Можно ли пользоваться полисом осаго

Оглавление:

Электронный полис ОСАГО: что это такое

Постановлением Правительства РФ оформление полиса автострахования через интернет введено еще с 2015 года. Однако на практике выяснить, что такое электронный полис ОСАГО, россияне смогли лишь в 2017 году. Страховые компании не торопились и под благовидными предлогами старались отсрочить столь удобный и современный способ работы. Еще бы – при личной встрече намного проще «обработать» клиента и продать ему дополнительные услуги. И лишь вмешательство ЦБ заставило их все-таки дать клиентам возможность оформлять ОСАГО через интернет.

Что представляет собой и как выглядит электронный полис?

Оформление полиса ОСАГО на сайте страховой компании – не новинка. Собственно, ввести свои данные, рассчитать стоимость и даже заказать страховку через интернет можно было и раньше. Вот только сам бланк с оригинальными печатями привозил курьер или доставляла почтовая служба. Электронный полис – нечто совсем другое. Он вообще не имеет физического (бумажного) носителя.

Возможность оформления полностью электронного документа появилась сравнительно недавно. И связана она с тем, что информация об автомобилях и их владельцах содержится в глобальной базе данных АИС РСА. Впрочем, сторонники конспирологических теорий могут не переживать. Получить доступ извне к их личным данным сложно, а круг базы пользователей ограничен несколькими заинтересованными ведомствами: ГИБДД, МВД, налоговая, официальные СТО и страховые компании. Помимо данных об автомобиле и его владельце здесь есть также сведения о совершенных ДТП и оформленных страховках.

Теперь понятно, что ранее можно было лишь продлить уже оформленный страховой полис в той же страховой – именно у нее были надежные и подтвержденные данные на владельца и автомобиль. Теперь же сотруднику страховой компании достаточно войти в базу РСА, чтобы выяснить, насколько правдива предоставленная автовладельцем информация, уточнить недостающие данные и завершить оформление полиса ОСАГО. Большая часть операций сейчас производится автоматически.

При всей высокотехнологичности электронный полис ОСАГО практически не отличается внешне от своего бумажного «коллеги»: тот же бланк, те же данные. Различается у них лишь формат серии. Электронный полис можно сразу узнать по серии ХХХ.

Плюсы электронного полиса ОСАГО

Почему многие автовладельцы так заинтересованы в оформлении страховки через интернет? На самом деле объясняется сей факт сразу несколькими причинами:

  • электронный полис невозможно забыть, потерять, украсть, испортить;
  • можно не только сравнить стоимость и условия страхования в разных компаниях, но и оформить полис на самых выгодных условиях, даже если в вашем населенном пункте нет представителя этой компании;
  • оформлением полиса можно заняться в удобное время, не выезжая из дома, не приходится подстраиваться под график работы страхового агента;
  • даже если вы вспомнили об окончании полиса в последние минуты и находясь в командировке – вам не придется глубокой ночью искать офис страховой – достаточно войти в интернет хотя бы с мобильного.

Благодаря электронным полисам значительную свободу выбора получили жители самых отдаленных уголков.

Читайте также: Что такое КБМ в ОСАГО и для чего он нужен.

Как оформить электронный вариант ОСАГО?

Процесс оформления страхового полиса не отнимает много времени. Следует приготовить заранее:

  • паспорт;
  • водительское удостоверение;
  • ПТС и СТС на автомобиль;
  • документ техосмотра.

Понадобится также адрес электронной почты, на который буден выслан уникальный код доступа к личному кабинету (после регистрации) и копия полиса ОСАГО.

Выбрав по своим критериям страховую компанию, следует зарегистрироваться, создав на ее сайте личный кабинет. Именно в процессе регистрации на e-mail будет отправлен ключ, который послужит паролем к личному кабинету.

После завершения регистрации можно приступить к заполнению анкеты. Внимательно внесите сведения, данные о водителе должны обязательно совпадать с теми, которые содержатся в единой базе. В противном случае система сообщит об ошибке – и оформление страховки не будет окончено.

Внимание. Оформить электронный полис ЛОСАГО возможно только в том случае, если сведения о владельце (актуальные) уже есть в базе РСА. Именно поэтому первую в своей жизни страховку придется все-таки получить в страховой компании или у агента.

Проверив введенные данные и получив подтверждение из базы, система автоматически рассчитает стоимость страховки. Для оплаты обычно предлагается несколько вариантов. Самый распространенный – банковской картой.

Когда оплата будет подтверждена, на электронную почту автовладелец получит письмо с приложенным документом в формате PDF. Это и есть страховой полис.

Как пользоваться электронным полисом ОСАГО?

С одной стороны, существует Письмо ГУОБДД МВД России от 03.07.2015 № 13/12-у-4440, в котором четко указано, что наряд ДПС должен проверять наличие полиса ОСАГО у водителя через интернет. И отсутствие бумажной копии полиса не является основанием для привлечения к административной ответственности.

С другой стороны, пункт 2.1.1 актуальных ПДД обязывает водителя транспортного средства иметь при себе и предъявлять для проверки страховой полис.

Большинство водителей, чтобы не вступать в конфликт с сотрудником ДПС, предпочитает иметь с собой распечатанную копию электронного полиса. Однако в его отсутствие можно отстоять свои права, хотя иногда объяснения бывают неприятными. И инспектора можно понять: далеко не на каждом участке наших дорог есть устойчивая связь, даже телефонная, не только интернет. И проверка становится для него сплошной «головной болью». Так что обычная распечатка в бардачке может сэкономить немало времени и нервов.

Читайте также: КАСКО и ОСАГО — в чем разница.

Как уберечься от мошенничества

Если вы думаете, что фальшивые полисы ОСАГО оформляют лишь на украденных или поддельных бланках – не обольщайтесь. Мошенники давно освоили интернет.

Наиболее типичная схема обмана при оформлении электронного полиса ОСАГО – заманить потенциального клиента на поддельный сайт страховой компании. Обычно такой сайт выглядит «близнецом» настоящего и имеет похожий интернет-адрес. Да и ведет себя сайт-клон вполне правдоподобно. Вот только деньги, уплаченные доверчивым клиентом, попадают прямо в кошельки ловких дельцов, а данные о полисе, естественно, не могут быть отправлены в базу РСА.

Самое неприятное, если обладатель фальшивки узнает об этом лишь во время проверки на дороге. И доказать, что полис оплачен, тогда уже практически невозможно – мошенников и след простыл (сайта не существует или он заброшен, счета закрыты, деньги сняты).

Самый надежный способ защиты – зайти на сайт Российского союза автостраховщиков (РСА). Там в разделе «Электронный полис ОСАГО» есть список всех страховых компаний, которые могут оформлять такие документы. Именно здесь можно проверить, точно ли вы собираетесь переводить деньги выбранной страховой, внимательно сверив адрес в строке браузера.

Косвенным поводом заподозрить неладное должна стать необычно низкая стоимость полиса. А если страховка уже оформлена, на том же сайте РСА можно проверить ее данные. Кстати, ссылку на страницу проверки почти все компании присылают в письме вместе с электронной копией полиса.

Возможность оформить электронный полис ОСАГО – несомненное удобство для автовладельцев. Эта услуга становится все более популярной, помогая сэкономить время и избежать общения с чрезмерно настойчивыми страховыми агентами.


Можно ли пользоваться полисом осаго

Не все сотрудники ГИБДД оказались в курсе введения электронных полисов ОСАГО: некоторые налагают на автовладельцев с распечатанными е-полисами штрафы за отсутствие полиса, рассказал президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

Руководство МВД дало официальные разъяснения о равном хождении обоих видов полисов, но есть инспекторы, которые, умышленно или неумышленно, не просто не признают скан документом, но и штрафуют водителей за отсутствие полиса — когда он есть, но электронный, рассказывает Юргенс.

«Мы действительно получаем жалобы от граждан, возмущенных тем, что полицейские останавливают их и требуют бланк полиса на бумаге», — рассказывает заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. По его словам, единичные жалобы стали поступать еще в 2015 г., когда автовладельцы получили возможность покупать е-ОСАГО. С введением обязательных электронных продаж с 1 января 2017 г. доля электронных договоров существенно выросла: за месяц продано 200 000 е-полисов, тогда как за весь прошлый год — 330 000. Но участились и штрафы за отсутствие полиса при заключенном е-ОСАГО: сейчас их счет по всей России идет на сотни, замечает Ефремов. В ЦБ подобные жалобы не поступали, утверждает его представитель.

В июле 2015 г. МВД сообщило РСА, что сотрудникам ГИБДД предписано проверять электронные полисы ОСАГО при помощи сети ИМТС МВД России или официального сайта РСА («Ведомости» ознакомились с предоставленными разъяснениями, представитель союза подтвердил их подлинность). Разъяснения даны, но никто не отменял правил дорожного движения, которым должен руководствоваться инспектор ДПС, говорит Ефремов: водитель обязан иметь при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации и страховой полис ОСАГО, а вот какой — бумажный или электронный — не уточняется. Чаще всего проблемы возникают, когда у работника ГИБДД нет смартфона или планшета, который позволил бы ему проверить подлинность полиса в базе РСА, продолжает он. По словам Ефремова, сейчас союз и ЦБ обратились с запросами в ГИБДД — возможно, коллизия с е-полисом в итоге будет разрешена.

Случаи штрафов есть даже в Москве — но это, по всей видимости, водители даже без распечатанного полиса, добавляет Ефремов: «Мы предлагаем гражданам при оформлении электронного полиса распечатать его или запросить страховую компанию, и она вышлет распечатанный полис с печатью и подписью — это будет основанием, что полис оформлен, просто в электронном виде».

Смотрите так же:  Налог на основные средства ип на усн

В соответствии с законом об ОСАГО водитель автомобиля обязан иметь при себе полис автогражданки или распечатанную на бумаге информацию о заключении договора е-ОСАГО и предъявлять его для проверки сотрудникам полиции, разъясняет представитель МВД. Если сведения о нем в информационной системе РСА отсутствуют, водитель будет оштрафован. Но действия инспектора ДПС, если гражданин с ними не согласен, можно обжаловать, напоминает представитель МВД: при выявлении нарушений тот будет привлечен к ответственности в соответствии с законом.

Что предъявлять сотруднику ГИБДД, если оформлен электронный полис ОСАГО в 2019 году

Бесспорно, введение е-ОСАГО облегчило получение автостраховки. Число оформлений электронной автогражданки растет, но пока электронный вариант документа не может во всех ситуациях заменить бумажный, и это вызывает массу недоразумений между автовладельцами и сотрудниками ГИБДД. Еще не все российские водители знают, как «возить» с собой электронный полис ОСАГО и что показывать ГИБДД при проверке документов.

Как оформляется электронный полис

Полис в электронном виде оформляется на сайте страховой компании (СК). Можно выбрать подходящую и зарегистрироваться в ней сразу либо же воспользоваться сайтом Российского Союза автостраховщиков (РСА) или порталом Госуслуги, откуда клиента в любом случае направят на сайт выбранной СК.

На сайте страховщика заполняется форма с данными о страхователе и его автомобиле, после проверки которой клиент получает СМС с кодом активации аккаунта. Далее выбирается договор, в котором можно прочитать, как пользоваться электронным полисом ОСАГО.

После оплаты страховщик заносит информацию в единую базу АИС РСА и высылает полис на адрес электронной почты, указанный в заявке.

Бланк распечатывается, а при желании его можно даже заверить печатью в офисе СК. Процедура занимает не более часа. Чтобы не тратить время, лучше сразу выяснить, какие страховые компании выдают электронный полис ОСАГО.

Когда нужно предъявлять автогражданку

Сначала давайте разберемся, обязан ли водитель предъявлять страховой полис инспектору ДПС в принципе. Согласно закону об ОСАГО, сотрудник ГАИ может потребовать предъявить автогражданку только при составлении протокола об административном нарушении или при оформлении ДТП.

Одновременно с этим ПДД (п.2.1.1) обязывают водителя по требованию сотрудника полиции передавать ему страховой договор в случаях, когда страховая обязанность определена федеральным законом. В принципе, это одно и то же, только далеко не все сотрудники и не всегда трактуют требования в пользу водителя, и это факт.

Разобравшись, приходим к единому мнению о том, в каких случаях показывается страховка ГИБДД:

  1. В ходе оформления ДТП.
  2. При составлении протокола о нарушении.
  3. Во время запланированных рейдов.

Последнее нигде не закреплено законодательно, но, понимая специфику работы ГАИ, всегда можно пойти навстречу ее сотрудникам. Если быть юридически точным, далеко не при каждой остановке автомобиля правоохранительные органы имеют право проверять всю документацию на ТС, и вопрос, имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять страховку ОСАГО, каждый раз актуален.

С другой стороны, раз уж водитель обязан всегда иметь при себе весь пакет документов, включая страховку, никаких отговорок, чтобы не предъявлять ее, не существует. В целях поддержания безопасности ДПС имеет право останавливать транспорт и проверять наличие документов. Более того, за управление без страховки предусмотрен штраф, что само по себе определяет возможность такой проверки.

Конечно, можно попытаться избежать полицейского произвола, зная, в каких случаях предоставляется страховой полис сотруднику ДПС. Но стоит ли обращать на такие мелочи внимание законопослушному гражданину?

Проверка электронного полиса ГИБДД

Ранее при встрече с инспектором ГАИ водитель показывал заверенный печатью СК бланк страховки на стандартном листе формата А4. Сотрудник проверял срок действия, проводил сверку указанных в нем данных с данными в водительском удостоверении, и на этом всё.

Как правило, все документы, включая полис ОСАГО, хранились в бардачке или другом удобном для этого месте автомобиля, и ни у кого лишних вопросов не возникало.

Но прогресс и новые реалии ставят перед нами вопрос, как предъявлять инспектору ГИБДД электронный полис ОСАГО. Ведь он хранится в электронном виде в архиве РСА, и пощупать его нельзя.

На этот счет для полицейских выпустили специальный циркуляр.

Порядок проверки электронного ОСАГО разъяснен в отдельном письме Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД под номером 13/12-у-4440.

Легитимность полиса проверяется через специальный сервис в Интегрированной мультисервисной телекоммуникационной сети МВД. Примерно вот так сотрудник ГИБДД будет проверять электронный полис ОСАГО:

  1. Войдет в базу.
  2. Введет данные регистрационного номера и VIN-код автомобиля.
  3. Запустит поиск.

Есть и альтернативный вариант, доступный для всех, а не только для полицейских. Это проверка на официальном сайте РСА. Процедура там практически такая же.

Обязательно ли возить с собой бумажный полис

Страховщики рекомендуют распечатать полис ОСАГО на принтере, заверить его печатью страховщика и в таком виде возить с собой. Казалось бы, разницы между такой копией и образом, скачанным на телефон, не должно быть. Номер и данные те же, но в случае ДТП водитель не всегда сможет их вспомнить или воспользоваться своим гаджетом. Тот может разрядиться, сломаться, а сотруднику ДПС нужно срочно узнать, застрахован ли участник аварии.

Мы уже рассказали, как он может определить, действителен ли распечатанный онлайн-полис ОСАГО. Без номера это сделать сложно. В теории бумажная копия не нужна и это понятно (ее легко подделать). Кстати, еще в конце 2015 года вице-премьер И. Шувалов планировал внести изменения в ПДД относительно отказа от распечатки полиса. Тем не менее п. 2.1.1 Правил до сих пор остается в прежней редакции.

Сотрудник ГИБДД не признает полис: что делать

Бывает так, что сотрудник ДПС никак не хочет верить копии, апеллируя к вышеуказанным требованиям правил. Такие проблемы с ГИБДД электронный полис ОСАГО, несмотря на все его удобство, все же иногда вызывает.

Формально распечатка не является полисом, и придраться к его отсутствию можно. Часто вызывает недовольство полицейских отсутствие живой печати. Конечно, копия любого документа вызывает меньше доверия. Но только не в нашем случае. Факт страхования фиксируется в единой базе, для проверки достаточно ввести номер полиса. А если у инспектора нет интернета или планшета, это проблема не водителя.

Коль уж ответ на вопрос, можно ли ездить с электронным полисом ОСАГО, положительный, за свои права можно и нужно бороться. Стоит напомнить полицейскому о внутреннем распоряжении, о котором мы писали, о п. 7.2 ст. 15 Федерального закона № 40 и п. 1.11 Правил ОСАГО, предусматривающих возможность использования электронных полисов.

К слову, всех сотрудников ДПС инструктировали, что если сведения о договоре ОСАГО есть в системе, то нельзя привлекать водителя к ответственности за отсутствие полиса.

Даже если в такой ситуации выпишут штраф, его легко обжаловать. Ну а если полис не зарегистрирован в общей информационной базе, придется платить. Согласно ст. 12.37 ч.2 КоАП, штраф оставляет 800 рублей.

Покупаем электронное ОСАГО онлайн: Видео

Что предъявлять сотруднику ГИБДД, если оформлен электронный полис ОСАГО в 2019 году

Бесспорно, введение е-ОСАГО облегчило получение автостраховки. Число оформлений электронной автогражданки растет, но пока электронный вариант документа не может во всех ситуациях заменить бумажный, и это вызывает массу недоразумений между автовладельцами и сотрудниками ГИБДД. Еще не все российские водители знают, как «возить» с собой электронный полис ОСАГО и что показывать ГИБДД при проверке документов.

Как оформляется электронный полис

Полис в электронном виде оформляется на сайте страховой компании (СК). Можно выбрать подходящую и зарегистрироваться в ней сразу либо же воспользоваться сайтом Российского Союза автостраховщиков (РСА) или порталом Госуслуги, откуда клиента в любом случае направят на сайт выбранной СК.

На сайте страховщика заполняется форма с данными о страхователе и его автомобиле, после проверки которой клиент получает СМС с кодом активации аккаунта. Далее выбирается договор, в котором можно прочитать, как пользоваться электронным полисом ОСАГО.

После оплаты страховщик заносит информацию в единую базу АИС РСА и высылает полис на адрес электронной почты, указанный в заявке.

Бланк распечатывается, а при желании его можно даже заверить печатью в офисе СК. Процедура занимает не более часа. Чтобы не тратить время, лучше сразу выяснить, какие страховые компании выдают электронный полис ОСАГО.

Когда нужно предъявлять автогражданку

Сначала давайте разберемся, обязан ли водитель предъявлять страховой полис инспектору ДПС в принципе. Согласно закону об ОСАГО, сотрудник ГАИ может потребовать предъявить автогражданку только при составлении протокола об административном нарушении или при оформлении ДТП.

Одновременно с этим ПДД (п.2.1.1) обязывают водителя по требованию сотрудника полиции передавать ему страховой договор в случаях, когда страховая обязанность определена федеральным законом. В принципе, это одно и то же, только далеко не все сотрудники и не всегда трактуют требования в пользу водителя, и это факт.

Разобравшись, приходим к единому мнению о том, в каких случаях показывается страховка ГИБДД:

  1. В ходе оформления ДТП.
  2. При составлении протокола о нарушении.
  3. Во время запланированных рейдов.

Последнее нигде не закреплено законодательно, но, понимая специфику работы ГАИ, всегда можно пойти навстречу ее сотрудникам. Если быть юридически точным, далеко не при каждой остановке автомобиля правоохранительные органы имеют право проверять всю документацию на ТС, и вопрос, имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять страховку ОСАГО, каждый раз актуален.

С другой стороны, раз уж водитель обязан всегда иметь при себе весь пакет документов, включая страховку, никаких отговорок, чтобы не предъявлять ее, не существует. В целях поддержания безопасности ДПС имеет право останавливать транспорт и проверять наличие документов. Более того, за управление без страховки предусмотрен штраф, что само по себе определяет возможность такой проверки.

Конечно, можно попытаться избежать полицейского произвола, зная, в каких случаях предоставляется страховой полис сотруднику ДПС. Но стоит ли обращать на такие мелочи внимание законопослушному гражданину?

Смотрите так же:  Федеральный закон 159-фз от 29.06.2019 г

Проверка электронного полиса ГИБДД

Ранее при встрече с инспектором ГАИ водитель показывал заверенный печатью СК бланк страховки на стандартном листе формата А4. Сотрудник проверял срок действия, проводил сверку указанных в нем данных с данными в водительском удостоверении, и на этом всё.

Как правило, все документы, включая полис ОСАГО, хранились в бардачке или другом удобном для этого месте автомобиля, и ни у кого лишних вопросов не возникало.

Но прогресс и новые реалии ставят перед нами вопрос, как предъявлять инспектору ГИБДД электронный полис ОСАГО. Ведь он хранится в электронном виде в архиве РСА, и пощупать его нельзя.

На этот счет для полицейских выпустили специальный циркуляр.

Порядок проверки электронного ОСАГО разъяснен в отдельном письме Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД под номером 13/12-у-4440.

Легитимность полиса проверяется через специальный сервис в Интегрированной мультисервисной телекоммуникационной сети МВД. Примерно вот так сотрудник ГИБДД будет проверять электронный полис ОСАГО:

  1. Войдет в базу.
  2. Введет данные регистрационного номера и VIN-код автомобиля.
  3. Запустит поиск.

Есть и альтернативный вариант, доступный для всех, а не только для полицейских. Это проверка на официальном сайте РСА. Процедура там практически такая же.

Обязательно ли возить с собой бумажный полис

Страховщики рекомендуют распечатать полис ОСАГО на принтере, заверить его печатью страховщика и в таком виде возить с собой. Казалось бы, разницы между такой копией и образом, скачанным на телефон, не должно быть. Номер и данные те же, но в случае ДТП водитель не всегда сможет их вспомнить или воспользоваться своим гаджетом. Тот может разрядиться, сломаться, а сотруднику ДПС нужно срочно узнать, застрахован ли участник аварии.

Мы уже рассказали, как он может определить, действителен ли распечатанный онлайн-полис ОСАГО. Без номера это сделать сложно. В теории бумажная копия не нужна и это понятно (ее легко подделать). Кстати, еще в конце 2015 года вице-премьер И. Шувалов планировал внести изменения в ПДД относительно отказа от распечатки полиса. Тем не менее п. 2.1.1 Правил до сих пор остается в прежней редакции.

Сотрудник ГИБДД не признает полис: что делать

Бывает так, что сотрудник ДПС никак не хочет верить копии, апеллируя к вышеуказанным требованиям правил. Такие проблемы с ГИБДД электронный полис ОСАГО, несмотря на все его удобство, все же иногда вызывает.

Формально распечатка не является полисом, и придраться к его отсутствию можно. Часто вызывает недовольство полицейских отсутствие живой печати. Конечно, копия любого документа вызывает меньше доверия. Но только не в нашем случае. Факт страхования фиксируется в единой базе, для проверки достаточно ввести номер полиса. А если у инспектора нет интернета или планшета, это проблема не водителя.

Коль уж ответ на вопрос, можно ли ездить с электронным полисом ОСАГО, положительный, за свои права можно и нужно бороться. Стоит напомнить полицейскому о внутреннем распоряжении, о котором мы писали, о п. 7.2 ст. 15 Федерального закона № 40 и п. 1.11 Правил ОСАГО, предусматривающих возможность использования электронных полисов.

К слову, всех сотрудников ДПС инструктировали, что если сведения о договоре ОСАГО есть в системе, то нельзя привлекать водителя к ответственности за отсутствие полиса.

Даже если в такой ситуации выпишут штраф, его легко обжаловать. Ну а если полис не зарегистрирован в общей информационной базе, придется платить. Согласно ст. 12.37 ч.2 КоАП, штраф оставляет 800 рублей.

Покупаем электронное ОСАГО онлайн: Видео

ОСАГО онлайн: что самое главное нужно знать о покупке полиса через интернет

С каждым днем в России все больше полисов ОСАГО продается через интернет. Но сохраняется главная проблема — ошибки и неточности в базе РСА (Российский союз автостраховщиков), приправленные периодической недоступностью этой базы.

В результате все потенциальные покупатели онлайн-страховок разделились на два лагеря. У одних все получается четко и быстро с первого раза (потому что их данные в базе верны), другие встречаются с неверными данными о себе в базе и либо не могут купить онлайн-полис, либо делают это с большим трудом.

Впрочем, база РСА — не статичная вещь. Она постоянно меняется и данные в ней актуализируются по мере заключения новых договоров ОСАГО. Поэтому с каждым годом ситуация будет улучшаться. Кстати, если вы рассматриваете покупку интернет-страховки в будущем, то имеет смысл в этом году при покупке бумажного полиса удостовериться, что агент или сотрудник страховой компании корректно ввели данные о вас и о вашей машине в систему. Чтобы на будущий год минимизировать проблемы с е-ОСАГО.

Что еще нужно знать, планируя покупку ОСАГО через интернет: 7 важных вопросов и понятных ответов.

1. Покупка ОСАГО онлайн: будет ли отличаться цена?

Де-юре цена ОСАГО при покупке онлайн и оффлайн отличаться не должна. Но на практике возможны варианты, о которых я сейчас расскажу.

Стоимость ОСАГО в каждой страховой в каждом регионе для каждой категории (легковые для физлиц, грузовики и прочее) фиксирована и одинакова как для онлайн-полисов, так и для бумажных полисов. Причем не важно, покупаете ли вы бумажный полис в офисе или у агента. Тарифы публикуются официально для каждого региона и для каждой категории на сайте страховой компании.

Но у страховых компаний сейчас есть «свобода» в определении тарифа в рамках 20%-ого тарифного коридора! То есть в одном регионе у разных страховых может быть немного разная цена. Но в одной страховой в одном регионе тариф должен быть одинаков везде. У меня на сайте онлайн-калькулятор считает стоимость ОСАГО именно с учетом этого.

Однако на практике в регионах, где рынок ОСАГО убыточен (а это в основном Юг России и Поволожье), страховые компании могут «тормозить» продажу бумажных полисов, навязывая дополнительные услуги.

В результате получается, что купить ОСАГО в этих регионах по «честному» тарифу затруднительно, агенты и офисы продаж включают в стоимость дополнительные риски. И для жителей этих регионов онлайн-ОСАГО (которое продается строго в соответствии с официальным тарифом) де-факто дешевле.

А вот для жителей двух столиц, Сибири или Калинингада, например, разницы нет.

2. Какие страховые компании уже продают ОСАГО через интернет?

Реально сейчас работают сервисы по продаже е-ОСАГО только у 14 компаний. Это РЕСО-Гарантия, ВСК, Московия, Уралсиб Страхование, ЕВРО-ИНС, Ренессанс Страхование, ЭРГО-Русь, Зетта, ХОСКА, Либерти Страхование, Альфа Страхование, Интач Страхование, Партитет СК, Энергогарант. Ранее сервисы работали у Рогосстраха и Тинькофф Страхование, но были временно закрыты.

При этом примерно половина компаний из списка только продляет полисы в электронном виде, а большинство компаний страхуют через Интернет только жителей тех регионов, в которых у них есть филиалы.

Таким образом в большинстве регионов России купить новую электронную страховку можно, по сути, только у РЕСО и ВСК. На них и приходится основной объем продаж е-полисов. Менее крупная, но всё равно относительно большая филиальная сеть у Московии и ХОСКА, там тоже можно пытаться купить е-ОСАГО. У житилей Москвы и Санкт-Петербурга меньше всего проблем и наибольший выбор.

Но ситуация должна кардинально поменяться с 1 января 2017 года. В июле президент подписал закон, который делает с нового года обязательной продажу электронных страховок ОСАГО (сейчас это только право страховых компаний, но не обязанность).

*Данная информация актуальна на конец июля 2016 года.

3. Кто не сможет купить ОСАГО онлайн?

Чтобы купить е-ОСАГО должны выполниться минимум два условия: информация о страхователе и о машине должна быть в базе РСА (Российского союза автостраховщиков).

Кроме того, введенная страхователем на сайте информация должна совпадать с теми данными, которые занесла в базу РСА его последняя страховая компания.

Это значит, что страхователь и его машина за последний год должны были фигурировать в каких-либо договорах ОСАГО. Необязательно в одном и том же.

Но тут есть важная оговорка — данные о вас и о машине не должны меняться, иначе при попытке купить электронный полис данные не пройдут проверку по АИС РСА. То есть если страхователь, к примеру, сменил адрес регистрации или у машины поменялось свидетельство о регистрации, то застраховать не получится.

Формально такой ситуации не может быть, так как при смене каких-либо данных страхователь должен уведомить страховую компанию и изменить данные в полисе. Но так как на практике это мало кто делает, то и в базе содержится «старая» информация, а из-за этого не получается купить е-полис на машину после переезда, к примеру.

В случае покупки страховки с ограниченным списком водителей необходимо третье условие — чтобы данные про водителей также были в базе РСА. И необходим действующий техосмотр (или машина должна быть моложе 3 лет).

В случае если вы покупаете подержанную машину и хотите оформить е-полис, чтобы предъявить её при перегистрации на себя, то у вас не получится это сделать. Точнее говоря, вы сможете купить е-полис на старого хозяина как на собственника, но в ГИБДД его у вас не примут, так как недавно Верховный Суд разъяснил, что при постановке на учет автомобиля в полисе ОСАГО должен быть вписан уже новый владелец.

Кроме того, база РСА несовершенна и содержит много ошибок. Поэтому на практике пройти проверку данных иногда не могут и те водители, которые страхуют одну и ту же машину из года в год и у которых не менялись никакие данные.

В этом случае, чтобы узнать что за данные лежат в базе РСА можно обратиться к своему текущему страховщику (где вы оформляли полис ОСАГО в прошлом году) и попросить его перепроверить и выгрузить заново верные данные в базу РСА. Некоторые страховые компании даже делают это по телефону, некоторые — требуют визита в офис. Но это надо сделать до окончания действия прошлогоднего полиса ОСАГО.

4. Как сотрудники ДПС будут проверять полис ОСАГО, купленный онлайн?

Изначально специально для проверки электронных полисов страховщики дали доступ МВД в свою базу (это было в июне 2015 года), чтобы они через планшет (в крупных городах, где патрульные машины ими оборудованы) или по рации через диспетчера могли проверить е-полис и его актуальность по его номеру. А бумажные полисы проверяли «по старинке», контролируя водяные знаки на предъявленном бланке.

Смотрите так же:  Налог на собственность гараж

Но сейчас ГИБДД уже начинает «пробивать» по электронной базе и бумажные полисы. А с учетом обилия фальшивок, эта практика будет только расширяться!

В общем случае: ПТС и свидетельство о регистрации на машину, паспорт собственника, водительские права (если покупаете ограниченную страховку).

Желательно также иметь под рукой: прошлогодний полис ОСАГО и диагностическую карту (если машину старше 3 лет).

5. С какими проблемами сталкивают водители при оформлении ОСАГО онлайн?

Главная проблема — невозможность пройти проверку по базе РСА, из-за ошибок в ней или из-за ошибок при вводе данных. По разным оценкам, в том числе от представителей страховых компаний, от 70% до 90% водителей встречаются с такой проблемой.

6. Работает ли европротокол для полисов, купленных онлайн?

Электронный полис ОСАГО — это такой же полноценный договор страхования, всеми законами он приравнен к обычному бумажному полису. Поэтому и процедура оформления ДТП по «европротоколу» работает в случае е-полиса.

Единственный нюанс. Так как по внешнему виду распечатанного е-полиса нельзя понять, действителен он или нет, то я рекомендую в случае ДТП с обладателем е-полиса сразу на месте проверить его ОСАГО по базе РСА по номеру. Это можно сделать со смартфона через Интернет на многочисленных интернет-сервисах. Впрочем, с учетом распространенности фальшивых бумажных полисов ОСАГО, такую проверку лучше делать при любом ДТП, в котором вы не виноваты.

7. С июля 2016 вводится новая форма полиса ОСАГО: как это повлияет оформление через интернет?

Напрямую это не повлияет, так как меняется только форма бумажного бланка. Но косвенно это может подтолкнуть продажи е-ОСАГО по следующим причинам:

1) Представители страховых компаний обещали, что сразу после ввода нового бланка ГИБДД будет массово на дорогах проверять по электронной базе полисы старого образца. Это означает, что и инспекторы ДПС, и водители привыкнут к формату проверки «по базе» (а не «по бланку»), что позволит переломить недоверие некоторых водителей и сотрудников ГИБДД к электронному полису.

2) Если на рынке фальшивых страховок случится кризис (на это и рассчитывают в РСА), то часть неудовлетворенного спроса «уйдет» в Интернет.

3) Недостаток бланков нового образца у агентов или в офисах продаж страховых компаний может стимулировать новые компании запускать услугу е-ОСАГО.

С другой стороны, если борьба с фальшивками через замену бумажных бланков удастся, то в среднесрочной перспективе это улучшит ситуацию на рынке ОСАГО в «проблемных» регионах. Это, в свою очередь, может привести к уменьшению спроса на интернет-страховки (из-за того, что в «оффлайне» перестанут навязывать дополнительные виды страхования).

Что нужно сделать для того, чтобы не оказаться владельцем поддельного полиса ОСАГО — читайте в блоге эксперта по страхованию.

Мнение авторов Сообщества может не совпадать с официальной позицией организации «Росконтроль». Хотите дополнить или возразить? Можно сделать это в комментариях или написать собственный материал.

«Я в ваш телефон смотреть не обязан»: почему электронный полис ОСАГО до сих пор нужно печатать на бумаге

Впервые электронное ОСАГО в России появилось более двух лет назад: с 1 июля 2015 г. года стало законодательно возможно продлить существующий полис через интернет, без обращения в офлайновый офис страховой компании. С 1 января 2016 г. большинство крупных страховщиков стали через сеть не только пролонгировать существующие договоры обязательного страхования автогражданской ответственности, но и оформлять новые. А с 1 января 2017 г. в силу вступили поправки в закон, согласно которым все страховые компании, занимающиеся ОСАГО, обязаны обеспечить возможность заключения электронных договоров с каждым обратившимся к ним лицом.

Если страховщики выдачу электронных полисов обеспечили, то сотрудники ГИБДД к цифровым новшествам оказались не готовы: как проверить полис автовладельца, если, по сути, е-ОСАГО в физическом мире не существует, — этот вопрос до сих пор окончательно не решен. После появления первых электронных полисов последовал вал штрафов автовладельцам по причине якобы отсутствующего ОСАГО: многие инспекторы просто не воспринимали такой полис как реально действующий документ. Тем более что автовладельцы зачастую в качестве доказательства того, что ОСАГО имеется, предъявляли просто номер полиса, полученный в смс или по электронной почте. И хотя на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) указано, что «электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности в офисе страховщика», сотрудники ГИБДД зачастую просто игнорировали эту информацию.

В результате появились очередные законодательные изменения: 23 июня 2016 г. в действие вступила поправка к ФЗ № 40 «Об обязательном страховании автогражданской ответственности», согласно которой «водитель транспортного средства обязан иметь при себе [. ] распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Соответствующие рекомендации появились и на сайте РСА. «Полученный электронный полис ОСАГО необходимо распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством», — советуют страховщики.

При этом какого-то дополнительного заверения обычной черно-белой распечатки, как, скажем, синяя печать, не требуется.

Илья Кулик, автор автомобильного юридического блога :

— В отличие от обычного полиса, распечатка сама по себе не удостоверяет факт страхования автовладельца по ОСАГО, а лишь предоставляет сотрудникам ДПС необходимую информацию для проведения такой проверки — главным образом номер полиса.

Автовладельцы, привычные к цифровому миру, стали высказывать вполне обоснованное недоумение: какой смысл в электронном полисе, если все равно нужен физический носитель? И не просто физический, а именно бумажный: предъявленный на экране смартфона скан или пдф электронного полиса сотрудники ГИБДД не рассматривают.

Хотя рекомендации о том, чтобы считать такой вариант правомерным, есть. Еще в 2015 г. все службы Госавтоинспекции получили от Управления МВД письмо № 13/12-у-4440 с разъяснениями действий при предъявлении электронного полиса. Чуть позже, 4 сентября 2015 г., первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов дал указание № 13/12-у-6112 ГУОБДД МВД России, согласно которому сотрудникам ДПС рекомендовано проверять электронные полисы ОСАГО с помощью баз данных РСА.

— Положения закона федерального уровня в юридическом приоритете над законодательными нормативами низшего уровня, поэтому рекомендации МВД и вице-премьера так и остаются рекомендациями.

Сотрудники ГИБДД пользуются этим, требуя у водителей распечатку е-ОСАГО на бумажном носителе. Конечно, распечатать и возить с собой полис несложно. Трудности возникают, если, например, автомобиль эвакуировали.

Недавний случай. Накануне Нового года в городе появились знаки, запрещающие парковку автомобилей в тех местах, где долгое время такая парковка разрешалась. Никаких дополнительных предупреждений о введении ограничений не было, водители парковались на привычных местах, попросту не заметив знаки. При эвакуации автомобиля они оказывались без полиса ОСАГО, ведь большинство автовладельцев хранят этот документ в автомобиле, чтобы не копаться в бумагах и быстро предъявить требуемое, если остановит сотрудник ДПС.

Чтобы забрать автомобиль со штрафстоянки, требуется предъявить сотрудникам ГИБДД документы на автомобиль, водительское удостоверение и полис ОСАГО. Принять в качестве доказательства наличия полиса скан на экране смартфона они отказываются, аргументируя это положениями ФЗ. «С моральной точки зрения они, конечно неправы, но с юридической — вполне», — считают правозащитники.

Максим Едрышов, автоправозащитник:

— Удобство е-ОСАГО пока что исключительно в приобретении полиса без участия агентов и страховых. Раз законом указано, что полис ОСАГО водитель должен иметь при себе и передавать по требованию сотруднику полиции, они его и просят. И требование вполне правомерно.

Впрочем, в самой полиции тоже нет однозначного мнения на этот счет. Во время недавнего эфира на «Авторадио» представитель городской ГИБДД заявил, что скан е-ОСАГО, предъявленный на экране телефона, можно считать за документ (запись эфира можно посмотреть здесь, вопрос о полисах — на 17-й минуте).

Алексей Суслов, замначальника ГИБДД Екатеринбурга:

— [в случае с эвакуацией] Можно смело заявлять все возможные доказательства того, что у вас есть страховой полис. У сотрудников имеется возможность проверить эту информацию. Конечно, если полис именно электронного типа.

Отметим, что еще в 2017 г. заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев заявлял СМИ, что водителей освободят от обязанности предъявлять распечатку электронного полиса ОСАГО.

Алексей Моисеев, заместитель министра финансов РФ:

— История, которую мы сейчас двигаем, — это полностью электронный полис ОСАГО: инспекторы будут проверять подлинность полиса на своих электронных устройствах.

По словам замминистра, соответствующие поправки в законодательство должны были вынести на обсуждение Госдумы в ближайшее время. «Необходимость возить с собой копию полиса отпадет уже в начале 2018 г.», — заявлял Моисеев ИА ТАСС в ноябре прошлого года.

По данным автоправозащитников, систему определения подлинности е-ОСАГО должны были запустить еще в декабре 2017 г. «Это был крайний срок — обещали сделать это раньше, но срок традиционно сорвали», — отмечает автоюрист Илья Кулик. По его мнению, когда база будет запущена, проблемы с распечатками е-ОСАГО резко уменьшатся.

— Прогрессивные работники ДПС, оснащенные соответствующим оборудованием, имеющим доступ в интернет, давно проверяют е-ОСАГО через публичную базу РСА. Однако в ГИБДД еще немало сотрудников, у которых нет соответствующего оборудования или доступа в сеть, и они ошибочно считают себя вправе штрафовать водителей е-ОСАГО.

Пока законодательных изменений не произошло, правозащитники все же советуют возить с собой распечатку электронного полиса. «Можно сделать пару штук: одна пусть будет в автомобиле, другая постоянно с вами — на случай внезапной эвакуации авто, чтобы вам не пришлось из отделения гнать на штрафстоянку за распечаткой, которая лежит в авто, потом снова в отделение за постановлением и опять на штрафтоянку — забирать автомобиль», — советуют автоюристы.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019