Приказ на открытие семейного детского сада

Как открыть домашний семейный детский сад? Советы многодетным семьям

Одной из задач развития столичного дошкольного образования является укрепление института семьи, в том числе повышение престижа многодетных семей

Как можно открыть свой домашний детский сад, кто может работать в семейном детском саду и какие требования предъявляются к участникам организации детского семейного садика?

Семейный детский сад является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), на этом основании оно получает лицензию на открытие СДС. Занятия с воспитанниками семейных детских садов проводятся как дома, так и в детском саду (плавание, физкультура, музыкальные занятия и др.).

Семейные детские сады предоставляют многодетным родителям возможность трудоустройства, не прерывая воспитания детей. Семейный детский сад организуется в многодетных семьях, имеющих 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи.

Кого можно принять на должность воспитателя?

На должность воспитателя семейного детского сада назначается родитель многодетной семьи. Воспитателям семейных детских садов выплачивается заработная плата и выделяются средства на организацию питания детей.

Организация семейного детского сада для многодетной семьи

Организация семейного детского сада для многодетной семьи

Н.Е. Кузнецова,
заведующий ГОУ «Центр развития ребенка — детский сад №2452 «Алые Паруса»» г. Москвы
Семейный детский сад является структурным подразделением государственного образовательного учреждения (далее — ДОУ), реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с Уставом ДОУ.

Одной из моделей семейного дошкольного образовательного учреждения является семейный детский сад для многодетной семьи, имеющей 3 и более детей в возрасте от 2 мес до 7 лет, который организуется по месту проживания данной семьи. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.
Подобные семейные детские сады организуются с целью:

поддержки многодетных семей;

предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей; развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;

расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

Для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание ДОУ вводятся дополнительные штатные единицы. На должность воспитателя семейного детского сада назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи.

Для начала работы структурного подразделения необходимы следующие документы:
приказ окружного управления образования об открытии «Семейного детского сада»;
приказ руководителя ДОУ об открытии структурного подразделения «Семейный детский сад»;
приказ о назначении на должность воспитателя семейного детского сада родителя (законного представителя) многодетной семьи;
служебная записка о введении дополнительных штатных единиц;
документы на детей (путевка, медицинская карта, прививочная карта, свидетельство о рождении, паспорт одного из родителей, свидетельство многодетной семьи);
договор между ДОУ и структурным подразделением;
трудовой договор с воспитателем семейного детского сада;
документы воспитателя (медицинская книжка, трудовая книжка, документы об образовании, ИНН, пенсионное страховое свидетельство, паспортные данные, аттестационный лист).
Организация питания в семейном детском саду, на которое предусматривается финансирование из бюджета г. Москвы, возлагается на воспитателя. Все продукты, которые он покупает в магазине, должны соответствовать рекомендуемому набору продуктов для питания детей в дошкольном образовательном учреждении. В магазине воспитатель берет чеки на продукты, на которых обязательно должна быть печать и подпись продавца. В конце каждого месяца составляется отчет по питанию детей по установленной форме, к которому подкалываются все чеки. Этот отчет воспитатель приносит в детский сад, где его сначала проверяет диетсестра ДОУ на соответствие купленных продуктов утвержденному перечню, затем отчет утверждает руководитель ДОУ и представляет в бухгалтерию. Денежный норматив на 1 ребенка в месяц составляет 49, 41 руб.
Методическую и консультативную помощь воспитателю оказывает управление образования.
Режим работы семейного детского сада и пребывания в нем детей определяются уставом ДОУ, договором между ДОУ и родителем (законным представителем). Администрация ДОУ осуществляет контроль за функционированием семейного детского сада. Занятия с детьми
и другие виды деятельности могут проводиться как в здании ДОУ, так и в домашних условиях1. Обучение и воспитание детей в семейном детском саду осуществляется по той же образовательной программе, что и в детском саду.
Воспитатель структурного подразделения имеет те же права и обязанности, что и воспитатель ДОУ (ведет документацию в соответствии с номенклатурой дел; согласно графику проходит медицинский осмотр; постоянно повышает свою квалификацию, занимается самообразованием; создает необходимые условия для успешной реализации воспитательно-образовательной программы, используя для этого материалы методического кабинета; принимает активное участие в музыкальных и физкультурных занятиях, в подготовке праздников, развлекательных мероприятий; имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка и Положением о дошкольном учреждении, несет юридическую и административную ответственность за нарушение должностных обязанностей и т. д.).
В ГОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 2452 «Алые Паруса»» структурное подразделение «Семейный детский сад — «Кораблик»» открыто с апреля 2008 г.
Многодетная мама при невозможности оформить своих детей в детский сад (девочек 6,5; 4,5; 3 лет), обратилась с предложением создания семейного детского сада для их планомерного, систематического, квалифицированного обучения и воспитания. Департамент образования
г. Москвы предоставил ей такую возможность.
Для начала под патронажем окружного управления образования было выбрано учреждение, в котором она хотела бы открыть «Семейный детский сад».
Цели структурного подразделения «Семейный детский сад — «Кораблик»»
охрана жизни и здоровья детей;
развитие индивидуальных возможностей каждого
ребенка, его психическое, физическое, умственное развитие;
социализация детей, не посещающих дошкольное учреждение, позволяющая обеспечить успешную адаптацию к поступлению в школу;
приоритет интересов ребенка и его благополучия.
На сегодняшний день она является воспитателем нашего структурного подразделения «Семейный детский сад — «Кораблик»». Многодетная мама имеет музыкальное педагогическое образование и непрофессиональный опыт воспитания и обучения троих своих детей. В сентябре 2008 г. ее старшая дочь пошла в школу, в семье осталось двое дошкольников, поэтому в группу поступил ребенок из другой семьи.
До встречи со старшим воспитателем и другими специалистами ДОУ мама-воспитатель на собственное усмотрение определяла, что должен знать и уметь ребенок, руководствовалась специальной литературой и мнением заслуженных педагогов и психологов, использовала книги, имеющие противоречивые цели и задачи, не соблюдала системность, последовательность в работе с детьми, часто следовала их капризам. Но вместе с тем она проявляла стремление развиваться, получать новые знания и не быть пассивным наблюдателем в вопросах воспитания и обучения своих детей.
Социальный педагог побывала в гостях у многодетной семьи и дала рекомендации по организации зон для детей, количеству и качеству игрушек. Старший воспитатель на первой консультации познакомил воспитателя семейного детского сада с программой, по которой работает ДОУ, объяснил структуру занятия, предложил макет планирования воспитательно-образовательной работы. Первое время старший воспитатель составлял план вместе с воспитателем, рассказывал, на что обращать внимание, какие использовать методы и приемы с учетом возраста детей. Предложил режим дня, оптимальный для такой группы, ознакомил с двигательным режимом, методами закаливания, утренней гимнастикой, гимнастикой после сна, порекомендовал психолого-педагогическую литературу для самообразования. Было составлено расписание занятий, группу оснастили необходимыми пособиями, наглядным и раздаточным материалом.
Воспитатель семейного детского сада систематически получает консультативную помощь от методической службы, специалистов ДОУ (учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, старшего воспитателя, медицинской сестры). С детьми семейного детского сада занимаются следующие специалисты:
учитель-логопед (2 раза в неделю);
педагог-психолог (2 раза в неделю);
музыкальный руководитель (2 раза в неделю);
воспитатель по ФИЗО (2 раза в неделю).
Дважды в неделю дети посещают бассейн. Прерогатива выбора услуг, предоставляемых семейному детскому саду, остается за ДОУ, на базе которого он функционирует.
Социальный педагог и старший воспитатель регулярно посещают группу на дому, где они обращают особое внимание на предметно-развивающую среду, количество и качество детских работ, соблюдение режимных моментов, двигательного режима, анализируют проведение занятий, проверяют документацию воспитателя семейного детского сада.
Следует отметить, что привыкнуть к новому режиму дня было трудно не столько детям, сколько маме. Поскольку группа разновозрастная, маме-воспитателю приходилось больше тратить времени на подготовку к занятиям (подбор наглядного и раздаточного материала по возрасту, составление конспекта занятий, учитывающего уровень знаний детей, индивидуальные способности, требования программы). Чтобы помочь ей, мы решили, что начало занятия будет посвящено самому маленькому (объяснение нового материала), в то время как дети среднего и старшего возраста будут повторять пройденное. Через 10 мин мама дает малышу какую-нибудь развивающую игрушку и занимается со вторым ребенком (среднего возраста), объясняя новый материал. Старший ребенок в этот момент повторяет или выполняет индивидуальное задание по теме. Далее происходит объяснение нового материала ребенку старшего дошкольного возраста.
Таким образом, мы используем на занятиях приемы усложнения программы по возрасту детей и уровню усвоения ими материала. Время занятий определено в соответствии с СанПиН, его структура поделена на 3 этапа (по количеству детей) и традиционно включает в себя организационный момент, теоретическую часть, физкультминутку, практическую часть и игру.
Во время первых занятий с детьми семейного детского сада все специалисты ДОУ отметили, что уровень их развития достаточно высокий, они легко идут на контакт с взрослыми.
Для лучшей социализации детей семейного детского сада можно предложить воспитателю гулять на площадке ДОУ вместе с остальными группами, чтобы они не ограничивались только своим кругом общения; проводить еженедельные досуги в ДОУ и принимать участие в общих праздниках детского сада. Это поможет маме-воспитателю наладить контакт с остальными сотрудниками ДОУ, понаблюдать за работой специалистов с большим педагогическим опытом.
В организации семейного детского сада, несомненно, есть свои плюсы. Дети находятся в семейной обстановке, чаще всего они являются членами одной семьи, за ними ухаживает заботливый воспитатель — их мама. Она к каждому ребенку находит индивидуальный подход. При этом решается проблема адаптации детей к дошкольному учреждению. Они сразу включаются в занятия со специалистами и общение с другими детьми ДОУ, и всегда рядом с ними их мама.
На занятиях со специалистами она также занимается вместе с детьми. Поскольку группа разновозрастная, старшая девочка помогает младшим в освоении образовательных программ. Составляется более гибкий режим занятий. Планирование всей работы осуществляется исходя из реальных возможностей детей. Таким образом, становится реальным получение детьми не узкого семейного, а общественного, систематического воспитания в рамках одной семьи с помощью специалистов дошкольного учреждения.
Между тем при организации семейного детского сада мы столкнулись с некоторыми трудностями, а именно:
отсутствие программы и методических разработок для разновозрастной группы;
необходимость воспитателю вместе с детьми практически каждый день приходить в ДОУ на занятия к специалистам;
обеспечение дидактическим и игровым материалами «Семейного детского сада», рекомендованными Департаментом образования г. Москвы и соответствующим требованиям СанПиН.
Важно отметить и психологическое состояние мамы-воспитателя. Первое время у нее был эмоциональный подъем, она с удовольствием работала (вникала, изучала, готовилась, занималась и т. д.), но через месяц появилась усталость, желание все бросить и вернуться к привычному образу жизни.
Поэтому, открывая семейный детский сад, следует постепенно увеличивать нагрузку на маму и детей. Необходимо разработать индивидуальное расписание, переходя от простого к сложному, всегда находить время ее выслушать, подбодрить, чтобы мама чувствовала, что она не одна, что ей всегда рады и готовы помочь.
Еще одна проблема: воспитатель семейного детского сада не всегда может посещать педагогические советы, консультации, открытые просмотры ДОУ, так как ему не с кем оставить детей. Выход из этой ситуации мы видим в гибком расписании посещения специалистов ДОУ (так, во время консультаций для мамы дети структурного подразделения могут заниматься с учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом и т. д.).
Это очень важный момент, ведь, посещая все мероприятия для сотрудников ДОУ, мама-воспитатель быстрее включится в атмосферу детского сада, станет полноправным членом коллектива.
Проверять воспитателя структурного подразделения (проводит ли она занятия, соблюдает ли режим дня и т. д.) очень сложно. Посещать группу на дому каждый день не представляется возможным. Здесь все зависит от воспитателя семейного детского сада, ее мотивов, стремлений, желаний. И каковы бы не были причины открытия группы — мама делает это для своих собственных детей, для их развития и благополучия. Надеемся, что наш «Кораблик» станет полноправным членом команды ГОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 2452 «Алые Паруса»» и мы вместе преодолеем все трудности в таком сложном, ответственном и благородном деле, как воспитание и обучение детей.

Смотрите так же:  Залог ипотечное кредитование

Семейный детский сад: алгоритм создания и особенности работы

Инна Лялина
Семейный детский сад: алгоритм создания и особенности работы

Что такое «семейный детский сад»?

Первым делом надо определить, что же такое «семейный детский сад«? Это вовсе не частный коммерческий детский сад на дому, это особая форма поддержки многодетных семей государством. То есть в семейном детском саду числятся свои собственные дошкольники из многодетной семьи. Семейный детский сад является структурным подразделением обычного детского сада, а один из родителей числится в этом детском саду воспитателем и имеет трудовую книжку, осуществляя при этом уход за своими детьми.

Что дает семейный детский сад?

•возможность детям получать дошкольное образование в условиях дефицита мест в детских садах

•поддержку многодетным семьям, имеющим детей дошкольного возраста

•предоставление родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания собственных детей

•возможность родителям получать квалифицированную помощь по развитию детей, имеющих ограниченные возможности здоровья

Кто может создать семейный детский сад?

В первую очередь, многодетные родители, а также любая семья, имеющая опыт воспитания собственных детей. В случае, если семья имеет одного или двух детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, то организовать семейный детский сад она может при условии приема не менее трех детей из других семей. Максимально допустимое количество детей в семейном детском саду – 5 человек.

Где создается семейный детский сад?

Семейный детский сад организуется по месту жительства семьи – в квартире или доме, а также на базе любого образовательного учреждения (детский сад, школа) или в ином жилом помещении, принадлежащем лицу, оказывающему услуги по дошкольному образованию, присмотру, уходу и оздоровлению детей, на праве собственности или в арендованных помещениях.

Для того чтобы создать семейный детский сад, нужно обратиться в дошкольный отдел окружного управления образования Департамента образования, сотрудники которого посоветуют ближайший детский сад, работающий по этой системе. Для открытия данного структурного подразделения администрация ДОУ вносит поправки в уже имеющиеся локальные акты и разрабатывает на основе типовых документов, утвержденных для работы с названным проектом, правовую базу с учетом своего профиля, а именно:

положение об организации деятельности семейного детского сада

•должностные инструкции сотрудников семейного детского сада (медсестры, педагога-психолога, социального педагога, воспитателей по физической культуре и музыке)

•приказ о создании структурного подразделения «Семейный детский сад»

•приказ о приеме на работу воспитателя семейного детского сада (приказ о приеме на работу является типовым и по форме не отличается от приказа о приеме обычных сотрудников ДОУ);

•трудовой договор с воспитателем семейного детского сада;

•договор о сотрудничестве с воспитателем детского сада как с роди-телем (составляется по типовой форме и не имеет отличий от договора, составляемого для родителей воспитанников, посещающих обычные группы ДОУ);

•график работы воспитателя семейного детского сада;

•режим дня семейного детского сада.

Главная задача ДОУ— помочь семье успешно адаптироваться к особенностям нового педагогического пространства, организовать методическое сопровождение семьи, открывшей у себя дома детский сад.

Семейный детский сад — явление актуальное. Это одна из форм образования будущего, поэтому задача руководителей ДОУ грамотно развивать и совершенствовать данную форму образования.

Какие существуют требования к открытию семейного детского сада?

Группа семейного детского сада должна быть оснащена необходимым оборудованием, мебелью, соответствующим возрасту и росту детей, с учетом гигиенических и педагогических требований. Образовательное учреждение, к которому прикрепляется семейный детский сад, предоставляет мебель, мягкий инвентарь, посуду и моющие средства, канцелярские товары, игрушки и прочие принадлежности для образовательных целей в соответствии с установленными требованиями.

Для организации работы семейного детского сада необходимо:

•выделить отдельную комнату (комнаты, предусмотрев место для игр и дневного сна

•установить детскую мебель

•выделить игровой уголок, оборудовав его игрушками, развивающими играми, книгами

создать условия для организации питания детей

создать условия для хранения верхней одежды, нательного и постельного белья

•обязательно соблюдать условия для безопасности детей

Как подбираются сотрудники в семейный детский сад?

На должность воспитателя семейного детского сада назначается гражданин (родитель, подавший заявление о создании семейного детского сада, имеющий среднее (полное) общее образование, и не имеющий противопоказаний по допуску к педагогической деятельности. Преимущественным правом для назначения на должность воспитателя семейного детского сада пользуются лица, имеющие среднее или высшее профессиональное педагогическое образование. При подборе воспитателя семейного детского сада учитываются его личные качества, гарантирующие гуманистический характер взаимодействия с детьми.

Семейный детский сад: плюсы и минусы

Общение с родителями показало, что трудности при организации семейных детских садов часто бывают вызваны недопониманием этого вопроса родителями. Многих пугает необходимость составлять «отчетную документацию» по вопросам

воспитательно-образовательной работы и авансовые отчеты по продуктам питания. Многих смущает напряженный график работы мамы-воспитателя: занятия, приготовление пищи, уход за детьми. Конечно, от мамы требуется постоянная повышенная организованность, но эта напряженность оправдывается, ведь благодаря новой форме работы можно профессионально воспитывать и развивать своих детей, используя ресурсы детского сада. Большинство многодетных мам все-таки оптимисты и видят только плюсы такой работы:

•мама трудоустроена, а значит повышается ее социальный статус в глазах близких и окружающих;

•постоянное консультирование мам-воспитателей специалистами детского сада помогает им справиться с возрастными трудностями, возникающими у детей;

•использование ресурсов детского сада помогает маме грамотно проводить занятия с детьми;

•появляется возможность повысить квалификацию или получить образование (даже второе высшее);

•адаптация детей проходит легче в коллективе сверстников;

материальная сторона находится в выигрышном положении — ведь заработная плата мамы-воспитателя выше пособия по уходу за ребенком.

Смотрите так же:  Ты-словечко я-словечко пособие по риторике для старших дошкольников

Минусы семейного детского сада

•Дети круглосуточно находятся с мамой, все заботы по воспитанию и обслуживанию ложатся на ее плечи, у нее практически не остается личного времени

•Маме приходится выполнять роль воспитателя, повара и няни, на нее еще возлагается ведение определенной отчетности и бухгалтерии, а также подготовка к занятиям с детьми

•Необходимо регулярно проходить врачебную комиссию, сдавать анализы и ставить отметку в медицинской книжке

•Если один ребенок заболевает, то у мамы нет возможности отвести остальных на занятия или на прогулку

Роль семейных детских садов на современном этапе развития дошкольного образования

Семья — это маленькое государство, где жизнь протекает по своим правилам, которые передаются от поколения к поколению. Чем крепче семья, тем крепче государство в целом. Эти выражения не простые тезисы — это принципы сосуществования двух институтов: государства и семьи. Непосредственным участником процесса взаимодействия государства и семьи является ребенок. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что ребенок находится в ней в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Первым и наиболее значимым воспитателем для ребенка является мама, которая любит его нежно и безгранично за удачи и поражения, за радости и огорчения, за победы и шалости. Мама передает ему свои знания и умения. Занимаясь с ней, ребенок находится в состоянии наибольшего психологического комфорта и раскрепощения, что, безусловно, благотворно влияет на его развитие.

Актуальные проблемы практики

Ежегодные медицинские осмотры родителей-воспитателей

Ежегодные медицинские осмотры родителей-воспитателей проводятся на общих основаниях, предусмотренных для воспитателей ДОУ.

Перед медицинским осмотром следует оформить медицинскую книжку и предоставить ее в медицинский кабинет ДОУ.

Питание детей в ДОУ

Питание детей из групп семейного детского сада при посещении ими занятий в ДОУ на данный момент невозможно в силу трудности организации процесса кормления и перерасчета компенсаций. Однако администрация детского сада вправе пойти навстречу структурному подразделению, самостоятельно разработав приемлемую форму взаимодействия в данном вопросе.

Календарно-тематическое планирование и отчетность, которые составляют воспитатели семейных детских садов, должны соответствовать программе, по которой работает детский сад. В то же время никакой обязательной формы отчетности не существует, только рекомендации. Предпринимались разные способы научить воспитателей составлять планирование и отчетность, но все они вызывают одни и те же трудности: составление занимает много времени; воспитатель не всегда хорошо представляет себе необходимые действия не только по ведению отчетности, но и по организации воспитательно-образовательного процесса. Кроме того, у многих родителей нет педагогического образования, но даже если есть, зачастую у них отсутствует опыт работы с такого рода документацией. Формы отчетов, разработанные коллективом авторов, облегчат мамам-воспитателям эту работу.

Действующее в детском саду положение об отпусках составлено в соответствии с нормами трудового законодательства РФ, которые не предусматривают возможности замены очередного отпуска денежной компенсацией. Родители-воспитатели приравнены к воспитателям детского сада, работающим на общих основаниях, тогда как выплата компенсации за неиспользованный отпуск возможна только в случае увольнения работника. Воспитателям структурного подразделения «Семейный детский сад», также как и воспитателям ДОУ предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск.

Летний оздоровительный период

В летний период семейный детский сад вправе выехать на оздоровительный отдых, например, на дачу. В этом случае родитель-воспитатель предоставляет в ДОУ соответствующее заявление (с указанием места нахождения структурного подразделения, контактных данных воспитателя, а образовательная деятельность детей осуществляется по месту нахождения структурного подразделения.

Организация питания в семейном детском саду

Система взаимодействия с воспитателями структурного подразделения «Семейный детский сад» при организации питания в каждом ДОУ своя, потому что никаких обязательных требований на уровне законодательства не существует, только рекомендации.

В начале работы воспитателя семейного детского сада желательно познакомить с меню, технологическими картами приготовления блюд, списком рекомендуемых продуктов питания в соответствии с возрастом детей (см. приложение 10, дать общую информацию о стоимости питания. В частности, на данный момент на питание ребенка в возрасте от 2 месяцев до 1,5 лет выделяется 90 рублей в день, в возрасте от 1,5 до 3 лет —93 рубля, а в возрасте от 3 до 7 лет — 106 рублей. Обладая данной информацией, родители могут сами подсчитать, какая сумма может быть компенсирована им за питание, и соответствующим образом про-контролировать закупки продуктов.

Особенности воспитательно-образовательной работы в семейном детском саду

Специфика работы воспитателя семейного детского сада

В чем разница между воспитателем обычного детского сада и родителем-воспитателем семейного детского сада? Самое главное и определяющее в этом вопросе приставка «родитель». Никто, кроме родителей, не может лучше понять ребенка. Родители всегда поймут (даже если ребенок с проблемами в развитии, что хотел сказать или сделать ребенок, почему он обиделся или заплакал. Они успокоят, утешат его, уделят ему столько внимания, сколько нужно, сделают замечание, когда-то и отругают. И ребенок гораздо легче воспримет замечания родного человека, чем чужого, что позволит ему сохранить психологический комфорт. Говоря об особенностях работы родителя-воспитателя, необходимо обратить внимание и на некоторые методические аспекты организации педагогического процесса. Так, воспитатели детских садов чаще всего работают с одновозрастными группами.

Воспитанники же семейного детского сада составляют разновозрастную группу, что вызывает у воспитателя значительные трудности при решении воспитательно-образовательных задач, формировании достаточного уровня знаний и умений детей. Это связано с тем, что методическая литература в основном рассчитана на дошкольные учреждения с одновозрастным составом детей, поэтому организация педагогического процесса требует от педагога знания программы всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования: возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом.

Группы семейного детского сада малокомплектны: в них, как правило, 3—4 ребенка. Это позволяет маме-воспитателю держать в поле зрения всех детей, уделять внимание каждому ребенку, в то время как в детском саду преобладает коллективный подход. Из этого вытекает следующая, и может, самая главная особенность семейного детского сада—индивидуальный подход к каждому ребенку.

Являясь воспитателем семейного детского сада, мама все равно остается мамой. Ей трудно полностью абстрагироваться от своей основной социальной роли родителя и скрупулезно разделить свое общение с детьми на математику, развитие речи и прочие предметы дошкольной программы. Проживая вместе со своими детьми каждый день, она стремится рассказать им о мире, научить чему-то новому и полезному, пере-дать все то лучшее, что есть в ней самой. Кроме того, родитель-воспитатель может приводить детей на занятия в детский сад, к которому прикреплена семья. Воспитанники семейных детских садов могут посещать музыкальные и физкультурные занятия в детском саду, а также занятия с психологом. Родители семейного детского сада при наличии советующего образования могут быть не только воспитателями. В соответствии со штатным расписанием они могу работать на 0,25 ставки психологом, музыкальным руководителем, воспитателем по физкультуре, социальным педагогом, логопедом.

Специфика работы социального педагога в семейном детском саду

Социальный педагог структурного подразделения «Семейный детский сад» — это связующее звено между ДОУ и семьями воспитанников. Основная задача социального педагога — учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, взаимоотношений между родителями и детьми в семье, психологического климата, существующего между педагогами ДОУ, детьми и родителями-воспитателями.

Взаимодействие социального педагога с воспитателями семейных детских садов должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы для гармоничного развития и воспитания ребенка. Выделяют следующие направления работы социального педагога с семьей:

•просвещение по вопросам психологии и педагогики

•формирование у родителей-воспитателей понимания принадлежности к образовательно-воспитательному пространству

•коррекционная работа

Специфика работы медицинской сестры в семейном детском саду

Медицинская работа с воспитанниками структурного подразделения проводится в том же объеме, что и с детьми групп детского сада. В обязанности старшей медсестры входит тщательное изучение медицинских карт детей с целью планирования работы по сохранению и укреплению здоровья каждого воспитанника. Прививки детям из структурного подразделения «Семейный детский сад» в соответствии с планом делает медсестра детского сада под контролем врача-педиатра, который перед вакцинацией осматривает каждого ребенка. На основании данных медицинской карты старшая медсестра дает рекомендации педагогам и специалистам, работающим с детьми. Старшая медсестра проводит работу по организации взаимодействия с воспитателем структурного подразделения по вопросам закаливания, использования здоровьесберегающих технологий на занятиях, прогулке, в играх.

Семейный детский сад – явление для нашей страны новое и безусловно, — одна из форм образования будущего, так как является актуальным явлением, получившим большой отклик среди многодетных семей. Это хорошая альтернатива муниципальному детскому саду, которая дает возможность женщине совместить работу и воспитание детей. Хочется верить, что подобная форма поддержки семей будет вводиться во всех регионах и станет повсеместной.

Алгоритм работы по ознакомлению старших дошкольников с растениями сада Цели: систематизировать знания детей о растениях сада; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе; развивать наблюдательность,.

Алгоритм работы по ознакомлению старших дошкольников с лекарственными растениями Цель: познакомить с видами лекарственных растений, учить правилам их сбора, хранения и применения в лечебных целях; развивать познавательность,.

Смотрите так же:  Советская армия и страховой стаж

Алгоритм работы по ознакомлению старших дошкольников с огородом Цель: Расширять представления детей о культурных растениях, о необходимых условиях для их роста и прививать трудовые навыки. Формирование.

Фотоотчет создания макета «Детский сад моей мечты». 11 сентября мы все в нашем саду отмечали важное событие – День рождения нашего сада. Ему исполнилось 9 лет. Мы каждый год по-разному отмечаем.

Инновационные методы работы с семьей «Семейный театр в ДОУ» Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникшую при объединении людей для достижения общих целей. Одной из форм такой деятельности.

Мастер-класс создания коллективной работы «На льду» (нетрадиционная аппликация) Зима — удивительное и красивое время года. С неба крупными хлопьями падает мягкий, пушистый снежок. Все улицы – в сугробах. Кажется, что.

Организация работы семейного клуба «Общение» в ДОУ (из опыта работы) учитель – дефектолог: Н. В. Исмаилова. На протяжении многих лет наше дошкольное учреждение работает над решением проблемы повышения эффективности.

Развитие музыкальной одарённости детей посредством создания системы работы по художественно-эстетической направленности Шефер Анна Константиновна МДОБУ «Детский сад № 5 «Теремок» город Минусинск Развитие музыкальной одарённости детей дошкольного возраста.

Семейный клуб «Здоровей-ка». Планирование работы с родителями Семейный клуб «Здоровей-ка» Цель работы клуба: Взаимодействие с родителями в процессе улучшения психофизического здоровья младших дошкольников.

Статья «Особенности психического развития ребёнка 3–4 лет» Статья «Особенности психического развития ребёнка 3-4 лет» Для каждого ребенка возраст от трёх до четырёх лет – важный период детства. В.

Перечень документов, необходимых для открытия в образовательной Организации групп СДС (семейного детского сада):

2. Социальный паспорт семьи (для воспитателя/младшего воспитателя, принимающего детей из других семей;

3. Договор с родителями:

4. Доверенность (оформляется на воспитателя/младшего воспитателя семейного детского сада в случае, если в последний принимаются дети из других семей);

5. Личные дела детей.

Личное дело ребёнка включает в себя:

1. Копия свидетельства о рождении;

2. Копия медицинского полиса;

3. Медицинская карта.

Алгоритм организации групп СДС на базе дошкольного отделения образовательной Организации:

1. Обращение в Организацию многодетных родителей (имеющих трёх и более детей дошкольного возраста) с заявлением о намерении открыть семейный детский сад;

2. Проверка комиссией Организации (комиссия утверждается Приказом Директора) жилищных условий семьи;

3. Заключение с работником (как правило, мамой из многодетной семьи) трудового договора о сотрудничестве;

4. Заключение договора между родителем воспитанника и Организацией;

5. Оформление личных дел детей семейного детского сада;

6. Встреча воспитателя семейного детского сада с педагогами и специалистами дошкольного отделения Организации, разработка педагогической документации для воспитателя семейного детского сада, составление графика работы, расписания занятий, проводимых дома и в условиях детского сада;

7. Осуществление контрольных функций со стороны методиста (старшего воспитателя) дошкольного отделения, курирующего семейный детский сад (посещение открытых занятий, периодическая проверка бытовых условий и соблюдение режима дня).

Семейный детский сад: что это и как его открыть?

Юридический ликбез


В связи с большими очередями в детские сады или его большой отдаленностью от места проживания многодетные семьи все чаще начинают пользоваться своим правом и открывают семейные детские сады.

Семейный детский сад — это отличная возможность продолжать воспитывать и обучать своего ребенка дома и при этом получать еще за это заработную плату.

Для работы нам понадобятся:
— Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ);
— Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
— Постановления Правительства Москвы от 30.10.2007 №951-ПП (Далее – ПП Москвы № 951);
— Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ);
— Жилищный кодекс РФ (далее – ЖК РФ);
— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 N 68 (ред. от 14.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3147-13. Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 № 31209) (далее — СанПиН 2.4.1.3147-13)

Основания для открытия семейного детского сада
Правом открыть семейный детский сад обладают многодетные семьи, имеющие 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи (п.1.2 ПП Москвы № 951).
В случае, если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей. При этом нигде нет ограничения на то, что эти дети должны быть также из многодетных семей.

Семейный детский сад является структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования (далее — Учреждение) в соответствии с уставом Учреждения.
Таким образом, для организации семейного детского сада один из многодетных родителей должен прийти в Учреждение и написать заявление на открытие семейного детского сада.

После того, как родитель написал заявление в Учреждение, для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание вводятся дополнительные штатные единицы:
— воспитатель — 1,0 ст.;
— воспитатель по физкультуре — 0,25 ст.;
— музыкальный руководитель — 0,25 ст.;
— старшая медсестра — 0,25 ст.;
— педагог-психолог — 0,25 ст.;
— социальный педагог — 0,5 ст.
Данные штатные единицы определяются из расчета на 3-5 детей для одного семейного детского сада, являющегося структурным подразделением Учреждения.
На должность воспитателя семейного детского сада назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи, в которой создается семейный детский сад.
С многодетным родителем будет заключен договор от имени Учреждения.

Требования к воспитателю семейного детского сада:
— справка об отсутствии судимости;
— высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»);
— медицинская книжка.

Организация питания в семейном детском саду возлагается на воспитателя.
Таким образом, родитель как воспитатель будет обязан обеспечивать питание воспитанников, посещающих семейный детский сад. Есть два варианта: или воспитатель получает продукты в Учреждении, или Учреждение возмещает приобретение продуктов деньгами.

Место открытия детского сада:
— жилое помещение, которое находится в собственности у будущего воспитателя;
— по фактическому месту жительства.

Порядок открытия семейного детского сада в жилом помещении
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Так, собственник может передать в пользование жилое помещение для проживания гражданина по договору найма жилого помещения (ст. 672 ГК РФ). Согласно ст. 678 ГК РФ Наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии. Наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя.
При организации детского сада семейного типа в жилом помещении, необходимо его соответствие СанПиН 2.4.1.3147-13.
Таким образом, до открытия семейного детского сада в жилом помещении, оно должно быть подвергнуто осмотру со стороны Учреждения на предмет соответствия требованиям законодательства, и в случае необходимости в жилом помещении должны быть произведены надлежащие работы и изменения согласно ст. 26 ЖК РФ «…Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения…».
Получается, что если семейный детский сад планируется открыться в жилом помещении, то необходимо согласие собственника.
П. 1.2. Постановления Правительства Москвы от 30.10.2007 №951-ПП (Далее – ПП Москвы № 951) содержит указание на то, что семейный детский сад организуется в многодетных семьях, имеющих 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи.
Таким образом, чтобы открыть семейный детский сад в жилом помещении, которое не принадлежит многодетной семье, необходимо соблюдение двух условий:
1. Письменное согласие собственника на открытие в его жилом помещении семейного детского сада.
2. Договор найма жилого помещения между собственником и членами многодетной семьи.

Все необходимые документы от многодетного родителя предоставляются до открытия семейного детского сада в Учреждение. Процедура аналогична и для других регионов России.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019