Налог на экологию кто платит с 2019

Оглавление:

Экологический налог на страже окружающей среды. Расчет и условия оплаты в 2018-2019

Практически любая производственная деятельность связана с образованием отходов. В текущем году предприятия и физические лица уплачивают плату за негативное воздействие на окружающую среду. Но в планах государства с 2020 года заменить ее на экологический налог. Существующая плата признана малоэффективной, и не покрывает в полной мере бюджетных расходов на проведение государственных мероприятий по восстановлению экологии.

У предприятий в 2019 году не предусмотрено выбора: оплачивать существующую плату за загрязнение окружающей среды либо экологический налог. Новый закон будет правомочным только с 01.01.2020.

Какие экологические платежи нужно уплачивать и кому?

Основным документом нормативного характера, регулирующим охрану экологии, является закон от 10.01.02 № 7-ФЗ. Текстом акта определено загрязнение как поступление веществ и (или) энергии в окружающую среду, которое оказывает на нее негативное воздействие. Все негативно влияющие объекты разделяются на 4 категории, где объекты 1 категории наиболее опасные.

  • объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) (объекты I категории);
  • объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории);
  • объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории);
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории).

Плата за загрязнение или экологический налог в 2018 году является обязательным платежом.

К плательщикам относят юридических и физических лиц, хозяйственная деятельность которых приводит к образованию отходов. На учет в налоговые органы собственники должны ставить объекты по месту их нахождения. Учет поставленных объектов производится Росприродназдором.

Как рассчитывают платеж

База для расчета экологического платежа определяется исходя из объема либо массы выбросов. При расчете базовую величину умножают на соответствующую ставку и дополнительные коэффициенты, установленные постановлениями Правительства РФ. Расчет экологических налогов производится плательщиком самостоятельно. Экологический налог в России в 2019 году будет взиматься с плательщиков в виде существующей платы за загрязнение.

Перечисляемые суммы на сохранение благоприятной обстановки в сфере экологии страны зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов РФ в соответствии с действующим законодательством. Однако существующая плата признана малоэффективной, и Минфин подготовил законопроект о введении экологического налога.

Интересные факты: Швеция занимает лидирующее положение в Европе по озабоченности сохранением экологии. Почти 99% отходов в стране перерабатываются вторично, используются в разных производствах. Важным вкладом в мусоропереработку жители считают сортировку домашних отходов, что позволяет уменьшить уровень захоронения бытовых выбросов до 0,7% общего объема.

Какие изменения законодательства планируются?

Налоговый кодекс РФ с 01.01.2020 будет дополнен соответствующей статьей, в которой будет описан регламент взимания нового платежа. В соответствии с разработанным нормативным актом экологический налог будет обязателен к уплате для физических лиц, включая ИП (подробнее о том сколько налогов платит ИП), а также организаций, которые осуществляют деятельность, негативно влияющую на состояние окружающей среды.

Введение в России экологического налога позволит существенно повысить налоговые доходы, которые государством будут направляться на проведение активной политики по охране окружающей среды. Узнайте подробнее о проблемах переработки мусора в России, и о том, как сбор и переработка мусора могут превратиться в успешных бизнес.

За что и кому нужно будет платить?

Объектом налогообложения законодательно будет определено воздействие на окружающую среду негативного характера, которое может проявляться в одном из видов:

  1. Осуществление сбросов, содержащих компоненты из утвержденного перечисления, в водные объекты сточных вод.
  2. Осуществление стационарными источниками выбросов в атмосферу вредных веществ, включенных в перечень.
  3. Создание, хранение, скопление, захоронение производственных отходов и отходов потребления для каждого класса опасности.

При этом если накопленные отходы будут утилизированы или обезврежены в течение 11 месяцев с даты начала их образования, то не требуется уплачивать новый экологический налог. Также при размещении отходов в специализированных местах размещения, которые не влияют негативно на окружающую среду, обязанности по уплате не возникнет. Независимо от вида занятости, к категории тех, кто должен платить экологический налог, не относятся организации, чья деятельность финансируется из бюджетов всех уровней.

Сроки предоставления отчетности

Предоставлять отчетность тем, кто будет платить экологический налог, нужно один раз в год. При этом, если по плате за загрязнение окружающей среды соответствующий расчет представлялся в контролирующий орган до 10 марта года, следующего за текущим, то по экологическому налогу расчет нужно будет представлять до 1 марта.

Ставки для расчета сумм налоговых платежей будут установлены для всех видов загрязняющих веществ соответственно их классу опасности. Производить расчеты нужно будет по каждому объекту, загрязняющему внешнюю среду, отдельно по окончании календарного года. Администрировать экологический налог продолжает налоговая служба, Минфин решил не вносить изменения в эту статью.

Проект акта об экологическом налоге предусматривает увеличение пени за просрочку уплаты. Сейчас она составляет 1/300 от текущей ставки рефинансирования при возникновении просрочки длительностью до 30 дней и 1/150 от текущей ставки рефинансирования для просрочки длительностью 31 день и более. Штрафные санкции будут предусмотрены и за предоставление неверных расчетов. После того как экологические платежи заменят экологическим налогом нарушителей обяжут уплатить штраф в сумме до 20% от разницы между начисленной и верной суммой.

В чем особенности для малого и среднего бизнеса

Для всех плательщиков налога, за исключением компаний, использующих УСН, и субъектов МСП, находящихся на других налоговых режимах, новый экологический налог будет уплачиваться авансовыми платежами в течение года. Малые и средние организации должны будут представлять только годовые расчеты.

Экологический налог для граждан и субъектов малого, среднего бизнеса, которые имеют исключительно офисную деятельность, не обязателен. Они уплачивают стандартные платежи за вывоз ТКО. Тогда как платить экологический налог в 2019 за размещение ТКО должны региональные операторы, ведущие соответствующую деятельность. При этом размер платы вырастет. Ее расчет будет производиться исхода из цены вывоза кубометра. Конкретные ставки для регионов пока не определены.

Как уменьшить платежи и чем грозит неуплата?

Поправки, как и существующая норма, будут предоставлять для физических лиц и организаций возможность снижать величину экологического налога. Для этого им нужно проводить мероприятия по уменьшению загрязнений окружающей среды, затраты на которые вычитаются из расчетной величины платы за загрязнение.

Нововведениями законопроекта по экологическому налогу является введение больших штрафных санкций за непостановку на учет в соответствующем органе. Сегодня данный вопрос регламентируется ст. 8.45 КоАП РФ, согласно которой предприятием грозит штраф 30 000 – 100 000 рублей. После вступления в силу поправок к НК РФ, нарушителей при отсутствии оснований будут наказывать согласно ст. 16 НК РФ. Штрафные санкции минимально будут составлять 40 000 рублей. При расчете штрафа доход за время ведения деятельности без постановки на учет будет умножаться на ставку 10%.

Интересные факты: граждане, приезжающие отдыхать на Балеарские острова, обязаны уплачивать налог на солнце. Собранные средства направляются правительством на улучшение экологической сферы островов, а также на раздельный сбор мусора и его утилизацию с прибрежной зоны. А как достичь раздельного сбора мусора в России?

Стратегические направления экологической безопасности России

Экологические налоги в ЕС являются важным инструментом защиты окружающей среды. Предприятия платят значительные отчисления, которые расходуются на очистные и восстановительные мероприятия.

Смотрите так же:  Заговоры степановой на возврат денег

Компенсация вреда от автомобилей

В России этому вопросу стали уделять больше внимания в последние годы. Правительством разработана “Стратегия экологический безопасности” до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ № 176). В документе определены вызовы и угрозы безопасности экологии страны, предложены меры по улучшению текущей ситуации для решения экологических проблем России.

Автомобили причисляются к объектам, которые активно загрязняют воздух. Для решения этой проблемы предлагается заменять бензиновые машины электромобилями. С целью популяризации электрокаров в “Стратегии развития автомобильной промышленности” предлагается ввести экологический налог на автомобиль, с одновременным введением льгот по транспортному налогу для владельцев электрокаров.

Кроме того предлагается внедрять механизмы, увеличивающие стоимость владения старой неэкологичной машиной (повышать транспортные налоги). Это приведет к более активному обновлению автопарка. Существующие эффективные экологические налоги в США и Европе приводят к созданию рециклинговой структуры (возвращение отходов в круговорот производства и потребления) со скоростью выбытия до 8% ежегодно.

Интересные факты: почти все крупные корпорации Европы имеют в своем автопарке электрокары и машины, работающие на биотопливе. В планах корпораций увеличить их долю до 50% общего объема рабочих машин.

Нововведения для курильщиков

Ущерб для атмосферы, который причиняют курильщики, значителен. Поэтому Минздрав предложил свои поправки в проект закона, касающиеся экологического налога на курение. Безусловно, отследить всех граждан с сигаретами налоговые органы не смогут. Поэтому обязанность по уплате экологического налога на курильщиков будет возложена на производителей соответствующих товаров.

Издержки изготовители планируют закладывать в стоимость продукции, поэтому, в конечном счете, возмещать ущерб экологии станут сами курильщики. Точного механизма для данных предложений пока нет, как и нет уверенности, что поправки Минздрава будут учтены при принятии законопроекта.

Таким образом, окончательная замена существующей платы за загрязнение новым экологическим налогом произойдет не в 2019 году, а с 1 января 2020 года. Вместе с тем, некоторые изменения, касающиеся платы за вывоз ТКО, граждане почувствуют раньше.

Экологический налог: изменения в Налоговый кодекс РФ с 2019 года

Минфин разработал проект изменений в Налоговый кодекс, которые предусматривают введение нового налога – экологического налога для физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

По сути экологический налог должен заменить действующие платежи за

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
  • сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов,
  • за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение.

Этот закон направлен на повышение экологической эффективности. Предприятиям и организациям будет дорого обходиться невнимательность к решению экологического вопроса. Им придётся внедрять доступные технологии по повышению экологической эффективности. Они уже не смогут обойтись без услуг специалистов в сфере экологии, работа которых позволит снизить налоговую ставку по экологическому налогу.

Информация полезна для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям:

В связи с открытием нескольких кафедр очного и очно-заочного отделения, Современной научно-технологической академии требуются преподаватели и методисты по дисциплинам следующих направлений:

  • Метрологический контроль
  • Медицина и здравоохранение
  • Маркшейдерское дело
  • Кадастровое дело и геодезия
  • Бухгалтерское дело
  • Юриспруденция
  • Инженерные изыскания
  • Инженерные системы
  • Архитектурно-строительное проектирование
  • Транспорт и транспортная безопасность
  • Нефтегазовое дело
  • Энергетика,
  • Промышленная безопасность и др.

Возможны различные формы сотрудничества: от проектного участия до зачисления в штат Академии. Необходимо методическое сопровождение: разработка учебных программ и планов, а также преподавание: проведение очных и дистанционных семинаров, лекций. Принимаем резюме со всей России, так как для кандидатов из отдалённых регионов России возможна работа удалённо.

Отправляйте Ваши резюме на адрес электронной почты отдела кадров[email protected]с пометкой в теме письма «резюме». Рассматриваем кандидатуры с различным опытом и квалификационными характеристиками.

Кто будет платить экологический налог?

Налогоплательщиками экологического налога будут организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые ведут хозяйственную деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую среду.

В результате их деятельности образуются отходы, которые делятся на 2 вида:

  • Собственно отходы (3 видов),
  • Твёрдые коммунальные отходы.

Экологический налог за образование твёрдых коммунальных отходов будут выплачивать региональные операторы по обращению с твёрдыми и просто коммунальными отходами.

Кто не будет платить экологический налог?

Не будут налогоплательщиками те организации и физические лица, которые

  • осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории при условии подтверждения данной категории соответствующим свидетельством о постановке объекта, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду, на учет в установленном порядке;
  • в результате осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.

Сроки постановки на учет налогоплательщика экологического налога

Налогоплательщик должен встать на учет в качестве налогоплательщика экологического налога в течение 30 дней со дня государственной регистрации. Регистрация должна проходить по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – в том или ином субъекте РФ. Порядок постановки на учет разработает ФНС.

За что нужно платить экологический налог?

Статья 3, главы «Экологический налог» Налогового кодекса РФ определят объект налогообложения.

Объектом выступает негативное воздействие на окружающую среду, которое возникает в результате 3 факторов:

  • выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включённых в перечень загрязняющих веществ (далее — выбросы загрязняющих веществ);
  • сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включённые в перечень загрязняющих веществ. (далее — сбросы загрязняющих веществ);
  • образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

Когда за негативное воздействие не нужно платить экологический налог?

Освобождаются от выплаты налога в трех случаях:

  • Негативное воздействие на окружающую среду, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней,
  • Размещение отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, при подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • Накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов.

Как будет определяться налоговая база для экологического налога?

Именно в механизмах самые главные отличия нового налога от старой платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Налоговая база определяется налогоплательщиком на основе данных производственного экологического контроля по каждому объекту для каждого стационарного источника в отношении каждого загрязняющего вещества, согласно строго определённому классу опасности этого вещества.

При определении налоговой базы учитываются:

объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее — лимиты на выбросы и сбросы);

объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте «б» настоящего пункта;

лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Ставки по экологическому налогу

Здесь же устанавливаются размеры налоговых ставок по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

Налоговые ставки рассчитываются в рублях на 1 тонну загрязняющего вещества. Например, ставка за выброс аммиака в воздух равняется 138,8 рублям за 1 тонну, а за метан – 108 рублей, сероводород – 686,2 рублей. Ставки определены в статье 4 данной главы.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2018-2019 году

Согласно законодательству РФ, все организации и индивидуальные предприниматели, которые используют в своем бизнесе объекты, влияющие негативным образом на окружающую среду, должны за это платить. В этом материале будет рассмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году. Мы выясним, до какого числа и кому нужно внести плату за 2018 и 2019 год, а также нужно ли сдавать отчетность в Росприроднадзор.

Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?

Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ЕНВД, ПСН, ОСНО или ЕСХН.

Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2018-2019 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.

Смотрите так же:  Госпошлина за лицензирование образовательной деятельности

Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.

Кто не должен платить за загрязнение окружающей среды?

Российское законодательство (п.1 ст.16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ ) предусматривает и категории организаций и ИП, которые не платят за загрязнение окружающей среды. Под действие закона попадают индивидуальные предприниматели и организации, которые ведут свою деятельность на объектах IV категории опасности, на которых:

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду и в поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество не более 10 тонн в год;

имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Понятие стационарного и нестационарного источника впервые было определено законодателем только в 2014 году (ФЗ № 219-ФЗ от 21.07.2014). Данным Законом были внесены изменения в 94-ФЗ «Об охране окружающей среды», являющегося основным законом, регулирующим вопросы платы за загрязнение окружающей среды.

В п. 1 появилось определение:

  • стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;
  • передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

Также Закон № 219 ФЗ внес изменения в п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ, в котором определено, что с 01.01.2016 г. плата за НВОС будет взиматься только за выбросы от стационарных источников.

Росприроднадзор присваивает определенные категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. То есть, если вам не известна категория опасности вашего объекта, то следует обратиться в Росприроднадзор с целью уточнения данных.

Обратите внимание, что экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды — это два разных платежа!

Тарифные ставки за загрязнение окружающей среды

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или Росприроднадзор на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 контролирует расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2018-2019 году и ее своевременное перечисление в федеральный бюджет.

Обращаем ваше внимание, что старый порядок расчета платежа, начиная с 23 сентября 2016 года, перестал действовать (Постановление правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913 отменило постановления от 19 ноября 2014 г. № 1219 и от 12 июня 2003 г. № 344, где содержались правила расчета).

Ставки за загрязнение окружающей среды на 2018-2019 год утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 в последней редакции от 29.06.2018.

Тарифные ставки установлены в зависимости от категорий выбросов загрязняющих веществ:

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Таблица «Тарифы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в 2018–2019 годах»

В постановлении № 193 от 13.09.2016, в последней редакции от 29.06.2018 содержится 159 наименований загрязняющих веществ для данной категории. Приведем наиболее часто встречающиеся в производстве. Ставки на 2019 год увеличены согласно вышеуказанного постановления на 1,04, по сравнению с 2018 годом:

Название загрязняющего вещества

Ставка в рублях (за тонну)

Экологический налог в России в 2019 году

Министерством финансов подготовлен новый законопроект, согласно которому в России в 2019 году появится новый экологический налог. Точнее в следующем году планируют только рассмотреть разработанный проект и внести в него возможные поправки, хотя впервые разговоры о нем начали ходить еще 2 года назад. Толчком для таких решительных действий стало обращение бизнесменов к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой систематизировать неналоговые платежи.

Если депутаты поддержат инициативу Минфина, с 1 января 2020 года юридическим и физическим лицам придется платить экологический налог. Главной целью введения новых взысканий является улучшение экологической ситуации, снижение загрязняющих выбросов и сбросов в окружающую среду. Авторы законопроекта считают, что изменения в Налоговом Кодексе станет отличным стимулом для предприятий внедрять технологии, направленные на снижение нанесения вреда природе в процессе их деятельности. Это поможет сократить размер налога, а значит, имеет финансовую выгоду.

Кто и за что будет платить?

Платить экологический налог, если его примут в 2019 году, придется организациям и предприятиям, а также физическим лицам, которые занимаются индивидуальным предпринимательством, осуществляют хозяйственную или другую деятельность. Облагаться налогом будут:

  • выбросы, попадающие в атмосферу в процессе производства;
  • сбросы, которые загрязняют реки и водоемы;
  • стоки и другие загрязняющие вещества;
  • отходы, образующиеся в результате добывающего или перерабатывающего производства.

В целом новый налог заменит старые платы за выбросы и сбросы, но механизм уплаты планируют усовершенствовать. К тому же за неуплату будет предусмотрен штраф, поэтому предпринимателям и предприятиям уклоняться от налога будет невыгодно.

Важно! Освобождаться от налоговых взысканий будут только те предприятия, в процессе деятельности которых образуются исключительно твердые коммунальные отходы. Дополнительные траты в таком случае будут ложиться на плечи служб, которые занимаются утилизацией твердых отходов.

По словам экспертов, механизмы уплаты экологического налога требуют еще серьезной доработки и улучшения. Дело в том, что пока не предусмотрены каналы, по которым деньги от государства будут поступать к утилизационным заводам. Это только один из нюансов, а их довольно много, поэтому законопроект требует не только рассмотрения, но и доработки.

Сколько придется платить?

Если в 2019 году окончательно введут экологический налог, рассчитываться его размер будет по определенной формуле. Размер уплаты будет зависеть от следующих факторов:

  • объема и массы выбросов, сбросов или отходов;
  • их токсичности и опасности для окружающей среды;
  • установленных нормативов и др.

Ныне уже предусмотрены фиксированные ставки за некоторые виды веществ, загрязняющих окружающую среду:

  • аммиак – 138,8 за 1 тонну;
  • сероводород – 686,2 руб. за 1 тонну;
  • диоксида азота – 138,8 руб. за 1 тонну и др.

Довольно сильно могут вырасти расходы у предприятий, которые загрязняют окружающую среду ртутью или свинцом, а также соединения этих тяжелых металлов. За каждую тонну этих веществ придется заплатить более 18 тыс. рублей. Общая политика законопроекта заключается в следующем: чем опаснее вещество для окружающей среды, в частности для человека, тем больше придется платить за его попадание в воздух, воду или грунт.

Важно! Для предприятий, которые находятся на территории регионов с усиленной охраной природы, дополнительно будет учитываться коэффициент при подсчете суммы к уплате.

Особенности налогообложения

Известно, что декларацию в местные органы Федеральной Налоговой службы организации и предприниматели должны будут подавать самостоятельно по истечению каждого налогового периода. Все действия можно выполнить через интернет. Достаточно зайти в систему Росприроднадзора, заполнить отчет и загрузить документы на сайт. Такой способ отправки документов не только экономит время, но и позволяет зафиксировать дату и время отправки. Подобная информация может пригодиться в случае судебных разбирательств, если документы не загрузились из-за сбоя в системе или по другим причинам.

В тоже время обычные люди не покидают надежды, что новый законопроект будет доработан и усовершенствован с учетом потребностей простых граждан.

Смотрите видео о введении экологического налога вместо транспортного:

Экологический налог в 2019 году — сроки уплаты, ставки

Экологический налог пока еще не упоминается в Налоговом кодексе РФ, хотя некоторые виды платежей могут попадать под это понятие. Что собой представляет экологический налог и какие существующие в России сборы могут охарактеризовать данное словосочетание, рассмотрим в нашей специальной рубрике.

Что такое экологический налог

Чтобы понять, что такое экологический налог, обратимся к расшифровке понятий, составляющих его название. Термин «экология» характеризует в первую очередь взаимоотношения человека (а в нашем случае — еще и организации) и окружающей среды, а понятие «налог», корни которого идут от древнего оброка, определяет некую плату за пользование имущественными объектами.

Таким образом, сущность экологического налога состоит во взимании платы за пользование природными ресурсами и воздействие на окружающую среду. В настоящее время ввиду отсутствия в налоговой системе России такого вида налога это может быть обеспечено неналоговыми методами. Хотя некоторые налоги, отраженные в НК РФ, могут попадать под характеристики, присущие экологическому налогу. Какие это налоги и почему они могут быть отнесены к этой категории, рассмотрим ниже.

Существуют также и неналоговые платежи, которые действующее законодательство требует уплатить в результате нанесения вреда окружающей природе. К ним относятся экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду, которые также можно рассматривать как разновидности экологического налога.

Отметим, что в странах ЕАЭС существует полноценный экологический налог, для которого сформулированы все основные элементы налогообложения.

Подробнее о действующих экологических платежах читайте в этом материале.

Добавим, что скорее всего, экологический налог в полном смысле этого слова скоро появится и у нас в стране. Соответствующие поправки в НК РФ (проект) уже увидели свет.

Какие налоги можно отнести к экологическим

С учетом ранее рассмотренного понятия экологического налога разберемся в перечне налогов, уплата которых возникает в связи с использованием объектов природы:

  • Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами — необходимость исчисления этого налога представляет собой компенсацию за причиненный природе урон в результате охоты и ловли животных или водных обитателей (например, рыбы или раков), сокращающий их численность.
  • Водный налог — платится за забор воды и использование водных объектов, что также вносит дисбаланс в экологическую обстановку в связи с ограниченностью водных ресурсов.
  • Налог на добычу полезных ископаемых — уплачивается за осуществление добычи природных ресурсов, например, нефти и угля, которые являются исчерпаемыми.
  • Транспортный налог — исчисляется за пользование транспортными средствами, наносящими вред окружающей среде.

О том, что планируется усовершенствовать в транспортном налоге, чтобы повысить его экологическую составляющую, подробно рассказывается здесь.

  • Земельный налог — уплачивается за пользование земельными объектами, на которых расположены различные постройки, наносящие вред поверхностным почвам.

Каждый из вышеуказанных налогов отражает плату за воздействие человека или организации на окружающую среду, которое наносит экологический вред природе, и может косвенно считаться экологическим налогом.

Ставки и сроки уплаты каждого из перечисленных налогов за 2018 год приведены в таблице:

Экологический налог 2017–2018

Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

В ст. 333.3 НК РФ указан перечень ставок в рублях за 1 животное или за 1 тонну биологического ресурса

  • По животному миру: предусмотрен разовый сбор при получении разрешения на добычу. Например, если разрешение получено 06.08.2018, оплату необходимо произвести 06.08.2018.
  • По биологическим ресурсам: разовый платеж при получении разрешения на добычу, затем регулярные ежемесячные платежи до 20 числа каждого месяца. Например, разрешение получено 26.03.2018, оплату нужно совершить 26.03, 20.04, 21.05, 20.06, 20.07, 20.08, 20.09, 22.10, 20.11, 20.12.2018 и т. д. до окончания срока действия такого разрешения.
  • По водным ресурсам, подлежащим изъятию: до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем действия разрешения на добычу. Например, если разрешение закончилось 12.11.2018, платеж нужно произвести до 20.12.2018

Ст. 333.12 НК РФ отражает большой список ставок в рублях за 1000 куб. м воды

  • I кв. — до 20.04.2018;
  • II кв. — 20.07.2018;
  • III кв. — 22.10.2017;
  • IV кв. — 21.01.2019

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Ст. 342 НК РФ, процентная ставка в рублях или за 1 тонну, или за 1000 куб. м добытых ископаемых

  • январь — до 26.02.2018;
  • февраль — 26.03.2018;
  • март — 25.04.2018;
  • апрель — 25.05.2018;
  • май — 25.06.2018;
  • июнь — 25.07.2018;
  • июль — 27.08.2018;
  • август — 25.09.2018;
  • сентябрь — 25.10.2018;
  • октябрь — 26.11.2018;
  • ноябрь — 25.12.2018;
  • декабрь — 25.01.2019.

Как уплатить НДПИ в 2018 году, узнайте здесь

Ст. 361 НК РФ указывает ставки в рублях на каждую лошадиную силу, значения которых изменяются в зависимости от количества л. с. При этом региональные власти могут максимально увеличить или уменьшить ставки в 10 раз.

  • физлица за 2017 год до 03.12.2018;
  • организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в законах субъектов РФ.

Ст. 394 НК РФ определяет 2 предела ставок: до 0,3% и до 1,5% — в зависимости от категории земель.

  • физлица за 2017 год — до 03.12.2018;
  • организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в местных НПА.

Как осуществить уплату экологического сбора

Экологический сбор — это понятие, введенное ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Обязанность уплаты такого экологического налога возлагается при утилизации продукции, утратившей потребительские свойства, на следующих лиц:

При этом указанный платеж начиная с 2017 года (т. е. с платежа за 2016 год) осуществляется однократно до 15 апреля года, следующего за отчетным (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Контроль за уплатой сбора возложен на Росприроднадзор, а суммы поступают в федеральный бюджет РФ.

О том, как определить значение ставки экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

Расчет такого вида экологического налога производится с учетом отклонений фактического значения от установленных Правительством РФ нормативов.

Отчетность по экологическому сбору так же, как и платеж, является ежегодной и подается в Росприроднадзор в срок, установленный для уплаты сбора (подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Форму, которую надо использовать для составления отчета за 2017 год, можно увидеть здесь.

Пример заполнения декларации по экологическому сбору смотрите в данной публикации.

По каким основаниям возникает плата за негативное воздействие на окружающую среду

Другой вид экологического налога, существующий уже много лет, — это плата за негативное воздействие на окружающую среду.

О нормативных документах, отражающих особенности экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

Обязанность его перечисления в бюджет возникает по следующим основаниям:

  • при осуществлении выбросов от стационарных объектов.
  • при организации сбросов загрязняющих веществ.
  • при размещении отходов.

ВАЖНО! В расчете платы не существует такого понятия, как ставка. Так же, как и в экологическом сборе, расчет платежа осуществляется с учетом нормативных значений того или иного воздействия. Нормативы устанавливаются Правительством РФ и корректируются на коэффициенты в зависимости от вида воздействия и территории его возникновения.

Разобраться с нюансами отчетности и перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) помогут материалы:

О повышении с 2019 года ставок платы за НВОС см. здесь.

Важно также обратить внимание на некоторые нюансы исчисления указанного сбора. Например, если отходы размещаются на придворовой территории арендуемого помещения, кто тогда должен платить за загрязнения — арендатор или арендодатель?

Правильный ответ в такой ситуации поможет найти корректно составленный договор аренды: если в нем предусмотрен переход права собственности на отходы арендатору, то плату вносит он. В противном случае плательщиком сбора будет арендодатель как собственник помещения. Именно такие разъяснения дает Росприроднадзор в информации «О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду», размещенной на сайте этой службы. Отметим, что если у арендодателя заключен договор со специализированной организацией на вывоз мусора, предусматривающий переход права собственности на этот мусор, то ему не придется уплачивать такой экологический налог, т. к. этим займется специализированная организация. Соблюдение правильности исчисления и уплаты указанного платежа осуществляется тем же органом, который контролирует уплату экологического сбора (Росприроднадзором).

По итогам каждого квартала плательщики подают в него расчеты по экологическому налогу за негативное воздействие на окружающую среду и туда же уплачивают платежи по нему. Сроки уплаты этого вида экологического налога за 2018 год приходятся на 20.04, 20.07, 20.10.2018 и 20.01.2019. Перенос срока для этого платежа в связи с выходными днями не действует.

Как Минприроды планирует изменить срок платежей за негативное воздействие на окружающую среду, расскажем в публикации.

Как видим, несмотря на то что экологического налога в настоящее время в нашей стране нет, его функции выполняются другими налоговыми и неналоговыми платежами.

О том, как в РФ решается вопрос платы за соблюдение экологической обстановки, а также об опыте других стран по этому вопросу, вы всегда сможете узнать из материалов нашей рубрики «Экологический налог».

108shagov.ru. Все права защищены. 2019