Социальный налог в кыргызстане

Законодательство Кыргызской Республики

База данных «Законодательство Кыргызской Республики» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Кыргызстана

Налоговые правоотношения в Кыргызской Республике регулируются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами, принятыми на его основе. К таким актам можно отнести постановления Правительства КР, которые регулируют различные аспекты налоговых отношений, а по некоторым налогам даже устанавливают ставки.

Общей частью Налогового кодекса КР урегулированы общие вопросы налогообложения. Так, подробно регламентирована процессуальная составляющая налоговых правоотношений, например, детально прописаны процедуры исполнения налоговых обязательств, заполнения и подачи налоговых деклараций, налогового контроля, зачета, возврата излишне уплаченных налогов и т.д. Имеются и разделы, посвященные ответственности за налоговые правонарушения, обжалованию неправомерных, по мнению заявителя, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Особенная часть целиком посвящена отдельным видам налогов и специальным налоговым режимам.

Закон выделяет в Кыргызстане два вида налогов:

Общегосударственные налоги

Подоходный налог. Плательщики – физлица. Объект – экономическая (кроме предпринимательской) деятельность, приносящая доход. База – разница между годовым доходом и установленным законодательством вычетом. Налоговая ставка одна из самых низких в мире – десять процентов не зависимо от размера дохода.

Налог на прибыль. Плательщики – юрлица и индивидуальные предприниматели. База – положительная разница между годовыми доходами и расходами. Ставка – десять процентов. С предприятий золотодобывающей отрасли налог не взимается. Для лизинговых компаний ставка составляет пять процентов.

Налог на добавленную стоимость. Косвенный налог, плательщиками которого являются лица, осуществляющие облагаемую налогом деятельность. Налогом облагается реализация (поставка) определенных работ, услуг и товаров, а также импорт. Ставка налога – двенадцать процентов.

Акцизный налог. Косвенный налог. Плательщики –импортеры и производители подакцизных товаров. К подакцизным киргизским законодательством традиционно отнесены: табачная и алкогольная продукция, нефтепродукты. Ставки варьируются от ста до двух тысяч сомов в зависимости от товара.

Налог за пользование недрами. Различают две разновидности таких налогов – бонусы и роялти. Бонус – единовременный платеж за право недропользования с целью разведки, поиска, разработки месторождений. Его плательщиками являются организации (как отечественные, так и иностранные), предприниматели, имеющие право на пользование недрами. База – количество (в том числе прогнозное) ископаемых в месторождении. Ставка устанавливается Правительством в зависимости от различных факторов, к коим, например, относят ценность ресурсов, площадь месторождения, степень его изученности и т.д. Для ее определения существуют специальные таблицы. Роялти – периодические (текущие) платежи за пользование недрами. Ставка зависит от выручки, полученной от реализации добытых ресурсов, их вида и объемов добычи

Налог с продаж. Косвенный налог. Плательщиками являются организации и предприниматели, реализующие работы, услуги и товары на территории страны. База – выручка от такой реализации. Ставка варьируется от полутора до пяти процентов в зависимости от вида деятельности.

Налог на имущество. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества или транспортных средств. Облагаемая стоимость определяется, исходя из стоимости квадратного метра и месторасположения объекта. Для транспорта – из его мощности либо балансовой стоимости. Ставка зависит от назначения недвижимого имущества и от объема двигателя (для транспортного средства).

Земельный налог. Плательщики – собственники земельных участков и землепользователи. База – площадь участка. Ставка зависит от района, в котором участок расположен, а также от его назначения.

Также налоговым законодательством Кыргызстана предусмотрен ряд специальных налоговых режимов, таких, как

  • обязательный и добровольный патенты
  • единый налог
  • налоговый контракт

Данные налоговые режимы введены для упрощения налогообложения организаций и предпринимателей в установленных законом сферах деятельности, заменяют собой уплату нескольких налогов, как правило, это НДС, налог на прибыль и налог с продаж (в разных вариациях для разных режимов). Цель введения данных специальных режимов – через упрощение процедуры сбора налогов повысить их собираемость и эффективность системы налогообложения в целом, что, как следствие, благотворно сказывается на пополняемости бюджета.

Особые налоговые режимы предусматривают ряд налоговых преференций для свободных экономических зон (их в стране четыре: «Бишкек», «Каракол», «Маймак» и «Нарын»), а также для Парка высоких технологий. Эти налоговые привилегии призваны стимулировать динамичное развитие подобных зон, способствовать притоку в них капитала.

Заключительные положения

Налоговое законодательство Кыргызстана можно охарактеризовать не только как современное, подробное и доступное для понимания, но и как одно из самых либеральных на пространстве всего бывшего СССР.

Отличительной его чертой являются чрезвычайно низкие налоговые ставки по основным налогам (подоходному, на прибыль, НДС) по сравнению с аналогичными ставками у соседей и партнеров по СНГ.

Количественная составляющая тоже не может не радовать налогоплательщиков: налогов, собираемых на территории государства, немного.

Например, в России граждане и организации уплачивают в бюджеты различных уровней гораздо больше налогов как по количеству наименований, так и в денежном выражении.

Такая мягкость налогового бремени, как правило, является привлекательной для развития бизнеса и иностранных инвестиций.

Разумная налоговая нагрузка, хорошая и современная общая часть налогового законодательства, наличие нескольких вариантов упрощенных налоговых режимов, преференции для особых экономических зон свидетельствуют о заинтересованности государства в повышении эффективности работы налоговой системы, борьбе с уклонениями от уплаты налогов, привлечении в страну иностранного бизнеса.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ В КЫРГЫЗСТАНЕ.

Физические лица, проживающие на территории Кыргызской Республики, уплачивают в бюджет подоходный налог со своих доходов. Плательщиками данного налога являются все лица — резиденты и не резиденты Кыргызстана. Существуют следующие доходы, не облагаемые подоходным налогом, к ним относятся: выплачиваемые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики пенсии; выплачиваемые учащимся и студентам учреждений образования Кыргызской Республики стипендии, размер которых установлен законодательством Кыргызской Республики; материальная помощь, которую выдают в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством для возмещения причиненного материального ущерба или вреда здоровью по решению исполнительных государственных органов и органов местного управления; дивиденды, которые были получены физическим лицом-резидентом Кыргызской Республики от участия в уставном капитале отечественных организациях; получаемые в соответствии с законодательством Кыргызской Республики алименты; доходы физических лиц, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, за исключением индивидуальных предпринимателей; доходы, получаемые с процентов по вкладам в банки Кыргызской Республики; и.т.д. (Всего НК КР предусмотрено 37 видов доходов, не облагаемых подоходным налогом) [1].

Объектом налогообложения по подоходному налогу является доход плательщика, рассчитываемый как разница между полученным годовым доходом и вычетами, которые предусмотрены в Налоговом кодексе [1].

Подоходный налог, ранее действующий в Кыргызской Республики, долгое время основывался на прогрессивной шкале ставок. Очень малый процент людей в то время фактически уплачивал подоходный налог по максимальной ставке, так как средняя заработная плата населения страны не достигала 9800 сомов в месяц. Прогрессивная шкала подоходного налога оказалась неспособной эффективно выполнять функцию перераспределения доходов, для которой она была предназначена, и в 2001 году, вслед за Россией, Киргизия стала использовать фиксированную ставку подоходного налога, которая в настоящее время составляет 10% (глава 25, статья 173 НК КР «Ставка подоходного налога») [1]. После данного нововведения поступления налогов в бюджет имели динамику роста.

В Кыргызской Республике разрешены следующие вычеты: Социальный и имущественный вычет.

На социальный вычет имеет право физическое лицо для собственного образования и образования иждивенцев, возраст которых не превышает 24 года. При этом размер вычета на дошкольное, школьное образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование определяется равный сумме оплаты, произведенной данным физическим лицом в адрес организации образования Кыргызской Республики. Организация должна иметь лицензию уполномоченного государственного органа.

На имущественный вычет имеет право физическое лицо в сумме средств, фактически направленных данным лицом на погашение процентов по ипотечному кредиту, но не более 230000 сомов в год. Хочется отметить, что имущественный налоговый вычет не применяется в случаях, когда производится оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры за счет средств работодателя или иного субъекта или когда сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них происходит между физическими лицами, которые являются взаимозависимыми лицами[2].

В заключении, хотелось бы сказать, что подоходный налог в Кыргызской Республике претерпел довольно много значительных изменений в последнее время. Данные изменения тесно связаны с внешними и внутренними факторами экономического развития данной республики.

Что остается от зарплаты кыргызстанцев после уплаты налогов и отчислений?

Можно представить себе человека, который не следит за политической и экономической ситуацией в стране. Можно даже представить кыргызстанца, который никогда не читал повестей и романов Чингиза Айтматова и не знает содержания эпоса «Манас». Но ни при каких условиях нельзя предположить, что в стране есть хоть один человек, которого не интересует собственное благосостояние.

При этом многие не знают, куда и для каких целей у них изымают часть заработанных потом и кровью денег. Kaktus.media решила еще раз напомнить о структуре отчислений и наглядно показать, куда ежемесячно уходит часть начисленных в виде заработной платы денег. И эта инфографика иллюстрирует, что заявления чиновников о налоговом рае в Кыргызстане — пустой звук. Политика государства по социальным страховым взносам заставляет работодателей занижать уровень зарплаты, часть выплачивать в конвертах, стараться нанять кого-нибудь с патентом или вообще не нанимать.

Так, если с самой заработной платы работника 10% отправляется в Соцфонд и 10% уходит в бюджет в виде подоходного налога из оставшейся после отчислений в Соцфонд суммы, то работодатель платит с каждого работника еще 17,25% (15,25% — если работник — пенсионер). Получается, если доходы компании покрывают только зарплату, а такое можно встретить сплошь и рядом, то эти 17,25% накапливаются в виде долга предприятия.

Тарифы для юридических лиц

Для юридических лиц и их обособленных подразделений (филиалов и представительств) в соответствии со статьей 2 Закона Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» ставка тарифов страховых взносов установлена:

(1) в размере 27,25 процента от всех видов выплат, начисленных работнику (граждане Кыргызской Республики, лица без гражданства и иностранные граждане, постоянно пребывающие в Кыргызской Республике). При этом, работодатель обязан начислить и уплатить (а) из фонда оплаты труда в пользу работника — 17,25 процента, из которых 15 процентов направляются в Пенсионный фонд, 2 процента в Фонд ОМС, 0,25 процента – в Фонд оздоровления трудящихся, (б) из выплаты работнику – 10 процентов, распределение которых осуществляется в зависимости от категории работника: для работников, у которых до достижения общеустановленного пенсионного возраста осталось менее 15 лет, т.е. для мужчин, рожденных ранее 1 января 1964 года, и женщин, рожденных ранее 1 января 1969 года, весь объем удержанных и уплаченных страховых взносов в размере 10 процентов направляется в Пенсионный фонд; для работников, не подпадающих в эту категорию, — 8 процентов направляются в Пенсионный фонд, 2 процента – в Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ); для работников-пенсионеров установлен тариф в размере 8 процентов, которые полностью направляются в Пенсионный фонд (ПФ).

Дополнительно: страховые взносы в ГНПФ предназначены для увеличения страховой части пенсии за счет инвестиционного дохода. Лица, до достижения пенсионного возраста которым остается менее 15 лет, отчислений в ГНПФ не осуществляют, поскольку в соответствии с расчетами ощутимый инвестиционный доход может быть получен при участии пенсионных накоплений в инвестиционных проектах на протяжении свыше 15 лет.

Пенсионером является застрахованное лицо, которому назначена и выплачивается пенсия по возрасту или по инвалидности в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» и Законом Кыргызской Республики «О пенсионном обеспечении военнослужащих»

Пример. На предприятии трудятся специалисты с заработной платой в размере 10 000 сомов:

А. Мусаев, муж., 24 апреля 1972 года рождения;

Э. Сманова, жен., 16 августа 1971 года рождения;

Н. Токочев, муж.,15 сентября 1963 года рождения;

К. Асанова, жен., 12 февраля 1968 года рождения;

Д. Жариков, муж., 04 мая 1945 года рождения, пенсионер по возрасту.

Начисление и удержания страховых взносов с заработной платы указанных работников осуществляется в следующем порядке:

для А. Мусаева и Э. Смановой (лица, до достижения пенсионного возраста которым осталось более 15 лет):

с заработной платы работника: 10 000*10%= 1000 сом страховых взносов, с распределением по фондам: 800 сом (8%) – в ПФ, 200 сом (2%) – в ГНПФ;

из Фонда оплаты труда предприятия за работника:

10000*17,25%=1725 сомов страховых взносов, с распределением по фондам: 1500 сом (15%) – в ПФ, 200 сом (2%) – в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), 25 сомов – в Фонд оздоровления трудящихся (ФОТ)

Итого: за 1 работника в Социальный фонд подлежат уплате 2725 сомов (10 000*27,25%), из которых 2300 сом направляются в ПФ, 200 сом – в ГНПФ, 200 сом – в ФОМС, 25 сом – в ФОТ.

для Н. Токочева и К. Асановой (лица, до достижения пенсионного возраста которым осталось менее 15 лет):

с заработной платы работника 10 000*10%= 1000 сом страховых взносов, которые в полном объеме направляются в ПФ;

из Фонда оплаты труда предприятия за работника:

10000*17,25%=1725 сомов страховых взносов, с распределением по фондам: 1500 сом (15%) – в ПФ, 200 сом (2%) – в ФОМС, 25 сомов – в ФОТ

Смотрите так же:  Приказ о возложении обязанностей кассира на генерального директора

Итого: за 1 работника в Социальный фонд подлежат уплате 2725 сомов (10000*27,25%), из которых 2500 сом направляются в ПФ, 200 сом – в ФОМС, 25 сом – в ФОТ.

для Д. Жарикова (работник, являющийся пенсионером в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» или Законом Кыргызской Республики «О пенсионном обеспечении военнослужащих»):

с заработной платы работника 10 000*8%= 800 сом страховых взносов, которые в полном объеме направляются в ПФ;

из Фонда оплаты труда предприятия за работника:

10000*17,25%=1725 сомов страховых взносов, с распределением по фондам: 1500 сом (15%) – в ПФ, 200 сом (2%) – в ФОМС, 25 сомов – в ФОТ

Итого: за 1 работника в Социальный фонд подлежат уплате 2525 сомов (10000*25,25%), из которых 2300 сом направляются в ПФ, 200 сом – в ФОМС, 25 сом – в ФОТ.

(2) в случае, если работником является лицо с ограниченными физическими возможностями, имеющим I или II группу инвалидности (кроме инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц), ставка тарифа установлена в размере 17,25 процента от всех видов выплат, начисленных работнику, из которых 17 процентов направляются в ПФ, 0,25 процента – в ФОТ. При этом, работодатель обязан начислить и уплатить (а) из фонда оплаты труда в пользу работника — 15,25 процента, из которых 15 процентов направляются в ПФ, 0,25 процента – в ФОТ, (б) из выплаты работнику – 2 процента, которые в полном объеме направляются в ПФ.

Дополнительно: Лицам, имеющим инвалидность, назначается пенсия по инвалидности в соответствии с Законом КР «О государственном пенсионном социальном страховании».

Инвалиды Великой Отечественной войны (ВОВ) и участники ВОВ и приравненные к ним лица в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О ветеранах войны, Вооруженных Сил и тружениках тыла» освобождаются от уплаты страховых взносов, но работодатель при этом уплачивает страховые взносы за таких работников по соответствующей ставке тарифа, установленной для работодателя.

Пример. На предприятии трудятся работники с заработной платой в размере 9 000 сомов:

Н. Харченко, имеющий II группу инвалидности;

О. Рыспаев, участник ВОВ;

М. Мукаев, получивший инвалидность, вследствие ранения при прохождении военной службы в Афганистане, и приравненный к инвалиду ВОВ.

Начисление и удержания страховых взносов с заработной платы указанных работников осуществляется в следующем порядке:

для Н. Харченко (инвалид II группы):

при исчислении страховых взносов для Н. Харченко не имеет значение пол, возраст работника, но имеет значение группа инвалидности, поскольку работники, имеющие III группу инвалидности, уплачивают страховые взносы наравне с другими работниками по соответствующей категории.

С заработной платы Н. Харченко: 9 000*2%= 180 сом страховых взносов, которые в полном объеме направляются в ПФ;

из Фонда оплаты труда предприятия за работника:

9000*15,25%=1372,5 сома страховых взносов, с распределением по фондам: 1350 сом (15%) – в ПФ, 22,5 сома (0,25%) – в ФОТ

Итого: за 1 работника в Социальный фонд подлежат уплате 1552,5 сома (9 000*17,25%), из которых 1530 сом направляются в ПФ, 22,5 сом – в ФОТ.

для О. Рыспаева (участник ВОВ):

С заработной платы О. Рыспаева страховые взносы не удерживаются;

из Фонда оплаты труда предприятия за работника:

9000*17,25%=1552,5 сома страховых взносов, с распределением по фондам: 1350 сом (15%) – в ПФ, 180 сом (2%) – в ФОМС, 22,5 сома (0,25%) – в ФОТ

Итого: за 1 работника в Социальный фонд подлежат уплате 1552,5 сома (9 000*17,25%), из которых 1350 сом направляются в ПФ, 180 сом – в ФОМС, 22,5 сом – в ФОТ.

для М. Мукаева (приравненный к инвалиду ВОВ):

С заработной платы М. Мукаева страховые взносы не удерживаются;

из Фонда оплаты труда предприятия за работника:

9000*15,25%=1372,5 сома страховых взносов, с распределением по фондам: 1350 сом (15%) – в ПФ, 22,5 сома (0,25%) – в ФОТ

Итого: за 1 работника в Социальный фонд подлежат уплате 1552,5 сома (9 000*17,25%), из которых 1530 сом направляются в ПФ, 22,5 сом – в ФОТ.

(3) в случае, если работником является иностранный гражданин, временно пребывающий в Кыргызской Республике или проживающий в другом государстве, но состоящий в трудовых отношениях с юридическим лицом, образованным в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, ставка тарифа страховых взносов устанавливается только для работодателя в размере 3 процентов в солидарную часть ПФ.

Дополнительно: в соответствии со статьей 5 Закона Кыргызской Республики «О правовом положении иностранных граждан в Кыргызской Республике» иностранные граждане могут постоянно проживать в Кыргызской Республике, если они имеют на то разрешение, оформленное видом на жительство, выданным уполномоченным государственным органом в сфере регистрации прав населения. Иностранные граждане, находящиеся в Кыргызской Республике на ином законном основании, считаются временно пребывающими.

Пример. Предприятие заключило срочный трудовой договор с гражданином Республики Казахстан С. Акановым, временно пребывающим на территории Кыргызской Республики, и установило заработную плату в размере 15 000 сомов. При начислении заработной платы С. Аканову работодатель обязан исчислить и перечислить в Социальный фонд Кыргызской Республики 450 сомов (15 000*3%) в солидарную часть ПФ. При этом, гражданин Казахстана С. Аканов право на пенсионное обеспечение в Кыргызской Республике не имеет.

Для наглядности и удобства применения приводим ставки тарифов страховых взносов для работодателей и всех категорий работников юридических лиц и их обособленных подразделений (филиалов и представительств), а также их распределение по страховым фондам в табличном варианте:

№25886: Отчисления налогов для иностранных граждан

Здравствуйте!
Я гражданин Казахстана. Работаю в Кыргызстане в компании. Трудовой договор есть, все официально.
Мне сказали что с моего оклада будут удерживать 10% как подоходный налог. На этом все. 3% или 5% компания сама за меня будет оплачивать в соцфонд.
То есть оклад у меня по договору 10 000 сом, на руки получу 9 000 сом. Так ли это?

Здравствуйте!
Я гражданин Казахстана. Работаю в Кыргызстане в компании. Трудовой договор есть, все официально.
Мне сказали что с моего оклада будут удерживать 10% как подоходный налог. На этом все. 3% или 5% компания сама за меня будет оплачивать в соцфонд.
То есть оклад у меня по договору 10 000 сом, на руки получу 9 000 сом. Так ли это?

Налогообложение в Кыргызской Республике регулируется Налоговым кодексом Кыргызской Республики и иными нормативными правовыми актами. Органом, определяющим налоговую политику в Кыргызской Республике, является Министерство экономики Кыргызской Республики. Органом, осуществляющим контроль за соблюдением налогового законодательства, полной и своевременной уплатой налогов в бюджет является Государственная налоговая служба при Правительстве Кыргызской Республики.

Среди обязательных отчислений необходимо выделить страховые взносы в Социальный фонд Кыргызской Республики, которые регулируются Законом Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании», Законом Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» и иными актами. См. информацию по страховым взносам, а также сборам и другим обязательным платежам в пунктах 6.9, 6.10 настоящего раздела.

Виды налогов

Ныне действующий Налоговый кодекс был принят в октябре 2008 года и вступил в силу с 1 января 2009 года.

Согласно ему на сегодняшний день в Кыргызской Республике в рамках общего налогового режима существуют следующие налоги:

Общегосударственные налоги:

o налог на прибыль;

o подоходный налог;

o налог на добавленную стоимость;

o акцизный налог;

o налоги за пользование недрами (бонус и роялти);

o налог с продаж.

Местные налоги:

o земельный налог;

o налог на имущество.

Юридические лица в целях налогообложения подразделяются на отечественные и иностранные организации. Под отечественной организацией понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а под иностранной организацией понимаются корпорация, компания, фирма, фонд, учреждение или иное образование, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, или международная организация.

Иностранные организации, в свою очередь, подразделяются на иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение в Кыргызской Республике, и иностранные организации, не связанные с постоянным учреждением в Кыргызской Республике.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение в Кыргызской Республике

Иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное учреждение в Кыргызской Республике, становится налогоплательщиком наряду с отечественными организациями.

Постоянное учреждение означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется экономическая деятельность иностранной организации, и включает:

• шахту, нефтяную или газовую свкажину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;

• строительную площадку или строительный, монтажный или сборочный объект или услуги, связанные с наблюдением за выполнением соответствующих работ (если только такие площадка или объект существуют в течение 183 и более календарных дней, или такие услуги оказываются в течение 183 и более календарных дней в течение любого 12-месячного периода);

• установку или сооружение, используемые для разведки природных ресурсов, или услуги, связанные с наблюдением за выполнением этих работ, или буровую установку или судно, используемые для разведки природных ресурсов (если только такое использование длится в течение 183 и более календарных дней или такие услуги оказываются в течение 183 и более календарных дней в течение любого 12-месячного периода);

• оказание услуг, включая консультационные услуги нерезидентом через персонал, нанятый этим нерезидентом (если персонал осуществляет такую деятельность на территории Кыргызской Республики в течение 183 и более календарных дней в течение любого 12-месячного периода).

Иностранные организации, не связанные с постоянным учреждением в Кыргызской Республике

В случае если экономическая деятельность иностранной организации не имеет признаков постоянного учреждения в Кыргызской Республике, но она получает доход из источника на территории Кыргызской Республики, то в целях налогообложения за ней признается статус иностранной организации, не связанной с постоянным учреждением в Кыргызской Республике. В таком случае предприниматель или юридическое лицо, выплачивающее такой иностранной организации доход, обязано исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доход иностранной организации из источника в Кыргызской Республике, не связанной с постоянным учреждением в Кыргызской Республике, без осуществления вычетов по следующим ставкам:

• страховые платежи, полученные по договорам страхования или перестрахования рисков (за исключением договоров обязательного страхования), доходы от телекоммуникационных и транспортных услуг в международной связи и перевозках между Кыргызской Республикой и другими государствами – 5 %;

• дивиденды и процентные доходы (за исключением процентных доходов, полученных от ценных бумаг, находящихся в листинге фондовой биржи Кыргызской Республики по наивысшей и следующей за наивысшей категориями листинга), страховые платежи по договорам обязательного страхования или перестрахования по обязательному страхованию рисков, авторские гонорары, роялти, доходы от услуг и работ – 10 %;

  • до 1 января 2017 года: (а) дивиденды и проценты, доходы от работ и/или услуг, полученные от лизинговой компании – 1 %; и (б) авторские гонорары, роялти, полученные от лизинговой компании – 0 %;
  • дивиденды иностранной организации, не связанной с постоянным учреждением в Кыргызской Республике, полученные в виде части прибыли, облагаемой налогом на прибыль по ставке 0 %, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 0 % в случае, предусмотренном Налоговым кодексом.

Налог на прибыль

Плательщиками налога на прибыль являются отечественные организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение в Кыргызской Республике, индивидуальные предприниматели а также налоговые агенты, выплачивающие иностранной организации доход из источника в Кыргызской Республике, не связанный с постоянным учреждением в Кыргызской Республике.

Объектом налогообложения является осуществление экономической деятельности, в результате которой получен доход:

  • отечественной организацией или индивидуальным предпринимателем – из источника в Кыргызской Республике и/или из источника за пределами Кыргызской Республики;
  • иностранной организацией или физическим лицом-нерезидентом, осуществляющим свою деятельность через постоянное учреждение в Кыргызской Республике, – из источника в Кыргызской Республике.

Налоговой базой является прибыль, исчисляемая как положительная разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика и расходами, подлежащими вычету согласно налоговому законодательству, рассчитанными за налоговый период. При этом субъект малого и среднего предпринимательства имеет право определять налоговую базу по налогу на прибыль в упрощенном порядке[1]. Налоговой базой для иностранных организаций, получающих доходы от источника в Кыргызской Республике, не связанных с постоянным учреждением в Кыргызской Республике, является доход без осуществления вычетов.

К совокупному годовому доходу относятся все виды доходов, определяемые в соответствии с правилами, установленными законодательством Кыргызской Республики о бухгалтерском учете.

В состав совокупного годового дохода не включаются необлагаемые доходы, к которым относятся:

стоимость имущества, полученного в качестве паевого вклада и/или вклада в уставный капитал и/или других видов вклада субъекта в организацию, в которой субъект является участником;

• стоимость безвозмездно полученных организацией основных средств и денежные средства на капитальные вложения по развитию ее собственной производственной базы по решению Правительства Кыргызской Республики или органов местного самоуправления, а также стоимость объектов (социально-культурного, жилищно-коммунально-бытового назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, котельных и тепловых сетей, газовых сетей, объектов гидроэлектростанций, тепловых электростанций, гидротехнических сооружений, водозаборных сооружений, горношахтного оборудования, объектов гражданской обороны, а также право пользования земельными участками), полученных безвозмездно в собственность хозяйственных обществ с государственной долей участия более 50 % и/или специализированных организаций, являющихся собственностью Кыргызской Республики, или органов местного самоуправления, осуществляющих использование и эксплуатацию указанных объектов по назначению;

• полученные некоммерческими организациями: (а) членские и вступительные взносы; (б) гуманитарная помощь и гранты, при условии их использования в уставных целях; (в) стоимость безвозмездно полученных активов при условии их использования в уставных целях; (г) оплата за услуги по техническому содержанию многоквартирных домов и обслуживающих их зданий и сооружений; (д) оплата за услуги по поставке поливной воды в рамках уставной деятельности, оказываемые ассоциациями водопользователей для своих членов; (е) доходы от оказания религиозных обрядов, ритуалов, церемоний, услуг по организации и проведению паломничества, а также добровольные пожертвования;

Смотрите так же:  Где купить методические пособия

• дивиденды, полученные налогоплательщиками от участия в отечественных организациях;

• стоимость имущества, полученного простым товариществом в качестве вклада товарищей;

• стоимость имущества, принятого доверительным управляющим в доверительное управление;

• доход в виде превышения стоимости собственных акций над их номинальной стоимостью;

• доход от прироста стоимости при реализации собственных акций;

• процентный доход и доход от прироста стоимости ценных бумаг, находящихся на день реализации в листинге фондовых бирж по наивысшей и следующей за наивысшей категориям листинга;

  • до 1 января 2017 года доход, полученный по договору финансовой аренды (лизинга) от реализации основных средств.

К расходам, подлежащим вычету из совокупного годового дохода полностью или частично, относятся:

• расходы по уплате процентов по кредитам и займам;

• расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы;

• скидка на истощение недр;

• суммы амортизационных начислений по основным средствам (согласно нормативам);

• расходы на ремонт основных средств (в определенном размере);

• отчисления по государственному социальному страхованию;

• убытки, возникающие при реализации ценных бумаг;

• отчисления в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков, а также взносы банков в Фонд защиты депозитов;

• расходы на благотворительность (в определенном размере);

• расходы на подготовку и переподготовку кадров;

• расходы при служебных командировках;

• иные документально подтвержденные расходы, направленные на получение дохода.

При этом налоговое законодательство содержит перечень расходов, не подлежащих вычету из совокупного годового дохода, к которым относятся:

• налоговые санкции, пени и проценты, выплачиваемые в бюджет и Социальный фонд Кыргызской Республики;

  • расходы, связанные с производством, приобретением и установкой основных средств, и другие капитальные расходы;

• налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, не подлежащего зачету), налог с продаж (за исключением налога с продаж, уплачиваемого поставщикам при приобретении товаров, работ и услуг), акцизный налог (за исключением акцизного налога, не подлежащего вычету);

• расходы на приобретение, управление или содержание любого вида собственности, доход от которой не подлежит налогообложению согласно положениям Налогового кодекса Кыргызской Республики;

• любые расходы, понесенные за иное лицо, кроме случаев, когда существует подтверждение факта того, что данные расходы были произведены с целью оплаты оказанных услуг и вызваны производственной необходимостью;

• сумма естественных потерь и убылей сверх норм, установленных действующими на территории Кыргызской Республики нормативными правовыми актами;

• расходы, характер и размер которых не могут быть определены подтверждающими документами, за исключением случаев, установленных Налоговым кодексом Кыргызской Республики;

• суммы расходов, не связанных с получением дохода;

• расходы, связанные с получением доходов, не облагаемых налогом на прибыль;

• некоторые другие виды расходов.

Ставка налога на прибыль налогоплательщика, осуществляющего деятельность по добыче и реализации золотосодержащей руды, золотосодержащего концентрата, золотого сплава и аффинированного золота, устанавливается в размере 0 %[2]. Прибыль отечественной организации от осуществления в определенных сферах деятельности по производству и реализации товаров собственного производства, включая производство и реализацию товаров, полученных в результате переработки товаров на территории Кыргызской Республики, с использованием исключительно нового оборудования[3], может на протяжении 5 лет подряд облагаться налогом на прибыль также по ставке 0 % в случае, если налогоплательщик соответствует критериям, установленным Налоговым кодексом. С 1 января 2017 года до 1 января 2022 года ставка налога на прибыль для лизинговых компаний будет составлять 5 %. Некоторые субъекты пользуются освобождением от налога на прибыль (например: лизинговые компании до 1 января 2017 года, кредитные союзы, благотворительные организации, сельскохозяйственные производители и др.). Ставка налога на прибыль для всех других налогоплательщиков составляет 10 %.

6.2 Подоходный налог

Плательщиками подоходного налога являются физические лица-граждане Кыргызской Республики, физические лица-резиденты, не являющиеся гражданами Кыргызской Республики, физические лица-нерезиденты, не являющиеся гражданами Кыргызской Республики и получающие доход из источника в Кыргызской Республике, и налоговый агент (организация или индивидуальный предприниматель), выплачивающий физическим лицам доход из источника в Кыргызской Республике.

Объектом налогообложения является:

  1. осуществление экономической деятельности, за исключением предпринимательской деятельности, в результате которой получен доход:
  • из источника в Кыргызской Республике и/или из источника за пределами Кыргызской Республики – для гражданина Кыргызской Республики и физического лица-резидента, не являющегося гражданином Кыргызской Республики;
  • из источника в Кыргызской Республике – для физического лица-нерезидента, не являющегося гражданином Кыргызской Республики;
  1. получение любого другого дохода.

Налоговой базой является доход, исчисляемый как разница между совокупным годовым доходом, полученным налогоплательщиком за налоговый период, и вычетами, предусмотренными налоговым законодательством Кыргызской Республики, но в любом случае не менее размера минимального расчетного дохода за налоговый период по подоходному налогу, ежегодно устанавливаемого Государственной налоговой службой при Правительстве Кыргызской Республики.

Налоговым периодом по подоходному налогу является календарный год.

Ставка подоходного налога составляет 10 %.

6.3 Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в доход бюджета части стоимости всех облагаемых НДС поставок на территории Кыргызской Республики, включая облагаемые импортные поставки в Кыргызской Республике.

Плательщиками НДС являются облагаемые субъекты и/или субъекты, осуществляющие облагаемый импорт.

В соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики субъект становится облагаемым, если он зарегистрирован или обязан зарегистрироваться в органах налоговой службы как налогоплательщик НДС. Субъект, осуществляющий экономическую деятельность, обязан зарегистрироваться как плательщик НДС, если в течение 12 последовательных месяцев либо в течение периода, составляющего срок менее 12 последовательных месяцев, он осуществлял облагаемые поставки товаров, работ и услуг на территории Кыргызской Республики, стоимость которых составила сумму, превышающую 8 млн сомов. Субъект, который не обязан зарегистрироваться в качестве плательщика НДС, имеет право зарегистрироваться как плательщик НДС добровольно.

Объектом налогообложения являются:

  • облагаемые поставки;
  • облагаемый импорт.

Облагаемые поставки. В соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики к облагаемым поставкам относятся следующие поставки, осуществляемые облагаемым субъектом, за исключением необлагаемых поставок:

o поставки товаров на территории Кыргызской Республики;

o поставки работ и услуг в Кыргызской Республике за оплату;

o экспорт товаров из Кыргызской Республики.

Облагаемые поставки облагаются НДС по ставке 12 %, за исключением поставок, облагаемых НДС по нулевой ставке и по ставке 20 %.

К поставкам с нулевой ставкой НДС относятся:

o экспорт товаров, за исключением экспорта золотого и серебряного сплавов и аффинированного золота и серебра;

o международные перевозки пассажиров, багажа и грузов, за исключением перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом;

o услуги по обслуживанию транзитных рейсов воздушных судов, а также связанные с международной перевозкой, за исключением услуг, связанных с международной перевозкой железнодорожным транспортом;

o услуги, связанные с электроснабжением насосных станций, занимающихся поливом сельскохозяйственных угодий, обеспечением населения питьевой водой.

К поставкам со ставкой 20 % относятся облагаемые поставки, осуществляемые облагаемым субъектом с 1 января 2009 года в отношении:

o остатков материальных ресурсов, за исключением основных средств, по состоянию на 1 января 2009 года, приобретенных и произведенных в течение периода, начиная со дня действия регистрации данного субъекта как плательщика НДС и заканчивая 31 декабря 2008 года;

o товаров, перемещенных через государственную границу Кыргызской Республики до 1 января 2009 года.

Облагаемый импорт. Облагаемый импорт означает ввоз товара на территорию Кыргызской Республики в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и/или законодательством Кыргызской Республики в сфере таможенного дела, за исключением ввоза товара, освобожденного от НДС на импорт.

Поставки товаров, относящиеся к облагаемому импорту, облагаются НДС по ставке 12 %.

Таким образом, если субъект зарегистрирован или должен быть зарегистрирован в качестве плательщика НДС, то он уплачивает НДС как с облагаемых поставок, так и с облагаемого импорта. Если субъект не зарегистрирован и не должен быть зарегистрирован в качестве плательщика НДС, то он уплачивает НДС только с облагаемого импорта.

Необлагаемые поставки включают в себя освобожденные поставки и поставки вне сферы действия НДС. Налоговое законодательство Кыргызской Республики содержит исчерпывающий перечень освобожденных поставок, к которым в том числе относятся:

o поставка земли, за исключением предоставления мест под торговые площади, а также для парковки и стоянки транспортных средств;

o поставка жилых сооружений и помещений, за исключением сдачи в аренду помещений гостиничного типа, пансионатов, здравниц для отдыха и лечения;

o поставка сельскохозяйственным производителем сельскохозяйственной продукции собственного производства, а также продуктов ее переработки;

o поставка товаров, работ и услуг предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности (кроме используемой для производства подакцизной группы товаров), перерабатывающих отечественное сельскохозяйственное сырье, по перечню, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики;

o поставка физическому лицу для бытовых целей коммунальных услуг;

o поставка товаров собственного производства, работ и услуг исправительными учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы Кыргызской Республики;

o поставка протезно-ортопедических изделий, поставка специализированных товаров для инвалидов, включая их ремонт, а также поставка лекарственных средств по перечню, определяемому Правительством Кыргызской Республики;

o поставка финансовых услуг;

o поставка банками имущества, полученного в счет погашения задолженности заемщиков банка, в пределах суммы задолженности по кредиту;

o поставка услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию;

o поставка услуг по пенсионному обеспечению, услуг, связанных с выплатой пенсий, и услуг по управлению имуществом пенсионных фондов, за исключением сдачи имущества в аренду;

o транспортные пассажирские перевозки на территории Кыргызской Республики, за исключением перевозок легковым транспортом с количеством пассажирских мест менее 6;

o международная перевозка пассажиров, багажа и грузов, осуществляемая железнодорожным транспортом;

o поставка учебников, хрестоматий, научных, литературно-художественных книг, журналов, изданий для детей на государственном (кыргызском) языке;

o услуги по переработке товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и помещенных под таможенные процедуры переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров для внутреннего потребления;

o поставка государственного имущества посредством приватизации;

o поставки, осуществляемые благотворительными организациями в благотворительных целях в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о меценатстве и благотворительной деятельности;

o поставка услуг дошкольными образовательными организациями (детскими садами, созданными на основе частной формы собственности);

о поставка услуг частными медицинскими учреждениями кардиохирургической направленности;

о поставки для социального обеспечения и защиты детей или малообеспеченных граждан преклонного возраста и поставки в сфере образования, медицины, науки, культуры и спорта, осуществляемые некоммерческой организацией за оплату, не превышающую расходы на осуществление этих поставок;

o передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного, физкультурно-оздоровительного, жилищно-коммунально-бытового назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, котельных и тепловых сетей, газовых сетей, объектов гидроэлектростанций, тепловых электростанций, гидротехнических сооружений, водозаборных сооружений, горно-шахтного оборудования, объектов гражданской обороны в собственность хозяйственных обществ с государственной долей участия более 50 процентов и/или специализированных организаций, являющихся собственностью Кыргызской Республики, или органов местного самоуправления, осуществляющих использование и эксплуатацию указанных объектов по назначению;

о передача на безвозмездной основе основных средств в собственность организаций по решению Правительства Кыргызской Республики или органов местного самоуправления;

о передача на безвозмездной основе инженерных сетей, обеспечивающих жизнедеятельность объектов жилья, организациям, осуществляющим их эксплуатацию в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики;

o поставка государственными или муниципальными организациями ритуальных товаров и оказание ритуальных услуг населению, связанных с захоронением или погребением;

o поставка минеральных удобрений, средств химической защиты растений, а также вакцин и лекарственных средств для животных по перечню, определяемому Правительством Кыргызской Республики;

o поставка отечественному сельскохозяйственному производителю сельскохозяйственной техники, производимой на предприятиях Кыргызской Республики, согласно перечню, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики;

o поставка и экспорт золотого и серебряного сплавов и аффинированного золота и серебра;

  • поставки товаров, работ, услуг, осуществляемые частными партнерами и (или) проектной компанией в процессе реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, подлежащих утверждению Правительством Кыргызской Республики, в течение периода, установленного в соглашении о государственно-частном партнерстве;

o импорт определенных видов товаров;

o импорт некоторых основных средств хозяйствующими субъектами, зарегистрированными в качестве плательщика НДС, непосредственно для собственных производственных целей;

o экспорт работ и услуг.

Поставки, не входящие в перечень облагаемых поставок, облагаемого импорта и освобожденных поставок, не признаются поставками для целей НДС или признаются поставками вне сферы действия НДС. Примером могут служить: продажа предприятия или самостоятельно функционирующей части предприятия одним плательщиком НДС другому плательщику НДС или субъекту, который становится таковым в момент передачи; либо передача товара от налогоплательщика его агенту, за исключением случая, когда товары передаются налогоплательщиком агенту в качестве агентского вознаграждения.

Налоговой базой являются стоимость облагаемых поставок и стоимость облагаемого импорта.

6.4 Акцизный налог

Плательщиками акцизного налога являются субъекты, которые производят, в том числе на давальческой основе, подакцизные товары на территории Кыргызской Республики и/или импортируют подакцизные товары на территорию Кыргызской Республики:

• смеси алкогольных и безалкогольных напитков;

• табачные изделия и прочие изделия, содержащие табак;

• нефть и нефтепродукты.

Объектом налогообложения является производство на территории Кыргызской Республики и/или импорт на территорию Кыргызской Республики подакцизных товаров.

Налоговой базой являются:

o физический объем подакцизного товара, подлежащего обозначению маркой акцизного сбора; и/или

o цена реализации подакцизных товаров, без включения НДС налога с продаж и акцизного налога; и/или

o таможенная стоимость подакцизного товара, определяемая в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Кыргызской Республики в сфере таможенного дела; и/или

o рыночная цена товара без включения НДС налога с продаж и акцизного налога при передаче товаропроизводителем подакцизного товара в качестве натуральной оплаты, подарка, при передаче заложенных товаров в собственность залогодержателя или обменной операции, а также на безвозмездной основе; и/или

о физический объем реализованного подакцизного товара, не подлежащего обозначению маркой акцизного сбора.

Базовые ставки акцизного налога установлены Налоговым кодексом Кыргызской Республики.

Ставки акцизного налога могут изменяться Правительством Кыргызской Республики в размере, не превышающем размера базовой ставки акцизного налога.

Смотрите так же:  Сколько стоит оформить договор дарения

6.5 Налог с продаж

Плательщиками налога с продаж (НсП) являются отечественные организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Кыргызской Республике через постоянное учреждение, и индивидуальные предприниматели.

Объектом налогообложения являются реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Налоговой базой является выручка от реализации товаров, работ, услуг, без учета НДС и НсП.

Ставка НсП составляет:

  • при реализации товаров, работ, услуг, облагаемых и/или освобожденных от НДС, которые оплачены в наличной форме (за исключением банков и деятельности в сфере сотовой связи):
  1. 1 % – для торговой деятельности[4];
  2. 2 % – для иной деятельности, помимо торговой деятельности;
  • при реализации товаров, работ, облагаемых и/или освобожденных от НДС, которые оплачены в безналичной форме (за исключением банков и деятельности в сфере сотовой связи) – 0 %;

при реализации товаров, работ, услуг, оплаченных в наличной форме, в случае, если такая реализация не является поставкой, освобожденной от НДС или облагаемой НДС:

  1. 2 % – для торговой деятельности;
  2. 3 % – для иной деятельности, помимо торговой деятельности.
  • для банков – 2 %;
  • для деятельности в сфере сотовой связи – 5 %.

6.6 Налоги за пользование недрами

Налогами за пользование недрами являются:

Бонусы – разовые платежи за право пользования недрами с целью геологического изучения и разработки месторождений полезных ископаемых.

Налогоплательщиками бонусов являются отечественные организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Кыргызской Республике через постоянное учреждение, а также индивидуальные предприниматели, имеющие право пользования недрами.

Налоговой базой является количество геологических запасов и прогнозных ресурсов, учтенных Государственным кадастром месторождений и проявлений полезных ископаемых Кыргызской Республики, а также глубина бурения гидрогеологических скважин.

Кроме этого, бонус также уплачивается в случае изменения доли собственности при смене участников в сумме 10 % и более в размере, исчисленном пропорционально изменению данной доли собственности, за исключением изменения доли собственности компаний, прошедших листинг на фондовых биржах.

Ставки бонусов и порядок их исчисления устанавливаются Правительством Кыргызской Республики по всем видам полезных ископаемых по классификационной таблице в зависимости в том числе от стадии изученности, ценности и масштаба месторождения и/или проявлений полезных ископаемых, а также размера площади для поисков месторождений полезных ископаемых и глубины бурения гидрогеологических скважин.

Роялти – текущие платежи за пользование недрами с целью разработки и/или отбора (извлечения из недр) подземных вод.

Налогоплательщиками роялти являются отечественные организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Кыргызской Республике через постоянное учреждение, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие:

  1. разработку месторождений полезных ископаемых;
  2. отбор (извлечение из недр) подземных вод;
  3. попутное извлечение нефти и газа в процессе опытных испытаний при поиске и разведке месторождений углеводородов;
  4. разовую добычу полезных ископаемых в целях опытно-промышленных испытаний и/или предотвращения или ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Налоговой базой являются:

• выручка без учета НДС и НсП, полученная от реализации полезных ископаемых или продукции, полученной в результате переработки полезных ископаемых;

• объем реализованной продукции в натуральном выражении;

• объем отбираемой воды из недр по водомеру – для налогоплательщиков роялти, за исключением специализированных организаций водоснабжения.

Ставки роялти определены Налоговым кодексом Кыргызской Республики в процентах от выручки или в сомах на единицу объема в зависимости от вида разрабатываемого (добываемого) полезного ископаемого и количества запасов месторождений.

6.7 Земельный налог

Плательщиками земельного налога являются субъекты, признаваемые собственниками земель или землепользователями, право землепользования которых удостоверено правоудостоверяющими документами установленного образца, а также фактические владельцы и/или пользователи земельных участков.

Объектом налогообложения является право собственности, временного владения и пользования на сельскохозяйственные угодья и земли, подлежащие обложению земельным налогом.

Налоговой базой является площадь земельного участка.

Базовые ставки земельного налога определены Налоговым кодексом Кыргызской Республики в зависимости от местности расположения земельных участков и их назначения.

Земельный налог рассчитывается по формулам, установленным Налоговым кодексом Кыргызской Республики, отдельно для:

земель сельскохозяйственного назначения;

• земель населенных пунктов и несельскохозяйственного назначения;

• придомовых, приусадебных и садово-огородных участков.

посредством умножения площади земельного участка на базовую ставку земельного налога и применимые коэффициенты.

6.8 Налог на имущество

Плательщиками налога на имущество являются организации и физические лица, имеющие в собственности облагаемое имущество:

o жилье (жилые дома, квартиры, дачные дома), предназначенные для постоянного или временного проживания, не используемое в предпринимательских целях (1 группа);

o жилье (жилые дома, квартиры, дачные дома), пансионаты, дома отдыха, санатории, курорты, производственные, административные, промышленные, другие здания и сооружения, предназначенные или используемые для осуществления предпринимательской деятельности

o временные помещения из металлических и других конструкций, используемые для осуществления предпринимательской деятельности, такие как киоски, контейнеры и прочее подобное имущество (3 группа);

o транспортные средства, включая самоходные машины и механизмы (4 группа).

Объектом налогообложения является имущество, находящееся в собственности.

Налоговой базой являются:

o для объектов имущества 1, 2 и 3 групп – налогооблагаемая стоимость объектов имущества, определяемая в порядке, установленном Налоговым кодексом Кыргызской Республики;

o для объектов имущества 4 группы:

а) для транспортного средства, работающего на двигателе внутреннего сгорания или не имеющего двигателя внутреннего сгорания, – рабочий объем двигателя или балансовая стоимость,

б) для транспортного средства, не имеющего двигателя внутреннего сгорания и балансовой стоимости, – стоимость, определяемая в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Ставка налога на имущество составляет:

o 0,35 % – в отношении объектов имущества 1 группы;

o 0,8 % – в отношении объектов имущества 2 и 3 групп;

o в отношении объектов имущества 4 группы:

  1. фиксированную денежную сумму за каждый 1 куб. см рабочего объема двигателя налогооблагаемого транспортного средства, установленную Налоговым кодексом Кыргызской Республики в зависимости от вида транспортного средства и срока его эксплуатации, либо 0,5 % балансовой стоимости транспортного средства – для транспортных средств, работающих на двигателях внутреннего сгорания или не имеющих двигателя внутреннего сгорания,
  2. 0,5 % стоимости, определяемой в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики, – для транспортных средств, не имеющих двигателя внутреннего сгорания и балансовой стоимости.

6.9 Отчисления в Социальный фонд Кыргызской Республики

Плательщиками страховых взносов по государственному социальному страхованию являются:

 юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их обособленные подразделения (филиалы и представительства);

 крестьянские (фермерские) хозяйства;

Размеры ставок и база для исчисления страховых взносов установлены Законом «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» и зависят от статуса плательщика, его налогового режима, вида деятельности и других факторов. В отношении работодателей ставки страховых взносов установлены в размере до 17,25 % от всех видов выплат, начисленных в пользу нанятых ими работников, принятых на постоянную или временную работу. В отношении работников ставки страховых взносов установлены в размере до 10 % от всех видов начисленных им выплат. При этом работдатели несут ответственность за надлежащее исчисление, удержание и уплату обеих частей страховых взносов.

6.10 Сборы и другие обязательные платежи

Законодательством Кыргызской Республики (в том числе в зависимости от статуса и видов деятельности соответствующего субъекта) могут дополнительно устанавливаться иные определенные сборы и обязательные платежи. К ним, например, относятся: таможенные платежи (см. раздел 15), лицензионные платежи, сбор за вывоз мусора, отчисления на развитие и содержание инфраструктуры местного значения и др.

6.11 Специальные налоговые режимы

Наряду с общим порядком налогообложения законодательство Кыргызской Республики предусматривает специальные налоговые режимы для отдельных категорий налогоплательщиков. К таким режимам относятся:

 упрощенная система налогообложения на основе единого налога;

 налог на основе обязательного патента;

 налог на основе добровольного патента;

 налоги на основе налогового контракта;

 налоговый режим в свободных экономических зонах;

 налоговый режим в парке высоких технологий.

Упрощенная система налогообложения на основе единого налога предусматривает право уплаты субъектами малого предпринимательства единого налога взамен налога на прибыль и НсП в отношении деятельности, подлежащей налогообложению.

Ставки единого налога составляют: (а) для переработки сельскохозяйственной продукции, производственной сферы и торговли – 4 % с выручки в случае оплаты в наличной форме и 2 % с выручки в случае оплаты в безналичной форме; (б) для остальных видов деятельности – 6 % с выручки в случае оплаты в наличной форме и 3 % в случае оплаты в безналичной форме. Налогоплательщик, осуществляющий несколько видов деятельности, исчисляет и уплачивает налог отдельно по каждому виду деятельности по ставкам, установленным для этих видов деятельности.

Субъект может добровольно выбрать упрощенную систему налогообложения, однако необходимо учитывать, что упрощенная система налогообложения не может применяться в отношении следующих категорий лиц: плательщиков НДС; плательщиков акцизного налога; субъектов, уплачивающих налог на основе патента; субъектов, оказывающих финансовые, страховые услуги; инвестиционных фондов; профессиональных участников рынка ценных бумаг; субъектов общественного питания; субъектов курортно-оздоровительной сферы.

Налог на основе обязательного патента устанавливается взамен налога на прибыль, НДС на облагаемые поставки и НсП и уплачиваются в обязательном порядке только в отношении следующих видов деятельности: услуги саун, бань, за исключением муниципальных бань; услуги бильярда; услуги обменного бюро; услуги дискотек и ночных клубов; услуги круглосуточных автостоянок; услуги ломбардов; услуги парикмахерских и салонов красоты; услуги частной стоматологии; услуги аренды рекламных щитов; услуги по мойке автотранспортных средств; услуги по экспорту сельскохозяйственной продукции.

Ставки налога на основе обязательного патента установлены Налоговым кодексом Кыргызской Республики.

Налог на основе добровольного патента устанавливается взамен налога на прибыль и НсП и может использоваться исключительно физическими лицами, не являющимися плательщиками НДС только в отношении видов деятельности, перечень которых определяется Правительством Кыргызской Республики. Базовые ставки налога на основе добровольного патента также определяются Правительством Кыргызской Республики.

Налоги на основе налогового контракта могут уплачивать организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Его сущность заключается в том, что налогоплательщик и уполномоченный орган налоговой службы заключают контракт, в котором определяют размер фиксированных сумм по налогу на прибыль, НсП и НДС, подлежащих уплате налогоплательщиком в следующем календарном году.

Налогоплательщиками на основе налогового контракта не могут являться следующие категории лиц: субъекты, уплачивающие налог на основе обязательного патента; субъекты, оказывающие кредитные, финансовые, страховые услуги; инвестиционные и пенсионные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; субъекты, имеющие налоговую задолженность; плательщики налога за недропользование; плательщики акцизного налога; субъекты, осуществляющие экономическую деятельность менее 3 лет (за исключением субъектов общественного питания, курортно-оздоровительной сферы и застройщиков жилья); субъекты общественного питания и курортно-оздоровительной сферы, осуществляющие деятельность менее 3 месяцев.

Налоговый режим в свободных экономических зонах применяется только в отношении субъектов СЭЗ Кыргызской Республики, осуществляющих производство и реализацию товаров (работ, услуг), за исключением производства и реализации подакцизных товаров, на территориях СЭЗ. Субъектами СЭЗ могут являться только организации, зарегистрированные в генеральной дирекции СЭЗ. Субъекты СЭЗ освобождаются от всех налогов, за исключением подоходного налога и других налогов, подлежащих удержанию и уплате у источника выплаты дохода, в отношении деятельности, осуществляемой ими на территории СЭЗ. За предоставление вышеуказанных налоговых льгот субъекты СЭЗ уплачивают в генеральную дирекцию СЭЗ плату в размере до 2 % от выручки. В отношении деятельности на остальной территории Кыргызской Республики и за ее пределами к субъектам СЭЗ применяется общий налоговый режим.

Налоговый режим в парке высоких технологий применяется только в отношении резидентов парка высоких технологий, осуществляющих хозяйственную или внешнеэкономическую деятельность, при условии соответствия требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики о парке высоких технологий. Субъекты парка высоких технологий освобождаются от налога на прибыль, НДС и НсП на срок, определяемый в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о парке высоких технологий, а для работников-резидентов парка высоких технологий устанавливается пониженная ставка подоходного налога в размере 5 %. Финансирование деятельности дирекции парка высоких технологий осуществляется за счет отчислений его резидентов в размере 1 % от выручки.

6.12 Соглашения об избежании двойного налогообложения

Кыргызская Республика заключила ряд двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал с такими странами, как[5]:

o Республика Казахстан;

o Республика Беларусь;

o Республика Украина;

o Республика Таджикистан;

o Республика Узбекистан;

o Российская Федерация;

o Монгольская Народная Республика;

o Республика Индия;

o Республика Польша;

o Турецкая Республика;

o Швейцарская Конфедерация;

o Исламская Республика Иран;

o Китайская Народная Республика;

o Республика Австрия;

o Финляндская Республика;

o Республика Молдова;

o Федеративная Республика Германия;

o Литовская Республика;

o Латвийская Республика;

o Республика Корея;

  • Объединенные Арабские Эмираты.

[1] Субъект малого предпринимательства – организация или индивидуальный предприниматель, у которых объем выручки за год не превышает размер регистрационного порога НДС.

Субъект среднего предпринимательства – организация или индивидуальный предприниматель, у которых объем выручки за год равен или превышает размер регистрационного порога по НДС, но составляет сумму не более 30 миллионов сомов.

[2] Налогоплательщики, осуществляющие деятельность по добыче и реализации золотосодержащей руды, золотосодержащего концентрата, золотого сплава и аффинированного золота, уплачивают налог на доходы, ставка которого зависит от стоимости золота и колеблется от 1 % до 20 %. Налоговой базой в этом случае является выручка без учета НДС и налога с продаж, полученная от реализации золотого сплава и аффинированного золота, и стоимость золота в золотосодержащей руде и золотосодержащем концентрате, исчисленная исходя из мировых цен, в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

[3] Под новым оборудованием понимаются основные средства, ввезенные на территорию Кыргызской Республики после и не использовавшиеся на ее территории до 1 мая 2015 года, а также используемое недвижимое имущество, которые являются собственностью отечественной организации или используются ею в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга). К новому оборудованию не относятся основные средства, ввезенные налогоплательщиком после 1 мая 2015 года и используемые для расширения или модернизации основных средств или производственного комплекса, приобретенных или произведенных налогоплательщиком до 1 мая 2015 года.

[4] Под торговой деятельностью понимается деятельность по реализации товаров, приобретенных с целью продажи.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019