Требования к работе педагога в современных условиях

Требования к работе педагога в современных условиях

Успешное решение задач национального воспитания непосредственно связано с совершенствованием подготовки педагогов, их профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Ни одна другая профессия не ставит таких в требований к человеку, как профессия педагога, учителя, воспитателя. Педагог обязан быть яркой, неповторимой личностью, носителем общечеловеческих ценностей, глубоких и разнообразных знаний, высокой культ. Ури; стремиться к воплощению в себе человеческого идеаллу.

Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду у объективных судей — своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования ги к личности учителя, его морального облика. Требования к учителю — это императивная система профессиональных качеств, которые определяют успешность педагогической деятельностиі.

Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональных технологиях, вторая ее половина — искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу — наличие педагогических способностей. При этом возникает вопрос: существуют специальные педагогические способности?

Вопрос о педагогических способностях находится в стадии разработки. Педагогические способности — это качества личности, интегрирована выражаются в наклонах к работе с детьми, любви к детям, получение удовольствия от общения с ними. Выделены основные группы способностей

1. Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учеников, привлечь их к труду, распределять обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и тд

2. Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно излагать учебный материал, стимулировать развитие познавательных х интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.д.

3. Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в душевный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики

4. Коммуникативные способности, которые проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения

5. Суггестивные способности, которые проявляются в умении учителя осуществлять эмоциональное воздействие на учащихся

6. Исследовательские способности проявляются в умении познавать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы

7. Научно-познавательные способности предусматривают усвоение научных знаний в своей области

Научные исследования последних лет показали»ведущие»и»вспомогательные»способности. К ведущим относятся: педагогическая бдительность (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные могут быть и отнесена к вспомогательнымднесена до допоміжних.

Многие специалисты разделяют мнение о том, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано развитием других важных профессиональных качеств — трудолюбия, честного и серьезного отношением ния к своим обязанностям, систематической и постоянной работы над собо.

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны признать важной предпосылкой овладения педагогической профессией, но не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имею кая блестящие задатки, так и не стали педагогами, и сколько поначалу казалось бы малоспособных окрепли, вознеслись к вершинам педагогического мастерства. Педагог — это всегда большой трудивныик.

Поэтому важнейшими профессиональными качествами педагога должны быть признаны: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение определить цель, выбрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, от дповидальнисть стремление постоянно повышать качество своего труда.

В условиях перехода к рыночным отношениям особую значимость приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе си. К этим качествам относятся: человечность, доброта, терпение, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность во, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культур и ряд других

Обязательное для учителя качество — гуманизм, т.е. отношение к развивающей личности как к высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения складываются я из интереса к личности ученика, из сострадания к ученику, помощи ученику, уважения к его мнению, личностей его развития, с высокой требовательности к его учебной деятельности, заботы о развитии йог в личности. Учащиеся видят эти проявления и сначала подражают их бессознательно, а затем постепенно приобретают опыт гуманного отношения к людией.

Учитель — это всегда активная, творческая личность. Он является организатором повседневной жизни школьников. Возбуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности принадлежит решающее значение. Педагогическое. Руководитель д.психол.н водство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив обязывает воспитателя бытьти изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельного решения любых ситуаций. Педагог — близкий и доступный образец для подражания, побуждающий учащихся следить за ним, равняться на него

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже в самые неочикуваниших обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранять за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и безпора адности ученики не должны чувствовать и видеть. Еще. АСМакаренко отмечал, что учитель без тормоза — испорченная, неуправляемая машина. Это нужно помнить всегда, контролировать свои действия и поведение, не опускаться в образ на учащихся, не нервничать по мелочиібниць.

. Душевное чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий чувствовать состояние учащихся, их настроение, своевременно прийти на помощь тем, кто больше всего нуждается. Естественное состояние педагога — профессиональная забота о су участниками и будущее своих воспитанников. Такой учитель осознает свою личную ответственность за судьбу подрастающих поколенийнь.

Неотъемлемая профессиональная черта учителя — справедливость. По роду своей деятельности учитель должен систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому необходимо, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. Именно эти суждения свидетельствуют ь об объективности воспитателя. Ничто так не укрепляет моральный авторитет педагога, как его умение быть объективным. Предвзятость, субъективизм учителя очень вредят делу воспитания. Воспринимая учащихся сквозь ь призму собственных оценок, необъективный педагог становится пленником схем и указаний. К обострению отношений, конфликта, невоспитанности, сломанной судьбы — рукой подать подати.

Воспитатель обязан требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования должен предъявлять учитель, прежде всего, к себе, потому что нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна бы быть разумной. Мастера воспитания учитывают возможности развивающей личностейості.

Воспитателю должно быть присуще чувство юмора. В его арсенале шутка, пословица, удачный афоризм, улыбка — все это позволяет создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляет школьников смотреть на себя и на ситуацию с комического стороны

Отдельно нужно остановиться на такте педагога как особого рода умение строить свои отношения с воспитанниками

. Педагогический такт — это соблюдения чувства меры в отношениях с воспитанниками. Такт — это концентрированное выражение ума, чувств и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта является уважение к воспитаннику. Понимание своих воспитанников предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации

Личностные качества в учительской профессии неразделимы с профессиональными. К последним обычно относят приобретенные в процессе профессиональной подготовки и связанные с получением специальных знаний, умений, способе ей мышления, методов деятельности. Среди них:: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического пр раке, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения ^ риторских искусств и другие качества

. Увлечение наукой — обязательное учительская качество. Научный интерес помогает учителю формировать уважение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить учеников видеть связь своей науки с общими п процесс человеческого развитияу.

. Любовь к своей профессиональной работы — качество, без которого не может быть педагога. Составляющими этого качества является добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педа агогичнои квалификацииї.

Особенность современного учителя, воспитателя в значительной степени определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педа. Агого должен быть и носителем высокой индивидуальной культуры. Учитель всегда является наглядным образцом для учащихся, своеобразным эталоном поступки и поведениенки.

Идеальный педагог должен обладать следующими качествами:

. Специалист — знание педагогической теории, владение педагогическим мастерством, знание психологии, владение технологиями обучения и воспитания, умение рационально организовать труд, любовь к делу, любовь к. УЧН нов, вера в человека, педагогические способности, общая эрудиция, терпение, оптимизм, эмпатия, выдержка, находчивость, быстроту и точность реакции, душевная щедрость, эмоциональная уравновешенность, уме ния детей, желание работать с детьми, ясность и убедительность речи, требовательность, тактичность, самообладание, справедливость, организаторские умения, общительность, умение слушать.

Смотрите так же:  Помогите сделать гражданство рф

. Работник — умение определять цель и достичь ее, распределять время, систематическое и планомерное повышение квалификации, направленность на повышение производительности труда, способности к творчеству, всесторонняя образованные ость, умный оптимизм, умеренный скептицизм, желание трудиться, преданность делу, умение работать в коллективе, настойчивость, дисциплинированность, ответственность, активность, ориентация на произ их ситуациях, умение распределять работу, готовность нести ответственность.

. Человек — высокие моральные качества, активное участие в общественной жизни, активная жизненная позиция, личный пример в семье во всем, уважение к законам государства, национальное достоинство, патриотизм, готовность к защиты Украины, крепкое здоровье, здоровый образ жизни, гуманизм, духовность, религиозность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своему ди.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Требования к личности современного педагога

Главная > Реферат >Педагогика

1. Особенности педагогической профессии. 5

2. Требования к личности педагога. 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 13

Известный всем в мире ученый Чарльз Дарвин был весьма скромного мнения о своих способностях и профессиональных качествах. Он считал самыми важными из своих качеств «любовь к науке, безграничное терпение при долгом обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочную долю изобретательности и здравого смысла».

Указав на эти качества, он приходит к такому заключению: «Воистину удивительно, что, обладая такими посредственными способностями, я мог оказать довольно значительное влияние на убеждения людей науки по некоторым важным вопросам»[4,с.36]. Трудно признать способности Дарвина посредственными. Но нельзя с ним не согласиться, когда он придает значение таким качествам, как любовь к избранному делу, безграничное терпение и усердие.

Эти качества нужны не только людям науки, учителю прежде всего. Любая деятельность будет успешной при любви к ней, при терпении и усердии.

И чем глубже человек проникает в ту деятельность, которую он избрал, которая соответствует его индивидуальности, тем выше становятся его требования к себе. Приблизиться к удовлетворению достигнутым можно лишь в неустанном труде, и он становится необходимым для человека.

Исследования ученых Ф.Н. Гоноболина, Т.А. Воробьевой, Н.В. Кузьминой, Р. И. Хмелюк, А.И. Щербакова установили, что далеко не каждый человек может стать учителем. При всей массовости учительской профессии для овладения ею нужны: довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, определенная социально-психологическая предрасположенность к труду учителя – профессионально-педагогическая направленность.

Проблеме личностных качеств учителя посвящают свои исследования Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Т.С. Полякова, В.И. Журавлев, В.П. Симонов и др. И хотя относительно набора этих качеств и их классификации у этих ученых наблюдаются разные точки зрения, подходы, они имеют сходную точку зрения на значимость профессиональных качеств. Они считают профессионально значимые личностные качества фундаментальным компонентом личности учителя, наряду с профессионально-педагогической направленностью, и важнейшим фактором овладения профессией и педагогическим мастерством. Дадим определение понятия профессионально значимых личностных качеств.

Профессионально значимые личностные качества учителя – это характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль

Рассмотрим более подробно особенности педагогической профессии и требования к личности учителя, которые в современной школе выступают на первый план.

1. Особенности педагогической профессии

Педагогическую профессию из ряда других профессий типа «человек-человек» выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования её духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Этим определяется и основные функции этой профессии.

Гуманистический характер. За педагогической профессией закрепились две социальных функции — адаптивная и гуманистическая (человекообразующая). Адаптивная функция связана с приспособлением ребенка к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации. Гуманистическая функция связана с развитием его личности, творческой индивидуальности. Сознательное выдвижение данной функции на первый план можно было наблюдать во все времена и у многих народов. В.А.Сухомлинский отмечал, что как бы не называли наш век, «. мир вступает в век Человека. Больше чем, когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека». [10, с.22]

Коллективный характер. В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в качественное преобразование субъекта деятельности — воспитанника. С осознанием закономерного усиления коллективистских начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие «совокупного субъекта» педагогической деятельности. Под ним в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком — круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. А.С.Макаренко справедливо подчеркивал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса». [7, с.210]

Творческая природа труда учителя. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и, тем самым, совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все её стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. [6, с.53]

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих её креативность.

Креативность — способность, отражающая глубинное свойство индивида создавать оригинальные ценности, применять нестандартные решения. [8, с.362]

И.С.Громов и В.А.Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, честность, чувствительность.

Педагогу-творцу присущи также инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении цели, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память. [8, с.64]

Профессиональная группа специальностей — это совокупность специальностей, объединённых по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающиеся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.

Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определённого класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Можно выделить ряд педагогических специальностей: учитель-предметник, социальный педагог, педагог дополнительного образования, воспитатель и другие.

Педагогическая специализация — определённый вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.

Педагогическая квалификация — уровень и вид профессиональной педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач. [6, с.72]

2. Требования к личности педагога

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого — мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.

Смотрите так же:  Паровая стерилизация приказ

Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. Сущность, специфические особенности и функции собственно педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоком качестве его личности, и это доверие необходимо оправдать.

Аванс доверия возмещается прежде всего высокой нравственностью. В современных условиях, видя вокруг себя безнравственность в различных слоях общества, даже в собственной семье и школе, впитывая витающую в воздухе мещанскую мораль, одни ребята научились третировать и даже презирать простые нормы общечеловеческой нравственности, другие овладели искусством общественного лицемерия и обмана. Образовался острый дефицит нравственности в детской и молодежной среде. В этой экстремальной ситуации нравственное самосовершенствование, высокая требовательность педагога к самому себе — главный путь укрепления самоуважения. Рано или поздно нравственная принципиальность, определенность и настойчивость педагога возобладают в сознании детей и дадут ему безусловное педагогическое преимущество, право предъявления нравственных требований к своим воспитанникам.

Другим важным условием личности педагога является духовность воспитателя, его глубокая гражданская убежденность, способность открыто обсуждать с детьми самые острые проблемы общественной жизни, убеждать их, мужественно признавать свои ошибки и промахи.

В современных условиях в целях завоевания педагогического авторитета у детей воспитателю необходимо сделать выбор, занять общественную позицию: в отношении истории нашего общества; политических процессов, происходящих в нем; процессов межнациональных взаимодействий; прав человека; возрождения церкви и других. На убеждения детей можно повлиять только убежденностью, принципиальностью. И пусть некоторые ребята будут не согласны с классным руководителем. Но уважаемый детьми воспитатель, смело и честно, без давления и запугивания, открыто вступающий с воспитанниками в диалог, дискуссию, спор, всегда заставит их задуматься над обсуждаемой проблемой, будет иметь возможность оказать идейное влияние.

Авторитет нравственности и духовно-ценностной культуры педагога необходимо дополняется авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности. Сегодня неизмеримо возрос поток разнообразной информации в различных областях жизни. Значительная ее часть приходит в острое противоречие со сложившимися стереотипами и штампами в сознании и мышлении. Это ставит воспитателя, духовного наставника детей и юношества в очень сложное положение. Чтобы глубоко понять духовный мир молодого поколения, быть властителем дум, нужно преодолевать в самом себе противоречия между сложившимися канонизированными взглядами на культуру, способами ее освоения ребенком и реальной, порой не укладывающейся ни в какие рамки, социокультурной ситуацией. Лучшим средством налаживания воспитательного взаимодействия, укрепления авторитета педагога, будет в этом случае его терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику. Вовлеченность ребенка в диалог заставит размышлять, сомневаться, обратиться к источникам информации, произведениям литературы и искусства, духовно развиваться в направлении самостоятельного и критического отношения к культуре. По мере созревания детей, их духовного богатства во взглядах и убеждениях воспитателя и воспитанника будет образовываться все больше общих оценок и суждений. Оставшиеся разногласия также сыграют свою воспитательную позитивную укрепляющую авторитет педагога роль. Ведь суть воспитания не в том, чтобы непременно добиться единомыслия, вбить в сознание детей официальные догмы и стереотипные представления. Она в том, чтобы ребенок проявил самостоятельность мысли, стремление докопаться до истины, выработать в себе независимость суждений, самостоятельность собственной личности. Диалог воспитателя с детьми по вопросам культуры, в котором господствует только одна сила — сила мысли, знания, аргументации, делает авторитет воспитателя естественным и прочным.

Эффективная организация педагогического процесса воспитателем невозможна без авторитета человеческой притягательности, без доброжелательности и взаимной, педагога и детей, симпатии. Нравственно-эстетическое взаимопритяжение есть самая благоприятная и эффективная атмосфера педагогического взаимодействия. Эффект человеческой притягательности возникает в учителе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви учителя к другому человеку. Это талант уважения личности ребенка, сочувствия к его проблемам и переживаниям, требовательной помощи ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения. Истинная педагогическая любовь есть глубоко предчувственная ответственность за жизнь и будущее детей, твердая решимость вести их к добру, гражданскому и личному счастью через преодоление самих себя и внешних препятствий. Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все силы тому, чтобы организовать творческую трудовую жизнь детей, научить их целеустремленности, дисциплинированности, требовательности к себе. Он учит их дружбе, доброте, пониманию красоты мужественного труда души и тела. Он испытывает радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновения счастья, видя трудовые успехи своих воспитанников.

Таким образом, высокая нравственность, духовная цельность и убежденность, эрудиция и интеллектуальная развитость, человеческая притягательность являются важнейшими условиями формирования педагогического авторитета воспитателя, классного руководителя.

Далеко не каждый человек может стать учителем. При всей массовости учительской профессии для овладения ею нужны: довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, определенная социально-психологическая предрасположенность к труду учителя – профессионально-педагогическая направленность. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Этим определяется и основные функции этой профессии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии. — Минск, 1990. — С. 27

2. Боровиков Л.И. Как подготовить самоанализ профессиональной деятельности//Воспитание школьников. — 2004.- №5

3. Большой энциклопедический словарь. — М., 1981. — С. 1070

4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е.Щурковой. — М.: Новая школа, 1998. — С. 76-77

5. Дарвин, Ч. Автобиография / Ч. Дарвин.– М., 1975.– С. 36).

6. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. — М., 1985. — С. 22

7. Макаренко А.С. Организационное строение коллектива. //Изб. пед. соч. Т. 1. — М., 1981. — С. 210

8. Психологический словарь. — М., 1981. — С. 702

9. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — С. 174

10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.,1974. С. 22

11. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н.Л.Селивановой, В.М.Лизинского. М.: 2003, с.74

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА К ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫМ КАЧЕСТВАМ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Требования профессиональной готовности аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности педагога[4].

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы педагога, который позволяет профессиональные требования к педагогу объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга:

качества, определяющие специфику труда педагога;

специальные знания, умения и навыки по предмету.

Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к перечню педагогических способностей, представляющих собой синтез качества ума, чувств и воли личности.

А. И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские качества.

Емкая и лаконичная характеристика педагога может быть концентрирована до уровня требований к его личностным характеристикам. Среди них ведущее место занимает психологическая направленность личности педагога.

Рассмотрим в этой профессионально важные качества педагога – это те психологические качества, которые необходимы для его профессии и входит в содержание его трудовой деятельности, т.е. требуются ему для успешной работы.

Профессионально важные качества педагога определяются характером его трудовой деятельности. Поэтому изучение профессионально важных качеств педагога в его трудовой (профессиональной) деятельности, позволяет раскрыть те причинно-следственные связи, которые обуславливают взаимодействие субъекта с объектом труда в конкретных социально-исторических условиях [4].

В. Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения [5]. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.

Смотрите так же:  Заявление о выселении без предоставления

Трудовая деятельность педагога – это его целесообразное воздействие на дошкольников с помощью средств педагогики и психологии. Результатом этой деятельности является приобретение старшими дошкольниками определенного уровня знаний. В процессе своей трудовой деятельности педагог выступает субъектом труда, объектом же труда являются дошкольники.

В связи с этим мы отмечаем, что основной задачей психологии труда, с одной стороны, и объективных требований к его профессионально важным качествам с другой стороны. То есть для субъекта труда (педагог) – это взаимодействие должно выражаться в определенных профессионально важных качествах.

Используя профессиографический подход Е. М. Ивановой [1] по изучению человек в трудовой деятельности мы в свое исследовании планируем акцентировать внимание на раскрытие причинно-следственных связей между субъектом и объектом труда в том числе и в конфликтных ситуациях, которые позволяют, по терминологии Е. М. Ивановой, понять «природу» отношений субъекта к себе, к другим людям и к объективной реальности; оценить его знания, умения, навыки и психофизиологические возможности, а также прогнозировать направленность его преобразований.

Успех трудовой деятельности педагога зависит прежде всего от содержания и характера отношений между педагогом и дошкольником. Поэтому их эффективное взаимодействие является одним из основных условий удовлетворенности педагога своим трудом. Вовлеченность педагога в процесс взаимодействия, способность к сотрудничеству, в свою очередь предполагает наличие у него развитой потребности в самопознании, самоанализе и самосовершенствовании своей трудовой деятельности.

Структура трудовой деятельности педагога включает:

Средства труда (используемые педагогом приемы и способы),

Задачи и условия труда в ДОУ (социальные, гигиенические, психологические и организационные).

Несоответствие между какими-либо из субъектно-объектных составляющих приводит или к дистрессу педагога (неудовлетворенность трудом, быстрая утомляемость, раздражительность) или к снижению эффективности его труда, а часто и к тому и к другому. Мы считаем, что изучение личностного и психологического уровней регуляции субъектно-объектных взаимосвязей в процессе трудовой деятельности педагога является одной из главных задач дошкольной психологии труда, которая способствует сознательному формированию индивидуального стиля деятельности. Это утверждение позволяет применить концептуальный аппарат субъектного подхода, разработанный Е. А. Климовым, рассматривающий труд как функциональную психическую систему, центральным звеном которой является личность[2]. Исходя из концепции Е. А. Климова, педагогический труд может быть представлен как осознанное целенаправленное исполнение педагогом нормативно представленных действий заданными орудиями труда, а также как процесс, в котором педагог реализует себя осуществляя поиск и создание новых способов и приемов достижения необходимых профессиональных результатов. Причем для изучения характера субъектно-объектных взаимосвязей, уровня их сформированности, и разработки способов коррекционного воздействия на субъекты труда в целях обеспечения взаимосоответствия человека (педагога) и профессии, им выделены, специфические для задач психологии труда психические регуляторы и психологические признаки труда. В качестве психологических признаков (достойных условий) выделяются следующие четыре:

«сознательное предвосхищение социально ценного результата»,

«сознание обязательности достижения социально фиксированной цели»,

«сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий средств деятельности»,

«осознание межлюдских производственных зависимостей».

Как можно заметить из выделенных нами основных структурных элементов труда педагога само содержание профессиональной деятельности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные личностные качества как профессионально важные, необходимые и обязательные. Эти качества, реализуясь в деятельности педагога и определяя ее эффективность, обеспечивают исполнение функций педагога, а исполнение этих функций тренирует и развивает их.

Здесь уместно поставить вопрос: «Какие основные личностные свойства педагога являются необходимыми и профессионально важными для успешного исполнения своих функций? Безусловно, не существует какой-либо одной структуры личности особенно благоприятной для педагогического успеха, но определенные качества обязательно должны быть представлены.

Последовательно проблему классификации профессионально значимых качеств личности педагога раскрыла в своих работах Н. В. Кузьмина, выделив четыре группы педагогических способностей:

— конструктивные – способность проектировать личность дошкольника, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям дошкольника,

— организаторские – способность включать дошкольников в различные виды деятельности и делать коллектив инструментом воздействия на каждую личность, делать личность активной в движении к целям воспитания,

— коммуникативные – способность устанавливать правильные взаимоотношения с дошкольниками и перестраивать их в соответствии с развитием целей и средств,

— гностические – способность исследовать объект, процесс и результаты собственной деятельности и перестраивать ее на основе этого знания.

Здесь уместно отметить, что на основании опроса 244 педагогов С. В. Овдей определила, что наиболее трудной для педагога представляется деятельность коммуникативного и гностического плана. И что именно в коммуникативном плане происходят конфликтные ситуации.

Кроме того исследования Н. В. Кузьминой [3] показали, что педагоги считают наиболее важными качествами для учебной деятельности следующие:

качества ума (наблюдательность, последовательность и ясность мысли);

качества речи (доступность, логическая стройность и последовательность, убедительность);

качества воображения (понимание дошкольника – умение встать на точку зрения дошкольника, проникнуть в его психологию и педагогическая направленность – фантазия и изобретательность, подчиненная учебно-воспитательным задачам).

Данная классификация Н. В. Кузьминой построена исходя из принципа, что структура личности педагога должна отражать структуру педагогической деятельности. Другими словами содержание педагогической деятельности определяет требования к содержанию личности. То есть функциональным блоком педагогической деятельности должны отвечать соответствующие профессионально важные качества личности педагога. Классификация нацеливает и активизирует самопознание педагогом тех групп профессионально важных качеств, которые необходимы для успешного освоения соответствующих элементов педагогической деятельности.

Кроме того, получили признание следующие классификации качеств личности педагога: Щербакова А. И., Гоноболина Ф. Н., Крутецкого В. А., Бернса Р.

На наш взгляд наиболее эффективная с точки зрения формирования и развития индивидуально стиля деятельности именно классификация Н. В. Кузьминой. Поскольку она нацеливает и активизирует самопознание педагогом тех групп профессионально важных качеств, которые необходимы для успешного освоения соответствующих элементов педагогической деятельности.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

Между характером педагогической деятельности и ее способами, с одной стороны, и профессионально важными качествами педагога, с другой стороны, прослеживается система связи и отношений. Характер трудовой деятельности педагога играет определяющую роль по отношению к его профессионально важным качествам. В свою очередь от них зависят способы трудовой деятельности педагога.

Механизм воздействия профессионально важных качеств педагога на способы его трудовой деятельности включает в себя проявление этих качеств в его диалоге с дошкольником и в индивидуальном стиле обучения и воспитания. Исследования Тюлина М.Ю. [3] показали, что для педагога необходимы прежде всего такие профессионально важные качества как: 1) эмпатия, 2) высокая культура педагогического общения, 3) обладание диалогическим стилем педагогического общения, 4) справедливость, 5) толерантность, 6) педагогический такт, 7) ответственность. Что наводит на мысль о том, что индивидуальный стиль педагога складывается под влиянием других профессионально важных качеств, а именно: 1)знание половозрастных особенностей дошкольников, 2) умение предупреждать и своевременно разрешать конфликты, 3) способность к индивидуальному стилю трудовой деятельности, ориентированному на индивидуальность дошкольника

Для оптимизации стиля педагогической деятельности, его психодиагностики и психокоррекции необходимо прежде всего активизировать процесс самопознания педагогом следующим компонентов педагогической деятельности: мотивы, обеспечивающие успешность педагогической деятельности, индивидуальный стиль деятельности как в сложных так и в обычных ситуациях, уровень эмпатии по отношению к дошкольнику и самооценка профессионально важных качеств.

Основными структурными компонентами трда педагога являются:

Ориентировочно-подготовительная деятельность педагога;

Операционно-организаторская деятельность педагога;

Деятельность педагога по формированию учебных отношений.

Среди профессионально-важных качеств педагога особую роль в современных условиях занимают такие как: эмпатия, коммуникативные способности, организаторские способности, справедливость, толерантность, педагогический такт, любовь к детям, постоянное профессиональное самопознание, профессиональная компетентность педагога, ответственность. Вышеперечисленные качества и являются основными требованиями профессиональной деятельности педагога к его личности в современных условиях.

Таким образом, представления педагога о соответствии своих профессионально важных качеств содержательным компонентом профессионального труда, адекватность этих представлений определяют, в свою очередь, его профессиональное самосознание.

Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М., 1987.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985.

Тюлин М. Ю. Влияние психолого-професссиональных качеств учителя на способы его трудовой деятельности: Дис. канд. психол. наук. Тверь, 1994.

Шадриков В.Д., Старовойтенко Е.Б. Концепция индивидуализации воспитания // Советская педагогика. — 1987.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019