Штраф технадзора

Штраф технадзора

Молодцы,перестраховались! Надо найти на них нормативник, если это не предусмотрено в последних разработках СП. Все не перечитаешь. Спасибо за информацию. А итог см.выше.

Eugene84 «заложенную в проекте «некачественную» смесь на «качественную» смесь.»

В проекте невозможно заложить качество смеси, это доказывается по факту. Класс, мороз.,водонепрониц.-да это в проекте. Качество-это строительн. контроль+ лабораторн. испытания.

«если договор с заказчиком даёт. право привязываться не только к подрядчикам-строителям, но и к подрядчикам-проектировщикам — флаг Вам в руки!»

Не дает! В договоре ни слова о проектировщиках, но строим согласно проекта! Не могу «пройти мимо» некомпетентности проектировщиков, к сожалению такие факты не редкость ( потеряна нить приемственности ). Мало кто просчитывает проект, в основном привязывают старые разработки.Вот такая тенденция.

Вопрос: наружная прокладка ПЭ труб на сварке, упоры на поворотах обязательно делать? Не могу найти в каком ВСН прописано.

Это так, + еще и штраф на юр.лицо (заказчика) от 30 000 до 100 000 рублей, ну а если их штрафуют за то, что технадзор не предпринимает ни каких действий в случае выявленных нарушений, то заказчик эти деньги может удержать с самого технадзора (по принципу: твой косяк ты и плати).:eek:

Статья 238. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

КоАП РФ
Статья 9.4. Нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

Могут ли выписать штраф за тонировку без замера?

Сегодня меня остановили ГИБДД и сказали «будем каждый раз по 500 рублей выписывать.. даже без прибора, просто напишу типо пункт 7.3 пдд, нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя» пока я не сниму тонировку .законно ли это?

Ответы юристов (1)

Штраф возможно не платить при наличии нарушений при составлении протокола со стороны сотрудника ГИБДД. Как часто бывает инспектор определяет степень тонировки стёкол визуально, не имея для этого специального прибора. Но законодательно личные ощущения сотрудника не являются причиной для выписки штрафа.

В приказе МВД № 1240 чётко прописаны
условия, обязательные для соблюдения при замере тонировочного покрытия:
Диагностика может быть осуществлена только на посту ДПС, который является стационарным
Используемый прибор должен иметь сертификат соответствия с указанием

времени его проверки (сотрудник ГИБДД обязан предоставить документы для ознакомления);

·
Измерение уровня пропускания света может быть произведено лишь инспектором технического надзора при наличии соответствующей отметки в удостоверении;

·Диагностируемое стекло должно быть сухим и чистым.

Для обжалования протокола у Вас есть десять дней с даты
его составления. Для этого необходимо обратиться в суд с письменным заявлением, в котором подробно описать ситуацию, объяснив причины несогласия. Можно написать жалобу конкретно на сотрудника, который Вам заявил, что будет применять конкретно к Вам 7.3 ПДД т к действия его неправомерны. К заявлению следует подкрепить видеоматериалы, подтверждающие сказанное.

С Уважением, Юлия!

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Технический надзор в строительстве, или Продуманная экономия

Строительство является прибыльным и достойным бизнесом только в том случае, когда им занимаются добросовестные профессионалы. К сожалению, сегодня в этой сфере работает много самоучек, которые не соблюдают строительные нормы и порой даже не составляют проектно-сметную документацию. Их появление и одновременное повышение требований к качеству выполнения строительных работ приводят к необходимости обращения в службы технического надзора.

Каким бы качественным ни был проект, какой бы интересной ни была архитектурная концепция, неумелое строительство может свести все усилия профессионалов к нулю. Как же этого избежать? Поможет технадзор, который также называют строительным контролем.

Зачем и когда нужен технадзор в строительстве?

Любой заказчик строительства, не будучи строителем сам и не имея возможности постоянно находиться на стройплощадке, неизбежно столкнется с недобросовестным выполнением работ, если вовремя не позаботится о технадзоре.

Технадзор — это экспертно-проверочные мероприятия, с помощью которых обеспечиваются:

  • качество строительных работ и их соответствие нормам и правилам;
  • применение стройматериалов, указанных в проекте строительства;
  • соблюдение сроков и объема строительства;
  • соблюдение сметы проекта.

Специалистов технического надзора можно пригласить на любой стадии строительства, однако наиболее эффективным решением будет подключение их к работе уже на этапе составления проектно-сметной документации. Практика показывает, что это помогает сэкономить до 30% от затрат на строительство. Выгода очевидна как для физических лиц, так и для организаций.

Функции технического надзора в строительстве

Ежедневные задачи технического надзора состоят в следующем:

  • Снижение издержек: отслеживание объемов работ, предъявляемых к оплате; контроль над соблюдением бюджета. Эти меры могут сократить до 20% от сметной стоимости.
  • Повышение качества работ: соблюдение технологий, правил и нормативов.
  • Контроль качества используемых материалов: проверка сертификатов, лабораторные испытания образцов, соблюдение правил складирования.
  • Контроль правильности оформления строительной документации. Облегчает поиск нарушений в технологиях строительства и последующую эксплуатацию здания.
  • Соблюдение сроков на всех этапах строительства: устранение отставаний от календарного плана. Гарантирует сдачу объекта в срок на 99%.

Нормативная база

Если вам требуется технадзор за строительством, полезно знать, какие нормативные документы будут использоваться в его ходе. Существует две группы документов:

  • Нормативные документы, регламентирующие деятельность технадзора. Это Градостроительный кодекс РФ, стандарты в сфере строительной документации, технические регламенты.
  • Нормативные документы, регламентирующие деятельность исполнителей технадзора. К этим нормативам относятся ГОСТ и СНиП по обеспечению безопасности зданий и сооружений, а также ведомственные нормативные документы — например, по противопожарной, санитарно-эпидемиологической, экологической безопасности.

Виды технадзора

Технадзор — комплексное мероприятие, которое включает в себя, в частности, следующие виды работ:

  • Проверка наличия необходимых документов на применяемые исполнителем материалы, изделия и оборудование, а также задокументированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний.
  • Контроль складирования и хранения строительных материалов, изделий и оборудования. Неправильно складированные и хранящиеся материалы представитель технадзора может запретить к применению.
  • Контроль соблюдения технологий строительства.
  • Контроль проектной и исполнительной технической документации.
  • Контроль точности расположения конструктивных элементов (выборочно).
  • Контроль исполнения предписаний контролирующих органов, их извещение об аварийных состояниях на объекте.
  • Контроль соответствия строительных работ календарному плану и договору. Подписание совместно с исполнителем двухсторонних актов, подтверждающих соответствие. Без подписания этих актов переход к следующему этапу строительства осуществляться не должен.
  • Совместно с исполнителем — заключительная оценка соответствия готового объекта строительному законодательству, проектной и нормативной документации.

Организация технического надзора

В настоящее время технический надзор над строительством не является обязательным. Его осуществление и выбор организации полностью зависят от решения заказчика. Заказчик или подрядчик могут заниматься техническим надзором и самостоятельно, однако эффективнее всего будет привлечь третью сторону. Договор на осуществление функций технического надзора может быть подписан с заказчиком только при наличии у него разрешения на строительство.

Процедура проведения технического надзора

  1. Формирование рабочей группы. В составе рабочей группы обязательно должны быть следующие специалисты с опытом работы не менее пяти лет: инженер по общестроительным работам; инженер по электрическим коммуникациям; инженер по системам вентиляции и кондиционирования; инженер по водоснабжению и канализации; проектировщик; специалист по анализу сметной документации.
  2. Проведение контрольных мероприятий. Частота проведения контрольных мероприятий прописывается в договоре и зависит от сложности объекта — как правило, их осуществляют не реже одного раза в месяц.
  3. Составление отчетности. По каждому контрольному мероприятию формируются отчеты, в которых должны содержаться следующие данные: установленные нарушения; ссылки на правовые нормы и проектно-технические документы; фото произведенных работ; актуальные графики реализации строительных процессов; таблицы расхода финансовых ресурсов.
  4. Сдача объекта. Специалисты технадзора присутствуют при сдаче объекта Госкомиссии. Переход к каждому последующему этапу строительства возможен только при устранении недочетов предыдущего этапа. Соответствующая ответственность технадзорных организаций прописывается в договоре.

Стоимость работ

На стоимость услуг технадзора влияют:

  • объемы, сроки и технологии строительства;
  • количество специалистов в рабочей группе;
  • сумма сметы;
  • частота контрольных мероприятий;
  • стадия строительства, на которой начато осуществление технического надзора;
  • транспортная доступность объекта.

Как правило, стоимость технического надзора окупается в первые же месяцы работы и составляет 2-5% от общей сметы строительства. За эти деньги заказчик может рассчитывать на сдачу объекта в срок, без нареканий со стороны контролирующих органов и с существенной экономией финансовых средств.

Тех­ни­чес­кий над­зор в стро­и­тельст­ве — это до­пол­ни­тель­ные га­ран­тии со­блю­де­ния под­ряд­чи­ком уста­нов­лен­ных стро­и­тель­ных норм и пра­вил, сро­ков и рас­хо­дов по сме­те. Всег­да име­ет смысл при­вле­кать сто­рон­них спе­ци­а­лис­тов, не­же­ли вы­пол­нять кон­троль­ные функ­ции са­мос­то­я­тель­но. Так вы не отвле­ка­е­тесь на не­про­филь­ные про­цес­сы, эко­но­ми­те вре­мя, не услож­ня­е­те до­ку­мен­то­обо­рот и по­лу­ча­е­те офи­ци­аль­ные от­че­ты, ко­то­рые мож­но ис­поль­зо­вать в су­де при воз­мож­ных спо­рах и не­до­ра­зу­ме­ни­ях.

ГИБДД перестанет штрафовать за кенгурятники и газобаллонное оборудование

Нововведение призвано облегчить жизнь автомобилистам, которые решили внести изменения в конструкцию собственной машины. К примеру, установить газобаллонное оборудование, нестандартные колеса, лебедку для езды по бездорожью или «кенгурятник». Напомним, в настоящее время, чтобы согласовать дополнительное оснащение транспортного средства, автовладельцы вынуждены несколько раз посещать ГИБДД и испытательные лаборатории, тратить десятки тысяч рублей и пару-тройку месяцев.

Согласно новому регламенту, автовладельцу нужно будет обратиться в отделение ГАИ лишь один раз и предъявить всего два документа — сертификат на компонент и заявление-декларацию о его установке в автосервисе. После всех необходимых проверок водитель получит «свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности», на основе которого сотрудники внесут запись в ПТС и выдадут новое СТС. В случае, если инспектор технадзора обнаружит какие-либо несоответствия, автомобилиста направят в лабораторию для прохождения дополнительной экспертизы.

На дорогах контроль тюнингованных машин по-прежнему будут осуществлять сотрудники ДПС. Несогласованное внесение изменений в конструкцию автомобиля грозит владельцу штрафом в размере 500 рублей. А при повторном нарушении можно нарваться и на административный арест, и на прекращение регистрации транспортного средства. Впрочем, такие меры применяются и сегодня.

В каких случаях лишают прав за ксенон?

В последнее время на дорогах все чаще можно увидеть машины с ксеноновыми лампами. Но не все решают менять свои старые фары, так как не знают, можно ли это делать и не будут ли они лишены за это водительских прав.

Что такое ксенон и почему так часто поднимается эта тема?

Те, кто установил или только собирается установить ксеноновые лампы, считают, что они лучше освещают дорогу. А это означает, что водитель будет хорошо видеть свой путь даже в тёмное время суток. Так ли это?

На самом деле, насколько освещена дорога, напрямую зависит от конструкции самих фар. Поэтому, даже если вы оснастите свой автомобиль новыми лампами, еще не значит, что водить в темное время суток станет легче. Также перед покупкой ксенона убедитесь, что эти лампы подойдут для вашего автомобиля, потому что конструкция фар в определенных моделях машин предусматривает установку только стандартных ламп.

Что касается разъяснений ГИБДД, то основными причинами запрета являются два фактора:

  1. Ксеноновые лампы очень яркие и могут ослепить других водителей, едущих впереди или навстречу вам.
  2. Сами лучи света в фарах сильно преломляются, от чего больше рассеиваются и освещают лишь небольшой участок дороги, поэтому разговоры о лучшей освещенности дороги являются ошибкой.

Для чего предназначены ксеноновые лампы

Если вы откроете КоАП, то в статье 12.5 прочитаете, что за ксенон предполагается не штраф ГИБДД или предупреждение, а лишение водительских прав. Но если рассмотреть эту статью детальнее, можно понять ее по-другому. Например, лишать прав и конфисковать прибор можно в том случае, если установленные ксеноновые лампы не подходят под конструкцию фар на вашем автомобиле. Но и из такой ситуации есть выход. Посмотрите на дату выпуска инструкции к вашему автомобилю. Производитель мог в то время не знать о существовании таких ламп, поэтому просто не указал их в инструкции. Кроме того, большинство инструкций не содержат в себе пункт о том, что на машине запрещается использовать ксенон.

Смотрите так же:  Судебные приставы исполнительные надписи

Объясняя сложившуюся ситуацию подобным образом, вы теперь можете смело ссылаться на первую часть статьи 12.5, в которой говорится о вождении транспортного средства с неисправностями. За такое нарушение вас могут просто оштрафовать, а вот забирать права никто не имеет права.

Конечно, решение суда может сильно измениться, ведь трактовать нарушения могут по-разному, ведь судьи всегда очень придирчивы.

Также не стоит сразу теряться, когда вас остановил дорожный патруль. Оштрафовать за ксенон может только инспектор технического надзора. Но перед этим он должен провести техосмотр непосредственно на посту ГИБДД. Штраф на дороге возможен в случае, когда ГИБДД совместно с сотрудником ДПС проводят совместные рейды.

Официальное заявление ГИБДД, которое адресовано всем, кто не понял основных правил и законов:

«При осмотре вашей машины, а именно, фар, прежде будет проверяться маркировка ламп. Вам не о чем беспокоиться, если установленный вариант имеет обозначение DC, DR либо DCR. Все остальные источники света считаются опасными для участников дорожного движения»

Основные судебные решения по вопросу ксеноновых ламп

На оном из заседаний мировой судья признал, что штраф водителю выписан незаконно. Так как в статье 12.5 сказано, что не допускается эксплуатация машин, у которых фары запрещенного цвета, исключение составляют белый, желтый и оранжевый цвета. У водителя свет фар соответствовал норме, поэтому суд занял его сторону.

Но бывают случаи, когда водители не могут доказать свою правоту. Поэтому, прежде, чем устанавливать ксеноновые лампы, необходимо внимательно прочитать закон, чтобы в последствии избежать штрафов ГИБДД.

Полномочия сотрудников технадзора ГИБДД, нюансы проверок машин

Состояние автомобиля – важный фактор безопасности движения. Поэтому в ГИБДД существует отдел технического надзора, который занимается проверкой транспорта на соответствие предписанных законом условиям эксплуатации. Его специалисты следят за регулярными осмотрами машин. Они же имеют право осуществлять техконтроль на постах ДПС.

Читайте в этой статье

Основные задачи технадзора ГИБДД

Структура, контролирующая состояние транспортных средств, создана для решения следующих проблем:

  • Профилактика ДТП и уменьшение тяжести их последствий. Одной из причин аварий становится плохое состояние транспортного средства, его несоответствие установленному регламенту.

Это может быть заводской брак, внесенные по желанию собственника конструктивные изменения. Не все автовладельцы вовремя ремонтируют свой транспорт, тем самым повышая вероятность ДТП из-за внезапной поломки. Во избежание всего этого состояние машин контролируется еще и специалистами из ГИБДД.

  • Профилактика правонарушений в области безопасности движения, касающихся использования ТС, а также их пресечение. Состояние ТС – забота технадзора не только после аварии. Если автомобиль еще не стал ее участником, но в конструкции есть способные привести к катастрофе нюансы, отдел контроля должен этим заняться. То есть установить несоответствие машины стандартным требованиям, заставить владельца вернуть к ним технику, наказать его за нарушение закона.
  • Усовершенствовать автомобиль можно. Но все изменения должны быть проверены технадзором на предмет безопасности. Ведь владелец машины не сможет оценить вероятную угрозу, которую несет, например, самовольно установленное газовое оборудование или чрезмерно затонированные стекла.

Задачи, стоящие перед контролирующей структурой ГИБДД, решаются на основании нескольких правовых документов. Это Конституция РФ, Законы «О полиции» и «О безопасности дорожного движения», КоАП и множество других.

А здесь подробнее о том, как пройти техосмотр для ОСАГО.

Функции отдела, инспектора

Структура технического надзора ГИБДД выполняет целый ряд действий:

  • Контролирует состояние ТС на стадии производства. Это значит, что под пристальным вниманием отдела находится конструкция автомобилей. Надзор дополняется проверкой сертификатов производителей, контролем выдачи бланков ПТС и документов на шасси. Все это происходит до того, как машина поступит в продажу и начнет использоваться.
  • Следит за техническим состоянием ТС во время его эксплуатации. Техцентры, аккредитованные ГИБДД, регулярно осматривают автомобили для оценки возможности безопасного использования. Это происходит в соответствии с Федеральным законом №170-ФЗ от 1.07.2011 г. Инспектор отдела может остановить машину на стационарном посту ДПС, если есть подозрения, что она находится в плохом техническом состоянии. Для его проверки он имеет право устроить осмотр.
  • Следит за соответствием ТС Техническому регламенту. Конструкция машины либо должна оставаться неизменной, либо усовершенствоваться по разрешению из ГИБДД. Оно дается после подачи владельцем соответствующего заявления в инспекцию, осмотра автомобиля специалистом.
  • Контролирует соблюдение автовладельцами требований закона относительно технического состояния ТС. Сотрудник технадзора может проверять документы на внесение изменений в конструкцию машины и сверять их с тем, что есть на самом деле, путем осмотра. Процедуру проводят на стационарном посту ДПС, используя сертифицированные технические средства.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно!

Регламент работы

Главная процедура, позволяющая технадзору осуществлять свои функции и решать возложенные законом задачи, — осмотр ТС. Каждый автомобиль, автобус, грузовик должен проходить его регулярно. Не подвергаются процедуре только ТС, выпущенные менее 3 лет назад. Остальные проходят ее с определенной периодичностью:

  • легковые такси, автобусы и грузовики, перестроенные для перевозки 8 и более пассажиров, транспорт для перемещения опасных грузов изучаются каждые 6 месяцев;
  • «легковушки», грузовики массой до 3,5 т, мототранспортные средства проходят осмотр ежегодно, если выпущены с конвейера от 7 лет назад и более;
  • машины со спецсигналами, предназначенные для автошкол, грузовики массой от 3,5 т, подвергаются ему также 1 раз в год;
  • легковые и грузовые ТС, мототранспортные, чей возраст от 3 до 7 лет, осматриваются специалистами каждые 2 года.

Регулярное обследование проводят на аккредитованных инспекцией СТО. Технадзор не участвует в процедуре, но это тоже элемент контроля службы за состоянием автомобиля. И его сотрудник имеет право проверить диагностическую карту ТС. Причем не обязательно будет требовать ее у водителя (тот не должен возить документ с собой).

Информацию инспектор сможет получить из автоматизированной системы, в которую вносят сведения о прошедших ТО машинах. И если ее нет, сотрудник технического отдела ГИБДД имеет право провести осмотр ТС на стационарном посту.

Участие технадзора необходимо перед внесением в конструкцию ТС изменений. Владелец должен подать в отдел заявление, заключение экспертизы, сертификаты на устанавливаемые новые детали, диагностическую карту. Только после этого он получит разрешение на усовершенствование своей машины.

О том, как пройти техосмотр, а также что для этого нужно, смотрите в этом видео:

Контроль технадзора на дороге

Причина проведения техосмотра ТС на посту ГИБДД уполномоченным на это сотрудником – обоснованное предположение о несоответствии автомобиля условиям Технического регламента «О безопасности колесных ТС». Это могут быть чересчур темные стекла авто, черный дым из выхлопной трубы и т.д., то есть явные признаки. Если они есть, сотрудник ГИБДД должен:

  • остановить автомобиль;
  • представиться водителю, предъявить свое удостоверение;
  • объяснить причину остановки и потребовать проследовать на стационарный пост ГИБДД.

Автомобилист обязан подчиниться, если признаки неисправности авто явные, а в удостоверении написано, что инспектор работает в технадзоре. На посту сотрудник службы должен измерить светопропускание стекол, если они стали причиной остановки, с помощью прибора. Или осуществить проверку других составляющих автомобиля, тоже используя сертифицированную аппаратуру. Далее составляется протокол.

Если автомобиль задержали из-за иных неполадок, водитель имеет право отказаться от техосмотра при наличии у него действующей диагностической карты и не отправляться по требованию инспектора на стационарный пост. Но сотрудник может привести в качестве основания для остановки ТС нечитаемость госномеров или видимые признаки неисправности ТС. Тогда подчиниться придется.

Приказ-наставление по технадзору ГИБДД

Главный документ, регулирующий деятельность структуры, это «Наставление по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ». В нем перечислены задачи и цели подразделения ГИБДД, а также способы контроля состояния транспорта до того, как он начал использоваться, и во время эксплуатации.

В документе есть несколько особенно важных моментов для автомобилиста. Пункт 14.3.3 гласит:

Это значит, что машину отберут и отправят на спецстоянку.

А в пункте 14.3.9 сказано:

Но в законе есть также пункт 16.5:

В осмотре авто сотрудником технадзора для законопослушного водителя нет ничего угрожающего. Нужно лишь следить за состоянием машины, вовремя осуществлять профилактику и ремонт, устанавливать дополнительное оборудование, имея разрешительные документы. А обычному инспектору должно быть достаточно наличия у автомобилиста ВУ, свидетельства о регистрации и ОСАГО. Не стоит поощрять его желание провести техосмотр машины.

О том, как работает технадзор ГИБДД, смотрите в этом видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас (это быстро и бесплатно):

Потребовать и рассмотреть удостоверение инспектора имеет право каждый водитель. Однако стоит знать, что должно быть там написано, какие подписи и печати должны стоять. И совершенно неважно, будет ли это инспектор ГИБДД, ДПС или ГАИ.

Если установлен незаконно багажник, и ГИБДД инспектора стоят на дороге, то можно ожидать штраф. Имеет ли право сотрудник проверять багажник? Да, но с ограничениями. Существуют правила, как его регистрировать.

Обращаться в придется при угоне авто в ГИБДД. Для этого стоит знать, как проходит розыск, поиск по длительности. При покупке не помешает разобраться, как проверить на угон и арест машину. Также можно снять авто с учета. Для преступника есть определенный срок за преступление.

Найти протокол ГИБДД по номеру постановления можно на официальном сайте. Для начала стоит разобраться, чем оно отличается от постановления. Может ли быть постановление без протокола о штрафе? Что выписывает инспектор ГИБДД?

Штраф за нарушение требований промышленной безопасности… Что с этим делать?

Анзор Ганижевкандидат юридических наук, директор юридического департамента ООО «Страховая компания «ОРАНТА»» (до 2015 года – начальник юридического отдела ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские»)

Юлия Копеевастарший эксперт ЮСС «Система Юрист»

За нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов установлена ответственность. Она предусмотрена в статье 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Данная статья включает в себя четыре состава:

· нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ч. 1), рассмотрен в этой рекомендации;

· нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах (ч. 2), см. отдельную рекомендацию;

· грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ч. 3), см. отдельную рекомендацию;

· дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4) – в настоящее время есть лишь несколько примеров из судебной практики, что говорит о неактуальности данного состава.

При определенных обстоятельствах суд может признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, вынесенное административным органом или судом первой инстанции. Например, когда:

· административный орган не смог доказать нарушение закона;

· суд установил отсутствие события правонарушения;

· административный орган неправильно квалифицировал правонарушение;

· лицо привлечено к ответственности за одно и то же правонарушение;

· лицо, привлеченное к ответственности, не является надлежащим субъектом.

При этом, даже если само правонарушение действительно было, в ряде случаев постановление о привлечении к административной ответственности можно оспорить по процессуальным основаниям.

Кроме того, суд может признать административное правонарушение малозначительным.

Какие меры ответственности и за какие действия грозят по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ?

За нарушение требования промышленной безопасности или условия лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов предусмотрен штраф:

· гражданину – от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;

· должностному лицу – от 20 тыс. до 30 тыс. руб.;

· юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю – от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

Вместо штрафа суд может назначить:

· должностному лицу – дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;

· юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Такая ответственность установлена в части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. В указанном составе не упоминаются индивидуальные предприниматели, однако они несут ответственность в том же размере, что и юридические лица (прим. № 3 ст. 9.1 КоАП РФ).

Понятие и классификация опасных производственных объектов указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ).

Смотрите так же:  Получение свидетельства о праве на наследование

Внимание! Согласно позиции Конституционного cуда РФ суд вправе снизить размер штрафа за правонарушение по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ до суммы менее чем 200 тыс. руб., несмотря на то, что выход за такой предел в КоАП РФ не предусмотрен

Конституционный cуд указал, что отсутствие в КоАП РФ возможности снижения суммы штрафа, низшей предел которого установлен в сумме более 100 тыс. руб., не обеспечивает назначение справедливого и соразмерного административного наказания, поскольку не позволяет надлежащим образом учесть следующее:

· характер и последствия совершенного правонарушения;

· степень вины привлекаемого к ответственности лица, его имущественное и финансовое положение;

· иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства.

Поэтому Конституционный cуд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в той мере, в которой она не устанавливает возможность назначения штрафа в размере менее чем 200 тыс. руб. На практике это означает, что суд должен руководствоваться данной позицией Конституционного cуда РФ и вправе изменить постановление о привлечении к ответственности, снизив размер штрафа до, например, 10 тыс. руб., хотя такая возможность и не предусмотрена КоАП РФ (см., например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2014 г. по делу № А31-4631/2014).

Такая позиция Конституционного cуда РФ изложена в постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».

Какие должностные лица несут ответственность по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ?

1. Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций.

2. В организациях, которые не являются органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, будет нести ответственность:

1) лицо, которое осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа организации (например, генеральный директор). В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), то ответственность будет нести лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности (например, управляющий базой горюче-смазочных материалов, см. постановление Саратовского областного суда от 2 апреля 2014 г. по делу № 4А-188/2014). Если такое лицо в управляющей организации отсутствует, то ответственность будет нести лицо, которое осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации;

2) лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации (например, руководитель структурного подразделения организации).

Такие правила указаны в примечании № 2 к статье 9.1 КоАП РФ.

3. Эксперт в области промышленной безопасности, совершивший правонарушение по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ при проведении экспертизы промышленной безопасности.

Такое правило указано в примечании № 4 к статье 9.1 КоАП РФ.

Субъектами ответственности являются лица, эксплуатирующие опасные производственные объекты (см., например, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2014 г. № 18АП-5654/2014 по делу № А07-90/2014, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2012 г. по делу № А45-21148/12).

Образует ли состав правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ отсутствие записи об опасном производственном объекте в государственном реестре?

Да, образует, но ответственность несет исключительно руководитель организации.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Порядок такой регистрации установлен в Правилах регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утверждены постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. № 1371).

В реестре накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях, которые их эксплуатируют.

Ответственность по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ за предоставление сведений, их полноту и достоверность несет только руководитель организации (п. 5 ст. 2 Закона № 116-ФЗ). Сама организация такой ответственности не несет (см., например, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 7 апреля 2014 г. по делу № А17-6926/2013; от 18 декабря 2013 г. № 08АП-10699/2013 по делу № А70-6521/2013, постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 21 апреля 2014 г. оставлено без изменения).

Какие правила необходимо соблюдать, чтобы избежать ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ?

1. Требования промышленной безопасности.

Их можно разделить на следующие группы:

1) общие требования промышленной безопасности:

Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (утверждены приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. № 538),

Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности (утвержден приказом Ростехнадзора от 15 октября 2012 г. № 584),

Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств (утверждены приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 г. № 96),

Правила безопасности производств хлора и хлорсодержащих сред (утверждены приказом Ростехнадзора от 20 ноября 2013 г. № 554),

Правила безопасности химически опасных производственных объектов (утверждены приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. № 559),

Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья (утверждены приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. № 560);

2) требования в области промышленной безопасности угольной отрасли:

Инструкция по проверке максимальной токовой защиты шахтных аппаратов (утверждена приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2012 г. № 626),

Инструкция по устройству, осмотру и измерению сопротивления шахтных заземлений (утверждена приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2012 г. № 625),

Инструкция по электроснабжению, выбору и проверке электрических аппаратов, кабелей и устройств релейной защиты в участковых сетях угольных шахт напряжением до 1200 В (утверждена приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2012 г. № 627),

Инструкция по электроснабжению и применению электрооборудования в проветриваемых ВМП тупиковых выработках шахт, опасных по газу (утверждена приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2012 № 628),

Инструкция по применению электрооборудования в рудничном нормальном исполнении и электрооборудования общего назначения в шахтах, опасных по газу и пыли (утверждена приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2012 г. № 629),

Инструкция по выбору и проверке электрических аппаратов и кабелей напряжением 6 (10) кВ (утверждена приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2012 г. № 630),

Инструкция по осмотру и ревизии рудничного взрывобезопасного электрооборудования (утверждена приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2012 г. № 631),

Инструкция по локализации и предупреждению взрывов пылегазовоздушных смесей в угольных шахтах (утверждена приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2012 г. № 634),

Инструкция по прогнозу, обнаружению, локации и контролю очагов самонагревания угля и эндогенных пожаров в угольных шахтах (утверждена приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2012 г. № 635),

Инструкция по разгазированию горных выработок, расследованию, учету и предупреждению загазирований (утверждена приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2012 г. № 636),

Инструкция по составлению вентиляционных планов угольных шахт (утверждена приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2012 г. № 637),

Инструкция по проведению плановой практической проверки аварийных вентиляционных режимов, предусмотренных планом ликвидации аварий (утверждена приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2012 г. № 638),

Инструкция по контролю состава рудничного воздуха, определению газообильности и установлению категорий шахт по метану и/или диоксиду углерода (утверждена приказом Ростехнадзора от 6 декабря 2012 г. № 704),

Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий (утверждена приказом Ростехнадзора от 14 февраля 2013 г. № 59),

Инструкция по определению инкубационного периода самовозгорания угля (утверждена приказом Ростехнадзора от 2 апреля 2013 г. № 132),

Правила безопасности в угольных шахтах (утверждены приказом Ростехнадзора от 19 ноября 2013 г. № 550),

Инструкция по расчету и применению анкерной крепи на угольных шахтах (утверждена приказом Ростехнадзора от 17 декабря 2013 г. № 610);

3) требования в области промышленной безопасности оборудования, работающего под давлением, грузоподъемных механизмов и подъемных сооружений:

Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (утверждены приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533),

Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог (утверждены приказом Ростехнадзора от 22 ноября 2013 г. № 563),

Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах (утверждены приказом Ростехнадзора от 13 января 2014 г. № 9),

Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров (утверждены приказом Ростехнадзора от 6 февраля 2014 г. № 42),

Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением (утверждены приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. № 116);

4) требования в области промышленной безопасности нефтегазового комплекса:

Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности (утвержден приказом Ростехнадзора от 15 октября 2012 г. № 584),

Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств (утверждены приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 г. № 96),

Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности (утверждены приказом Ростехнадзора от 12 марта 2013 г. № 101),

Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов (утверждены приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013 г. № 520),

Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утверждены приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 г. № 542),

Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы (утверждены приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. № 558),

Правила безопасности подземных хранилищ газа (утверждены приказом Ростехнадзора от 22 ноября 2013 г. № 561);

5) иные требования промышленной безопасности:

Положение о применении нарядов-допусков при выполнении работ повышенной опасности на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности (утверждено приказом Ростехнадзора от 18 января 2012 г. № 44),

Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта (утверждены приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. № 306),

Положение по безопасному ведению горных работ на месторождениях, склонных и опасных по горным ударам (утверждено приказом Ростехнадзора от 2 декабря 2013 г. № 576),

Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых (утверждены приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2013 г. № 599),

Правила безопасности при взрывных работах (утверждены приказом Ростехнадзора от 16 декабря 2013 г. № 605),

Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов (утверждены приказом Ростехнадзора от 30 декабря 2013 г. № 656),

Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах (утверждены приказом Ростехнадзора от 14 марта 2014 г. № 102).

2. Условия лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Они установлены в следующих нормах:

пункт 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июля 2012 г. № 682);

пункт 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утверждено постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 492);

пункт 5 Положения о лицензировании производства взрывчатых материалов промышленного назначения, пункт 5 Положения о лицензировании хранения взрывчатых материалов промышленного назначения, пункт 5 Положения о лицензировании применения взрывчатых материалов промышленного назначения, пункт 5 Положения о лицензировании деятельности по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения (утверждены постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2008 г. № 279).

Кто рассматривает дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ?

Дела по данному составу рассматривают:

1. Судья районного суда, если административный орган передал дело для рассмотрения ему (ч. 2, абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Передача возможна в том случае, если административный орган посчитает, что субъект ответственности заслуживает дисквалификации или административного приостановления деятельности, которые могут быть назначены только судьей (ч. 1 ст. 3.11, абз. 3 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Он может так посчитать исходя из характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других обстоятельств, указанных в законе (подп. «в» п. 3 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

2. Федеральный орган исполнительной власти в лице Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (ч. 1 ст. 23.31 КоАП РФ), осуществляющий:

· федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений;

· государственный горный надзор.

Постановление о привлечении организации или предпринимателя к ответственности можно обжаловать в арбитражном суде в соответствии с правилами параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ). См. подробнее о том, Как обжаловать в арбитражном суде постановление административного органа о привлечении к ответственности.

Постановление о привлечении должностного лица к ответственности можно обжаловать в суде общей юрисдикции в порядке, установленном в главе 30 КоАП РФ. См. подробнее о том, Как обжаловать в суде общей юрисдикции постановление административного органа о привлечении к ответственности.

Административный орган не смог доказать нарушение закона

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых суд устанавливает обстоятельства дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ). Если у административного органа таких доказательств нет, то суд отменит постановление.

Смотрите так же:  Как оформить эскизный проект

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности за непроведение производственного контроля за промышленной безопасностью опасного производственного объекта (угольного разреза), поскольку административный орган не доказал факта правонарушения

Прокуратура совместно с Управлением Ростехнадзора (далее – Управление) провели проверку ООО «Г.» (далее – Общество). По ее итогам проверявшие установили, что Общество допустило следующие нарушения обязательных требований промышленной безопасности:

· не организовало и не провело производственный контроль за промышленной безопасностью опасного производственного объекта (угольного разреза);

· не имело положения о таком контроле.

В связи с этим Управление вынесло постановление о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ (далее – Постановление). Штраф составил 200 тыс. руб.

Общество не согласилось с Постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд удовлетворил заявление Общества, поскольку посчитал, что Управление не доказало факта правонарушения. Он исходил из того, что у Общества имелась необходимая документация и сведения о проводимых плановых мероприятиях в сфере безопасности. Это обстоятельство подтверждалось представленными Обществом документами:

· журналом регистрации вводного инструктажа;

· журналом регистрации инструктажа на рабочем месте;

· положением о порядке учета, анализа и установления причин инцидентов на опасном производственном объекте, в соответствии с которым велся журнал учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах;

· протоколами проверки знаний всех работников по вопросам охраны труда;

· положением о производственном контроле за соблюдением требований правил промышленной безопасности.

Суд указал, что Общество разработало положение о производственном контроле, которое утвердил руководитель Общества. Управление не представило суду доказательств того, что такое положение согласовало неуполномоченное лицо Управления. Общество не имеет права проверять такие полномочия, поэтому ему нельзя было вменить в вину отсутствие полномочий у должностного лица Управления, согласовавшего данное положение.

Общество представило и иные доказательства наличия у него положения о производственном контроле, его применения и соответствия установленным требованиям (протоколы и акт-предписание) (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 июля 2013 г. по делу № А19-21114/2012).

Суд установил отсутствие события правонарушения

Если суд установит, что событие правонарушения объективно отсутствовало, то вне зависимости от доказательств, представленных административным органом, он не привлечет лицо к ответственности. Например, в том случае, если на момент вынесения постановления здание исключили из категории опасных производственных объектов, соответственно, совершенное лицом деяние на территории такого объекта не образует правонарушение по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности за нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемного оборудования в жилом здании, поскольку установил отсутствие события правонарушения

Центральное управление Ростехнадзора (далее – Управление) вынесло постановление о привлечении ООО «У.» (далее – Общество) к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ (далее – Постановление). Штраф составил 250 тыс. руб. По мнению Управления, Общество нарушило требования промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемного оборудования в жилом здании.

Общество не согласилось с Постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд удовлетворил заявление Общества, поскольку установил отсутствие события правонарушения. Он исходил из того, что начиная с 9 марта 2012 года жилые здания, имеющие площадки лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов не относятся к опасным производственным объектам, поэтому действия Общества не образуют состава части 1 статьи 9.1 КоАП РФ (постановление ФАС Московского округа от 15 мая 2013 г. по делу № А41-28284/12).

Административный орган неправильно квалифицировал правонарушение

Если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления суд установит, что оно содержит неправильную квалификацию правонарушения, то в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ он принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.

Такие разъяснения даны в пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – постановление № 10).

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности за отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывоопасных объектов, поскольку административный орган неправильно квалифицировал правонарушение

Комиссия в составе представителей прокуратуры и Управления Ростехнадзора (далее – Управление) провела проверку объекта по расчистке левобережного побочня реки на предмет соблюдения требований закона, а также утвержденных стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами. По ее итогам комиссия установила, что у ООО «Р.» (далее – Общество) отсутствовала лицензия на вид деятельности «эксплуатация взрывоопасных объектов». В связи с этим Управление вынесло постановление о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ (далее – Постановление). Штраф составил 200 тыс. руб. Общество не согласилось с Постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд удовлетворил заявление Общества, поскольку Управление неправильно квалифицировало правонарушение. Он указал, что отсутствие лицензии не является нарушением требований промышленной безопасности и, соответственно, не может быть квалифицировано по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23 марта 2012 г. по делу № А01-1021/2011).

Внимание! Подход к разрешению дела о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности в той ситуации, когда суд установил неправильную квалификацию правонарушения, у судов общей юрисдикции и арбитражных судов различен

1. Согласно позиции арбитражных судов, при неправильной квалификации правонарушения суд принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.

Такое правило установлено в пункте 9 постановления № 10.

2. Согласно позиции судов общей юрисдикции, при неправильной квалификации судья вправе переквалифицировать правонарушение на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, имеющую единый родовой объект посягательства. Иначе говоря, обе статьи (или их части) должны входить в одну главу КоАП РФ.

Причем суд может самостоятельно переквалифицировать правонарушение и в случае, если рассмотрение дела по правильной квалификации отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов. Однако необходимо одно условие – назначаемое наказание не должно ухудшить положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Этот же подход применяется и в отношении тех дел, в которых к ответственности привлекает суд по заявлению административного органа или прокурора.

Такие правила установлены в абзацах 2 и 3 пункта 20 постановления Пленума Верховного cуда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Особенно важен этот вопрос в свете прошедшей судебной реформы, упразднившей ВАС РФ. Весьма вероятно, что арбитражные суды постепенно перейдут к применению в своей практике указанной позиции судов общей юрисдикции. В настоящее время такое применение (при оспаривании постановлений и заявлений о привлечении к ответственности) спорно, поскольку постановление № 10 не отменено.

Лицо привлечено к ответственности за одно и то же правонарушение

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ), поэтому суд отменит постановление о привлечении к одной и той же ответственности (к которой лицо уже было привлечено другим постановлением).

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности за нарушения требований к эксплуатации кранов и котлов, поскольку установил, что общество уже было привлечено к ответственности за данное правонарушение

Управление Ростехнадзора (далее – Управление) провело проверку в отношении структурного подразделения ОАО «К.» (далее – Общество). По ее итогам Управление установило факты нарушения Обществом требований к эксплуатации кранов и котлов. В связи с этим Управление вынесло два постановления о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Первое, от 2 сентября 2013 года – за нарушение требований к эксплуатации кранов, а второе, от 4 сентября 2013 года – за нарушение требований к эксплуатации котлов.

Общество не согласилось с постановлением от 4 сентября 2013 года (далее – Постановление) и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд указал, что, поскольку нарушения при эксплуатации кранов и котлов выразились в несоблюдении требований на территории одного промышленного объекта, нарушение, которое совершило Общество, образует единое правонарушение. Он указал: «В данной ситуации КоАП РФ предусматривает за совершение единого правонарушения вынесение одного протокола и одного постановления о привлечении к административной ответственности». Общество уже было привлечено к административной ответственности за это правонарушение постановлением от 2 сентября 2013 года, поэтому суд удовлетворил заявление Общества, признав незаконным и отменив Постановление (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 мая 2014 г. по делу № А27-13717/2013).

Лицо, привлеченное к ответственности, не является надлежащим субъектом

Субъект правонарушения – это один из элементов состава правонарушения наряду с его объектом, объективной и субъективной стороной. Если наличие какого-либо из элементов не установлено, то нет и правонарушения. Поэтому если лицо не являлось субъектом правонарушения, то его нельзя привлечь к ответственности.

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности за нарушения закона в области промышленной безопасности, поскольку общество не являлось субъектом правонарушения

Управление Ростехнадзора (далее – Управление) провело проверку в отношении ООО «Э.» (далее – Общество). Управление установило, что Общество выполняло выгрузку взрывчатых веществ с теплохода с помощью стрелового крана. При этом у Общества отсутствовали:

лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам или договор с организацией, имеющей такую лицензию;

должностная инструкция для инженерно-технического работника как лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;

технологическая карта по перегрузке взрывчатых веществ.

Кроме того, Общество не оборудовало кран двумя тормозами.

В связи с этим Управление вынесло постановление о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ (далее – Постановление). Штраф составил 200 тыс. руб. Общество не согласилось с Постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд удовлетворил заявление Общества, поскольку установил, что оно не являлось субъектом правонарушения. Погрузо-разгрузочные работы с теплохода выполняли работник ФГУ «О.», который управлял стреловым краном, и докеры, которые принадлежали ОАО «М.». Общество занималось лишь посредническими услугами по организации доставки в Магаданскую область промышленных взрывчатых веществ и средств взрывания для нужд предприятий. Оно не имело на своем балансе и не эксплуатировало опасные производственные объекты (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2012 г. № 06АП-886/2012 по делу № А37-2327/2011).

Суд признал административное правонарушение малозначительным

Основанием для освобождения от ответственности может служить ссылка на малозначительность правонарушения. Такую возможность предоставляет статья 2.9 КоАП РФ. Иначе говоря, даже при наличии состава правонарушения у организации или предпринимателя есть возможность освободиться от ответственности в силу малозначительности правонарушения.

Признаком малозначительности является отсутствие «существенной угрозы охраняемым общественным отношениям» (п. 18 постановления № 10).

Пример из практики: суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к ответственности за нарушения требований промышленной безопасности, поскольку посчитал совершенное им правонарушение малозначительным

Управление Ростехнадзора (далее – Управление) провело проверку в отношении ОАО «А.» (далее – Общество). По ее итогам Управление выявило, что Общество допустило следующие нарушения:

· не обеспечило проведение экспертизы промышленной безопасности зданий газорегуляторных пунктов (далее – ГРП);

· не обеспечило выполнение компенсирующих мероприятий по проведенной экспертизе промышленной безопасности технических устройств ГРП;

· не вывело из эксплуатации подземный газопровод низкого давления;

· не провело текущий ремонт наружных газопроводов, эксплуатируемых филиалом;

· не провело покраску надземных газопроводов;

· не провело капитальный ремонт газорегуляторного пункта шкафного;

· не устранило дефекты изоляционного покрытия (18 пробоев изоляции) на участках газопровода высокого давления;

· не представило подтверждение о выполнении в полном объеме внеочередного приборного обследования газопровода высокого давления (из 132 км обследовано 50 км).

В связи с этим Управление вынесло постановление о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ (далее – Постановление). Штраф составил 200 тыс. руб. Общество не согласилось с Постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд удовлетворил заявление Общества, поскольку посчитал правонарушение малозначительным. Он исходил из того, что практически все нарушения касались документального обеспечения эксплуатации объекта. Правонарушение совершено впервые. Общество не допустило иных нарушений законодательства в сфере промышленной безопасности. Правонарушение не создало существенной угрозы общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства (постановление ФАС Поволжского округа от 18 июля 2012 г. по делу № А06-7508/2011).

При этом такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не свидетельствуют о малозначительности правонарушения. Такие обстоятельства только учитываются при назначении наказания (п. 18 постановления № 10). Также суд учитывает смягчающие обстоятельства, такие как раскаяние, совершение правонарушения впервые.

Материал Юридической справочной системы «Система Юрист»

108shagov.ru. Все права защищены. 2019