Требования к воздуху санитарно-защитной зоны

Санитарно-защитные зоны промышленных предприятий и проектирование систем приточно-вытяжной вентиляции

И. М. Квашнин, канд. техн. наук, ведущий специалист НПП «Энергомеханика»

Проектирование приточно-вытяжной вентиляции промышленных предприятий связано с их санитарно-защитными зонами.

Устройство этих зон в настоящее время приобретает злободневный характер, особенно в связи с установлением собственности на землю.

Что называется санитарно-защитной зоной, для чего она предназначена и как определить ее размеры – вопросы, не имеющие однозначного ответа.

Проектирование и эксплуатация систем вытяжной вентиляции с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу взаимосвязаны с вопросом установки на них пылегазоочистного оборудования.

Расчет выбросов приведен в монографии [1].

СНиП [2] гласит: «Воздух, выбрасываемый в атмосферу из систем местных отсосов и общеобменной вентиляции производственных помещений, содержащий загрязняющие вредные вещества, следует, как правило, очищать».

Однако оговорка в пункте 7.2 реально сводит это «как правило» на нет: «допускается не предусматривать очистку выбросов пылегазовоздушной смеси… если очистка выбросов не требуется в соответствии с разделом проекта “Охрана атмосферного воздуха от загрязнений”». Аналог этого документа для действующих предприятий – «Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» – разрабатывается через каждые пять лет. В нем устанавливаются нормативы выбросов в атмосферу для предприятия с обязательным согласованием с санитарной (Роспотребнадзор) и экологической (Ростехнадзор) службами.

Существующая система нормирования устанавливает предельно допустимые выбросы (ПДВ) как для каждого отдельного источника загрязнения атмосферы (в том числе вентиляционной трубы, шахты и т. д.), так и для промышленного предприятия в целом.

Величина ПДВ для каждого выбрасываемого загрязняющего вещества измеряется в граммах в секунду (г/с) и тоннах в год (т/год). Она устанавливается исходя из условия, что после рассеивания выбросов должны соблюдаться гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха в приземном слое атмосферы. В настоящее время ими являются максимально разовые предельно допустимые концентрации (ПДКМР), среднесуточные ПДК и ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ).

Таким образом, должно выполняться условие [3]:

где С – расчетная концентрация загрязняющего вещества в приземном слое атмосферы, мг/м 3 .

Для зон отдыха и курортов это условие ужесточается:

Расчет рассеивания выбросов выполняется в соответствии с ОНД-86 [4].

Выполнение основополагающего условия нормирования (1) и величины ПДВ на конкретном источнике опосредовано связаны между собой рядом факторов: высотой источника, условиями выхода газовоздушной смеси (диаметром устья, скоростью, расходом, температурой), скоростью оседания частиц, метеорологическими условиями, рельефом местности.

Оказывают влияние также фоновые концентрации, эффект суммации вредного действия некоторых веществ и взаимное расположение источников.

Следовательно, один и тот же массовый выброс, г/с, в одном и том же источнике (трубе) может быть как больше, так и меньше ПДВ при изменении одного из названных факторов.

Надо понимать, что в устье источника и в факеле выброса выше приземного слоя (Н > 1,5–2,5 м) концентрация загрязняющих веществ может в сотни раз превышать ПДК.

Санитарными нормами Минздрав-соцразвития вводится одно важное допущение: гигиенические нормативы должны быть достигнуты только на границе санитарно-защитной зоны предприятия.

Ни в одном из СанПиН и нормативных документов по охране атмосферного воздуха не говорится об ограничении концентраций загрязняющих веществ на его территории и внутри санитарно-защитной зоны.

Таким образом, на необходимость установки пылегазоочистного оборудования оказывает существенное влияние нормирование санитарно-защитной зоны. Если на ее границе выполняется условие (1), то очистка выбрасываемого воздуха не нужна. В противном случае, в соответствии с расчетом рассеивания, требуется установка пылегазоочистных аппаратов на определенных источниках с определенной минимальной степенью очистки.

Что называется санитарно-защитной зоной, и как определить ее размеры? Казалось бы, простые вопросы, тем более что есть специальный документ – нормативный акт «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» [5], из которого следует, что каждое предприятие, загрязняющее атмосферный воздух и/или оказывающее вредное физическое воздействие на него, должно быть отделено от жилой застройки санитарно-защитной зоной, и чем негативнее воздействие предприятия на среду обитания, тем больше размер СЗЗ.

Нормирование санитарно-защитной зоны имеет давнюю историю. Своеобразный рекорд поставили санитарные нормы СН 245-71 [6], которые действовали в отдельных частях около 30 лет. Затем были СанПиН 1996 года [7], 2000 года [8], 2001 года [9] и, наконец, 2003 года [5]. Рассмотрение ретроспективы их развития позволит понять сложившуюся ситуацию с СЗЗ.

Что называется санитарно-защитной зоной?

В действующем СанПиН [5] определение санитарно-защитной зоны вообще отсутствует, впрочем, как и некоторые другие понятия.

В санитарных нормах СН 245-71 (пункт 2.2), изданных и утвержденных еще Госстроем СССР, дается следующее определение:

«Предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, а также источниками повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений, следует отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами» (выделения И. М. Квашнина). Лишь в третьем примечании (!) к пункту 2.13 отмечено: «Размещение спортивных сооружений, парков, детских учреждений, школ, лечебно-профилактичес-ких и оздоровительных учреждений общего пользования на территории санитарно-защитной зоны не допускается». Получается, что, например, вузы, техникумы, ПТУ и т. д. размещать в санитарно-защитной зоне было можно. Этот документ соответствовал своему времени. После принятия действующей Конституции реформаторы из санитарного ведомства решили привести в соответствие с ней свои правила. В СанПиН 1996 года [7] дается наиболее логичное определение: «Санитарно-защитная зона – территория между границами промплощадки, складов открытого и закрытого хранения материалов и реагентов, предприятий сельского хозяйства, с учетом перспективы их расширения, и селитебной застройки» (выделение И. М. Квашнина).

На наш взгляд, наиболее четкое и правильное определение дано в рекомендациях для Москвы [10]: «Санитарно-защитная зона – это особая функциональная зона, отделяющая предприятие от селитебной зоны либо от иных зон функционального использования территории с нормативно закрепленными повышенными требованиями к качеству окружающей среды».

Для справки по СНиП [11]: «Селитебная территория предназначена для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства СЗЗ, для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования».

Там же приводится понятие производственных территорий. Другими словами, в границах санитарно-защитной зоны не должно быть мест пребывания людей (городского населения), за исключением работающих на промышленных предприятиях, идущих на это осознанно. В противном случае люди, хотя бы периодически, будут дышать загрязненным воздухом и подвергаться вредным физическим воздействиям не подозревая об этом.

В СанПиН 2000 года [8] произошел откат назад. Цитирую: «Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – территория между границами промплощадки и территорией жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта». Селитебную территорию из определения убрали. Территория жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта – это, фактически, часть, но далеко не вся, селитебной зоны.

В последней редакции СанПиН 2003 года [5] в тексте пункта 2.6 речь идет вроде бы о том же: «СЗЗ отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками», но исчезло слово «территория».

Действительно, ниже будет показано, что санитарно-защитная зона как территория вокруг предприятия с источниками вредных воздействий на окружающую среду может и отсутствовать. Установку «специальных информационных знаков» можно понимать как предупреждение: «Граждане! Сюда вы ходить, конечно, можете, но знайте, что это зона таит в себе опасность». На практике с 2003 года этих знаков еще никто не видел.

Другим пунктом (2.26) составители документа вынуждают граждан посещать санитарно-защитную зону, т. к. в ней допускается размещать магазины, супермаркеты (по [5] «объекты торговли»), столовые, кафе, рестораны («объекты общественного питания»), мотели, бани, общественные здания административного назначения. Работники этих заведений фактически приравниваются к работникам промышленных предприятий и могут дышать запыленным и загазованным воздухом. Не запрещается размещение других элементов селитебной зоны: улиц, путей внутригородского сообщения и других мест общего пользования.

Несоответствия между санитарными нормами и требованиями вентиляции

Для помещений производственных зданий имеются гигиенические нормативы – предельно допустимые концентрации воздуха рабочей зоны (ПДКРЗ) [12].

С целью их достижения средствами вентиляции по требованию СНиП [2] должно выполняться условие:

где Сприт – концентрация загрязняющих веществ в приточном воздухе.

Для общественных зданий СНиП [2] ставит более жесткое условие:

Системы приточной механической вентиляции рассчитаны на очистку воздуха только от пыли. От всех остальных загрязняющих веществ очистка производится в редких, исключительных случаях. При естественной вентиляции (аэрации) наружный воздух является приточным.

Следовательно, условия (2) и (3) должны выполняться в точках воздухозабора.

Это особенно актуально для промзданий, которые находятся в самой загрязненной зоне (см. рисунок).

По непонятной причине условий (2) и (3) нет ни в СанПиН [5], ни в СанПиН [13], где специально рассматриваются условия нормирования выбросов, ни в других санитарных и экологических нормах. Поэтому раздел проекта строительства по охране атмосферного воздуха и проект нормативов ПДВ выполняют без учета условий (2) и (3).

Разработчики раздела проекта «Отопление и вентиляция» могут только посмотреть по картам рассеивания расчетную приземную концентрацию по веществам в точке воздухозабора на высоте 2 м от уровня земли. Если воздухозабор находится выше 2 м, то концентрацию определить нельзя, хотя в границах санитарно-защитной зоны она, как правило, будет более высокой. Тем более проектировщик вентиляции не может повлиять на уменьшение расчетной концентрации загрязняющих веществ в точках воздухозабора.

Смотрите так же:  Как красиво оформить дверь своими руками

Технически проверить выполнение условий (2) и (3) не сложно: современные универсальные программы расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) «ЭКОЛОГ», «ПРИЗМА» и др. позволяют определить концентрацию в любой точке местности на любой высоте – надо ее только задать.

Интересно отметить, что условие (2) присутствовало в санитарных нормах 1971 года [6], но на стадии проектирования оно носило декларативный характер, т. к. это не позволял сделать уровень вычислительной техники.

Такими же декларативными становятся условия (2) и (3) СНиП [2], если они ставятся только в рамках выполнения раздела проекта «Отопление и вентиляция».

И наоборот, включение условий (2) и (3) в санитарные нормы приведет к снижению загрязненности атмосферного воздуха на территории предприятия, позволит выполнить условие (1) не на границе нормативной санитарно-защитной зоны, а внутри нее. Это может послужить предпосылкой к уменьшению размеров санитарно-защитной зоны по фактору химического загрязнения.

С другой стороны, это приведет к повышению требований эффективности установок пылегазоочистки и послужит стимулом к внедрению экологически чистых технологий.

1. Квашнин И. М. Промышленные выбросы в атмосферу. Инженерные расчеты и инвентаризация. М.: АВОК-ПРЕСС, 2005.

2. СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и кондиционирование. М.: Госстрой России, 2004.

3. ГОСТ 17.2.3.02-78. Правила установ-ления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. М.: Издательство стандартов, 1979.

4. ОНД 86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Л.: Гидрометиздат, 1987.

5. СанПиН 2.2.1/2.1.1. 1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 апреля 2003 г. № 38.

6. СН 245-71. Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий. М.: Издательство литературы по строительству, 1972.

7. СанПиН 2.2.1/2.1.1. 567-96. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов / Утверждено Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31 октября 1996 г. № 48.

8. СанПиН 2.2.1/2.1.1. 984-00. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов / Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 31 июля 2000 г.

9. СанПиН 2.2.1/2.1.1. 1031-01. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов / Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 17 мая 2001 г.

10. Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий / Научно-исследовательский и проектный институт г. Москвы. М., 1998.

11. СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. М.: Госстрой СССР, 1994.

12. ГН 2.2.5.686-98. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны / Минздрав России. М., 1998.

13. СанПиН 2.1.6.1032-01. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест / Минздрав России. М., 2001.

Письмо 0100/4317-06-32 Об организации санитарно-защитных зон на территории Российской Федерации

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
от 17 апреля 2006 N 0100/4317-06-32

Об организации санитарно-защитных зон на территории Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что сложившаяся ситуация с продолжающимся загрязнением атмосферного воздуха городских поселений и неудовлетворительным решением вопросов по сокращению выбросов химических примесей, снижению физического воздействия на атмосферный воздух продолжает оказывать вредное воздействие на состояние здоровья населения. В связи с этим, в последние годы одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной службы является активизация надзора за организацией санитарно-защитных зон вокруг предприятий, сооружений и иных объектов.

Правовыми основами установления санитарно-защитных зон, в целях охраны здоровья населения являются: Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 12), Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 16); Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 (ст. 88), отдельные положения Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

Требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации, установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». К нормативным документам, обосновывающим размер СЗЗ относятся: СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»; санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»; СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий»; СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях»; гигиенические нормативы ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»; ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

Указанными нормативными документами устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к проектным материалам, обосновывающим достаточность величины санитарно-защитной зоны (СЗЗ) промышленных предприятий и промузлов (группы предприятий), благоустройству и организации территории санитарно-защитных зон и организации контроля за обеспечением безопасных уровней воздействия хозяйствующих субъектов на среду обитания и здоровье населения, требования к ее озеленению и хозяйственному использованию. Размер санитарно-защитной зоны должен обеспечивать снижение загрязнения атмосферного воздуха до уровня не выше предельно допустимых концентраций (ПДК) и уровней физического воздействия (ПДУ) на границе СЗЗ и за ее пределами; отсутствие негативного воздействия объекта на состояние здоровья населения, проживающего за пределами СЗЗ, устанавливаемого современными методами исследований.

Согласно п. 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в предпроектной, проектной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей, в случае необходимости. Проект организации, благоустройства и озеленения представляется одновременно с проектом на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) предприятия.

Однако, несмотря на наличие законодательной и нормативной базы, работа по осуществлению госсанэпиднадзора за организацией санитарно-защитных зон промышленных предприятий, особенно в части переселения из них жителей, на территории Российской Федерации проводится крайне неудовлетворительно, а в отдельных субъектах вообще не проводится.

Анализ информации, полученной от 80-ти территориальных управлений Роспотребнадзора показал, что в Российской Федерации в 2005 году количество предприятий и организаций, имеющих установленную, но не организованную санитарно-защитную зону, составляло 76968, в них проживало 2671421 человек, т.е. около 2% населения страны.

Количество жителей, переселенных из санитарно-защитных зон за последние 10 лет, составило 145443 человека, т.е. 5,4%.

Наибольшее количество населения, переселенного из санитарно-защитных зон, отмечено в Республике Башкортостан — 30 500 человек, в Кемеровской области — 12 569 человек, в Тульской области — 10 970 человек из подлежащих переселению.

Вместе с тем, практически не ведутся работы по переселению жителей из санитарно-защитных зон в Архангельской, Калининградской, Оренбургской, Пензенской областей, Приморском крае, в которых проживает более 100 тысяч человек.

Наибольшее количество населения проживает в санитарно-защитных зонах предприятий Омской области — 359474 человека, Саратовской области — 317014 человек, г. Санкт-Петербурга — 295789 человек, Хабаровского края — 69691 человек, Приморского края — 64759 человек, Ставропольского края — 58739 человек.

В ряде территорий Российской Федерации отсутствуют сведения по количеству населения, проживающего в СЗЗ и переселенного из них (г. Москва, Волгоградская, Мурманская, Магаданская, Ярославская области, Еврейская автономная область).

Анализ жалоб и обращений, поступивших в Федеральную службу, показал, что в 2005 году возросло количество жалоб на проживание в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий (Московская, Сахалинская, Воронежская, Новгородская, Томская, Нижегородская области и ряд других).

Несмотря на крайне неудовлетворительное положение дел с организацией санитарно-защитных зон, меры административного воздействия органами Роспотребнадзора к руководителям предприятий и организаций применяются не в полном объеме.

Так, Территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2005 году подготовлено и передано для рассмотрения в судебные органы только 22 дела о переселении жителей из санитарно-защитных зон, по 12 из них приняты судебные решения (Московская, Владимирская, Ивановская, Калининградская, Вологодская, Пермская области, Красноярский край и Чеченская Республика).

Вместе с тем, в период 2000-2005 годов в судах рассмотрено 119 обращений граждан на проживание в санитарно-защитных зонах (Пермская-45, Липецкая-34, Белгородская-13, Кемеровская обл. — 7 и т.д.).

Не находя решения вопроса о переселении из санитарно-защитных зон, граждане Российской Федерации обращаются в Европейский суд по правам человека в г. Страсбург. Так, за защитой своих прав обратились жители города Череповца Фадеева и другие, проживающие в санитарно-защитной зоне ОАО «Северсталь».

Постановлением от 9 июня 2005 года N 369 Европейский суд по правам человека признал, что в отношении Фадеевой имеют место нарушения ст. 8 Конвенции, т.е. нарушены права заявителя на уважение ее жилища и частной жизни ввиду того, что, по мнению Европейского суда, власти Российской Федерации не предложили заявителю никакого эффективного решения, которое способствовало бы ее переезду из опасного района.

Кроме того, Европейский суд постановил обязать Российскую Федерацию оплатить Фадеевой возмещение морального вреда в сумме 6000 Евро (EUR).

Принимая во внимание изложенное, и в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, недопущения нарушений конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, руководителям Территориальных управлений Роспотребнадзора необходимо принять следующие меры:

— в соответствии с нашим письмом от 12.05.2005 года N 0100/3961-05-27, повторно провести инвентаризацию промышленных объектов, требующих организации санитарно-защитных зон и их учет (срок июль 2006 г);

— потребовать от предприятий разработать проекты организации и благоустройства санитарно-защитных зон и перечень мероприятий по их организации и благоустройству, включая переселение жителей (срок август 2006 г.);

— предъявить требования к предприятиям по организации производственного контроля за качеством атмосферного воздуха по факторам химического и физического воздействия на границе санитарно-защитных зон;

— ужесточить требовательность к руководителям предприятий, сооружений и иных объектов по обеспечению переселения жителей из санитарно-защитных зон, организации, благоустройству, озеленению их территории;

— шире практиковать передачу дел в судебные органы.

— довести до сведения исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей объектов о решении, принятом Европейским судом по правам человека, а также о необходимости прекращения практики заселения жителями территорий санитарно-защитных зон, как это имело место в г. Череповце с гражданкой Фадеевой, получившей квартиру на территории санитарно-защитной зоны ОАО «Северсталь», которая была утверждена в 1965 году;

Смотрите так же:  Приказ о дисциплинарном взыскании учителю школы

Информацию о ходе работ по организации санитарно-защитных зон и переселению жителей прошу представлять 2 раза в год к 15 февраля и 15 июля.

Требования СанПин к Санитарно защитной зоне

В СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, который называется «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», о тех, кому необходимо определить санитарно-защитную зону, написано следующее:

Требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

Документ содержит 8 разделов:
1. Область применения.
2. Общие положения.
3. Проектирование санитарно-защитных зон.
4. Установление размеров санитарно-защитных зон.
5. Режим территории санитарно-защитной зоны.
6.Учет физических факторов воздействия на население при установлении санитарно-защитных зон.
7. Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них.

Оформление проектов санитарно-защитных зон: требования Роспотребнадзора

В середине прошлого года Роспотребнадзор выпустил письмо от 18.06.2015 № 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон» (далее — письмо № 01/6968-15-32). Несмотря на то что данное письмо адресовано прежде всего руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и руководителям научных организаций Роспотребнадзора, оно, несомненно, будет интересно и разработчикам проектов санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ).

Поскольку письмо № 01/6968-15-32 затрагивает многие спорные моменты, с которыми сталкиваются разработчики проектов СЗЗ и эксперты, оно заслуживает особого внимания и будет рассмотрено в рамках настоящей статьи.

Напомним, что в соответствии с п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в ред. от 25.04.2014; далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) ориентировочный размер СЗЗ промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно:

1) расчетная (предварительная) СЗЗ — на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.);

2) установленная (окончательная) СЗЗ — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Относительно содержательной части проекта СЗЗ СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает только следующие требования:

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
3.10. В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:
– размер и границы санитарно-защитной зоны;
– мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
– функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
[…]

Не имея развернутой информации, проектировщики при определении состава проекта СЗЗ, как правило, пользуются Рекомендациями по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий (М.: РЭФИА, 1998; далее — Рекомендации).

Так, согласно приложению 6 к Рекомендациям в состав проекта СЗЗ должны входить разделы, представленные в табл. 1.

В письме № 01/6968-15-32 Роспотребнадзор конкретизирует, какая именно информация должна быть в содержательной части экспертного заключения по результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта СЗЗ. На основании данной информации можно сделать вывод, какие сведения должен содержать проект расчетной (предварительной) СЗЗ.

М.В. Ледвина, главный инженер проектов ООО «Центр санитарно-экологического сопровождения», эксперт ООО «Оборонэкспертиза» по направлениям «Охрана окружающей среды» и «Инженерно-экологические изыскания»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2016.

Санитарно-защитные зоны объектов и предприятий. Размеры зон и классы опасности предприятий

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — территория вокруг объектов и производств, которые оказывают вредное воздействие на среду обитания и здоровье человека.

Размеры СЗЗ определяются нормативным документом «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Введение СЗЗ направлено на уменьшение вредного воздействия загрязнений объектов и производств на атмосферный воздух до гигиенически установленных норм.

По сути, СЗЗ являются защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Это зона разрыва между промышленными предприятиями и ближайшими жилыми и общественными зданиями для уменьшения шума, пыли, газообразных и других вредных выбросов, содержащих промышленные яды.

Ширина СЗЗ устанавливается из такого расчёта, чтобы выбросы от промышленных предприятий за пределами этой СЗЗ не превышали предельно-допустимых уровней концентраций (ПДК).

В зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу выбросов, совершенства технологических процессов, наличия очистных сооружений все промышленные предприятия подразделяют на 5 классов с соответствующей каждому классу размером СЗЗ.

Для промышленных предприятий с замкнутым производственным циклом, не производящих выбросов в атмосферу, размер СЗЗ определяется с учётом возможной аварийной ситуации.

В отдельных случаях (например, при расположении жилых районов с подветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям), по требованию органов санитарно-эпидемиологической службы, размер СЗЗ может быть увеличен.

Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) может составлять от 50 до 1000 м. Он устанавливается в зависимости от того, к какому классу принадлежит предприятие.

Все предприятия, по действующему законодательству, разделяются на 5 классов опасности, в зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу промышленных выбросов, совершенства технологических процессов на предприятии, наличия очистных сооружений.

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) определяются, соответственно, классом опасности предприятия.

Признаки определения класса опасности установлены ГОСТ 12.1.007-76 и приведены в таблице ниже:

Класс опасности отхода для окружающей природной среды

Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды

По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности, представленные в таблице.

Класс опасности

Степень опасности

чрезвычайно опасные вещества

умеренно опасные вещества

Ориентировочные размеры СЗЗ для предприятий всех классов опасности

  • промышленные объекты и производства первого класса — 1000 м
  • промышленные объекты и производства второго класса — 500 м
  • промышленные объекты и производства третьего класса — 300 м
  • промышленные объекты и производства четвертого класса — 100 м
  • промышленные объекты и производства пятого класса — 50 м

С классификацией предприятий, сооружений и иных объектов и их СЗЗ можно ознакомиться здесь.

СЗЗ относится к разряду специальных территорий с особым режимом использования.

В СЗЗ не допускается размещать

  • жилую застройку, включая отдельные жилые дома,
  • ландшафтно-рекреационные зоны,
  • зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха,
  • территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огороднических участков,
  • другие территории: спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

В границах СЗЗ промышленного объекта или производства здания и сооружения допускается размещение

объектов для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства):

  1. нежилые помещения для дежурного аварийного персонала,
  2. помещения для пребывания работающих по вахтовому иетоду(не более двух недель),
  3. здания управления, конструкторские бюро,
  4. здания административного назначения,
  5. научно-исследовательские лаборатории,
  6. поликлиники, спортив¬но-оздоровительные сооружения закрытого типа,
  7. бани, прачечные,
  8. объекты торговли и общественного питания,
  9. мотели, гостиницы, гаражи,
  10. площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта,
  11. пожарные депо, местные и транзитные коммуникации,
  12. ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы,
  13. артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные на¬сосные станции, сооружения оборотного водоснабжения,
  14. автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

Границы территорий, имеющих СЗЗ, обозначаются на местности специальными информационными знаками (размер зон) или отражаются в проектах.

При использовании территорий, на которых присутствуют СЗЗ, в государственный кадастр недвижимости таких территорий в обязательном порядке вносятся сведения о таких зонах:

  1. Индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и т.п.).
  2. Описание местоположения таких зон.
  3. Наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении СЗЗ.
  4. Реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких СЗЗ и источники официального опубликования этих решений.
  5. Содержание ограничений использования объектов и производств в пределах СЗЗ.
  6. В кадастровых картах (паспортах) всех видов, в государственном лесном реестре, в государственном водном реестре СЗЗ также вносятся в обязательном порядке: указываются их границы, СЗЗ (или их части). СЗЗ могут быть объектами землеустройства.

СЗЗ отражаются в материалах градостроительной деятельности:

  1. В картах, содержащихся в схемах территориального планирования и генеральных планах. На картах градостроительного зонирования и в составе градостроительных регламентов в ПЗЗ (Правилах землепользования и застройки), мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
  2. В материалах по обоснованию проекта планировки территории и на чертежах межевания территории.
  3. Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, относящиеся к объектам I-III классов опасности, предприятия, являющиеся источниками воздействия на атмосферный воздух, но для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает размеры СЗЗ.

Установленные проектом границы санитарно-защитной зоны согласовываются в органах Роспотребнадзора.

Согласованные границы санитарно-защитной зоны утверждаются в качестве линий градостроительного регулирования территории.

Обоснования размера (сокращения, благоустройства и озеленения) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) включает в себя все необходимые расчеты и натурные замеры (атмосферный воздух, шум), которые позволяют обосновать необходимый размер (СЗЗ) для данного предприятия.

Для сокращения размеров санитарно-защитной зоны предприятия необходимо провести замеры факторов окружающей среды на границе предполагаемой (СЗЗ) неоднократно (для действующих предприятий) в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Границей санитарно-защитной зоны является линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.

Новые требования к установлению санитарно-защитных зон [статья]

В статье много просто скопировано с ПП222.
Очень много лишней информации.
Есть очень грубая ошибка — ПП 222 никак не упоминает СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03
Далее видна крайняя не компетентность автора статьи!!

Смотрите так же:  Доверенность для получения омс

То есть автор не как даже не общался разработчиками проектов СЗЗ. А сам имеет поверхностные представления.

думаю, что не все.
Из постановления 222: п.2. Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ ,обязаны провести.

Из правил установления СЗЗ: п.1 абзац 2. СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов хим., физ. и (или) биологического воздействия, превышающего сар.-эпид. требования.

Сан.-эпид. требования устанавливает СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» п.1.2 абзац 2. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

Поэтому делаете замеры на границе вашей СЗЗ и, если концентрация загрязняющих веществ ниже 0.1ПДК, то спите спокойно.

Однако, согласно п.11 правил установления СЗЗ любой может сделать замеры, написать заявление и залезть в вашу СЗЗ (построить там чего-нибудь, очень любят дома и жилые застройки), и попробуй их оттуда потом выгони. И не остановит из даже п.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (это, конечно, для определенных производств).

Вот и думай, вроде как и можно отвертеться от 222 постановления, а нужно ли? Ведь после прохождения всех кругов ада на публичной кадастровой карте появится «образ» вашей СЗЗ и уже никто на нее претендовать не будет.

Таково мое мнение, критикуйте

Дословно 11. В целях изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, прекращения существования санитарно-защитной зоны при отсутствии соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.

1. Как минимум правообладателя должны уведомить об изменении, это же и изменения в градостроительной документации.

Заявление то подать можно куда угодно, важно решение.

У нас такая ситуация — был объект и у него была установленная СЗЗ 300 м. Рядом начали строится дома, «собственник» СЗЗ «продал» застройщику размер СЗЗ, сократив его до 30 м. Вопрос — пока дома не построили можно ли обратно увеличить размер СЗЗ другому собственнику, который купил этот объект? Грубо говоря новый собственник заявляет, что у него превышения нормативов на границе в 30 м.

Чтобы сократить размер СЗЗ нужно сделать проект о сокращении СЗЗ (согласовать его в центр гигиены и эпидемиологии и потребнадзоре), далее провести 30/50 замеров в контрольных точках в течение года. Затем подать заявление с протоколами на окончательное установление границ СЗЗ в потребнадзор.

Здесь два варианта. Границы СЗЗ можно установить от границы участка и от источника выбросов. Если у вас СЗЗ было установлено от границ участка (т.е. принадлежащего вам по праву собственности), то территория СЗЗ (300 м) вам не должна принадлежать и вроде как продать ее нельзя. Если же от источников выбросов, тогда (проведя все вышеописанные мероприятия по сокращению СЗЗ) вполне возможно, при условии, что граница СЗЗ остается внутри участка, который находится в собственности. И кусок участка за пределами установленной СЗЗ можно продать. Опять-таки я так думаю.

«И в итоге ПДК или 0,1 ПДК?» — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 говорит, что 0.1 ПДК, по всей видимости, так оно и есть.

С такой ситуацией не сталкивался. Однако, если у вас есть заключения на расчетную СЗЗ, то впереди вас должны ждать натурные замеры (для ее подтверждения), и результаты замеров могут не совпасть с расчетными и тогда Роспотребнадзор должен отменить свое решение о сокращении СЗЗ, нет?

На сайте с математическим названием появилась ссылка на проект О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.____-18 «Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Ссылка не открылась, но файл там прикреплен, можно посмотреть. Все оказывается не так страшно для 3-5 классов.
3.3. Проект санитарно-защитной зоны включает:
– пояснительную записку с описанием градостроительной ситуации (находящихся в непосредственной близости объектов, зданий, сооружений), технологического процесса, перечня контролируемых показателей и веществ, режима работы объекта;
– карту (план) объекта землеустройства (на бумажном и электронном носителях), оформленную в отношении границ санитарно-защитной зоны объекта, или группы объектов в установленном порядке ;
– расчеты рассеивания химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух;
– расчеты (оценку) биологического воздействия на почву в случае проекта санитарно-защитной зоны для скотомогильника(ов);
оценку риска для здоровья населения в отношении объектов I-II классов опасности и групп объектов, в состав которых входят объекты I и(или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, выполненную аккредитованными в установленном порядке организациями, экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

.
5.2. В случае если границы санитарно-защитной зоны объектов, относящихся к III-V классам опасности, совпадают с приведенными в главе IX настоящих санитарных правил ориентировочными размерами, то границы санитарно-защитной зоны таких объектов устанавливаются решением территориального органа Роспотребнадзора на основании заявления субъекта хозяйственной деятельности. Проект санитарно-защитной зоны для такого объекта разрабатывается без проведения расчетов рассеивания химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух. К такому заявлению прикладывается карта (план) объекта землеустройства (на бумажном и электронном носителях), оформленная в отношении границ санитарно-защитной зоны объекта в установленном порядке. Требование обязательного предоставления иных документов или согласований не допускается.
5.3. Для объектов III-V классов опасности при невозможности соблюдения приведенных в главе IX настоящих санитарных правил ориентировочных размеров санитарно-защитной зоны обоснованием размеров санитарно-защитной зоны являются расчеты ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух.
Установление (изменение) границы санитарно-защитной зоны в отношении объектов III — V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III — V класса опасности, осуществляется в установленном порядке при условии подтверждения расчетами соблюдения санитарно-эпидемиологических требований (гигиенических нормативов) за пределами границ санитарно-защитной зоны.

0,1 ПДК ушло, т.е. получается осталось ПДК, тогда будет больше предприятий, которым не нужна СЗЗ.
Т.е. по факту для 3-5 классов получается пояснительная записка с протоколами, видимо, карта и все, вуаля.

.
5.2. В случае если границы санитарно-защитной зоны объектов, относящихся к III-V классам опасности, совпадают с приведенными в главе IX настоящих санитарных правил ориентировочными размерами, то границы санитарно-защитной зоны таких объектов устанавливаются решением территориального органа Роспотребнадзора на основании заявления субъекта хозяйственной деятельности. Проект санитарно-защитной зоны для такого объекта разрабатывается без проведения расчетов рассеивания химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух. К такому заявлению прикладывается карта (план) объекта землеустройства (на бумажном и электронном носителях), оформленная в отношении границ санитарно-защитной зоны объекта в установленном порядке. Требование обязательного предоставления иных документов или согласований не допускается.
5.3. Для объектов III-V классов опасности при невозможности соблюдения приведенных в главе IX настоящих санитарных правил ориентировочных размеров санитарно-защитной зоны обоснованием размеров санитарно-защитной зоны являются расчеты ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух.
Установление (изменение) границы санитарно-защитной зоны в отношении объектов III — V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III — V класса опасности, осуществляется в установленном порядке при условии подтверждения расчетами соблюдения санитарно-эпидемиологических требований (гигиенических нормативов) за пределами границ санитарно-защитной зоны.

0,1 ПДК ушло, т.е. получается осталось ПДК, тогда будет больше предприятий, которым не нужна СЗЗ.
Т.е. по факту для 3-5 классов получается пояснительная записка с протоколами, видимо, карта и все, вуаля.

Ну да, только это в случае, если границы санитарно-защитной зоны объектов, относящихся к III-V классам опасности, совпадают с приведенными в главе IX настоящих санитарных правил ориентировочными размерами
И при условии выполнения пункта 8 нового СанПиНа.

И еще здесь, на мой взгляд, непонятка:
8.2. В санитарно-защитной зоне объектов других отраслей промышленности не допускается размещать объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды (за исключением сооружений, предназначенных для обеспечения деятельности самого объекта).

а в 2.2. Объекты отделяются санитарно-защитными зонами от земельных участков, используемых в целях:
а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства;
б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

А если не приведет к нарушению, то можно? Тогда зачем нужен п.8?

108shagov.ru. Все права защищены. 2019