Приказ на открытие инклюзивной группы в доу

Инклюзивное образование

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. Inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одной группе (классе), а не в специально выделенной группе (классе).

Восемь принципов инклюзивного образования:

1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2.Каждый человек способен чувствовать и думать;

3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4.Все люди нуждаются друг в друге;

5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России: Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном законе от 24.11.95 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 21.10.2014), Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года), в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Презентация к статье «Инклюзивное образование в ДОУ»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад №49 «Веселые нотки», 4 корпус г. о. Тольятти, Самарской области «Инклюзивное образование в ДОУ» «Предоставьте каждому человеку все те права, которыми бы вы хотели обладать сами». Роберт Ингерсолли Подготовил: Педагог дошкольного образования (воспитатель) Тришина Юлия Юрьевна Г. Тольятти 2016 г

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад — это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ. Актуальность

Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования — исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку. Проблема

«Инклюзия» в переводе с англ. языка inclusive-означает «включенность», с франц. языка inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю , общим словом — включенное образование, термин, используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях Инклюзия (включение) — процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Инклюзия — формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ Что такое «Инклюзия» ? Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех уровнях человеческого функционирования , процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе социально-экономического статуса родителей и других различий

Виды инклюзии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Виды инклюзии условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс: «Временная (точечная) инклюзия- ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. «Частичная инклюзия» — включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми «Полная инклюзия» — посещение ребенком с ОВЗ возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.

Необходимо понять, что инклюзия – это не интеграция, это более широкое понятие! Дети живут вместе в обычной группе детского сада Специалисты помогают детям. Обычные группы изменяются. Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка Дети учатся терпимости — воспринимают человеческие различия как обычные. Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью. Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих Выделение «особых» групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Равные возможности для каждого! Мир без границ!

Ц ель и задачи инклюзивного ДОУ и процесса модернизации образования : Специфические задачи: квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников; интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности; формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ Цели и задачи — система задач трех уровней: коррекционный- исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ; профилактический — предупреждение отклонений и трудностей в развитии ; Развивающий — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития . И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

Смотрите так же:  Возврат товара по причине поломки

Техническое оснащение образовательных учреждений; Разработка специальных учебных курсов для педагогов и воспитанников, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами; Необходимые специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ОВЗ в ОУ; Значительная корректировка мировоззренческих инвариантов (универсалий) ее научного анализа, уточнения; В некоторых случаях и изменения, самой категориальной «матрицы» системного моделирования; Разработка временных атрибутов этапов развития системы, для чего, опираясь на общую теорию гармонии систем, необходимо введение категории меры, определяющей «… характер «фазного», ступенчатого движения от одного состояния к другому» Меры для решения поставленных задач :

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. В тоже время практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок !

Немного из истории Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап развития системы образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. О проблеме инклюзивного образования говорить начали давно, но начиная с 1970-х годов, она стала приобретать все большие масштабы В США инклюзивные ДОУ стали серьезной альтернативой специализированным. По данным министерства образования в США более 50 % детей дошкольного возраста с ОВЗ воспитываются в государственных инклюзивных ДОУ. В Швеции и Португалии почти все дети с ОВЗ посещают общие детские сады. В Венгрии, Франции и Германии действуют специализированные учреждения, и разные формы инклюзивных ДОУ. Количество детей, посещающих инклюзивные дошкольные учреждения, в разных регионах каждой из этих стран разное. В Германии около 80 % детей дошкольного возраста с ОВЗ. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation); мэйнстриминг (mainstreaming) — предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах; интеграция (integration) — приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них; предполагает пространственное «соприсутствие» детей с особенностями развития и обычных детей в ДОУ . Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей разделение «особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека как полноправного участника образовательного процесса; включение, или инклюзия — реформирование детских садов и школ перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

В России начали решать проблему социализации детей с ОВ через создание специальных реабилитационных центров. Основная особенностью такого центра — только здоровые педагоги общались с детьми-инвалидами. Первые инклюзивные ОУ появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 годов. В Москве в 1991 году школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321). Основная особенность в случае инклюзивного образования — здоровые дети общаются с детьми инвалидами В 1992 году в России в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции В 2001 году участники конференции приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ОВЗ. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования Российской Федерации приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ОВЗ ». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации педагогов ОУ.

Инклюзивного обучения — педагогическая система, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития и обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта». Л.С. Выготский «Сегодня единого определения инклюзии применительно к процессам, происходящим в детских дошкольных учреждениях, нет. инклюзия на уровне дошкольных образовательных учреждений – явление относительно недавнее.» Сэмюэл Л.Одом Инклюзия – это нечто большее, чем просто быть вместе. Это процесс создания воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот. Это также подразумевает организацию возможностей для активного участия всех детей – типично развивающихся и детей с ограниченными возможностями — в занятиях, которые имеют место в их общей группе детского сада”. Концептуально европейские ученые. Высказывания великих людей

«Инклюзивное (включающее) образование – это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности» Д.А. Медведев «…Из того, как общество относится к инвалидам делают выводы о том, насколько оно цивилизовано. И России здесь есть чему учиться» В.В. Путин

« Наша новая школа» Модернизация дошкольного образования – одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, принятой Правительством РФ в 2011 год. Ряд мероприятий, предусмотренных программой, направлены не только на повышение качества образовательных услуг, но и на улучшение инфраструктуры детских садов. В Национальной образовательной инициативе « Наша новая школа» одним из приоритетных направлений является обеспечение для каждого ребенка индивидуального подхода, минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ОВЗ, детей-инвалидов… Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени учреждений ведется борьба».

Основные проблемы инклюзивного образования в России Несовершенная образовательно-организационная система ДОУ, в условиях слабого нормативно-правового обеспечения, на уровне документов, регламентирующих финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса слабое методическое обеспечение ДОУ не готово самостоятельно оказать им необходимую и организованную специальную помощь инклюзивное образование требует создания психологически комфортной среды при попадании ребенка с ОВЗ в новые группы состояние материально-технической базы, так как развитие инклюзии в ДОУ находится в прямой зависимости от решения вопросов финансирования пребывания ребенка с особенностями в ДОУ. кадровое обеспечение служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ; не разработанность тезаурусного поля инклюзии и вопросов толерантности недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс ребенка с ОВЗ культура в освещении темы о детях с ОВЗ и их инклюзии СМИ и сложившийся менталитет общественного восприятия;

Педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом) активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию. Преимущества инклюзивного образования : Социального характера: развитие самостоятельности через предоставление помощи; обогащение коммуникативного и нравственного опыта; формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность. Психологического характера: исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности Медицинского характера: подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме; исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

Законодательная база в области инклюзивного образования: Международные правовые акты: Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями -1994 год; Даккарская рамочная концепция действий по развитию образования – 2000 год; Конвенция ООН о правах инвалидов – 2006 год. Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г Российское законодательство: Конституция Российской Федерации . «Конвенция о правах ребенка». Декларации прав ребенка Закон РФ « Об образовании» (в редакции ФЗ от 13 января 1996 года N 12-ФЗ с изменениями на 24 апреля 2008 года) Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 617 ФЗ от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» — Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р; Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении Типового положения о ДОУ Приказы Министерства образования и науки РФ: от 14 .08.2009 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики работников образования»; от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО » Программа «Доступная среда для инвалидов», Концепция непрерывного образования. Письма Министерства образования и науки РФ: от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)»; от 16.01.2001 № 03-51ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»; от 18.04.2008 № АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами ». Рекомендации Мин. образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2009, № АФ-150/06

Смотрите так же:  Федеральный закон о судебной службе рф

принятие решения о переходе на инклюзивную модель педагогической практики ( приказ учредителя, положение) осознание ценностей инклюзивной модели образования всеми участниками образовательного процесса; постановка целей; анализ условий; подбор и создание средств и методов; оценка результатов; коррекция деятельности Обязательные процедуры перехода на инклюзивную модель педагогической деятельности ДОУ

1. Положение об инклюзивных группах. 2. Приказ учредителя об открытии на базе конкретного дошкольного образовательного учреждения инклюзивной группы. 3. Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором указываются конкретные образовательные услуги, предоставляемые учреждением в разделе «Образовательная деятельность» с полным их перечнем. 4. Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании инклюзивной группы. 5. Штатное расписание. 6. Должностные инструкции. 7. Договор с родителями. Примерный перечень документации, обеспечивающей работу ДОУ с инклюзивными группами:

Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда. Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда. Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда. Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок» – дети разных категорий и специалисты. Массовые детские сады, в которых создается инклюзивная дошкольная группа в режиме полного дня; Центр игровой поддержки развития (ЦИПР) Структурные подразделения ДОУ, осуществляющее инклюзивное образование: Модель дошкольного инклюзивного образовательного учреждения: научно-методический совет ДОУ; ПМП(к) ДОУ; педагогический коллектив инклюзивной группы/групп/структурных подразделений; родители, Родительский комитет; Попечительский совет.

Приоритеты построения модели инклюзивного образования Принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса; Приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе; Приоритетное развитие коммуникативных и практических компетенций; Профилактика и преодоления инвалидизации и искусственной изоляции семьи особого ребенка Знание психологических закономерностей и особенностей «особых» детей. Знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса. Умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми с субъектами образовательной среды (педагогами, детьми, родителями)

эволюционности и поэтапности развития инклюзивной практики; индивидуального и междисциплинарного подхода. вариативной развивающей среды и методической базы обучения и воспитания. модульной организации образовательных программ. самостоятельной активности ребенка- индивидуализация и социальное взаимодействие; семейно- ориентированного сопровождения партнерское взаимодействие с семьей. динамического развития образовательной модели детского сада. активного включения всех участников образовательного процесса природособразности образования -соответствие содержания, приемов и методов обучения и воспитания возможностям и потребностям ребенка системности и непрерывности Принципы инклюзии Реализация принципа мультидисциплинарности будет обеспечена созданием команды специалистов, осуществляющей «сопровождение» всех субъектов образовательной деятельности ( родителей, педагогов, детей)

в ДОУ есть лидер, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать правильную команду, обучать ее и умеет строить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями; предметно-развивающая среда ДОУ доступная и развивающая, оснащена современным оборудованием хорошее методическое обеспечение; профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход; адекватное нормативно-правовое обеспечение; открытая система взаимодействия с социумом Условия успешного внедрения инклюзивного дошкольного образования

аналитико-статистическое -сбор и обработка информации методическое обеспечение — подбор методических материалов и т.д. информационно-просветительское -выставки, различные мероприятия социально- педагогическое — оказание адресной дифференцированной помощи всем субъектам образовательной деятельности программно-структурное — организация и содержательная разработка последовательных этапов по психолого — педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности содержательное — определение содержания, форм и методов интегрирования педагогических задач в практику дошкольного и семейного воспитания развитие безбарьерной среды в ДОУ- доступность ДОУ, обследование социально-бытовых и технических условий семей детей-инвалидов результативность обучения — промежуточная, итоговая образовательная деятельность — обследование, анкетирование, консультации кадровое обеспечение — повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме Направления плана развития инклюзивного образования в ДОУ

1 Запрос на обследование ребенка: администрация(мониторинг) , педагоги, родители(проблема в развитии ) 2 Обследование и согласование деятельности всех специалистов по коррекционно-развивающей работе: педагоги(дефектолог, логопед, психолог), специалисты, воспитатели 3. Реализация рекомендаций консилиума 4. Анализ эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми. Общая стратегия деятельности участников образовательного процесса в инклюзивной группе Построение инклюзивного процесса в группе ДОУ Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы — беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка ,наблюдение за поведением в группе Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, Составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

ИОМ разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и включал следующие базовые направления: смена ведущих мотивов деятельности, развитие эмоционально-делового и предметного общения, развитие и активизация общих движений, развитие предметных действий и предметной деятельности, развитие наглядно-действенного мышления, интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи, овладение различными навыками в процессе подражания, становление представлений о себе, формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности закрепление навыков самообслуживания Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ОВЗ

Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ Содержание работы с детьми ОВЗ определяется комплексными и парциальными программами реализуемыми в ДОУ. Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах; Индивидуальная программа обучения (ИПО); Компетентный подход и инклюзивное образование. Педагоги, варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. . Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенка

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт, проблемы, перспективы развития

Реальность нынешнего времени такова, что многие семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), осознают важность и необходимость дошкольного образования. Каждый год в нашу дошкольную организацию МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 230» поступают дети с особенностями развития. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. Сегодня в нашей дошкольной образовательной организации насчитывается 117 детей с ОВЗ (23% всего списочного состава), из них около 3% составляют дети с инвалидностью.

Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования обеспечивают права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, в том числе детей с ОВЗ [2]. Создание нормативно-правовой базы важный и необходимый шаг в организации инклюзивного образования, однако не достаточный.

На наш взгляд, именно перед дошкольной организацией встает ряд задач, решение которых позволит удовлетворить субъективные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья [3]. Так как, по нашему мнению, инклюзия на уровне дошкольного уровня образования наиболее перспективна и менее противоречива, поскольку ориентирована на цели развития ребёнка.

Мы полагаем, что основой организации инклюзивного образования в детском саду являются:

1) разработка и реализация индивидуальных маршрутов, что создаст условия для обеспечения равных возможностей для полноценного развития ребёнка в период дошкольного детства независимо от физических и (или) психологических недостатков в развитии детей (в том числе детей-инвалидов);

2) реализация многообразных моделей инклюзии позволит создать условия получения образования, удовлетворяющие индивидуальные потребности всех детей, в том числе с ОВЗ.

Для проверки данного предположения мы разработали проект «Индивидуальные инклюзивные маршруты для детей с ОВЗ как фактор обеспечения полноценного развития ребёнка в дошкольной образовательной организации».

Цель проекта: выработать механизм формирования индивидуальных маршрутов для включения детей с ОВЗ в единый образовательный процесс дошкольной образовательной организации; апробировать разнообразные модели инклюзивного дошкольного образования.

Исходя из плана реализации инновационного проекта в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 230» была проведена следующая работа.

Была разработана нормативная база, которая включает в себя ряд документов:

— положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ;

— положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.);

— положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в т.ч. через договор о сотрудничестве с ППМС-центром «Детство» г. Краснодара и с ресурсными центрами – специальными (коррекционными) образовательными учреждениями;

Смотрите так же:  Бюджетная отчетность и бухгалтерская отчетность в чем разница

— договор с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ;

— положение о разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка;

— положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы;

— должностные инструкции, определяющие обязанности работников образовательной организации, работающих с детьми с ОВЗ;

— правила внутреннего распорядка;

— положение о внутрифирменном обучении и повышении квалификации педагогического состава.

Согласно положению о внутрифирменном обучении и повышении квалификации педагогического состава, повышение профессиональной подготовки педагоги детского сада осуществляли, используя различные формы: самообразование, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, проектную деятельность, вебинары, участие в конференциях и форумах.

Результатом проведения мероприятий стало повышения уровня профессиональной квалификации, актуализации проектно-ориентированной деятельности, развития педагогических компетенций педагогического состава детского сада. Деятельность педагогического состава по работе с детьми с ОВЗ активизировалась и приобрела творческий характер. Самое главное – деятельность педагогического коллектива по реализации образовательной деятельности детей с ОВЗ приобрело системный и научно обоснованный характер.

Одной из задач реализации проекта стала разработка механизма формирования индивидуального образовательного маршрута. В рамках данной работы возникла необходимость проектирования различных организационных форм инклюзии детей с ОВЗ.

Координации деятельности педагогического коллектива ДОО по включению детей с ОВЗ в образовательный (воспитательный) процесс способствует возложение обязанностей координатора по инклюзии на одного из специалистов ДОО — координатора по инклюзии — это специалист с высшим педагогическим, дефектологическим или психологическим образованием (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог), имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития, прошедший профессиональную подготовку в области инклюзивного образования. Обязанности координатора выполняет старший воспитатель. Основная цель работы координатора — обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ОВЗ и их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательного учреждения к новым условиям функционирования. В обязанности координатора по инклюзии входит:

— взаимодействие с ПМПК для получения рекомендаций по определению образовательного маршрута и условий, необходимых для эффективного включения и успешной адаптации ребенка в ДОО;

— организация подготовки персонала инклюзивной группы к приходу ребенка с ОВЗ — проведение беседы об особенностях его развития, методах работы с ним и создании необходимых условий в группе;

— организация подготовки родителей детей к приходу в группу ребенка с ОВЗ — проведение бесед на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ, организация совместных детско-родительских мероприятий с участием семей, воспитывающих детей с ОВЗ;

— организация методической помощи специалистам по адаптации каждого ребенка с ОВЗ и включению его во взаимодействие с другими детьми;

— организация взаимодействия специалистов и воспитателей инклюзивных групп: еженедельные рабочие встречи с обсуждением результатов работы по каждому ребенку;

— контроль за ведением документации по каждому ребенку специалистами ДОО, посещение занятий специалистов;

— организация и контроль за проведением психолого-педагогической диагностики с целью отслеживания динамики развития ребенка (2 раза в год);

— организация работы ПМПк по обсуждению достижений каждого ребенка (3 раза в год — плановые консилиумы, а также по запросу родителей или педагогов);

— организация взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ: встречи с родителями, беседы, консультации, информационная поддержка, составление индивидуального плана развития ребенка с учетом интересов семьи, привлечение родителей к участию в коррекционно-развивающей работе, организация встреч родителей со специалистами, консилиума с участием родителей — по запросу родителей или педагогов;

— налаживание сотрудничества со специалистами других организаций, занимающихся с ребенком с ОВЗ, посещающим ДОО (ППМС-центр), организация совместных встреч, выработки единой стратегии коррекционно-развивающей работы;

— организация преемственности инклюзивного образования: помощь в выборе ОО при переходе ребенка на следующий уровень образования (из детского сада в школу), налаживание контактов с педагогическим коллективом ОО, в которое поступает ребенок с ОВЗ, помощь в его адаптации;

— совместно с членами административной группы организация открытых занятий, мастер-классов, семинаров с целью повышения квалификации педагогического состава, семинаров и тренингов для родителей.

Таким образом, координатор по инклюзии создает необходимые условия совместной работы коллектива ДОО и родителей для наиболее эффективной реализации программы развития и реабилитации каждого ребенка с ОВЗ и его социализации в инклюзивной группе.

За текущий период реализации проекта нами апробированы две модели инклюзии детей с ОВЗ в образовательную среду детского сада. Правовой и методологической основой разработки моделей стали нормативные документы о правах детей с ОВЗ, организации их образования, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, исследования в области дефектологических знаний.

Модель 1 предполагает включение одного-двух детей с ОВЗ в группу детей без ограничения в здоровье и реализация индивидуального подхода к обучению по стандартной программе на основе создания специальных условий рекомендованных психолого-медико-педагогической комиссией и/или индивидуальным планом реабилитации. Индивидуальный подход педагога предполагает:

— обстоятельное знакомство ребенка с образовательной средой;

— изучение индивидуальных особенностей ребенка и подходов работы с ним;

— персональное обращение и четкое инструктирование;

— индивидуальный темп, стиль взаимодействия и специальные задания;

— подключение помощников и посредников;

— сотрудничество со специалистами сопровождения (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, тьютором);

— тесное взаимодействие с семьей и др.

Такой педагогический подход осуществим при условии методической обеспеченности и творческого поиска воспитателя, поддержки в педагогическом коллективе.

Ребенок получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.

В нашем детском саду это дети с амблиопией, ахондроплазией и двухсторонней сенсоневральной тугоухостью. Неукоснительным условием реализаций этой модели является регулярная психолого-педагогическая поддержка ребенка, которая отражается в его индивидуальном образовательном маршруте, согласованном с родителями воспитанника. Обязательным условием освоения этой модели является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.

Модель 2 – предполагает открытие специализированной группы компенсирующего обучения для детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированной программе со значительным числом общеразвивающих занятий, совместных мероприятий и часов общения со сверстниками не имеющих таких ограничений. Численность группы – 15 детей. В нашем детском саду это были дети с общим недоразвитием речи I-II уровня и дети с задержкой психического развития. Разработка индивидуальных маршрутов в этом случае проводиться на основе адаптированной образовательной программы для каждого ребенка с ОВЗ, учитывает его особенности, ресурсы и ограничения.

Апробируемая нами структура формирования индивидуального (инклюзивного) образовательного маршрута включает в себя четыре основных этапа. Первый этап – комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ с целью определения актуального уровня развития и их потенциальных возможностей. Второй этап включает в себя информирование родителей при составлении индивидуального образовательного маршрута. На третьем этапе специалисты ПМПк проводят психолого-педагогическую оценку динамики развития ребенка с ОВЗ. Четвертый этап включает в себя мониторинг образовательной и социальной адаптации всех детей группы компенсирующей направленности (инклюзивной группы) [1].

Условием освоения этой модели является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Основная задача ДОО в сотрудничестве со специалистами – разработка и корректировка индивидуальных инклюзивных маршрутовна основе адаптированной образовательной программы для каждого ребенка с ОВЗ на основе изучения его особенностей, ресурсов и ограничений; обобщения опыта и результатов образования на более ранних этапах. В связи с этим, педагоги, работающие в специализированных группах, обеспечивают творческое отношение к процессу обучения ребенка, подстраивая под него общеобразовательную программу и принципы дошкольного обучения.

Промежуточные итоги реализации проекта позволяют констатировать, что создан механизм управления инновационной деятельностью в дошкольной организации; повысился уровень мотивации участия в проекте участников образовательного процесса; разработан механизм формирования индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ; возрос уровень профессионального мастерства педагогов.

Одной из основных проблем с которой мы столкнулись при организации инклюзивного образования является формальный подход в заключениях ПМПК об организации специальных образовательных условий. Этот факт ограничивает возможность в формировании индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

Дальнейшая работа полагает внесение изменений в Устав образовательной организации касающихся организации обучения и воспитания детей с ОВЗ. Для системной работы с родителями воспитанников с ОВЗ планируем открытие консультационного пункта. В рамках совершенствования системы формирования индивидуального маршрута апробировать разработанную нами методику составления плана образовательной деятельности в группах реализующих инклюзивную практику.

1. Азлецкая Е.Н., Гонтаренко И.В. Механизм формирования индивидуального образовательного (инклюзивного) маршрута в дошкольной образовательной организации // Концепт. – 2015. – Социальное неравенство: проблемы и риски гетерогеннных групп. – ART 95642. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95642.htm. – ISSN 2304-120X.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155

108shagov.ru. Все права защищены. 2019