Требования к эксперту в рф

Оглавление:

Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы.

Определение уровня квалификации экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень квалификации экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

О программах подготовки экспертов в Центральном экспертно — криминалистическом таможенном управлении см. приказ ФТС России от 30 июля 2010 г. N 1426

Защита прав потребителей Томской области

Юридические услуги и юридическая помощь

оперативный тел: 8-953-92-18-411

Требования, предъявляемые к судебному эксперту

  • | Печать |

Подробности Родительская категория: Судебная практика Категория: Информация о судах и судопроизводстве Просмотров: 1952

Требования, предъявляемые к судебному эксперту


При рассмотрении гражданских и арбитражных дел нередко приходится исследовать факты, для установления которых необходимы специальные познания в области науки, техники, искусства, ремесла и иных сферах деятельности. Поскольку суд, как правило, не обладает такими специальными познаниями, для установления фактов, имеющих значения для правильного рассмотрения дела привлекается эксперт.
Заключение эксперта является самостоятельным средством доказывания в гражданском и арбитражном процессе.
Процессуальное законодательство указывает только на одно требование, предъявляемое к эксперту — наличие специальных познаний (ст. 85 ГПК РФ, ст. 55 АПК РФ).
Следовательно, эксперт — это лицо, обладающее специальными познаниями в области науки, техники, искусства, ремесла или иных сферах деятельности, которое привлекается судом к участию в деле для дачи заключения по поставленным судом вопросам.
Следует отметить, что, процессуальные кодексы требуют, чтобы в своем заключении судебный эксперт сообщил о своем образовании, специальности, стаже работы, о наличии ученой степени и (или) ученого звания. Требование о наличии высшего образования для государственных судебных экспертов содержится в ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (№ 73-ФЗ от 31.05.2001). Эти данные помогают суду в решении вопроса о компетентности эксперта.
При этом, требование о наличии профильного образования судебного эксперта неправомерны.
Компетентность судебного эксперта также подтверждается через систему добровольной сертификации некоммерческого партнерства «Палата судебных экспертов» (НП «СУДЭКС»), которая является фактически единственной в настоящее время организацией, осуществляющей сертификацию негосударственных судебных экспертов и негосударственных судебно-экспертных лабораторий в Российской Федерации.
Реестры сертифицированных судебных экспертов и судебно-экспертных лабораторий размещены на сайте НП «СУДЭКС» и оснащены поисковой системой, позволяющей найти судебного эксперта или судебно-экспертную лабораторию по необходимой специальности в любом регионе Российской Федерации, что значительно облегчает поиск необходимого специалиста для выполнения судебной экспертизы.
Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (N 73-ФЗ от 31 мая 2001 года), статья 41 распространяет свое действие на судебно — экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами, и гласит: «В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно — экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
В настоящее время аккредитации судебных экспертов в Российской Федерации не осуществляется.
По всем вопросам гражданских споров, защиты прав, обращения в суд и арбитражный суд в защиту прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и организаций Вы можете обращаться в Томское региональное отделение «Объединение потребителей России» оперативный телефон 8-953-92-18-411

Прикaз Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 февраля 2013 г. N 65 г. Москва «Об утверждении требований к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по контролю возможности выполнения соискателем лицензии или лицензиатом лицензионных требований и условий (при предоставлении лицензии и переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии), контролю соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 мая 2013 г.

Регистрационный N 28335

В соответствии с пунктом 39 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 174 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 12, ст. 1651; 2012, N 31, ст. 4362; N 40, ст. 5440), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по контролю возможности выполнения соискателем лицензии или лицензиатом лицензионных требований и условий (при предоставлении лицензии и переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии), контролю соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Климова А.А.

Министр Д. Ливанов

Требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по контролю возможности выполнения соискателем лицензии или лицензиатом лицензионных требований и условий (при предоставлении лицензии и переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии), контролю соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности

1. Требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по контролю возможности выполнения соискателем лицензии или лицензиатом лицензионных требований и условий (при предоставлении лицензии и переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии), контролю соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (далее — лицензионный контроль), состоят из общих требований и квалификационных требований, предъявляемых к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по лицензионному контролю.

2. Общие требования, предъявляемые к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по лицензионному контролю:

1) наличие свидетельства об аккредитации;

2) отсутствие обоснованных претензий к качеству проведенных экспертиз в рамках осуществления лицензионного контроля;

3) наличие в штате работников, соответствующих требованиям, указанным в пункте 3 настоящих требований (для экспертной организации).

3. Квалификационные требования, предъявляемые к экспертам, привлекаемым к проведению мероприятий по лицензионному контролю:

1) эксперт должен знать:

нормативные правовые акты и особенности их применения при осуществлении лицензионного контроля, в том числе лицензионные требования и условия при осуществлении образовательной деятельности, лицензионные нормативы обеспечения образовательной деятельности и средства обеспечения образовательного процесса;

способы оценки соответствия условий осуществления образовательной деятельности установленным лицензионным требованиям и условиям;

порядок работы с персональными данными и информацией ограниченного использования (доступа);

2) эксперт должен уметь:

осуществлять анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим проверке, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов;

проводить осмотр и экспертизу объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий);

проводить рассмотрение и экспертизу учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса;

проводить наблюдение за ходом образовательного процесса, в том числе за использованием в образовательном процессе объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности, документации, литературы, иных ресурсов и средств;

проводить беседы с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями) и работниками организации по вопросам, подлежащим проверке;

проводить анализ, систематизировать и обобщать информацию, полученную при экспертизе;

формулировать и обосновывать выводы по предмету экспертизы;

использовать информационно-коммуникационные технологии и программно-технические средства, необходимые для подготовки и оформления экспертных заключений;

3) эксперт обеспечивает соответствие уровня своей квалификации установленным требованиям путем повышения квалификации, а также путем самообразования.

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 23 мая 2014 г. N 289 г. Москва «Об утверждении Требований к эксперту по аккредитации и Правил аттестации экспертов по аккредитации»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 июля 2014 г.

Регистрационный N 32976

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52,ст. 6977)приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

Требования к эксперту по аккредитации (приложение N 1);

Правила аттестации экспертов по аккредитации (приложение N 2).

2. Признать утратившими силу:

приказ Минэкономразвития России от 24 сентября 2012 г. N 617 «Об утверждении формы свидетельства об аттестации эксперта по аккредитацию) (зарегистрирован в Минюсте России 1 ноября 2012 г., регистрационный N 25752);

приказ Минэкономразвития России от 24 сентября 2012 г. N 616 «Об утверждении форм заявлений об аттестации эксперта по аккредитации, о переоформлении свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации, о выдаче дубликата свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации, о выдаче копии свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации, о прекращении действия свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации» (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2012 г., регистрационный N 25651).

3. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке, но не ранее вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Врио Министра П. Королёв

Требования к эксперту по аккредитации

Эксперт по аккредитации должен соответствовать следующим требованиям:

а) наличие высшего образования;

б) наличие опыта работы не менее 4 лет в соответствующих заявленной претендентом области аттестации, включенной в перечень областей аттестации экспертов по аккредитации 1 , области аккредитации и (или) сфере деятельности по оценке соответствия и (или) обеспечению единства измерений, из которых не менее 2 лет в области, связанной с разработкой, внедрением или оценкой систем менеджмента;

в) наличие опыта участия за 3 года, предшествующих подаче заявления об аттестации, в качестве технического эксперта или стажера в осуществлении не менее пяти аккредитаций заявителей и (или) проведении процедур подтверждения компетентности аккредитованных лиц и (или) мероприятий по инспекционному контролю деятельности аккредитованных лиц, которые были проведены до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

1 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 мая 2014 г. N 291 «Об утверждении Перечня областей аттестации экспертов по аккредитации» (Справочно: зарегистрирован Минюстом России 4 июля 2014 г., регистрационный N 32978).

Смотрите так же:  Осаго подорожание в 2019

Правила аттестации экспертов по аккредитации

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок аттестации экспертов по аккредитации, порядок и основания приостановления и прекращения действия аттестации экспертов по аккредитации.

2. Аттестацию в соответствии с настоящими Правилами осуществляет Федеральная служба по аккредитации.

II. Порядок аттестации экспертов по аккредитации

3. Для аттестации в качестве эксперта по аккредитации физическое лицо, претендующее на получение статуса эксперта по аккредитации (далее — претендент), подает в Федеральную службу по аккредитации заявление об аттестации в качестве эксперта по аккредитации.

В заявлении об аттестации в качестве эксперта по аккредитации претендентом указывается:

а) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество;

б) адрес места жительства;

в) данные документа, удостоверяющего личность;

г) номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты;

д) страховой номер индивидуального лицевого счета;

е) заявленная область аттестации эксперта по аккредитации в соответствии с перечнем областей аттестации экспертов по аккредитации 1 (далее — заявленная область аттестации);

ж) согласие претендента на обработку его персональных данных;

з) дата составления заявления;

и) подпись претендента.

В заявлении претендент, имеющий место жительства на территории определенного субъекта Российской Федерации, федерального округа, вправе указать данный субъект Российской Федерации или данный федеральный округ в качестве территории, на которой в случае прохождения аттестации данный претендент выражает готовность быть привлеченным к проведению экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, проведению выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в соответствии с методикой отбора экспертов по аккредитации 2 .

4. К заявлению об аттестации в качестве эксперта по аккредитации претендентом должны быть приложены:

а) копии документов о получении претендентом высшего образования;

б) копии документов, подтверждающих наличие у претендента опыта работы в соответствующих заявленной претендентом области аттестации, области аккредитации и (или) сфере деятельности по оценке соответствия и (или) обеспечению единства измерений, а также опыта работы в области, связанной с разработкой, внедрением или оценкой систем менеджмента;

в) копии документов, подтверждающих участие претендента в качестве технического эксперта или стажера в проведении не менее пяти аккредитаций и (или) процедур подтверждения компетентности аккредитованных лиц, и (или) мероприятий по инспекционному контролю деятельности аккредитованных лиц, которые были проведены до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее — Федеральный закон).

В случае если претендент участвовал в проведении аккредитаций и (или) процедур подтверждения компетентности аккредитованных лиц, и (или) мероприятий по инспекционному контролю деятельности аккредитованных лиц, которые были проведены до вступления в силу Федерального закона, в качестве стажера, к заявлению должны быть приложены отзывы руководителя экспертной группы о работе претендента при проведении указанных процедур и мероприятий.

5. К заявлению об аттестации в качестве эксперта по аккредитации претендентом также могут быть приложены копии документов, подтверждающих наличие у претендента допуска к документам и сведениям, составляющим государственную тайну.

6. Заявление претендента об аттестации в качестве эксперта по аккредитации и прилагаемые к нему документы направляются в Федеральную службу по аккредитации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», федеральную государственную информационную систему в области аккредитации.

7. В случае отсутствия в заявлении информации, предусмотренной пунктом 3 настоящих Правил, либо непредставления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, Федеральная служба по аккредитации в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и документов возвращает их без рассмотрения претенденту посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Федеральной службы по аккредитации, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», федеральную государственную информационную систему в области аккредитации.

8. Федеральная служба по аккредитации в течение 15 рабочих дней со дня поступления от претендента заявления об аттестации в качестве эксперта по аккредитации и прилагаемых к нему документов осуществляет проверку представленных документов и сведений в целях подтверждения соответствия претендента требованиям к эксперту по аккредитации.

9. В случае соответствия претендента требованиям к эксперту по аккредитации Федеральная служба по аккредитации принимает решение о подтверждении соответствия претендента требованиям к эксперту по аккредитации и назначает место, дату и время проведения квалификационного экзамена в целях признания компетентности претендента проводить экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в определенной области аккредитации.

10. В случае выявления по результатам проверки Федеральной службой по аккредитации представленных претендентом документов и сведений несоответствия претендента требованиям к эксперту по аккредитации Федеральная служба по аккредитации принимает решение об отказе в аттестации в качестве эксперта по аккредитации.

11. Федеральная служба по аккредитации уведомляет претендента о решении, указанном в пункте 9 настоящих Правил, и о месте, дате и времени проведения квалификационного экзамена, а также о решении, указанном в пункте 10 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящих Правил для возврата без рассмотрения претенденту заявления и документов.

12. Квалификационный экзамен назначается на дату не позднее 2 месяцев со дня принятия Федеральной службой по аккредитации решения о подтверждении соответствия претендента требованиям к эксперту по аккредитации.

13. Претендент в течение 10 рабочих дней со дня направления Федеральной службой по аккредитации уведомления о решении, указанном в пункте 9 настоящих Правил, и о месте, дате и времени проведения квалификационного экзамена вправе направить в Федеральную службу по аккредитации заявление с просьбой об изменении даты и времени проведения квалификационного экзамена, но не более 2 раз в рамках процедуры аттестации в качестве эксперта по аккредитации.

14. За проведение квалификационного экзамена плата не взимается.

15. Квалификационный экзамен проводится аттестационной комиссией Федеральной службы по аккредитации (далее — Комиссия).

16. Претендент должен в назначенные дату и время явиться на квалификационный экзамен, имея с собой документ, удостоверяющий личность.

17. Квалификационный экзамен проводится на предмет установления наличия у претендента:

знаний нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных, технических, методических, руководящих и иных документов, регламентирующих вопросы аккредитации, установления требований к продукции, используемым средствам измерений, испытательному оборудованию, стандартным образцам, оценки соответствия и обеспечения единства измерений в заявленной области аттестации;

навыков подготовки предложений в части определения перечня работ по выездной экспертизе соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, проведения экспертиз соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, выявления нарушений критериев аккредитации, составления экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы;

навыков работы с федеральной государственной информационной системой в области аккредитации.

18. При проведении квалификационного экзамена претендент:

а) проходит тестирование;

б) отвечает на вопросы, содержащиеся в экзаменационном билете;

в) демонстрирует навыки работы с федеральной государственной информационной системой в области аккредитации.

19. В помещении, в котором проводится квалификационный экзамен, допускается присутствие только претендентов и членов Комиссии.

20. В ходе проведения квалификационного экзамена не допускается использование претендентом специальной, справочной и иной литературы (за исключением документов в области стандартизации, устанавливающих требования к объектам, подлежащим оценке соответствия), письменных заметок (за исключением письменных заметок, сделанных на квалификационном экзамене), средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации. Разговоры между претендентами в процессе проведения экзамена не допускаются.

При нарушении перечисленных в настоящем пункте запретов претендент удаляется с экзамена, соответствующая запись вносится в протокол Комиссии. В этом случае претендент считается не сдавшим квалификационный экзамен.

21. Тест включает в себя 30 вопросов. На подготовку ответов отводится время, которое должно составлять не более одного часа. Тест считается сданным, в случае если претендент ответил правильно не менее чем на 25 вопросов теста.

В случае если претендент ответил правильно менее чем на 25 вопросов теста, квалификационный экзамен считается несданным.

22. Экзаменационный билет содержит 4 вопроса, которые формируются с учетом заявленной области аттестации. На подготовку ответов на вопросы, содержащиеся в экзаменационном билете, Комиссией отводится время, которое должно составлять не менее 40 минут.

В экзаменационный билет должны быть включены вопросы, в том числе предусматривающие необходимость подготовки претендентом проектов документов, составляемых экспертом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Вопросы для квалификационного экзамена утверждаются решением Федеральной службы по аккредитации не реже 1 раза в год и подлежат размещению на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

23. Комиссия вправе задать претенденту уточняющие вопросы в отношении содержащихся в экзаменационном билете вопросов, а также не более 3 дополнительных вопросов, выходящих за пределы вопросов, содержащихся в экзаменационном билете, но в рамках вопросов, утвержденных в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил, согласно заявленной области аттестации.

24. Демонстрация навыков работы с федеральной государственной информационной системой в области аккредитации предполагает оценку способности претендента работать с личным кабинетом эксперта по аккредитации, в том числе проверку его навыков по формированию электронных документов, загрузке сведений в указанную систему. Проверка указанных навыков может осуществляться в форме компьютерного тестирования, выполнения практических заданий по работе с федеральной государственной информационной системой в области аккредитации.

25. По каждому вопросу, содержащемуся в экзаменационном билете, дополнительному вопросу, а также по результатам демонстрации претендентом навыков работы с федеральной государственной информационной системой в области аккредитации член Комиссии выставляет претенденту оценку: «зачтено» или «не зачтено». Ответ на вопрос считается зачтенным Комиссией, а результаты демонстрации претендентом навыков работы с федеральной государственной информационной системой в области аккредитации — удовлетворительными, если не менее двух третей членов Комиссии, присутствующих на заседании, поставили оценку «зачтено».

26. Каждым членом Комиссии ведется экзаменационный бюллетень, в котором указываются дата и место проведения квалификационного экзамена, фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) члена Комиссии, фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) каждого претендента, номер экзаменационного билета, выставляется оценка за ответ по каждому вопросу, а также по результатам демонстрации претендентом навыков работы с федеральной государственной информационной системой в области аккредитации. Экзаменационный бюллетень подписывается членом Комиссии и приобщается к протоколу Комиссии.

27. Квалификационный экзамен считается сданным, в случае если тест был пройден претендентом, ответы на все заданные в рамках экзаменационного билета вопросы были зачтены Комиссией, а результаты демонстрации претендентом навыков работы с федеральной государственной информационной системой в области аккредитации были признаны удовлетворительными.

28. По результатам квалификационного экзамена Комиссия признает претендента сдавшим (не сдавшим) квалификационный экзамен. Указанное решение принимается в день проведения квалификационного экзамена.

29. Решение Комиссии оформляется протоколом Комиссии. Претендент вправе ознакомиться с результатами квалификационного экзамена и решением Комиссии непосредственно после окончания квалификационного экзамена.

Смотрите так же:  Социальные пособия многодетным

30. В случае признания претендента Комиссией сдавшим квалификационный экзамен Федеральная служба по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола Комиссии принимает решение об аттестации эксперта по аккредитации, уведомляет его о принятом решении в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящих Правил для возврата без рассмотрения претенденту заявления и документов, а также вносит сведения об эксперте по аккредитации в реестр экспертов по аккредитации.

31. В случае признания претендента Комиссией не сдавшим квалификационный экзамен Федеральная служба по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола Комиссии принимает решение об отказе в аттестации эксперта по аккредитации и уведомляет претендента о принятом решении в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящих Правил для возврата без рассмотрения претенденту заявления и документов.

32. Эксперты по аккредитации обязаны проходить аттестацию в соответствии с пунктами 3-31 настоящих Правил не реже 1 раза в 5 лет. При этом к заявлению об аттестации в качестве эксперта по аккредитации помимо документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, должны быть приложены документы, подтверждающие прохождение экспертом по аккредитации повышения квалификации в области, связанной с разработкой, внедрением или оценкой систем менеджмента, а также в соответствующей области аттестации эксперта по аккредитации сфере деятельности по оценке соответствия и (или) обеспечению единства измерений.

33. Эксперт по аккредитации вправе расширить область аттестации в порядке, предусмотренном пунктами 3-31 настоящих Правил.

34. Эксперт по аккредитации вправе сократить область аттестации на основании заявления о сокращении области аттестации, составляемого в свободной форме и направляемого в Федеральную службу по аккредитации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», федеральную государственную информационную систему в области аккредитации.

Область аттестации сокращается Федеральной службой по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня поступления в Федеральную службу по аккредитации заявления от эксперта по аккредитации о сокращении области аттестации.

III. Порядок приостановления и прекращения действия аттестации эксперта по аккредитации

35. Действие аттестации эксперта по аккредитации может быть приостановлено Федеральной службой по аккредитации на основании его заявления на срок до 4 месяцев в течение календарного года. Заявление эксперта по аккредитации о приостановлении действия аттестации направляется в свободной форме с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации.

36. Решение Федеральной службы по аккредитации о приостановлении действия аттестации принимается в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления, указанного в пункте 35 настоящих Правил. Сведения о принятом решении в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляются Федеральной службой по аккредитации эксперту по аккредитации, действие аттестации которого приостановлено, с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации, а также вносятся в реестр экспертов по аккредитации.

37. Аттестация эксперта по аккредитации подлежит прекращению в следующих случаях:

а) установление Федеральной службой по аккредитации факта нарушения требований, предусмотренных частями 6-8 статьи 11 Федерального закона;

б) установление Федеральной службой по аккредитации 2 и более фактов нарушения на 5 и более рабочих дней сроков, установленных частями 8, 15, 25 статьи 17 Федерального закона, а также установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2014 г. N 519 «Об утверждении общих сроков осуществления аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общих сроков проведения документарной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и общих сроков проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроков отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 24, ст. 3094) срока со дня направления программы выездной оценки эксперту по аккредитации, в течение которого в Федеральную службу по аккредитации должен быть представлен или направлен акт экспертизы по результатам подтверждения компетентности аккредитованного лица, в течение 1 года;

в) установление Федеральной службой по аккредитации 5 и более фактов нарушений экспертом по аккредитации требований законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, не предусмотренных подпунктами «а» и «б» настоящего пункта Правил, в течение 1 года;

г) поступление в Федеральную службу по аккредитации от эксперта по аккредитации заявления о прекращении действия аттестации эксперта по аккредитации, которое составляется в свободной форме и направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», федеральную государственную информационную систему в области аккредитации;

д) смерть эксперта по аккредитации либо признание его безвестно отсутствующим, или объявление его умершим решением суда, вступившим в законную силу.

38. Федеральная служба по аккредитации принимает решение о прекращении действия аттестации эксперта по аккредитации и направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Федеральной службы по аккредитации, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», федеральную государственную информационную систему в области аккредитации, уведомление о прекращении действия аттестации эксперта по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня установления фактов, предусмотренных подпунктами «а» — «в» пункта 37 настоящих Правил, или поступления от эксперта по аккредитации заявления о прекращении действия аттестации эксперта по аккредитации.

39. Эксперт по аккредитации, в отношении которого Федеральной службой по аккредитации принято решение о прекращении действия аттестации эксперта по аккредитации по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» — «в» пункта 37 настоящих Правил, вправе подать заявление об аттестации в качестве эксперта по аккредитации не ранее чем по истечении 1 года со дня принятия такого решения.

1 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 мая 2014 г. N 291 «Об утверждении Перечня областей аттестации экспертов по аккредитации» (Справочно: зарегистрирован Минюстом России 4 июля 2014 г., регистрационный N 32978).

2 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 мая 2014 г. N 287 «Об утверждении методики отбора экспертов по аккредитации для выполнения работ в области аккредитации» (Справочно: зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2014 г., регистрационный N 32930).

Требования к экспертам по сертификации и порядок их аттестации (сертификации)

Документ устанавливает требования к экспертам по сертификации в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, порядок их подготовки и сертификации.

ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»

Единая система оценки соответствия
в области промышленной, экологической безопасности,
безопасности в энергетике и строительстве

ДОКУМЕНТЫ
ПО АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ
ПО АТТЕСТАЦИИ (СЕРТИФИКАЦИИ)
ПЕРСОНАЛА

Под общей редакцией Н.Г. Кутьина

М.И. Белов, В.Е. Желтов, Н.Н. Коновалов, П.В. Кононов, B.C. Котельников, Б.А. Красных, Н.А. Матвеева, Н.А. Махутов, А.И. Перепелицын, Г.М. Селезнев, В.И. Сидоров, А.В. Ферапонтов, Н.Е. Филатова, Н.П. Четверик, А.А. Шаталов, В.П. Шевченко, Е.С. Яковлева

В настоящий Сборник вошли документы, устанавливающие требования к органам по аттестации (сертификации) персонала, осуществляющим деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, и их аккредитации.

Решение от 20.07.09 № 30-БНС

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ПОРЯДОК ИХ АТТЕСТАЦИИ (СЕРТИФИКАЦИИ)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий документ устанавливает требования к экспертам по сертификации в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее — Единая система оценки соответствия), порядок их подготовки и сертификации.

1.2. Документ разработан с учетом требований:

— Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

— Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

— Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

— Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

— Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

— Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

— Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ ;

— нормативных документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

— международных стандартов ISO серий 9000, 14000, 17000, 19000, в том числе ISO/IEC 17024:2003 «Общие требования к органам по сертификации физических лиц»;

— нормативных документов, действующих в рамках Единой системы оценки соответствия, в том числе Правил функционирования системы добровольной сертификации в области промышленной безопасности, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (свидетельство о регистрации № РОСС RU.3327.04 БШ 00 от 19 июня 2006 г.):

— Общих требований к аккредитации органов по оценке соответствия ( СДА-01-2009 );

— Правил аттестации (сертификации) экспертов ( СДА-12-2009 ).

— сертификация систем менеджмента качества (далее — СМК);

— сертификация систем управления промышленной безопасностью;

1.4. Аттестация экспертов проводится в целях подтверждения достаточности теоретической и практической подготовки, опыта и компетентности, необходимых для проведения работ по сертификации.

1.5. По результатам аттестации экспертам выдается квалификационное удостоверение с указанием области аттестации.

Области аттестации экспертов соответствуют областям аккредитации органов по сертификации.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем документе используются термины и определения, приведенные в ISO/IEC 17024:2003, СДА-06-2009 «Термины и определения используемые в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве» и следующие термины и определения:

Заявитель — юридическое или физическое лицо, представляющее в НОА заявление об аттестации сотрудника или себя лично в качестве эксперта по сертификации (продукции, систем менеджмента качества, систем управления промышленной безопасностью) с приложением квалификационных документов, достоверность которых подтверждена.

Кандидат — соискатель, который соответствует квалификационным требованиям, позволяющим ему участвовать в процессе аттестации.

Независимый орган по аттестации (сертификации) экспертов (НОА) — орган по оценке соответствия, аккредитованный для проведения аттестации экспертов, осуществляющих различные виды экспертиз, а также сертификацию продукции и систем управления.

Орган по сертификации продукции (ОСП) — орган по оценке соответствия, аккредитованный для проведения сертификации продукции.

Орган по сертификации систем управления (ОССУ) орган по оценке соответствия, аккредитованный для проведения сертификации систем управления: систем управления промышленной безопасностью, систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента и др.

Орган по сертификации систем управления промышленной безопасностью (ОССУПБ) — орган по оценке соответствия, аккредитованный для проведения сертификации систем управления промышленной безопасностью.

Эксперт — лицо, признанное компетентным для проведения работ по оценке соответствия.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Кандидат в эксперты наряду с приведенными в п. 5 СДА-12-2009 требованиями к заявлению на аттестацию представляет:

— копию документа установленного образца (удостоверение, сертификат) о прохождении специального обучения по программе для экспертов в области, соответствующей аттестации эксперта;

— отчеты о прохождении стажировок;

— характеристику-представление и другие дополнительные сведения, подтверждающие компетенцию кандидата в эксперты.

3.2. Допускается аттестация экспертов без проведения квалификационного экзамена и стажировок в случае, если кандидат в эксперты является в течение не менее трех лет действующим экспертом по сертификации (продукции, СМК, услуг и систем управления промышленной безопасностью) и экспертом по проведению экспертизы промышленной безопасности . При этом области аттестации действующего эксперта и предполагаемой области деятельности кандидата в эксперты должны совпадать. Дополнительные привилегии при аттестации имеют кандидаты, имеющие опыт работы в Ростехнадзоре не менее 5 лет, членство в Российской академии наук, либо в других случаях по согласованию с соответствующей технической комиссией.

Смотрите так же:  Банкротство в перми

3.3. В случае положительного решения комиссии по аттестации НОА и эксперт подписывают соглашение о сотрудничестве (приложение к настоящим требованиям), в котором оговариваются их взаимоотношения в течение срока действия квалификационного удостоверения.

3.4. При расширении области аттестации эксперта кандидат, подтвердивший деятельность в течение последних двух лет, проходит сокращенную подготовку и не менее двух стажировок. Ему выдается новое квалификационное удостоверение, с другим номером, действующее наряду с уже имеющимся.

3.5. Повторная аттестация после окончания срока действия квалификационного удостоверения осуществляется в случае, если эксперт выполнял все требования соглашения о сотрудничестве (приложение 1) и прошел курс краткосрочной переподготовки в НОА.

3.6. Квалификационный экзамен в случае повторной аттестации эксперта может быть заменен собеседованием в том случае, если заявителем представлены сведения о деятельности эксперта в заявленной области аттестации в течение срока действия квалификационного удостоверения.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ

4.1. Эксперт должен обладать знаниями и опытом в соответствии с требованиями настоящего документа, а также личными качествами, обеспечивающими способность выполнять возложенные на него задачи.

4.2. Эксперт по сертификации продукции должен иметь высшее техническое образование и специальную подготовку в области промышленной и энергетической безопасности.

4.3. Эксперт по сертификации систем менеджмента качества должен иметь высшее техническое образование и пройти специальную подготовку.

Объем знаний при специальной подготовке определяется программами обучения, утвержденными технической комиссией.

4.4. Эксперт по сертификации систем управления промышленной безопасностью должен иметь высшее техническое образование и пройти специальную подготовку, в т.ч. по производственному контролю требований промышленной безопасности.

Объем знаний при специальной подготовке определяется программами обучения, утвержденными технической комиссией.

4.5. Кандидат в эксперты должен иметь не менее 5 лет стажа практической работы в области, соответствующей заявленной области аттестации, из них не менее двух лет стажа работы по стандартизации или сертификации в заявленной области аттестации.

Для кандидатов в эксперты по сертификации систем управления промышленной безопасностью часть опыта может быть на должностях в рамках функционирования систем управления промышленной безопасностью.

Кандидат в эксперты должен до аттестации приобрести навык практической работы по сертификации в процессе стажировки, участвуя не менее чем в четырех процедурах сертификации.

4.6. В практической деятельности эксперт обязан:

— обеспечить объективность и достоверность результатов своей деятельности;

— соблюдать этические нормы, быть доброжелательным и уравновешенным;

— обеспечить конфиденциальность полученной в результате аудита информации;

— противостоять попыткам оказания на него давления.

4.7. Эксперт ежегодно представляет в НОА отчет о своей деятельности.

При непредставлении отчета либо при отсутствии в отчетном периоде практической деятельности по сертификации комиссия по аттестации может провести досрочную приостановку деятельности эксперта или его переаттестацию.

— законодательства Российской Федерации в области сертификации, стандартизации и метрологии;

— основных принципов международного сотрудничества в области сертификации, стандартизации и метрологии;

— общих принципов построения СМК;

— правил сертификации в Российской Федерации.

4.9. Эксперт по сертификации продукции должен обладать знаниями (в области сертификации продукции, основ теории испытаний и контроля, элементов теории вероятности, математической статистики и теории надежности, обработки и анализа результатов испытаний) и навыками для выполнения следующих работ:

— анализ документов, представленных заявителем на сертификацию продукции, и принятие по ним решения;

— отбор образцов для испытаний;

— анализ результатов испытаний;

— оценка стабильности качества выпускаемой продукции с использованием информационных материалов о ее качестве;

— разработка методики оценки состояния производства конкретных видов продукции на основе общих требований к таким методикам;

— анализ документов предприятия, необходимых для анализа и оценки производства;

— оценка состояния производства;

— оформление сертификата соответствия ;

— организация и проведение периодического контроля за сертифицированной продукцией.

— анализ документации СМК, оценка их соответствия предъявляемым требованиям, принятие решения по соответствию документации;

— составление программы аудита;

— осуществление процедурных действий по организации аудита на месте;

— проверка функционирования СМК, оценка соответствия СМК требованиям нормативных документов и стандартам предприятия на систему;

— принятие решения по результатам проверки СМК;

— организация и проведение периодического контроля СМК.

4.11. Эксперт по сертификации систем управления промышленной безопасностью (далее — СУПБ) должен обладать знаниями и навыками для выполнения следующих работ:

— анализ документации СУПБ, оценка их соответствия предъявляемым требованиям, принятие решения по соответствию документации;

— составление программы аудитов;

— осуществление процедурных действий по организации аудитов на месте;

— проверка функционирования СУПБ, оценка соответствия СУПБ требованиям нормативных документов и стандартам предприятия;

— принятие решения по результатам проверки СУПБ;

— организация и проведение периодического контроля.

Эксперт по сертификации систем управления промышленной безопасностью должен знать теорию систем менеджмента и ссылочные документы, для того чтобы верно использовать критерии оценки, при этом знания должны охватывать:

— принципы управления промышленной безопасностью и соответствующую терминологию;

— нормативные документы, регулирующие вопросы функционирования СУПБ, используемые процедуры и другие элементы, используемые в качестве критериев оценки;

— вопросы взаимодействия между элементами СУПБ;

— вопросы применения СУПБ и других систем менеджмента в различных организациях;

— приоритеты ссылочных документов;

— использование ссылочных документов в различных ситуациях в процессе оценки СУПБ;

— способы передачи информации, методы обеспечения безопасности в процессе оценки СУПБ, приемы рассылки и управления документами, данными и записями.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТА

5.1. Специальную подготовку экспертов осуществляют Независимые органы по аттестации (сертификации) экспертов, аккредитованные в Единой системе оценки соответствия.

5.2. Подготовка проводится по указанным в п. 1.3 направлениям деятельности.

5.3. Обучение заканчивается сдачей квалификационного экзамена. В случае успешной сдачи выдается документ установленного образца, свидетельствующий о наличии необходимых знаний.

5.4. Кандидаты в эксперты, впервые прошедшие обучение и успешно сдавшие квалификационный экзамен обязаны пройти ста жировку по сертификации. Стажировкой является участие кандидата в эксперты в реальных практических работах по сертификации. Стажировка проводится в органах по сертификации, аккредитованных в области, соответствующей предполагаемой области аттестации кандидата в эксперты, имеющих опыт работы не менее трех лет и включенных в реестр Единой системы оценки соответствия.

5.5. В качестве экспертов по сертификации продукции, систем менеджмента качества и систем управления промышленной безопасностью в Единой системе оценки соответствия могут быть аттестованы:

— действующие в соответствии с заявленной областью деятельности эксперты общеизвестных систем сертификации при условии прохождения дополнительной подготовки и сдачи квалификационного экзамена по требованиям промышленной безопасности, а также прошедшие не менее двух стажировок;

— действующие эксперты, аттестованные в области экспертизы промышленной безопасности технических устройств, при условии прохождения дополнительной подготовки и сдачи квалификационного экзамена по правилам сертификации продукции, а также прохождения не менее двух стажировок (только для экспертов по сертификации продукции).

5.6. В процессе стажировки кандидат в эксперты должен принять участие в выполнении всех работ, предусмотренных процедурой сертификации и перечисленных в п.п. 4.8 — 4.10.

6. ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ И ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ДОКУМЕНТАМ

6.1. Процедура аттестации экспертов состоит из двух этапов.

Первый этап включает в себя:

— подачу заявителем заявления в НОА на аттестацию кандидата в эксперты и прилагаемых к нему квалификационных документов в соответствии с требованиями п. 5 Правил аттестации (сертификации) экспертов ( СДА-12-2009 ) и п. 3.1 настоящих требований;

— регистрацию заявления в НОА, уведомление заявителя о получении заявления с комплектом документов;

— проведение НОА анализа заявления, оценку достаточности и полноты прилагаемых к нему квалификационных документов, направление заявителю сообщения о сроках проведения подготовки и квалификационного экзамена и, при необходимости, запроса о предоставлении дополнительной информации;

— заключение договора на проведение аттестации;

— проведение квалификационного экзамена, оценка результатов экзамена.

Второй этап при наличии результатов стажировок включает в себя:

— принятие решения о возможности аттестации (отказе в аттестации);

— оформление, регистрацию и выдачу квалификационного удостоверения эксперта, а также подписание соглашения о сотрудничестве между органом по сертификации и экспертом — при положительном решении;

— письменное сообщение заявителю о невозможности аттестации с указанием причин — при отрицательном решении;

— передачу сведений об аттестованных экспертах по сертификации (продукции, систем менеджмента качества и систем управления промышленной безопасности) в Орган по аккредитации для ведения реестра.

7. ТРЕБОВАНИЯ К СБОРНИКУ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

Сборники экзаменационных вопросов разрабатываются и утверждаются НОА и согласовываются с техническими комиссиями.

Сборники экзаменационных вопросов должны в полной мере охватывать специфику деятельности экспертов по сертификации и содержать вопросы, позволяющие оценить компетентность кандидатов в эксперты.

СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
между НОА и экспертом
№ ________ от «____» ________________ 200__ года

Независимый орган по аттестации, в лице

(приводится должность, наименование НОА и ФИО руководителя)

с одной стороны, и эксперт

с другой стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем.

1. Эксперт обязуется:

— действовать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экспертам;

— не участвовать в работах по сертификации по истечении срока действия, при приостановке действия или аннулирования квалификационного удостоверения;

— обеспечивать объективность и достоверность результатов сертификации;

— обеспечивать проведение сертификации в объеме требований нормативных документов, относящихся к объекту сертификации;

— ежегодно представлять в НОА отчет о своей деятельности по сертификации;

— обеспечивать сохранность документов, относящихся к проведению сертификации, не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну организаций-заказчиков работ по сертификации;

— заявлять о своей аттестации только в той области, на которую распространяется действие квалификационного удостоверения.

2. Эксперт несет ответственность за:

— объективность и достоверность результатов сертификации;

— использование своего служебного положения в корыстных целях;

— разглашение конфиденциальной информации.

3. Эксперт имеет право:

— отказаться от участия в сертификации, если документы объекта сертификации изложены на языке, которым он не владеет, и члены комиссии не обеспечены квалифицированным переводом на всех этапах сертификационного аудита;

— знакомиться с необходимой документацией и общаться с персоналом организации — владельцем объекта сертификации;

— запрашивать дополнительную (необходимую для целей сертификации) информацию от сторонних организаций.

4. НОА обязуется:

— осуществлять периодический контроль деятельности эксперта на основе представляемых им отчетов о деятельности в области аттестации;

— обеспечивать конфиденциальность получаемой от эксперта информации о его деятельности в области аттестации;

— вести учет деятельности эксперта и выполнения предъявляемых к нему требований, изложенных в документах Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве;

— периодически проводить аттестацию эксперта.

5. Настоящее соглашение вступает в силу с момента подписания и действует в течение срока действия выданного эксперту квалификационного удостоверения (регистрационный № ____________)

«____» ________________ 200__ года

«______» ________________ 200__ года

Ф. И. О. _________________________________________________________________

108shagov.ru. Все права защищены. 2019