Создание следственного комитета в беларуси

О Следственном комитете для любознательных

История создания Следственного комитета Республики Беларусь

Обучение следователя

Следователь должен отлично знать уголовное право и уголовный процесс, криминалистику и судебную медицину, изучить ещё много юридических дисциплин, а также психологию и логику.

Следователь должен очень ответственно относиться к своей работе, развивать память и наблюдательность. Важными качествами являются умение наладить контакты с людьми, выдержанность и корректность.

С профессией не совместимы такие личные качества, как жестокость, агрессивность и нетерпимое отношение к людям.

На следователе лежит огромнейшая ответственность в определении и изобличении преступника. При ошибке следователя преступник останется безнаказанным.

Следователь должен обладать талантом – узнавать правду от подозреваемых, даже от тех из них, кто намеревался ее скрыть.

Поэтому следователь должен быть эмоционально устойчивым, не поддаваться натиску агрессивно настроенных людей.

И, конечно, он должен любить свою профессию, быть честным, беспристрастным и принципиальным.

Территориальные подразделения Следственного комитета

Работа следователя кажется романтичной. А в действительности самые простые, на первый взгляд, ситуации требуют при их изучении много времени и сил. И мало быть опытным профессионалом и уметь делать правильные выводы, важно иметь интуицию, эрудицию и упорство. А этого настоящим следователям не занимать.

Его работа заключается в сборе и проверке доказательств по уголовным делам. Следователь проводит допросы, очные ставки, опознания, обыски и следственные эксперименты. В ходе расследования уголовного дела осуществляется поиск улик, имеющих отношение к совершенному преступлению.

Найди слова: следователь, криминалист, эксперт, след, инструктор, улика, розыск.


Проверка навыков.

Следователь должен уметь хорошо стрелять, иметь отличную физическую подготовку, развивать в себе такие качества, как память, внимательность и интуицию.

Что делать, если вы стали жертвой преступления?

Никто из нас не застрахован от того, что не станет жертвой преступников. Как действовать в критической ситуации?

Почему надо обращаться в милицию как можно раньше?

Как будут разворачиваться события после твоего звонка?

Твои действия в тех случаях, когда ты или твои друзья стали жертвой преступников либо стали свидетелями совершения преступления. До прибытия милиции постарайтесь сохранить без изменений место происшествия. Это позволит сохранить возможные следы преступника.

Запомните приметы преступника (рост, телосложение, черты лица, цвет волос, одежду) и отличительные признаки (наличие татуировок, шрамов).

Как можно точнее определите направление, в котором скрылся преступник.

Незамедлительно наберите телефон милиции 102 и сообщите о преступлении, назвав при этом ориентиры своего местоположения и направление, куда скрылся преступник. Пока к вам на помощь направят наряд, другие наряды будут в это время заниматься его поиском.

Попросите свидетелей произошедшего (если они были) дождаться прибытия наряда.

Что происходит после того, как вы сообщили о совершении преступления по номеру телефона 102?

Оператор службы милиции принимает ваш звонок и передает информацию оперативному дежурному районного отдела внутренних дел. Затем оперативный дежурный привлекает ближайшие наряды патрульно-постовой службы милиции, дорожно-патрульной службы ГАИ к перекрытию возможных путей бегства преступника, совершившего преступление и его задержанию.

Расследовать уголовное дело будет следователь Следственного комитета. После установления всех обстоятельств и сбора доказательств дело передается в суд, который назначает преступнику наказание.

Это знает каждый сотрудник

Подумай!
Ваши знакомые пользуются этим чаще, чем вы, хотя это принадлежит вам. Что это?

Их вы знаете отлично!
Один получил свое имя за габариты, другой – за способность давать информацию, третий – за дислокацию, а четвертый предпочитает оставаться инкогнито. А как зовут пятого?

Тайное всегда будет явным.

Найди слова: след, вина, алиби, вред, ущерб, кодекс, пистолет, грабеж, разбой, кража, угон.

На место происшествия, связанное с пожаром или иным чрезвычайным происшествием, выезжают и сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям , которые участвуют в осмотре совместно со следователем в качестве специалиста.

Секреты черного чемоданчика

О работе экспертов знают немного: преступников не разыскивают, воров и убийц не задерживают, да и главными героями детективных романов и телесериалов практически никогда не бывают. Тем не менее, именно эксперты-криминалисты добывают первые доказательства – улики, оставленные злоумышленником на месте преступления. Узнать среди остальных сотрудников следственной группы экспертов несложно: у них имеется особый «знак отличия» – специальный криминалистический чемодан.

Предназначен он для осмотра обстановки места происшествия, проведения предварительных исследований, выявления, изъятия и упаковки следов и других вещественных доказательств, необходимых для раскрытия преступлений. Ни один осмотр места происшествия не может обойтись без инструментов из этого чемоданчика, который сопровождает эксперта повсюду – на кражу и грабеж, на разбой и убийство.

Всего более полусотни предметов. Неудивительно, что каждый такой чемоданчик помнит множество преступлений.

Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей, либо причинения ущерба в крупном размере, либо наступления иных тяжких последствий наказывается штрафом, арестом или лишением свободы на срок до 5 лет.

Ответственность за преступления, связанные с наркотиками

Изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов совершенные группой лиц, либо в крупном размере, либо сбыт на территории учреждения образования, организации здравоохранения, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массовых мероприятий либо заведомо несовершеннолетнему наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

А изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов , совершенные организованной группой либо сопряженные с изготовлением или переработкой с использованием лабораторной посуды или лабораторного оборудования, предназначенных для химического синтеза наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.

Вышеуказанные действия, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотиков, наказываются лишением свободы на срок от 12 до 25 лет.

Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенное в отношении двух или более лиц, либо несовершеннолетнего наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Что может понадобиться следователю?

Я хочу стать следователем

Понятно, что для того, чтобы стать следователем, требуется юридическое образование, так как без знания законодательства работать в этой сфере невозможно. Поэтому сотрудниками Следственного комитета могут стать граждане, имеющие, как правило, высшее юридическое образование, способные по своим личным, моральным и деловым качествам, состоянию здоровья выполнять задачи, возложенные на Следственный комитет .

Сотрудники Следственного комитета обеспечиваются формой, знаками различия по специальным званиям, а также служебным удостоверением и жетоном с личным номером.

Установлены следующие основания, по которым граждане не могут быть приняты на службу в Следственный комитет : совершение ранее преступления; наличие подтвержденного медицинским заключением заболевания или иного противопоказания, препятствующих исполнению служебных обязанностей.

Граждане, впервые принятые на службу, приносят присягу.
А девизом Следственного комитета стали слова «Закон. Справедливость. Отечество».


Трудно, но возможно!

Из автомашины украдена автомагнитола. Кто мог совершить кражу?

Создание следственного комитета в беларуси

Связанная с этим событием реформа силовых органов была проведена в крайне сжатые сроки и привела появлению разнообразных версий о том, кому и зачем это нужно и почему это случилось именно в 2011 году.

В частности, не без оснований делаются предположения о том, что новый силовой орган усиливает влияние Александра Лукашенко. Свои резоны есть и у сторонников версии об усилении позиций Виктора Лукашенко. Наконец, достаточно обоснованной выглядит версия о том, что СК пролоббировали сами силовики, резко усилившие свое влияние после 19 декабря 2010 г.

Прошедший год дал много материала для подробного анализа этих и других версий. Ниже предпринята попытка собрать доступную информацию о Следственном комитете и наметить предварительные контуры такого анализа.

Что это за структура

СК – это новая структура республиканского масштаба, которая подчиняется президенту и объединяет в себе функции ведения предварительного следствия по преступлениям, предусмотренным Особенной частью Уголовного кодекса. Ранее такое следствие могли вести четыре разных органа: Прокуратура, Министерство внутренних дел, Департамент финансовых расследований Комитета госконтроля и Комитет госбезопасности.

При этом КГБ сохраняет право ведения предварительного следствия по ст. 124–126 (преступления против мира и безопасности человечества), 228 (контрабанда), 229 (незаконные экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля), 289–290-1 (терроризм), 356–361 (преступления против государства), 371 и 373–375 (преступления против порядка управления) УК. В свою очередь, Прокуратура сохранила свое право осуществления надзора за следствием.

СК был сформирован в очень сжатые сроки из сотрудников Прокуратуры, МВД и ДФР КГК. По свидетельству его председателя В. Вакульчика, более 4000 вакансий были заняты в течение полутора месяцев. Всего в СК будет работать около 5000 гражданских и негражданских сотрудников (имеющих специальные звания).

Элитарный гибрид МВД и Прокуратуры

В указе о создании Следственного комитета прослеживается идея создать гибридный орган из МВД и Прокуратуры, что хорошо заметно в установленных правилах оплаты труда и распределении некоторых льгот. Негражданский персонал СК — сотрудники, имеющие специальные звания, — пользуется объединенными льготами, которыми частично обладают сотрудники органов внутренних дел и прокуратуры.

Так, размеры выплат денежного довольствия (кроме должностных окладов) негражданскому персоналу СК соответствуют условиям оплаты труда, установленным для лиц начальствующего и рядового состава структур МВД. Должностной оклад Председателя Следственного комитета соответствует должностному окладу Министра внутренних дел.

Отдельно регулируется оплата труда следователей — их оклады устанавливаются на уровне должностных окладов, которые до вступления Указа в силу были установлены для прокурорских работников следственного аппарата органов прокуратуры.

У принятых в СК сотрудников также сохраняется классность и засчитывается стаж работы на прежней должности. Весь негражданский персонал СК имеет право хранить, носить и применять боевое и служебное оружие в соответствии с законом.
Негражданские сотрудники СК, а также члены их семей, вправе рассчитывать на материальное, пенсионное, социальное и иное обеспечение в порядке и на условиях, установленных законодательством для лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей, если иное не предусмотрено Указом о создании СК и иными законодательными актами.

Особенно интересно, что на негражданских сотрудников СК распространяется действие социально-правовых гарантий для прокурорских работников. А именно, тем сотрудникам СК, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, в течение шести месяцев после назначения на должность или постановки на учет будут предоставлены служебные жилые помещения государственного жилищного фонда в виде квартиры или жилого дома на условиях договора найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда.

Наконец, негражданский персонал СК и их семьи при переводе или увольнении или переезде в другую местность получают право на проезд и перевозку собственного имущества весом до 10 тонн за счет средств государства. Поэтому вполне вероятно, что некоторые особенно счастливые сотрудники СК уже к лету смогут бесплатно переехать в новое жилище.

Предыстория создания СК

Дискуссия о необходимости создания единого органа предварительного расследования в Беларуси велась, как минимум, с 2008 года. Тогда, в августе, на уровне замгенпрокурора В. Конона было заявлено о возможности создания единого СК при Генеральной прокуратуре — по модели, осуществленной в России.

Через год уже президент Лукашенко категорично заявил, что создание единого СК нельзя откладывать. Важным уточнением стало то, что глава государства настаивал на подчиненности СК не Генпрокуратуре, а президенту. При этом А. Лукашенко отдельно высказал недовольство работой прокураторы по пресечению коррупционных преступлений: по его информации, сами прокурорские работники грешили взяточничеством, лоббированием интересов компаний и злоупотребляли служебными полномочиями.

Но, несмотря на заявленную неотложность вопроса, создание СК пришлось перенести еще на 2 года. 2 августа 2011 г. на совещании у А. Лукашенко было принято решение о создании СК по президентской модели и без «тестового» периода функционирования СК при Генпрокуратуре, как это было в России до января 2011 г. (15 января в России был создан отдельный Следственный комитет). Указ о белорусском Следственном комитете был подписан 12 сентября 2011 г. и отводил на его создание всего 4 месяца.

Аргументы для ускорения

Следует отметить, что наиболее сильным публичным аргументом в пользу создания белорусского СК при президенте РБ оказался теракт в минском метро 11 апреля 2011 года. Как следует из официальной версии теракта, именно серия фатальных недоработок следственных подразделений правоохранительных органов РБ позволила Д. Коновалову осуществить свои планы.

Очевидно, что и высокопоставленным участникам августовского совещания, и другим сотрудникам следственных подразделений белорусских силовых органов возразить на это было нечего. Кроме этого, президент выдал целый пакет статданных о проблемах предварительного следствия в республике. Например, в ходе судебных расследований только в первом полугодии 2011 г. были прекращены уголовные дела или вынесены оправдательные приговоры в отношении более 150 человек.

Не менее важным публичным аргументом в пользу объединения следственных структур была названа «нездоровая» конкуренция разных силовых органов, которые якобы преследовали свои ведомственные интересы и стремились «защищать своих следователей от нападок». Не обошли вниманием и «двойной» статус Прокуратуры, которая имела право проводить расследования и одновременно осуществлять надзор за следствием.

Случайно или нет, но в день этого совещания у президента (2 августа) был вынесен приговор бывшему старшему следователю по особо важным делам Генеральной прокуратуры Светлане Байковой, которая расследовала коррупционные махинации на таможне «Западный Буг» с вероятным участием высокопоставленных белорусских силовиков и была арестована КГБ.

Инкубатор для элит

Таким образом, краткая история создания Следственного комитета обнаруживает как минимум два родимых пятна этой новой структуры: теракт в минском метро и угроза “огня по своим” среди силовиков. Провалы следствия по многочисленным делам “витебских террористов” позволили президенту настоять на создании СК в ускоренном режиме и подчинить его себе, а не Генпрокуратуре.

Кроме этого, угроза продолжения ведомственной войны между силовыми ведомствами, вероятно, убедила их руководство в том, что безопасней для всех будет отдать предварительное следствие под контроль президенту. Реплики начальников МВД, КГБ, Генпрокуратуры и Комитета госконтроля 2 августа 2011 г. отличались поразительным единодушием с мнением главы государства.

Наконец, новая военизированная структура при президенте уже приобрела элитарный имидж, подкрепленный существенными льготами для своих сотрудников, и наверняка станет желанным местом работы для перспективной белорусской молодежи. Так, руководство СК уже объявило, что в первую очередь желает видеть в нем выпускников Академии МВД и юридических факультетов вузов.

Запуск Следственного комитета в 2012 году можно смело называть революцией в силовых органах. Представляется, что больше всего от нее выиграл президент Лукашенко, который кроме привычного статуса гаранта Конституции возложил на себя еще и полномочия верховного блюстителя справедливости. После этой реформы силовых органов в Беларуси станет особенно сложно вести дела за спиной президента и его ближайшего окружения, будь то на государственной службе, в силовых органах, в бизнесе или в политике.

Смотрите так же:  69 приказ мчс

Для белорусских чиновников, деловых людей и самих силовиков новая ситуация означает, как минимум, необходимость срочно пересмотреть привычные правила игры. Говоря абстрактно, если у вас были доверительные отношения с сотрудниками следственных органов МВД или КГК, что гарантировало вам здоровой сон и сохранность вкладов, то теперь эти отношения придется выстраивать заново и, вероятно, уже с другими людьми.

Изучение кадрового состава Следственного комитета, а также громких уголовных процессов 2011 года даст дополнительный материал для оценки версий о том, кто и в какой степени выиграл и проиграл от создания этой структуры.

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 №403-З «О Следственном комитете Республики Беларусь»

(Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года)

Документ зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов РБ 17 июля 2012 г. N 2/1955

Принят Палатой представителей 27 июня 2012 года Одобрен Советом Республики 29 июня 2012 года

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы деятельности Следственного комитета Республики Беларусь (далее, если не определено иное, — Следственный комитет), его основные задачи и полномочия, а также полномочия, гарантии правовой и социальной защиты его сотрудников.

Статья 1. Следственный комитет

Следственный комитет — единая и централизованная система государственных правоохранительных органов, являющихся органами предварительного следствия и осуществляющих полномочия в сфере досудебного уголовного производства.

Следственный комитет является военизированной организацией, имеет официальные геральдические символы.

Следственный комитет подчиняется Президенту Республики Беларусь.

В подчинении Следственного комитета могут находиться организации, обеспечивающие деятельность Следственного комитета.

Статья 2. Правовая основа деятельности Следственного комитета

Правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, правовые акты Президента Республики Беларусь, уголовно-процессуальное законодательство, иные акты законодательства и международные договоры Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора Республики Беларусь.

Статья 3. Принципы деятельности Следственного комитета

Деятельность Следственного комитета осуществляется на принципах:

открытости и гласности в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не определено иное, — граждане), о государственных секретах, тайне предварительного следствия и иной охраняемой законодательными актами тайне;

единства системы Следственного комитета и централизации управления;

независимости при осуществлении своих полномочий от деятельности других государственных органов, политических партий, других общественных объединений и иных организаций.

Статья 4. Основные задачи Следственного комитета

Основными задачами Следственного комитета являются:

всестороннее, полное, объективное и оперативное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством;

защита прав и законных интересов граждан, организаций, защита государственных и общественных интересов, соблюдение законности при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного следствия;

совершенствование следственной работы, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия;

выявление нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;

участие в пределах своей компетенции в реализации государственной уголовной политики, разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере правоохранительной деятельности;

осуществление в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере досудебного уголовного производства.

Статья 5. Взаимодействие Следственного комитета с другими государственными органами, иными организациями и гражданами

Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами и иными организациями, в том числе правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств, международными организациями, и гражданами в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие Следственному комитету в выполнении возложенных на него задач.

Граждане могут добровольно оказывать содействие Следственному комитету в выполнении возложенных на него задач.

ГЛАВА 2 СИСТЕМА СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

Статья 6. Система Следственного комитета

Систему Следственного комитета составляют:

центральный аппарат Следственного комитета;

управления Следственного комитета по областям и г. Минску;

районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета.

Статья 7. Центральный аппарат Следственного комитета

Центральный аппарат Следственного комитета возглавляет систему Следственного комитета и осуществляет в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере предварительного следствия.

В структуру центрального аппарата Следственного комитета входят главные управления, управления, отделы, секторы (группы) и иные подразделения.

Центральный аппарат Следственного комитета является юридическим лицом, имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Статья 8. Управления Следственного комитета по областям и г. Минску

Управления Следственного комитета по областям и г. Минску непосредственно подчинены центральному аппарату Следственного комитета.

Управления Следственного комитета по областям и г. Минску осуществляют руководство районными (межрайонными), городскими, районными в городах отделами Следственного комитета, а также контроль за их деятельностью.

В структуру управлений Следственного комитета по областям и г. Минску входят управления, отделы, секторы (группы) и иные подразделения.

Управления Следственного комитета по областям и г. Минску являются юридическими лицами, имеют печати и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Статья 9. Районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета

Районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета непосредственно подчинены соответствующим управлениям Следственного комитета по областям и г. Минску.

Районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета являются юридическими лицами, имеют печати и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Статья 10. Полномочия Следственного комитета

Следственный комитет в соответствии с возложенными на него задачами:

организует и осуществляет проверку заявлений и сообщений о преступлениях;

осуществляет предварительное следствие по уголовным делам;

осуществляет мероприятия по поддержанию на надлежащем уровне качества предварительного следствия;

участвует в пределах своей компетенции в реализации государственной уголовной политики, государственных программ в сфере обеспечения национальной безопасности;

вправе привлекать к участию в проверках по заявлениям и сообщениям о преступлениях должностных лиц других правоохранительных, контролирующих (надзорных) органов, а также специалистов других государственных органов и иных организаций;

вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных органов и иных организаций документы, материалы и иную информацию, необходимые для выполнения возложенных на Следственный комитет задач;

вправе требовать и получать от организаций и граждан необходимые сведения и объяснения, относящиеся к находящимся в производстве уголовным делам, материалам проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях, назначать инвентаризации и проводить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проверки, истребовать и при необходимости в установленном законодательством порядке изымать документы, образцы сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денежных средств и иного имущества;

использует на безвозмездной основе с соблюдением требований законодательства об обеспечении защиты информации информационные системы, базы и банки данных, в том числе других государственных органов и иных организаций;

имеет и использует в соответствии с законодательством оружие, боеприпасы к нему, специальные средства, транспортные средства, в том числе оперативного назначения, средства связи, организационную технику, средства и системы охраны, здания, сооружения и иное имущество;

организует и проводит мероприятия по обеспечению в Следственном комитете собственной безопасности и защиты государственных секретов;

осуществляет учет и хранение уголовных дел, материалов проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях, других материалов, относящихся к деятельности Следственного комитета;

реализует в соответствии с законодательством право на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь и закрепленным на праве оперативного управления за Следственным комитетом;

принимает меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников Следственного комитета, граждан Республики Беларусь, уволенных со службы в Следственном комитете в запас (отставку), членов их семей, гражданского персонала Следственного комитета, а также членов семей погибших (умерших) сотрудников Следственного комитета;

организует и проводит идеологическую работу, осуществляет мероприятия по укреплению исполнительской, служебной и трудовой дисциплины в Следственном комитете;

рассматривает в соответствии с законодательством обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, организует личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и представителей юридических лиц;

участвует в обеспечении исполнения гражданами Республики Беларусь воинской обязанности;

организует и проводит семинары, совещания, учебные сборы, научно-практические конференции, в том числе международные, создает рабочие группы, комиссии, советы, включая межведомственные;

осуществляет международное сотрудничество, участвует в заключении международных договоров Республики Беларусь, в том числе межведомственного характера;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 11. Полномочия центрального аппарата Следственного комитета

Центральный аппарат Следственного комитета помимо полномочий, предусмотренных статьей 10 настоящего Закона, при выполнении возложенных на него задач:

обеспечивает руководство подчиненными органами предварительного следствия, осуществляет контроль за их деятельностью;

организует контроль за реализацией мероприятий по поддержанию на надлежащем уровне качества предварительного следствия, определяет критерии оценки эффективности следственной работы. При этом показатели, связанные с состоянием и динамикой преступности, для оценки эффективности следственной работы не применяются;

определяет основные направления совершенствования следственной работы, принимает меры по их реализации, внедрению в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия;

принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты;

разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, участвует в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, разработке государственных программ в сфере обеспечения национальной безопасности;

осуществляет централизованное информационно-аналитическое обеспечение Следственного комитета;

создает информационные системы, базы, банки данных и обеспечивает их эксплуатацию;

устанавливает единый порядок формирования и представления форм ведомственной статистической отчетности (наблюдения) о следственной работе, процессуальном контроле, рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, рассмотрении обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, финансовой и кадровой деятельности, материально-техническом обеспечении Следственного комитета;

осуществляет мероприятия по организации мобилизационной работы в Следственном комитете;

организует материальное, пенсионное, социальное и иное обеспечение, медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение и оздоровление сотрудников Следственного комитета, граждан Республики Беларусь, уволенных со службы в Следственном комитете в запас (отставку), членов их семей, гражданского персонала Следственного комитета, а также членов семей погибших (умерших) сотрудников Следственного комитета;

организует работу по реализации государственной кадровой политики в Следственном комитете, включающей организацию подбора, расстановки, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации сотрудников, гражданского персонала Следственного комитета, формирование резерва руководящих кадров;

разрабатывает порядок материально-технического обеспечения Следственного комитета, нормы обеспечения Следственного комитета вооружением и специальными средствами, нормы снабжения сотрудников Следственного комитета предметами формы одежды, знаками различия по специальным званиям и иным вещевым имуществом;

вправе приобретать оружие, боеприпасы к нему, специальные средства, транспортные средства, в том числе оперативного назначения, средства связи, организационную технику, средства и системы охраны, здания, сооружения и иное имущество;

вправе выпускать печатные средства массовой информации;

устанавливает порядок ведения делопроизводства в Следственном комитете;

устанавливает порядок учета и хранения уголовных дел, материалов проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях, других материалов, относящихся к деятельности Следственного комитета;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

ГЛАВА 3 РУКОВОДСТВО СЛЕДСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ

Статья 12. Полномочия Президента Республики Беларусь по руководству Следственным комитетом

Президент Республики Беларусь:

осуществляет общее руководство Следственным комитетом;

утверждает Положение о центральном аппарате Следственного комитета Республики Беларусь, Положение о порядке прохождения службы в Следственном комитете Республики Беларусь, Дисциплинарный устав Следственного комитета Республики Беларусь;

устанавливает штатную численность Следственного комитета и организаций, обеспечивающих его деятельность;

согласовывает структуру центрального аппарата Следственного комитета;

принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, обеспечивающих деятельность Следственного комитета, определяет их задачи и функции, правовой статус работников этих организаций;

учреждает официальные геральдические символы Следственного комитета;

утверждает перечень должностей высшего начальствующего состава Следственного комитета и соответствующие этим должностям специальные звания;

назначает на должности, отстраняет, освобождает от должностей Председателя Следственного комитета, его заместителей, начальников управлений Следственного комитета по областям и г. Минску;

присваивает лицам начальствующего состава Следственного комитета специальное звание «полковник юстиции» и специальные звания высшего начальствующего состава;

награждает сотрудников, гражданский персонал Следственного комитета государственными наградами;

устанавливает порядок материально-технического обеспечения Следственного комитета, нормы обеспечения Следственного комитета вооружением и специальными средствами, нормы снабжения сотрудников Следственного комитета предметами формы одежды, знаками различия по специальным званиям и иным вещевым имуществом;

принимает решения по вопросам правовой и социальной защиты сотрудников Следственного комитета, граждан Республики Беларусь, уволенных со службы в Следственном комитете в запас (отставку), членов их семей, гражданского персонала Следственного комитета, а также членов семей погибших (умерших) сотрудников Следственного комитета;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 13. Полномочия Председателя Следственного комитета

Председатель Следственного комитета:

осуществляет непосредственное руководство Следственным комитетом;

осуществляет контроль за качеством предварительного следствия и эффективностью деятельности Следственного комитета;

несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Следственный комитет задач, а также за состояние идеологической работы в Следственном комитете;

информирует Президента Республики Беларусь о состоянии следственной работы и мерах по повышению ее эффективности;

издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения сотрудниками, гражданским персоналом Следственного комитета, отменяет противоречащие законодательству правовые акты должностных лиц Следственного комитета;

вносит в порядке, установленном законодательными актами, на рассмотрение Президента Республики Беларусь:

представления о назначении на должности, об отстранении, освобождении от должностей заместителей Председателя Следственного комитета, начальников управлений Следственного комитета по областям и г. Минску, о присвоении лицам начальствующего состава Следственного комитета специального звания «полковник юстиции» и специальных званий высшего начальствующего состава, награждении государственными наградами сотрудников, гражданского персонала Следственного комитета;

порядок материально-технического обеспечения Следственного комитета, нормы обеспечения Следственного комитета вооружением и специальными средствами, нормы снабжения сотрудников Следственного комитета предметами формы одежды, знаками различия по специальным званиям и иным вещевым имуществом;

предложения о штатной численности Следственного комитета и организаций, обеспечивающих его деятельность, о создании, реорганизации и ликвидации организаций, обеспечивающих деятельность Следственного комитета;

предложения по вопросам правовой и социальной защиты сотрудников Следственного комитета, граждан Республики Беларусь, уволенных со службы в Следственном комитете в запас (отставку), членов их семей, гражданского персонала Следственного комитета, а также членов семей погибших (умерших) сотрудников Следственного комитета;

Смотрите так же:  Наследство при смерти брата

в пределах установленной штатной численности Следственного комитета и организаций, обеспечивающих деятельность Следственного комитета, определяет по согласованию с Президентом Республики Беларусь структуру центрального аппарата Следственного комитета, утверждает его штатное расписание, структуру и штатное расписание управлений Следственного комитета по областям и г. Минску, районных (межрайонных), городских, районных в городах отделов Следственного комитета и организаций, обеспечивающих деятельность Следственного комитета, перераспределяет исходя из объема следственной работы штатную численность в системе Следственного комитета (кроме штатной численности центрального аппарата Следственного комитета);

распределяет обязанности между своими заместителями, определяет полномочия руководителей подразделений центрального аппарата Следственного комитета, делегирует часть предоставленных ему полномочий своим заместителям, начальникам управлений Следственного комитета по областям и г. Минску, руководителям организаций, обеспечивающих деятельность Следственного комитета;

утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Следственного комитета, об управлениях Следственного комитета по областям и г. Минску, о районных (межрайонных), городских, районных в городах отделах Следственного комитета, уставы организаций, обеспечивающих деятельность Следственного комитета;

утверждает перечни должностей рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава Следственного комитета, соответствующие этим должностям специальные звания, а также перечень должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом Следственного комитета;

обеспечивает реализацию государственной кадровой политики в Следственном комитете;

назначает на должности, отстраняет, освобождает от должностей сотрудников, гражданский персонал Следственного комитета, если иное не предусмотрено абзацем девятым статьи 12 настоящего Закона, в соответствии с законодательством отстраняет их от исполнения служебных обязанностей, применяет к ним меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания;

в пределах своей компетенции присваивает специальные звания, понижает и восстанавливает в специальных званиях;

принимает меры по соблюдению сотрудниками, гражданским персоналом Следственного комитета исполнительской, служебной и трудовой дисциплины, поддержанию на высоком уровне их морально-психологического состояния, а также по улучшению условий их труда, отдыха и быта;

утверждает образцы служебных удостоверений и жетона с личным номером сотрудников Следственного комитета;

устанавливает порядок выплаты денежного довольствия сотрудникам и заработной платы гражданскому персоналу Следственного комитета, порядок и размеры оказания материальной помощи, выплаты предусмотренных законодательством надбавок, доплат, премий и вознаграждений сотрудникам, гражданскому персоналу Следственного комитета;

в пределах своей компетенции обеспечивает соблюдение в Следственном комитете требований по защите государственных секретов;

устанавливает в соответствии с законодательством нормы положенности транспортных средств, средств связи, иных материально-технических средств, необходимых для оснащения Следственного комитета, нормативы эксплуатации и порядок списания материальных и денежных средств;

устанавливает с учетом требований законодательных актов порядок хранения и ношения оружия сотрудниками Следственного комитета;

распределяет средства, выделяемые из республиканского бюджета на содержание Следственного комитета, в пределах своей компетенции вносит в Совет Министров Республики Беларусь предложения по проекту республиканского бюджета на очередной финансовый год и отчет об исполнении его в части, касающейся Следственного комитета;

действует без доверенности от имени Следственного комитета и представляет его интересы в государственных органах и иных организациях, распоряжается имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь и закрепленным на праве оперативного управления за центральным аппаратом Следственного комитета, управлениями Следственного комитета по областям и г. Минску, районными (межрайонными), городскими, районными в городах отделами Следственного комитета;

вправе обращаться в Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь с запросами о даче разъяснений по вопросам применения законодательства с учетом судебной практики;

поощряет в соответствии с законодательством граждан, принявших активное участие в борьбе с преступностью;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 14. Коллегия Следственного комитета

В Следственном комитете для рассмотрения основных вопросов деятельности создается коллегия, численность и персональный состав которой утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Заседание коллегии Следственного комитета считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решения коллегии Следственного комитета принимаются простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании, и оформляются постановлениями коллегии Следственного комитета. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Порядок подготовки материалов для рассмотрения коллегией Следственного комитета, проведения ее заседаний устанавливается Председателем Следственного комитета.

Следственным комитетом для координации деятельности с другими государственными органами могут проводиться совместные заседания коллегий Следственного комитета и других государственных органов.

ГЛАВА 4 СОТРУДНИКИ И ГРАЖДАНСКИЙ ПЕРСОНАЛ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА. СЛУЖБА В СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ

Статья 15. Сотрудники Следственного комитета

Сотрудниками Следственного комитета являются граждане Республики Беларусь, имеющие, как правило, высшее юридическое образование, способные по своим личным, моральным и деловым качествам, состоянию здоровья выполнять задачи, возложенные на Следственный комитет, принятые на службу в Следственный комитет, которым присвоено специальное звание, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

На должности рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава Следственного комитета принимаются граждане Республики Беларусь, как правило, не старше 25 лет.

Военнообязанные, принятые на службу в Следственный комитет, снимаются с воинского учета и состоят в кадрах Следственного комитета.

Сотрудники Следственного комитета обеспечиваются предметами формы одежды, знаками различия по специальным званиям, а также служебным удостоверением и жетоном с личным номером.

Граждане Республики Беларусь не могут быть приняты на службу в Следственный комитет в случае:

совершения ранее преступления;

несоответствия требованиям, предусмотренным частями первой и второй настоящей статьи;

признания их недееспособными или ограниченно дееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

отказа от прохождения специальной проверки или процедуры оформления допуска к государственным секретам;

отказа от представления деклараций о доходах и имуществе или умышленного внесения в них неполных либо недостоверных сведений;

наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания или иного противопоказания, препятствующих исполнению ими служебных обязанностей;

наличия иных обстоятельств, предусмотренных законодательными актами.

Статья 16. Ограничения, связанные со службой в Следственном комитете

Сотрудники Следственного комитета не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

Сотрудникам Следственного комитета запрещено заниматься другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, творческой, осуществляемой по согласованию с руководителем органа Следственного комитета, в котором сотрудник Следственного комитета проходит службу (в отношении руководителя органа Следственного комитета — по согласованию с его непосредственным начальником), получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.

Законодательными актами могут устанавливаться иные ограничения, связанные со службой в Следственном комитете.

Статья 17. Присяга сотрудника Следственного комитета

Граждане Республики Беларусь, впервые принятые на службу в Следственный комитет, приносят Присягу, текст которой утверждается Президентом Республики Беларусь.

Порядок принесения Присяги устанавливается Председателем Следственного комитета.

Статья 18. Полномочия сотрудников Следственного комитета

Сотрудники Следственного комитета в пределах своей компетенции при выполнении возложенных на Следственный комитет задач вправе:

беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые государственными органами и иными организациями, и иметь в соответствии с законодательными актами доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у них в производстве заявления или сообщения о преступлении или осуществления предварительного следствия по уголовному делу;

входить с соблюдением порядка, установленного законодательными актами, в жилые и иные законные владения граждан, на принадлежащие им земельные участки при предотвращении, пресечении преступления, преследовании лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;

требовать и получать в порядке, установленном законодательными актами, от должностных лиц государственных органов и иных организаций необходимые документы, материалы, иные сведения, требовать от них выделения специалистов для выяснения вопросов, возникших в ходе проверки заявления или сообщения о преступлении и осуществления предварительного следствия по уголовному делу;

использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие организациям или гражданам, для выполнения неотложных служебных обязанностей, связанных с преследованием лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, при принятии надлежащих мер по обеспечению безопасности водителя и пассажиров транспортного средства, а также использовать при необходимости в служебных целях средства связи, принадлежащие организациям или гражданам. По требованию собственников, владельцев транспортных средств, средств связи Следственный комитет возмещает им расходы и (или) причиненный вред в порядке, установленном законодательством;

направлять в порядке, установленном законодательством, на освидетельствование лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения, состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

проверять у граждан при производстве по материалам и уголовным делам документы, удостоверяющие их личность;

изымать при проведении проверки по заявлению или сообщению о преступлении и осуществлении предварительного следствия по уголовному делу имущество и предметы, запрещенные к обороту на территории Республики Беларусь, документы, имеющие признаки подделки, информационную продукцию, содержащую призывы к экстремистской деятельности либо пропагандирующую такую деятельность, и принимать по ним решения в соответствии с законодательством;

временно ограничивать или запрещать доступ граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их покинуть определенное место для проведения процессуальных действий;

вносить в соответствии с законодательными актами в государственные органы, иные организации и должностным лицам представления об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений (далее, если не определено иное, — правонарушения), и участвовать в рассмотрении государственными органами и иными организациями этих представлений;

хранить, носить, применять и использовать оружие, применять физическую силу, специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами;

осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

Сотрудники Следственного комитета исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью.

Статья 19. Обязательность выполнения законных требований сотрудников Следственного комитета

Законные требования сотрудников Следственного комитета обязательны для выполнения всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами.

Невыполнение законных требований сотрудников Следственного комитета, другие действия, препятствующие выполнению возложенных на Следственный комитет задач, посягательство либо угроза посягательства на жизнь, здоровье, честь, достоинство, имущество сотрудников Следственного комитета, а также совершение указанных действий в отношении их близких в связи с исполнением сотрудниками Следственного комитета служебных обязанностей влекут ответственность, установленную законодательными актами.

Статья 20. Гражданский персонал Следственного комитета

Гражданский персонал Следственного комитета состоит из государственных служащих и работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность Следственного комитета.

Права и обязанности гражданского персонала Следственного комитета определяются законодательством о труде и о государственной службе.

Государственные служащие Следственного комитета при осуществлении полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством, пользуются правами и на них распространяются гарантии правовой и социальной защиты, установленные настоящим Законом и иными законодательными актами для сотрудников Следственного комитета.

Статья 21. Служба в Следственном комитете

Служба в Следственном комитете является видом государственной службы в Республике Беларусь.

Прохождение службы в Следственном комитете включает прием на службу, назначение на должность, присвоение специального звания, аттестацию, увольнение со службы в Следственном комитете, а также другие обстоятельства (события), которые в соответствии с законодательством определяют служебно-правовое положение сотрудников Следственного комитета.

Служба в Следственном комитете на должностях, подлежащих замещению лицами среднего, старшего и высшего начальствующего состава Следственного комитета, засчитывается в стаж государственной службы на условиях и в порядке, установленных законодательными актами.

Порядок и условия прохождения службы в Следственном комитете, в том числе перечень специальных званий сотрудников Следственного комитета и порядок их присвоения, устанавливаются Положением о порядке прохождения службы в Следственном комитете Республики Беларусь.

ГЛАВА 5 ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

Статья 22. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками Следственного комитета

Сотрудники Следственного комитета при осуществлении полномочий Следственного комитета имеют право применять физическую силу, специальные средства, применять и использовать оружие, если иными способами их осуществление не представляется возможным.

Физическая сила, специальные средства применяются, оружие применяется и используется исходя из складывающейся обстановки по усмотрению сотрудника Следственного комитета в случаях, предусмотренных настоящим Законом. Применению физической силы, специальных средств и оружия должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они могут быть применены, предупреждение сотрудником Следственного комитета о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни сотрудника Следственного комитета, иных граждан либо может повлечь иные тяжкие последствия.

В случае, когда избежать применения физической силы, специальных средств, применения и использования оружия невозможно, сотрудник Следственного комитета обязан стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи.

Сотрудник Следственного комитета, применивший физическую силу, специальные средства, применивший или использовавший оружие, незамедлительно докладывает об этом своему непосредственному начальнику.

О ранении или смерти лица вследствие применения к нему сотрудником Следственного комитета физической силы, специальных средств, применения или использования оружия незамедлительно уведомляется соответствующий прокурор.

Сотрудник Следственного комитета не несет ответственности за вред, причиненный в связи с применением физической силы, специальных средств, применением или использованием оружия в случаях, предусмотренных настоящим Законом, и при наличии одного из обстоятельств, исключающих преступность деяния, признание деяния административным правонарушением, установленных соответственно Уголовным кодексом Республики Беларусь, кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Применение физической силы, специальных средств, применение или использование оружия с нарушением требований настоящего Закона влекут ответственность, установленную законодательными актами.

Статья 23. Применение физической силы сотрудниками Следственного комитета

Сотрудники Следственного комитета вправе применить физическую силу (в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства) для предотвращения, пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, самообороны, преодоления противодействия их законным требованиям, если ненасильственными способами это сделать невозможно.

Статья 24. Применение специальных средств сотрудниками Следственного комитета

Сотрудники Следственного комитета вправе применить наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, устройства для принудительной остановки транспортных средств и другие специальные средства в случае:

отражения нападения на сотрудника Следственного комитета, иных граждан;

отражения нападения на здания, помещения, сооружения, транспортные средства Следственного комитета;

пресечения неповиновения или сопротивления законному требованию сотрудника Следственного комитета или иных лиц, исполняющих служебные обязанности по предотвращению, пресечению правонарушений;

задержания и доставления в органы предварительного следствия подозреваемых или обвиняемых, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а также лиц, задержанных по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, лиц, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление либо имеются основания полагать, что они могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;

Смотрите так же:  Использовать мат капитал на погашение ипотеки

в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются сотрудником Следственного комитета самостоятельно с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.

Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью сотрудника Следственного комитета, иных граждан.

Статья 25. Применение и использование оружия сотрудниками Следственного комитета

Сотрудник Следственного комитета имеет право на применение оружия в отношении лица:

совершающего нападение на сотрудника Следственного комитета, иных граждан, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;

совершающего нападение в составе группы или нападение, сопряженное с применением оружия либо взрывов, поджогов и иных общеопасных способов, использованием транспортных средств, машин или механизмов, на жилые помещения или иные законные владения граждан, помещения, иные объекты организаций;

совершающего действие, непосредственно направленное на насильственное завладение находящимися у сотрудника Следственного комитета оружием, боеприпасами к нему, специальными средствами;

застигнутого при совершении действий, указанных в абзацах втором — четвертом настоящей части, и пытающегося скрыться, когда в целях избежания задержания это лицо угрожает применением либо применяет оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, представляющие опасность для жизни или здоровья сотрудника Следственного комитета, иных граждан;

не подчинившегося законному требованию сотрудника Следственного комитета немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью сотрудника Следственного комитета, иных граждан.

Совершение лицом действий, правомерно запрещенных ему сотрудником Следственного комитета и выражающихся в попытке приблизиться к сотруднику Следственного комитета ближе указанного расстояния, достать что-либо из одежды или ручной клади, либо иных действий, которые могут быть истолкованы сотрудником Следственного комитета как угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья его или иных граждан, предоставляет сотруднику Следственного комитета право применить оружие в соответствии с настоящим Законом.

Сотрудник Следственного комитета имеет право на использование оружия для:

подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни или здоровью сотрудника Следственного комитета, иных граждан;

остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям сотрудника Следственного комитета об остановке транспортного средства и его действия создают реальную угрозу жизни или здоровью сотрудника Следственного комитета, иных граждан либо имеются достоверные данные о том, что транспортным средством управляет лицо, совершившее тяжкое или особо тяжкое преступление.

Сотрудники Следственного комитета имеют право на применение и использование оружия в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Сотрудник Следственного комитета вправе привести оружие в готовность к стрельбе, если считает, что в создавшейся обстановке не исключена возможность его применения или использования.

Запрещается применять и использовать оружие:

при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица;

в направлении складов (хранилищ), содержащих огнеопасные, взрывоопасные, а также сильнодействующие ядовитые вещества, и средств транспортировки этих веществ;

в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью сотрудника Следственного комитета, иных граждан.

ГЛАВА 6 ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

Статья 26. Правовая защита сотрудников Следственного комитета

Сотрудники Следственного комитета при исполнении служебных обязанностей являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства. Посягательство в любых формах на сотрудника Следственного комитета влечет пресечение таких действий средствами и способами, предусмотренными настоящим Законом и иными законодательными актами.

Воздействие в какой-либо форме других государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных организаций или их представителей, граждан на сотрудников Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемые ими процессуальные решения или воспрепятствования в какой-либо форме их процессуальной деятельности влечет ответственность, установленную законодательными актами.

Сотрудник Следственного комитета не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве уголовных дел и материалов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Дела, материалы и иные документы Следственного комитета предоставляются для ознакомления в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами.

Статья 27. Право сотрудников Следственного комитета на обоснованный профессиональный риск

Сотрудники Следственного комитета имеют право на обоснованный профессиональный риск. Причинение сотрудником Следственного комитета вреда при обоснованном профессиональном риске для достижения общественно полезной цели не является правонарушением.

Профессиональный риск признается обоснованным, если совершенное сотрудником Следственного комитета деяние объективно вытекало из сложившейся обстановки, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и сотрудник Следственного комитета, допустивший риск, принял все возможные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам.

Статья 28. Обеспечение безопасности сотрудников Следственного комитета и их близких

Следственный комитет принимает меры по обеспечению безопасности сотрудников Следственного комитета и их близких от преступных посягательств на их жизнь, здоровье и имущество, связанных с исполнением этими сотрудниками служебных обязанностей.

Государственная защита сотрудников Следственного комитета и их близких осуществляется в соответствии с законодательством о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников органа государственной охраны.

Статья 29. Обязательное государственное страхование сотрудников Следственного комитета

Сотрудники Следственного комитета подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета, а также иных источников, предусмотренных законодательством.

В случае гибели (смерти) сотрудника Следственного комитета, наступившей вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением им служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению, пресечению правонарушения, семье погибшего (умершего) сотрудника Следственного комитета (его наследникам) выплачивается единовременная страховая сумма в размере 10-летней суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет погибшего (умершего). Данная страховая сумма выплачивается по указанным основаниям также в случае смерти сотрудника Следственного комитета, наступившей в течение одного года после прекращения им службы в Следственном комитете.

При установлении сотруднику Следственного комитета, в том числе в течение одного года после прекращения им службы в Следственном комитете, инвалидности, наступившей вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением им служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению, пресечению правонарушения, подтвержденной медицинским заключением, выплачивается единовременная страховая сумма в размере:

5-летней суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет — инвалиду I группы;

4-летней суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет — инвалиду II группы;

3-летней суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет — инвалиду III группы.

Сотруднику Следственного комитета, получившему тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности, вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением им служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению, пресечению правонарушения, подтвержденное медицинским заключением, выплачивается единовременная страховая сумма соответственно в размере двухгодичной или полугодовой суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет.

В случае гибели (смерти) сотрудника Следственного комитета или установления сотруднику Следственного комитета инвалидности, наступивших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, либо получения им тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, не повлекшего инвалидности, легкого телесного повреждения, имевших место при осуществлении им служебной деятельности, подтвержденных медицинским заключением, кроме случаев, предусмотренных частями второй — четвертой настоящей статьи, выплачивается единовременная страховая сумма в размере:

250 базовых величин — семье погибшего (умершего) сотрудника Следственного комитета (его наследникам);

100 базовых величин — инвалиду I группы;

75 базовых величин — инвалиду II группы;

50 базовых величин — инвалиду III группы;

10 базовых величин — сотруднику Следственного комитета, получившему тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности;

7 базовых величин — сотруднику Следственного комитета, получившему менее тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности;

5 базовых величин — сотруднику Следственного комитета, получившему легкое телесное повреждение.

Выплата страховой суммы в соответствии с настоящей статьей по одному и тому же страховому случаю производится за вычетом ранее полученных страховых сумм.

В случае уничтожения или повреждения имущества, принадлежащего сотруднику Следственного комитета или его близким, вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением им служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению, пресечению правонарушения сотруднику Следственного комитета или его близким выплачивается страховое возмещение в размере причиненного вреда, но не свыше действительной стоимости уничтоженного или поврежденного имущества на день принятия решения о выплате.

При установлении лица, виновного в гибели (смерти) сотрудника Следственного комитета, причинении вреда его здоровью, причинении имущественного вреда сотруднику Следственного комитета или его близким, выплаченные страховые суммы подлежат взысканию с виновного лица.

Порядок и условия выплаты страховых сумм, выплачиваемых по обязательному государственному страхованию сотрудников Следственного комитета, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 30. Право сотрудников Следственного комитета на компенсацию за использование принадлежащих им транспортных средств в служебных целях

Сотрудникам Следственного комитета, использующим принадлежащие им транспортные средства в служебных целях, выплачивается компенсация в порядке и размере, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 31. Права сотрудников Следственного комитета при нахождении в служебной командировке

Сотрудники Следственного комитета, находящиеся в служебных командировках, пользуются правом на внеочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта и правом на внеочередное размещение в гостиницах по служебным командировочным удостоверениям.

Статья 32. Социальная защита сотрудников Следственного комитета, членов их семей, гражданского персонала Следственного комитета

Государство гарантирует сотрудникам Следственного комитета социальную защищенность, принимает меры по созданию для них надлежащих условий службы и социального обеспечения.

Сотрудникам Следственного комитета выплачиваются денежное довольствие и денежная компенсация взамен продовольственного пайка в размерах, установленных законодательством.

Сотрудникам Следственного комитета гарантируется предоставление их детям мест в учреждениях дошкольного образования в течение трех месяцев со дня подачи соответствующих заявлений.

Пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета осуществляется Министерством внутренних дел Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета.

Медицинское обслуживание сотрудников Следственного комитета, граждан Республики Беларусь, уволенных со службы в Следственном комитете в запас (отставку), членов их семей, гражданского персонала Следственного комитета, а также членов семей погибших (умерших) сотрудников Следственного комитета осуществляется Министерством внутренних дел Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства внутренних дел Республики Беларусь, и иных источников, определенных законодательными актами, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Санаторно-курортное лечение и оздоровление сотрудников Следственного комитета, граждан Республики Беларусь, уволенных со службы в Следственном комитете в запас (отставку), членов их семей, гражданского персонала Следственного комитета, а также членов семей погибших (умерших) сотрудников Следственного комитета осуществляются в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

Сотрудникам Следственного комитета, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не позднее шести месяцев после их назначения на должность или постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий местными исполнительными и распорядительными органами либо Следственным комитетом (при наличии сформированного служебного жилищного фонда) предоставляются служебные жилые помещения государственного жилищного фонда в виде квартиры или жилого дома на условиях договора найма служебного жилого помещения государственного жилищного фонда.

Сотрудникам Следственного комитета, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется право на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке в составе организаций застройщиков, члены которых осуществляют строительство, реконструкцию, приобретение жилых помещений (домов) с государственной поддержкой, создаваемых по инициативе местных исполнительных и распорядительных органов, а также государственных органов, иных государственных организаций, либо путем долевого строительства жилых помещений.

Законодательными актами для сотрудников Следственного комитета, граждан Республики Беларусь, уволенных со службы в Следственном комитете в запас (отставку), членов их семей, гражданского персонала Следственного комитета, а также членов семей погибших (умерших) сотрудников Следственного комитета могут предусматриваться гарантии правовой и социальной защиты, не указанные в настоящей главе.

ГЛАВА 7 ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

Статья 33. Финансовое обеспечение Следственного комитета

Финансирование деятельности Следственного комитета осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, предусмотренных законодательством.

Статья 34. Материально-техническое обеспечение Следственного комитета

Материально-техническое обеспечение Следственного комитета осуществляется путем приобретения необходимых материально-технических средств в порядке, установленном законодательством.

Имущество Следственного комитета является собственностью Республики Беларусь и закрепляется за Следственным комитетом на праве оперативного управления.

Следственный комитет может иметь служебные жилые помещения государственного жилищного фонда.

ГЛАВА 8 КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ И ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

Статья 35. Контроль за деятельностью Следственного комитета

Контроль за деятельностью Следственного комитета осуществляется Президентом Республики Беларусь.

Статья 36. Надзор за деятельностью Следственного комитета

Надзор за точным и единообразным исполнением Следственным комитетом законодательства осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры в пределах своей компетенции.

Статья 37. Ответственность сотрудников и гражданского персонала Следственного комитета, обжалование их действий (бездействия)

Сотрудники, гражданский персонал Следственного комитета за совершенные ими правонарушения несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Граждане и организации, считающие, что действия (бездействие) сотрудников, гражданского персонала Следственного комитета ущемляют их права и законные интересы, вправе обжаловать эти действия (бездействие) вышестоящим должностным лицам Следственного комитета, прокурору, а также в суд.

Вред, причиненный гражданину или организации в результате незаконных действий (бездействия) сотрудников, гражданского персонала Следственного комитета, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством.

Права и законные интересы граждан или организаций, нарушенные сотрудниками, гражданским персоналом Следственного комитета, если их действия (бездействие) признаны в порядке, установленном законодательством, незаконными, подлежат восстановлению.

По требованию гражданина или организации, права и законные интересы которых нарушены сотрудниками, гражданским персоналом Следственного комитета, если их действия (бездействие) признаны в порядке, установленном законодательством, незаконными, Следственным комитетом публично приносятся извинения.

ГЛАВА 9 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 38. Реализация положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь совместно со Следственным комитетом в шестимесячный срок:

обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Статья 39. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019