Пособие зож

Год публикации: 2008

Библиографическая ссылка:: Капилевич Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни: учебное пособие / Л.В. Капилевич, В.И. Андреев. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. — 102 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В учебном пособии изложены теоретические основы науки о здоровье и здоровом образе жизни. Описаны факторы, влияющие на состояние здоровья человека — наследственность, условия окружающей среды, режим питания. Даны практические рекомендации по рациональной организации образа жизни, питания, занятий физической культурой. Для студентов вузов, изучающих дисциплину «Физическая культура», кроме направлений и специальностей в области физической культуры и спорта.

Год публикации: 2002

Библиографическая ссылка:: Коваленко Т.Г., Смеловская Е.Л., Агафонова Л.В. Основы здорового образа жизни и регулирование работоспособности студентов: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. — 92 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В учебном пособии изложены основы здорового образа жизни студентов и роль физической культуры в обеспечении здоровья. При этом рассматриваются психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности и предлагаются необходимые средства физической культуры в регулировании работоспособности. Учебное пособие рассчитано на студентов высших и средних учебных заведений, а также на широкий круг читателей, стремящихся к укреплению своего здоровья.

Учебные издания

  • Издательская деятельность
  • Издания по годам
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010
  • 2009
  • 2008
  • 2007
  • 2006
  • 2005
  • 2004
  • 2003
  • 2002
  • 2001
  • 2000
  • 1999

Здоровье и образ жизни студентов / Учебное пособие.

Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов / Учебное пособие. — СПб: СПбГУ ИТМО, 2005. — 124 с. — 100 экз.

Описание : В пособии рассмотрены основные положения науки об индивиду-альном здоровье человека – валеологии, представлены содержатель-ные характеристики составляющих здорового образа жизни студентов и его влияние на здоровье. Изложены ценностные ориентации студен-тов на здоровый образ жизни, их отражение в жизнедеятельности. Пособие адресовано студентам и преподавателям высших учебных заведения, а также лицам, заинтересованным в сохранении и укрепле-нии здоровья.

Название : Учебное пособие Скачать PDF (711.08 Кб)

Методическое пособие по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Проект недели здоровья: «Дорога здоровья»

Главная > Методическое пособие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка»

по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Проект недели здоровья: «Дорога здоровья»

Заместитель заведующего по ВМР

Управление и обеспечение проекта …………………………………………. …. 4 стр.

Оргкомитет и его состав ………………………………………………………….. 5 стр.

Этапы реализации проекта ……………………………………………………..… 6 стр.

Оценка результатов проекта …………………………………………………..…. 7 стр.

Сроки реализации проекта ……………………………………………………….. 7 стр.

Критерии и показатели эффективности проекта ……………………………….. 7 стр.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он работает, действует, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении».

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера.

Много лет назад немецкий учёный М.Петенкофер писал: «…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных»

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в Красноярском крае, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.

Актуальность проблемы и необходимость её решения способствовали созданию условий по поддержанию иммунной и нервной системы детей в весенний период.

Цель данной работы: оптимизация условий в целях сохранения, укрепления и формирования здоровья детей раннего и дошкольного возраста, необходимых для профилактики заболеваний в условиях МБДОУ.

Поиск новых форм и методов работы, изучение научно-методической литературы, обобщение опыта работы педагогических коллективов города дали возможность творческой группе МБДОУ разработать и внедрить физиологически обоснованную форму работы с детьми и родителями — недели здоровья «Дорога здоровья».

Положение о проведении недели здоровья «Дорога здоровья».

Положение разработано с целью проведения оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей, пропаганды здорового образа жизни среди педагогов, детей и родителей.

1. Общие положения.

Цель — приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.

Формировать умение самовыражения, самопознания у воспитанников.

Развивать желание у детей активно участвовать в жизни детского сада.

Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни. Вызывать

интерес к спорту и туризму, физическим упражнениям.

Воспитывать у детей потребность быть здоровыми, не бояться лечиться.

Воспитывать уважительное отношение к врачам.

Организация досуга воспитанников.

Закрепление и совершенствование умений и навыков воспитанников,

полученных ими на занятиях.

Творческая группа при разработке положения опиралась на следующую нормативно-правовую документацию:

Закон РФ «Об образовании»;

Конвенцию о правах ребёнка.

Нормы СанПиН утверждённые совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором;

Устав МБДОУ № 49 «Росинка»;

Программу развития и воспитания детей в детском саду «Детство»;

Были использованы принципы организации деятельности:

принцип научности — подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;

Принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего учебно- воспитательного процесса;

Принцип активности, сознательности — участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целеноправленной деятельности по оздоровлению детей;

Принцип адресованности и преемственности — поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;

Принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.

2. Участники проекта

В неделе здоровья принимают участие медицинский и педагогический персонал МБДОУ, родители, младший обслуживающий персонал, дети всех возрастных групп. От участия в спортивных мероприятиях отстраняются дети, пришедшие после заболеваний (после осмотра медсестрой, после заболеваний ОРЗ).

3. Управление и обеспечение проекта.

Мероприятия проводятся в спортивном зале, в групповых комнатах и на улице.

Меню составляется на неделю (с включением соков, напитков, салатов из овощей) и вывешивается в приёмных групп.

В приёмных размещаются информационные ширмы с тематикой: «О правильном питании», «О здоровом образе жизни», «Рекомендации по проведению арома- и фитотерапии».

Советы для взрослых:

релаксационные упражнения для мимики лица;

упражнения для ног;

отдых для позвоночника;

укрепление мышц рук;

упражнения для глаз;

что делать если возникла неожиданная головная боль;

как восстановить давление;

помощь при повышенном давлении.

игры на свежем воздухе для улучшения самочувствия детей;

игры в спортивном зале для улучшения самочувствия детей;

поход за территорию МБДОУ;

поход на спортивную площадку МОУ СОШ № 5;

соревнования между группами;

Соревнования детей совместно с родителями;

Соревнования детей совместно с детьми дошкольного учреждения МБДОУ № 53;

Педагог психолог проводит с детьми релаксационные упражнения на снятие гнева, эмоционального и мышечного напряжения

Проведение занятий Айболитом и Мойдодыром по темам: «О правильном питании», «Береги здоровье с детства»; «Путешествие по страницам здорового образа жизни» с Незнайкой.

4. Оргкомитет и его состав.

На период проведения «Недели здоровья» избирается оргкомитет, в который входят представители администрации, мед.службы МБДОУ, педколлектива.

Оргкомитет разрабатывает цикл мероприятий на неделю здоровья; следит за проведением данных мероприятий, вносит изменения, дополнения, коррективы в ходе проведения недели здоровья.

Оргкомитет ответственен за подготовительную работу, в которую входит:

4.3.1. Составление расписания спортивных праздников, развлечений, игр и валеологических занятий;

4.3.2. Написание меню на неделю;

4.3.3. Приобретение дополнительных лечебно-профилактических средств для оздоровления детского организма;

4.3.4. Проведение продуктов питания в ассортименте (фрукты, овощи, соки);

4.3.5. Оформление приёмных, групповых, спортивного зала.

5. Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

Oтбop материала, литературы, определение целей, задач;

Смотрите так же:  Как оформить тематический стол

Подбор физиопроцедур, индивидуальных и коллективных форм закаливания;

Изготовление дорожек здоровья, оформление физкультурного уголка и других пособий;

Подбор литературы для родителей, проведение бесед по здоровому образу жизни с родителями;

Построение учебного материала в соответствии с возрастными возможностями детей.

Повышение профессионального уровня педагогов по фронту проектной деятельности внутри учреждения;

Преобразование предметно – развивающей среды, как средство приобщения детей к здоровому образу жизни;

Повышение компетентности родителей в вопросах оздоровления детей дошкольного возраста;

Обеспечение преемственности в деятельности специалистов, воспитателей, персонала, родителей и воспитанников;

Формирование у дошкольников представлений о себе, своём организме, о ЗОЖ.

III этап – заключительный

Анализ результатов проектной деятельности;

Соотнесение результатов проектной деятельности с поставленными задачами и целями;

Оформление результатов проектной деятельности с целью дальнейшего использования.

6. Порядок проведения.

«Неделя здоровья» проводится 1 раз в год весной.

В ходе проведения недели здоровья занятия проводят воспитатели, медицинские работники, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель по заранее разработанному плану и соответствующей тематике.

Спортивные праздники проводятся совместно с родителями, педагогами и младшим обслуживающим персоналом в присутствии медицинских работников и педагога — психолога.

7. Оценка результатов проекта.

7.1. Ежедневно оргкомитет делает анализ проведённых мероприятий по разработанным критериям и параметрам.

Итоги проводятся в последний день недели здоровья по группам и на педагогическом расширенном совете.

Награждение детей, педагогов проводить из средств МБДОУ.

8. Сроки реализации проекта

Срок реализации — 7 рабочих дней, каникулярное время. Последняя неделя марта.

На протяжении недели здоровья в МБДОУ не проводятся занятия.

9. Критерии и показатели эффективности проекта

Работа ведётся в следующих направлениях:

Физкультурно-оздоровительное направление подразумевает решение следующих задач:

Обеспечение условий для сохранения, укрепление физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями, формирование у них валеологически обоснованного режима труда и отдыха;

Формирование реабилитационной базы в образовательном учреждении на основе внедрения спортивно-оздоровительных, а не медикаментозных средств и методов снятия стресса различной этиологии;

Формирование валеологического мышления у всех участников педагогического процесса;

Оптимизация здорового образа жизни;

Ориентация инновационной деятельности образовательного учреждения на важнейший критерий эффективности учебного процесса — улучшение физического и психического здоровья детей;

Решение оздоровительных задач средствами физической культуры;

Разработка педагогических технологий, методик, отбор учебного материала, способствующего сохранению здоровья детей; организация консультативной помощи родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.

Очень важно, чтобы все формы работы осуществлялись во взаимосвязи, в определённой последовательности с учётом возраста, образования, социального положения родителей, отношения к физической культуре, воспитанию детей. С целью изучения отношения родителей к предлагаемой форме работы и выявления их запросов нами проводится анкетирование, полученные данные используются для планирования работы в неделю здоровья

Лечебно-профилактическое направление решает следующие задачи:

Укрепление и оздоровление детей

Реабилитация детей с хроническими заболеваниями;

Профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний.

Учитывая реальное состояние здоровья детей, внешние и внутренние факторы и их влияние на деятельность МБДОУ, позволили выйти на поиск кардинально новых форм и методов работы не только по поддержанию здоровья детей, но и по оптимизации взаимодействия с семьёй, так как только совместными усилиями можно достичь результатов в этом направлении. Воспитание в семье, по его мнению, может дать положительные результаты, если будут созданы условия, способствующие развитию детей. Поэтому в период проведения данного мероприятия огромное значение уделяется просветительской работе с родителями.

Сотрудничество родителей и детей способствует созданию эмоционально- комфортной обстановки, стимулирует интерес к разнообразным физическим упражнениям, даёт детям образец того, как нужно строить отношения с товарищами. Для организации совместной деятельности детского сада и семьи в период проведения недели здоровья используются традиционные и нетрадиционные методы, которые можно разделить на 3 группы:

1.Коллективные методы — походы, спортивные праздники;

2. Индивидуальные — беседы, консультации;

3. Наглядные методы — уголок здоровья в каждой группе, тематическая выставка, фотовыставка, папка-передвижка.

Для того чтобы определить эффективность работы, проводится оценка деятельности в данных направлениях, как среди родителей, так и среди педагогического и медицинского персонала.

10. Итоги проекта

Создание условий для развития индивидуальности ребенка через осознание своих возможностей и способностей.

Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.

Повышение уровня ориентации к современным условиям.

Учебно-методическое пособие (старшая группа) по теме:
Учебно-методическое пособие здоровый образ жизни

Предварительный просмотр:

Период дошкольного возраста является одним из важнейших этапов в развитии личности ребенка. Это время их начальной социализации, приобщения к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления первичных отношений с ведущими сферами бытия. Известно, что дошкольный возраст – это особенный этап становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, мире, обществе и культуре. Первостепенную роль в познании образа своего «Я» играет их двигательная активность, направленная на раскрытие своего потенциала в формировании основ здорового образа жизни.

Однако стоит отметить, что ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни на практике не имеет целостной системы педагогических действий. Педагоги-воспитатели вынуждены сами подбирать материалы и соответствующую тематику занятий. Работа по формированию основ здорового образа жизни носит не целостный характер, а представляет собой эпизодические включения в воспитательно-образовательный процесс. Однако в работе с дошкольниками по формированию основ здорового образа жизни необходима более определенная, четко выстроенная методика, включающая в познавательную деятельность детей знания о сохранении и укреплении своего здоровья.

Данное пособие направлено на теоретико-практическое понимание сохранения здоровья детей дошкольного возраста и поможет воспитателям, физкультурным руководителям, методистам более четко методически грамотно применять в своей практической деятельности знания по формированию основ здорового образа жизни детей.

Глава I. Здоровый образ жизни

1.1. Понятие о здоровом образе жизни

Термин «здоровый образ жизни» применяется все чаше, но толкование его остается неоднозначным. Самое простое определение здорового образа жизни можно свести к формуле: «Это все, что в поведении и деятельности людей благотворно влияет на их здоровье». Однако сюда нужно включить все позитивные для здоровья стороны, то есть аспекты, виды активности – трудовой, социальной, интеллектуальной, образовательной, физической и прочей и, конечно, медицинской, действующих на благо индивидуального и общественного здоровья. Поскольку понятие «деятельность» очень широко и каждый вид деятельности может воздействовать на здоровье, здоровый образ жизни включает в себя все элементы такой деятельности, направленной на охрану, улучшение, воспроизводство здоровья.

Таким образом, здоровый образ жизни – это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей. Такое определение может показаться аналогичным понятию «здравоохранение», которое чаще всего квалифицируется как система общественных и государственных мер по охране и укреплению здоровья населения (профилактике, лечению, реабилитации). Действительно, основания для такого заключения есть, так как здравоохранение – это деятельность государственных, общественных учреждений, органов и организаций по обеспечению условий для охраны и укрепления здоровья населения (в том числе материально-технической базы, кадров, научных исследований), а также сама деятельность учреждений, служб здравоохранения по охране и улучшению здоровья населения. Здравоохранение является важным, но не единственным фактором здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни формирует образ жизни – все его стороны и проявления, позитивно влияющие на здоровье. Значит, нет такого вида, способа активности, деятельности, которые бы в своих положительных проявлениях не формировали здоровый образ жизни. Значит, в деятельности по охране и улучшению здоровья населения, в гигиеническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, условий и факторов, определяющих характер и уровень здоровья человека, группы людей и населения.

1.2. Пути формирования здорового образа жизни

Пути формирования здорового образа жизни вытекают из понимания его функциональной структуры. Ключом к ним можно считать медицинскую активность, то есть деятельность людей, связанную со своим и общественным здоровьем и направленную на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья, то есть положительную медицинскую активность. Так в практическом плане можно определять здоровый образ жизни. В понятие «здоровый образ жизни» входят преодоление факторов риска здоровью и создание благоприятной обстановки, условий для укрепления здоровья, то есть развитие тех индивидуальных и общественных факторов, которые участвуют в формировании здоровья. Важным рычагом в этом процессе служит медицинская активность. Следовательно, существуют два направления формирования здорового образа жизни:

– создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, по существу, формирование потенциала общественного здоровья;

– преодоление, уменьшение факторов риска.

Смотрите так же:  Судебная практика по уголовным делам ст 159 ч 3

Оба эти аспекта (направления) взаимно связаны, но на практике дело нередко ограничивается лишь борьбой с факторами риска, которые лежат на поверхности, достаточно хорошо известны и измеряемы (обычно это большие факторы риска). Гораздо сложнее создавать факторы здорового образа жизни. Однако не в разграничении этих аспектов заключается проблема, а в конкретных планах, программах формирования здорового образа жизни, в их реализации, в частности, через получившие широкое распространение так называемые программы здоровья.

Исследователи проблемы здорового образа жизни предложили ряд схем его структуры и путей формирования.

1.3. Нормы здорового образа жизни

По мнению некоторых авторов, здоровый образ жизни можно определить как жизнедеятельность человека, соответствующую медико-гигиеническим нормам, способностям человека следовать установленным стандартам поведения в целях охраны здоровья или типовой модели медико-гигиенического поведения. Выделяют 10 приоритетных норм здорового образа жизни (по существу, гигиенического поведения) Среди них соблюдение правил гигиены труда и техники безопасности, приемы психогигиенической и психотерапевтической самопомощи, отказ от курения и злоупотребления алкоголем, достаточная физическая активность, сбалансированное питание, своевременное обращение за медицинской помощью, умение оказать первую доврачебною помощь.

Фактически эти нормы – проявление положительной медицинской активности.

Достаточно конкретны рекомендации ВОЗ по преодолению факторов риска и формированию здорового образа жизни. Например, для профилактики ИБС и других хронических заболевании ВОЗ рекомендует «правильное питание (содержащее мало животных жиров, много фруктов и овощей) для снижения уровня холестерина в крови и предупреждения тучности, отказ от курения, сокращение количества поваренной соли и алкогольных напитков, а также раннее выявление повышения артериального давления и борьба с ним, поддержание нормальной массы тела и регулярные физические упражнения как составная часть повседневной жизни, снижение социального и профессионального стресса».

Если к этому добавить рекомендации по соблюдению гигиенического режима труда, отдыха, учебы, конкретные пожелания относительно самого трудного для реализации пункта о «снижении социального и профессионального стресса», о необходимости строгого соблюдения индивидуальных медицинских, медико-психологических требований и других, связанных с благоприятными для здоровья проявлениями медицинской активности, то перечисленное можно определить как медицинскую программу формирования здорового образа жизни.

Однако даже ограниченные меры по преодолению некоторых факторов риска (или отрицательных сторон образа жизни) дают впечатляющий результат. Например, по сообщениям кардиологов, участвующих в так называемой кооперативной программе ВОЗ, всего за 5–8 лет среди обследованных групп населения Москвы, Каунаса, Фрунзе, Минска (более 70 000 человек) удалось сократить смертность от ИБС на 25 % и более (70-е годы), более чем на 10 % уменьшить общую смертность. Столь же убедительны итоговые сведения по другим странам (20 лет наблюдений), где осуществляется кооперативная программа. Так, в 1972–1992 гг. сокращение смертности от сердечно-сосудистых заболевании среди населения экспериментальных районов достигло в Японии 36,4 % у мужчин и 41,8 % у женщин, соответственно, в США – 32,1 и 39,2 %, во Франции – 22,7 и 35,1 %, в Англии и Уэльсе – 16,7 и 19,6 %, в ФРГ – 11,2 и 21,9 %. В последующие годы произошло дальнейшее заметное снижение этих показателей. Такие благоприятные сдвиги в состоянии здоровья удалось вызвать применением лишь мер против отдельных первичных и вторичных больших факторов риска (сокращение курения, потребления поваренной соли, ограничения животных жиров, алкогольных напитков, регулирования артериального давления общедоступными лекарственными средствами и повышением физической активности). Естественно, такие меры более дешевы, чем специальные современные методы лечения и профилактики, и не исключают применения всех других средств и методов программ здоровья.

При определении мер формирования здорового образа жизни и профилактики особенно важны данные об одинаковых факторах риска при различных заболеваниях. Например, несбалансированное, нерегулярное питание оказывалось в числе факторов риска по ИБС, диабету, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, на эти же заболевания заметно влияют курение, употребление алкоголя, рабочий стаж, психоэмоциональные ситуации и др. Все вышеперечисленное имеет принципиальное значение, так как позволяет выработать общую тактику борьбы с наиболее распространенными неэпидемическими, хроническими заболеваниями и их профилактики.

Формирование здорового образа жизни должно быть основным направлением социальной политики в области здравоохранения, включающим в себя профилактику, особенно первичную. Следовательно, на этом направлении должны базироваться как федеральная, общегосударственная (государственная комплексная программа укрепления здоровья и усиления профилактики), республиканские, областные, городские районные и другие территориальные программы, так и программы отдельных учреждений и предприятий. Они не должны сводиться к отдельным, пусть и важным, мероприятиям по организации медицинской помощи, включать в себя меры гигиенического воспитания, борьбы с пьянством, наркоманией, курением и другими факторами риска, активизации физической культуры и примеры по формированию здорового образа жизни, программ здоровья. Такие программы не могут относиться лишь к компетенции органов и учреждений здравоохранения. Министерство здравоохранения само по себе не в состоянии обеспечить весь комплекс морально-нравственных, психологических, социально-экономических, медицинских, педагогических, правоохранительных и других мер по формированию здорового образа жизни. Министерство не в состоянии полно и эффективно координировать и контролировать все аспекты деятельности по охране и укреплению здоровья – по формированию здорового образа жизни, включая трезвый образ жизни. Достаточно, если органы и учреждения здравоохранения будут четко и эффективно осуществлять диагностику, лечение, профилактику заболеваний и медицинскую реабилитацию, если все медицинские работники станут активными участниками и инициаторами мер по формированию здорового образа жизни, покажут сами, как это нужно делать, станут его пропагандистами и агитаторами, проводниками гигиенического воспитания.

1.4. Пропаганда здорового образа жизни

Коль скоро формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) становится основой, универсальным средством первичной профилактики и, следовательно, базой стратегии охраны и укрепления здоровья, оно должно стать стержнем всех программ здоровья, всех профилактических территориальных и отраслевых программ. В них необходимо предусмотреть совместные действия органов и учреждений здравоохранения, просвещения, культуры и др. Осуществление мер первичной профилактики должно быть важнейшей обязанностью всей сети лечебно-профилактических учреждений, и особенно служб первичной медико-санитарной помощи. Учреждения здравоохранения должны рассматриваться как форпосты формирования здорового образа жизни, и это относится, прежде всего, к центрам здоровья, центрам профилактики.

Важнейшая функция и задача всех органов и учреждений, всех организаций, которые должны заниматься формированием здорового образа жизни и, прежде всего, учреждений первичной медико-социальной помощи – эффективная пропаганда здорового образа жизни.

Пропаганда должна основываться не столько на санитарном просвещении, сколько на средствах гигиенического воспитания, то есть не на пассивном восприятии медицинских и гигиенических знаний, а на обучении гигиеническим навыкам, соблюдению правил и норм поведения и активном их проведении в жизнь в конкретных условиях.

Акцент на организацию и проведение гигиенического воспитания как важного условия формирования здорового образа жизни заставил в свое время (1988) Минздрав СССР преобразовать дома санитарного просвещения в центры здорового образа жизни (в настоящее время это центры медицинской профилактики), при которых организуются кабинеты физической культуры, психогигиены, брака и семьи, семейных отношений и др.

В период внедрения рыночных отношений, реформирования здравоохранения, создания системы медицинского страхования, развития частных учреждений и практик ослаблено внимание к профилактике, к программам формирования здорового образа жизни. Вместе с тем именно они призваны стать основой государственной социальной политики, в том числе деятельности органов и учреждений социального медицинского страхования, и найти соответствующее место в работе муниципальных, частных, общественных и других организаций и учреждений. Программы формирования здорового образа жизни и профилактики, как показывает опыт других стран, особенно с так называемой страховой медициной (Германия, Франция и др.), заняли приоритетное место и получили соответствующую финансовую поддержку. Это, как отмечалось, положительно сказалось на показателях здоровья населения. Такие программы (федеральные, региональные, местные, учреждений, предприятий, ведомств, всех форм собственности) должны найти приоритетное место в планах и их деятельности; они должны быть включены в программы государственных гарантий бесплатной доступной и квалифицированной медицинской помощи.

Существенным препятствием для успешного формирования здорового образа жизни остается низкая медицинская культура значительной части населения. Это свидетельствует о невысокой общей культуре, так как гигиеническая грамотность и культура – часть общей культуры и образованности людей. Есть обоснованные предложения включать в учебные программы и планы всех учебных заведений преподавание основ гигиенического воспитания, формирования здорового образа жизни. Это, прежде всего, относится к медицинским учебным заведениям, о чем неоднократно говорилось в официальных документах. С 1987 г. при некоторых институтах усовершенствования врачей стали создаваться кафедры и курсы формирования здорового образа жизни – валеологии, санологии. Они обучают врачей формированию здорового образа жизни.

Смотрите так же:  Красиво оформить имя

При обследовании нескольких тысяч респондентов выяснилось, что 64 % из них несвоевременно обращались к врачам при заболеваниях, нечетко выполняли профилактические рекомендации. Значение физкультуры для здоровья признают все опрошенные, занимаются ею не более 8-10 %; 60 % воспитателей дошкольных учреждений не считают нужной выработку гигиенических навыков самообслуживания у детей; 60 % учителей школ не считают своей обязанностью говорить детям об алкоголе и его вреде, а 90 % вообще не знают об алкоголизме среди школьников. Исследования последних лет указывают на то, что 40 % респондентов не знают о наличии у них гипертонии, а 15–20 %, знающих об этом, не принимают никаких мер ее профилактики и лечения. До 40 % рабочих и служащих не являются на профилактические осмотры на предприятиях, хотя среди них не менее трети имеют хронические заболевания. Низкая медицинская активность нередка и среди родителей, которые подчас преувеличивают свои гигиенические знания. Так, по одному из обследований установлено, что 95 % родителей считали, что обладают достаточными знаниями по профилактике детских заболеваний, но необходимой информацией располагали не более 40 % родителей.

Значение здорового образа жизни и его формирования признает и ВОЗ. «К концу 70-х годов стало ясно, что борьбу за здоровье нужно вести по-новому. Здоровье населения должно стать заботой всех секторов. Общественность необходимо было информировать о том, что такое здоровый образ жизни…».

Глава II. Питание ребенка и его здоровье

2.1. Организация питания ребенка

Питание ребенка надо организовать так, чтобы он с едой получал все вещества, необходимые для восполнения энергетических затрат растущего организма. При этом необходимо помнить, что чрезмерно обильное и дорогое питание не всегда самое полезное.

Приготовление пищи для малыша – дело гораздо более ответственное, чем для взрослых людей. Для детского питания требуется безукоризненно свежие продукты. В пищевом рационе ребенка должен соблюдаться баланс белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и воды.

В детском саду каждую десятидневку старшая медсестра подсчитывает в меню питания наличие белков, жиров, углеводов, калорийность.

По норме их соответствие должно быть таким: 1:1:4 (1 – белки, 1 – жиры, 4 – углеводы).

Белки – основа живой клетки, в их состав входит азот. Белки являются главным строительным материалом развивающегося организма ребенка. Недостаток белка, как и его избыток, замедляет его рост и развитие.

Ребенку необходимо получать пищу, состоящую из 65 % белков животного происхождения: мясо, рыба, молоко, творог, сыр (белки молочных продуктов особенно ценны для ребенка) – и 35 % белков растительного происхождения (картофель, капуста, гречневая, рисовая, овсяная крупы). Белки растительного происхождения хуже усваиваются, чем белки животные. Чтобы повысить их усвояемость, детям необходимо давать не только крупяные и мучные блюда, но и овощные.

Жиры – один из источников энергии, которые, сгорая в организме, выделяют большое количество тепла. По калорийности жиры в 2 раза превосходят белки и углеводы. Недостаток жиров в организме ребенка не только неблагоприятно сказывается на весе, но понижает иммунитет к инфекционным заболеваниям. Но чрезмерное употребление жиров отрицательно влияет на рост и развитие организма, у ребенка может наступить ожирение, ведущее к нарушению обмена веществ.

Для ребенка необходимо:

75 % жиров животного происхождения: молочные продукты (сливки, сметана, сливочное масло), а также жиры, входящие в состав яичного желтка, в нем содержатся важные витамины А и Д;

25 % жиров растительного происхождения (растительное масло, которое, почти не имея витаминов, хорошо усваивается).

Углеводы находятся в продуктах в виде сахара, крахмала или клетчатки. Сахар содержится во фруктах, ягодах, овощах, конфетах, варенье, меде. Крахмал – в хлебе, мучных изделиях, крупах, бобовых, картофеле.

В меню в детском саду содержание углеводов обычно выше, чем белков и жиров.

Чтобы ребенок был здоров и правильно развивался, он должен получать все вещества в правильном сочетании.

Как сделать пищу более безопасной:

• Не забывайте про мытье.

Перед приготовлением каждого блюда обязательно мойте руки горячей водой с мылом. Не забывайте мыть руки после пользования туалетом, после прикосновений к детским предметам гигиены (грязным пеленкам или носовым платкам), после занятий с животными, в том числе и с домашними питомцами.

Кухонный инвентарь, разделочные доски и стол мойте моющими средствами после приготовления каждого блюда, особенно после работы с сырым мясом, птицей или морепродуктами.

Журнал «Test» советует «мыть овощи и фрукты теплой водой», чтобы избавиться от насекомых и остатков пестицидов. Иногда лучший способ – очистить кожуру у овощей и фруктов или сварить их. У капусты и салата верхние листья лучше обрывать и выбрасывать.

• Подвергайте пищу тщательной тепловой обработке.

Если температура внутри продукта хотя бы ненадолго будет равной 70 °C, то почти все бактерии, вирусы и паразиты погибнут. Птицу следует готовить при еще более высокой температуре – 80 °C. При повторном разогревании температура внутри продуктов должна доходить до 75 °C, пища должна стать настолько горячей, чтобы от нее шел пар. Не ешьте мясо птицы, которое внутри еще розовое, яйца, у которых желток или белок жидкий, рыбу, которая не потеряла прозрачности и с легкостью не отделяется вилкой от костей.

• Храните продукты отдельно друг от друга.

Никогда не держите вместе с другими продуктами сырое мясо, птицу и морепродукты – ни при покупке, ни при хранении, ни при приготовлении. Сок ни одного из этих продуктов не должен попадать на другие продукты. Никогда не кладите приготовленную пишу на блюдо, где до этого лежало сырое мясо, рыба или птица, не вымыв блюдо тщательно моющими средствами.

• Правильно храните и охлаждайте пищу.

Холодильник может помешать размножению опасных бактерий в пище, если температура в нем не выше 4 °C. Температура в морозильной камере должна быть не выше -17 °C. Скоропортящиеся продукты можно оставлять вне холодильника не более 2 часов. Если стол накрывается заранее, прикройте блюда, чтобы на них не садились мухи.

• Будьте осторожны в отношении пищи, приготовленной вне дома.

Согласно исследованиям, от 60 до 80 % пищевых отравлений происходит при употреблении блюд, приготовленных в местах общественного питания. Обращайте внимание на то, чтобы кафе, в которое вы ходите, отвечало установленным законом санитарным требованиям. Заказывайте хорошо прожаренное мясо. Если вы заказываете блюдо на дом, то его нужно употреблять в течение 2 часов с момента покупки. Если прошло больше времени, подогрейте пишу, доведя ее до температуры 75 °C.

• Выбрасывайте сомнительные продукты.

Если вы сомневаетесь, испортился продукт или нет, то ради безопасности его лучше выбросить. Конечно, выбрасывать хорошие продукты неправильно. Но если вы заболеете, то это обойдется вам дороже.

Пути заражения пищи:

– использование зараженных сырых продуктов;

– участие в приготовлении пищи инфицированных (больных) людей;

– неправильное хранение, а также приготовление пищи за несколько часов до ее употребления;

– перекрестное загрязнение продуктов во время приготовления;

– недостаточная тепловая обработка при приготовлении и подогревании пищи.

Правила здорового питания:

1. Разнообразие блюд.

2. Предпочтение зерновым продуктам и картофелю.

3. Больше овощей и фруктов.

4. Предпочтение низкожировым продуктам.

5. Замена мяса на рыбу.

6. Ограниченность животных жиров.

7. Меньше сладостей.

8. Меньше поваренной соли.

9. Контроль за массой тела ребенка.

10. Режим питания.

11. Обваривание, но не обжаривание пищи.

12. Грудное длительное вскармливание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатели и педагоги в своей практике часто сталкиваются с проблемой: как научить детей сберечь свое здоровье и при этом не н.

Работа с родителями.

Здоровье — это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы .

Дидактические игры и пособияпо формированиюздорового образа жизни(культурно-гигиенические навыки).

Где начинается здоровье и счастье? Как добиваться успехов в жизни? Многие люди, даже достигнув преклонного возраста, продолжают совершать ошибки, разрушающие их организм. Конечно это в первую оч.

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни.

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019