Приказ минздрава 1164

Оглавление:

Приказ Минздравсоцразвития России №1664н от 27 декабря 2011 г.

Приказ, Минздрав России, 27 декабря 2011

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724) п р и к а з ы в а ю:

Утвердить номенклатуру медицинских услуг согласно приложению .

Министр
Т.А. Голикова

Категории: Минздрав России; приказ; Департамент организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1164н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при злокачественных новообразованиях костей и суставных хрящей I — IV стадии (обследование при проведении диспансерного наблюдения)»

Приказ, Министерство здравоохранения Российской Федерации, 20 декабря 2012, № 1164н

Категории: приказ; стандарты; МКБ Х.

Опубликован 08 апреля 2015, 17:26

Обновлён 10 апреля 2015, 16:51

© 2016 Министерство здравоохранения Российской Федерации

Все материалы, находящиеся на сайте охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об авторском праве и смежных правах.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1164н “Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при злокачественных новообразованиях костей и суставных хрящей I — IV стадии (обследование при проведении диспансерного наблюдения)” (не вступил в силу)

О стандартах медицинской помощи больным см. справку

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446) приказываю:

Утвердить стандарт первичной медико-санитарной помощи при злокачественных новообразованиях костей и суставных хрящей I-IV стадии (обследование при проведении диспансерного наблюдения) согласно приложению.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 января 2013 г.

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 20 декабря 2012 г. № 1164н

Стандарт
первичной медико-санитарной помощи при злокачественных новообразованиях костей и суставных хрящей I — IV стадии (обследование при проведении диспансерного наблюдения)

Категория возрастная: взрослые

Фаза: первичный процесс

Осложнения: без осложнений

Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь

Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно

Форма оказания медицинской помощи: плановая

Средние сроки лечения (количество дней): 10

1. Медицинские мероприятия для диагностики заболевания, состояния

2. Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз

*(1) — Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра

*(2) — вероятность предоставления медицинских услуг или назначения лекарственных препаратов для медицинского применения (медицинских изделий), включенных в стандарт медицинской помощи, которая может принимать значения от 0 до 1, где 1 означает, что данное мероприятие проводится 100% пациентов, соответствующих данной модели, а цифры менее 1 — указанному в стандарте медицинской помощи проценту пациентов, имеющих соответствующие медицинские показания.

*(3) — международное непатентованное или химическое наименование лекарственного препарата, а в случаях их отсутствия — торговое наименование лекарственного препарата

*(4) — средняя суточная доза

*(5) — средняя курсовая доза

1. Лекарственные препараты для медицинского применения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, назначаются в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата для медицинского применения и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения, а также с учетом способа введения и применения лекарственного препарата.

2. Назначение и применение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (часть 5 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446)).

3. Граждане, имеющие в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3699; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 48, ст. 4945; 2007, № 43, ст. 5084; 2008, № 9, ст. 817; 2008, № 29, ст. 3410; № 52, ст. 6224; 2009, № 18, ст. 2152; № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6417; 2010, № 50, ст. 6603; 2011, № 27, ст. 3880; 2012, № 31, ст. 4322) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 № 665 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.09.2006, регистрационный № 8322), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.10.2007 № 651 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19.10.2007, регистрационный № 10367), от 27.08.2008 № 451н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10.09.2008, регистрационный № 12254), от 01.12.2008 № 690н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22.12.2008, регистрационный № 12917), от 23.12.2008 № 760н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.01.2009, регистрационный № 13195) и от 10.11.2011 № 1340н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23.11.2011, регистрационный № 22368).

Обзор документа

Утвержден стандарт медицинской помощи, определяющий основные требования к диагностике и лечению больных при злокачественных новообразованиях костей и суставных хрящей I-IV стадии (обследование при проведении диспансерного наблюдения). Стандарт рекомендован для использования при оказании первичной медико-санитарной помощи.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Приказ минздрава 1164

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

от 10 декабря 1976 года N 1164

Об организации эндоскопических отделений (кабинетов) в лечебно-профилактических учреждениях

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минздрава СССР от 25 апреля 1986 года N 590
____________________________________________________________________

В настоящее время в практике здравоохранения все чаще используются методы эндоскопии с применением инструментов и аппаратуры с волоконной оптикой, что позволило серьезно улучшить диагностику и лечение ряда заболеваний.

С целью дальнейшего более широкого внедрения в практику здравоохранения методов эндоскопии и эффективного использования дорогостоящей аппаратуры:

1. Положение об эндоскопическом отделении (кабинете) республиканской, краевой, областной, городской, центральной районной больницы, онкологического диспансера, городских поликлиник (приложение N 1).

2. Штатные нормативы медицинского персонала эндоскопических отделений (кабинетов) республиканских, областных, краевых, городских и центральных районных больниц, онкологических диспансеров, городских поликлиник (приложение N 2).

3. Дополнение к номенклатуре врачебных специальностей и номенклатуре врачебных должностей в учреждениях здравоохранения (приложение N 3).

1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим областными, краевыми, городскими отделами здравоохранения:

а) организовать в 1977-1978 годах эндоскопические отделения (кабинеты) в республиканских, краевых, областных, городских, центральных районных больницах, онкологических диспансерах, самостоятельных городских поликлиниках, обеспечив их работу в соответствии с утвержденным положением;

б) установить штаты медицинского персонала эндоскопических отделений (кабинетов) согласно штатным нормативам, утвержденным настоящим приказом, в пределах плана и бюджета здравоохранения республики, края, области, города, района.

2. Начальнику Главного управления учебных заведений тов.Исакову Ю.Ф.:

а) предусмотреть в планах, начиная с 1978 года, подготовку врачей-эндоскопистов через клиническую ординатуру, в научно-исследовательских институтах, институтах усовершенствования врачей и курсах специализации и усовершенствования врачей.

б) подготовить учебную программу специализации и усовершенствований врачей по эндоскопии.

3. Начальнику В/О «Союзмедтехника» тов.Рябченкову М.И.:

расширить пункты ремонта и наладить контроль за своевременным ремонтом эндоскопической аппаратуры на предприятиях системы «Медтехника».

4. Главному управлению лечебно-профилактической помощи (тов.Шаткин И.В.), Онкологическому Научному Центру АМН СССР (тов. Блохин Н.Н.), Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательскому институту онкологии им..Н.Н.Петрова Министерства здравоохранения СССР (тов.Напалков Н.П.) в 1977-1978 годах подготовить и издать методические рекомендации по применению эндоскопических исследований. Контроль за выполнением данного приказа возложить на Начальника Главного управления лечебно-профилактической помощи тов.Шаткина И.В.

Приложение N 1. Положение об эндоскопическом отделении (кабинете) республиканской, областной, краевой, городской, центральной районной больницы, онкологического диспансера, городской поликлиники

Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 10 декабря 1976 года N 1164

1. Эндоскопическое отделение (кабинет) организуется в республиканских, краевых, областных, городских, центральных районных больницах от 300 коек, онкологических диспансерах от 100 коек, и в самостоятельных городских поликлиниках, обслуживающих 50 и более тысяч населения.

2. Эндоскопическое отделение организуется при наличии не менее 4 должностей врачей-эндоскопистов.

3. Эндоскопическое отделение (кабинет) является структурным подразделением больницы или поликлиники и подчиняется главному врачу или его заместителю по лечебной работе.

4. Эндоскопическое отделение (кабинет) создается с целью своевременной и эффективной диагностики опухолевых и других заболеваний.

5. Основными задачами эндоскопического отделения (кабинета) являются:

а) применение эндоскопических методов в целях ранней диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта, верхних дыхательных путей и бронхо-легочного аппарата с морфологическим подтверждением диагноза;

б) рациональное использование эндоскопических методов в комплексе с другими диагностическими методами;

в) внедрение новых эндоскопических методов в практическую работу учреждения;

г) рациональное использование эндоскопической аппаратуры, инструментария и оборудования, обеспечение надлежащего технического ухода за ними.

6. Штаты медицинского персонала эндоскопических отделений (кабинетов) устанавливаются по действующим штатным нормативам.

7. Эндоскопическое отделение возглавляется квалифицированным специалистом, получившим специальную подготовку в области эндоскопических исследований. Заведующий эндоскопическим отделением несет полную ответственность за организацию работы отделения и его персонала, а также за целостность и сохранность имущества отделения.

8. Врач-эндоскопист является специалистом в области эндоскопии, получившим специальную подготовку по эндоскопии.

В своей работе врач-эндоскопист подчиняется заведующему эндоскопическим отделением, а при отсутствии такового главному врачу лечебно-профилактического учреждения или его заместителю по лечебным вопросам.

9. Оказание анестезиологической помощи при проведении эндоскопий обеспечивается медицинским персоналом отделения (группы) анестезиологии-реанимации данного учреждения.

10. Эндоскопическое отделение (кабинет) должно иметь соответствующие помещения (кабинет для подготовки больного, операционная для бронхоскопий, лапороскопий, кабинет для колоноректоскопий и др.), набор эндоскопической аппаратуры (бронхоскоп, эзофагоскоп, гастроскоп и др.), приборов и оборудования для местной анестезии.

11. Направление больных на эндоскопическое исследование проводится лечащим врачом.

12. Заключение по результатам эндоскопического исследования передается лечащему врачу не позднее, чем на следующий день после исследования, если же проводилась биопсия, то на 4-й день после исследования.

13. При проведении эндоскопических исследований в поликлинических условиях и появлении у больного признаков осложнения больной подлежит госпитализации в стационар.

Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
И.В.Шаткин.

Приложение N 2. Штатные нормативы медицинского персонала эндоскопического отделения (кабинета) республиканских, областных, краевых, городских и центральных районных больниц онкологических диспансеров, городских поликлиник

Приложение N 2
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 10 декабря 1976 года N 1164

1. Должности врачей-эндоскопистов устанавливаются исходя из объема работы и следующих расчетных норм времени на одно эндоскопическое исследование:

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава СССР от 24.12.75 N 1164 «О РАЗРЕШЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ»
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

ПРИКАЗ Минздрава СССР от 24.12.75 N 1164 «О РАЗРЕШЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ»

В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о здравоохранении:

I. Разрешаю применение лекарственного растительного сырья, рекомендованного Фармакопейным комитетом и утвержденного Управлением по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники (приложение).

Начальнику Управления по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники тов. Бабаяну Э.А.:

а) зарегистрировать лекарственное растительное сырье, указанное в приложении, и внести его в Государственный реестр;

б) передать Министерству медицинской промышленности регистрационные удостоверения и временные фармакопейные статьи на лекарственное растительное сырье, указанное в приложении.

Приложение
к приказу Минздрава СССР
от 24 декабря 1975 г. N 1164

1. Корневище с корнями родиолы розовой — лекарственное сырье, используемое для получения экстракта родиолы жидкого

2. Рожки спорыньи эрготоксинового штамма — лекарственное сырье, используемое для получения эрготоксина и эрготала

Начальник Управления по внедрению
новых лекарственных средств
и медицинской техники Минздрава СССР
Э.А.БАБАЯН

На сайте «Zakonbase» представлен ПРИКАЗ Минздрава СССР от 24.12.75 N 1164 «О РАЗРЕШЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

Смотрите так же:  Корректное увольнение

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ Минздрава СССР от 24.12.75 N 1164 «О РАЗРЕШЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПРИКАЗ Минздрава СССР от 24.12.75 N 1164 «О РАЗРЕШЕНИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Приказ минздрава 1164

Эндоскопическая служба в России начала зарождаться в 70-х годах 20 столетия [1]. На первых этапах она была представлена разрозненными диагностическими кабинетами на базе крупных медицинских клиник и научно-исследовательских центров. В те годы под эндоскопические кабинеты выделялись совершенно не приспособленные помещения, так как при проектировании зданий наличие последних не было предусмотрено. В большинстве ЛПУ и по сей день помещения эндоскопических кабинетов и отделений не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам [13].

Кадровый потенциал эндоскопии изначально формировался совместителями, чаще из врачей хирургов и терапевтов [12, 14].

Первыми документами, регламентирующими работу нового направления в медицине, стали: приказ Минздрава СССР № 1164 от 10 декабря 1976 года «Об организации эндоскопических отделений (кабине­тов) в лечебно-профилактических учреждениях» [5], приложения № 8, 9 к приказу Минздрава СССР № 590 от 25 апреля 1986 г. «О мерах по дальнейшему улучшению профилактики, ранней диагностики и лечения злокачественных новообразований» [6] и приказ Минздрава СССР № 134 от 23 февраля 1988 г. «Об утверждении расчетных норм времени на эндоскопические исследования и лечебно-диаг­ностические процедуры» [8]. Тогда мало кто отдавал себе отчет в том, что эти первые шаги в развитии эндоскопии повлекут за собой титанические сдвиги во всей медицинской отрасли.

С одной стороны, информативность визуального наблюдения, по мере накопления опыта, коренным образом меняла научные взгляды на этиологию, патогенез, патологическую анатомию заболеваний, что, в свою очередь, повлекло за собой полный пересмотр методологических аспектов диагностики и лечения большинства наиболее распространенных заболеваний. А с другой стороны, благодаря научно-техническому прогрессу в 90-х годах эндоскопия стала выходить из сферы диагностики и вытеснять традиционную хирургию, коренным образом меняя и совершенствуя саму технику хирургических вмешательств [1, 12, 14]. Как нам тогда казалось, в хирургии наметился новый раздел под названием «малоинвазивная хирургия». Сегодня с уверенностью можно констатировать факт, что тогда зарождалась целая эпоха новейшей хирургии под названием «эндоскопическая хирургия». Параллельно с практическим приоритетом расширялась и география. Эндоскопические методы диагностики и лечения все шире и шире распространялись в региональные лечебно-профилактические учреждения [1, 3, 12].

Стало приходить понимание, что эндоскопия – это самостоятельное направление в медицине, целесообразно организовывать отдельные эндоскопические отделения в лечебно-профилактических учреждениях, а врачей эндоскопистов готовить из хирургов [1, 12, 14]. Именно в это время поднимаются вопросы организации и регламента работы данной службы. Минздрав РФ 31.05.1996 г. издает приказ № 222 «О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях здравоохранения РФ» [9]. В приказе подчеркивается, что из-за недостатков организации работы существующих эндоскопических подразделений, медлен­ного внедрения в практику новых форм управления и организации труда медицинского персонала, распыления специалистов, занятых в эндоскопии, между другими специализированными службами, от­сутствия высокоэффективных эндоскопических диагностических и лечебных программ и алгоритмов, данное медицинское направление не получает должного развития. В приказе получили отражение положения о главном внештатном специалисте; об отделе, отделении, кабинете эндоскопии; о заведующем, враче эндоскописте, старшей медицинской сестре, медицинской сестре эндоскопического отделения. Также были внедрены расчетные нормы времени на эндоскопические исследования, лечебно-диагностические процедуры, операции; рекомендован примерный перечень минимального объема эндоскопических исследований для лечебно-профилактических учреждений; утверждены методика расчета цен на эндоскопические исследования, первичная медицинская документация и обработка эндоскопов. В приказе была масса недостатков, тем не менее, на том этапе развития эндоскопии его издание обеспечивало дальнейший прогресс в развитии эндоскопии [2, 12, 14].

За прошедшие 20 лет эндоскопия претерпела просто революционные изменения и в качественном, и в количественном аспектах [1, 3, 12, 14]. Современные цифровые комплексы видеоэндоскопов обеспечивают высокоточные изображения с различной степенью увеличения и цветовой гаммы. Появилась возможность проведения эндоскопической микроскопии. Эндоскопическая хирургия присутствует практически во всех отраслях медицины. Но остается и очень много нерешенных вопросов, которые, прямо или косвенно, тормозят развитие эндоскопии в нашей стране [1, 2, 3, 13, 14].

Первый открытый вопрос – это материально-техническое обеспечение и финансирование. К сожалению, годы перестройки нанесли огромный ущерб системе здравоохранения страны в целом и эндоскопии в частности. Предприятия, занимающиеся выпуском отечественных фиброволоконных эндоскопов, были разорены и ликвидированы, а зарубежные аналоги оказались непомерно дорогостоящими и в плане приобретения, и в плане эксплуатации и ремонта [3]. В связи с этим по сравнению с Западом, где доля современных цифровых эндоскопов составляет 96 %, в РФ она не превышает 39 %. В такой огромной стране, как Россия, насчитывается 31 237 единиц эндоскопической техники, из них 16 842 гастроскопов, 6 061 колоноскопов, 5 618 бронхоскопов, 2 531 дуоденоскопов и 185 ультразвуковых эндоскопов [3]. Основная их масса неоднократно подвергалась ремонту и давно является технически устаревшей. По данным МЗ РФ износ парка эндоскопов составляет 67 % [3]. Регламента на использование эндоскопической техники в нашей стране не существует [3, 13]. В последние годы благодаря ужесточению санитарных требований из практики стали изыматься старые модели «непогружных» эндоскопов. Но даже это сделано далеко не повсеместно. Монополия зарубежных производителей на ремонт эндоскопов позволяет в десятки, а то и в сотни раз превышать реальную стоимость устранения технических неисправностей [3]. До того момента, пока в стране не будет налажено отечественное производство эндоскопической техники, эти злоупотребления будут иметь место.

Такая же система монополии процветает и на рынке средств дезинфекции высокого уровня эндоскопов. При заключении контрактов на техническое обеспечение производители эндоскопов оставляют за собой право рекомендовать, а на самом деле диктовать пригодные для их аппаратов химические средства. Отечественных аналогов в этом списке, конечно же, нет. При несоблюдении рекомендаций производители снимают эндоскопы с гарантии [3, 13].

Еще одна непомерная часть расходов – это приобретение эндоскопических инструментов. По новым санитарным правилам СП 3.1.3263-15 [10] в эндоскопии, вне зависимости стерильное или нестерильное исследование, разрешены к применению только стерильные инструменты. Если же внимательно изучить каталоги эндоскопических инструментов к фиброволоконным аппаратам, то практически все они являются одноразовыми и последующей стерилизации не подлежат. Ни одно медицинское учреждение в России не может позволить себе такую роскошь. Чаще всего либо одноразовый инструмент используют как многоразовый и подвергают различным способам стерилизации, либо ограничиваются дезинфекцией высокого уровня, закрывая глаза на санитарные требования [13]. Положительная динамика в последние два года стала наблюдаться в импортозамещении, к сожалению, пока только отдельных видов эндоскопического инструментария. Но даже эти первые шаги очень обнадеживают.

Второй, остро стоящий вопрос в организации эндоскопии – это привлечение и подготовка кадров. В Российской Федерации около 6 тысяч врачей-эндоскопистов и столько же эндоскопических сестер. Новые требования при принятии на первичную специализацию по эндоскопии предусматривают наличие у специалиста сертификата по хирургии. Это вполне оправдано, так как даже самое технически элементарное эндоскопическое исследование сопровождается проникновением во внутренние органы пациента, несет в себе опасность повреждений органов и тканей, чревато развитием различных осложнений и, соответственно, должно приравниваться к уровню сложности и рисков хирургического вмешательства [2, 12]. За последние 15 лет прирост оперативной активности в эндоскопии составил более 400 %. Ни одно из направлений современной медицины не развивается так стремительно, как эндоскопия. Это один из главных путей модернизации здравоохранения в РФ [3]. Тем не менее до сих пор в большинстве медицинских вузов студентам не предусмотрен курс преподавания эндоскопии. Это огромный пробел на современном этапе развития медицины. Эндоскопия завоевала себе право преподавания ее отдельным курсом, наравне с рентгенологией, лучевой диагностикой и т.д.

Долгие годы оставался открытым вопрос оплаты труда врачей эндоскопистов и среднего медицинского персонала отделений эндоскопии и вопрос предоставления этой категории работников льготной пенсии. Большим недостатком до сих пор действующего приказа МЗ РФ №222 от 31.05.1996 г. [9] является отсутствие в нем четко прописанного положения, что эндоскопия является хирургическим профилем, врачи эндоскописты пользуются всеми льготами, как и врачи хирурги. Этот пробел повсеместно позволил работникам пенсионного фонда интерпретировать права эндоскопистов «на свое усмотрение». Плюс ко всему, масса организационных ошибок прошлых лет на местах, допущенных главными врачами, не позволила воспользоваться льготной пенсией многих специалистов этой области. В судебной практике накопилось множество противоречий и разногласий по этим вопросам, которые также предстоит в дальнейшем учесть и предотвратить. Наиболее характерные организационные ошибки, не позволившие эндоскопическому персоналу воспользоваться льготной пенсией:

1. Согласно приказу МЗ РФ №222 от 31.05.1996 г. [9] кабинет или отделение эндоскопии является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения с непосредственным подчинением главному врачу или его заместителю по лечебной работе. Часто главные врачи клиник эндоскопическое подразделение относили к структуре поликлиники с непосредственным подчинением заместителю главного врача по поликлинике. С одной стороны, это создавало удобство для обследований амбулаторных больных, исключая их поток в стационар, а с другой стороны, лишало эндоскопистов статуса стационарного врача, что сказывалось на уровне заработной платы и давало повод к отказу в предоставлении льготной пенсии. Если смотреть шире, характер работы персонала эндоскопического отделения в поликлинике и в стационаре ничем не отличается, поэтому это никак не должно сказываться на предоставлении сотрудникам льготной пенсии.

2. Заведующие отделениями эндоскопии по приказу МЗ РФ №222 от 31.05.1996 г. [9] не являются освобожденными, обязаны производить то же количество манипуляций, что и врач ординатор. Тем не менее пенсионным фондом это не учитывается и заведующим отделений в предоставлении льготной пенсии отказывается.

3. Приказ МЗ РФ № 222 от 31.05.1996 г. [9] предусматривает ведение журнала регистрации эндоскопических манипуляций. При назначениях льготных пенсий эндоскопистам пенсионный фонд часто запрашивает так называемый операционный журнал, не предусмотренный в отделениях эндоскопии. Его отсутствие становится основанием для отказа в получении льготной пенсии эндоскопистам.

Возросли в последние годы и санитарно-эпидемиологические требования к работе эндоскопического подразделения в лечебно-профилактических учреждениях. Новые санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах» [10] разграничили эндоскопические вмешательства на стерильные и нестерильные, в корне изменив требования к обработке эндоскопов, инструментов к ним, инвентаря и помещений. Сам процесс обработки, ведение множества дополнительной документации (до 7 журналов на один кабинет) требуют дополнительных временных затрат от среднего и младшего медицинского персонала, не предусмотренных приказом МЗ РФ № 222 от 31.05.1996 г. [9]. В связи с этим возникло множество противоречий в организационных вопросах работы эндоскопического отделения. Перечислим некоторые из них.

1. Согласно СП 3.1.3263-15 [10], только сам процесс обработки одного эндоскопа, с учетом применения самых дорогостоящих и быстро действующих средств, занимает у медицинской сестры 47 минут, вместо 17 минут по приказу МЗ РФ № 222 от 31.05.1996 г. Это делает соблюдение старых нормативов времени работы эндоскопического отделения невозможным.

2. Все действия по обработке эндоскопов, инструментов, рабочего места, работе бактерицидных ламп, устройства подачи кислорода, проведения проб на качество очистки и т.д. медицинская сестра протоколирует в соответствующие журналы. Это также не предусмотрено приказом МЗ РФ №222 от 31.05.1996 г. [9] и заставляет тратить дополнительное время.

3. Универсальный перечень элементов труда по технологическим операциям, рекомендуемый при разработке расчетных норм времени врача эндоскописта, также расширился. Дополнительное время тратится на оформление договора оказания услуг и информированного согласия пациента, регистрацию данных в цифровом формате, печать фото и видеоизображений проведенного исследования.

В связи с вышеперечисленным, созрела острая необходимость пересмотра универсального перечня элементов труда в эндоскопии и расчетных норм времени. Это, несомненно, повысит качество оказания медицинской помощи по профилю эндоскопия.

Отдельным вопросом стоит организация и развитие в эндоскопических отделениях комбинированных видов исследований: рентген-эндоскопия, ультразвуковая эндоскопия, конфокальная эндоскопия и т.д., требующих дополнительных материальных ресурсов, привлечения и подготовки квалифицированного персонала, и опять же – увеличения временных затрат.

Все эти вопросы еще более болезненно стоят перед эндоскопией в педиатрии. Более тонкие детские эндоскопы отличаются, с одной стороны, дороговизной, с другой – повышенной ломкостью. Сами эндоскопические манипуляции у детей требуют анестезиологического пособия, что значительно влияет на увеличение их стоимости. Именно поэтому этот вид эндоскопии до сих пор не получил должного распространения. А ведь именно у детей чаще возникают экстренные ситуации, требующие эндоскопического вмешательства.

Из проведенного нами анализа можно выделить следующие основные направления в решении проблем дальнейшего развития эндоскопии:

1. Усовершенствование нормативной базы в эндоскопии. Приказ МЗ РФ от 31.05.1996 г. № 222 «О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» давно устарел и не соответствует современным требованиям. Созрела острая необходимость разработки и внедрения нового «Порядка оказания эндоскопической помощи взрослому и детскому населению РФ», с учетом всех вышеперечисленных противоречий.

2. Реализация программы импортозамещения в эндоскопии. Создание отечественных комплексов эндоскопического оборудования с последующим сервисным обеспечением, многоразового эндоскопического инструментария, моющих и дезинфицирующих средств.

3. Оптимизация кадровой политики. Четкое определение эндоскопии как хирургической специальности, с оговоркой предоставления сотрудникам всех соответствующих льгот, в том числе, на основании ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173 (ред. от 31.12.02.) ст. 28 п. 11 «О трудовых пенсиях в РФ» [7] и постановления правительства РФ №781 от 29.10.02. [4]. Выделение эндоскопии, как отдельного направления, в курс преподавания студентам медицинских вузов.

Смотрите так же:  Договор как основание возникновения обязательств римское право

Приказ Минобрнауки России от 20.10.2015 N 1164 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 35.03.02 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.11.2015 N 39636)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 октября 2015 г. N 1164

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 35.03.02

ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ И ДЕРЕВОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ

ПРОИЗВОДСТВ (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА)

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.02 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств (уровень бакалавриата).

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N 824 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 250400 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств (квалификация (степень) «бакалавр»)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16293);

пункт 61 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) «бакалавр», утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 мая 2011 г. N 1657 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2011 г., регистрационный N 20902);

пункт 147 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) «бакалавр», утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 1975 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2011 г., регистрационный N 21200).

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 20 октября 2015 г. N 1164

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

35.03.02 ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ

И ДЕРЕВОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата по направлению подготовки 35.03.02 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств (далее соответственно — программа бакалавриата, направление подготовки).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК — общекультурные компетенции;

ОПК — общепрофессиональные компетенции;

ПК — профессиональные компетенции;

ФГОС ВО — федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма — сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее — организация).

3.2. Обучение по программе бакалавриата в организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее — з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.3. Срок получения образования по программе бакалавриата:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;

при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает заготовку и транспортировку древесного сырья с использованием специализированного оборудования, производство полуфабрикатов и изделий из древесины и древесных материалов с применением деревоперерабатывающего оборудования.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:

лес, древесное сырье, материалы и изделия, получаемые из него, а также вспомогательные материалы;

технологические процессы, машины и оборудование для лесозаготовок, транспортировки, складирования, производства и изготовления полуфабрикатов, материалов и изделий из древесины и древесного сырья;

системы обеспечения качества продукции;

процессы и устройства для обеспечения энерго- и ресурсосбережения и защиты окружающей среды при осуществлении производственных процессов.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее — программа академического бакалавриата);

ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее — программа прикладного бакалавриата).

4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

организация и эффективное осуществление технологических процессов лесозаготовок, транспортировки древесного сырья и его переработки в готовые изделия и материалы;

организация и эффективное осуществление контроля качества древесного сырья, полуфабрикатов, параметров технологических процессов и качества конечной продукции;

организация мероприятий по защите окружающей среды от техногенных воздействий производства;

эффективное использование древесных материалов, оборудования, соответствующих программ расчетов параметров технологического процесса;

выполнение мероприятий по обеспечению контроля основных параметров технологических процессов и качества продукции;

организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования;

контроль за соблюдением технологической дисциплины и приемов энерго- и ресурсосбережения;

организация обслуживания технологического оборудования;

выполнение работ по одной или нескольким рабочим профессиям;

участие в проведении теоретических и экспериментальных исследованиях технологических процессов заготовки, транспортировки древесного сырья и его переработки;

участие в исследованиях энерго- и ресурсосбережения и методов защиты окружающей среды при осуществлении технологических операций;

выполнение литературного и патентного поиска, подготовка информационных обзоров, технических отчетов, публикаций;

изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований;

сбор информации для технико-экономического обоснования и участие в разработке проектов новых и реконструкции действующих лесозаготовительных и деревоперерабатывающих участков, отделений, цехов с учетом технологических, экономических, технических, эстетических и экологических параметров;

выбор и обоснование технологического оборудования для оснащения лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств;

разработка технических заданий на конструирование и расчет элементов технологической оснастки;

разработка проектной и рабочей технической документации;

организация работы лесозаготовительных, лесотранспортных и деревоперерабатывающих подразделений на основе требований существующего законодательства, норм, регламентов, инструкций, отраслевых профессиональных стандартов;

принятие управленческих решений;

определение оптимального решения на различных этапах производства;

оценка производственных и других затрат на обеспечение качества лесозаготовительной и деревообрабатывающей продукции;

осуществление технического контроля и управления качеством лесоматериалов и изделий из древесины;

составление технической документации: графиков работ, инструкций, смет, заявок на материалы и оборудование, подготовка установленной отчетности по утвержденным формам;

разработка оперативных планов работ первичных производственных подразделений;

проведение анализа эффективности и результативности деятельности производственных подразделений;

профилактика травматизма, профессиональных заболеваний, экологических нарушений на участке своей профессиональной деятельности.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-3);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью понимать научные основы технологических процессов в области лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств (ОПК-1);

способностью применять систему фундаментальных знаний (математических, естественнонаучных, инженерных и экономических) для идентификации, формулирования и решения технологических проблем лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств (ОПК-2);

готовностью применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ОПК-3);

способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-4).

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

способностью организовывать и контролировать технологические процессы на лесозаготовительных, лесотранспортных и деревоперерабатывающих производствах в соответствии с поставленными задачами (ПК-1);

способностью использовать пакеты прикладных программ для расчета технологических параметров процессов и оборудования (ПК-2);

способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации изделий из древесины и древесных материалов, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-3);

готовностью обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов и изделий, а также выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-4);

способностью организовывать и контролировать выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда (ПК-5);

способностью осуществлять и корректировать технологические процессы на лесозаготовительных, лесотранспортных и деревоперерабатывающих производствах (ПК-6);

способностью выявлять и устранять недостатки в технологическом процессе и используемом оборудовании подразделения (ПК-7);

способностью использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств исходных материалов и готовой продукции (ПК-8);

готовностью применять знания и требовать от подчиненных выполнения правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда (ПК-9);

владением одной или несколькими рабочими профессиями по профилю подразделения (ПК-10);

владением методами исследования технологических процессов заготовки древесного сырья его транспортировки и переработки (ПК-11);

способностью выбирать и применять соответствующие методы моделирования механических и физико-химических процессов лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств (ПК-12);

владением методами комплексного исследования технологических процессов, учитывающих принципы энерго- и ресурсосбережения и защиты окружающей среды (ПК-13);

способностью выполнять поиск и анализ необходимой научно-технической информации, подготавливать информационный обзор и технический отчет о результатах исследований (ПК-14);

владением основами комплексного проектирования технологических процессов в области лесозаготовок, деревопереработки и лесотранспортной инфраструктуры с учетом элементов экономического анализа, отечественных и международных норм в области безопасности жизнедеятельности (ПК-15);

готовностью обоснованно выбирать оборудование, необходимое для осуществления технологических процессов (ПК-16);

способностью разрабатывать проектную и техническую документацию элементов технологических схем (ПК-17);

способностью проектировать технологические процессы с использованием автоматизированных систем инженерного проектирования (ПК-18);

владением основами производственного менеджмента и управления персоналом и использованием их в производственной деятельности (ПК-19);

способностью анализировать технологический процесс как объект управления и применять методы технико-экономического анализа производственных процессов (ПК-20);

Смотрите так же:  Налог на имущество ип на усн в 2019 году

способностью систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов производства (ПК-21);

готовностью оценивать риски, определять меры и принимать решения по обеспечению качества продукции и безопасности технологических процессов (ПК-22);

способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда (ПК-23);

готовностью разрабатывать техническую документацию для организации работы производственного подразделения (ПК-24);

владением основами системы менеджмента качеством применительно к работе первичного производственного подразделения (ПК-25).

5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее — направленность (профиль) программы).

6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации «1».

«1» Перечень направлений подготовки высшего образования — бакалавриата, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691) и от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994).

Структура программы бакалавриата

Структура программы бакалавриата

Объем программы бакалавриата в з.е.

программа академического бакалавриата

программа прикладного бакалавриата

Государственная итоговая аттестация

Объем программы бакалавриата

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;

элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, и практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата, и практик организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 «Практики» входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.

Типы учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности;

Способы проведения учебной практики:

Типы производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

Способы проведения производственной практики:

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

6.8. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.9. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».

6.10. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 40 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет».

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации «1».

«1» Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14 ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243; N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52 ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927, N 30, ст. 4217, ст. 4243).

7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.

7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 10 процентов.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).

108shagov.ru. Все права защищены. 2019