Налог на недвижимость в рб на 2019 год

Налог на недвижимость в рб на 2019 год

Обратим внимание, что налог платится при условии, что на территории Республики Беларусь данные категории лиц:

  • имеют в собственности недвижимость
  • приняли по наследству недвижимость
  • взяли в лизинг недвижимость (одноквартирные жилые дома и квартиры), которая предусматривает ее выкуп

Что облагается налогом?

Капитальные строения (здания, сооружения):

  • садовые домики
  • дачи
  • жилые дома
  • квартира, комната
  • хозяйственные постройки
  • гаражи
  • машино-места
  • строения, не завершенные строительством!
  • одноквартирные жилые дома или квартиры, взятые в лизинг, который предусматривают их дальнейший выкуп
  • иные ( ст. 185 Налогового Кодекса РБ )

Исключения:

  • капитальные строения, а также их части, которые находятся в аварийном состоянии
  • бесхозяйственные капитальные строения и их части
  • самовольно возведенные капитальные строения, а также их части

Данные строения должны быть признаны таковыми (аварийное состояние, бесхозяйственные, самовольно возведенные) специально уполномоченным органом, или местным исполнительным и распорядительным органом в соответствии с законодательством.

Однако, если вы самовольно возвели постройку, а местный орган принял решение о продолжении вами строительства и о регистрации вашего строения в дальнейшем, то вам нужно будет платить налог.

Кто и что освобождается от налогообложения:

  • одно жилое помещение в многоквартирном доме, которое принадлежит физическому лицу на праве собственности
  • пенсионеры по возрасту
  • инвалиды I и II групп
  • многодетные семьи (3 и более ребенка)
  • военнослужащие срочной и альтернативной службы
  • участники ВОВ, а также лица, имеющие льготы в соответствии с Законом РБ «О ветеранах»
  • здания государственного жилищного фонда организаций негосударственной формы собственности
  • здания, используемые в сферах образования и здравоохранения
  • сооружения, включенные в реестр физкультурно-спортивных сооружений
  • здания организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций
  • автомобильные дороги общего пользования
  • и др. ( статья 186 Налогового Кодекса РБ )

Срок уплаты налога

Срок уплаты налога происходит не позднее 15 ноября текущего года на основании извещения налогового органа, которое вручается до 1 августа текущего налогового периода.

Извещение вручается вам лично под роспись-после этого вы считаетесь должным образом извещенным о необходимости уплаты налога.

Налоговый период, т.е. период, по истечении которого необходимо уплатить налог признается 1 календарный год.

Исчисление годовой суммы налога производится ежегодно налоговым органом с 1 января каждого налогового периода.

Однако, налог на капитальные строения, их части и машино-места исчисляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем в котором:

  • возникло право собственности
  • открыто наследство
  • приобретено (получено) строение

Ставка и расчет налога на недвижимость

0,1%— для физических лиц и ИП

0,2%— для физических лиц, а также ИП, у которых на праве собственности находится 2 и более жилых помещения в многоквартирных жилых домах

Сумма налога равна произведению налоговой базы, ставки налога и коэффициента к ставке налога (при ее наличии).

Данное выражение можно отобразить в виде формулы: Н=НБ*С*К, где:

  • Н- сумма налогов, которые вы должны уплатить
  • НБ-налоговая база
  • С- ставка налога
  • К-коэффициент к ставке налога

Налоговая база определяется посредством оценки капитальных строений, их частей и машино-мест. Оценку вправе проводить территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

При невозможности оценить недвижимость в текущем году, государственный орган:

  • индексирует стоимость сооружения с использованием коэффициентов переоценки
  • если не удается применить вышеуказанный способ- оценка происходит исходя из базовой расчетной стоимости 1-ого квадратного метра

Коэффициент к ставке налога может уменьшаться или увеличиваться по решению местных Советов Депутатов, решениями областных (Минского городского) Советов Депутатов

Как платить налог в системе ЕРИП?

Здесь все максимально просто: идете в киберкассу, берете с собой извещение и вводите:

  • выбираете налоговый орган куда в которой вам необходимо произвести оплату (так как это написано в вашем извещении)
  • вводите УНП
  • далее нажимаете «налог на недвижимость»
  • получатель платежа
  • счет получателя
  • оплачиваете налог, забираете чек и идете спокойно домой

После ввода необходимых данных, система уже выдаст вам сумму, необходимую к уплате, что конечно же упрощает взаимодействие между оплатой налога

Чего ожидать от проекта изменений в Налоговый кодекс – 2019?

Законодательство Республики Беларусь претерпевает множество изменений, которые не могли обойти стороной и вопросы налогообложения. На сайте Министерства финансов размещен проект изменений Налогового кодекса — 2019. На этот раз законодатель решил изложить Налоговый кодекс полностью в новой редакции. Ниже представлен краткий обзор основных изменений.

Действующая редакция НК

Проект новой редакции НК 2019

Общие вопросы

Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь (п. 1 ст. 14 НК).

Предлагается к белорусским организациям относить также организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, но фактическое управление которыми осуществляется из Республики Беларусь.

Вместе с тем, на данный момент критерии определения «места фактического управления» не установлены. Кроме того, не вполне ясно, как будут регулироваться вопросы, связанные с фактически двойным налогообложением доходов такой компании (в РБ и в государстве регистрации). Возможно, в данном случае будет использоваться принцип определения постоянного представительства иностранной организации в РБ – при наличии у организации в РБ постоянного места управления, который установлен соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Отсутствует обязанность предоставлять в налоговый орган информацию о движении денежных средств по счетам в иностранных банках.

Предлагается установить обязанность организаций предоставлять в налоговый орган до 31 марта года, следующего за отчетным, информацию о движении денежных средств по счетам, открытым в иностранных банках.

Установлен закрытый перечень способов обеспечения исполнения налоговых обязательств: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам, электронным кошелькам в банке, арест имущества (п. 1 ст. 49 НК).

Добавляется новая мера обеспечения – банковская гарантия.

Новелла должна положительно сказаться для субъектов предпринимательства, так как уплата налогов банком вместо налогоплательщика в рамках банковской гарантии позволит предотвратить начисление пени на сумму неисполненного налогового обязательства.

Отсутствуют ограничения по размеру пени, которая начисляется на сумму неуплаченных налогов (ст. 52 НК). Т.е. сейчас сумма пени может в разы превышать размер неисполненного налогового обязательства.

Размер пени ограничивается суммой неисполненного налогового обязательства.

Новелла в полной мере позволяет достигнуть целей начисления пени, не превращая данную санкцию в «драконовские меры».

Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть произведен не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы (п. 5 ст. 60 НК).

Предлагается продлить указанный срок до 5 лет.

Налог на прибыль

Трансфертное ценообразование (ст. 30-1 НК). Налоговые органы вправе скорректировать размер налоговой базы при отклонении цен определенных категорий сделок от рыночной более чем на 20%. Т.е. базой для налога на прибыль может быть признана не контрактная цена, а рыночная цена, определенная установленными методами.

В перечень контролируемых сделок предлагается включить также внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами по реализации (приобретению) имущественных прав. Из перечня контролируемых сделок предлагается исключить сделки по реализации недвижимого имущества или жилищных облигаций, совершенных не с взаимозависимым лицом или не с организацией или ИП, применяющими особые режимы налогообложения.

Предлагается увеличить «порог» цены ряда сделок, после превышения которого сделки подлежат контролю – более 400 000 руб., а для сделок со стратегическими товарами и ряда сделок, совершаемых крупными плательщиками – более 2 000 000 руб.

Существенным изменением будет возможность корректировки налоговой базы, независимо от размера отклонения цены анализируемой сделки по сравнению с «рыночной ценой».

Также с учетом накопленного опыта корректируются и уточняются иные вопросы регулирования трансфертного ценообразования.

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 127 НК, п. 2 ст. 130 НК).

Предлагается ввести общий термин «затраты, учитываемые при налогообложении», в которые будут включаться как уже известные затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, так и новая категория – нормируемые затраты. Частично такие затраты и раньше фигурировали в НК, не имея специализированной категории.

Перечень нормируемых затрат предлагается расширить, включив в него. Например, предлагается нормировать управленческие услуги ИП и организациями, применяющими особые режимы налогообложения – в пределах суммы, рассчитанной исходя из установленного коэффициента соотношения средней зарплаты руководителя организации и средней зарплаты по организации в целом (до 8,0).

Также вводится отдельная категория нормируемых затрат – прочие затраты, совокупный размер которых не может превышать 1 % от выручки для целей налогообложения.

Размер инвестиционного вычета по объектам недвижимости составляет не более 10 %, а по машинам и оборудованию не более 20 % (пп. 2.6 п. 2 ст. 130 НК).

Предельные размеры предлагается увеличить до 15 и 30 %, соответственно.

Неустойка и убытки относятся на внереализационные доходы, которые отражаются в налоговом учёте на дату их признания в бухгалтерском учёте (ч. 2 п. 2 ст. 128 НК), т.е. в том отчётном периоде, когда судом было вынесено решение об их взыскании.

Предлагается установить, что данные доходы отражаются в налоговом учёте на дату фактического получения дохода. То есть в случае, если должник не исполнит своё обязательство, налог на прибыль уплачиваться с сумм неустойки и убытков не будет.

Ставка налога на прибыль по дивидендам установлена в размере 12 % (п. 5 ст. 142 НК).

Устанавливаются пониженные ставки налога, если прибыль не распределялась между участниками (акционерами), а направлялась на развитие организации:

— в течение 5 предшествующих лет – ставка 0 %;

— в течение 3 предшествующих лет – ставка 6 %.

Аналогичные изменения предлагается внести и для физических лиц в отношение подоходного налога при получении дивидендов.

Действует общая ставка налога на прибыль в отношении микрофинансовых организаций (п. 1 ст. 142 НК).

Устанавливается ставка налога на прибыль для микрофинансовых организаций 25 % (в настоящий момент такая ставка установлена для банков и страховых организаций).

Налогообложение доходов иностранных организаций

Постоянное представительство иностранной организации возникает при выполнении работ (оказании услуг) на территории Республики Беларусь в течение 90 дней непрерывно или в совокупности в 12-месячном периоде (п. 3 ст. 139 НК).

Предлагается увеличить период выполнения работ (оказания услуг) до 180 дней.

Налоговый период налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, — календарный месяц (п. 1 ст. 150 НК).

Смотрите так же:  Мать одиночка как выжить

Предлагается установить налоговый период календарный квартал.

Новелла позволит налоговым агентам уплачивать налог на доходы иностранных организаций не в следующем месяце после начисления дохода, а по истечению квартала, в котором был начислен доход (за некоторыми изъятиями).

ИП, уплачивающие подоходный налог

ИП, уплачивающие подоходный налог, учитывают доходы на дату их фактического получения (п. 7 ст. 176 НК).

Предлагается предоставить ИП, уплачивающим подоходный налог, право выбора, по какому принципу отражать доход: по принципу начисления или по принципу оплаты.

ИП, уплачивающие подоходный налог, вправе применять профессиональный вычет в размере документально подтвержденных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или

«фиксированный» профессиональный вычет в размере 10% (пп. 1.1 п. 1 ст. 168 НК).

Предлагается увеличить «фиксированный» профессиональный вычет до 20 %.

ИП, применяющие УСН

ИП, применяющие УСН и ведущие книгу учёта доходов и расходов, отражают доходы по принципу оплаты (п. 2 ст. 288 НК).

Предлагается установить, что ИП, применяющие УСН, вправе сами выбирать, по какому принципу учитывать выручку: на дату отгрузки или на дату оплаты.

Подоходный налог

Социальный налоговый вычет в части страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, по договорам, заключённым на срок не менее трёх лет, применяется в сумме, не превышающей 2 874 белорусских рублей (пп. 1.2 п. 1 ст. 165 НК).

Предлагается исключить ограничение по сумме.

Полагаем, новелла должна дополнительно стимулировать граждан к использованию инструментов накопительного страхования, в т.ч. в части формирования собственной пенсии.

При получении дохода от реализации имущества физическое лицо может использовать имущественный вычет в размере документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества, или «фиксированный» имущественный вычет в размере 10% (пп. 1.2 п. 1 ст. 166 НК).

Предлагается увеличить «фиксированный» имущественный вычет до 20 %.

Налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных иностранным гражданам, а также о некоторых других доходах физлиц – не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 11 ст. 175 НК).

Предлагается установить указанную обязанность в отношении любых доходов физлиц, полученных от налогового агента, а также ежеквартальную периодичность предоставления таких сведений (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Налоговая декларация по подоходному налогу подаётся не позднее 1 марта, а налог уплачивается не позднее 15 мая (ст. 180 НК).

Предлагается увеличить сроки подачи декларации — до 31 марта и уплаты налога — не позднее 1 июня.

Налог на недвижимость

Ставка налога в отношении капитальных строений (зданий, сооружений) для плательщиков – организаций – 1% (ст. 188 НК)

Вводится прогрессивная ставка налога в отношении возведенных плательщиками – организациями капитальных строений (зданий, сооружений) в течение первых 5 лет после их приемки в эксплуатацию от 0,2% за второй год до 0,8% за пятый год, в дальнейшем – стандартная ставка 1%.

Годовая ставка налога на недвижимость для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства, устанавливается в размере 2% (ч. 2 ст. 188 НК).

Предлагается исключить норму.

Земельный налог

При исчислении земельного налога в отношении участков, занятых объектами сверхнормативного строительства, применяется ставка земельного налога с повышающими коэффициентами 2 и 10 (п. 5 ст. 196 НК и п. 2 ст. 197 НК).

Предлагается исключить норму.

CЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ И ПУБЛИКАЦИЯМИ В FACEBOOK

© 2018 VERDICT, Г. МИНСК

Общество с ограниченной ответственность «Юридическая компания «ВЕРДИКТ», лицензия на право оказания юридических услуг №02240/1359 выдана Министерством юстиции Республики Беларусь 26.02.2013. Адвокатское бюро «ВЕРДИКТ» зарегистрировано Министерством юстиции Республики Беларусь 16.04.2013 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №805002649

Кардинальных изменений в уплате налогов на недвижимость и земельного в 2019 году не будет

В Беларуси не планируют кардинально менять механизм уплаты налога на недвижимость и земельного налога.

09.11.2018 представители Министерства по налогам и сборам сообщили о планах на 2019 год касательно налога на недвижимость и земельного налога. Каких-то кардинальных изменений в их уплате на данный момент не планируется.

Помимо сохранения самого порядка уплаты налогов, также предлагается оставить имеющийся довольно большой объем льгот по уплате этих налогов.

Льготы предоставляются наиболее уязвимым категориям населения, включая пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, нетрудоспособных людей. Также не планируется вводить налогообложение каждой квартиры, а значит, льготы при наличии в собственности одной квартиры предлагают сохранить.

На какие вакансии готовы брать белорусов с зарплатой более 10 000 рублей в месяц

За 10 месяцев белорусы продали валюты больше, чем купили

Последние изменения в НК-2019: налог на недвижимость

(Комментарий к планируемым и действующим нормам Налогового кодекса)

Считанные дни остались до завершения работы над подготовкой проекта нового Налогового кодекса (далее – проект НК-2019). Предлагаем вашему вниманию планируемые изменения в части налога на недвижимость.

1) исключить из объектов обложения налогом на недвижимость:

– здания, сооружения, передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства;

– мобильные здания (ранее здания сборно-разборные и передвижные).

Данное изменение связано с изменениями, внесенными в постановление Минэкономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161;

2) отменить ограничение на применение в течение года льготы по налогу на недвижимость в отношении впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), при возведении которых превышены сроки строительства, установленные проектной документацией;

3) установить, что при предоставлении в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование объектов жилищного фонда право на применение плательщиками льготы по налогу на недвижимость не утрачивается;

4) отменить с 1 января 2019 г. право областных (Минского городского) Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям;

5) ограничить (с 2020 г.) права местных Советов депутатов увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость не более чем в 2 раза. Таким образом, они вправе будут увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость:

Памятка по налогу на недвижимость для организаций

Если организации имеют объекты обложения налогом на недвижимость, они признаются его плательщиками . Проверить правильность исчисления налога либо рассчитать налог по новым объектам – поможет памятка.

Что относится к объектам налогообложения? Это могут быть капстроения (здания, сооружения) (далее – капстроения) :

— имеющиеся в собственности (хозведении, оперативном управлении);

— подлежащие госрегистрации и учитываемые на балансе до ее проведения;

— взятые в финансовый лизинг у белорусских организаций (если по договору такие капстроения находятся на балансе их получателя);

— взятые в аренду у физлиц или ИП, а также у иностранных организаций, не ведущих деятельность на территории республики через постоянное представительство.

Кроме того, налогообложению подлежат сверхнормативные объекты: объекты строительства, по которым превышены нормативные сроки их возведения.

На заметку
Организации на УСН не уплачивают налог на недвижимость, если общая площадь капстроений — менее 1000 кв.м . Исключение составляют капстроения, сданные в аренду либо включенные в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) (далее – перечень неиспользуемого имущества). По таким капстроениям, а также по сверхнормативным объектам налог на недвижимость уплачивается в общем порядке .

Итак, при наличии объектов налогообложения, организации обязаны исчислить налог на недвижимость. Для этого нужно знать налоговую базу и ставку.

Что является налоговой базой налога на недвижимость? В ее качестве принимается :

остаточная стоимость капстроений – если они отражаются в бухучете (учитываются в Книге – для УСНщиков) в составе ОС и доходных вложений в материальные активы;

учетная стоимость капстроений (стоимость в бухучете (Книге – для УСНщиков)) – в отношении иных капстроений;

стоимость сверхнормативных объектов, слагаемая из прямых и косвенных затрат по строительству.

Обращаем внимание, установлен особый алгоритм определения налоговой базы по капстроениям, взятым в аренду у физлиц и ИП. Так, арендатор должен сравнить договорную стоимость полученного капстроения с одной из стоимостей (по выбору): оценочной, рыночной или рассчитанной в ином порядке. Наибольшая из сравниваемых стоимостей и будет налоговой базой. Как правило, при отсутствии оценочной или рыночной стоимости арендаторы самостоятельно рассчитывают стоимость капстроения с помощью специальных коэффициентов переоценки зданий и сооружений .

По каким ставкам считают налог на недвижимость? Применяют следующие годовые ставки :

1 % — по капстроениям;

2 % — по сверхнормативным объектам.

При исчислении налога на недвижимость за неполный отчетный год ставку рассчитывают. Для этого годовую ставку делят на 4 квартала и полученный результат умножают на число кварталов, за которые исчисляется налог.

На заметку
Кооперативы (гаражные, жилищно-строительные и др.) и товарищества (собственников для обслуживания жилых домов и др.) в части, приходящейся на физлиц — членов кооперативов, товариществ, применяют годовую ставку в размере 0,1 %.

Подчеркнем, по законодательству местные Советы депутатов вправе увеличить (уменьшить) ставки налога на недвижимость. В частности, своими решениями они могут установить к ставке следующие коэффициенты :

до 2,5 — увеличение (уменьшение) отдельным категориям плательщиков;

до 10 — увеличение по капстроениям, включенным в перечень неиспользуемого имущества.

Таким образом, налог на недвижимость исчисляют по формуле:

Каков порядок представления декларации по налогу на недвижимость? Ее положено подать в инспекцию МНС по месту постановки на учет не позднее :

20 марта отчетного года — по объектам налогообложения, имеющимся на 1 января этого года;

20-го числа 3-го месяца квартала, следующего за кварталом возникновения обстоятельств, влияющих на налогообложение (появление или выбытие объектов, включение их в перечень неиспользуемого имущества и иные обстоятельства).

На заметку
Срок представления декларации при переходе с 1-го числа 1-го месяца квартала с особого режима налогообложения без уплаты налога на недвижимость на особый режим с его уплатой либо на общий порядок налогообложения — не позднее 20-го числа 3-го месяца квартала, с которого совершен такой переход.

Следует учитывать, если декларацию не подать в установленный срок, могут привлечь к административной ответственности. В частности, должностному лицу организации придется уплатить штраф :

до 1 базовой величины (БВ) – при просрочке до 3 рабочих дней;

2 БВ с увеличением на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки (но не более 10 БВ) – если просрочка более 3 рабочих дней.

На заметку
Когда срок представления декларации просрочен до 3 рабочих дней, может быть вынесено предупреждение.

В каком порядке уплачивается налог на недвижимость в 2018 году? По выбору организаций :

единовременно (не позднее 22.03.2018) — в размере годовой суммы налога;

ежеквартально (не позднее 22.03.2018, 22.06.2018, 24.09.2018, 22.12.2018) – в размере 1/4 годовой суммы налога.

Смотрите так же:  Типовой договор отопление

Уплачивают налог в бюджет в инспекцию МНС :

по месту постановки организаций на учет;

месту нахождения объекта (по сверхнормативным объектам).

На заметку
За неуплату налога предусмотрен штраф :
на организацию — 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 БВ;
должностное лицо — от 2 до 8 БВ.
Дополнительно уплачиваются пени за каждый календарный день просрочки.

Как учесть исчисленный налог на недвижимость? В бухучете – по дебету счета 25, 26, 44, 90, 91 в корреспонденции с кредитом счета 68 . При налогообложении прибыли – в составе затрат, за исключением налога на недвижимость :

по сверхнормативным объектам;

капстроениям, включенным в перечень неиспользуемого имущества.

Что изменится в налоговой системе Беларуси в 2019 году

В Беларуси завершается работа по комплексной корректировке Налогового кодекса, главная цель которой — совершенствование администрирования налоговой системы, упрощение порядка исчисления и уплаты налогов, снижение налоговой нагрузки. Проект обновленного Налогового кодекса принят Палатой представителей во втором чтении.

Во время онлайн-конференции эксперты рассказали о новых подходах к организации работы налоговых органов и ответили на вопросы посетителей сайта БЕЛТА.

Вопросы конференции

Приблизительно в это время год назад глава государства дал поручение подготовить новую редакцию Налогового кодекса. В первую очередь необходимо было сделать его более понятным для плательщиков, принять меры по улучшению налогового администрирования, стимулированию инвестиционной деятельности, что вытекало из норм декрета №7 «О развитии предпринимательства». Была проведена обширная, плодотворная работа над новой редакцией. Определены формат внесения этих изменений, двухуровневая система отработки и принятия решений. Была сформирована рабочая группа на уровне Министерства финансов, которая включала представителей всех заинтересованных сторон, в том числе отраслевых министерств и концернов, представителей всех бизнес-союзов, бухгалтеров, юристов-практиков, аудиторов. В этой работе активное участие принимал парламент.

Если говорить о конкретных мерах, то новой редакцией Налогового кодекса предусмотрено увеличение в 1,5 раза размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль, снижение до 6% ставки налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение трех лет. Полное освобождение от налогообложения в случае нераспределения прибыли на эти цели в течение пяти лет.

Плательщикам предоставляется право при исчислении налога на прибыль учитывать некоторые виды затрат, которые в настоящее время не учитываются при налогообложении. Предусмотрено право включать в состав внереализационных доходов резервы по сомнительным долгам. Одновременно с этим у плательщиков налога на прибыль появляется возможность учитывать отдельные виды внереализационных расходов по факту поступления денежных средств.

В рамках снижения налоговой нагрузки предусмотрено освобождение вновь построенных объектов и земельных участков, на которых они расположены, от имущественных налогов в первый год их эксплуатации с применением понижающих коэффициентов к ставкам этих налогов в последующие четыре года. Предусмотрено исключение из списка объектов обложения налогом на недвижимость объектов сверхнормативного незавершенного строительства, отмена повышающего коэффициента к ставкам земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению. Предусмотрена отмена права местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам, а также земельного налога за земельные участки, занятые такими объектами.

Для субъектов, которые применяют упрощенную систему налогообложения, в частности, для индивидуальных предпринимателей, реализовано предложение по увеличению более чем в 2 раза критерия валовой выручки для применения этого особого режима налогообложения. Для ИП при применении общего порядка и упрощенной системы налогообложения с 1 января 2019 года предусматривается возможность учета доходов, выручки не только по методу оплаты, но и по методу начисления. Дополнительно в отношении ИП, осуществляющих реализацию потребителям работ и услуг, введен принцип добровольности уплаты единого налога.

Кодекс содержит ряд изменений, которые коснутся и физических лиц. Так, в отношении доходов от сдачи иным физическим лицам в аренду, внаем жилых и нежилых помещений, машино-мест предусматривается уплата подоходного налога в фиксированных суммах независимо от величины таких доходов. Расширен перечень категорий, имеющих право на получение стандартного налогового вычета по подоходному налогу. Воспользоваться данным правом теперь смогут родители, супруг, супруга, опекун или попечитель, которые осуществляют уход за инвалидами I и II группы старше 18 лет. Отменено ограничение суммы расходов на уплату страховых взносов страховым организациям Беларуси по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов для предоставления социального налогового вычета. Реализован экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков — физических лиц — позволяющий обращаться в любой налоговый орган.

Особое внимание при подготовке новой редакции кодекса уделено вопросам упрощения налогового администрирования. Изменены подходы к приостановлению операций по счетам плательщиков, имеющих задолженность по текущим платежам в бюджет. Речь идет о делении плательщиков на группы по степени риска. Дополнительно к залогу и поручительству введен новый способ обеспечения исполнения налогового обязательства — банковская гарантия. Усовершенствован порядок взыскания дебиторской задолженности, изменены подходы к начислению пеней в части их ограничения суммой, доначисленной по результатом проверок налога. С 3 до 5 лет увеличен период для зачета (возврата) излишне уплаченных налогов, сборов и пошлин.

Один из вопросов, который вызвал достаточно бурную дискуссию, — отмена повышающих коэффициентов к ставке имущественных налогов, которые сегодня местные Советы депутатов имеют право реализовывать на соответствующих административно-территориальных единицах. Сегодня это право предусматривает возможность увеличить стандартные ставки налога на недвижимость и налога на землю до 2,5 раза. При обсуждении вопроса бизнес-союзы и представители реального сектора экономики выходили с предложениями о том, чтобы это право ограничить и вернуться к размеру таких повышающих коэффициентов, который применялся до определенного времени. То есть повышать ставки этих налогов не более чем в 2 раза. Принято компромиссное, в некоторой степени отлагательное решение, — с 2020 года размер этих повышающих коэффициентов будет снижен с 2,5 до 2 раз.

Кроме этого, Налоговый кодекс претерпел структурные изменения для улучшения восприятия его положений. Введена статья, посвященная терминам и определениям, которые используются во всей редакции Налогового кодекса. В особенной части кодекса все налоги выстроены по строго определенной иерархии, которая соответствует утвержденным элементам налогообложения. Уточнены принципы налогообложения, введен принцип презумпции добросовестности плательщика.

Немало новшеств предусматривается по налоговому администрированию. Все это делается для того, чтобы нашим плательщикам было проще исчислять и платить налоги. Чтобы, когда плательщик нарушил налоговое законодательство, налоговые органы своими действиями не доводили его до процедуры банкротства, когда мы говорим о приостановлении операций. Чтобы он мог продолжать свою деятельность и мы своими действиями, например, размером доначисленной пени, не создавали излишние обременения для него. Мы стараемся выстроить методы налогового администрирования таким образом, чтобы это негативно не влияло на деятельность плательщика и налоги поступали в бюджет от него в добровольном порядке.

Вопрос дедолларизации — один из основных. Ей уделяется много внимания. Соответствующую политику проводит Национальный банк. Мы в свой части тоже ответственно относимся к этому вопросу и видим необходимость ухода от привязки к иностранным валютам, в том числе в налоговой системе.

Вопросы дедолларизации кодексом затрагиваются не первый год. В этой редакции мы максимально подошли к решению этого вопроса в налоговой системе. Мы не видим необходимости предусматривать возможность уплаты в иностранной валюте. Все субъекты, в том числе и нерезиденты, могут реализовать свои налоговые обязательства через уплату налогов в национальной денежной единице — с учетом нынешнего развития банковских услуг, соответствующих сервисов, политики на валютном рынке, которую проводит Национальный банк по возможности свободного приобретения и продажи валюты.

Дополнительно к этому мы перевели те немногие ставки налогов, которые у нас были выражены в иностранной валюте, в белорусские рубли. Это налоги касаются узкого сегмента субъектов, они связаны с добычей сырьевых ресурсов — на добычу нефти и калийной соли.

Единственную возможность, которую мы оставили в кодексе для нерезидентов (как физических лиц, так и организаций), — уплата в иностранной валюте государственной пошлины. Это не системный, а разовый налоговый платеж, связанный с осуществлением каких-то процедур или юридически значимых действий. Например, получение каких-либо разрешений, обращение в суд. Мы с учетом обсуждения этого вопроса такую возможность сохранили. Но это будут единичные случаи. В целом налоговая система поставленную перед ней задачу дедолларизации выполняет.

В процессе обсуждения Налогового кодекса вставал вопрос о предоставлении возможности уплаты НДС в валюте для иностранных юридических лиц, которые оказывают электронные услуги физическим лицам в электронной форме. Причем не сами нерезиденты, а эксперты, которые работали над новой редакцией НК, предложили рассмотреть такую возможность. Но в ходе дискуссии мы пришли к выводу, что сегодня резидент или нерезидент может находиться и в США, и в Великобритании, и в Гонконге, и в Австралии. В какой валюте разрешить ему платить налог? Ему все равно нужно будет свою национальную валюту пересчитывать в доллары США перед тем как перечислять в белорусский бюджет. Ему же гораздо проще сразу конвертировать, например, гонконгские доллары в белорусские рубли и зачислить их в бюджет. Здесь оптимального варианта нет. Мы проанализировали практику этого года — трудностей с перечислением налогов в бюджет в белорусских рублях не возникает. Поэтому мы сохранили действующую норму. В том числе и потому, что от самих нерезидентов предложений не следовало.

Этот вопрос пока находится в проработке. Дело в том, что наши взаимоотношения по косвенным налогам урегулированы Договором о ЕАЭС, в соответствующем приложении. И в нем электронные услуги не упомянуты. Мы вынесли этот вопрос на Консультативный совет, на площадку ЕАЭС, чтобы с нашими партнерами по союзу, в первую очередь с россиянами, договориться, как мы будем этот налог взимать. Хотим закрепить в ЕАЭС необходимый порядок, механизм. Сделать это нужно, поскольку это одно из перспективных направлений, один из быстроразвивающихся видов бизнеса. Пока мы в процедуре переговоров. Как только о чем-то договоримся, сразу эту информацию разместим для наших плательщиков.

При обсуждении возможного изменения структуры Налогового кодекса мы исходили из того, чтобы систематизировать документ, сделать его понятнее. Думаю, плательщики достаточно быстро поймут те структурные изменения, которые произошли. Все налоги у нас изложены в одинаковой иерархии, то есть в соответствии с теми элементами системы налогообложения, которые перечислены в Общей части Налогового кодекса. Это плательщики, налоговая база, объект налогообложения, налоговая ставка, льготы по налогу, сроки и порядок уплаты.

Смотрите так же:  Государственная экспертиза проектной документации краснодар

Кроме того, для улучшения применения и восприятия Налогового кодекса мы ввели отдельную главу, которая посвящена используемым терминам и определениям. Эти термины и определения будут универсальными практически для всех налогов, которым посвящена последующая Особенная часть. Таким образом, мы исключили подход, который использовался в прежней редакции Налогового кодекса, когда для каждого налога давались определенные понятия. Мы практически полностью реализовали эту задумку, обобщили все эти понятия, систематизировали, согласовали их с другими отраслями права.

Думаю, что адаптация пройдет достаточно быстро, тем более что работа над Налоговым кодексом была публичной. Все те наработки и решения, которые принимались на уровне рабочих групп, озвучивались и были в открытом доступе для плательщиков и для общественности, размещались на сайтах Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов. Бизнес-сообщество тоже своевременно получало эту информацию, чтобы с членами своих ассоциаций обсуждать изменения, знакомить с ними для целей последующего практического применения.

— Принципиальных новшеств по налогу на добавленную стоимость новая редакция Налогового кодекса не содержит, но мы кардинально изменили структуру этой главы. Исходили из того, что в главе должны быть обозначены все элементы налогообложения — плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые вычеты, ставки налогов, какие подтверждения должны быть, когда применяется нулевая ставка налогов, когда товары, работы, услуги оказываются на экспорт, как исчисляется окончательно налог на добавленную стоимость. Есть отдельная статья, которая говорит о том, как возвращается НДС. Действительно, элементов очень много. Сама структура налога и порядок его уплаты таковы, что написать его простым языком невозможно.

Наши граждане налог на добавленную стоимость не исчисляют, его исчисляют субъекты хозяйствования. Этим занимаются бухгалтера, которые имеют специальное образование в сфере налогообложения, бухучета, и для них эти механизмы понятны. Мы отрабатывали эту главу с бизнес-сообществом, с бухгалтерами, советовались с ними, как ее изложить, чтобы практикам было понятно.

— НДС — это один из таких налогов, которые непосредственно связаны с бухгалтерским учетом, на практике с ним сталкиваются профессиональные бухгалтеры. Одно из основных упрощений, касающихся этого налога, заключается в следующем: мы, насколько это возможно, постарались сблизить налоговый и бухгалтерский учет для целей его исчисления. Для этих целей в новой редакции кодекса унифицировали такие понятия, как определение момента реализации и т.п. Бухгалтер, ведя бухгалтерский учет, благодаря достигнутой автоматизации этого процесса, без труда сформирует такие элементы, как распределение налоговых вычетов и др. Нам существенно удалось продвинуться в вопросах ведения одновременно и налогового, и бухгалтерского учета.

Сегодня состав и структура налогов в Беларуси соответствует общепринятым стандартам. В стране проводится политика по либерализации предпринимательской деятельности, до 2020 года действует мораторий на введение новых ставок налогов. Для снижения действующих ставок мы должны задействовать внутренние резервы налоговой системы. Необходимо получить общее увеличение налоговых доходов и за счет этого сократить ставки конкретных налогов.

В первую очередь может быть организована работа по отмене неэффективных налоговых льгот, которая даст соответствующее поступление в бюджет. Расширение налоговой базы произойдет за счет увеличения количества вновь создаваемых плательщиков, роста активов, которые будут вовлекаться в экономический оборот. Этому будет способствовать также поддержание на достаточно высоком уровне темпов экономического роста. В нашей стране налоги связаны с ростом экономики, они взимаются с создаваемой добавленной стоимости. И чем больше такой стоимости создается, больше растет ВВП, тем больше получает и налоговая система. Ускоренный экономический рост тоже может дать дополнительные поступления в бюджет, за счет чего мы можем рассматривать возможность снижения конкретных ставок налогов.

Те меры, которые мы предполагаем обсудить в ближайшие годы, касаются возможности реформирования налога на прибыль, совершенствования механизма взимания налога на добавленную стоимость. У нас есть вопросы по тем ограничениям, которые сегодня действуют в налоге на добавленную стоимость в отношении налоговых вычетов. Мы предполагаем, что можем обсудить реформу определения объекта налогообложения имущественных налогов, в первую очередь налога на недвижимость. Предполагается уйти от применения остаточной стоимости, которая числится в бухгалтерском учете соответствующих объектов налогообложения, и перейти к их рыночной оценочной стоимости, так называемой кадастровой оценки. Эта мера повысила бы справедливость налогообложения. К примеру, от тех объектов, которые имели бы большую рыночную стоимость, мы бы получали больше доход. А для плательщиков, располагающих объектами, которые морально и физически устарели или нуждаются в модернизации, налогообложение бы уменьшилось.

Что касается Фонда социальной защиты, то сегодня он не включен в налоговую систему. Но вопрос актуальный и прежде всего связан с необходимостью обеспечения сбалансированности фонда — его доходов и расходов. Помимо налоговой ставки может быть задействован ряд инструментов. Для этого нужно комплексное и системное рассмотрение данного вопроса, начиная с места платежа, как мы его дальше видим и позиционируем. Надо решить, будет ли налоговый платеж или они будут осуществляться в виде страховых взносов, как сейчас. Соответственно, от принятия этого решения с учетом анализа ситуации, в частности, демографической, которая влияет на доходы и расходы фонда, могут вырабатываться последующие решения по возможным изменениям в том числе и ставки. Но в принципе такая работа не исключается.

Если мы говорим о налоговых платежах, то еще один из резервов — рассмотреть вопрос об отмене пониженных ставок. И в целом понизить общие ставки по основным налогам. Вы знаете, что есть 10%-ная ставка на продукты питания, детскую одежду. Если мы найдем резервы отменить пониженную ставку, то в целом это даст возможность снизить для всех общую ставку — это тоже одно из направлений, по которому можно будет двигаться.

Когда глава государства давал поручение, было сказано, что такая налоговая реформа на данном этапе не должна привести к существенному сокращению налоговых доходов, то есть поступлений в бюджет. Новая редакция Налогового кодекса больше посвящена мерам налогового администрирования, то есть это в первую очередь административная налоговая реформа.

Тем не менее в кодексе реализованы системные меры по снижению налоговой нагрузки. Одновременно кодекс предусматривает индексацию действующих ставок налогов, где в ряде случаев происходит расширение налоговой базы. За счет этого мы сегодня практически выходим на баланс. Для отдельных плательщиков произойдет снижение налоговой нагрузки за счет тех мер, которые я перечислял, но в целом за счет расширения налоговой базы, индексации налоговых ставок налоговые доходы не увеличатся и не сократятся — они остаются практически в тех пределах, которые у нас были заложены в бюджет текущего года.

Министерство по налогам и сборам провело достаточно серьезную аналитическую работу в той части, которая касается взимания единого налога с предпринимателей. По результатам этой работы предложены системные изменения. В целом они оцениваются как улучшение условий работы индивидуальных предпринимателей с 2019 года.

Об отличиях от действующей системы. Первое нововведение — возможность плательщиков единого налога — ИП — самостоятельно выбрать налоговый режим. Если сегодня этот единый налог для индивидуальных предпринимателей, которые занимаются определенными работами или оказывают отдельные виды услуг, является обязательным, то со следующего года они получат возможность выбрать тот налоговый режим, который их устраивает: может быть сохранен режим уплаты единого налога, может быть выбрана упрощенная система налогообложения либо плательщик может перейти на общую систему уплаты подоходного налога.

При этом в отношении ставок налогов было реализовано изменение, которое касается пересмотра механизма их установления. Сегодня в действующей редакции Налогового кодекса предусмотрены коридоры ставок единого налога, в рамках которых местные Советы депутатов непосредственно по видам деятельности устанавливают конкретные ставки на своей территории: установлены минимальная и максимальная ставки, и в этом коридоре выбирается ставка, которая будет действовать на соответствующей территории. С 2019 года эти коридоры будут упразднены, Налоговым кодексом утверждаются единые ставки единого налога, которые будут дифференцированы по территориям (город Минск; областные центры; районные центры и города районного подчинения; сельская местность). В Минске ставки выше, далее они по ниспадающей уменьшаются. Дополнительно местные Советы депутатов могут сократить предложенные ставки налогов до 2 раз (увеличивать нельзя).

Это два существенных нововведения, которые, с нашей точки зрения, значительно улучшают положение индивидуальных предпринимателей.

Это актуальный вопрос. Предложенная редакция Налогового кодекса предусматривает снижение ставок акцизов на автомобильное топливо по сравнению с действующими на 25%. Это вынужденная мера для возможной адаптации рынка и нефтеперерабатывающих заводов к налоговому маневру. Второй его этап Россия будет реализовывать с 2019 года. Беларусь формировала проект бюджета по консервативному сценарию. То есть учитывала, что в условиях реализации второго этапа налогового маневра придется функционировать без возможной компенсации наших потерь со стороны Российской Федерации.

Сегодня процесс переговоров с российской стороной по этому вопросу не завершен. Тем не менее ставки акцизов у нас на 25% будут снижены. Независимо от того, будет ли решен вопрос с компенсацией, эта мера останется. Она позволит в условиях достаточно серьезной волатильности мировых цен на нефть снять напряжение на внутреннем рынке. Сейчас концерн «Белнефтехим» из-за стоимости нефти вынужден с определенной периодичностью повышать цены на топливо. В следующем году 25-процентное снижение позволит более гибко реагировать на изменения рынка.

Что касается последующих лет, то в принципе все будет зависеть от результатов переговоров с Россией. Если они не будут положительными, то у нас остается несколько инструментов по адаптации к функционированию в новых условиях. Прежде всего это цены внутреннего рынка и ставки акцизов. С учетом, что у нас открытый рынок с Россией, вопросу цен на внутреннем рынке уделяется достаточно большое внимание. Учитывается и социальный фактор. Не исключено, что механизм по снижению ставок акцизов будет задействован и в последующем. Не исключаю, что при самом неблагоприятном развитии ситуации мы можем подойти к тому, что ставки акцизов обнулим.

На сегодняшний день статус налогового консультанта получили более 300 человек.

Сейчас подготовлен проект указа, который предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели, которые работали на аутсорсинге и оказывали бухгалтерские услуги, но не получили к 1 января 2019 года статус налогового консультанта, смогут продолжить оказание этих услуг.

Проект прошел согласование и внесен в Совет Министров. Документ предварительно прорабатывался в том числе с Администрацией Президента. Полагаю, что после соответствующих процедур и криминалистической экспертизы он будет представлен главе государства.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019