Налоговые льготы законы субъектов рф

Для регионов появятся новые категории налоговых льгот

Фото: Roselynne / shutterstock

Для эффективного распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации в России законодательно закрепят понятия налоговых льгот и расходов, а также их новые типы.

Соответствующий проект постановления Правительства, утверждающий методику оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Федерации и муниципальных образований, опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов.

Документ определяет общие требования к порядку и критериям оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также особенности учёта оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Федерации.

В частности, налоговые льготы предлагается понимать как установленные законами субъектов Федерации и актами представительных органов муниципальных образований в соответствии со статьёй 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогам и сборам.

Под налоговыми расходами предлагается понимать налоговые льготы, а также не относимые к льготам пониженные ставки соответствующих налогов для отдельных категорий налогоплательщиков, установленные региональными законами и актами представительных органов муниципальных образований в качестве мер поддержки в соответствии с целями госпрограмм.

Госдума примет изменения в налоговое законодательство в весеннюю сессию, заявил Макаров

К социальным льготам относятся льготы для отдельных социально незащищённых групп населения, социально ориентированных НКО, поддерживающие население, а также других категорий налогоплательщиков, в случае если целью льгот не является стимулирование экономической активности и увеличение налоговых поступлений в местный бюджет.

К финансовым расходам предлагается отнести налоговые льготы, установленные для уменьшения расходов налогоплательщиков, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт бюджетов всех уровней.

Наконец, стимулирующие льготы подразумевают налоговые льготы в целях стимулирования экономической активности для увеличения налоговых поступлений в региональный бюджет.

Оценку эффективности налоговых расходов осуществляет уполномоченный региональный орган власти на основании общих требований к порядку и критериям оценки эффективности расходов.

Оценка эффективности проводится в два этапа: сначала для оценки целесообразности налоговых льгот, а затем — оценки их результативности.

Обязательными критериями целесообразности осуществления налоговых льгот (расходов) являются их соответствие целям и задачам государственных и муниципальных программ или иным целям социально-экономической политики публично-правового образования, низкие издержки администрирования на уровне не более 10% от объёма льгот, их востребованность, а также отсутствие отрицательных внешних эффектов.

Оценка результативности производится на основании влияния налоговой льготы (налогового расхода) на итоги реализации соответствующей государственной (муниципальной) программы либо достижение целей госполитики, не отнесённых к существующим государственным (муниципальным) программам, и включает оценку бюджетной эффективности льготы или расхода.

Проект постановления предусматривает формирование Сводного реестра налоговых льгот (расходов) субъектов Федерации в региональном разрезе, который будет размещаться на официальном сайте Министерства финансов.

Реализация постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации не потребует дополнительных расходов бюджетов всех уровней и не противоречит Налоговому кодексу России, положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям других международных договоров страны, отмечается в пояснительной записке.

Семинар-совещание совместно с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации по вопросу «Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов субъектов Российской Федерации»

В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2018 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации провел 22 марта 2018 года семинар-совещание «Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов субъектов Российской Федерации».

В семинаре-совещании приняли участие члены Совета Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, представители общественных организаций, а также научных кругов.

Обсудив вопросы налоговых расходов региональных и местных бюджетов, оценки эффективности налоговых льгот на федеральном уровне и опыт субъектов Российской Федерации по оценке эффективности налоговых льгот, применяемых на их территории, участники семинара-совещания отмечают следующее.

Налоговые льготы и преференции являются неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации. Их предоставление направлено на решение задач государственной политики, например, на поддержку социально незащищенных слоев населения, стимулирование отдельных видов экономической деятельности, опережающее развитие определенных территорий. Таким образом, налоговые льготы и преференции фактически являются налоговыми расходами государства и служат альтернативой прямым бюджетным расходам.

Предоставление налоговых льгот сопряжено с возникновением выпадающих налоговых доходов бюджетов бюджетной системы (ежегодно около 3% ВВП), поэтому от эффективного решения задачи оценки и оптимизации налоговых льгот зависит устранение дисбалансов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

По данным ФНС России, сумма недопоступления доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации в связи с установлением льгот и преференций по федеральным и региональным налогам составила в 2016 году 1 870,7 млрд. рублей. 60% этой суммы приходится на льготы и преференции по налогу на прибыль организаций.

В 2016 году по сравнению с 2015 годом отмечается рост (в 4,3 раза) суммы убытков прошлых налоговых периодов, уменьшивших налоговую базу отчетного периода. Соответственно, увеличилась и сумма недопоступления налога в бюджеты субъектов Российской Федерации (с 171,3 до 746,3 млрд. рублей). Росту учтенных убытков прошлых лет способствовало увеличение налоговой базы налогоплательщиков на 42%, а также увеличение на 15% числа организаций, воспользовавшихся правом на перенос убытка в 2016 году.

Значительное увеличение сумм выпадающих доходов по налогу на прибыль в 2016 году отмечается по организациям-резидентам особых экономических зон (в 2,8 раза). В основном данный рост произошел за счет увеличения числа организаций-резидентов свободной экономической зоны на территории Республики Крым и г. Севастополя с 84 организаций в 2015 году до 502 организаций в 2016 году.

Сумма недопоступления доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации по региональным и местным налогам в 2016 году составила 500,0 млрд. рублей, в том числе по налогу на имущество организаций — 398,4 млрд. рублей, по земельному налогу – 59,0 млрд. рублей, по налогу на имущество физических лиц – 28,3 млрд. рублей и по транспортному налогу – 14,3 млрд. рублей. Следует отметить, что по сравнению с 2013 годом эта сумма увеличилась в два раза, преимущественно за счет льгот, установленных федеральным законодательством. Так, по налогу на имущество физических лиц 86% льгот установлено на федеральном уровне, а по налогу на имущество организаций – 57%. По транспортному и земельному налогам картина иная: более 70% льгот установлено региональным законодательством.

Участники семинара-совещания отмечают, что в последние годы расширяются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части принятия решений о предоставлении на соответствующих территориях отдельных видов установленных на федеральном уровне налоговых льгот и преференций (так называемое правило «двух ключей»). Так, льгота по налогу на имущество организаций в отношении принятого на учет с 1 января 2013 года движимого имущества предоставляется с 1 января 2018 года только в регионах, предусмотревших соответствующую норму в своих нормативных правовых актах. Кроме того, льгота в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, с 1 января 2018 года применяется только в субъектах Российской Федерации, которые предусмотрели это путем принятия соответствующего регионального закона. Также регионам с 1 января 2018 года предоставляется право принимать решение об использовании льготы, предусмотренной в отношении имущества, используемого при разработке морских месторождений углеводородного сырья.

В связи с этим, по мнению участников семинара-совещания, важное значение приобретает оценка эффективности налоговых льгот или, как их еще называют, налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В настоящее время субъекты Российской Федерации самостоятельно разрабатывают и применяют различные критерии оценки предоставляемых льгот, а также осуществляют оценку выпадающих доходов при планировании консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Как показывает региональный опыт, осуществляется оценка бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых льгот.

Расчет бюджетной эффективности может проводиться на основе двух возможных подходов: часть регионов в своих методиках оценки эффективности налоговых льгот предусматривают относительные показатели бюджетной эффективности, часть – абсолютные. В случаях, когда рассчитывается бюджетный эффект, использование абсолютных показателей оправдано, однако их применение при оценке эффективности приводит к тому, что выявляются либо лишь результаты предоставления налоговых льгот без сопоставления с «затратами», понесенными на достижение этого результата, либо, наоборот, потери бюджета без сопоставления с результатами. Вместе с тем использование относительных показателей представляется более корректным, поскольку сам показатель эффективности подразумевает под собой соотношение «результат/затраты».

Ввиду отсутствия единого подхода к оценке эффективности налоговых льгот в субъектах Российской Федерации отсутствует возможность сопоставления эффективности схожих налоговых льгот, действующих на территории разных регионов; возникает ситуация, когда в одном регионе льгота может быть признана эффективной, в другом – неэффективной только на основе различий в методике расчета показателей. Также наблюдается существенная рассогласованность в наборе и содержании показателей, применяемых при оценке эффективности. Обозначенные проблемы могут быть решены утверждением на федеральном уровне методических рекомендаций по разработке и (или) совершенствованию имеющихся методик оценки эффективности налоговых льгот в регионах и муниципальных образованиях. В данном случае речь не идет о разработке единой методики оценки эффективности налоговых льгот, зачисляемых в региональные и местные бюджеты, поскольку будет крайне сложно учесть нюансы в составе и содержании налоговых льгот, действующих на территории различных субъектов, а лишь об обозначении основных методологических подходов к оценке эффективности налоговых льгот в зависимости от целей их установления.

Смотрите так же:  Судебные приставы г.юрга

В рамках подготовки к семинару-совещанию комитет провел опрос среди субъектов Российской Федерации по вопросам оценки налоговых расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и разработки рекомендаций по совершенствованию законодательства в части предоставления налоговых льгот. Большинство участников опроса высказалось за утверждение на федеральном уровне типовой методики оценки эффективности налоговых льгот.

Участники семинара-совещания отмечают, что еще в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 29 июня 2011 года была поставлена задача систематизации и оценки действующих налоговых льгот. Были даны поручения Правительству Российской Федерации разработать методику оценки эффективности налоговых льгот, определить федеральный орган исполнительный власти, на который будут возложены функции по проведению мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот.

В настоящее время Минфин России разработал методику оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее – Методика), которую планируется утвердить постановлением Правительства Российской Федерации. Она является доработанным вариантом методики оценки эффективности налоговых льгот, размещенной на официальном сайте министерства в конце прошлого года.

Методика определяет общие требования к порядку и критериям оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также особенности учета оценки эффективности налоговых льгот в целях распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Устанавливаются понятия налоговых льгот и налоговых расходов. Под налоговыми льготами предлагается понимать установленные законами субъектов Российской Федерации и актами представительных органов муниципальных образований в соответствии со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогам и сборам. Под налоговыми расходами понимаются налоговые льготы, а также не относимые к льготам пониженные ставки соответствующих налогов для отдельных категорий налогоплательщиков, установленные законами субъектов Российской Федерации и актами представительных органов муниципальных образований в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ).

Согласно Методике налоговые льготы (налоговые расходы) разделяются на три типа в зависимости от целевой категории – социальная, финансовая, стимулирующая. Оценка их эффективности осуществляется в два этапа: 1 этап — оценка целесообразности осуществления налоговых льгот (налоговых расходов); 2 этап – оценка результативности налоговых льгот (налоговых расходов). Предусматривается формирование сводного реестра налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации и в разрезе налоговых льгот, который будет размещаться на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет».

Результаты оценки эффективности налоговых льгот применяются при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. В частности, предусматривается, что объем эффективных стимулирующих налоговых льгот не учитывается при оценке налогового потенциала субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций. Кроме того, в целях обеспечения сопоставимости расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований и равных подходов к определению расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по каждой группе полномочий подлежат увеличению на объем налоговых льгот (налоговых расходов) по соответствующей группе полномочий.

Участники семинара-совещания обращают внимание на то, что зачастую налоговые льготы и преференции устанавливаются при внесении поправок в проекты федеральных законов, рассматриваемых в Государственной Думе во втором чтении. В этих случаях отсутствуют сопроводительные материалы, поясняющие цели введения льгот и ожидаемый эффект, а также финансово-экономическое обоснование с расчетами выпадающих доходов бюджетов.

В качестве примера можно привести рассмотрение Государственной Думой Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В виде поправок в него были включены следующие нормы: продление до конца 2020 года срока действия льготной ставки налога на добавленную стоимость в размере 10% в отношении реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам, а также услуг по передаче племенного скота во владение и пользование по договорам финансовой аренды (лизинга), продление до конца 2022 года применение нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых в отношении кондиционных руд олова, добываемых на территории Дальневосточного федерального округа и ряд других.

Учитывая вышеизложенное, участники семинара-совещания рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

утвердить методику оценки эффективности налоговых льгот, разработанную Министерством финансов Российской Федерации;

провести оценку эффективности льгот, установленных на федеральном уровне по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;

внести изменения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, предусматривающие:

исключительное право законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации на установление льгот по региональным налогам и представительных органов муниципальных образований на установление льгот по местным налогам;

обязательное применение правила «двух ключей» при введении новых льгот по федеральным налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;

подготовить предложения по отмене неэффективных налоговых льгот и преференций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о внесении изменений в формы статистической налоговой отчетности в части формирования информации о налоговых льготах, применяемых на территории субъекта Российской Федерации, включающей категории налогоплательщиков и суммы налоговых льгот по каждой категории;

внести изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие обязательное рассмотрение проектов федеральных законов, устанавливающих (отменяющих) льготы по налогам и сборам, либо изменяющих налоговые ставки, на трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений.

2. Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

проводить мониторинг эффективности действующих и планируемых к введению налоговых льгот и работу по оптимизации их количества.

3. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

направить в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу рекомендации семинара-совещания, а также предложения субъектов Российской Федерации по совершенствованию законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части предоставления налоговых льгот и преференций, полученные по результатам опроса, проведенного комитетом.

Налог на имущество организаций

Глава 9 Налог на имущество — прочие налоговые льготы

Налоговым законодательством определено, что льготой по налогу признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Льготы по налогу на имущество организаций устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) и (или) соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

Мы рассмотрим прочие льготы по налогу на имущество организаций, установленные положениями НК РФ, в том числе льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренные соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Налог на имущество организаций (далее — налог на имущество) является региональным налогом. На это указывает п. 1 ст. 14 НК РФ. Данный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации, а с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 372 НК РФ).

При установлении налога на имущество законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ, порядок и сроки уплаты налога (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Также законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Иными словами, субъекты Российской Федерации при введении на своей территории налога на имущество могут устанавливать льготы, которые будут действовать только на территории этого субъекта Российской Федерации. Например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон N 64). В ст. 4 Закона N 64 перечислены юридические лица, которые имеют право на льготу, а также условия предоставления этой льготы. Так, в частности, право на льготу по налогу на имущество имеют:

— учреждения, финансируемые из бюджета г. Москвы или бюджетов муниципальных образований в г. Москве на основе сметы доходов и расходов;

— казенные предприятия г. Москвы и муниципальных образований в г. Москве;

— органы государственной власти г. Москвы и органы местного самоуправления в г. Москве;

— организации, имеющие статус городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в соответствии с Законом г. Москвы от 4 июня 1997 г. N 11 «О погребении и похоронном деле в г. Москве»;

— организации — в отношении объектов жилищного фонда, используемого в отчетном (налоговом) периоде по назначению на основании договора найма, договора безвозмездного пользования;

— религиозные организации, зарегистрированные в установленном порядке, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности;

— организации — в отношении находящихся в собственности г. Москвы автомобильных дорог и дорожно-мостовых сооружений общего пользования, придорожного озеленения, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, специальных машин и механизмов для их технического обслуживания. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Москвы;

— жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, действующие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, и так далее.

На основании вышеизложенного можно сказать, что налогоплательщик сможет воспользоваться льготой по налогу на имущество только при соблюдении условий ее предоставления. При этом ему нужно быть готовым отстаивать право на льготу в судебном порядке. К примеру, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 23 марта 2009 г. по делу N А39-3037/2008-110/9 рассматривается случай, в котором организация, являющаяся плательщиком налога на имущество, использовала льготу по данному налогу на основании ст. 3 Закона Республики Мордовия от 27 ноября 2003 г. N 54-З «О налоге на имущество организаций». В ходе выездной налоговой проверки налоговая инспекция пришла к выводу о необоснованном применении организацией льготы по налогу на имущество. Однако суд на основании материалов дела пришел к выводу о соблюдении организацией обязательного условия для предоставления льготы по налогу на имущество, поэтому заявление о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за неуплату налога на имущество удовлетворено правомерно.

Смотрите так же:  Нотариус загородный

Налоговые льготы по налогу на имущество предусмотрены и положениями НК РФ.

Перечень данных льгот приведен в ст. 381 НК РФ. В частности, освобождаются от налогообложения:

— организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.

Следует отметить, что уголовно-исполнительная система включает в себя (ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»):

учреждения, исполняющие наказания;

территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 «Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» утвержден Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему;

— религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Федеральный закон N 125-ФЗ) к религиозной деятельности относятся вероисповедание, совершение богослужений, другие религиозные обряды и церемонии, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (п. 1 ст. 6 Федерального закона N 125-ФЗ).

В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ религиозными организациями создаются учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала. Данные учреждения подлежат регистрации в качестве религиозных организаций, а также получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

Таким образом, согласно Письму УФНС России по г. Москве от 28 июня 2006 г. N 18-11/3/[email protected], не подлежат обложению налогом на имущество культовые здания и сооружения, иные места и объекты, относящиеся к основным средствам и специально используемые для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), а также имущество для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций. К таким объектам относятся церкви, монастыри и иные культовые здания, сооружения и объекты, предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), духовные семинарии, а также иные образовательные учреждения (включая технические средства). При этом освобождению от налога на имущество организаций подлежит все имущество, составляющее (входящее в) указанные объекты.

Также освобождаются от налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 381 НК РФ:

— общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

— организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг. Исключением являются подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2004 г. N 90 «Об утверждении Перечня товаров, производимых с использованием имущества организаций, не подлежащих освобождению от обложения налогом на имущество организаций, и (или) реализуемых такими организациями». Также исключением являются брокерские и иные посреднические услуги;

— учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую (ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организации, функционирующие с учетом всех вышеперечисленных требований и имеющие общероссийский статус, вправе применять льготу, установленную п. 3 ст. 381 НК РФ. Если региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов является самостоятельным юридическим лицом, то оно также вправе воспользоваться указанной льготой при соблюдении условий ее предоставления. Уставные документы и документы о государственной регистрации регионального отделения должны иметь подтверждение о том, что отделение является структурным подразделением конкретной общероссийской общественной организации инвалидов.

Расчет среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом России. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»;

— организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.

Отметим, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. N 1012 «Об утверждении Перечня освобождаемых от налога на имущество специализированных организаций (юридических лиц), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями» утвержден Перечень освобождаемых от налога на имущество специализированных организаций (юридических лиц), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

— организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения утвержден Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения». Порядок включения объектов культурного наследия в реестр установлен ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

— организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов.

Под ядерными установками согласно ст. 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее — Федеральный закон N 170-ФЗ) подразумеваются:

сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства;

сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях;

другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.

Пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищами радиоактивных отходов являются не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 170-ФЗ ядерные установки могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц, Перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 г. N 556 «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации».

Пункты хранения могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц, если федеральным законом не предусмотрено иное.

Смотрите так же:  Цена составить договор дарения

Хотелось бы отметить, что данная норма НК РФ позволяет освободить организацию от уплаты налога на имущество только в отношении имущества, находящегося на ее балансе, входящего в состав соответствующей ядерной установки, при наличии документов, свидетельствующих о ее использовании для научных целей, а также пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов. Имущество, находящееся на балансе организации и не относящееся к льготируемому в соответствии с п. 9 ст. 381 НК РФ, включается в налогооблагаемую базу в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 5 марта 2007 г. N 03-05-06-01/13;

— организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

— организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 504 «О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций»;

— организации — в отношении космических объектов.

Следует отметить, что для применения этой льготы следует руководствоваться Законом Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 «О космической деятельности» (далее — Закон РФ N 5663-1) и Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359 «О принятии Общероссийского классификатора основных фондов».

Согласно ст. 17 Закона РФ N 5663-1 космические объекты подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации;

— имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

— имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций.

Заметим, что условием предоставления данной льготы для коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций является их соответствие критериям, установленным Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

— имущество государственных научных центров.

Льгота предоставляется при условии присвоения организации статуса государственного научного центра. Указанный статус и порядок его присвоения определены Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. N 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации», которым, в частности, предусмотрено, что в целях создания благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров статус государственного научного центра Российской Федерации может присваиваться расположенным на ее территории предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание.

Отнесение предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным центрам Российской Федерации осуществляется Советом Министров — Правительством Российской Федерации по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике;

— организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Обратите внимание, что данная льгота предоставляется налогоплательщикам согласно п. 3 ст. 37, п. 2 ст. 38 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, только при наличии Свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации с даты регистрации судна в Российском международном реестре и ежегодного подтверждения такой регистрации. Такое же мнение высказано Минфином России в Письмах от 10 апреля 2009 г. N 03-05-05-01/23, от 23 января 2008 г. N 03-03-05/3.

Налоговые льготы

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019