Налоговая проверка договор

В организации более года проходит налоговая проверка. Проверяющие неоднократно представляли решения о приостановлении проверки. Какие этапы есть у налоговой проверки? Есть ли какие-то основания для ее продления? Когда и чем она заканчивается?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления проверяющими справки о проведенной проверке.
Кроме того, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки.
Срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
В результате с учетом продления и периодов приостановления проведение выездной налоговой проверки максимально может продолжаться до 15 месяцев.

Обоснование вывода:
По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).
Иными словами, датой начала выездной проверки согласно п. 8 ст. 89 НК РФ является дата вынесения руководителем налоговой инспекции решения о ее проведении. Причем в отличие от ранее действовавшей нормы абзаца 2 ст. 89 НК РФ (до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) момент фактического прихода проверяющих на территорию налогоплательщика для исчисления процессуальных сроков проведения выездной проверки значения не имеет.
В последний день проведения проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной выездной налоговой проверке и вручить этот документ налогоплательщику. В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения (п. 15 ст. 89 НК РФ).
Действующие в настоящее время Основания и порядок продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки (далее — Основания) в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]
Так, согласно п. 2 Оснований причинами продления срока проведения выездной налоговой проверки могут являться:
1) проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки;
3) наличие обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и тому подобное) на территории, где проводится проверка;
4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;
5) непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.
Налоговое ведомство считает достаточным основанием для продления срока проверки до шести месяцев наличие таких обстоятельств, как получение информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки, и большой объем проверяемых и анализируемых документов.
Достаточными основаниями для продления срока проверки до 6 месяцев судьи считают, например, следующие обстоятельства:
— наличие у налогоплательщика разветвленной организационно-хозяйственной структуры, необходимость направить контрагентам налогоплательщика более 400 поручений по встречным проверкам, значительные период проверки (3 года) и объем проверяемых и анализируемых документов (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2012 N Ф02-6366/11);
— выездная проверка общества проводится одновременно с проверкой его обособленного подразделения, налогоплательщик является крупнейшим, а также то, что в ходе проведения выездной проверки возникли вопросы, связанные с обоснованностью расходов налогоплательщика по арендным платежам, что послужило основанием для назначения оценочной экспертизы (постановление АС Северо-Западного округа от 02.03.2017 N Ф07-711/17).
Достаточными основаниями для продления срока проверки до 4 месяцев судьи посчитали, например, выявление в ходе проверки признаков неправомерного применения налогоплательщиком специального налогового режима, определение налоговых обязательств по общему режиму налогообложения, формирование налоговых вычетов по НДС, налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций за период 2 года (постановление АС Даль
невосточного округа от 27.02.2018 N Ф03-265/18).
Для решения вопроса о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, направляется в вышестоящий налоговый орган мотивированный запрос о продлении ее срока (п. 2 Оснований). Данный мотивированный запрос является документом для служебного пользования, его непредставление налогоплательщику не является нарушением прав проверяемого (постановление ФАС Уральского округа от 03.08.2010 N Ф09-5923/10-С3).
Кроме того, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки при наличии оснований, приведенных в п. 9 ст. 89 НК РФ. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. В случае, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца (абзац 8 п. 9 ст. 89 НК РФ).
Перечень оснований для приостановления проверки, закрепленный в п. 9 ст. 89 НК РФ, является закрытым. В соответствии с ним проверка может быть приостановлена для:
1) истребования документов (информации) у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого (порядок такого истребования определен ст. 93.1 НК РФ). Так называемая «встречная» проверка. Приостановление проверки по данному основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы;
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
3) проведения экспертиз. Порядок проведения экспертиз установлен ст. 95 НК РФ;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Формы таких решений приведены в приложениях 5 и N 6 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] В решении о приостановлении проведения выездной проверки подлежит отражению информация об основании, по которому приостанавливается проверка.
Налоговое законодательство не запрещает приостанавливать выездную налоговую проверку более одного раза. Исключение составляет приостановление проведения выездной налоговой проверки с целью истребования документов (информации) у контрагента или у иных лиц. По такому основанию проверка может быть приостановлена не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы (абзац 6 п. 9 ст. 89 НК РФ).
Факты нарушения сроков приостановления выездной проверки, хотя и устанавливаются судами, но, как правило, не рассматриваются в качестве достаточных оснований для признания недействительным решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки (смотрите, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2013 N Ф01-6235/12).
На период приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются все действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой, а также действия по истребованию документов у проверяемого. Налогоплательщику возвращаются все подлинники документов, истребованные у него при проведении проверки (за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, — ст. 94 НК РФ).
Периоды, в течение которых проверка приостанавливалась, в срок проведения выездной проверки не включаются (определение ВАС РФ от 02.04.2012 N ВАС-3072/12, постановления АС Северо-Кавказского округа от 23.05.2016 N Ф08-1795/16, ФАС Северо-Западного округа от 10.11.2011 N Ф07-9253/11, от 22.06.2012 N Ф07-658/12).
С учетом изложенного выше в итоге проведение выездной налоговой проверки (с учетом продления и периодов приостановления) в общем случае максимально может продолжаться до 15 месяцев.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

В отношении организации проводится комплексная выездная налоговая проверка. Налоговый орган требует представить копии книги расчетов по оплате труда, трудовые договоры. Законно ли это, если в трудовых договорах содержатся персональные данные сотрудников, в книге расчетов — доходы сотрудников?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налоговый орган в связи с проведением комплексной выездной налоговой проверки имеет право истребовать у налогоплательщика документы, содержащие персональные данные его сотрудников (в том числе трудовые договоры и книги расчетов по оплате труда). Для представления по требованию налогового органа документов, содержащих персональные данные физических лиц, получать согласие субъектов этих персональных данных оператору не требуется.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). По сути, это любые сведения, с помощью которых можно определить (идентифицировать) субъекта персональных данных, что в полной мере согласуется с положениями ст. 2 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, заключенной государствами — членами Совета Европы 28.01.1981.
В соответствии с частью первой ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указываются фамилия, имя, отчество работника, сведения о документах, удостоверяющих его личность, его ИНН. Типовых бланков для книги учета расчетов по оплате труда не предусмотрено, такие книги ведутся в произвольной форме. Как правило, в них отражаются сведения о фамилиях, именах, отчествах работников и о получаемых ими от работодателей суммах доходов.
Таким образом, трудовые договоры и книги учета расчетов по оплате труда содержат персональные данные сотрудников.
Любые действия или операции с персональными данными считаются обработкой персональных данных (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ). К таким действиям относятся: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Все эти действия могут совершаться с помощью средств автоматизации или без использования таковых.
Таким образом, представление по требованию налогового органа документов, содержащих персональные данные, является обработкой персональных данных.
Согласно ст. 6, ст. 9 Закона N 152-ФЗ по общему правилу обработка персональных данных допускается только с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, перечисленных в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ.
В частности, обработка персональных данных без согласия субъектов персональных данных допускается, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).
Таким образом, предоставление в налоговый орган (оператору — смотрите п. 2 ст. 3 Закона N 152-ФЗ) документов, содержащих персональные данные, не требует получения согласия субъекта персональных данных (сотрудников) в том случае, если такие данные предоставляются в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).
Подпунктом 1 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 93 НК РФ налоговому органу предоставлено право в ходе проведения выездной проверки требовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы*(1):
— служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
— подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Этому праву корреспондирует установленная пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ и п. 12 ст. 89 НК РФ обязанность налогоплательщиков в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
При этом нормы НК РФ не содержат запрета на истребование в рамках проведения контрольных мероприятий (в том числе выездной проверки) документов, содержащих персональные данные физических лиц.
Соответственно, в рамках проведения выездной проверки документы, содержащие персональные данные физических лиц, могут предоставляться в налоговый орган без согласия этих физических лиц.
Обращаем Ваше внимание, что НК РФ не определяет конкретного перечня документов, которые могут быть истребованы в рамках выездной налоговой проверки у налогоплательщиков (налоговых агентов) с целью проверки правильности исчисления и уплаты ими тех или иных налогов.
Установлен только запрет на истребование у проверяемого лица документов, ранее представленных им в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ).
Кроме того, косвенное ограничение на круг подлежащих истребованию документов содержится в п. 5 ст. 94 НК РФ, согласно которому не
подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.
Иными словами, критериев, позволяющих определить, какие именно документы (и в каких случаях) могут считаться необходимыми для проверки налогоплательщика, НК РФ не установлено, что предоставляет на практике налоговым органам возможность запрашивать документы, руководствуясь собственным усмотрением. Как поясняют специалисты Минфина России (письмо от 22.02.2012 N 03-02-08/16), перечень документов, которые налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы для целей налогового контроля, не является исчерпывающим. Вместе с тем, учитывая норму п. 12 ст. 89 НК РФ, налогоплательщик обязан представлять только документы, которые связаны с исчислением и уплатой определенного налога, правильность исчисления которого проверяется в ходе проверки. На это указывает и судебная практика (постановления ФАС Московского округа от 19.04.2010 N КА-А40/3488-10 по делу N А40-91995/09-107-571, Поволжского округа от 14.11.2006 N А57-26422/05-25).
В рассматриваемом случае налоговый орган требует представить трудовые договоры и книги учета расчетов по оплате труда. Данные документы, на наш взгляд, вполне можно считать документами, связанными с проверкой правильности исчисления и уплаты таких налогов, как налог на прибыль и НДФЛ.
Так, например, в целях исчисления налога на прибыль расходами на оплату труда признаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ). Подпунктом 25 ст. 255 НК РФ определено, что к расходам на оплату труда относятся любые виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Как видим, трудовой договор прямо назван в НК РФ в качестве документа, которым должны быть подтверждены расходы на оплату труда. Напомним, что в целях расчета налога на прибыль могут быть учтены только обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными, в частности, в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ). Соответственно, отсутствие трудовых договоров (или отсутствие в этих договорах тех или иных условий, соблюдение которых необходимо для учета того или иного вида расходов на оплату труда) влечет невозможность принятия к налоговому учету расходов на оплату труда (заработная плата, премии и т.д.).
Таким образом, трудовые договоры являются документами, подтверждающими возможность учета расходов на оплату труда.
Что касается книг учета расчетов по уплате труда, то данные книги будут выступать документами, подтверждающими величину расходов на оплату труда, учтенных при расчете налога на прибыль.
В целях исчисления НДФЛ налоговая база определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК РФ). То есть данные, содержащиеся в книгах учета расчетов по уплате труда, служат прямым основанием для расчета НДФЛ при исполнении работодателем обязанностей налогового агента (ст. 226 НК РФ).
Таким образом, с учетом всего вышесказанного считаем, что в данном случае действия налогового органа по истребованию копий книг учета расчетов по оплате труда и трудовых договоров правомерны.
Отказ от представления таких документов или непредставление их в установленные сроки может быть признан налоговым правонарушением, влекущим ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Смотрите так же:  Приказ 667 06.07.2019

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ. В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Налоговая проверка договор

Камеральная проверка предполагает проверку документов в самом налоговом органе. Проверяются налоговые декларации, бухгалтерские документы, т.е. те документы, на основе которых исчисляются суммы налога.

Выездная проверка проводится по месту нахождения организации или индивидуального предпринимателя.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Камеральная налоговая проверка

Срок проведения проверки — три месяца. Другим словами, поданную Вами декларацию могут проверять в течение трех месяцев со дня её подачи.

Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа. Специального разрешения руководителя налогового органа не требуется.

Камеральная налоговая проверка включает проверку следующих фактов:

  • все ли необходимые документы представлены налогоплательщиком;
  • правильно ли они оформлены;
  • вовремя ли они представлены;
  • правильно ли рассчитана сумма налога;
  • правильно ли использована ставка налога и имеет ли налогоплательщик право на льготы по уплате налога;
  • правильно ли определена налогооблагаемая база (то, с чего исчисляется налог).

Выездная налоговая проверка

Круг действий налоговых органов при проведении выездной проверки намного шире, чем при проведении камеральной. Сюда входит проверка всех бухгалтерских документов, договоров, актов о выполнении договоров, всех внутренних документов организации (приказов, распоряжений и т.д.). Кроме того, при проведении выездной проверки может быть проведен осмотр различных предметов и помещений, проведена инвентаризация имущества налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Внимание! Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период их уплаты.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Но существуют следующие исключения из этого правила:

  • вышестоящий налоговый орган в исключительных случаях может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев;
  • если организация имеет филиалы и представительства, срок выездной проверки увеличивается на один месяц для каждого филиала или представительства, т.е. если у Вашей организации два филиала — срок проверки увеличивается на два месяца.
Смотрите так же:  Досрочно расторгнуть договор страхования каско

Налоговые органы могут проверять филиалы и представительства налогоплательщика, не проверяя при этом головную организацию.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

Вносить какие-либо изменения в решение о проведении налоговой проверки инспекторы не могут. Поэтому в решении, предъявленном руководителю проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, не должно быть поправок или зачеркиваний. В случае, если налоговый инспектор не имеет постановления на проверку, то он не уполномочен проводить выездную проверку, следовательно, в соответствии со статьей 21 НК РФ, налогоплательщик вправе не исполнять требования такого проверяющего.

Решение о проведении проверки вручается руководителю или главному бухгалтеру организации. Но его может получить и уполномоченный представитель. В таком случае, инспектор должен удостовериться, что у этого представителя есть необходимые полномочия. Налоговый кодекс РФ прямо не предусматривает каких-либо наказаний за уклонение руководителя предприятия от получения решения о проверке. Но это не значит, что Вы сможете избежать проверки. В таком случае, решение высылается по почте заказным письмом.

Если известие о назначении выездной проверки и вручение решения о её проведении достаточно часто являются неожиданностью, то приступить сразу же к проверке документов налоговики не могут. Перед этим инспектор должен вручить представителю предприятия требование представить необходимые документы. Заметим, что налоговое законодательство не требует, чтобы этот документ составлялся руководителем налоговой инспекции. Но это не значит, что требование может подготовить любой сотрудник инспекции, в которой Вы стоите на налоговом учете. Готовит это требование тот инспектор, который уполномочен проверять данный субъект предпринимательской деятельности.

После того, как Вам предъявили требование, у Вас есть пять дней на то, чтобы подготовить документы (ст. 93 НК РФ). Если Вы не уложились в этот срок либо представили не все документы, указанные в требовании, будьте готовы заплатить за каждый не представленный документ штраф (ст. 126 НК РФ). Однако, этот штраф может быть наложен только в том случае, если затребованный документ у предпринимателя есть. Если есть веские обоснования отсутствия документа (пожар, кража и т.д.), штрафа можно избежать, представив подтверждающие документы из милиции или пожарной инспекции.

Налоговый инспектор имеет право проверять все то, что имеет какое-либо отношение к налогам и финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя. Таким образом, налоговый инспектор имеет право истребовать у предпринимателя такие документы, как накладные, приходные и расходные ордера, кассовый журнал, свидетельства регистрации предпринимателя, патенты, лицензии или иные правоустанавливающие документы, трудовой договор с продавцом и т.п. Исключение составляют лишь документы, являющиеся коммерческой тайной.

При наличии у осуществляющих выездную проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового Кодекса, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы, об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.

Выемку нельзя проводить в ночное время, если нет понятых, либо их менее двух человек, отсутствуют директор, бухгалтер и другие должностные лица, у которых производится выемка документов. Как правило, изымаются копии документов. Однако, если проверяющие решат, что Вы можете уничтожить оригиналы, они могут забрать их. Но, в таком случае, Вам должны вручить копии этих документов, заверенные должностным лицом налогового органа (п. 8 ст. 94 НК РФ). При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов, налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

По окончании проверки, независимо от её результатов, составляется справка о проведении проверки. А в течение двух месяцев после этого должен быть составлен акт поверки. В акте указываются факты выявленных налоговых правонарушений или их отсутствие, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению и применению конкретных мер ответственности. Акт проверки передается налогоплательщику или его представителю. В течение двух недель со дня его получения налогоплательщик может представить свои возражения на имя руководителя той инспекции, сотрудники которой были на проверке. Возражения должны быть обоснованы и документально подтверждены. Срок для подачи письма с Вашими возражениями будет исчисляться со дня подписания Вами акта при вручении, поэтому обязательно ставьте число, когда подписываете акт проверки или сохраняйте конверт, в котором акт проверки Вам направлялся.

В течение двух недель по истечении срока, установленного для представления налогоплательщиком протокола разногласий по акту налоговой проверки, руководитель налогового органа знакомится с материалами проверки, иными документами. При наличии возражений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или их представителей (п. 1 ст. 101 НК РФ). По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа принимает решение. Его копия передается налогоплательщику. Если принято решение о привлечении к ответственности, то на его основании налогоплательщику в 10-дневный срок с даты вынесения решения направляется требование об уплате недоимки и пени.

Когда решение по акту уже вынесено, жалоба подается в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Пока идет разбирательство, налоговая инспекция вправе списать с Вашего расчетного счета доначисленные суммы налогов и пени. Штраф же взыскивается через суд. Но Вы можете подать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения (п. 2 ст. 141 НК РФ). Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В случае, когда налогоплательщиком добровольно не исполнено требование об уплате недоимки и пени, налоговый орган может принять решение о взыскании налога и пени. Это решение может быть принято до истечения срока, установленного для исчисления срока исполнения требования об уплате налога. Если решение о взыскании принято за пределами этого срока, то оно считается недействительным и исполнению не подлежит. В этой ситуации налоговый орган может взыскать налог и пени только в судебном порядке. В соответствии с вышеуказанным, решение о взыскании доводится до налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании финансовых санкций. Срок обращения с соответствующим иском — 6 месяцев со дня обнаружения и составления соответствующего акта.

До обращения в суд налоговый орган должен предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Недоимки и пени по налогам уплачиваются добровольно или взыскиваются в бесспорном порядке, налоговые санкции подлежат уплате в добровольном или судебном порядке.

Договор на сопровождение налоговой проверки

Перед тем, как составить договор на сопровождение налоговой проверки, следует помнить о том, что проверку любых документов касаемо предприятия-налогоплательщика имеет право осуществлять соответствующая налоговая инстанция.

Определение налоговой проверки и основные характеристики

Проверка налоговой инспекцией подразумевает под собой определенного рода процессуальные действия структур, которые подчиняются контроль налогового законодательства. В основные обязанности таких структур входит контроль по следующим операциям:

  • Своевременная оплата налогов.
  • Своевременное поступление налоговых платежей от конкретной организации в бюджет страны.

Все вышеперечисленные методы проводятся налоговой инспекцией после того, как последняя сопоставляет информацию фактического характера от отдельно взятого предприятия. Сюда входят операции, связанные с реализацией налогового контроля, а также с теми сведениями, которые были отражены в декларации, предоставленной в отделение федеральной налоговой службы.

Налоговые проверки

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы вправе проводить следующие виды налоговых проверок:

Их целью является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании представленных налогоплательщиком документов – деклараций и иных документов. Она производится без какого-либо специального разрешения начальника начальника налоговой инспекции в трехмесячный срок. В случае обнаружения противоречий, недостаточности сведений, ошибок в декларациях налогоплательщику предоставляется пять дней на внесение исправлений.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка. Она проводятся на территории налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа (или его заместителя). В рамках такой проверки может быть исследован период, не превышающий трёх лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. В НК установлены сроки проверки – от 2 до 6 месяцев (в исключительных случаях), однако на практике такие проверки могут длиться гораздо дольше, с учетом их приостановлений и возобновлений.

Выездные налоговые проверки также должны отвечать требованиям защиты прав налогоплательщика. На бумаге, возможно, так и есть. В частности, Приказ ФНС России от 30.05.07. № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» представляет алгоритм выбора категорий налогоплательщиков, подлежащих проверке. На первый взгляд – удобно, законно, ведь теперь каждый может определить степень своего «риска». Однако на деле, это не более чем нормативное оформление интересов ФНС, документ, на который налоговый орган всегда может сослаться в суде и в котором сформулированы основные критерии долго вынашиваемой концепции недобросовестности.

Смотрите так же:  Сделки с близкими родственниками материнский капитал

Например, Концепция утверждает, что «в целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок» налоговый орган должен использовать всю информацию из внешних (от правоохранительных органов, органов м/с, иных любых источников, в том числе из встречных проверок) и внутренних источников.
Контролю подвергается как деятельность налогоплательщика в целом, так и отдельные сделки. Причем в зону риска попадают те налогоплательщики, в отношении которых у налоговиков есть подозрения об участии их в схемах ухода от налогообложения. К факторам риска относятся:

  1. Налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по другим налогоплательщикам в конкретной отрасли экономической деятельности.
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров работ, услуг.
  5. Выплата среднемесячной з/п на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Однако, наиболее распространённым приемом выявления налоговых правонарушений с дальнейшим применением налоговых санкций, являются «встречки» — налоговые проверки контрагентов. В ст. 87 НК РФ указано, что «если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка)».

Встречные налоговые проверки проводятся тем налоговым органом, на учете в котором стоит проверяемый контрагент. Предметом встречной проверки являются информация, документы о финансово-хозяйственных взаимоотношениях контрагента с проверяемым налогоплательщиком.

Истребование документов оформляется путем письменного запроса налогового органа на основании ст.31 НК РФ.

В настоящее время судебная практика сложилась таким образом, что если Ваш контрагент не прошёл встречную проверку (юридическое лицо не отвечает на звонки, отчётность не сдаёт, зарплату не выплачивает, по юридическому адресу не находится, директор заявляет, что не знает о совершённых сделках), вы практически теряете какую-либо возможность доказать свою добросовестность. И, как следствие, право на признание расходов обоснованными.

С этим вопросом тесно связана проблема недобросовестности. В настоящее время налоговая доктрина подразумевает ответственность налогоплательщика за выбор своих контрагентов. То есть, по сути, налоговые органы (а вслед за ними и суды) возложили на нас обязанность отвечать за то, за что мы отвечать в принципе не должны. (См. например, Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-58426/06-33-366 от 12.12.2006 г.).

Как мы можем проверить, правильно ли ведётся бухгалтерский учёт на фирме, с которой мы заключаем контракт? Настоящий ли директор подписывает договор? Не участвует ли фирма в сомнительных схемах и операциях? Никак. Максимум, что мы можем, это взять выписку из ЕГРЮЛ, в которой нет никаких сведений о вышеперечисленном. Но, как утверждают судьи, «негативные последствия выбора недобросовестного контрагента по договору не могут быть возложены на бюджет при реализации права на налоговые вычеты, на что правомерно указал суд первой инстанции» (Постановление № КА-А40/12374-06 от 25.12.2006 г. по делу ООО «Сониквай»). А признание недобросовестным практически лишает вас всех гарантий, предусмотренных Налоговым Кодексом – презумпции невиновности в том числе.

Процессуальные сроки вынесения решения налоговым органом по акту проверки.

Ст. 89 п. 6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев.

Ст. 89 п. 9. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев. В случае если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подп. 2 настоящего пункта, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на 3 месяца.

Ст. 100 п. 1. По результатам выездной налоговой проверки в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Статья 101.6 В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий 1 месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

Статья 101 п.1 Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

Статья 100 п.6 НК. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 1 месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Ст. 101 п. 9 Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении 1 месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

Ст. 140 п. 6. Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 настоящего Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение 1 месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на 1 месяц.

Ст. 70 п. 1 Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Ст. 69 п. 4 Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Ст. 32 п. 3 Если в течение 2 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199 УК РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Итак, рассчитаем максимальный срок от момента начала проверки до момента вступления решения ФНС в законную силу и до принятия решения о возбуждении уголовного дела.

2 месяца на проведение проверки;
+ 6 месяцев продление проверки;
+ 6 месяцев приостановление проверки;
+ 3 месяца приостановление проверки для получения информации от иностранных государ-ственных органов в рамках международных договоров РФ;
+ 2 месяца после окончания проверки на составление акта выездной проверки;
+ 1 месяц на представление возражения по акту проверки;
+ 1 месяц на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля
+ 1 месяц на принятие решения по акту
+ 5 дней на вручение решения налогоплательщику
+ 1 месяц с момента вручения решения налогоплательщику на вступление решения в силу (срок на обжалование в Управление ФНС);
+ 2 месяца на рассмотрение апелляционной жалобы в УФНС.

Вступление в силу!

+ 20 дней отправка ФНС требования об уплате налога;
+ 6 дней на его получение;
+ 8 дней на исполнение требования;
+ 2 месяца +10 дней до передачи дела в Следственный комитет РФ.

Итого, не учитывая 3 месяцев приостановления для получения информации от иностранных органов (не часто бывает):

22 месяца и 5 дней на вступление в силу решения.
+ 34 дня на исполнение.
+ 2 месяца и 10 дней до передачи дела в СК РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 199 УК.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019