Приказ от 31 июля 2007 года 182-п

Оглавление:

Законодательство

Сфера правоотношений

  • Время отдыха (выходные дни, отпуска и т.д.) ×

Орган, принявший акт

  • Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан ×

О внесении дополнений и изменения в приказ и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 июля 2007 года № 182-п «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и Инструкции по его применению»

Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 132-п. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 апреля 2010 года № 6200

О внесении изменений и дополнений в приказ и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 июля 2007 года № 182-п «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и Инструкции по его применению»

Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 27 августа 2008 года № 226-п. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 октября 2008 года № 5344

Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и на повышенный размер оплаты труда, а также Правил предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени, дополнительного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска и повышенного размера оплаты труда

Приказ и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 июля 2007 года № 182-п. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 августа 2007 года № 4888

О внесении изменений в Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 19.07.2000 г. N 175-п «Об утверждении Инструкции по применению Списка (Перечня) производств, цехов, профессий и должностей с вредными (особо вредными) и (или) тяжелыми (особо тяжелыми), опасными (особо опасными) условиями труда, работа в которых дает право на ежегодный оплачиваемый дополнительный трудовой отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени», зарегистрирован 3 августа 2000 года N 1211 Утративший силу

Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 11 февраля 2003 года N 27-п. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 18 февраля 2003 года N 2176. Утратил силу — приказом и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 июля 2007 года N 182-п

О внесении изменений и дополнений в Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 19.07.2000 г. N 175-п «Об утверждении Инструкции по применению Списка (Перечня) производств, цехов, профессий и должностей с вредными (особо вредными) и (или) тяжелыми (особо тяжелыми), опасными (особо опасными) условиями труда, работа в которых дает право на ежегодный оплачиваемый дополнительный трудовой отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени» Утративший силу

Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года N 90-п. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 мая 2002 г. за N 1855. Утратил силу — приказом и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 июля 2007 года N 182-п.

Об утверждении Инструкции по применению Списка (Перечня) производств, цехов, профессий и должностей с вредными (особо вредными) и (или) тяжелыми (особо тяжелыми), опасными (особо опасными) условиями труда, работа в которых дает право на ежегодный оплачиваемый дополнительный трудовой отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени Утративший силу

Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 19.07.2000 г. N 175-п. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3.08.2000 г. N 1211. Утратил силу приказом и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 июля 2007 года N 182-п.

Приказ Министерства труда и социальной защиты населения от 31.07.2007 N 182-п «Об УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА ПРОИЗВОДСТВ, ЦЕХОВ, ПРОФЕССИЙ и ДОЛЖНОСТЕЙ, ПЕРЕЧНЯ ТЯЖЕЛЫХ РАБОТ, РАБОТ С ВРЕДНЫМИ (ОСОБО ВРЕДНЫМИ) и (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, РАБОТА в КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО на СОКРАЩЕННУЮ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ и на ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОПЛАЧИВАЕМЫЙ ЕЖЕГОДНЫЙ ТРУДОВОЙ ОТПУСК и ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ»

Архив

Зарегистрировано МЮ 25.08.2007 N 4888

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА и СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ПРИКАЗ

от 31 июля 2007 года N 182-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА ПРОИЗВОДСТВ, ЦЕХОВ,

ПРОФЕССИЙ и ДОЛЖНОСТЕЙ, ПЕРЕЧНЯ ТЯЖЕЛЫХ РАБОТ,

РАБОТ С ВРЕДНЫМИ (ОСОБО ВРЕДНЫМИ)

И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА,

РАБОТА в КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО на СОКРАЩЕННУЮ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И

НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОПЛАЧИВАЕМЫЙ ЕЖЕГОДНЫЙ

ТРУДОВОЙ ОТПУСК и ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ

В соответствии со статьями 202 и 203 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

1) Список производств, цехов, профессий и должностей, перечень тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск;

2) Инструкцию по применению Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск.

2. Признать утратившим силу:

1) Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 19 июля 2000 года N 175-п «Об утверждении Инструкции по применению Списка (Перечня) производств, цехов, профессий и должностей с вредными (особо вредными) и (или) тяжелыми (особо тяжелыми), опасными (особо опасными) условиями труда, работа в которых дает право на ежегодный оплачиваемый дополнительный трудовой отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 1211 от 3 августа 2000 года);

2) Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года N 90-п «О внесении изменений и дополнений в Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 19 июля 2000 года N 175-п «Об утверждении Инструкции по применению Списка (Перечня) производств, цехов, профессий и должностей с вредными (особо вредными) и (или) тяжелыми (особо тяжелыми), опасными (особо опасными) условиями труда, работа в которых дает право на ежегодный оплачиваемый дополнительный трудовой отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 1855 от 20 мая 2002 года, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, 2002 г., август, N 29);

3) Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 11 февраля 2003 года N 27-п «О внесении изменений в Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 19 июля 2000 года N 175-п «Об утверждении Инструкции по применению Списка (Перечня) производств, цехов, профессий и должностей с вредными (особо вредными) и (или) тяжелыми (особо тяжелыми), опасными (особо опасными) условиями труда, работа в которых дает право на ежегодный оплачиваемый дополнительный трудовой отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 2176 от 18 февраля 2003 года).

3. Департаменту труда и занятости населения (Абденов С. С.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерство юстиции Республики Казахстан и официальное опубликование в установленном законодательством порядке.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице — министра Курманова А. М.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 июля 2007 года № 182-п «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, повышенный размер оплаты труда и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и Инструкции по его применению»

Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 27 апреля 2012 года № 160-ө-м. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 июня 2012 года № 7705

В соответствии со статьями 202, 203 и 204 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 июля 2007 года № 182-п «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями тv127705.htmруда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, повышенный размер оплаты труда и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и Инструкции по его применению» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4888, опубликованный в газете «Юридическая газета» 23 октября 2007 года № 162), следующие изменения и дополнения:
заголовок изложить в следующей редакции:
«Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и на повышенный размер оплаты труда, а также Правил предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени, дополнительного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска и повышенного размера оплаты труда»;
в пункте 1:
подпункт 1) изложить в следующей редакции:
«1) Список производств, цехов, профессий и должностей, перечень тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и на повышенный размер оплаты труда, согласно приложению 1 к настоящему приказу;»;
подпункт 2) признать утратившим силу;
дополнить подпунктом 3) следующего содержания:
«3) Правила предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени, дополнительного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска и повышенного размера оплаты труда согласно приложению 2 к настоящему приказу.»;
в Списке производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, повышенный размер оплаты труда и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, утвержденной указанным приказом:
правый верхний угол первого листа изложить в следующей редакции:

«Приложение 1
к приказу И.о. Министра труда
и социальной защиты населения
Республики Казахстан
от 31 июля 2007 года № 182-п»

наименование изложить в следующей редакции:

«Список
производств, цехов, профессий и должностей,
перечень тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными)
и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает
право на сокращенную продолжительность рабочего времени,
дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск
и на повышенный размер оплаты труда»;

Смотрите так же:  1400 возврат если есть дети

дополнить приложением 2 согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту труда и социального партнерства (Сарбасов А.А.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его последующее официальное опубликование в средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице — министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Нурымбетова Б.Б.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр Г. Абдыкаликова

«СОГЛАСОВАНО»
Министр здравоохранения
Республики Казахстан
______________ С. Каирбекова
30 апреля 2012 года

Приложение
к приказу Министра труда
и социальной защиты населения
Республики Казахстан
от 27 апреля 2012 года № 160-ө-м

Приложение 2
к приказу И.о. Министра труда
и социальной защиты населения
Республики Казахстан
от 31 июля 2007 года № 182-п

Правила предоставления сокращенной продолжительности
рабочего времени, дополнительного оплачиваемого ежегодного
трудового отпуска и повышенного размера оплаты труда

1. Сокращенная продолжительность рабочего времени и ежегодный оплачиваемый дополнительный трудовой отпуск (далее — дополнительный отпуск), повышенный размер оплаты труда предоставляются рабочим, специалистам и служащим (далее — работники) согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и на повышенный размер оплаты труда (далее — Список).
2. Продолжительность сокращенного рабочего времени и дополнительного отпуска, повышенный размер оплаты труда устанавливаемая Списком, может быть изменена на основе результатов аттестации производственных объектов организаций, проводимой в соответствии с Правилами обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2011 года № 1457, и с учетом фактического состояния условий труда на рабочих местах. Конкретная продолжительность сокращенного рабочего времени и дополнительного отпуска, повышенный размер оплаты труда устанавливается как норматив в коллективном договоре и трудовом договоре.
3. В случае не проведения работодателем аттестации по условиям труда производственных объектов организации, сокращенная продолжительность рабочего времени и дополнительные отпуска, повышенные размеры оплаты труда предоставляются в полном объеме, предусмотренном в Списке.
4. Контроль за качеством проведения аттестации производственных объектов организаций и правильностью применения Списка осуществляется государственными инспекторами труда.
5. Работникам, профессии и должности которых предусмотрены в разделе «Общие профессии всех отраслей экономики», сокращенная продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск предоставляются независимо от того, в каких производствах или цехах они работают, если эти профессии и должности специально не предусмотрены в соответствующих разделах или подразделах Списка.
6. Бригадирам, его помощникам, должности которых предусмотрены в Списке, сокращенная продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск предоставляются той же продолжительности, что и рабочим соответствующих профессий.

2. Сокращенная продолжительность рабочего времени

7. Сокращенная продолжительность рабочего времени указанная в Списке устанавливается работникам, лишь в те дни, когда они заняты во вредных условиях труда более половины рабочего дня, установленный для работы данного производства, цеха, профессии или должности.
8. Работникам сторонних организаций и работникам вспомогательных цехов организаций в дни их работы в действующих производствах и цехах с вредными условиями труда, где как для основных работников, так и для ремонтного и обслуживающего персонала этих производств и цехов установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, также устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящих Правил.

3. Дополнительный отпуск

9. Работнику, проработавшему в рабочем году в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда предусмотренных в Списке предоставляется дополнительный отпуск пропорционально фактический проработанным дням.
10. В тех случаях, когда работники в рабочем году работали в разных производствах, цехах, профессиях и должностях, за работу в которых предоставляется дополнительный отпуск разной продолжительности, подсчет времени, проработанного во вредных условиях труда, производится отдельно по каждой работе, исходя из установленной Списком продолжительности дополнительного отпуска для работников соответствующих производств, цехов, профессий и должностей.
11. При расторжении трудового договора, независимо от его основания, работнику, который не использовал или использовал не полностью свое право на дополнительный отпуск, выплачивается компенсация.
12. Работникам, постоянно занятым в производствах и цехах с вредными условиями труда, дополнительный отпуск представляется полностью или по желанию работника по частям.
13. Работникам, профессии и должности которых не включены в Список, но выполняющим в отдельные периоды времени работу в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, дополнительный отпуск предоставляется на тех же основаниях, что и работникам, профессии и должности которых предусмотрены в Списке.
14. Работникам сторонних организаций (строительных, ремонтных, пусконаладочных) и работникам вспомогательных цехов организаций (механического, ремонтного, энергетического, автоматики) за время их работы в производствах и цехах с вредными условиями труда дополнительный отпуск предоставляется на тех же основаниях, что и для основных работников в порядке, предусмотренной настоящей главой Правил.
15. Исчисление продолжительности основного и дополнительного отпусков, производится суммированием дней основного и дополнительного отпусков в календарных днях.

4. Повышенный размер оплаты труда

16. Повышенный размер оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда не может быть ниже установленных законом Республики Казахстан о республиканском бюджете, отраслевыми соглашениями или коллективными договорами, основанных на минимальных стандартах оплаты труда. Минимальный стандарт оплаты труда определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 122 Трудового кодекса Республики Казахстан.
17. Повышенный размер оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий».

О внесении дополнений и изменения в приказ и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 июля 2007 года № 182-п «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (осо

Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 132-п. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 апреля 2010 года № 6200

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 июля 2007 года № 182-п «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и Инструкции по его применению» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4888, опубликованный в «Юридической газете» от 23 октября 2007 года № 162 (1365), следующие дополнения и изменение:
в наименовании и пункте 1 после слов «рабочего времени» дополнить словами «, повышенный размер оплаты труда»;
в преамбуле слова «со статьями 202 и 203» заменить словами «со статьями 202, 203 и 204»;
в Списке производств, цехов, профессий и должностей, перечень тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, утвержденном указанным приказом:
в наименовании после слов «рабочего времени» дополнить словами «, повышенный размер оплаты труда»;
в Инструкции по применению Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, утвержденной указанным приказом:
в наименовании и пункте 1 после слов «рабочего времени» дополнить словами «, повышенный размер оплаты труда»;
в пункте 2:
в первом предложении после слов «рабочего времени» дополнить словами «повышенный размер оплаты труда»;
во втором предложении после слов «рабочего времени» дополнить словами «, повышенный размер оплаты труда»;
в пункте 3 после слов «дополнительные отпуска» дополнить словами «, повышенные размеры оплаты труда»;
дополнить главой 4 следующего содержания:
«4. Повышенный размер оплаты труда
17. Повышенный размер оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда не может быть ниже установленных законодательством Республики Казахстан, отраслевыми соглашениями или коллективными договорами, основанных на минимальных стандартах оплаты труда. Минимальный стандарт оплаты труда определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 122 Трудового кодекса Республики Казахстан.
18. Повышенный размер оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий.».
2. Департаменту труда и социального партнерства (Сарбасову А.А.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Нурымбетова Б.Б.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр Г. Абдыкаликова

СОГЛАСОВАНО
Министр здравоохранения
Республики Казахстан
________________ Ж. Доскалиев
13 апреля 2010 года

Министерство труда и соц. Защиты

Приказ и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 июля 2007 года № 186-п Об утверждении Списка работ, на которых запрещается применение труда женщин, предельных норм подъема и перемещения вручную тяжести женщинами (Утратил силу)

В соответствии с подпунктом 20) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Список работ, на которых запрещается применение труда женщин;
2) Предельные нормы подъема и перемещения вручную тяжести женщинами. «>Читать..

Приказ и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 июля 2007 года № 184-п Об утверждении Правил и норм выдачи работникам молока и лечебно-профилактического питания, за счет средств работодателя и Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, за счет средств работодателя» (Утратил силу)

В соответствии с подпунктом 15) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Правила и нормы выдачи работникам молока и лечебно-профилактического питания за счет средств работодателя;
Читать..

Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 20 июля 2007 года № 168-п Об утверждении Правил проведения и условий аттестации гражданских служащих (с изменениями на 08.11.13г.)

В соответствии со статьей 233 Трудового кодекса Республики Казахстан, в целях определения уровня профессиональной и квалификационной подготовки, деловых качеств гражданских служащих, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения и условия аттестации гражданских служащих.
2. Департаменту правового обеспечения и информационно-аналитической работы (Сарбасов А.А.) обеспечить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию Читать..

Приказ и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 11 июля 2007 года № 153-п О внесении изменений в некоторые приказы Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (с изменениями на 27.12.13г.)

В соответствии с распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 14 марта 2007 года № 56-р «О мерах по реализации законов Республики Казахстан «О национальных реестрах идентификационных номеров» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам национальных реестров идентификационных номеров», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 91-п «О реализации постановления Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2001 года № 836 «О мерах по р Читать..

Особенности регулирования труда отдельных категорий работников медицины. Работы, на которых запрещается применение труда женщин

Работы, на которых запрещается применение труда женщин

Особая охрана труда женщин начинается уже с момента приема их на работу.

Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда.

Смотрите так же:  Ситуация с осаго июнь 2019

Запрещается подъем и перемещение вручную женщинами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Список работ, на которых запрещается применение труда женщин, предельные нормы подъема и перемещения вручную тяжестей женщинами определяются уполномоченным государственным органом по труду по согласованию с уполномоченным государственным органом в области здравоохранения.

Список работ, на которых запрещается применение труда женщин, и предельные нормы подъема и перемещения вручную тяжестей женщинами установлены приказом и.о. Министра труда и социальной защиты населения РК от 31 июля 2007 года № 186-п «Об утверждении Списка работ, на которых запрещается применение труда женщин, предельных норм подъема и перемещения вручную тяжести женщинами».

Кроме этого, женщины должны проходить профилактические медицинские осмотры согласно «Инструкции проведения профилактических медицинских осмотров отдельных категорий взрослого населения путем выборочных (скрининговых) обследований», утвержденной приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 октября 2007 года № 607 «О совершенствовании профилактических медицинских осмотров отдельных категорий взрослого населения».

Вышеуказанными нормативно-правовыми документами и соответствующими санитарными правилами и нормами регламентируются условия труда женщин, которые распространяются на юридических и физических лиц всех форм собственности, использующих труд женщин, и определяют требования к производственному и трудовому процессам, оборудованию, рабочим местам, производственной среде и санитарно-бытовому обеспечению работающих женщин.

Таблица № 4. Предельные нормы подъема и перемещения вручную тяжести женщинами не должны превышать:

Предельно допустимая масса груза

Подъем и перемещение (разовое) тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час)

Подъем и перемещение (разовое) тяжестей постоянно в течение рабочей смены

Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены при перемещении груза на расстояние от 1 до 5 метров, не должна превышать:

— с рабочей поверхности

1750 кгм 875 кгм

Особенности режима труда и отдыха для женщин и других лиц с семейными обязанностями

Работодатель не вправе привлекать беременных женщин к работе в ночное время, работе в выходные и праздничные дни, сверхурочной работе, направлять их в командировку, а также отзывать их из оплачиваемого ежегодного трудового отпуска.

Работодатель не вправе привлекать к работе в ночное время, сверхурочной работе, а также направлять в командировку и на работу, выполняемую вахтовым методом, без их письменного согласия, а также женщин, имеющих детей в возрасте до семи лет, и других лиц, воспитывающих детей в возрасте до семи лет без матери.

Трудовым кодексом РК запрещается привлекать к вышеуказанным видам работы работников, осуществляющих уход за больными членами семьи либо воспитывающих детей-инвалидов, если на основании медицинского заключения дети в возрасте до трех лет, дети-инвалиды либо больные члены семьи нуждаются в осуществлении постоянного ухода.

Женщины, имеющие детей в возрасте до семи лет, могут направляться в служебные командировки, привлекаться к сверхурочным работам, работам в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни только с их письменного согласия и при наличии медицинского заключения, позволяющего такое изменение условий труда.

Вышеуказанные работники должны быть ознакомлены со своим правом и в случае несогласия выполнения работы отказаться от нее в письменной форме.

Отказ беременной женщины (с момента установления беременности), матери, имеющей детей до трехлетнего возраста, а также работников с семейными обязанностями, указанных выше от ночных и сверхурочных работ, от работы в выходные и праздничные нерабочие дни, от поездки в командировку не является дисциплинарным проступком и нарушением трудового договора.

Помимо перерыва для отдыха и приема пищи, внутрисменных и специальных перерывов, женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, отцам (усыновителям, удочерителям), воспитывающим детей в возрасте до полутора лет без матери, предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа работы следующей продолжительности:

  1. имеющим одного ребенка — каждый перерыв не менее тридцати минут;
  2. имеющим двух или более детей — каждый перерыв не менее одного часа. Перерывы для кормления ребенка (детей) по заявлению работника присоединяются к перерыву для отдыха и приема пищи либо суммированные перерывы предоставляются в начале или конце рабочего дня (смены).

Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время. За время перерывов женщинам (отцам, усыновителям, удочерителям) сохраняется средняя заработная плата.

Перерывы для кормления ребенка предоставляются работающим женщинам-матерям, а также работающим отцам, воспитывающим детей без матери, и опекунам. Предоставление перерыва не зависит от того, на грудном или искусственном вскармливании находится ребенок до полутора лет.

Перерывы для кормления ребенка предоставляются женщине в том случае, если она не использует отпуск по уходу за ребенком. Если в отпуске находится другой член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком, это не лишает мать права на перерыв.

Перерывы на кормление ребенка предоставляются не реже чем через каждые три часа работы. Поэтому при 8-часовой рабочей смене и при 7-часовом рабочем дне предоставляются два перерыва на кормление ребенка. При 6-часовом рабочем дне как с обеденным, так и без обеденного перерыва предоставляется один перерыв на кормление ребенка.

Продолжительность каждого перерыва не может быть менее 30 минут. При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа. Таким образом, указанные перерывы фактически сокращают продолжительность рабочего дня, сохраняя оплату как за полный рабочий день. Более длительные перерывы могут предусматриваться коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В случаях, когда женщина не может использовать предоставленный перерыв для того, чтобы накормить ребенка, то ей разрешается:

  1. присоединять перерыв для кормления к перерыву для отдыха и питания;
  2. объединять перерывы и в суммированном виде перенести перерыв либо на начало, либо на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим их сокращением.

Особенности регулирования труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда

Для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Список производств, цехов, профессий и должностей, а также перечень тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, определяются уполномоченным государственным органом по труду по согласованию с уполномоченным государственным органом в области здравоохранения.

Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю установлена для этой категории работников приказом и.о. Министра труда и социальной защиты населения РК от 31 июля 2007 года № 182-п «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, и Инструкции по его применению».

Продолжительность сокращенного рабочего времени, устанавливаемая Списком, может быть снижена на основе результатов аттестации производственных объектов организаций, проводимой в соответствии с приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 23 августа 2007 года № 203-п «Об утверждении Правил проведения обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда» и с учетом фактического состояния условий труда на рабочих местах.

Конкретная продолжительность сокращенного рабочего времени устанавливается как норматив в коллективном договоре и трудовом договоре.

В случае не проведения работодателем аттестации по условиям труда производственных объектов организации сокращенная продолжительность рабочего времени предоставляется в полном объеме, предусмотренном в Списке.

Работникам, профессии и должности которых предусмотрены в разделе Списка «Общие профессии всех отраслей экономики», сокращенная продолжительность рабочего времени предоставляется независимо от того, в каких производствах или цехах они работают, если эти профессии и должности специально не предусмотрены в соответствующих разделах или подразделах Списка.

Сокращенная продолжительность рабочего времени, согласно указанной в Списке, устанавливается работникам лишь в те дни, когда они заняты во вредных условиях труда более половины рабочего дня, установленной для работы данного производства, цеха, профессии или должности.

Работникам сторонних организаций и работникам вспомогательных цехов организаций в дни их работы в действующих производствах и цехах с вредными условиями труда, где как для основных работников, так и для ремонтного и обслуживающего персонала этих производств и цехов установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, в таком же порядке.

Дополнительные оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска предоставляются работникам согласно списку производств, цехов, профессий и должностей, а также перечню тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск (приказ и.о. Министра труда и социальной защиты населения РК от 31 июля 2007 года № 182-п).

Продолжительность этого вида отпуска, а также условия его предоставления определяются уполномоченным государственным органом по труду по согласованию с уполномоченным государственным органом в области здравоохранения. При этом данным Приказом детализируются условия предоставления работникам не включенным в Список, но работавшим в отдельные периоды времени во вредных условиях труда, дополнительных отпусков.

Приказ от 31 июля 2007 года 182-п

Основными документами, определяющими порядок проведения аттестации производств в Республике Казахстан, являются: Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 23 августа 2007 г.

№203-п [9] и «Руководство Р 2.2.755-99» [1]. Многочисленной является ссылочная база. Это, прежде всего, советские и российские документы: государственные стандарты (ГОСТ) серии ССБТ (система стандартов безопасности труда), санитарные правила и нормы (СанПиН) и пр.

Создание республиканской нормативной базы в Казахстане по аттестации предприятий по условиям труда было начато в 2004 году изданием Приказа №251-п (Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 3 ноября 2004). Этот приказ изменил методологию оценки состояния объектов и рабочих мест. Однако в 2007 году он был отменен приказом №203-п [9], который выявил проблемные вопросы и противоречия современного законодательства по вопросам аттестации рабочих мест.

Наряду с проблемами совершенствования нормативно правовых документов, актуальными являются как практические вопросы обеспечения процесса аттестации современным оборудованием, так и теоретические вопросы применения теории «Оценки риска на здоровье работающих вредных факторов производственной среды».

В этом плане совершенствование подходов к проведению аттестации производств является современной, актуальной и практически значимой проблемой.

Цель исследования — определить проблемные вопросы аттестации производств и наметить стратегию совершенствования.

Материал и методы исследования

В основу работы положены материалы аттестации рабочих мест одного из крупнейших предприятий атомной энергетики Республики Казахстан, которая проведена в 2010 году.

Методы исследования: лабораторный, аналитический, статистический.

Результаты исследования и их обсуждение

В процессе аттестации проведен анализ нормативных правовых документов РК. Так, использование Приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 23 августа 2007 г. №203-п [9] показывает, что:

— трактовка термина «рабочее место — как места постоянного или временного нахождения работника при выполнении им трудовых обязанностей в процессе трудовой деятельности» не обеспечивает полноты характеристики понятия и не включает вредного воздействия производственной среды на организм работающих. Характеристика рабочих зон, четко определенная и имеющая методологию обследования в законодательстве советского периода, полностью утеряна. Более точным представляется понятие «рабочей зоны» в уже не актуальных ГН 2.2.5.686-98 [13]: «Рабочая зона — пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на котором находятся места постоянного или временного (непостоянного) пребывания работающих. Постоянное рабочее место — место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50 % или более 2 ч непрерывно). Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона».

Представляется оптимальным разработка и утверждение методики зонирования территории предприятия по воздействию вредных производственных факторов и расчет регламентированных сроков работы в этих зонах;

  • отсутствует в приказе информация по методике присвоения кодов рабочим местам. Унификация подходов по этому разделу помогла бы обеспечить преемственность работы комиссий при проведении повторных аттестаций. Легче прослеживалась бы положительная динамика условий труда: оснащенности рабочих мест приборами, аппаратами и оборудованием, СИЗами и др;
  • декларированное положение приказа о «проведении автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда» не подтверждено актуализированным и верифицированным программным обеспечением процесса оформления результатов аттестации;
  • отсутствует системный подход в определении «аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда рабочих мест»;
  • не освещен в приказе и вопрос составления перечня опасных и вредных факторов производственной среды. Отсутствует указание об использовании в процессе аттестации заключений органов госсанэпиднадзора и медицинских организаций, осуществляющих медицинские осмотры работающих, что унифицировало бы подходы к решению этой проблемы;
  • в пункте 2.13.5 приказа 203-п декларируется необходимость «формирования нормативно-справочной базы для проведения аттестации производственных объектов». Однако не описаны процедуры, обеспечивающие выполнение этого подпроцесса;
  • положение приказа об «анализе причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и определении на основе анализа производственного травматизма наиболее травмоопасных работ, участков рабочих мест, технологии, машин, механизмов, станков и оборудования» не объясняет, как проводится этот анализ и в каких аттестационных документах отражаются его результаты;
  • пунктом «3.4.12 Порядок проведения аттестации» приказа 203-п [9] исключены инструментальные замеры на открытом воздухе, что оставляет практически без аттестации большое количество рабочих мест (монтажников трубопроводов, операторов полигонов, рабочих по благоустройству территории, разнорабочих и др). Подвергаясь в ряде случаев экстремальному воздействию высоких или низких температур воздуха в условиях резко континентального климата, порывов ветра, песчаных бурь, работники не имеют материальной компенсации за вредные условия труда;
  • при оценке травмобезопасности возможность компенсировать отсутствие паспортов на оборудование актами соответствия производственного оборудования является положительным моментом. Однако отсутствие утвержденных форм актов не позволяет провести анализ правильности их оформления. Отрицательная оценка по травмобезопасности в ситуациях, описанных приказом, не предоставляет предприятию времени для устранения этого не соответствия;
  • аттестация производств в соответствии с приказом №203-п [9] включает анализ производственного травматизма. Однако методика анализа не приведена. Отсутствует информация о принципах использования результатов анализа в структуре рекомендаций. Не освещена методика оценки деятельности структур ОТ и ТБ, полноты и качества инструктажей, обученности специалистов. Не детализировано проведение анализа результатов медосмотров;
  • представленные в приложениях к приказу 203-п отчетные формы не дают полной характеристики всех вредных факторов, влияющих на условия труда;
  • сформулированное приложение №1 к приказу 203-п [9] также имеет проблемные места. Практически ни в одном из разделов «Правил» нет формы для сведения всех полученных данных в единую таблицу. Оформленные результаты замеров размещены в разных блоках документа, что затрудняет оценку условий труда на рабочих местах;
  • на практике удобным является отражение всех протокольных данных, включая результаты исследования физиологии труда, определения травмобезопасности и обеспеченности СИЗ, в таблицу 7 раздела Приложения 1 и введение 2 дополнительных столбцов. В одном столбце приводится оценка условий труда по измеренному параметру, в другой — сводная оценка условий труда конкретного рабочего места. Подобная форма Приложения №1 практически полностью заменяет «Карту аттестации рабочего места». Введение в Приложение №1 дополнительных строкс характеристикой параметров физиологии труда, травмобезопасности и обеспеченности СИЗ позволяет адекватно заменить и «Ведомость рабочих мест» и «Сводную ведомость рабочих мест». При этом приложение №1 является более компактным и информативным документом, нежели рекомендованные формы предыдущего приказа.
Смотрите так же:  Кинология учебное пособие для вузов г и блохин

Описанная в «Руководстве» [1] методика расчета суммирующего воздействия загрязняющих веществ на здоровье персонала не включает описание методик хронометража на рабочих местах [4].

Отсутствие рекомендованной градации значимости нормативной документации в «Руководстве» [1] приводит к ухудшению условий труда работающих. Так, на одних и тех же рабочих местах аппаратчиков гидрометаллургов (Цех переработки продуктивных растворов) могут быть применены разные нормы освещенности в соответствии с МСН 2.03-04-2004 [6] и ведомственным Приказом №79 [10]. Общее законодательство допускает норму 75 лк, ведомственное нижним пределом нормы указывает 200 лк. Применение нормы в 75 лк в цехах по переработке урана, создает условия практически полутемных помещений, особенно в ночное время, в которых резко возрастает риск производственного травматизма.

На предприятиях атомной энергетики контроль радиационного воздействия осуществляется в основном внешнего гаммаизлучения. Дозиметрия альфа-излучения проводится одежды, обуви и рук персонала. Поглощенная доза при дыхании контролируется с использованием анализатора радона. Поглощенная доза альфа-содержащих частиц при работе на сгустителе, в лаборатории, сушильном отделении цеха переработки, при ремонтных работах в элюатных колонах не определяется. Отсутствуют методики определения эффективности применяемых при этих работах респираторов. Данный вопрос актуален для всех используемых средств защиты и нуждается в доработке.

Устарели нормативные правовые документы и в части использования приборов и оборудования. Желательно разрешить использовать современные электронные приборы, в том числе по контролю уровня шума, определяющие и дозовые нагрузки, наряду с расчетными методиками, рекомендуемыми «Руководством» [1].

Объективизация данных обследования тяжести и напряженности труда также требует пересмотра в части используемых приборов измерения. Имеющиеся в «Руководстве» [1] такие необходимые приборы как шагомер, динамометр и др практически не представлены фирмами, торгующими оборудованием. Имеются лишь рыночные варианты приборов. При этом, в республике не проводится их поверка.

Параметры согревающего микроклимата, приведенные в «Руководстве» [1], СанПиН 2.2.4.548-96 [2] и СанПиН1.02.006-94 [13] не включают особенностей климата южных регионов Казахстана. В таблице оценки воздействия нагревающего микроклимата отсутствует градация воздействия свыше 32,5 °С. Реальные условия производства в сушильных отделения ЦППР связаны с разгрузкой барабанов с продукцией, температура которых достигает 75 °С. При этом, остается открытым вопрос применения воздушного душирования в качестве защитной меры от нагревающего микроклимата в условия работы с радиоактивной продукцией. Не имеет законодательного решения и вопрос о льготах для рабочих мест департамента технического обслуживания и транспорта (за исключением офисных работников), геологотехнологического, проектно-технического, строительного отделов, отдела эксплуатации полигонов, группы по строительству участков, участков ГТП, РВР. По показателям микроклимата теплого периода года (температура воздуха достигает 43-45 °С) для открытых территорий условия их труда должны быть отнесены к 4-му классу (экстремальных).

Отсутствует и нормирование спектра освещенности. Эта проблема не решается не только в документации постсоветского пространства, но и в Европейских стандартах (15). Продукция цеха имеет желтый цвет, который вместе с высокой температурой в цехе, приводит к психологическому дискомфорту. Применение светильников, коррегирующих спектр освещенности, создавало бы более спокойный фон.

Большой проблемой является отсутствие системного руководства по средствам индивидуальной защиты работников. Актуальный республиканский приказ №211-п [8] определяет проблемы нормирования специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Нет методических разработок по определению целевого соответствия СИЗов условиям рабочего места. Отсутствует методика определения их эффективности на практике. В разряд «утратившей силу» отнесена нормативная правовая документация о необходимости санитарной обработки СИЗов.

Имеются пути совершенствования начисления льгот и дотаций персоналу по материалам аттестации производств. Так, «Инструкцией по применению списка производств, цехов, профессий, должностей..», утвержденной приказом и.о. Министра труда и социальной защиты населения РК от 03.07.2007 № 182-п [11] не предусмотрен механизм расчета дополнительных отпусков.

Для вахтового метода работы существующая нормативная база не регламентирует льготы и надбавки, несмотря на то, что «Руководством» [1], эти условия отнесены к вредному, напряженному классу условий труда — 3.1. Отсутствует утвержденная методика для расчета продолжительности дополнительных отпусков [5].

Аппаратное обеспечение комиссий по аттестации производств, рекомендуемое «Руководством» [1] является устаревшим.

Зачастую рекомендуемая аппаратура уже снята с производства. Так, один из основных приборов по измерению уровня шума и вибрации «Шумомер интегрирующий виброметр ШИ 01В», так же как шумомер малогабаритный (ВШМ-201), измеритель шума и вибрации (ВШВ-003-М2), шумомер-виброметр диагностический (ШВД001) и шумомер-виброметр интегрирующий (ШВИ) уже не выпускаются в России.

При этом имеются компактные приборы по измерению шума и доз шума с временными характеристиками шумовых эпизодов.

Однако эти приборы не включены в «Руководство».

Рекомендуемая аппаратура для измерения микроклимата не включает современное оборудование и не имеет методик по работе с черным шаром. В то время как оценка условий труда по параметру микроклимата основана на энергозатратах, рассчитанных этим методом.

Приборы, рекомендуемые для определения тяжести и напряженности труда, не выпускаются заводами изготовителями, а имеющиеся в продаже шагомеры, динамометры и пр. не поверяются.

Одной из специфических особенностей предприятий атомной энергетики является секретность ряда материалов, прежде всего, нормативно правовых документов.

Так, один из основных документов — приказ №5с [12] является секретным, а в штатах предприятий атомной энергетики зачастую отсутствует персонал, защищающий государственные секреты, что приводит к недоступности ведомственного законодательства и возможности ущемления прав персонала на льготы.

Таким образом, основными недостатками современных нормативных документов по аттестации рабочих мест являются неполная регламентация процесса аттестации, отсутствие согласованности по обсуждаемым вопросам в разных нормативных документах, несовершенство нормативов, в том числе из-за отсутствия учета специфических особенностей Казахстана.

Применение для аттестации рабочих мест теории оценки риска здоровью вредных факторов производственной среды является перспективным направлением. Компенсационные выплаты персоналу могут осуществляться с учетом степени риска здоровью вредных производственных факторов. Вызывает сожаление отсутствие в этой теории значительных нормативных наработок Российской Федерации. Так, «Гигиенические требования к предприятиям угольной промышленности и организации работ СанПиН 2.2.3.570-96» [4], санитарные правила и нормы которого нуждаются в адаптации к условиям Республики Казахстан и для использования в других отраслях.

В процессе аттестации производств используется значительное количество документов, объединение которых в одну книгу во многом облегчило бы работу на предприятиях.

Выводы

Созданная информационная платформа по аттестации рабочих мест может оказать реальную помощь в формировании современной законодательной базы Казахстана с использованием практического опыта аттестации в конкретных условиях промышленных предприятий республики. Полученные нами данные позволяют рекомендовать:

  1. Пересмотреть нормативную базу по вопросам аттестации производств с учетом региональных климатических и других особенностей Республики Казахстан.
  2. Упорядочить ссылочную базу на нормативные правовые документы, обеспечить приоритет ведомственного законодательства по вопросам охраны труда при проведении аттестации производств.
  3. Разрешить использовать современные электронные приборы для проведения аттестации рабочих мест.
  4. Разработать и утвердить методики:

проведения хронометража на рабочих местах с вредными условиями труда;

определения эффективности респираторов;

зонирования территории предприятия по воздействию вредных производственных факторов и расчет регламентированных сроков работы в этих зонах и другие.

5. Разработать теорию оценки риска здоровью вредных факторов производств с соответствующими методическими наработками и практическими рекомендациями.

Список литературы

  1. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности, опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса: Руководство Р 2.2.755-99.
  2. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений: СанПиН 2.2.4.548-96: утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 г. №21.
  3. Гигиенические требования к предприятиям угольной промышленности и организации работ. Санитарные правила и нормы: СанПиН 2.2.3.570-96. — М., 1998.
  4. Жумалиев Б.С., Хван А.В. Рекомендации по расчету продолжительности дополнительного отпуска // Охрана труда. — Казахстан, 2010. — №8 (56). — C. 83-84.
  5. Естественное и искусственное освещение: СНиП РК 2.04-05-2002
  6. Магид Я. Некоторые проблемные вопросы аттестации производственных объектов по условиям труда // Охрана труда. — Казахстан, 2010. — №8 (56). — C. 67-73.
  7. Об утверждении отраслевых норм выдачи за счёт средств работодателя специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты: приказ и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 20 сентября 2004 года № 211-п.
  8. Об утверждении Правил проведения обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда: приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 23 августа 2007 года № 203-п.
  9. Об утверждении правил промышленной безопасности при разработке рудных месторождений способами подземного скважинного и кучного выщелачивания: приказ Министерства энергетики и минеральных ресурсов от 6 марта 2006 года №79.
  10. Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и Инструкции по его применению:приказ и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 июля 2007 года № 182-п.
  11. Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск (раздел «Атомная промышленность и энергетика»): приказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 10 апреля 2008 года № 5с.
  12. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы: ГН 2.2.5.686-98.
  13. Санитарные нормы микроклимата производственных помещений №1.02.006-94: утверждены Главным государственным санитарным врачом Республики Казахстан А.Г. Дерновым 22.08.1994.
  14. Light and lighting — Lighting of work places: EN 12464-1:2002 (E).

Рецензент

Бурлибаев М.Ж., д.т.н., профессор, Казахстанское агентство прикладной экологии, г. Алматы.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019