Субсидии из бюджета и налог на прибыль

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 апреля 2018 г. N 03-07-11/24232 О применении налога на прибыль организаций и НДС при получении организацией субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением этой организацией скидок (льгот) отдельным потребителям на производственное оборудование

Вопрос: Наша организация является производителем оборудования для пищевой промышленности.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.05.2017 N 547 производителям машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности предоставляются субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с производством и реализацией оборудования. Целями предоставления субсидии являются рост объема производства и сохранение рабочих мест в отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности.

В рамках исполнения Постановления Правительства РФ от 10.05.2017 N 547 наша организация заключила Соглашение с Министерством Промышленности и Торговли РФ о предоставлении субсидии из федерального бюджета. Согласно заключенному Соглашению и Постановлению Правительства субсидия предоставляется производителю в размере 15 процентов цены оборудования (без учета налога на добавленную стоимость), то есть компенсируются доходы организации, недополученные по сделке с конечным покупателем оборудования.

Полагаем, что, поскольку субсидии предоставляются из федерального бюджета с связи с предоставлением нашей организацией скидок (льгот) отдельным потребителям на производимое оборудование в соответствии с законодательством, то при определении налоговой базы для исчисления НДС, нам следует руководствоваться положениями п. 2 ст. 154 Налогового Кодекса РФ, а именно: определять налоговую базу как стоимость реализованного оборудования, исчисленную исходя из фактических цен его реализации и не учитывать суммы предоставляемых субсидий при определении налоговой базы. Наша позиция подтверждается выводом, который содержится в Определении Верховного суда РФ от 06.10.2014 N 310-КГ14-1440, а также Письмом ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/[email protected]

Также, в связи с тем, что получение организацией субсидий из федерального бюджета компенсирует недополученные доходы по сделке с конечным покупателем оборудования, а не является возмещением затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг) у организации не возникает обязанности для восстановления НДС в соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Кроме того считаем, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций полученные из федерального бюджета суммы субсидий следует учитывать в составе внереализационных доходов, при этом дата признания доходов в виде субсидий, полученных организацией, будет определяться в соответствии с пунктом 4.1 статьи 271 Налогового кодекса, а именно доходы необходимо признать единовременно на дату их зачисления.

Просим подтвердить нашу позицию или дать разъяснения по следующим вопросам:

1. Как квалифицировать бюджетные субсидии на компенсацию доходов, недополученных из-за предоставления скидок покупателям пищевой промышленности по Постановлению Правительства N 547 при определении налоговой базы по налогу на прибыль и определить дату признания доходов?

2. Включаются ли в налоговую базу по НДС субсидии, предоставляемые нашей организации по правилам, изложенным в Постановлении Правительства РФ от 10.05.2017 N 547.

3. Имеются ли у организации основания для восстановления суммы НДС ранее принятые к вычету в соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 170 Налогового Кодекса РФ в случае получения налогоплательщиком субсидии, предоставляемые нашей организации по правилам, изложенным в Постановлении Правительства РФ от 10.05.2017 N 547?

Ответ: В связи с письмом о применении налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость при получении организацией субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением этой организацией скидок (льгот) отдельным потребителям на производственное оборудование в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 547 Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Порядок учета в целях налогообложения прибыли субсидий, полученных организациями, зависит от квалификации получаемых субсидий. Если субсидии выделяются в рамках возмездного договора, то факт получения субсидий не оказывает влияния на формирование доходной части организации, так как в данном случае цена договора формируется с учетом суммы предоставленных субсидий.

Если субсидии предоставляются не в рамках возмездного договора, то есть если цена договора формируется без учета суммы предоставленных субсидий, то получаемые субсидии на компенсацию выпадающих доходов учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном абзацем четвертым пункта 4.1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации.

Что касается порядка применения налога на добавленную стоимость, то при решении данного вопроса рекомендуем руководствоваться письмом Минфина России от 2 апреля 2018 г. N 03-07-15/20870, направленным ФНС России нижестоящим налоговым органам для сведения и использования в работе (письмо от 3 апреля 2018 г. N СД-4-3/[email protected]), копия которого прилагается.

Обзор документа

Разъяснены особенности налогообложении прибыли при субсидировании.

Как указал Минфин, если субсидии выделяются в рамках возмездного договора, то факт их получения не влияет на формирование доходной части организации, так как в данном случае цена договора формируется с учетом суммы предоставленных субсидий.

Если субсидии предоставляются не в рамках возмездного договора (т. е. когда цена договора формируется без учета суммы предоставленных субсидий), то получаемые субсидии на компенсацию выпадающих доходов учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Заполнение налоговой декларации по налогу на прибыль

Налоговая просит пояснить причину отражения в налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2016 года суммы прямых расходов по строке 010 Приложения № 2 Листу 02, без отражения выручки по строке 011 Приложения 1 к Листу 02:

У меня следующие показатели:

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) строка 011 – 0=

(выручки не было)

Внереализационные доходы строка 100 – 1 650 000=

1 650 000 – Субсидия, полученная на производство национального фильма, в соответствии с ФЗ от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», ФЗ от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 25.12.2012 № 1397 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии» приказом Минкультуры России от 23.07.2015 года № 2081.

Прямые расходы, строка 010 — 1650 000=

Субсидию потратили полностью, акт вып. работ подписали.

Расходование субсидии происходило согласно Лимиту затрат, связанных с производством национальных фильмов, утвержденных Министерством культуры РФ, а так же при казначейском сопровождении, согласно приказу Министерства финансов РФ № 213н от 25.12.2015г.

Правильно ли я указала строку расходов по субсидии?

Ответы юристов (1)

Правильно ли я указала строку расходов по субсидии?
Королева Татьяна

Все верно. Доход в данном случае классифицируется как внереалиационный и признается на основании п.4.1 ст.271 НК РФ. Расход в данном случае не обязательно квалифицировать как внереализационный. Он вполне может относится к расходам, связанным с производством и реализацией.

Так что можете в данном случае так и пояснить налоговым органам, указав на то, что доход в данном случае сформирован не исходя из выручки, а исходя из бюджетных средств финансирования. Поэтому и происходит такое расходждение в видах доходов и расходов.

Статья 271. Порядок признания доходов при методе начисления
4.1. Средства в виде субсидий, полученные организациями, за исключением случаев получения субсидий в рамках возмездного договора, признаются в составе внереализационных доходов в следующем порядке:
субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются в течение не более трех налоговых периодов, считая налоговый период, в котором были получены указанные субсидии, по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. По окончании третьего налогового периода полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю отчетную дату этого налогового периода;
субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. При реализации, ликвидации или ином выбытии указанного имущества, имущественных прав полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю дату отчетного (налогового) периода, в котором произошли реализация, ликвидация или иное выбытие указанного имущества, имущественных прав;

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Налогообложение субсидий

Добрый день.
Вы не уточнили год получения субсидий и иные подробности, связанные с этим.
Но может быть Вам будет полезна эта публикация:
17 мая 2011 Система Гарант
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 апреля 2011 г. N 03-11-06/2/49 Об учете в целях налогообложения сумм субсидий из бюджета на покрытие затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей

Вопрос: Пишу Вам с просьбой разъяснить возникшие между нашим хозяйством и налоговой инспекцией разногласия. Суть проблемы состоит в том, что налоговая инспекция обязывает нас включить в доход субсидии, получаемые нами из бюджета.

В связи с тем, что налоговая инспекция предлагает суммы полученных субсидий включать в доходную часть при исчислении налогов, а не уменьшать расходы на сумму полученных субсидий, важно, как правильно: ставить в доходы или уменьшать затраты на сумму полученных субсидий?

Смотрите так же:  Ульяновск закон о тишине

Из того, куда правильно следует отнести поступления с бюджета вытекает:

1. При налогообложении по упрощенной системе, которое хозяйство применяло в силу сложившихся условий хозяйствования (имелись магазины), часть затрат, такие как, добровольное страхование, не должны были включаться в расходы за 2007-2009 гг. Они не включались. Но и субсидии на их возмещение не принимались во внимание при расчете налогооблагаемой базы.

Как сейчас предлагает налоговая, при включении именно в доход этих субсидий, увеличивается значительно налогооблагаемая база.

2. Такой расклад при режиме налогообложения, как единый сельхозналог, который хозяйство применяет с 2010 года, не повлиял на увеличение налогооблагаемой базы, т.к. при расчете налогооблагаемой базы суммы расходов также уменьшались на суммы субсидий, в том числе и расходы на добровольное страхование урожая. На суммы субсидий увеличились доходы и увеличились расходы.

Но возникло сомнение относительно критерия определения хозяйства, как сельхозпроизводителя, с вытекающими из этого опасения тяжелыми последствиями. А именно: ведь в доходной части субсидии в нашем хозяйстве заняли более чем 30%.

А сельхозпроизводитель — это хозяйство с отношением доли дохода от реализации им произведенной сельхозпродукции не менее 70% в общем доходе от реализации продукции. Значит ли это, что, чтобы рассчитать эти доли, субсидии в расчет приниматься не будут?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо от 09.03.2011 N 15 о порядке учета для целей налогообложения сумм субсидий из бюджета на покрытие затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей исходя из изложенной в письме информации сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.

При определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса (подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса).

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

При этом до 1 января 2011 года к средствам целевого финансирования относилось имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года, к бюджетным учреждениям относились государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение выполнения функций которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Пунктом 2 статьи 251 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Согласно статье 6 БК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года, получателями бюджетных средств (получателями средств соответствующего бюджета) признавались орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не устанавливалось БК РФ.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, полученные индивидуальными предпринимателями из бюджета в 2007 — 2009 годах в целях возмещения затрат не отвечали критериям целевого финансирования, в связи с чем должны были учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В отношении учета указанных субсидий в целях главы 26.1 Кодекса сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

Полученные налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога суммы субсидий из бюджета на возмещение затрат не являются доходами от реализации товаров (работ, услуг).

В связи с этим суммы данных субсидий при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя для целей главы 26.1 Кодекса учитываться не должны.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 апреля 2011 г. N 03-11-06/2/49

Текст письма официально опубликован не был

Согласно разъяснениям субсидии, полученные предпринимателем из бюджета в 2007-2009 гг., не отвечали критериям целевого финансирования. Поэтому они должны были учитываться при УСН.

В то же время они не включаются в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) при определении возможности применять ЕСХН.

С 2011 года изменился порядок налогообложения субсидий.

«Экономика и жизнь» (Бухгалтерское приложение), 2011, N 26

Вопрос: О применении отдельных положений Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки».

Ответ:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 21 июня 2011 г. N ЕД-4-3/[email protected]

В связи с обращениями налоговых органов, а также налогоплательщиков по вопросам применения отдельных положений Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки» (далее — Федеральный закон от 07.03.2011 N 23-ФЗ) Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Положениями пп. 1 п. 5 ст. 346.5 и п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ) определено, что при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее — ЕСХН) и упрощенной системы налогообложения (далее — УСН) средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Федеральным законом от 07.03.2011 N 23-ФЗ установлено, что данный порядок признания доходов в отношении указанных средств, а также порядок признания доходов в отношении выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан, определенный Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ, применяется как налогоплательщиками УСН, применяющими в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», так и налогоплательщиками, применяющими объект налогообложения «доходы», при условии ведения ими учета сумм выплат (средств).
И теми и другими налогоплательщиками учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (далее — Книга), форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.
При этом налогоплательщики, применяющие УСН, в графе 4 разд. I Книги отражают суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 разд. I Книги — соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.
Данный порядок учета сумм полученной субсидии распространяется и на налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы», в том числе и в случае, если полученные ими в 2011 г. средства полностью израсходованы в данном налоговом периоде.
При этом следует иметь в виду, что порядок признания расходов налогоплательщиками ЕСХН и УСН установлен соответствующими нормами гл. 26.1 и 26.2 Кодекса.
В частности, расходы на приобретение основных средств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм (пп. 1 п. 2, пп. 1 п. 4, п. 4, пп. 2 п. 5 ст. 346.5 Кодекса для налогоплательщиков ЕСХН; пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 Кодекса — для УСН).
Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются для целей налогообложения при применении УСН на дату реализации товаров (пп. 23 п. 1 ст. 346.16, пп. 2 п. 2 ст. 346.17 Кодекса).
Учитывая указанные положения Кодекса, доходы в виде средств финансовой поддержки (субсидии) отражаются в доходах и, соответственно, в расходах на дату признания расходов в вышеизложенном порядке.
При этом согласно п. 1 ст. 346.17 Кодекса у налогоплательщиков, применяющих УСН, датой получения доходов (в том числе доходов от реализации товаров) признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) иным способом (кассовый метод).
Таким образом, доходы, полученные от реализации товаров, в том числе приобретенных за счет средств финансовой поддержки, в полной сумме включаются в состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Например, налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в январе 2011 г. получил субсидию в размере 300 тыс. руб., закупил на эту сумму товар, например 3 шубы, и полностью реализовал его 5 марта 2011 г. за 350 тыс. руб.
Исходя из перечисленных выше норм Кодекса данный налогоплательщик с датой 05.03.2011 в графе 4 разд. I Книги отражает доход 300 тыс. руб., пропорциональный произведенным и признанным расходам на покупку товара, с одновременным отражением расходов в сумме 300 тыс. руб. в графе 5 разд. I Книги.
Таким образом, налогоплательщик отразит в Книге, что вся сумма полученной им субсидии израсходована.
Кроме того, той же датой в графе 4 разд. I Книги налогоплательщик отражает доход от реализации трех шуб в размере 350 тыс. руб., при этом в графе 5 разд. I Книги ставится прочерк, так как расходы на приобретение данного товара уже учтены в предыдущей операции.
В отношении уплаты минимального налога сообщаем следующее.
В соответствии с п. 6 ст. 346.18 Кодекса налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 Кодекса.
Учитывая, что суммы указанных выплат на содействие самозанятости безработных граждан и средств финансовой поддержки в виде субсидий отражаются в составе внереализационных доходов, данные доходы подпадают под налогообложение минимальным налогом в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Что касается налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД) (совмещающих данный режим налогообложения с иными режимами налогообложения), то следует отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 346.26 Кодекса уплата ЕНВД организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), а индивидуальными предпринимателями — от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Как следует из разъяснений, данных Минфином России в Письме от 27.07.2010 N 03-11-09/65, доведенном до сведения управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации Письмом ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/[email protected], полученные из бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемыми в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения не должны.
В то же время субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам ЕНВД на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, либо в порядке и на условиях, предусмотренных гл. 26.1 и 26.2 Кодекса.
В этой связи денежные средства в виде субсидий, выдаваемые организациям и индивидуальным предпринимателям при реализации программы по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и направленные на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, не являются доходом, полученным от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на уплату ЕНВД.
Поэтому данные суммы подлежат налогообложению у организаций, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, налогом на прибыль организаций (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН), а у индивидуальных предпринимателей, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, — налогом на доходы физических лиц (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН) в порядке, определенном соответственно гл. 25, 26.1, 26.2 и 23 Кодекса.
Данная позиция согласована с Минфином России.

Смотрите так же:  Как красиво оформить дверь своими руками

Советник государственной гражданской
службы Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ

«Главная книга», 2011, N 14
ФНС РАЗЪЯСНИЛА ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБСИДИЙ НА РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА

(Комментарий к Письму ФНС России
от 21.06.2011 N ЕД-4-3/[email protected])

В отношении субсидий, полученных на развитие бизнеса организациями и предпринимателями , с этого года действует льготный порядок налогообложения. При исчислении НДФЛ, налога на прибыль, ЕСХН и налога при УСНО субсидия учитывается в доходах так :
— в течение двух налоговых периодов со дня получения субсидии она включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии, и в сумме этих расходов;
— если к окончанию второго года субсидия (или ее часть) останется неизрасходованной, то ее надо будет включить в доходы второго года.
И теперь налоговая служба разъяснила некоторые тонкости учета этих субсидий упрощенцами и вмененщиками.
1. Что надо учесть упрощенцам с объектом «доходы». Рассмотренный выше порядок отражения субсидии в доходах по мере ее расходования распространяется на упрощенцев с объектом «доходы» при условии ведения ими учета израсходованных сумм . А это, как указала налоговая служба, означает, что такие упрощенцы (так же как и упрощенцы с объектом «доходы минус расходы») должны отражать сумму субсидии в Книге учета доходов и расходов одновременно в одинаковых суммах:
— в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы»;
— в графе 4 «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы».
Очевидно, что отраженные в Книге доходы в виде субсидии не нужно переносить в декларацию по УСНО . Хотя в рассматриваемом Письме ФНС это и не сказала, но она говорила об этом ранее в отношении субсидий на открытие собственного дела . А льготные порядки учета этих двух субсидий сходны .
2. Что надо знать упрощенцам с объектом «доходы минус расходы». Налоговая служба обратила внимание, что упрощенец, который продал товары, приобретенные за счет полученной субсидии, должен в момент получения денег от покупателя отразить в доходах не только сумму субсидии, равную покупной стоимости товаров, но и всю выручку от реализации товаров. И пояснила это на примере.
Предположим, упрощенец получил субсидию в сумме 300 000 руб. и закупил на эту сумму товары. Товары реализованы на сумму 350 000 руб.
В этом случае на дату продажи упрощенец должен в разд. I Книги учета доходов и расходов отразить:
— в графе 5 расход в сумме 300 000 руб., то есть покупную стоимость товаров, приобретенных за счет субсидии;
— в графе 4 доходы:
— в сумме 300 000 руб., то есть в сумме, израсходованной на приобретение товаров;
— в сумме 350 000 руб., то есть выручки от продажи товаров.
В результате получится, что с суммы субсидии платить налог при УСНО не нужно. А под налогообложение подпадает вся сумма полученной выручки без учета расходов на приобретение товаров. И это правильно, ведь они закуплены за счет субсидии.
Кроме того, ФНС разъяснила, что субсидии, полученные из регионального или местного бюджета на развитие бизнеса и от центра занятости населения на открытие своего дела, учитываются в доходах для целей исчисления минимального налога . Ведь в них включаются как выручка от реализации, так и внереализационные доходы, к которым как раз и относятся полученные субсидии .
3. Что надо иметь в виду вмененщикам. Налоговая служба напомнила, что в рамках «вмененной» деятельности можно учесть только субсидии, полученные на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам .
Если же организация или предприниматель ведут только «вмененную» деятельность и получают субсидию на развитие бизнеса, то ее нельзя учесть как доход от «вмененной» деятельности, даже если она полностью израсходована на эту деятельность. А значит, эта субсидия должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНО.
Но при целевом ее расходовании в течение двух налоговых периодов со дня получения налоги все равно платить не придется. Ведь доходы будут равны расходам. Правда, за эти периоды придется сдавать две декларации: одну — по ЕНВД, а другую — по налогу на прибыль (предприниматель — по НДФЛ) или по упрощенке. Подробнее об этом читайте в журнале «Главная книга», 2010, N 22, с. 29.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Пункт 4 ст. 223, п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273, пп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ).
Пункт 1 ст. 346.17 НК РФ.
Утверждена Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.
Утверждена Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н.
Пункт 2 Письма ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/[email protected]
Пункт 3 ст. 223, п. 4.1 ст. 271, п. 2.1 ст. 273, пп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17 НК РФ.
Пункт 6 ст. 346.18 НК РФ.
Статьи 250, 346.15 НК РФ.
Письмо ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/[email protected]; Письмо Минфина России от 27.07.2010 N 03-11-09/65.

Смотрите так же:  Левобережный районный мировой суд

Является ли субсидия доходом, облагающимся налогом?

Вопрос про платить ли налоги с субсидий. В 2012 году местной Администрацией было предложено мне, как Индивидуальному Предпринимателю было предложено поучаствовать в конкурсе на право заключения договора о предоставлении целевых бюджетных средств в форме субсидий для частичной компенсации затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере бытовых услуг на модернизацию оборудования. Мной были предоставлены требуемые документы- описание проекта, заявление , накладные на приобретённое оборудование ( я купила промышленные швейные машины и заказала сделать раскройный стол складной с доской для парогенератора), договор с исполнителем, акты, реестры, расчеты, всё, что требовалось. Субсидию получила в мае 2013года в размере 40% от затраченной суммы ( затратила 168980 получила 67592 руб.) из них 25000 из бюджета Шаховского муниципального района, 42592 из бюджета Московской области.В январе 2014 года , ссылаясь на проверку Контрольно-Счётной Палаты Мос.Об., мне пришло письмо из ИФНС № 19 с «сообщением о необходимости предоставить налоговую отчётность за 2012год и оплатить налог с полученной суммы».» В противном случае неповиновение влечет ответственность предусмотренную ч.1 с.19.4 КоАП. Я ЕНВДшник. 2012 год мной закрыт, отчёты сданы, налоги уплачены. Каким образом мне отчитаться и правомерны ли требования ИФНС? Еще я была приглашена на беседу в Администрацию и мне было предложено устно вернуть субсидию в бюджет Шаховского муниципального района. Прокоментируйте правомерность действий властей и моих собственных и дайте совет , что мне делать.

Ответы юристов (9)

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемый от налогообложения), изложен в ст. 217 Налогового кодекса РФ. Подобного рода субсидии, выделяемых ИП, о которых Вы пишете, этот перечень не содержит. Следовательно, требования ИФНС правомерны.

Есть вопрос к юристу?

Вопрос о том является ли субсидия доходом- спорный.

(В Письме Минфина России от 27.08.10 №03-11-11/224 — не является доходом; в Письме Минфина России от 23.09.2011 № 03-11-11/239-яв-ся)

Принимая во внимание, что указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России, направила бы письменные запросы и в адрес налоговой, и в адрес администрации, о разъяснении их «позиции»

Здравствуйте Ольга, в Вашем же вопросе и содержится ответ: «для частичной компенсации затрат». частично затраты были компенсированы, а суммы от любой хозяйствующей структуры поступающие на цели предпринимательской деятельности подлежат налогообложению.

Ольга! Данные средства подлежат учету при налогообложении: П и с ь м о
30.08.2013
№ 02-13-09/35843
Министерство финансов Российской Федерации в связи с вступлением в силу
положений Федерального закона от 02.07.2013 N 181-ФЗ «О внесении
изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в
части предоставления грантов» www.klerk.ru/doc/336570/

Требования администрации не правомерны, поскольку субсидии в форме грантов передаются на безвозмездной и безвозвратной основе, а обязанность возврата возникает в случае нарушений условий использования и если размер субсидии превышает фактически понесенные расходы. Соглашусь с мнением коллеги Каторжевской по поводу письменных обращений в ИФНС и администрацию с просьбой разъяснить их позицию.

Здравствуйте! Ольга, судя по вышенаписанному Вами ( «заключения договора о предоставлении целевых бюджетных средств в форме субсидий»), Вы заключали договор, он у Вас должен был сохраниться. Можете ли Вы отсканировать его и выложить сюда. Либо напишите четко: какие условия были для получения данной субсидии, как называлась программа (закон), в связи с которой Вы получили эту субсидию. Из написанного я поняла, что Вы сначала закупили оборудование, а потом Вам компенсировали часть этих затрат?

статья из финансовой газеты по вашему вопросу

по вопросу налогообложения субсидий, выделяемых из бюджетов разного уровня для сведения и использования в работе и для налогоплательщиков ЕНВД, ФНС направляла письмо от 27.07.2010 № 03-11-09/65 / nalog.ru/rn77/about_fts/about_nalog/3836600//:

«В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 346.26 Кодекса уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает их освобождение, в том числе, от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход).
Статьей 247 Кодекса установлено, что прибылью для российских организаций в целях главы 25 Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с названной главой Кодекса.
Пунктом 1 статьи 248 Кодекса установлено, что к доходам в целях главы 25 Кодекса относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации) и внереализационные доходы.
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Полученные из бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения, в том числе в рамках упрощенной системы налогообложения, не должны.
В то же время,субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам единого налога на вмененный доход на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, подлежат включению в состав внереализационных доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с положениями глав 25 или 26.2 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом»

Государственные и муниципальные субсидии регулируются законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

На разных системах налогообложения вопрос с субсидиями решается по разному.

Согласно письму Минфина от 27.07.2010 N 03−11−09/65, доведенном до сведения управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации письмом ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37−3/[email protected], «субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам ЕНВД на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти (а у Вас как раз другое — компенсация затрат), подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, либо в порядке и на условиях, предусмотренных главами 26.1 и 26.2 Кодекса.

В этой связи, денежные средства в виде субсидий, выдаваемые организациям и индивидуальным предпринимателям при реализации программы по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и направленные на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, не являются доходом, полученным от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на уплату ЕНВД.

Поэтому данные суммы подлежат налогообложению у организаций, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, налогом на прибыль организаций (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН), а у индивидуальных предпринимателей, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, — налогом на доходы физических лиц (налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН) в порядке, определенном, соответственно, главами 25, 26.1, 26.2 и 23 Кодекса»

Вместе с тем, есть практика ВАС РФ, не признающая получение субсидии в качестве дохода от предпринимательской деятельности, и, следовательно, возможность ее налогообложения. Вот, в частности, определение ВАС РФ от 25.03.13
№ ВАС-2842/13 по оспариванию компанией на ЕНВД штрафа за то, что не уплатили с субсидии налог на прибыль.

Полагаю, можно будет оспорить требование ИФНС об уплате недоимки в арбитражный суд.

если отношения с местной Администрацией по поводу «целевых» денег строились на основания договора или соглашения о предоставлении субсидий — характер полученных денег, порядок их налогообложения и отчетности за них помогут определить содержание, условия такого договора;

наличие сметы, отчетности по расходованию (особенно, в виде приложений к договору) может облегчить доказывание «целевого» расхода (по назначению), уменьшить список претензий в ходе споров с представителями налоговых органов относительно статьи доходов/расходов.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019