Субъекты финансового контроля и их полномочия

Субъекты государственного и муниципального финансового контроля

Бюджетным кодексом РФ определены участники бюджетного процесса, которые одновременно являются основными субъектами государственного финансового контроля:

  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • Президент РФ, органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти, в том числе Правительство РФ;
  • высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления;
  • финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы;
  • органы денежно-кредитного регулирования, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

При этом Бюджетный кодекс РФ устанавливает систему бюджетных полномочий участников бюджетного процесса.

Бюджетный кодекс РФ уделяет особое внимание органам государственного и муниципального финансового контроля, определяя особенности компетенции этих органов, их функций, методов, форм и объектов контроля.

Органы государственного и муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за ис-полнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

Полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля определяются Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ (в ред. от 29 марта 2008 г.), законами субъектов РФ о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного или муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти.

Важную роль в обеспечении действенного финансового контроля Бюджетный кодекс РФ отводит главным распорядителям бюджетных средств. Напомним, что согласно ст. 158 главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета — это орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

В области контрольных полномочий главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг. Кроме этого, главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль над использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований.

В случае необходимости и в порядке, установленном законодательством, непосредственное проведение контроля над использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.

Распорядители бюджетных средств, которыми являются органы государственной власти или местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств, также осуществляют контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Среди участников бюджетного процесса следует особо отметить полномочия Министерства финансов РФ, которое занимает главное место в системе государственного финансового контроля исполнительной власти. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федерального казначейства, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной службы страхового надзора, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ призвано в соответствии с Бюджетным кодексом РФ создавать информационно-методологические условия для осуществления эффективного государственного финансового контроля. Министерство уполномочено (ст. 165 БК РФ):

  • осуществлять методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;
  • осуществлять методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;
  • устанавливать порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливать формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Приказом Минфина РФ «Об утверждении указаний и порядке применения Бюджетной классификации РФ» от 24 августа 2007 г. № 74н (в ред. от 28 января 2008 г.)

Кроме того, Бюджетный кодекс РФ прямо предписывает Минфину России осуществлять предварительный и текущий контроль исполнения федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений.

Финансовый контроль возложен на управления, отделы и другие подразделения Министерства финансов РФ, а также на специально созданную Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (бывшее Контрольно-ревизионное управление), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Она выполняет следующие функции:

  • осуществляет контроль над целевым использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
  • участвует в разработке порядка и осуществлении контроля над поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • проводит в пределах своей компетенции ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;
  • организует и проводит самостоятельно и с привлечением аппаратов главных контролеров-ревизоров по субъектам РФ документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • осуществляет руководство деятельностью аппаратов главных контролеров-ревизоров по субъектам РФ и контроль над организацией этой деятельности;
  • разрабатывает в рамках своей компетенции проекты нормативных правовых актов и предложения по совершенствованию законодательства.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды, организации предоставляют Федеральной службе финансово-бюджетного надзора запрашиваемую информацию.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

  • давать руководителям ревизуемых организаций обязательные для них указания об устранении вскрытых нарушений;
  • в случаях, когда производимыми ревизиями выявляются нарушения законов и других нормативных документов, факты хищений денежных средств и материальных ценностей, злоупотреблений, ставить перед соответствующими руководителями вышестоящих организаций вопрос об отстранении от работы виновных должно-стных лиц с передачей материалов следственным органам;
  • вносить министру финансов РФ предложения об ограничении, приостановлении, а в необходимых случаях и прекращении финансирования из федерального бюджета организаций при выяв-лении фактов нецелевого использования ими средств, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности.

Министерство финансов РФ имеет свои территориальные органы — министерства финансов в субъектах РФ, основной задачей которых является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта или региона Российской Федерации (приказ Минфина РФ «Об утверждении положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» от 11 июля 2005 г. № 89н (в ред. от 20 сентября 2005 г.).

Наиболее важные вопросы информационно-методологического обеспечения государственного финансового контроля подготавливаются Минфином России, но требуют утверждения Правительством РФ. Так, согласно Бюджетному кодексу РФ все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы! бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и ему подотчетным. Основные задачи Счетной палаты РФ включают:

  • контроль своевременного исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Восстановление в России ранее существовавшего института казначейства вызвано необходимостью усиления контроля над движением и использованием средств федерального бюджета. Была выбрана модель, при которой государство создает свой орган, непосредственно занимающийся и контролем, и совершением операций с бюджетными средствами.

Федеральное казначейство РФ представляет собой единую централизованную систему органов, включающую Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы в субъектах Российской Федерации, городах (за исключением городов районного подчинения), районах и районах в городах. Главное управление Федерального казначейства является структурным подразделением центрального аппарата Министерства финансов РФ и подчиняется министру финансов РФ.

Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

  1. доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы фи-нансирования;
  2. ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  3. открытие в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
  4. открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  5. ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  6. ведение учета показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
  7. составление и представление в Министерство финансов РФ оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  8. получение в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы;
  9. распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  10. прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  11. управление операциями на едином счете федерального бюджета;
  12. кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  13. обеспечение проведения кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;
  14. осуществление контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Смотрите так же:  Закон об осаго 14 статья

Таким образом, Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль над выделением средств федерального бюджета. Для этого оно концентрирует на своих счетах все платежные операции федерального бюджета и проводит постоянный контроль на стадии, предшествующей выделению средств из федерального бюджета, и платежам с этих счетов.

Главное управление Федерального казначейства организует исполнение федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, исходя из принципов единства кассы и обеспеченности бюджетных расходов и платежей поступлением доходов (т.е. в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете), а также ведет сводный реестр распорядителей этих средств и контролирует прохождение средств федерального бюджета из центра на места.

Территориальные органы Федерального казначейства осуществляют предварительный и текущий контроль при финансировании расходов получателей бюджетных средств и последующий контроль в процессе исполнения федерального бюджета. Предварительному и текущему контролю над целевым использованием средств федерального бюджета ежегодно подвергаются все организации, финансируемые из федерального бюджета через лицевые счета органов Федерального казначейства.

Предварительный контроль проводится на стадии сверки соответствия плановых сметных назначений соответствующим лимитам бюджетного финансирования. Текущий контроль осуществляется на стадии финансирования расходов с лицевых счетов бюджетополучателей до момента зачисления этих средств на счета предприятий и организаций. Стадия включает проверку своевременности зачисления банками средств бюджета на счета получателей. Последующий контроль целевого использования средств осуществляется Федеральным казначейством в соответствии с планом основных вопросов экономической и контрольной работы Минфина России на соответствующий год, его заданиями по инициативе территориальных органов Федерального казначейства и во взаимодействии с другими органами государственного финансового контроля по особому плану.

Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
  • осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Федерального казначейства по согласованию с министром финансов РФ;
  • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
  • создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Федеральное казначейство в соответствии со ст. 267 БК РФ контролирует: непревышение лимитов бюджетных обязательств над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств; непревышение бюджетных ассигнований над утвержденными им бюджетными ассигнованиями; непревышение кассовых расходов над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями; непревышение кассовых выплат над доведенными до них бюджетными ассигнованиями; соответствие содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство; наличие у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, возникновение у него денежных обязательств.

Федеральное казначейство осуществляет свои контрольные функции во взаимодействии с контрольно-ревизионными управлениями в субъектах РФ, что выражается в проведении совместных проверок, а также обмене информацией. Федеральное казначейство предоставляет территориальному контрольно-ревизионному управлению (ТКРУ) информацию о наличии на территории соответствующего субъекта предприятий, организаций, использующих средства федерального бюджета. В свою очередь, ТКРУ информирует органы Федерального казначейства о результатах ревизий и проверок расходования средств федерального бюджета.

Значительную роль в осуществлении финансового контроля играет Центральный банк РФ. Его правовой статус определен Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 26 апреля 2007 г.). Одной из основных функций ЦБ РФ является финансовый контроль над деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Эту функцию он ревизует следующим образом:

  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций;
  • выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций;
  • приостанавливает их действие и отзывает их;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (ст. 4).

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора (ст. 56). Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных им обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные под-разделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами (ст. 57).

Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям (ст. 73). Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями Банка России в порядке, установленном Советом директоров или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставления информации, предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев (ст. 74).

В случае неисполнения в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

  • взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
  • потребовать от кредитной организации: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов, замены руководителей кредитной организации, осуществления реорганизации кредитной организации;
  • изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
  • ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
  • назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;
  • ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные федеральным законодательством.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством. Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи.

Контрольная функция Банка России также выражается в проведении анализа и прогнозировании состояния экономики страны в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что выполнение всех полномочий по управлению кредитной системой возложено законодательством на Центральный банк РФ.

В качестве субъекта государственного финансового контроля выступает и Федеральная налоговая служба. Ее основными задачами являются:

  • контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • участие в осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;
  • осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;
  • осуществление государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
Смотрите так же:  Налог на прибыль для ип по усн

Таможенные органы осуществляют контроль в процессе исполнения своих полномочий по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. В порядке, установленном таможенным законодательством, они привлекают к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Особое место в системе органов государственного финансового контроля занимает Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Основными задачами Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:

  • сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
  • осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Информация об операциях с денежными средствами и иным имуществом поступает в Федеральную службу от следующих субъектов:

  • организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом (кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых и лизинговых компаний, ломбардов и др.);
  • органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • Центрального банка РФ;
  • компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на то, что Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность в определенной сфере, специфика деятельности данной Федеральной службы и круг возложенных на него задач позволяет рассматривать его как элемент системы органов государственного финансового контроля.

В качестве специфического субъекта государственного финансового контроля следует также назвать Общественную палату РФ, созданную для обеспечения взаимодействия граждан и органов представительной и исполнительной власти РФ, субъектов РФ и органов местного само-управления, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти (Федеральный закон РФ «Об общественной палате РФ» от 4 апреля 2005 г. № 32, в ред. от 30 июня 2007 г.). Ее основными задачами в области контроля являются проведение об-щественной экспертизы проектов законов РФ, субъектов РФ и местного управления и осуществления контроля деятельностью Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Электронная библиотека

В нашей стране создана и достаточно успешно функциониру­ет постоянно совершенствуемая система финансового контроля. К субъектам внешнего финансового контроля относятся (рис. 2.1):

· Федеральная служба по бюджетному надзору;

· Центральный банк РФ;

· Министерство финансов РФ;

· органы представительной власти субъектов Федерации;

· контрольно-ревизионные службы органов власти;

· налоговые и таможенные органы.

Принцип разделения властей придает финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти исключительно важную роль, определяет его новое содержание. Основы этого контроля закреплены консти­туционно: в Конституции РФ, в конституциях республик в составе Федерации, а также в уставах краев, областей, других субъектов Фе­дерации. Финансовый контроль в них выделен особо.

Например, Государственная Дума рассматривает и утверждает отчет об исполнении Федерального бюджета, представляемый ей Правительством РФ (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ), а также отчеты внебюджетных государственных социальных фондов. Конт­рольные функции в области финансов выполняют также комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения (ч. 3 ст. 101 Конституции РФ).

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение кон­трольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществля­емых и уже произведенных государственных расходов. В ее задачи входит:

· организация и осуществление контроля над своевременным ис­полнением доходных и расходных статей федерального бюд­жета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объ­емам, структуре и целевому назначению;

· определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной соб­ственности;

· оценка обоснованности доходных и расходных статей проек­тов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов;

· финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а так­же иных нормативных правовых актов органов государствен­ной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на фор­мирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· анализ выявленных отклонений от установленных показате­лей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов и подготовка предложений, направлены на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

· контроль над законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных вне­бюджетных фондов в Центральном банке Российской Феде­рации, уполномоченных банках, иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

· регулярное представление Совету Федерации и Государст­венной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприя­тий.

Объектами контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фон­дов, федеральная собственность.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль над деятельностью Центрального банка Российской Феде­рации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

В своей контрольной деятельности Счетная палата РФ взаи­модействует с другими контрольными органами Российской Фе­дерации. Контрольные органы Президента и Правительства РФ, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты. Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также:

· представительные органы государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами;

· органы местного самоуправления.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и другие контролирующие органы) как органы постоянно действующего государственного финансового контроля над поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создаваемых орга­нами власти соответствующих субъектов. Названные счетные пала­ты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган – Главное контрольное управление Президента Российской Федерации (преобра­зованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации, впоследствии – Контрольного управления Президента РФ).

Основными функциями Главного контрольного управления являются:

· контроль и проверка исполнения федеральных законов, ука­зов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организа­циями;

· контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;

· подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совер­шенствовании деятельности федеральных органов испол­нительной власти и органов исполнительной власти субъек­тов РФ.

Таким образом, это орган широкой сферы контрольной деятель­ности, в состав которой входит и финансовый контроль. Для реализации своих контрольных функций Главное контроль­ное управление наделено правом:

· требовать от руководителей государственных органов, пред­приятий, учреждений и организаций документы, материалы, письменные объяснения, другую информацию, необходимую для проведения проверок в соответствии с задачами Управ­ления;

· привлекать к проверкам представителей правоохранительных и специальных органов контроля, специалистов;

· вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по ре­зультатам проверок.

Органы исполнительной государственной власти общей компе­тенции – Правительство Российской Федерации, правительства, администрации субъектов Федерации – направляют контроль­ную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль

В пределах своих полномочий Правительство РФ на основании Конституции России (ст. 114) и федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» контролирует со­ставление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет валют­ный контроль.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отне­сенным к ведению РФ и полномочиям совместного ведения Феде­рации и ее субъектов. В случае противоречия актов органов испол­нительной власти субъектов РФ федеральному законодательству и международным обязательствам РФ Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия этих актов.

Большое значение в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый госу­дарственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся Министерство финансов РФ с входящими в его систему структурными подразделениями и орга­нами, а также Министерство РФ по налогам и сборам, Государствен­ный таможенный комитет РФ, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Смотрите так же:  Приказ о положении о защите персональных данных в доу

На Министерство финансов РФ возложено проведение в рамках его компетенции государственного финансового контроля по следующим на­правлениям:

· контроль целевого использования федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджет­ных фондов;

· контроль расходов, связанных с государственным внут­ренним и внешним долгом;

· контроль формирования и сохранно­сти Государственного фонда драгоценных металлов и драго­ценных камней РФ;

· контроль использования и хранения драгоценных ме­таллов и драгоценных камней организациями и совершения сделок с ними;

· организация проверки получателей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

· страховой надзор и контроль обеспечения платежеспособ­ности страховщиков;

· контроль качества аудиторских проверок;

· контроль доходов от проведения лотерей, зарегистриро­ванных в РФ.

В связи с этим Минфин России вправе проводить комплекс­ные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других фе­деральных средств и проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов. По обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления Минфин России организует ревизии и финансовые проверки соответствующих орга­низаций.

Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по резуль­татам контроля. При установлении фактов нецелевого использо­вания средств Минфин России имеет право взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, при­останавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины.

Подобно Минфину России, в Российской Федерации функции контроля осуществляют финансовые органы субъектов Федерации в отношении соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, а также финансовые органы в системе местного самоуправления – от­носительно местных бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль осуществляют все структурные подразде­ления Министерства финансов РФ соответственно их компетенции. Однако Министерство финансов РФ имеет в своей структуре и спе­циальные подразделения для проведения финансового контроля или надзора: Департамент государственного финансового контроля и аудита, Департамент страхового надзора. В ведении Минфина России находятся федеральное казначейство и другие органы.

Департамент государственного финансового контроля и аудита создан на основании постановления Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 276 на базе нескольких упраздненных структурных подраз­делений Минфина России, в том числе Контрольно-ревизионного управления (КРУ) и Департамента организации аудиторской дея­тельности. Произведена также реорганизация контрольных органов на местах: на основе постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 886 организованы контрольно-ревизионные управления Мин­фина России в субъекте РФ (территориальные КРУ).

Основная задача деятельности территориальных управлений КРУ —осуществление последующего контроля за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью феде­ральных средств.

В процессе ревизий и проверок территориальные КРУ вправе:

· принимать меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и неэффективного расходования средств;

· давать обязательные указания об устранении этих нарушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответ­ственности виновных лиц в соответствии с законодательством РФ;

· вносить предложения о взыскании с организаций бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;

· ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушении законодательства;

· передавать материалы ревизий и проверок в правоохранитель­ные органы.

В области аудита территориальные КРУ осуществляют в соответ­ствии с поручениями Минфина России контроль над качеством про­ведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций (кроме аудита в банковской системе). По ре­зультатам этих проверок они имеют право ставить вопросы перед Минфином России об аннулировании лицензий на осуществление аудиторской деятельности.

Органы федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ, наряду с другими функциями осуще­ствляют и контроль, направленный на исполнение федерального бюджета и использование средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. Органы федерального казначейства на­делены широкими правами, обеспечивающими выполнение их контрольных функций:

· производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях проверки денежных и бухгал­терских документов, отчетов, планов, смет и т.п.;

· получать от бан­ков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих фе­деральные средства;

· изымать документы, свидетельствующие о на­рушении порядка исполнения федерального бюджета и правил со­вершения операций с внебюджетными средствами.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и его тер­риториальные органы по городам и районам. Они действуют как система специализированных органов финансового контроля, деятель­ность которых направлена на обеспечение:

· единой системы контроля над соблюдением российского налогового законодательства;

· правиль­ности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет, а также в установленных случаях – во внебюджетные фон­ды.

Налоговые органы наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) закрепил эти полномочия и санкции, уточнив и конкрети­зировав их содержание, а также порядок применения.

Налоговый контроль представляет собой установлен­ную налогово-правовыми нормами систему контрольных мероприя­тий (рис. 2.2), осуществляемую специально уполномоченными на это органами, направленную на проверку, обеспечение полноты и своевременность выполнения фискально-обязанными лицами налогового законодатель­ства.

Основными целями налогового контроля являются:

· выявление налоговых правонарушений и налоговых преступ­лений;

· предупреждение их совершения в будущем;

· обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответ­ственности.

Таким образом, налоговый контроль представляет собой систе­му мероприятий по проверке соблюдения физическими и юриди­ческими лицами налогового законодательства.

Функции налогового контроля выполняют и таможенные орга­ны. В соответствии с НК РФ таможенные органы пользуются пра­вами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Рос­сийской Федерации в соответствии с таможенным законодатель­ством Российской Федерации, Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами. Аналогично должностным лицам налого­вых органов должностные лица таможенных органов несут такие же обязанности, как и налоговые органы, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Российской Феде­рации.

Функции государственного страхового надзора, осуществляемые Департаментом страхового надзора Минфина России, ограни­чены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществля­ются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, развития страховых услуг, за­щиты прав и интересов участников страховых отношений, в связи, с чем производится контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков.

Важное место в функциях Департамента страхового надзора Минфина России занимает предварительный контроль, осуществляемый им в процессе выдачи лицензий на осуществление страховой деятельности. По результатам текущего и последующего контроля он вправе приостановить, ограничить действие лицензии или отозвать ее.

В систему государственного финансового контроля входит также финансовый контроль Банка России и кредитных учреждений. Банк России – орган банковского регулирования и банковского надзора. Его главная задача – осуществление постоянного надзора за соблюдением кредитными организациями и банковскими груп­пами банковского законодательства, нормативных актов Банка Рос­сии, установленных ими обязательных нормативов. Банк России устанавливает обязательные для кредитных орга­низаций и банковских групп правила проведения банковских опе­раций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистиче­ской отчетности, а также другой информации, предусмотренной фе­деральными законами.

Кредитные организации осуществляют предварительный и те­кущий финансовый контроль при проведении денежных опера­ций клиентов-организаций, обслуживаемых банком, при проверке представленных расчетных документов, а также при оформлении кредитов. При оформлении кредитов банк осуществляет комплекс­ную финансовую проверку организации, в том числе наличие иму­щества, способного гарантировать возврат кредита, достоверность бухгалтерского отчета. Дальнейший контроль осуществляется при организации расчетов.

Своевременный и компетентный контроль Банка России за дея­тельностью коммерческих банков создает условия стабильной рабо­ты всей финансовой системы государства.

Ведомственный финансовый контроль – это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосред­ственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финан­сов РФ, финансовых органов субъектов Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии конт­рольно-ревизионной работы Правительству РФ.

Основными задачами ведомственного контроля являются:

· контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, со­хранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ре­визионной работы;

· пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточи­тельства и всякого рода излишеств.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяй­ственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и уч­реждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контроль­ные функции в данном случае – необходимое условие процесса по­вседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль во внутрихозяйственном финансовом контроле играет бухгалтерская служба предприятий, организа­ций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет. Она обладает широкими функциями.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019