Полномочия народного дружинника

Глава 3. Обязанности, права и ответственность народных дружинников (ст.ст. 9 — 11)

Глава 3. Обязанности, права и ответственность народных дружинников

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Обязанности дружинника

Обязанности и права
народных дружинников


2. Народный дружинник имеет право:

2.1.Оказывать помощь сотрудникам правоохранительных органов в проверке у граждан документов, а также в производстве досмотра транспортных средств;
2.2.Содействовать правоохранительным органам во временном ограничении или запрещении движения транспортных средств, в ограничении допуска граждан на отдельные участки местности, в обеспечении их вынужденного пребывания на таких участках и выводе с этих участков;
2.3.Оказывать помощь подразделениям пожарной охраны в предупреждении и тушении лесных пожаров;
2.4.Пользоваться для связи с правоохранительными органами телефонами и иными средствами связи организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в случаях, не терпящих отлагательства;
2.5.Действовать в соответствии с положениями о необходимой обороне и крайней необходимости, установленными законодательством Российской Федерации;
2.6.Отказаться от исполнения обязанностей в случае, если по его предположению могут подвергнуться опасности его жизнь и здоровье.

3. Ограничения, связанные с участием в народной дружине

3.1. Народный дружинник не вправе выдавать себя за сотрудника правоохранительных органов, осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции правоохранительных органов, а также использовать предоставленные права в корыстных и личных целях.
3.2. Народному дружиннику запрещается исполнять обязанности по охране общественного порядка в форменной одежде сотрудников органов, уполномоченных осуществлять охрану общественного порядка, и военнослужащих.
3.3. Народный дружинник не вправе разглашать информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне.

4. Ответственность за неправомерные действия народного дружинника

4.1. Неправомерные действия народного дружинника, превышение прав или злоупотребления в отношениях с гражданами влекут за собой ответственность, установленную действующим законодательством.
4.2. Неправомерные действия народных дружинников при исполнении обязанностей по обеспечению общественного порядка могут быть обжалованы в штаб, в орган местного самоуправления, по решению которого создана народная дружина, а также обжалованы в судебном порядке.

5.1. К народным дружинникам, недобросовестно относящимся к своим обязанностям, допускающим нарушения внутреннего распорядка и требований настоящего Положения, штабами (командирами народных дружин) могут применяться следующие виды взысканий: замечание, выговор, исключение из народной дружины.
5.2. До решения вопроса о наложении взыскания народный дружинник может быть отстранен от работы в народной дружине штабом, а от отдельного дежурства — командиром народной дружины (командиром отряда народной дружины) с последующим докладом начальнику штаба.
5.3. В случае нарушения действующего законодательства, грубого нарушения дисциплины, недобросовестного отношения к своим обязанностям, серьезных упущений в организации работы народной дружины полномочия командира народной дружины или иного руководителя народной дружины могут быть приостановлены штабом до решения вопроса об освобождении от исполнения обязанностей или о привлечении к ответственности.

7.1. Гарантии правовой защиты народных дружинников определяются федеральным законодательством, областным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Ленинградской области», нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
7.2. На деятельность народных дружинников распространяются нормы о необходимой обороне и крайней необходимости, установленные законодательством Российской Федерации.
7.3. Народный дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется исключительно законодательством и не может быть ограничен требованиями уставов и иными решениями, в том числе политических партий, общественных объединений и движений.
7.4. Никто не вправе вмешиваться в законные действия народного дружинника, за исключением лиц, уполномоченных действующим законодательством и настоящим Положением, а также принуждать народного дружинника исполнять обязанности, которые не возложены на народные дружины действующим законодательством и настоящим Положением.
7.5. Насилие в отношении народного дружинника или угроза его применения, посягательство на его жизнь, здоровье, честь и достоинство в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вред, причиненный народному дружиннику или членам его семьи в связи с осуществлением им обязанностей по охране общественного порядка, возмещается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7.6. Законные требования народных дружинников, участвующих в охране общественного порядка, направленные на пресечение правонарушений или ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
7.7. Органы местного самоуправления вправе устанавливать для народных дружинников дополнительные социальные гарантии.

Выписка «Из положения о добровольной народной дружине в МО Большеижорское городское поселение, утвержденное постановлением главы администрации поселения»
№12 от 04 февраля 2010года

Дружинникам расширят статью

Правительство предлагает смягчить требования к народным дружинникам в преддверии проведения в стране чемпионата мира по футболу 2018 года. В добровольные народные дружины (ДНД), например, смогут вступить граждане, осужденные за непредумышленные административные правонарушения. Сейчас такой возможности у этой категории лиц нет. Соответствующие поправки в закон «Об участии граждан в охране общественного порядка», внесенные правительством 19 сентября, планируется принять до конца года. Эксперты полагают, что это не последняя инициатива, направленная на расширение народного контроля.

Законопроект включен в список приоритетных, пояснил «Известиям» замглавы комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный («Единая Россия»). По его словам, таким образом правительство намерено смягчить ограничения и запреты для желающих помогать полиции — в том числе при проведении массовых мероприятий.

— Дружинники работают фактически под надзором правоохранительных органов. Они проходят строгий отбор, проверяются по полицейским базам данных и проходят инструктажи, в патруль выходят только совместно с полицейскими. Однако критерии для поступления в ДНД закон устанавливает более суровые, нежели для приема на службу в полицию. Сейчас мы их уравниваем, — рассказал Анатолий Выборный.

Действующее законодательство устанавливает внушительный перечень ограничений при приеме в ДНД. В частности, дружинниками не могут стать граждане, «подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные правонарушения». Правительство предлагает дополнить эту формулировку словом «умышленного». То есть ограничение не будет распространяться на тех, кто совершил правонарушение без злого умысла.

Кроме того, законопроект устраняет пробелы в порядке страхования жизни и здоровья дружинников, которые охраняют общественный порядок на культурных или спортивных мероприятиях города. Сейчас органы местного самоуправления могут застраховать членов ДНД и установить для них льготы и компенсации только в случае привлечения их для помощи полиции. Однако дружинники, помимо этого, принимают участие в охране порядка на спортивных и культурных мероприятиях, организованных муниципалитетами, а также в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и аварийно-спасательных работах.

Сейчас народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения в региональный реестр, который создают и ведут органы полиции. Вступить в ДНД может совершеннолетний гражданин РФ без судимости, не страдающий психическими расстройствами, наркоманией или алкоголизмом. Дружинники не обладают равными полномочиями с полицейскими — так, они не имеют права задерживать, допрашивать или обыскивать граждан, а в составе народного патруля всегда должен быть сотрудник полиции. Дружины имеют право в пределах своей территории информировать полицию о правонарушениях и угрозах их совершения, содействовать силовикам в охране общественного порядка и оказывать первую помощь пострадавшим. При этом применить физическую силу к правонарушителю дружинник может только в порядке самообороны и для «устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам». За любые противоправные действия дружинник несет ответственность в порядке, установленном законом для граждан.

Возможность попадания в дружину тех, кто не уважает закон или может попытаться воспользоваться своим положением, ничтожна, подчеркнул Анатолий Выборный.

— Мы сделали закон таким, что поступление в ДНД не несет каких-либо явных преференций: там нет зарплаты, нет полномочий, нет бизнес-возможностей. Туда идут те, у кого есть правоохранительный потенциал. Как правило, это бывшие военные, полицейские, работники других силовых структур. Это подготовленные люди, которые хотят использовать свои знания и опыт на пользу обществу, — рассказал депутат.

Смотрите так же:  Как правильно составить предварительный договор купли продажи

Согласно судебной статистике, умышленно совершается порядка половины административных правонарушений, сообщил «Известиям» адвокат бюро «Деловой фарватер» Антон Соничев. Таким образом, доступ в ряды народных дружинников открывается для значительного количества граждан.

— Увеличение количества дружинников может стать эффективной профилактической мерой совершения преступлений. Как показывает практика, правоохранительные органы со своей задачей справляются не в полной мере, и в этом смысле помощь населения просто необходима, — считает он.

В Москве каждого желающего попасть в ДНД проверяют по полицейский базе данных, рассказал «Известиям» начальник ГКУ «Московский городской штаб народной дружины» Владимир Семерда. В столице действует единая Московская городская народная дружина, в которую входят около 22 тысяч человек. Сейчас, по словам Владимира Семерды, в организации не допускаются граждане в отношении которых есть решения суда, или те, кто задерживался за «пьянку или хулиганку».

Предлагаемые изменения во многом направлены на подготовку к чемпионату мира по футболу, считает юрист BMS Law Firm Владимир Шалаев.

— Именно на дружинников ляжет большой пласт работы по обеспечению порядка во время проведения спортивных мероприятий. То, что они будут помогать обеспечивать порядок во время ЧМ, скорее хорошо, потому что сотрудников полиции все-таки ограниченное количество, — пояснил он «Известиям».

Однако, по мнению юриста, стоит подумать об ужесточении контроля за деятельностью дружинников — они должны помогать полиции, а не подменять ее, превышая свои полномочия.

Что имеют право и не имеют права делать дружинники

14 мая 2015, 12:52 3 412

Назначенный на пост начальника ГУ МВД по Самарской области генерал Солодовников начал свою работу в Самаре с формирования отрядов добровольных дружинников. До конца этого года он собирается мобилизовать до пяти тысяч членов добровольных народных дружин, а к концу 2016 года увеличить их количество до 10 000 человек. Пешие патрули сотрудников ППС МВД в сопровождении участников ДНД уже можно встретить на улицах города. В ближайшее время их количество планируется увеличить до 348.

Имеют ли дружинники применять оружие и физическую силу, задерживать граждан и обязаны ли вы выполнять их требования? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в картотеке «Медузы», из которой мы приводим самое ценное.

Насколько законно привлечение граждан к охране общественного порядка?

Правовой статус статус народной дружины и дружинника определен в Федеральном законе “Об участии граждан в охране общественного порядка”.

Народные дружинники имеют право:

— требовать прекратить противоправные деяния, например, пить пиво в общественном месте или шуметь;

— охранять место происшествия или вещественные доказательства совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

— оказывать содействие полиции при охране общественного порядка;

— применять физическую силу, в случае если жизни и здоровью дружинника или другого человека что-то явно угрожает. Применять силу против беременных женщин, несовершеннолетних и людей с явными признаками инвалидности нельзя. Впрочем, из этого правила есть исключение — групповое или вооруженное нападение;

— применять огнестрельное оружие, но только для спасения своей жизни и здоровья, как и все граждане.

Дружинники не имеют права:

— входить в квартиру без разрешения.

Народные дружинники обязаны:

— иметь при себе и предъявлять гражданам удостоверение дружинника, носить форму установленного образца;

— оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

Дружинники могут действовать где и когда угодно?

«Нет. Народные дружины по закону «привязаны» к определенной территории — как правило, к муниципальному образованию. Охранять порядок дружинники должны именно на этой территории. Просто так носить форму или пользоваться удостоверением нельзя — у народных дружин должен быть план мероприятий, согласованный с местными властями и правоохранительными органами».

Обязательно подчиняться требованиям дружинникам?

«Да, если это требование законно. Неподчинение законным требованиям дружинника грозит штрафом до 2500 рублей. По сути, все, что может потребовать от вас дружинник, — прекратить совершать правонарушение. Для примера: если вы пьете пиво на детской площадке, дружинник имеет право попросить вас этого не делать. Если вы просто сидите с друзьями во дворе, никто не вправе требовать от вас уйти. Если дружинник превышает полномочия, обратитесь в полицию».

Народные дружины

Граждане Российской Федерации могут принять участие в охране общественного порядка и поиске лиц, пропавших без вести

2 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», устанавливающий правовые основы для создания и работы добровольных народных дружин.

Федеральный закон:

  • Включает в обеспечение правопорядка на добровольной основе максимально возможное количество заинтересованных граждан.
  • Создает правовые условия для защиты гражданами прав и свобод в сфере общественного порядка.
  • Способствует наведению правопорядка в общественных местах.

Народная дружина

основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления

Народный дружинник

гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка

Внештатный сотрудник полиции

гражданин Российской Федерации, привлекаемый полицией с его согласия к внештатному сотрудничеству

Участие граждан в охране общественного порядка согласно новому Федеральному закону может осуществляться в следующих формах:

Содействие полиции и другим правоохранительным органам (предполагает право граждан на добровольной основе участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка);

Участие в поиске лиц, пропавших без вести;

Сотрудничество на внештатной основе с полицией (граждане, являясь внештатными сотрудниками полиции, участвуют в охране общественного порядка);

Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности (объединений, сформированных по их инициативе для участия в охране общественного порядка в пределах территории проживания, нахождения собственности, работы или учебы);

Участие граждан в деятельности народных дружин на территории муниципальных образований (осуществляется во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, полицией и иными правоохранительными органами).

Вопрос-ответ

Имеет ли право народный дружинник осуществлять охрану общественного порядка самостоятельно без сотрудника полиции?
Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее – Федеральный закон) имеет рамочный характер и устанавливает необходимые правовые основы участия граждан в охране общественного порядка (в том числе определяет принципы и формы участия, вопросы взаимодействия граждан с органами внутренних дел, применения физической силы народными дружинниками).Детализация отдельных случаев участия граждан в охране общественного порядка (например, участие в мероприятиях по охране общественного порядка в присутствии сотрудников полиции или без них) не является предметом правового регулирования Федерального закона и должна определяться исходя из потребностей правоприменительной практики. В то же время необходимо обращать особое внимание на недопустимость участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью (часть 2 статьи 5 Федерального закона), а также отсутствие у граждан, участвующих в охране общественного порядка, полномочий по применению мер государственного принуждения.

Имеют ли право граждане участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка не по приглашению органов внутренних дел (полиции)?
Системный анализ положений Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что инициатива участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка может исходить как от самих граждан, так и органов внутренних дел. Окончательное же решение вопроса об участии граждан в конкретных мероприятиях по охране общественного порядка принимается органами внутренних дел исходя из потребности привлечения дополнительных сил и средств, а также необходимости реализации принципов приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина (пункт 3 статьи 4 Федерального закона), недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 6 статьи 4). Данное право органов внутренних дел не ставится под сомнение, поскольку обеспечение правопорядка в общественных местах является основным направлением деятельности полиции (пункт 6 части 1 статьи 2 Федерального законаот 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»), а граждане лишь оказывают им помощь.

Смотрите так же:  Приказ n 1247н

Имеют ли право народные дружинники самостоятельно проводить задержание правонарушителя, а также применять к нему физическую силу?
Условия и пределы применения народным дружинником физической силы определены статьей 19 Федерального закона. Народным дружинникам запрещается применять физическую силу, за исключением случаев устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.Право самостоятельного задержания правонарушителей Федеральным законом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными законодательными актами народным дружинникам не предоставлено.

Имеет ли право народный дружинник при несении службы по охране общественного порядка иметь при себе гражданское оружие, на ношение которого у него есть разрешение, а также имеет ли он право применить его для устранения опасности, непосредственно угрожающей народному дружиннику или иным лицам?
С учетом того, что Федеральным законом народные дружинники не наделены специальным правовым статусом в вопросах ношения и применения оружия, они должны руководствоваться положениями Федерального законаот 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», статья 24 которого разрешает гражданам применять оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, а также устанавливает запреты на ношение и применение оружия в отдельных случаях.

Закон о Народной Дружине

ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ О МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ НАРОДНОЙ ДРУЖИНЕ

Список изменяющих документов

(в ред. законов г. Москвы от 17.11.2004 N 73,
от 30.01.2008 N 2, от 17.10.2012 N 49, от 07.10.2015 N 57)

Настоящий Закон устанавливает правовые основы и принципы деятельности Московской городской народной дружины, определяет ее организационную структуру и систему управления, обязанности, права и ответственность народных дружинников, а также гарантии их правовой и социальной защиты.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Московская городская народная дружина

1. Московская городская народная дружина — государственно-общественное объединение, которое создается в целях оказания содействия органам государственной власти города Москвы и правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка и состоит из граждан Российской Федерации, принятых в ее состав в установленном порядке.

2. В Московской городской народной дружине не допускается создание и деятельность структур политических партий или движений.

Запрещается деятельность Московской городской народной дружины в интересах отдельных политических партий и движений.

Статья 2. Правовая основа и принципы деятельности Московской городской народной дружины

1. Правовую основу деятельности Московской городской народной дружины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, настоящий Закон и другие нормативные правовые акты города Москвы.

2. Деятельность Московской городской народной дружины основывается на принципах законности, гуманизма, добровольности, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Статья 3. Основные задачи Московской городской народной дружины

1. Основными задачами Московской городской народной дружины являются:

а) содействие органам государственной власти города Москвы и правоохранительным органам в их деятельности по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, а также по поиску лиц, пропавших без вести;

б) участие в мероприятиях по обеспечению безопасности населения и охране общественного порядка при возникновении стихийных бедствий, катастроф, аварий, эпидемий, иных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

в) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

2. Формы и методы деятельности Московской городской народной дружины по выполнению стоящих перед ней задач определяются Положением о Московской городской народной дружине (далее — Положение), утверждаемым Правительством Москвы.

3. Московская городская народная дружина решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с администрациями и трудовыми коллективами организаций, органами территориального общественного самоуправления, общественными объединениями и жителями города Москвы.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ НАРОДНОЙ ДРУЖИНЫ

Статья 5. Структура Московской городской народной дружины

1. Московская городская народная дружина строится в соответствии с территориальным делением города Москвы и состоит из Московского городского штаба народной дружины и территориальных подразделений.

2. Территориальными подразделениями Московской городской народной дружины являются народные дружины районов и поселений города Москвы, которые объединяются в народные дружины административных округов.

Статья 6. Координация деятельности Московской городской народной дружины

1. Координацию деятельности Московской городской народной дружины осуществляет Московский городской штаб народной дружины, созданный Правительством Москвы.

2. Московский городской штаб народной дружины возглавляет начальник Московского городского штаба народной дружины, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Мэра Москвы.

Статья 8. Прием в Московскую городскую народную дружину и исключение из нее

1. В Московскую городскую народную дружину принимаются в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, добровольно изъявившие желание участвовать в деятельности народной дружины, способные по своим моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять обязанности народного дружинника.

2. Гражданин, изъявивший желание быть принятым в Московскую городскую народную дружину, приобретает статус народного дружинника после прохождения испытательного срока продолжительностью до трех месяцев.

3. Порядок приема в Московскую городскую народную дружину, отчисления из ее состава и прохождения испытательного срока определяется Положением.

4. В Московской городской народной дружине не могут состоять граждане:

а) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

б) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

в) ранее осужденные за умышленные преступления;

г) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

д) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

е) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

ж) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

з) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в Московскую городскую народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;

и) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

5. Народные дружинники исключаются из Московской городской народной дружины в следующих случаях:

а) на основании личного заявления народного дружинника;

б) при наступлении обстоятельств, указанных в части 4 настоящей статьи;

в) при совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо бездействии, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

г) в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований устава Московской городской народной дружины либо фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;

д) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.

Статья 8.1. Удостоверение народного дружинника и символика Московской городской народной дружины

1. Гражданину, принятому в Московскую городскую народную дружину, выдается удостоверение народного дружинника установленного образца (приложение 1 к настоящему Закону), подтверждающее его правовой статус.

2. Оформление и выдачу удостоверений народного дружинника, централизованный учет народных дружинников осуществляет Московский городской штаб народной дружины.

3. Бланки удостоверений народного дружинника являются документами строгой отчетности. Удостоверение народного дружинника выдается на текущий календарный год.

4. Удостоверение народного дружинника подлежит изъятию у гражданина в случае его исключения из Московской городской народной дружины.

5. Московская городская народная дружина имеет символику, к которой относятся эмблема Московской городской народной дружины и нарукавная повязка народного дружинника. Образцы и описания эмблемы Московской городской народной дружины и нарукавной повязки народного дружинника утверждаются настоящим Законом (приложения 2 и 3 к настоящему Закону соответственно).

6. Не допускается использование удостоверения народного дружинника или символики Московской городской народной дружины во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.

Глава 3. ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАРОДНЫХ ДРУЖИННИКОВ

Статья 9. Обязанности народных дружинников

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:

Смотрите так же:  Налог с дарения доли дома

а) знать и соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка, соблюдать права, свободы и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, не допускать их необоснованного ограничения, проявлять корректность и выдержку при обращении к гражданам, не совершать действий, унижающих честь и достоинство человека и гражданина;

б) оказывать в пределах предоставленных ему полномочий представителям органов государственной власти города Москвы, правоохранительных органов в случае их обращения содействие в выполнении ими функций по охране общественного порядка, предупреждению или пресечению правонарушений, а также выполнять требования уполномоченных сотрудников правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

в) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

г) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений, охране места происшествия и сообщать о выявленных правонарушениях в правоохранительные органы;

д) разъяснять гражданам, в том числе правонарушителям, причины и основания применяемых к ним в целях охраны общественного порядка мер по временному ограничению их прав и свобод и возникающее в связи с этим у граждан право на обжалование этих действий;

е) не разглашать оперативную и иную конфиденциальную информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством;

ж) соблюдать установленные в народной дружине дисциплину и нормы выходов на дежурства, при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке, выполнять распоряжения и указания руководителей народной дружины, а при нахождении на дежурстве — старшего наряда дружинников;

з) иметь при себе удостоверение народного дружинника, нарукавную повязку народного дружинника. При обращении к гражданам или должностным лицам народный дружинник обязан представиться и предъявить удостоверение народного дружинника;

и) постоянно совершенствовать свои правовые знания, овладевать навыками оказания доврачебной помощи, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, повышать уровень своей специальной и физической подготовки;

к) выполнять иные требования, установленные федеральным законодательством.

3. Народные дружинники выполняют возложенные на них обязанности в свободное от основной работы время на безвозмездной основе. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

Статья 10. Права народных дружинников

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

а) требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушений;

б) оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в сфере охраны общественного порядка, в том числе:

в проверке у граждан документов, удостоверяющих их личность, в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;

в доставлении в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в правоохранительные органы, общественные пункты охраны порядка лиц, совершивших правонарушения;

в изъятии орудий совершения правонарушений или иных предметов, осуществляемом в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

по обеспечению охраны места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам правоохранительных органов;

в) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством;

д) участвовать по решению уполномоченных органов государственной власти (должностных лиц) в оцеплении (блокировании) участков местности, осуществлении пропускного режима при действиях по охране общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, проведении карантинных мероприятий, проведении массовых мероприятий;

ж) пользоваться безвозмездно в случаях, не терпящих отлагательства, для связи с правоохранительными органами или штабом народной дружины телефонами, принадлежащими организациям независимо от их форм собственности;

з) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральным законодательством.

2. Народные дружинники Московской городской народной дружины имеют право на бесплатный проезд при предъявлении удостоверения дружинника всеми видами городского общественного транспорта (кроме такси) в пределах города Москвы.

Статья 11. Ответственность народных дружинников

1. За противоправные действие или бездействие народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством.

3. Лицо, полагающее, что действия народного дружинника привели к неправомерному ограничению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в соответствующий орган исполнительной власти, штаб народной дружины или в суд.

Глава 4. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАРОДНЫХ ДРУЖИННИКОВ. МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ И ВЗЫСКАНИЯ

Статья 12. Гарантии правовой защиты народных дружинников

1. Народный дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей находится под защитой государства. Его законные требования о прекращении правонарушений обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.

2. Народный дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется только законом и не может быть ограничен требованиями уставов и иными решениями политических партий, общественных объединений и движений.

3. Никто не вправе вмешиваться в законные действия народного дружинника, кроме лиц, уполномоченных на это федеральным законодательством и настоящим Законом. Никто не имеет право принуждать народного дружинника исполнять обязанности, которые не возложены на него настоящим Законом.

При получении указаний, противоречащих закону, народный дружинник обязан руководствоваться законом.

4. Воспрепятствование законной деятельности народного дружинника, а равно насилие в отношении дружинника или угроза его применения, посягательство на его жизнь, здоровье, честь и достоинство в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Гарантии социальной защиты народных дружинников

Гарантии социальной защиты народных дружинников устанавливаются Правительством Москвы.

Статья 14. Меры поощрения и взыскания

1. Для поощрения народных дружинников органы государственной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, руководители организаций, органы территориального общественного самоуправления в пределах своих полномочий могут применять различные меры морального и материального поощрения.

2. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка, проявленные при этом мужество и героизм народные дружинники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации и наградами города Москвы.

3. Меры поощрения народных дружинников, применяемые Московским городским штабом народной дружины, а также меры взыскания, основания и порядок их применения устанавливаются Положением.

Глава 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ДРУЖИН

Статья 15. Финансирование Московской городской народной дружины

1. Финансирование Московской городской народной дружины осуществляется из бюджета города Москвы, а также за счет средств организаций, общественных объединений и иных поступлений, не противоречащих законодательству.

2. Указанные средства направляются на финансирование расходов по содержанию и ремонту помещений, на приобретение или аренду необходимого автотранспорта, оборудования и индивидуальных средств защиты, организацию правового и специального обучения, обеспечение социальных гарантий народных дружинников, оказание материальной помощи, изготовление или приобретение символики, атрибутики и документации Московской городской народной дружины и другие расходы, необходимые для обеспечения ее деятельности.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Московским городским штабом народной дружины производится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3. Выплата денежного содержания работникам аппарата Московского городского штаба народной дружины осуществляется исключительно из средств бюджета города Москвы, выделяемых на содержание Московской городской народной дружины.

Статья 16. Материально-техническое обеспечение деятельности Московской городской народной дружины

1. Материально-техническое обеспечение деятельности Московской городской народной дружины осуществляется за счет средств, выделяемых на ее финансирование.

2. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают Московский городской штаб народной дружины, народные дружины территориальных единиц города Москвы необходимыми помещениями, оборудованием и средствами связи в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.

3. Здания, строения и помещения, предоставляемые народным дружинам, передаются Московскому городскому штабу народной дружины в оперативное управление или безвозмездное пользование и не подлежат изъятию без предоставления равнозначного помещения.

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019