Ответственность банков за нарушение валютного законодательства рф

Оглавление:

Ответственность банков за нарушение валютного законодательства рф

92. Ответственность за нарушение валютного законодательства

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ. Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами РФ – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию РФ товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.

Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, выступают финансовые и экономические интересы юридических лиц, государства в целом, права граждан в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, порядок управления, правила проведения различных видов валютных операций.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 193 УК РФ. Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, – наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей. Известно, что одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства является формирование его валютных резервов. Россия не составляет исключения. Более того, в силу сложившейся в стране непростой экономической ситуации проблема пополнения валютных резервов становится жизненно важной. Это вопрос экономической и политической стабильности государства. При том одними мерами валютного и таможенного контроля проблему не решить. Либерализация внешнеэкономической деятельности и выход на внешний рынок большого числа субъектов предпринимательской деятельности при отсутствии надлежащего правового обеспечения и контроля повлекли бесконтрольный вывоз валютных средств за границу.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Валютная политика России направлена, в т.ч., на обеспечение нормального оборота валюты внутри нашей страны, устойчивости российской валюты — рубля, привлечение иностранного капитала и т.д. Нормами российского законодательства установлен ряд правил, запретов и ограничений, составляющих основу регулирования в этой сфере правоотношений. Установлена государством и ответственность за нарушение валютного законодательства. Составы нарушений и виды соответствующей ответственности рассмотрим в данной статье.

Нарушение валютного законодательства

Главами 2 и 3 Закона от 10.12.2003 установлены основные правила в части валютного регулирования. В их числе ограничения и запреты, направленные на:

  • предотвращение истощения золотовалютных резервов;
  • сильной волатильности (скачков) курса рубля;
  • стабильное состояние платежного баланса страны и др.

Неисполнение этих правил влечет ответственность. В России за нарушение валютного законодательства установлены штрафы, а за отдельные виды уголовных правонарушений (преступлений) ответственность вплоть до лишения свободы сроком до пяти лет. Рассмотрим виды ответственности более подробно.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

Статья 15.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за:

  • операции в валюте других государств вне уполномоченных банков;
  • ненаправление или нарушение срока направления резидентом сообщения о счете или вкладе в банке другого государства;
  • нарушение срока получения на счет в уполномоченном банке денежных средств за товары (работы, услуги), реализованные в адрес иностранцев;
  • невозврат в Россию денежных средств, перечисленных иностранцам за не ввезенные в нашу страну товары (а также работы, услуги);
  • нарушение порядка отчетности за валютные операции;
  • рецидивы вышеуказанных правонарушений.

Ответственность за перечисленные нарушения по валютному законодательству – это штраф различных размеров в зависимости от вида и тяжести проступка.

Рассмотрим для примера две ситуации.

Ситуация первая. Организация выдала иностранным работникам заработную плату, минуя банковский счет в уполномоченном банке. Подобные действия нарушают запрет, установленный ч. 2 ст. 14 Закона от 10.12.2003, и влекут ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (Постановление АС ВСО от 25.08.2016 по делу N А78-1056/2016 ).

Ситуация вторая. Российский институт взимает плату за участие в конференции. Нерезидент — представитель иностранного ВУЗа внес плату в кассу института, минуя уполномоченный банк. Подобная ситуация не является нарушением валютного законодательства, т.к. в данном случае плату внесло физическое, а не юридическое лицо, что допускается (Постановление ФАС ДВО от 05.09.2008 по делу N А51-5126/200820-90 ).

Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства

За преступления в рассматриваемой сфере правоотношений помимо штрафов предусмотрены и более суровые меры ответственности.

Часть 1 статьи 193 УК РФ за невыполнение обязанности по зачислению валюты на счет в уполномоченном банке и другие нарушения в рассматриваемой сфере правоотношений, совершенные в крупном размере (т. е. свыше девяти миллионов рублей), предусматривает такие виды ответственности, как:

  • штраф;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы.

Частями 1.1 и 2 указанной статьи установлены квалифицирующие признаки.

Таким образом, властные полномочия государства в рассматриваемой сфере правоотношений реализуются, в т.ч., через применение различных мер ответственности к нарушителям.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов
ЗАО «Интерком-Аудит»

Статьей 5 Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено обязательное зачисление на счета в уполномоченных банках иностранной валюты, получаемой предприятиями (организациями), если иное не установлено Центральным банком РФ.

Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена статьей 14 вышеназванного Закона. Лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Повторное нарушение валютного законодательства, невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля влечет за собой:

— приостановление действия лицензий и разрешений, выданных органами валютного контроля резидентам, уполномоченным банкам, нерезидентам;

— лишение резидентов, уполномоченных банков, нерезидентов лицензий и разрешений.

Согласно Указу Президента РФ от 14 июня 1992 года № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» валютная выручка от экспорта или реализации иностранной валюты на территории РФ товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории РФ, если иное не разрешено Центральным банком РФ.

За нарушение указанного порядка предприятия подвергаются штрафу, налагаемому налоговыми органами или Инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка РФ. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет РФ. Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ:

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства

1. Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

2. Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств —

Смотрите так же:  Льготы многодетным мамам в россии

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

3. Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.

4. Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ:

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 198 Таможенного кодекса РФ органом валютного контроля в РФ является Государственный таможенный комитет РФ. Иные таможенные органы являются агентами валютного контроля и подотчетны Государственному таможенному комитету РФ.

При осуществлении валютного контроля функции таможенных органов определяются в пределах компетенции таможенных органов РФ в области валютного контроля:

Статья 199. Компетенция таможенных органов Российской Федерации в области валютного контроля

Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Таможенные органы РФ должны осуществлять валютный контроль в соответствии с валютным законодательством РФ и Таможенным кодексом РФ.

На основании статьи 201 Таможенного кодекса РФ при выявлении таможенными органами РФ нарушений валютного законодательства, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов РФ, лица несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом РФ. В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства РФ, выявленные таможенными органами, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством РФ.

Ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

©2001–2019, АО «Альфа-Банк», официальный сайт. Генеральная лицензия Банка России №1326 от 16 января 2015 г. Альфа-Банк является частью консорциума «Альфа-Групп». Информация о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами.

Что нужно знать о комиссии?

  1. Комиссия за конвертацию для всех пакетов услуг, кроме ПУ «Корпоративный», составляет 5% при выдаче наличных денежных средств с текущего счета, экспресс-счета или со счета «Мой сейф» через банкомат или кассу Альфа-Банка .
  2. При выдаче наличных денежных средств через банкомат или пункт выдачи стороннего банка * комиссия составляет:
    • 1,25% от суммы, включающей комиссию стороннего банка, min 150 руб. для ПУ «Базовый», «Он-Лайф» и «Эконом»;
    • 1% от суммы, включающей комиссию стороннего банка, min 150 руб. для ПУ «Класс!», «Оптимум», «Стиль», «Комфорт», «Максимум» и «Статус»;

    * Кроме ОАО «МДМ Банк», ОАО «Уральский Банк Реконструкции и Развития», ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» (МКБ), ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Балтийский банк», (ОАО «Промсвязьбанк», АКБ «РОСБАНК»- возможно снятие только в валюте рубли.). Клиенты Альфа-Банка — держатели карт Visa и MasterCard могут снимать наличные в банкоматах этих банков на тех же условиях, что и в банкоматах Альфа-Банка .

  3. Комиссия за конвертацию для зарплатных клиентов (ПУ «Корпоративный») устанавливается в индивидуальном порядке.
  4. При выдаче наличных денежных средств через банкомат или кассу Альфа-Банка со счета Кредитной карты комиссия составляет:
    • Cirrus/Maestro: 4% , min. 500 руб.
    • VISA Classic и MC Standard: 6,9% , min. 500 руб
    • VISA Classic Unembossed: 7% , min. 500 руб
    • VISA Gold и MC Gold: 6,9% , min. 500 руб
    • VISA Platinum и MC Platinum: 6,9% , min. 500 руб
    • World Signia MC: 2,5% , min. 500 руб
    • Aeroflot MC: 6.9% , min 500 руб.
    • 100 дней без % (Visa, MC): 6.9% , min 500 руб.

Сумма комиссий рассчитывается в процентах от суммы списанных денежных средств, выраженных в валюте счета.

Ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • понятие нарушений валютного законодательства;
  • • понятие, юридические признаки и особенности валютных правонарушений;
  • • способы классификации валютных правонарушений;
  • • характеристику основных элементов составов валютных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ;
  • • характеристику основных элементов составов валютных преступлений;
  • • понятие, признаки и функции ответственности за нарушения валютного законодательства;
  • • санкции, предусмотренные за нарушения валютного законодательства;

уметь

  • • выявлять и систематизировать юридические признаки нарушений валютного законодательства;
  • • квалифицировать валютные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ;
  • • квалифицировать валютные преступления;
  • • выявлять признаки и функции валютной ответственности;
  • • выявлять обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения валютного законодательства;
  • • выявлять обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение валютного правонарушения;

владеть

  • • навыками анализа причин и условий совершения валютных правонарушений;
  • • способами квалификации валютных правонарушений;
  • • навыками правовой экспертизы материалов и документов валютного контроля, содержащих признаки правонарушений;
  • • навыками консультирования по вопросам привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства;
  • • навыками экспертизы актов валютных проверок на предмет содержания в них составов правонарушений.

Общая характеристика ответственности за нарушения валютного законодательства

Государство реализует свой финансовый суверенитет различными правовыми средствами, в том числе и посредством создания правовых норм, содержащих права и обязанности соответствующих субъектов. Отменив валютную монополию и предоставив резидентам и нерезидентам возможность осуществлять валютные операции, государство со своей стороны требует от субъектов валютного права надлежащей реализации установленных правовых предписаний.

В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции). Данные конституционные предписания не препятствуют законодателю устанавливать – с учетом публично-правового характера валютного регулирования в целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка РФ – специальные правила для участников валютных правоотношений.

Неисполнение предписаний валютного законодательства либо уклонение от их надлежащего исполнения влечет неблагоприятные имущественные последствия, посягает на финансовый суверенитет государства, нарушает интересы всего общества, т.е. приобретает публично-правовой характер. Совокупность названных факторов создает предпосылки для совершения валютных правонарушений и, как следствие, влечет реакцию государства по защите своих имущественных интересов и суверенных прав.

Желание государства сохранять и поддерживать установленный им правовой порядок в валютных отношениях вызывает необходимость правовой охраны этой сферы общественных отношений. Тем самым объясняется наличие государственного принуждения, одной из форм которого является ответственность за нарушения валютного законодательства.

Основанием ответственности за нарушение валютного законодательства является правонарушение.

В настоящее время в нормативных правовых актах не содержится понятия нарушения валютного законодательства РФ. Действовавший до 2005 г. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержал специальную ст. 14, в которой предусматривалась ответственность за конкретные нарушения положений указанного Закона. В частности, в ст. 14 устанавливалось следующее:

«1. Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие положения статей 2–8 настоящего Закона, несут ответственность в виде:

  • а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего закона сделкам;
  • б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
  • 2. Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с пунктом 2 статьи 13 настоящего Закона несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается Банком России в соответствии с законами Российской Федерации.
  • 3. При повторном нарушении указанных в настоящей статье положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
    • а) взыскания в доход государства сумм, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Банком России в соответствии с законами Российской Федерации;
    • б) приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
    • в) других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.
  • 4. Взыскание упомянутых в настоящей статье сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц – в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном.
  • 5. Должностные лица юридических лиц – резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц – нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Впервые признаки валютного правонарушения были сформулированы Конституционным Судом РФ в Определении от 04.03.1999 № 50-0 «По жалобе закрытого акционерного общества “Производственно-коммерческая компания “Пирамида” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле”». В названном Определении содержится следующая правовая позиция: «Взыскание на основании пункта 4 статьи 14 Закона Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле” сумм штрафов и иных санкций является наказанием за валютное правонарушение, т.е. за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно или по неосторожности. При наличии валютного правонарушения орган валютного контроля вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Однако это решение может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий орган валютного контроля и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафа в бесспорном порядке не может производиться, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе юридического лица».

Действующий Закон о валютном регулировании в отличие от ранее действовавшего не содержит правовых норм, устанавливающих ответственность за нарушения положений данного Закона, а также актов валютного законодательства.

В нем содержится лишь отсылочная норма к законодательству РФ. Так, согласно ст. 25 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Сегодня понятие валютного правонарушения не является законодательно закрепленным, но все его признаки зафиксированы законодательством. Таким образом, валютное правонарушение существует как научная категория, имеющая важное значение для правоприменительной практики.

Валютное правонарушение – совершенное противоправное (в нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования) деяние (действие или бездействие) резидента или нерезидента, за которое административным или уголовным законодательством установлена ответственность.

Данное определение содержит следующую совокупность наиболее важных юридических признаков валютного правонарушения:

  • противоправность деяния. Валютное правонарушение представляет собой деяние, нарушающее акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования. Напомним, что к актам валютного законодательства РФ относится Закон о валютном регулировании, а к актам органов валютного регулирования – нормативные правовые акты Правительства РФ и Банка России. Противоправность является юридической формой (выражением) материальной характеристики общественного свойства валютного правонарушения. Правонарушением, содержащим признаки валютного правонарушения, считается только деяние, предусмотренное валютным законодательством. Противоправное деяние в сфере валютных отношений может совершаться в форме действия (например, отказ от обязательной продажи части валютной выручки) или бездействия (например, неперечисление из-за границы валютной выручки);
  • виновность. Валютное правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Виновность означает предусмотренное валютным законодательством психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому деянию и его последствиям;
  • наказуемость деяния. Совершение валютного правонарушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде административных или уголовных санкций. Наказуемость является формальным признаком валютного правонарушения, поскольку валютным правонарушением признается совершенное противоправное деяние субъектов валютного права, ответственность за которое предусмотрена административным и уголовным законодательством. Сущность наказуемости как формального признака валютного правонарушения заключается в угрозе применения наказания к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены охранительными нормами административного и уголовного законодательства (ст. 15.25 КоАП, ст. 193 УК).

Валютное правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого характеризуется совокупностью объективных и субъективных признаков, образующих его состав. Состав валютного правонарушения составляют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Ответственность за нарушение валютного законодательства обладает всеми признаками, характеризующими ее как правовую. Общеправовыми чертами ответственности являются: формальная определенность в виде фиксации в правовых нормах; гарантированность государством; обеспеченность государственными мерами воздействия – убеждением или принуждением; наступление для нарушителя определенных неблагоприятных последствий; осуществление в процессуальной форме.

Охранительные валютные правоотношения возникают на основе юридических фактов в виде нарушений валютного законодательства, поэтому ответственность за нарушения валютного законодательства имеет три основания:

  • формальное (нормативное), выражающееся в наличии системы норм валютного законодательства, устанавливающих составы валютных правонарушений, права и обязанности участников охранительного валютного правоотношения, регулирующих ответственность за нарушение правовых норм, принципы, порядок и процессуальную форму привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства. В соответствии со ст. 25 Закона о валютном регулировании к законодательству РФ, устанавливающему ответственность резидентов и нерезидентов, нарушивших положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, относятся УК и КоАП;
  • фактическое, означающее совершение резидентом или нерезидентом противоправного деяния, нарушающего нормы валютного законодательства;
  • процессуальное, заключающееся в вынесении уполномоченным органом или агентом валютного контроля решения о наложении санкции за совершение валютного правонарушения.

Наступление ответственности за нарушения валютного законодательства возможно только при наличии всех перечисленных оснований и в строго определенной последовательности: норма права – валютное правонарушение – применение санкции.

Ответственность за нарушения валютного законодательства преследует определенные цели, которые прямо в законодательстве не указаны, но выводятся из целей и задач Закона о валютном регулировании. Согласно преамбуле названного Закона его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Таким образом, ответственность за нарушения валютного законодательства представляет собой обязанность лица, виновного в совершении валютного правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями административного и уголовного законодательства, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей негативного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

На основе этого определения выделяются следующие признаки ответственности за нарушения валютного законодательства:

  • 1) материальные, характеризующие ответственность в качестве охранительного валютного правоотношения. Материальные признаки ответственности за нарушения валютного законодательства включают два аспекта:
    • а) установление составов валютных правонарушений и преступлений, а также санкций за их совершение административным и уголовным законодательством;
    • б) определение вида и меры государственно-властного принуждения через охранительное валютное правоотношение. Предусмотренные КоАП санкции за нарушения валютного законодательства дифференцированы, носят имущественный характер, выражаются в денежной форме и взыскиваются уполномоченными органами;
  • 2) процессуальные, характеризующие механизм реализации материального охранительного валютного правоотношения посредством производства по делу о нарушении валютного законодательства, осуществляемого компетентными органами или агентами валютного контроля;
  • 3) функциональные, отражающие целенаправленность существования и применения ответственности за нарушения валютного законодательства. Цели данной ответственности выражаются в восстановлении нарушенных прав и интересов государства в сфере валютных отношений, а также в наказании виновного, предотвращении совершения им новых валютных правонарушений.

Нарушение валютного законодательства — штрафы в 2018 ― 2019 году

Валютное законодательство и контроль за его соблюдением

Для начала следует разобраться, что входит в валютное законодательство. В силу ст. 4 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — ФЗ 173) оно состоит из следующих элементов:

  • сам ФЗ 173 и иные законы федерального уровня, издаваемые в продолжение этого источника;
  • международные договоры;
  • правовые акты, опубликованные органами валютного регулирования;
  • нормы, изданные органами валютного контроля.

Однако помимо самого валютного законодательства в правовом поле функционирует большой пласт нормативных актов, имеющих косвенное отношение к рассматриваемой области:

  • это законы, определяющие деятельность органов валютного регулирования и контроля (например, закон «О Центральном банке…» от 10.07.2002 № 86-ФЗ);
  • правовые источники, содержащие информацию о нарушениях, правонарушениях и наказаниях за них (ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ);
  • документы, координирующие взаимодействие контрольных и надзорных структур между собой.

Органы контроля

В сфере валютного обращения действуют 2 системы:

  • система регулирования;
  • система контроля.

Поскольку в данной публикации мы разбираем тему нарушения валютного контроля, то далее пойдет речь только о последней структуре. В частности, мы рассмотрим, какие элементы составляют систему валютного контроля:

  1. Органы валютного контроля:
    • Центральный банк РФ осуществляет регулирование и одновременно надзор за валютной деятельностью кредитных организаций.
    • Правительство РФ контролирует операции остальных субъектов. Причем оно осуществляет свою деятельность не самостоятельно, а через определенные законодательством учреждения: Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу.
  2. Агенты валютного контроля, задача которых передавать информацию о проведенных через них операциях органам контроля. К агентам относятся:
    • уполномоченные банки, т. е. кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на валютные операции;
    • Внешэкономбанк.

Несмотря на достаточно разветвленную схему валютного контроля, каждое ее звено действует только в строго определенной сфере. Например, таможенный орган может наложить штраф за нарушение валютного законодательства при совершении таможенных операций.

Виды ответственности за незаконные валютные операции. Гражданско-правовые санкции

За противоправные деяния в области валютных отношений существует 3 вида ответственности:

  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Все они распространяются и на резидентов, и на нерезидентов. Важно, что понятия «налоговый» и «валютный» резидент в отношении физического лица отличаются. К последним относятся все граждане РФ, даже проживающие за рубежом, за исключением тех, кто не появляется в России более 1 года.

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена ст. 167, 168, 169 ГК РФ. В силу данных статей она наступает, когда оспоримая сделка признается недействительной или если было подписано ничтожное соглашение.

При этом мерами ответственности будут:

  • возврат всего полученного по недействительной сделке обратно сторонам;
  • передача вырученного по противоправному ничтожному договору в доход государства.

Административные штрафы за нарушение валютного контроля 2018 ― 2019 года

Административная ответственность (ст. 15.25 КоАП РФ) наступает в виде штрафа за нарушение валютного контроля, размер которого зависит от статуса правонарушителя и конкретного нарушения:

  • Проведение валютных операций, прямо запрещенных законодательством, а также минуя специальные счета в уполномоченных кредитных организациях (ч. 1 ст. 15.25 КоАП) наказывается штрафом, который рассчитывается для всех категорий правонарушителей с общей суммы сделки: от 3/4 до полной цены договора.
  • Несвоевременное предоставление сведений об открытии, закрытии, изменении счетов заграницей, предоставление данных не по установленной форме (ч. 2 ст. 15.25) — для граждан до 1 500 руб., для организаций от 50 000 до 100 000 руб.
  • Непредоставление информации об открытии (закрытии или изменении) заграницей счета (ч. 2.1 ст. 15.25). Штрафы здесь гораздо выше: для граждан до 5 000 руб., для организаций от 800 000 до 1 млн руб.
  • Нарушение резидентом-организацией правил о репатриации (возвращении) валюты (ч. 4 ст. 15.25) — штраф 1/150 ставки рефинансирования за каждый день просрочки от суммы, впоследствии возвращенной, и ¾ или полная стоимость сделки, если репатриация так и не произошла.
  • Несоблюдение порядка отчета о валютных операциях, о передвижениях валюты, в том числе на заграничных счетах, нарушение порядка хранения соответствующей документации (ч. 6 ст. 15.25) — штраф для граждан до 3 000 руб., для предприятий — до 50 000 руб.

Уголовная ответственность

Составы уголовных деяний в области валютных операций и меры наказания за них обозначены в УК РФ следующими статьями:

  1. Изготовление поддельной валюты, а также ее хранение, распространение (ст. 186 УК РФ) наказываются лишением свободы до 8 лет, а при крупных размерах (от 2 250 000 руб.) — до 12 лет.
  2. Невозвращение (репатриация) валюты и российских денежных средств из-за границы, но в отличие от административного правонарушения в крупном (свыше 9 млн руб.) и особо крупном (более 45 млн руб.) размерах (ст. 193 УК РФ) влечет за собой лишение свободы до 5 лет.
  3. Перевод денежных средств за пределы РФ по подложным документам (ст. 193.1 УК РФ). Наступает ответственность в виде лишения свободы до 10 лет.

Итак, нарушение валютного законодательства может привести к возникновению гражданской, административной, уголовной ответственности. Первый вариант подразумевает передачу причитающегося по сделке либо обратно сторонам, либо в доход государства. Второй — наказание в виде штрафов. Третий — от штрафов до лишения свободы. В начале 2019 года никаких новелл по санкциям за нарушение валютного законодательства не ожидается.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен .

Ответственность юридических и физических лиц при проведении валютных операций

Проведение валютных операций является неотъемлемой частью любого бизнес-процесса организации, сотрудничающей с зарубежными партнерами и осуществляющей внешнеэкономические контракты. Очень важно помнить о том, что все валютные операции, которые осуществляются на территории Российской Федерации, подлежат строгому регламентированному регулированию и контролю. Современная судебная практика знает неоднократные случаи возникновения споров между юридическими и физическими лицами и уполномоченными банками – агентами валютного контроля по поводу установления штрафов и иных мер административной ответственности за нарушения порядка проведения валютных операций по внешнеэкономическим контрактам и отчетности по ним.

В данной колонке попробуем разобраться, как правильно необходимо отчитываться за проведение операций с валютой.

Обратимся к законодательству, правовые нормы валютного регулирования в РФ закреплены в Федеральном Законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании), Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И, а также КоАП.

Кто обязан отчитываться?

Обязанность за предоставление отчетности о проводимых валютных операциях, согласно валютному законодательству, возлагается на резидентов и нерезидентов, юридических и физических лиц, ИП (ч. 2 ст. 24 Закона о валютном регулировании). Исключение составляют только физические лица – нерезиденты. Обязанность возникает при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте (п. 2.1 гл. 2 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И). Здесь хочу сделать уточнение, чтобы не было путаницы: уполномоченные банки не требуют отчетности в случаях зачисления и снятия иностранной валюты, используя расчетный счет в уполномоченном банке, списании в пользу физического лица – нерезидента страховых и пенсионных выплат, взыскания средств по исполнительным документам. Полный перечень данных, не требующих отчетности, приведен в п. 2.4 гл. 2 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И.

Какая требуется отчетность?

Лица, в зависимости от типа валютных операций, сдают следующие виды отчетности:

  • Если организации или физические лица зачисляют иностранную валюту на транзитный расчетный счет или списывают иностранную валюту со счета, то им необходимо предоставить следующие документы в уполномоченный банк: справку о валютных операциях, а также документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях. Инструкция Банка России также устанавливает сроки предоставления данной справки: при зачислении средств – до 15 дней, при списании – одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.
  • Паспорт сделки. Банк России устанавливает необходимость оформления паспорта сделки в случае заключения договоров, контрактов, соглашений резидентов с нерезидентами, предусматривающих осуществление валютных операций (п. 6.1 гл. 6 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И). Оформление паспорта сделки также требует предоставление в уполномоченный банк документов, подтверждающих осуществление валютных операций в рамках данной сделки. Обычно, отделы валютного контроля уполномоченных банков напрямую работают с клиентами, осуществляющими валютные операции, что значительно облегчает предоставление отчетности по ним и решение иных административных вопросов.

Паспорт сделки также требует закрытия, в случаях исполнения всех обязательств по договору, перевода паспорта сделки в другой уполномоченный банк, в случаях внесения изменений в него, благодаря которым ведение паспорта сделки больше не требуется. Подробный порядок закрытия паспорта сделки описан в гл. 7 вышеупомянутой инструкции.

Какие существуют меры ответственности за нарушение валютного законодательства?

Государством определены жесткие сроки предоставления отчетности в уполномоченный банк.

Валютное законодательство, а также КоАП РФ устанавливают административную ответственность в виде предупреждений и штрафов за нарушения порядка и форм предоставления отчетности, а также нарушения установленных сроков предоставления форм учета и отчетности за проведенные валютные операции, а также за повторное совершение вышеуказанных административных правонарушений. Сумма штрафов может варьироваться от 300 руб. до 50 тыс. руб., в зависимости от типа резидента или нерезидента и административного правонарушения (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ).

Многие задаются вопросом, рассматривается ли в данных случаях такое понятие как «малозначительное административное правонарушение» и можно ли им апеллировать. Теоретически – можно, если брать во внимание ст. 2.9 КоАП РФ. Однако судебная практика показывает, что к валютным правонарушениям данное обстоятельство применяется крайне редко и уже в судах апелляционной инстанции (например, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2011 г. по делу № А19-22927/2010).

Валютное законодательство РФ имеет очень строгую регламентацию, порядок осуществления валютных операций, предоставления отчетности, её форм и содержания.

  • При осуществлении валютных операций на резидентов и нерезидентов возлагается ответственность за соблюдение валютного законодательства в процессе осуществления операций, а также за своевременное предоставление отчетности по ним.
  • Резиденты и нерезиденты обязаны отчитываться по двум формам отчетности в зависимости от осуществляемых ими операций: справка о валютных операциях и паспорт сделки;
  • В случае нарушения валютного законодательства и порядка предоставления отчетности, резиденты и нерезиденты несут административную ответственность в соответствии со ст. 15.25 КоАП РФ
Смотрите так же:  6.2 договор эйвон
108shagov.ru. Все права защищены. 2019