Пушкин мое завещание друзьям анализ

«Мое завещание друзьям» А. Пушкин

«Мое завещание друзьям» Александр Пушкин

Хочу я завтра умереть
И в мир волшебный наслажденья,
На тихий берег вод забвенья,
Веселой тенью отлететь…
Прости навек, очарованье,
Отрада жизни и любви!
Приближьтесь, о друзья мои,

Благоговенье и вниманье!
Устройте завтра шумный ход,
Нести радостные чаши
На темный берег сонных вод,
Где мы вели беседы наши.
Зовите на последний пир
Семелы радостного сына,
Эрота, друга наших лир,
Богов и смертных властелина.
Пускай веселье прибежит,
Махая резвою гремушкой,
И нас от сердца рассмешит
За полной пенистою кружкой.
Пускай игривою толпой
Слетят родные наши музы;
Им первый кубок круговой.
Друзья! священны нам их узы;
До ранней утренней звезды,
До тихого лучей рассвета
Не выйдут из руки поэта
Фиалы братской череды;
В последний раз мою цевницу,
Мечтаний сладостных певицу,
Прижму к восторженной груди.
И брякнут перстни золотые
В завет любви в последний раз.
Где вы, подруги молодые?
Летите — дорог смерти час.
В последний раз, томимый нежно,
Забуду вечность и друзей,
В последний раз на груди снежной
Упьюсь отрадой юных дней!

Когда ж восток озолотится
Во тьме денницей молодой,
И белый топол озарится,
Покрытый утренней росой,
Подайте грозд Анакреона;
Он был учителем моим;
И я сойду путем одним
На грустный берег Ахерона…
Простите, милые друзья,
Подайте руку, до свиданья!
И дайте, дайте обещанье,
Когда навек укроюсь я,
Мое исполнить завещанье.
Приди, певец мой дорогой,
Воспевший Вакха и Темиру,
Тебе дарю я лень и лиру;
Да будут музы над тобой…
Ты не забудешь дружбы нашей,
О Пущин, ветреный мудрец!
Прими с моей глубокой чашей
Увядший миртовый венец!
Друзья! вам сердце оставляю
И память прошлых красных дней,
Окованных счастливой ленью
На ложе маков и лилей;
Мои стихи дарю забвенью,
Последний вздох, о други, ей!

На тихий праздник погребенья
Я вас обязан пригласить;
Веселость, друг уединенья,
Билеты будет разносить…
Стекитесь резвою толпою,
Главы в венках, рука с рукою,
И пусть на гробе, где певец
Исчезнет в рощах Геликона,
Напишет беглый ваш резец:
«Здесь дремлет юноша-мудрец,
Питомец нег и Аполлона».

Анализ стихотворения Пушкина «Мое завещание друзьям»

Сцены дружеского пиршества, типичные для лицейской лирики, созданы под влиянием поэтики Батюшкова. Анакреонтические традиции определяют трактовку образа лирического героя у обоих авторов. Субъект речи молод, воодушевлен и полон сил, окружен верными друзьями. Слух пирующих услаждают песни муз и мелодичные звуки свирели. Безоблачная атмосфера «часов крылатых» осложняется мотивом быстротечности счастья. В батюшковском «Совете друзьям» герой предчувствует свою гибель, однако печальное будущее — не повод для уныния. Он призывает единомышленников следовать «юности забавам», разбавляя шутками приятную беседу о возвышенном.

На пир, изображенный юным поэтом в тексте 1815 г., приглашены не только товарищи и «родные» музы, но Дионис и Эрос. Дружеская беседа и смех, кружки, полные пенистой влаги, свирель, мелодия которой выражает заветные мечтания, — атрибуты сцены традиционны. Они контрастируют с эпатирующим поводом для веселого празднества, о котором сообщается в зачине. Решительный герой желает «завтра умереть» и по этой причине созывает близких людей и божественных персонажей на берег сонной реки.

Важное значение имеют характеристики художественного пространства. Сцена происходит у темных вод, изображение которых перекликается с образом «грустного берега» адской подземной реки, мифологического Ахерона.

Герой-поэт, позиционирующий себя учеником Анакреонта, высказывает намерение совершить еще один символический обряд. Он собирается передать атрибуты поэтического вдохновения, увядший венок из мирта и лиру, присовокупив к последней склонность к ленивому, расслабленному времяпрепровождению. Автор называет фамилии конкретных людей, которым адресованы прощальные дары: Дельвиг и Пущин. Первый из них обозначен при помощи перифразы, второй назван прямо. Заканчивая земное существование, певец намерен расстаться с чувственным миром и воспоминаниями о счастливых «красных днях». Он готов предать забвению и собственные стихи.

Традиционные детали прощального обряда призваны настроить читателя на скорбный лад. Однако пушкинская трактовка образа смерти не столь однозначна: она представляет окончание земного бытия как переход в иное состояние, когда «веселая тень» ушедшего перемещается в «мир наслажденья». Смягчают элегическое настроение и оптимистические ноты финала. Умерший певец попадает не в мрачные стены подземного царства, а бесследно скрывается в рощах, которые по представлениям античных авторов служили традиционным пристанищем для муз и поэтов.

Александр Пушкин «Моё завещание. Друзьям»

Моё завещание. Друзьям

Стихотворение, 1841 год (год написания: 1815)

Язык написания: русский

Авторы по алфавиту:

18 января 2019 г.

15 января 2019 г.

7 января 2019 г.

30 декабря 2018 г.

31-го декабря стартует голосование в ежегодной премии Книга года по версии сайта Фантлаб. Ознакомиться с правилами голосования и поучаствовать в обсуждении можно в теме конкурса.

29 декабря 2018 г.

Любое использование материалов сайта допускается только с указанием активной ссылки на источник.
Copyright © 2005-2019 «Лаборатория Фантастики».

Тема жизни и смерти в лирике А. С. Пушкина

В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.

Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем,
Под стол ученых дураков!
Без них мы жить умеем,

писал юный поэт в стихотворении “Пирующие студенты”, 1814 год. Те же мотивы звучат в произведении 1817 года “Кривцову”:

Не пугай нас, милый друг,
Гроба близким новосельем:
Право, нам таким бездельем
Заниматься недосуг.

Юность полна жизни — жизнь полна радости. Девиз всех лицеистов: “Пока живется нам, живи. ” В восторженном ликовании, радостном забвении, кажется, проходят дни Пушкина. И среди этих наслаждений юности поэт пишет “Мое завещание друзьям”, 1815 год. Откуда мысли о смерти возникают у совсем еще неопытного, не познавшего жизнь поэта? И хотя стихотворение полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:

И пусть на гробе, где певец
Исчезнет в рощах Геликона,
Напишет беглый ваш резец:
“Здесь дремлет юноша — мудрец,
Питомец нег и Аполлона”.

Здесь, правда еще очень неопределенно, положено начало тому творческому пути, который приведет поэта к написанию “Памятника”, и здесь же, может быть впервые, Пушкин задумывается о бессмертии.
Но вот лицей позади, и поэт вступает в новую жизнь, его встречают уже более серьезные, реальные проблемы, жестокий мир, требующий огромной силы воли, чтобы не потеряться среди “мчащихся” и “вьющихся туч” и “бесов”, чтобы их “жалобный плач” не “надрывал сердце”, чтобы “злобный гений” и его “язвительные речи” не смогли поработить, не смогли управлять поэтом.
В 1823 году, во время южной ссылки, поэт переживает глубокий кризис, связанный с крахом поэтических надежд на то, что “над отечеством свободы просвещенной” взойдет “прекрасная заря”. В результате этого Пушкин пишет стихотворение “Телега жизни”:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.

Бремя жизни тяжело для поэта, но вместе с тем он признает полную власть времени. Лирический герой пушкинской поэзии не восстает против “седого ямщика”, так будет и в стихотворении “Пора, мой друг, пора”, 1834 год.

Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить.
И глядь — как раз умрем.

Уже в 1828 году Пушкин пишет: “Дар напрасный, дар случайный. ”. Теперь жизнь — это не только “тяжелое бремя”, а напрасный дар “враждебной власти”. Для поэта сейчас жизнь — бесполезная вещь, его “сердце пусто”, “празден ум”. Замечательно, что жизнь дарована ему “враждебным” духом, взволновавшим ум сомненьем, душу наполнив страстью. Это итог, некий этап жизни, который поэт прошел в своем творчестве, ведь стихотворение было написано 26 мая — в день рождения поэта, в день, когда на ум должны приходить самые светлые мысли.
В этом же году Пушкин создал “Брожу ли я вдоль улиц шумных”. Неотвратимость смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, размышляя о бессмертии, находит его в будущем поколении:

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе — цвести.

Также бессмертие Пушкин видит в слиянии с природой, в том, чтобы после смерти превратиться в неотъемлемую часть “милого предела”. И здесь опять присутствует мысль о неотвратимой власти времени над человеком, оно вольно распоряжаться судьбой его по своему усмотрению:

Смотрите так же:  Алиэкспресс спор обострён ожидание ответа сторон

И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах.

Бессмертие. Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве. Да, поэт не увидит “могучий, поздний возраст” “младого, незнакомого племени”, но он воскреснет из небытия, когда, “с приятельской беседы возвращаясь” “веселых и приятных мыслей полн”, потомок поэта о нем “вспомнит”, — так Пушкин писал в стихотворении “Вновь я посетил”, 1835 год.
Но свое бессмертие поэт видит не только в продолжении рода, но и в самом творчестве, в поэзии. В “Памятнике” поэт предрекает себе бессмертие в веках:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит, И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Поэт размышляет о смерти и жизни, о роли человека в мире, о его судьбе в мировом устройстве жизни, о бессмертии. Человек в пушкинской поэзии подвластен времени, но не жалок. Человек велик как человек — не зря Белинский говорил о поэзии, “наполненной гуманизмом”, возвышающей человека.

МОЕ ЗАВЕЩАНИЕ.
ДРУЗЬЯМ

Хочу я завтра умереть
И в мир волшебный наслажденья,
На тихий берег вод забвенья,
Веселой тенью отлететь.
Прости навек, очарованье,
Отрада жизни и любви!
Приближьтесь, о друзья мои,
Благоговенье и вниманье!
Устройте завтра шумный ход,
Нести радостные чаши
На темный берег сонных вод,
Где мы вели беседы наши.
Зовите на последний пир
Семелы радостного сына,
Эрота, друга наших лир,
Богов и смертных властелина.
Пускай веселье прибежит,
Махая резвою гремушкой,
И нас от сердца рассмешит
За полной пенистою кружкой.
Пускай игривою толпой
Слетят родные наши музы;
Им первый кубок круговой.
Друзья! священны нам их узы;
До ранней утренней звезды,
До тихого лучей рассвета

Не выйдут из руки поэта
Фиалы братской череды;
В последний раз мою цевницу,
Мечтаний сладостных певицу,
Прижму к восторженной груди.
И брякнут перстни золотые
В завет любви в последний раз.
Где вы, подруги молодые?
Летите — дорог смерти час.
В последний раз, томимый нежно,
Забуду вечность и друзей,
В последний раз на груди снежной
Упьюсь отрадой юных дней!

Когда ж восток озолотится
Во тьме денницей молодой,
И белый топол озарится,
Покрытый утренней росой,
Подайте грозд Анакреона;
Он был учителем моим;
И я сойду путем одним
На грустный берег Ахерона.
Простите, милые друзья,
Подайте руку, до свиданья!
И дайте, дайте обещанье,
Когда навек укроюсь я,
Мое исполнить завещанье.
Приди, певец мой дорогой,
Воспевший Вакха и Темиру,
Тебе дарю я лень и лиру;
Да будут музы над тобой.
Ты не забудешь дружбы нашей,
О Пущин, ветреный мудрец!
Прими с моей глубокой чашей
Увядший миртовый венец!
Друзья! вам сердце оставляю
И память прошлых красных дней,
Окованных счастливой ленью
На ложе маков и лилей;
Мои стихи дарю забвенью,
Последний вздох, о други, ей!

На тихий праздник погребенья
Я вас обязан пригласить;
Веселость, друг уединенья,
Билеты будет разносить.
Стекитесь резвою толпою,
Главы в венках, рука с рукою,
И пусть на гробе, где певец
Исчезнет в рощах Геликона,
Напишет беглый ваш резец:
«Здесь дремлет юноша-мудрец,
Питомец нег и Аполлона».

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Вновь я посетил…»

Разделы: Литература

– развивать учебно-информационные умения на основе учебных текстов;
– развивать аналитические умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;
– обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;
– воспитывать внимательное обращение с текстом лирического произведения в процессе его исследования, любовь к родному языку.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, тексты стихотворения “Вновь я посетил…”, мультимедийная презентация.

Форма урока: исследование.

Методы и приемы: смысловой анализ текста лирического произведения, работа над извлечением информации, выразительное чтение, метод задач, основанных на обмене информацией.

1. Организационный момент.

Для постановки цели урока для себя надо спросить себя:

– Что сегодня мы узнаем на уроке?

– Чему мы все вместе научимся?

– Что каждый из нас сегодня сумеет сделать?

Исходя из темы данного урока, хода предыдущих уроков, когда мы изучали творчество А.С. Пушкина, сформулируйте цели нашего урока сами.

– изучить историко-биографический материал, связанный с написанием стихотворения “Вновь я посетил…”

– раскрыть идейный смысл стихотворения через анализ

Объект исследования: творчество А.С. Пушкина (1 слайд)

Предмет исследования: стихотворение “Вновь я посетил…”

Гипотеза: Если мы обратим внимание на лаконизм описаний, прозрачность, простоту словесных красок, которые А.С. Пушкин вводит в свое стихотворение, определим идейный смысл, сравним логическую последовательность событий с тем, как их изложил автор, то убедимся, что в стихотворении заложен философский смысл

2. Актуализация субъективного опыта учащихся.

– С чего нужно начать создание исследовательского текста о стихотворении?

(Исследование можно начинать с любого пункта плана: подсказку надо искать в самом стихотворении)

– Прокомментируйте этапы исследования (2 Слайд)

1. Историко-биографический материал

(Требует знания даты написания стихотворения, фактов биографии автора, которые связаны с лирическим сюжетом или имеют отношение к истории создания лирического произведения)

2. Место стихотворения в творчестве поэта

(При определении места стихотворения в поэтике автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути художника)

Темы составляют основу любого произведения. Существует тематическая классификация лирики /любовная лирика, лирика дружбы, гражданская и патриотическая лирика, философская лирика, тема поэта и поэзии, тема природы.

4. Лирический сюжет

Лирический сюжет связан с каким-то событием. Воспоминание или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы становятся импульсом к лирическому переживанию

Деление стихотворения на смысловые части позволяет проследить развитие темы, увидеть смену настроения, вычленить поэтическую мысль, отметить композиционную стройность стихотворения. Принцип композиционного членения подскажут строфы

6. Лирический герой

При анализе стихотворения необходимо учитывать проблему соотнесенности лирического героя и автора. Эти отношения могут быть различными. Лирический герой может выступать “двойником” автора.

7. Жанр стихотворения. Сонет, послание, исповедь, песня, элегия, романс, дума

8. Строфа. Двустишие, трехстишие, четырехстишие т. д.

9. Изобразительные средства

(Тропы: сравнения, эпитеты, метафоры, стилистические фигуры)

10. Поэтический синтаксис (инверсия, повторы, анафора, эпифора, лейтмотив, рефрен, бессоюзие, перенос фраз)

11. Звукопись (звуковые повторы, ассонанс, аллитерация

12. Размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, пиррихий)

13. Ритм и рифма (перекрестная, кольцевая, смежная)

3. Этап изучения нового материала.

Работа по группам (тексты № 1, 2, 3, 4).

Прочитайте внимательно фрагменты критических текстов и выполните следующее задание:

1.выпишите из текста те сведения, которые будут являться ответом на отдельные пункты плана исследования лирического стихотворения

2. Подготовьте устное публичное выступление на 1-2 пункт плана.

Стихотворение “Вновь я посетил…” написано 26 сентября 1835 года в Михайловском. Это итоговое произведение автора. В нем Пушкин подводит итоги своих раздумий о смысле жизни, о своей судьбе и в то же время говорит о будущем, выражает свое утверждение жизни.

Стихотворение написано в очень трудное и тяжелое время. Тягостное и двусмысленное положение поэта при дворе усугубилось пожалованием камер-юнкерского звания, нелепого и смешного в его возрасте. Неоплатные долги, расстройство хозяйственных дел. Уже назрел конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить поэту его духовного превосходства.

Пушкин пытался разорвать этот заколдованный круг. Перед самым отъездом в Михайловское он принимает решение порвать со столичной жизнью, поселиться в деревне, заняться хозяйством

Поездка на полтора месяца в Михайловское в начале сентября 1835 г. и явилась такой попыткой вырваться из замкнутого круга столичной жизни, осмотреться, попытаться наладить новую жизнь. Пребывание это вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумья о будущем. Поэтому в стихотворении “Вновь я посетил…” обращение к прошлому сплетается с темой будущего.

Стихотворение “Вновь я посетил…” написано 26 сентября 1835 года в Михайловском, куда Пушкин приехал спустя 8 лет. Последние годы жизни тяжело давались поэту. 1834 год явился переломным годом в жизни Пушкина. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры, что оскорбило его, так как такие звания обычно давались юношам. Пушкин же был уже не молод. Обстоятельства его жизни складывались трагично: камер-юнкерство бросало тень на Пушкина. Народный поэт, которым Пушкин себя уже осознал, должен быть чистым и непорочным. Поэту хотелось уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов, но он вынужден был служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение.
В 1834 году произошло событие, необычайно взволновавшее Пушкина: полиция распечатала его письмо жене. Пушкин был возмущен действиями полиции и в особенности тем, что Николай I не посовестился прочитать доставленное ему письмо. Теперь понятие “свобода” наполняется для Пушкина новым содержанием: его не волнует свобода политическая. “Без политической свободы жить – очень можно, без семейственной неприкосновенности… невозможно. Каторга не в пример лучше” – таков итог его размышлений. Свобода теперь понимается как личная духовная независимость.
Пушкин противопоставил мрачным обстоятельствам напор творческой энергии. Жизнь пыталась его сломить, а он преобразовывал ее в своих произведениях в мир, проникнутый драматизмом. Пушкин стремился переделать жизнь, одухотворить ее, но она оставалась косной, холодной и жестокой.
Он пытался найти выход, вновь предпринимал отчаянные попытки вырваться из тесного круга. Современники замечают тяжелое состояние его духа.
Летом 1835 поэту удалось получить отпуск на четыре месяца, и он уехал в Михайловское. Здесь и было создано стихотворение “Вновь я посетил…”
Текст№3

Смотрите так же:  Мировой суд город реж

Стихотворение “Вновь посетил я…” делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении. Он обращается к прошлому, ибо настоящее напоминает об ушедших годах, в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быстротекущем времени, смене преемственности поколений. В стихотворении речь идет о пяти поколениях: внуке “владений дедовских” и его внуке.
Рассмотрим первую часть.

“. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах”.

Лирический герой возвращается в то место, где пробыл он в заточении два года. Он говорит о том, что с тех пор прошло десять лет, десять лет прошло после восстания декабристов. В жизни лирического героя много переменилось, переменился и он, покорный общему закону. “Общий закон” – это вечное обновление и торжество жизни. Лирический герой чувствует всю важность и мудрость этого закона. Перемены объясняются возрастом, все же остальное – взгляды, убеждения, отношения к друзьям, к власти – осталось неизменным. В неизменности нравственных и идейных позиций автора убеждают нас последние строки экспозиции:
“И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах”.

Текст№ 4
Стихотворение “…Вновь я посетил…” написано Пушкиным в 1835 году, в селе Михайловском в тяжёлое для него время.
Назрел конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить Пушкину его духовного превосходства. Хозяйство разваливается, растут неоплатные долги. Пушкин пытается разорвать этот круг: принимает решение порвать со столичной
жизнью, поселиться в деревне, заняться хозяйством.
Пребывание Пушкина в Михайловском в 1835 году вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумье о будущем.
В стихотворении дан почти точный, реальный пейзаж Михайловского, показаны излюбленные поэтом места. Михайловское встаёт перед поэтом как свидетельство об “общем законе” развития жизни. Этот философский смысл заложен в стихотворении.

…Вновь я посетил
тот уголок земли, где я провёл
изгнанником два года незаметных.
…Но здесь опять
Минувшая меня объемлет живо,
И, кажется, вечор ещё бродил
Я в этих рощах.

Среди этих мыслей о прошлом Пушкина волнует воспоминания о няне. Облик няни теперь, в годы душевной тревоги, в обстановке обострившегося конфликта со “светом”, становится особенно дорогим, близким: Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора.

В этих полных нежной признательности стихах сожаление о прошедшем, благодарная память о няне. С образом няни у Пушкина связаны не только личные воспоминания, не только горячая признательность её заботам. Он противопоставляет её простую и цельную натуру, её народную мудрость внутренней пустоте окружавшего её общества. Пушкин рисует пейзаж Михайловского, вид, открывшийся с лесистого холма, на котором он особенно любил сидеть, глядя на озеро:

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сидел недвижим…

Пушкин рисует точный, будничный пейзаж – вид озера с рыбаком, тянущим невод, с рассеянными по берегам деревнями, со скривившейся старой мельницей. Это картина, которую он ежедневно наблюдал. Центральное место в стихотворении занимает описание любимых поэтом трёх сосен, вокруг которых раскинулась молодая поросль владений дедовских. Пушкин прибегает к поэтическим средствам выражения: сравнения, метафоры. В основе образа “зелёная семья”. Отсюда и кусты, которые теснятся, “как дети” и старое одинокое дерево – “угрюмый”, “старый холостяк”. Эта метафора разрастается в целые метафорические ряды. Всё стихотворение как бы подготавливает основной образ – образ молодой зеленеющий рощицы, олицетворяющей целое движение жизни, её развития, веру поэта в будущее. Эта картина “племени младого, незнакомого” и вызывает у Пушкина строки полные оптимизма.

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!

Пушкин видит бессмертие в вечной смене материи, в развитии жизни. Он приветствует молодость, те новые поколения, которые придут ему на смену. Мысль о внуке, который услышит в будущем “приветливый шум” тех деревьев, что при жизни поэта были ещё лишь молодой порослью, говорит о неизменном торжестве жизни. И поэтому в мечте поэта внук пройдёт этими местами, с “приятной беседы возвращаясь”, “весёлых и приятных мыслей полон”, то есть в том весёлом бодром настроении, которое рождалось у самого Пушкина от встреч с друзьями.

  • Погружение в поэтический мир стихотворения

– Выразительное чтение стихотворения

(3 СЛАЙД) ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В ГРУППАХ

1 группа. Какими же увидел Пушкин родные места в 1835 году?

– Что же вы видите, ребята? (Зачитайте и прокомментируйте соответствующие отрывки из стихотворения) Что изменилось в природе? Какая конкретно пейзажная картина больше всего привлекла внимание поэта? Почему? (4, 5 слайды)

Опальный домик, холм лесистый, озеро, брега отлогие, покривившуюся мельницу, изрытую дождями дорогу, три сосны. Сокровенные мысли о жизни, о прошлом, настоящем и будущем соотнеслись с поднимающейся в гору дорогой, с тремя соснами, с новой порослью. Лирический герой вглядывается в детали, а у него рождаются размышления самого философского плана.

– Что же связывает Пушкина с образом няни?

Не только личные воспоминания, не только горячая признательность за её заботу, он ещё и противопоставляет ее простую и цельную натуру, её народную мудрость внутренней пустоте окружавшего его общества. Вместе с воспоминанием о няне вводится очень важная здесь тема человеческой памяти. В финале произведения лирический герой верит, что его внук “вспомянет о поэте”.

2 группа. Обратим внимание на “форму” этого произведения. Чем необычна форма произведения?

Нет рифмы. Размер – классический пятистопный ямб. Белый нерифмованный пятистопный ямб идеально передает интонацию элегического раздумья

3 группа. Обратите внимание на структуру предложений. Зачем прием переноса понадобился Пушкину?

Автор часто использует прием переноса и части фразы с одной строки на другую. Кажется, что речь Пушкина свободно льется со строчки на строчку, не стесняемая рамками стихосложения

4 группа. В чем находит поэт для себя утешение?

Слушаем ответы групп

  • Повторное чтение текста “про себя”
  • РАБОТА по группам (6 слайд) Вопросы для обсуждения

– Что подчеркивает пейзаж Михайловского?

Пейзаж Михайловского очень точный, будничный, подчеркивает мирный, бедный характер всего края. Поэт нарочно уходит от всего, что перегружало впечатление от скупой и в тоже время прекрасной природы русского севера, уводило от основной мысли о вечном обновлении природы.

– К каким же поэтическим средствам прибегает поэт, воссоздавая эту картину?

Сравнению, метафоре, в основе которой образ “зелёная семья”, уподобляющий зеленую рощицу вместе со старыми соснами единой семье. Отсюда и кусты, которые теснятся, “как дети”, и старое одинокое дерево – “угрюмый”, “старый холостяк”

– Какое настроение, какие впечатления вызывает заключительная часть?

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!

Эта картина “племени младого, незнакомого” вызывает у Пушкина строки, полные оптимизма, глубокого философского значения:

Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум…

– Какова, по вашему мнению, идея этого стихотворения?

Пушкин видит бессмертие в вечной смене материи, в развитии жизни, неизменно меняющейся и прекрасной в каждом своем проявлении. Поэт приветствует молодость, те новые поколения, которые придут ему на смену. В этом и есть идея стихотворения, его лирический и философский подтекст. Это идея вечного обновления природы, идея бессмертия: на смену старому вырастает новое

Как же выражена эта идея?

(В образе неизменно обновляющегося леса)

У: Хорошо, что сохранилось Михайловское. Оно воскресило старые воспоминания, оно вернуло поэта вновь к творчеству. Это стихотворение – завещание поэта, обращенное к будущим поколениям, наполненное бодростью и верой в непобедимость человеческих деяний. Пушкин всегда оставался гуманистом, мыслителем и успел сказать свое последнее слово.

  • Самостоятельная работа. Анализ стихотворения.

Проведем наблюдение над текстом, проследим, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя?

Работа выполняется в группах. Подготовьте публичное выступление

1 группа – фонетический уровень (ритм, звукопись, строфика, размер)

2 группа – лексический уровень (значения слов, изобразительно-выразительные средства)

3 группа – Грамматический уровень (части речи, грамматические формы)

4 группа – Синтаксический уровень (структура предложений)

4. Этап первичной проверки результатов работы.

Учитель: Заслушайте выступления групп, зафиксировав в тетрадях результаты работы. На основе сделанных наблюдений составьте таблицу, в которой будут определены 4 графы. Предметом вашей деятельности был анализ текста стихотворения “Вновь я посетил.”. Обязательным условием его представления является: вначале зачитать строки стихотворения, назвать средства, с помощью которых переданы чувства лирического героя, поделиться своими наблюдениями, аргументировать их.

1гр. 2гр. 3гр. 4гр.

Фонетический уровень

Лексический уровень

Грамматический уровень

Синтаксический уровень

Рифма отсутствует. Её отсутствие переносит центр тяжести на смысловую и интонационную роль ритма, на выразительность каждого слова.

Ритмическая схема пятистопного ямба неизменно сохраняется.

Ритмический рисунок стиха явно чувствуется.

Синея, стелется широко

Часто повторяется звук “п” и ударный “о”

Шипящие звуки передают шум и шелест ветвей в “младой роще”

Эпитет “опальный” (находящийся в немилости власти) перекликается по смыслу со словом “изгнанник” “Младая роща” – олицетворение вечного обновления природы, вечное движение жизни. Много слов литературной речи, но есть и разговорная “вечор”, “сиживая”.

“дозор” – в контексте

“ услышит”, “пройдет” отмечают идею желаемого результата. “Вновь” – настраивает читателя на волну воспоминаний. Начиная свои размышления с этого слова, поэт словно пытается вызвать новый прилив вдохновения

Автор часто использует прием “переноса” и части фразы с одной строки на другую.

“Тот уголок земли, где я провёл

Изгнанником два года незаметных”

Кажется, что речь Пушкина свободно льется со строчки на строчку, не стесняемая рамками стихосложения. Первый укороченный стих “Вновь я посетил…” еще более усиливает это впечатление. Инверсия “нив златых”, “ пажитей зеленых” – один из способов замедлить чтение, побуждая читателя вникнуть в глубинный смысл текста. Слова не просто перенесены, а поставлены в начало и конец стиха.

Учитель: Обобщим наблюдения, составив связное высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления.

Тема жизни и смерти в лирике Пушкина

Конечно же, тема жизни и смерти не раз поднималась Пушкиным в его работах. Он, как и большинство людей, часто вел раздумья над смыслом жизни, над понятием бессмертия. На протяжении своей недолгой жизни данные понятие постоянно меняли свое значение в сознание Пушкина. С взрослением его личности, его внутреннего мира, он менял и взгляды на жизнь, на окружающий мир.

К примеру, в свои молодые года, Александр Сергеевич, будучи лицеистом, совершенно не думал о смерти, он не отягощал свое сознание такими тяжелыми мыслями. Он жил веселой и совершенно беспроблемной жизнью.

В 1814 году он создает творческую работу «Пирующие студенты» и пишет в нем такие строки: «Под стол холодных мудрецов … Под стол ученых дураков…». Юные годы лицеиста прошли на радостной волне. Он придерживался правила: «Живи, пока есть возможность». Пушкин ликовал, резвился и просто радовался окружающей жизни. Поэт и думать не желал о кончине, о смерти.

Но, вдруг, в 1815 году автор создает еще одну стихотворную работу «Мое завещание друзьям». И смысл данного творения совершенно отличается от предыдущих работ. Теперь, в строках стихотворения мы встречаем такие слова, как «гроб», «дремлет юноша». Возможно, именно это стихотворение становится первым в размышлениях Пушкина о бесконечности жизни, о бессмертии. Возможно, это тот творческий толчок, который приведет к созданию знаменитого «Памятника».

После окончания лицея Пушкин быстро взрослеет, ведь он окунается в реальный, жестокий мир, который переполнен проблемами и несправедливостью. Уже в 1823 году автор оказывается в южной ссылке. Его личность погибает от внутреннего кризиса. Надежды о свободе для просвещения рушатся, и автор пишет стихотворение «Телега жизни». Наступившая жизнь – это отягощающая уздечка для поэта, для его творческой личности.

1828 год знаменуется выходом еще одного кричащего стихотворения «Дар напрасный, дар случайный …». Его сердце опустошено, жизнь тяжка и бесполезна. Такой критический период в жизни Пушкина приводит к тому, что помыслы о смерти не покидают его. Они бродят и преследуют поэта.

Он создает стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Пушкин размышляет о бессмертии, о вечном. Он говорит о постоянной, необратимой власти времени, которое расставит все по местам. Пушкин приходит к мысли, что после смерти происходит слияние с природой и человек становится частью окружающего мира. Он не видит в смерти конец жизнь. Автор рассуждает о ней, как об определенном этапе жизни человека.

После смерти человек продолжается в своих потомках – детях, внуках, правнуках. Своим бессмертием автор считает свое творчество. Именно об этом идет речь в его стихотворении «Памятник».

«Завещание», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Завещание» Михаил Юрьевич Лермонтов написал за год до своей гибели.

Стихи и поэмы последних лет его короткой жизни побуждают к размышлениям о личности и судьбе поэта. Темы одиночества, трагического ощущения бытия и мрачных предчувствий в его сочинениях занимают все большее место. В картинах природы: «На севере диком», «Утес», «Листок» – звучит мотив непонимания, отторжения и покинутости. Разочарование сквозит в стихах «Родина», «Пророк».

Скорбное начало жизни с ранним сиротством, неприязнь окружающих и гонения властей сформировали его характер и отношения с людьми. В мемуарах современников Лермонтову даются прямо противоположные оценки. Природу противоречивости личности поэта точно выразил Александр Иванович Герцен в статье: «Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы, с кандалами на руках и ногах, высоко держать голову»

Существуют воспоминания о том, что круг общения Лермонтова не ограничивался светскими или армейскими знакомыми. «Среди людей непривилегированных» (И. Андроников) у него были истинные друзья. Им он мог открыть страдающую, мятущуюся душу, не находящую выхода в затхлой атмосфере обыденной жизни. Наверное, и они открывались перед поэтом в простоте и жизненной правде.

На эту мысль наводит анализ стихотворения «Завещание». Лирико-драматический герой его – простой солдат.

По словам Виссариона Григорьевича Белинского, «…это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный…»

Тяжелораненый в бою, на пороге смерти воин посылает со своим земляком последний привет родной стороне и тем, кто помнит или даже не помнит его. Первые слова: «Наедине с тобою, брат» создают атмосферу исповеди.

Формально текст можно разбить на четверостишия с построчной или перекрестной рифмой в различной последовательности. Размер их также неоднороден: то четкий четырехстопный ямб, то разностопный.

Первые четыре автор объединяет в одну строфу, скорее не по ритму, а по смыслу. Здесь вся нехитрая история служивого и итог его жизни. Читатель узнает немного: ранение в грудь, честная служба, плохое лечение – вот и все. В простых словах сквозит обреченность «На свете мало, говорят, Мне остается жить!» и в то же время покорность судьбе «Смотри ж. Да что? моей судьбой, / Сказать по правде, очень / Никто не озабочен». Строка: «А если спросит кто-нибудь. / Ну, кто бы ни спросил» перекликается с воспоминанием о соседке. Как будто не сразу решился солдат сказать о самом сокровенном.

Вторая строфа объединяет два четверостишия и посвящена родителям. О родителях – особая забота: «Отца и мать мою едва ль / Застанешь ты в живых. / Признаться, право, было б жаль / Мне опечалить их». Пусть не знают, не испытывают горя.

Третья, также восемь строк – о той самой соседке, единственной, кто может поплакать, вспомнив его.

Такое, на первый взгляд, хаотичное построение стихотворения позволяет передать безыскусную простонародную речь.

Сами рифмы усиливают это впечатление. Рифмуются частицы: «едва ль – жаль», местоименные существительные: «кто-нибудь – в грудь», неопределенные местоимения: «одна – она».

В стихах практически отсутствует метафоричность. Устойчивый эпитет «родному краю» не нарушает общего языкового строя, близкого к бытовой лексике. Поэтому слова «Пустого сердца», характеризующие давнюю любовь, звучат так пронзительно и остро.

Речевые обороты в народном стиле «Сказать по правде», «Ей ничего не значит!» дополняют образ лирического героя.

Не надменный гордец, каким его видели в светском кругу, не язвительный острослов, каким он был среди офицеров, сочинил это стихотворение.

Ираклий Луарсабович Андроников, с большой любовью относясь к Лермонтову, отмечал способность его перевоплощаться в своих героев.

Просто, без изысков поведал Лермонтов историю умирающего воина, словно действительно перевоплотился в него, переняв и речь и образ мысли простого солдата. Так может написать только тонко чувствующий, искрений человек.

Андроников поставил «Завещание» по значимости выше многих других творений поэта: «…стихотворения последнего года, в которых он поднимается еще выше, потому что «Валерик», «Завещание», «Любовь мертвеца», «Спор», «Сон», «Выхожу один я на дорогу. » раскрывают новые стороны этой великой души».

108shagov.ru. Все права защищены. 2019