Учет неблагополучных семей в органах опеки

Особенности работы с семьями учащихся, находящихся в социально-опасном положении

Главная > Консультации > омбудсмен > Особенности работы с семьями учащихся, находящихся в социально-опасном положении

Почти в каждой школе есть дети из неблагополучных семей. Такие дети могут длительное время пропускать школу, учиться неудовлетворительно, копить задолженности по предметам, систематически нарушать правила поведения. К школе и к учителям современные законы в сфере образования предъявляют требования обучения всех учащихся и получения ими основного общего образования. Многие учителя задаются вопросом, как обучать и влиять на учащихся, семьи которых находятся в социально-опасном положении? Как работать с такими семьями педагогу? Входит ли в обязанности классного руководителя посещение семьи неблагополучного ребенка? Очень часто школа является той отправной точкой, с которой начинается работа с социально-неблагополучной семьей. Именно классные руководители могут инициировать постановку семьи или учащегося на внутришкольный учет или проверку бытовых условий, в которых живет ребенок со стороны органов опеки и попечительства, написать характеристику на ребенку или семью, где есть серьезные проблемы с воспитанием и содержанием обучающегося.

В данной публикации нормативной составляющей будут следующие документы:

  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ.
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений».
  • Письмо Минобразования России от 21.03.2002 № 419/28–5 «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6–15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях».
  • Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 № 480/30–16 «О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях».

Для начала необходимо определить, какая семья является неблагополучной или социально-опасной. Согласно ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» это семья, находящаяся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или иные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

В школе практически сразу видно детей из сложных семей, где родители либо не выполняют свои родительские обязанности, либо выполняют их минимально. Такие дети выглядят неопрятно, родители не посещают родительские собрания, не интересуются жизнью ребенка, забирают его из школы в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, ребенок систематически пропускает учебные занятия, беседы с родителями не приводят к желаемому результату.

Обязана ли школа выявлять неблагополучные семьи и детей, которые живут в таких семьях?

На организацию, которая осуществляет образовательную деятельность (школа) возлагается обязанность (ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»):

  • выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам;
  • выявлять семьи, находящиеся в социально-опасном положении, оказывать им помощь в воспитании и обучении детей;
  • оказывать помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении, либо проблемы в обучении;
  • осуществлять систематический контроль за посещением занятий обучающимися;
  • вести индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации (Письмо «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6–15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях»).

Какие шаги должен предпринять классный руководитель, социальный педагог в работе с детьми, находящимися в социально-опасном положении.

Если родители не уделяют должного внимания ребенку в том, чтобы он получил основное общее образование, не контролируют посещаемость ребенком школы, не знают, где находится ребенок, жестоко относятся к нему, используют при воспитании методы психического насилия, то это может стать поводом к тому, чтобы классный руководитель поставил социального педагога или органы опеки в известность о том, что родители не исполняют свои обязанности по воспитанию ребенка.

Порядок действий педагога в работе с детьми, находящихся в социально-опасном положении:

  1. Выявление учащихся и семей, находящихся в социально опасном положении.
  2. Постановка семьи, имеющей ребенка, находящегося в социально опасном положении на ВШУ.

На внутришкольный учет могут поставить следующие семьи:

  • семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в школе;
  • семьи, состоящие на учете в ОВД, социальной защиты населения, районной комиссии по делам несовершеннолетних.
  1. Постановка семьи на внутришкольный учет осуществляется решением Совета профилактики государственного образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной (социальной) работе и классного руководителя (воспитателя, социального педагога).
  2. В представлении должны быть обоснованы причины постановки семьи на внутришкольный учет, акт обследования материально-жилищных условий.
  3. На каждую семью, состоящую на внутришкольном учете, классным руководителем (воспитателем, социальным педагогом) заводится карточка учета семьи, копия которой находится у заместителя директора по воспитательной (социальной) работе.
  4. Классный руководитель (воспитатель/социальный педагог) составляет план индивидуальной профилактической работы с семьей, ведет карту индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения семьи. Эта работа ведется с участием сотрудников органов внутренних дел, социальной защиты населения, опеки и попечительства.
  5. Заместитель директора по воспитательной (социальной) работе ежеквартально (до 5 числа первого месяца следующего квартала) осуществляет сверку данных об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в органах внутренних дел и социальной защиты населения, районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  6. Снятие с внутришкольного учета обучающихся или семей осуществляется по решению Совета профилактики государственного образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной (социальной) работе, классного руководителя (воспитателя, социального педагога).

Такой порядок действия указан в нормативных актах субъектов РФ, которые закрепляют порядок ведения в государственных образовательных учреждения учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении. Например, в г. Москве это Приказ Департамента образования г. Москвы № 51 от 07.02.06 «Об организации ведения в государственных образовательных учреждения г. Москвы учета обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении» .

Должен ли классный руководитель посещать семью обучающегося, находящуюся в социально-опасном положении?

Данный вопрос может быть нормативно урегулирован на уровне субъектов РФ. Это означает, что такая обязанность классного руководителя на федеральном уровне не прописана. В основном такую деятельность ведут органы по делам несовершеннолетних и защите их прав. В письме Минобразования РФ от 21.06.2001 № 480/30–16 «О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях» отмечается, что работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, определяется исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания.

Классный руководитель должен работать с семьей, обеспечивая связь школы и семьи, устанавливая контакты с родителями обучающихся, оказывая помощь родителям в вопросах воспитания, обучения. Осуществлять контакт с родителями можно, проводя беседы, организуя консультации с родителями обучающихся (Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений»).

Если положительной динамики после постановки семьи на ВШУ не наблюдается, то социальный педагог совместно с классным руководителем должны известить органы опеки и попечительства о том, что ребенок находится в социально-опасной семье.

Особенности обращения в органы опеки и попечительства

Орган опеки и попечительства выявляет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью, препятствующей получению образования и надлежащего воспитания.

Нередко встречаются случаи, когда родители уклоняются от воспитания детей, не забирают детей из образовательной организации, создают детям условия, которые несут угрозу жизни и здоровья ребенка. В этом случае ответственность за попечение ребенка возлагается на органы опеки (ст.121 СК РФ).

  1. Должностные лица общеобразовательных организаций обязаны сообщить о семьях, находящихся в социально-опасном положении в органы опеки и попечительства (ст.122 СК РФ).
  2. Руководители образовательных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей в течении 3 рабочих дней обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства (ст.122 СК РФ).
  3. Орган опеки обязан в течении 3 рабочих дней со дня получения сведений от руководителя образовательной организации провести обследование условий жизни ребенка, установить факт отсутствия попечения со стороны родителей (ст.122 СК РФ).

Случаев, когда дети становятся заложниками неблагоприятных семейных обстоятельств, достаточно много. Самое главное в этой ситуации вовремя обратить внимание на таких детей, выяснить условия их жизни и сделать все возможное для того, чтобы оказать помощь.

Межрегиональный Отцовский Комитет

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]

Постановка на учет неблагополучной семьи (для ДОУ)

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. О том, как организовать эту работу в ДОУ, каковы роль и задачи социального педагога, идет речь
в материале, представленном в рубрике.

Смотрите так же:  Как можно отменить приказ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ В ДОУ

В СЕМЬЕ ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ ПЕРВЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, ПОЭТОМУ ОЧЕНЬ ВАЖНО, В КАКОЙ СЕМЬЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ РЕБЕНОК: В БЛАГОПОЛУЧНОЙ ИЛИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ.
О
пределить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
•социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
•медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
•социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
•социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
•психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
•криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, социального педагога и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Утомленный, сонный вид
Санитарно-гигиеническая запущенность
Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания
Неумеренный аппетит
Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии
Привлечение внимания любым способом
Чрезмерная потребность в ласке
Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
Трудности в обучении

В чем проявляются признаки физического насилия в семье

В боязливости ребенка

В выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков

В сосании пальца, раскачивании

В боязни идти домой

В жестоком обращении с животными

В стремлении скрыть причину травм

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ПЛАН РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Наименование мероприятия Сроки исполнения Ответственные
1. Разработка Положения о постановке на внутрисадовский учет и снятии с учета Сентябрь Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог
2. Выявление неблагополучных семей В течение года Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог
3. Изучение причин неблагополучия семьи По мере выявления Воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, органы опеки и попечительства
4. Ведение картотеки неблагополучных семей В течение года Социальный педагог
5. Консультации для педагогов По плану Социальный педагог, педагог-психолог
6. Консультации для родителей По плану Социальный педагог, педагог-психолог
7. Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей» В течение года Социальный педагог, педагог-психолог
8. Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей Сентябрь Социальный педагог, педагог-психолог
9. Заседание малого педсовета с приглашением родителей из неблагополучных семей По мере необходимости Администрация, воспитатели, социальный педагог
10. Рейды в неблагополучные семьи По мере необходимости Воспитатели, социальный педагог
11. Сотрудничество с муниципалитетом (органы опеки и попечительства), КДН, ОВД и др. В течение года Администрация, социальный педагог
12. Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей Ежедневно Воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог
13. Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению неблагополучных семей и оказанию им посильной помощи В течение года Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог
14. Совместная деятельность с администрацией СОШ по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников ДОУ в целях непрерывного социально-педагогического сопровождения Апрель–май Администрация ДОУ, администрация СОШ, социальный педагог ДОУ, педагог-психолог ДОУ, зам. директора по социальной защите, психолог СОШ
15. Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи в семейном клубе «Разноцветная игра» и т.д.), с целью профилактики неблагополучия в семье В течение года Сотрудники ДОУ
16. Анализ работы с неблагополучными семьями Январь, май Администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. АЛГОРИТМ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА В ДОУ
(СХЕМА НЕ СКОПИРОВАЛАСЬ)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. ОБЩИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ
1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
2. Жилищные и материальные условия.
3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
4. Культурный уровень родителей:
•наличие библиотеки в семье;
•какие книги читают;
•следят ли за периодической печатью;
•посещают ли кино;
•посещают ли театры и концерты;
•посещают ли выставки.
5. Общая семейная атмосфера:
•доброжелательная,
•неустойчивая,
•равнодушная,
•гнетущая, недоброжелательная.
6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?
7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (Послушание, творческую активность, самостоятельность).
8. Что является предметом основной заботы родителей:
•здоровье детей;
•развитие умственных способностей;
•художественных способностей;
•нравственных качеств.
9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:
•сверхопекающее;
•ровное, заботливое;
•равнодушное;
•подавляющее.
10. Система воспитательных воздействий:
•согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;
•непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;
•отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
11. Организация совместных форм деятельности в семье:
•вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;
•эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;
•ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.
12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:
•наличие определенных знаний и готовность их восполнять;
•ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;
•низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.
13. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:
•систематическое;
•нерегулярное;
•полное отсутствие контроля.
14. Отношение к детскому саду:
•положительное;
•равнодушное;
•негативное.
15. Взаимодействие семьи с детским садом:
•систематическое;
•эпизодическое;
•отсутствие взаимодействия.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОСТАНОВКЕ НА ВНУТРИСАДОВСКИЙ УЧЕТ И СНЯТИЕ С УЧЕТА НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение разработано на основании Федерального закона РФ № 120 от 24.06.1999 — «Об основах системы профилактики безнад¬зорности и правонарушений несовершеннолетних» и Приказа Департамента образования города Москвы от 07.02.2006 № 51 «Об организации ведения в государственных образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении».
1.2. Данный локальный акт определяет порядок постановки на учет семей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей.
2. Цели и задачи
2.1. Основные цели постановки на учет:
• защита интересов и законных прав ребенка (воспитанника ДОУ);
• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
2.2. Задачи:
• выявлять и устранять причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности в семье;
• обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
• проводить социально-профилактические мероприятия по оказанию помощи семьям в решении возникших проблем.
3. Понятие «неблагополучная» семья
3.1. Семья считается неблагополучной, если родители:
• не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
• не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);
• отрицательно влияют на их поведение;
• жестоко обращаются со своими детьми;
• страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;
• создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).
4. Порядок постановки на учет
4.1. Воспитатель:
• проводит ежедневный осмотр детей, проводит беседы с детьми, наблюдает за детьми в процессе игры, наблюдает за общением детей и родителей в момент прихода и ухода из детского сада;
• готовит представление по данной семье в совет профилактики для постановки на учет.
4.2. Социальный педагог:
• собирает информацию по семьям от воспитателей;
•готовит список неблагополучных семей для утверждения.
4.3. Список неблагополучных семей утверждается на заседании совета профилактики с обязательной регистрацией в соответствующем протоколе заседания.
5. Оформление документов
5.1. На каждую неблагополучную семью заводится папка, в которую входят следующие документы:
• акт обследования;
• представление о постановке на учет;
• учетная карточка семьи;
• карта индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения;
• план индивидуальной профилактической работы;
• дневник наблюдений за неблагополучной семьей.
5.2. Документы хранятся у социального педагога.
6. Состав совета профилактики
6.1. Состав совета профилактики назначается и утверждается заведующим ДОУ № _.
6.2. В состав совета профилактики входят: председатель совета профилактики, социальный педагог, члены совета профилактики, старший воспитатель ГОУ, педагог-психолог.

Смотрите так же:  Кононова ирина валерьевна адвокат

ЯКОВЛЕВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА, социальный педагог ГОУ детский сад № 1713, г. Москва

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ
от 7 февраля 2006 г. N 51

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕДЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ УЧЕТА
ОБУЧАЮЩИХСЯ И СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО
ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

В соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 23.05.2005 N 265 «О дополнительных мерах по совершенствованию воспитательно-профилактической работы образовательных учреждений Департамента образования города Москвы по предупреждению безнадзорности и правонарушений обучающихся» и в целях упорядочения работы государственных образовательных учреждений по выявлению и учету обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, приказываю:
1. Утвердить Инструкцию об организации и порядке ведения в государственных образовательных учреждениях учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении (приложение).
2. Начальникам окружных управлений образования, Управлению дошкольного и общего образования (Раздин В.И.), Управлению науки и профессионального образования (Потапов А.С.), отделу коррекции, психолого-педагогического и социального сопровождения (Головченко Г.В.), отделу социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей (Васяева В.В.), обязать руководителей подведомственных государственных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования, организовать учет обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении.
3. Начальникам окружных управлений образования:
3.1. Обязать руководителей подведомственных государственных образовательных учреждений осуществлять оперативный взаимообмен информацией об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в государственном образовательном учреждении, подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД, районных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, органах социальной защиты населения.
3.2. Организовать подготовку и направление по установленной форме соответствующих сведений об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в государственном образовательном учреждении, в Единую информационную базу данных о детях, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, Департамента образования города Москвы.
3.3. Осуществлять контроль за ведением в государственных образовательных учреждениях учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении.
Проводить анализ работы государственных образовательных учреждений с обучающимися и семьями, находящимися на учете, и два раза в течение учебного года (январь, май) обсуждать его результаты на совещании руководителей государственных образовательных учреждений.
4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя руководителя Департамента образования Моисеенко В.П.

Руководитель
Департамента образования
Л.П. Кезина

Приложение
к приказу Департамента
образования города Москвы
от 7 февраля 2006 г. N 51

ИНСТРУКЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УЧЕТА ОБУЧАЮЩИХСЯ И СЕМЕЙ,
НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

I. Общие положения

1.1. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законами города Москвы «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве» и «Об общем образовании в городе Москве» государственные образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования:
— выявляют и ведут учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими среднего (полного) общего образования;
— выявляют и ведут учет семей, находящихся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей.
1.2. В Инструкции применяются следующие понятия:
Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся — система социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — обучающийся образовательного учреждения, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая обучающегося, находящегося в социально опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.
Учет в образовательном учреждении обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении (далее — внутришкольный учет), — система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающегося и семей, находящихся в социально опасном положении, которая направлена на:
— предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;
— выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям обучающихся;
— социально-педагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении.

II. Основания постановки и снятия с внутришкольного учета
обучающихся и семей, находящихся в социально
опасном положении

2.1. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.
2.2. На внутришкольный учет ставятся:
2.2.1. Обучающиеся:
— не посещающие или систематически пропускающие без уважительных причин учебные занятия в образовательных учреждениях;
— занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
— совершившие противоправные действия и неоднократно нарушившие устав государственного образовательного учреждения и Правила поведения обучающегося;
— неуспевающие или оставленные по неуважительным причинам на повторный курс обучения;
— склонные к употреблению наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо других психоактивных веществ;
— причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности;
— состоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних ОВД и районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
На внутришкольный учет также могут быть поставлены обучающиеся, возвратившиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений или воспитательных колоний.
Постановка обучающихся на внутришкольный учет осуществляется по совместному представлению (форма 1-шу) заместителя директора по воспитательной (социальной) работе и классного руководителя (воспитателя, социального педагога) и на основании решения Совета профилактики государственного образовательного учреждения.
В представлении должны быть обоснованы причины постановки обучающегося на внутришкольный учет, его характеристика.
На каждого обучающегося, поставленного на внутришкольный учет, классным руководителем (воспитателем, социальным педагогом):
— заводится карточка учета обучающегося (форма 2-шу), копия которой находится у заместителя директора по воспитательной (социальной) работе;
— совместно со специалистами и педагогами государственного образовательного учреждения с участием сотрудников органов внутренних дел, социальной защиты населения, органов опеки и попечительства составляется план индивидуальной профилактической работы с обучающимся (форма 3-шу), который утверждается заместителем директора по воспитательной (социальной) работе;
— ведется карта индивидуального психолого-педагогического и профилактического сопровождения обучающегося (форма 4-шу).
2.2.2. Семьи, в которых родители (законные представители):
— не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей;
— злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками;
— отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков и т.д.);
— допускают в отношении своих детей жестокое обращение и насилие.
На внутришкольный учет ставятся семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в государственном образовательном учреждении, а также семьи, состоящие на учете в органах внутренних дел, социальной защиты населения, районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Постановка семьи на внутришкольный учет осуществляется решением Совета профилактики государственного образовательного учреждения на основании совместного представления (форма 1-шс) заместителя директора по воспитательной (социальной) работе и классного руководителя (воспитателя, социального педагога). При необходимости к представлению приобщается информация из органов внутренних дел, социальной защиты населения, опеки и попечительства, районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В представлении должны быть обоснованы причины постановки семьи на внутришкольный учет, акт обследования материально-жилищных условий.
На каждую семью, состоящую на внутришкольном учете, классным руководителем (воспитателем, социальным педагогом) заводится карточка учета семьи (форма 2-шс), копия которой находится у заместителя директора по воспитательной (социальной) работе. Классный руководитель (воспитатель, социальный педагог) совместно со специалистами и педагогами государственного образовательного учреждения с участием сотрудников органов внутренних дел, социальной защиты населения, опеки и попечительства составляет план индивидуальной профилактической работы с семьей (форма 3-шс), который утверждается заместителем директора по воспитательной (социальной) работе, ведет карту индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения семьи (форма 4-шс).
2.3. Заместитель директора по воспитательной (социальной) работе ежеквартально (до 5 числа первого месяца следующего квартала) осуществляет сверку данных об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в органах внутренних дел и социальной защиты населения, районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2.4. Снятие с внутришкольного учета обучающихся или семей осуществляется по решению Совета профилактики государственного образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной (социальной) работе, классного руководителя (воспитателя, социального педагога), а также при необходимости соответствующей информации из подразделения по делам несовершеннолетних ОВД, органов социальной защиты населения о позитивных изменениях обстоятельств жизни обучающегося или семьи, указанных в данном разделе настоящей Инструкции.
Кроме того, с внутришкольного учета снимаются обучающиеся:
— окончившие государственное образовательное учреждение;
— сменившие место жительства или перешедшие в другое образовательное учреждение;
— направленные в специальное учебно-воспитательное учреждение;
— а также по другим объективным причинам.
2.5. Сведения об обучающихся и семьях, состоящих на внутришкольном учете в государственном образовательном учреждении, направляются по установленной форме в окружное управление образования. Окружное управление образования — в Единую информационную базу данных о детях, подлежащих обучению в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, Департамента образования города Москвы.

Смотрите так же:  Лицензия 1470

III. Ответственность и контроль за ведением внутришкольного
учета обучающихся и семей, находящихся в социально
опасном положении

3.1. Ответственность за организацию ведения внутришкольного учета, оформление соответствующей документации, а также за взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается приказом директора государственного образовательного учреждения на заместителя директора по воспитательной (социальной) работе, а непосредственное ведение учета — на классного руководителя (воспитателя, социального педагога).
Заместитель директора по воспитательной (социальной) работе:
— оказывает организационно-методическую помощь классным руководителям (воспитателям, социальным педагогам) в ведении внутришкольного учета;
— ведет анализ условий и причин негативных проявлений среди обучающихся и определяет меры по их устранению;
— формирует банк данных государственного образовательного учреждения об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении;
— готовит соответствующую информацию о деятельности государственного образовательного учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся.
3.2. Контроль за качеством исполнения проводимой в соответствии с настоящей Инструкцией работы возлагается на директора государственного образовательного учреждения.

Почему ставят на учет как неблагополучную семью?

может ли комиссия зайти в дом если нет родителей дома? На основании чего ставят на учет как неблагополучную семью. Год назад нас сняли с учета а походы к нам продолжаются. Сами ставят на учет и сами снимают и ничего не говоря и не обьясняют, что делать в таких случаях?

Ответы юристов (1)

Нет, не может. Ребенок не должен открывать дверь НИКОМУ из посторонних.

На основании чего ставят на учет как неблагополучную семью. Год назад нас сняли с учета а походы к нам продолжаются. Сами ставят на учет и сами снимают и ничего не говоря и не обьясняют, что делать в таких случаях?
Ольга

Напишите жалобу в отдел опеки и попечительства, просите разъяснить с чем связаны эти походы к вам.Пишите ее в двух экземплярах, на вашем пусть принимающая сторона распишется.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Типы неблагополучных семей

Самое дорогое, что, может быть, у человека – это семья. Однако, не всегда ячейка общества складывается благополучно. Все больше и больше, появляется неблагополучных семей.

Что такое социально неблагополучная семья?

Под понятием «неблагополучная семья» подразумевают группу людей, в которой нарушены отношения. Это, может быть, непонимание родителей и детей, алкогольная зависимость одного из супругов, безработица и так далее.

Влияние неблагополучной семьи на развитие ребенка

В большей степени в неблагополучных семьях страдают дети. В большинстве случаев, их признают социальными сиротами и распределяют в детские дома. Существует несколько опасностей нахождения ребенка в неблагополучной семье:

  • Неокрепшая психика;
  • Отсутствие жизненного опыта;
  • Подверженность нападениям со стороны родителей;
  • Побеги из дома и бродяжничество;
  • Недостаточность общение;
  • У детей из неблагополучных детей увеличивается риск получения инфекционных заболеваний;
  • Насмешки со стороны сверстников.

Дети, живущие в неблагополучных семьях, получают морально-психологическую травму, которая, может, серьезно помешать их дальнейшей жизни. Часто, встречаются случаи, что если ребенок все свои юные годы находился в компании пьющих людей или наркоманов, то, скорее всего, он начнет в жить подобным образом. Как правило, всего существует несколько типов неблагополучных семей.

Типы неблагополучных семей

Существует два основных типа неблагополучной семьи:

  1. Группы людей с открытой формой неблагополучия, где встречаются открытые конфликты, за которыми можно наблюдать со стороны;
  2. Группы людей со скрытой формой неблагополучия – это семьи, которые по первичным признакам имеют респектабельный вид, но, на самом деле в ней есть множество нарушений.

Также существует несколько типов неблагополучных семей, которые, часто, встречаются в нашей стране. В первую очередь, неблагополучной семьей принято считать ту ячейку общества, в которой один из супругов страдает алкоголизмом. Как правило, здесь следует обращать внимание на самого больного. Его пьяные посиделки с друзьями и неадекватное поведение постоянно вызывают негодование среди близких людей. Такие люди, как правило, забывают о своих родительских обязанностях и обо всех нравственных ценностях, они целиком погружаются в атмосферу алкогольного состояния. Жизнь детей и супругов в такой атмосфере становятся невыносимой.

Наиболее проблематичной является та семья, в которой один из родителей находится под влиянием наркотической зависимости. В этом случае человек не только не несет ответственность за свое поведение, но и может продавать из дома се вещи для того, чтобы раздобыть очередную дозу.

У наркомана не существует никаких жизненных ценностей, все его мыли и действия направлены на удовлетворение собственных потребностей. Совместная жизнь с таким человеком может привести к серьезным психическим отклонениям у всех членов семьи. В большей степени от этой проблемы страдают дети.

Еще одна группа – это семьи, в которых существуют нарушения в отношениях между детьми и родителями. Любой конфликт несет за собой психическое расстройство. Если один из супругов, в связи с какими-либо причинами постоянно ругает ребенка, разговаривает на повышенных тонах или «распускает руки», то у ребенка может появиться постоянный страх.

Он перестает чувствовать себя в безопасности, что отрицательно влияет на его дальнейшую судьбу. Конфликты также могут быть, как открытыми, так и закрытыми. В первом случае, скандалы могут слышать все соседи, во втором случае, они носят скрытый характер. Как правило, в таком случае, доказать не благополучность семьи будет, весьма, проблематично.

Недавно к типу неблагополучных групп стали относить и недоверчивые семьи. Как правило, они состоят из тех людей, которые странно ведут себя по отношению к соседям, коллегам и работникам различных учреждений. Сами по себе, они не вызывают опасности для окружающих людей.

Дети в таких семьях берут пример с таких родителей и ведут себя как они. Конечно же, признать социальной сиротой ребенка в таком случае не могут, однако, при наличии заявления от жильцов дома, семью могут поставить на контроль органы опеки и опекунства для выяснения обстоятельств. Такая позиция родителей приводит к тому, что ребенок испытывает враждебное и недоверчивое поведение к своим сверстникам.

Легкомысленная семья также относится к ряду неблагополучных сообществ. Взрослые люди стремятся жить одним дом и не задумываются о своем будущем. Как показала практика. к такому виду относятся молодые семьи. Из-за подобных поступков могут страдать дети. Органы опеки могут поставить таких родителей на учет, как неблагополучную семью, если у них будут на это основания.

К неблагополучным группам также относятся и неполные семьи. Например, многодетная мать, которая родила детей от разных мужчин, но не состоит с ними в браке. В таком случае, специалисты рассматривают её степень возможности самостоятельно их содержать. Встречались в практике и такие случаи, когда семьи, которые потерпели развод, также признавались неблагополучными.

Критерии неблагополучной семьи

Существует несколько критериев, по которым можно отличить неблагополучную семью от нормальной ячейки общества:

  • В первую очередь, это неправильное воспитание ребенка. Например, когда родители бьют его и не занимаются его воспитанием. Как привило, обычно, такие дети могут отставать в развитии;
  • Насилие и издевательство по отношению ребенка;
  • Наличие факторов социального риска.

Сам родитель никогда не признается в том, что его ребенок живет в неблагополучной семье. Поэтому, жалобу в органы опеки должен написать кто-то из окружающих людей. Специалисты проведут ряд работ, относительно этой семьи.

Принципы работы с неблагополучными семьями

Как только в органы опеки поступает жалоба, на то, что по определенному адресу проживает неблагополучная семья, они должны принять заявление и оценить степень кризиса. В указанное место отправляется сотрудник организации для того, чтобы рассмотреть условия проживания детей в семье.

Иногда, для полной оценки благополучия семьи, требуется опросить соседей. Если родителей признали неблагополучными, то им дают определенный срок на исправления. Специалисты проводят с ними ряд психологических работ. В этот период сотрудники органов опеки периодически посещают их для выяснений изменений ситуации.

Во время оценки состояния семьи уделяют внимание многим фактам, например, таким, как периодичность скандалов или пьянок, отношения между членами семьи и окружающими людьми с ними, уважение норм и ценностей, психическое состояние, наличие зависимостей и т.п.

Также специалисты проводят опрос среди представителей школьных и дошкольных учреждений, которые посещает ребенок. Принято считать, что какой бы ни была семья, малыш в ней будет чувствовать себя лучше, чем в детском доме. Поэтому, специалисты прилагают все усилия для того, чтобы повлиять на их родителей. Если все усилия не принесли результатов, то сотрудники органов опеки принимают решение о лишении родительских прав.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019