Приказ минздрава 770 диспансеризация

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА СССР ОТ 14.12.1990 N 487 «ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА СССР N 770 ОТ 30.05.86 «О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕОБЩЕЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ПРИКАЗ

14 декабря 1990 г.

N 487

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА СССР N 770 ОТ 30.05.86

«О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕОБЩЕЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ»

В целях придания большей самостоятельности руководителям, врачам амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений), рационального использования кадров медицинских работников, приказываю:

1. Считать, что «Инструкция по диспансеризации больных и лиц с факторами риска в амбулаторно-поликлинических учреждениях», утвержденная приказом Минздрава СССР от 30.05.86 N 770 «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» (приложение N 9 приказа), носит рекомендательный характер.

2. Главному управлению организации медицинской помощи, Управлению специализированной медицинской помощи совместно с ВНИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко в срок до 01.06.91 разработать методические рекомендации о порядке проведения диспансеризации населения в условиях перевода отрасли здравоохранения на новые методы хозяйствования.

3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения СССР тов. Москвичева А.М.

О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения

Руководствуясь решениями XXVII съезда КПСС о дальнейшем укреплении здоровья советских людей, профилактике и снижении заболеваемости, увеличении продолжительности их активной жизни и с целью обеспечить введение всеобщей диспансеризации населения страны.

1.1. «Положение о порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» (приложение 1).

1.2. «Положение об отделении (кабинете) профилактики амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений)» (приложение 2), «Положение об анамнестическом кабинете отделения профилактики амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений)» (приложение 3), «Положение о смотровом женском кабинете отделения профилактики амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений)» (приложение 4), «Положение о кабинете пропаганды здорового образа жизни отделения профилактики амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений)» (приложение 5), «Положение о кабинете централизованного учёта ежегодной диспансеризации всего населения отделения профилактики амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений)» (приложение 6), «Положение о кабинете функциональных (инструментальных) исследований отделения профилактики амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений)» (приложение 7).

1.3. «Анамнестическую анкету [для отделения (кабинета) профилактики]» (приложение 8).

1.4. Инструкцию по диспансеризации больных и лиц с факторами риска в амбулаторно-поликлинических учреждениях (подразделениях) (приложение 9).

1.5. Перечень базовых лечебно-профилактических учреждений и территорий, осуществляющих работу по дальнейшему совершенствованию организационных форм всеобщей диспансеризации населения (приложение 10).

1.6. «Дополнения и изменения штатных нормативов медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений в связи с ежегодной диспансеризацией всего населения» (приложение 11).

1.7. Изменённую форму №131/У–86 «Карта учёта диспансеризации» (приложение 12).

1.8. Список форм первичной медицинской документации, введённый приказом Министерства здравоохранения СССР от 04.10.80 г. №1030, подлежащих использованию в изменённом виде (приложение 13).

1.9. «Инструкцию о порядке учёта ежегодной диспансеризации всего населения» (приложение 14).

1.10. Примерную должностную инструкцию заведующего отделением (кабинетом) профилактики амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения) (приложение 15).

1.11. Примерную должностную инструкцию медицинской сестры анамнестического кабинета отделения (кабинета) профилактики амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) (приложение 16).

1.12. Примерную должностную инструкцию акушерки смотрового женского кабинета отделения (кабинета) профилактики амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) (приложение 17).

1.13. Примерную должностную инструкцию медицинской сестры кабинета централизованного учёта ежегодной диспансеризации всего населения отделения (кабинета) профилактики амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) (приложение 18).

1.14. Примерную должностную инструкцию медицинской сестры кабинета функциональных (инструментальных) исследований отделения (кабинета) профилактики амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) (приложение 19).

1.15. Примерную должностную инструкцию медицинской сестры кабинета пропаганды здорового образа жизни отделения (кабинета) профилактики амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) (приложение 20).

Нормативная база по организации и проведению дополнительной диспансеризации работающего населения

1. Указ Президента Российской Федерации № 825 от 28 июня 2007 года «Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 921 «О порядке предоставления в 2008 — 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан».

3. Постановление Правительства Российской Федерации № 286 от 15.05.2007 г. «О программе государственных гарантий оказания гражданам российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год».

4. Приказ Министерства здравоохранения СССР № 770 от 30.05.1986 г. «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения».

5. Приказ Минздравсоцразвития от 20.02.2008 г. № 80 — н «О проведении в 2008 – 2009г.г. дополнительной диспансеризации работающих граждан» (в Министерстве юстиции РФ регистрационный № 11284 от 05.03.2008г.).

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 765 от 07.12.2005 г. «Об организации деятельности врача-терапевта участкового».

7. Приказы Минздравсоцразвития: №282 от 19.04.2007 г., №324 от 11.05.2007 г., №325 от 11.05.2007 г., №326 от 11.05.2007 г. – Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового; медицинской сестры участковой; врача общей практики (семейного врача); медицинской сестры врача общей практики (семейного врача) — в соответствии с указанной последовательностью приказов.

8. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 154 от 15.03. 2006г. «О мерах по совершенствованию оказания медицинской помощи при заболеваниях молочной железы»

9. Постановление Совета администрации Красноярского края №116-П от 13.05.2008 г. «О программе государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи на 2008 г.».

10. Закон Красноярского края от 20.12.2007 г. № 4-1014 «О краевой целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2008-2010 годы».

11. Приказ департамента здравоохранения и социального развития администрации Красноярского края № 14-0 от 07.05.2008 г. «О реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в части проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан на территории Красноярского края в 2008 г.»

12. Приказ управления здравоохранения администрации Красноярского края № 226-орг. от 26.05.2004 г. «О развитии сети школ в учреждениях здравоохранения края для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска».

13. Приказ агентства здравоохранения и лекарственного обеспечения администрации Красноярского края № 133-орг.от 20.03.2008 г., № 290-орг. от 12.05.2008 г.- о выполнении подпрограммы «Артериальная гипертония».

Смотрите так же:  Военные пенсии увольнение по болезни

14. Письмо агентства здравоохранения и лекарственного обеспечения администрации Красноярского края № 20-00/6750 от 12.05.2008 «Разъяснение к приказу № 133-орг. от 20.03.2008 г.»

15. Положение «Об организации деятельности «Школ здоровья» в учреждениях здравоохранения Красноярского края», утверждены руководителем агентства здравоохранения и лекарственного обеспечения администрации Красноярского края 12.03.2008 г.

16. Методические рекомендации «Организация профилактической работы в медицинских учреждениях Красноярского края» (Часть II), утверждены руководителем агентства здравоохранения и лекарственного обеспечения администрации Красноярского края 18.02.2008 г.

Диспансеризация населения

Диспансеризация взрослого населения проводится один раз в 3 года

С 1 января 2013 года вступил в силу приказ Минздрава России от 3.12.2012 №1006н «Об утверждении Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения». Приказ составлен в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которой определены понятия медицинские осмотры и диспансеризация населения.

Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска.

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп взрослого населения в соответствии с законодательством Российской Федерации

Профилактический медицинский осмотр проводится в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для граждан по сохранению здоровья

Диспансеризация в нашей стране имеет многолетнюю историю. Программа всеобщей диспансеризации населения была принята в 1986 году (приказ МЗ СССР от 30.05.1986№770), согласно которой в поликлиниках были созданы отделения и кабинеты профилактики, увеличена численность участковых врачей и педиатров, улучшено лабораторно-инструментальное оснащение. По результатам диспансеризации рекомендовалось выделять группы здоровых, практически здоровых и больных. Впервые указывалось, что в каждой из вышеперечисленных групп следует учитывать лиц с факторами риска возникновения определенных заболеваний (производственного, бытового, генетического характера) и давались рекомендации по их диспансерному наблюдению.

Диспансеризация взрослого населения проводится путём углубленного обследования граждан в целях:

— раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации, основных факторов риска их развития;
— определения группы состояния здоровья, проведения необходимых профилактических, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска их развития;
— проведения краткого профилактического консультирования для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска их развития, индивидуального углубленного и группового профилактического консультирования (школа пациента) гражданам с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском;
— определения группы диспансерного наблюдения.

Базовые принципы совершенствования диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров граждан.

1.обоснование комплекса применяемых методов с позиции медико-экономической целесообразности.
2.широкий охват всех слоев населения системой регулярных профилактических медицинских осмотров, дифференцированных лечебно-профилактических мероприятий (в т.ч. непосредственно в процессе диспансеризации) с динамическим наблюдением.
3.организационная основа территориально-участкового принципа.
4.реализация в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, которая является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Руководитель медицинской организации и медицинские работники отделения (кабинета) медицинской профилактики (в том числе входящего в состав центра здоровья), принимающие участие в проведении диспансеризации, являются ответственными за организацию и результаты проведения диспансеризации населения.

Особенности диспансеризации взрослого населения.

1. Диспансеризация проводится бесплатно в рамках программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.
2. Масштабность (привлечение всех возрастных категорий граждан).
3. Двухэтапность проведения диспансеризации.
4. Дифференцированное обследование при проведении диспансеризации (в зависимости от пола, возраста).
5. Наблюдение и коррекция факторов риска, а также динамическое наблюдение.
6. В зависимости от категории граждан диспансеризация проводится 1 раз в 3 года или ежегодно.

Порядок предусматривает проведение в медицинских организациях следующих групп взрослого населения:

— работающего населения
— неработающего населения
— обучающихся в образовательных организациях по очной форме.

Порядок не применяется в случаях, когда законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения диспансеризации отдельных категорий граждан (приказы Минздрава России от 26.05.2003 №216 «О диспансеризации граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 14.12.2009 №984н «Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлениюна государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или её прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения».

Диспансеризация взрослого населения проводится 1 раз в 3 года.

Первая диспансеризация проводится гражданину в календарный год, в котором ему исполняется 21 год, последующие — с трехлетним интервалом на протяжении всей жизни.

Инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда, и признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья независимо от возраста проходят диспансеризацию ежегодно.

Маршрутизация при диспансеризации.

Гражданин проходит диспансеризацию в медицинской организации, в которой он получает первичную медико-санитарную помощь.
Для прохождения диспансеризации необходимо обратиться к врачу терапевту участковому или в кабинет профилактики для получения информации о перечне клинико-рентгенологических обследований и консультаций специалистов, о дате и времени явка на диспансеризацию. Перечень, выполняемых при проведении диспансеризации исследований и осмотров врачами или фельдшером/акушеркой меняется в зависимости от возраста и пола гражданина. Диспансеризация проводится в два этапа. Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами – специалистами для уточнения диагноза заболевания (состояния) на втором этапе диспансеризации.

Первый этап диспансеризации включает в себя:

1.Опрос (анкетирование), выявляет факторы риска развития заболеваний, по специально утвержденной форме.
2.Антропометрия (измерение роста, веса, окружности талии), рассчитывается индекс массы тела.
3.Измерение артериального давления.
4.Определение уровня общего холестерина.
5.Определение уровня глюкозы.
6.Определение суммарного сердечнососудистого риска (SCORE) проводится гражданам с 40-65 лет.
7.ЭКГ (для мужчин старше 35 лет, для женщин с 45 лет и старше, при первичном прохождении всем).
8.Осмотр фельдшера (акушерки), включая взятие мазка с шейки матки на цитологию (для женщин).
9.Флюорография легких.
10. Маммография для женщин с 39 лет и старше.
11. Клинический анализ крови (развернутый для граждан в возрасте 39 лет и старше с периодичностью 1 раз в 6 лет).
12. Анализ крови биохимический (общий белок, альбумин, фибриноген, креатинин, общий билирубин, АсАТ, АлАТ, глюкоза, холестерин, Na, K с 39 лет и старше с периодичностью 1 раз в 6 лет).
13. Общий анализ мочи.
14. Исследование кала на скрытую кровь (для граждан в возрасте 45 лет и старше).
15. Определение уровня простат специфического антигена в крови (для мужчин в возрасте старше 50 лет).
16. УЗИ органов брюшной полости (для лиц старше 39 лет и старше с периодичностью 1 раз в 6 лет).
17. Измерение внутриглазного давления (для граждан в возрасте 39 лет и старше).
18. Осмотр невролога (для граждан в возрасте 51 и старше с периодичностью 1 раз в 6 лет).
19. Осмотр и заключение врача терапевта (определяет группу здоровья, группу диспансерного наблюдения и проводит краткое профилактическое консультирование).

Смотрите так же:  Как заплатить налог на машину 2019 год

Основные способы, используемые для приглашения граждан на диспансеризацию:

— приглашение во время приема;
— приглашение через регистратуру;
-приглашение по телефону;
— подворные обходы;
-размещение информации в местах массовых скоплений населения, медицинских учреждениях, местных СМИ.

Второй этап проводится с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания и включает в себя:

1.Дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий (проводится в случае подозрения на ранее перенесенное острое нарушение мозгового кровообращения по результатам анкетирования, по назначению врача невролога, а также для мужчин 45 лет и старше, и женщин старше 55 лет при наличии комбинации 3 факторов риска АД, дислипидемия, избыточная масса тела и ожирение).
2.ФГДС (для граждан старше 50 лет при выявлении жалоб, свидетельствующих о возможности онкологических заболеваний верхних отделов ЖКТ).
3.Осмотр консультация врача невролога (в случае указания или подозрения на ранее перенесенное ОНМК по результатам анкетирования, а также для граждан не прошедших осмотр врача –невролога на первом этапе).
4.Осмотр (консультация) врача хирурга или уролога (для мужчин старше 50 лет при выявлении повышенного содержания простатспецефического антигена в крови или выявлении по результатам анкетирования жалоб, свидетельствующих о возможных заболеваниях предстательной железы).
5.Осмотр (консультация) врача хирурга или колопроктолога (для граждан в возрасте 45 лет и старше при положительном анализе на скрытую кровь).
6.Колоноскопия или ректороманосопия (для граждан 45 лет и старше по назначению врача хирурга или колопроктолога).
7.Определение липидного спектра крови (при повышении уровня общего холестерина крови).
8.Осмотр (консультация) врача акушер-гинеколога (для женщин с выявленными патологическими изменениями по результатам цитологического мазка).
9.Определение гликилированного гемоглобина (для лиц с выявленным повышенным уровнем глюкозы).
10. Осмотр (консультация) врача офтальмолога (для граждан в возрасте 39 лет и старше, имеющих повышенное внутриглазное давление).
11. Осмотр терапевта.

Врач терапевт по результатам определяет состояние здоровья, группу диспансерного наблюдения, направляет на групповое консультирование в школу пациента, для получения специализированной, в т.ч. высокотехнологической медпомощи, на санаторно-курортное лечение. При выявлении показаний к проведению дополнительных исследований осмотров, не входящих в объём диспансеризации они назначаются с учётом порядков и стандартов оказания медицинской помощи.

Все результаты осмотров и исследований вносятся в маршрутную карту, которая подшивается в медицинскую карту амбулаторного больного.

На основе сведений о прохождении диспансеризации медицинские работники кабинетов медицинской профилактики заполняют «Карту учета диспансеризации». Информация о результатах диспансеризации вносится врачом терапевтом в паспорт здоровья, который выдаётся пациенту на руки.

Документация, которая заполняется при прохождении диспансеризации:

· Анкета по выявлению хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития.
· Маршрутная карта и основные результаты диспансеризации.
· Карта учета диспансеризации (хранится в учреждении).
· Паспорт здоровья (выдается гражданину).

По результатам диспансеризации и планирования тактики ведения пациента выделяются следующие группы:

I группа — практически здоровые граждане с низким и средним риском болезней системы кровообращения и других заболеваний, не имеющие клинических проявлений заболеваний и не нуждающиеся в диспансерном наблюдении.
II группа – граждане с заболеваниями/состояниями, не требующими дополнительного обследования и диспансерного наблюдения, а также граждане с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском.Таким гражданам проводится коррекция факторов риска в кабинете медицинской профилактики, центре здоровья, при необходимости врач терапевт назначает медикаментозную коррекцию.

III группа – граждане с заболеваниями, требующими диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также граждане с подозрением на заболевание, требующее дополнительного обследования. Такие граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом терапевтом, врачами специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий.

Профилактический медицинский осмотр в отличие от диспансеризации включает меньший объём обследования, проводится за один этап, одним врачом–терапевтом участковым в любом возрастном периоде взрослого человека по его желанию, но не чаще чем 1 раз в 2 года (в год проведения диспансеризации профилактический медицинский осмотр не проводится).

Критерии эффективности проведения диспансеризации.

1.Охват населения находящегося на медицинском обслуживании.
2.Уменьшение частоты и регистрации факторов риска среди граждан, проходящих диспансеризацию.
3.Уменьшение числа граждан с первично выявленными заболеваниями на поздних стадиях.
4.Снижение инвалидности и смертности от хронических неинфекционных заболеваний среди граждан проходящих диспансеризацию.
5.Увеличение числа граждан, относящихся к 1 группе здоровья и уменьшение числа граждан относящихся ко 2 и 3 группам здоровья.

Первый этап считается законченным в случае выполнения не менее 85% от объёма обследований, установленного для данного возраста и пола.

Задачи учреждений здравоохранения, участвующих в проведении диспансеризации населения:

1.Определить количество лиц, подлежащих диспансеризации в данном году с учетом половозрастных категорий.
2.Обеспечить доведение информации о диспансеризации до населения, в том числе через СМИ.
3.Определить в учреждении здравоохранения ответственное лицо за организацию и проведение диспансеризации.
4.Составление плана и графика проведения диспансеризации населения с распределением по территориально-участковомупринципу.
5.Проведение профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий лицам, прошедшим диспансеризацию.

Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1344н

Приказ, Минздрав России, 25 июня 2013

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) приказываю:

Смотрите так же:  Средняя пенсия по старости

Утвердить Порядок проведения диспансерного наблюдения согласно приложению.

Министр
В.И. Скворцова

Категории: Минздрав России; приказ; порядок; приказ.

Диспансеризация населения

Порядок проведения диспансеризации определен приказом МЗ СССР «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» № 770 от 30 мая 1986 г.

Диспансеризация — активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья как практически здорового населения, так и больных, страдающих длительно протекающими хроническими заболеваниями.

Диспансеризация стоматологических больных — система мероприятий, направленных на раннее выявление болезней зубов и других органов и тканей полости рта и челюстно-лицевой области, ликвидацию причин, вызывающих эти заболевания, комплексное качественное обследование, лечение больных, взятых на диспансерное наблюдение, сохранение их трудоспособности.

Основные принципы системы диспансеризации стоматологических больных декларируются следующими позициями.

1. Плановость — установление последовательности и оптимальных сроков проведения организационных,
лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий.

2. Комплексность: а) направление лечебных мер не только на ликвидацию локального процесса, но и на общее оздоровление организма; б) проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды; в) проведение оздоровительных мероприятий совместно с педиатрами, терапевтами, гигиенистами, врачами других специальностей, средним медицинским персоналом и общественностью.

3. Выбор ведущего звена из общего комплекса мероприятий (особое внимание уделяется при этом тем лечебно-профилактическим мероприятиям, которые при данном виде патологии являются решающими).

4. Дифференцированный подход к назначению оздоровительных мер с учетом: уровня и структуры стоматологической заболеваемости и обусловливающих их факторов; степени обеспеченности населения врачами и состояния материально-технической базы стоматологической службы; оптимального использования имеющихся сил и средств.

Диспансерному наблюдению у стоматологов подлежат больные со следующими заболеваниями:

— множественным прогрессирующим кариесом зубов (4 раза в год);

— легкой формой пародонтита (1 раз в 6 мес.), тяжелой формой (каждые 3 мес.); пародонтозом (1 раз в 6 мес. для профилактики осложнений);

— хроническими гингивитами, стоматитами, хейлитами, глоссальгией (от 2 до 4 раз в год в зависимости от стадии заболевания и продолжительности диспансерного наблюдения);

— одонтогенными невралгиями тройничного и невритами лицевого нервов (от 2 до 4 раз в год); хроническими остеомиелитами костей лица (2 раза в год);

— хроническим одонтогенным воспалением верхнечелюстной пазухи (2 раза в год);

— хроническим воспалением слюнных желез (2 раза в год);

— предраковыми заболеваниями челюстей и полости рта, злокачественными новообразованиями челюстей и полости рта (совместно с онкологами в зависимости от стадии заболевания);

— врожденными расщелинами челюстно-лицевой области (2 раза в год);

— зубочелюстными аномалиями (2—3 раза в год); врожденными и приобретенными деформациями челюстей (2 раза в год).

Методика диспансеризации. Каждый больной, подлежащий диспансерному наблюдению, должен быть тщательно обследован врачом-стоматологом, а по показаниям и врачами других специальностей.

В медицинскую карту стоматологического больного записывают историю заболевания, объективные данные, условия труда и быта, результаты исследований и консультаций, развернутый диагноз, план лечения и профилактических мероприятий, сроки повторного наблюдения, этапный эпикриз и др.

В план лечебно-профилактических мероприятий следует включать обследование больного для уточнения диагноза; санацию полости рта; проведение реабилитационных мероприятий в условиях поликлиники или стационара с использованием современных, комплексных методов патогенетической и общеукрепляющей терапии; диетическое питание; санаторно-курортное лечение; режим труда и отдыха; меры личной профилактики; рациональное трудоустройство и др.

Во время контрольного осмотра один раз в год врач заполняет этапный эпикриз. В эпикризе указываются изменения в состоянии больного, результаты дополнительных исследований, объективные данные, характеризующие эффективность проведенного лечения и оздоровительных мероприятий, изменения в труде и быте, план лечения и мер профилактики на следующий год.

Для анализа эффективности диспансерного наблюдения и удобства учета лиц, состоящих на диспансерном наблюдении, предлагается делить на 5 групп:

первая группа — здоровые;

вторая группа — практически здоровые лица в стадии стойкой компенсации заболевания (санированные), группы риска;

третья — больные с легким течением заболевания в стадии компенсации с редкими обострениями;

четвертая — больные с субкомпенсированным течением заболевания, частыми (до 3—4 раз в год) обострениями, подлежащие трудоустройству и в период обострений временно нетрудоспособные;

пятая — больные с декомпенсированным течением заболевания, нарушениями функций других органов и систем, ограниченно трудоспособные.

Лица, относящиеся к первой и второй группам учета, подлежат наблюдению один раз в год; к третьей — 2— 3 раза; четвертой — 3—4 раза в год; к пятой —ежемесячно. Перевод больных из одной группы в другую осуществляет комиссия.

Система учета диспансерных больных по группам имеет следующие преимущества:

— способствует постепенному переходу к диспансеризации всего населения, так как исключает снятие больных с диспансерного наблюдения «по выздоровлению»;

— позволяет врачу уделять больше внимания больным с наиболее тяжелым течением заболевания;

— освобождает врача от нерациональной затраты времени на осмотр больных, не нуждающихся в частом наблюдении;

— позволяет оценить эффективность диспансеризации— удельный вес больных, переведенных из одной группы учета в другую.

На каждого больного, взятого на диспансерное наблюдение, заполняют также контрольную карту диспансерного наблюдения — ф. 030/У, которая хранится в картотеке того врача, который осуществляет диспансеризацию.

Перечень стоматологических заболеваний, предусматривающих диспансерное наблюдение, определен приказом МЗ СССР «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» № 770 от 30 мая 1986 г.

Приказ минздрава 770 диспансеризация

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

14 декабря 1990 г.

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА СССР N 770 ОТ 30.05.86

«О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕОБЩЕЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ»

В целях придания большей самостоятельности руководителям,

врачам амбулаторно — поликлинических учреждений (подразделений),

рационального использования кадров медицинских работников

1. Считать, что «Инструкция по диспансеризации больных и лиц с

факторами риска в амбулаторно — поликлинических учреждениях»,

утвержденная приказом Минздрава СССР от 30.05.86 N 770 «О порядке

проведения всеобщей диспансеризации населения» (приложение N 9

приказа), носит рекомендательный характер.

2. Главному управлению организации медицинской помощи,

Управлению специализированной медицинской помощи совместно с ВНИИ

социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им.

Н.А.Семашко в срок до 01.06.91 разработать методические

рекомендации о порядке проведения диспансеризации населения в

условиях перевода отрасли здравоохранения на новые методы

3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя

Министра здравоохранения СССР тов. Москвичева А.М.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019