Современные образовательные технологии учебное пособие под ред бордовской

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1 СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Под редакцией академика РАО Н.В. Бордовской Рекомендовано Научно-методическим советом Министерства образования и науки по психологии и педагогике в качестве учебного пособия для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, школьных педагогов и вузовских преподавателей МОСКВА 2010

2 УДК 37(075.8) ББК 74я73 C56 Рецeнзенты: В.И. Гинецинский, проф. Санкт-Петербургского государственного университета, д-р пед. наук, Л.А. Головей, проф. Санкт-Петербургского государственного университета, д-р психол. наук C56 Современные образовательные технологии : учебное пособие / кол. авторов ; под ред. Н.В. Бордовской. М. : КНОРУС, с. ISBN Раскрываются подходы к пониманию и определению специфики образовательных технологий, принципы и методы проектирования, а также анализируется опыт их применения. Содержательно описаны технологии, применяемые в учебной среде, при организации самостоятельной образовательной деятельности, в процессе определения учебных достижений, актуализации творческого потенциала и саморазвития, оказания психолого-педагогической поддержки в контексте приоритетов общечеловеческих ценностей. Адресовано студентам, учителям и вузовским преподавателям, а также всем тем, кто стремится повысить свою компетенцию в области современных образовательных технологий. УДК 37(075.8) ББК 74я73 СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Санитарно-эпидемиологическое заключение Д от г. Изд Подписано в печать Формат 60 90/16. Гарнитура «PetersburgC». Печать офсетная. Усл. печ. л. 27,0. Уч.-изд. л. 22,6. Тираж 2000 экз. Заказ ООО «Издательство КноРус» , Москва, ул. Большая Переяславская, 46, стр. 7 Тел.: (495) , , Отпечатано в ОАО «Московская типография 2» , Москва, пр. Мира, 105. Коллектив авторов, 2010 ЗАО «МЦФЭР», 2010 ISBN ООО «Издательство КноРус», 2010

3 Оглавление Введение. 5 Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Почему образовательная практика нуждается в новых технологиях Метод, методика, технология Технологический подход и специфика его реализации в сфере образования Отличительные признаки образовательных технологий Качественное своеобразие образовательных технологий Выбор и проектирование новых образовательных технологий Глава 2. ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Технология модульного обучения Технология проблемного обучения Технология контекстного обучения Технология обучения в сотрудничестве Технологии проведения семинара в форме диалога Технология «Дебаты» Глава 3. ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Технология поиска информации Технологии организации работы студентов с учебной литературой (психологический аспект) Портфолио технология накопления и систематизации информации Портфолио в вузе Технология организации контент-анализа Технология организации самостоятельной работы Глава 4. ТЕХНОЛОГИИ АКТУАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Технологии актуализации мотивационного потенциала образовательной среды

4 4.2. Технология самопрезентации Технология формирования уверенности и готовности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности Технология «Развитие позитивности в системе отношений студентов в вузовской среде» Технология «Развитие компетентности студентов в организации своей учебной деятельности» Тренинг диагностического мышления Технология развития критического мышления Технология повышения коммуникативной компетентности педагога Глава 5. ЭКСПЕРТНО-ОЦЕНОЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Технология рейтинга учебных достижений Технология создания оценочных материалов для итоговой государственной аттестации выпускников в рамках компетентностного и модульного подхода (на примере вузов) Технология гуманитарной экспертизы образовательных программ Технология оценки качества профессиональной деятельности вузовского преподавателя Приложения Авторский коллектив Н.В. Бордовская, д-р пед. наук, проф. (главы 1, , 5.2, 5.4) Л.А. Даринская, д-р пед. наук, доцент (главы 2.2, 3.5) С.Н. Костромина, д-р психол. наук, доцент (глава 3.6 в соавт. с З.Ф. Дудченко; главы 4.2, 4.6) Г.И. Молодцова, канд. пед. наук (глава 2.1) О.О. Жебровская, канд. пед. наук, доцент (главы , 3.1, 3.3) С.И. Розум, канд. психол. наук, доцент (глава 3.2) З.Ф. Дудченко, канд. психол. наук, доцент (глава 3.6 в соавт. с С.Н. Костроминой) Ж.К. Дандарова, канд. психол. наук, доцент (главы 4.1, 4.7) Е.И. Петанова, канд. психол. наук, доцент (главы ) Н.Л. Москвичева, канд. психол. наук, доцент (глава 4.8) И.М. Бродская, канд. пед. наук, доцент (глава 5.1) Т.А. Дворникова, ст. преподаватель (глава 3.4) А.М. Красильников, ст. преподаватель (глава 5.3).

5 Введение Образовательные технологии необходимый инструментарий современного школьного или вузовского преподавателя. В них заложен огромный потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения целей, которые общество ставит перед системой образования подготовить молодое поколение к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности как граждан, обладающих высокой степенью личностной зрелости, ориентированных на гуманистические ценности в решении любых проблем, способных к критической оценке и презентации своих достижений. Инновационный опыт отечественных учебных заведений наметил стратегическое направление в решении столь сложных задач, а именно обновление программно-технологического обеспечения образовательного процесса на основе переосмысления всего арсенала применяемых технологий с опорой на современные возможности и широкий культурный контекст, а также внедрение новых информационных и социальных технологий. Для эффективного внедрения новых образовательных технологий в школьную и вузовскую практику требуется научный анализ их возможностей и потенциала, а для дальнейшего совершенствования или разработки новых важно знать и умело применять методологию проектирования. С целью оказания помощи педагогам в решении такого рода профессиональных задач авторским коллективом подготовлено данное учебное пособие. В книге раскрываются причины и истоки появления новых технологий в образовательной практике, дается общая характеристика с опорой на различные научные подходы и позиции, раскрываются отличительные признаки и дается научное объяснение существенного отличия понятия «технология» от терминов «метод» и «методика». Для каждого, кто хочет выбрать и умело использовать образовательные технологии в своей педагогической практике, важно знать их качественное разнообразие, учитывать границы применения и условия, повышающие эффект от применения. Об этом и о том, как самостоятельно разработать авторскую технологию, подробно говорится в первой главе, которая раскрывает теоретический аспект проблемы проектирования и применения современных технологий в широкой образовательной практике. Отличительными признаками современных образовательных технологий являются изменение характера деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса, смена приоритетов от трансляции знаний к созданию условий для более полной реализации личностного потенциала и проявле-

6 ния субъектных свойств в учебно-познавательной, информационно-поисковой, научно-исследовательской, учебно-профессиональной или контрольно-оценочной деятельности. Так как эту особенность важно учитывать прежде всего в учебном процессе, то во второй главе учебного пособия представлены технологии обучения (технология модульного, проблемного, контекстного, личностно ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве). Известно, что организация образовательного процесса в школе или вузе не ограничивается непосредственным контактом субъектов на занятиях в рамках расписания. Поэтому особую роль приобретают технологии, применяемые субъектами (учениками и школьными педагогами, студентами и преподавателями) в работе с учебной, научной, профессиональной и другого плана информацией в условиях образовательной среды, в домашних условиях, в библиотеке и пр. Этим объясняется актуальность не только новых информационных технологий в решении образовательных задач, но и технологий организации самостоятельной работы, работы с учебной литературой, которые описаны в третьей главе учебного пособия с рекомендациями для активного применения. В любом образовательном учреждении как структурном элементе системы непрерывного образования, в котором создаются условия для развития и саморазвития каждой личности, усиливается роль не только самостоятельной работы, но и важность самоорганизации всех субъектов образовательной среды. Отсюда увеличивается потребность в новых технологиях самоорганизации, актуализации и развития личностного потенциала субъектов образовательной среды, а также в технологиях формирования среды как гуманной, развивающей, социализирующей, профессионально ориентированной и т.д. В четвертой главе учебного пособия для анализа и выбора предлагаются именно такие технологии (технологии организации самостоятельной работы, самопрезентации, развития диагностического мышления и др.). В связи с обострением проблемы качества современного образования в России и за рубежом активизировалась работа по разработке и применению технологий оценки, обеспечения и управления качеством образования. В пятой главе предлагаются примеры таких технологий, которые апробированы и применяются в школах и вузах Северо-Западного региона России, это технология гуманитарной экспертизы образовательных программ, технология оценки качества профессиональной деятельности вузовского преподавателя, технология создания оценочных материалов для итоговой государственной аттестации выпускников в контексте компетентностного и модульного подхода, технология рейтинговой оценки учебных достижений. Учебное пособие подготовлено творческим коллективом преподавателей факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета и других вузов Санкт-Петербурга. Авторы выражают надежду, что предлагаемые технологии не только повысят компетентность педагогов в решении важнейших образовательных проблем, но станут подлинным источником вдохновения и творческого поиска в профессиональной деятельности. 6

Смотрите так же:  Как получить деньги за некачественный товар

Современные образовательные технологии учебное пособие под ред бордовской

Раскрываются подходы к пониманию и определению специфики образовательных технологий, принципы и методы проектирования, а также анализируется опыт их применения.

‘> Входит в РИНЦ ® : да

‘> Цитирований в РИНЦ ® : 94

‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 7

‘> Норм. цитируемость по направлению: 17,79

‘> Дециль в рейтинге по направлению: 1

‘> Тематическое направление: Educational sciences

Современные образовательные технологии учебное пособие под ред бордовской

Еще не зарегистрированы?

Зарегистрируйтесь! Регистрация позволит получить доступ к специальным предложениям BGshop.ru и упростить оформление следующих заказов.

Современные образовательные технологии

Раскрываются подходы к пониманию и определению специфики образовательных технологий, принципы и методы их проектирования, анализируется опыт их применения. Содержательно описаны технологии, применяемые в учебной среде, при организации самостоятельной образовательной деятельности, в процессе определения учебных достижений, актуализации творческого потенциала и саморазвития, оказания психологопедагогической поддержки в контексте приоритетов общечеловеческих ценностей. Соответствует ФГОС ВО последнего поколения. Для студентов, учителей и вузовских преподавателей, а также всех, кто стремится повысить свою компетенцию в области современных образовательных технологий.

Статья на тему:
Современные образовательные технологии.

В статье представлен перечень современных образовательных технологий.

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии.

Современные образовательные технологии – одно из основных средств реализации требований ФГОС.

Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».

С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология — это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. «Любая же деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова».

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» — более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

Вот некоторые из образовательных технологий.

  1. Технология личностно-ориентированного образования.

При организации образовательного процесса педагог создает условия для развития и реализации способностей ребенка, его склонностей, интересов, особенностей психофизического развития.

  1. Технология проблемного обучения .

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

  1. Технология проектного обучения.

Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей.

  1. Технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Под развивающим обучением понимается обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития ребенка. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль не объекта учения, а самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. В технологии развивающего обучения в центре внимания находится способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

  1. Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова).

В основе ее лежит идея объединить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.

Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.

Смотрите так же:  Льготы пенсионерам харьков

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

  1. Система инновационной оценки «портфолио».

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

  1. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / кол. авторов ; под ред. Бордовской Н.В. –– М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
  2. Полат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М.: Академия, 2003 Современные образовательные технологии в начальной школе — реферат Кирейцева Н.А.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./ — М.: Народное образование, 1998.
  1. Современные образовательные технологии в начальной школе — реферат Кирейцева Н.А.
  1. Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – Ставрополь: СКИПКРО, 2006.-56 с
  1. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Белкина В.В., Серебренников Л.Н., Гаибова В.Е. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход- методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданс.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, — одна из основных практических задач современного образования. .

Конкурс на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края 4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса .

В данной папке предоставлен материал критерия №4 «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий.

Выступление на ШМО учителей начальных классов.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя.

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств.

Архив научных статей

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ

Ларин Сергей Николаевич, Герасимова Елена Владимировна, Герасимова Людмила Ивановна
Центральный экономико-математический институт Российской академии наук, г. Москва

Современные образовательные технологии. Учебное пособие

Раскрываются подходы к пониманию и определению специфики образовательных технологий, принципы и методы проектирования, а также анализируется опыт их применения. Содержательно описаны технологии, применяемые в учебной среде, при организации самостоятельной образовательной деятельности, и процессе определения учебных достижений, актуализации творческого потенциала и саморазвития, оказания психолого-педагогической поддержки и контексте приоритетов общечеловеческих ценностей.

Адресовано студентам, учителям и вузовским преподавателям, а также всем тем, кто стремится повысить свою компетенцию в области современных образовательных технологий.

Понятие «технология обучения» в современной педагогике

Рубрика: 1. Общая педагогика

Дата публикации: 30.05.2014

Статья просмотрена: 7713 раз

Библиографическое описание:

Пласкина М. В. Понятие «технология обучения» в современной педагогике [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5741/ (дата обращения: 19.01.2019).

Слово «технология» (от греч. techne — искусство, мастерство и logos — понятие, учение) означает:

а) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материала или полуфабриката в процессе производства, например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ;

б) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства [10, с. 30].

В толковом словаре русского языка С. И. Ожеговаприводится следующее определение: «Технология — совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства» [7, с. 650].

Поначалу данное понятие относилось к производству и возникло с развитием технического прогресса. С середины 50-х годов XX века появился новый технологический подход к построению учебного процесса, именно с этого периода времени в педагогику вошло новое понятие «технология обучения», и связано оно было с применением технических средств обучения (ТСО). Наряду с понятием «технология обучения» также используются такие понятия, как «педагогическая технология» и «образовательная технология». Причем четкого разграничения между ними пока также не установлено.

Рассмотрение сущности понятий, представленных выше, является достаточно актуальным на сегодняшний момент. Наибольший вклад в изучение данной проблематики внесли как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди них можно отметить В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Б. Т. Лихачев, В. М. Монахов, Г. К. Селевко, С. А. Сластенин и т. д.

Взгляды исследователей не всегда совпадают, а это значит, что понятие «технология обучения» («педагогическая технология») многообразно. В доказательство к выше сказанному, приведем несколько примеров.

Так, В. И. Боголюбов исследовал эволюцию понятия «педагогическая технология» (от «технологии в образовании» — к «педагогической технологии») [2, с.123–128].

Так, В. П. Беспалько рассматривает педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, а также как проект педагогической системы, реализуемый на практике [1, c. 78].

Б. Т. Лихачев полагает, что педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [4, с. 104].

Педагогическая технология — это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий [9, с. 330].

По М. В. Кларину, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [3, с. 17]. Также он добавляет, что понятие «педагогическая технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно ограничено сферой обучения.

Педагогическая технология — продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и поведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [5, с. 35].

Г. К. Селевко выделяет в «педагогической технологии» три аспекта:

— научный: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

— процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

Смотрите так же:  Требования к кадровым ресурсам

— процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [8, с. 16].

В иерархии технологий в образовании по Т. С. Назаровой, «образовательные технологии» занимают верхнюю ступень. Далее идут «педагогические технологии», а затем «технологии обучения». В области дистанционных форм получения образования, по нашему мнению, целесообразно выделить два уровня иерархии: «образовательные дистанционные технологии» и «технологии дистанционного обучения» [6, с. 26].

В образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях (Г. К. Селевко):

— Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

— Частнометодический (предметный) уровень: термин частнопредметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», т. е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

— Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.) [8, с. 16–17].

Представленные выше определения позволяют выделить основные структурные составляющие педагогической технологии:

— содержательная часть обучения: цели обучения — общие и конкретные; содержание учебного материала;

— процессуальная часть — технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям (Г. К. Селевко):

— Концептуальностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

— Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

— Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

— Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

— Аналитическая деятельность (завершающаяся постановкой диагноза).

— Прогностическая и проективная творческая мыслительная деятельность.

— Анализ, прогноз и проект — «неразрывная» триада при решении любой педагогической задачи [9, с. 75].

В конце 70-х годов в понятие «технологии обучения» стали вкладывать иной смысл. Современную трактовку этого понятия приводит Талызина Н. В., которая видит сущность современной технологии обучения в определении наиболее рациональных способов достижения поставленных целей, рассматривая учебный процесс комплексно, в единстве и во взаимосвязи [12, с. 91–96].

Анализ приведенных подходов к определению понятий «технология обучения», «педагогическая технология» позволяет сделать вывод, что исследование данного вопроса актуально до сих пор, поскольку применение педагогических технологий повышает эффективность образовательного процесса, гарантию в достижении запланированных результатов обучения. Кроме того, педагогические технологии рассматриваются как некий алгоритм построения образовательного процесса с заранее заданными результатами [11, с. 15].

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии. / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика. — 1989. — 192 с.

2. Боголюбов В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. — 1991. — № 9. С. 123–128.

3. Кларин М. В. Педагогическая технология / М. В. Кларин. — М., 1989. — 75 с.

4. Лихачев Б. Г. Педагогика / Б. Г. Лихачев. — М. — 1992. — 464 с.

5. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: Монография. — Волгоград: Перемена. — 1995.- 152с.

6. Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? [Текст] / Т. С. Назарова // Педагогика. -1997. -№ 3. — С. 20–27

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57 тыс. слов. / под ред. Н. Ю. Шведовой. — 2-е изд. стереотип. — М.: Рус. яз., 1988. — 750 с.

8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./ Г. К. Селевко — М.: Народное образование. — 1998. — 256 с.

9. Сластенин В. А. и др. Педагогика. М.: Школа-Пресс. — 1997. — 512 с.

10. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1980. — 624 с.

11. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е. изд.,стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 432 с.

12. Талызина Н. Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории Текст.: Современная высшая школа, 1977. № 1. — с. 91 —96.

Учебный процесс как педагогическая система в процессе.

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

педагогическая технология, учебный процесс.

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

Педагогические технологии в образовательной практике

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

Педагогическая технология в учебном процессе.

Обучениепедагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством учителя получают навыки и опыт по

активный метод обучения, учебный процесс, активное обучение, форма обучения, Метод обучения, знание.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Существует широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Оптимальная организация учебного процесса (как); Методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего)

педагогическая технология, учебный процесс.

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

педагогическая технология, учебный процесс.

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

педагогическая технология, учебный процесс.

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале.

Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019