Советско-американский договор о сокращении

Министерство иностранных дел Российской Федерации

ДОГОВОР О СОКРАЩЕНИИ СНП — НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ДОГОВОРНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ СОКРАЩЕНИЯ ЯДЕРНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ)

Договор о сокращении СНП — новый этап в развитии договорной базы в области сокращения ядерных вооружений

Договор о сокращении СНП будет обеспечивать преемственность и последовательность в развитии двусторонней российско-американской договорной базы в области ядерного разоружения и укрепления стратегической стабильности, формирование которой началось в 70-х годах прошлого столетия.

До настоящего времени Советским Союзом, а затем Россией было заключено более десяти договоров и соглашений с США в этой области, к наиболее важным из которых можно отнести следующие:

Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны

Подписано и вступило в силу 30 сентября 1971 года. Является бессрочным. Предусматривает уведомление сторонами друг друга в случае различных инцидентов и других ситуациях, которые могли бы создавать опасность возникновения ядерной войны.

Соглашение о предотвращении ядерной войны

Подписано и вступило в силу 22 июня 1973 года. Является бессрочным. По этому Соглашению стороны взяли на себя обязательства: по устранению опасности ядерной войны и применения ядерного оружия; воздерживаться от угрозы силой в обстоятельствах, которые могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.

Договор об ограничении систем противоракетной обороны

Подписан 26 мая 1972 года, вступил в силу 3 октября 1972 года. Носит бессрочный характер. На протяжении более 30 лет служил основой стратегической стабильности, сдерживал и жёстко ограничивал развитие оборонительной составляющей стратегических сил обеих сторон.

13 декабря 2001 года США заявили о своём выходе из Договора по ПРО.

Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения СНВ (ОСВ-1)

Подписано 26 мая 1972 года, вступило в силу 3 октября 1972 года. Срок действия составлял 5 лет. По этому Соглашению стороны обязались не начинать с 1 июля 1972 года строительство дополнительных стационарных пусковых установок МБР наземного базирования, а также ограничить количество пусковых установок БРПЛ и современных подводных лодок с баллистическими ракетами.

Договор об ограничении СНВ (ОСВ-2)

Подписан 18 июня 1979 года. Предусматривал, в частности, обязательство сторон ограничить с 1 января 1981 года ПУ МБР, ПУ БРПЛ, ТБ, а также БРВЗ суммарным количеством, не превышающим 2250 единиц, и приступить к ограничению тех вооружений, которые были бы на эту дату сверх этого суммарного количества.

Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (РСМД)

Подписан 8 декабря 1987 года, вступил в силу 1 июня 1988 года.

К 31 мая 1991 года в соответствии с предусмотренными в Договоре сроками и процедурами был полностью завершён процесс ликвидации более 2,5 тысяч ракетных средств наземного базирования СССР и США двух классов – средней дальности (от 1000 до 5500 км) и меньшей дальности (от 500 до 1000 км), а также их пусковых установок, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования, районов развертывания, ракетных операционных баз и ракетных вспомогательных объектов.

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1)

Подписан 31 июля 1991 года, вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок окончания действия – 5 декабря 2009 года (возможно продление).

5 декабря 2001 года завершился семилетний период, предусматривающий сокращения до 1600 носителей СНВ (МБР, БРПЛ и ТБ) и 6000 числящихся за ними боезарядов.

Согласно Ст.II нового Договора о сокращении СНВ этот Договор «остаётся в силе в соответствии с его положениями».

Участниками Договора о СНВ являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина и США. Ликвидация СНВ на территории Белоруссии, Казахстана и Украины, которые стали членами ДНЯО как неядерные государства, завершена.

Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2)

Подписан Россией и США 3 января 1993 года. Ратифицирован Российской Федерацией 6 мая 2000 года. Не вступил в силу, поскольку не ратифицирован американской стороной.

В случае если бы СНВ-2 вошел в число действующих договоров, Россия и США должны были бы сократить свои СНВ до уровня в 3000-3500 боезарядов. Запрещались бы МБР с РГЧ, в том числе должны были бы полностью ликвидироваться тяжелые МБР.

СНВ – стратегические наступательные вооружения;

СНП – стратегический наступательный потенциал;

МБР – межконтинентальная баллистическая ракета;

РГЧ – разделяющаяся головная часть;

БРПЛ – баллистическая ракета подводных лодок;

ТБ – тяжёлый бомбардировщик;

ПУ – пусковая установка;

БРВЗ – баллистическая ракета «воздух-земля»;

РСМД – ракеты средней дальности и меньшей дальности;

ДНЯО – Договор о нераспространении ядерного оружия.

Формат Договора о сокращении СНВ, процедура ратификации

I. Договор о сокращении СНВ носит юридически обязывающий характер. Главным обязательством сторон по Договору является обязательство по сокращению и ограничению стратегических ядерных боезарядов до 1700-2200 ед. к установленному сроку – 31 декабря 2012 года.

Договор подлежит ратификации в соответствии с конституционными процедурами каждой из сторон. Для России это означает: закон о ратификации утверждает Госдума, одобряет Совет Федерации, подписывает Президент России. Он вступит в силу в день обмена ратификационными грамотами.

Договор будет действовать до 31 декабря 2012 года. Предусматривается возможность его продления и возможность замены ранее этой даты последующим соглашением.

Каждая сторона, согласно Договору, имеет право выйти из него – в порядке осуществления государственного суверенитета, письменно уведомив другую сторону об этом за три месяца.

Договор будет зарегистрирован в соответствии со статьей 102 Устава ООН.

(Эта статья, в частности, гласит:

«Всякий договор и всякое международное соглашение, заключённые любым Членом Организации после вступления в силу настоящего Устава, должны быть, при первой возможности, зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы».)

Принципы, заложенные в Договоре о сокращении СНП

Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов исходит из признания сторонами их приверженности цели укрепления взаимоотношений путём сотрудничества. В нём констатируется, что новые глобальные вызовы и угрозы требуют установления новых стратегических отношений между Россией и США, опирающихся на подлинное партнерство.

В Преамбуле Договора уточнены принципы, на которых будет строиться такое партнерство в военно-стратегической области: обоюдная безопасность, сотрудничество, доверие, открытость и предсказуемость.

Особое значение имеет впервые появляющееся в российско-американских договорах упоминание принципа обоюдной безопасности. Это – отражение качественно нового этапа в позитивном развитии отношений между двумя странами.

Таким образом, новый Договор делает акцент прежде всего на более развитую основу стратегических отношений между Россией и США, в которой существенно большее место занимают принципы партнёрства и сотрудничества, взаимное признание требований, исходящих от новых глобальных вызовов и угроз.

В Договоре указанием на Совместное заявление президентов России и США в Генуе 22 июля 2001 года подтверждается принцип взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений.

В Договоре подтверждены обязательства, которые обе стороны несут в соответствии со Статьей VI Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Эта статья устанавливает взаимосвязь между задачей нераспространения ядерного оружия и задачей ядерного разоружения при последовательном продвижении к всеобщему и полному разоружению.

Предусматриваемые Договором сокращения СНВ являются важным вкладом в идущий в настоящее время обзорный процесс ДНЯО в целях подготовки обзорной конференции ДНЯО 2005 года.

Основное содержание Договора о сокращении СНП

Договор предусматривает значительное сокращение стратегических наступательных вооружений. В соответствии с его положениями к 31 декабря 2012 года каждая из сторон должна уменьшить уровни своих стратегических ядерных боезарядов до 1700-2200 единиц, т.е. примерно в три раза по сравнению с предельным уровнем, установленным ныне действующим Договором СНВ-1 (6000 единиц). При этом каждая из сторон будет сама определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений, исходя из установленного суммарного предела для количества таких боезарядов.

Договором не предусматриваются этапы (график) сокращений. Это позволяет каждой стороне по своему усмотрению планировать снижение уровней имеющихся у нее стратегических ядерных боезарядов. Как свидетельствует опыт выполнения Договора СНВ-1, сокращение стратегических наступательных вооружений является сложным, трудоёмким процессом, требующим много усилий, времени и затрат. Поэтому обе стороны и в отсутствие соответствующих договорных положений смогут самостоятельно составлять такие графики. Существует обоюдное понимание, что для повышения контролируемости Договора потребуется определённая прозрачность в отношении подобных планов сокращений и их выполнения.

В сам Договор заложены условия для его дальнейшего обогащения, укрепления и развития. Имеется в виду, что этим вопросом будет заниматься специально создаваемая Двусторонняя комиссия по выполнению. Она будет собираться не реже, чем два раза в год. Предстоит разработать положение об этой комиссии, определить её функциональные полномочия, цели и задачи.

О соотношении Договора о сокращении СНП и Договора СНВ-1

В Статье II нового Договора зафиксировано согласие сторон в том, что Договор СНВ-1 остаётся в силе. Сделана и особая ссылка на их обязательства по этому Договору.

Договор СНВ-1 будет действовать до 5 декабря 2009 года и при согласии обеих сторон может быть продлён и далее. Это означает, что стратегические наступательные потенциалы России и США по меньшей мере до этого срока будут находиться под двойным взаимодополняющим ограничением двух договоров.

Это важно, среди прочего, и с точки зрения обеспечения надлежащего контроля. Продолжающий функционировать контрольный механизм Договора СНВ-1 будет позволять сторонам отслеживать положение дел в стратегических арсеналах друг друга, в том числе и в интересах нового Договора. Кроме того, как предусмотрено Декларацией о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки, положения Договора СНВ-1 послужат основой обеспечения доверия, открытости и предсказуемости при дальнейшем сокращении СНВ наряду с другими дополнительными мерами, подлежащими согласованию, включая меры открытости.

Важную роль при реализации нового Договора призваны сыграть и предусматриваемые СНВ-1 количественные и качественные ограничения носителей СНВ и положения, касающиеся переоборудования таких носителей. В них заключён серьёзный сдерживающий элемент для обратного развертывания боезарядов.

Вопросы взаимосвязи СНВ и ПРО в Договоре о сокращении СНП и Декларации о новых стратегических отношениях между Россией и США

Россия по-прежнему считает одностороннее решение США о выходе из Договора по ПРО ошибочным. Тем не менее, чтобы не допустить создания правового вакуума в сфере стратегической стабильности российская сторона избрала конструктивный путь подготовки новой договорённости с США по СНП. При этом в новом Договоре удалось обеспечить подтверждение обеими сторонами объективно существующей взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями.

Так, в преамбуле Договора делается ссылка на Генуэзское Совместное заявление президентов России и США по стратегическим вопросам от 22 июля 2001 года, в котором они «согласились, что значительные изменения в мире требуют конкретного обсуждения наступательных и оборонительных систем» и высказались за проведение «интенсивных консультаций по взаимосвязанным вопросам наступательных и оборонительных систем».

Преамбула Договора также отсылает к Совместному заявлению двух президентов о новых отношениях между Россией и США от 13 ноября 2001 года. В нём говорится как об общей приверженности осуществлению значительных сокращений СНВ, так и о договорённости продолжить консультации по стратегической обороне в «широких рамках новых стратегических взаимоотношений».

Декларация о новых стратегических отношениях развивает положения о взаимосвязи. В ней прямо указывается на то, что Россия и США исходят из Совместных заявлений, принятых в Генуе и Вашингтоне. Кроме того, в целях обеспечения предсказуемости действий сторон Россия и США, в соответствии с Декларацией, согласились осуществить ряд мер, направленных на укрепление доверия и расширение открытости в области противоракетной обороны, а также договорились изучить возможные направления сотрудничества в области противоракетной обороны.

Смотрите так же:  Патент или авторское свидетельство

Указанные выше положения обеспечивают политико-юридические условия для дальнейшего обсуждения вопроса взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями, а также для выработки соответствующих дополнительных договорённостей.

Выдержки из упоминаемых в Договоре совместных заявлений и выступлений Президента России

Совместное заявление В.В.Путина и Президента США Дж.Буша по итогам встречи, состоявшейся в Генуе 22 июля 2001 года:

«Мы согласились, что значительные изменения в мире требуют конкретного обсуждения наступательных и оборонительных систем. У нас уже есть некоторые существенные области согласия. Мы вскоре начнём интенсивные консультации по взаимосвязанным вопросам наступательных и оборонительных систем».

Из Совместного заявления Президента Российской Федерации В.В. Путина и Президента Соединенных Штатов Америки Дж.Буша о новых отношениях между Россией и США, Вашингтон, 13 ноября 2001 года:

«Мы договорились, что нынешние уровни наших ядерных вооружений не отражают сегодняшние стратегические реальности. В этой связи мы подтвердили нашу соответствующую приверженность осуществлению значительных сокращений стратегических наступательных вооружений».

Из выступления В.В.Путина перед представителями американской общественности и политическими деятелями США. Российское Посольство в Вашингтоне, 13 ноября 2001 года:

«. Россия заявляет о готовности пойти на значительные сокращения стратегических вооружений. Вот почему сегодня мы предлагаем радикальную программу дальнейших сокращений СНВ — по меньшей мере, раза в три — до минимального уровня, необходимого для поддержания стратегического равновесия в мире. Нам больше не нужно пугать друг друга, чтобы договариваться. Безопасность создают не оружие и горы металла — её создает политическая воля государств и лидеров этих государств.

Да, сегодня мир ещё далек от того, чтобы международные отношения строились исключительно на доверии. К сожалению. Поэтому так важно сегодня опираться на существующий фундамент договоров и соглашений в сфере разоружения и контроля над вооружениями».

Из выступления В.В.Путина на совместной с Дж.Бушем пресс-конференции, Вашингтон, 13 ноября 2001 года:

«Мы обстоятельно обсудили и то, как идёт наш диалог по взаимосвязанным вопросам стратегических наступательных и оборонительных вооружений. В этой области удалось добиться определённого прогресса. В первую очередь, это касается перспектив выработки надёжной и контролируемой договорённости о дальнейших кардинальных сокращениях ядерных потенциалов России и США.

В этой связи должен сказать, что мы высоко оцениваем решение Президента США о сокращении СНВ до обозначенного порога и будем со своей стороны стремиться к адекватному ответу».

Из заявления Президента Российской Федерации В.В.Путина в связи с решением Администрации Соединённых Штатов Америки о выходе из Договора по противоракетной обороне 1972 года, 13 декабря 2001 года:

«Наряду с проблемой противоракетной обороны особое значение в этих условиях приобретает и правовое оформление достигнутых договорённостей о дальнейших радикальных, необратимых и проверяемых сокращениях стратегических наступательных вооружений, по нашему мнению, до уровня 1500 — 2200 ядерных боезарядов у каждой стороны».

Договор о сокращении СНВ – новый этап в развитии договорной базы в области сокращения ядерных вооружений

Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения СНВ (ОСВ-1, 1972 год)

Подписание Советско-Американского договора СНВ-I

Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-1 был подписан 31 июля 1991 года в Москве, а в силу вступил 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора истек 5 декабря 2009 года. Согласно договору, СССР и США должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы у каждой из сторон осталось не более 6 000 единиц.

В реальности, согласно «правилам зачета» боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, СССР мог иметь около 6 500 тысяч боеголовок, а США — 8 500 тысяч. Договором запрещалось производство, испытание и развертывание баллистических ракет воздушного запуска, донных пусковых установок баллистических и крылатых ракет, в том числе размещаемых и во внутренних водах, а также орбитальных ракет.

Базирование подвижных грунтовых ракетных комплексов разрешалось только в ограниченных районах, при этом требовалось указывать названия районов и их географические координаты. Реализация договоренностей была затруднена из-за распада СССР. Преемником СССР в декабре 1991 года стала Россия, но ядерное вооружение находилось и в других бывших республиках СССР: в Белоруссии, Казахстане и Украине.

В городе Лиссабон Россией, США, Украиной, Казахстаном и Белоруссией 23 мая 1992 года был подписан дополнительный протокол к СНВ-1 — Лиссабонский протокол, в соответствии с которым к договору СНВ-1 присоединились Украина, Казахстан и Белоруссия. Подписав Лиссабонский протокол, Украина, Казахстан и Белоруссия были признаны сторонами договора СНВ-1.

Все ядерное оружие бывшего Советского Союза на территории этих трех государств подлежало уничтожению или передаче под контроль России. Все четыре государства согласились присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия, причем Россия в качестве преемника СССР как ядерной державы, а три остальные государства — как неядерные.

Россия и США 6 декабря 2001 года заявили, что выполнили обязательства по Договору СНВ-1. По данным военных экспертов: у России было 1 136 носителей и 5 518 боезарядов, у США — 1 237 стратегических носителей с размещенными на них 5 948 ядерными боезарядами.

По состоянию на 1 января 2007 года в составе стратегических сил России имелся 741 носитель. Всего стратегические носители могут нести до 3 821 боезаряда. При выполнении этого договора было зафиксировано около 10 серьезных нарушений, допущенных США. В частности, ядерные боеголовки и вторые ступени ракет не утилизировались, а складировались, за счет чего был создан так называемый «возвратный потенциал».

США и Россия — история ядерного разоружения

26 мая 1972, Ричард Никсон и Леонид Брежнев подписали соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ). В связи с годовщиной этого события газета Le Figaro предлагает вашему вниманию обзор основных российско-американских двусторонних соглашений.

Разоружение или ограничение наращивания стратегических вооружений? Политика ядерного устрашения во времена холодной войны повлекла за собой бешеную гонку вооружений двух супердержав, которая могла бы привести к катастрофе. Именно поэтому 45 лет назад США и СССР подписали первый договор о сокращении стратегических вооружений.

Договор 1: первое двустороннее соглашение о сокращении вооружений

26 мая 1972 года президент США Ричард Никсон и Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев подписали соглашение об ограничении стратегических вооружений. Подписание происходило перед телекамерами во Владимирском зале Большого кремлевского дворца в Москве. Это событие стало результатом переговоров начавшихся в ноябре1969 года.

Договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок, их расположение и состав. Дополнение к договору от 1974 года сократило число развертываемых каждой стороной районов ПРО до одного. Однако один из пунктов договора позволял сторонам расторгнуть договор в одностороннем порядке. Именно это и сделали США в 2001 году, чтобы приступить к развертыванию системы ПРО на своей территории после 2004-2005 годов. Дата окончательного выхода США из этого соглашения наступила 13 июня 2002 года.

Договор 1972 года включает в себя временное соглашение сроком на 20 лет, которое запрещает производство пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования и ограничивает пусковые установки баллистических ракет на подводных лодках. Также, согласно этому договору, стороны обязуются продолжить активные и всеобъемлющие переговоры.

Это «историческое» соглашение должно было особенно помочь в восстановлении равновесия сил устрашения. И это не касается производства наступательных вооружений и ограничений количества боеголовок и стратегических бомбардировщиков. Ударные силы обеих стран все еще очень велики. В первую очередь этот договор позволяет обеим странам умерить расходы, сохраняя при этом способность массового поражения. Это побудило Андре Фроссара (André Frossard) написать в газете 29 мая 1972 года: «Быть способными устроить примерно 27 концов света — точную цифру я не знаю — дает им достаточное чувство безопасности и позволяет им избавить нас от множества дополнительных способов уничтожения. За это нам нужно благодарить их доброе сердце».

Договор 2: ослабление напряженности между двумя странами

После 6 лет переговоров новый договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений был подписан американским президентом Джимми Картером и Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневы в Вене 18 июня 1979 года. Этот сложный документ включает в себя 19 статей, 43 страницы определений, 3 страницы с перечислениями запасов военных арсеналов двух стран, 3 страницы протокола, который вступит в силу 1981 году и, наконец, декларацию о принципах, которые лягут в основу переговоров по ОСВ-3.

Договор ограничивал количество стратегических ядерных вооружений обеих стран. После подписания договора Джимми Картер заявил в своей речи: «Эти переговоры, которые непрерывно длятся вот уже десять лет, вызывают ощущения, что ядерная конкуренция, если она не будет ограничена общими правилами и ограничениями, может привести только к катастрофе». При этом американский президент уточнил, что «этот договор не отнимает необходимость обеих стран поддерживать их военную мощь». Но этот договор так и не был ратифицирован США из-за вторжения СССР в Афганистан.


Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности

8 декабря 1987 года в Вашингтоне, Михаил Горбачев и Рональд Рейган подписали бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), вступивший в силу в мае 1988 года. Этот «исторический» договор впервые предусматривал ликвидацию вооружений. Речь шла о ракетах средней и малой дальности с радиусом действия от 500 до 5,5 тысяч км. Они представляли собой от 3 до 4 % всего арсенала. В соответствии с договором, стороны, в течение трёх лет с момента его вступления в силу, должны были уничтожить все ракеты средней и малой дальности. Договор также предусматривал процедуры взаимных проверок «на местах».

Во время подписания договора Рейган подчеркнул: «Впервые в истории мы перешли то обсуждений контроля над вооружениями к обсуждению их сокращения». Оба президента особенно настаивали на сокращении 50% их стратегических арсеналов. Они ориентировались на будущий договор СНВ, подписание которого первоначально было запланировано на весну 1988 года.


СНВ‑1: начало настоящего разоружения

31 июля 1991 года президент США Джордж Буш и его советский коллега Михаил Горбачев подписали в Москве Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Это соглашение стало первым настоящим сокращением стратегических арсеналов двух сверхдержав. По его условиям, страны должны были в три этапа (по семь лет) на четверть или треть уменьшить количество самых опасных видов оружия: межконтинентальных баллистических ракет и ракет подводного базирования.

Число боеголовок должно было сократиться до 7 тысяч для СССР и 9 тысяч для США. Привилегированное положение в новом арсенале отводилось бомбардировщикам: число бомб должно было возрасти с 2,5 до 4 тысяч у США и с 450 до 2,2 тысяч у СССР. Кроме того, в договоре предусматривались различные контрольные меры, а окончательно он вступил в силу в 1994 году. По словам Горбачева, он стал ударом по «инфраструктуре страха».

СНВ-2: радикальные сокращения

Конец договора о РСМД?

Договор РСМД мертв?

СНВ-3 и ядерный рывок России

США обсудят с Россией ядерное разоружение

В договоре был прописан и еще один важный момент: ликвидация ракет с разделяющимися боеголовками. Россия отказалась от высокоточного оружия, которое составляло основу ее сил сдерживания, тогда как США убирали половину установленных на подлодках ракет (практически не обнаружимы). СНВ-2 был ратифицирован США в 1996 году и Россией в 2000 году.

Борис Ельцин увидел в нем источник надежды, а Джордж Буш посчитал его символом «окончания холодной войны» и «свободного от страха лучшего будущего для наших родителей и детей». Как бы то ни было, действительность осталась не столь идиллической: обе страны все еще могут несколько раз уничтожить всю планету.

СНП: точка в холодной войне

24 мая 2002 года президенты Джордж Буш-младший и Владимир Путин подписали в Кремле Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Речь шла об уменьшении арсеналов на две трети за десять лет.

Тем не менее, это небольшое по объему двустороннее соглашение (пять кратких статей) не отличалось точностью и не содержало проверочных мер. Его роль с точки зрения имиджа сторон была важнее его наполнения: о сокращении говорили не впервые. Как бы то ни было, оно все же стало поворотным моментом, окончанием военно-стратегического паритета: не обладая нужными для того экономическими возможностями, Россия отказалась от притязаний на статус сверхдержавы. Кроме того, договор открыл дверь в «новую эру», потому что сопровождался заявлением о «новом стратегическом партнерстве». США делали ставку на обычные вооруженные силы и понимали бесполезность большей части своего ядерного арсенала. Буш отметил, что подписание СНП позволяет избавиться от «наследия холодной войны» и враждебности между двумя странами.

Смотрите так же:  Приказ мвд рф об утверждении порядка проведения служебной проверки

СНВ-3: защита национальных интересов

8 апреля 2010 года президент США Барак Обама и его российский коллега Дмитрий Медведев подписали очередное соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) в испанской гостиной пражского замка. Оно было призвано заполнить юридический вакуум, который возник после истечения срока действия СНВ-1 в декабре 2009 года. По нему был установлен новый потолок ядерных арсеналов двух стран: сокращение ядерных боезарядов до 1,55 тысяч единиц, межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков — до 700 единиц.

Кроме того, в соглашении предусматривается проверка цифр совместной группой инспекторов через семь лет после его вступления в силу. Здесь стоит отметить, что установленные планки не слишком отличаются от тех, что были указаны в 2002 году. В нем также не говорится о тактическом ядерном оружии, тысячах деактивированных боеголовок на складах и бомбах стратегической авиации. Американский Сенат ратифицировал его в 2010 году.

СНВ-3 стал последним российско-американским соглашением в сфере контроля над ядерным оружием. Через несколько дней после вступления в должность в январе 2017 года президент США Дональд Трамп заявил, что предложит Владимиру Путину снятие санкций с России (были введены в ответ на аннексию Крыма) в обмен на договор о сокращении ядерного оружия. По последним данным американского Госдепартамента, у США имеется 1 тысяча 367 боеголовок (бомбардировщики и ракеты), тогда как российский арсенал достигает 1 тысячи 096.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Соглашения СССР и России с США в области ядерных вооружений

МОСКВА, 16 янв — РИА Новости. Избранный президент США Дональд Трамп заявил в опубликованном в понедельник интервью британской газете Times, что намерен поставить вопрос о существенном сокращении арсеналов в ходе переговоров с Россией по ядерному разоружению. Он также рассказал о возможности достичь с Россией соглашения о сокращении ядерного оружия в обмен на снятие американских санкций.

Ниже приводится справочная информация о соглашениях СССР и России с США в области ядерных вооружений.

Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались 17 ноября 1969 года в Хельсинки. Затем было проведено еще несколько раундов переговоров в Хельсинки и Вене. В мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по противоракетной обороне (ПРО).

26 мая 1972 года в Москве были подписаны Договор по противоракетной обороне и Временное соглашение между США и СССР о мерах ограничения стратегического наступательного вооружения, получившее название ОСВ-1. Соглашение было подписано сроком на пять лет, в дальнейшем срок действия мог быть продлен. ОСВ-1 предусматривал ограничение количества баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент; запрещение строительства новых наземных стартовых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и ограничение количества пусковых установок баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ).

Стороны обязывались иметь только по одному району, защищенному системами противоракетного оружия (ПРО). СССР развернул систему ПРО вокруг Москвы в 1966 году, а США — вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс. Контроль над ограничением согласованного числа соответствующих типов ракет осуществлялся национальными техническими средствами. 24 сентября 1974 года обе стороны отдельно заявили о намерении не предпринимать действий, несовместимых с этим соглашением, при условии, что другая сторона будет проявлять такую же сдержанность.

В ходе дальнейших советско-американских переговоров были выработаны условия нового договора об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, который был подписан в Вене 18 июня 1979 года сроком действия до 31 декабря 1985 года. По условиям договора вводилось ограничение на размещение ядерного оружия в космосе. ОСВ-2 в силу не вступил, так как не был ратифицирован сенатом США, но фактически обе стороны придерживались предусмотренных ограничений. Договоры ОСВ-1 и ОСВ-2 послужили основой для разработки договоров о сокращении наступательных вооружений: СНВ-1 (1991), СНВ-2 (1993), СНВ-3 (2010).

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша-старшего и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора составлял 15 лет (до 5 декабря 2009 года). Цель договора – обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые предусматривались примерно на 30% ниже уровней изначально развернутых сил. Договор устанавливал для сторон равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а также лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет.

Под контроль СНВ-1 попадали следующие средства доставки ядерных боезарядов: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования и их пусковые установки (ПУ), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики (ТБ).

Каждая из сторон должна была сократить их общее число до 1,6 тысячи единиц. Предельное количество ядерных боезарядов — 6 тысяч. Суммарный забрасываемый вес БР — не более 3,6 тысячи тонн. Стороны также обязались не разрабатывать новые типы тяжелых МБР и БРПЛ и ракеты с количеством боеголовок более 10, вводили ограничения на новые виды стратегических наступательных вооружений и т.д.

Вне договора остались крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) с дальностью более 600 километров. Однако были взяты обязательства не развертывать КРМБ в количестве, превышающем 880 единиц.

После распада СССР Договор СНВ-1 пришлось обновить. Вопрос о преемственности обязательств Советского Союза по Договору СНВ-1 был решен в мае 1992 года путем подписания Протокола к Договору, ставшего известным как Лиссабонский протокол.

6 декабря 2001 года официальные представители России и США заявили, что их страны выполнили обязательства по договору СНВ-1.

5 декабря 2009 года срок действия подписанного 31 июля 1991 года Договора СНВ-1 завершился.

Договор СНВ-2 между Россией и США подписан в Москве 3 января 1993 года. Стороны обязались к 2003 году сократить арсеналы своих стратегических вооружений на 2/3 от уровня января 1993 года. К 2003 году количество ядерных боеголовок каждой стороны не должно было превышать 3-3,5 тысячи единиц.

Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 являлись Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их шахтных пусковых установок (ШПУ); Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков, Протокол к Договору от 3 января 1993 года, подписанный в Нью-Йорке 26 сентября 1997 года.

Договор СНВ-2 должен был вступить в силу в день обмена ратификационными грамотами, но не ранее вступления в силу Договора о СНВ-1. 26 сентября 1997 года в Нью-Йорке министр иностранных дел России и государственный секретарь США подписали Протокол к Договору СНВ-2, который предусматривал отсрочку осуществления договора на пять лет — с 31 декабря 2001 года до 31 декабря 2007 года. Отсрочка была связана с тем, что осуществление первого этапа выполнения Договора в соответствии с его статьей I должно было бы завершиться в течение семи лет с момента вступления в силу Договора СНВ-1 (он вступил в силу 5 декабря 1994 года), т. е. к 31 декабря 2001 года. Это означало, что в случае ратификации Договора СНВ-2, например в 1997-1998 годах, время на его выполнение сокращалось бы значительно — на три-четыре года.

Российская сторона ратифицировала договор в пакете с протоколом 14 апреля 2000 года с условием сохранения договора по ПРО (об ограничении систем противоракетной обороны). США ратифицировали договор в январе 1996 года, однако договор в пакете с протоколом от 26 сентября 1997 года на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным.

После выхода США из договора по ПРО 13 июня 2002 года, российская сторона заявила о прекращении обязательств по договору СНВ-2. 14 июня 2002 года было опубликовано Заявление МИД России, в котором говорилось, что в связи с действиями США «Российская Федерация отмечает отсутствие каких-либо предпосылок для вступления в силу Договора СНВ-2 и не считает себя более связанной предусмотренным международным правом обязательством воздерживаться от действий, которые могли бы лишить этот Договор объекта и цели».

24 мая 2002 года президентами США и России был заключен дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (ДСНП), ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1,7-2,2 тысячи единиц. Этих уровней, согласно договору, они должны достичь к декабрю 2012 года. При этом за сторонами остается право определять состав и структуру стратегических наступательных вооружений по собственному усмотрению.

8 апреля 2010 года в Праге был подписан Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Он заменил Договор о СНВ 1991 года (ДСНВ) и Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 24 мая 2002 года (ДСНП).

Вступивший в силу 5 февраля 2011 года, Договор об СНВ обязывает Россию и США сократить и ограничить число развернутых и неразвернутых стратегических наступательных вооружений. Соглашение предусматривает сокращение развернутых стратегических носителей с каждой стороны до 700 единиц и до 1550 ядерных боезарядов на них. Срок действия договора — десять лет.

5 февраля 2011 года глава МИД РФ Сергей Лавров и глава госдепартамента США Хиллари Клинтон обменялись в Мюнхене ратификационными грамотами Договора, и он вступил в силу.

Стратегические ядерные силы СССР и России

Представляемый раздел составлен на основе материалов, опубликованных в книге Стратегическое ядерное вооружение России (под. ред. П.Л. Подвига, Москва, ИздАт, 1998 г.) а также публикаций Центра. Он адресован слушателям курса «Стратегические вооружения и проблемы безопасности» в качестве учебного пособия.

  • Создание ядерного оружия
  • Создание стратегических средств
  • Обеспечение количественного паритета
  • Ограничение вооружений: Договор ОСВ-1 и Договор по ПРО
  • Модернизация стратегических сил в начале 70-х годов
  • Договор ОСВ-2
  • Программа модернизации конца 70-х годов
  • Начало разоружения: Договор СНВ-1
  • Распад Советского Союза
  • Договор СНВ-2
  • Современное состояние и перспективы развития

Начало разоружения: Договор СНВ-1

Переговорный процесс, закончившийся подписанием Договора ОСВ-2 был прерван после того, как администрация США в 1981 г. объявила о том, что не будет добиваться ратификации этого Договора. В то же время, Соединенные Штаты выразили готовность к началу новых переговоров, целью которых должно было стать сокращение стратегических вооружений. Формально эти переговоры были начаты в июне 1982 г., однако общее состояние советско-американских отношений делало какой-либо существенный прогресс практически невозможным. Как СССР, так и США в начале 80-х годов продолжали осуществлять свои программы модернизации стратегических сил, придерживаясь основных ограничений Договора ОСВ-2. Заключение нового соглашения потребовало бы существенных изменений в структуре и составе группировок стратегических сил, к которым не была готова ни одна из сторон.

Основное внимание в начале 80-х годов было уделено вопросу о средствах средней дальности в Европе, решение о развертывании которых воспринималось СССР как явная попытка обойти только что достигнутые соглашения об ограничении стратегических вооружений. Переговоры о ядерных средствах в Европе были начаты в октябре 1980 г. и возобновлены в 1981 г. Наиболее существенной проблемой, которая делала невозможным достижение соглашения, стала проблема учета средств союзников США по НАТО-Великобритании и Франции. Советский Союз был готов сократить количество своих ракет средней дальности до уровня, имевшегося у НАТО. США настаивали на учете только советских и американских средств, выражая готовность отказаться от планируемого развертывания ракет Pershing II и крылатых ракет наземного базирования в ответ на ликвидацию всех советских ракет средней дальности, основную долю которых составляли комплексы «Пионер» (SS-20).

Смотрите так же:  Страховой случай осаго без выплат

Переговоры об ограничении ядерных вооружений в Европе были полностью остановлены 23 ноября 1983 г., во многом под влиянием кризиса в советско-американских отношениях, вызванного инцидентом с корейским авиалайнером, произошедшем 1 сентября 1983 г. Мотивируя свое решение об уходе с переговоров, Советский Союз ссылался на отказ США остановить начало развертывания своих ракет средней дальности. Уход советской делегации с переговоров о ядерных средствах в Европе сопровождался также приостановкой переговоров о сокращении стратегических вооружений, очередной раунд которых закончился 8 декабря 1983 г. без назначения даты следующей сессии.

После продолжавшейся около года паузы Советский Союз и США в ноябре 1984 г. объявили о готовности начать переговоры, которые охватывали бы вопросы стратегических вооружений, ядерных средств в Европе, а также вопросы космических вооружений. Окончательное согласование даты начала переговоров и круга рассматриваемых на них вопросов было проведено в январе 1985 г., а первая сессия переговоров была открыта 12 марта 1985 г. Дальнейший ход переговоров, а также существенные изменения в советско-американских отношениях, произошедшие во второй половине 80-х годов, были непосредственно связаны с изменениями в советском руководстве, которые стали следствием того, что в марте 1985 г. пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял М. С. Горбачев.

Практически сразу после смены советского руководства была начата подготовка советско-американской встречи на высшем уровне, которая состоялась в ноябре 1985 г. Несмотря на то, что в ходе встречи не удалось достичь никаких конкретных договоренностей, стороны обозначили круг требующих разрешения проблем. Наиболее серьезным вопросом, по поводу которого СССР и Соединенные Штаты не смогли достичь понимания, стала осуществлявшаяся США программа создания систем противоракетной обороны. Советский Союз настаивал на прекращении или существенном ограничении работ в этой области, а Соединенные Штаты отстаивали свое право продолжать разработку противоракетных систем.

Одной из попыток советского руководства коренным образом изменить содержание советско-американского диалога стала обнародованная в январе 1986 г. широкомасштабная программа сокращения ядерных вооружений, в соответствии с которой все ядерное оружие должно было быть ликвидировано к 2000 г. Несмотря на то, что программа в целом была явно нереалистична, основные меры, которые предлагалось осуществить на первом этапе сокращений-ликвидация ракет средней дальности и сокращение вдвое числа стратегических носителей-впоследствии послужили основой для позиции СССР на переговорах о сокращении вооружений.

Предложения о сокращении стратегических вооружений и средств средней дальности были выдвинуты Советским Союзом в ходе советско-американской встречи в верхах в Рейкьявике, состоявшейся в октябре 1986 г. В ходе этой встречи была достигнута принципиальная договоренность о 50% сокращении всех компонентов стратегических сил, в том числе советских тяжелых ракет. Кроме этого Советский Союз вновь выразил готовность пойти на исключение средств передового базирования США из числа стратегических носителей. Советский Союз также снял требование об учете ядерных средств средней дальности Франции и Великобритании и выразил готовность пойти на полную ликвидацию всех советских и американских ракет средней дальности в Европе. Однако эти предложения Советского Союза были увязаны с ограничением деятельности по созданию противоракетных систем, в частности с обязательством о невыходе из Договора по ПРО в течение десяти лет. Поскольку США отказались пойти на ограничение работ в области ПРО, Советский Союз снял свои предложения.

В марте 1987 г. Советский Союз пошел на то чтобы отделить достижение договоренности о ракетах средней дальности в Европе от вопроса о соблюдении Договора по ПРО. Результатом этого решения стало достаточно быстрое достижение окончательной договоренности о полной ликвидации ракет средней дальности. При этом в ходе переговоров сфера действия Договора была расширена и СССР и США договорились о полной ликвидации ракет, дальность которых лежала в пределах от 500 до 5500 км. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор РСМД) был подписан 8 декабря 1987 г. и вступил в силу 1 июня 1988 г. В соответствии с Договором Советский Союз ликвидировал все ракетные комплексы «Пионер» (SS-20), а также ракеты Р-12 (SS-4) и Р-14 (SS-5) и оперативно-тактические ракеты, дальность которых превышала 400 км.

Поскольку сокращение стратегических сил по-прежнему было увязано с ограничением деятельности США по созданию противоракетной обороны, переговоры о стратегических вооружениях проходили сложнее. К июню 1988 г. сторонам удалось согласовать основные положения возможного соглашения. Предполагалось сократить количество стратегических носителей до 1600 единиц у каждой из сторон, а количество боезарядов — до 6000. При этом на ракетах морского и наземного базирования должно было остаться не более 4900 боезарядов. Советский Союз также подтвердил свою готовность вдвое сократить количество тяжелых ракет. Были согласованы также ограничения на суммарный забрасываемый вес и правила заcчета боезарядов на бомбардировщиках, не оснащенных крылатыми ракетами.

Следующим важным событием, определившим дальнейших ход переговоров, стало решение Советского Союза отказаться от увязки вопроса о невыходе из Договора по ПРО с заключением соглашения о сокращении стратегических вооружений. Об этом решении было объявлено в сентябре 1989 г. Кроме этого, СССР согласился не включать в сферу действия будущего договора крылатые ракеты морского базирования. Несмотря на то, что новые предложения СССР означали устранение основных препятствий на пути к заключению договора, для его окончательного согласования потребовалось еще около двух лет. В итоге Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 г.

Основными положениями Договора СНВ-1 являются сокращение количества стратегических носителей до уровня 1600 единиц и количества боезарядов, размещенных на этих носителях, до 6000 единиц. При этом, поскольку для определения суммарного количества боезарядов в Договоре предусмотрены специальные, порой достаточно сложные правила заcчета, фактическое количество боезарядов, которое стороны могут иметь на вооружении, превышает заcчетную величину. В дополнение к общим ограничениям на количество боезарядов в Договоре СНВ-1 установлены ограничения на боезаряды, числящиеся за баллистическими ракетами наземного и морского базирования, количество которых не должно превышать 4900 единиц, а также за мобильными ракетами наземного базирования, на которых должно быть развернуто не более 1100 боезарядов. Количество тяжелых ракет должно быть сокращено вдвое, так что их число не должно превышать 154 единицы. Кроме этого, Договором ограничивается суммарный забрасываемый вес баллистических ракет, который не должен превышать 3600 тонн.

Правила заcчета боезарядов были сформулированы так, что за каждой баллистической ракетой засчитывается максимальное количество зарядов, с которым были развернуты ракеты данного типа. Число боезарядов, числящихся за бомбардировщиками, определяется по более сложной схеме. За каждым бомбардировщиком, не оснащенным для крылатых ракет большой дальности, числится один боезаряд независимо от реального количества боезарядов, которым может быть оснащен данный бомбардировщик. Для бомбардировщиков, оснащенных для крылатых ракет, правила подсчета различны для СССР и США. За каждым оснащенным для крылатых ракет бомбардировщиком США засчитывается 10 боезарядов в том случае, если он находится внутри квоты в 150 бомбардировщиков с КРВБ. За всеми бомбардировщиками с КРВБ, развернутыми сверх этой квоты, засчитывается максимальное количество боезарядов, которое может нести бомбардировщик. Для Советского Союза все бомбардировщики с КРВБ внутри квоты в 180 единиц считаются несущими 8 боезарядов. Кроме этого, бомбардировщики США не могут оснащаться для более чем 20, а Советского Союза-16 крылатых ракет.

В Договоре предусмотрен ряд мер, предусматривающих возможность снижения количества боезарядов, числящихся за определенным типом ракет. Такая операция может быть проведена только с двумя существующими типами ракет, а на ракетах одного типа количество боезарядов не может быть уменьшено более, чем на 500 единиц. В дополнение к двум типам ракет США могут уменьшить количество боезарядов, числящихся за ракетами Minuteman III. В то же время, уменьшение количества боезарядов на этих ракетах не может быть произведено до истечения семилетнего срока, в течение которого должны быть закончены предусмотренные Договором сокращения. Для того, чтобы предотвратить возможность создания так называемого «возвратного потенциала», Договор требует, чтобы общее уменьшение заcчетного количества боезарядов не превышало 1250 единиц, а количество боезарядов, числящееся за ракетой определенного типа, не уменьшалось более, чем на четыре. Кроме этого, если количество боезарядов на ракете уменьшается более, чем на два, то платформа, на которой размещались боезаряды, подлежит уничтожению. Это же требование относится к платформам ракет Minuteman III, с которых снимаются боеголовки.

Значительное внимание в Договоре было уделено мобильным ракетным комплексам. Кроме ограничения количества боезарядов, которое может быть размещено на мобильных ракетах наземного базирования, положения Договора СНВ-1 накладывают определенные ограничения на боевое патрулирование эти ракет. В то же время, эти ограничения сформулированы таким образом, чтобы соответствовать сложившейся практике боевого дежурства мобильных комплексов. В отношении мобильных ракетных комплексов предусмотрены также более строгие, чем для шахтных ракет, процедуры ликвидации. В частности, для исключения мобильной ракеты из засчета необходимо уничтожение не только пусковой установки, но и самой ракеты. Для ракет шахтного и морского базирования уничтожения самих ракет не требуется.

Одним из наиболее существенных недостатков Договора стало отсутствие в нем положений, регулирующих развертывание крылатых ракет морского базирования. Советский Союз и США ограничились сделанными при подписании Договора политическими заявлениями, в соответствии с которыми они обязались не развертывать более 880 крылатых ракет морского базирования, а также информировать друг друга о планах развертывания этих ракет.

На момент подписания Договора в составе стратегических сил СССР находились 1398 баллистических ракет наземного базирования, 940 баллистических ракет морского базирования, размещенных на 62 подводных лодках, а также 162 стратегических бомбардировщика, из которых 99 были оснащены крылатыми ракетами. Всего за 2500 носителями, в соответствии с правилами засчета Договора СНВ-1, числился 10271 боезаряд. США на момент подписания Договора располагали 2246 носителями, за которыми числилось 10563 боезаряда. В число носителей США входили 1000 баллистических ракет наземного базирования, 672 ракеты морского базирования и 574 бомбардировщика, из которых 189 были оснащены крылатыми ракетами. Суммарный забрасываемый вес МБР и БРПЛ у СССР составлял 6626.3 т, у США — 2361.3 т.

Вскоре после подписания Договора СНВ-1 Соединенные Штаты и СССР в одностороннем порядке осуществили ряд мер по снижению боеготовности своих ядерных сил. Эти меры, о которых было объявлено в конце сентября-начале октября 1991 г., были в первую очередь призваны снизить вероятность несанкционированного использования ядерного оружия. В число мер вошли снятие с боевого дежурства всех ракет старых типов, которые должны были быть ликвидированы в соответствии с Договором СНВ-1, и снижение уровня боеготовности стратегических бомбардировщиков. Наиболее важным шагом стало снятие с кораблей и подводных лодок всех крылатых ракет, а также других нестратегических ядерных систем. Часть ядерных крылатых ракет морского базирования подлежала уничтожению, а часть была направлена в хранилища. Кроме этого, уничтожению подлежали все тактические ядерные заряды находившиеся на вооружении сухопутных войск. Советский Союз обязался остановить развертывание ракетных комплексов железнодорожного базирования, а развернутые железнодорожные комплексы были ограничены в передвижениях и размещены в пунктах базирования.

Дополнительные сетевые материалы:

  • Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор РСМД)
  • Документы к Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1)
  • Контрольный механизм договоров о сокращении наступательных вооружений, (генерал-майор запаса, консультант Международно-договорного управления МО РФ В.C. Колтунов, лекция для слушателей курса «Стратегические вооружения и проблемы безопасности», 28 марта 2002 г.)

© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002 г.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019