Налоговые льготы организациям.

Оглавление:

Налоговые льготы для организаций, представляющих рабочие места инвалидам

Льготы по налогу на прибыль организаций

В соответствии с Законом города Москвы от 05.03.2003 N 12 (ред. от 23.11.2016) «Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов», ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет города Москвы, установлена в размере 12,5 % в 2017-2020 годах для организаций, использующих труд инвалидов.

Льготная ставка налога на прибыль применяется если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %.

Данная льгота не применяются в отношении:

-прибыли, полученной от производства и (или) реализации подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими организациями инвалидов, а также от оказания посреднических услуг, связанных с реализацией таких товаров, минерального сырья и полезных ископаемых.

— доходов в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования.

Налогоплательщики также могут уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на следующие расходы:

— доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством РФ (п.23 ст.255 НК РФ);

— расходы, осуществленные организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 % и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 % (пп.38 п.1 ст.264 НК РФ).

Льготы по налогу на имущество организаций

В соответствии с Законом города Москвы от 05.11.2003 N 64 (ред. от 12.07.2017) «О налоге на имущество организаций» освобождаются от уплаты налога организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг.

Данная льгота не распространяется на организации:

— занимающиеся реализацией брокерских и иных посреднических услуг,

— производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов.

При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

Льготы по страховым взносам в ФСС на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ (с изм. от 19.12.2016) «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» (закон действует в 2017 году) страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размера страховых тарифов организациями любых организационно-правовых форм в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II и III группы.

Налоговые льготы: экономить реально

Согласитесь, мало кто из нас хочет платить налоги. Сколько налогоплательщиков вздохнуло бы свободнее, узнав об их отмене. Может, стоит не отменять их, а лишь значительно уменьшить? Есть ли такая возможность или это нереально?

В статье 56 НК РФ дается определение понятия «налоговые льготы»: «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Информация о праве пользования налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, дается в подр. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Налоговые льготы можно группировать по-разному, например:

  • на личные и льготы для юридических лиц;
  • на общие и специальные — для отдельных категорий налогоплательщиков;
  • на общеэкономические и социальные;
  • на федеральные, региональные и местные (в зависимости от того, кто предоставил льготу).

Оговоримся, что в данной статье речь пойдет именно о льготах, а не о налоговых преференциях. Понятие «преференция» намного шире и включает в себя налоговые льготы, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, налоговый кредит и др. Поскольку данная тема довольно обширна, то рассмотрим в основном льготы, предоставляемые юридическим лицам.

Основанием для предоставления льгот могут быть:

  • материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика;
  • особые заслуги граждан перед отечеством;
  • необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны;
  • социальное, семейное положение граждан;
  • охрана окружающей среды и пр.

Налоговые льготы, в первую очередь, это инструмент контроля и стимулирования развития различных экономических секторов.

Государство в случае необходимости уменьшает налоговое бремя для определенных налогоплательщиков. С одной стороны, ему невыгодно использовать налоговые льготы, ведь поступления в бюджет уменьшаются. Это отметил и министр финансов РФ, вице-премьер Алексей Кудрин, будучи на Московской налоговой конференции 19 ноября 2010 г., где выступил за отмену большинства налоговых льгот. По сообщению РИА «Новости», Кудрин пояснил свою позицию следующим образом: «Если нам нужно провести сокращение дефицита на 4,6 % ВВП, то отмена всех льгот без повышения ставок могла бы решить эту проблему».

Московские чиновники уже решительно сокращают налоговые льготы. В частности 17.11.2010 был принят закон г. Москвы № 49 «О внесении изменений в статью 4 Закона г. Москвы от 5.11.2003 г. № 64 “О налоге на имущество организаций”». В данном законе приняты нормы, увеличивающие ставку земельного налога для спортивных объектов, а также лишающие льгот по налогу на имущество научные учреждения, городские специализированные похоронные службы, аэродромы и аэропорты.

Но с другой стороны, отсутствие сиюминутной выгоды может повлечь за собой куда большие дивиденды. Ведь умеренное налогообложение юридических и физических лиц несомненно увеличивает благосостояние граждан и стимулирует производство. Высвободившиеся от применения льгот средства организация может использовать на развитие собственного бизнеса.

Государство в настоящее время обращает внимание на развитие инновационных технологий. И отвело часть льгот на налоговое стимулирование организаций, чья деятельность является научно-технической или внедренческой.

Льготы предоставляются не только организациям, но и физическим лицам. Данный инструмент направлен на поддержание социальной сферы для сглаживания социального неравенства и перераспределения доходов и благ в обществе. Например, имущественный вычет. Кто из физических лиц не желает воспользоваться своим правом на имущественный вычет, предоставляемый в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размере фактически израсходованных денежных средств, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ? Другой вопрос — у кого из нас и когда это произойдет.

К сожалению, стоит отметить, что не все предприятия знают, какие льготы они могут использовать. У малой части организаций есть специалисты разных уровней, готовые изучать огромный пласт законодательства, а потом отстаивать права на эти льготы перед фискальными органами.

Обратите внимание! Еще раз отметим, что льготы зависят от вида налога, по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту федерации в этой области даны значительные права, и, как показывает практика, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

Ниже приведена таблица с указанием налоговых льгот для организаций (законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие налоговые льготы в отношении различных организаций в зависимости от их вида деятельности, а также основания для их использования налогоплательщиками).

Налоговые льготы для юридических лиц

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Компании, в которых определенный процент сотрудников имеет инвалидность, имеют право на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль, льготы обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также освобождение от НДС, налога на имущество и земельного налога.

Смотрите так же:  Займ под залог доли

Налог на прибыль

1. Расходы на оплату труда инвалидов

Компании, в которых работают инвалиды.

Согласно пункту 23 статьи 255 Налогового кодекса РФ «расходы на доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством РФ, включаются в расходы на оплату труда, учитываемые при определении налогооблагаемой прибыли».

Например, при переводе инвалида по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу компания может компенсировать ему потерю в деньгах, назначив доплату до размера прежнего заработка. Эту компенсацию работник-инвалид получает до момента восстановления трудоспособности.

2. Средства, выделяемые на социальную защиту работающих инвалидов

Организации, где 50 и более процентов сотрудников признаны инвалидами, а доля расходов на их заработную плату составляет не менее 25 процентов в общем объеме выплат. Однако в эти 50 процентов не входят инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

Подпункт 38 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ гласит, что «расходы, произведенные налогоплательщиком-организацией, где трудятся инвалиды, на цели их социальной защиты, учитываются в составе прочих расходов».

В этом же подпункте Налогового кодекса перечислены мероприятия по социальной защите инвалидов, на которые распространяется данное правило:

  • улучшение условий и охраны труда инвалидов;
  • создание и сохранение рабочих мест для инвалидов (приобретение и монтаж оборудования, в том числе организация труда рабочих-надомников);
  • обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов;
  • изготовление и ремонт протезных изделий;
  • приобретение и обслуживание технических средств реабилитации (включая приобретение собак-проводников);
  • санаторно-курортное обслуживание инвалидов, а также лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов;
  • защита прав и законных интересов инвалидов;
  • мероприятия по интеграции инвалидов в общество (включая культурные, спортивные и иные подобные мероприятия);
  • обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов);
  • приобретение и распространение среди инвалидов печатных изданий общественных организаций инвалидов, видеоматериалов с субтитрами или сурдопереводом;
  • взносы, направленные общественным организациям инвалидов на их содержание.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Любая компания, где трудятся инвалиды.

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» и Федеральному закону «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» организации имеют право оплачивать страховые взносы с зарплаты инвалидов I, II и III групп в размере 60% страхового тарифа. Однако выплаты инвалидам по договорам гражданско-правового характера учитываются при расчете суммы взносов на травматизм только в случае, если это предусмотрено договором.

Налог на имущество организаций, земельный налог, НДС

  • общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%;
  • организации, единственными собственниками имущества которых являются общественные учреждения инвалидов.

Эта льгота не распространяется на компании, занимающиеся производством и продажей подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов. Также под льготу не попадают организации, оказывающие брокерские и иные посреднические услуги.

Эти организации освобождены от уплаты налога на имущество (пункт 3 статьи 381 НК РФ), земельного налога (пункт 5 статьи 395 НК РФ) и НДС (пункт 3 статьи 149 НК РФ).

Какие льготы по налогу на прибыль организаций установлены на 2017-2018?

Льготы по налогу на прибыль могут предоставляться как возможностью применения ставки 0%, так и в других формах: например выведения из-под налога объекта налогообложения, применения сниженных ставок, налоговых каникул. Льготы в виде нулевой ставки установлены для ряда предприятий, занятых, преимущественно, в социально-обслуживающей сфере. В ст. 284–284.6 НК РФ содержится исчерпывающий перечень лиц, которые могут претендовать на получение подобной льготы.

Льготы для образовательных и медицинских учреждений

Для организаций, занятых в сфере образования и/или медицины, предусмотрена возможность воспользоваться льготой по налогу на прибыль путем применения нулевой ставки к налоговой базе при исчислении налога (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо соблюсти ряд условий (ст. 284.1 НК РФ):

  1. Организация должна заниматься деятельностью, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом деятельность, связанная с предоставлением услуг санаторно-курортного лечения, не входит в «льготный» список – на это обращено внимание налогоплательщиков в письме Минфина от 18.05.2012 № 03-03-06/1/252.
  2. Указанная деятельность должна осуществляться на основании лицензии.
  3. Деятельность, попадающая под льготы, должна обеспечивать не менее 90% от всех поступающих доходов.
  4. В течение года штат предприятия не должен сокращаться ниже 15 сотрудников. Кроме того, для медучреждений важно придерживаться нормы, чтобы у 50% штатных работников были оформлены действующие сертификаты специалистов.
  5. Предприятие не может совершать сделки при помощи векселей либо пользоваться фининструментами срочных сделок.

Льготами могут воспользоваться предприятия образования (медицины) вне зависимости от формы собственности (государственные или частные). Льгота применяется ко всей налоговой базе налогоплательщика. Срок действия льготы – налоговый период (календарный год). Право использовать в отношении налога на прибыль организаций льготы сохраняется до конца 2019 года (п. 6 ст. 5 закона «О внесении изменений…» от 28.12.2010 № 395-ФЗ).

Льготы для сельхозпредприятий

Предприятия, работающие в сельскохозяйственной отрасли и соответствующие критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ (в части обеспечения не менее 70% дохода от операций по выращиванию, переработке и продаже сельхозпродукции в общем объеме выручки от реализации), имеют право воспользоваться льготой в виде ставки 0% по уплате налога на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ).

Является важным, чтобы такой сельхозтоваропроизводитель находился на общей системе налогообложения. Выбрав упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого сельхозналога, налогоплательщик теряет право на льготы по налогу на прибыль, поскольку на упрощенной системе этот налог не платится.

Льготы по налогу на прибыль для организаций сферы социального обслуживания

Организации, оказывающие социальное услуги населению, имеют право на льготы по налогу на прибыль в виде ставки 0% при соблюдении ряда условий (п. 1.9 ст. 284 НК РФ). Перечень услуг, в отношении которых применима льгота, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638.

Обязательные требования для претендентов на получение льготы по налогу на прибыль (ст. 284.5 НК РФ):

  1. Компания должна быть зарегистрирована в реестре поставщиков соцуслуг субъекта Федерации.
  2. В штате должно непрерывно работать на протяжении налогового периода не менее 15 сотрудников.
  3. Оборот от оказания социальных услуг должен составлять по итогам года не менее 90% от всех доходов компании.
  4. В деятельности не должны использоваться векселя и фининструменты срочных сделок.

Срок действия этих льгот установлен до начала 2020 года (п. 2 ст. 2 закона «О внесении изменения…» от 29.12.2014 № 464-ФЗ). Повторное применение такой льготы не допускается (п. 9 ст. 284.5 НК РФ).

Льготы для участников особых зон

Резиденты особых экономических зон

Компании, работающие в особых – технико-внедренческой и туристско-рекреационной – экономических зонах, которые решением Правительства РФ объединены в кластер, могут воспользоваться льготами по налогу на прибыль. Речь идет о применении ставки 0% к налоговой базе при расчете той части налога, которая подлежит уплате в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Важным условием для получения налоговых преференций является ведение раздельного учета доходов (расходов) от непосредственно подпадающей подо льготы деятельности, т. е. осуществляемой на территории особой экономической зоны. Утрата статуса резидента технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоны означает потерю права на использование налоговой преференции (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Для технико-внедренческой деятельности возможность применения такой льготы завершается с окончанием 2017 года, а в части туристско-рекреационной деятельности она будет действовать до 2023 года (п. 5 ст. 10 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2011 № 365-ФЗ).

В 2017 году появилась (п. 1 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 18.07.2017 № 168-ФЗ) льгота в виде ставки 0% по налогу (п. 1.11 ст. 284 НК РФ) для юрлиц, работающих в туристско-рекреационной сфере на территории Дальневосточного округа. Ее применение ограничено периодами 2018-2022 годов и требует выполнения организацией ряда условий (ст. 284.6 НК РФ). Возникновение несоответствия этим условиям потребует восстановления суммы неуплаченного налога и оплаты пеней (п. 5 ст. 284.6 НК РФ).

Для применения с начала 2017 года введена (п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 348-ФЗ) также льгота для юрлиц, работающих в особых зонах, но в сферах, отличающихся от указанных в п. 1.2 ст. 284 НК РФ. Заключается она в том, что ставка по налогу, предназначенному для федерального бюджета, составляет 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ), а не 3%, по которой большинством компаний должен платиться налог в этот бюджет в 2017-2020 годах.

Смотрите так же:  Приказ мвд 663

Участники свободной экономической зоны

Льготной ставкой (0%) при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет пользуются компании, осуществляющие деятельность в СЭЗ (свободной экономической зоне). Льгота предоставляется на протяжении 10 налоговых периодов с момента получения дохода от продажи товаров по договору о деятельности в СЭЗ (п. 1.7 ст. 284 НК РФ).

Кроме того, субъектами Федерации может устанавливаться пониженная ставка для таких предприятий по уплате налога в местный бюджет (не ниже 13,5%). Для 2017 года это значение снижено до величины 12,5% (законы «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ (подп. «б» п. 26 ст. 2) и от 27.11.2017 № 348-ФЗ (п. 3 ст. 1)).

Обязательным является ведение раздельного учета доходов (расходов) по видам деятельности, которые осуществляются в СЭЗ и за ее пределами. Причем налогообложение других видов деятельности осуществляется в общем порядке (письмо Минфина от 20.03.2015 № 03-03-10/15503).

О требованиях к регистрам, в которых организуется налоговый учет, читайте в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?».

Участники ТОСЭР

Для компаний – резидентов ТОСЭР (территорий с опережающим социально-экономическим развитием) также предусмотрены преференции – это налог на прибыль (льгота 2014 года) по ставке 0% при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет (п. 1.8 ст. 284 НК РФ).

Обязательными условиями для применения льгот являются (ст. 284.4 НК РФ):

  1. Госрегистрация юрлица на ТОСЭР.
  2. Отсутствие обособленных подразделений за пределами зоны ТОСЭР.
  3. Неиспользование налогоплательщиком специальных налоговых режимов.
  4. Невхождение резидента ТОСЭР в состав консолидированных групп налогоплательщиков.
  5. Отсутствие деятельности в качестве страховщика, банка, НКО, клиринговой компании, негосударственного пенсионного фонда или участника-профессионала на рынке ценных бумаг.
  6. Отсутствие статуса участника СЭЗ и/или региональных инвестпроектов.
  7. Обеспечение не менее 90% своих доходов за счет деятельности, осуществляемой в рамках соглашения о работе в ТОСЭР.
  8. Обеспечение раздельного учета доходов по видам деятельности при исполнении соглашения о работе в ТОСЭР и по другим.

Льготы по уплате налога в федеральный бюджет (ставка 0%) сохраняются на протяжении 5 лет с момента получения первой прибыли по соглашению о работе в ТОСЭР. Имеется также льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации: на протяжении первых 5 лет – максимум 5%, и на протяжении следующих 5 лет – минимум 10%. Причем право на применение льготы не исчезает в случае отсутствия прибыли в течение 3 следующих подряд налоговых периодов (с 2018 года их число при определенных условиях может достигать 9, ст. 1 закона «О внесении изменения…» от 27.11.2017 № 339-ФЗ) и будет использовано по истечении этих периодов (п. 5 ст. 284.4 НК РФ).

Участникам региональных инвестпроектов

В соответствии с п. 1.5 ст. 284 НК РФ компании, участвующие в инвестпроектах регионов, могут применять льготу по начислению налога на прибыль в федеральный бюджет в виде нулевой ставки в течение 10 лет, начиная с года получения первого дохода по проекту. Льгота будет действовать до 2029 года вне зависимости от даты включения участника инвестпроекта в реестр таких участников (п. 2 ст. 3 закона «О внесении изменений…» от 30.09.2013 № 267-ФЗ).

Также имеется льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации в виде ставки не более 10% на протяжении первых 5 лет, и минимум 10% – в последующую пятилетку (п. 3 ст. 284.3 НК РФ).

Для получения права на использование такой льготы необходимо обеспечить соблюдение следующих условий:

  1. Включение в реестр участников региональных инвестпроектов.
  2. Обеспечение дохода в размере не менее 90% от реализации товаров в рамках выполнения регионального инвестпроекта.

С начала 2027 года участники, вложившие в проект средства в сумме не меньше 50 млн руб. на срок до 3 лет (абз. 2 подп. 4 п. 1 ст. 25.8 НК РФ), утрачивают права на налоговые льготы (п. 6 ст. 284.3 НК РФ).

С 2017 года право на применение аналогичной льготы (но с учетом своих особенностей) получили и участники инвестпроектов, не требующих включения в реестр таких участников (подп. «в» п. 1 ст. 2 закона РФ «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 144-ФЗ). Одновременно в НК РФ введена ст. 284.3-1, посвященная особенностям применения этой льготы. Срок ее действия также установлен до начала 2029 года, а в некоторых случаях – до начала 2031 года (пп. 4, 5 ст. 284.3-1 НК РФ).

Участникам проекта «Сколково»

После того как участник проекта «Сколково» утрачивает право на освобождение его от обязанностей налогоплательщика по условиям, указанным в абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ, он имеет право воспользоваться налоговой льготой в виде нулевой ставки по уплате налога на прибыль (абз. 1 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

О еще 1 способе снижения налога на прибыль, доступном с 2018 года, читайте в материале «Инвестиционный налоговый вычет — новая возможность оптимизации налога на прибыль».

Условия для получения льготы по налогу на прибыль 2017–2018

В общих случаях для того, чтобы воспользоваться налоговыми льготами, необходимо подать заявление не позже чем за месяц до начала нового налогового периода в местную ИФНС. К заявлению необходимо приложить подтверждающую документацию (в заверенных копиях) о том, что у заявителя есть право на применение налоговых преференций.

Вместе с налоговой декларацией, которая подается по окончании налогового периода, налогоплательщик должен подать документы, которые подтверждают выполнение им условий, дающих право на льготы. В частности, требуется предоставить отчет с расчетом доли доходов, полученных от деятельности, на которую распространяется льгота.

Ответственность за нарушение норм

В случае если в течение налогового периода возникают обстоятельства, которые ведут к утере применения права на льготу, налогоплательщик должен самостоятельно рассчитать причитающийся налог и пени и уплатить их перед подачей уточненной декларации. Причем ставка налога за весь отчетный период будет равна 20%.

После перехода на общую ставку налога на прибыль (20%) образовательные и медицинские учреждения не смогут воспользоваться льготой в виде нулевой ставки по налогу на протяжении последующих 5 лет (п. 8 ст. 284.1 НК РФ).

Предприятия, занятые в социально-значимых (оказание образовательных, социальных и медицинских услуг) и сельскохозяйственной отраслях, имеют право воспользоваться налоговыми льготами. В частности, им предоставляется возможность перейти на нулевую ставку по уплате налога на прибыль, подав заявление перед началом налогового периода.

Для того чтобы воспользоваться правом на получение налоговых преференций, а также и в дальнейшем его сохранить, таким организациям необходимо позаботиться о выполнении ряда условий (по числу персонала, получению лицензий/сертификатов, обеспечению достаточного оборота от льготируемой деятельности).

Также НК РФ предусмотрены преференции для участников особых, свободных, прочих экономических зон и региональных инвестпроектов. Им предоставляется льгота в виде ставки 0% по уплате налога в федеральный бюджет. Кроме того, для ряда резидентов могут быть предоставлены льготы по уплате налога в бюджет субъектов Федерации.

Налоговые льготы для некоммерческих организаций

Статья 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года № 7-ФЗ (далее Закон №7-ФЗ) определяет некоммерческую организацию как организацию, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую полученную прибыль между участниками.

Такие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных и иных целей, для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также в целях, направленных на достижение общественных благ. Но не смотря на то, что некоммерческие организации призваны удовлетворять нематериальные потребности человека, сотрудники, которые работают в некоммерческих организациях, должны получать заработную плату, да и за аренду помещения тоже необходимо платить, то есть для функционирования любой некоммерческой организации необходимы денежные средства. И здесь на помощь приходит часть 2 статьи 24 Закона № 7-ФЗ, которая говорит о том, что некоммерческая организация все-таки может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям. Это может быть производство товаров или оказание услуг, участие в хозяйственных обществах, приобретение и реализация ценных бумаг, а также иная, не противоречащая действующему законодательству деятельность. Также некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, земельные участки, денежные средства в рублях и валюте и иное имущество. Обращаем ваше внимание, что по предпринимательской деятельности некоммерческие организации обязаны вести учет доходов и расходов, уплачивать установленные законом налоги и иные обязательные платежи, а также вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, предусмотренном ФЗ от 06.12.2011г. N 402-ФЗ»О бухгалтерском учете». И в этом случае, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку, при этом не допускается предоставление льгот по уплате налогов и сборов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям.

Государственная поддержка может осуществляться в следующих формах:

  • размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов;
  • предоставление некоммерческим организациям иных льгот.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ НКО, ПОРЯДОК ПОДТВЕРЖДЕНИЯ (1 ЧАСТЬ)
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ НКО, ПОРЯДОК ПОДТВЕРЖДЕНИЯ (2 ЧАСТЬ)

Налоговый Кодекс РФ предусматривает ряд налоговых льгот для некоммерческих организаций. Давайте рассмотрим.

НДС

Согласно пп.2 п.3ст. 149 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации (в том числе для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья, полезных ископаемых, охотничьих ружей, меховых изделий и иных товаров, содержащихся в списке, утв. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. N 884), работ, услуг, производимых и реализуемых (исключение брокерские и иных посреднические услуги, не указанные в пп.12.2 п.2 ст. 149 НК РФ):

  • общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
  • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;
  • учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при этих учреждениях, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • государственными и муниципальными унитарными предприятиями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов;
Смотрите так же:  Осаго екатеринбург стоимость росгосстрах

На практике часто возникает вопрос, о том, является ли объектом налогообложения НДС передача имущества от коммерческой организации некоммерческой в качестве дара? Отметим, что в соответствии с пп.8 п.2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения по НДС передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется, в частности, по договору дарения в общеполезных целях (договору пожертвования), в порядке, установленном ФЗ от 30.12.2006 № N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (см. также письмо Минфина России от 28.06.2006 N 03-03-04/4/112). То есть объекта налогообложения не возникает.

НДФЛ

Освобождаются от налогообложения доходы физических в виде сумм, уплаченных общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов, а также сумм, уплаченных религиозными и благотворительными организациями и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности которых является в соответствии с учредительными документами содействие охране здоровья граждан, за услуги по лечению лиц, не состоящих с ними в трудовых отношениях, а также за приобретенные ими лекарственные средства для указанных лиц.

Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями и (или) общественными организациями инвалидов, религиозными организациями, а также благотворительными организациями и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности которых является содействие охране здоровья граждан, медицинским организациям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям, законным представителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в банках (п. 10 ст. 217 НК РФ).

Налог на прибыль

Закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен статьей 251 НК РФ. В частности, в соответствии с п.2 ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. К таким целевым поступлениям относятся, например, вступительные и членские взносы. Такие поступления не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом — источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 июня 2009 г. N 03-03-06/4/48). Основным условием применения данных положений является соблюдение их целевого назначения, в противном случае организацию могут ожидать последствия в виде бесспорного взыскания суммы поступивших средств (ст. 306.2 БК РФ).

Также к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пп.4 п. 2 ст. 251 НК РФ), средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью (пп.9 п. 2 ст. 251 НК РФ), денежные средства, недвижимое имущество, ценные бумаги, полученные некоммерческими организациями на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном ФЗ от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (пп.13 п. 2 ст. 251 НК РФ); денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (пп.15 п. 2 ст. 251 НК РФ). Обращаем Ваше внимание, что налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Также не учитываются при налогообложении средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации структурных подразделений (отделений), являющихся налогоплательщиками (далее в целях настоящей статьи — структурные подразделения (отделения), перечисленные структурными подразделениями (отделениями) за счет целевых поступлений, поступивших им на содержание и ведение уставной деятельности и имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности (пп.16 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Что касается расходов, то статья 264 НК РФ содержит ряд прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относящихся к деятельности некоммерческих организаций. Это расходы, осуществленные налогоплательщиком — организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов (пп. 38 п.1 ст. 264 НК РФ). Такие организации могут создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Указанные резервы могут создаваться на срок не более пяти лет (п.1 ст. 267.1 НК РФ).

Иные налоги

Относительно уплаты иных налогов, также можно увидеть некоторые льготы, установленные для некоммерческих организаций. Так, п.5 ст. 395 НК РФ, освобождает от налогообложения общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности.

Статья 381 НК РФ содержит перечень налоговых льгот по налогу на имущество для религиозных организаций и общественных организаций инвалидов — в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности.

Налоговые льготы относительно транспортного налога, на федеральном уровне для некоммерческих организаций не установлены, если такая организация имеет на балансе автомобиль, то она уплачивает налог в общем порядке. Однако субъекты могут самостоятельно установить наличие льготных категорий того или иного налога, так например, Закон Московской области от 24.11.2004г. N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» предусмотрено, что общественные организации инвалидов освобождаются от уплаты транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств.

Еще одна льгота — освобождение от уплаты государственной пошлины, об этом нам говорит п.2 ст. 337 НК РФ и п. 4 ст. 333.38 НК РФ: от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах и по всем видам нотариальных действий, освобождаются общественные организации инвалидов.

В заключение отметим несколько положений об отчетности некоммерческих организаций. Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций помимо бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках включает себя и отчет о целевом использовании полученных средств. Этот отчет составляют в обязательном порядке общественные организации и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и сдают его в налоговый орган, орган статистики, а также другим заинтересованным лицам, например тем, кто предоставил целевые средства.

В отчете отражают остаток на начало отчетного года, поступление средств, их расходование и остаток на конец отчетного периода. В составе поступивших средств указываются вступительные, членские взносы, а также прочие поступления. Существует точка зрения, что данный отчет не является обязательной составляющей отчетности, однако данное мнение является ошибочным в силу положений ч.2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ: годовая бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019