Органы внешних сношений система полномочия органов

§ 2. Органы внешних сношений

Органы внешних сношений — это органы государства, по­средством которых осуществляются его связи с другими го­сударствами и иными субъектами международного права.

Все органы внешних сношений подразделяются на внут­ригосударственные и зарубежные. Внутригосударственные в свою очередь являются либо органами общей компетенции, либо специальными.

Группу органов общей компетенции (конституционных) образуют глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство. В Российской Федерации это:

Президент РФ, Федеральное Собрание, состоящее из двух па­лат — Государственной Думы и Совета Федерации, Правитель­ство РФ.

Президент Российской Федерации в соответствии с Кон­ституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет Российскую Федерацию внут­ри страны и в международных отношениях. Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент: а) осуществляет руководство внеш­ней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ра­тификационные грамоты; г) принимает верительные и отзыв­ные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических пред­ставителей. Он назначает и отзывает после консультаций с со­ответствующими комитетами или комиссиями палат Федераль­ного Собрания дипломатических представителей Российской федерации в иностранных государствах и международных ор­ганизациях.

Федеральное Собрание как представительный и законода­тельный орган Российской Федерации принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира. К ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности исполь­зования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.

Правительство Российской Федерации согласно Конститу­ции РФ и Федеральному конституционному закону «О Прави­тельстве Российской Федерации» осуществляет меры по обеспе­чению реализации внешней политики Российской Федерации.

От имени Правительства подготавливаются и заключаются международные договоры РФ, именуемые межправительствен­ными договорами. Председатель Правительства Российской Фе­дерации ведет переговоры и подписывает такие договоры. К ком­петенции Правительства относятся утверждение, принятие до­говоров по вопросам, относящимся к его ведению. Оно принимает меры, направленные на обеспечение выполнения международ­ных договоров. Правительство обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и междуна­родных организациях, осуществляет регулирование и государ­ственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного со­трудничества, защищает граждан РФ за пределами ее территории.

К специальным органам внешних сношений Российской Федерации относится ряд федеральных министерств и ведомств (Министерство иностранных дел РФ, Государственный тамо­женный комитет РФ, Федеральная пограничная служба РФ, некоторые другие органы в пределах их компетенции).

Основными задачами Министерства иностранных дел (МИД) в соответствии с Положением, утвержденным Прези­дентом РФ 14 марта 1995 г., являются: разработка общей стра­тегии внешней политики РФ и представление предложений Президенту; реализация внешнеполитического курса РФ; обес­печение дипломатических и консульских отношений с иностран­ными государствами, сношений с международными организа­циями; защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом и т. д. МИД разрабатывает проекты междуна­родных договоров, ведет переговоры, осуществляет общее на­блюдение за выполнением договоров.

Зарубежные органы внешних сношений — это органы го­сударства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц.

Зарубежные органы подразделяются на постоянные (ди­пломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при междуна­родных организациях) и временные (делегации государств на .сессиях международных организаций, на международных кон­ференциях, специальные миссии).

Система органов внешних сношений.

Органы внешних сношений — это органы государства, посредством которых осуществляются его связи с другими государствами и иными субъектами международного права.

Все органы внешних сношений подразделяются на внутригосударственные и зарубежные.

Внутригосударственные в свою очередь являются либо органами общей компетенции, либо специальными.

Группу органов общей компетенции (конституционных) образуют глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство. В Российской Федерации это: Президент РФ, федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ.

Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации.

От имени Правительства подготавливаются и заключаются

международные договоры РФ, именуемые межправительственными договорами. Председатель Правительства Российской Федерации ведет переговоры и подписывает такие договоры. Правительство обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества, защищает граждан РФ за пределами ее территории.

К специальным органам внешних сношений Российской Федерации относится ряд федеральных министерств и ведомств (Министерство иностранных дел РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная пограничная служба РФ, некоторые другие органы в пределах их компетенции).

Основными задачами Министерства иностранных дел (МИД) и соответствии с Положением, утвержденным Президентом РФ 14 марта 1995 г., являются:

МИД разрабатывает проекты международных договоров, ведет переговоры, осуществляет общее наблюдение за выполнением договоров.

Зарубежные органы внешних сношений — это органы государства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц.

Зарубежные органы подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при международных организациях) и временные (делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии).

56.Дипломатическое представительство: понятие, порядок создания, виды, функции.

Дипломатическое представительство — это орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними.

Международным правом установлены следующие виды дипломатических представительств:

1) посольства— представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана — нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества;

2) миссии — представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками;

3) иные официальные представительства, имеющие специфический статус (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России).

Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты.

Штат дипломатического представительства состоит из главы

представительства, дипломатического, а также административно-технического и обслуживающего персонала.

Члены дипломатического персонала — это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с существующими в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы (послы, посланники, советники).

Дипломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатическому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги.

Административно-технический персонал включает заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей и др.

К обслуживающему персоналу относятся: врачи, курьеры, шоферы, повара и т. д.

Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., делятся на три класса:

а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств:

б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств;

в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с общепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитующей страны и сводится к следующим стадиям:

1) запрос агремана — согласия государства пребывания на назначение данного

лица в качестве главы дипломатического представительства;

2) издание после получения агремана акта, оформляющего назначение главы

3) вручение верительных грамот, т. е. документа, удостоверяющего официальный статус главы дипломатического представительства и аккредитующего в этом качестве в государстве пребывания.

Функции дипломатического представительства состоят в следующем:

а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

в) ведение переговоров с правительством государства пребывания,

г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.

57.Консульское учреждение: понятие, порядок создания, виды, функции.

Консульские учреждения как зарубежные представительства имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению.

Предусмотрены четыре вида консульских учреждений:

  • генеральные консульства,
  • консульства,
  • вице-консульства,
  • консульские агентства.

Консулы, как правило, назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях – консульский патент.

Консульский патент выдается главой государства, главой правительства или министром иностранных дел представляемого государства.

Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула — консульскую экзекватуру. С момента ее получения начинается деятельность консула.

Штат консульских учреждений состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 83 ; Нарушение авторских прав

Органы внешних сношений

Все органы внешних сношений можно разделить на внутри­государственные и зарубежные. Внутригосударственные органы подразде­ляются на органы общей или специальной компетенции.

В числе органов общей компетенции глава государства, высший пред­ставительный орган (парламент) и правительство. В Российской Федерации это Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства Президент РФ представляет ex officio Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношени­ях. Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент: а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает вери­тельные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических пред­ставителей. Он назначает и отзывает после консультаций с соответствующи­ми комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатиче­ских представителей РФ в иностранных государствах и международных орга­низациях (ст. 83 Конституции РФ).

Смотрите так же:  Требования к оформлению письменных работ

Президент решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища (ст. 86 Конституции РФ).

Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации принимает законы, в том числе по вопросам между­народных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира. Совет

Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.

Правительство РФ согласно Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ, организует меры по исполнению международных до­говоров (ст. 4 Закона).

Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного со­трудничества (ст. 14 Закона).

К компетенции Правительства РФ относятся утверждение, принятие меж­дународных договоров по вопросам, относящимся к его ведению (ст. 21 Зако­на). От имени Правительства РФ подготавливаются и заключаются межпра­вительственные договоры, ведет переговоры и подписывает такие договоры Председатель Правительства РФ. Согласно ст. 21 ФКЗ «О Правительстве Рос­сийской Федерации» Правительство обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях, осуществляет ре­гулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической дея­тельности, в сфере международного научно-технического и культурного со­трудничества, защищает граждан России за пределами ее территории.

Органом специальной компетенции является МИД РФ, а также ряд фе­деральных министерств и ведомств.

Министерство иностранных дел РФ согласно Положению о МИД РФ осуществляет функции по выработке и реализации государственной полити­ки и в сфере международных отношений Российской Федерации. В числе его задач — разработка общей стратегии внешней политики РФ и представ­ление предложений Президенту; реализация внешнеполитического курса РФ; обеспечение дипломатических и консульских отношений России с ино­странными государствами; обеспечение дипломатическими и международ­но-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности и территори­альной целостности РФ; защита прав, свобод и интересов граждан и юриди­ческих лиц РФ за рубежом; содействие взаимодействию органов исполни­тельной власти с органами законодательной и судебной власти на федераль­ном уровне и уровне субъектов РФ в целях обеспечения участия этих орга­нов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее международных прав и обязательств; координация международной дея­тельности других федеральных органов исполнительной власти и междуна­родных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях прове­дения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализа­ции международных прав и обязательств РФ (п.

Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. на МИД России возложены полномочия в области военно-технического сотрудничества Российской Фе-

дерации с иностранными государствами. Постановлениями Правительства РФ от 16 мая 2005 г. и от 25 августа 2005 г. закреплены полномочия МИДа России в области обеспечения биологической и химической безопасности России и функции МИДа России по реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.

МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.

В систему МИДа России входят: 1) центральный аппарат; 2) загранучре­ждения; 3) территориальные органы; 4) организации, подведомственные МИДу России, которые обеспечивают его деятельность на территории РФ.

МИД России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, акта­ми Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также вышеназванным Положением.

На территории РФ, в центрах федеральных округов и в субъектах РФ функционируют представительства МИДа России и их отделения. В Крас­ноярске Представительство МИД РФ действует с 1999 г. Территория дея­тельности нашего представительства включает в себя Красноярский край, Республику Тыва и Республику Хакасия. Прежде всего, представительство отвечает за организацию взаимодействия МИД с органами государствен­ной власти на территории, которую оно обслуживает. Участвует в преде­лах своей компетенции в обеспечении контроля за соблюдением норм ме­ждународного права и международных обязательств РФ названными выше регионами. В представительстве организован прием граждан России и стран зарубежья, а также лиц без гражданства, осуществляется содействие общественным объединениям и неправительственным организациям при осуществлении ими международных связей.

Мировая практика также располагает институтом представительств (отде­лений) МИД на территории своих государств. Их имеют, например, Австра­лия, Бразилия, Республика Корея. Из стран-участниц СНГ — Грузия и Украи­на, которые создали представительства своих МИД в Батуми и Одессе.

Отраслевые министерства и ведомства тоже выполняют внешние функции в установленной сфере деятельности. Например, Федеральное агентство по обра­зованию взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в том числе, осуществляет оформление в установленном порядке соответствующих доку­ментов для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников сфе­ры образования (п. 5 Положения о Федеральном агентстве по образованию).

В своей деятельности Федеральное агентство по образованию руково­дствуется Конституцией РФ, федеральным законодательством и междуна­родными договорами РФ (п. 3 Положения о Федеральном агентстве по об-

разованию). Норма аналогичного содержания закреплена в Положении о ми­нистерстве транспорта РФ. Министерство транспорта РФ в установленном порядке организует проведение переговоров и заключение международ­ных договоров в установленной сфере деятельности (п.1 Положения).

Зарубежные органы, находящиеся за пределами государства, подраз­деляются на постоянные (дипломатические представительства, консуль­ские учреждения, торговые представительства, представительства при международных организациях) и временные (делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии).

Понятие и виды органов внешних сношений.

Органы внешних сношений — это государственные органы, которые на постоянной или временной основе осуществляют внешнеполитический курс той или иной страны. Под осуществлением внешнеполитического курса при этом понимается определение основных направлений внешней политики государства, разработка мер для ее проведения и непосредственная реализация таких мер. Соответствующие полномочия и компетенция органов внешних сношений определяются национальным правом каждого государства. Вместе с тем, особенностью данных органов является то, что при формировании некоторых из них государство, в соответствии с международным правом, должно получить согласие того или иного иностранного государства.

Традиционно органы внешних сношений любого государства принято делить на внутригосударственные и зарубежные. Кроме того, органы вешних сношений бывают индивидуальные (состоящие из одного человека) и коллективные.

Внутригосударственными органами внешних сношений являются органы, расположенные на территории данного государства: глава государства, парламент, правительство, ведомство иностранных дел и, в определенной степени, центральные и местные исполнительные органы.

К внешнеполитическим функциям главы государства, как правило, относится представительство государства в международных отношениях, ведение переговоров и подписывание международных договоров, а также (при президентской форме правления) определение основ внешней политики страны. Кроме того, глава государства может обладать правом назначать и отзывать глав дипломатических представительств (послов) государства за рубежом, принимать верительные грамоты иностранных послов, присваивать дипломатические ранги и издавать акты о ратификации отдельных международных соглашений. Глава государства принимает участие в формировании внутригосударственных органов внешних сношений, подписывает и обнародует законы, в том числе касающиеся внешней политики государства. Парламент в качестве высшего законодательного органа определяет основы внешнеполитического курса государства (при парламентской форме правления), ратифицирует международные соглашения, решает вопросы войны и мира, принимает законы, регулирующие вопросы дипломатического права на внутригосударственном уровне. Во многих государствах в структуре Парламента есть вспомогательные органы (комитет, комиссия и др.), занимающиеся вопросами внешней политики. Согласно Конституции Республики Казахстан, Парламент принимает окончательное решение об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности, а также решает вопросы о государственных займах и оказании Казахстаном экономической и иной помощи. Правительство осуществляет общее руководство внешней политикой государства: разрабатывает и реализует меры по ее проведению, заключает от имени государства межправительственные соглашения, издает нормативные акты по вопросам внешнеполитической деятельности исполнительных органов. Кроме того, в большинстве случаев в структуру правительства входит ведомство иностранных дел — центральный исполнительный орган, целиком отвечающий за осуществление внешнеполитического курса. Отдельные государственные органы (министерства, ведомства, местные исполнительные органы) также могут выполнять отдельные функции в области внешних сношений. Однако эти функции выполняются ими в рамках решения других задач, определенных соответствующими актами. Например, министерство здравоохранения любого государства призвано осуществлять политику государства в области охраны здоровья и медицинского обслуживания населения. Для этого оно должно обладать правом сотрудничать с аналогичными ведомствами других государств и специализированными международными организациями в области здравоохранения. Точно так же при установлении и развитии экономических, культурных, военных, научных, образовательных и других связей между государствами задействованы их исполнительные органы специальной (отраслевой) компетенции: министерства экономики, культуры, обороны, образования и т.д.

Зарубежными органами внешних сношений являются:

-дипломатические представительства (посольства):

-постоянные представительства государства при международных организациях;

-делегации на международных конференциях;

В научной литературе к зарубежным органам внешних сношений иногда относят торговые представительства, деятельность которых в большей степени регулируется международным частным правом.

Дипломатические представительства (посольства), консульские учреждения (консульства), постоянные представительства при международных организациях и миссии являются постоянно действующими органами внешних сношений. Это означает, что срок их полномочий изначально не ограничен и определяется только наличием дипломатических отношений между государствами или членством государства в международной организации. Делегации на международных конференциях и специальные миссии — это временные органы внешних сношений, которые действуют в течение определенного срока, обусловленного решением какой-либо конкретной задачи.

Согласно Закону Республики Казахстан «О дипломатической службе» от 12 ноября 1997 года, дипломатическая служба Республики Казахстан — это профессиональная деятельность граждан в государственных органах, осуществляющих внешнеполитическую деятельность республики в соответствии с ее законодательством и международными договорами. Частью дипломатической службы является консульская служба, осуществляемая на основе Консульского устава Республики Казахстан.

Единую систему органов дипломатической службы образуют Министерство иностранных дел Республики Казахстан, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан за рубежом, представительства республики при международных организациях, представительства Министерства иностранных дел на территории Республики Казахстан, Департамент по обслуживанию Дипломатического корпуса, а также подведомственные организации, созданные для обеспечения деятельности МИД, Дипломатическая академия и другие учебные заведения, находящиеся в ведении МИД. Задачами органов дипломатической службы являются:

Смотрите так же:  427 статья ук рб

-разработка концепции и основных направлений внешней политики Республики Казахстан и представление соответствующих предложений Президенту и Правительству;

-разработка для Президента предложений по внешнеполитической стратегии Республики Казахстан и реализации международных инициатив Президента;

-реализация внешнеполитического курса Республики Казахстан, содействие осуществлению внешнеэкономической политики;

-обеспечение дипломатическими средствами и методами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и нерушимости границ Республики Казахстан, ее политических, торгово-экономических и иных интересов во взаимоотношениях с другими государствами и на международной арене;

-защита прав и интересов граждан и юридических лиц Республики Казахстан за рубежом;

-осуществление дипломатических и консульских отношений Республики Казахстан с иностранными государствами и международными организациями;

-координация деятельности других центральных исполнительных органов в целях обеспечения проведения единого внешнеполитического курса Республики Казахстан в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;

-изучение политического и экономического положения в мире, внешней и внутренней политики иностранных государств, деятельности международных организаций;

-обеспечение государственных органов информацией, необходимой для осуществления внешней и внутренней политики;

-осуществление других задач в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Казахстан.

Все перечисленные задачи органов дипломатической службы решаются путем осуществления ими предусмотренных Законом функций. К основным функциям органов дипломатической службы относятся следующие:

-представительство Республики Казахстан в сношениях с иностранными государствами и международными организациями;

-реализация стратегии международной политики Республики Казахстан;

-организация проведения переговоров и подписания международных договоров Республики Казахстан с иностранными государствами и международными организациями;

-подготовка предложений о заключении, ратификации, исполнении, приостановлении действия и денонсации международных договоров и внесение их на рассмотрение Президента и Правительства;

-представление Президенту, Парламенту и Правительству предложений и рекомендаций по вопросам отношений Республики Казахстан с иностранными государствами и международными организациями;

-обеспечение участия Республики Казахстан в деятельности ООН, других международных организаций, конференций, совещаний, форумов, содействие повышению роли Республики Казахстан как члена международного сообщества в решении глобальных и региональных проблем;

-обеспечение интересов Республики Казахстан в области международной охраны и рационального использования окружающей среды, освоения ресурсов Мирового океана, изучения космического пространства;

-участие в разработке мероприятий по обеспечению прав и свобод граждан Республики Казахстан, ее обороны и национальной безопасности, охраны правопорядка, развитию и расширению торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, культурных и иных обменов Республики Казахстан с иностранными государствами и международными организациями;

-осуществление общего наблюдения и контроля за исполнением международных договоров, участником которых является Республика Казахстан;

-протокольное обеспечение межгосударственных обменов на высшем и правительственном уровнях;

-осуществление контроля за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов и другие функции.

Согласно статье 4 Закона, центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим внешнеполитическую деятельность и возглавляющим единую систему органов дипломатической службы, является Министерство иностранных дел (МИД), возглавляемое Министром иностранных дел Республики Казахстан. Статус МИД определяется Положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 1997 года. В соответствии с этим Положением, миссией МИД республики является укрепление позиций государства в мировом сообществе, обеспечение его безопасности и защита национальных интересов, а также создание благоприятных внешних условий для развития и процветания Казахстана.

При осуществлении своих задач и функций МИД имеет право:

-запрашивать и получать от государственных органов и организаций независимо от их форм собственности и организационной подчиненности документы, а также справочные и иные материалы;

-осуществлять контроль за соответствием проектов международных договоров Республики Казахстан Конституции и международно-правовым нормам;

-представлять предложения об учреждении посольств, генеральных консульств, консульств Республики Казахстан, а также ее представительств при международных организациях;

-вносить на рассмотрение Президента и Правительства предложения о разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам внешней политики и дипломатической службы;

-осуществлять другие функции, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Персональную ответственность за выполнение МИДом возложенных на него задач и осуществление им своих функций в целом несет Министр иностранных дел. Статус Министра включает, в частности, его право представлять без специальных полномочий Республику Казахстан на двусторонних и многосторонних переговорах и подписывать международные договоры республики. Министр вносит по согласованию с Премьер-Министром представления Президенту о назначении, отзыве, а также продлении и сокращении сроков пребывания на посту послов и постоянных представителей Казахстана в международных организациях. Кроме того, Министр присваивает дипломатические ранги от атташе до советника I класса включительно и вносит Президенту представления о присвоении дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного Полномочного Посланника I и II классов. Особая роль министра иностранных дел привела к тому, что на практике многие государства придерживаются обычая официального уведомления (нотификации) иностранных государств о назначении нового лица на эту должность.

Для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности МИД и принятия соответствующих решений в Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председателя коллегии), вице-министров — директоров департаментов и руководителей подразделений, а также других лиц (общий состав коллегии — до 15 человек). На заседаниях коллегии утверждаются дипломатические должности выше советника, а также вопросы об отставке лиц, имеющих дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного Полномочного Посланника I и II классов. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов в форме постановлений и реализуются приказами Министра.

В соответствии с Приложением к указанному Постановлению Правительства от 12 ноября 1997 года, в структуру центрального аппарата МИД входят следующие подразделения:

-Департамент администрации и контроля;

-Департамент консульской службы;

-Департамент по обеспечению деятельности центрального аппарата МИД и его загранучреждений;

-Первый Департамент (Управление ООН и международного экономического сотрудничества, Управление международной безопасности);

-Второй Департамент (Управление стран СНГ, Управление многостороннего сотрудничества в СНГ);

-Третий Департамент (Управление Европы и Америки, Управление государственного протокола);

-Четвертый департамент (Управление Азии, Ближнего Востока и Африки, Договорно-правовое управление).

В центральном аппарате Министерства Республики Казахстан работают 311 человек. Для сравнения: во Франции численность сотрудников центрального аппарата МИД составляет более 3700 человек, в России — 3300 человек, в США — 7300 человек.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 282 ; Нарушение авторских прав

§ 2. Система органов внешних сношений

С учетом федерального устройства России был принят Федеральный закон от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Ранее, 12 марта 1996 г., был подписан Указ Президента «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». Конкретные функции МИД России как федерального органа государственной власти, осуществляющего координацию внешнеполитических связей субъектов РФ, предусмотрены в Положении о Предста-вительстве Министерства иностранных дел Российской Феде-рации на территории Российской Федерации, утвержденном приказом МИД России от 11 марта 2002 г.

Условия международного общения определили тот факт, что внешние сношения традиционно являются сферой исполнительной власти. Это положение нашло отражение как в кон-ституционном, так и в международном праве. Согласно между-народному праву в силу своего официального положения без специальных полномочий государство представляют глава го-сударства, глава правительства и министр иностранных дел (Венская конвенция о праве международных договоров, п. 2 «а» ст. 7). Конкретные полномочия определяются внутренним пра-вом.

Глава государства. В международном праве издавна существует норма, согласно которой глава государства осуществляет универсальное представительство государства без специальных полномочий Это положение было подтверждено МС ООН. В решении Суда по делу «О применении Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» («Босния и Герцеговина против Югославии») говорится: «Согласно международному праву не может быть сомнений в презумпции того, что каждый глава способен действовать от имени государства в его международных отношениях. ».

Конкретные полномочия главы государства зависят от конституционной системы государства. Особенно значительны они в президентских республиках.

Согласно Конституции РФ Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях (ч. 4 ст. 80). Он осуществляет руководство внешней политикой (п. «а» ст. 86). Основы внешней политики, как и ее общие направления, излагаются в ежегодном послании Президента Федеральному Собранию. Президент утверждает военную доктрину, а также доктрину внешнеполитическую, ведет переговоры и подписывает договоры. После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания он назначает дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях Президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей, которые аккредитуются при нем.

Как Верховный Главнокомандующий Президент осуществляет права, предусмотренные международным правом на случай войны, включая право отдавать приказ о применении Во-оруженных Сил в случае вооруженного нападения, объявлять нейтралитет, заключать мир и др. В значительной мере полно-мочия Президента раскрываются в процессе реализации и за-крепляются практикой

Правительство. В парламентарных республиках главная роль в осуществлении внешних сношений принадлежит правительству. В нашей стране Правительство традиционно занимает положение органа преимущественно социально-экономического руководства. Его полномочия в международной области Конституция определила в самой обшей форме: оно осуществляет меры по обеспечению «реализации внешней политики» (п. «д» ч. 1 ст. 114). Иначе говоря. Правительство осуществляет

курс внешней политики, определяемый Президентом. Полномочия Правительства в области внешней политики конкретизированы Законом о Правительстве РФ. В соответствии со ст. 21 данного Закона Правительство осуществляет меры по реализации внешней политики, обеспечивает представительство страны в других государствах и международных организациях, в пределах своих полномочий заключает международные договоры и обеспечивает выполнение обязательств по международным договорам, наблюдает за выполнением до-говоров другими участниками, защищает российских граждан за пределами территории РФ, выполняет некоторые другие функции. Статья 32 Закона о Правительстве РФ специально оговаривает особенности руководства некоторыми федераль-ными органами исполнительной власти, подчиняя их непо-средственно Президенту. К числу таковых отнесен МИД Рос-сии.

Ведомство иностранных дел. Ведомства иностранных дел являются органами исполнительной власти, осуществляющими управление внешними сношениями государства. Они состоят из центрального аппарата, а также зарубежных дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств при международных организациях.

Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента от 11 июля 2004 г., к основным задачам Министерства относит среди прочих:

разработк\ общей стратегии внешней политики России и представление соответствующих предложений Президенту;

реализацию внешнеполитического курса России в соответствии с «Концепцией внешней политики Российской Феде-рации»;

Смотрите так же:  Договор по техническому обслуживанию и эксплуатации котельной

обеспечение дипломатических и консульских отношений с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности России, других ее интересов на международной арене, а также прав, свобод и интересов российских граждан и юридических лиц за рубежом;

содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики России и реализации ее международных прав и обязательств;

содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

Из полномочий Министерства, непосредственно связанных с реализацией международной договорной функции государства, участием в международном нормотворческом процессе, обеспечением гармоничного взаимодействия международного и национального права, в том числе путем содействия национальному законотворчеству, наконец, что немаловажно, с защитой прав человека и гражданина, следует отметить следующие.

Министерство иностранных дел РФ:

вносит Президенту и в Правительство проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства, проекты других документов, по которым требуется решение Президента или Правительства, по вопросам, входящим в компетенцию МИД России, а также проект плана работы Министерства и прогнозные показатели его деятельности;

реализует дипломатическими и международно-правовыми средствами усилия Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасно-сти, в том числе с учетом ее ответственности как постоянного члена СБ ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов;

обеспечивает участие России в деятельности международных организаций и конференций, содействует повышению роли России как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;

разрабатывает проекты международных договоров РФ, представляет в установленном порядке Президенту или в Правительство предложения о проведении переговоров о подписании международных договоров РФ, предложения о подписании и выражении согласия Российской Федерации на обязательность для нее международных договоров, а также предложения о прекращении и приостановлении действия международных договоров РФ;

заключает международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в компетенцию МИД России;

представляет Президенту или в Правительство предложения о подписании от имени Российской Федерации или от имени Правительства РФ международных актов, не являющихся международными договорами РФ,

дает разъяснения в пределах своей компетенции по вопросам международного права в связи с запросами органов государственной власти, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, физических и юридических лиц;

осуществляет функции депозитария многосторонних международных договоров, если в соответствии с условиями этих договоров такие функции возложены на Россию;

осуществляет общее наблюдение за выполнением международных обязательств России, участвует в подготовке предложений по приведению законодательства России в соответствие с ее международно-правовыми обязательствами,

обеспечивает функционирование единой государственной системы регистрации и учета международных договоров РФ;

обеспечивает хранение подлинников (заверенных копий, официальных переводов) международных договоров, заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства РФ, материалов архивов внешней политики Российской Федерации, учет и использование документов, находящихся в них на постоянном хранении,

ведает в пределах своей компетенции вопросами гражданства,

осуществляет в соответствии с нормами международного права защиту законных прав и интересов соотечественников, проживающих за рубежом;

обобщает практику применения российского законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в сфере международных отношений Российской Федерации.

Возможность участия ведомств России в международных отношениях предусмотрена Законом о международных договорах РФ. Кроме того, соответствующие полномочия предусмотрены в профильных законах и в положениях о министерствах. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» наделяет Генеральную прокуратуру полномочием осуществлять прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, заключать соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью (ст. 2). В Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г., предусмотрено, что оно заключает международные договоры РФ межведомственного характера по вопросам, относящимся к его компетенции. В связи с этим отметим характерное для современности расширение компетенции в области внешних сношений ведомств, занятых правоохранительной деятельностью. Объясняется эта тенденция развитием между-народного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Парламент. Ни в международном праве, ни в международной практике за парламентом не признается статус органа внешних сношений. Не делает этого и конституционное право. Известны случаи, когда парламенты вторгались в компетенцию исполнительной власти и зачастую результат был негативным.

В 1995 г. Государственная Дума приняла закон о прекраще- нш1 участия России в осуществлении международных санкций в отношении Югославии, введенных СБ ООН во исполнение своих полномочий по Уставу ООН. Президент отклонил закон, указав, что его принятие противоречило ч. 4 ст. 15 Конститу-ции РФ и означало бы «односторонний отказ России соблюдать Устав ООН». По сути дела, глава государства отверг попытку парламента вторгнуться в осуществление практической внешней политики и подтвердил общепризнанное правило о том, что в своих внешних делах государство должно говорить одним голосом.

Сказанное не означает принижения роли парламента в определении и осуществлении внешней политики. Исполнительная власть нуждается в политической, моральной и материальной поддержке законодательной власти. Парламент издает соответствующие законы, участвует в ратификации договоров, принимает бюджет, предусматривающий расходы на внешнеполитическую деятельность. Конституция РФ специально оговаривает такие полномочия парламента, как принятие федеральных законов по вопросам войны и мира, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за рубежом. Не будучи органом внешних сношений, парламент вместе с тем вправе поддерживать межпарламентские связи, значение которых неуклонно растет.

Для эффективности внешних сношений государства сотрудничество исполнительной и законодательной властей имеет существенное значение. Противостояние в этой области отрицательно сказывается на национальных интересах. Между тем такое противостояние имеет место, особенно в крупных государствах. В США сенатский комитет по иностранным делам называют «кладбищем международных договоров». В результате исполнительная власть все шире прибегает к заключению «исполнительных соглашений» и принятию политических обязательств неправового характера, которые не подлежат ратификации (совместные коммюнике и заявления, резолюции международных совещаний и т. п.).

Парламент является важным каналом влияния внутренней политики на политику внешнюю. При осуществлении последней главе исполнительной власти приходится одновременно играть на двух досках: одну партию с внутриполитическими силами, другую — с контрагентами на международной арене. Если не удается достичь баланса между двумя сферами, страдает в первую очередь внешняя политика.

Суд. Суд не является органом внешних сношений. Вместе с тем на современном этапе происходит активизация связей, особенно между высшими судами разных стран, что имеет существенное значение и для международного права, в частности для реализации его предписаний внутри страны.

Нельзя также сбрасывать со счетов то значение, которое могут иметь решения конституционных судов при определении компетенции органов государства в области внешних сноше-ний. Федеральный конституционный суд ФРГ, например, оп-ределил, что Основной закон обеспечивает федеральной ис-полнительной власти доминирующую позицию в области внешней политики. Судам общей юрисдикции, арбитражным судам приходится применять международные договоры, что неизбежно предполагает их толкование. Конституционные суды или высшие суды, наделенные полномочием конституционного надзора, внедряют международные договорные нормы в судебную, законотворческую и правоприменительную практи-ку, но могут при определенных обстоятельствах и не допустить их применения внутри государства.

В наше время наблюдается тенденция к прямому взаимодействию судов государств. При принятии судебных решений порой учитывается практика иностранных судов по аналогичным делам. Шире используется интернациональный опыт, на-шедший отражение в международных актах. Суды активизиру-ют свои контакты, судьи обмениваются опытом. Положено на-чало интернационализации правосудия.

Привилегии и иммунитеты должностных лиц. Во время пребывания с официальной миссией за рубежом высшие должностные лица государства, включая членов парламента, пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Особыми иммунитетами и привилегиями при поездке за рубеж обладает глава государства. В таком случае говорят о «государственном иммунитете». Иммунитет действует даже в том случае, если визит не является официальным. Согласно Конвенции о предупреждении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. глава государства находится под международной защитой всегда, когда он находится на территории иностранного государства (п. 1 «а» ст. 1). Все ос-тальные должностные лица государства пользуются дипломатической неприкосновенностью лишь при выполнении соответствующих официальных функций.

Глава государства обладает полным иммунитетом от юрисдикции страны пребывания. Последняя обязана оградить главу иностранного государства от посягательств на его достоинство. Главе государства предоставляется право на сопровождение представителями собственной службы безопасности, которые должны сотрудничать с местными правоохранительными орга-нами.

В последние годы не раз возникал вопрос о том, насколько защищают иммунитеты бывшего главу государства от ответственности за действия, совершенные во время нахождения в должности. Если речь идет о преступлениях против мира и безопасности человечества, то иммунитет не защищает главу государства даже во время нахождения в должности. Это положение подтверждено Римским статутом МУС 1998 г. Однако утверждается оно не без труда.

Подтверждением тому служит история с бывшим чилийским диктатором А. Пиночетом, задержанным в Соединенном Королевстве по просьбе Испании, потребовавшей его выдачи. Он обвинялся в гибели испанских граждан в период правления в Чили возглавлявшейся им военной хунты. Лондонский Высокий суд в октябре 1998 г. постановил, что Пиночет как бывший глава государства обладает иммунитетом, защищающим его от судебного преследования за действия, совершенные им в процессе осуществления своих функций. Однако высшая судебная инстанция — Юридический комитет Палаты лордов, признала его виновным в ряде нарушений Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и подпадающим под действие британского Закона об экстрадиции. Ряд государств запросили о выдаче Пиночета и тем самым признали, что иммунитетом он не обладает

Об этом же свидетельствует практика МУС, МТБЮ и МТР, привлекающих к ответственности как бывших, так и действую-щих высших должностных лиц и военачальников. Другой при-мер — трудности с исполнением ордера на арест действующего президента Судана, выданного МУС в 2009 г.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019