Пожарные требования к подъемникам

Подъемники пожарные

Зачастую доступ в здание во время пожара затруднен по причине высокой температуры, задымленности, частичного разрушения конструкции, поэтому приходится использовать специализированную технику. Пожарные подъёмники позволяют быстро и относительно безопасно проникнуть в помещение, расположенное высоко над землей, или тушить пожар на высоте. Разумеется, для этого нужно соответствующая подготовка, как оператора оборудования, так и сотрудника пожарной команды.

Подъемники представляют собой автономную единицу на базе какой-либо грузовой машины с хорошими показателями надежности и проходимости. Зачастую приходится работать в сложных погодных ресурсах на неподходящей местности, и к этому необходимо быть готовым.

На подобный тип машин возлагаются важные функции борьбы с возгораниями и спасения людей, поэтому именно надежность и безопасность становятся главными факторами. Прежде всего, это касается использования. Требований много и они сводятся к следующим:

  1. Корзины или лестницы должны быть максимально удобными и приспособленными к работе на высоте.
  2. Механизмы должны обеспечивать надежную фиксацию подъемника в любом положении и предотвращать его складывание.
  3. Высокая устойчивость машины даже на не самом твердом грунте. Как правило, для этого используются дополнительные опоры.

Пожарные подъёмники отличаются по ряду критериев и перед тем, как приступить к выбору, необходимо определиться с условиями работы:

  1. Наличие дороги. Даже при высокой заложенной устойчивости, у неё есть пределы. Чем больше предполагается рабочая высота, тем выше требования к опоре.
  2. Минимальная и предельная высота. Это зависит от длины стрелы и углов её наклона. Реальные возможности могут отличаться от тех, которые можно ожидать.
  3. Тип стрелы и механизма её складывания и разворачивания.
  4. Наличие подвижной площадки. Обеспечивающей поворот корзины или лестницы.
  5. Подготовка персонала.
  6. Устройство управления.

Мы предлагаем наиболее функциональные модели пожарных подъёмников, оптимально сочетающие в себе высокую функциональность, безопасность и разумную стоимость. Наши специалисты помогут подобрать оптимальный вариант, исходя из целого ряда критериев. Так же мы готовы взять на себя последующее обслуживание машины и оборудования. Своевременно проведенные регламентные и ремонтные работы – основа долгой и недорогой эксплуатации.

Какие требования к подъёмникам устройств содержащих люльки в области пожарной безопасности?

Такое приспособление как люлька установленное на подъёмнике предназначено для выполнения работ на различных высотах. При этом данный механизм специалистами относится к устройствам повышенной опасности. В связи с этим на законодательном уровне устанавливается и соответствующий набор требований. Такие требования направлены на исключение ситуаций, при которых могут возникать различные аварии. Тем самым обеспечивается и безопасность работников находящихся в люльке во время выполнения производственного задания. Так же обеспечивается сохранность жизни и здоровья машиниста подъёмника.

Безопасность работников включается в себя целый комплекс вопросов различной направленности. Среди всего набора таких элементов одним из ведущих является пожарная безопасность. Выполняя данные требования, работники, будут гарантированно защищены от возникновения аварийных ситуаций вызванных возгораниями.

Поэтому при проведении высотных работ на подъёмниках с установленными на них люльками следует выполнять такие требования в области пожарной безопасности:

1.При проведении работ в люльке подъёмника всем работникам нельзя курить. Так же запрещается в таких ситуациях пользоваться огнём в открытом виде. Нельзя даже перед началом работ производить действия связанные с накоплением различных горючих материалов в люльке устройства. К таким материалам относятся различные пластмассы, масляная ветошь, стружка и опилки. Если они всё-таки присутствуют в люльке в силу особенностей выполнения производственного задания, то их необходимо сохранять в специальных контейнерах, выполненных из качественного металла.

2. Во время осуществления высотных работ на люльке подъемника, когда рабочая территория находиться в закрытом помещении, нельзя выполнять действия, которые связываются с открытым пламенем или икрами. Данные действия недопустимы в ситуации, когда при выполнении производственного задания согласно технологическим картам надо применять краски, клей и мастики, а так же ещё ряд веществ, которые могут довольно легко воспламеняться. Данные территории в закрытых помещениях, на которых производятся высотные работы при помощи указанных механизмов необходимо проветривать в обязательном порядке. Так же надо предусмотреть соответствующие мероприятия, направленные на исключение возможности накопления статического электричества.

3. При проведении высотных работ необходимо постоянно отслеживать ситуацию возле выхлопной трубы для тог, чтобы там не оказалось веществ, которые имеют высокую степень возгорания.

4. Во время выполнения работ связанных со сваркой надо вести постоянное наблюдение и естественно соблюдать мероприятия по собственной безопасности.

5. На люльке подъёмника, а так же непосредственно на рабочем месте машиниста такого устройства должен находиться полный набор средств первичного тушения пожаров. Кроме этого на таких рабочих местах должны быть и средства для проведения контроля и оповещения людей об угрозе возникновения пожара при выполнении производственного задания на данном устройстве.

Рекомендации 104-04 «Рекомендации по установке и эксплуатации строительных мачтовых подъемников»

Настоящие «Рекомендации по установке и эксплуатации строительных мачтовых подъемников» определяют требования проекта производства работ по подбору, привязке, установке и эксплуатации строительных мачтовых подъемников, используемых при возведении, отделке и ремонте зданий и сооружений.
«Рекомендации по установке и эксплуатации строительных мачтовых подъемников» предназначены для инженерно-технических работников проектных, строительных и строительно-монтажных организаций, владельцев строительных подъемников, а также специалистов других организаций, занятых на новом строительстве, расширении, реконструкции и ремонте зданий и сооружений с использованием строительных мачтовых подъемников, а также проведении отделочных работ и производстве каменной кладки независимо от принадлежности или формы собственности.
Настоящие «Рекомендации по установке и эксплуатации строительных мачтовых подъемников» распространяются на грузовые и грузопассажирские подъемники с канатным или реечным приводом.

Открытое акционерное общество
Проектно-конструкторский и технологический
институт промышленного строительства
ОАО ПКТИпромстрой

Генеральный директор, к.т.н.

____________ С.Ю. Едличка

ПО УСТАНОВКЕ ИЭКСПЛУАТАЦИИ

___________ А.В. Колобов

___________ Б.И. Бычковский

РазработаныОткрытым акционерным обществом «Проектно-конструкторский и технологическийинститут промышленного строительства» авторским коллективом в составе к.т.н.СЮ. Едлички, А.В. Колобова, Б.И. Бычковского, А.С. Рязановой, О.А. Савиной.

В рекомендациях изложены требования строительныхнорм и правил, стандартов, «Правил устройства и безопасной эксплуатациистроительных подъемников» Госгортехнадзора России и другойнормативно-технологической документации, которыми должны руководствоватьсяспециалисты строительных, проектно-технологических и других организаций.

1.1 Настоящие«Рекомендации по установке и эксплуатации строительных мачтовых подъемников»определяют требования проекта производства работ по подбору, привязке,установке и эксплуатации строительных мачтовых подъемников, используемых привозведении, отделке и ремонте зданий и сооружений.

1.2«Рекомендации по установке и эксплуатации строительных мачтовых подъемников»предназначены для инженерно-технических работников проектных, строительных истроительно-монтажных организаций, владельцев строительных подъемников, а такжеспециалистов других организаций, занятых на новом строительстве, расширении,реконструкции и ремонте зданий и сооружений с использованием строительныхмачтовых подъемников, а также проведении отделочных работ и производствекаменной кладки независимо от принадлежности или формы собственности.

1.3Настоящие « Рекомендации по установке и эксплуатации строительных мачтовых подъемников» распространяютсяна грузовые и грузопассажирские подъемники с канатным или реечным приводом.

1.4 Приразработке «Рекомендаций по установке и эксплуатации строительных мачтовыхподъемников» (далее «Рекомендации») были учтены требования следующихдокументов:

— СНиП12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;

— СНиП12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительноепроизводство»;

— ПБ10-518-02 «Правила устройства и безопасной эксплуатации строительныхподъемников», Госгортехнадзор России, М., 2000;

— СНиП 12-01-2004 «Организация строительства»;

— ГОСТ12.1.051-90 «ССБТ. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охраннойзоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В»;

— ГОСТ12.3.033-84 «ССБТ. Строительные машины. Общие требования безопасности приэксплуатации»;

— ГОСТР 12.4.026-2001 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметкасигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования ихарактеристики. Методы испытаний»;

— ГОСТ12.4.059-89 «ССБТ. Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные.Общие технические условия»;

— ПОТРМ-016-2001 , РД153-34.0-03.150-00 «Межотраслевые правила по охране труда (правилабезопасности) при эксплуатации электроустановок»;

-«Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденные приказомМинэнерго РФ от 13 января 2003 г. № 6 ;

-«Правил устройства электроустановок» ( 7-е издание );

-«Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 В», утвержденныепостановлением Совета Министров СССР 11 октября 1972 г. № 667;

-«Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В», утвержденныепостановлением Совета Министров СССР 26 марта 1984 г. № 255;

— ППБ01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденнымиприказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313.

2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

2.1Настоящие «Рекомендации» предусматривают использование при строительстве илиреконструкции объектов грузовых и грузопассажирских строительных мачтовыхподъемников с канатным и реечным приводом в соответствии со специальноразработанным для этих целей проектом производства работ (ППР).

Строительныемачтовые подъемники предназначены для подъема груза и (или) людей на рабочиеотметки строящихся или реконструируемых зданий и сооружений.

Грузовойподъемник предназначендля подъема на рабочие отметки только грузов. Грузовые подъемники, допускающие выходчеловека на грузовую платформу, оборудуются устройствами, обеспечивающимибезопасность людей при их нахождении на платформе во время погрузки(разгрузки). Возможность выхода людей на платформу должна быть записана впаспорте подъемника.

Грузопассажирскийподъемник предназначенкак для подъема грузов, так и для подъема рабочих на высотные отметки. Дляподъема рабочих на рабочие места при строительстве или реконструкции и ремонтезданий и сооружений высотой 25 м и более применение грузопассажирского подъемникаобязательно.

2.2Настоящие «Рекомендации» устанавливают требования к монтажу и эксплуатациистроительных подъемников, используемых при возведении, отделке и ремонте зданийи сооружений.

2.3Установка строительных подъемников, организация и выполнениестроительно-монтажных работ с их применением должны осуществляться всоответствии со специально разработанным для этих целей проектом производстваработ (ППР).

2.4Эксплуатация строительных мачтовых подъемников, подконтрольных Федеральномугорному и промышленному надзору России (федеральной службе по технологическомунадзору России), должна осуществляться согласно ФЗ №184 от 27.12.02 в соответствии стребованиями технических регламентов, стандартов.

Эксплуатациягрузоподъемных машин и других средств механизации, подконтрольных органамГосгортехнадзора России, должна производиться с учетом требований нормативныхдокументов, утвержденных этим органом.

Смотрите так же:  В какие сроки можно вернуть товар который не нравится

2.5Подъемники, приобретаемые за рубежом, должны соответствовать требованиям ПБ10-518-02 «Правила устройства и безопасной эксплуатации строительныхподъемников» и иметь сертификат соответствия установленного образца всоответствии с Перечнем технических устройств, применяемых на опасныхпроизводственных объектах и подлежащих сертификации (ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 11.08.1998 №928 «О перечне техническихустройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащихсертификации»).

2.6Каждый подъемник должен быть снабжен следующей эксплуатационной документацией,выполненной на русском языке:

-руководством по эксплуатации (РЭ), включающим техническое описание и инструкциюпо эксплуатации;

-инструкцией по монтажу.

2.7Паспорт должен быть составлен в соответствии с приложением 2 ПБ10-518-02 . В паспорт на конкретный подъемник из перечня сведений,содержащихся в форме паспорта, включаются сведения, которые относятся к данномутипу подъемника. При необходимости в паспорт могут быть внесены дополнительныесведения, характеризующие специфику конкретного подъемника.

2.8 Впаспорте подъемника должны содержаться сведения о допустимом районе установкипо ветровой нагрузке, принимаемом в соответствии с установленнымигосударственными стандартами и определяющем скорость ветра нерабочегосостояния. В паспорте также должна указываться скорость ветра рабочегосостояния, при превышении которой работа подъемника должна быть прекращена.

2.9Электрооборудование подъемников, предназначенных для работы во взрыво- ипожароопасных средах, должно выполняться во взрыво- и пожароопасном исполнении,что должно быть оговорено в паспорте.

2.10Руководство по эксплуатации должно быть разработано в соответствии сустановленными государственными стандартами и с учетом требований, изложенных вРекомендациях.

Вруководстве, наряду с другими сведениями, должны быть указаны:

-периодичность технического обслуживания и ремонта;

-возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения;

-предельные нормы браковки ответственных деталей;

-способы регулировки тормозов;

-способы регулировки и испытания ловителей;

-перечень быстроизнашивающихся деталей;

-указания по приведению подъемника в безопасное положение в нерабочем состоянии;

-требования безопасности в аварийных ситуациях;

-порядок проведения технического освидетельствования;

— срокслужбы (ресурс) подъемника.

2.11Ускорение (замедление) при движении кабины в режиме эксплуатации не должнопревышать 4 м/с 2 .

2.12Конструкция мачтовых и шахтных подъемников должна обеспечивать монтаж(демонтаж) мачты, шахты и настенных опор с помощью собственных механизмов.

2.13Прочность и устойчивость подъемника и его составных частей должна бытьподтверждена расчетом.

2.14При комплектовании подъемников из узлов и деталей, изготовленных несколькими организациями,оформление эксплуатационной документации осуществляет организация-изготовитель,комплектующая подъемник. Паспорт подъемника составляется по документаморганизаций, изготавливающих отдельные узлы. Эти документы необходимо хранить ворганизации, комплектующей подъемник.

2.15Все объекты, на которых эксплуатируются грузоподъемные машины, подлежатрегистрации в соответствии с «Правилами регистрации объектов в государственномреестре опасных производственных объектов», утвержденными постановлениемПравительства РФ от 24.11.1998 № 1371.

2.16Зона нахождения кабины (противовеса) грузопассажирского подъемника на нижнейпосадочной площадке со всех сторон должна быть ограждена на высоту не менее2000 мм. Указанное ограждение для грузового подъемника не требуется.

2.17Между движущимися и неподвижными элементами подъемника должны выдерживатьсяследующие расстояния безопасности:

— междупорогом кабины (трапа) и порогом пола посадочной площадки — не более 50 мм;

— междукабиной и мачтой — не менее 20 мм;

— междукабиной и противовесом — не менее 50 мм.

2.18 Втех случаях, когда невозможно выдержать предусмотренное настоящимиРекомендациями расстояние между порогом погрузочной площадки и порогом кабины,допускается устройство выхода из кабины на площадку через трап, управлениекоторым должно быть предусмотрено из кабины после ее остановки.

2.19Открывание двери кабины должно проводиться после приведения трапа в рабочееположение или принудительно вместе с перемещением трапа.

2.20Закрывание кабины должно производиться до приведения трапа в исходное рабочееположение или принудительно вместе с перемещением трапа.

2.21 Сбоковых сторон трап должен иметь перила высотой не менее 1000 мм.

2.22Крыша кабины, на которую возможен выход людей, по периметру должна быть оборудованаперилами высотой не менее 1000 мм. Допускается не устанавливать перила научастке, прилегающем к мачте. Расстояние от края крыши до перил — не более 150мм. Перила должны иметь поручень, сплошную обшивку по низу высотой 100 мм ипланку, расположенную на середине высоты перил. Допускается перила выполнятьсъемными.

2.23Грузовая платформа должна быть ограждена со всех сторон. Допускается платформуограждать с трех сторон при условии наличия устройств, предотвращающихвозможное смещение груза за габариты платформы. При этом ограждением с однойстороны может служить запирающее устройство входного и выходного проемов.Ограждения в виде перил должны быть выполнены с высотой не менее 1000 мм сосплошной обшивкой по низу на высоту не менее 200 мм. Для платформ, на которыеисключен выход людей, высота ограждения может быть уменьшена до 500 мм.

3.1 Настройгенплане наносятся места установки строительных мачтовых подъемников, зоныих действия.

3.2Привязка подъемников производится к осям здания (сооружения), а приреконструкции — к наружным поверхностям стен, как показано на рисунке 1.

4 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ ПРОИЗВОДСТВАРАБОТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАЧТОВЫХ ПОДЪЕМНИКОВ

4.1Исходными материалами для разработки проектов производства работ сиспользованием строительных мачтовых подъемников должны служить:

-техническое задание на разработку проектно-технологической документации сиспользованием строительных мачтовых подъемников;

-утвержденный в установленном порядке проект организации строительства;

-техническое заключение о грунтах;

-генплан с существующими и проектируемыми зданиями, сооружениями, подземными инадземными сетями и коммуникациями;

-необходимая рабочая документация, утвержденная к производству работ (планы,разрезы, фасады и т. п.);

-материалы и результаты технического обследования действующих предприятий,зданий и сооружений при их реконструкции или ремонте;

-требования к выполнению строительных, монтажных и специальных строительныхработ с использованием строительных мачтовых подъемников в условияхдействующего объекта.

4.2Проектные решения и мероприятия, которые должны быть отражены в составепроектов производства работ, определяются требованиями ПБ10-518-02 «Правила устройства и эксплуатации строительных подъемников». Вданной работе рассматриваются только вопросы, связанные с установкой иэксплуатацией грузовых и грузопассажирских подъемников.

4.3Проекты производства работ и технологические карты на строительно-монтажные ипогрузочно-разгрузочные работы с использованием строительных мачтовыхподъемников разрабатываются руководителями и специалистами, прошедшимиподготовку и аттестованными в области промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов в порядке, установленном Федеральной службой потехнологическому надзору России, и имеющими соответствующие удостоверения.

4.4 Проектпроизводства работ утверждается руководителем генподрядной строительной(строительно-монтажной) организации, а по производству монтажных и специальныхработ — руководителем соответствующей субподрядной организации по согласованиюс генподрядной организацией. Утверждающие ППР лица должны быть аттестованы вобласти промышленной безопасности опасных производственных объектов в порядке,установленном Госгортехнадзором России. Проекты производства работ сиспользованием строительных мачтовых подъемников по реконструкции, расширению итехническому перевооружению действующего предприятия, здания, сооружения должныбыть согласованы с руководителем или с ответственным представителем этогопредприятия.

Проектыпроизводства работ с использованием строительных мачтовых подъемниковсогласовываются с их владельцами силами генподрядной (подрядной) организации.

4.5 Приразработке проектных решений по организации строительных и производственныхплощадок, участков работ необходимо выделять опасные для людей зоны. Зоны действияопасных производственных факторов, связанные с технологией и условиямипроизводства работ при использовании грузоподъемных машин, должны определятьсясогласно СНиП12-03-2001 в ПОСе, а остальные — в ППР. Отступления от решений, принятых вПОС, при разработке ППР не допускаются без согласования с организацией,разработавшей ПОС.

4.6Чертежи проектов организации строительства и проектов производства работ рекомендуетсявыполнять в масштабе 1:50 — 1:200, а отдельные детали в масштабе 1:10 — 1:20,стройгенплан — в масштабе 1:500.

4.7Проект производства работ должен быть передан на строительную площадку доначала выполнения тех работ, на которые он разработан.

4.8Перед началом выполнения строительно-монтажных работ с применением строительныхмачтовых подъемников на территории организации генеральный подрядчик(субподрядчик) и администрация организации, эксплуатирующая (строящая) этотобъект, оформляют акт-допуск по форме приложения А.

4.9 Навыполнение работ с применением грузоподъемных машин в зонах действия опасныхили вредных производственных факторов, возникновение которых не связано схарактером выполняемых работ, должен быть выдан наряд-допуск по форме приложения Б.

4.10 Доначала производства строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ сприменением строительных подъемников, выполняемых в темное время суток,строительная площадка (участок работ) должна быть освещена в соответствии стребованиями ГОСТ12.1.046-85.

4.11Перед началом работ строительных мачтовых подъемников необходимо выделитьопасные для людей зоны, в которых могут действовать опасные факторы, связанныес характером выполняемых работ. На границах опасных зон должны быть установленысигнальные ограждения и знаки безопасности.

4.12Согласно ст. 4.5.12. ПБ10-518-02 «Правила устройства и безопасной эксплуатации строительныхподъемников» работы с применением подъемников должны выполняться по проектупроизводства работ, в котором в частности должны предусматриваться:

-соответствие устанавливаемых подъемников условиям работ по грузоподъемности ивысоте подъема;

-условия установки подъемника на площадке;

-условия безопасной работы нескольких подъемников, в т. ч. совместной работыгрузовых и грузопассажирских подъемников совместно с работой фасадныхподъемников, а также совместной работы указанных подъемников и башенных кранов;

-мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий научастке, где установлен подъемник (ограждение площадки, монтажной зоны и т.п.).

4.13Проекты производства работ с использованием строительных подъемников,технологические карты на погрузочно-разгрузочные работы и другие технологическиерегламенты должны быть утверждены руководителем организации, выполняющейработы, и выданы на стройплощадку за 2 месяца до начала выполненияпредусмотренных там работ.

4.14Лица, ответственные за безопасное производство работ строительными подъемниками,операторы (машинисты) и стропальщики должны быть ознакомлены с проектомпроизводства работ под роспись до начала производства работ.

5 ПОДБОР, ПРИВЯЗКА И УСТАНОВКА СТРОИТЕЛЬНЫХМАЧТОВЫХ ПОДЪЕМНИКОВ

5.1 Строительные мачтовые подъемники устанавливаютсяв непосредственной близости от конструкций возводимого или возведенного(реконструируемого) здания или сооружения. Подобранный к установке на объектегрузопассажирский подъемник должен быть зарегистрирован в территориальныхорганах Госгортехнадзора и иметь соответствующие документы. Грузовые подъемникив органах Госгортехнадзора регистрации не подлежат. До их установки на объектевладельцем присваивается подъемнику инвентарный номер с регистрацией в журналеучета.

5.2Подбор строительного мачтового подъемника производится по двум основнымпараметрам: грузоподъемности и высоте подъема, а грузовых подъемников,оборудованных грузозахватными приспособлениями (монорельсом, укосиной и др.),кроме этого — по вылету.

Грузоподъемность подъемника — это масса груза и(или) людей, на подъем которого рассчитано грузонесущее устройство (кабина,грузовая платформа, монорельс, укосина и др.) и подъемник в целом.Грузоподъемность строительного мачтового подъемника устанавливаетсязаводом-изготовителем и указывается в его паспорте.

Грузоподъемностьстроительного подъемника Q должна быть больше или равна массе поднимаемого груза Ргр,т.е. Q P гр . Высота подъема подъемниковопределяется по вертикали от уровня стоянки до грузонесущего устройства, находящегосяв верхнем положении:

— приподъеме груза и (или) рабочих в кабине или на платформе — до уровня полагрузонесущего устройства;

— приподъеме груза на грузозахватном устройстве — до опорной поверхности крюка.

Требуемаявысота подъема h п ,определяемая в зависимости от условий строительства и типа строительногоподъемника, должна быть меньше или равна высоте подъема строительногоподъемника Н, указанной в его паспорте, т.е. h п H .

Смотрите так же:  Транспортный налог для ооо в 2019 году

Вылетопределяется расстоянием по горизонтали от оси грузозахватного приспособлениядо оси мачты (шахты), как показано на рисунке 2. Рабочий вылет R р не должен превышать вылетгрузозахватного приспособления L , установленный паспортом строительного подъемника, т.е. R р L .

5.3 Доустановки подъемника спланировать площадку и забетонировать плиту с установкойанкерных болтов по кондуктору или опорной раме. Площадка, где устанавливаетсяподъемник, должна быть горизонтальной, пазухи фундаментов должны быть засыпаныи уплотнены в соответствии с требованиями строительных норм и правил доплотности грунта по проекту. Под опорную раму подъемника должна быть выполненамонолитная железобетонная плита или уложены сборные железобетонные дорожныеплиты, или специальная плита в соответствии с требованиями инструкции помонтажу и эксплуатации завода-изготовителя.

5.4 Крепление строительного мачтового подъемника кконструкциям каркаса зданий производится после выполнения всех узлов каркасаздания в соответствии с рабочим проектом.

Креплениеподъемника к зданию производится по проекту, разработанному для данного здания,при условии: прочность монолитных конструкций каркаса здания и его узлов кначалу эксплуатации подъемника должна быть не менее 70% от проектной прочности;возможность эксплуатации подъемника при меньшей прочности бетона монолитныхконструкций здания и его узлов согласовывают с проектной организацией — авторомпроекта здания.

Возможностькрепления подъемника к конструкциям здания и места крепления должны бытьсогласованы с проектной организацией, разрабатывающей проект на данное здание(или разрабатывающей проект его реконструкции). При необходимости проектныйинститут разрабатывает проект обеспечения устойчивости здания от воздействиянагрузок, создаваемых подъемником.

5.5Разрешение на пуск в работу грузопассажирского мачтового подъемника согласност. 4.2.1 ПБ-318-02 необходимо в следующих случаях:

— передпуском в работу вновь зарегистрированного подъемника;

— послемонтажа на новом месте;

— послеремонта с заменой расчетных элементов или узлов металлоконструкций подъемника сприменением сварки.

Опредстоящем пуске в работу грузопассажирского мачтового подъемника владелецобязан уведомить территориальный орган Госгортехнадзора не менее чем за 5 дней.

Разрешениена пуск в работу грузовых подъемников выдается инженерно-техническим работникомпо надзору за безопасной эксплуатацией подъемников на основании документацииорганизации-изготовителя и результатов технического освидетельствования.

5.6 Насхемах привязки подъемника должны показываться:

-существующая ситуация с имеющимися и проектируемыми подземными, наземными ивоздушными коммуникациями и участком возводимого здания (сооружения), егоосями, отметками проемов и перекрытий;

-подъемники с кабиной (платформой) в верхнем и нижнем положении с горизонтальнойи вертикальной привязкой;

-опорная плита или фундамент с горизонтальной и вертикальной привязкой;

-опасные зоны (от подъемника и здания) и сигнальное ограждение вдоль них;

-складирование материалов и других грузов;

-пандус и козырек у входа в кабину грузопассажирского подъемника;

-площадки и пандусы на этажах и крыше;

— навесдля моториста грузового подъемника;

-ограждение краев перекрытий и покрытий при отсутствии ограждающих конструкций(вдоль фасада здания);

-временные дороги (подъезды к подъемнику) и пешеходные дорожки;

5.7Установка строительных подъемников должна производиться согласно ПБ10-518-02 «Правила устройства и безопасной эксплуатации строительныхподъемников» в соответствии с проектом производства работ, разрабатываемымспециализированными организациями и лицами, аттестованными в области промышленнойбезопасности опасных производственных объектов в порядке, установленномГосгортехнадзором России.

5.8Подъемники должны устанавливаться стационарно в непосредственной близости отвозводимого сооружения. Допускается установка грузового подъемника на рельсовомпути при оборудовании подъемника соответствующим ходовым устройством.

5.9Стационарно установленный подъемник должен быть размещен на горизонтальнойвыровненной площадке, выполненной в соответствии с эксплуатационнойдокументацией, в которой должны быть приведены требования по подготовкеплощадки под установку подъемника (степень уплотнения, уклон, водоотвод и др.).

5.10Место установки и размещение подъемника, установка настилов, ограждений дверейна этажах должны приниматься с учетом типа грузонесущего устройства и должныбыть определены проектом производства работ на строительной площадке спривязкой к сооружению.

5.11Рельсовый путь передвижного грузового подъемника должен выполняться всоответствии с проектом или требованиями, изложенными в эксплуатационнойдокументации. При отсутствии указаний по устройству пути в указанных документахрельсовый путь должен выполняться согласно требованиям нормативных документовна рельсовые пути башенных кранов.

6 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАЧТОВЫХ ПОДЪЕМНИКОВ

6.1 Кэксплуатации допускаются строительные подъемники, прошедшие регистрацию втерриториальных органах Госгортехнадзора.

6.2Регистрация объектов, на которых установлены подъемники, проводится в соответствиис «Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасныхпроизводственных объектов», утвержденными Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 24.11.1998 г. №1371.

6.3 Ворганах Госгортехнадзора по письменному заявлению владельца при наличиипаспорта подлежат регистрации грузопассажирские подъемники.

6.4 Приэксплуатации подъемника не должны нарушаться требования, изложенные в егопаспорте и руководстве по эксплуатации. Запрещается перемещение грузов, массакоторых превышает грузоподъемность, указанную в паспорте.

6.5Находящиеся в эксплуатации подъемники должны быть снабжены табличками суказанием регистрационного номера, грузоподъемности, даты следующеготехнического освидетельствования, наименования владельца и номера его телефона.

6.6Рядом с проемами здания организацией, эксплуатирующей мачтовые подъемники,должны быть закреплены знаки с цифрами, указывающими номер этажа.

6.7 Вслучае оборудования грузового подъемника трапами рабочие должны при достиженииплатформой проема перевести трап в рабочее положение и только после этогопроизводить разгрузочно-погрузочные работы.

6.8 Вцелях обеспечения содержания грузоподъемных машин в исправном состоянии ибезопасных условий их работы на стройплощадке владелец строительных мачтовыхподъемников, а также руководитель организации, эксплуатирующей строительныемачтовые подъемники, в зависимости от имеющегося парка машин, обязаны:

-назначить инженерно-технического работника по надзору за безопаснойэксплуатацией строительных подъемников;

-назначить инженерно-технического работника, ответственного за содержаниестроительных подъемников в исправном состоянии;

-назначить приказом лицо, ответственное за безопасное производство работстроительными подъемниками в каждом цехе, на строительной площадке или другомучастке работ в каждой смене;

Лицо,ответственное за безопасное производство работ строительными мачтовымиподъемниками, может назначаться из числа мастеров, прорабов, начальников цехов,участков.

Всеназначенные лица должны иметь соответствующую квалификацию, пройти проверкузнаний ими правил устройства и безопасной эксплуатации строительных мачтовыхподъемников и иметь удостоверение установленной формы.

6.9Организации, эксплуатирующей грузопассажирские и грузовые подъемники,необходимо:

-разработать и выдать на места ведения работ подъемниками технологические картыпогрузки и разгрузки грузов, а также проекты производства работ (ППР), включаяпри необходимости устройство пандусов и ограждений этажных проемов;

-ознакомить (под роспись) с технологическими картами и ППР лиц, ответственных забезопасное производство работ мачтовыми подъемниками;

-вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых подъемникомгрузов с указанием их массы;

— обеспечитьпорядок проведения технических обслуживании и ремонтов согласно требованиямруководства по эксплуатации;

-обеспечить соблюдение технологических карт и ППР при производстве работподъемниками с установкой при необходимости выносных площадок на этажах;

-установить порядок обмена сигналами между машинистом и рабочими на этажах,который должен быть внесен в производственную структуру машиниста.

6.10Место производства работ по перемещению грузов подъемниками должно бытьосвещено в соответствии с проектом производства работ. Проект электроосвещенияразрабатывает подрядная организация либо по ее заданию — специализированнаяорганизация.

6.11Нахождение людей под поднимаемым грузонесущим устройством запрещается на всевремя работы подъемника. При необходимости пребывания обслуживающего персоналапод кабиной или платформой при ремонте положение грузонесущего устройствадолжно быть зафиксировано.

6.12Нижняя погрузочная (посадочная) площадка грузовых (грузопассажирских)подъемников должна иметь навес на высоте не менее 2 м.

6.13Работа подъемника должна быть прекращена при скорости ветра, превышающейдопустимую, при температуре, ниже предусмотренной паспортом, при снегопаде,дожде или тумане, а также в темное время суток — при отсутствии необходимогоосвещения.

6.14Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов подъемниками их владелеци организация, производящая работы, обеспечивают соблюдение следующихтребований:

-работы с применением подъемников должны выполняться по проекту производстваработ.

— поокончании работы или в перерыве грузонесущее устройство не должно оставаться вподвешенном состоянии, а вводное устройство должно быть отключено и заперто назамок;

— принеобходимости осмотра, регулировки механизмов и электрооборудования, ремонта должноотключаться вводное устройство (рубильник).

6.15При работе подъемника не допускается:

-перемещение людей (для грузовых подъемников);

-перемещать и останавливать грузовую платформу по сигналу сторонних лиц;

-использование концевых выключателей в качестве рабочих органов дляавтоматической остановки механизмов;

-использование подъемника при неисправностях, указанных в руководстве поэксплуатации;

-подача груза в проемы, на балконы и лоджии без специальных приемных площадок,предусмотренных проектом производства работ исходя из обеспечения требованийбезопасности. Ограждения площадок, устройство пандусов и меры безопасности приработе на площадках должны быть оговорены в проекте производства работ.

7 ГРАНИЦЫ ЗОН, ОБРАЗУЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕСТРОИТЕЛЬНОГО МАЧТОВОГО ПОДЪЕМНИКА

7.1 Приработе строительных мачтовых подъемников выделяются:

-опасная зона, возникающая от перемещаемых подъемником грузов;

-опасная зона, возникающая от перемещения подвижных рабочих органов самогоподъемника.

Площадь,находящаяся под перемещающимся грузонесущим устройством, является опаснойзоной.

Границыопасной зоны для подъемников принимаются:

— длягрузопассажирских подъемников от габарита кабины и противовеса и составляет 5 м(п.7.2.9 СНиП12-03-2001 );

— длягрузовых подъемников с платформой от габарита грузовой платформы согласнорисунку 3. Граница опасной зоны принимается согласно графику определения минимальногорасстояния отлета груза при его падении как вблизи строящегося здания.

Границаопасной зоны для грузовых подъемников с консольной стрелой определяетсясогласно графику определения минимального расстояния отлета груза при егопадении как при перемещении груза краном с учетом габарита наибольшего грузасогласно приложению Г СНиП12-03-2001 .

7.2Перед началом работы строительного мачтового подъемника необходимо выделитьопасные для людей зоны, в которых могут действовать опасные факторы, связанныес работой подъемника и перемещаемыми им грузами

7.3Площадь, находящаяся под поднимаемым грузонесущим устройством, является опаснойзоной. Граница опасной зоны, в пределах которой возможно возникновениеопасности в связи с падением предметов, определяется в соответствии состроительными нормами и правилами.

7.4 Поконтуру опасной зоны выставляется сигнальное ограждение, отвечающее требованиям ГОСТ23407-78 , и знаки безопасности.

7.5Границу опасной зоны обозначают на местности знаками в соответствии с ГОСТР 12.4.026-2001, предупреждающими о работе строительного мачтовогоподъемника. Знаки устанавливаются из расчета видимости границы опасной зоны, втемное время суток они должны быть освещены. Знаки устанавливаются назакрепленных стойках для предотвращения опасности от их падения при проходелюдей и передвижении техники.

8 УКАЗАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЕСТРОИТЕЛЬНОГО МАЧТОВОГО ПОДЪЕМНИКА

8.1 Дляобслуживания механизмов и электрооборудования подъемников, для обеспечениябезопасности труда к ним должен быть обеспечен удобный и безопасный доступ.

8.2Подъем на крышу производить после демонтажа башенных кранов. Оголовокподъемника во время работы кранов должна быть ниже монтажного горизонта неменее чем на 0,5 м. К месту управления подъемником должна быть подведенасигнализация со всех этажей. Нахождение людей в опасной зоне от действия подъемниказапрещается. В нерабочее время кабина подъемника должна находиться в нижнемположении, а рубильник и шкаф электропитания обесточены и закрыты на замок.

8.3 Наэтажах против остановки кабины подъемника устанавливать двери на высоту проема( h = l ,8 м) ишириной 1,2 м. Двери должны иметь специальные затворы, устанавливаемые дляпассажирского подъемника с наружной стороны двери, а для грузового — свнутренней. Двери в проемах здания открывают (закрывают) при грузопассажирскомподъемнике машинист, а при грузовом подъемнике — рабочие, ответственные заприемку грузов на этажах. Двери проемов, независимо от типа подъемника иусловий установки, должны всегда открываться во внутрь помещения. При установкеподъемника у балкона или лоджии нужно использовать балконную дверь, установивна ней с наружной стороны задвижку или шпингалетный затвор. Проход отподъемника к балконной двери огородить с двух сторон ограждением высотой 1,2 мот уровня пола платформы до самой низкой точки верхнего горизонтальногоэлемента в соответствии с ГОСТ12.4.059-89 .

Смотрите так же:  Федеральный закон о музее

Таблицамасс перемещаемых грузов должна вручаться машинисту и вывешиваться у местазагрузки подъемника.

8.4Крепление подъемника к зданию осуществляется индивидуальным креплением поотдельному проекту в зависимости от его высоты. Подъемник должен быть заземлен.

8.5 Дляэксплуатации грузового подъемника назначить приказом по строительнойорганизации:

— из числаИТР лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемниками;

-ответственного за эксплуатацию электрохозяйства;

-ответственного за охрану труда и пожарную безопасность по строительнойорганизации;

-ответственных за прием груза на этажах из числа рабочих и ИТР. приказом поуправлению механизации:

— изчисла ИТР технический работник по надзору за безопасной эксплуатациейподъемника;

-аттестованного моториста по электробезопасности не ниже II группы;

-электромеханика и оператора по диспетчерскому обслуживанию на строительнойплощадке.

Лиц,работающих на подъемнике, ознакомить с правилами под роспись.

Надрабочим местом моториста, находящимся за пределами опасной зоны, установитьзащитный навес 1,0×1,5 м из досок толщиной 40 мм.

Междумотористом и рабочим, производящим приемку грузов, должна быть установленадвусторонняя визуальная связь (или подведена сигнализация).

Приэксплуатации подъемников на площадках, с которых производится загрузка илиразгрузка кабины (платформы), должны быть вывешены правила пользованияподъемником, определяющие способ загрузки, способ сигнализации, порядокобслуживания дверей дежурными работниками, запрещение выхода людей на платформугрузовых строительных подъемников и прочие указания по обслуживанию подъемника.У всех мест загрузки или разгрузки кабины или платформы строительногоподъемника должны быть сделаны надписи, указывающие массу предельного груза,допускаемого к подъему или спуску.

Надместом загрузки подъемника с открытой платформой на высоте 2,5-5 м должен бытьустановлен защитный двойной настил из досок толщиной не менее 40 мм.

Вдольопасной зоны выставить предупредительные знаки. Нахождение людей в опасной зонеподъемника в период подъема грузов запрещается. Запрещается также работать нанеисправном подъемнике и выходить на грузовую площадку.

8.6 Увхода в кабину грузопассажирского подъемника у первой остановки (на поверхностиземли) устраивается пандус и защитный козырек, аналогичный козырьку входа вздание.

8.7Напротив остановки кабины грузопассажирского подъемника должны устанавливатьсядвери высотой 1800 мм и шириной не менее 1200 мм для того, чтобы выдвижнаяплощадка или трап подъемника смогли войти во внутрь проема.

Привысоте проема менее 1800 мм необходимо обеспечить безопасный вход в проем(устроить наклонные козырьки с обеих сторон проема; козырек со стороны кабиныне доходит до нее на 350 мм; обить козырьки и верх проема мягким материалом,установить предупреждающие знаки, покрасить козырьки в сигнальные цвета,провести дополнительный инструктаж).

Производствопогрузочно-разгрузочных работ при высоте проема менее 1400 мм запрещается.

Пристроительстве зданий, имеющих балконы (лоджии), устанавливать подъемникинеобходимо у этих балконов с целью использования балконных дверей для прохода вздание. При этом запрещается складирование грузов на площадках балконов(лоджий).

Вслучае установки подъемника у здания, в котором отсутствуют поэтажныеограждающие конструкции (в том числе парапет на крыше), в обе стороны отустановленных дверей вдоль фасада здания не менее чем на 2 м в каждую сторонуустраивается сплошное ограждение по перекрытию на высоту 1,6 м, отвечающеетребованиям ГОСТ12.4.059-89 .

8.8 Длявыхода людей из кабины подъемника и выгрузки материалов в оконные проемы науровне нижней части оконного проема устраивают приемную площадку на ширинупроема и длиной, не менее 1 м с пандусом, угол наклона которого не должен бытьболее 30 о .

8.9Приемную площадку и пандус выполняют в соответствии с проектомспециализированной организации. Аналогично устраивают площадку с пандусом черезпарапет при выходе на крышу. У площадки и пандуса должно быть перильноеограждение. Выходить на грузовую платформу строительного подъемниказапрещается.

8.10 Кместу управления грузопассажирским подъемником должна быть подведена сигнализациясо всех этажей, либо подъемник оборудуют телефонной или радиосвязью с каждымэтажом (с каждой приемной площадкой). Линия связи должна быть независимой отэлектропитания подъемника.

Вздании рядом с проемами с наружной и внутренней сторон стен или огражденийдолжны быть нанесены цифры, соответствующие номерам этажей.

8.11Аппарат управления грузового подъемника должен устанавливаться в месте сдостаточной видимостью погрузочно-разгрузочных площадок и за пределами опаснойзоны от строящегося здания и подъемника. Места установки определяются в ППР.

8.12 Неразрешается загружать подъемник сосредоточенным грузом, масса которогопревышает 200 кг.

8.13Для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией подъемников владелецподъемника должен назначить специалиста по надзору за безопасной эксплуатациейподъемника. Допускается возлагать обязанности этих специалистов на работниковинженерных центров или специализированных организаций по заключенному с нимидоговору.

Ответственностьза содержание подъемников в исправном состоянии владелец должен возложить наспециалиста, в подчинении которого находится персонал, обслуживающий подъемник.

8.14Для эксплуатации подъемников должны быть назначены: приказом построительно-монтажной организации лица, ответственные за эксплуатациюэлектрохозяйства на строительной площадке, лица, занятые приемкой груза наэтажах, моторист грузового подъемника, а также стропальщики на подъемник,имеющий консольную стрелу, приказом по организации владельца грузопассажирскогоподъемника — машинисты.

8.15 Куправлению подъемником допускаются лица, прошедшие обучение и имеющиесоответствующее удостоверение на право управления данным типом подъемника.Запрещается передавать управление подъемником другим лицам или работать на неисправномподъемнике.

8.16 Навсе грузы, поднимаемые подъемником, составляют таблицу масс грузов, которуювручают проводнику-машинисту, рабочим, производящим загрузку, и вывешивают умест загрузки и выгрузки подъемника. В таблице указываются масса единицы груза,способы затаривания, максимальное количество грузов и их общая предельнаямасса, допускаемая к подъему или спуску.

Приопределении предельной массы груза, перемещаемой грузопассажирским подъемником,необходимо учитывать, что в кабине должен находиться машинист-проводник,поэтому величина предельной массы груза должна быть меньше грузоподъемностиподъемника на 100 кг.

8.17Для грузовых подъемников, имеющих консольную стрелу, в составе ППР должныразрабатываться схемы строповки грузов с таблицей масс грузов и применяемыхгрузозахватных приспособлений.

8.18Сигнальное ограждение, выставляемое по контуру опасной зоны подъемников, должноотвечать требованиям ГОСТ23407-78 .

8.19Подъездные пути, площадки складирования грузов и навес размером 1,0×1,5 мдля моториста (для грузового подъемника) должны находиться за пределами опаснойзоны.

8.20Приближение подъемника, его кабины или платформы грузового подъемника к зданиюили его выступающим частям определяется эксплуатационной документациейзаводов-изготовителей.

8.21Совместная работа строительного подъемника с грузоподъемными кранамипроизводится в соответствии с таблицей совместной безопасной работы, при этоммонтажная консоль подъемника всегда должна быть ниже монтажного горизонта неменее чем на 0,5 м.

Перемещениестрелы крана с грузом на крюке над подъемником возможно только при неработающемподъемнике.

На периодработы крана в зоне работы подъемника последний должен быть отключен, а ключиот шкафа электропитания, рубильника, дверей кабины, нижнего огражденияподъемника должны находиться у машиниста подъемника. Работа подъемникапрекращается при условии, если расстояние от опасной зоны крана до подъемникаменее 2 м, опасная зона при этом определяется по высоте перемещения над уровнемвыхода из кабины.

Дляобеспечения совместной безопасной работы кранов и подъемников предусматриваетсяустановка единого рубильника для кранов и подъемников — в одном положениирубильника работает только кран, в другом — только подъемник, в третьем -линияобесточена и механизмы не работают. Установка в соответствующее положениерубильника производится лицом, ответственным за безопасное производство работкранами.

Присовместной работе крана и подъемника на монтажном горизонте у подъемника можетустраиваться световая сигнализация, которая включается с включениемэлектропитания подъемника, и во время ее свечения крановщик не должен подводитьк подъемнику груз на величину опасной зоны, предусмотренной в ППР. По меревозведения здания сигнализация переставляется с одного монтажного горизонта надругой. Световая сигнализация должна быть хорошо видна из кабины крана.

8.22 Осовместной работе грузопассажирского подъемника и башенного крана всоответствии с графиком их работы с машинистом-проводником и машинистом кранапроизводится специальный инструктаж с записью в журналы этих машин.

8.23Основные правила пользования подъемником должны быть вывешены на площадках, скоторых загружают или разгружают кабину.

Правилапользования подъемником должны содержать способ загрузки, способ сигнализации,порядок обслуживания дверей дежурными рабочими, запрещение выхода людей наплатформу грузовых строительных подъемников, запрещение загружать кабину огне-и взрывоопасными грузами и ядовитыми жидкостями в стеклянной таре безспециальной упаковки и другие указания по обслуживанию подъемников.

8.24 Внерабочее время платформа грузового или кабина грузопассажирского подъемниковдолжны находиться в нижнем положении.

8.25Нахождение людей в опасной зоне подъемника в период перемещения грузовзапрещается.

8.26Перед началом каждой смены подъемник должен быть осмотрен машинистом(мотористом) или специально назначенным лицом.

8.27 Нереже чем через 10 дней, а также перед пуском подъемника, бездействовавшегоболее десяти дней, осмотр должен производиться специально назначенным лицом,осуществляющим технический надзор.

8.28Совместная работа грузового или грузопассажирского подъемника с фасаднымподъемником не допускается, если фасадный подъемник находится в пределахопасной зоны работы других подъемников.

9 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 СНиП 12-01-2004 Организациястроительства.

2 СНиП12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.

3 СНиП12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительноепроизводство.

4 ГОСТ12.1.051-90 ССБТ. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охраннойзоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В.

5 ГОСТ12.3.033-84 ССБТ. Строительные машины. Общие требования безопасности приэксплуатации.

6 ГОСТР 12.4.026-2001 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметкасигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования ихарактеристики. Методы испытаний.

7 ГОСТ12.4.059-89 ССБТ. Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные.Общие технические условия.

8 ПБ10-518-02 Правила устройства и безопасной эксплуатации строительныхподъемников. Госгортехнадзор России.

9 ПОТРМ-016-2001, РД153-34.0-03.150-00 . Межотраслевые правила по охране труда (правилабезопасности) при эксплуатации электроустановок.

10 ППБ01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. МЧС России.

11 Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.

12 Правила устройства электроустановок (7-е издание).

13Правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 В.

14Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В.

15Пособие по установке и безопасной эксплуатации строительных подъемников приразработке ПОС и ППР. ОАО ПКТИпромстрой, М., 2002.

16Строительные мачтовые подъемники. Каталог-справочник. Часть 1. Подъемникиотечественного производства. ОАО ПКТИпромстрой, М., 2004.Гор.

Акт-допуск
для производства строительно-монтажных работ
на территории организации

108shagov.ru. Все права защищены. 2019