Приказ минобороны 255 от 23.04.2019

Оборона от министерства

Гражданских служащих Вооруженных сил лишают выплат

Рисунок: Дмитрий Петров / «Солидарность»

Фонд оплаты труда в воинских частях экономится за счет сокращения персонала. Излишки” приказано направлять на ежеквартальные выплаты тем, кому повезло остаться. “Масло вместо пушек!” — с облегчением выдохнут пацифисты. Однако тот же приказ не возбраняет командирам оставлять хлеб подчиненных “ненамазанным”, чем некоторые активно и пользуются. Тем более что контроль над выплатами со стороны профсоюзов приказом не предусмотрен. И даже более поздние распоряжения министра обороны, лояльные по отношению к профсоюзам, зачастую просто игнорируются. Может ли военный “бутерброд” упасть маслом вверх, выяснял корреспондент “Солидарности”.

В юридический клуб “Солидарности” обратился командир отделения пожарной части одной из воинских частей Мурманской области. Он же является профгруппоргом в этой пожарной части. Будучи неосвобожденным председателем, наш собеседник попросил не называть ни его имени, ни номера в/ч, тем более что, по его утверждению, ее командир уже угрожал ему увольнением за излишнюю активность. Но обрисованная автором обращения проблема имеет общий для всех Вооруженных сил России характер, поэтому имеет смысл ознакомить с ней наших читателей.

Суть же заключается в недобросовестном выполнении некоторыми воинскими начальниками приказа министра обороны № 1010 от 26.07.2010. Приказ определяет порядок ежеквартальных дополнительных выплат военнослужащим-контрактникам и гражданскому персоналу ВС РФ. Кстати, деньги на эти выплаты у Министерства обороны появились по не самому приятному случаю — “за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил”. Но хотя бы то, что сэкономленное решили вложить в оставшихся людей, само по себе уже хорошо. Если бы только приказ № 1010 не позволял (косвенным образом) начальству распоряжаться выделяемыми на эти цели средствами по своему усмотрению (см. “А”-справку).

“Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат”.

Из приложения к приказу министра обороны № 1010 от 26.07.2010

То есть квартальные премии выплачиваются из сэкономленных за квартал денег. А экономятся они в кассах, из которых люди получают зарплату. И хотя происходит это “после осуществления в установленном порядке всех выплат”, этот “установленный порядок” во всех организациях и на предприятиях ВС предусматривает, например, систему штрафов и необязательных поощрений. (К слову, для подразделений центрального аппарата Мин-обороны и управлений военных округов и флотов размер средств на доплаты устанавливает сам министр — в то время это был печально известный Анатолий Сердюков, но из этих учреждений жалобы в “Солидарность” не поступали.) Так или иначе, в п. 8 приложения к приказу прямо говорится, что использоваться здесь должны средства фонда оплаты труда.

Слишком ретивые в исполнении приказов военачальники могут записывать инструкцию: “Шаг первый — экономим на зарплате; шаг второй — распределяем “кварталку”. А распределяем мы ее так: к младшему лейтенанту “прикладываем” коэффициент до 3, а к генерал-лейтенанту и выше — до 10. Что касается гражданского персонала, то замначальника структурного подразделения организации ВС может рассчитывать на коэффициент до 3, а начальник самой организации — до 5. Граждане должностью ниже зама в приказе не упомянуты.

Уважаемые знатоки, внимание, вопрос: кто в этой пирамиде коэффициентов наиболее заинтересован материально? Может ли себе “позволить” недобросовестный комбат (обычно в звании не ниже полковника с коэффициентом 5) тратить драгоценную заначку из ФОТ на каких-то там лейтенантов, каждому из которых вынь да положь по “трешке”. А начальник пожарной части — на командира отделения. Правильно. А найти способ не платить — может.

— Нам вообще-то эти доплаты стали давать всего около года назад, — говорит наш собеседник (приказ № 1010, напомним, был выпущен еще в 2010 году). — Нам говорили, что эту премию стали платить из-за того, что не было повышения зарплаты. И премия вроде бы была как компенсация. А потом стали говорить, что премия — это поощрение. Начальник мог давать больше или меньше. Если меньше, то я вступался за членов профсоюза. Как я понимаю, если начальник ставит сумму меньше, то он должен подтвердить письменно, на основании чего снижает ее.

И “основания” вскоре появились. Во-первых, коллективу было заявлено, что если у работника есть взыскание, то его могут лишить квартальных премий или на весь год, или до тех пор, пока взыскание не будет снято. Благо что п. 11 приложения озаглавлен просто: “Не представляются к дополнительному материальному стимулированию” — и далее список нарушителей, а вот в течение какого времени им можно не доплачивать, не сказано. Но вышеназванное заявление начальника так и осталось пустой угрозой. Зато было придумано кое-что другое:

— Теперь у нас начальник начал устраивать зачеты, — продолжает пострадавший профгруппорг. — На основании этих зачетов он корректирует премии. Хотя мы и не обучались ничему. Спецподготовки у нас нет: в Минобороны нет денег, чтобы нас обучать. И если поначалу вопросы на зачетах задавались относительно легкие, то потом — все сложнее и сложнее.

И это притом, что согласно тому же п. 11 за “неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке” могут быть лишены доплат только военнослужащие. Гражданским это грозит только при наличии дисциплинарного взыскания и в случае совершения ими финансово-экономических или хозяйственных нарушений.

— И приказ написан таким образом, что согласовывать распределение доплат с выборными профсоюзными органами не требуется. Получается, по приказу, что командир кому хочет — даст доплату, а кому не хочет — не даст, — поясняет и.о. председателя Мурманской областной организации профсоюза гражданского персонала ВС РФ Олег Резников. — Вместе с тем, если командир кого-то наказал на весь год — это неправильно. Министр подписывает решение ежеквартально, и выплата, как правило, берется за квартальный период. Но порядок распределения этих премий, конечно, целиком лежит на совести командира.

“НЕ ХВАТАЕТ БОЕВИТОСТИ”

Важно обратить внимание на следующее: приказ № 1010 и в самом деле не предусматривает никакого участия профсоюзной стороны в процессе распределения премий. Буква этого закона (а в ВС приказ есть закон) такова, что работодатель может совершенно законно и откровенно на требования профсоюза наплевать. Но некоторые пути воздействия на воинских начальников все же есть.

Прежде всего стоит пояснить: никто и ни в коем случае не утверждает, что среди военных командиров и руководителей гражданских структур Вооруженных сил все сплошь “жулики и хапуги”. Исходить надо как раз из того, что честных людей в армии и на флоте большинство. В том числе среди руководителей высокого звена. И если диалог с ними наладить, они могут жестко следить за тем, чтобы все было честно. (Увы, “по закону” все может быть даже в случае несправедливости.) Например, предшественник Олега Резникова на посту председателя обкома профсоюза убедил в 2013 году командующего Северным флотом издать обязательное требование к подчиненным о согласовании выплат с профсоюзными выборными органами.

— К сожалению, не все командиры выполняют это требование, хотя до каждой воинской части мы его довели, — оговаривается Резников. — Но также и сами неосвобожденные председатели “стесняются” требовать, опасаясь увольнения. Мы давно бьемся над тем, чтобы приказ № 1010 имел более “социальный” вид. Сегодня в этом приказе отсутствуют нормативы решения, снижения. Командир решает просто: не понравился мне — вот тебе (всего. — П.О.) тысячу, но я же тебе дал.

В качестве примера Олег Резников приводит “жуткий скандал”, когда в декабре прошлого года командир одной воинской части получил полмиллиона рублей премии. Им занималась прокуратура и. нарушений приказа № 1010 не нашла. ЦК профсоюза, говорит Резников, не раз обращался в адрес Министерства обороны с тем, что приказ сам по себе коррупционен.

— Но (в Минобороны. — П.О.) говорят: надо отмечать труд заслуженных работников, и командир не должен быть стеснен в своих действиях. Однако мы продолжаем “мытье” в этом отношении: мы и командованию флотом, и Минобороны высвечиваем нарушения. Кстати, мы добились того, что вместо приказа № 115 был выпущен № 1010: первый был еще хуже. Там можно было всю премию забрать “в одно лицо” и остальным раздать по рублю, и это было бы законно.

Добился профсоюз гражданского персонала ВС и издания другого приказа министра обороны, уже Сергея Шойгу, — № 139 от 20.02.2013 “О мерах по улучшению взаимодействия с профсоюзом”. Согласно этому документу, все приказы, касающиеся социально-экономического положения работников, должны согласовываться с органами профсоюза. Получается, если командир несправедливо, без согласования с профорганом распределяет премии, он нарушает приказ министра. И об этом тоже полезно помнить профактиву: можно поставить в известность о неисполнении приказа вышестоящее руководство этого командира.

“ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления обеспечить в подчиненных воинских частях:

— рассмотрение не реже одного раза в год на военных советах (служебных совещаниях) с участием представителей Профсоюза хода выполнения в воинских частях заключенных соглашений и коллективных договоров, вопросов обеспечения социальной защиты гражданского персонала;

— направление проектов правовых актов и решений, затрагивающих социально-экономические права и интересы гражданского персонала, до их подписания в профсоюзные органы, а проектов нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений — в Комиссию по регулированию социально-трудовых отношений;

— доведение правовых актов органов военного управления, затрагивающих социально-экономические права и интересы гражданского персонала, до соответствующих представительных органов, а проектов правовых актов Министерства обороны Российской Федерации по указанным вопросам до центрального комитета Профсоюза”.

Смотрите так же:  Ттк отчетность

Из приказа министра обороны № 139 от 20.02.2013

А что касается угроз увольнения председателей профсоюзных ячеек, то такие факты, по мнению Резникова, есть в наличии там, где профсоюз “слабо понимает свои защитные моменты”. Председателя первичной организации командир уволить просто так, без согласия вышестоящего профоргана, не может. Но не все неосвобожденные председатели хотят связываться с начальством.

— Я считаю, боевитости не хватает. Потому что в любом случае, если председателя будут наказывать, увольнять, мы как вышестоящий орган через суд его восстановим и будем требовать наказания работодателя-командира, мы добьемся его наказания, — обещает Олег Резников. — Есть председатели, которые знают свои права и поэтому не боятся отстаивать права работников. И командир знает о том, что ничего у него не выйдет, и занимает правильную позицию социального партнера.

Евгений Максимов, и.о. председателя территориальной организации профсоюза гражданского персонала ВС РФ Южного военного округа:

— В некоторых частях есть случаи того, что распределение стимулирующих выплат не согласовывают с выборным профорганом. Но такого, чтобы обеспечивать ими одних за счет других, — такого у нас нет, не было таких заявлений. У нас есть 255-й приказ министра обороны, вышедший в этом году, о заработной плате гражданского персонала. И там сказано четко, что все стимулирующие выплаты согласовываются с выборным профорганом. И у нас есть еще приказ министра обороны № 139 от 20.02.2013, и по нему тоже все социально-экономические вопросы, касающиеся гражданского персонала, издаваемые всеми командирами частей, должны согласовываться с нами. В Мурманске нарушения такие потому и идут, может быть, что ничего не делается (для четкого выполнения этих приказов. — П.О.).

В случаях, когда с профсоюзной стороной не согласовываются вопросы стимулирующих выплат, мы обращаемся к командующему войсками округа, в его аппарат, чтобы (вышестоящие руководители. — П.О.) повлияли на этих командиров частей. У нас есть комиссия по регулированию трудовых отношений, заслушиваем их на этой комиссии. В прокуратуру обращаемся, если не решается вопрос.

Эти меры помогают. Есть еще антикоррупционная комиссия в управлении округа, в которую входят представители нашего профсоюза. Мы и там тоже ставим вопрос: что в такой-то воинской части командующим коррупционно распределяются средства, предусмотренные приказом № 1010. И когда командующий “берет шашку и башку сносит” (нарушителю. — П.О.) — то это помогает. Это я образно говорю, конечно. Но проблемы бывают, сразу вам говорю, они везде бывают. Кто не работает — у того нет проблем. Если помощь (юридическую. — П.О.) нужно оказать — тоже можем. У нас и ЦК профсоюза, в принципе, неплохо работает, Бойко Николай Николаевич. Всемерная помощь оказывается.

“Выплаты стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников”.

Пункт 33 главы III приложения к приказу министра обороны № 255 от 23.04.2014

Олег Шведков, председатель Общероссийского профсоюза военнослужащих:

— Знаком (с приказом № 1010. — П.О.) весьма поверхностно, честно вам говорю. С тем, чтобы начальники за счет подчиненных увеличивали себе выплаты, мы ни разу не сталкивались. Жалоб не было.

Людмила Мезина, заместитель председателя территориальной организации профсоюза гражданского персонала ВС РФ Центрального военного округа:

— В новом 255-м приказе есть пункт 2, где четко указывается, что выплаты материального стимулирования нужно согласовывать с выборными профсоюзными органами. В сентябре мы направили во все первичные профорганизации Центрального военного округа письма с целью изучения того, как согласовываются с ними проекты приказа по “выплате-1010”. На сегодня примерно 80% первичек уже ответили. И не было пока ни одной, где сказали бы, что с ними не согласовываются проекты приказа о материальном стимулировании гражданского персонала.

Я вам процитирую один из ответов: “Сообщаем, что, в соответствии с приказом министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года, при подготовке приказов о выплате гражданскому персоналу денежных средств стимулирующего характера списочный состав и размеры выплат согласовываются с профкомитетом, о чем в приказе начальника делается отметка за подписью председателя профкома”. На основании этого приказа мы теперь можем требовать, чтобы, когда приходит эта “премия-1010”, его исполняли — чтобы согласовывали с профорганами. Вот у меня пачка ответов от первичек лежит, все пишут, что согласовывают.

До 2013 года нам приходилось порой бороться с несправедливым распределением выплат. У нас ежегодно проходят встречи с командующим войсками округа, и на этих встречах мы поднимаем вопросы любого характера — от спецодежды, молока и до выплат гражданскому персоналу и больничных, и заработной платы, и этих премий стимулирующего характера. Но с 2010 года все это (право финансовых решений. — П.О.) ушло в Москву, и созданы были департаменты финансового и бюджетного планирования. Командующий войсками округа перестал всем этим руководить, они подчиняются непосредственно Москве, министру обороны. Там уже два года работает комиссия (по социально-трудовым вопросам). Председатель комиссии — первый заместитель министра обороны Панков, профсоюз представляет председатель ЦК Бойко. Все члены комиссии со стороны профсоюза — это председатели территориальных комитетов округов и флотов Вооруженных сил.

И раз в квартал, перед заседанием комиссии, мы обобщаем, анализируем и отсылаем в Москву информацию по вопросам нарушения ОТС, нарушения трудового законодательства, невыполнения какими-либо командирами на местах (соглашений и приказов. — П.О.). И вот эти доклады или справки ложатся на стол министру обороны. Вышестоящее военное начальство не только интересуется этими вопросами, но и берет их решение под свой контроль.

Нина Богданова, председатель территориальной организации профсоюза гражданского персонала ВС России Амурской области (Восточный военный округ):

— Конечно, это все непростое дело. Там, где есть профорганизация, там эти денежные средства распределяются более реально. А где нет профсоюза, там на усмотрение командира, и бывают нарушения. Я не хочу сказать, что все идеально (там, где имеются первички. — П.О.), нарекания есть, конечно, везде. И нарушения есть, но не очень грубые по сравнению с тем, когда нет профсоюза.

Суть нарушений состоит в том, что “ты мне нравишься — я тебе дам больше, не нравишься — я тебе вообще. ”. Или вот как обычно командиры говорят: “Чтобы никому не обидно было”, — пришла сумма какая-то, распределили, допустим, по 5 тысяч на каждого, и все. Но здесь ведь индивидуальный подход должен быть: кто работал, а кто не работал. Есть такие, которые работают, как папа Карло, вкалывают и получают при распределении одинаковые суммы с теми, кто ничего не делает, а сидят за своим столом.

У нас были такие жесткие примеры: “Я вот тебе дам 100 тысяч, а тебе 5 тысяч”. Это там, где не было профсоюза, к нам приходили оттуда люди, жаловались. Есть такая информация от работников, что иногда командиры говорят: “Я тебе дам больше сумму, а ты мне отстегни”.

Я всегда говорю, что приказ № 1010 — как яблоко раздора. Взяли бы эти денежные средства и добавили к заработной плате, повысили ее, и все. А получается. Хочу сказать, кстати, что даже если и правильно это делается (распределяются доплаты. — П.О.), то у нас народ всегда недоволен. Одно дело — положено человеку выплатить такую-то сумму, если он хорошо отработал, а другое дело — когда начинается эта дележка: один отработал хорошо, другой не работал, а третий вообще непонятно как — и всем делят одинаково. Чтобы нареканий не было, поступают так: разделили всем по определенной сумме, и голова не болит. Приказ № 1010 — очень сложный приказ.

Рабочая программа, русский язык 3 класс, УМК «Перспектива»

Столичный учебный центр
г. Москва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Шахты Ростовской области

«Средняя общеобразовательная школа №43 имени М.Н.Тарарина»

Директор МБОУ СОШ № 43 г.Шахты

Приказ от 30 .08.201 8 г. № 1/__

Подпись руководителя_____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

Уровень общего образования (класс) – начальное общее , 3 Б класс

Количество часов – 170 часов, 5 часов в неделю

Учитель – Семиченко Н.Г.

Программа разработана на основе сборника рабочих программ «Перспектива». — М.: Просвещение, 2011 г.

2018 – 2019 уч.год

Раздел 1. «Пояснительная записка»

Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса является составной частью Образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа №43 имени М.Н.Тарарина ” на 2018-2019 учебный год.

При разработке рабочей программы по русскому языку, 3 класс, на 2018-2019 учебный год, использовались следующие нормативные документы:

— Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 14.08.2018г., вступающая в силу с 1 января 2019года);

— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)от 06.10.2009г. № 373;

— Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1576 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373;

— Примерная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015г. № 1/15);

Примерные программы по учебным предметам. УМК «Перспектива» «Русский язык», авторы:Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2011.

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с последующими изменениями);

-Устав и локальные акты муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Шахты Ростовской области «Средней общеобразовательной школы № 43 имени М.Н. Тарарина»;

-Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Шахты Ростовской области «Средней общеобразовательной школы № 43 имени М.Н. Тарарина»;

-Учебный план МБОУ СОШ № 43 г. Шахты на 2018 -2019 учебный год.

Раздел 2. «Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Учебный предмет «Русский язык». Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).

Смотрите так же:  Экспертиза печати цена

Программа направлена на достижение следующих целей:

формирование специальных умений и навыков по разделам программы;

развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

-испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

-осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

-относиться с уважением к представителям других народов;

-уважительно относиться к иному мнению;

-понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

-соблюдать правила поведения на уроке и в классе;

-развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

-конструктивно разрешать проблемные ситуации;

-оценивать свои успехи в освоении языка.

Обучающийся получит возможность:

-сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;

-эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;

-сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;

-осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

-стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

-сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

-ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;

-понимать цели и задачи учебной деятельности;

-находить ответы на проблемные вопросы;

-пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);

-самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

-пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);

-пользоваться справочной литературой (словарями);

-развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;

-развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Обучающийся получит возможность научиться:

-делать самостоятельные выводы;

-находить выход из проблемных ситуаций;

-определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;

-выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;

Развитие речи. Речевое общение

-понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;

-относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

-анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;

-понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

-выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

-контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

-правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;

-различать диалогическую и монологическую речь;

-составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

-составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

-пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

-писать изложения по составленному плану;

-составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

Обучающийся получит возможность научиться:

-совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;

-говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

-делать полный и краткий пересказ текста;

-устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

-исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);

-совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;

-соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

-проводить звукобуквенный анализ слов;

-определять ударение в словах;

-делить слова на слоги и на части для переноса;

-находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;

-верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;

-правильно писать «не» с глаголами;

-использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;

-писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.

Обучающийся получит возможность научиться:

-верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;

-формировать представление о единообразии написания слова, морфем;

-писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.

-различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;

-сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);

-распознавать в тексте синонимы и антонимы;

-находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;

-сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;

-объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать различие основной функции имён и личных местоимений;

-объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;

-различать мотивированные и немотивированные названия.

Состав слова (морфемика)

-разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;

-выделять в слове основу и окончание;

-составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

-различать однокоренные слова и разные формы одного слова;

-объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;

-образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;

-правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;

-понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.

Обучающийся получит возможность научиться:

-находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);

-образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.

-определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;

-правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.

-различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

-определять число имён существительных;

-определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;

-определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;

-изменять имена существительные по падежам.

Обучающийся получит возможность научиться:

-верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;

-сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;

-образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;

-разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).

-сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;

-употреблять личные местоимения в речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.

-распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

-определять времена глаголов;

-образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;

-определять число глаголов;

-верно писать частицу «не» с глаголами;

-писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

-обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.

-находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

-определять связь имени прилагательного с именем существительным;

-верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.

Обучающийся получит возможность научиться:

-делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;

-объяснять роль имён прилагательных в речи;

-использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.

-объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством -выражения законченной мысли;

-составлять словосочетания по заданным моделям;

-находить словосочетания в предложении.

-определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;

-находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;

-находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);

-устанавливать связь между членами предложения по вопросам;

-находить в предложении однородные члены.

Обучающийся получит возможность научиться:

-верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

-отличать текст от простого набора предложений;

-устанавливать связь между предложениями в тексте;

-определять тему и основную мысль текста;

-выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;

-составлять план текста;

-распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

Обучающийся получит возможность научиться:

-различать художественные и научные тексты;

-составлять тексты разных типов.

Раздел 3. «Содержание учебного предмета»

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий , относящихся к предложению ( предложение, виды предложений, составные части предложений ), к слову ( состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений ), к фонетике ( звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д .), а также совокупность правил, определяющих написание слов ( орфографию ).

Речевое общение. Текст

Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.

Смотрите так же:  Увольнение работников в связи с сокращением штата

Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,

обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).

Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части

Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).

Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях.

Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.

Текст . Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).

Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.

Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).

Речевой этикет . Использование формул речевого этикета

в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения ( здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).

Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.

Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.

Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).

Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;

обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;

пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;

формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;

обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;

развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;

развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

Раздел 4. «Тематическое планирование»

« Речевое общение. Повторяем — узнаем новое »

Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения. Общение с партнёром на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения.

Общее представление о тексте и его особенностях.

Виды текстов: текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование.

Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера.

Активизация знаний о типах и свойствах текста . Определение темы текстов, выбор заглавия к каждому тексту. Определение типа орфограмм. Знакомство с орфоэпическими нормами (нормами верного произношения). Определение требований к устной речи. Систематизация знаний учащихся о звуках с опорой на рисунок-схему. Повторение правил переноса слов. Введение понятий открытого и закрытого слога при чтении сообщения.

Списывание текстов различных типов.

« Язык – главный помощник в общении»

Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

Слова с обобщающим значением.

Местоимения, как заменители имён собственных и нарицательных.

Словари: толковый, орфографический, синонимов и антонимов.

Отличие словосочетания от слова и от предложения.

Сравнение предложения и словосочетания.

Типы предложений по цели высказываний.

Второстепенные члены предложения.

Предложения распространённые и нераспространённые.

Запятая в предложениях с однородными членами.

Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам. Постановка ударения в распознавании значения слова. Значимость постановки ударения для определения речевой культуры человека. Звуко-буквенный анализ слов. Классификация имён собственных по значению. Возможность перехода имён нарицательных в имена собственные. Работа по алгоритму написания слов с проверяемым написанием. Определение в тексте слов, в которых произношение и написание гласных не совпадает. Определение слов с проверяемым и непроверяемым написанием.

Обобщение знаний учеников обо всех известных орфограммах. Работа с заполнением таблицы орфограмм, карточки с индивидуальными заданиями.

Составлять и применять нужный алгоритм для проверки орфограммы.

Проверять написание слов с непроверяемым написанием по орфографическому словарю.

Отличие приставки от предлога.

Разделительный твёрдый знак в словах с приставками.

Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании.

Сложные слова – слова с двумя корнями (ознакомление).

Образованием новых слов.

Образовывать новые слова по заданным моделям, объяснять значения морфем.

Находить в слове орфограмму, определять ее тип.

Находить окончания в изменяемых словах, понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.

Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова.

Объяснять написание основных приставок русского языка.

Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственных, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Роль окончания в слове

Разбирать слова по составу.

Отличать приставки от предлога.

Систематизация знаний по разделу «Части речи».

Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.

Имя существительное как часть речи.

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе ( листва, мёд, молоко) или только во множественном числе ( каникулы, ножницы, грабли)

Число имен существительных

Род имен существительных.

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Изменение имен существительных по падежам (склонение).

Этимология падежей. Алгоритм определения падежа.

Ударные и безударные падежные окончания.

Как разобрать имя существительное

Порядок анализа имени существительного как части речи.

Личные местоимения. Наблюдение за ролью местоимений в речи.

Глагол как часть речи.

Общее значение глаголов, вопросы.

Изменение глаголов по временам. Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени.

Неопределенная форма глагола. Правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределённой формы.

Изменение глаголов по числам

Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Окончание глаголов в прошедшем времени.

Имя прилагательное как часть речи. Общее значение прилагательных, вопросы.

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного. Правописание окончаний имён прилагательных.

Суффиксы имён прилагательных. Роль имён прилагательных в речи.

Разбор имени прилагательного как части речи.

Составлять алгоритм определения падежа, написания безударных падежных окончаний.

Алгоритм определения рода, числа и падежа имени существительного, имени прилагательного.

Определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и вопросам; правильно использовать их.

Образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний.

Определять род имён существительных, согласовывать с другими частями речи.

Сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие.

Определять падеж по предложенному алгоритму.

Сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения

Редактировать тексты, используя личные местоимения.

Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

« Повторение изученного за год»

Повторение основных признаков изученных единиц языка и речи, предложения, текста. Систематизация знаний о значении слова с доп. заданием -составить предложения с несколькими подобранными словами, разобрать каждое слово по составу.

Повторение знаний о составе слова. Нахождение орфограмм в тексте.

Задания на применение полученных знаний при решении нестандартных заданий.

Формирование ценностного отношения к языку, на котором говоришь.

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения.

Использовать алгоритм проверки орфограмм.

Вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил.

Формирование общеучебных умений; умений работать с учебным текстом, учебной книгой.

Вести диалог со взрослыми и сверстниками, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Уметь выполнять задания творческого и поискового характера; применять знания и способы действий в изменённых условиях.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019