Нормативный договор в странах

Нормативный договор в системе источников современного российского налогового права

(Гриценко В. В.) («Налоги» (журнал), 2006, N 1) Текст документа

НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО НАЛОГОВОГО ПРАВА

Гриценко В. В., канд. юрид. наук, доцент кафедры административного и муниципального права Воронежского госуниверситета.

Нормативный договор в терминологическом и содержательном аспектах рассматривается в теории права как синоним «нормативно-правового договора», «правового», реже «публичного» . ——————————— Однако имеются и противоположные точки зрения. Так, например, В. С. Белых, Д. В. Винницкий указывают на отличие публичного договора от публично-правового договора, используемого в конституционном (государственном), административном, финансовом бюджетном, налоговом и других отраслях публичного права. См.: Белых В. С. Хозяйственное законодательство в российской правовой системе // Правовая реформа в России: Проблемы теории и практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (18 — 19 апреля 1996 г.). Екатеринбург, 1996. С. 28; Белых В. С., Винницкий Д. В. Налоговое право России. М., 2004. С. 162.

В теории права нормативный договор определяется как признаваемое государством соглашение, устанавливающее взаимные права и обязанности сторон в виде правовых норм . ——————————— Оксамытный В. В. Теория государства и права. Учебник для студентов высших учебных заведений.

Нормативно-правовой договор как источник права — это договор, содержащий новые нормы действующего права. Такие договоры имеются в сфере как частного, так и публичного права и могут носить как международный, так и внутригосударственный характер . Нормативные договоры международного характера являются своевременным адекватным источником налогового права на фоне прогрессирующих процессов глобализации . Думается, что в условиях ускорения мобильности капитала все виды международных актов важны, однако среди них особую эффективность по обеспечению правовой безопасности российского налогового государства могут обеспечить соглашения о развитии интеграции в экономической деятельности, договоры об избегании двойного налогообложения и предотвращении от уклонения платы налогов, договоры об обмене информацией и сотрудничестве в борьбе с нарушениями налогового законодательства. ——————————— См: Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2004. С. 402. Там же. С. 413. Глобализация характеризуется как макромасштабный, многоплановый, внутренне противоречивый процесс нарастания общего в мировых системах — экономической, политической, социальной и правовой. Данному процессу присуща объективность, включающая как положительные, так и отрицательные стороны. Специфика глобализации в правовой сфере проявляется и прослеживается во всех структурных частях правовой системы страны, и в первую очередь в нормативно-правовой базе, а также системе источников права и их соотношении. См.: Поленина С. В., Гаврилов О. А., Колдаева Н. П., Лукьянова Е. Г., Скурко Е. В. Правовая политика России в условиях глобализации // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. N 1. С. 28 — 31.

Вопрос о договоре как источнике права является в литературе малоизученным, в учебной литературе по традиции лишь упоминается о существовании данного источника права . ——————————— См.: Нечитайло М. А. Нормативный договор как источник права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 2.

Однако в последнее время можно отметить заметный интерес к данному виду источников права среди представителей общей теории права и отраслевых наук . ——————————— См.: Иванов В. В. Общие вопросы теории договора. М., 1999; Нечитайло М. А. Нормативный договор как источник права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002; Мясин А. А. Нормативный договор как источник права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2003; Марченко М. Н. Особенности нормативно-правового договора как источника права // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2004. N 1. С. 3 — 15; Марченко М. Н. Особенности нормативно-правового договора как источника права. Источники права: Учеб. пособие. М., 2005. С. 283 — 297; Пучков О. А. Нормы и формы (источники) права. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. В. Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 172; Нерсесянц В. С. Источники права. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2004. С. 402, 405; Венгеров А. Б. Форма права. Теория государства и права: Учебник / А. Б. Венгеров. 2-е изд. М., 2005. С. 419. См.: Демин А. В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. 1998. N 2; Коренев А. П., Абдурахманов А. А. Административные договоры: Понятие и виды // Журнал российского права. 1998. N 7; Курчевская С. В. Административный договор: Формирование современной теории и основные проблемы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Воронеж, 2002; Колесников Е. В. Источники конституционного права. Кутафин О. Е. Источники конституционного права. Саратов. М., 2002. Кучерявенко Н. П. Международно-правовой договор в системе источников налогового права // Кучерявенко Н. П. Курс налогового права. В 6 т. Т. II: Введение в теорию налогового права. Х., 2004. С. 545 — 550.

Ученые отмечают, что, как правило, нормативный договор, т. е. договор, содержащий нормы права, применяется в качестве источника права главным образом в трех сферах: в международном праве, где договоры, как правило, являются нормативными; в конституционном и трудовом праве , а также в других сферах. ——————————— Муромцев Г. И. Источники права. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, докт. юрид. наук, проф. В. С. Нерсесянца. М., 2004. С. 276.

Характеризуя договор как соглашение (согласование воли) сторон, направленное на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей, В. С. Белых и Д. В. Винницкий отмечают, что такое «понимание позволяет использовать конструкцию договора в различных отраслях права (например, в международном, конституционном, административном, гражданском, налоговом и др.)» . ——————————— См.: Белых В. С., Винницкий Д. В. Налоговое право России. М., 2004. С. 161.

Выделяя такие принципы заключения договора, как равенство, автономия (независимость) сторон и их свободное волеизъявление, имущественная ответственность за нарушение договора вследствие нарушенного обязательства, О. А. Пучков, указывает на основное требование к форме, содержанию и предмету договора, которое заключается в том, чтобы он не противоречил действующему законодательству . ——————————— См.: Пучков О. А. Правотворчество. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. В. Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 197.

Нормативный договор, как источник налогового права, представляет собой признаваемое государством соглашение, закрепляющее взаимные права и обязанности сторон в налоговой сфере. Анализируя положения общей теории права, можно выделить признаки нормативного договора, характерные для налогового права: — длительность действия и неоднократность применения; — добровольность заключения договора; — равенство участников; — целевая направленность договора, которая заключается в превалировании его публичных (общественных) целей; — официальное опубликование нормативных договоров; — недопустимость изменения или отказа от исполнения договора в одностороннем порядке; — участие в нем (хотя бы одной из сторон) органа государственной и муниципальной властей; — закрепление в договоре правил поведения, которые имеют значение как для участников договора, так и для других субъектов права; — неопределенность и многочисленность адресатов договорных норм; — четкая формальная процедура его заключения; — закрепление прав и обязанностей сторон в налоговой сфере: — соответствие налоговому законодательству; — состоит из норм права; — публичный характер . ——————————— Характеризуя данный признак, М. Н. Марченко отмечает, что он свое конкретное проявление находит в том, что: а) сторонами нормативно-правового договора выступают чаще всего публичные институты (государство в целом, его отдельные органы, межгосударственные образования, коммерческие фирмы и их филиалы, органы местного самоуправления, общественные объединения и др.); б) в нем, как правило, всегда проявляется и закрепляется не частная, а общая, публичная воля — воля его сторон, субъектов данного договора; в) основной целью заключения правового договора является публичная цель, суть которой состоит в адекватном выражении и полном удовлетворении публичных интересов — интересов сторон. См.: Марченко М. Н. Особенности нормативно-правового договора как источника права // Вестник Московского ун-та. Сер. 11. Право. 2004. N 1. С. 9.

Если определять степень значимости нормативного договора как источника в налоговом праве, то следует отметить специфический характер данного акта, применяемого в строго очерченных рамках общественных отношений . ——————————— Согласно пункту 3 статьи 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Таким образом, договорное разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти не исключается. Причем, примеры использования договорных отношений в налоговой сфере в России имеются, хотя их заключение носит неоднозначный характер, так как, с одной стороны, они были направлены на урегулирование конфликтной ситуации между центром и субъектами, отказавшимися уплачивать налоги в федеральный бюджет, а с другой стороны — нарушался принцип равенства субъектов в налоговой сфере. Например, см.: Договор от 15.02.1994 «О разграничении предметов ведения о взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти республики Татарстан» // Известия Татарстана. 1994. N 30 — 31; Договор от 01.07.1994 «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской республики» // Кабардино-Балкарская правда. 1994. N 123, и т. д.

Смотрите так же:  Налог на авто в смоленске

Примерами нормативных договоров в налоговом праве являются соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности и использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также осуществления контроля за их исполнением , Соглашение от 14.02.2001 N БГ-16-34/1/12 «О сотрудничестве между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Торгово-промышленной палатой Российской Федерацией» , Соглашение Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Государственного таможенного комитета Российской Федерации по взаимному информационному обмену , Соглашение по информационному взаимодействию между Пенсионным фондом Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам , предметом которого является взаимный обмен информацией о начисленной и уплаченной сумме единого социального налога в части сумм, зачисляемых в ПФР, выявление фактов нарушения законодательства, регулирующего указанные отношения, а также осуществление обязательного социального страхования и др. ——————————— Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2005 N 149, устанавливающего Правила заключения соглашений между Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также осуществления контроля за их исполнением» (данные Правила регулируют отношения, связанные с заключением соглашений с субъектами РФ, для которых в течение двух из трех последних отчетных лет доля дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ в общем объеме собственных доходов превышала 50 процентов) был издан Приказ Министерства финансов РФ от 19.04.2005 N 79 «Об утверждении порядка заключения Соглашений между Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности и использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также осуществления контроля за их исполнением» // СЗ РФ. 2005. N 13. Ст. 1176. Документ опубликован не был. Содержится в правовой версии «КонсультантПлюс». Согласно указанному документу стороны обязались осуществлять плановый (в установленные сроки) и оперативный (по запросам) обмен информацией и предоставление содержащихся в нем сведений // Таможенные ведомости. 2000. N 10. Документ опубликован не был. Содержится в правовой версии «Консультант Плюс».

Для указанных Соглашений характерно следующее: во-первых, они не подлежат обязательному опубликованию в СМИ; во-вторых, носят оперативный, контрольный, информационный характер; в-третьих, затрагивают интересы только ограниченного круга лиц, как правило, которые в них вступили; в-четвертых, являются обязательными только для сторон, их подписавших; в-пятых, заключаются с целью упорядочения какого-либо вида конкретных отношений, в том числе в налоговой сфере . Н. П. Кучерявенко выделяет три группы международных соглашений, регулирующих налоговые отношения: условно-налоговые, общеналоговые, ограниченно-налоговые . ——————————— См., например, Соглашение от 30.03.2002 «О таможенном и налоговом контроле за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции на территориях государств — членов ЕВРАЗЭС», принято в целях совершенствования налогового и таможенного контроля над экспортно-импортными операциями, обмена информацией между налоговыми органами и таможенными органами государств: для упорядочения производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции на территориях этих государств // Бюллетень международных договоров. 2003. N 5. См.: Кучерявенко Н. П. Курс налогового права. В 6 т. Т. III: Учение о налоге. Х., 2005. С. 590 — 591.

Таким образом, проведенный обзор мнений ученых и практического использования нормативных актов позволяет выделить нормативно-правовой договор в качестве источника налогового права, роль которого в современных условиях российского государства, с одной стороны, и интеграции России в европейское сообщество, с другой стороны, неуклонно возрастает. Внутригосударственные нормативные договоры наряду с другими источниками налогового права способствуют формированию эффективного правового государства РФ. Анализ различных точек зрения ученых по поводу существования нормативных договоров международного характера и их роли в регулировании налоговых отношений позволил выделить основные виды международных договоров: во-первых, договоры об избежании двойного налогообложения и предотвращении от уклонения уплаты налогов , являющихся «основополагающими в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства» ; во-вторых, договоры, определяющие основные принципы налогообложения ; в-третьих, договоры о налогообложении доходов от международных перевозок; в-четвертых, соглашения о развитии интеграции в экономической деятельности; в-пятых, договоры об обмене информацией и сотрудничестве в борьбе с нарушениями налогового законодательства ; в-шестых, иные договоры, содержащие нормы о налогах. ——————————— См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы // СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 511; Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы // СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2236. Мокшин А. В. О некоторых проблемах, возникающих в международной практике в связи с двойным налогообложением и уклонением от уплаты налогов. Налоговое консультирование в Узбекистане: Проблемы становления и перспективы развития / Отв. ред. Л. Б. Хван. Ташкент, 2003. С. 181. Например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики о принципах взимания косвенных налогов и взаимной торговле 2000 г. // БМД. 2001. N 4; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Казахстан о принципах взимания косвенных налогов и взаимной торговле 2000 г. // БМД. 2001. N 10. См. например: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии о сотрудничестве и обмене информацией по вопросам соблюдения налогового законодательства 2001 г. // БМД. 2001. N 10.

В 2003 году были подписаны 4 Конвенции между Правительством РФ и Правительствами Австрийской Республики, Правительством Португальской Республики, Правительством Республики Исландии, Королевством Норвегия об избежании двойного налогообложения. ——————————— Конвенция между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал // СЗ РФ. 2003. N 5. Ст. 381; Конвенция между Правительством РФ и Правительством Португальской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы // СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 51; Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Исландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы // СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3627; Конвенции между РФ и Королевством Норвегия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал // СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1305.

В 2003 году заключено 8 Соглашений об избежании двойного налогообложения между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики; Правительством Республики Индонезии; Правительством Китайской Республики; Государством Кувейт; Правительством Сирийской Арабской Республики; Правительством Республики Таджикистан; Правительством Новой Зеландии. Было также заключено Соглашение с Республикой Узбекистан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле и ратифицировано Соглашение с Австралией об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы. ——————————— Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокол к Соглашению // СЗ РФ. 2003. N 4. Ст. 269, 270; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Индонезии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы // СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 511; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения в отношении налогов на доходы // СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 806; Соглашение между РФ и Государством Кувейт об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал // СЗ РФ. 2003. N 11. Ст. 958; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Сирийской Арабской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы // СЗ РФ 2003. N 36. Ст. 3494; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал // СЗ РФ, 2003. N 43. Ст. 4109; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Новой Зеландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы // СЗ РФ. 2003. N 47. Ст. 4511. СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1259. СЗ РФ. 2003. N 49. Ст. 4703.

Смотрите так же:  Какой срок подачи документов на налоговый вычет

В 2004 году была подписана одна Конвенция между Правительством РФ и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и три Соглашения ; договоров в сфере налогообложения не заключалось. ——————————— СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2236. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) // СЗ РФ. 2004. N 2. Ст. 113; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы // СЗ РФ. 2004. N 9. Ст. 699; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле // СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2716.

Нормы международного налогового права действуют в РФ в двух направлениях: через принятие актов налогового права, регулирующих те же вопросы, что и международные нормы; путем непосредственного применения международных норм в качестве регулятора налоговых правоотношений . ——————————— См.: Донцов П. В., Бирюков П. Н. Расследование налоговых преступлений «с иностранным элементом»: Правовые и криминалистические аспекты / П. В. Донцов, П. Н. Бирюков. Воронеж, 2003. С. 39.

Основные цели международного сотрудничества в налоговой сфере направлены на устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков. Однако не менее важными являются и другие цели: гармонизация налоговых систем и налоговой политики; унификация фискальной политики и налогового законодательства; предотвращение уклонения от налогообложения; избежание дискриминации налогоплательщиков-нерезидентов; гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности . ——————————— Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е. Н. Евстигнеева. СПб, 2000. С. 81.

Международные договоры как основной источник международного налогового права приобретают в настоящее время все большее значение, так как «между национальными правовыми системами в области налогообложения зачастую возникают конфликтные ситуации, связанные с многократным налогообложением» , и решить их только с помощью российского налогового законодательства невозможно. Трудно не согласиться с мнением Н. П. Кучерявенко, который считает, что применение данного источника права не всегда однозначно, так как международные договоры наделены различной юридической силой, например, если в Украине они имеют преимущество над законами, принятыми Верховной Радой, то в США их действие равнозначно законам, и включаются международные договоры в систему законодательства наравне с законами США . ——————————— Поляков В. В., Котляренко С. П. Международное многократное налогообложение. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2000. С. 382. Кучерявенко Н. П. Налоговое право: Учебник. Харьков, 2001. С. 48 — 49.

К международным источникам налогового права С. Г. Пепеляев относит международные акты, устанавливающие общие принципы налогообложения; международные налоговые соглашения; международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения; решения международных судов о толковании международных соглашений . Е. Н. Евстигнеев международные соглашения по налогообложению делит на четыре группы: международные соглашения общего характера, собственно налоговые соглашения, договоры, в которых затрагиваются налоговые вопросы, специфические соглашения по конкретным международным организациям . ——————————— Пепеляев С. Г. Дополнительные источники налогового права. Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2004. С. 255. См.: Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. СПб., 2005. С. 67 — 68.

Международные договоры, в которых участвует Россия, входят в состав ее действующего права в качестве общеобязательных и приоритетных по своей юридической силе источников, но в то же время, являясь актами международного права, не являются составной частью ее национального законодательства. В 2001 году в Минске на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС было объявлено о завершении юридического оформления новой международной организации — Евразийского экономического сообщества. Одним из практических результатов проводимой работы по сближению налоговых законодательств стало завершение перехода государств — членов ЕврАзЭС к международной системе взимания косвенных налогов во взаимной торговле по принципу «страны назначения» . ——————————— Мамбеталиев Н. Т. Текущие вопросы согласованной налоговой политики государств — участников ЕврАзЭС // Налоговый вестник. 2001. N 9. С. 122.

Определенные направления в сфере сближения национального налогового законодательства с международным предпринимаются и в нашей стране. Так, в частности, 3 сентября 2004 года было принято Совместное постановление Исполкома Координационного совета Международного союза юристов, Правления Международного союза (содружества) адвокатов и Правления Центрального совета Союза юристов России «Об участии Международного союза юристов, Международного союза (содружества) адвокатов и Союза юристов России в обеспечении единого правового пространства СНГ», в котором указывается, что «для совершенствования своего законодательства мы должны ориентироваться на относящееся к континентальной правовой семье европейское право», и далее — «при определении общих стандартов предпринимательского и финансового права сразу лучше ориентироваться на европейские общие правовые стандарты» . ——————————— См.: Законодательство и экономика. 2004. N 9. С. 13.

В. М. Лебедев, выступая на Пленуме Верховного Суда, отметил, что в последнее время при рассмотрении конкретных дел все чаще применяются международные договоры Российской Федерации. Кроме того, стали применяться и другие источники международного права, такие, как общепризнанные принципы и нормы международного права и практика международных судебных органов . ——————————— Лебедев В. М. Пленум Верховного Суда Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. N 12. С. 1.

Гарвардские ученые Уорд М. Хасси, Дональд С. Любик во введении в Основы Мирового Налогового кодекса обозначили следующую цель: «Решение проблем, общих для всех налоговых законодательств, независимо от различий в названиях хозяйственных единиц и мерах по обеспечению исполнения законов, преобладающих сейчас в разных странах» . ——————————— Мировой налоговый кодекс. Электронная версия. 1996.

Таким образом, в связи с интеграционными процессами, происходящими в различных странах и в России, наблюдается тенденция к совершенствованию налогового законодательства на мировом уровне.

Нормативный договор как источник права

Нормативный договор — это соглашение «двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.)».

Предметом договоров нормативного содержания обычно являются сотрудничество, делегирование полномочий и др. Для субъектов внутригосударственного договора эти нормы являются источником права, в соответствии с которым могут издаваться нормативно-правовые акты. Международный договор является соглашением между государствами. Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений. Если внутринациональный договор имеет субординационную природу по отношению к национальному законодательству, то международный договор имеет координационную природу, определяя взаимоотношения равноправных субъектов правотворчества. Международные договоры могут быть трансформированы сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют приоритет по отношению к национальному законодательству.

Нормативно-правовой договор

Нормативно-правовой договор – это соглашение двух или более субъектов права, содержащее общеобязательные правила, юридические нормы.

Для нормативно-правового договора как источника права характерны следующие черты:

  • • представляет собой соглашение двух или более субъектов права;
  • • выступает как акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения;
  • • стороны имеют равное правовое положение;
  • • является добровольным волеизъявлением сторон;
  • • содержит юридические нормы;
  • • по своим юридическим особенностям подобен нормативным юридическим актам.

Важным свойством нормативно-правового договора как источника права является то, что он представляет собой добровольное волеизъявление сторон. В отличие от нормативного правового акта, который является актом одностороннего волеизъявления законодательного органа. Однако после того, как стороны заключили договор, они обязаны подчиняться содержащимся в нем правовым нормам. Одностороннее невыполнение влечет для стороны-нарушителя негативные юридические последствия.

Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех правовых системах. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Нормативно-правовым договором выступает такое соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила.

Нормативно-правовой договор отличается от договора как индивидуального акта неперсонифицированностью своих предписаний, неоднократностью и долговременностью своего действия.

Наибольшее значение договор как источник права имеет для международного и конституционного права. В международном праве нормативно-правовой договор вообще является основным источником права. С развитием рыночных отношений он получает распространение в сфере гражданского и трудового права. И вообще можно говорить о перспективности нормативно-правового договора как источника юридических норм.

Нормативно-правовые договоры могут называться по-разному: «контракт», «соглашение», «договоренность» и т.п., но главное для него как для источника нрава – данный документ должен содержать юридические правила (нормы).

Нормативный правовой акт

Понятие нормативного правового акта

Нормативный правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым писаным правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой – разновидностью правовых актов.

Смотрите так же:  Налог авто по инн

Термин «акт» в сфере права имеет два значения:

  • 1) правомерного действия, в том числе действия по правотворчеству, когда законодательный орган совершает действия по изданию, изменению или отмене закона;
  • 2) официального документа, в котором выражаются и закрепляются результаты тех или иных юридически значимых действий.

Когда речь идет о нормативных правовых актах, то слово «акт» понимается во втором из названных значений.

Как результат отмеченной двуединой природы нормативный правовой акт:

  • • содержит юридические нормы;
  • • представляет собой официальный письменный акт-документ;
  • • является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой.

Нормативный правовой акт может приниматься также в порядке делегированного законодательства (в порядке переданного компетентным государственным органом полномочия по определенным вопросам издавать юридические нормы) или референдума. Но в любом случае с участием государства и выражением его воли.

С учетом названных признаков нормативный правовой акт можно определить следующим образом. Нормативный правовой акт – это официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в специальных процедурных формах компетентными органами государства, а также в порядке делегированного законодательства или путем референдума.

Нормативные правовые акты следует отличать от другой разновидности правовых актов – индивидуальных юридических актов, а главное – от такой разновидности индивидуальных актов, как акты применения права. Нормативные правовые акты и акты применения права объединяет общая юридическая природа: и те, и другие содержат государственно-властные предписания; но у правоприменительных актов эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (конкретизированный по субъектам и юридическому содержанию) характер, а нормативные правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера – юридические нормы. Например, в сфере уголовного права нормативным правовым актом (источником норм уголовного права) является уголовный кодекс, а актом применения права – приговор суда по конкретному уголовному делу. При этом и уголовный кодекс, и приговор суда являются правовыми актами.

Основная задача нормативного правового акта, как и любой формы права, – хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом смысле нормативный правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права – как для «рядовых» субъектов права, так и для государства.

Во-первых, нормативные акты обладают качеством оперативности: они могут быть быстро изданы, в любом объеме изменены и отменены. Это позволяет обеспечить динамизм права, быстрое реагирование на потребности общественного развития.

Во-вторых, нормативные акты исходят в конечном счете из единого центра – нормотворческих органов государства. Это дает возможность эффективно координировать правовую систему в пределах страны, полно проводить в жизнь требования правовых норм.

В-третьих, нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать в документах содержание юридических норм. Это обеспечивает надлежащую формальную определенность права, что во многом служит преградой произвольному толкованию и применению его норм.

В-четвертых, нормативные акты выражаются в письменной форме, в документах. Это позволяет быстро доводить содержание новых нормативных положений до сведения всего населения.

Виды нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты разнообразны, имеют разные наименования. К числу нормативных правовых актов, издаваемых государственными органами, относятся законы, декреты, указы, постановления правительства, приказы министров и председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.

В национальной (индивидуальной) правовой системе каждой страны устанавливается строгая иерархия, т.е. строгая система расположения, соподчиненности нормативных правовых актов. Система нормативных правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями.

Для классификации нормативных правовых актов можно использовать разные основания. Основным является их деление по юридической силе.

По своей юридической силе нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные нормативные акты.

Закон обладает следующими признаками:

  • 1) это нормативный правовой акт, принимаемый только высшими представительными и законодательными органами государственной власти (Федеральным Собранием – в России, Конгрессом – в США, Парламентом – в Италии, Франции, Японии и др.)> представляющими весь народ. Некоторые наиболее важные законы принимаются путем референдума, т.е. непосредственно самим народом;
  • 2) обладает высшей юридической силой и имеет верховенство относительно других источников права, занимает главенствующее положение в иерархии нормативных правовых актов;
  • 3) должен быть выразителем общей воли: отражать волю и интересы не отдельного социального слоя, а всего социума той или иной страны, народа в целом;
  • 4) издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования. В этом смысле закон имеет первичный характер;
  • 5) принимается, изменяется и дополняется в особом, более сложном, чем другие нормативные правовые акты, процедурном порядке;
  • 6) исключительно нормативен (содержит только нормы права в отличие от других нормативных правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).

Таким образом, закон – это нормативный правовой акт, принимаемый в особом процедурном порядке высшим представительным органом государства или непосредственно народом путем референдума, обладающий высшей юридической силой и призванный регулировать в интересах народа наиболее важные сферы общественной жизни.

Законы, в свою очередь, подразделяются на:

  • 1) конституции как основные политико-правовые акты страны;
  • 2) конституционные законы (их еще называют «органическими»);
  • 3) обыкновенные законы.

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны – это основной, «заглавный» закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму государственного правления, форму государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои общества. В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г.

В соответствии с конституцией могут издаваться конституционные (органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства, основам государственного строя.

К числу конституционных законов относятся законы:

  • 1) которые вносят изменения и дополнения в текст конституции;
  • 2) необходимость издания которых предусмотрена самой конституцией.

Например, в Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы имеют особую, более сложную, чем обыкновенные законы, процедуру принятия. Так, в Российской Федерации на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента РФ.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, принимаемые в обычном законодательном порядке и регулирующие различные стороны экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать конституции, конституционным законам.

Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (основы законодательства, кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов федерации.

Подзаконный нормативный правовой акт – это нормативный правовой акт, который принят государственным органом или должностным лицом в пределах своей компетенции на основе и во исполнение действующих законов и прежде всего – конституции страны.

Подзаконные нормативные правовые акты должны быть основаны на законе и не могут ему противоречить. Они находятся «под законом» (отсюда и их название).

Подзаконность нормативных актов не означает их меньшую юридическую обязательность: в пределах круга своего действия они обязательны, обладают необходимой юридической силой и занимают важное место в системе нормативноправового регулирования.

Подзаконные нормативные акты многообразны и образуют довольно сложную иерархическую систему. Соотношение различных подзаконных нормативных актов строится по принципу иерархии – с учетом различной юридической силы разных видов подзаконных актов.

Акт каждой ниже расположенной, нижестоящей государственной инстанции должен не только находиться «под законом», но и соответствовать нормативным актам всех государственных органов, которые занимают более высокие ступени в государственной иерархии. Например, в Российской Федерации акты Министерства культуры РФ должны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента РФ, Правительства РФ, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственное значение, например актам Министерства финансов РФ.

Сфера действия подзаконного нормативного акта (по территории, по лицам, по предмету) зависит от места государственного органа, издавшего акт, в государственном аппарате, его компетенции. Причем и здесь нужно строго отличать нормативные акты от индивидуальных управленческих актов, содержащих не общие правила, а индивидуальные предписания: по поводу назначения на должность, выделения бюджетных средств и т.п.

Разновидностью подзаконных нормативных правовых актов являются локальные нормативные акты (уставы, положения и др.). Локальные нормативные правовые акты – это внутриорганизационные подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые организацией в пределах своей компетенции и только для регулирования внутренних вопросов (например, правила внутреннего трудового распорядка).

108shagov.ru. Все права защищены. 2019