Пособия для дефектолога по математике

дефектолог по математике

А что с переходом через десяток? 7+8, 9+5 итп ?
На самом деле, всё очень просто. Особые дети часто не могут интуитивно воспринять счет, поэтому их надо учить считать иначе, не как в школе:
1. До 5; до 10 — на ПАЛЬЦАХ. Уверенно, днем и ночью, сначала с пересчетом пальцев, дотрагиваясь до каждого ( т.е. с подключением сенсорики) до автоматизма.
2. Тренируем 10: 6 — сколько надо добавить пальцев до 10? 10: сколько надо отнять, чтобы получилось 5? Это потом поможет при решении уравнений.
3. На этой руке -5, на той — 3 = сколько всего.
Где больше? На сколько? На этой руке 5, на другои — тоже 5 — где больше? (Поровну). На папиной руке 5, на твоей ручке 5, где больше? (Тоже поровну) -считаем до автоматизма.
4.Дальше все по алгоритмам. Например,
8+6= ?
8 добавляем до 10, прибавляем 6, вычитаем 2 получилось 14.
13 — 7=?
13: берем 10, отнимаем 7, прибавляем 3 = 6.
Т.е. счет идет с опорой на десяток.
Также потом сотни, тысяч итп. Я сразу давала разряды числа, чертила таблицу, подчеркивала единицы красным, лесятки синим, сотни зеленым. Затем в тетради при счете тоже подчеркивали разными цветами единицы, десятки, сотни. Это потом помогло с десятичными дробями — товарищ сразу видит разрядность, целую и дробную часть.

На будущее: алгоритмы — наше все. Только преподавать нашим детям надо от общего к частному, а не наоборот, как это делают в школе.
За 9 лет учебы в школе моей дочки наработали сотни алгоритмов по математике ( действия с отриц. числами, построение графиков, решение квадр. уравнений итп). Сейчас идет тригонометрия. Также сразу даю общую картину, т.к. за деревьями чел. не видит леса. Например, эти заморочки со знаками в четвертях единичной окружности( туды их в качель!). Весь класс сидит, пальцами по этой окружности водит туда-сюда. Мрак. Объяснила своей на пальцах, что тригонометр. ф-ции — в первую очередь — функции с графиками, нарисовала волны))), поставила 0, 1 и -1 — вот тебе знаки. Полет нормальный))). А ведь в 6 лет нам ставили диагноз олигофрениив стадии имбецильности))).
Удачи! 23.10.2015 10:58:50, мама Жени

Методическое пособие «Сборник дидактических игр для дошкольников: логика и математика»

1 Методическое пособие «Сборник дидактических игр для дошкольников: логика и математика» Автор Варава Галина Николаевна, педагог дополнительного образования Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Я разработала занимательный материал (дидактические игры) на основе комплектов: счётные палочки Х.Кюизенера, блоки Дьенеша и использую их с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, сконструировать, смоделировать. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и мысленного обдумывания. При этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой-то части решения, каком-то этапе. Момент появления догадки дети, как правило, не объясняют: «Я подумал и решил. Так надо сделать». В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, характер производимых проб. Анализ соотношения проб показывает, что практические пробы свойственны детям — дошкольникам. Дошкольники осуществляют

2 поиск или путем сочетания мысленных и практических проб, или только мысленно. Все это дает основание для утверждения о возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности. У детей формируется умение вести поиск решения путем предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их — обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств, предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, блоков, палочек и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Занятия проводятся в форме игры. Дидактические игры уместны в любой части занятия с целью воспроизведения, изучения нового материала, знакомства с новыми методами решения, для логического мышления, закрепления ранее изученного и т.д. А так как математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике, то реализовать задачи развивающего обучения я решила с помощью оригинальной системы игровых упражнений, основанных на применении универсального дидактического материала палочек Кюизенера (числа в цвете), логических блоков Дьенеша и других развивающих игр. В основном я старалась разработать дидактический материал, который полностью соответствует учебно тематическому планированию, чтобы каждая тема содержала элементы игры и достаточное количество дидактического материала, на каждого ребёнка Часть дидактического материала, необходимого на занятиях «Логика и математика» я с удовольствием предоставляю вашему вниманию. Предложенные дидактические игры можно использовать при изучении любого раздела, необходимо только изменить цель и правила игры, здесь я размещаю игры, которые я конкретно использую в данных разделах.

3 раздел2. Множества и совокупности Д/игры: «Разложи правильно», «Помоги муравьишкам», «Дорожки»,, «Кто, где живёт?», «Назови друзей». Используя наклеенные на полу или на стене схемы, позволяют играть в данные игры с блоками Дьенеша, лишь меняя правила игры. Например: из домиков разбежались «муравьишки» (блоки), надо помочь попасть им домой, для этого на дорожки положить карточки задания, дети по определённому признаку выбирают блоки и отправляют их в нужный домик (играют парами, звеньями, подгруппами). Или назови друзей данных героев.

4 Д/игра «Два обруча» Расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча находились все красные фигуры, внутри синего все квадратные (парами, группами, звеньями). Познакомить с тремя областями, доказать почему в общей области находятся только красные квадраты. Д/ игра: «Украсим ёлочку» Дети по схеме заданию (слева от ёлочки), украшают «ёлочку, выбирая нужный блок. Можно играть парами, звеньями, индивидуально.

5 Игры-головоломки: «Танграмм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо» Из разрезанных фигур составить любой силуэт (сначала по образцу, потом самостоятельно, по памяти). Раздел4. Числа и операции над ними Д/ игра: «Поезд» С помощью вагонов можно познакомить с составом числа из двух меньших. Например: в окошко паровоза вставить цифру 5. Дети выбирают из цифр на столе нужную пару цифр, и вставляют их в вагончики (1 и 4; 2 и 3; 4 и 1) объясняя свой выбор

6 Д/игра: «Вычислительные машины — 1». Играют двое, один играет роль вычислительной машины, другой задаёт информацию, то есть кладёт любую палочку в верхний кружок, «машина» выполняет в уме операции в 1,2,3 действия и кладёт результат в нижний кружок. «Вычислительные машины 2» Этот вариант можно провести в виде игры соревнования. Дети делятся на пары или звенья, каждому звену даётся карточка, побеждает звено, выполнившее первое и правильно.

7 «Волшебные домики» Эта игра позволяет находить числа, которые больше или меньше данного числа и размещать их с нужной стороны от знака. Д/ игра: «Заборчик» Дети строят заборчики из одноцветных палочек, доказывают какой забор длиннее, почему? Д/ игра Жмурки» С закрытыми глазами дети выбирают любую палочку и на ощупь стараются подобрать ей пару. Можно спросить какое число обозначает данная палочка. Д/ игра: «Цветная лесенка» Дети строят лесенку в определённой последовательности от 1 до 10, предлагаю закрепить виды счёта (прямой, обратный, порядковый, числа соседи) Д/игра: «Составь коврик на сложение (вычитание)» Составляя такой «коврик» дети успешнее усваивают часть и целое. При сложении из частей (двух палочек) получается целое (одна палочка). При вычитании из целого вычитаем одну часть и находим другую, выкладывание «ковриков» происходит слева направо.

8 «Веселый поезд» Кто больше построит поездов из трёх вагонов (палочки Кюизенера) разного цвета (красного — число 4, фиолетового число 6, вишнёвого число 8). Варианты: 4-6-8; 4-8-6; 6-8-4; 6-4-8; 8-4-6; (6 вариантов). Можно провести в виде игры соревнования. «Для любознательных» «Найди спрятанную фигуру по клеточкам» На горизонтальной и вертикальной полосках слева или сверху квадратика, обозначающего цвет палочки стоит цифра, позволяющая отсчитать нужное количество клеток и положить палочку вертикально или горизонтально. Очень радует детей конечный результат, когда дети видят то, что получилось. В данном случае верблюд.

9 «Состав числа по признаку» Дети считают, сколько геометрических фигур на одной табличке и называют все варианты состава числа из двух меньших по признакам, или выкладывают «коврик» из палочек Кюизенера. Например: 1-я табличка фигур 7,число 7, варианты (1 и 6 по размеру, 2 и 5 по цвету, 3 и 4 по форме) и т. д. «Коврик» состава числа 7 и 9 «Чудесный мешочек» В мешочке находятся палочки числа, дети на ощупь стараются определить, какое число она обозначает, сказать и показать детям.

10 «Математический круг» Круг наклеен на полу, с помощью него дети закрепляют состав числа, на одной ноге перепрыгивают с одной цифры на другую, приземляясь двумя ногами на третью, при этом проговаривая решение. Например: 5 и 3 будет 8 или 5 прибавить 3, получится 8. Больше фантазии и этот математический круг можно использовать при знакомстве с видами счёта, решении примеров, задач и т. д. Д/ игра: «Реши задачу по карточкам» Д/игра: «Сложение и вычитание» С помощью этих карточек дети овладевают правильной формулировкой составления и решения задач (сколько было стало всего; сколько было — осталось). Используя палочки числа составляют решение.

11 Раздел 5. Геометрические фигуры, величина Д/игра «Угадай ка» Педагог прячет блок и просит детей угадать блок по определённому признаку, например цвету, можно усложнять и угадывать блок по двум признакам. Кто угадает первый, то он прячет блок. Д/игра: «Найди клад» Эта игра позволяет выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму и величину. На столе педагога лежат блоки, отличающиеся по разным признакам, педагог прячет под одним бумажный кружок (клад), дети кладоискатели, по очереди говорят свою версию (я думаю, что клад находится под синим, толстым, маленьким квадратом) побеждает угадавший. Д/игра: «Автотрасса» Дети строят дорожки по карточкам схемам, соблюдая правила построения дорог. Например: за красным треугольником следует синий квадрат, затем жёлтый круг по стрелочкам, это группа фигур может повторяться несколько раз, выигрывает тот, у кого дорожка длиннее. Д/игра: «Выращивание дерева». Дети классифицируют фигуры по цвету, форме и величине. Берут любой блок и начинают двигать его от корня дерева вверх по веткам следуя указателю на ветках. На конце веточки «вырастет» соответствующая фигура. Д /игра: «Выкладываем дорожки» Сначала дети рассматривают схему и определяют, в каком кармашке, какой признак блока отражён, например: рассмотрим схему под цифрой 2, карма-

12 шек средний справа, одна правая сторона открыта, в нём находится прямоугольник, надо взять любой прямоугольник; в центре кармашек квадратный, в нём маленький домик, значит надо поменять большой на маленький блок; затем по схеме (под цифрой 2) смотрим на кармашек, у которого правая и нижняя сторона открыты, там находится желтый цвет, значит, блок надо поменять на жёлтый. И так до конца схемы, в дорожке будет 12 блоков. Очень увлекает эта игра детей, и провести её можно в виде соревнования. Д/ игра: «Раздели блоки 1», «Раздели блоки 2» Эта игра проводится так же как «два обруча» выше описанная, на можно раскладывать блоки в трёх обручах. Эта игра позволяет развивать умения разбивать множества по двум трём совместным свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». Педагог дополнительного образования Г.Н.Варава 2016г. Директор ЦДТ г. Сочи А.Ф.Агаджанян

«Математические игры и счётный материал своими руками»

1 МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» п.эгвекинота» ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «Математические игры и счётный материал своими руками» Материал в рамках педагогического проекта «Математика- занимательная игра»

Смотрите так же:  Договор вклада пополняй сбербанк

2 Цель использования дидактического игрового материала на занятиях и в свободной деятельности детей Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатели рекомендуют родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку.

4 Основные требования к выполнению работ: Дидактический материал должен быть: в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал художественно оформлен различным на каждом занятии понятен детям соответствовать друг другу

5 Дидактическая игра «Волшебное лукошко» Цель: Закрепить цифры от 1 до 10, прямой и порядковый счет, состав числа. Учить решать примеры на вычитание и сложение. Дидактический материал: 10 корзинок с числами от 1 до 10, вырезанные картинки в виде овощей, фруктов или грибов. Один из вариантов усложненной формы игры, решить пример написанный на грибочке, и отправить в корзинку с нужным ответом.

6 Дидактическая игра «Геометрические вазы» ель: Закреплять знания геометрических игур — круг, треугольник и квадрат. адачи: Упражнять в умении соотносить редметы по форме,цвету; выполнять ловесные инструкции; развивать внимание; ормировать усидчивость. атериал: вазы разных геометрических игур; цветы с геометрическими фигурами. адача ребёнка «наклеить» на стебельки в азах цветы с сердцевиной определенной еометрической формы. Дидактическая игра «Солнышко» Цель: закрепить состав числа первого десятка. Задачи: развивать память, мышление, внимание. Материал: макет солнышка, кармашек с цифрами от 1 до 10, лучики Ребенок должен вложить в карман цифру, и прикрепить необходимое количество лучей

7 Счётный материал «Овощи, фрукты и ягоды»

8 Дидактическое пособие для решения простых задач Цель: закрепить состав числа первого десятка. Задачи: развивать память, мышление, внимание. Материал: дерево (яблоня, груша), на которую при помощи ленты можно прикрепить яблоки, груши: На полянку крепятся зайцы, ромашки, грибочки, на коричневом фоне растёт морковь, редис, репка. При решении задачи выставляется снизу результат

9 Дидактическая игра «К своему цветку» Цель: учить счёту в пределах 10. Учить соотносить количество и цифру Дидактическая игра «Ромашка» Цель: решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 10. Лепестки приклеены к прищепкам.

10 Дидактическая игра для детей «Математический поезд» Цели: способствовать развитию мелкой моторики рук с помощью шнурования; закреплять знание цифр от 1 до 5; учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой; закреплять количественный и порядковый счет от 1 до 5. Развивать память, внимание, усидчивость. Материал: вагончики разных цветов с цифрами от 1 до 5; шнурки разных цветов; картинки животных в окошках. Ход игры: 1. Посадить в вагончик столько зверей, какая цифра нарисована на вагоне. 2. Прошнуровывать по одному вагончику от 1 до 5, соединив их между собой ; 3. Расставить вагончики соответствии порядкового счета» первый, второй и т. д. «; 4. Сравнить количество колес на вагончиках и локомотиве.

11 Счётный материал «Пельмешки для куколки Выполнен из ватных дисков. Счётный материал «Куколки» Выполнен из контейнера киндер- яйца.

12 Дидактическая математическая игра «Букет в вазе» Цель: Закрепить количественный счет в пределах 10. Учить соотносить количество с цифрой. Развивать логическое мышление память, внимание. Игровой материал: На панно ваза с зелеными листьями и стеблями на концах которых приклеена липучка, набор цветов, вырезанных из фетра, цифры от 1 до 10 и знаки -, +, , =. Под вазой приклеены липучки для составления примеров. Дидактическая игра «Геометрическая мозаика» Цель игры: Закрепить геометрические фигуры. Развивать логическое мышление, фантазию. Всем педагогам известно, что дети любят строить, фантазировать. Эту игру можно использовать и на занятия по ФЭМП, конструированию и в свободной игровой деятельности.

13 Дидактическое пособие «Аквариум» Цель: закрепить состав числа первого десятка. Задачи: развивать память, мышление, внимание. Материал: аквариум и набор рыбок из фетра. Прикрепляются при помощи липкой ленты Дидактическая игра «Божья коровка» Цель: закрепить состав числа первого десятка. Задачи: развивать память, мышление, внимание. Материал: макет божьей коровки с написанными на голове табличкамицифрами от 1 до 10, прищепки. Ребенок должен прикрепить необходимое количество лапок- прищепок, соответствующих написанной цифре.

15 Дидактическая игра «Цифры и картинки» Дидактическая игра представляет собой набор карточек с изображением различных предметов или животных и кружочки с изображёнными на них цифрами (от 0 до 10). Ребенок выбирает карточку, считает изображенные на ней предметы и в обозначенное место ставит кружок с нужной цифрой. Цель игры: формирование элементарных математических представлений, развитие внимания, памяти, мышления, а также развитие мелкой моторики рук. Играя в эту игру, ребенок учится считать, учится соотносить количество с цифрой, запомнит цифры.

16 Развивающая игрушка «Гусеница» 1. Развитие мелкой моторики рук; 2. Сравнение кружочков по размеру, выкладывание их в порядке возрастания или убывания; 3. Знакомство с цветами спектра; 4. Развитие фантазии. Дидактические игры со стаканчиками 1. «Построй ряд»- поставить стаканчики по порядку, в обратном порядке. 2. «Составь число»- составить число 5 из двух меньших. 3. «Чётное-нечётное» 4. «Кто быстрей»- нужно решить пример, ответ закрыть стаканчиком, побеждает тот, кто быстрее решил. 5. «Что пропало?»- поставить стаканчики с цифрами от 1 до 10, убрать один или несколько. 6. «Собери башню»- кто быстрее решит пример, забирает себе стаканчик и строит башню, у кого она выше, тот и победил.

17 Дидактическая игра «Весёлые цифры» Цель: Учить выкладывать цифру по образцу; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук. Материал: карточки с изображением цифр, кружочки для наложения Дидактическая игра «Пришейте пуговицы» Цель: Учить различать цвета; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук. Материал: карточки с изображением пальто, кружочки пуговицы для наложения

18 Дидактическая игра «Воздушные шарики» Цель: Развивать умение различать и называть основные цвета, величину фигуры. Учить сравнивать по цвету и размеру, находить признаки сходства и различия. Материал: шарики разные по величине и по цвету, ленточки к шарам разные по ширине и длине Дидактическая игра «Весёлый поезд» Цель: Закрепление знаний дошкольников о геометрических фигурах; развитие зрительного восприятия. Содержание игры: педагог предлагает ребёнку «сцепить вагончики», правильно составив геометрические фигуры.

19 Развивающая игра «Подбери по форме» Цель: развитие внимания, памяти, зрительного восприятия, ассоциативного мышления. Закреплять у детей умение зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, величину, форму предметов, развивать зрительное внимание, память. Игровые правила: Отбирать только предметы определённой геометрической фигуры в окружающем мире. Выигрывает тот, кто не ошибётся Дидактическая игра «Дни недели» Цель: закрепление дней недели. Содержание: дети бегают под музыку, в руках разноцветные карточки, которые соответствуют определенному дню недели. Как только заканчивается музыка, дети должны встать по порядку.

20 Дидактическая игра «Варежки» Цель: учить сопоставлять по форме, цвету геометрические фигуры, упражнять в их названии. Пары варежек на каждого ребёнка, на варежках изображение геометрических фигур разных по цвету. Ход игры: детям раздаются варежки, под музыку идут по кругу, музыка останавливается- найти свою пару и назвать цвет и геометрическую фигуру. Дидактическая игра «Волшебные трубочки» Игра на формирование математических представлений и пространственного восприятия. 1. Сравнивание цепочки по длине; 2. Закрепление навыка счёта; 3. Выкладывание простейших геометрических фигур; 4. Знакомство с понятием «прямая» и «ломаная» линия; 5. Составление контура цифр и букв.

21 Счётный материал

22 СКАЗКА ПРО МАЛЬЧИКА ЭТТЫНАУТА. Жил в яранге на берегу озера мальчик Эттынаут. Любимым занятием мальчика была рыбалка. Вот однажды пошел Эттынаут к озеру, закинул сеть. Попалось в сеть 3 ( от 1 до 9 ) рыбки. Закинул он сеть второй раз. Поймал он ещё 5 ( от 1 до 9) рыб. Вопрос: сколько всего рыб поймал Эттынаут? СКАЗКА ПРО МАЛЬЧИКА ЭТТЫНАУТА. ( второй вариант) Жил в яранге на берегу озера мальчик Эттынаут. Любимым занятием мальчика была рыбалка. Вот однажды пошел Эттынаут к озеру, закинул сеть. Попалось в сеть 3 ( от 1 до 9 ) рыбки. Закинул он сеть второй раз. Поймал он ещё 5 ( от 1 до 9) рыб. Но вдруг тихонько подкрался медведь и утащил у мальчика 2 ( от 3 до 9 рыб) Вопрос: сколько рыбы осталось у Эттынаут? Наборное полотно для решения простых задач в пределах 10. «СКАЗКА ПРО МАЛЬЧИКА ЭТТЫНАУТА»

23 Дидактическая игра «Весёлый счёт» Цель: закрепить знания о числовом ряде от 1 до 10. Содержание игры: 1. Выложить числовой ряд от 1 до 10; 2. Восстановить деформированный числовой ряд; 3. Назвать пропущенное число (числа); 4. Назвать «соседей» заданного числа. Дидактическая игра «Собери цветок» Цель: закрепить состав чисел 3,5,7 и т.п. Содержание: детям предлагается основа круг, на котором отмечены места крепления лепестков. Необходимо закрепить лепесток и сосчитать, сколько их стало. Затем закрепить в сердцевине цветка соответствующую цифру.

24 Единство в работе детского сада и семьи способствует всестороннему развитию детей, подготовке к обучению их в школе.

Методическая копилка

  • С.Г. Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1

В первой книге раскрываются вопросы организации коррекционно-развиваюшего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, представлены программы по ознакомлению детей с окружающим ми­ром и развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по развитию элементарных математических пред­ставлений. Программы построены на основе преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного об­разования, прошли многолетнюю апробацию ( просмотр )

  • С.Г. Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2

Вторая часть пособия содержит примерное тематическое планирование занятий с детьми 5-6 и 6-7 лет по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, а также дидактические и сюжетно-ролевые игры. (просмотр)

  • Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. » Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников»

Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста —важнейшая составная часть его общего психического развития. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах ( просмотр )

  • Э.С. Акопова, Е.Ю. Иванова » Гармоничное развитие дошкольника: Игры и занятия»

В методическом пособии представлены сценарии занятий педагогов, работающих в инновационной сети «Мыследеятельностная педагогика» в проекте «Материнская школа» ( просмотр )

  • Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына » Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития»

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количество детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными ( просмотр )

  • Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты»

Система коррекционно-развивающего обучения — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к школе. Эта форма дифференциа­ции возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов коррекционно-развивающего обучения (просмотр )

  • И. Д. Коненкова «Обследование речи дошкольников с ЗПР»

В пособии представлена методика обследования речи дошкольников с задержкой психического развития, учитывающая специфику познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы этих детей. Разработана балльная система оценки результатов выполнения заданий, даны развернутые заключения по результатам логопедического обследования ( просмотр )

  • И. Д. Коненкова «Обследование речи дошкольников с ЗПР» (картинный диагностический материал)

В пособии представлен картинный диагностический материал для обследования речи дошкольников с задержкой психического развития ( просмотр )

  • Неретина Т.Г. » Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного учреждения»

В программно-методическом пособии описана система организации коррекционно-образовательного процесса со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения ( просмотр )

  • Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. «Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР»

Методическое пособие разработано по результатам исследования детей с задержкой психического развития. Пособие расширяет возможности диагностики нарушений психического развития обследуемых контингентов детей ( просмотр )

  • Глинка Г. «Буду говорить, читать, писать правильно»

Предлаrаемое пособие призвано помочь молодым специалистам, работаюrцим с пятилетними дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи второго и третьего уровней, а также отставанием в психическом развитии в плане формирования навыков звукового и слогового анациза и синтеза, профилактики дисграфий и дислексий, обучения письму печатными буквами и чтению ( просмотр )

  • Развивающая тетрадьдля работы с детьми

Предлагаемая развивающая тетрадь предназначена для совместной работы учителя-дефектолога, воспитателя и детей 6-7 летнего возраста. Тетрадь содержит игровые задания, которые способствуют развитию мыслительной деятельности детей с отклонениями в развитии: развивает умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на различных основаниях, видеть в предметах разные их свойства, видеть относительность границ между отдельными группами явлений и объектов

Смотрите так же:  Налоговая отчетность электронном виде

Игры математического и логического содержания предполагают становление у детей дошкольного возраста желание к самореализации, которое выражается в развитии у них чувства уверенности в собственных силах, личностной адекватности требованиям окружающей среды, которая способствует становлению своего образа, как значимого субъекта в системе межличностных отношений

Упражнять детей в классификации транспорта (наземный, воздушный, водный, подземный, подводный). Закреплять знания детей о правилах поведения на улице, в общественном транспорте. Закреплять знания детей о цветах светофора, дорожных знаках. Развивать у детей желание освоить правила дорожного движения. Развивать связную речь детей, внимание, восприятие. Воспитывать у детей умение вести себя в обществе, создать радостно-эмоциональное настроение.

  • Рабочая программа для детей дошкольного возраста (5 лет-6 лет) с задержкой псизического развития
  • Рабочая программа для детей дошкольного возраста (6 лет-7 лет) с задержкой псизического развития

Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность. Разработана на основе Образовательной программы МАДОУ №60 «Золушка», программы С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», Программы «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ДО с включением коррекционно – развивающего направления.

  • Индивидуальный маршрут коррекционной работы с детьми 5-6 лет на год
  • Индивидуальный маршрут коррекционной работы с детьми 6-7 лет на год

В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребенка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определенного времени

  • Обследование детей 5-6 лет (презентация)
  • Обследование детей 6-7 лет (презентация)
  • Протокол обследования детей 5-6 лет
  • Протокол обследования детей 6-7 лет

Диагностическое направление работы основывается на основополагающем принципе дефектологии — принципе единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка. В него входит изучение развития познавательной и эмоционально-личностной сфер, особенностей развития речевой деятельности, запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни.

  • Программа спортивно-оздоровительной направленности для детей 6-7 лет «Шахматный мир»

Обучение детей шахматам помогает развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию пространственного и логического мышления, учит реб?нка анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать, составлять внутренний план действий. Все это является мощной базой для подготовки к школе.

  • Программа познавательной направленности для детей 6-7 лет «Математика и логика»

Предлагаемые программой занятия по формированию элементарных математических представлений, развитию логического мышления дают возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.

  • Индивидуальный коррекционный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР по развитию элментарных математических представлений

Индивидуальный образовательный коррекционный маршрут ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала. Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей.

  • Педагогичекий проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у детей с ЗПР» (презентация)

Педагогический проект представляет технологию формирования элементарных математических представлений как средства развития мыслительной деятельности у дошкольников с ЗПР, работу с родителями и специалистами дошкольного образовательного учреждения.

Учебно-методическое пособие на тему:
Паспорт кабинета учителя-дефектолога.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад № 10

Директор МБС (К)ОУ Грубая Л.П.

КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Фамилия, Имя, Отчество: Андреева Светлана Николаевна

Занимаемая должность: учитель-дефектолог

Образование: высшее, Свердловский педагогический институт, дефектологический факультет, 1987 год.

Общий трудовой стаж 30 лет, стаж педагогической работы 30 лет , в данной должности 8 лет .

Наличие квалификационной категории (год присвоения):высшая 2013 год.

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад № 10

Контингент детей по состоянию здоровья:

заболевания ЦНС, РДА, ДЦП, дети с задержкой психического развития

Общая характеристика кабинета: площадь- 12м 2

Место проведения фронтальных занятий: кабинет, группа

А) Оборудование кабинета:

Столы детские- 2 шт.

Зеркало настенное – 1шт.

Стол письменный– 1шт.

Стулья детские – 10 шт.

Стулья взрослые — 1шт.

Доска ученическая – 1шт.

ТСО – компьютер (1шт.)

1. Федеральный закон «Об Образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013), текст с изменениями и дополнениями на 2014 год.

2. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование)» от 02.06.1999г.

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998 (в ред. от 20.07.2000, от 22.08.2004, от 21.12.2004 № 179-ФЗ), с поправкой от 28.04.2009 № 71-ФЗ.

4.О создании условий для получения образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья и детьми-инвалидами (Письмо МО РФ № АФ-150/06 от

5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011г. № 2151 «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям

реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

7.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях. СаНПиН 2.4.1.3049-13.

8.Приказ МО РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования». Зарегистрировано Минюстом РФ 26.09.2013 г. № 30038.

Перспективный план коррекционно-методической работы учителя-дефектолога на учебный год.

Циклограмма рабочей недели учителя-дефектолога.

Отчет о работе учителя-дефектолога.

Протоколы комплексного психолого-педагогического обследования по методике

Е. А. Стребелевой

По количеству детей

Календарный план учебно-образовательной работы.

По годам обучения

Журнал учета посещаемости занятий детьми

Тетрадь взаимодействия специалистов.

Паспорт оснащения кабинета учителя-дефектолога.

Программы и материалы, дополняющие программы.

1. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных

Учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» —

2. Е.В. Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова –

«Развитие социальной уверенности у дошкольников» — Издательство ВЛАДОС 2003 г

3. О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина Программа «Я, ты, мы»:

Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет.

М., Просвещение, 2004г. рекомендована Министерством образования РФ для реализации как парциальная программа ДОУ.

4. Ермолаева С.Д., Ушакова Е.А. «Педагогическая коррекция и социальное

развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ» Детство-Пресс,

Санкт Петербург , 2010 г.

5. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

— М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2 — http://www.twirpx.com/file/265013/

6. Программа воспитания и обучение в детском саду/ под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. — 2005. — http://www.twirpx.com/file/258624/

7.«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ( Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

Методическая литература — библиотека кабинета

— Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М., 1984.

-Баряева Л.Б. Формирование элементарных математическиз представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). — Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, СОЮЗ, 2002.

-Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками- Спб.; Каро, 2009, 255 с.

-Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Яр., 1997.

-Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей.: Пособие для педагогов дошк. учрежд.: В 2 кн.- М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.-160с.

-Большев А.С., Вайнерман С.М., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений (под науч.ред. Безруких М.М.). -издательство Владос – 2001.

-Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР.М., 1999.

-Бунько А. Вокруг сказки: Система коррекц.-пед. работы над сказками с детьми с интеллектуал. недостаточностью. Дет. сад со всех сторон. – 2006. — N 20. – С. 14-32.

-Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972. — 142 с.

-Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М., 1988

-Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М., 1978.

-Гаврилушкина О. п. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом // Дефектология.- 1987.- 5.- 48-53 с.

-Давыдова С. И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников.-М., 1976.-20 с.

-Екжанова Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Дефектология. — 2006. – N 6. — С. 3-14.

-Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интелллекта.-2-е изд., М., Просвещение, 2005, 272с.

-Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2009.- 175с.

-Ермолаева С.Д., Ушакова Е.А. Педагогическая коррекция и социальное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ЭКСПРЕСС 2010 г., 173 с.

-Завражин С. А. Методы психотерапии как средства психологической коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью. С. А. Завражин, 20. Л. К. Фортова . Адаптация детей с ограниченными возможностями. С. А. Завражин, Л. К. Фортова. – М., 2005. – С. 330-357.

-Зорина С. В. Формирование навыков словообразования у детей с ЗПР. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. – N 3. — С. 16-19.

-Ильина, М. Ю. Метод расширения речевых моделей, как один из приемов развития фразовой речи детей с выраженным недоразвитием интеллектуальной деятельности. Коррекц. педагогика. — 2006. – N 6. — С. 58-61.

-Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.- М.: Владос, 2001.- 220 с.

-Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Просвещение, 2001.- 144 с.

-Кинаш Е. А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом в условиях специализированного дошкольного учреждения // Дефектология. — 2003. — 3 – 50-55 с.

-Князева О. Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников/ Сост.: О.Л. Князева.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.-168с.

-Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития. 1996.- 208с.

-Кузнецова, Е. В. Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. – N 3. — С. 51-54.

-Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития дошкольников. Изд.

2-ое. дополн. — М.: педагогическое общество России, 2000.-220с.

-Локтева, Е. В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР.

Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. – N 4. — С. 22-26.

-Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М., 1997.

-Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — 3-е изд.. доп. — М.: Просвещение, 1990. — 160с.

-Программа воспитания и обучение в детском саду/ под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. — 2005

-Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М., 1983.

-Прима Е. В., Филлиппова Л. В., Кольцова И. Н., Молостова Н. Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошк. учреждений.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 234с.-(Здоровьесберегающая педагогика).

-Сековец Л. В., Разумова Л. И.. Дюнина Н. Я.. Ситникова Г. П. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно-методическое пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.-301с.

-Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр – М.; Владос, 2008. – 256 с.

-Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии – М.: Владос, 2001.- 184 с.

-Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста – М; Владос, 2008. – 141 с.

-Тихомирова Л. ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: академия развития, 1996.-192с.

-Усова А.П. , Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.- В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965.

-Харламова Ю. Н. Формирование предметных действий у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями: из опыта работы. Коррекц. педагогика. — 2005. – N 5-6. — С. 42-46.

-Хельга Зиннхубер. Как развивается ваш ребенок? Методика сенсомоторного развития, игры и упражнения. От 4 до 7,5 лет. Издательство Теревинф-2009

-Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказка терапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.:ТЦ Сфера, 2008. — 208с.-(Программа развития).

-Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»- М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2

-Щелованов Н. М. Ясли и дома ребёнка – задачи воспитания. — В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.

-Янчева С. В. Особенности готовности к школьному обучению детей-сирот с нарушениями интеллекта в условиях специального (коррекционного) детского дома. Коррекц. педагогика. — 2006. – N 3. — С. 26-30.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ:

-Разноцветные флажки, ленты, шары, кубики, кирпичики, мешочки, мячи.

-Разнообразные матрёшки (от трёхместных до восьмиместных).

-Пирамидки разного размера и разной конструкции.

-Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие.

-Неваляшки разного размера.

-Различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан, ксилофон, гармошка, труба и другие.

-Аудиокассеты с записями различных звуков.

-Набор муляжей фруктов и овощей.

-Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек.

-Коробки-вкладыши разных размеров.

-Машины и куклы разных размеров.

-Лотки для скатывания шаров, для прокатывания автомобилей.

-Дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая и меховая поверхность и другие).

-Наборы сыпучих материалов.

-Материалы М. Монтессори.

-Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.

-Разрезные и парные картинки.

-Логические блоки Дьенеша.

-Цветные счётные палочки Кюизенера.

-Коробочки с запахами.

— дидактическая игра «Бусы»;

— дидактическая игра «Заплатка»;

— дидактическая игра «Сравни и подбери»;

— дидактическая игра «Форма и цвет»;

— дидактическая игра «Чудесный мешочек»;

— дидактическая игра «Четвертый лишний»;

— дидактическая игра «Что лишнее»;

— дидактическая игра «Навстречу радуге»;

— дидактическая игра «Цветные коврики»;

— дидактическая игра «Фигуры и счет»;

— объемные мячи (пластмассовые, резиновые, меховые, мячи с шипами);

— материал для лепки, аппликации, рисования;

— предметы для развития конструктивного праксиса;

— наборы из геометрических фигур;

-Центр «Песок-вода» (камешки, песок, вода; мелкие игрушки).

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ:

-Набор предметов-орудий: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочка с вилкой и другие.

-Набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда-

молоток, гаечный ключ, отвёртка.

-Трубки прозрачные и непрозрачные.

-Пластмассовые и деревянные прищепки и основа для них.

-Кольца с подставками.

-Шарики с дырками для соединения с помощью палки.

-Игрушки с крепящимися деталями.

-Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

-Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления.

-Книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ МАТЕМАТИКИ:

-Набор коробок для сыпучих материалов и сыпучие материалы.

-Формы для песка.

-Геометрические фигуры, объёмные формы.

-Счётные палочки, полоски разной длины.

-Мелкий счётный материал.

-Карточки с изображением разных предметов и разного количества.

-Наборы цифр до 10.

-Различные варианты настольных игр на соотнесение по цвету, форме, величине и количеству.

— Рабочие тетради и альбомы.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ:

-Картинки с изображением различных предметов и ситуаций.

-Иллюстрации разных времён года и частей суток.

-Картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт»,

«Дикие и домашние животные и птицы», « Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и другие по темам фронтальных занятий

-Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей

-Различные варианты настольных игр для развития речи.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ИГРЫ:

-Настольный театр по народным и авторским сказкам.

-Наборы кукол, маски.

-Атрибуты для игр-драматизаций и сюжетных игр.

-Одежда и обувь для кукол.

-Мебель и постельные принадлежности для кукол.

-Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол.

-Оборудование для сюжетных игр и игр-драматизаций.

-Костюмы сказочных персонажей.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ:

-Деревянный строительный материал.

-Графические схемы построек.

-Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников

-цветные карандаши (фломастеры)

-сюжетные картинки (простой сюжет)

-10 предметных картинок

-игра ”Цветик — семи цветик” (для соотнесения цвета)

-разрезная картинка (2,3,4ч.), доска Сегена

-сюжетные картинки, сюжетные ряды (2 карт.)

-игры для соотнесения по цвету и форме

-разрезные картинки (2-6 частей)

-сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (3-4 ч.)

-игра «Времена года»

-предметные картинки (телевизор, верблюд, скворечник, клубника, отвертка, велосипед)

-сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (4-5 ч.)

-предметные картинки (сложная слоговая структура слов)

-Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе.1-ая кн. Восприятие, память, мышление, внимание.

-Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе. 2-ая кн. Окружающий мир.

-Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе. 3-я кн. Речь, математика.

— Настенные часы — 1

— Песочные часы – 1

— Лунтик (математика малышам; русский язык малышам; подготовка к школе – развивающие игры)

— Считаем со Смешариками

Работа с детьми:

— Иллюстрированные энциклопедии для детей

Интернет-ресурсы одни из важнейших источников информации, обеспечивают доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям,

создают единую, образовательную, информационную среду,

Использование ресурсов Сети позволяет не на словах, а на деле обеспечить россиянам равный доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям, создать единую образовательную информационную среду, делают российскую систему образования более открытой и эффективной.

Электронные поисковые системы

Индексные поисковые системы обеспечивают всесторонний поиск и доступ к миллионам документов Наиболее известными поисковыми системами являются — Яndex, Rambler, Aport, Google.

Яndex – к настоящему времени является самой объемной поисковой системой, располагающей самой мощной и сложной системой составления запросов. http://www.redline.ru — Российская образовательная телекоммуникационная сеть «REDLINE» («Russian EDucational LINE», или «Российская образовательная линия»).

Российская образовательная телекоммуникационная сеть «REDLINE» ведет отсчет своей деятельности с 29 июня 1994 года. Учредители сети — Министерство образования России, ЦК профсоюза работников образования и науки, «Учительская газета», фирма «Иннотек».

Страницы сайта «REDLINE

  • Организации (Общественные, некоммерческие)
  • Организации (Коммерческие)
  • Средние учебные заведения
  • Высшие учебные заведения
  • Профессиональное и средне-специальное образование
  • Образовательная пресса ( Газеты)
  • Образовательная пресса ( Журналы и бюллетени)
  • Информационные структуры
  • Повышение квалификации и учебные центры
  • Образовательные серверы
  • Образовательные проекты

http://www.unesco.ru — официальный сервер ЮНЕСКО в России (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) )

www.mon.gov.ru — МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

http://web66.coled.umn.edu/schools.html — обширная коллекция ссылок на все известные высшие учебные заведения и средние школы, представленные в Сети.

http://www.lib.msu.su — Научная библиотека Московского государственного университета.

Материал сайта составляют психологические тесты, книги, программы обработки результатов тестирования, ссылки на полезные для специалистов ресурсы по психологии.

http://www.alledu.ru/about / — Все образование.

Портал сообщает о различных новостях, событиях, так или иначе связанных с образованием

www.defectolog.ru — Дефектолог Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребёнка. Узнать о возрастных нормах развития ребёнка от рождения до семи лет. Найти рекомендации дефектолога, психолога, логопеда по интересующим вопросам

www.1september.ru — Издательский дом «Первое сентября»

Сообщество для педагогов, стремящихся к профессиональному развитию. На этом сайте можно найти много периодических изданий (посмотреть архив и анонсы новых номеров). Предоставлена информация об образовательных проектах для педагогов (описание проекта, условия участия, что получат по окончанию курсов). Так же есть раздел «Методкабинет» (в т.ч. и психолога), где представлена информация о предстоящих мероприятиях, которые могут заинтересовать и быть полезными для данного специалиста.

www.prosv.ru — ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» www.prosv.ru

Журнал знакомит педагогов с современными нормативными материалами, учебными программами и пособиями.

pedlib.ru — Педагогическая библиотека «Коррекционной педагогики и специальной психологии»

forchel.ru – Челябинский дошкольник

detsad-kitty.ru — сайт для дошкольного образования

vlados.ru — Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС одно из ведущих издательств России, основанное в 1991 году. Ежегодно ВЛАДОС выпускает более 300 наименований учебной, учебно-методической и справочной литературы по всем предметам для всех типов образовательных учреждений: вузов, средних специальных учебных заведений, массовых и специальных (коррекционных) школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования детей, музыкальных учебных заведений.

drofa.ru — российское специализированное издательство учебной и детской литературы. Выпускает учебную и методическую литературу для дошкольных учреждений

http://www.schoolpress.ru — Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»

Копилка дидактических игр

(где можно посмотреть и скачать).

Игры для развития речи:

Игры для формирования элементарных математических представлений:

Игры для развития фонематического слуха и обучения детей грамоте:

Мои друзья – помощники.

-Сайт президента РФ

-Сайт Министерство образования и науки РФ

-Федеральный портал «Российское образование»

-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

-Российский общеобразовательный портал

-Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

-ЛОГОПЕД.РУ (Электронный портал логопедов и дефектологов)

Обоснование и использование педагогических теорий и технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

-Понятие о зоне актуального развития ( в процессе обучения ребёнок может

Выполнить предложенное ему задание, опираясь уже на имеющиеся знания,

-Понятие о зоне ближайшего развития (ребёнок самостоятельно не может

справится с каким-либо заданием, но может выполнить его с помощью педагога, который использует для этого дополнительные объяснение, показ,

-Теория о компенсаторных возможностях ребёнка, суть, которой заключается

В создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы

П.Я. Гальперин Теория поэтапного формирования умственных действий.

-материальные действия с реальными предметами;

-действия в громкой речи с образами (без предметов);

-действия «во внешней речи» про себя (чётко осознаваемое);

-действия «во внутренней речи» без слов (неосознаваемое)

А.Р.Лурия Теория локализации психических функций.

Выделяет 3 основных структурно-функциональных блока, обеспечивающих

интегративную деятельность мозга:

-«энергетический блок» или «блок регуляции тонуса и бодрствования»;

-«блок приёма и переработки и хранения информации»;

-«блок программирования, регуляции и контроля».

Локальные поражения коры больших полушарий головного мозга вызывают

Различные варианты 3 основных синдромов:

-Агнозии – расстройство восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестетического).

-Афазии – нарушение речи (системное расстройство различных форм речевой деятельности).

-Апраксии – нарушение произвольных движений и действий (параличи,

Технологии, используемые в педагогическом процессе

1. Здоровьесберегающая образовательная технология

(Н.К. Смирнов) — является составной и отличительной особенностью всей образовательной системы.

2. Технология уровневой дифференциации (Н.П. Гузик); технология обучения и воспитания с учётом типов НС (Н.М. Зверева, С.П.Гапонова, И.В.Ильичёва) – представляют собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

3. Технология индивидуального обучения (Унт Инге, А.С. Границкая, В.Д. Шадрикова) – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетной.

4. Технология личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская – предполагает, что педагог должен изучить ребёнка, как личность. Результаты этого обследования фиксируют в индивидуальной карте психического развития и создают условия для проявления познавательной активности ребёнка.

5. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-интенсификация обучения на основе схемных моделей учебного материала.

Коррекционные технологии, используемые

в педагогическом процессе

1. Игротерапия – технология воздействия на психику ребёнка с целью устранения болезненных проявлений и их предупреждение, развитие адекватного отношения к себе и окружающей среде

2. Сказкотерапия – технология интегративной деятельностью в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Элементы сказкотерапии:

  1. облачение занятия сказочным сюжетом,
  2. использование отрывков из сказок,
  3. введение в занятие сказочного героя,
  4. сочинение сказок.

Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).

3. Психогимнастика – курс специальных занятий, этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка с учётом влияния на различные типы индивидуальных особенностей двигательной сферы детей (Е.М. Мастюкова).

4. Песочная терапия

В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно, поэтому пришла в голову идея перенесения части учебного материала на песок. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно дефектологические задачи: мощно развивается тактильно — кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Используя песочную терапию, я учу детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям; обучающиеся чувствуют себя более успешными;
на занятиях нет места монотонности и скуке; более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

Включение в практику методику выбора цвета позволило быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.

Широко используются в своей работе рисунки, т.к. рисование — один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал, преодолеть нарушение.

Часто использую музыкальное сопровождение в ходе занятия целью, которого, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений. Использую музыкальные классические произведения во время выполнения самостоятельных работ, когда исключается речевое общение.

Перспективный план оборудования и оснащения кабинета

Изготовить новый материал для развития памяти, внимания, речи, мелкой моторики, дыхания, дополнить картинный раздаточный материал по лексическим темам.

Учитель дефектолог________________Андреева С.Н..

108shagov.ru. Все права защищены. 2019