Требования предъявляемые к научно разработанным социальным проектам

Технология социального проектирования

Главная > Реферат >Социология

Технология социального проектирования

Глава 1. Теоретические основы технологии социального проектирования

1.1 Общенаучные принципы социального проектирования

1.2 Проектное управление социальной сферы

Глава 2. Основы технологии социального проектирования

2.1 Основания выделения разновидности социальных проектов при выборе технологии их разработки и реализации

2.2 Виды технологий социального проектирования

2.3 Алгоритмы разработки социального проекта

2.4 Требования, предъявляемые к научно разработанным социальным проектам

2.5 Характеристика жизненного цикла проекта

Список использованной литературы

Проблема социального проектирования лежит в контексте идей, связанных с определением возможности и меры целенаправленно влиять на характер будущего развития событий и тем самым в определённой степени формировать своё собственное будущее.

Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику.

При этом следует отметить, что социальная сфера, культурная жизнь общества остаются слабо регулируемыми при помощи права, трудно поддающимися управленческому воздействию государства и негосударственных организаций. В этих еще малоосвоенных в организационном отношении областях возникают и новые вопросы, не все из которых могут и должны решаться в рамках менеджмента.

Раньше ценностная природа целенаправленных социальных изменений не осмысливалась в связи с конкретными проектными разработками и технологией проектирования, это была сфера чистой теории. Проектной деятельности была присуща установка на немедленную реализацию проекта. В качестве ведущих факторов успеха рассматривались скорость работ и наличие финансовых, кадровых и материально-вещественных ресурсов.

На наш взгляд, специфика социальной технологии в настоящий момент определяется тем, что она представляет собой алгоритм действий и может быть тиражирована (мультиплицирована), а также использована для решения сходных (похожих) задач и проблем.

Среди основных требований к социальным технологиям должны быть: однозначность выполнения операций и процедур и надежность результатов, безопасность и гибкость внедрения, возможность внесения корректив на каждом из этапов апробации, возможность их мультипликации.

Теоретическая разработка социальной технологии, «красивое» прописывание на бумаге еще не гарантирует ее эффективность в реальной жизни. Для этого требуется ее практическая «обкатка», т. е. реализация в определенных условиях в ограниченные временные сроки. Иначе говоря, проектирование.

Термин «проектирование» происходит от латинского «projectus» – брошенный вперед, специфическая деятельность, «…результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов развития новых процессов или явлений» 1 .

Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть.

Проектирование в социальной сфере – проектирование социальных процессов, явлений, технологий, качеств – всегда направлено на внесение изменений в социальную среду человека. В связи с чем, социальное проектирование – это всегда процесс создания чего-то качественно нового – социальной инновации.

Таким образом, социальное проектирование – это теоретическая и одновременно практическая деятельность по внедрению социальных инноваций.

Исходя из вышеизложенного, актуальность данного исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

1. Необходимостью научного изучения технологий социального проектирования, обоснования и разработки адекватных принципов, форм и механизмов, повышения их эффективности.

2. Объективной потребностью в оптимальных методах разработки стратегий развития для конкретных социальных объектов. К числу важнейших среди них относятся методы проектирования.

3. Необходимостью определения основных факторов, влияющих на эффективность социального проектирования, обоснования его рациональной структуры в новых условиях.

Собственно теоретические основы социального проектирования были проанализированы в работах Н. А. Аитова, Г. А. Антонюка, И. В. Бестужева-Лады, Н. И. Лапина, И. И. Ляхова, А. И. Пригожина, Ж. Т. Тощенко, Н. Г. Харитонова.

Цель исследования – изучить технологию социального проектирования.

Цель исследования предопределила его задачи:

1. Изучить общенаучные принципы социального проектирования.

2. Охарактеризовать проектное управление социальной сферы.

3. Проанализировать виды технологий социального проектирования на основе разновидности социальных проектов.

4. Рассмотреть алгоритмы разработки социального проекта.

5. Определить требования, предъявляемые к научно разработанным социальным проектам.

6. Провести анализ проектной деятельности на основе жизненного цикла проекта.

Объект исследования – социальное проектирование.

Предмет исследования – технология социального проектирования.

Работа состоит из введения, двух глав, поделенных на подглавы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы технологии социального проектирования

1.1 Общенаучные принципы социального проектирования

В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание. Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, характеризуется следующими свойствами 2 :

1) ясность — общепонятность, которая способствует однозначной распознаваемости метода;

2) детерминированность — отсутствие произвола в применении принципов, соответствующих данному методу;

3) направленность — подчиненность определенной цели, задаче;

4) результативность — способность обеспечивать помимо запланированных результатов другие, не менее важные;

5) надежность — способность с большей вероятностью обеспечивать получение исходного результата;

6) экономность — способность давать результат с наименьшими затратами времени и средств.

Принцип, выраженный в практическом действии и теоретическом способе познания, становится методом социального проектирования. Метод, естественно, может быть конкретизирован в различные методики, представляющие собой совокупность приемов преобразования отдельного объекта деятельности.

1.2 Проектное управление социальной сферы

В современных условиях функционирования социальной сферы особое значение приобретает качество управления – «Для становления новой парадигмы управления складываются благоприятные предпосылки в том числе формируется современная социологическая теория, социология управления в частности, которая позволит не только изменить творческий потенциал людей, равный запасам атомного ядра, но и создать инновационные технологии его эффективного выявления и использования» 3

В практике управления социальными процессами все большее распространение получают социальные технологии как способы комплексной, алгоритмизированной деятельности, ориентированные на многоразовое применение в целях достижения заранее определенного результата.

Технологизация управления социальной сферой в целом, системой социальной защиты в частности, подразумевает «массированное проектирование и внедрение новейших социальных технологий» 4 .

Несмотря на сложность и неоднозначность определения понятия «социальная технология», в среде ученых и практиков есть общие моменты в его понимании.

В перевод с греческого «технология» – искусство, мастерство.

В традиционном понимании «технология» – это научное описание способов производства либо документ, регламентирующий и описывающий порядок действий.

Технология – категория процессуальная, она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта 5 .

Построение любой технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры с учетом специфики той области, в которой она будет реализовываться.

В своей работе «Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации» Т. В. Герасимова указывает, что социальные технологии являются средством оптимизации и обеспечения развития общества; могут рассматриваться как проводник теоретических выводов и изысканий в русле решения практических задач; основной целью внедрения социальных технологий является оптимизация социальных процессов – от управления до оказания конкретной социальной услуги 6 .

Таким образом, социальная технология может быть определена как:

1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека;

2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с последующей координацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения;

3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий их воспроизводство в определенных параметрах: качество, свойство, объемы 7 .

Социальные технологии различаются по характеру их новизны. Потребность в новых технологиях возникает тогда, когда существует проблемная ситуация и осознана необходимость в новых действиях. Будучи элементом человеческой культуры, социальные технологии возникают либо эволюционно, исходя из возникшей потребности решить ту или иную проблему, либо создаются искусственно (насаждаются извне).

Социальная технология – способ организации практической деятельности, представляющий собой совокупность приемов, направленных на изменение (преобразование) социального объекта (процесса) и достижение заданного результата 8 .

Технология социальной работы

Организация социальной работы

Специфика социальной работы

Теория социальной работы

Малообеспеченные семьи

Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей.

Социализация инвалида

Социализация инвалида — процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения.

Социальная реабилитация

Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.

Требования, предъявляемые к научно разработанным социальным проектам

Научно разработанным социальным проектам должны быть присущи следующее качества[21]:

1) наличие таких характеристик, которых у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают;

2) параметры, способные обеспечить реализацию социального заказа;

3) характеристики, поддающиеся построению в течение только определенного промежутка времени.

Предполагается, что социальный проект возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать некоторым условиям его разработки: т. е, он должен быть создан на научной основе, быть эффективным с точки зрения реализации, не содержать противоречий, быть предназначен для реализации. Можно также отметить, как необходимые характеристики социального проекта, непротиворечивость его нравственным и общепринятым социальным нормам, однако приписывание этих характеристик в качестве обязательных вносит четкий идеологический элемент в концептуальное определение социального проекта.

Социальный проект, очевидно, имеет структуру знаковых сообщений, поэтому он должен содержать информацию и соответствовать пяти основным принципам:

Смотрите так же:  Договор по техническому обслуживанию и эксплуатации котельной

Информация, содержащаяся в проекте, должна быть необходимой и достаточной.

Количество знаковых сообщений должно быть таким, чтобы их уменьшение было недопустимым.

Требования предъявляемые к научно разработанным социальным проектам

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

План

Основные понятия

Теоретический материал

1. Сущность и виды социального проектирования

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся в УДОД. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я — концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

• социально значимая, имеющая социальный эффект;

• результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;

• задуманная, продуманная и осуществленная подростком;

• в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

• через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса УДОД. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Обратимся к сущности понятия « социальное проектирование ». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А п роект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждении дополнительного образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.

Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в УДОД:

• Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

• Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);

• Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);

• Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

• Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Цель социального проектирования

— привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

— включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

— повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

— формирование социально-личностных компетенций : навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

— закрепление навыков командной работы;

2. Структура социального проектирования

Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.

Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

• социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития — те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а с другой — базой, основой проектирования. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.

3. Технология разработки социального проекта

План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение информации о социальном объекте (познание) — проблематизация информации — преобразование социального объекта.

ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.

ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.

ШАГ №3. Определение целей и задач социального проблема.

ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.

ШАГ №5. Составление детального плана работы.

ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.

ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.

ШАГ №9. Составления бюджета проекта.

ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.

ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.

ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.

Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.

Дальнейшие шаги №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.

ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.

ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.

ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.

ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.

ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.

ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.

ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.

Два последних шага №№20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.

ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.

ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта

4. Основные требования к проекту

1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

— этапы и конкретные сроки их реализации;

— четкие и измеряемые задачи;

— конкретные и измеряемые результаты;

— планы и графики выполнения работ;

Смотрите так же:  Пенсия машинист метро

— конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Требования к оформлению проекта

1. Проект отпечатан, аккуратно оформлен.

2. Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах, принадлежность учреждению/организации, год и место составления.

3. Если проект больше пяти страницу по объёму, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.

4. Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если авторы использовали литературу – в конце приложён библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.

5. Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.

6. Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста – описания проекта.

7. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.

8. Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце проекта.

1. Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы воспитанников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.

3. Реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в местном сообществе.

4. Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников.

5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

5. Типичные ошибки социального проектирования

— отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп учащихся;

— переоценка воспитанниками своих сил и возможностей проектной группы;

— провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны учащихся, то есть доведения до практических результатов;

— отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.

6. Роль педагога дополнительного образования в социальном проектировании

Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.

Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого буфера — не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь. Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую.

Практические занятие

Вопросы для самостоятельной работы:

• Что Вы понимаете под социальным проектированием? Какую роль и значение имеет социальное проектирование в Вашем УДОД?

• Какие виды социального проектирования Вы знаете и какие реализуются в вашем УДОД?

• В чем состоят принципиальные требования к социальному проектированию? Каковы ограничения его использования?

• Проанализируйте опыт создания и реализации социальных проектов в Вашем УДОД. Какие особенности они носили, что положительное и (или) отрицательное получилось в итоге?

• Какие методы применялись в процессе социального проектирования?

• В чем заключалась эффективность социального проектирования в вашем УДОД?

Задания к практическому занятию

• Подготовить словарик с основными понятиями по теме «Социальное проектирование».

• Изучите дидактический материал (см. ниже), ответьте на вопросы анкет.

Дидактический материал к занятию по социальному проектированию

1 .Отметьте по 3-х балльной шкале значимость решения в вашем городе (учреждении) следующих социальных проблем:

Требования предъявляемые к научно разработанным социальным проектам

Требования, предъявляемые к научно разработанным социальным проектам

Научно разработанным социальным проектам должны быть присущи следующее качества Курбатов В.И., Курбатова О.В. социальное проектирование: учебное пособие. / В.И.Курбатов, О.В. Курбатова. — Изд-во Феникс. М.: 2001. — С. 112.:

1) наличие таких характеристик, которых у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают;

2) параметры, способные обеспечить реализацию социального заказа;

3) характеристики, поддающиеся построению в течение только определенного промежутка времени.

Предполагается, что социальный проект возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать некоторым условиям его разработки: т. е, он должен быть создан на научной основе, быть эффективным с точки зрения реализации, не содержать противоречий, быть предназначен для реализации. Можно также отметить, как необходимые характеристики социального проекта, непротиворечивость его нравственным и общепринятым социальным нормам, однако приписывание этих характеристик в качестве обязательных вносит четкий идеологический элемент в концептуальное определение социального проекта.

Социальный проект, очевидно, имеет структуру знаковых сообщений, поэтому он должен содержать информацию и соответствовать пяти основным принципам:

Информация, содержащаяся в проекте, должна быть необходимой и достаточной.

Количество знаковых сообщений должно быть таким, чтобы их уменьшение было недопустимым.

Характеристика жизненного цикла проекта

Как было показано выше технология предполагает определенную последовательность процедур для достижения тех или иных целей (алгоритм).

Жизненный цикл проекта состоит из этапов. Они выделяются по-разному (но исходя из общей задачи — установить контрольные точки работы по проекту). Применительно к социальным проектам мы примем, вслед за В. Луковым, в качестве основных следующие этапы Луков, В.А. Социальное проектирование /В.А.Луков. — Изд-во Флинта. М.: 2007. — С. 164.:

1. Разработка концепции проекта.

2. Оценка жизнеспособности проекта.

3. Планирование проекта.

4. Составление бюджета.

5. Защита проекта.

6. Предварительный контроль.

7. Этап реализации проекта.

8. Коррекция проекта по итогам мониторинга.

9. Завершение работ и ликвидация проекта.

Значительная часть работы, как видим, проводится до фазы реализации проекта.

Ниже представлена краткая характеристика и последовательность шагов в процессе работы над социальным проектом.

1. Разработка концепции проекта

Актуальность проекта определяется тем, насколько значима для общества (сообщества, группы людей или организаций, с ориентацией на потребности которых строится проект) социальная проблема, решению которой призван способствовать наш проект.

В крупных проектах разработчики сталкиваются с целой совокупностью проблем и проблемных ситуаций. Их необходимо по возможности упорядочить. Для этого может использоваться такая процедура, как построение «дерева проблем».

«Дерево проблем». Социальные проблемы в реальности имеют разное значение: одни лежат в основе решения других. Иерархия проблем отражена в «дереве проблем»: корни «дерева» — ключевые проблемы, ствол — субключевые (производные первого порядка), ветви — производные второго, третьего и т.д. порядков. Проблемы последующих порядков не проистекают из проблем предыдущих порядков, а получают возможность разрешения по мере успешного решения предыдущей.

Определив, в чем наш замысел, и установив, на решение какой проблемы направлен наш проект, мы можем сформулировать цель проекта.

Цель есть то, чего мы хотим достичь в ходе реализации проекта.

Формулировка цели должна быть увязана с выявленной социальной проблемой.

Цель должна быть достижима в рамках данного проекта.

Цель должна формулироваться как безусловная.

Цель должна предусматривать итоговый результат.

Задачи проекта. Задачи проекта — конкретные действия, которые предстоит осуществить. Задачи прямо вытекают из цели проекта. Конкретность и обозримость результата реализации — отличительная сторона и главное требование к формулировке задач.

Обоснование проекта. Обоснование проекта характеризует его реализацию в правовом, экономическом, организационном отношениях.

нормативно-правовой статус объекта;

перечень нормативных документов, регулирующих данную сферу деятельности: (международные документы; конституция РФ; федеральные законы; законы субъектов Федерации; федеральные и региональные целевые социальные программы; постановления правительства; инструктивные письма; приказы руководителя социальной организации; уставы социальной организации).

источники финансирования и регулярность поступления средств;

бюджет проекта: 1) расходы единовременные (на реализацию подготовительных мероприятий); 2) расходы регулярные (после ввода объекта в эксплуатацию: зарплата, аренда, коммунальные платежи, налоги, закупка расходных материалов и др.).

Смотрите так же:  Страховка осаго подорожает с апреля

описание помещений (территории);

перечень материально-технического оборудования;

кадры: штатные сотрудники; сотрудники на договорных отношениях; внештатные, привлекаемые сотрудники.

2. Жизнеспособность проекта. Необходимо предусмотреть успех и не допустить провала проекта. Другими словами, установить степень риска.

Чтобы избежать неудач, важно вести постоянный сбор и анализ информации по вопросам, связанным с проектом. Оценивая жизнеспособность проекта, необходимо выяснить особенности социальной среды, в которой планируется его реализовать.

Для корректного решения проблемы необходимо и адекватное её описание. Основная задача такого описания — предъявление проблемы, с одной стороны, как значимой и актуальной, а с другой — демонстрация принципиальной возможности её решения или, по крайней мере, значительного продвижения в её решении с помощью проектных методов и подходов.

Здесь важна демонстрация того, что авторы проекта видят корень, причину (или причины) проблемы, для решения которой он и выполняется, а не только их следствия.

Прогнозы развития ситуации позволяют:

а) оценить значимость тех или иных проблем,

б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов,

в) сформировать «образ желаемого будущего».

Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей.

В группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются:

а) достаточный интеллектуальный уровень,

б) достаточный творческий потенциал,

в) умение и желание работать в команде.

«Аудитория» должна быть вовлечена в процессы разработки и реализации проекта. Это позволит:

а) исключить ошибки в процессе проектирования, выбрать наиболее эффективные методы решения тех или иных задач,

б) максимально задействовать ресурсы «аудитории»,

в) превратить процесс реализации проекта в своего рода общественное движение.

3. Планирование проекта.

Следующий этап работы над проектом составляет его планирование, задача которого — установить перечень и порядок мероприятий по реализации проекта. Здесь концепция соединяется с организационными действиями: отбираются мероприятия в соответствии с задачами, вводится в достижение результата этапность, увязываются работы с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители, определяются объемы финансирования, фиксируются контрольные стадии и конечный результат.

При планировании социального проекта мы предлагаем ориентироваться на правила ресурсов, времени, места

Правило ресурсов. Ресурсы, которые можно не использовать без большого ущерба для достижения цели, не следует использовать.

То, что ресурсы, которые мы можем привлечь для реализации проекта, ограничены, — исходное положение социального проектирования. Очевидно, что при недостатке ресурсов мы будет с этим считаться в планировании мероприятий. Но нередко какой-то из видов ресурсов имеется в избытке и легко доступен. Возникает искушение воспользоваться этим обстоятельством.

Рациональное планирование должно противостоять такому искушению, поскольку привлечение излишних ресурсов деформирует проект и отвлекает усилия от других участков деятельности. Избыток ресурсов может быть оценен на концептуальном уровне, что может повлечь за собой уточнение или даже изменение целей проекта. Но если мы утвердились в целях-ценностях проекта и перешли к планированию, нам надо отказаться от лишнего, даже если это и легко доступные ресурсы.

Правило времени. Если проект выходит за пределы среднесрочного планирования, его целесообразно разделить на несколько последовательно осуществляемых проектов.

В долгосрочных проектах приходится проводить существенную коррекцию проекта на отдаленных по времени этапах. Снизить роль таких корректирующих действий можно, придавая каждому более или менее длительному этапу реализации проекта относительно самостоятельный характер. Рубежный контроль в таком случае приобретает черты заключительного контроля для каждого из выделенных подпроектов.

Правило места Если проект не может быть осуществлен по единому стандарту и подходам на большой территории, то лучше его разделить на локальные проекты, определяя свои стандарты и подходы для каждой группы однородных территорий.

Крупные проекты нередко имеют разные возможности для реализации в зависимости от территории. Это создает проблемы усреднения показателей, которые в этом случае не могут выполнять роль контрольных. Тогда правильнее сформулировать задачи проекта раздельно для однородных территорий, что позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.

Правило последствий. Поскольку всякий проект имеет позитивные и негативные последствия, надо стремиться к уменьшению до минимума негативных и развертывания до максимума позитивных последствий его осуществления.

Понимание того, что негативные последствия социального нововведения неизбежны, важно для ориентации проектных разработок. Продумывание превентивных мероприятий по предупреждению таких последствий составляет одну из задач планирования. При этом наиболее эффективны те превентивные мероприятия, которые опираются на внутренние свойства самого проекта, а не на дополнительные, внешние для него источники и средства. Очевидно, что проект, порождающий некомпенсируемые негативные последствия для людей, лучше не осуществлять.

Самый простой план строится как таблица, в которой строки отражают содержание действий, а столбцы — параметры, важные для организации дела.

План соединяет комплекс деятельности и комплекс ресурсов, а поскольку тот и другой имеют четкое количественное выражение, есть возможность формализовать работу по проекту и применить известные управленческие алгоритмы. Конкретизация плана ведется различными способами, в том числе и переводом его позиций в графическую форму.

4. Составление бюджета.

Ориентиром в том, как вести эту работу, выступят рекомендации по составлению бизнес-планов. Таких рекомендаций много, но технологически они близки.

Бюджет это — основной финансовый документ, финансово-экономическое обоснование проекта. Без данного раздела не может обходиться ни один проект и никто не выделит средств.

Основными свойствами бюджета проекта можно назвать:

— Обоснованность. Важна реальность указанных цен и планируемых расходов.

— Логичность — взаимоувязанность с запланированными мероприятиями и иными действиями

— Соразмерность масштабу проекта

— Создание эффекта социальной и экономической устойчивости

Наиболее удобная форма представления бюджета проекта — табличная.

Этап реализации социального проекта полностью зависит от того, насколько успешно проведены подготовительные работы, т. е. насколько сумели концептуально осмыслить проект, перевести концепцию в планы работ, финансирования и ресурсного обеспечения и оценить жизнеспособность проекта. На этом основании мы готовы представлять свой проект обществу и защищать его.

1. Защита проекта. Особую проблему составляет зашита проекта, финансирование которого предполагает обращение к меценатам (благотворительный проект) и в органы государственной власти, органы местного самоуправления (бюджетный проект). Здесь поддержка во многом зависит от того, насколько удачным оказывается установление личного контакта. Поскольку это очень сложная задача с большой психологической нагрузкой на просителя средств, ему необходимо предпринять защитные меры.

2. Управление проекта. В зависимости от характера и масштабов проекта необходимо избрать структуру управления им на этапе реализации.

Управление проектами может осуществляться разными способами, которые в основном сводятся к трем управленческим структурам: функциональной, матричной и проектному управлению 2 .

3. Контроль за реализацией проекта. Готовность проекта по ресурсам и достижение промежуточных и финальной фазы реализации подтверждается контролем.

В технологии управления проектами принято выделять три вида контроля.

— Предварительный контроль. Такой контроль осуществляется до фактического начала работ. Его назначение — заранее проверить, насколько проект обеспечен материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также в каком состоянии его кадровое обеспечение.

— Текущий контроль. Поскольку проект планируется осуществлять поэтапно, каждый из этапов имеет определенные показатели выполнения. Это позволяет контролировать ход работ, не дожидаясь финальной стадии реализации проекта. Показатели, которые подлежат контролю, характеризуют соответствие проекта его реальному исполнению по срокам, расходам, ресурсам, качеству.

— Заключительный контроль. При завершении работ стоит задача дать интегральную оценку того, что достигнуто при реализации проекта в целом. С этой целью проводится заключительный контроль.

Все выделенные виды контроля находятся внутри проекта: их производят те, кто работает в самом проекте, кто управляет им. Внешние проверки, которые могут осуществлять инвесторы, налоговая служба, прокуратура и т. д., не являются контролем, направленным на обеспечение реализации проекта.

Контроль призван зафиксировать состояние проекта на заранее обозначенных вехах, чтобы, во-первых, убедиться в том, что дело идет, а не стоит, во-вторых, принять корректирующие решения (а они почти всегда неизбежны из-за изменений внешней среды проекта), в-третьих, зафиксировать назревающие проблемы, которые не могли быть должным образом оценены на этапе разработки проекта, и предусмотреть их своевременное разрешение.

4. Коррекция проекта по итогам мониторинга. Мониторинг проекта не представляет собой формы его внутреннего контроля, хотя широко и плодотворно используется в этих целях. Его назначение — фиксация динамических изменений проекта и его среды под влиянием их взаимодействия. Даже в краткосрочных проектах возможны заметные изменения в условиях жизнеобеспечения проекта по сравнению с первоначальными. В среднесрочных и долгосрочных проектах это неизбежно.

Регулярные исследования по однородным параметрам дают динамическую характеристику проекта и его контекста, которая не может быть в полной мере предугадана на стадии разработки. Проект способен порождать по мере своего осуществления непредвиденные обстоятельства, которые сами становятся по отношению к нему внешними факторами. Разумеется, здесь может выявиться и какая-либо неожиданная опасность для общества. Но в такой же мере мы вправе говорить, что проект может порождать и непредвиденные позитивные процессы и явления, которые дают основание для его расширения, развития, структурного усложнения и т. д.

5. Завершение работ. Заключительный контроль позволяет зафиксировать завершение работы по проекту. Эта стадия предусматривает и осмысление реализации проекта.

6. Ликвидация проекта. Пока проект не ликвидирован, он не завершен. Ликвидация проекта — это действия по прекращению всех вытекающих из него прав и обязательств (без их перехода в порядке правопреемства к другим лицам).

108shagov.ru. Все права защищены. 2019