Требования к валютным контрактам

Новый порядок возврата займов: нужно возвращать деньги от нерезидентов

С 14 апреля вступают в силу новые требования к валютным операциям и станет больше поводов для штрафов. Изменения касаются тех, кто сам является резидентом и дает в долг нерезидентам.

Теперь всем нужно указывать в договоре срок возврата займа. А если деньги не возвращают вовремя, могут оштрафовать того, кто дал в долг (но не всех).

С 14 мая появятся новые штрафы для должностных лиц. Директор компании, которая работает с нерезидентами, может потерять до 30 тысяч рублей из-за одного нарушения. Уже сейчас штрафы для компании или ИП составляют до 100% от суммы займа. Обычных людей штрафы не касаются, но срок все равно надо указать.

Что такое репатриация?

Репатриация средств — это возврат денег из других государств в Россию. Под разными законными и незаконными предлогами деньги граждан РФ иногда выводятся за границу. А назад по каким-то причинам не возвращаются. Государство не всегда могло это проконтролировать. Например, за внешнеторговыми сделками банки следили по паспортам сделки, но были нюансы, из-за которых не получалось полноценно контролировать договоры займа с нерезидентами.

Государство беспокоится о репатриации и вводит требования, которые заставят возвращать выведенный капитал.

Как было раньше?

Есть закон о валютном регулировании и контроле. Если какая-то компания заключает внешнеторговый контракт, то вести расчеты она будет по правилам, которые установил закон.

Например, все валютные контракты подлежат учету — раньше для них оформляли паспорт сделки, а с 1 марта контракты от 3 млн рублей для импорта и кредитов и от 6 млн рублей для экспорта ставят на учет (сумма должна быть равна или эквивалентна в любой валюте). По валютным контрактам важно соблюдать сроки поставок и расчетов. За этим следит отдел валютного контроля банка.

Раньше контроль сроков возврата денег касался только внешнеторговых сделок, когда предметом договора является поставка товара или оказание услуг. За нарушения срока расчетов за товары и услуги могли оштрафовать.

Но сроки по договорам займа с нерезидентами банк не контролировал, а за их нарушение не штрафовали.

Новые требования по договорам займа с нерезидентами

С 14 апреля 2018 года появилось новое требование по репатриации средств, которые перечислены нерезидентам. Вот главное:

  1. В договоре займа с нерезидентом обязательно должен быть указан срок возврата. Если срока нет, банк не примет договор на обслуживание и не проведет операцию.
  2. Заемщик-нерезидент должен вернуть деньги в установленный срок. Теперь банки будут это проверять. Если деньги не вернутся в срок, банк об этом узнает и должен будет сообщить в ЦБ .
  3. Валюта договора займа значения не имеет. Вы можете дать в долг в долларах или рублях.

Какие будут штрафы

За нарушение валютного законодательства штрафуют по ст. 15.25 КоАП. Пока в эту статью просто добавили нарушение сроков возврата денег по договору займа. Эта норма уже работает.

Если кто-то дал в долг нерезиденту, а тот не вернул деньги вовремя, заимодавцу могут начислить такие варианты штрафов:

  1. 1/150 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.
  2. От ¾ до одного размера незачисленной суммы.

Штраф может быть один, а могут применить оба сразу. Штрафы выписывает не банк. Он не имеет отношения к санкциям для клиентов и в свою пользу ничего не получает. Обязанность банка — проконтролировать, как клиент выполняет требования закона, и помочь ему правильно оформить документы.

С 14 мая 2018 года появится штраф для должностных лиц компаний, которые нарушили валютное законодательство: минимум 20 тысяч рублей. До мая за нарушения правил репатриации выручки и займов их не штрафуют. Но штрафы для ИП и компаний есть уже сейчас.

Для обычных граждан штрафов за нарушение сроков возврата займа не будет ни сейчас, ни в мае. Но им тоже нужно указывать срок в договоре, иначе банк не одобрит платеж.

Когда не нужно возвращать деньги в уполномоченный банк

Для репатриации средств по договору займа есть исключения, когда возвращать деньги в уполномоченный банк необязательно.

Список таких исключений был и раньше, но теперь он действует для договоров займа и его расширили. Например, сначала вы дали в долг нерезиденту, а потом он дал вам в долг и перевел деньги на счет в уполномоченном банке. У вас появились встречные обязательства, вы их зачли друг другу — и, хотя формально ваш заем не возвращен, нарушения нет.

Если оформлена и получена страховка от невозврата денег по договору займа, претензий к резиденту тоже не будет.

Если договор займа уже действует

Требования о возврате долгов нужно соблюдать только по новым договорам займа с нерезидентами — по тем, которые будут заключены с 14 апреля.

Для уже действующих договоров новые требования не работают. Если вы полгода назад заключали договор займа, не указывали там срок и вам не возвращают долг, штрафов не будет.

Но если изменятся существенные условия этого договора, придется указывать и соблюдать сроки возврата. Сумма договора займа — это существенное условие. А порядок и срок возврата денег — нет.

Аналитические обзоры

Валютный контроль: новые правила взаимодействия с банками

VEGAS LEX_Валютный контроль_новые правила взаимодействия с банками_11.2017

В ноябре 2017 года были опубликованы два нормативных акта, существенно корректирующие механизм банковского валютного контроля. Первый из них — инструкция Банка России № 181-И, которой необходимо будет руководствоваться с 01.01.2018 для учета и предоставления отчетности по валютным операциям[1] (далее — Инструкция № 181-И). Инструкция призвана смягчить валютный контроль за счет снижения нагрузки на резидентов. Второй акт, напротив, направлен на усиление валютного контроля. Это Федеральный закон № 325-ФЗ, который после вступления в силу с 14.05.2018 позволит банкам реагировать на любые нарушения валютного законодательства, а также дифференцирует административную ответственность в этой сфере[2].

Основные изменения в отчётности

Наиболее заметное нововведение заключается в том, что с 01.01.2018 не придется оформлять паспорт сделки. Вместо этого банки будут ставить контракты на учет. Но по сути это лишь формальное изменение. Валютный контроль не исчезнет, лишь по-новому будут оформляться документы отчетности: фиксировать необходимую для учета информацию будет не резидент, а банк.

Для этого в банк достаточно будет предоставить контракт (или выписку из него) и другую информацию, необходимую для оформления ведомости внутреннего контроля. Экспортный контракт на учет можно будет поставить на основании одних лишь сведений о нем, но позднее представить в банк сам документ всё равно придется.

С 2018 года также не понадобится оформлять и предоставлять в банк справку о валютных операциях. В качестве единой формы учета и отчетности по валютным операциям резидента будет использоваться только справка о подтверждающих документах, которая предусмотрена и действующим регулированием; изменится лишь её форма.

Более значительное и ожидаемое новшество — повышение порога обязательства в валюте, после которого необходимо ставить контракт на учет. Порог увеличится только для экспортных сделок и составит 6 млн рублей, что на текущий момент в эквиваленте примерно вдвое превышает порог, по достижении которого необходимо оформлять паспорт сделки (эквивалент 50 тыс. долл. США).

По импортным контрактам и кредитным договорам порог останется примерно таким же — 3 млн рублей, что по текущему курсу эквивалентно почти 50 тыс. долл. США.

Изменения коснутся также сделок, валютный контроль по которым будет проводиться в упрощенном порядке — без необходимости предоставлять в банк документы, связанные с проведением операции. Согласно Инструкции № 181-И к таким сделкам будут относиться заключенные между резидентами и нерезидентами договоры, сумма обязательств по которым не превышает 200 тыс. руб., что по текущему курсу в три раза больше, чем действующий в настоящее время порог в 1 тыс. долларов США. По таким сделкам при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента или списании иностранной валюты с расчетного счета в банк достаточно будет предоставить только сведения о коде вида операции.

Инструкция № 181-И уменьшит количество оснований для привлечения резидента к административной ответственности. Так как с 01.01.2018 процедуру учета начнут оформлять банки, резиденту нужно будет только своевременно предоставить все необходимые документы. Негативные последствия, связанные с ошибками, которые допускались при оформлении паспортов сделок, уже не наступят.

Повышение порогов обязательств по сделкам, которые будут контролироваться в упрощенном порядке, позволит сэкономить время и деньги по гораздо большему количеству операций, чем сейчас.

Кроме того, можно будет быстрее пройти формальные процедуры, связанные с постановкой на учет сделок. По действующим правилам банк принимает на обслуживание и оформляет паспорт сделки в течение трех дней. Согласно Инструкции № 181-И банк обязан будет постановить сделку на учет не позднее следующего рабочего дня после того, как резидент предоставил необходимые для этого документы.

Всё это должно повысить оперативность внешнеэкономической деятельности резидентов.

Инструкция № 181-И не предусматривает оснований, по которым банк может отказать в постановке контракта на учет. Если резидент предоставил все необходимые для этого документы, банк обязан зарегистрировать сделку и оформить ведомость внутреннего контроля.

Это не значит, что банки утратят способность противодействовать незаконным валютным операциям. Сейчас, если резидент предоставил достоверные документы, банк может отказать в проведении валютной операции, только если у него возникнут подозрения, что операция совершается в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма[3].

Но уже с 14.05.2018 Закон № 325-ФЗ предоставит банкам полномочия блокировать валютную операцию, если она нарушает положения любого из актов валютного регулирования. Также банк откажет в валютной операции, если ему предоставят документы, несоответствующие требованиям законодательства.

В качестве одного из таких требований Закон № 325-ФЗ устанавливает, что договоры, заключенные в ходе внешнеторговой деятельности между резидентом и нерезидентом, с 14.05.2018 обязательно должны предусматривать сроки исполнения сторонами обязательств. Несоблюдение этого требования будет свидетельствовать о том, что внешнеторговая сделка окажется незаключенной[4].

Помимо этого, Закон № 325-ФЗ внесет в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения, которые позволят привлекать к административной ответственности должностных лиц за незаконные валютные операции и нарушение порядка репатриации денежных средств. Размер административного штрафа для них составит от 20 тыс. до 30 тыс. рублей. Повторное нарушение валютных требований будет грозить должностному лицу дисквалификацией[5].

Паспорта сделок, которые клиенты не успеют закрыть до 01.01.2018, автоматически закроются без отметки банка об их закрытии, а соответствующие контракты будут поставлены на учет согласно Инструкции № 181-И.

То же самое произойдет с контрактом, по которому банк по состоянию на 01.01.2018 не успеет принять решение об оформлении паспорта сделки: такой контракт поставят на учет по новым правилам на основании уже полученных документов и резиденту не понадобится обращаться в банк повторно.

Непроверенные на 01.01.2018 справки о подтверждающих документах и приложенные к ним материалы не будут возвращаться, если их окажется достаточно для принятия банком в соответствии с новыми правилами.

Таким образом, с 01.01.2018 Инструкция № 181-И будет применяться ко всем сделкам и валютным операциям.

[1] Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» // «Вестник Банка России», № 96-97, 16.11.2017.

[2] Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № 325-ФЗ).

[3] См. абзац четвертый ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в редакции, действующей до 01.01.2018, а также п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

[4] См. п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации.

[5] См. ч. 1, 4, 4.1, 5 и 5.1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Закона № 325-ФЗ.

Часто задаваемые вопросы

Основные требования по валютному контролю указаны в Федеральном законе №173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле». Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования:

  • Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»;
  • Инструкция Банка России от 30.03.2004 № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации».

О последних законодательных изменениях вы можете узнать здесь.

Если не получается связаться с валютным контролером по телефону, вы можете отправить заявку для обратной связи на адрес:

Смотрите так же:  Приказ госстандарта рф 476 от 26.11.2001

чтобы валютный контролер смог связаться с вами.

В заявке необходимо указать: наименование вашей организации, дополнительный офис, в котором обслуживается ваша организация, ФИО валютного контролера (если вы знаете), с которым хотите связаться, контактное лицо и контактный телефон и/или e-mail.

При обнаружении неисправности обратитесь в службу технической поддержки систем «Альфа-Бизнес Онлайн», «Альфа-Клиент Онлайн» по телефону:
8 800 100 77 33 (для регионов России, звонок бесплатный),
8 495 755 58 58 (для Москвы).

Также вы можете направить сообщение с вопросом о работе или неисправности соответствующей системы (и приложить принтскрин ошибки) на электронный адрес поддержки клиентов по каналам дистанционного банковского обслуживания:
[email protected] — по работе Альфа-Бизнес Онлайн,
[email protected] — по работе Альфа-Клиент Онлайн.

Код вида операции — это код, состоящий из 5 цифр, и предшествующий ему признак проведения валютной операций, обозначающийся латинскими буквами VO (при указании в расчетном документе по операции), который соответствует наименованию вида операции, указанному в приложении 1 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением операций.

В каких случаях указывать код вида операции и как определить нужный код, рассказываем здесь.

Требования к документам, связанным с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, представляемым резидентами для проведения валютной операции, определены в части 5 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и заключаются в следующем:

Документы (проекты документов), связанные с проведением валютных операций могут представляться в Альфа-Банк в электронном виде или на бумажном носителе (в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии). Если к проведению валютной операции имеет отношение только часть документа, может быть представлена надлежащим образом заверенная выписка из него.

Надлежащим образом заверенным документом является документ (проект документа, выписка из документа), который представлен в читаемом (без затруднений) виде и заверен:

  • подписью лица, наделенного правом подписи, заявленной в карточке с образцами подписей и оттиска печати данного клиента,
  • либо иным сотрудником, наделенным клиентом таким правом, в том числе на основании распорядительного акта, доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и оттиском печати (при наличии), образец которой проставлен в карточке с образцами подписей и оттиска печати данного клиента.

При заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись: «Копия верна»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения, например:

Копия верна
Специалист по ВЭД Личная подпись И.И. Иванов
Дата

Документы (копии документов), направляемые в Альфа-Банк в электронном виде по системам дистанционного банковского обслуживания «Альфа-Бизнес Онлайн» и «Альфа-Клиент Онлайн», «Альфа-Клиент» подписываются электронно-цифровой подписью клиента.

Документы, исполненные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, представляются в Банк с заверенным надлежащим образом переводом на русский язык. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы, связанные с проведением валютных операций, должны быть действительными на день представления в Банк /день осуществления валютной операции.

Одни и те же документы представляются однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах.

Да, наличные расчеты между резидентом — юридическим лицом и нерезидентом — физическим лицом в валюте Российской Федерации при осуществлении розничной купли-продажи товаров соответствуют требованиям валютного законодательства РФ.

Согласно абзацу 3 части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами — нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам — нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Может, но это должно быть предусмотрено условиями контракта, при этом суммы предъявленных к оплате ценных бумаг и векселей в полном объеме должны быть получены резидентом на свои банковские счета в уполномоченных банках в сроки, предусмотренные внешнеторговым контрактом.

Проведение зачета встречных однородных требований с нерезидентом и незачисление на свои банковские счета в уполномоченных банках экспортной выручки в иностранной валюте или валюте РФ, причитающейся резиденту в соответствии с условиями внешнеторгового контракта, возможно только в случаях, указанных в части 2 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ), а именно:

  • между резидентами, осуществляющими рыбный промысел за пределами территории РФ, и нерезидентами, оказывающими за пределами территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам;
  • между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам;
  • между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации — резиденты;
  • вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
  • вытекающим из заключенных между резидентами, осуществляющими экспорт газа природного в газообразном состоянии, и нерезидентами договоров, предусматривающих куплю-продажу газа природного в газообразном состоянии, и договоров, предусматривающих обязательства нерезидентов перед указанными резидентами в связи с транзитом газа природного в газообразном состоянии через территории иностранных государств;
  • при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров об оказании услуг международной электросвязи, включая услуги международного роуминга, между нерезидентом и резидентом, являющимися операторами международной электросвязи, в том числе если расчеты между ними осуществляются с участием специализированных расчетных организаций, зарегистрированных на территориях государств — членов Международного союза электросвязи.

В иных случаях, прямо не указанных в части 2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ, проведение резидентом зачета встречных однородных требований с нерезидентом по экспортным контрактам будет нарушением валютного законодательства, так как согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ резиденты «обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.»

Требования к валютным контрактам

С марта 2018 г. в силу вступит инструкция ЦБ, которая облегчит жизнь компаниям, работающим с иностранными партнерами, и это коснется внешнеторговой деятельности малого бизнеса. Оформить перевод денег по внешнеторговым контрактам станет проще и быстрее. Самые важные изменения таковы.

Российским компаниям больше не нужно будет оформлять в банках паспорт сделки – документ, который необходим банку, для того чтобы провести платеж за границу. Сейчас такие паспорта необходимо оформлять для сделок на сумму более $50 000. Банк оформляет паспорт сделки, как правило, за три дня, некоторые банки берут за это плату. С 1 марта вместо паспорта сделки банк будет регистрировать внешнеторговый контракт и, как и раньше, открывать ведомость банковского контроля. Регистрация должна занимать один день. Предприниматель должен предоставить банку контракт вместе с информацией о сроках завершения расчетов по контракту.

Банки будут регистрировать не все контракты, а только те, сумма которых превышает установленный законами предел. Для импортных контрактов и кредитных договоров это 3 млн руб., для экспортных – 6 млн руб. Если в договоре сумма меньше, его регистрировать не надо. Сумма по экспортным контрактам, которым необходима регистрация в банках, выросла в 2 раза.

Уменьшается количество документов, необходимых для валютной операции. Если раньше клиенту банка при списании и зачислении средств по паспорту сделки было необходимо предоставить справку о валютной операции, то теперь это требование отменяется. Лишь в случае авансового платежа по контракту, который был поставлен на учет, клиенту будет необходимо сообщить в банк сроки возврата аванса при непоставке товара. Однако подавать в банк документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (контракты, инвойсы и т. п.), все равно придется.

Упростится порядок оформления операций на суммы менее 200 000 руб. в эквиваленте. Банк может вообще не запрашивать документы для таких валютных операций. Сейчас без предоставления документов можно проводить операции на суммы не более $1000. С 1 марта при проведении валютной операции на сумму до 200 000 руб. нужно будет представить в банк только платежное поручение с кодом валютной операции.

Если вы оформили паспорт сделки в феврале, до того как начнут действовать нововведения, после 1 марта его можно не закрывать – банк закроет его сам, а внешнеторговый контракт будет поставлен на учет автоматически. И если документы поданы на проверку в банк, но оформление паспорта не началось, контракт тоже поставят на учет автоматически. Собирать сведения заново не придется.

Все эти изменения существенно сократят время оформления валютных сделок и упростят процедуры платежей. Но отмена паспортов сделок вряд ли позволит малому бизнесу сэкономить на комиссиях – за регистрацию договоров все равно будет взиматься комиссия, а уж комиссию за валютный контроль придется платить, так как его никто не отменял.

Эти изменения упростят жизнь малым импортерам и экспортерам, но нельзя забывать, что банки по-прежнему обязаны выявлять нарушения валютного законодательства и направлять информацию в органы валютного контроля. Ответственность за нарушение валютного законодательства сохраняется – и даже усиливается.

Оформление валютных сделок упростилось, но в то же время ужесточаются санкции для нарушителей закона. С 14 мая 2018 г. вступят в действие изменения ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение валютного законодательства». Теперь положения этой статьи распространяются не только на компании, но и на руководителей компаний и на индивидуальных предпринимателей. Штраф за незаконные валютные операции может достигать всей суммы сделки, а руководителей будут штрафовать на 20 000–30 000 руб. За повторные валютные нарушения руководитель может быть дисквалифицирован на срок от полугода до 3 лет. Также с 2018 г. вступили в силу изменения в ст. 193 Уголовного кодекса – «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте России». Они ужесточили наказания за нарушение валютного законодательства – вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.

Требования к валютным контрактам

20.11.2018 вступают в силу изменения в Инструкцию Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», внесенные Указанием Банка России от 05.07.2018 N 4855-У.

  1. Установлена обязанность по репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках денежных средств от нерезидентов, причитающихся в соответствии с условиями договоров займа, в связи с вступлением в силу 14.04.2018 Федерального закона от 03.04.2018 N 64-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
  1. Изменения внесены в отдельные пункты и приложения к Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И, в том числе форма ведомости банковского контроля по кредитному договору дополнена разделом V «Сведения об исполнении резидентом требований статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
  1. Введена обязанность представления физическими лицами — резидентами в уполномоченный банк документов и информации при осуществлении валютных операций в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации, связанных с предоставлением нерезидентам займов и возвратом от нерезидентов займов, процентных и иных платежей по ним с использованием своих банковских счетов (вкладов).

3.1 при списании денежных средств при предоставлении займа нерезиденту:

— информация об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации согласно приложению 3 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И по договору займа, сумма обязательств которого равна или превышает эквивалент 3 млн российских рублей.

3.2 при зачислении денежных средств при возврате нерезидентом займа, а также процентных и иных платежей по нему:

— информация о назначении такого платежа,

— сведения о договоре займа, указанные в пункте 3 приложения 2 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И, в срок не позднее 30 рабочих дней после дня зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет физического лица — резидента.

Дополнительную информацию можно получить у сотрудников валютного отдела Банка, телефоны для справок: (4942) 490720, 490789.

Изменения, вступившие в силу с 14.04.2018, Федеральный закон от 03.04.2018 N 64-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

При предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено Федеральным законом, обязаны:

— обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа;

— представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату предоставленных им резидентами займов.

Смотрите так же:  Мрот для исчисления пособия

При невыполнении резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся от нерезидента в соответствии с условиями договора займа, предусматривается ответственность, установленная частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные положения не применяются к заключенным до 14.04.2018 договорам займа, за исключением договоров, существенные условия которых после указанной даты были изменены.

Изменения, вступившие в силу с 14.05.2018, Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

  1. Установлены требования об указании во внешнеторговых контрактах, заключаемых между резидентами и нерезидентами, сроков исполнения обязательств сторонами.
  2. Резиденты обязаны предоставлять уполномоченным банкам информацию о сроках получения от нерезидентов иностранной валюты (и) или валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговому контракту, а также информацию о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым контрактам путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.
  3. Резиденты обязаны предоставлять в уполномоченным банкам информацию о сроках возврата авансовых платежей, осуществленных в пользу нерезидентов, в соответствии с условиями внешнеторговых контрактов.
  4. Основания для отказа в осуществлении валютной операции определены статьей 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Решение об отказе в осуществлении валютной операции сообщается в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем его вынесения.

  1. Введена ответственность в виде дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

С 14 мая 2018 г. на основании требований валютного законодательства Банк отказывает в постановке на учет контракта (договора о предоставлении займа нерезиденту), заключенного без соблюдения положений статьи 19 Закона № 173-ФЗ.

28 декабря 2015 года вступило в силу Указание Банка России от 30.11.2015 г. № 3865-У (далее – Указание 3865-У) «О внесении изменений в Инструкцию от 04 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Инструкция № 138-И), за исключением подпунктов 1.7, 1.10, 1.14, 1.16 и 1.17 пункта 1 Указания 3865-У, которые вступают в силу с 27.02.2016 года.

I. Изменения, вступившие в силу с 28.12.2015 года.

1. Экспортный факторинг.

В связи с вступлением в силу изменений, внесенных в статью 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в части экспортного факторинга, Инструкция № 138-И дополнена специальным порядком представления уполномоченному банку документов валютного контроля, а также учета операций, осуществляемых фактором – резидентом и экспортером – резидентом в рамках договора финансирования под уступку денежного требования (факторинг), вытекающего из внешнеторгового контракта, по которому оформлен Паспорт сделки (ПС) .

2. Перечень валютных и иных операций резидентов и нерезидентов.

В Приложение 2 к Инструкции № 138-И добавлен новый код операции:

Расчеты между финансовым агентом (фактором) — резидентом и резидентом в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в рамках заключенных между этими резидентами договоров финансирования под уступку денежного требования (факторинга)

3. Справка о валютных операциях (СВО).

Изменились формулировки и добавлены новые признаки платежа в графе 4 СВО.

Добавлен новый признак платежа 7 — зачисление денежных средств на счет финансового агента (фактора) — резидента — при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС.

Вместо признака платежа 9 (списание денежных средств со счета третьего лица — резидента, другого лица — резидента или резидента, который не оформляет ПС, — при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС), введены два новых признака аналогичного содержания, разделенных по направлениям платежа (зачисление / списание):

8 — зачисление денежных средств на счет другого лица — резидента или резидента, который не оформляет ПС, — при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС;

9 — списание денежных средств со счета третьего лица — резидента, другого лица — резидента или резидента, который не оформляет ПС, — при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС;

В СВО добавлена графа 11 «Срок возврата аванса», которая заполняется в соответствии с условиями импортного контракта, по которому оформлен ПС (графа 8 СВО) , в случае осуществления валютных операций с кодами вида валютных операций 11100, 21100, 23100, 23110 (графа 5 СВО).

а) если условиями контракта срок возврата авансового платежа не предусмотрен – указывается та же дата, что и в графе 12 «Ожидаемый срок»;

б) дата, указанная в графах «Срок возврата аванса» и «Ожидаемый срок» не может быть больше срока действия ПС графа 8 ПС «Дата завершения исполнения обязательств по контракту»;

в) дата, указанная в графе «Ожидаемый срок» не может быть больше даты, указанной в графе «Срок возврата аванса».

Расчет исполнения требований статьи 19 Федерального Закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» о возврате авансового платежа в контрактные сроки, в том числе для формирования раздела IV Ведомости банковского контроля осуществляется на основании данных, указанных в графе 11 «Срок возврата аванса».

В случае, если срок возврата авансового платежа по условиям контракта больше ожидаемого срока ввоза товара на территорию РФ, указанного в СВО, оформленной до 28.12.2015 г. импортер вправе представить в Банк ПС корректирующую СВО с заполненной графой 11 «Срок возврата аванса».

4. Корректирующие СВО и СПД (КСВО/КСПД).

При составлении КСВО/КСПД с 28.12.2015 г. кроме отметки «*» должен быть проставлен порядковый номер корректировки начиная с цифры «1». Формат графы «Признак корректировки» в печатной форме: *(1), *(2) и т.п.

II. Изменения, вступающие в силу с 27.02.2016 года.

5. Срок оформления ПС.

В случае получения новым банком ПС от Банка России заключения о подтверждении сведений, содержащихся в представленной резидентом в новый банк ПС ведомости банковского контроля (далее — ВБК) по контракту, новый банк ПС не позднее семи рабочих дней либо не позднее десяти рабочих дней (в случае если счет резидента, через который осуществляются все валютные операции по контракту (кредитному договору), открыт в банке-нерезиденте) с даты представления в новый банк ПС резидентом документов для оформления ПС по контракту в соответствии с пунктом 12.2 либо для принятия на обслуживание ПС по контракту в соответствии с главой 14 Инструкции № 138-И оформляет ПС по контракту либо принимает на обслуживание ПС по контракту в порядке, установленном главой 6 или главой 14 Инструкции № 138-И.

В случае получения новым банком ПС от Банка России заключения о неподтверждении сведений, содержащихся в представленной резидентом в новый банк ПС ВБК по контракту, новый банк ПС отказывает резиденту в оформлении ПС по контракту либо в принятии на обслуживание ПС по контракту на основании подпункта 6.9.3 пункта 6.9 Инструкции № 138-И и возвращает ему представленные документы с указанием причины возврата не позднее семи рабочих дней с даты их представления резидентом в новый банк ПС .

При направлении документов для срочного оформления ПС в указанных случаях, срок оформления будет отсчитываться от даты получения из Банка России заключения о подтверждении сведений, содержащихся в представленной резидентом в новый банк ПС ВБК по контракту.

С 11.04.2015 года вступает в действие Федеральный закон от 30.03.2015 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее Закон № 60-ФЗ). Изменения, внесенные Законом N 60-ФЗ, в статью 15.25 «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнили ее частью 6.5, часть 6.4 принята в новой редакции.

Повторное совершение административного правонарушения, выразившегося в:

  • несоблюдении порядка представления форм учета по валютным операциям (справки о валютных операциях и справки о подтверждающих документах);
  • нарушении установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций;
  • нарушении установленных правил оформления паспортов сделок;
  • нарушении установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.

23 февраля 2015 года вступает в действие Указание Банка России от 06.11.2014 года № 3438-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

Основные изменения, вносимые Указанием № 3438-У:

  • изменены формы паспорта сделки по внешнеторговому контракту и кредитному договору (далее – ПС): раздел 1.2 дополнен пунктом 1.4 «Дата внесения записи в государственный реестр»;
  • уточнены требования к порядку оформления ПС: в пункте 1.4 раздела 1 в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается дата внесения в единые государственные реестры юридических лиц и физических лиц — индивидуальных предпринимателей основного государственного регистрационного номера юридического лица или физического лица — индивидуального предпринимателя, в случае оформления паспорта сделки физическим лицом, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (нотариусом или адвокатом), указывается дата приказа о наделении нотариуса полномочиями, указанная в графе 3 реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, либо дата распоряжения территориального органа Федеральной регистрационной службы о внесении сведений об адвокате в реестр, указанная в графе 4 реестра адвокатов субъекта Российской Федерации;
  • при заполнении графы 1 пункта 8.3 ПС по форме 2 при переоформлении ПС в связи с изменением валюты кредитного договора, код валюты кредитного договора, ранее указанный в графе 1 пункта 8.3, не меняется, сумма начальной задолженности остается неизменной и в новую валюту кредитного договора не пересчитывается;
  • исключено требование о представлении информации, связанной со сроками, указанными в части 1.1 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (максимальные ожидаемые сроки) при оформлении ПС;
  • установлено дополнительное основание для отказа в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформлении по нему ПС: при наличии предусмотренных правилами внутреннего контроля, разработанными в соответствии с требованиями Банка России, оснований предполагать, что валютные операции, которые будут проводиться по контракту (кредитному договору), могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, Банк отказывает в оформлении ПС;
  • уточнен порядок закрытия паспорта сделки в случае исполнения нерезидентом обязательств по контракту посредством передачи ценных бумаг, включая векселя: ПС закрывается только после получения от нерезидента денежных средств в качестве оплаты таких ценных бумаг, либо передачи по их индоссаменту или в связи с уступкой права требования;
  • ПС по контракту (кредитному договору), оформленный до вступления в силу Указания № 3438-У, действует до его закрытия или внесения в ПС изменений по основаниям, предусмотренным Инструкцией № 138-И.

Справка о валютных операциях:

  • скорректирован порядок отражения информации в справке о валютных операциях (далее – СВО), касающейся операций, связанных с расчетами по оплате товаров, которые подлежат декларированию путем подачи декларации на товары: при исполнении обязательств по оплате товара в течение шести рабочих дней с даты выпуска (условного выпуска) товаров, в случае отсутствия в Банке информации, передаваемой в соответствии с «Положением о передаче таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары», графа 5 СВО заполняется исходя из имеющихся в наличии у резидента информации о декларации на товары с указанием кода вида валютной операции на условиях отсрочки платежа за товар (по факту поставки товара, код вида валютной операции 10200, 11200).

Справка о подтверждающих документах :

  • в справочнике кодов видов операций изменено описание операции с кодом 16_3.

Приложение № 2 «Перечень валютных и иных операций резидентов и нерезидентов»:

  • уточнено наименование кодов вида операций 22100, 22200, 23100, 23200.

Ведомости банковского контроля:

  • в новой редакции изложен порядок отражения сведений в разделах III, IV, V Ведомости банковского контроля по контракту (форма 0406008): сведений о ДТ в разделе III.I, при расчете показателей подраздела IV.I учитывается код валютной операции 32010 , Раздел V «Итоговые данные расчетов по контракту» формируется с учетом сумм с кодами валютных операций групп 32 и 57.

С 01.10.2013 г. вступают в силу подпункты 1.1-1.3, 1.5-1.56, 1.58-1.64 пункта 1 и пункты 2-5 Указания Банка России от 14 июня 2013 г. № 3016-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 04 июня 2012 года № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

Смотрите так же:  Имущественный налоговый вычет 2019 бланк

В соответствии с Указанием Банка России от 14.06.2013 г. № 3016-У с 01 сентября 2013 года вступают в действие изменения в Приложение № 2 Инструкции Банка России от 04.06.2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», связанные с перечнем и кодами валютных и иных операций резидентов и нерезидентов.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 апреля 2013 г. N 73-Т

О ПОВЫШЕНИИ ВНИМАНИЯ

КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОТДЕЛЬНЫМ ОПЕРАЦИЯМ КЛИЕНТОВ

1. При обращении клиентов-резидентов в кредитную организацию для оформления паспортов сделок по внешнеторговым договорам (контрактам), указанным в письме Банка России от 7 декабря 2012 года N 167-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» (далее — Письмо Банка России N 167-Т), кредитным организациям рекомендуется в представленных для оформления паспорта сделки документах и информации проверять достоверность сведений, в том числе регистрационных данных о контрагентах данных клиентов-резидентов (нерезидентах), об учредителях, участниках и руководителях юридических лиц — нерезидентов, с использованием официальных открытых источников информации (например, торговых реестров) государства, являющегося страной регистрации нерезидента.

Выявление кредитной организацией факта несовпадения в представленных клиентом кредитной организации для оформления паспорта сделки документах и информации сведений с информацией, полученной кредитной организацией из официальных открытых источников информации государства, являющегося страной регистрации нерезидента, следует рассматривать как непредставление резидентом в уполномоченный банк соответствующих документов и информации (подпункт 6.9.3 пункта 6.9 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»).

2. При осуществлении клиентом расчетов в рамках исполнения внешнеторговых договоров (контрактов), указанных в Письме Банка России N 167-Т, по которым паспорта сделок оформлены (приняты на обслуживание) и принятии кредитной организацией в отношении такого клиента мер, предусмотренных письмом Банка России от 27 апреля 2007 года N 60-Т «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)», Банк России дополнительно рекомендует кредитным организациям в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма проверять достоверность сведений, в том числе о контрагентах данных клиентов-резидентов (нерезидентах), регистрационных данных об учредителях, участниках и руководителях юридических лиц — нерезидентов с использованием официальных открытых источников информации (например, торговых реестров) государства, являющегося страной регистрации нерезидента.

Выявление кредитной организацией при осуществлении процедур внутреннего «противолегализационного» контроля факта несовпадения представленных клиентом кредитной организации сведений с информацией, полученной кредитной организацией из официальных открытых источников информации государства, являющегося страной регистрации нерезидента, является основанием для отказа в осуществлении валютной операции согласно абзацу четвертому части 5 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Сведения об указанных в настоящем письме операциях рекомендуем направлять в уполномоченный орган на основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (Д.Г. Скобелкин) согласовано.

Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций.

Председатель Центрального банка

Часть 2 статьи 15.25 «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в следующей редакции:

«Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа

на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;

на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».

Статья 15.25 дополнена частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа

на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;

на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей».

Банком России устанавливается новый порядок оформления паспортов сделок и представления подтверждающих документов, а также информации об ожидаемых сроках исполнения обязательств по внешнеторговым договорам.

05.06.2012 г. (за исключением отдельных положений) вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 406-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля».

6 декабря 2011 года N406-ФЗ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ

КОНТРОЛЕ» В ЧАСТИ УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУР ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Принят
Государственной Думой
21 ноября 2011 года
Одобрен
Советом Федерации
29 ноября 2011 года

Внести в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2007, N 1, ст. 30; N 22, ст. 2563; N 29, ст. 3480; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4584) следующие изменения:

1) подпункт «а» пункта 6 части 1 статьи 1 изложить в следующей редакции:

«а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;»;

2) в абзаце втором части 3 статьи 5 слова «, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 12, частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона» исключить;

3) статью 19 дополнить частями 1.1 и 1.2 следующего содержания:

«1.1. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

1.2. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 настоящей статьи, и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.»;

4) статью 20 изложить в следующей редакции:

Статья 20. Паспорт сделки

1. Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

2. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

3. При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:

1) номер и дата оформления паспорта сделки;

2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;

3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);

4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;

5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.

4. Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, за исключением пунктов 1 и 4, отражаются в паспорте сделки на основании документов, представленных резидентами.

5. Паспорт сделки используется органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.

6. Уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. Срок передачи оформленного паспорта сделки не может превышать три рабочих дня с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке.»;

5) абзац первый части 6 статьи 22 после слова «органами» дополнить словами «и агентами»;

в пункте 8 слово «предусмотрена» заменить словами «была предусмотрена»;

дополнить пунктом 14 следующего содержания:

«14) документы, подтверждающие факт постоянного проживания физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, в том числе указанные в подпункте «а» пункта 6 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.»;

в абзаце первом слово «Агенты» заменить словами «Органы и агенты»;

в абзаце втором слово «агентам» заменить словами «органам и агентам», слово «агента» заменить словами «органа валютного контроля или агента»;

в абзаце третьем слово «агентам» заменить словами «органам и агентам»;

в абзаце пятом слово «агентами» заменить словами «органами и агентами», слово «агентом» заменить словами «соответственно органом валютного контроля или агентом»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, территориальному подразделению агента валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах. Указанное положение не распространяется на случаи утраты представленных документов вследствие непреодолимой силы. В случае изменения сведений, указанных в представленных документах, резидент или нерезидент обязан сообщить об этом соответствующему органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, территориальному подразделению агента валютного контроля, представив необходимые документы, подтверждающие соответствующие изменения. Для подтверждения фактов у резидентов и нерезидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота. В этом случае составления отдельных документов специально для целей валютного контроля не требуется, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.»;

в) часть 6 признать утратившей силу;

г) дополнить частью 6.1 следующего содержания:

«6.1. Таможенные органы передают в электронном виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Абзац третий подпункта «г» пункта 6 статьи 1 вступает в силу с 1 января 2013 года (статья 2 данного документа).

Таможенные органы передают в электронном виде информацию, предусмотренную настоящей частью, уполномоченным банкам не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами Российской Федерации товаров.»;

д) дополнить частью 9.1 следующего содержания:

«9.1. Уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении юридическим лицом — резидентом требований статьи 19 настоящего Федерального закона передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к этому лицу, соответствующую ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения.»;

е) часть 10 после слов «Уполномоченные банки» дополнить словами «и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», слова «частью 9» заменить словами «частями 9 и 9.1»;

ж) дополнить частью 17 следующего содержания:

«17. Органы и агенты валютного контроля при осуществлении обмена информацией в соответствии с настоящим Федеральным законом в форме электронных документов наряду с электронной цифровой подписью могут использовать иные способы защиты электронных документов от подделки, позволяющие идентифицировать отправителя электронных документов и установить отсутствие искажений в них. При осуществлении обмена информацией в электронном виде органы и агенты валютного контроля обеспечивают защиту информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;

7) в пункте 1 части 2 статьи 24 слова «, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона» заменить словами «в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением абзаца третьего подпункта «г» пункта 6 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Абзац третий подпункта «г» пункта 6 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2013 года.

Москва, Кремль
6 декабря 2011 года
N 406-ФЗ

108shagov.ru. Все права защищены. 2019