Учебно-методические пособия по патриотическому воспитанию

Мурзина И.Я.Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры и актуальные практики : учебно-методическое пособие для педагогов

Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры и актуальные практики

Мурзина И.Я. Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры и актуальные практики : учебно-методическое пособие для педагогов

Мурзина И.Я. Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры и актуальные практики : учебно-методическое пособие для педагогов. С электронным приложением / И.Я. Мурзина. — Екатеринбург: ООО «Периодика», 2017. — 280 с.

В учебно-методическом пособии «Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры и актуальные практики» представлены направления патриотического воспитания с учетом современных тенденций в образовании и перспективных форм их реализации.

Обобщив большой материал по патриотическому воспитанию в России и за рубежом, автор рассматривает стратегические ориентиры современного образования, раскрывает педагогические условия, при которых могут быть решены актуальные образовательные задачи в части патриотического воспитания, представляет формы работы в учебной и внеурочной деятельности.

В электронном приложении представлены методические разработки педагогов Свердловской области в сфере патриотического воспитания.

Книга адресована педагогам общеобразовательных щкол и системы дополнительного образования, студентам и магистрантам, обучающимся по направлению «Педагогическое образование».

Картотека для воспитателей «Учебно-методические пособия по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников» ______________________________________________________________________________________

юридический адрес: 456780, Челябинской области, Г.Озерска пр. Победы, 4а,

почтовый адрес: 456780, Челябинской области, Г.Озерска ул. Еловая, 1а, тел. 8(35130)

7-02-52, 8 (35130) 7-36-24, факс 8 (35130) 2-92-79, ИНН 7422026264,

Картотека для воспитателей

патриотическому воспитанию в ДОУ»

Подготовила: заместитель заведующего

Григорьева Екатерина Дмитриевна

Учебно-методические пособия по патриотическому воспитанию в ДОУ

детей дошкольного возраста»

Ветохина А. Я., Дмитренко З. С.и др.

В пособии представлены планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей для разных возрастных групп детского сада, а также конспекты занятий по данному направлению работы ДОУ.

«Навстречу Дню Победы»

В книге представлены 9 бесед, которые рассказывают об основных событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В пособии представлен весь иллюстративный материал, необходимый для занятий.

Иллюстрации выполнены на мелованной бумаге.

«Наследие» И быль, и сказка

Соловьева Елена Викторовна

В пособии представлены программа и планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе знакомства с традиционной отечественной культурой. В книгу включены рассказы о жизни выдающихся патриотов, деятелей культуры и защитников Отечества, а также сценарии театральных постановок литературных произведений, имеющих яркую воспитательную направленность.

«Наследие. Программа по приобщению детей к традиционной отечественной культуре»

Е. В. Соловьева, Л. И. Царенко

Пособие раскрывает методику патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе традиций культурного наследия России. Содержит программу работы с детьми и широко апробированные конспекты комплексных занятий, которые соединяют игровой, познавательный, художественно-эстетический и творческий аспекты детской деятельности.

«Дни воинской славы»

Патриотическое воспитание дошкольников (для работы с детьми 5-7 лет) М. Б. Зацепина

В пособии представлена методика работы по патриотическому воспитанию дошкольников через организацию и проведение мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества; содержатся сценарии праздников и развлечений, интегрированные блоки и конспекты занятий, литературный материал (былины и сказки, пословицы и поговорки, стихотворения), программа семинара-практикума и т.д.

«Чудо-богатыри земли Русской»

Книга является учебным пособием по реализации Государственной программы по патриотическому воспитанию граждан РФ. Пособие знакомит детей с наиболее значимыми событиями героической истории Отечества, его героями — от былинных чудо-богатырей до солдат и полководцев Великой Отечественной войны. В книге рассказывается не только о военных событиях, связанных с историей России и современной армией, но и о российской государственной символике, о спорте и олимпийских играх, о здоровом образе жизни.

Книга формирует у детей первоначальные представления о героической истории родной страны, воспитывает интерес и уважение к традициям, предкам, защищавшим Отечество от врагов.

«Государственные символы Российской Федерации».

Предлагаемый в пособиях наглядный материал с успехом может быть использован на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх, для развития логического мышления, при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку.

«Нравственное воспитание в детском саду».

Программа и методические рекомендации

В. И. Петрова, Т. Д. Стульник

В пособии представлены программа нравственного воспитания детей 2-7 лет и методические рекомендации к ней. Цель пособия — развитие у детей гуманных чувств, формирование этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественных качеств.

«Мы живём в России»

Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова

Пособие предлагает систему работы с детьми 6-7 лет по гражданско-патриотическому воспитанию. В нем представлены календарно-тематическое планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемые занятия связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране — России, ее прошлом и настоящем.

Имеются: авторские дидактические игры, народные приметы о погоде и т.п., а также критерии диагностики уровня знаний и навыков детей.

«Мы живём в России»

Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова

Пособие предлагает систему работы с детьми

5-6 лет по гражданско-патриотическому воспитанию.

«Мы живём в России»

Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова

Пособие предлагает систему работы с детьми 4-5 лет по гражданско-патриотическому воспитанию.

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

В пособии представлены методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на занятиях и в нерегламентированное время. Вниманию педагогов предложен тематический план работы в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, примерные сценарии занятий и праздников. В методических рекомендациях освещаются разнообразные формы, методы и приемы деятельности воспитателя, обеспечивающие эффективную реализацию задач нравственно-патриотического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

«Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»

Пособие имеет практическую направленность и удобен в использовании, содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по темам «Мой дом — моя семья», «Русская народная культура», «Столица нашей Родины — Москва!», «Земля — наш общий дом», «Защитники Отечества».

«Детям о Великой Победе!»

А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина

В пособии представлены занятия-беседы, посвященные Второй Мировой войне и важнейшим событиям Великой Отечественной войны: началу войны, обороне Москвы, решающим сражениям, победе нашей страны над фашисткой Германией, освобождению народов Европы от фашизма. Предлагаемый материал прост по форме, доступен по содержанию и может быть использован при проведении занятий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников.

«Дошкольникам о родной стране»

Н. Ф. Виноградова

В данном пособии представлен один из возможных вариантов организации занятий с дошкольниками по ознакомлению с родной страной. Работа по данному пособию проводится совместно с книгой «Моя страна: Россия». В книге 30 бесед — примеров того, как можно построить эти занятия, сделав их интересными и увлекательными для детей. Наличие примерного сценария каждой беседы, методических рекомендаций, исторических комментариев значительно облегчат работу педагога.

«Дошкольникам о Москве и родной стране»

Т. В. Смирнова, Т. Ю. Филиппова

Пособие содержит сценарии занятий, развлечений, поэтический и фольклорный материал, а также творческие задания для детей, которые позволят познакомить дошкольников со своей родиной и ее столицей.

«Что может герб нам рассказать. »

В пособии представлена система работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с государственной символикой России.

Нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, творческий подход в изучении темы способствуют совершенствованию педагогического процесса, решению главной задачи патриотического воспитания. Цветные вклейки — игровой материал, позволяющий существенно расширить знания дошкольников о родной стране.

«Дошкольникам о защитниках Отечества»

В пособии даны методические рекомендации для практических работников ДОУ по выстраиванию работы со старшими дошкольниками по теме «Наша армия — защитница Отечества».

Сборник содержит планирование работы с детьми, конспекты занятий и развлечений, формы работы по взаимодействию с семьей воспитанников, практический материал, который размещен по разделам: «Богатыри — защитники земли Русской», «Герои 1812 года», «Детям о празднике Победы».

«Патриотическое воспитание дошкольников».

Вниманию читателей предлагается система работы по ознакомлению с окружающим миром детей средней группы детского сада. Пособие выстроено по следующим темам ознакомления: семья, детский сад, родной город, наша Родина, труд взрослых, предметный мир.

«Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения»

В пособии представлен опыт работы ДОУ по формированию толерантных отношений между дошкольниками.

Показаны формы методической работы с педагогами, ориентированные на воспитание детей в духе толерантности, на формирование у ребенка интереса и любви к своему народу, его традициям, народам, их культуре и обычаям. ценностям, а также на понимание и уважение к другим .

«Мы живём в России»

«Мы живём в России»

Большое чувство делает маленького человека большим. Эта книга о нашей Родине, её просторах, народах, обычаях, её истории и героях.

воспитание детей 4-6 лет:

Смотрите так же:  Договор подряда на выполнение монтажных работ

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.

В пособии представлены материалы по ознакомлению детей средней и старшей группы с родным краем: содержание и технология ознакомления детей с родным краем, планирование деятельности, программы, конспекты.

Патриотическое воспитание детей 6-7 лет

В книге представлены материалы по ознакомлению детей 6-7 лет с родным краем: содержание и технология воспитательно-образовательного процесса, планирование деятельности, программы, конспекты игр и занятий.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В приложении содержатся извлечения из важнейших государственных и ведомственных документов в области воспитания. Издание адресовано работникам органов управления образованием и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Натарова В.И. Капухина Н.И..А.

Циклы объединены темами Русь изначальная, Все мы вышли из природы, . Россия. Золотой век. Содержание книги способствует развитию творческого потенциала дошкольника и формированию нравственно-этических норм. В пособии представлены циклы занятий по разным видам детской деятельности: познавательной, художественно-речевой, художественно-творческой, музыкальной.

«Воспитывая маленького гражданина»

В пособии представлены модели гражданского воспитания, начиная с дошкольного возраста, в том числе тематические блоки, сценарии, конспекты и сетки занятий с детьми разных возрастных групп. Материал основан на практическом опыте работы в дошкольных учреждениях г. Мурманска и г. Апатиты.

Материал по окружающему миру на тему:
учебно-методическое пособие по патриотическому воспитанию

В данном материале представлены проекты по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении.

Предварительный просмотр:

Санкт – Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

Центр педагогического детства.

« Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края – Красного Села».

Воспитатель ГБДОУ ЦРР д/с №48 Красносельского района

Грибакина Татьяна Петровна

Санкт — Петербург 2011 г.

Цель проектов. Задачи. Подготовительный этап……………………………………………………4

Проект «Мой дом, детский сад – моя маленькая Родина»………………………………….6

Содержание работы (младший и средний возраст)………………………………………………7

Проект «Моя малая Родина – город Красное Село»……………………………………………10

Содержание работы (старший дошкольный возраст)….……………………………….…….11

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального менталитета.

Считается нормальным уклониться от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ или иметь одного ребёнка. Мы начинаем спокойно относиться к повсеместному открытию сиротских приютов для детей живых родителей…

Социально-экономические инновации вызвали определённое расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде. У детей искаженные представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.

Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Это предполагает формирование у подрастающего поколения и высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Осознавая важность дошкольного периода («всё начинается с детства»), решила повысить качество работы по патриотическому воспитанию наших детей. Готовясь к 290-летию г. Красное Село, отметила низкий уровень знаний о прошлом и даже настоящем нашего небольшого города как у детей, так и у взрослых. Этот горький факт вызвал необходимость разработать проекты по знакомству наших воспитанников с их малой Родиной – Красным селом.

Духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного края (Красного Села, Красносельского района).

  1. Воспитывать любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть истории вокруг себя (в домах, которые окружают детей, в предметах быта, в названиях улиц…).
  2. Приобщать к культуре, традициям красносёлов, петербуржцев.
  3. Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, сопереживание, взаимовыручку, трудолюбие.
  4. Развивать творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру.
  5. Воспитывать бережное, эмоционально-поэтическое отношение к природе.
  1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях Красного Села, Красносельского района приобрести и изучить литературу.
  2. Сделать подборку фотографий достопримечательных мест.
  3. Подобрать материалы о знаменитых людях, чьи имена связаны с Красным Селом (А.Ф.Можайский, А.Типанов, А.Суворов и др.).
  4. Собрать и систематизировать русские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны русского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери и Родине.
  5. Оснастить предметно-развивающую среду в группе, изготовить атрибуты для игр:

6. Продумать тематику экскурсий, походов.

Дети должны знать и называть:

— Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьёй, домом; с удовольствием идти в детский сад.

— Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.

— Место проживания: город, область; знаменитых людей, чьи судьбы связаны с Красным Селом ; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности;

— Должны знать природу Красного Села;

— Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.

Проект «Мой дом, детский сад – моя маленькая Родина».

Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

  1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
  2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
  3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  4. Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.
  5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Участники: дети, родители, воспитатели (младший и средний возраст).

Основные виды деятельности.

  1. Сюжетно – ролевые игры:

2. Дидактические игры:

— «Помощники в семье»,

— «Как мы живём в детском саду»,

— «Кто работает в детском саду»,

3. Коммуникативные игры:

— «С днём рождения»

— «Угадай по голосу…»,

4. Театрализованные игры:

— Этюды (дедушка и бабушка – весёлые, грустные, сердитые),

— Мимические этюды (животные, птицы),

— Игра-драматизация: С.Маршак «Перчатки», р.н.с. «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», потешки «Кисонька-Мурысонька…», «Красная шапочка».

5. Строительные игры:

— «Дом для матрёшки»,

— «Детский сад», «Магазин» и др.

6. Подвижные игры:

7. Игры с родителями.

  1. Рассматривание семейных фотографий.
  2. Рассматривание серии сюжетных картинок семьи.
  3. Наблюдение за трудом няни.
  4. Наблюдение за привозом продуктов в детский сад.
  5. Экскурсии:

— На кухню. Знакомство с трудом повара.

— В прачечную. Знакомство с трудом прачки.

  1. Составление рассказов на тему:

— «Где я отдыхал летом»,

— «Мой папа, мама, бабушка, дедушка»,

— «Как мама шила платье, вязала шапочку»,

— «Как папа делал кормушку, чинил стул»,

— «Как няня моет посуду…»

  1. Мытьё кукольной посуды.
  2. Мытьё игрушек (мелкие, резиновые).
  3. Организация рабочего места.
  4. Уборка после совместной деятельности.
  5. Помощь в уходе за растениями.
  6. Трудовые поручения в группе и дома.
  1. Знакомство с понятием: семья.

— «Моя семья», «Петушок и его семья», «Дружная семейка».

2. «Театр – шитьё платья, вязания шапочки» мамами воспитанников.

3. «Театр – изготовление кормушки, ящика для посадки фасоли, починки стульчика» родителями (папами) воспитанников.

4. Целевые прогулки:

— «Улица нашего детского сада»,

— «Дома на нашей улице»,

— «Растения на участке детского сада»,

— «Животные: птицы, кошка, лошадка и др.»

— «Деревья и цветы»

— «Платочек в подарок маме»,

— «Деревья в разные сезоны»,

— «Деревья: высокое дерево, елочка, лес»,

  1. Проведение праздников:

2. Разучивание песен: о детском саде, доме, о маме, о папе.

3. Прослушивание песен о дружбе и др.

Чтение художественной литературы.

  1. Чтение рассказов о животных (К.Чуковский, К.Ушинский, Л.Толстой, М.Пришвин, Г.Цыферов и др.)
  2. Стихи о маме, папе, бабушке и дедушке; стихи о транспорте, о природе.
  3. Русский народный фольклор: потешки, колыбельные, русские народные сказки, пословицы.

Взаимодействие с семьёй.

  1. Создание эмоциональной, благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия.
  2. Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребёнка?»
  3. Совместная деятельность детей с родителями:

— «Театр — показ трудовой деятельности (шитьё, починка, изготовление и др.)»

Смотрите так же:  Как платить дорожный налог с 15 ноября 2019

— Развлечения: спортивные, музыкальные, театрализованные.

4. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок, фотовыставок на темы: семья, детский сад, праздники.

Проект «Моя малая Родина – город Красное Село».

Воспитание любви и уважения к родному городу Красное Село является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Дать детям представления о родном городе. Развивать чувство гордости за регион, желание сохранить его чистым и красивым.

  1. Дать представления детям о родном городе, истории, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, предприятиях, их вреде и пользе, экологической ситуации в городе.
  2. Познакомить с именами тех, кто прославил город.
  3. Знакомить с боевой славой Красного Села.
  4. Расширить представления детей о флоре и фауне города. Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.
  5. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  6. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Участники: дети, родители, воспитатели (старший дошкольный возраст).

Основные виды деятельности.

  1. Сюжетно – ролевые игры:

— «Почта» (на знание адреса дома и детского сада).

2. Дидактические игры:

— «С какого дерева лист»,

— «Когда это бывает»,

— «Кто здесь живёт»,

— «Что сначала, что потом»,

— «Узнай по описанию»,

— «Птицы, звери, рыбы».

3. Развивающие игры:

— «Разрезные картинки» (выкладывание достопримечательных мест Красного села из «мозаики»),

— «Пройди по городу» (макеты),

— «Помоги добраться до указанного места» (лабиринты, карты схемы ближайших к детскому саду улиц).

4. Строительные игры:

— «Строим улицу, город»,

— «Путешествие по городу»

5. Театрализованные игры:

— Этюды: изображение характеров разных героев,

— Игры-драматизации по русским народным сказкам, по сказкам А.С.Пушкина (отрывки), «Под грибом» В.Сутеева,

— Игра-инсценировка «Кошкин дом».

6. Русские народные подвижные игры разной подвижности.

  1. Обсуждение ситуаций из жизни семьи.
  2. Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках.
  3. Беседы о труде родителей.
  4. Рассказы пап о службе в армии.
  5. Встречи с интересными людьми (бабушки, дедушки, ветераны, солдаты, офицеры).
  6. Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в Красном Селе.
  7. Экскурсии:

— По детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

— По городу Красное село (к памятным местам, возложение цветов).

— В пожарную часть.

— В Красносельский музей авиации.

— К водоёму – озеру Безымянному.

— В школьный музей.

— Приглашение учащихся музыкальной школы.

8. Рассказы воспитателя о городе Красном Селе (о традициях, боевом прошлом, о символике, о Красносельских манёврах).

9. Составление рассказов:

— «Город, в котором я живу»,

— О членах семьи из личного опыта,

— по темам экскурсий.

10. Участие в городских мероприятиях.

  1. «Трудовой десант» (уборка листьев на участке вместе с родителями).
  2. Посильное участие в выращивании овощей, цветущих растений.
  3. Ручной труд:

— «Помощь малышам» (изготовление предметов из бумаги, бросового материала в подарок детям младшей группы для игр и другой деятельности).

— Изготовление макетов зданий.

4. Дежурство, труд в уголке природы, на участке, хозяйственно-бытовой труд.

5. Трудовые поручения в группе и дома.

  1. Виды транспорта в Красносельском районе.
  2. Предприятия Красного Села (рассматривание производимой продукции – результатов труда, материалов, инструментов, знакомство с трудовыми действиями, их значимости для достижения результата).
  3. Работа у полочек избыточной информации, полочек красоты.
  4. Составление моделей различных видов трудовой деятельности (показ важности каждого из 5 компонентов деятельности и взаимосвязей между ними).
  5. Составление схем взаимосвязей между трудом людей различных профессий.
  6. Рассматривание фотографий, иллюстраций о Красном Селе как городе трудовой славы.
  7. Знаменитые люди, чьи судьбы связаны с Красным Селом: А.Ф.Можайский, А.Ф.Типанов идр.
  8. Знакомство с именами героев, чьими именами названы улицы нашего района (партизан Герман, лётчик Пилютов, Котин)
  9. Мужество в годы Великой Отечественной войны (просмотр слайдов, рассматривание фотографий, боевых наград, чтение литературы, экскурсии по местам боевой славы, походы к памятникам, возложение цветов).
  10. Пометка на карте Красного Села самых интересных объектов, детского сада.
  11. Постановка экспериментов, опытов, не несущих вреда живому.
  1. Лепка: животных, игрушек (народный промысел), домашней утвари, людей разных профессий.
  2. Аппликация:

— изготовление праздничных открыток,

— изготовление панно «Моя семья»,

— изготовление панно «Мой город – Красное Село»

— Портрета «Мой лучший друг», «Моя мама»,

— на тему «Мой любимый детский сад», «Мой город»,

«Моя Родина», «Времена года»,

— раскрашивание символики города Красное Село,

— рисунки схем взаимосвязей между трудом людей различных профессий,

— рисунки моделей различных видов трудовой деятельности.

4. Изготовление подарков мамам, папам, ветеранам, солдатам и др.

5. Составление схемы «Я иду в детский сад» (дорога из дома в детский сад).

6. Изготовление альбомов:

-«Книжка про маму», «Письмо Деду Морозу»

  1. Проведение тематических праздников.
  2. Праздник — День города Красное Село.
  3. Концерты для ветеранов, солдат.
  4. Выезд с выступлениями на предприятии.
  5. Участие в городских конкурсах, мероприятиях (танцы, рисование и др.)

Чтение художественной литературы.

  1. Чтение произведений С.Капутикян, Р.Газматова, В.Драгунского, Ю.Яковлева, Н.Носова,С.Маршака, К.Чуковского, К.Ушинского и др.
  2. Заучивание стихов о доме, семье, природе, городе.
  3. Заучивание пословиц, поговорок.

Взаимодействиё с семьёй.

  1. Семейные посиделки: «День матери», «Путешествие по городу».
  2. Спортивное развлечение «Вместе с папой».
  3. Вечер русских народных игр «Как играли наши бабушки и дедушки».
  4. Проведение викторин на темы:

— «Что? Где? Когда?» (подготовительная группа – родители),

— «Знай и люби свой город» (д/с – школа).

  1. Выставки поделок «Руками детей и их родителей» на разные темы (по этнокалендарю).
  2. Оформление родительского стенда «На что и клад, когда в семье лад» на разные темы:

— праздники, экскурсии с родителями.

7. Привлечь родителей к сбору краеведческого, познавательного материала о Красном Селе, Красносельском районе.

8. Провести семинары – практикумы: «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края»;

9. Проведение консультаций, «круглых столов» на темы:

— роль родителей в воспитании любви к родному краю,

— куда повести малыша в выходной день,

— нужно ли рассказывать детям о своих любимых местах Красного Села, Санкт – Петербурга, России.

На мой взгляд, очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом)

В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.

С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение , местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то ,что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном городе. Детей знакомим с промышленностью, с историей и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение воинской части ребятами старшего дошкольного возраста, где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.

Работа с детьми по ознакомлению с Красным Селом, родным городом, ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства, фотоальбомы экскурсий).

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников выполняется в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Так в детском саду организуются выставки семейных коллекций, изготовляются различные макеты, проводятся совместные праздники, походы выходного дня в памятники природы. Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках, проводимых учреждениями города.

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. – ил. – (Внимание: дети!).
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
  3. Во славу Отечества: (к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): [сборник] / Администрация Красносел. р-на Санкт-Петербурга. Совет ветеранов р-на, Акад. Воен.-ист. Наук (С.-Петерб. Отд-ние); [ ред. – И. Д. Ходанович, проф., акад. Акад. воен.-ист. наук]. – СПб.: Береста, 2005.
  4. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной – М.: Просвещение, 1988.
  5. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л. А, Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  6. Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  7. Истоки русской народной культуры в детском саду. / Авт.-сост. И. Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  8. Крылова Н. М., Иванова В. Т. Детский сад – Дом радости. Научно-методические пособия для специалистов дошкольного и предшкольного образования, воспитателей групп полного и кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, домашнего воспитания ребёнка. /Н. М. Крылова, В. Т. Иванова; Перм. Гос. Пед. Ун-т.- Пермь,2011.
  9. Кутьина Н. Б. Программа «Ребёнок в ХХI веке. Воспитание культурой». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  10. Любимые детские игры (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста) / Сост. Г. Н. Гришина. – М.: ТЦ «Сфера», , 1997. – (Серия «Вместе с детьми»).
  11. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  12. Очерки истории Красного Села и Дудергофа. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. Под редакцией АтапинаС.С.
Смотрите так же:  Как оформить блог в тамблере

Учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему:
Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Тематическое планирование НОД, развлечений, работа с родителями.

Предварительный просмотр:

2.Содержание тематического планирования материала………………. ………………. 4

2.1 Формы реализации плана………………………………………………. 4

2.2 Содержание развивающей предметно- развивающей образовательной среды……. 4

3.Тематическое планирование для детей 5-6 лет…………………………………………..5

4.Тематическое планирование для детей 6-7 лет…………………………………………..8

Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Методическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, дружбе, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, к своей малой родине. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Данное планирование предусматривает реализацию регионального компонента, через знакомство с национально-культурными особенностями Урала (произведениями искусства, художественным словом, фольклором, музыкой); знакомство с бытом и традициями русского народа; с природными и климатическими особенностями Урала, с трудом жителей ; с животным миром и водными ресурсами.

Тема нравственности и патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей, для педагогов. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Кто из нас, педагогов не задавался этими вопросами. Нельзя заставить любить окружающую природу, людей, Родину. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

1.3 Цель — воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан Росси, патриотов своего Отечества.

• формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, друзьям в детском саду;

• формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

• формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;

• воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыкальная деятельность, художественно- эстетическая деятельность.

• воспитание гражданско – патриотических чувств через изучение государственной символики России .

1.4 Принципы планирования .

Планирование построено с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

• принцип тематического планирования материала — предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам : «Моя семья», Моя малая Родина, Россия- Родина моя;

• принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности : иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.;

• принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

• принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

1.5 Предполагаемый результат.

Если в воспитательно- образовательную деятельность с детьми ввести систему мероприятий по расширению знаний об истории родного края, страны, это позволит значительно повысить их познавательную активность, а так же будет способствовать воспитанию патриотических чувств.

2. Содержание тематического планирования материала

Моя семья . Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.

Моя малая родина . Дети получают краеведческие сведения о родном поселке, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, зданий и учреждений поселка, трудовой деятельности людей,. природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.

Россия- Родина моя . В образовательной деятельности этого блока дети получают географические сведения о территории России. Расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу. Гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско – патриотических чувств : любовь. Гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. В образовательной деятельности дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, потешками, праздниками, обрядами, народно – прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

2.1 Формы реализации плана :

— непрерывная образовательная деятельность;

— игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные);

— чтения произведений художественной литературы, фольклора;

— прослушивание и изучение музыкальных произведений;

— работа с родителями;.

2.2 Содержание предметно – развивающей образовательной среды.

Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды.

Оформление в группах зоны гражданско – патриотического воспитания , где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, поселке, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций, фотографий с видами малой родины, родного поселка, столицы, родной страны, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать : название страны в которой живет; общие географические сведения о России; о своей малой родине, государственные символы, о том, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции,

искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д. ;

3. Тематическое планирование .

для детей 5- 6 лет

Блок « Моя семья»

Цель:- формировать знания о своем ближайшем окружении, семье, воспитывать гуманное отношение к своим близким, уточнить представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019