Полномочия республики в рф

Полномочия республики в рф

Конституция Республики Карелия о Правительстве Республики Карелия

Статья 54

1. Правительство Республики Карелия является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Карелия.

2. В состав Правительства Республики Карелия входят Глава Республики Карелия, Первый заместитель Главы Республики Карелия — Премьер-министр Правительства Республики Карелия, заместители Главы Республики Карелия, иные члены Правительства Республики Карелия. По решению Главы Республики Карелия в состав Правительства Республики Карелия включаются руководители органов исполнительной власти Республики Карелия.

2.1. Первый заместитель Главы Республики Карелия — Премьер-министр Правительства Республики Карелия организует работу Правительства Республики Карелия.

2.2. Члены Правительства Республики Карелия:

1) участвуют в заседаниях Правительства Республики Карелия с правом решающего голоса;

2) участвуют в планировании деятельности Правительства Республики Карелия в порядке, установленном Регламентом Правительства Республики Карелия;

3) осуществляют иные права и обязанности, предусмотренные правовыми актами Главы Республики Карелия и Правительства Республики Карелия.

3. Правительство Республики Карелия обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции и законов Республики Карелия, указов и распоряжений Главы Республики Карелия.

4. Порядок деятельности Правительства Республики Карелия определяется утверждаемым им Регламентом.

Статья 55. Утратила силу. — Закон РК от 17.08.2010 N 1421-ЗРК.

Статья 55.1

1. Предложения о кандидатурах на должности Первого заместителя Главы Республики Карелия — Премьер-министра Правительства Республики Карелия, руководителя органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющего функции финансового органа Республики Карелия, руководителя органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющего функции в сфере государственного прогнозирования социально-экономического развития, вносятся в Законодательное Собрание Республики Карелия Главой Республики Карелия.

2. Законодательное Собрание Республики Карелия рассматривает представленные кандидатуры на должности Первого заместителя Главы Республики Карелия — Премьер-министра Правительства Республики Карелия, руководителя органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющего функции финансового органа Республики Карелия, руководителя органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющего функции в сфере государственного прогнозирования социально-экономического развития, и дает согласие на их назначение большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия в течение двух недель со дня внесения предложения о кандидатуре. В случае отклонения представленной кандидатуры Глава Республики Карелия в десятидневный срок вносит на рассмотрение Законодательного Собрания Республики Карелия новую кандидатуру.

Статья 56

В соответствии с федеральным законодательством на членов Правительства Республики Карелия распространяются ограничения, установленные федеральными законами.

Статья 57

1. В соответствии с федеральным законодательством Правительство Республики Карелия разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Карелия, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

2. Правительство Республики Карелия:

1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

1.1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Карелия, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;

2) разрабатывает для представления Главой Республики Карелия в Законодательное Собрание Республики Карелия проект бюджета Республики Карелия, а также проекты программ социально-экономического развития Республики Карелия;

3) обеспечивает исполнение бюджета Республики Карелия и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Республики Карелия для представления их Главой Республики Карелия в Законодательное Собрание Республики Карелия;

4) формирует иные органы исполнительной власти Республики Карелия;

5) управляет и распоряжается собственностью Республики Карелия в соответствии с законами Республики Карелия, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Республике Карелия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Республики Карелия, законам и иным нормативным правовым актам Республики Карелия, а также вправе обратиться в суд;

7) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией Республики Карелия и законами Республики Карелия, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Статья 58

1. Правительство Республики Карелия издает обязательные для исполнения постановления и распоряжения и проверяет их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Республики Карелия не должны противоречить федеральному законодательству, Конституции и законам Республики Карелия, указам и распоряжениям Главы Республики Карелия.

Полномочия республики в рф

Глава 3. Федеративное устройство

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург , Севастополь — города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

Смотрите так же:  Тюмень суд развод

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Тема 7. Административно-территориальное деление в РФ

1. Республика в составе Российской Федерации

Республика в составе РФ — это демократическое унитарное правовое государство, являющееся субъектом федерации и строящее отношение с Российской Федерацией на основе Конституции РФ, Федеративного договора и двусторонних договоров и соглашений.

Согласно ст. 66 п. 1 Конституции РФ “статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики”.

Федеративный договор, в содержание которого входят “Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации” именует республики суверенными государствами.

Вместе с тем, Конституция РФ 1993 г. не содержит такого определения. В Конституции РФ отсутствует право республик на выход из состава федерации. Это свидетельствует о том, что Конституция РФ, имеющая верховенство по отношению ко всем иным актам, в том числе Федеративному договору, по-новому определяет конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации.

Ст. 65 Конституции РФ закрепляет, что в состав РФ входит 21 республика.

Каждая республика имеет государственно-правовые признаки, определяющие ее конституционно-правовой статус как государства в составе Российской Федерации.

1. Республики имеют свою территорию и обладают территориальным верховенством. Территория является пространственным пределом распространения государственной власти республики. Она принадлежит народу республики вместе с природными ресурсами. Республика обеспечивает свою территориальную целостность. Границы между республиками могут быть изменены только с их взаимного согласия. Без согласия республики не может быть изменена государственная граница РФ, если она проходит по территории данной республики.

2. Каждая республика имеет свое гражданство. Оно установлено Законом о гражданстве РФ, где закреплено, что наряду с гражданством Российской Федерации существует гражданство республик в ее составе.

Республики вправе принимать свои законы о гражданстве, в большинстве которых закреплен принцип единства республиканского и федеративного гражданства.

3. Республики имеют свои Конституции и законодательные системы. Республика самостоятельно разрабатывает и принимает Конституцию путем референдума или высшим представительным законодательным органом. Федеративный характер России обусловливает необходимость соответствия конституций и законов республик Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст. 72 Конституции РФ).

Каждая республика наделена правом федеральной законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации (ст. 104 Конституции РФ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и республик в ее составе издаются как федеральные законы, так и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты республик (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Вне предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения республики осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ).

Законы и иные правовые акты республик не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения федерации и совместного ведения. В случае противоречия действует федеральный закон.

В случае противоречия правового акта республики федеральному закону, изданного по вопросам вне пределов предмета ведения федерации или совместного ведения федерации и субъектов, действует нормативный правовой акт республики (п. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Республика наделена правом обращения в Конституционный суд Российской Федерации в случаях нарушения федеральными властями полномочий республики. В свою очередь Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает вопросы о конституционности актов республики, договоров ее с другими субъектами федерации.

4. Каждая республика в составе Российской Федерации самостоятельно определяет и формирует систему республиканских высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно ст. 77 Конституции РФ эта система должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

В пределах ведения федерации, совместного ведения федерации и республики федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (п. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Высшими органами законодательной власти являются парламенты, избираемые народом республики.

Смотрите так же:  Заявление р14001 бланк образец заполнения

Во многих республиках введен институт президента как главы государства (главы исполнительной власти). Возглавляют систему органов исполнительной власти правительства республик.

В системе органов судебной власти многие республики образовали органы конституционного контроля — Конституционные суды республик (уставные суды и т.п.).

Ст. 78 Конституции устанавливает возможность взаимного делегирования полномочий между органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти республик.

5. Республики как государства имеют элементы международной правосубъектности. Они могут быть самостоятельными участниками международных отношений и внешнеэкономических связей. Республики заключают международные договоры и соглашения, имеют зарубежные представительства, могут быть членами региональных международных организаций.

Согласно федеральному закону о международных договорах Российской Федерации международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключается по согласованию с органами государственной власти субъекта.

6. Республика имеет такой важный элемент государственности как официальный государственный язык. Наряду с русским языком, каждая республика конституционно устанавливает свой государственный язык. Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на сохранение и развитие.

7. Каждая республика имеет свою государственную символику: Государственный герб, флаг, гимн и столицу. Их изображение, описание, статус закреплены в конституциях и иных актах, выражают самобытность и исторические традиции народов республики.

Предметы ведения и полномочия республик в составе Российской Федерации установлены в Конституции РФ, Федеративном договоре, федеральных законах, конституциях и законах республик.

Общий принцип определения предметов ведения и полномочий республик в составе РФ сформулирован в ст. 73 Конституции РФ. “Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти”.

Конкретные полномочия в сфере совместного ведения федерации и республик сформулированы в ст. 72 Конституции РФ, они являются исчерпывающими и не могут расшириться. По вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти издают законы и иные правовые акты, в соответствии с которыми республики осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции.

Республики в составе Российской Федерации осуществляют следующие исключительные полномочия:

1) принимают, изменяют и дополняют Конституцию республики;

2) осуществляют законодательную деятельность;

3) контролируют соблюдение конституции и законов республики;

4) решают вопросы своего государственного устройства;

5) дают согласие на изменение границ республики;

6) на основе общих принципов определяют систему органов законодательной, исполнительной, судебной власти на своей территории;

7) устанавливает порядок их организации и деятельности;

8) осуществляют правовое регулирование и организуют республиканскую государственную службу;

9) учреждают государственные награды и почетные звания;

10) определяют статус государственного языка;

11) определяют и проводят в жизнь основные направления социально-экономической политики;

12) регулируют условия хозяйственной деятельности на своей территории;

13) распоряжаются своей государственной собственностью, природными ресурсами, кроме имеющих федеральное значение;

14) устанавливают республиканский государственный бюджет, республиканские и местные налоги и сборы;

15) формируют валютные фонды; контролируют деятельность финансово-кредитных учреждений;

16) регулируют инвестиционную деятельность на своей территории, участвуют в регулировании денежного обращения; руководят республиканскими банками.

Закрепленные в конституциях исключительные полномочия республик не являются исчерпывающими. К их предмету ведения могут быть отнесены и иные полномочия, если это не противоречит Конституции РФ.

Республика в составе Российской Федерации.

Республика в составе РФ — это демократическое унитарное правовое государство, являющееся субъектом федерации и строящее отношение с Российской Федерацией на основе Конституции РФ, Федеративного договора и двусторонних договоров и соглашений.

Согласно ст. 66 п. 1 Конституции РФ “статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики”.

Федеративный договор, в содержание которого входят “Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации” именует республики суверенными государствами.

Вместе с тем, Конституция РФ 1993 г. не содержит такого определения. В Конституции РФ отсутствует право республик на выход из состава федерации. Это свидетельствует о том, что Конституция РФ, имеющая верховенство по отношению ко всем иным актам, в том числе Федеративному договору, по-новому определяет конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации.

Ст. 65 Конституции РФ закрепляет, что в состав РФ входит 21 республика.

Каждая республика имеет государственно-правовые признаки, определяющие ее конституционно-правовой статус как государства в составе Российской Федерации.

1. Республики имеют свою территорию и обладают территориальным верховенством. Территория является пространственным пределом распространения государственной власти республики. Она принадлежит народу республики вместе с природными ресурсами. Республика обеспечивает свою территориальную целостность. Границы между республиками могут быть изменены только с их взаимного согласия. Без согласия республики не может быть изменена государственная граница РФ, если она проходит по территории данной республики.

2. Каждая республика имеет свое гражданство. Оно установлено Законом о гражданстве РФ, где закреплено, что наряду с гражданством Российской Федерации существует гражданство республик в ее составе.

Республики вправе принимать свои законы о гражданстве, в большинстве которых закреплен принцип единства республиканского и федеративного гражданства.

3. Республики имеют свои Конституции и законодательные системы. Республика самостоятельно разрабатывает и принимает Конституцию путем референдума или высшим представительным законодательным органом. Федеративный характер России обусловливает необходимость соответствия конституций и законов республик Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст. 72 Конституции РФ).

Каждая республика наделена правом федеральной законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации (ст. 104 Конституции РФ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и республик в ее составе издаются как федеральные законы, так и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты республик (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Вне предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения республики осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ).

Законы и иные правовые акты республик не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения федерации и совместного ведения. В случае противоречия действует федеральный закон.

В случае противоречия правового акта республики федеральному закону, изданного по вопросам вне пределов предмета ведения федерации или совместного ведения федерации и субъектов, действует нормативный правовой акт республики (п. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Республика наделена правом обращения в Конституционный суд Российской Федерации в случаях нарушения федеральными властями полномочий республики. В свою очередь Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает вопросы о конституционности актов республики, договоров ее с другими субъектами федерации.

4. Каждая республика в составе Российской Федерации самостоятельно определяет и формирует систему республиканских высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно ст. 77 Конституции РФ эта система должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

В пределах ведения федерации, совместного ведения федерации и республики федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (п. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Высшими органами законодательной власти являются парламенты, избираемые народом республики.

Во многих республиках введен институт президента как главы государства (главы исполнительной власти). Возглавляют систему органов исполнительной власти правительства республик.

В системе органов судебной власти многие республики образовали органы конституционного контроля — Конституционные суды республик (уставные суды и т.п.).

Ст. 78 Конституции устанавливает возможность взаимного делегирования полномочий между органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти республик.

5. Республики как государства имеют элементы международной правосубъектности. Они могут быть самостоятельными участниками международных отношений и внешнеэкономических связей. Республики заключают международные договоры и соглашения, имеют зарубежные представительства, могут быть членами региональных международных организаций.

Согласно федеральному закону о международных договорах Российской Федерации международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключается по согласованию с органами государственной власти субъекта.

6. Республика имеет такой важный элемент государственности как официальный государственный язык. Наряду с русским языком, каждая республика конституционно устанавливает свой государственный язык. Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на сохранение и развитие.

7. Каждая республика имеет свою государственную символику: Государственный герб, флаг, гимн и столицу. Их изображение, описание, статус закреплены в конституциях и иных актах, выражают самобытность и исторические традиции народов республики.

Предметы ведения и полномочия республик в составе Российской Федерации установлены в Конституции РФ, Федеративном договоре, федеральных законах, конституциях и законах республик.

Общий принцип определения предметов ведения и полномочий республик в составе РФ сформулирован в ст. 73 Конституции РФ. “Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти”.

Конкретные полномочия в сфере совместного ведения федерации и республик сформулированы в ст. 72 Конституции РФ, они являются исчерпывающими и не могут расшириться. По вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти издают законы и иные правовые акты, в соответствии с которыми республики осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции.

Республики в составе Российской Федерации осуществляют следующие исключительные полномочия:

1) принимают, изменяют и дополняют Конституцию республики;

2) осуществляют законодательную деятельность;

3) контролируют соблюдение конституции и законов республики;

4) решают вопросы своего государственного устройства;

5) дают согласие на изменение границ республики

6) на основе общих принципов определяют систему органов законодательной, исполнительной, судебной власти на своей территории;

7) устанавливает порядок их организации и деятельности;

8) осуществляют правовое регулирование и организуют республиканскую государственную службу;

9) учреждают государственные награды и почетные звания;

10) определяют статус государственного языка;

11) определяют и проводят в жизнь основные направления социально-экономической политики;

12) регулируют условия хозяйственной деятельности на своей территории;

13) распоряжаются своей государственной собственностью, природными ресурсами, кроме имеющих федеральное значение;

14) устанавливают республиканский государственный бюджет, республиканские и местные налоги и сборы;

Смотрите так же:  Адвокат дьявола в католичестве

15) формируют валютные фонды; контролируют деятельность финансово-кредитных учреждений;

16) регулируют инвестиционную деятельность на своей территории, участвуют в регулировании денежного обращения; руководят республиканскими банками.

Закрепленные в конституциях исключительные полномочия республик не являются исчерпывающими. К их предмету ведения могут быть отнесены и иные полномочия, если это не противоречит Конституции РФ.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Секция: 2. Политология

XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Для того чтобы рассмотреть конституционно-правового статус республик в составе Российской Федерации необходимо обратиться, непосредственно, к первоисточнику, закрепляющему их положение — т. е. к Конституции Российской Федерации [7].

Согласно Статье 5, республика — один из шести видов субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) Российской Федерации.

Согласно статье 66 Конституции РФ, «статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. На данный момент в составе РФ из 85 субъектов — 22 республики: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия-Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, а также недавно присоединенная республика Крым.

Пункт 2 статьи 5 подчеркивает, что «республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство». В данном определении отдельно стоит обратить внимание на то, что республика признается именно государством, входящим в состав Российской Федерации в качестве субъекта. Соответственно, объем прав республик, входящих в РФ, не может соответствовать тому, которым наделено самостоятельное государство.

Вышеуказанное право самостоятельно принимать свою конституцию и иметь свое законодательство, предполагает, что и первое и второе должно соответствовать федеральной конституции и законодательству, верховенство которого также закреплено в КРФ. Важно также отметить, что по принятии основного закона республикой, он не нуждается в утверждении органами власти федерального значения.

В случае возникновения спорных вопросов, связанных с наличием противоречия той или иной республиканской конституции федеральной конституции следует обращаться в Конституционный суд.

Статьи 71 и 72 Конституции РФ разграничивают полномочия, находящиеся исключительно в рамках компетенции федерального центра, а также в совместном ведении центра и субъектов. Следующая, 73 статья, предполагает, что республики обладают всей полнотой власти в отношении предметов, не указанных в предыдущих статьях. Таким образом, можно говорить о том, что в рамках своей территории республики обладают законодательной, исполнительной и судебной властью (кроме полномочий, распределяемых 71 и 72 статьями КРФ).

Таким образом, к ведению исключительно Российской Федерации относится:

  • принятие конституции РФ и федеральных законов (а также контроль за их исполнением);
  • судоустройство и прокуратура;
  • уголовное, уголовно-исполнительное, гражданское, процессуальное законодательство;
  • установление федеральной политики;
  • федеральный бюджет, налоги и сборы;
  • международная политика;
  • вопросы войны и мира и т. д.

К совместному ведению (республик и РФ):

  • установление общих принципов функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  • административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • вопросы природопользования и природоохраны;
  • международные и внешнеэкномические связи республик и проч.

Соответственно, во власти республик остается все то, что не прописано в вышеуказанных статьях. Правда, в отличие от прочих субъектов РФ, республика имеет право принимать конституции, а также устанавливать государственные языки (помимо русского). Иной государственный язык употребляется в органах государственной власти, административных учреждениях, университетах, школах наравне с русским языком.

Кроме того, только республики могут устанавливать свое гражданство (таким образом, лица, постоянно проживающие на территории республики, имеют не только гражданство РФ, но и, одновременно, республиканское гражданство) [3]. Также республики вправе самостоятельно решать вопрос о своем наименовании [6].

Каждая республика имеет право устанавливать по своему желанию государственную символику — герб, гимн и флаг, кроме того только данный субъект федерации имеет право на придание определенному городу статуса столицы республики (столица Татарстана-Казань, Башкортостана-Уфа, Марий Эл-Йошкар-Ола и т. д.).

Разумеется, пределы полномочий республики определяются ее границей. Таким образом, республиканские органы государственной правомочны лишь на ограниченной территории — территории данного субъекта (кстати, стоит отметить, что территориальные границы республики не могут быть изменены без ее согласия [6] — как и статус республики, который не может быть изменен ни самой республикой без согласия РФ, ни РФ без согласия республики).

Пожалуй, также стоит отметить одно, ныне утраченное свойство республик, находящихся в составе РФ. Для этого необходимо обратиться к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, заключенному 31 марта 1992 года [2], который предполагал наличие суверенитета на республиканском уровне. Положения данного договора, предусматривавшие «суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий», по определению Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 года утратили законную силу [9].

Высшим должностным лицом, осуществляющим функции главы государства, в части республик (например, в Татарстане) является президент, в прочих функции президента исполняет либо Глава республики (Коми, Марий Эл), либо председатель правительства (Хакасия, Карелия). Что интересно — президент республики в составе Российской Федерации является также главой исполнительной власти, в отличие от президента РФ, который находится над тремя ветвями.

Необходимо отметить, что наименование «президент республики» должно быть упразднено до 1 января 2015 года (республикам необходимо внести в конституции соответствующие поправки) согласно закону от 28.12.2010 года [12], который изменял некоторые пункты статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [11], в частности п. 6 данной статьи гласит: «наименование указанной должности не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства — Президента Российской Федерации» [11].

  • является гарантом национально-государственного статуса (в редакции Конституции республики Саха от 29.12.2004 глава республики еще является гарантом ее суверенитета, в дальнейшем данная формулировка была исключена) и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов, а также принятых ею международных и межреспубликанских обязательств;
  • представляет республику в ее отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени данной республики;
  • объявляет чрезвычайную ситуацию на территории республики или в отдельных ее регионах;
  • обращается с посланиями к парламенту и народу участвует в работе парламента;
  • информирует парламент о важных вопросах внутренней и международной политики;
  • обладает правом законодательной инициативы в парламенте республики;
  • подписывает и обнародует законы, одобренные на референдуме;
  • принимает отставку Правительства с согласия парламента и проч. [10].

Что касается полномочий губернаторов, то в сравнении с полномочиями глав республик они существенно ниже. Например, полномочия губернатора [15] не распространяются введение чрезвычайно ситуации на той территории, которую он представляет.

Республики в составе Российской Федерации имеют право самостоятельно определять систему органов государственной власти республики. Республиканские государственные органы, помимо главы исполнительной власти (правительства) (он же зачастую глава республики), представлены законодательным органом — парламентом, судебные — не только рядом мировых и районных судов, но и Верховным Судом республики, который, однако, находится ниже Верховного Суда Российской Федерации. В ряде республик (Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Татарстан, Тыва и др.) имеется свой Конституционный суд, призванный решать вопросы «соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации» [13]. Что касается прочих субъектов федерации, то уставные (в данном случае) суды имеются в Санкт-Петербурге, Свердловской и Калининградской областях (до 1 марта 2014 года уставной суд существовал и в Челябинской области, однако, был упразднен).

Республиканские органы прокуратуры возглавляет прокурор республики, находящийся в подчинении Генерального прокурора Российской Федерации.

Каждая республика имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации [6]. Кроме того она может участвовать в разработке федеральных нормативных актов по предметам совместного ведения федерации и республик. При президенте Российской Федерации имеются постоянные представительства республик (которые являются исполнительными органами) [10], непосредственно в целях оперативного взаимодействия между республиканским правительством с администрацией президента, а также «дипломатическими, торговыми представительствами и миссиями иностранных государств и компаний, международными и российскими организациями, расположенными в г. Москве и Московской области при решении вопросов социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» [10].

Наконец, стоит сказать о бюджете республик. Согласно Конституциям республик, где прописан данный вопрос, формирование и утверждение государственного бюджета Республики Саха (Якутия), установление республиканских налогов и сборов относится к республиканскому ведению [10]. Существуют также отдельные кодексы, регулирующие бюджетные правоотношения [1], законы республик о бюджетном процессе [4] и законы, которые обычно принимаются на один финансовый год [8] (иногда и на плановый период, например, «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [14]) и утверждают основные характеристики государственного бюджета республики (прогнозируемый общий объем доходов, общий объем расходов и дефицит государственного бюджета). Что касается иных субъектов федерации, то там вопросы бюджета регулируются в основном законом о бюджетном процессе [5] данного субъекта, а не бюджетным кодексом.

Итак, рассмотрев конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации, а также уделив внимание положению прочих субъектов РФ, можно прийти к выводу, что, несмотря на закрепление статьей 5 Конституции равноправия всех субъектов РФ [7], республики имеют несколько больший объем прав.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019