Пособия по проектированию автовокзалов и пассажирских автостанций

Пособия по проектированию автовокзалов и пассажирских автостанций

Площадь, м 2 , при вместимости здания, чел.

Пассажирские помещения основного назначения

1. Пассажирский зал или суммарно операционный (кассовый) зал, зал ожидания и вестибюль (без касс)

2. Помещение для пассажиров с детьми (без площади уборных)

3. Кассы (включая коридор за кассами)

На 1 кассовую ячейку

4. Камера хранения ручной клади

На 100 пассажиров суточного отправления (кроме массовых перевозок)

5. Автоматические камеры хранения

На 100 пассажиров суточного отправления

Помещения дополнительного обслуживания пассажиров

6. Медицинский пункт

На первого диспетчера

На 1 диспетчера сверх первого

8. Диктор оповещения

На 1 информатора

10. Помещение водителей при диспетчерской

На 1 чел. в данном помещении

11. Операторы распределения мест по кассам

12. Старший кассир

На 1 инкассатора

14. Подсобное помещение касс

15. Блок помещений для сдачи выручки и получения билетов шоферами и кондукторами

На 1 шофера или кондуктора

16. Кабинет начальника

17. Комната дежурного

На 1 работающего

19. Комната отдыха водителей

20. Спальная комната водителей

22. Общественные организации

23. Зал (комната) собраний

24. Помещение для уборочных приборов и инвентаря

Общая площадь на каждом этаже

Примечания: 1. Удельная площадь автоматических камер хранения приведена из расчета 70 ячеек на 1000 пассажиров суточного отправления; допускается увеличение этого количества до 120 ячеек. 2. Состав и площадь кафе или буфета, отделений связи, складских и технических помещений определяются в задании на проектирование.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ АВТОВОКЗАЛОВ И ПАССАЖИРСКИХ АВТОСТАНЦИЙ

1 МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР Утверждено приказом Минавтотранса РСФСР от ВА-/0 ПОСОБИЕ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ АВТОВОКЗАЛОВ И ПАССАЖИРСКИХ АВТОСТАНЦИЙ Взамен ОНТП-АВ—80 Срок введения с Срок действия до..90 СОГЛАСОВАНО Минздрав СССР ГУПО МВД СССР ЦК профсоюзов работников Автомобильного транспорта РСФСР МОСКВА 988 Пособие по проектированию автовокзалов и пассажирских автостанций Минавтотранс РСФСР, разработано Ленинградским филиалом института «Гипроавтотранс» Минавтотранс РСФСР. В работе принимали участие: инженеры: И. Г. Аванесов (руководитель темы), Ю. А. Гольденберг, В. Г. Краснов, архитектор — С. Ф. Энтелис. Министерство автомобильного транспорта РСФСР (Минавтотранс РСФСР) Пособие по проектированию Автовокзалы и пассажирские автостанции. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Взамен ОНТП-АВ Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании новых, реконструкции, расширении и техническом перевооружении существующих автовокзалов и пассажирских автостанций. При реконструкции, расширении и техническом перевооружении допускаются, при надлежащем обосновании по согласованию с органами, утверждающими проекты, отдельные отклонения от настоящих норм, которые должны быть указаны в задании. При проектировании автовокзалов и пассажирских автостанций должны соблюдаться требования других нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР. На автовокзалах и пассажирских автостанциях должны предусматриваться: пассажирские, служебные и технические помещения в здании; благоустроенные пассажирские зоны вне здания с организацией ожидания пассажиров, продажей билетов на улицу, хранения ручной клади, розничной торговли в киосках; перроны отправления и прибытия с постами посадки и высадки пассажиров; транспортная территория с площадкой межрейсового отстоя, постами технического осмотра и проездами для движения автобусов; хозяйственная зона с площадкой для сбора и хранения мусора и пищевых отходов. Адрес: 9, г. Москва, Ленинский проспект, д. 8, офис 0 Телефон/факс: + (9) 8—00

2 Внесены Гипроавтотрансом Минавтотранса РСФСР Утверждены Минавтотрансом РСФСР протокол от ВА-/0 Срок введения в действие Состав и площади помещений зданий автовокзалов и пассажирских автостанций, а также благоустроенных пассажирских зон вне здания предусматриваются в зависимости от климатических условий района строительства: зона А — все климатические районы, кроме отнесенных к зоне Б; зона Б — III, IV климатические районы с продолжительностью периода со среднесуточной температурой наружного воздуха 0 С менее 00 дней (СНиП.0.0.8). На автовокзалах, при невозможности обеспечения эффективной кооперации по обслуживанию автобусов с автотранспортными предприятиями (что должно подтверждаться экономическим обоснованием) должны предусматриваться (по заданию): механизированная мойка автобусов; средства подогрева двигателей на площадке межрейсового отстоя автобусов. Вместимость* ) автовокзалов или пассажирской автостанции необходимо принимать в соответствии с расчетным суточным отправлением пассажиров междугородных и пригородных маршрутов согласно табл.. * ) Вместимость автовокзала или пассажирской автостанции — число людей, которое может одновременно разместиться в пассажирских помещениях здания с соблюдением нормативных требований; в климатической зоне Б с учетом нахождения 0 % людей на территории благоустроенной пассажирской зоны вне здания. Общая вместимость с учетом нахождения людей на перронах отправления и прибытия, при необходимости, определяется с коэффициентом, от вместимости автовокзала или пассажирских автостанций. Таблица Расчетное суточное отправление, пасс. Вместимость, пасс. Наименование от 00 до св. 00 до 00 «00 до 00 0 Пассажирская автостанция «00 до 000 «000 « «000 «000 0 «000 « «000 «000 0 «000 « «8000 « «0000 « Автовокзалы «000 « «0000 « «000 « «0000 « « Примечание. Расчетное суточное отправление пассажиров устанавливается заданием по форме обязательного приложения.. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА.. В генеральном плане должно быть обеспечено разделение путей движения автобусов и пассажиров на территории автовокзала и пассажирской автостанции. При решении генерального плана должны быть предусмотрены мероприятия по организации движения транспорта и пешеходов: Адрес: 9, г. Москва, Ленинский проспект, д. 8, офис 0 Телефон/факс: + (9) 8—00

3 расстановка дорожных знаков, светофоров и средств визуальных коммуникаций; разметка проезжей части и площадки межрейсового отстоя; обустройства пешеходных переходов, остановок и стоянок городского транспорта. Перроны отправления необходимо размещать в максимальном приближении к зданию, обеспечивая кратчайшие пути следования из пассажирских помещений. В примыкании к перронам отправления следует предусматривать зоны ожидания пассажиров шириной не менее, м. Размещение перронов прибытия должно обеспечивать кратчайший выход пассажиров на привокзальную площадь, минуя здание. Для пассажиров пригородных маршрутов с интервалом движения автобусов менее 0 мин. при их расчетном суточном отправлении свыше тыс. пасс. следует предусматривать отдельные перроны отправления и прибытия, обеспечивая проход к ним, минуя здание. Для транзитных автобусов в зоне перрона отправления следует, как правило, выделять отдельные посты. Перроны по конфигурации кромки для постановки к ним автобусов предусматриваются: прямолинейные; уступообразные; гребенчатые. Прямолинейные перроны допускаются при количестве постов не более трех. Гребенчатые перроны допускаются как исключение. Геометрические параметры перронов необходимо принимать согласно рис., и обязательного приложения. Над перронами необходимо предусматривать навесы шириной обеспечивающей укрытие пассажиров при посадке и высадке, а также на пути следования их от здания до передней двери автобуса. Допускается не предусматривать навес над перронами прибытия. Перроны должны быть рассчитаны на подход автобусов передним ходом и возвышаться над проезжей частью на см..8. Количество постов посадки и высадки, а также количество мест на площадке межрейсового отстоя автобусов следует определять в соответствии с расчетным суточным отправлением пассажиров раздельно по видам сообщений согласно табл.. Таблица Количество, для автобусов Расчетное суточное междугородных пригородных отправление, пасс. постов мест на постов мест на отправления прибытия площадке отстоя отправления прибытия площадке отстоя От 00 до 00 Св. 00 до 00 «00 «000 8 «000 « «00 «000 0 «000 «000 «000 «00 «00 « «000 « «8000 « «0000 добавляется пост (место) на каждые пассажиров суточного отправления свыше Благоустроенные пассажирские зоны следует размещать, как правило, в примыкании к перронам и зданию. Адрес: 9, г. Москва, Ленинский проспект, д. 8, офис 0 Телефон/факс: + (9) 8—00

4 При организации продажи билетов на улицу в климатической зоне Б необходимо предусматривать навес для пассажиров шириной не менее м. Хранение ручной клади в автоматических ячейках вне здания в климатической зоне Б следует устраивать под навесом с ограждением, обеспечивая их сохранность, в количестве, указанном в п. табл., п. табл. 0. Пост технического осмотра предназначен для проверки узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения. Технический осмотр автобусов выполняется на наружной эстакаде или в здании (при наличии механизированной мойки), на проездных или тупиковых постах из расчета пост на 0 мест межрейсового отстоя. Посты технического осмотра, механизированную мойку автобусов и их оборудование следует проектировать согласно требованиям ОНТП Геометрические параметры площадки межрейсового отстоя автобусов и проездов следует принимать согласно техническим характеристикам автобуса «Икарус- 0». Площадь земельного участка для строительства автовокзала или пассажирской автостанции следует, как правило, определять в соответствии с количеством постов посадки и высадки согласно табл.. Таблица Количество постов посадки и высадки Удельная площадь земельного участка, без учета привокзальной площади, м на пост От до 00 Св. до 0 00 «0 «00 ««0 00 «0 000 Рекомендуемые схемы генерального плана пассажирской автостанции и автовокзала приведены на рис. и приложения.. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ.. Объемно-планировочные решения зданий автовокзалов и пассажирских автостанций должны обеспечивать функциональное разделение зон пассажирских и служебных помещений и отвечать требованиям технологических связей по кратчайшим путям следования. Состав и площади помещений зданий пассажирских автостанций следует принимать согласно табл.. Таблица Помещения Площадь, м, при вместимости, пасс. 0 0 А. Пассажирские помещения. Пассажирский зал: в климатической зоне А (с учетом размещения сидений для ожидания, шт киосков розничной торговли, шт. — — автоматических ячеек хранения ручной клади, шт. 9 8 ) в климатической зоне Б (с учетом размещения сидений для ожидания, шт. 0 8 киосков розничной торговли, шт. — — автоматических ячеек хранения ручной клади, шт. Адрес: 9, г. Москва, Ленинский проспект, д. 8, офис 0 Телефон/факс: + (9) 8—00

5 Помещения Площадь, м, при вместимости, пасс ). Комнаты матери и ребенка: Общая комната — — (количество детских спальных мест — — ) уборная — — (количество унитазов — — ). Общественные уборные: По СНиП II-9- (количество санитарных приборов напольных чаш и писсуаров ). Буфет По СНиП II-II.8- (количество посадочных мест — ) Б. Служебные помещения. Кассы 8 (количество ячеек ). Диспетчерская, 8 8 в том числе водительская за 8 8 барьером. Комната кратковременного отдыха водителей. Кабинет начальника Подсобная комната Кладовая Дворницкая Служебные уборные По СНиП II-9- (количество унитазов — — ) 9. Технические помещения По соответствующим главам СНиП и техническим условиям Примечания:. Отклонения от норм площадей отдельных помещений допускаются: а) в сторону уменьшения — до 0 %; б) в сторону увеличения для помещений площадью: до 0 м — на 0 %; св. 0 м — на 0 %.. В пассажирских автостанциях вместимостью 0 и более пасс. необходимо предусматривать в одной из касс возможность продажи билетов в на улицу. Состав и площади помещений зданий автовокзалов следует принимать согласно табл. Количество работающих на автовокзалах и пассажирских автостанциях следует принимать согласно таблице обязательного приложения. В зданиях автовокзалов возможно выделение раздельных залов ожидания и кассового. В зданиях автовокзалов вместимостью свыше 00 пассажиров допускается предусматривать выделение зала предварительной продажи билетов, а также устройство раздельных залов ожидания пассажиров междугородных и пригородных маршрутов, при этом продажу билетов на пригородные маршруты допускается осуществлять в зале ожидания. Вместимость пассажирского зала (кассовой зоны, зоны ожидания, распределительных зон) составляет % от вместимости автовокзала или пассажирской автостанции в климатической зоне А и % — в климатической зоне Б. Помещения для пассажиров с детьми следует, как правило, размещать в примыкании к зоне ожидания. Общественные уборные следует располагать между основными путями прибытия и отправления пассажиров и обеспечивать входами из пассажирских Адрес: 9, г. Москва, Ленинский проспект, д. 8, офис 0 Телефон/факс: + (9) 8—00

6 помещений и с перронов. Общественные уборные допускается размещать в отдельно стоящем здании в оптимальном приближении к перронам и к зданию..8. В предприятиях общественного питания в зданиях автовокзалов вместимостью свыше 00 пасс, следует выделять торговый зал с раздачей для обслуживания персонала и водителей..9. Кассовые ячейки необходимо предусматривать размером не менее,8,8 м, изолированными друг от друга. Не допускается устройство билетных касс за открытым барьером..0. Комнату дежурного по вокзалу следует размещать в примыкании к основным пассажирским помещениям. Диспетчерскую следует размещать, обеспечивая, как правило, обзор перронов отправления. Отметка пола рабочего места диспетчера отправления должна возвышаться над уровнем проезжей части не менее чем на 90 см. Таблица Помещения Площадь, м, при вместимости, пасс А. Пассажирские помещения. Кассовая зона: климатическая зона А климатическая зона Б Зона ожидания: климатическая зона А (сидений для ожидания ) климатическая зона Б (сидений для ожидания ). Распределительные зоны: климатическая зона А климатическая зона Б Зона розничной торговли: климатическая зона А (количество киосков ) климатическая зона Б (количество киосков ). Комнаты матери и ребенка: игровая спальная (количество детских спальных мест ) уборная По СНиП II-9- (количество унитазов ) Горшечная ванная комната дежурных прихожая 8 8. Камеры хранения ручной клади: Адрес: 9, г. Москва, Ленинский проспект, д. 8, офис 0 Телефон/факс: + (9) 8—00

7 Помещения Некоммерческое партнерство «Развитее автовокзалов страны» Площадь, м, при вместимости, пасс оборудованные автоматическими ячейками только в климатической зоне А оборудованные стеллажами зона перед камерой хранения оборудованной стеллажами (количество ячеек ) (количество мест хранения ) комната дежурных Курительная комната только в климатической зоне А Общественные уборные По СНиП II-9- (количество санитарных приборов — напольных чаш и писсуаров ) 9. Предприятия по СНиП II-Л.8- общественного питания: всего (количество посадочных мест, в том числе для водителей и персонала буфет буфета по — кафе с самообслуживанием 8 кафе с ) самообслуживанием и с буфетом 0. Медицинский пункт: приемная кабинет врача кабинета по 8 перевязочная уборная По СНиП II-9- (количество сантехнических приборов ). Пункт милиции: комната дежурного камера предварительного заключения комната дружинников уборная По СНиП II-9- (количество напольных чаш ). Помещения дополнительного обслуживания пассажиров (отделение связи, предприятия бытового обслуживания и т.д.) Б. Служебные помещения. Кассовый блок: кассы продажи билетов, включая ячейку администратора касс и коридор за кассами По заданию, техническим условиям и соответствующим главам СНиП (количество ячеек всего в том числе с продажей билетов на улицу в климатичес кой зоне Б 9 9 ) 8 Адрес: 9, г. Москва, Ленинский проспект, д. 8, офис 0 Телефон/факс: + (9) 8—00

8 Помещения Площадь, м, при вместимости, пасс билетный склад комната старших кассиров комната отдыха кассиров инкассаторская комнаты по комнаты по уборная при кассах По СНиП II-9- (количество унитазов ) помещение личной По СНиП II-9- ( помещение) гигиены женщин. Дежурный по вокзалу Кабина справочного кабины по бюро. Диспетчерская Комната диктора оповещения. Узел связи Водительская Комнаты предрейсового медицинского освидетельствования водителей: приемная кабинет врачанарколога кабинета по кабинет врачатерапевта Комната перронных контролеров 0. Комната операторов распределения мест по кассам Комнаты кратковременного отдыха водителей. Кабинет начальника Приемная Кабинет заместителя начальника. Комнаты технической службы эксплуатации: инженера заведующего хозяйством. Красный уголок Комната общественных организаций 8. Кладовые уборочных машин и инвентаря Кладовые оборудования, инвентаря и мебели 0. Мастерская художника. Мастерские по ремонту технологического Адрес: 9, г. Москва, Ленинский проспект, д. 8, офис 0 Телефон/факс: + (9)

9 Помещения Площадь, м, при вместимости, пасс оборудования. Мастерская по По СНиП II— * ремонту санитарнотехнического оборудования. Мастерская по ремонту мебели. Помещения хранения уличного уборочного инвентаря и механизмов. Дворницкая Комната охраны Уборные для По СНиП II-9- (количество санитарных приборов персонала и водителей ) 8. Помещение личной По СНиП II-9- ( помещение) гигиены женщин (персонала) 9. Душевые персонала По СНиП II-9- (количество душевых сеток ) 0. Дополнительные По заданию и техническим условиям служебные помещения комната раскасечивания автоматических касс комнаты подсчета и сдачи выручка водителями (кондукторами): комната подсчета денег касса приема выручки кассы по касса выдачи билетов кладовая хранения кондукторских сумок комнаты ночного отдыха водителей: спальная комната на человек (количество мест по заданию комнаты дежурного из расчета м на спальное место, но не менее м персонала вестибюль, холл То же уборные, По СНиП II-9-8, табл. умывальные, душевые Помещения По техническим характеристикам оборудования автоматизированной системы управления и информации В. Технические По техническим условиям и соответствующим главам СНиП помещения Примечание:. Отклонения от норм площадей отдельных помещений допускаются: а) в сторону уменьшения — до 0 %; б) в сторону увеличения, для помещений площадью: до м — на %; свыше м — на %.. В климатической зоне А, в зависимости от местных условий, допускается устройство касс с продажей билетов на улицу в количестве не более указанного для климатической зоны Б, с соответствующим уменьшением площади кассовой зоны, но не более чем на 0 %.. При организации предварительной продажи билетов вне автовокзала, количество касс и Адрес: 9, г. Москва, Ленинский проспект, д. 8, офис 0 Телефон/факс: + (9)

Смотрите так же:  Семенов андрей викторович адвокат

10 площади кассового зала следует уменьшать в соответствии с объемами предварительной продажи билетов вне автовокзала (по заданию).. Организация продажи билетов через кассовые автоматы определяется заданием. Количество кассовых автоматов необходимо принимать из расчета автомат на тыс. пасс. расчетного суточного отправления пригородных маршрутов, но не менее трех. Количество кассовых ячеек, при этом следует уменьшать из расчета замены кассовой ячейки на автомата. В климатической зоне Б кассовые автоматы допускается размещать вне здания с соответствующим уменьшением площади кассового зала. Комнаты дикторов оповещения, узла связи и информатора радиосправки необходимо размещать в примыкании к диспетчерской. Водительская должна размещаться в примыкании к диспетчерской и соединяться с ней проемами для оформления документов. Комнаты предрейсового медицинского освидетельствования и комнаты кратковременного отдыха водителей следует размещать вблизи водительской. Комнату перронных контролеров следует размещать вблизи диспетчерской в примыкании к перронам отправления. Комната операторов распределения мест по кассам должна быть обеспечена связью операторов с диспетчерами для передачи документов. Кабинет начальника в пассажирских автостанциях следует размещать в примыкании к пассажирскому залу..8. Дворницкая и комната охраны должны быть обеспечены входом с улицы..9. Комнаты раскассечивания автоматических касс, подсчета и сдачи выручки водителями (кондукторами) следует размещать в составе кассового блока..0. Помещение инкассаторов следует размещать в кассовом блоке с учетом обеспечения удобства инкассации и должно быть обеспечено отдельным выходом.. СВЯЗЬ И СИГНАЛИЗАЦИЯ.. На автовокзалах и пассажирских автостанциях необходимо предусматривать виды связи и сигнализации согласно табл.. Таблица Виды связи и сигнализации Пассажирские Автовокзалы вместимостью, пасс. автостанции 00, , и более. Городская радиотрансляционная связь Телеграфная связь Административно-хозяйственная связь: городская автоматическая телефонная связь местная (производственная) автоматическая телефонная связь. Светофорная сигнализация Сигнализация наличия автобусов на постах. Промышленное телевидение Директорская связь Связь «Кассир-пассажир» Связь «кассир-оператор» Громкоговорящая информационная связь. Справочная связь Электрочасофикация На автовокзалах вместимостью 00 чел. и более допускается предусматривать другие виды связи по заданию. Адрес: 9, г. Москва, Ленинский проспект, д. 8, офис 0 Телефон/факс: + (9)

11 . МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ.. Малые архитектурные формы следует предусматривать, как правило, на привокзальной площади, в здании, на перронах и в пассажирской зоне вне здания автовокзала и пассажирской автостанции в составе: навесы; скамейки для ожидания пассажиров; урны для мусора; стенды для газет и объявлений; цветочные вазы; торговые киоски; автоматы для продажи газированной воды, газет, по размену монет и пр. Средства визуальных коммуникаций необходимо предусматривать на автовокзалах и пассажирских автостанциях в составе: наименование: «Автовокзал» — светореклама; «Автостанция» — вывеска; схема автобусных маршрутов; расписание движения автобусов; таблица стоимостей проезда; выписка из правил перевозок; информация об изменениях в маршрутной сети; графические условные знаки — символы (пиктограммы). ПРИЛОЖЕНИЕ Обязательное ФОРМА задания расчетного суточного отправления пассажиров для проектирования автовокзала (пассажирской автостанции) в г. Расчетное суточное отправление Вид маршрутов исходный год расчетный год. Междугородные в том числе: транзитные. Пригородные в том числе: с интервалом движения автобусов менее 0 мин. Всего Примечание. Расчетное суточное отправление пассажиров необходимо определять из годового отправления деленного на дней, с учетом коэффициента сезонной неравномерности перевозок, принимаемого, как правило, равным,. В случае отступления от этого необходимо привести соответствующие обоснования. Начальник территориального объединения автомобильного транспорта Дата (подпись) Адрес: 9, г. Москва, Ленинский проспект, д. 8, офис 0 Телефон/факс: + (9) 8—00

12 ПРИЛОЖЕНИЕ ЭКСПЛИКАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ Здание автостанции Перрон прибытия и отправления с навесом Площадка межрейсового отстоя автобусов Стоянка легковых автомобилей Эстакада для осмотра автобусов Рис.. Схема генерального плана пассажирской автостанции вместимостью 0 пассажиров ЭКСПЛИКАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ Здание автовокзала Перрон прибытия Перрон отправления Закрепленные посты транзитных автобусов Площадка межрейсового отстоя автобусов Эстакада для осмотра автобусов Стоянка автомобилей «такси» 8 Стоянка личных легковых автомобилей Адрес: 9, г. Москва, Ленинский проспект, д. 8, офис 0 Телефон/факс: + (9) 8—00

13 Рис.. Схема генерального плана автовокзала вместимостью 00 пассажиров п.п. Наименование Площ. застр., м Примечание Здание автовокзала 00 В том числе Перрон прибытия 00 Перрон отправления с навесом 900 Закрепленные посты транзитных автобусов — Площадка межрейсового отстоя автобусов 0 Эстакада для осмотра автобусов типовой проект 0— Стоянка автомобилей — «такси» 8 Стоянка личных легковых автомобилей Показатели по генеральному плану п. п. Наименование Ед. изм. Количество Примечание Площадь участка га, Площадь застройки м 0 В том числе: открытые площадки, стоянки м 0 Площадь покрытий м 0 Площадь озеленения м 00 Плотность застройки % Рис.. Схема генерального плана автовокзала вместимостью 00 пассажиров ПРИЛОЖЕНИЕ Обязательное Рис.. Прямолинейный перрон Рис.. Уступообразный перрон Адрес: 9, г. Москва, Ленинский проспект, д. 8, офис 0 Телефон/факс: + (9) 8—00

14 Геометрические параметры Град. Размеры, м А Б 0,00 8,00,00 9,0 0,00 0,0 ПРИЛОЖЕНИЕ Обязательное Таблица Штатное расписание, в том числе количество работающих в наиболее многочисленной смете (чел.) Вместимость, пасс. Наименование штатной Пассажирских единицы автостанций Автовокзалов Начальник -. Секретарь Старший диспетчер Диспетчер Перронный контролер Оператор узла связи Диктор оповещения Кассиры (включая предварительную продажу билетов) 9. Администратор билетных касс 0. Старший кассир Адрес: 9, г. Москва, Ленинский проспект, д. 8, офис 0 Телефон/факс: + (9)

15 Наименование штатной единицы. Оператор распределения мест по кассам Некоммерческое партнерство «Развитее автовокзалов страны» Вместимость, пасс. Пассажирских автостанций Автовокзалов Инкассатор Дежурный по вокзалу. Информатор справочного бюро. Дежурный по помещениям пассажиров с детьми. Дежурный по камере хранения оборудования автом. ячейками. Кладовщик камеры хранения оборудованной стеллажами 8. Инженер по эксплуатации 9. Слесарь по ремонту механического оборудования Монтер связи Электромонтер Слесарь-сантехник Столяр Заместитель начальника. Кладовщик Художник Уборщица 9 8. Дворник Дежурный охраны Итого по штатному расписанию 9 в т.ч. максимальную смену Примечания:. Количество работающих для приема выручки от водителей (кондукторов), обслуживания автоматизированной системы управления и информации, автоматических касс продажи билетов, а также дежурных в комнатах ночного отдыха водителей определятся заданием и техническими условиями.. Количество персонала по обслуживанию механизированной мойки и оборудования подогрева двигателей автобусов определяется согласно ОНТП Адрес: 9, г. Москва, Ленинский проспект, д. 8, офис 0 Телефон/факс: + (9) 8—00

16 СОДЕРЖАНИЕ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ. СВЯЗЬ И СИГНАЛИЗАЦИЯ МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ. ПРИЛОЖЕНИЕ. ФОРМА задания расчетного суточного отправления пассажиров для проектирования автовокзала (пассажирской автостанции) в г. ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРИЛОЖЕНИЕ. Адрес: 9, г. Москва, Ленинский проспект, д. 8, офис 0 Телефон/факс: + (9) 8—00

ВСН АВ-ПАС-94 Автовокзалы и пассажирские автостанции

Настоящие нормы предназначены для проектирования новых, реконструкции и расширения существующих автовокзалов и пассажирских автостанций.

  • Пособие по проектированию «Автовокзалы и пассажирские автостанции»
  • 14 фев. 1994 г. Госкомсанэпиднадзор России (Russian Federation Goskomsanepidnadzor) 01-13/176-11
  • 15 апр. 1994 г. ГУГПС МВД России (GUGPS, Russian Federation Ministry of Internal Affairs) 20/22/719
  • 29 июл. 1993 г. ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ (Central Committee of the Labor Union of Automotive Transport and Road Workers of Russia) ПЗ-227
  • 17 мая 1994 г. Департамент автомобильного транспорта Минтранса России 2

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

АВТОВОКЗАЛЫ И ПАССАЖИРСКИЕ АВТОСТАНЦИИ

Срок действия с 01.07.94

Ведомственные строительные нормы «Автовокзалы и пассажирские автостанции» разработаны арендными предприятиями «Гипроавтотранс» (Москва) и (Санкт-Петербург).

В разработке норм принимали участие:

архитекторы: А.А. Ованесян и С.Ф. Энтелис (руководители темы), инженеры: И.Г. Аванесов, Г.Д. Димова, Н.П. Егорова, В.Г. Краснов, Т.М. Медведева, М.Н. Филатова, Т.П. Хрищанович, Л.Г. Шунский.

ВНЕСЕНЫ арендным предприятием «Гипроавтотранс»

ГУГПС МВД РФ 15.04.94 № 20/22/719

Госкомсанэпидемнадзором России 14.02.94 № 01-13/176-11

ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ 29.07.93 № ПЗ-227

УТВЕРЖДЕНЫ Департаментом автомобильного транспорта Минтранса России 17.05.94 (протокол № 2)

ВЗАМЕН пособия по проектированию «Автовокзалы и пассажирские автостанции»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

пассажирские, служебные и технические помещения в здании;

благоустроенные пассажирские зоны вне здания с организацией ожидания пассажиров, продажей билетов на улицу, хранения ручной клади, розничной торговли в киосках;

перроны отправления и прибытия с постами посадки и высадки пассажиров;

транспортная территория с площадкой межрейсового отстоя, проездами для движения автобусов и постами технического осмотра;

хозяйственная зона с площадкой для сбора и хранения мусора и пищевых отходов.

пандусы при лестницах на входах в здания и при наличии перепадов отметок полов в помещениях;

двери и тамбуры с размерами, учитывающими проезды инвалидных кресел-колясок и детских колясок;

устройство пассажирских лифтов при наличии помещений для пассажиров выше первого этажа.

Приспособления для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в помещениях автовокзалов и пассажирских автостанций следует предусматривать в соответствии с требованиями ВСН 62-91 «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения».

зона А — все климатические районы, кроме отнесенных к зоне Б;

зона Б — III, IV климатические районы с продолжительностью периода со среднесуточной температурой наружного воздуха 0 °С менее 100 дней (СНиП 2.01.01.82).

— механизированная мойка автобусов;

— средства подогрева двигателей на площадке межрейсового отстоя автобусов.

Пособие по проектированию вокзалов (к СНиП II-85-80)

(текст документа с изменениями и дополнениями на ноябрь 2014 года)

Утверждено
Приказом ЦНИИП градостроительства
от 5 декабря 1983 г. N 944

Рассмотрены принципиальные решения генеральных планов вокзалов различного назначения (железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта), включая их привокзальные площади, зону застройки и перроны. Указаны предпосылки объединения или блокирования вокзалов с другими зданиями и сооружениями. Разработаны наиболее общие для вокзалов всех видов транспорта принципы и приемы архитектурно-пространственных организаций основных помещений вокзалов и их групп.

Для архитекторов и инженерно-технических работников проектных организаций.

Разработано ЦНИИП градостроительства (д-р архит. Г.Е. Голубев, инж. З.В. Азаренкова).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Пособие используется при разработке технико-экономических основ генеральных планов городов (ТЭО) и проектов генеральных планов городов с проектной численностью населения 500 тыс. чел. и более, комплексных транспортных схем (КТС), разрабатываемых для городов с численностью населения более 250 тыс. чел.

Включенные в Пособие нормы не распространяются на проектирование зданий и сооружений сезонного использования, пассажирских павильонов, служебно-пассажирских зданий.

1.2. В соответствии с Инструкцией по составлению проектов планировки и застройки городов ВСН 38-82 устанавливаются следующие этапы разработки проектов и их реализации:

I очередь — период завершения народно-хозяйственного плана текущего и разработка на следующее пятилетие (в Пособии условно принят 1990 г.);

расчетный срок генерального плана города — 20 лет, увязанный с пятилетними планами и этапами комплексной программы научно-технического прогресса;

перспектива — после расчетного срока генерального плана города (условно 30 — 40 лет).

1.3. На отдельных, последовательно разрабатываемых стадиях градостроительного проектирования решаются основные задачи развития транспортного узла города во взаимосвязи с формирующейся групповой системой населенных мест, в том числе и развития сети транспортных зданий, сооружений и устройств, связанных с организацией обслуживания пассажиров.

На стадии разработки генерального плана города (населенного пункта) осуществляются:

определение объемов пассажирских перевозок по видам транспорта и видам сообщений в увязке с отраслевыми схемами развития транспорта (железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного);

разработка основных принципов размещения вокзалов различных видов транспорта с учетом их взаимодействия в структуре транспортного узла города (населенного пункта).

На стадии разработки комплексной схемы развития всех видов городского пассажирского транспорта осуществляются:

уточнение объема пассажирских перевозок;

взаимодействие магистральных видов и пригородного транспорта с городским в обслуживании пассажиров на территории города и его пригородной зоны;

выделение перспективных сетей развития городского общественного транспорта на I очередь и расчетный срок с учетом конкретных транспортных решений комплексной схемы и очередности развития улично-дорожной сети в зонах размещения вокзалов магистрального транспорта.

На стадии разработки проектов детальной планировки (ПДП), эскизов и проектов застройки осуществляются:

обеспечение единства технологического и архитектурного решения необходимого комплекса зданий и сооружений, вокзала, а также привокзальной площади и вокзала;

выделение объемов строительства на I очередь, расчетный срок, а также при необходимости — определение необходимости дальнейшего развития вокзала на перспективу за пределами расчетного срока;

функциональное зонирование территории вокзала и привокзального района, примыкающего к привокзальной площади и перрону.

В проектах детальной планировки и в эскизах застройки предварительно намеченная в генплане реконструкция вокзалов подлежит уточнению и конкретизации с определением расчетной вместимости или пропускной способности, размеров участков отдельных зданий и сооружений, организации подъездов к ним, с увязкой принятых решений с существующей и проектируемой застройкой и улично-дорожной сетью, схемой использования подземного пространства и инженерными сетями, со строгим резервированием необходимых участков на расчетный срок и перспективу.

1.4. На стадии разработки проектов (со сметно-финансовым расчетом) и рабочей документации (со сметой) реализуются и корректируются принципиальные решения, принятые на всех перечисленных проектных стадиях.

В средних и малых городах, поселках и сельских населенных пунктах проектирование вокзальных комплексов может быть ограничено двумя проектными стадиями: генеральным планом и рабочей документацией.

2. РАЗМЕЩЕНИЕ ВОКЗАЛОВ В ПЛАНЕ ГОРОДА

В условиях непрерывного развития взаимосвязей между городом и другими населенными пунктами и регионами страны повышаются требования, предъявляемые к транспортной инфраструктуре, к взаимодействию ее элементов в транспортных узлах.

Важнейшим элементом транспортной системы города является вокзал. От рационального размещения вокзалов в структуре города во многом зависит эффективность использования различных видов транспорта, уровень транспортного обслуживания населения.

При расположении вокзала в городе необходимо учитывать совокупность транспортных устройств в пунктах примыкания или пересечения соответствующих магистралей (линий, трасс) различных видов внешнего транспорта (железнодорожного, речного, морского, автомобильного, воздушного), а также городского транспорта, совместно выполняющих операции по транзитным, дальним, местным, пригородным и городским перевозкам пассажиров и грузов (рис. 1).

Рис. 1. Принципиальные схемы размещения транспортных сооружения и узлов

а — крупный город с прямоугольно-сетчатой планировочной структурой; б — крупнейший город с радиально-кольцевой планировочной структурой; 1 — скоростные дороги; 2 — магистральные улицы городского значения; 3 — магистральные улицы районного значения; 4 — остановочные пункты уличного общественного транспорта; 5 — линии скоростного внеуличного транспорта; 6 — основные пересадочные узлы; 7 — железнодорожный вокзал; 8 — автобусный вокзал; 9 — речной (морской) вокзал; 10 — общегородской центр; 11 — районные и межрайонные общественные центры; 12 — пешеходные улицы и зоны

Вокзал всегда является частью вокзального комплекса (железнодорожной пассажирской станции, пассажирского района речного или морского порта, пассажирской автобусной станции, пассажирского сектора аэропорта), в который входят все функционально и композиционно взаимосвязанные между собой здания, сооружения и устройства, предназначенные для обслуживания пассажиров и проведения билетных, багажных, почтовых и других операций.

Смотрите так же:  Налог на квартиру в москве пенсионеру

Планировочное решение участка и выбор принципиальной схемы вокзала должны производиться в соответствии с требованиями главы СНиП по планировке и застройке городов, поселков, сельских населенных пунктов и на основе схемы районной планировки и генерального плана города с целью наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках с минимальными строительными затратами и эксплуатационными издержками.

При выборе места расположения вокзалов рекомендуется руководствоваться следующими наиболее общими принципами их размещения, изложенными в табл. 1.

Выбирать участок для сооружения железнодорожного, морского, речного или автобусного вокзала рекомендуется, как правило, со стороны наиболее застроенных районов города, с обеспечением относительной равноудаленности его по отношению к основным функциональным зонам (труда, быта и отдыха) данного города и тяготеющего к нему региона. Вокзалы должны быть связаны удобными транспортными путями с крупными промышленными зонами, основными жилыми районами, зонами и объектами массового тяготения городского или регионального значения. Учитывая, что в любом из вокзалов пассажир не оканчивает своей поездки, а, как правило, лишь меняет один вид транспорта на другой, чаще всего внешний транспорт на внутригородской, или наоборот, в ситуационных планах вокзалов необходимо показывать:

территории существующих и проектируемых сооружений внешнего транспорта, с определением месторасположения всех пассажирских зданий (в том числе железнодорожных вокзалов, речных и морских портов и пристаней, автобусных вокзалов, аэропортов и вертолетных станций городских аэровокзалов и транспортных агентств), а также мостов, путепроводов, тоннелей и других опорных инженерно-транспортных сооружений;

скоростные дороги, магистральные улицы и дороги общегородского и районного значения;

системы общественного транспорта (с выделением линий скоростного движения) с размещением существующих и проектируемых трамвайных, троллейбусных и автобусных депо и парков, гаражей для легковых и грузовых таксомоторов, грузовых и специальных автомобилей.

Вокзалы классифицируются по нескольким общим для них признакам:

а) по назначению (видам используемых транспортных средств), ведомственной принадлежности и соответствующим им основным видам пассажирских сообщений;

б) по условиям размещения на данной транспортной магистрали (линии, трассе);

в) по преобладающим категориям обслуживаемых пассажиров;

г) по пропускной способности и соответствующей ей единовременной вместимости;

д) по капитальности и степени огнестойкости.

По назначению и ведомственной принадлежности различают железнодорожные, речные, морские и автобусные вокзалы, а также аэровокзалы в аэропортах и городские аэровокзалы. Основные виды пассажирских сообщений определены в СНиП II-85-80 (см. табл. 1).

По условиям размещения на транспортной магистрали различают вокзалы конечные или тупиковые, на которых основная часть пассажиров заканчивает поездку на внешнем (магистральном или пригородном) транспорте; узловые, расположенные в местах пересечений или примыканий линий одного или нескольких видов внешнего транспорта, в которых значительная часть пассажиров совершает пересадки, и промежуточные, расположенные между конечными и узловыми станциями (портами, аэропортами).

Категории обслуживаемых пассажиров соответствуют основным видам пассажирских сообщений — международным, дальним, местным, пригородным, внутригородским и различным их сочетаниям, которые во многом предопределяют характер и последовательность проводимых операций, а, следовательно, и состав основных помещений, соотношение их площадей, последовательность размещения и принципиальную архитектурно-пространственную схему вокзала.

По пропускной способности и соответствующей ей единовременной вместимости в СНиП II-85-80 (табл. 2) вокзалы классифицируются на малые, средние, большие и крупные (особо большие).

По капитальности, в соответствии с требованиями главы СНиП по классификации зданий и сооружений, и по огнестойкости, в соответствии с требованиями главы СНиП по противопожарным нормам проектирования зданий и сооружений, вокзалы следует подразделять на три класса.

К I классу по капитальности следует относить большие и крупные (особо большие) вокзалы, имеющие огнестойкость основных конструкций не ниже I степени;

ко II классу следует относить малые и средние вокзалы, имеющие огнестойкость основных конструкций не ниже II степени.

Вокзалы расчетной вместимостью 100 и менее пассажиров, а также пассажирские павильоны допускается проектировать по III классу капитальности с огнестойкостью не ниже III степени.

При наличии значительных потоков пассажиров, пересаживающихся в данном узле с одного вида магистрального, местного или пригородного транспорта на другой, а также при наличии соответствующих функционально-технологических и градостроительно-планировочных предпосылок рекомендуется устройство объединенных вокзалов: железнодорожно-автобусных, речных-автобусных, морских-автобусных, морских-железнодорожных, объединение агентств Аэрофлота с агентствами или вокзалами других видов транспорта (см. табл. 2).

Создание объединенных (комплексных, совмещенных) вокзалов значительно повышает удобства пассажиров при поездке с пересадками, дает им возможность получения в одном месте всей необходимой информации, приобретения билетов, сдачи багажа и т.п. При этом исключаются затраты времени на переезды по городу, уменьшается загрузка городского транспорта.

Отнесение объединенного вокзала к определенной группе вокзалов по вместимости следует осуществлять по общему расчетному количеству пассажиров всех видов внешнего транспорта, применительно к виду транспорта, имеющему в данном узле наибольший удельный вес.

При проектировании объединенного вокзала капитальные сооружения основного в данном узле вида магистрального транспорта (пути железнодорожной станции, причалы и пирсы речного или морского порта и др.), а также конкретная градостроительная ситуация во многом предопределяет его принципиальную архитектурно-пространственную схему.

Объединение вокзала с другими зданиями, входящими в состав вокзального комплекса, не должно противоречить нормальным условиям организации технологического процесса эксплуатации, а также технико-экономической целесообразности.

В зависимости от совокупности местных условий и технико-экономических обоснований допускаются различные формы объединения вокзалов: взаимоувязанное размещение вокзалов различных видов транспорта на близко расположенных участках, их блокировка с непосредственным примыканием объемов и участков или полное объединение в одном объеме, с использованием пассажирами различных видов транспорта общих сооружений, помещений и устройств, например, операционных залов, залов ожидания, кафе-ресторанов, камер хранения и т.п. (см. табл. 2).

Новое строительство или реконструкция вокзалов должны предусматриваться на 10-ый, а крупных на 15-ый год после ввода вокзала в эксплуатацию I очереди строительства. Целесообразность развития вокзалов на более продолжительные сроки должна быть обоснована.

В технико-экономических обоснованиях должны быть установлены следующие характеристики и показатели:

специализация сооружения, основные категории обслуживаемых пассажиров (местного и дальнего сообщения, пригородного или даже внутригородского сообщения, международного сообщения и др.);

объем ожидаемых перевозок в сутки и в часы «пик» пассажиров, багажа, а также грузов и почты (в случае их обработки на вокзале) на расчетный срок и по промежуточным этапам;

расчетное количество единиц и типы средств внешнего транспорта (в сутки, час «пик»), определяющее габариты и тип перрона;

принципы взаимосвязи вокзала с различными районами и функциональными зонами города, а также данного вокзала с другими опорными транспортными и наиболее крупными общественными сооружениями общегородского значения и зонами их концентрации;

расчетное количество (в сутки и в часы «пик») транспортных единиц и типы всех видов городского транспорта, определяющее размеры и организацию движения на привокзальной площади.

3. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ВОКЗАЛА

Проектирование вокзалов следует производить на основе единого технологического и градостроительно-планировочного решения всего вокзального комплекса (железнодорожной пассажирской станции, пассажирского района речного или морского порта, автовокзала и пассажирской автобусной станции, пассажирского сектора аэропорта (см. Прил. 1), в состав которых входят следующие основные взаимосвязанные между собой элементы:

основные пассажирские, служебно-технические и вспомогательные здания и сооружения, с общими приемами их архитектурно-пространственной композиции, благоустройства и озеленения, решениями малых форм архитектуры;

перрон (приемо-отправочные железнодорожные пути и пассажирские платформы, причалы и пирсы морских и речных портов, внутренняя транспортная территория автовокзалов и пассажирских автостанций, авиаперрон аэропорта).

Архитектурно-пространственная композиция здания вокзала, как правило, должна выявлять его доминирующее значение как основного сооружения вокзального комплекса (рис. 2). Земельный участок должен иметь размеры и конфигурацию, достаточные для размещения привокзальной площади, зоны застройки зданий и сооружений вокзала и перрона с учетом возможности их перспективного развития и расширения.

Рис. 2. Структура вокзальных комплексов

а — железнодорожный вокзал с перроном берегового и тупикового типа: 1 — платформы дальних и местных поездов; 2 — платформы пригородных поездов; 3 — остановочные пункты автобусов; 4 — остановочные пункты троллейбусов; 5 — остановочные пункты трамваев; 6 — автобусная станция; 7 — автостоянки; б — морской и речной вокзалы: 1 — остановочные пункты автобусов и троллейбусов; 2 — автостоянки, стоянки туристских автобусов; 3 — площадь торжественных встреч; 4 — перрон речного вокзала; в — автобусный вокзал: 1 — платформы отправления; 2 — платформы прибытия; 3 — стоянка автобусов (отстой); 4 — стоянки междугородных и городских такси; 5 — тоннели для пешеходов; г — аэровокзал с посадочными галереями на перроне: 1 — зал отправления пассажиров; 2 — залы пассажиров прибытия; 3 — остановочные пункты автобусов; 4 — автобусная станция; 5 — железнодорожная платформа; 6 — автостоянки

Промежуточные этапы строительства должны иметь законченные архитектурно-планировочные решения, обеспечивающие оптимальные условия работы вокзала на всех основных этапах его развития, и обеспечивать необходимые удобства для пассажиров и персонала.

Проекты вновь сооружаемых или реконструируемых вокзалов должны удовлетворять приведенным ниже требованиям:

а) предусматривать необходимый состав зданий, сооружений и устройств с целью обеспечения оптимальных условий обслуживания пассажиров и сокращения затрат их времени на все операции, связанные с отправлением, прибытием или пересадкой;

б) учитывать архитектурно-композиционный и стилевой характер, а также масштаб существующей и проектируемой застройки данной части города или даже всего города в целом с учетом конкретных культурно-исторических, национальных и других местных особенностей;

в) учитывать природно-климатические особенности района строительства, определяемые согласно СНиП II-Л.1-71, а также природный ландшафт, характер озеленения, рельеф, гидрогеологические, сейсмические и другие конкретные условия;

г) обеспечивать экономичность строительства и эксплуатации с использованием во всех объектах вокзального комплекса прогрессивных конструктивных решений, строительных и отделочных материалов, технологического и инженерного оборудования;

д) предусматривать передовые методы обслуживания пассажиров с широким использованием средств механизации и автоматизации при выполнении операций по наведению справок, продаже, компостированию и регистрации билетов, приему, выдаче и транспортировке багажа, почты, грузов, а также при содержании и уборке помещений и территорий.

Участки, предназначенные для размещения вокзалов, следует выбирать с учетом предотвращения отрицательных воздействий, оказываемых средствами транспорта на население, проживающее в районе вокзала, и на окружающую человека в данном районе городскую среду (в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических норм) с обеспечением возможно более полного разделения путей движения массового транспорта и пешеходов во всем привокзальном районе, при этом целесообразно использовать естественные перепады рельефа или создавать искусственный микрорельеф с помощью насыпей, подпорных стенок, открытых выемок и других искусственных сооружений.

В пределах вокзальных комплексов следует соблюдать основные правила организации главных пешеходных путей:

пути пешеходов (пассажиров и посетителей) должны быть возможно более удобными, короткими и прямыми, без вынужденных подъемов и спусков; средняя длина пешеходного пути пассажиров от остановочных пунктов городского общественного транспорта до места в купе поезда (каюте речного или морского судна, кресле междугородного автобуса или салоне самолета), не должна превышать 300 м в крупнейших, крупных и больших городах и 200 м — в средних и малых городах;

пути движения пешеходов (пассажиров и посетителей) должны быть безопасными, с минимальным количеством их пересечений с путями движения всех видов городского, служебно-вспомогательного и внешнего транспорта;

должно быть обеспечено полное или частичное разделение основных встречных и пересекающихся потоков пассажиров в самом здании, на привокзальной площади и на перроне;

в целях сокращения затрат времени пассажиров на любые операции площади, габариты и пропускная способность всех помещений и элементов вокзала должны быть пропорциональными его расчетной пропускной способности с исключением так называемых «узких мест» и опасности образования скоплений, заторов и очередей;

необходимые пассажирам и посетителям помещения и устройства (на площади, в самом пассажирском здании или в группе зданий и на перроне) должны быть расположены с учетом их последовательной обозреваемости, исключающей возвратное движение.

Для решения всех перечисленных выше задач и повышения эксплуатационных качеств вокзалов и уровня удобств, предоставляемых пассажирам, следует предусматривать строгое функциональное зонирование основных участков и помещений вокзальных комплексов с выделением из них следующих трех характерных зон:

главных, наиболее активно используемых путей пешеходного движения;

участков и зон, предназначенных для осуществления различного рода операций (с учетом степени возможной концентрации пассажиров в очередях) и размещения учреждений так называемого «попутного» обслуживания;

преимущественно тихих, желательно непроходных участков, помещений и зон, предназначенных для кратковременного отдыха и ожидания пассажиров и посетителей.

Привокзальные площади следует проектировать с обеспечением оптимальных условий взаимодействия внешнего (магистрального и пригородного) и всех видов городского транспорта. С основными функциональными зонами и планировочными районами городов привокзальные площади должны быть связаны общественным транспортом и системой магистральных улиц и автомобильных дорог.

Относительно сети магистральных улиц города (населенного пункта) привокзальные площади допускается проектировать тупиковыми, являющимися конечным пунктом движения городского или пригородного транспорта, и транзитными, расположенными в пунктах пересечений или примыканий нескольких улиц, а также вдоль магистралей с устройством «карманов» на проезжей части.

При наличии значительных потоков городского транспорта, транзитных по отношению к вокзалу, особенно потоков грузовых автомобилей, их следует отделять от транспорта, непосредственно обслуживающего вокзал, еще на подходах к привокзальной площади.

Конфигурация и размеры привокзальных площадей должны определяться с учетом конкретной градостроительной и природной ситуации исходя из расчетного объема работы вокзала, общего количества и преобладающих категорий пассажиров и посетителей.

На территории привокзальных площадей следует выделять фронт и количество постов прибытия, пути движения и участки маневрирования, а также фронт и количество постов отправления всех средств городского транспорта. При этом должны быть обеспечены условия беспрепятственного и безопасного движения потоков общественного, специального, грузового и индивидуального транспорта с минимальным количеством конфликтных точек в пунктах пересечений между ними и с основными путями движения пешеходов.

Для разделения основных потоков транспорта допускается разрабатывать варианты с пространственными решениями привокзальных площадей и с двухуровневой или даже с многоуровневой организацией движения.

На привокзальных площадях, совмещенных с магистральными улицами, используемыми для транзитного движения, пропускную способность проезжей части магистральной улицы при пересечении с равноценной улицей и при условном равенстве потоков на них определяют по формуле

, (1)

где — коэффициент использования пропускной способности полос проезжей части улицы;

n — число полос проезжей части улицы, используемых для пропуска основных транспортных потоков.

Пропускную способность одного остановочного пункта городского транспорта на привокзальной площади следует определять по формуле

, (2)

где N — число автобусов (троллейбусов, трамваев), которое может быть пропущено через остановочный пункт в течение 1 ч в одном направлении, ед.;

— средняя продолжительность стоянки городского транспорта при посадке и высадке пассажиров, с;

— промежуток времени, необходимый для маневра и подъезда машин к остановочному пункту, с;

r — средняя затрата времени на ускорение при пуске и на замедление при торможении транспорта, с.

В формуле (2) можно принимать

где T — сумма затрат времени, связанного с остановкой автобуса (троллейбуса, трамвая),

.

Суммарная пропускная способность площади при посадке и высадке пассажиров зависит от числа остановочных пунктов

, (3)

где m — число остановочных пунктов;

K — коэффициент, учитывающий задержки, возникающие из-за невозможности одновременного отправления транспорта с различных остановочных пунктов.

На привокзальных площадях должны быть выделены участки, предназначенные для посадки и высадки пассажиров, стоянки кратковременного и долговременного хранения (отстоя) средств общественного, специального, грузового и индивидуального транспорта и изолированные от транзитного транспорта. Размеры и конфигурацию соответствующих участков следует определять по расчетному количеству, габаритам и условиям маневрирования соответствующих транспортных средств.

Смотрите так же:  Как будет начисляться пенсия по новому закону

Остановочные пункты городского (поселкового) общественного транспорта следует, как правило, оборудовать посадочными платформами и навесами и располагать их по возможности приближенно к входам и выходам вокзала.

Проектирование автомобильных стоянок следует осуществлять, как правило, на специальных, изолированных от транзитного движения участках, в соответствии с разд. 10 главы СНиП по проектированию городов, поселков и сельских населенных мест.

Организацию движения пешеходов на привокзальных площадях допускается решать с использованием различных приемов:

устройством пешеходной зоны по периметру привокзальной площади;

устройством пешеходной зоны полуостровного типа в центральной части привокзальной площади, разделяемой таким образом на площадь прибытия и площадь отправления;

организацией движения пешеходов и транспорта в двух или нескольких уровнях, с использованием тоннелей, эстакад и других сооружений для развязки потоков пешеходов и транспорта.

Вдоль здания вокзала со стороны привокзальной площади должны устраиваться тротуары шириной: для малых вокзалов — не менее 2,25 м; для средних — не менее 3,75 м; для больших и крупных вокзалов — не менее 5 м.

Эксплуатационные показатели любого вокзала во многом определяются следующими условиями:

временем, затрачиваемым пассажирами на различного рода операции, и уровнем предоставляемых им удобств;

длиной пешеходного пути от остановочных пунктов городского массового транспорта или автостоянок до места в вагоне поезда, каюте судна, кресла автобуса или самолета;

условиями безопасности движения, наличием пересечений путей пассажиров и транспорта в одном уровне.

Несмотря на разнообразие типов вокзалов, от павильонов до крупных вокзалов-гигантов, обслуживающих тысячи пассажиров в час, могут быть определены общие показатели удобства пешеходных путей, тесно взаимосвязанные с решениями привокзальных площадей, самих пассажирских зданий и перронов (Прил. 7 — 10).

В наиболее компактных вокзальных комплексах пешеходный путь не превышает 150 — 200 м. Необходимость разделения путей пешеходов и транспорта на привокзальных площадях определяется главным образом количеством единиц городского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи, автомобили) и условиями их движения.

При определении размеров отдельных элементов транспортных и пешеходных зон могут быть использованы следующие приближенные расчетные показатели:

главные пешеходные пути (при движении пешеходов во встречных направлениях) — не более 25 чел./мин или 1500 чел./ч на одну полосу движения шириной 1 м;

пешеходные пути второстепенного значения, например, у отдельных учреждений так называемого «попутного» обслуживания, рекламных стендов, витрин, киосков и павильонов, а также при возможном движении пешеходов в различных, в т.ч. и взаимно пересекающихся направлениях — не более 15 — 20 чел./мин или 900 — 1200 чел./ч на одну полосу движения шириной 1 м;

участки эвакуации или накопления на остановочных пунктах общественного транспорта — не менее 0,25 м2 на 1 чел. (исчисляются по количеству единовременных посетителей с учетом ожидаемых интервалов движения средств внешнего и подвозящего транспорта);

участки озеленения или кратковременного ожидания и отдыха пассажиров — не менее 1,5 — 2 м2 на 1 чел.; количество единовременных посетителей этих участков зависит от совокупности местных условий и в среднем может быть принято в пределах 10 — 20% пропускной способности вокзала в час «пик» (последняя величина может быть уточнена по данным обследований).

Размеры привокзальных площадей следует назначать с учетом конкретной градостроительной ситуации, числа и ширины примыкающих к площади улиц, размеров движения на них, организации движения транспорта на площади, характера ее застройки, озеленения и других факторов.

Ориентировочные, минимально допустимые величины привокзальных площадей для вокзалов различных видов транспорта, размещаемых на свободных территориях, приведены в табл. 3. Соответствующие данные удобны для предпроектного анализа разработки вокзалов и сравнения альтернативных вариантов.

Применительно к большим и крупным вокзалам целесообразно выполнять специальный расчет с определением объемов конечного и транзитного движения (в сутки и в часы «пик») и размеров всех элементов привокзальной площади.

Привокзальные площади следует застраивать преимущественно административно-служебными зданиями, в том числе и обслуживающими транспорт, домами связи, почтамтами, гостиницами, зданиями торгового назначения и другими нежилыми объектами.

Застройку привокзальной площади в зависимости от принятого архитектурно-планировочного решения допускается осуществлять с использованием следующих приемов:

с размещением застройки по периметру площади (периметральная застройка);

с преимущественным расположением застройки со стороны, противоположной к главному «городскому» фасаду вокзала;

с расположением застройки с нескольких сторон приемо-отправочных путей и проездов, в т.ч. и с устройством привокзальных площадей с двух противоположных сторон перрона (последнее относится только к крупным железнодорожным и автобусным вокзалам).

Застройка привокзальной площади преимущественно со стороны, противоположной главному городскому фасаду вокзала, способствует отделению транзитных по отношению к вокзалу транспортных потоков, обеспечивает возможности последующего пространственного развития площади и рекомендуется для средних и больших вокзалов в городах с населением от 250 до 1000 тыс. жителей.

Расположение городской застройки и устройство привокзальных площадей с обеих сторон перрона (это относится главным образом к железнодорожным вокзалам с большим количеством приемо-отправочных путей) обеспечивает наиболее удобные и короткие взаимосвязи вокзала с различными городскими районами. Такие решения привокзальных площадей крупных вокзалов допускаются, как правило, только в крупнейших городах, имеющих более 1 млн. жителей.

В соответствии с конкретными природно-климатическими условиями в городах II, III и IV климатических районов на привокзальных площадях и прилегающей территории следует предусматривать озелененные площадки с теневыми навесами, ветрозащитными стенками и благоустроенными местами ожидания пассажиров и посетителей в теплое время года, рассчитанные не менее чем на 15 — 20% расчетной единовременной вместимости вокзала.

На привокзальных площадях рекомендуется проектировать газоны и цветники, кустарниковые и древесные насаждения, использовать декоративные бассейны и малые формы архитектуры, включая справочные киоски, автоматы для продажи воды, соков, мороженого, газет, телефоны-автоматы и другие виды благоустройства, объединенные единым архитектурно-композиционным замыслом. Привокзальные площади вокзалов, как правило, должны быть отделены от перрона ограждениями, препятствующими выходу посторонних лиц на перрон. В этих ограждениях должны быть предусмотрены ворота для проезда необходимых средств транспорта.

Перрон является важнейшим элементом любого вокзального комплекса. В него входит участок территории или зона с устройствами и сооружениями, предназначенными для посадки или высадки пассажиров, проведения багажных, почтовых, а в отдельных случаях — грузовых операций и технического обслуживания (межрейсовый осмотр, заправка, уборка) различных средств внешнего пассажирского транспорта. Принципиальная схема перрона, связанная с прибытием, расстановкой, маневрами и отправлением различных средств внешнего транспорта (поездов, речных и морских судов, автобусов, самолетов), а также с работой многочисленных перронных механизмов во многом предопределяют его габариты и конфигурацию, пропускную способность, эксплуатационные качества, а также архитектурно-пространственное решение здания вокзала (рис. 3).

Рис. 3. Приемы организации движения в вокзалах

а — одноярусное решение: наиболее распространенный прием для всех вокзалов, связанный с наличием пересечений путей пешеходов и транспорта на привокзальной площади и перроне; б, в, г — двухъярусные решения: б — вариант устройства путей пешеходов в тоннелях, расположенных под перроном, а иногда — и под привокзальной площадью. Данный прием наиболее оправдан в железнодорожных вокзалах, а также в автобусных вокзалах и аэровокзалах. Высота вынужденных спусков и подъемов составляет 3,5 — 4,5 м; в — вариант устройства путей пешеходов по мостикам и залам-конкорсам, поднятых над перроном. Прием наиболее оправдан в железнодорожных вокзалах и в отдельных крупнейших аэровокзалах. Высота вынужденных подъемов и спусков составляет 7,0 — 7,5 м; г — вариант пространственного разделения путей пассажиров и путей транспортировки грузов и багажа. Прием наиболее оправдан в крупных морских вокзалах, особенно в сочетании с пространственным разделением путей пешеходов и транспорта на привокзальных площадях; д — многоярусное решение: вариант обеспечивает полное разделение путей движения различных категорий пассажиров и различных транспортных средств. Одновременно может быть достигнута высокая степень компактности пересадочного узла. Прием наиболее оправдан в многофункциональных общественно-транспортных комплексах, особенно в условиях значительных перепадов рельефа

Размеры и конфигурация перронов железнодорожных вокзалов определяются количеством и протяженностью приемо-отправочных путей, а также количеством и габаритами пассажирских платформ.

В зависимости от типа станции и расположения пассажирского здания (или группы зданий) по отношению к железнодорожным путям допускается проектировать следующие типы перронов:

а) боковой или так называемый береговой тип станции, когда здание вокзала (пассажирское здание) располагается сбоку от приемо-отправочных путей, как правило, со стороны основных, наиболее крупных и застроенных районов города или другого населенного пункта;

б) островной тип станции, на которой здание вокзала (пассажирское здание) располагается между приемо-отправочными и другими путями;

в) тупиковый тип станции, на которой здание вокзала (пассажирское здание) располагается, как правило, перпендикулярно по отношению к приемо-отправочным путям тупикового типа;

г) комбинированный, сочетающий в себе черты двух или трех указанных выше типов.

Проектирование железнодорожных вокзалов островного, тупикового и комбинированного типа допускается только в виде исключения, при специальных технико-экономических обоснованиях.

Одноуровневые решения перрона допускается принимать на перронах бокового и островного типа только в малых железнодорожных вокзалах, а также на перронах тупикового типа.

Для вокзалов берегового типа, наиболее распространенных в современных условиях, характерно наличие основных пассажирских платформ, безопасные выходы на которые могут осуществляться только по пешеходным тоннелям или мостикам. При скорости пассажирских поездов 120 км/ч и более, следующих с минутными интервалами по нескольким путям, иногда с переменными (реверсивными) направлениями движения, пешеходные тоннели или мостики для выхода на островные платформы или перехода через пути становятся необходимыми практически на всех магистральных железнодорожных линиях, особенно на остановочных пунктах и платформах с устойчивыми и значительными потоками пешеходов.

На железнодорожных перронах бокового и островного типа здания вокзалов могут быть расположены полностью или частично над путями с устройством надземных залов-конкорсов или под ними в зависимости от характера расположения приемо-отправочных путей. Для доставки почты и багажа к железнодорожным поездам в условиях интенсивного движения, препятствующего устройству переездов в конце платформ, могут быть предусмотрены багажные тоннели с выжимными муфтами.

Пассажирский район морского или речного порта должен быть изолирован от его грузовых районов. Размещение морского или речного вокзала следует увязывать с общей планировкой порта, а также с взаимным расположением других портовых районов, назначением соседних причалов, наличием на них вредных, пылящих, наливных или других грузов, отрицательно влияющих на санитарно-гигиенический режим пассажирского района.

В зависимости от условий эксплуатации морских судов и совокупности местных условий (характер акватории, расчетная высота волны, суточные колебания приливов и отливов, природно-топографическая ситуация и пр.) допускается использовать следующие решения перронов (причального фронта) пассажирских районов морских портов:

а) открытый причальный фронт;

б) бассейновая система причалов;

в) пирсовая система причалов;

г) комбинированные решения, сочетающие различные типы причального фронта (например, бассейновый с пирсовой системой причалов).

В морских портах пирсы, служащие для увеличения протяженности причального фронта, следует устраивать в виде набережных, расположенных перпендикулярно или под углом к береговой линии. Ширина пирсов и длина пассажирских причалов устанавливаются заданием на проектирование и рассчитываются в зависимости от совокупности технологических, гидротехнических и градостроительно-планировочных условий.

Размеры и конфигурация перронов морских вокзалов определяются количеством и типом причалов, а также количеством и типами одновременно обрабатываемых судов.

На перронах морских вокзалов допускается использование передвижных, в том числе и телескопических и подъемно-поворотных трапов и мостиков, исключающих пересечение потоков пассажиров и перронных механизмов.

При расположении морских и речных вокзалов на крутом рельефе, с перепадами более 10 м, следует предусматривать пассажирские и грузовые лифты, в крупных вокзалах — эскалаторы, а также возможность организации подъездов городского транспорта непосредственно к причальной набережной.

При расположении морских портов в устьях судоходных рек следует обеспечить рациональное объединение зданий речного и морского вокзалов.

В зависимости от условий эксплуатации речных судов и совокупности местных условий (характер акватории, скорость течения, отметки паводка и ледохода, природно-топографическая ситуация и пр.) допускается использовать следующие решения перронов (причального фронта) пассажирских районов речных портов:

б) внерусловый (ковшевой);

в) комбинированный (например, с сочетанием русловых и ковшевых причалов).

Размеры и конфигурация перронов речных вокзалов определяются количеством причалов, а также количеством и расчетными типами речных судов, одновременно обрабатываемых у причалов.

Для выбора средств связи речного вокзала с перроном определяющими факторами являются характер акватории и особенности рельефа, в связи с этим в речных вокзалах допускается использовать следующие приемы организации перронов:

при помощи специальных, в том числе и подъемно-поворотных мостиков и трапов, по которым осуществляется посадка и высадка пассажиров;

при помощи посадочных площадок, расположенных на разных уровнях причальной набережной и соответствующих различным отметкам горизонта воды и различным расчетным типам судов;

при помощи плавучих барж-дебаркадеров.

Предпочтительным является устройство на причальной набережной посадочных площадок, расположенных на разной высоте. Этот прием может быть осуществлен даже при значительных сезонных колебаниях горизонта воды.

Перроны автовокзалов в зависимости от их расположения по отношению к городским магистральным улицам, дорогам и проездам допускается проектировать с использованием следующих основных приемов:

а) с расположением автовокзала с одной стороны магистральной улицы, дороги или проезда (боковой или береговой тип вокзала);

б) с расположением автовокзала на одном из узлов перекрестка или площади (угловое расположение);

в) с расположением автовокзала в центре площади (островной тип вокзала);

г) с расположением автовокзала в тупике (торце улицы, дороги или проезда (тупиковый тип вокзала);

д) с использованием комбинированных решений.

Островное, угловое и тупиковое расположение автобусных вокзалов допускается только в виде исключения, при специальных технико-экономических обоснованиях.

Размеры и конфигурации перронов автовокзалов определяются количеством постов посадки и высадки пассажиров, а также количеством постов межрейсового ожидания (отстоя) междугородных и пригородных автобусов, легковых автомобилей, городских и междугородных таксомоторов.

На перронах автовокзалов пассажирские платформы посадки и высадки пассажиров допускается проектировать бокового, пирсового и островного типов. При этом пассажирские платформы бокового или пирсового типа должны непосредственно примыкать к зданию автовокзала. Пассажирские платформы островного типа допускается отделять от здания автовокзала проездами и располагать по отношению к нему параллельно, под различными углами (30°, 45°, 60°) либо перпендикулярно.

Пассажирские платформы допускается проектировать с прямолинейными, уступообразными и гребенчатыми кромками в соответствии с принятыми способами маневрирования автобусов.

Перроны аэровокзалов в аэропортах допускается проектировать по следующим схемам:

а) перрон непосредственно примыкает к аэровокзалу, и пассажиры проходят пешком путь от аэровокзала до самолета;

б) перрон расположен на значительном расстоянии от аэровокзала, и пассажиры доставляются к самолетам дополнительными транспортными средствами: автобусами или автопоездами специальных типов, в крупнейших аэропортах — движущимися тротуарами в тоннелях или в крытых эстакадах и др.;

в) комбинированные решения, с различными сочетаниями приведенных выше схем.

Размеры и конфигурация перронов аэровокзалов принимаются в зависимости от класса аэропорта, количества постов-стоянок прибытия и отправления, а также типов и количества одновременно обрабатываемых самолетов.

Размеры и конфигурация перрона аэровокзала должны обеспечивать: размещение расчетного количества самолетов на постах-стоянках и их безопасное маневрирование, проезд и размещение специального технологического транспорта и средств перронной механизации (автозаправщиков, багажных тележек, автомобилей с почтой, грузами, бортовым питанием и пр.), размещение другого передвижного и стационарного оборудования, предназначенного для технического обслуживания самолетов, возможность механизированной очистки от снега и наледей.

Перроны крупных, больших и средних аэровокзалов следует устраивать преимущественно с многорядной расстановкой самолетов.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019