Ты-словечко я-словечко пособие по риторике для старших дошкольников

Ты-словечко, я-словечко, Методические рекомендации для педагогов и родителей по дошкольной риторике общения, Курцева З.И., 2014

Ты-словечко, я-словечко, Методические рекомендации для педагогов и родителей по дошкольной риторике общения, Курцева З.И., 2014.

Данное методическое пособие для педагогов и родителей — составная часть комплекта пособий, реализующих Образовательную программу «Детский сад 2100» и обеспечивающих социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.
В методические рекомендации включены программа дошкольной подготовки по риторике общения детей 6-7(8) лет, тематическое планирование и подробное описание занятий с детьми по пособию «Ты — словечко, я — словечко. ».

Методы, приёмы и организация занятий.
Занятия по риторике проводятся еженедельно в течение 25-30 минут. Группа делится на подгруппы, число детей в которых не должно превышать 12-14 человек.

Важным условием успешного общения является визуальный контакт, поэтому большая часть занятий проводится в игровой комнате. Дети располагаются так, чтобы, общаясь, они видели друг друга. Можно сидеть на стульчиках, на ковре (как сочтут нужным воспитатель и дети).

Наши занятия — это общение педагога с детьми, во время которого дошкольники познают новое в свободной, непринуждённой беседе, в игре. Воспитатель — собеседник детей, который помогает им раскрепоститься, делится своими мыслями, знаниями, прислушивается к мнению детей, советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной речевой ситуации, радуется успехам вместе с детьми, огорчается, если у них что-то пока не получается.

Содержание
Вместо введения
Структура пособия «Ты — словечко, я — словечко. »
Методы, приёмы и организация занятий
Программа дошкольной подготовки по риторике
Примерное планирование занятий по дошкольной риторике
Занятие 1
Тема: Знакомьтесь!
Занятие 2
Тема: Что такое общение?
Занятие 3
Тема: Для чего люди общаются?
Занятие 4
Тема: Общение бывает разным
Занятие 5
Тема: Устное общение.
Занятие 6
Тема: «Говорит она беззвучно. »
Занятие 7
Тема: Письменное общение
Занятие 8
Тема: Зачем быть вежливым?
Занятие 10
Тема: До свидания!
Занятие 11
Тема: Кто? Кому? Зачем? Как?
Занятие 13
Тема: Тихо или громко?
Занятие 16
Тема: Каким тоном?
Занятие 18
Тема: «От улыбки стало всем светлей. »
Занятие 19
Тема: Можно ли общаться без слов?
Занятие 22
Тема: Как обратиться с просьбой?
Занятие 24
Тема: Не забудь извиниться!
Занятие 25
Тема: Алло! Алло!
Занятие 26
Тома: Ты — слушатель
Занятие 27
Тема: Какой ты слушатель?
Занятие 28
Тема: Правила общения
Занятие 30
Тема: Ты — зритель
Занятие 31
Тема: Слово не воробей, вылетит — не поймаешь
Занятие 32
Тема: Человек без друзей, что дерево без корней
Варианты речевой разминки
Дыхательные упражнения
Артикуляционные упражнения
Фонетические упражнения
Дикционные упражнения
Книги, в которых можно найти дополнительный материал для занятий.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Курцева З.И. Ты словечко, я словечко. Риторика для дошкольников. Методические рекомендации.

Автор(ы): З.И. Курцева

Издательство: БАЛАСС

Программа: Образовательная система «ШКОЛА 2100», Образовательная программа «Детский сад 2100»

Аннотация:

Учебник-тетрадь адресована детям старшего дошкольного возраста. Ребенок с помощью взрослого совершит увлекательное путешествие, которое познакомит его с основными правилами общения, с нормами речевого поведения. Главная идея пособия — бережное отношение к слову, с которым мы обращаемся к собеседнику. Красочные иллюстрации и интересные задания (отгадай загадку, ребус, преодолей препятствия, пройди лабиринт, сочини, расскажи, вырежи волшебные знаки и собери картинку и др.) в игровой форме научат ребенка, как извиниться или посочувствовать, как ответить на телефонный звонок, как научиться быть внимательным слушателем, что нужно делать, чтобы речь стала ясной и выразительной, как поступить в той или иной речевой ситуации и др. Допущено Министерством образования и науки РФ.

учебные пособия для дошкольников

Издательство — Детство-Пресс
Цена — 63 руб.
Кол-во — 31

Цена — 63 руб.
Кол-во — 18

Издательство — Кировская областная типография
Цена — 43 руб.
Кол-во — 6

Цена — 43 руб.
Кол-во — 1

Издательство — С-Инфо
Автор — Петерсон Л.Г.
Цена — 269 руб.
Кол-во — 7

Издательство — Ювента
Дата издания — 2014
Автор — Колесникова Е.В.
Цена — 83 руб.
Кол-во — 27

Издательство — Академия развития
Автор — Гаврина С.Е.
Цена — 56 руб.
Кол-во — 1

Автор — Григорьева
Цена — 90 руб.
Кол-во — 1

Издательство — Каро
Автор — Засорина Л.Н.
Цена — 168 руб.
Кол-во — 1

Издательство — АЗБУКА
Автор — Мамаева В.
Цена — 49 руб.
Кол-во — 1

Издательство — АЗБУКА
Автор — Мамаева В.
Цена — 49 руб.
Кол-во — 1

Издательство — Илекса
Дата издания — 2014
Автор — Ершова А.П.
Цена — 92 руб.
Кол-во — 14

Издательство — Сфера
Дата издания — 2012
Автор — Савельева Е.А.
Цена — 105 руб.
Кол-во — 1

Издательство — Проф-Пресс
Цена — 10 руб.
Кол-во — 1

Издательство — Учитель
Автор — Гостева О. П.
Цена — 56 руб.
Кол-во — 1

Издательство — Детство-Пресс
Цена — 40 руб.
Кол-во — 16

Издательство — Баласс
Автор — Курцева З.И.
Цена — 235 руб.
Кол-во — 24

Издательство — Баласс
Автор — Курцева З.И.
Цена — 196 руб.
Кол-во — 11

Издательство — Просвещение
Дата издания — 2014
Цена — 112 руб.
Кол-во — 66

Издательство — Грамотей
Цена — 50 руб.
Кол-во — 4

Информация о ценах, представленная на данном интернет-сайте, носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ.

Детские книги • Дошкольное обучение • Обучение чтению и речи • Ты — словечко, я — словечко

Ты — словечко, я — словечко

Серия: Школа 2100

Учебник-тетрадь по курсу риторики для детей 5-6 лет является начальным звеном непрерывного курса риторики и составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа 2100». Программа курса и описание занятий представлены в методических рекомендациях.

Автор: Курцева З.И.

Формат: 260x200x5 мм

Кол-во страниц: 64

Год издания: 2011

Тип переплета: Мягкий переплет

Учебник-тетрадь может использоваться для занятий с дошкольниками в детских садах, УВК, группах подготовки к школе, а также для индивидуальной работы родителей с детьми.

В Центральном Детском интернет-магазине в каталоге Обучение чтению и речи можно купить Ты — словечко, я — словечко с доставкой почтой по России или доставкой курьером по Екатеринбургу. Также Вы можете забрать товар в нашем офисе в Екатеринбурге по адресу ул. Розы Люксембург, 67б. Чтобы приобрести Ты — словечко, я — словечко, кликните на кнопку «Купить»- и он попадет к Вам в корзину. Мы ответим на все Ваши вопросы по телефону .

Занятие по риторике для детей старшей группы. Тема: «Ты-слушатель»

Наталья Сапожникова
Занятие по риторике для детей старшей группы. Тема: «Ты-слушатель»

Смотрите так же:  Как заключить договор подряда с подрядчиком

Открытое занятие по риторике

Тема: «Ты- слушатель»

— учить детей быть внимательными слушателями (объяснять детям, что общаясь, мы не только говорим, но и слушаем; слушать – значит принимать активное участие в диалоге и стараться понять все то, что нам говорят);

— способствовать расширению словарного запаса, развитию внимания, памяти, мышления, тонкой моторики рук;

— содействовать воспитанию внимательных вежливых слушателей, прививать интерес к чтению художественной литературы;

Оборудование: магнитная доска, пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет «Ты — словечко, я – словечко» (З. И. Курцева, ребус, кукла Буратино, книга «Золотой ключик, или приключения Буратино», ключик, музыкальная запись для физ. минутки, рисунок поговорки.

Начинаем наше занятие с речевой разминки:

1. Речевая разминка.

Дикционные упражнения. Чистоговорка № 1

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Чистоговорка № 2. Разучим новую чистоговорку:

Ты напрасно не спеши!

Лучше четко говори.

-Ребята, кто из вас запомнил и может повторить чистоговорку? А теперь произнесем ее все вместе.

— Ребята, что нужно для того, чтобы запомнить и повторить эту чистоговорку? (нужно быть внимательным и внимательно слушать.)

— Ребята, давайте с вами разберемся и выясним значение таких слов: слышать и слушать.

Слышать – это только воспринимать какие-то звуки.

— Что мы можем слышать?

— А что значит внимательно слушать?

Это не только слышать, но и понимать смысл того, что мы слышим. Стараться понять все, что нам говорят.

— Ребята, если я говорю, то вы что делаете? (слушаете).

Значит вы – слушатели.

— А когда вы говорите, то вы — кто? (говорящие).

Значит каждый из нас может быть как говорящим, так и слушателем.

Для того чтобы быть умным и много знать, нужно быть внимательным слушателем

а) Работа по тетради.

— Открываем свои рабочие тетради на с. 46

Занятие называется «Ты – слушатель» (читает ребенок)

Сегодня мы будем говорить о том, каким должен быть слушатель.

— Ребята, посмотрите на рисунок. В какое время суток наш корабль с Риториком пристал к берегу? Как вы догадались? (Корабль пристал к берегу глубокой ночью, и поэтому остров, на котором мы оказались, стал еще загадочнее и таинственнее.)

Капитан сошел на берег и о чем-то предупреждает нас.

— Как вы думаете, о чем он нас может предупреждать? (Вероятно, он говорит о том, что на незнакомом острове нужно быть очень внимательным; можно потеряться, если не запомнишь или не поймешь, как нужно передвигаться по острову.)

— Ребята, посмотрите на тех, кто стоит на палубе. Все ли внимательно слушают капитана? Как вы это определили? (Нет, не все внимательно слушают капитана. Два пассажира стоят спиной к капитану и не видят, куда он указывает.)

— Ребята, вежливо ли стоять спиной к тому, кто обращается к вам с речью?

-А можно ли перебивать говорящего человека?

-Если вас спрашивают, то нужно стараться поддержать разговор.

— Ребята, посмотрите на тех пассажиров, которые смотрят на капитана. Сравните их позы.

— Как вы думаете, кто слушает с большим вниманием, большей заинтересованностью? (Слушают те, кто немного наклонен вперед, сосредоточенны, ловят каждое слово)

б) Разгадывание ребуса.

— Ребята, чтобы узнать, что у капитана в руке за спиной, мы должны разгадать ребус.

— Как кричит ворона? (Кар) Записываем на доске: «кар».

— Что за предмет изображен рядом с вороной? (Танк). Какие и сколько букв мы должны убрать из этого слова? (Две последние). Что осталось? (Та). Соединим два слога. Что получилось? (кар-та).

— Что же у капитана за спиной? (Карта). Для чего нам понадобится карта? (Карта нам поможет найти дорогу в Подгорное царство. С картой мы не заблудимся).

в) Разгадывание поговорки.

— Ребята, посмотрите, луч прожектора на корабле освещает скалу, на которой изображен рисунок. (изображение на доску) Что нарисовано? Это зашифрованная поговорка-предупреждение. О чем же она нас предупреждает? Попробуем разгадать. (Поговорка звучит так: в одно ухо влетело, в другое – вылетело).

— О ком так говорят: в одно ухо влетело, в другое – вылетело? (Так говорят о том, кто невнимательно слушает, он ничего не запоминает.)

— Ребята, с вами случается такое? Как вы думаете, кому из пассажиров эта поговорка пригодилась бы?

— Сейчас, ребята, мы проверим, какие вы слушатели.

Есть забавная игра.

Слушать нужно детвора!

Буду цифры называть-

Вам команды выполнять.

Можешь двигаться, как хочешь,

Но услышав цифру «три»

На минутку ты замри.

Если слышишь ты «четыре»,

Ноги ставить нужно шире.

Как скажу я цифру «пять»,

Нужно двигаться опять.

Назову я цифру «шесть»

Всем на место быстро сесть. (5, 3, 5, 4, 5, 3, 4, 6)

д) Работа по тетради.

-Ребята, отгадайте загадку:

У отца был мальчик странный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?. (Буратино)

-Да вот и он дружочек. Здравствуй, Буратино.

— Ребята, из какой сказки к нам пришел Буратино? (Из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

-Ребята, сейчас вы будете работать в парах:

-Рассмотрите рисунки в тетради на с. 47. На каком из них Буратино слушает внимательно, а на каком — нет? Как вы это определили? (На первом рисунке Буратино невнимательный слушатель. Папа Карло его только что вырезал из полена. И маленькому деревянному человечку все интересно. Ему совсем не хочется слушать поучения папы Карло. Буратино отвернулся, он смотрит куда-то в сторону, что-то привлекло его внимание. На втором рисунке Буратино очень внимательный. Он смотрит на черепаху Тортилу и слушает внимательно, потому что ему очень важно знать, что делать с волшебным золотым ключиком)

Хотите узнать, что говорит черепаха Тортила Буратино?

— «Безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями, — сказала Тортила, — не горюй, что лиса и кот украли у тебя золотые монеты. Я даю тебе этот ключик. Его обронил на дно пруда человек с бородой такой длины, что он ее засовывал в карман, чтобы она не мешала ему ходить. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне этот ключик.

Но я не помогла ему, я тогда была очень сердита на людей за мою бабушку и моего дедушку, из которых наделали черепаховых гребенок. Бородатый человек много рассказывал про этот ключик, но я все забыла. Помню только, что нужно отворить им какую-то дверь и это принесет счастье».

— Вот этот ключик у нашего Буратино в руке.

— Ребята, так для чего Буратино нужен был золотой ключик? (открыть дверь в новую жизнь, где царит счастье, добро и крепкая дружба). Все, кто хочет узнать больше подробностей о приключениях Буратино и его друзей, читайте вот эту книгу, которую написал Алексей Николаевич Толстой.

е) Дыхательная гимнастика (Давайте сделаем приятное нашему гостю и назовем его имя: Бу-ра-ти-но)

Давайте с вами подведем итог всему сказанному, и скажем, как должен вести себя внимательный слушатель? (Слушать внимательно собеседника и стараться понять все то, что тот говорит, смотреть на него, не отворачиваться, чтобы не пропустить важной информации. Некрасиво перебивать говорящего, а если вас спрашивают, то принимать участие в разговоре).

Смотрите так же:  Пенсия по инвалидности беларусь

— А теперь вы можете раскрасить тот рисунок, где Буратино — внимательный слушатель.

И в завершении нашего занятия послушайте стихотворение, постарайтесь запомнить и повторить, какие овощи хозяйка принесла с базара:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Петрушку и свеклу. Ох!

Проект в старшей группе «Расширение и развитие словарного запаса детей дошкольного возраста» Работа с родителями: Консультация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста». Работа в группе. Знакомство детей с новыми дидактическими.

Программа дополнительного образования детей по дошкольной риторике общения «Ты — словечко, я — словечко…» Программа дополнительного образования детей по дошкольной риторике общения на тему: «Ты – словечко, я – словечко.» Пояснительная запискак.

Рабочая программа по развитию речи на тему:
Авторская программа дополнительного образования «Риторика общения для дошкольников»

Программа дополнительного образования дошкольников социально-коммуникативной направленности. Может быть использована в работе учреждений общего и дополнительного образования детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 «Ромашка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Председатель профкома ______ Г.Н.Данилова

Протокол № 67 от « 02» ноября 2017 г.

Приказ №182 от « 01» ноября 2017 г.

на заседании Педагогического совета

протокол № 1 от «25» октября 2017 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«РИТОРИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

(Разработана к.п.н. Романовой И.В., старшим воспитателем МБДОУ «Детский сад № 20 «Ромашка» на концептуальной основе научно-риторической школы профессора Т.А. Ладыженской)

Возраст дошкольников — для детей от 4 до 7 лет.

Срок реализации Программы — от 1 до 3 лет.

  1. Пояснительная записка…………………………3
  2. Содержание Программы………………………. 7
  3. Учебный план ……………………………………11
  4. Методическое сопровождение …………………12
  5. Организация работы ……………………………13
  6. Методическое обеспечение……………………. 14

Направленность программы – социально- педагогическая. Назначение — создание условий для социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста на основе формирования у него системы базовых нравственных ценностей (представлений ребенка, которые закрепляются через опыт общения со взрослыми и сверстниками) в тесном взаимодействии педагогов и родителей.

Актуальность программы. Свободная, творческая личность, обладающая чувством собственного достоинства и проявляющая уважение к людям, формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте. Вопросы, связанные с нравственным воспитанием и коммуникативным развитием, для педагогической науки всегда были важными, но в течение последних двадцати лет они стоят наиболее остро. Дошкольное образование – это первая ступенька общественной социализации ребенка, где закладываются нравственные ценности и нормы культурного поведения, развивается формирующаяся личность маленького гражданина России [1]. Эффективное коммуникативно-нравственное развитие и воспитание личности граждан России в течение всей жизни может обеспечить система непрерывного риторического образования, которая является неотъемлемой составляющей общей системы образовательного процесса (от предшкольного и до послевузовского включительно) [6]. Вслед за З.И. Курцевой, мы понимаем риторическое образование как многоуровневую теоретико-прагматическую систему, основной целью которой является обучение общению, коммуникативное развитие и нравственное воспитание функционально грамотной личности, способной успешно взаимодействовать и самореализоваться в современном социуме.

Результат развития, воспитания и образования ребенка на этапе дошкольного детства это подготовка к успешному обучению в школе. Целью подготовки к школе является формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. , то есть формирование предпосылок универсальных учебных действий.

Предлагаемая программа призвана дополнить пропедевтический курс риторики, который представлен в комплексной программе «Детский сад 2100» рабочей тетрадью для дошкольников «Ты – словечко, я – словечко…» [7] и обеспечить систематическую целенаправленную работу по обучению детей общению на начальной ступени общего образования.

  1. Развитие социально-коммуникативных умений дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками.
  2. Развитие у детей дошкольного возраста осознанного отношения к оценке речевого поведения с точки зрения нравственных ценностей.
  3. Развитие у дошкольников чувства коммуникативной целесообразности высказывания.
  1. Знакомство детей с несловесными средствами общения (жесты, мимика, телодвижения) и основными коммуникативными целями общения в типовых для ребенка ситуациях общения.
  2. Формирование у детей бережного отношения к слову, понимания того, что слово является средством воздействия на воображение и поведение людей.
  3. Развитие умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, с учетом ситуации общения, адресата, соотношения вербальных и невербальных средств выразительности речи.

Отличительные особенности и адресат дополнительной образовательной программы:

Программа «Риторика до школы» предназначена для детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), посещающих учреждения общего и дополнительного образования. Курс программы состоит из 36 тематических встреч с детьми, вариативен для использования, так как предполагает реализацию:

  • в течение одного года (предшкольная подготовка), что составляет 36 недель, то есть одна тематическая встреча в неделю;
  • в течение двух лет (старшая и подготовительная группа) , ежегодно 36 недель, тематические встречи проводятся через неделю;
  • в течение трех лет – начиная со средней группы, по упрощенному варианту учебно-тематического плана программы первого года обучения начиная со второй половины года.

В старшей и подготовительной группах (по плану первого и второго года обучения соответственно) тематические встречи проводятся через неделю.

Возможные формы проведения тематических встреч с детьми: игра, путешествие, сказка, экскурсия, конкурс, викторина, творческий вечер, концерт, праздник и др.

Возможные формы организации деятельности детей на тематических встречах: групповая; индивидуальная; индивидуально-групповая; работа в парах и т.д.

Планируемые результаты освоения Программы:

Формирование социально-коммуникативных умений развивает способность ребенка к общению, которая проявляется на трех качественных уровнях:

«Я ХОЧУ» потребность и желание вступать в общение с окружающими;

«Я ЗНАЮ» знание норм и правил, которым нужно следовать при общении;

«Я УМЕЮ» умение организовать общение со взрослыми и сверстниками.

К ожидаемым результатам, при соблюдении требований к условиям реализации дополнительной образовательной программы «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ», на завершающем этапе ее реализации можно отнести следующие целевые ориентиры:

  • Ребенок умеет строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств, способен строить конструктивные взаимоотношения с участниками по совместной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
  • Ребенок способен определить степень вежливого поведения, умеет оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения (так вежливо – так невежливо; так говорить можно – так говорить нельзя; так верно выражена мысль – так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь – так плохо звучит речь и т.п.).
  • Ребенок способен ориентироваться в различных ситуациях общения и строить речевое высказывание, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам в разных видах деятельности, старается разрешать конфликты.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет средствами выразительности устной речи: способен владеть своим голосом, понимает, когда нужно говорить громко-тихо, быстро-медленно, с какой интонацией и т.п.
  • Ребенок умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства и реагирует на речь говорящего в общении со взрослыми и сверстниками.

Формы педагогической диагностики.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей . Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. [2].

Смотрите так же:  Нотариус по наследству фрунзенский район

При реализации программы «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ» может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей [2].

Формы оценки индивидуального развития ребенка:

  • наблюдение за проявлениями социально-коммуникативного поведения дошкольника в различных видах деятельности,
  • анализ продуктов детской речевой деятельности (выступления на публике, текстопорождение и словотворчество),
  • анкетирование родителей по вопросам сформированности у ребенка социально-коммуникативной компетентности, которая подразумевает развитие следующих умений:
  1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём.
  2. Умение получать необходимую информацию в общении.
  3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
  4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
  5. Умение спокойно отстаивать своё мнение.
  6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
  7. Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать и т. д.)
  8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.
  9. Умение принимать и оказывать помощь.
  10. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Результаты фиксации освоения Программы. Ожидаемым результатом работы по программе является социально-коммуникативное развитие дошкольника на основе формирования у него системы базовых нравственных ценностей (представлений ребенка, которые закрепляются через опыт общения со взрослыми и сверстниками). Этот процесс достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого ребенка, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Программа «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ» разработана на основе концептуальных положений научно-риторической школы Т.А. Ладыженской [8] , поэтому носит практико-ориентированный характер и предполагает только продуктивные виды детской деятельности.

Возможным итогом работы по программе (то есть внешним результатом деятельности) может быть создание накопительной папки — портфолио дошкольника на тему «По дороге к волшебной стране «Риторика» (в котором хранятся фотографии публичных выступлений; рисунки и поделки; придуманные ребенком и записанные на различные носители тексты сказок и рассказов, чистоговорок и считалок, и пр.).

Подготовительные курсы

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Цель программы:
1.Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
2.Обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования по программе «Школа 2100»

Задачи:
Сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.
Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Устранить разноуровневую подготовку к обучению.
Исключить дублирование школьной программы при подготовке к школе.

Основные принципы работы:
Личностно ориентированные принципы – адаптивности, развития, психологической комфортности, учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста.
Культурно ориентированные принципы – образа мира и целостности содержания образования, смыслового отношения к миру, систематичности, ориентировочной функции знаний, овладения культурой, уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.
Деятельностно ориентированные принципы – обучения деятельности, опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативность.
Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника, определяющих внутреннюю готовность его к школьному обучению: формирование произвольного поведения, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека), мотивационная готовность.

Варианты обучения:
1 раз в неделю (3 занятия по 30 минут)

В МБОУ гимназия № 8 дошкольная подготовка детей 5-7 лет осуществляется по образовательной системе «Школа 2100»
В Образовательной системе «Школа 2100» в качестве ведущей технологии используется проблемно-диалогическое обучение, которая специально адаптирована к возрасту ребенка-дошкольника.
Программа развития и воспитания дошкольников реализована в следующих пособиях по дошкольной подготовке, рекомендованных МО РФ, и методических рекомендациях для педагогов:

1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова . По дороге к азбуке: пособие по развитию речи для детей 4-5 лет (ч.1,2), по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет (ч.3,4).
2. Т.Р.Кислова . По дороге к азбуке: Методические рекомендации к ч. 1-2 и 3-4.
3. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Наши прописи: пособие по подготовке к обучению письму для детей 5-6 лет (ч.1,2).
4. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. Игралочка: математика для дошкольников (ч.1,2).
5. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. Игралочка: Методические рекомендации.
6. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. Раз – степенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч.1,2).
7. З.И.Курцева. Ты – словечко, я – словечко…: Пособие по риторике для детей 5-6 лет/ Под ред. Т.А.Ладыженской.
8. З.И.Курцева. Ты – словечко, я – словечко…:Методические рекомендации.
9. А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова . Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников (ч.1,2,3).
10. А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова . Здравствуй, мир!: Методические рекомендации.
11. О.А.Куревина, Г.Е.Селезнева. Путешествие в прекрасное: Пособие по синтезу искусств для детей 3-6 лет (ч.1,2,3).
12. О.А.Куревина, Г.Е.Селезнева. Путешествие в прекрасное: Методические рекомендации.
13. А.В.Горячев,Н.В.Ключ. Всё по полочкам. Информатика для дошкольников 5-6 лет.
14. А.В.Горячев,Н.В.Ключ. Всё по полочкам: Методические рекомендации.

Дошкольная подготовка будущих первоклассников осуществляется по трём основным курсам.

Курс «Подготовка детей к обучению грамоте» для детей 5-6 летнего возраста. Курс развития речи для дошкольников является начальным звеном непрерывного курса «обучение грамоте — русский язык — чтение и литература», который создается в рамках Образовательной программы «Школа 2100».
Общая цель программы — подготовить в ходе дошкольного обучения функционально-грамотную личность как показатель качественного обучения. Дошкольный курс развития речи призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе по учебникам образовательной программы «Школа 2100».
Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой — предупреждение ошибок в чтении и письме.
Цель курса — всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств. Развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка-носителя языка.

Дети прошедшие данный подготовительный курс, смогут успешно заниматься в первом классе. Одна из главных целей курса:

  • развитие речи с использованием элементов логопедической методики для предупреждения ошибок в произношении, чтении и письме;
  • развитие умений говорения и слушания, обогащение словарного запаса;
  • выработка умения высказывать и обосновывать свои суждения;
  • формирование приемов умственных действий (анализ, сравнение, обобщение, аналогии).

Курс «Математика для дошкольников» 5-6 летнего возраста предназначен для детей обучающихся по методике развивающего типа.
Он представляет собой начальное звено единого непрерывного курса математики 0-9, разрабатываемого в новой модели «Школа 2100…..» (научный руководитель- доктор ф.-м.н., профессор Г.В Дорофеев).
Главной целью дошкольной подготовки является всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019