Учебно методическое пособие по основам сестринского дела

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОСНОВАМ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА 1633

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОСНОВАМ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Пособие разработано в помощь студентам первого курса медицинских училищ и колледжей для подготовки к практическим занятиям по основам сестринского дела и соответствует требованиям Государственного образо­вательного стандарта и типовой программы по предмету.

При написании пособия авторский коллектив ставил перед собой сле­дующие цели:

— формирование профессионального мировоззрения;

— знакомство с сестринским процессом;

— овладение манипуляционной техникой медицинской сестры в объеме знаний, умений и навыков студентов первого курса.

В изложении учебного материала был использован модульный под­ход.

Учебное пособие включает три раздела.

Первый раздел — введение в предмет «Основы сестринского дела».

Целью изучения истории и философии сестринского дела является понимание значимости сестринского ухода за пациентом как самостоя­тельной и важной составной части лечебного процесса.

Второй раздел посвящен современному научному методу организации сестринской работы — сестринскому процессу. Знакомство студентов с се­стринским процессом следует начинать с первых дней обучения в коллед­же или училище с тем, чтобы в дальнейшем эти знания являлись фунда­ментом всех аспектов практической работы медицинской сестры. Это по­зволяет привить устойчивые навыки системной организации ухода за па­циентом, сформировать стереотип профессиональной деятельности, что даст сестре возможность работать более эффективно, самостоятельно и от­ветственно.

Третий раздел — манипуляционная техника медицинской сестры. При­меры использования сестринского процесса в манипуляционной технике помогают правильно, поэтапно организовать сестринскую работу в каждой конкретной клинической ситуации.

Авторский коллектив с благодарностью примет замечания и пожела­ния по совершенствованию предлагаемого учебного пособия.

Учебно-методический комплекс По дисциплине: Сестринское дело в терапии с курсом впт преподаваемой на кафедре пропедевтики внутренних болезней с курсом сестринского дела

Главная > Учебно-методический комплекс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ГОУ ВПО «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Проректор по учебной работе

Профессор Бутолин Е.Г.

По дисциплине: Сестринское дело в терапии с курсом ВПТ

Преподаваемой на кафедре пропедевтики внутренних болезней с курсом сестринского дела

Для студентов 3 курса ВСО факультета

Форма контроля: экзамен

Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на заседании кафедры «___» _____________ 2008 г. Протокол № _______

Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на заседании ЦМК

«___» _____________ 2008 г. Протокол № _______

Председатель ЦМК _________________________

Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на заседании ЦКМС

«___» _____________ 2008 г. Протокол № _______

Председатель ЦКМС ________________Д.М. Михайлов

Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден

Начальник учебной части _________________ О.И.Лосева

«___» _____________ 2008 г.

1.Требования государственного общеобразовательного стандарта (ГОС) по специальности 040600 – сестринское дело.

Основная учебная цель: после усвоения программы дисциплины “Сестринское дело в терапии” выпускник должен приобрести знания и умения, достаточные для того, чтобы самостоятельно организовать работу всех подразделений врачебной (семейной) практики. Такие медицинские сестры в своей работе должны быть ориентированы на сохранение здоровья, профилактику болезней, качественную и эффективную медицинскую помощь больным, должны владеть современными методами реабилитационных мероприятий и паллиативной помощи. Она должна хорошо знать все этапы проведения лечебно-диагностических мероприятий, их техническое и лекарственное оснащение, предвидеть последствия этих мероприятий, знать и соблюдать стандарты и критерии качества проведения лечебно-диагностических мероприятий, быть на страже основного принципа медицинской помощи- безопасность, гуманность и социальная справедливость. Обладать обучающими навыками. Уметь привлечь больного и его семью к процессу ухода.

Конкретные учебные цели: в соответствии с квалификационной характеристикой медицинской сестры с высшим образованием и в результате изучения дисциплины “Сестринское дело в терапии”

-особенности организации сестринской службы в терапии

— особенности работы терапевтических отделений различного профиля, диагностических и вспомогательных подразделений в больницах и поликлиниках

— нормативные документы всех уровней: федерального, регионального и местного, регламентирующих работу терапевтической службы

— учетно-отчетную документацию терапевтических отделений различного профиля

— причины возникновения, меры профилактики наиболее распространенных терапевтических заболеваний

— причины обострений и ухудшения течения наиболее распространенных терапевтических заболеваний, меры профилактики

— основные симптомы наиболее распространенных терапевтических заболеваний

— основные синдромы в терапевтической практике

— основные симптомы ухудшения – дестабилизации и улучшения – стабилизации, наиболее распространенных терапевтических заболеваний критерии ( наблюдения ) контроля за состоянием больного

— основные методы диагностики в терапевтической практике и подготовку больного к ним

— правила работы, технику безопасности при работе с аппаратурой, приборами и инструментами, приспособлениями и устройствами, используемыми в диагностическом и лечебном процессе

— основные показатели лабораторно – диагностических исследований в норме и при наиболее распространенных терапевтических заболеваниях, неотложных и критических состояниях в терапии

— принципы лечения наиболее распространенных заболеваний и неотложных состояний в терапии

— допустимые дозы наиболее часто используемых в терапевтической практике лекарственных препаратов, основные показания, противопоказания и побочные эффекты, меры профилактики и тактику сестринского персонала при возникновении у больного медикаментозных осложнений

— реакция пациента на болезнь в терапевтической практике

— настоящие и потенциальные проблемы пациента при наиболее распространенных терапевтических заболеваниях

— основные задачи сестринского ухода для решения проблем пациента при наиболее распространенных терапевтических заболеваниях

— основные этапы и принципы реабилитации больных в терапевтической практике

— вопросы организации и проведения диспансеризации терапевтических больных

— основные принципы организации и проведения экспертизы нетрудоспособности терапевтических больных

— принципы оказания паллиативной помощи

— использовать принципы медицинской этики и деонтологии в терапевтической практике

— провести сбор информации о больном ( расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация ) и выявить основные симптомы наиболее распространенных терапевтических заболеваний, определить ведущий клинический синдром

— определить реакцию пациента на болезнь

— оценить состояние больного с учетом выраженности симптомов, синдрома

— определить настоящие, потенциальные и приоритетные проблемы пациента, обусловленные болезнью

— на основании выявленных симптомов, реакции больного на болезнь, и распознанных проблем пациента сформулировать сестринский диагноз

— сформулировать задачи ухода и составить план их выполнения, с реализацией всех принципов лечения и сестринского ухода

— провести оценку полученных результатов и составить план коррекции неэффективных действий

— выполнить все необходимые действия, связанные с лечением, диагностикой, проведением неотложной помощи

— проводить обучение больного и его родственников по соблюдению здорового образа жизни, мерам профилактики заболеваний и их обострений, самогигиене и самопомощи

— составить план медико – психологической, социальной и профессиональной реабилитации больных с наиболее распространенной терапевтической патологией

— составить план занятий со средним медицинским персоналом терапевтических отделений различного профиля.

-иметь представление о новейших достижениях в области лечения, диагностики и профилактики в России и за Рубежом.

-о методике научных исследований в области организации работы медсестры

— Методикой обследования пациента

— Методикой проведения сестринского процесса с пациентом

2.Принципы построения кура “Сестринское дело в терапии с курсом ВПТ”

Курс входит в цикл терапевтических дисциплин. Курс адресован студентам 3 курса факультета высшего сестринского образования. Курс готовит к самостоятельной работе с пациентом.

Основная цель курса для студента – приобрести знания и умения, достаточные для того, чтобы самостоятельно организовать работу всех подразделений общей и врачебной практики. Такие медицинские сестры в своей работе должны быть ориентированы на сохранение здоровья, профилактику болезней, качественную и эффективную медицинскую помощь больным, должны владеть современными методами реабилитационных мероприятий и паллиативной помощи. Она должна хорошо знать все этапы проведения лечебно-диагностических мероприятий, их техническое и лекарственное оснащение, предвидеть последствия этих мероприятий, знать и соблюдать стандарты и критерии качества проведения лечебно-диагностических мероприятий, быть на страже основного принципа медицинской помощи- безопасность, гуманность и социальная справедливость. Обладать обучающими навыками. Уметь привлечь больного и его семью к процессу ухода.

Смотрите так же:  Налоговый вычет по ндфл в 2019г

Программа курса построена в виде лекций, практических занятий и самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Лекции составляют 10 часов, практические занятия — 30 часов, на самостоятельную работу – 109 часов. Курс имеет практическую часть в виде обследования больных с написанием истории болезни. Технология обучения ориентирована на самостоятельное умение организовывать лечебно-профилактический процесс. Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью текущего и итогового тестового контроля, в виде контрольных и курсовых работ.

После изучения теоретических разделов курса и прохождения практических занятий в объеме рабочей программы студент должен

-о новейших достижениях в области лечения, диагностики и профилактики в России и за Рубежом.

-о методике научных исследований в области организации работы медсестры

-особенности организации сестринской службы в терапии

— особенности работы терапевтических отделений различного профиля, диагностических и вспомогательных подразделений в больницах и поликлиниках

— нормативные документы всех уровней: федерального, регионального и местного, регламентирующих работу терапевтической службы

— учетно-отчетную документацию терапевтических отделений различного профиля

— причины возникновения, меры профилактики наиболее распространенных терапевтических заболеваний

— причины обострений и ухудшения течения наиболее распространенных терапевтических заболеваний, меры профилактики

— основные симптомы наиболее распространенных терапевтических заболеваний

— основные синдромы в терапевтической практике

— основные симптомы ухудшения – дестабилизации и улучшения – стабилизации, наиболее распространенных терапевтических заболеваний критерии ( наблюдения ) контроля за состоянием больного

— основные методы диагностики в терапевтической практике и подготовку больного к ним

— правила работы, технику безопасности при работе с аппаратурой, приборами и инструментами, приспособлениями и устройствами, используемыми в диагностическом и лечебном процессе

— основные показатели лабораторно – диагностических исследований в норме и при наиболее распространенных терапевтических заболеваниях, неотложных и критических состояниях в терапии

— принципы лечения наиболее распространенных заболеваний и неотложных состояний в терапии

— допустимые дозы наиболее часто используемых в терапевтической практике лекарственных препаратов, основные показания, противопоказания и побочные эффекты, меры профилактики и тактику сестринского персонала при возникновении у больного медикаментозных осложнений

— реакция пациента на болезнь в терапевтической практике

— настоящие и потенциальные проблемы пациента при наиболее распространенных терапевтических заболеваниях

— основные задачи сестринского ухода для решения проблем пациента при наиболее распространенных терапевтических заболеваниях

— основные этапы и принципы реабилитации больных в терапевтической практике

— вопросы организации и проведения диспансеризации терапевтических больных

— основные принципы организации и проведения экспертизы нетрудоспособности терапевтических больных

— принципы оказания паллиативной помощи

— использовать принципы медицинской этики и деонтологии в терапевтической практике

— провести сбор информации о больном ( расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация ) и выявить основные симптомы наиболее распространенных терапевтических заболеваний, определить ведущий клинический синдром

— определить реакцию пациента на болезнь

— оценить состояние больного с учетом выраженности симптомов, синдрома

— определить настоящие, потенциальные и приоритетные проблемы пациента, обусловленные болезнью

— на основании выявленных симптомов, реакции больного на болезнь, и распознанных проблем пациента сформулировать сестринский диагноз

— сформулировать задачи ухода и составить план их выполнения, с реализацией всех принципов лечения и сестринского ухода

— провести оценку полученных результатов и составить план коррекции неэффективных действий

— выполнить все необходимые действия, связанные с лечением, диагностикой, проведением неотложной помощи

— проводить обучение больного и его родственников по соблюдению здорового образа жизни, мерам профилактики заболеваний и их обострений, самогигиене и самопомощи

— составить план медико – психологической, социальной и профессиональной реабилитации больных с наиболее распространенной терапевтической патологией

— составить план занятий со средним медицинским персоналом терапевтических отделений различного профиля.

-написания истории болезни

-составления плана сестринских вмешательств

-расспроса пациентов и их объективного обследования

4. Структура курса “Сестринское дело в терапии с курсом ВПТ”

Основные блоки курса Смежные дисциплины

Организационно – правовые Общественное здоровье и

основы организация зравоохранения

Больной как объект Теория сестринского дела

Клинический аспект деятельности Пропедевтика внутренних медсестры болезней медицине

Консультативная помощь Сестринское дело в

при основных хронических семейной медицине

Психологический аспект Психология

Профилактическая деятельность Общая гигиена

Педагогическая деятельность Педагогика

5.Учебно-тематический план курса “Сестринское дело в терапии с курсом ВПТ”

Острые пневмонии. Эпидемиология. Этиология. Патогенез. Варианты течения в зависимости от вида возбудителя. Современные принципы медикаментозного лечения. Бронхиальная астма. Эпидемиология. Этиология. Классификация. Особенности течения инфекционно-аллергической, атопической, «аспириновой» бронхиальной астмы, астмы физического усилия. Осложнения. Астматический статус. Современные принципы фармакотерапии бронхиальной астмы. Особенности сестринского процесса. Сестринские диагнозы.

Повторение основных методов исследования системы дыхания (расспрос, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация). Острые пневмонии. Острый и хронический бронхит. Этиология, патогенез. Классификация. Варианты течения. Осложнения (асцедирование, хроническая пневмония, пневмосклероз). Понятие о хронических неспецифических заболеваний легких. Современные принципы лечения. Рациональная антибиотикотерапия. Основные синдромы. Особенности сестринского процесса. Курация больных.

Бронхиальная астма. Этиология, патогенез, классификация. Клинические проявления, течение, осложнения. Астматический статус. Современные принципы лечения. Тактика купирования астматического статуса. Плевриты. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинические проявления сухого и экссудативного плеврита. Осложнения. Современные принципы лечения. Основные синдромы. Особенности сестринского процесса. Курация больных.

Основные заболевания миокарда (миокардиты, миокардиодистрофии, кардиомиопатии). Этиология. Патогенез, клинические проявления, диагностика. Сердечная недостаточность. Клинические проявления и диагностика. Современные принципы лечения. Нарушения ритма сердца. Этиология, патогенез, клинические проявления и диагностика основных нарушений ритма сердца. Принципы лечения больных с аритмиями. Особенности сестринского процесса. Сестринские диагнозы.

Повторение основных методов исследования системы кровообращения (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). Гипертоническая болезнь и симптоматические гипертонии. Классификация, клинические проявления, диагностика. Современные принципы гипотензивной терапии. Гипертонический криз и тактика при его лечении.

ИБС. Классификация. Инфаркт миокарда. Основные клинические проявления, диагностика, основные принципы лечения. Основные синдромы. Особенности сестринского процесса. Курация больных.

Ревматизм. Пороки митрального и аортального клапана.

Основные заболевания миокарда (миокардиты, миокардиодистрофии, кардиомиопатии). Сердечная недостаточность. Клинические проявления. Диагностика. Течение, осложнения. Лечебная тактика. Основные синдромы. Особенности сестринского процесса. Курация больных.

Патология гепатобиллиарной системы. Хронические панкреатиты. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Хронические гепатиты. Этиология, патогенез, классификация. Клинические проявления и диагностика ХАГ. Современные принципы лечения. Циррозы печени. Этиология, патогенез, классификация. Клинические проявления и диагностика. Осложнения. Современные принципы лечения. Особенности сестринского процесса. Сестринские диагнозы.

Повторение основных методов исследования системы пищеварения (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). Острые и хронические гастриты. Клинические проявления. Диагностика. Течение, осложнения. Современные принципы лечения. Язвенная болезнь. Этиология, патогенез, классификация. Основные клинические варианты. Течение, осложнения. Современные принципы фармакотерапии. Хронический холецистит, желчно-каменная болезнь. Этиология, патогенез. Диагностика, лечение. Основные синдромы. Особенности сестринского процесса. Курация больных.

Хронические панкреатиты. Хронические гепатиты и циррозы печени. Этиология, патогенез, классификация. Основные клинические варианты. Течение, осложнения. Современные принципы фармакотерапии. Хронические заболевания кишечника (синдром раздраженной кишки, хронический энтерит, хронический колит). Основные синдромы. Особенности сестринского процесса. Курация больных.

Острый и хронический гломерулонефрит. Мочекаменная болезнь. Этиология, патогенез, классификация. Основные клинические варианты. Течение, осложнения. ХПН. ОПН. Основные синдромы. Особенности сестринского процесса. Курация больных.

Гематология. Анемии. Классификация. Этиология, патогенез. Диагностика. Лейкозы. Этиология, патогенез. Клинические проявления и диагностика острых и хронических лейкозов. Современные принципы лечения. Основные синдромы. Особенности сестринского процесса. Курация больных.

Эндокринология. Сахарный диабет. Этиология, патогенез, клиника и диагностика сахарного диабета I и II типа. Современные принципы лечения. Тиреотоксикоз. Этиология, патогенез, клиника и диагностика диффузного токсического зоба. Осложнения. Современные принципы лечения диффузного токсического зоба. Основные синдромы. Особенности сестринского процесса. Курация больных.

Военно-полевая терапия. Определение. Задачи. Особенности возникновения и течения заболеваний внутренних органов у раненных и пораженных в военное время.

Организация терапевтической помощи на этапах эвакуации. Основные синдромы при заболеваниях, поражениях и ранениях в военное время. Особенности сестринского процесса в военное время.

6.Содержание курса лекционных занятий.

Острые пневмонии. Эпидемиология. Этиология. Патогенез. Варианты течения в зависимости от вида возбудителя. Современные принципы медикаментозного лечения. Бронхиальная астма. Эпидемиология. Этиология. Классификация. Особенности течения инфекционно-аллергической, атопической, «аспириновой» бронхиальной астмы, астмы физического усилия. Осложнения. Астматический статус. Современные принципы фармакотерапии бронхиальной астмы. Особенности сестринского процесса. Сестринские диагнозы.

Смотрите так же:  Рассчитал выплату по осаго

Основные заболевания миокарда (миокардиты, миокардиодистрофии, кардиомиопатии). Этиология. Патогенез, клинические проявления, диагностика. Сердечная недостаточность. Клинические проявления и диагностика. Современные принципы лечения. Нарушения ритма сердца. Этиология, патогенез, клинические проявления и диагностика основных нарушений ритма сердца. Принципы лечения больных с аритмиями. Особенности сестринского процесса. Сестринские диагнозы.

Патология гепатобиллиарной системы. Хронические панкреатиты. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Хронические гепатиты. Этиология, патогенез, классификация. Клинические проявления и диагностика ХАГ. Современные принципы лечения. Циррозы печени. Этиология, патогенез, классификация. Клинические проявления и диагностика. Осложнения. Современные принципы лечения. Особенности сестринского процесса. Сестринские диагнозы.

Военно-полевая терапия. Определение. Задачи. Особенности возникновения и течения заболеваний внутренних органов у раненных и пораженных в военное время.

Организация терапевтической помощи на этапах эвакуации. Основные синдромы при заболеваниях, поражениях и ранениях в военное время. Особенности сестринского процесса в военное время.

Аннотированный план лекций по сестринскому делу в терапии с курсом ВПТ

Лекция 1. Тема лекции: Пневмонии. Бронхиальная астма. 2 часа – 90 минут. Пневмония 45 минут. Определение пневмонии. Распространенность. Классификация Молчанова Н. С. и Дворецкого Л. И.. Защитные факторы легких. Факторы риска пневмонии. Очаговая пневмония. Этиология. Патогенез. Симптоматология. Крупозная (долевая) пневмония. Этиология. Патогенез. Симптоматология по стадиям течения болезни. Особенности течения пневмоний в зависимости от вида возбудителя (пневмококковые, стафилококковые, микоплазменные, грибковые). Лабораторно инструментальные методы диагностики. Значение анализов крови, мокроты, R-графии легких и компьютерной томографии в диагностике. Основные принципы лечения. особенности сестринского ухода за больными с пневмониями. Профилактика. Диспансеризация больных перенесших пневмонию.

Бронхиальная астма 45 минут. Определение. Распространенность. Факторы риска. Предрасполагающие факторы. Понятие об обструкции и гиперреактивности бронхов. Виды аллергенов. Пути попадания их в бронхи (триггеры). Понятие о полютантах. Стадии патогенеза бронхиальной астмы: иммунологическая, патохимическая , патофизиологическая. Классификация А. Д. Адо П. К. Булатова (1969 г)..Симптоматология бронхиальной астмы. Формы. Астматический статус. Лабораторно-инструментальные методы диагностики. Значение пикфлоуметрии. Основные принципы лечения. Понятие о базисной терапии. Неотложная помощь при приступе удушья. Особенности сестринского ухода за больными с бронхиальной астмой. Профилактика бронхиальной астмы. Диспансеризация больных с бронхиальной астмой.

Лекция 2. Тема лекции: Заболевания миокарда. Нарушение ритма сердца. 2 часа – 90 минут. Нарушение ритма сердца. Понятие. Патофизиологическая основа аритмий. Причины. Классификация. Неотложная помощь. Обеспечение лечебно-диагностического процесса. Заболевания миокарда. Определение. Классификация. Миокардиты, этиология, клиника. Обеспечение лечебно-диагностического процесса. Миокардиодистрофии, этиология, клиника. Обеспечение лечебно-диагностического процесса. Алкогольная болезнь сердца. Кардиомиопатии, этиология, клиника. Обеспечение лечебно-диагностического процесса. Сестринские диагнозы при патологии сердечно-сосудистой системы. Действительные и потенциальные проблемы пациента.

Лекция 3. Тема лекции: Патология печени и поджелудочной железы. 2 часа – 90 минут. Хронические панкреатиты. Понятие. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Обеспечение лечебно-диагностического процесса.

Гепатиты. Понятие. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Обеспечение лечебно-диагностического процесса.

Циррозы. Понятие. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Обеспечение лечебно-диагностического процесса. Сестринские диагнозы при патологии печени и поджелудочной железы. Действительные и потенциальные проблемы пациента.

Лекция 4. Тема лекции: Военно-полевая терапия. Определение. Задачи. Особенности возникновения и течения заболеваний внутренних органов у раненных и пораженных в военное время. 2 часа — 90 минут. .Определение, содержание военно-полевой терапии. Краткая история военно-полевой терапии, ее принципы. Особенности БТТ в современной войне. Контингенты пораженных с БТТ, нуждающихся в терапевтической
помощи в современной войне. Медицинская сортировка пораженных с БТТ, ее значение, виды сортировки. Организация терапевтической помощи и лечения терапевтических контингентов в современных условиях в войсковом районе . Организация квалифицированной и специализированной терапев­
тической помощи. Роль терапевта в лечении хирургических контингентов и контужен­ных. Особенности возникновения и течения заболеваний на войне.

Лекция 5. Тема лекции: Организация терапевтической помощи на этапах эвакуации. Основные синдромы при заболеваниях, поражениях и ранениях в военное время. Особенности сестринского процесса в военное время. 2 часа – 90 минут.

Медицинское оснащение на этапах эвакуации. Документация, заполняемая на
этапах медицинской эвакуации. Основные синдромы — неотложные состояния терапевтического профиля в военных условиях. Понятие о сочетанной травме. Особенности лечебных мероприятий при ком­бинированных поражениях Определение острой лучевой болезни. Классификация острой лучевой болезни. Этиология и патогенез острой лучевой болезни. Клиника острой лучевой болезни. Проблемы пациента. Лечение острой лучевой болезни на этапах медицинской эвакуации.

Учебно методическое пособие по основам сестринского дела

Пособие разработано в помощь студентам первого курса медицинских училищ и колледжей для подготовки к практическим занятиям по основам сестринского дела.

‘> Входит в РИНЦ ® : да

‘> Цитирований в РИНЦ ® : 3

‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0

‘> Норм. цитируемость по направлению: 0,324

‘> Дециль в рейтинге по направлению: 4

‘> Тематическое направление: Health sciences

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Столичный учебный центр
г. Москва

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — ТЕХНИКУМ

«ШЕНТАЛИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

практического занятия по дисциплине:

«Основы сестринского дела»

НА ТЕМУ: « Уход за стомой»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 060109 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

Одобрено ЦМК Составлено в соответствии с

«Обще-профессиональных Государственными требованиями к

и специальных дисциплин минимуму содержания и уровню

подготовки выпускников по

060109 «сестринское дело».

Председатель ЦМК: Зам. директора по УР:

________Л.М. Миронова _________ Курганская Е.В.

Составил: Краснова Е. А.

Выбор темы связан с ее актуальностью. Для ухода за пациентами мы должны готовить специально обученный медицинский персонал Поэтому, подробное изучение данной темы позволит выполнить поставленную задачу.

В совершенствовании качества преподавания и системы подготовки высококвалифицированных медицинских специалистов большое значение имеет самостоятельная работа студентов над учебным материалом.

Учебно-методическое пособие по самоподготовке, самооценке и самоконтролю по теме «Уход за стомами» предназначено для оказания методической помощи преподавателям медицинских училищ, а также для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям.

Целью данного учебного пособия является желание преподавателя облегчить студентам процесс овладения практическими манипуляциями по данной теме. Оно позволит студентам лучше ориентироваться при отработке практических манипуляций, решении ситуационных задач, тестовых заданий, проблемных вопросов и т.д.

В пособии дается теоретический материал, где описывается основные виды и показания к стомам. Описана манипуляционная техника. Для проведения контроля знаний студентов по данной теме в пособии имеется задания для самоконтроля. При затруднении в ответе, на какой – то вопрос следует вернуться к тексту пособия и с его помощью выполнить это задание устно. После чего уже без помощи пособия письменно оформить ответы в рабочей тетради.

Данное пособие разработано в соответствии с требованиями ГОС СПО для специальности 060109 «Сестринское дело».

Тема: «Уход за стомами »

Учебные: Изучить основные понятия и виды стом: трахеостома, гастростома, илеостома, колостома, цистостома. Причины их формирования.

Студент должен знать:

предметы и средства ухода за стомами

особенности питания при наличии стом пищеварительного тракта

виды калоприемников и правила работы с ними

Студент должен уметь:

фиксировать трахеостомическую трубку с помощью повязки и осуществить туалет трахеи и бронхов

промыть мочевой пузырь через надлобковый дренаж антисептическими растворами и сменить мочеприемник

промыть илео- и колостому и сменить калоприемник

осуществить уход за кожей вокруг стомы

психологически подготовить пациента к наложению стомы

После изучения темы студент должен уметь обучить пациента:

правилам ухода за стомой в домашних условиях

технике смены калоприемника

принципам питания при наличии коло- и илееостомы

технике питания при наличии гастростомы.

1. Теоретический информационный материал……………………………6

1.1. Классификация стом

1.2. Осложнения стомы и их профилактика……………………………….

2. Манипуляционная техника………………………………….…….8

3. Задания для самоконтроля……………………………………………22

Список используемой литературы.

Теоретический информационный материал

Что же такое СТОМА?
Термин » стома » (ostomy, греч.) обозначает хирургически созданное отверстие, соединяющее просвет внутреннего органа с поверхностью тела. Существуют различные виды стом, которые называются по органам, на которые они наложены.

Смотрите так же:  264 ч1 статья ук рф

По месту наложения стомы:

ИЛЕОСТОМА — если выведен участок тонкой кишки;

КОЛОСТОМА — если выведена толстая кишка;

УРОСТОМА — если выведен мочеточник;

ГАСТРОСТОМА — если выведена часть желудка;

ТРАХЕОСТОМА — временное или постоянное отверстие в дыхательном горле;

Стома это отверстие кишки, сформированное хирургическим путем после удаления всего или части кишечника, или мочевого пузыря, выведенное на переднюю брюшную стенку , предназначенное для отведения содержимого кишечника или мочи.

Стома не имеет замыкательного аппарата, поэтому стомированные пациенты не чувствуют позывов и не могут контролировать процесс опорожнения. Стома лишена и болевых нервных окончаний, поэтому боль не чувствуется. Возникающие болевые ощущения, жжение или зуд могут быть связаны с раздражением кожи вокруг стомы или с усиленной перистальтикой (работой) кишечника.

1.1. Классифицировать стомы можно по следующим параметрам:

По форме выведенной кишки:

По количеству стволов:

По прогнозу в плане хирургической реабилитации:

По форме возможно деление стом на:

Стома может быть временной и постоянной. Необходимость в стоме возникает тогда, когда кишечник или мочевой пузырь не способны функционировать Временная стома может быть наложена в том случае, если не удается добиться хорошей подготовки кишки к операции (при нарушении кишечной проходимости из-за опухоли или спаек). Также наложение временной стомы может потребоваться для ограничения прохождения кишечного содержимого по кишке – для того, чтобы место хирургического воздействия не травмировалось каловыми массами. Обычно после закрытия временных стом функционирование кишечника возвращается на прежний уровень.

Постоянная стома не может быть ликвидирована в процессе дальнейшего лечения пациента, поскольку отсутствует или необратимо поврежден запирательный аппарат кишечника либо нет возможности оперативно восстановить непрерывность хода кишечника.

Стомы могут быть одноствольными (то есть через отверстие на передней брюшной стенке выводится один ствол кишки) и двуствольными. Причем последние делятся на петлевые (то есть два ствола находятся в непосредственной близости друг от друга и выведены в одно отверстие) и раздельные двуствольные стомы, когда на передней брюшной стенке имеются два отверстия на некотором расстоянии друг от друга.

В этом случае при использовании средств ухода за стомой калоприемники не должны накладываться друг на друга (даже если расстояние между стомами очень небольшое). При таких стомах один ствол является действующим, через него происходит опорожнение кишечника. На действующий ствол наклеивается калоприемник. Другой ствол может быть необходим для удаления слизи или лечебных процедур. Его можно прикрыть мини-капом (закрытым мешком минимальной емкости) или марлевой салфеткой.

В зависимости от отдела кишечника, выведенного на переднюю брюшную стенку, различают следующие виды кишечных стом: колостома (при выведении толстой кишки) и илеостома (при выведении тонкой кишки). При колостоме опорожнение кишечника происходит обычно 2–3 раза в сутки, стул оформленный (при сигмостоме) или полуоформленный (при других видах стом). При илеостоме опорожнение кишечника происходит очень часто, почти постоянно, стул жидкий и едкий. Частой проблемой при илеостоме является понос, который может привести к обезвоживанию и потере электролитов, минеральных веществ и витаминов. Поэтому очень важно потреблять много жидкости.

Уростома
Уростома формируется при необходимости удаления мочевого пузыря. Отведение мочи выполняется через выделенный участок кишечника, к верхнему концу которого подшиваются мочеточники, а нижний конец выводится на переднюю брюшную стенку. Выделение мочи постоянное и неконтролируемое. При уростоме происходит постоянный отток мочи через стому.

Трахеостома — это искусственно сформированный свищ трахеи, выведенный в наружную область шеи, для дыхания, минуя носоглотку. В трахеостому вставляется трахеостомическая канюля, которая состоит из двух частей: наружной и внутренней трубок. Эти трубки одинаковой длины, внутренняя фиксируется к наружной с помощью специальной защелки-фиксатора. В современных трахеостомических канюлях пластиковые трубки соединены в одно целое. В нижнем конце наружной трубки предусмотрена специальная манжета, которая раздувается воздухом после фиксации трубки в трахее и препятствует прохождению слюны и слизи в трахею. Фиксация трубки к шее осуществляется с помощью специальных завязок или полосок бинта. Концы бинта с двух сторон продеваются через специальные «ушки» трубки и завязываются на «бантик» сзади на шее.

Гастростома — искусственно созданное отверстие, соединяющее полость желудка и окружающей средой, выведенное на переднюю брюшную стенку. Гастростома накладывается для введения в желудок пищи, минуя пищевод или область кардии (верхний желудочный жом) — при патологических сужениях пищевода или кардии, а также для временной, например, послеоперационной их разгрузки.

Такой способ введения пищи не через рот, но в желудочно-кишечный тракт называется гастростомным энтеральным питанием, в отличие от парентерального внутривенного введения. Питательные вещества вводятся в жидком или полужидком виде. После того, как необходимость в гастростоме отпадает, она закрывается.

1.2. Осложнения стомы и их профилактика

Нередко стомированным больным приходится сталкиваться с различными видами осложнений, связанных с наличием и функционированием стомы кишечника или мочеточника на брюшной стенке. Эти осложнения становятся причиной серьезного беспокойства больных, поэтому остановимся на них подробнее.

Раздражение кожи в зоне наложения стомы (околостомный дерматит).

Дерматит наблюдается довольно часто, является следствием механического раздражения (частая смена калоприемников, неосторожная обработка кожи), или химического воздействия кишечного отделяемого или мочи (протекание под пластину, плохо подобранный, негерметичный калоприемник).

Его проявления: покраснение, пузырьки, трещинки, мокнущие, сочащиеся язвочки на коже возле стомы. Раздражение кожи вызывает зуд, жжение, иногда сильные боли.

Возможна аллергическая реакция кожи на приспособления и средства по уходу за стомой, если она очень выражена, следует на некоторое время отказаться от применения приклеиваемых пакетов. В таких случаях вопрос о выборе типа калоприемника должен решать врач.

Нередко причиной кожных осложнений бывает просто недостаточный уход за кожей в зоне наложения стомы. В случае раздражения кожи вокруг стомы необходима консультация проктолога, стоматерапевта и дерматолога.

Кровотечение из стомы
В большинстве случаев оно вызвано повреждением слизистой оболочки кишки вследствие неаккуратного ухода за стомой или использования грубых материалов. Край тесного отверстия в пластине, жесткий фланец калоприемника также могут травмировать кишку и вызвать кровотечение. Кровотечение, как правило, прекращается самопроизвольно. Но если оно затяжное и обильное, необходимо обратиться к врачу.

Сужение (стеноз)
Стома должна быть проходима, свободно пропускать указательный палец. Сужение обычно вызвано воспалением в зоне стомы в раннем послеоперационном периоде. Если сужение достигает степени, мешающей опорожнению кишки, необходимо сделать операцию с целью расширения отверстия. При сужении стомы не следует принимать слабительные без консультации хирурга!

Втянутость стомы (ретракция)
Это втяжение стенки кишки ниже уровня кожи, циркулярное или частичное. Наличие воронкообразного углубления значительно затрудняет уход за стомой и требует применения специальных двухкомпонентных калоприемников с конвексной (вогнутой) пластиной и дополнительных средств ухода (специальные пасты для выравнивания поверхности кожи и ее защиты). В случае неэффективности этих мероприятий предпринимают хирургическое лечение.

Выпадение стомы (пролапс)
Небольшое (3-4 см) выпадение слизистой встречается довольно часто, но, как правило, не сопровождается нарушением состояния пациента и функции стомы. Полное выпадение всех слоев кишечной стенки нарушает функцию опорожнения, затрудняет уход за стомой, может привести к ущемлению кишки.

Выпадение увеличивается в положении стоя, при кашле, при физической нагрузке. В лежачем положении оно иногда вправляется; выпавшую кишку в большинстве случаев можно вправить обратно рукой. В случае повторного или постоянного выпадения необходимо обратиться к врачу, а при ущемлении — немедленно!

Гипергрануляции в области стомы
Иногда на границе между кожей и слизистой оболочкой образуются полиповидные выросты, которые легко кровоточат. Обычно они небольшие, диаметром несколько миллиметров.

Возможно появление на слизистой оболочке белесоватых, кровоточащих пузырьков. Во всех подобных случаях необходимо обратиться к врачу.

Проблемы, осложнения и их профилактика у пациентов со стомами мочевых путей (уростомами) аналогичны тем, с которыми сталкиваются больные с кишечными стомами.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019