устанавливаться на страховки.

Стоит добиться того, чтобы структура владения страховыми фирмами отмечалась прозрачностью.

И потенциальные страхователи и орган страхового надзора должны понять, какое стремление у собственника страховой организации:

  • наращивание портфеля организации;
  • ее продажа и скрытие со средствами;
  • развитие страхового бизнеса на протяжении многих лет.

Если на рынке будут работать только серьезные компании, тогда можно говорить о либерализации тарифов.

Только при разумном государственном регулировании деятельности страховых компаний («перегибание палки» не допускается) либерализация и рыночный механизм поставит все на свое место.

А на данный момент уже установление предельного показателя тарифов является шагом в сторону более свободного тарифа.

Отзывы о страховании ОСАГО в Тинькофф смотрите в комментариях.

Оформление ОСАГО онлайн в СК Надежда показано на странице.

Видео: Дмитрий Маркаров: Либерализация тарифов ОСАГО

Новые тарифы ОСАГО начнут действовать 9 января

Минюст зарегистрировал указание Центробанка о расширении тарифного коридора в ОСАГО на 20% вверх и вниз. Диапазон ставок базового тарифа составит 2746–4942 рублей вместо нынешних 3432–4118 рублей.

Указание опубликовано на сайте регулятора. Оно вступит в силу через 10 дней после официального опубликования, то есть 9 января.

Также документ уточняет разделение водителей по стажу и возрасту — на 58 категорий вместо четырех. Впервые по этому параметру появятся скидки до 7%, для самых молодых водителей коэффициент увеличится от 1,8 до 1,87.

Центробанк 30 ноября утвердил расширение коридора базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО на 20%. Изменения не предполагают полный отказ от уравнительного ценообразования в ОСАГО, а также переход на индивидуальный тариф для каждого водителя. Их целью станет внедрение более гибкого подхода к установлению тарифов.

Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.

АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 70162 от 16 июня 2017 года, ЭЛ № ФС 77 — 72003 от 26 декабря 2017 года

Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2017

108shagov.ru. Все права защищены. 2019