Современные требования к качеству образования в школе

Качество образования: требования, оценка, контроль

Насколько эффективно образование, какие обновления требуются в этой области, а от чего следует отказаться – всё это определяется при помощи периодического мониторинга и оценки образовательного процесса. Аспекты и нюансы этого непростого процесса, требующие огромных усилий, кропотливого труда, глубокого потенциала и искреннего желания, будут рассмотрены в данной статье.

Определение значения

Качество образования представляет собой комплексную характеристику научной деятельности и подготовки обучающихся. Это показатели, выражающие степень соответствия обучения федеральным государственным стандартам и потребностям физических лиц, в чьих интересах осуществляется просветительская деятельность. Качество профессионального образования также определяется степенью достижения планируемых результатов тематической программы. Их оценивают, сопоставляют и анализируют.

Для чего нужен мониторинг качества образования?

Мониторинг образования является внутренней частью системы по оценке его качества. Он служит информационным обеспечением по надзору за текущей деятельностью. Собственно, мониторингом является комплексное аналитическое отслеживание всех процессов, которые определяют количественно-качественные изменения особенностей образовательной деятельности. Его результат – вывод о том, насколько достижения, их условия соответствуют требованиям, зафиксированным в нормативной документации и локальных актах государственной системы.

Что включает в себя оценка качества образования школы?

В оценку качества образования входит проверка выполнения санитарно-гигиенических норм образовательного процесса школы, организация питания, а также реализации мер по обеспечению техники безопасности обучающихся. Для всестороннего изучения и анализа состояния просветительской деятельности, её итогов и условий применяются методы экспертиз.

К внутренней оценке относятся процедуры, организованные и проводимые самой школой, как правило, силами администрации, педагогов, учащихся, а также с привлечением родителей и общественности. Полученные показатели используют для разработки оперативных решений, которые лежат в основе школьного планирования. Примеры такого вида оценки, которые в обязательном порядке потребуются для аналитики, определяющей качество образования в школе, – самооценка субъектов образовательного процесса, сбор статистических данных, школьный мониторинг, оценка учебных предметных программ и опросы родителей.

Цели и организация мониторинга и контроля

Как известно, цель мониторинга – это сбор, обобщение и анализ собранной информации относительно состояния системы образования школы. Контроль качества учёбы базируется на этих данных. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Должен быть сформирован механизм точного сбора, обработки и сохранения информации о качестве образования.
  2. Налажена координация деятельности всех задействованных участников мониторинга.
  3. Своевременно выявлены и зафиксированы точки роста динамики результатов учебного процесса.
  4. Должны быть обнаружены существенно действующие на качество образования факторы и приняты меры по уменьшению действия и устранению возможных отрицательных последствий тех из них, которые не несут положительной динамики.
  5. Задействование программно-методических, материально-технических, кадровых, информационно-технических, организационных и других баз, улучшающих качество образования.
  6. Определение направления в соответствии с результатами образовательной деятельности школьной программы за предыдущий учебный год, в состыковке с проблемами и поставленными задачами на текущий период.

Образование в современной России

Многие учёные связывают начало двадцать первого века с наступлением эпохи инноваций. Они несут важнейшие преобразования в образовательную сферу, которая кажется, способна коренным образом изменить наши представления о её роли в современном обществе. Основой таких инноваций является развитие нестандартных подходов к процессу обучения с использованием в нём современных технологий, которые в значительной степени улучшат образование в России.

Роль просветительского процесса на современном этапе развития нашей страны определяется во взаимодействии его с поставленными задачами перехода к демократически-правовому государству, а также для исключения опасности отставания державы от мировых тенденций в сфере экономического и общественного развития. Именно современное образование связано с ростом влияния качества человеческого и интеллектуального капитала на общественное развитие, со всем процессом накопления и преемственной передачи знаний. Потому современным и будущим поколениям и необходима эффективная динамичная система обучения, основанная на инновационных технологиях.

Требования к качеству образования в России

Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества обучения на основе сохранения его фундаментальности. Важным является и соответствие актуальным и перспективным потребностям общества, личности и государства. В условиях индивидуализации обучения современное образование в России должно быть непрерывным. Такое требование обусловливается потребностью человека к необходимости постоянного пополнения собственных знаний в течение профессиональной деятельности и прогресса науки и техники. Цели и принципы, определяющие современное образование, должны быть ориентированы на подготовку учащихся к полноценному и эффективному соучастию в общественной и профессиональной областях в текущих условиях рыночных отношений.

Что даёт контроль за качеством образовательной деятельности?

Контроль и мониторинг качества образования позволяют своевременно модернизировать систему российского просветительского процесса. Это является закладкой фундамента на этапе построения здания экономически и политически эффективного правового государства. Речь идёт не столько о контроле за знаниями, умениями и навыками обучающихся, сколько о качестве самой системы и методах преподавания.

На современном этапе повышение качества образования – это внесение глобальных изменений в цели и содержание программ, которые будут ориентировать обучаемых на выработку новой модели подготовки людей к жизни и к профессиональной деятельности. Необходимо формирование у них совершенно новых личных качеств и навыков. Всё это диктуется также и новыми требованиями, предъявляемыми современным специалистам.

Оценочный мониторинг – основа формирования компетентных специалистов

Модернизация системы образования и внедрение в процесс обучения информационных и коммуникационных технологий открывают новый взгляд на качество профессиональных знаний. Делая обучение открытым, мы кардинально меняем его свойства. Они делают акцент на более свободном планировании обучающего процесса, выборе времени и темпа, места, переходе из принципа «образование на всю жизнь» к новому концептуальному понятию «знания через всю жизнь».

На сегодняшний день уже в большинстве стран уделяют повышенное внимание таким проблемам, как эффективность обучения. Обращают внимание и на контроль качества образования. Для этого учёные объединяют свои усилия для разработки технологий и инструментария, методологий и сравнительных исследований эффективности и качественности процесса. Этим самым они создают систему мониторинга для оценки качества учебной деятельности в мировом масштабе.

Прогресс в соответствии со временем

Нынешняя система формирует обновлённую модель подготовки специалистов. Оценка качества образования вывела её на новый уровень, когда требуется учитывать не столько квалификационную модель специалиста, сколько его компетентность. Осведомлённого в своей сфере профессионала отличают не только знания, умения, навыки, опыт, но и способность реализовывать их, воплощать в жизнь, действовать, творить и создавать.

Качество образования в компетентностной модели специалиста связывают с интегрированными междисциплинарными требованиями к результату текущего процесса. То есть на первое место выходят качественные характеристики личности, которые как раз и будут сформированы современными просветительскими технологиями. Такая система на практике реализуется при помощи сетевых технологий обучения. Они, прежде всего, широко распространились среди представителей тех социально-возрастных групп, что получают глубокие знания без отрыва от своей основной трудовой деятельности. В результате более эффективное использование современных технологических достижений в традиционной системе образования приведёт к тому, что будет стёрта грань между очным, заочным и дистанционным обучением. И это, в свою очередь, является основной характерной чертой прогрессивного инновационного обучения современной молодёжи.

Современные требования к качеству образования

В последнее время в российском обществе на всех уровнях широко обсуждаются вопросы качества школьного образования и управления им. На первый взгляд, кажется, что все это искусственно, надуманно, ибо уже несколько десятков лет мы только тем и занимаемся, что боремся за качество образования, за его постоянное повышение.

Проблема качества образования вызывает жаркие споры, о ней выходит немало литературы, где разные авторы занимают разные позиции.

Качество начинается с представлений о нем, то есть с понятия «качество образования». Как показывает опыт, представления о качестве у участников образовательного процесса различны.

Одни сводят качество образования к качеству обучения. На вопрос: «Какое в школе качество образования?» отвечают: «Столько-то процентов».

Другие под качеством образования понимают качество обучения в разной интерпретации и всего воспитания.

Третьи — степень развития личности

Четвертые — количество выпускников, поступивших в ВУЗы.

Пятые — готовность выпускников к жизни по шести позициям: готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своем здоровье.

Сегодня под качеством образования сегодня понимают осознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач.

В своем выступлении Министр образования А.А. Фурсенко (журнал «Итоги», 5 декабря 2007 года, № 49) говорит (цитата):

«Качественное образование — это то, которое готовит востребованных людей, способных к саморазвитию.

Есть и формальные признаки — например, участие в олимпиадах или уровень отметок ЕГЭ.

Я, кстати, продолжаю считать, что хорошие результаты ЕГЭ говорят, как правило, о хорошем качестве образования.

Можно назвать десятка полтора критериев, в том числе и таких, как атмосфера в учебном заведении, то, как часто ученики после окончания школы или вуза встречаются и как отзываются об учителях, в какие вузы поступают и какие должности занимают.

Смотрите так же:  Заявление о преступлении рф

Но вообще судить надо не по каким-то формальным индикаторам процесса, а по результатам.

Хорошие результаты — если выпускник состоялся, нашел себя, значит, и образование было качественным».

Под качеством образования в Концепции региональной системы оценки качества образования Новосибирской области понимается степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

В чем заключаются современные подходы к качеству образования. Из изученных публикаций достаточно полно и обстоятельно, на мой взгляд, данная проблема освещена в работах доктора педагогических наук, профессора М.М.Поташника.

В чем же новизна постановки проблемы качества образования?

Главное отличие нового представления об образовании (а потому и о его качестве) в том, что понятие «образование» рассматривается как неравнозначное обучению, где последнее — только часть образования и не единственная и не доминирующая его часть.

Хотя до сих пор большинство педагогов, говоря о качестве образования, на самом деле имеют в виду качество обучения. И сколько бы сил ни отдавали учителя достижению знаний, умений и навыков, простые ЗУНы, если можно так выразиться, не складываются в нормальный цивилизованный рынок, являющийся предпосылкой и фундаментом эффективной экономики, обеспечивающей высокое качество жизни населения.

Даже самые хорошие ЗУНы не рождают высокообразованных, интеллигентных, просвещенных, совестливых людей.

В стране нарушена шкала нравственных ценностей, а без них нет и не может быть ни порядочных людей, ни материальной культуры, ни нормальной экономики и потому не может быть нормального уровня жизни общества.

Так будет до тех пор, пока мы не осознаем, что образование — это не только и не столько обучение ЗУНам, а, прежде всего, и в первую очередь воспитание и развитие личности, ее социализация. Дети, не получившие качественного образования, не социализированы, уйдут в асоциальные слои.

!Социализация должна стать предметом образовательных результатов и оцениваться как результат деятельности педагога и ученика.

Результаты академических знаний становятся все менее главными показателями качества образования; на смену им приходят такие важные показатели, как сформированность устойчивой мотивации познания, сформированность надпредметных и ключевых компетенций, общественно-полезный социальный опыт.

Компетенции — это общие способности, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию и самообразованию и которые определяют социальную мобильность человека.

Пример. Выпускник, получив хорошие знания, свободно владеет новыми коммуникационными технологиями, умеет водить машину (даже если у него ее нет), может общаться с иностранцами на их языках, экономически грамотен, и знает, какой вид вклада ему выгоднее открыть в конкретном банке, какие ценные бумаги и когда выгоднее покупать, умеет написать исковое заявление в суд, не обращаясь к юристам и т.д.

Когда человек не обладает многими компетенциями возникает социальная инвалидность, человеку трудно жить.

Перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник при хорошем или высоком качестве образования, бесконечен и для каждого специфичен, но есть и некоторые общие стороны и можно выделить так называемые универсальные компетенции:

  • информационная — умение искать, анализировать, приобретать информацию для решения проблем;
  • коммуникативная — умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
  • самоорганизационная — умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полностью использовать личностные ресурсы;
  • самообразовательная — готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность себя и своей семьи.

Если у человека нет цели, то он становится средством для достижения целей других людей.

Принципиально новым является и само толкование понятия «качество образования» как соотношение цели и результата, как мера достижения цели при условии, что цель поставлена и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. В этом случае мы оцениваем качество, сравнивая результаты с максимальными возможностями ребенка. Никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы значительны они не были, если ребенок может достичь гораздо более высоких, и никакие результаты, как бы они ни были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребенка. Такого подхода в прошлом опыте российского образования не было или почти не было (общеизвестна массовая практика, когда цели — об одном, результаты о другом и потому то и другое было несопоставимо).

Только исходя из нового определения качества образования — образование признается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимуме возможного для него (в зоне своего ближайшего развития), что кардинально меняет всю систему оценивания качества работы школ: появляется реальная возможность высокой оценки не только лицеев, гимназий и школ с высокими процентами обучающихся без троек, но и школ, где хорошо учат детей с ограниченными возможностями, школ с классами коррекционно-развивающего обучения и т.п., чего никогда не было раньше.

При современной трактовке качества образования определяется уровень воспитанности школьника, который либо проектируется и оценивается отдельно, либо входит в показатель «степень развитости личности». Это восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.

Вместе с тем, существует проблема достижения единства в толковании понятия «развитость личности». Одни при оценке развитости характеризуют степень развитости интеллекта, воли, эмоций, мотивов, потребностей, интересов и т.д. Другие — умственную, нравственную, эстетическую, трудовую, правовую, физическую и другую развитость. В последние годы к развитости личности относят такие важные показатели, как гражданскую, духовную развитость и зрелость, социализацию личности, ее социальную адаптацию и социальную мобильность.

В этой связи каждая конкретная школа, все те, кто участвует в оценке качества образования, исходя из анализа собственной педагогической, образовательной и управленческой деятельности, собственной эрудиции, уровня профессиональной компетентности должны определить совокупность параметров, показателей, характеристик, по которым будет определяться степень развитости личности конкретного ребенка. Причем, степень развитости определяется методом коллективной экспертной оценки (по типу психолого-педагогического консилиума), что позволит системно оценить реальные результаты образования.

При новом определении качества образования возникает новое, прогрессивное, пока еще не всеми работниками школ осознаваемое понимание того, что никакие (глубокие, прочные и т.д.) ЗУНы не могут быть целью современной школы, что это всего лишь одно из средств для достижения тех или иных целей и ценностей человека.

Те или иные ценности — это первооснова любого качественного образования. Какие ценности будут привиты — так человек и будет жить.

Пример. Есть хорошо обученный выпускник, хорошо усвоивший ЗУНы, но не понимающий, что эти ЗУНы — только средства, позволяющие ему устроить более или менее достойную жизнь. Представим, что, имея неплохой уровень даже профессиональной подготовки, он будет вынужден выбирать ценности, например, жить на шее у родителей и дома или же искать и найти себе хорошо оплачиваемую работу, но где-то вдали от дома. Все зависит от того, какие ценности молодой человек исповедует; понимает ли он реалии рынка труда и прочие идеи, не вошедшие в школьные учебники физики и математики.

Но не нужно противопоставлять ценности и знания: человеку для образования личности нужно и то и другое.

Впервые возникает справедливое выравнивание социально — значимых оценок качества образования, устраняющего укоренившееся в России противоречие между детьми, склонными к умственной деятельности и потому могущими легко учиться на «4» и «5», и детьми, склонными к другим видам деятельности и достигшими в них больших успехов. Это приводит, в конечном счете, к равной социальной ценности как тех, кто ориентирован на ВУЗ, так и тех, кто ориентирован на рабочие профессии; происходит восстановление достойного статуса выпускников, ориентированных на работу на производстве. Стране, обществу нужны выпускники, которых отличает профессионализм, добросовестность, ответственность. Ведь качество жизни зависит в очень большой степени от шоферов, санитарок, тех, кто выпекает хлеб и плавит руду. На производстве сегодня нужны выпускники не столько нашпигованные академическими знаниями, сколько профессионально подготовленные, мобильные, добросовестные, ответственные, талантливые люди рабочих профессий. Это, несомненно, приведет к росту качества жизни, повышению ее уровня для основной массы населения (в стране же сейчас при избытке, например, юристов острая нехватка бульдозеристов, экскаваторщиков, станочников и высококвалифицированных рабочих почти всех специальностей, создающих необходимые материальные ценности).

Возникла возможность различения показателей качества образования на разных уровнях управления: школьном, муниципальном, региональном.

Дискуссия о необходимости поиска новых подходов к оценке качества школьного образования, связанная с глубокими цивилизационными изменениями, произошедшими в мире, не прекращается с 60- х годов прошлого века. Причина вполне объективна — школа продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного — квалифицированного исполнителя. Тогда как сегодняшнее, информационное

общество запрашивает человека человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Адамский Александр Изотович, представляющий институт проблем образовательной политики «Эврика», выделяет следующие новые требования к результатам образования и к образовательному процессу:

Важнейшим требованием является запрос на массовость креативных компетентностей, которые до сих пор рассматривались как элитарные, и на массовую готовность к переобучению.

Другим новым требованием является акцент на необходимость образования в течение всей жизни. Должна происходить индивидуализация образовательных траекторий: большую часть набора новых образовательных услуг формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому/пассивному обучаемому, а самостоятельный человек для себя самого.

Смотрите так же:  Федеральный закон от 28 июля 2012 года

Содержание образования необходимо ориентировать не только на освоение готовых специализированных знаний, но и на формирование креативных и социальных компетентностей, а также на формирование готовности к переобучению.

В системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащегося, а, следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.

Таким образом, построение современной системы управления качеством образования неразрывно связано с изменением существующего содержания образования и образовательных технологий. Место предметных знаний и предметной обученности должны занять ключевые компетенции. Усвоение школьных предметов перестает быть единственной и главной целью обучения.

Социализация должна стать предметом образовательных результатов и оцениваться как результат деятельности педагога и ученика.

Статья по теме:
Современные требования к качеству образования (материал для родительского собрания).

Главное отличие нового представления об образовании (а потому и о его качестве) в том, что понятие «образование» рассматривается как неравнозначное обучению, где последнее — только часть образования и не единственная и не доминирующая его часть.

Предварительный просмотр:

Современные требования к качеству образования ( материал для родительского собрания).

Подготовила Кудрявцева В.А. учитель нач.кл.

Сегодня под качеством образования сегодня понимают осознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач.

В своем выступлении Министр образования А.А. Фурсенко (журнал «Итоги», 5 декабря 2007 года, № 49) говорит (цитата):

«Качественное образование — это то, которое готовит востребованных людей, способных к саморазвитию.

Есть и формальные признаки — например, участие в олимпиадах или уровень отметок ЕГЭ.

Я, кстати, продолжаю считать, что хорошие результаты ЕГЭ говорят, как правило, о хорошем качестве образования.

Можно назвать десятка полтора критериев, в том числе и таких, как атмосфера в учебном заведении, то, как часто ученики после окончания школы или вуза встречаются и как отзываются об учителях, в какие вузы поступают и какие должности занимают.

Но вообще судить надо не по каким-то формальным индикаторам процесса, а по результатам.

Хорошие результаты — если выпускник состоялся, нашел себя, значит, и образование было качественным».

В чем заключаются современные подходы к качеству образования.

Главное отличие нового представления об образовании (а потому и о его качестве) в том, что понятие «образование» рассматривается как неравнозначное обучению, где последнее — только часть образования и не единственная и не доминирующая его часть.

Даже самые хорошие ЗУНы не рождают высокообразованных, интеллигентных, просвещенных, совестливых людей.

Социализация должна стать предметом образовательных результатов и оцениваться как результат деятельности педагога и ученика.

Результаты академических знаний становятся все менее главными показателями качества образования; на смену им приходят такие важные показатели, как сформированность устойчивой мотивации познания, сформированность надпредметных и ключевых компетенций, общественно-полезный социальный опыт.

Компетенции — это общие способности, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию и самообразованию и которые определяют социальную мобильность человека.

Когда человек не обладает многими компетенциями возникает социальная инвалидность, человеку трудно жить.

Перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник при хорошем или высоком качестве образования, бесконечен и для каждого специфичен, но есть и некоторые общие стороны и можно выделить так называемые универсальные компетенции:

информационная — умение искать, анализировать, приобретать информацию для решения проблем;

коммуникативная — умение эффективно сотрудничать с другими людьми;

самоорганизационная — умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полностью использовать личностные ресурсы;

самообразовательная — готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность себя и своей семьи.

Принципиально новым является и само толкование понятия «качество образования» как соотношение цели и результата, как мера достижения цели при условии, что цель поставлена и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. В этом случае мы оцениваем качество, сравнивая результаты с максимальными возможностями ребенка. Никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы значительны они не были, если ребенок может достичь гораздо более высоких, и никакие результаты, как бы они ни были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребенка. Такого подхода в прошлом опыте российского образования не было или почти не было (общеизвестна массовая практика, когда цели — об одном, результаты о другом и потому то и другое было несопоставимо).

Только исходя из нового определения качества образования — образование признается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимуме возможного для него (в зоне своего ближайшего развития).

При современной трактовке качества образования определяется уровень воспитанности школьника, который либо проектируется и оценивается отдельно, либо входит в показатель «степень развитости личности». Это восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.

Вместе с тем, существует проблема достижения единства в толковании понятия «развитость личности». Одни при оценке развитости характеризуют степень развитости интеллекта, воли, эмоций, мотивов, потребностей, интересов и т.д. Другие — умственную, нравственную, эстетическую, трудовую, правовую, физическую и другую развитость. В последние годы к развитости личности относят такие важные показатели, как гражданскую, духовную развитость и зрелость, социализацию личности, ее социальную адаптацию и социальную мобильность. В этой связи каждая конкретная школа, все те, кто участвует в оценке качества образования, исходя из анализа собственной педагогической, образовательной и управленческой деятельности, собственной эрудиции, уровня профессиональной компетентности должны определить совокупность параметров, показателей, характеристик, по которым будет определяться степень развитости личности конкретного ребенка. Причем, степень развитости определяется методом коллективной экспертной оценки (по типу психолого-педагогического консилиума), что позволит системно оценить реальные результаты образования.

При новом определении качества образования возникает новое, прогрессивное, осознаваемое понимание того, что никакие (глубокие, прочные и т.д.) ЗУНы не могут быть целью современной школы, что это всего лишь одно из средств для достижения тех или иных целей и ценностей человека.

Те или иные ценности — это первооснова любого качественного образования. Какие ценности будут привиты — так человек и будет жить.

Но не нужно противопоставлять ценности и знания: человеку для образования личности нужно и то и другое.

Содержание образования необходимо ориентировать не только на освоение готовых специализированных знаний, но и на формирование креативных и социальных компетентностей, а также на формирование готовности к переобучению.

В системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащегося, а, следовательно, их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.

Таким образом, построение современной системы управления качеством образования неразрывно связано с изменением существующего содержания образования и образовательных технологий. Место предметных знаний и предметной обученности должны занять ключевые компетенции. Усвоение школьных предметов перестает быть единственной и главной целью обучения.

Социализация должна стать предметом образовательных результатов и оцениваться как результат деятельности педагога и ученика.

Для подготовки материала были использованы Интернет ресурсы

Современные требования к качеству образования в школе

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; важнейший интегральный показатель успеха школы, область стратегических целей и важнейшая, системообразующая задача и направление деятельности системы внутришкольного управления. Под качеством образования в школе понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.

Современное понимание качества образования в школе не имеет ничего общего с бытовавшим в прежние годы пониманием качества как отношения числа учащихся, получивших при аттестации хорошие и отличные оценки, к общему числу школьников (в процентах). Сам факт введения представлений о качестве образования в школе означает существенный шаг вперед по сравнению с ситуацией, при которой либо вообще не интересуются результатами образования, либо довольствуются объемными, «охватными», количественными характеристиками результатов.

В разные эпохи и в рамках различных психолого-педагогических концепций осознанно или неявно формулируются разные представления о желаемом качестве образования в школе. Так, в рамках академической (знаниевой) парадигмы образования представления о качестве образования в школе могут не выходить за рамки идей о качестве знаний, умений и навыков учащихся, а в рамках парадигмы личностно ориентированного образования могут выдвигаться совершенно иные ключевые результаты образования, и, следовательно, образ качества образования в школе будет абсолютно иным.

Представления различных заинтересованных сторон школы, ее стейкхолдеров о качестве образования в школе довольно сильно различаются между собой. При этом школа заинтересована в достижении некоторого общественного договора о содержании и уровне качества образования в школе, приемлемом в данную эпоху. В формировании такого общественного договора большую роль может играть школьный Управляющий совет.

Представляется, что в связи с качеством образования в школе каждая образовательная организация призвана решать следующий комплекс задач:

1) моделирование (на основе анализа существующих достижений, проблем и прогноза перспективных требований) требуемого, достойного уровня качества образования в школе (что фактически означает не что иное, как построение моделей выпускников школы);

2) обеспечение такого функционирования образовательной системы и школы в целом, которое в свою очередь обеспечивает достижение заданного уровня качества образования в школе (что предполагает оперативное или даже опережающее реагирование системы управления на отклонения реального качества образования в школе от требуемого);

Смотрите так же:  Развод северодвинск

3) обеспечение повышения качества образования в школе (что означает смену требований к существенным свойствам результатов образования и моделей выпускников, переход их в новое качество);

4) диагностирование имеющегося уровня качества образования в школе. В практике современной школы эти задачи пока решаются неравномерно и несистематично, причем наиболее важной задаче – обеспечению и повышению качества образования в школе — пока не уделяется должного внимания, а задача диагностики и мониторинга качества образования в школе нередко становится самоцелью.

В понятие «качество образования в школе» наряду с результатами образования входят также качество образовательного процесса в школе, качество условий и качество образовательной системы школы, от которых зависят образовательные достижения школьников.

Институт развития государственно-общественного управления образованием

общественное участие в управлении образованием

Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2017. Использование материалов без разрешения владельцев не допускается

Современные требования к качеству образования и информатика Фалина И.Н.

В современном мире наиболее дорогим и востребованным товаром является информация; общество, находящееся на такой стадии развития, часто называют информационным. Резко выросший за последние десятилетия объем информации, циркулирующей в ежедневном обороте и заполняющей собой наше жизненное пространство, диктует новые требования как обывателям, так и специалистам, а соответственно и системе среднего и высшего образования.

От молодого специалиста сегодня требуется не столько умение решить конкретную задачу, сколько умение понять проблему, сформулировать задачу, указать возможные пути ее решения; а уж затем решить ее. На первый план во многих сферах человеческой деятельности выходит умение поиска и отбора нужной информации, умение анализировать полученную информацию, а также умение принимать решение при наличии противоречивой информации.

При том, что необходимость фундаментальных знаний ни в средней школе, ни в ВУЗах никто не отменял, появился ряд новых навыков и умений, которым школа должна обучить. Современные информационные технологии являются, возможно, наиболее ярким примером подобных нововведений. Работа в текстовом редакторе или подготовка электронной презентации, не говоря уже об электронной почте, и эффективном поиске в сети Интернет — сегодня эти навыки необходимы и обязательны не только для построения успешной карьеры, но и для повседневной жизни.

Как именно обеспечить интеграцию перечисленных проблем и задач в учебные курсы без ущерба для уже существующих предметов — дилемма, возникшая перед министерствами образования и учителями всего мира. Возможными путями ее решения являются:

  • смещение акцента с усвоения значительных объемов

информации на овладение способами самостоятельного приобретения новых знаний и умений;

  • освоение навыков работы с любой информацией, с

разнородными, противоречивыми данными.

Во многих странах придается большое значение формированию у учащихся умений работы с информацией. Для оценки результатов проводимой работы проводятся специальные исследования. Наша страна начала принимать участие в таких международных исследованиях только с конца прошлого столетия, в частности, с начала 90-х годов Министерство образования РФ совместно с Российской академией образования принимает участие в сравнительных международных исследованиях качества образования PISA.

В тестировании PISA принимают участие только девятиклассники; им предлагаются задания по математике, естествознанию и функциональному чтению (работа с текстом). Результаты этих исследований показывают, что уровень подготовки российских школьников по естественно-математическим предметам превышает средние международные показатели. Вместе с тем эти исследования выявили, что при наличии достаточно высоких предметных знаний и умений, российские школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различных формах, характерных для средств массовой информации. Например, российские школьники не очень хорошо выполняют задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы решить поставленную проблему. Они испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих привлечения дополнительной информации (в том числе выходящей за рамки описанной в тексте задания ситуации), или, напротив, содержащих избыточную информацию и «лишние данные». Затруднения вызывают проверочные работы с большим числом заданий разных форматов, требующих разных форм записи ответа (выбор ответа, запись слова или числа, краткое или развернутое обоснование и т.п.), которую надо выполнить за ограниченное время.

Мы у себя в СУНЦ также сталкиваемся с проблемой специального обучения учащихся работе с информацией. Несформированность таких умений проявляется и на обычных школьных уроках, и при выступлении учащихся с докладами на школьных конференциях. Какие бы хорошие результаты не получил

школьник в своей исследовательской работе, если за отведенные для выступления 15-20 минут он не смог донести суть полученных результатов до жюри и остальных участников конференции, рассчитывать на высокую оценку ему не придется. Эти требования прослеживается и на Колмогоровских чтениях, проходящих ежегодно в СУНЦ МГУ.

Для целенаправленного формирования у наших школьников умений работы с информацией, представленной в электронном виде, преподаватели кафедры информатики СУНЦ выбрали два направления. С одной стороны, мы расширяем банк заданий специальными задачами, при выполнении которых параллельно с достижением основной учебной цели формируются навыки работы с информацией. Мы включаем в задания по информатике «лишние условия» или, наоборот, формируем условие задачи с «недостающими» данными, которые учащиеся должны выделить из контекста задания сами. Столкнувшись с такими непривычнцми заданиями, школьники часто заявляют: «А у вас, в задаче ошибка». Наибольшие трудности вызывают у учащихся решение задач с «лишними данными»: всё предыдущее обучение в школе их научило: если в задаче есть данные, они должны быть использованы. Другими словами, если на сцене висит ружье, то в конце спектакля оно обязано выстрелить.

С другой стороны, мы расширили учебный план (правда, к сожалению, в рамках тех же часов), включив в него такие темы как «Правила набора научного текста в современных текстовых редакторах», «Основы составления реферата или доклада», «Правила подачи информации в докладе с презентацией», «Основы web-дизайна и web-проектирования». Теперь каждый ученик 11-го класса на уроках информатики делает доклад с презентацией. Темы докладов могут быть как связаны с информатикой, например, «ЭВМ пятого поколения», так и не связаны, например, «Мировые запасы нефги: экономить ли нефть для потомков?», «Демографические проблемы России». Как правило, тема доклада формулируется очень широко. В задачу учащегося входит сузить тему, выбрав одну из нескольких проблем по этой тематике, подготовить доклад и сопровождающую его презентацию. Для всех фактических данных, используемых в докладе, должны быть указаны информационные источники. При подготовке докладов учащиеся активно используют информацию из Интернета. А Интернет, как известно, — это большая информационная свалка. И далеко не вся информация, «добытая» из Интернета заслуживает доверия. Еще одной нашей задачей совместно с учениками является выделение критериев, по которым можно определить, заслуживает ли конкретный сайт доверия или нет.

Преподаватели кафедры информатики СУНЦ МГУ принимают активное участие в проекте по оценке ИКТ-компетентности. Начиная с 2005-ого года в РФ в рамках проекта Информатизации системы образования (ИСО) проводится изменение уровня ИКТ-компетентности девятиклассников. Аббревиатура «ИКТ-компетентность» расшифровывается как информационно — коммуникационно — технологическая компетентность. Под ИКТ-компетентностью в педагогическом сообществе понимается умение учащихся работать с информацией, представленной в электронном виде, в частности:

  • способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления информации;
  • умение собирать и/или извлекать информацию;
  • умение применять существующую схему организации или классификации; умение интерпретировать, обобщать, сравнивать и противопоставлять данные;
  • умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
  • умение генерировать новую информацию, адаптируя и используя известную информацию;
  • способность должным образом передавать информацию в электронном виде, умение адаптировать эту информацию для конкретной аудитории (возрастной, профессиональной и т.п.).

Работая в рамках этого проекта, нам пришлось принимать участие в составлении заданий для тестирования и в проведении тестирования в регионах. Первая проверка уровня ИКТ-компетентности была проведена в семи регионах (Красноярский край, республика Карелия, Пермская область, Челябинская область, Калужская область, Ставропольский край, Хабаровский край) в апреле-мае 2006 года, было протестировано около 4 тысяч девятиклассников. Результаты тестирования оказались далеко не радужными. Каждое умение оценивалось по трехбалльной шкале: low, medium, high. К сожалению, оказалось, что больше 30% школьников получили интегрированную оценку low.

Ознакомившись с результатами тестирования, мы решили провести аналогичное тестирование в СУНЦ, что и было сделано в рамках летней школы 2007 года. Результаты нас порадовали: больше половины школьников получили интегрированную оценку high, что, собственно, и следовало ожидать. Такая высокая оценка говорит о том, что в сильных российских школах уделяют достаточное внимание формированию навыков по работе с информацией (анализ, классификация, обоснование выбора и т.д.). В течение года мы наблюдали, как учатся школьники, получившие на тестировании шикую оценку: к сожалению, практически всем этим школьникам учиться в нашей школе трудновато.

Изменение учебной деятельности на уроках информатики, направленное на формирование умений работы с информацией, представленной в электронном виде, дает положительные результаты. Эго проявляется и в количестве дипломов, получаемых учащимися СУНЦ МГУ на школьных конференциях, и в повышении качества выполняемых работ, в которых полученные результаты требуется оформить в электронном виде. И главное, это проявляется в повышении интереса учащихся к предмету информатика.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019