Социальные пособия многодетным

Пособия на детей малоимущим семьям

Система социальной поддержки населения, в том числе семей с детьми, до недавнего времени практически не учитывала наличие реальной потребности (нуждаемости граждан) в предоставляемых государством пособиях и выплатах. Фактически до сих пор помощь и льготы малообеспеченным семьям предоставлялись только в случае соблюдения дополнительных условий — и то, преимущественно за счет средств региональных бюджетов. В первую очередь дополнительная помощь предусматривалась семьям с ребенком-инвалидом, детям из неполных семей или многодетным, которые являются малообеспеченными в связи с отсутствием полноценной возможности для осуществления трудовой деятельности.

В 2017 году власти планируют продолжать начатый годом ранее переход от действовавшего долгие годы принципа категориальности в назначении социальных выплат и все шире применять принцип адресности. Это значит, что льготы и пособия будут начисляться не определенным категориям лиц, а только конкретным гражданам, которые в этом действительно нуждаются. При этом для получения помощи граждане, имеющие на нее право, должны будут самостоятельно заявить о своей нужде, подтвердив это документально и получив официальный статус малоимущей семьи.

Меню для навигации по странице

Цели оказания государственной помощи в виде пособий и льгот оговорены в ст. 3 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи». Среди них:

  • поддержка семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума (ПМ);
  • адресность использования бюджетных средств;
  • снижение уровня социального неравенства;
  • повышение доходов малообеспеченных граждан.

Однако зачастую реальная помощь семьям при получении статуса малоимущей семьи в виде дополнительных пособий и льгот крайне незначительна, и многие родители опасаются возникновения после этого пристального внимания к семье со стороны органов опеки.

Какая семья считается малообеспеченной (малоимущей) в России?

Малоимущими граждане признаются по решению органов местного самоуправления в случае, если семейный доход в расчете на одного человека составляет менее установленной законом величины.

  • Региональный ПМ отличается от федерального — может быть выше или ниже с учетом стоимости товаров первой необходимости, формирующих потребительскую корзину.
  • Размер прожиточного минимума периодически (ежеквартально) пересматривается в сторону повышения.
  • Показатель ПМ отличается (устанавливается в отдельности) для трудоспособных лиц, пенсионеров и детей, а также в среднем на душу населения.

Согласно законодательству, семьей в общем случае считаются граждане, которые проживают вместе и ведут общее хозяйство:

  • супруги;
  • родители (один или оба) и дети (в том числе приемные, усыновленные, переданные под опеку);
  • бабушки/дедушки и внуки;
  • отчим/мачеха и их пасынки/падчерицы.

Среднедушевой доход семьи рассчитывается на основании Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2003 «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Однако есть и дополнительные критерии для определения семей, нуждающихся в господдержке. Например, одинокий родитель может подавать документы на получение соцпомощи. А пара, в которой муж с женой проживают совместно и состоят в гражданском браке, либо официально зарегистрированы, но живут раздельно, — за такой поддержкой обращаться не в праве. Не будут отнесены к малоимущим и те семьи, в которых один из родителей сознательно тунеядствует или злоупотребляет алкоголем.

Социальная поддержка детей в малоимущих семьях

Помощь малоимущим семьям с детьми оказывается в виде денежных пособий (социальных выплат) и других видов социальной поддержки.

  • Ежемесячные пособия на ребенка могут дополняться целевыми выплатами. Например, в Москве практикуется доплата кормящим матерям на питание, предоставление доступа на молочную кухню и выдача бесплатных лекарств по рецепту детям до 3 лет.
  • Если семья нуждается в жилье, она может стать в специальную очередь для малоимущих и, после того, как дойдет очередь, по договору соцнайма бесплатно пользоваться квартирой. Это оговорено в Жилищном кодексе (ЖК) РФ. Предусмотрена также социальная ипотека по льготной стоимости.
  • Если более 22% семейного дохода тратится на оплату коммунальных услуг, семья имеет право на субсидию. В разных регионах процентный показатель может меняться (к примеру, в Москве он составляет 10%). Субсидия предоставляется и владельцам, и нанимателям жилья на 6 месяцев, после чего документы нужно подавать заново.
  • Согласно ст. 217-219 Налогового кодекса (НК) РФ, малообеспеченным семьям положены налоговые льготы и вычеты. НДФЛ не начисляется на единовременные адресные выплаты. Ежемесячный налоговый вычет предоставляется за каждого ребенка в семье, а если она не полная — в двойном размере.
  • Во многих областях после рождения третьего ребенка одноразово выплачивается региональный материнский капитал.

Таким образом, социальная поддержка малообеспеченных граждан зачастую осуществляется независимо друг от друга как на федеральном, так и на региональном уровне.

Ежемесячная выплата на ребенка из многодетных малоимущих семей до 3 лет

На основании президентского Указа от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», регионам предоставляется право самостоятельно выбирать категории многодетных семей, которым будет предоставляться матподдержка. Определение многодетности при этом также несколько меняется в зависимости от конкретного региона.

Ежемесячные пособия на детей из многодетных семей назначаются в качестве стимула к повышению рождаемости в стране. Они были введены после подписания Президентом Указа № 606 от 07.05.2012 г. «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». В регионах с высокими показателями рождаемости данная выплата не устанавливалась.

Условия назначения пособия в регионах (учет среднедушевого дохода многодетной семьи)

Порядок предоставления соцпомощи, в том числе начисления пособия, в регионах регулируется самостоятельно с учетом особенностей местного законодательства (п. 2 ст. 6 Федерального закона № 134-ФЗ от 24.10.1997). Главные основания для его получения — многодетность наряду со среднедушевым доходом на каждого члена семейства ниже величины прожиточного минимума.

Условия получения пособия схожи во всех регионах:

  • рождение в семье 3-го ребенка и последующих детей;
  • возраст ребенка, на которого начисляется пособие, до 3 лет;
  • малыш должен быть рожден после 31 декабря 2012 года (для некоторых субъектов РФ, принявших соответствующие законы позднее, этот срок может отличаться);
  • регистрация заявителя на получение выплаты в регионе, включенном в список с пониженной рождаемостью;
  • нуждаемость семьи (среднедушевой доход не выше установленного в данной местности).

Размер пособия на ребенка многодетных малоимущих семей

Выплата начисляется на третьего и всех следующих по порядку детей (на каждого по отдельности). Пособие выплачивается ежемесячно. Его размер зависит только от величины детского прожиточного минимума в регионе и значительно варьируется в зависимости от уровня достатка в субъекте федерации.

  • Самые маленькие выплаты на ребенка из многодетной семьи в первом полугодии 2015 г. составляют 4886,8 руб. в Севастополе, 5781 руб. в Воронежской области, 6395 руб. и 6461 руб. соответственно в Пензенской и Ленинградской областях, 6564 руб. в Белгородской области. Немногим пособия отличаются на Ставрополье, в Курской области и Мордовии: 6646 руб., 6643 руб. и 6669 руб. соответственно.
  • Выплаты достигают 17817 руб. в Ненецком АО, 16667 руб. в Камчатском крае, 15478 в Магаданской области. Эти суммы рассчитаны на основании цен на продукты и базовые услуги по указанным регионам.
  • В Санкт-Петербурге уровень ПМ на ребенка и одновременно размер выплаты составляет 7614,2 руб. В Москве пособие многодетным малоимущим семьям, зависящее от ПМ, на детей 1.5-3 лет не начисляется. Зато на каждого ребенка этого возраста независимо от дохода семьи введена ежемесячная выплата 2500 руб. (для матерей-одиночек — 4500 руб.) и другие доплаты.

Отметим, что величина прожиточного минимума, установленная Правительством РФ за III квартал 2016 года, составляет 9889 рубля на душу населения и 9668 рублей — на детей. В конкретных регионах он может быть больше или меньше этой цифры.

Документы на детское пособие малоимущим многодетным семьям

Право на получение детских соцпособий нужно подтверждать ежегодно.

При обращении в одну из перечисленных организаций требуются следующие документы:

  • заявление на получение пособия на третьего и последующего ребенка до 3 лет;
  • паспорта заявителя и второго родителя (если он есть) с отметками о регистрации;
  • детское свидетельство о рождении;
  • справка о составе семьи;
  • документ, подтверждающий регистрацию ребенка (например, выписка из домовой книги);
  • свидетельство о браке (если есть);
  • документ об установлении отцовства (если актуально);
  • справку с места службы, работы или учебы каждого родителя с указанием доходов за последние полгода;
  • выписку из трудовой книжки или другого документа о последнем месте работы;
  • если один из родителей не состоит в трудовых отношениях — документ, объясняющий причину отсутствия доходов (например, справку из центра занятости о признании безработным);
  • номер пластиковой карты или счета в сбербанке, куда будут переводиться выплаты;
  • другие необходимые документы (в случае, если родитель уклоняется от уплаты алиментов; если второй родитель умер или признан безвестно отсутствующим; если ребенок был усыновлен или передан в семью под опеку).

Некоторые документы имеют ограниченный срок действия. Стоит это учитывать при обращении в Управление соцзащиты.

Учет критерия нуждаемости при выплате детских пособий в 2017 году

До 2016 года детские пособия выплачивались на основании категориального принципа, когда выплата назначается определенной категории граждан без установления дополнительных требований (критериев) в пределах страны или одного региона.

По словам Президента, никакие из социальных выплат при этом не подлежат отмене. Однако принципы адресности и нуждаемости в перспективе планируется применять к большинству видов выплат на детей. При определении критерия нуждаемости прогнозируется также расширение полномочий регионов.

Ежемесячное пособие на ребенка малоимущим семьям

Федеральным законом № 81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены ежемесячные выплаты на детей в возрасте до 16 или 18 лет.

В соответствии со ст. 16 данного ФЗ, размер пособия варьируется в зависимости от содержания нормативных актов субъектов РФ. Критерий нуждаемости в законе в настоящее время не прописан, но его планируется повсеместно использовать с 2016 года.

  • Специалисты считают, что отсутствие упоминания нуждаемости граждан в отношении ежемесячного пособия на ребенка не только не мешает, но и позволяет применять этот критерий уже сейчас.
  • Показатель нуждаемости в некоторых регионах при назначении пособия уже используется и сейчас. Например, в Астраханской области базовое детское пособие размером 345 руб. (или 690 руб. для матерей-одиночек) получают семьи со среднедушевым доходом ниже 110% ПМ. В Москве на детей до 1.5 лет и 3-18 лет выплачивается 1500 руб., а для возраста 1.5-3 года — 2500 руб. только в случае, если доход на каждого члена семьи ниже ПМ.
Смотрите так же:  Гражданский кодекс российской федерации дата принятия

К 2016 году во многих регионах критерии назначения пособия будут пересмотрены в сторону усиления. Если регионы откажутся учитывать принцип нуждаемости, они не получат дополнительных федеральных субсидий.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет малообеспеченным семьям

На данный момент ежемесячное пособие (компенсация) по уходу за ребенком 1.5-3 лет предоставляется только трудоустроенным гражданам по месту работы и составляет 50 рублей (или выше пропорционально районному коэффициенту к заработной плате). В связи с этим перед родителями возникает дилемма: жить на имеющиеся деньги или выходить работу? На фоне недостатка мест в яслях и в случае, если женщина одинока и не имеет родственников, задача значительно усложняется.

  • Нуждаемость будет определяться сравнением среднедушевого дохода членов семьи с ПМ. Если выплата будет введена, право на нее будут иметь только семьи с доходами ниже прожиточного минимума, которые обратятся с заявлением в Управление соцзащиты.
  • Расчеты показали, что для введения пособия в 2016 году из федерального бюджета будет необходимо выделить 50 млрд рублей. При условии нехватки денег это впечатляющая сумма.
  • Определение критериев нуждаемости должно быть полностью возложено на региональные органы власти, в связи с чем в различных субъектах федерации они могут существенно отличаться. Например, в одном регионе показатель может составить 0.5 от прожиточного минимума, в соседнем — 1-1.5.

Наряду с введением пособия планируется стимулировать ранний выход родителей на работу за счет открытия яслей и возможности введения гибкого графика.

Материнский капитал на основе принципа нуждаемости

Представители правительства считают, что применение критерия нуждаемости при начислении всех социальных выплат оправданно и перспективно для бюджета. Сомнения вызывает лишь перспектива сделать адресным материнский капитал, которая может привести к новому демографическому спаду. Пока в защиту введения критерия нуждаемости в отношении маткапитала звучат лишь одинокие мнения чиновников в Министерстве финансов, в связи с чем вряд ли это будет осуществлено на практике.

В частности, из-за предусматриваемой сейчас законом возможности обратиться за маткапиталом даже спустя несколько лет принцип нуждаемости применить чрезвычайно сложно. Ведь критерий может быть определен только в конкретный промежуток времени.

Вопрос продления программы мат. капитала активно обсуждается, но окончательное решение еще не принято. Большинство министерств склоняются к тому, что отменять его нельзя.

На данный момент пособия семьям с детьми выдаются по принципу категориальности. В первую очередь, нуждающимися признаются многодетные семьи, матери-одиночки с детьми и родители, воспитывающие ребенка-инвалида. Но только при условии, что семейство имеет среднедушевой доход на каждого члена ниже величины прожиточного минимума по региону.

В 2016 году планируется переход к критериям адресности и нуждаемости. Эти показатели руководство области или края может определять самостоятельно с учетом возможностей бюджета и общего уровня жизни в регионе. Вероятно, что критерий нуждаемости будет отличаться от величины ПМ, а количество семей, которым выплачиваются детские пособия, сократится.

Какая помощь со стороны государства оказывается многодетным семьям?

Помощь многодетным семьям оказывается государством и на федеральном, и на региональном уровнях. Помощью многодетная семья может воспользоваться как в виде денежных выплат, так и в форме получения продуктов и лекарств, бесплатной юридической помощи, обеспечения социальным жильем.

Социальная помощь многодетным семьям: виды, условия предоставления

Наличие в семье нескольких несовершеннолетних детей зачастую вызывает серьезные материальные трудности. Возникают проблемы и иного характера – к примеру, связанные с устройством детей в дошкольные учреждения. Поэтому многодетные семьи относятся к категории населения, нуждающейся во всесторонней помощи со стороны государства.

Социальная помощь, предоставляемая гражданам, воспитывающим 3 и более детей, довольно многообразна. Ее можно подразделить на виды по нескольким основаниям:

  • По уровню бюджета, за счет которого принимаются меры поддержки, можно выделить федеральную, региональную и муниципальную помощь.
  • По форме предоставления различают материальную и натуральную помощь.
  • По предназначению помощь делится на адресную и оказываемую всем лицам определенной категории. Также можно выделить помощь, которую получают все многодетные семьи, и которая положена при наличии дополнительных условий (5 и более детей, инвалидность одного из детей и т. п.).
  • К числу конкретных видов господдержки относятся:
    – пособия, различные выплаты, льготы, субсидии;
    – предоставление имущества (одежды, продуктов, лекарств и т. п.);
    – оказание бесплатных услуг (юридические консультации, лечение в государственных клиниках и др.).

Семьи, воспитывающих 3 и более детей, вправе получать поддержку от государства при соблюдении ряда условий:

  • Семья признана многодетной по законодательству субъекта федерации (в каждом регионе свои критерии для признания многодетности).
  • Дети могут быть как родными, так и усыновленными.
  • Родители не лишены родительских прав, не ограничены в таких правах, не уклоняются от воспитания детей.
  • Иные условия могут быть предусмотрены региональными нормативными актами.

Необходимо отметить, что на многодетных граждан распространяются все льготы и привилегии, которыми обладают семьи с детьми: пособие по уходу за ребенком, материнский капитал при появлении второго малыша, пособие на третьего ребенка (в тех регионах, где оно выплачивается) и т. д.

Помощь многодетным гражданам в получении жилья

Одна из наиболее острых проблем семей с детьми – жилищная. По действующему Жилищному кодексу РФ право на получение жилья на условиях соц. найма имеют лица при соблюдении двух условий: малообеспеченность и нуждаемость в улучшении жилища. Граждане, которые подпадают под эти критерии, вправе встать на очередь. В таком же порядке могут улучшить жилищные условия и многодетные семьи.

В ряде субъектов нашей страны многодетные граждане обеспечиваются жильем в первоочередном порядке по сравнению с другими малоимущими жителями. Особое внимание уделяется семьям с 5 и более детьми. К примеру, в столице на основании постановления московского Правительства от 01.04.2008 № 248-ПП семьям, в которых воспитывается 5 и более детей, предоставляется жилплощадь в безвозмездное пользование. Специально для этого в черте города построены коттеджи, относящиеся к специализированному жилищному фонду.

За пользование таким жильем многодетной семье не нужно вносить плату (в отличие от проживания по договору соц. найма), но обязанность платить за услуги ЖКХ (с учетом льготы для многодетных) сохраняется. Такое проживание временное. Возможность занимать это жилище будет сохраняться до момента получения квартиры в соц. наем или до того времени, как младшему ребенку исполнится 16 лет (учащемуся – 18).

Чтобы встать на очередь для получения жилья, многодетная семья должна соответствовать определенным условиям:

  • Среднедушевой доход семьи меньше прожиточного минимума.
  • Семья не имеет в собственности или по договору соц. найма жилья, либо его площадь на одного человека меньше учетной нормы (этот показатель определяется региональными властями). Также к числу нуждающихся относятся лица, живущие в аварийном помещении.
  • Жилищные условия в прошедшие 5 лет не ухудшались (например, в квартире не регистрировались новые жители в целях уменьшения площади на 1 человека). При этом регистрация несовершеннолетних детей по месту жительства родителей не считается ухудшением условий.
  • Члены многодетной семьи – граждане РФ.
  • Проживание в течение определенного времени на территории субъекта РФ (конкретный срок определяется региональными властями).

Адресная материальная помощь многодетным семьям

Помощь многодетным семьям в адресном порядке оказывается на региональном уровне в рамках принимаемых в субъектах федерации программ поддержки многодетных и малообеспеченных семей. Право на адресную помощь имеют семьи, обратившиеся с заявлением о ее предоставлении, если они признаны малоимущими (то есть уровень дохода в расчете на одного человека ниже прожиточного минимума).

Конкретные виды адресной поддержки закрепляются нормативными актами субъектов РФ, в то же время можно назвать наиболее типичные среди них:

  • единовременная денежная выплата;
  • предоставление продуктового набора;
  • ежемесячные выплаты;
  • возмещение затрат на оплату проезда детей в городском транспорте.

Размер выплат многодетным гражданам может варьироваться в зависимости от числа детей.

Для получения адресной помощи в отделение соцзащиты нужно представить пакет документов:

  • заявление;
  • паспорт;
  • справку с места жительства;
  • документы о доходах всех членов семьи за прошедшие 3 месяца;
  • сведения о наличии в собственности недвижимости;
  • свидетельства о рождении детей, о заключении брака;
  • другие документы, в зависимости от региона.

Оказание адресной поддержки прекращается при выезде на ПМЖ в другой субъект федерации, обнаружении недостоверности поданных документов, превышении суммы дохода над величиной прожиточного минимума. В ряде областей и республик нашей страны, а также в столице для оказания адресной помощи заключается социальный контракт.

Детские пособия и выплаты на ребенка в многодетных семьях

По данным переписи населения России, проведенной в 2010 году, в стране в настоящий момент насчитывается более 1 млн. многодетных семей. При этом общее количество семейных союзов, включающих двух человек и более, составляет 40,7 млн., то есть в среднем многодетными являются родители в каждой сороковой российской семье (2,5% от общего количества). Такие данные приводятся в «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства от 25 августа 2014 года № 1618-р.

Меню для навигации по странице

Необходимо отметить, что сегодня многодетность в стране носит явно выраженный региональный характер. Для многих субъектов Российской федерации данное явление можно назвать, по крайней мере, нехарактерным. При этом более половины таких семей проживают не в городе, а в сельской местности.

Вопросы предоставления государственной социальной помощи и оказания материальной поддержки семьям с тремя детьми и более (включая детские пособия и иные денежные выплаты) имеют высокую общественную значимость, поскольку в целом именно многодетными родителями воспитывается 20% от общего количества детей.

Статус многодетной семьи и его правовое регулирование

Основным документом, устанавливающим социальный статус многодетных семей в России на федеральном уровне, является Указ Президента Российской Федерации номер 431 «О мерах по социальной поддержки многодетных семей» от 5 мая 1992 года (с дополнениями от 25 февраля 2003 года).

Смотрите так же:  Приказ мо рф 1280 на 2019

Определение многодетной семьи в данном нормативном акте не приводится. Дается лишь указание, что
в каждом регионе страны этот статус должен устанавливаться самостоятельно в целях оказания адресной социальной поддержки с учетом национальных и культурных особенностей, демографической ситуации и уровня экономического развития. В соответствии с этим на местах разрабатывается и назначается необходимый объем социальных льгот и денежных выплат.

Таким образом, в настоящее время вопросы правового регулирования статуса многодетных семей и их социальной поддержки решаются на уровне нормативных актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. При этом в большинстве регионов России многодетными считаются родители, если на их содержании находятся три ребенка и более в возрасте до 18 лет.

Необходимо отметить, что в настоящее время 77% от общего числа многодетных составляют семьи
с тремя детьми.

В 2014 году на сайте Российской общественной инициативы (РОИ) стартовал сбор голосов за инициативу № 77Ф13902 о принятии проекта федерального закона о многодетных семьях. Голосование инициировано Общероссийской общественной организацией «Семьи России» в целях установления юридических прав многодетных на федеральном уровне и улучшения качества их жизни.

В соответствии с текстом предлагаемого законопроекта, понятие «многодетной семьи» должно устанавливаться на территории страны в соответствии с динамикой естественного прироста населения:

  • при отрицательной динамике — в отношении семей с тремя детьми и более (включая усыновленных) возрастом до 18 лет (до 22 при обучении по очной форме в образовательных учреждениях);
  • при положительной — при количестве детей четыре и более.

Детские пособия и выплаты многодетным

Многодетные семьи в России характеризуются высокими социальными рисками независимо от фактических причин их появления:

  • семьи с запланированной многодетностью;
  • образовавшиеся от повторных браков родителей, в которых рождаются новые дети;
  • неблагополучные семьи, возникающие, как правило, по причине безответственного поведения родителей.

В связи с этим государство должно уделять значительное внимание вопросам обеспечения социальной поддержки семей при рождении третьего ребенка, четвертого и последующих, особенно в условиях социальной и экономической нестабильности.

Однако в январе 2015 года в рамках обсуждения антикризисных мер в социальной сфере глава Минтруда Максим Топилин сообщил, что дополнительные виды материального стимулирования рождаемости больше предусматриваться не будут, поскольку его возможности с учетом предпринятых ранее плодотворных мер уже исчерпаны.

В связи с этим в настоящее время можно рассматривать сложившуюся систему социальной поддержки семей с детьми (включая многодетных) как завершенную и не предполагающую существенного расширения.

Федеральные пособия на ребенка

Прежде всего, многодетные родители вправе претендовать на все виды социальных выплат, предусматриваемых законом номер 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года, поскольку они устанавливаются независимо от количества детей и очередности их рождения. Данные виды выплат и их размеры на текущий год и предыдущие периоды подробно рассматриваются на главной странице нашего сайта.

Особо в этой связи необходимо отметить только ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, поскольку в отношении него действующими нормами дифференцировано (нарастающей суммой с увеличением числа родившихся детей) устанавливаются фиксированные минимальные размеры с учетом очередности рождения:

  • на первого ребенка — 2908,62 руб.;
  • на второго и последующих — 5817,24 руб.

При одновременном нахождении матери в отпуске по уходу за несколькими детьми применяются следующее правило: представленные выше минимальные размеры ежемесячных выплат складываются (то есть объемы начислений не могут быть меньше суммы приведенных значений на каждого ребенка).

Максимально возможная сумма ежемесячного пособия до 1,5 лет на нескольких детей при его назначении в форме обязательного социального страхования не может превышать 100% среднего месячного заработка за два предыдущих года, или 53887,12 руб. с учетом установленных в 2014 и 2015 годах пределов страховой базы.

Региональные пособия и выплаты многодетным

В большинстве регионов страны социальная поддержка по многодетности оказывается адресно на основании правовых актов различного уровня и юридической силы:

  • определяющих социальный статус и меры социальной поддержки «отдельных категорий граждан» в наиболее общем случае;
  • определяющих меры поддержки семей с детьми из средств бюджетов субъектов Федерации;
  • исключительно адресованных многодетным семьям (наиболее удобно для практического применения).

Например, ежемесячное пособие на ребенка до достижения 16 или 18 лет, условия предоставления и размеры которого определяются в соответствии с требованиями ст. 16 закона № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года, может устанавливаться в повышенном размере в отношении детей из многодетных семей субъектами Федерации самостоятельно на основе соответствующих нормативных актов.

Например, с 1 января 2015 года на территории Орловской области в соответствии с областными законами 350-ОЗ от 2 октября 2003 года и 439-ОЗ от 19 ноября 2004 года (с актуальными изменениями и дополнениями) размер ежемесячного пособия на ребенка составляет:

  • в общем случае — 270,47 руб.;
  • на ребенка в многодетных семьях — 473,30 руб. (на 75% выше базового размера).

В большинстве регионов страны жителям предоставляются также региональные единовременные пособия при рождении ребенка, поощряющие рождение 3 детей и более.

Например, в Московской области в соответствии с законом 1/2006-ОЗ от 12 января 2006 года при рождении третьего ребенка и последующих детей наряду с аналогичной федеральной единовременной выплатой в размере 15512,65 руб. выплачивается также:

  • разовое пособие 30 000 руб. — на каждого ребенка;
  • при рождении тройни — 150 000 руб. на семью.

Таким образом, данная региональная выплата существенно дополняет единую федеральную с учетом благосостояния и уровня жизни данного субъекта Российской Федерации — Подмосковья.

Кроме того, в целях стимулирования рождаемости в России и оказания материальной помощи многодетным семьям с 2013 года в соответствии с Указом № 606, подписанным Президентом РФ Владимиром Путиным
7 мая 2012 года, в большинстве регионов страны предоставляется ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до трех лет.

  • По состоянию на середину 2014 года данное пособие выплачивалось 168 тысячам семей в 66 регионах страны.
  • С 1 января 2015 года к ним присоединились субъекты Крымского федерального округа (Республика Крым и город федерального значения Севастополь).

Правила предоставления и размер выплаты определяется в каждом конкретном субъекте Федерации самостоятельно, однако в большинстве случаев пособие предоставляется в размере регионального прожиточного минимума на ребенка при подтверждении семьей статуса малообеспеченной.

Например, по результатам 2014 года по стране сложилась следующая статистика по начисляемой сумме ежемесячного пособия на ребенка до 3 лет в многодетных семьях:

  • средний размер выплат — 7 724,37 руб.;
  • минимум — 6 432 руб. (Белгородская область);
  • максимум — 16 253 руб. (Камчатский край).

Региональными законами о статусе многодетной семьи могут устанавливаться дополнительные выплаты и денежные льготы по многодетности. О правах многодетных в каждом конкретном регионе России узнавайте в территориальных Управлениях (отделениях) социальной защиты населения (УСЗН).

Материнский капитал

Большинство российских семей после кризисных 1990-х годов не решаются на рождение нескольких детей, поскольку зачастую даже появление единственного ребенка может поставить семью на грань выживания.

Данная ситуация привела к тому, что в 1999 году рождаемость в России установилась на рекордно низкой отметке — 1,21 млн. родившихся человек (для сравнения: к 2015 году данный показатель превысил отметку 1,90 млн. детей, что почти на 60% выше указанного минимума).

Федеральный маткапитал на второго ребенка и последующих

В целях создания условий, способствующих обеспечению достойного уровня жизни семьям с детьми, законом 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года на территории Российской Федерации с 1 января 2007 года впервые был установлен материнский (семейный) капитал в размере 250 тыс. рублей.

Данная сумма ежегодно индексируется с учетом планируемого уровня инфляции и в 2016 году составляет уже более 453 тыс. рублей.

Выплаты по программе федерального материнского капитала полагаются в наиболее общем случае имеющей гражданство РФ женщине, родившей или усыновившей от момента начала действия программы до 31 декабря 2016 года включительно второго, третьего ребенка и последующих детей. При этом необходимо учитывать, что государственный сертификат на маткапитал может быть предоставлен отделениями Пенсионного фонда России (ПФР) только один раз.

Благодаря данной мере государственной социальной поддержки за последние годы существенно увеличилось количество семей, решившихся в том числе и на рождение третьего ребенка. Это, прежде всего, касается тех родителей, у которых до 1 января 2007 года уже было несколько детей. В связи с этим в последнее время количество многодетных в стране увеличивается ежегодно в среднем на 10%.

Более подробно об актуальных изменениях по программе материнского капитала и ее завершении можно прочитать в отдельной статье на нашем сайте.

Региональный маткапитал на третьего ребенка и последующих

В п. 2 ст. 1 Федерального закона о материнском капитале законодатель предусмотрел возможность введения на территории субъектов Федерации за счет соответствующих бюджетов дополнительных мер по предоставлению семьям с детьми материальной поддержки в форме регионального материнского капитала.

Выступая 30 ноября 2011 года с ежегодным посланием Федеральному собранию третий Президент России Дмитрий Медведев рекомендовал введение такой формы поддержки семей повсеместно, хотя программа регионального маткапитала стартовала в некоторых субъектах РФ значительно раньше.

  • Впервые в России региональные дополнительные меры поддержки семей с детьми были введены в Смоленской области областным законом от 28 февраля 2008 года № 15-з в размере 100 000 рублей при рождении второго ребенка и последующих детей с 1 января 2008 года.
  • Предусматривалось, что данное право может быть реализовано только при достижении ребенком трехлетнего возраста, то есть фактически первые выплаты были осуществлены только с 2012 года в виде суммы 132 000 рублей (с учетом ежегодной индексации).
  • В 2016 году размер областного маткапитала составил уже 163 300 рублей.

В большинстве других регионов страны право на местный маткапитал предоставляется только многодетным, то есть при рождении третьего ребенка и последующих детей. По общему правилу, выделяемые региональным бюджетом денежные средства могут быть реализованы не ранее, чем через 3 года после появления соответствующего права.

Об особенностях предоставления материнского капитала, обеспечиваемого средствами бюджетов субъектов РФ, можно прочитать в нашем региональном разделе.

Государственные награды

Кроме рассмотренных ранее денежных выплат, предоставляемых многодетным в форме единовременных или ежемесячных пособий, а также разовых государственных семейных субсидий, предусматривается дополнительное материальное вознаграждение родителей в форме государственных и региональных наград.

В частности, Указом Президента России № 775 от 13 мая 2008 года был учрежден орден «Родительская слава» как специализированная государственная награда многодетным родителям, при награждении которой выплачивается единовременное денежное поощрение в размере 50 000 рублей (с 1 января 2013 года — 100 000 рублей).

Смотрите так же:  Компенсация за погребение военного пенсионера

Награждение орденом производится в отношении:

  • обоих многодетных родителей (усыновителей), состоящих в зарегистрированном браке;
  • одного отца или матери в случае неполной семьи.

При этом необходимо соблюдение следующих условий:

  • указанные лица должны воспитывать или уже воспитать семь детей (до 2010 года — четырех), являющихся гражданами РФ;
  • награждение производится не ранее достижения седьмым ребенком возраста 3 лет;
  • остальные дети на момент награждения должны оставаться в живых (за исключением случаев, когда смерть детей возникла при защите Отечества и его интересов);
  • родители должны обеспечивать достойное воспитание и содержание всех детей не менее 5 лет.

Указом Президента также рекомендуется предоставление дополнительных мер социальной поддержки (в том числе денежных вознаграждений) из региональных бюджетов. Например, в Курганской области при награждении орденом «Родительская слава» предоставляется дополнительное разовое поощрение 50 000 рублей в соответствии с Постановлением областной администрации № 85 от 16 марта 2009 года.

Условия предоставления денежных выплат в связи с награждением многодетных семей различными государственными и региональными наградами устанавливаются регионами самостоятельно на основании соответствующих нормативных актов.

В дополнение к этому в регионах также устанавливаются дополнительные награды многодетным семьям с разовыми денежными выплатами. В той же Курганской области, в частности, предусматривается единовременное пособие матерям, награжденным знаком отличия «Материнская слава», в размере:

  • 100 000 руб. — за Почетный знак первой степени;
  • 50 000 руб. — второй;
  • 25 000 руб. — третьей.

Денежные льготы и компенсации

Указом Президента России № 431 от 5 мая 1992 года предусматривается минимальный федеральный стандарт льгот по многодетности, в том числе предоставляемых в виде разнообразных денежных послаблений, устанавливаемых во всех субъектах РФ:

  • скидки на оплату государственных и муниципальных услуг;
  • право на увеличение количества доходов родителей, не облагаемых налогом на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • субсидирование строительства жилья и приобретения стройматериалов многодетными семьями в виде предоставления кредитов, дотаций и беспроцентных ссуд на льготных условиях;
  • льготы по обязательному пенсионному страхованию или государственному пенсионному обеспечению, позволяющие улучшить условия предоставления и увеличить размер соответствующих видов пенсий.

Однако президентский Указ не предусматривает конкретного механизма реализации данных направлений социальной поддержки. В связи с этим порядок предоставление льгот многодетным устанавливается дополнительными федеральными, региональными и местными нормативными актами.

Жилищные и коммунальные льготы

Указ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» устанавливает денежные льготы многодетным семьям в виде скидки не менее 30% (в некоторых регионах в размере до 50% — в частности, в Республике Крым и городе Севастополь) на оплату:

  • коммунальных услуг — отопление, водоснабжение и канализация, электрическая энергия и природный газ;
  • топлива различных видов — при проживании в жилых домах, не имеющих централизованной системы отопления.

Однако поскольку в настоящее время значительные объемы коммунальных услуг населению предоставляются коммерческими управляющими компаниями, в виду несовершенства местного законодательства зачастую данные льготы не могут быть реализованы на практике.

Существующие нормы не предусматривают обязательства коммерческих организаций по предоставлению льгот населению за счет собственных средств. В данных условиях они могут оказываться только при полной или частичной компенсации затрат (на условиях софинансирования).

Иным образом механизм реализации жилищных и коммунальных льгот реализован правительством Санкт-Петербурга. В соответствии с городским законом № 228-45 от 21 мая 2009 года многодетным в зависимости от количества членов семьи предоставляется денежная выплата, начисляемая ежемесячно до очередного срока оплаты жилья и коммунальных услуг при условии отсутствия задолженностей по данным платежам.

Во многих регионах страны существуют также формы субсидирования расходов многодетных семей
на приобретение или строительство жилья:

  • социальная выплата (субсидия) на приобретение жилого помещения (например, в Республике Башкортостан);
  • программы льготного ипотечного кредитования в крупных банках страны (Сбербанк, ВТБ24 и др.) при участии региональных органов и Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию (АИЖК).

Для получения данных льгот, как правило, дополнительно необходимо состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Налоговые льготы многодетным

Нормами налогового законодательства предусматривается вычет по НДФЛ на детей, предоставляемый родителям, на содержании которых находятся дети до 18 лет (до 24 лет при обучении по очной форме), в следующих размерах:

  • по 1400 рублей — на первого и второго ребенка;
  • по 3000 рублей — на третьего и каждого последующего, а также на ребенка-инвалида вне зависимости от очередности его рождения.

На данные суммы по месту работы может быть снижен ежемесячный объем дохода, облагаемого налогом по ставке 13%.

В расчете на год с учетом права на вычет по НДФЛ одновременно у обоих родителей (или у одного —
в двойном размере) прибавка к «чистой» заработной плате может составить существенную сумму, особенно ощутимую в многодетных семьях.

Подробнее о налоговом вычете на детей читайте в отдельной статье на нашем сайте.

Пенсионные льготы

В соответствии с нормами пенсионного законодательства России у многодетных матерей возникает право на досрочное установление страховой пенсии по старости (при достижении возраста 50 лет и страховом стаже не менее 15 лет) при выполнении двух основных условий:

  • рождение (или усыновление) пяти детей и более;
  • воспитание их, по меньшей мере, до возраста 8 лет.

В дополнение к этому по новым пенсионным законам с 1 января 2015 года за периоды отпуска по уходу за ребенком нарастающей суммой с увеличением числа родившихся детей начисляются пенсионные баллы (коэффициенты), из суммы которых за страховой период будет устанавливаться размер страховой пенсии по старости:

  • 1,8 пенсионных коэффициента за год отпуска — на первого ребенка;
  • 3,6 балла — на второго;
  • 5,4 — на третьего и последующих.

Вследствие этого многодетным родителям исходя из величины индивидуального пенсионного коэффициента будет гарантирована более высокая пенсия, особенно при невысоких официальных доходах, с которых работодатель производит отчисления в Пенсионный фонд России (ПФР).

Дополнительно к этому в отношении многодетных могут устанавливаться региональные пенсионные льготы, в том числе в виде ежемесячной денежной компенсации к пенсии. В частности, по закону города Москвы № 60 от 23 ноября 2005 года матерям, родившим 10 детей и более, устанавливается выплата к любому виду государственной пенсии (на 2016 год — в размере 10 000 рублей).

Право на бесплатное жилье многодетным взамен земельных участков

1 марта 2015 года вступил в силу ряд поправок в Земельный кодекс (ЗК) РФ, устанавливающих новый порядок передачи земельных участков в собственность муниципалитетов, юридических лиц и отдельных категорий граждан (включая многодетные семьи) в соответствии с требованиями статей 39.1 — 39.20 Главы V.1, введенной в ЗК законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ.

Поправками в Земельный кодекс, внесенными законом № 138-ФЗ от 14 июня 2011 года, было впервые установлено право многодетных семей на бесплатное получение участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для целей индивидуального жилищного строительства (п. 2 ст. 28 ЗК РФ в старой редакции).

С 1 марта 2015 года эта статья и ряд других старых положений утратили юридическую силу, а взамен них была введена отдельная глава V.1, устанавливающая новые порядки передачи земли («земельная реформа» 2015 года).

Существенные дополнения в рамках нового земельного порядка устанавливаются в отношении прав семей, имеющих трех детей и более (в особенности с учетом изменений, внесенных законом от 29 декабря 2014 года № 487-ФЗ в п 6. статьи 39.5). Существовавшее ранее право на бесплатное предоставление участка земли за многодетными сохраняется, однако появляются два важных дополнения.

  1. При установлении порядка предоставления земли субъектами Федерации помимо самого статуса многодетности (наличие трех и более несовершеннолетних детей) теперь может предусматриваться дополнительное требование: для получения права на бесплатный участок многодетные родители должны стоять на учете в местной администрации в качестве нуждающихся в жилых помещениях (или должно быть соответствующее основание для их постановки на учет).
  2. Органы власти в регионах теперь могут также предоставлять с согласия многодетных семей на их выбор вместо бесплатного земельного участка «мер по обеспечению жилыми помещениями» (в зависимости от уровня нуждаемости), что может предполагать:
    • предоставление бесплатного социального жилья (квартиры или индивидуального дома) в собственность;
    • выделение квартир на условиях социального найма;
    • субсидии на частичное погашение стоимости жилья, приобретаемого семьей самостоятельно на коммерческих условиях, в том числе с привлечением ипотечных кредитов (уплата основного долга или процентов).

Необходимо отметить, что предусматриваемое новой редакцией Земельного кодекса РФ право выбора многодетными родителями дополнительных мер социальной поддержки по улучшению жилищных условий взамен права на бесплатный земельный участок в конечном виде будет реализовываться
на местах региональными законами и нормативными актами органов местного самоуправления, которые в настоящий момент все еще находятся в стадии обсуждения.

Особую остроту вопросу придает возможность установления субъектами Федерации дополнительного критерия «нуждаемости» многодетной семьи в улучшении жилищных условий:

  • до 1 марта 2015 года право на бесплатную землю предоставлялось гражданам России, как правило, независимо от материального положения семьи и имеющегося имущества, то есть исключительно по принципу многодетности;
  • в результате проведенной «земельной реформы» и земельный участок, и право выбора «мер по обеспечению жилыми помещениями» с марта 2015 года может предоставляться по решению властей на местах с учетом возможностей бюджетов только состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Причем конкретные меры по решению жилищных проблем многодетных также должны устанавливаться на местах, и они не обязательно будут предполагать предоставление права выбора бесплатного жилья вместо земельных участков.

В большинстве субъектов Российской Федерации многодетной считается семья, на содержании которой находятся три ребенка и более в возрасте до 18 лет. В связи с наличием большого количества проблем, многодетные в России характеризуются высокими социальными рисками, поэтому нуждаются в различных мерах государственной социальной поддержки, предоставляемых как на федеральном, так и на региональном уровне.

Зачастую предоставляемых в настоящее время мер на практике оказывается недостаточно, в том числе в связи с несовершенством нормативной базы и недостаточной информированностью населения. Многим многодетным родителям требуется юридическая помощь для получения права на предусматриваемые социальные денежные выплаты (в том числе детские пособия) и льготы.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019