Пояснительная записка к математике в старшей группе

Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе

Пояснительная записка

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта по разделу «Ма» — «Развитие элементарных математических представлений» Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» 2005 г. под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и приоритетного направления работы ДОУ по развитию когнитивных процессов дошкольников.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А. Арапова-Пискарева, 2007 г.
  2. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. В.П. Новикова, 2006 г.
  3. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова, 2008 г.
  4. «Занятия по математике в детском саду» Л.С. Метлина, 1986 г.
  5. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л. Венгер, О.Дьяченко, 2000 г.

Программа рассчитана на 70 занятий в год (2 занятия в неделю), длительность одного занятия 30-35 минут.

Программой предусмотрено проведение:

  • диагностических занятий — 3
  • практических занятий (игры, игровые упражнения, экспериментирование, разрешение проблемно-поисковых ситуаций, обсуждение возникающих вопросов) – 67.

Цель программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

Задачи обучения по направлению программы:

  • Формирование представлений о числе и количестве:
    — Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
    — Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
    — Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
    — Познакомить с цифрами от 0 до 9.
    — Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
    — Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
    — Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
    — Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
    — Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
    — Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).
  • Развитие представлений о величине:
    — Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
    — Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
    — Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
    — Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
    — Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
  • Развитие представлений о форме:
    — Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
    — Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
    — Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
    — Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
    — Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
  • Развитие пространственной ориентировки:
    — Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
    — Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
    — Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
  • Развитие ориентировки во времени:
    — Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
    — Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
    — Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
    — Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

  1. «Физическая культура» — дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры.
  2. «Конструирование, ручной труд» — знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), учатся работать с планом, ориентироваться на листе бумаги.
  3. «Экологическое воспитание» — изучают последовательность времен года.
  4. «Изобразительная деятельность» — развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
  5. «Игра», где знания и умения полученные на занятиях дети применяют в игровой деятельности.

Основные требования к уровню подготовки детей подготовительной к школе группы по развитию элементарных математических представлений.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год. В середине декабря в форме срезовых заданий и в апреле – в форме итоговых занятий.

К концу года дети могут

  • Уметь
    — Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
    — Считать до 10 и дальше.
    — Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
    — Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
    — Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, ).
    — Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
    — Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
    — Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
    — Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
    — Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
    — Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
    — Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
    — Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
  • Знать
    Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
    — Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
    — Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
    — Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
  • Иметь представление
    О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
    О временных интервалах: временем суток, года.
    Об определении времени по часам
    О количественной характеристике числа.
Смотрите так же:  Доверенность от организации на иностранного гражданина

Календарно-тематическое планирование по развитию элементарных математических представлений (Приложение 4)

Рабочая программа по ФЭМП для детей старшей группы. Пояснительная записка

Ольга Ильина
Рабочая программа по ФЭМП для детей старшей группы. Пояснительная записка

Пояснительная записка.

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания. На шестом году жизни уровень умственного развития ребёнка характеризуется значительным накоплением наглядно- чувственных представлений и простейших понятий. У ребёнка активно развиваются наглядно образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением. Ему свойственно стремление выполнять более обобщённые и сложные по своему содержанию задания и получать за это положительную оценку взрослого. Обучение проводится с опорой на наглядность, приобретённые ранее знания и опыт решения некоторых математических проблем. Каждое новое представление (понятие) формируется на основе включения его в систему, ранее усвоенных.

Рабочая программа познавательно — речевого направления по ФЭМП для детей старшей группы

(с 5 до 6 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы.

Программой предусмотрено проведение:

• диагностических занятий – 4;

• практических занятий –35.

Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей :

1. «Развитие речи» — развитие монологической речи при описании своих работ.

2. «Чтение художественной литературы» — рисование по впечатлениям прочитанных сказок, литературных произведений.

3. «Формирование целостной картины мира» — расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир, а также знакомство со строением предметов, объектов.

4. «Формирование элементарных математических представлений» — ознакомление с названиями и признаками простейших геометрических форм, представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше).

Цель обучения математики не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:

-развитие мотивационной сферы;

— интеллектуальных творческих сил;

Задачи программы:

1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.

2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.

3. Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление).

4. Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности).

5. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

6. Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)

Формы организации НОД.

1. Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

2. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

3. Постановка и разрешение проблемных ситуаций.

.Решение задач заданного в программе содержания осуществляется во взаимосвязи с другими

содержательными видами деятельности, такими как экологическая, изобразительная, конструктивная и т. д.

Количество и счет

Закреплять умение создавать множества (группы предметов) из разных, по качеству, элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их,: устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

Закреплять умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе).

Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).

Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Развивать умение считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).

Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

Закреплять умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, — часть меньше целого.

Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру; «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.

Развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры, равного одному из сравниваемых предметов.

Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче, выше (ниже). шире (уже, толще (тоньше) образца и равные ему.

Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.

Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка в пространстве

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за, слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Ориентировка во времени

Дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.

Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом, определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

Смотрите так же:  Отчетность по отходам для субъектов малого предпринимательства

Виды интеграции образовательной области «Познание»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» — развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми).

«Чтение художественной литературы» — решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы — формирования целостной картины мира.

«Здоровье» — расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни.

«Социализация» — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.

«Труд» — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.

«Безопасность» — формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.

«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства). «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира).

«Музыка» и «Художественное творчество» использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание».

К концу года дети шести лет могут:

• Выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства, сравнивать части на основе счёта предметов и составления па, понимать, что часть меньше целого.

• Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?»

• Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравные группы предметов 2 способами.

• Сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине) с помощью наложения, приложения.

• Размещать предметы разной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их ширины, длины, высоты, толщины.

• Знать характерные особенности знакомых геометрических фигур (Количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон)

• Различать форму предметов: круглую, четырёхугольную, прямоугольную.

• Знать последовательность частей суток.

• Называть текущий месяц, день недели.

Перспективное планирование наблюдений с детьми Перспективное планирование наблюдений с детьми Блог Светланы Логиновой Анонс Перспективное планирование поможет воспитателям организовать.

Ссылки для педагогов и родителей ССЫЛКИ в блоге Светланы Тюляковой Ссылки. Валяние из шерсти Ссылки. Сайты по кулинарии для тех кто любит готовить) Ссылки. Картинки,.

Конспект занятия «Математика в сказке» Пояснительная записка к занятию

1 Конспект занятия «Математика в сказке» Наталья Александровна Шкуренко, педагог дополнительного образования МБОУ ДО дом детского творчества «Созвездие», г. Краснодар, ул. Тюляева, 6/2, тел. (861) , Пояснительная записка к занятию Методическая разработка занятия по теме: «Математика в сказке» по формированию у детей элементарных математических навыков. Занятие было показано в рамках работы городского опорного учреждения. Возраст детей 6-7 лет, дети обучаются в студии раннего развития «ЛУЧ». Тип занятия итоговое занятие. Вид занятия групповое. В работе использована дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайки» по формированию у детей элементарных математических навыков. Занятия с детьми вышеуказанного возраста проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу. Структура занятия: Организационный момент. Игровая мотивация: малоподвижная игра «Назови сказку». Главная задача данной части занятия — подготовка воспитанников, их эмоционального состояние для проведения занятия. Это создаёт позитивное настроение, что способствует максимальному эффекту освоения учебного материала. При подборе игр учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей. Вводная беседа. Погружение воспитанников в мир сказок. На примере сказок у детей воспитывается трудолюбие, толерантность, уважение к старшим и т.д. Основная часть.

2 I этап — закрепление полученных знаний по блоку «Порядковый счёт». Задания на умение работать в команде, закрепление ранее полученных знаний по порядковому счёту. II этап — закрепление полученных знаний по блоку «Состав числа». Задания на умение работать в команде, закрепление ранее полученных знаний о «соседях» чисел и по составу числа. По итогу выполнения задания воспитанники проверяют себя и друг друга. IV этап — физкультминутка. V этап — мотивация к дальнейшей деятельности. Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. VI этап — заключительный. Подведение итогов занятия. Вручение детям игры «Разрезные картинки-буратино». На занятии были использованы: Групповая и подгрупповая форма работы. Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, проблемнопоисковый, практический, метод анализа и обобщения. Виды контроля: Самоконтроль обучающихся при выполнении каждого задания, контроль со стороны педагога. Степень достижения результата: Все обучающиеся справились с выполнением заданий, занятие достигло поставленной цели, подобранные методы и виды работ обеспечили успешное выполнение поставленных задач. Материал занятия был подобран в соответствии с возрастными особенностями детей, с опорой на жизненный опыт дошкольников. Наталья Александровна в ходе занятия использовала принципы: системности подача материала — от простого к сложному, доступности. После каждого выполнения задания педагог давал словесную оценку каждому воспитаннику, поощряя или давая возможность исправить ошибки и получить нужный результат. Темп занятия выдержан на протяжении всего хода занятия. На занятии была создана доброжелательная эмоциональная атмосфера, умело был установлен контакт между детьми и педагогом, создана атмосфера заинтересованности. На занятии использовались технологии: информационнокоммуникационная, игровая, развивающего обучения. В конце занятия подведены итоги с награждением. Каждый из детей высказал своё мнение по прошедшему занятию. Речь педагога была чёткой, лаконичной, эмоциональной. Занятие «Математика в сказке» Программное содержание: — счёт в пределах 20; — распределение чисел в порядке возрастания; — составление и решение арифметических задач; — состав числа из двух меньших в пределах 8 и 9;

3 — названия дней недели. Методы и приёмы: — игровая мотивация; — установка к выполнению задания; — беседа; — опрос; -создание проблемных ситуаций; — закрепление знаний; — оценка ответов детей и выполнения ими заданий; — итог занятия (беседа, мотивация на последующую деятельность); — контроль усвоения знаний и представлений проводится в конце каждой игры и каждого задания (опрос детей не менее 5-6 человек, взаимоконтроль). Предварительная работа: — чтение сказки «Буратино», рассматривание иллюстраций; — дидактические игры с числами; — игры с наборным полотном «Дни недели». Программное содержание Образовательные задачи: — продолжать закреплять счёт в пределах 20; — продолжать упражнять в умении распределять числа в порядке возрастания; — продолжать упражнять в составлении и решении арифметических задач; — закрепить знание состава числа из двух меньших в пределах 8 и 9; — закрепить знание названий дней недели. Развивающие задачи: — развивать умение внимательно слушать; — развивать умение решать арифметические задачи; — развивать способность анализировать, сравнивать, обобщать; — развивать умение составлять по замыслу разнообразные фигуры, силуэты, используя формы из набора «Монгольская игра»; — развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление; — поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности. Речевые задачи: — закрепить названия дней недели, времён года; — закрепить название геометрических фигур. знают: — счёт в пределах 20; — числа в порядке возрастания; — состав числа из двух меньших в пределах 8 и 9; — дни недели, времена года; — способы анализа, сравнения, обобщения; — приёмы игры «Монгольская игра»; — названия геометрических фигур.

4 умеют: — распределять числа в порядке возрастания; — составлять число из двух меньших (в пределах 8, 9); — решать арифметические задачи; — анализировать, сравнивать, обобщать; — составлять по замыслу разнообразные фигуры, силуэты, используя формы из набора «Монгольская игра»; — использовать в речи названия геометрических фигур, дней недели. Тип занятия: итоговое. Оборудование: магнитная доска, столы. Демонстрационный материал: картинка с изображением Буратино Игровое оборудование: мяч. Раздаточный материал: числовые домики, набор цифр и знаков, фишки с буквами и цифрами на каждого ребёнка, треугольные карточки с числами, наборы «Монгольская игра», карточки с примерами, игра «Собери сказку» (разрезные картинки по сказке «Буратино»). Конспект занятия Этап занятия Деятельность педагога Деятельность детей Организационный момент Игровая мотивация Образовательная деятельность — Сегодня мы с вами будем путешествовать по сказке и помогать любимому герою преодолевать трудности, решая различные задачи, выполняя задания. Педагог предлагает детям поиграть в малоподвижную игру «Назови сказку». бросают друг другу мяч, стоя в кругу. Ребёнок, у которого оказывается мяч в руках, должен назвать сказку, где герои помогают друг другу. Игра повторяется 8-10 раз (количество перебрасываний мяча). Настоящие друзья всегда приходят на помощь друг другу. Подойдите, пожалуйста, к столам. Чтобы узнать нашего героя и сказку необходимо выполнить важное задание. (Педагог делит детей на две команды у каждой команды одно и то же задание). Перед вами лежат карточки, на них написаны числа и буквы. Ваша задача распределить числа по возрастанию. Выполняют игровые действия проходят столам к О Р Т Б И А У Н — Назовите, в какой последовательности вы распределили числа. — На нижней части карточки нарисованы буквы, когда вы распределили правильно числа, то буквы соединились, получилось слово. Какое слово получилось? задание Ответы детей. читают слово «Буратино»

Смотрите так же:  Рассмотрение гражданского иска в рамках уголовного судопроизводства

5 Б У Р А Т И Н О — Итак, мы узнали, что помочь мы должны Буратино. Вы согласны ему помочь? — Но с чего же нам начать поиск? Ребята, я случайно узнала, что Карабас Барабас закрыл Буратино в своём доме, и чтобы он не убежал, повесил на дверь два больших замка. Вы сможете открыть замки, выполнив следующее задание, определив, из каких чисел состоит число 8, число 9. Чтобы быстрее спасти Буратино, надо разделиться на 2 команды. (Педагог считалкой помогает детям разделиться на две команды и раздаёт числовые домики и цифры от 1 до 10). Педагог даёт задания детям: — первая команда должна определить, из каких чисел состоит число 8: — вторая команда должна определить, из каких чисел состоит число Ребята, перед вами числовые домики, надо расселить числа так, чтобы на каждом этаже поселилось такое количество чисел, которое соответствует номеру дома. Педагог (обращается к детям первой команды): -Из каких чисел вы получили число 8? Педагог (обращается к детям второй команды): — Из каких чисел вы получили число 9? — Молодцы, вы всё правильно выполнили задания. Вот мы и освободили Буратино. (Размещает на доске картинку с изображением Буратино). — Давайте покажем Буратино, как мы умеем считать! Начинаем игру «Весёлый счёт». Положите перед собой треугольные карточки с числами. — Покажите числа от 0 до 20, от 20 до 0. — Покажите число, которое стоит между числами 14 и 16, 18 и 20, 9 и 11 и т.д. Педагог предлагает сосчитать от 1 до 20 (1-2 ребёнка). А сейчас давайте покажем Буратино, как мы умеем играть дают утвердительн ый ответ задание. задание.

6 Мотивация дальнейшей деятельности Заключительная часть к и соревноваться. Физкультминутка «Буратино». Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Педагог предлагает детям послушать объявления о спектаклях кукольного театра Карабаса-Барабаса и помочь правильно определить дни недели: 1. Сегодня состоится спектакль кукольного театра на улице Цветочной. В какой день недели состоится спектакль на улице Цветочной? Ребята, а какой сегодня день недели? 2. Послезавтра состоится кукольный спектакль на улице Лесной. В какой день недели состоится спектакль на улице Лесной? 3. На следующий день после субботы состоится кукольный спектакль на городской площади. В какой день недели состоится спектакль на городской площади? 4. Позавчера состоялся спектакль кукольного театра в сказочном дворце. В какой день недели состоялся спектакль в сказочном дворце? -, за ваши правильные ответы артисты кукольного театра приглашают вас на свой спектакль. Но билеты на спектакль необыкновенные, для того чтобы узнать какое у вас место, вам нужно решить пример. Какое у тебя место? Проверьте правильность выполнения задания. — Ребята, давайте покажем Буратино, как можно интересно играть в «Монгольскую игру». Положите перед собой конверты с геометрическими формами. Соберите фигурки, которые вы сами придумаете. После выполнения детьми задания педагог спрашивает детей: что получилось? Из каких геометрических форм составлена фигурка? (опрос 5-6 детей). Педагог подводит итог занятия. — Ребята, что вам сегодня запомнилось на нашем занятии? — Какие задания вам было выполнять легко? А какие трудно? Педагог даёт оценку деятельности детей на занятии, дарит игру «Собери сказку» (разрезные картинки по сказке «Буратино»). движения физкультмину тки Ответы детей 1 команды Ответы детей 2 команды решают примеры, отвечают на вопросы собирают фигурки, отвечают вопросы отвечают вопросы на на

Пояснительная записка к рабочей программе по развитию речи в старшей группе

Надежда Мусаева
Пояснительная записка к рабочей программе по развитию речи в старшей группе

Рабочая программа по развитию речи в старшей группе, разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования согласно приказу Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г № 1155, на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса. МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2014. СанПиН 2.4.1.3049.

При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:

Принцип непрерывности и системности образования. В старшей группе проводится одно занятие в неделю.

18 занятий в год.

Продолжительность занятий от 20 до 25 минут.

Содержание программы:

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Продолжать развивать свободное общение как средство общения с взрослыми и детьми. В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).

Развивать все компаненты устной речи детей: грамматический строй речи, связную речь — диалогической и монологической форм; формировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи.

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Продолжать развивать фонематический слух.

. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель). Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья).

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах.

Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вы- сказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем

• Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи;

• Добиваться правильного и четкого произношения слов;

• Помогать активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта об игрушке, по сюжетной картине;

• Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми и взрослыми (что и где видел; кто купил обновку);

Упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости.

Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.

• Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. .

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

• Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

• Помогать доброжелательно общаться друг с другом.

В старшей группе проводится одно занятие в неделю (36 занятий в год) продолжительностью от 20 до 25 минут.

Формы контроля и учета достижения воспитанников: диагностика, мониторинг (сентябрь, декабрь, май)

К концу года дети старшей группы могут:

• Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.

• Составлять по образцу простые и сложные предложения.

• Активно употреблять в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница).

• Рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказы о событиях из личного опыта, составлять небольшие рассказы творческого характера.

• Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.

Учебно-методический комплект, дополнительная литература:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2014г;

• Интернет сайты «Дошколенок», «Воспитатель», «Все для воспитателя»;

• В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»;

• О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-6 лет» ;

• Хрестоматия для детей старшей группы

Технические средства образования:

Наглядные пособия: плакаты.

Лепка. Пояснительная записка к рабочей программе Лепка Пояснительная записка Рабочая программа по лепке в средней группе, разработана с учетом федеральных государственных образовательных.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019