Минюст ликвидация фонда

Ликвидация фонда по решению заинтересованных лиц

Ликвидация фонда по решению заинтересованных лиц (добровольное прекращение деятельности)

Ведомство, которое предоставляет услугу
Министерство юстиции Российской Федерации

Заинтересованное лицо обращается в суд по месту нахождения фонда
После вступления решения суда в законную силу НКО обращается в территориальное Управление Министерства юстиции Российской Федерации для прохождения ликвидационной процедуры.

Краткое описание услуги
Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

  • имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
  • цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
  • фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
  • в других случаях, предусмотренных законом.

Заинтересованными лицами при добровольном прекращении деятельности может быть сам фонд, учредители (участники) фонда, попечительский совет фонда.

Где можно получить консультацию по данной услуге
Территориальное Управление Министерства юстиции Российской Федерации

Комментарий:
Исковое заявление подается по месту нахождения НКО.
К исковому заявлению прикладываются:

  • копии документов, подтверждающих, что истец является заинтересованным лицом;
  • документы, подтверждающие основания для ликвидации фонда;
  • копии искового заявления и приложенных к нему документов ответчику;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • доверенность представителя (если исковое заявление подписывается представителем истца);
  • иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

После рассмотрения исковых требований, суд принимает решение о ликвидации фонда и назначении ликвидационной процедуры.

В целом, дальнейшая ликвидационная процедура аналогична процедуре ликвидации некоммерческих организаций по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то уставом юридического лица. В территориальное Управление Министерства юстиции Российской Федерации предоставляется решение суда с отметкой о вступлении в силу.

НПА, регламентирующие оказание услуги

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 61)
  • Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации (статья 131)
  • Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
  • Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • Приказ Минюста России от 30.12.2011 N 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций»
  • Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»

Ликвидация ООО по решению суда

Ликвидация юридического лица может быть не только добровольной – по инициативе учредителя или органа управления, но и принудительной. Примером может служить ликвидация ООО по решению суда. В данной статье рассмотрим случаи, в которых суд принимает решение о ликвидации юридического лица.

Общие положения о ликвидации организации

В результате ликвидации юридическое лицо прекращает свою деятельность, и его права и обязанности не передаются в порядке правопреемства другим лицам, как это происходит при реорганизации.

Процесс ликвидации складывается из следующих действий:

  • принимается решение о ликвидации.

В случае добровольной ликвидации, например, ООО учредитель или орган управления обществом предлагает включить в повестку дня общего собрания участников общества вопрос о ликвидации, и, если все участники единогласно проголосуют за ликвидацию, собрание принимает соответствующее решение.

В случае принудительной ликвидации суд, рассмотрев исковое заявление по одному из оснований, предусмотренных п. 3 ст. 61 ГК РФ (о них поговорим позже), удовлетворяет заявленные требования, и ликвидация предприятия по решению суда должна быть обязательно произведена;

  • назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия (в первом случае – органом управления организацией, во втором случае – судом).

На данных лиц возлагается совершение действий, составляющих процедуру ликвидации организации. Членами комиссии назначаются руководитель организации, учредители или участники либо их представители, представители работников организации. Если участником организации является муниципальное образование, субъект РФ или Российская Федерация, в состав комиссии также необходимо включить представителей соответствующих органов власти;

  • ликвидационная комиссия или ликвидатор проводят процедуру ликвидации: составляют ликвидационный баланс, принимают меры по выявлению кредиторов и дебиторов, погашению и взысканию задолженностей, распределяют оставшееся имущество между участниками (учредителями) организации, подают в налоговую инспекцию заявление о регистрации ликвидации организации.

Если имущества организации недостаточно для погашения задолженности перед кредиторами, в отношении организации возбуждается дело о банкротстве.

Когда ликвидация производится по решению суда

Пункт 3 статьи 61 ГК РФ предоставляет указанным в нем лицам право обратиться в суд с исковым заявлением о принудительной ликвидации организации при наступлении определенных обстоятельств. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 225.1 АПК РФ дела о ликвидации организаций рассматривают арбитражные суды, если это коммерческие организации или некоммерческие организации, в которые входят коммерческие организации и ИП или которые представляют собой саморегулируемые организации. В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 46-Впр10-14 изложена правовая позиция суда, согласно которой ликвидация фонда осуществляется по решению суда общей юрисдикции.

Приведем соответствующие основания для обращения в суд в форме таблицы.

Минюст ликвидация фонда

Главное управление Министерства юстиции России по Москве подало иск в столичный Мещанский районный суд о ликвидации фонда «Пятое время года», который занимается обеспечением штаба Алексея Навального, после проверки документов организации, в них обнаружены нарушения. Об этом говорится в сообщении министерства, поступившем в РБК.

«Основанием для обращения в суд послужили результаты проведенной во исполнение требования прокуратуры Москвы внеплановой документарной проверки деятельности фонда, в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства РФ», — заявили в Минюсте. В министерстве уточнили, что суд рассмотрит дело по существу 22 января.

Юрист Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Иван Жданов в беседе с РБК заявил, что ведомство потребовало ликвидировать «Пятое время года», чтобы помешать работе штабов Навального, которые ведут агитацию за забастовку избирателей. «В работе конкретного фонда нет нарушений», — отметил Жданов.

Позднее глава штаба Навального и директор фонда «Пятое время года» Леонид Волков заявил, что организация подаст встречный иск к Минюсту «буквально на днях».

Фонд «Пятое время года» был создан в 2014 году. По данным ЕГРЮЛ, фонд занимается поддержкой средств массовой информации. Учредителем фонда является юрист ФБК Дмитрий Крайнев. Волков в 2016 году сообщал, что «Пятое время года» аккумулирует средства, поступающие Навальному в качестве пожертвований.

Порядок и процедура ликвидации фонда

Согласно законам РФ граждане или юр. лица на основе добровольных взносов могут создать некоммерческое объединение именуемое фондом. Организовывается он с целью ведения культурной, социальной и другой деятельности.

Наиболее часто встречаются общественные и благотворительные фонды. В любой момент некоммерческая организация может принять решение о закрытии. Ликвидация благотворительного фонда и других форм НКО имеет четкий порядок действий, установленный законом.

Причины закрытия некоммерческой организации

Добровольной ликвидации при прекращении деятельности фонда фактически не существует. НКО может выразить желание о закрытии, но для принятия такого решения нужно подать заявление в суд.

К причинам ликвидации относят:

  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но это не гарантирует решение именно вашей проблемы.
  • Информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. (Простите нас)

Просто опишите ситуацию, чтобы узнать у дежурного консультанта, как решить вашу задачу

  • Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52
  • Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61

Для регионов 8 (800) 333-45-16 ДОБ.530

  • Недостаточные финансовые возможности для продолжения функционирования фонда и невозможность получения нужных сумм в будущем.
  • Отсутствие возможностей для достижения установленных целей или их изменения.
  • Невыполнение деятельности или отклонения от задач, которые ставились перед фондом в момент его открытия.
  • Другие факторы, которые установлены законами РФ.

В перечисленных случаях члены организации самостоятельно подают заявления в суд. Также ликвидация фонда может произойти, если суд признает его банкротом. Наличие признаков, свидетельствующих о несостоятельности НОК, могут быть выяснены только в судебном порядке.

Смотрите так же:  Лицензия на сварочные работы

Законом предусмотрена принудительная ликвидация и происходит она при грубом нарушении установленных правовых норм:

  1. Работа фонда без лицензии.
  2. Частое нарушение нормативных актов и законов.
  3. Если фонд ведет деятельность отличную от целей, которые указаны в уставе.

Закрытие фонда при принудительной ликвидации начинается с подачи заявления в суд государственным органом или представителем местного самоуправления.

Порядок подачи документов в суд

К заинтересованным лицам в прекращении деятельности фонда относят: попечительский совет организации и его учредителей (добровольная ликвидация), органы власти, местного самоуправления, прокуратуры и Министерство Юстиции при принудительном закрытии.

Рассмотрение дела о ликвидации НКО возложено на суды общей юрисдикции.

В случае их отказа от рассмотрения заявления, документы передаются в арбитражный суд. Разбирательства начинаются не позднее 2 месяцев со дня обращения, если в этот период не возникнут обстоятельства для прекращения дела.

Согласно ст. 131 ч. 2 Гражданского процессуального кодекса исковое заявление о ликвидации фонда должно содержать следующую информацию:

  • Название суда, куда подаются документы.
  • При подаче заявления от организации – ее наименование и местонахождение, от представителя – его название и адрес.
  • Информация об ответчике его адреса или место расположения организации.
  • В чем заключается угроза или нарушение прав и свод истца и его требования.
  • Указать обстоятельства, на основании которых истец выдвигает требования и предъявить доказательства.
  • Стоимость иска, если предусмотрена его оценка. Расчеты по взыскаемым и оспариваемым сумам.
  • Перечень предоставляемых вместе с заявлением документов.

В заявление должны быть указаны все контакты истца: телефоны, электронная почта и другие сведения, которые имеют значение для рассмотрения дела. Подписывается документ истцом или его представителем.

Список документов, которые нужно приложить к заявлению:

  1. Свидетельство о гос. регистрации и устав (копии).
  2. Платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в 4000 руб.
  3. Состояние выплат по обязательным платежам (налоги, штрафы, пеня).
  4. Данные о расчетном счете и бухгалтерском балансе.
  5. Информация об имуществе фонда.
  6. Выписка из ЕГРЮЛ.
  7. Протокол о ликвидации НКО.

Решение суда о ликвидации является начальным этапом закрытия фонда. Фактически органы суда выполняют проверяющую функцию, определяя, насколько обоснованы действия истца, направленные на завершение деятельности некоммерческой организации. Дальнейшая работа по закрытию фонда перекладывается на ликвидатора.

Вам известно, что при ликвидации обособленного подразделения или увольнения работников, необходимо расторгнуть трудовой договор. Подробности по ссылке.

Создание ликвидационной комиссии и обращение в Минюст.

Признать фонд закрытым суд может в зале заседания, в случае если организация не имеет имущественных проблем, в ее адрес нет претензий от контрагентов, отсутствуют долги по обязательным платежам.

В этом варианте регистрирующий орган дает соответствующее распоряжение, а налоговый – исключает НКО из ЕГРЮЛ. В рассматриваемом варианте не требуется создание комиссии, а процедура ликвидации длиться недолго. Во всех остальных случаях суд назначает ликвидационную комиссию и утверждает ее состав, наделяя ее полномочиями для действий, направленных на закрытие фонда.

Обязательным условием является подача документов в территориальное представительство Минюста. Подаются следующие документы:

  1. Уведомление согласно формы РН 0005 в 2 экземплярах.
  2. Заявление о формировании комиссии согласно бланка РН 0006.
  3. В 2 экземплярах протокол о принятии решения о ликвидации фонда и назначении ликвидационной комиссии.

Действия ликвидатора

Комиссия подает объявление в Вестник государственной регистрации информацию о том, что происходит ликвидация фонда. Размещаемые данные должны иметь информацию о сроке, в течение которого организация принимает претензии от кредиторов.

Период может быть установлен от 2 месяцев, но не меньше этого срока. Заявку на размещение объявления можно заполнить на этом сайте. Также комиссия обязана выявить и уведомить всех контрагентов организации о прекращение деятельности фонда.

По истечению срока указанного при публикации извещения ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс. Затем подает его и уведомление о его создании в 2 экземплярах в Минюст. Форма заполнения РН 0007.

Промежуточный баланс должен содержать информацию об имуществе фонда, требованиях кредиторов и о результатах решения по этим обращениям.

Выплаты финансов происходят в порядке очереди (всего их четыре) установленных законом и осуществляются с момента утверждения промежуточного баланса.

Если остались кредиторы, которые не успели обратиться в отведенный законом срок или в случае получения отказа в выплатах, они могут получить денежные суммы через суд. При вынесении положительного решения погашение долга им осуществляют в последнюю очередь. По завершению выплат комиссия формирует ликвидационный баланс.

Оставшееся имущество после погашения всех долгов, если другое не предусмотрено законом, передается ликвидационной комиссии и используется на цели, которые были указаны в уставе фонда.

Заключительные действия

Ликвидация фонда в судебном порядке предусматривает обязательное завершение закрытия фонда. К таким действиям относят обращение в регистрирующий орган и предоставление следующих документов:

  • Заполненная форма РН 008. Предоставляются 2 подлинника заявления или 1 подлинник и 1 копия. На форме должна быть подпись заявителя, заверенная нотариально. В нем указывается информация о том, что соблюден установленный законом порядок и произведены все выплаты кредиторам.
  • Выписка из протокола, подтверждающая сведения о закрытии фонда и об утвержденном ликвидационном балансе.
  • Уведомление из пенсионного фонда о ликвидации. Выданная справка имеет срок 5 дней и содержит информацию об отсутствии задолженности перед ним.
  • Платежка, подтверждающая уплату гос. пошлины в размере 800 руб.
  • Журнал с объявлением о ликвидации фонда.

Также уполномоченным органом могут быть затребованы другие документы.

Непредоставление любого из них является нарушением процесса закрытия, и ликвидация не будет считаться оконченной.

После получения всех документов, в 3-дневный срок происходит принятие решения по внесении данных о закрытии фонда. Далее документы передаются в налоговую службу для отметки о завершении деятельности организации в ЕГРЮЛ. После внесения записи ликвидация некоммерческой организации считается завершенной.

Какие документы Вам понадобятся для ликвидации филиала ОАО, по ссылке.

Не знаете что такое добровольная ликвидация ОАО? Читайте все об этом здесь.

Стоимость услуг

При ликвидации фонда нужно будет оплатить 4000 руб. (государственную пошлину) и расходы, связанные с нотариусом и уничтожением печатей, штампов. Если обращаться в юридическую организацию, то цена составляет от 70 000 руб., а срок выполнения – до 7 месяцев.

В стоимость входит представления фонда в суде, подготовка документов и подача их в государственные органы, оплата гос. пошлины, услуг нотариуса и публикации в официальном источнике.

  • Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52
  • Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61

Порядок ликвидации некоммерческих организаций

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Порядок ликвидации некоммерческой организации регламентируется статьями 61 — 65 ГК РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон № 129-ФЗ), Федеральным законом № 7-ФЗ, иными законами об отдельных организационно-правовых формах некоммерческих организаций, а также в случаях определенных соответствующими законами – учредительными документами некоммерческих организаций.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ликвидация некоммерческой организации состоит из следующих этапов:

принятие решения о ликвидации некоммерческой организации;

формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;

публикация сообщения о ликвидации в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица;

уведомление кредиторов некоммерческой организации о ликвидации некоммерческой организации;

составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

осуществление расчетов с кредиторами;

составление ликвидационного баланса;

государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

Согласно нормам ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

по решению суда. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. Указанные уведомления могут быть представлены некоммерческой организацией как одновременно, так и последовательно.

В трехдневный срок уведомления о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) некоммерческой организации с приложением соответствующего решения представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Смотрите так же:  Судебные приставы приморский отдел

На территории Вологодской области указанные документы представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области (далее — Управление).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 7-ФЗ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

В целях обеспечения размещения юридическими лицами сведений, обязательных для публикации в силу закона, Федеральной налоговой службой учреждено средство массовой информации — журнал «Вестник государственной регистрации».

По окончанию срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) некоммерческой организации либо органом, принявшими решение о ликвидации некоммерческой организации, в Управление представляется уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, с приложением промежуточного ликвидационного баланса.

Статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором заявителем подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации некоммерческой организации, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами (муниципальными органами) в установленных федеральным законом случаях;

документ об уплате государственной пошлины;

документ, подтверждающий представление соответствующих сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, некоммерческая организация одновременно с документами для государственной регистрации в связи с ликвидацией представляет подтверждение публикации сообщения о ликвидации в органах печати.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за государственную регистрацию ликвидации юридического лица взимается государственная пошлина 800 рублей, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.

В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ заявителем при ликвидации юридического лица является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

Максимальный срок государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией составляет десять рабочих дней.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация — прекратившей свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Формы уведомления (Р15001) и заявления (Р16001) представляемых в Управление для государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией, утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года № MMВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Подпись заявителя на уведомлении и заявлении должна быть засвидетельствована нотариально.

Минюст ликвидация фонда

Мещанский суд Москвы рассмотрит 22 января иск Минюста о ликвидации фонда поддержки СМИ «Пятое время года», обеспечивающего работу штаба Алексея Навального. В материалах суда указано, что предварительное заседание уже проведено. Руководитель штаба Навального Леонид Волков говорит, что фонд о нем не уведомили и они узнали об иске «чисто случайно».

По словам юриста Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Ивана Жданова, Минюст ссылается на нарушения, выявленные в ходе проверки в ноябре 2017 г., в их числе неуставная деятельность, нарушение порядка управления, несоответствие места пребывания заявленному адресу и т. д. В подтверждение Минюст ссылается на «Википедию» и публикации СМИ – например, русской службы Би-би-си «Как устроена работа штабов Навального: люди, офисы и деньги». А заметка «Лайф.ру» «В клубе Volta заявили о причастности Навального к серым арендным схемам» свидетельствует, по мнению Минюста, что фонд заключает договоры аренды нежилых помещений для встреч с волонтерами. Жданов отмечает, что до последнего времени представителям фонда не было известно об итогах проверки, хотя в теории представители Минюста должны были ознакомить с ними руководство НКО.

По данным ЕГРЮЛ, фонд «Пятое время года», созданный в 2014 г., занимается издательской деятельностью и изучением общественного мнения. Учредитель фонда – бывший юрист ФБК Дмитрий Крайнев. Именно этот фонд аккумулирует пожертвования на избирательную кампанию Навального. С этим и связана инициатива Минюста, уверен Волков, ее смысл – помешать «забастовке избирателей»: так как на фонд завязаны договоры аренды помещений и все договоры с сотрудниками, его ликвидация поставит штаб в организационном плане в непростое положение. В 2017 г., предвидя проблемы, команда Навального пыталась сделать запасное юрлицо, но во всех случаях столкнулась с отказами Минюста «по самым смехотворным обстоятельствам», добавляет Волков. Штабы Навального создавались для его участия в выборах 2018 г. После отказа в регистрации ​политик заявил, что сохранит штабы для контроля за возможной фальсификацией явки.

собрано на конец декабря на избирательную кампанию Навального, по данным его штаба

Пресс-служба Минюста сообщила, что основанием для иска стали выявленные внеплановой проверкой нарушения действующего законодательства, предложив выяснить детали в управлении ведомства по Москве, где оперативно на запрос «Ведомостей» не ответили.

Ликвидация фонда – событие неприятное, но не критичное, считает сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц: можно заключать договоры на аренду от имени физлиц, наконец, зарегистрировать коммерческую организацию. «По нашему опыту, когда возникают проблемы у юрлица, самое важное – завершить расчеты, перезаключить договоры, ну и быть готовым к тому, что все твои контрагенты окажутся под увеличительным стеклом», – говорит Мельконьянц.

Ликвидация фонда

Существует много разновидностей некоммерческих организаций, однако, особый интерес среди них вызывают именно фонды. Это, прежде всего, связано с юридическим статусом этих организаций и отсутствием специального закона, который регулирует их деятельность.

Учитывая особенности создания и функционирования фонда, а также возможное прекращение его деятельности, необходимо более детально рассмотреть вопрос, связанный с ликвидационной процедурой этой организации.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс РФ относит фонды к категории унитарных некоммерческих организаций, у которых отсутствует членство. Подобное учреждение может быть основано гражданами или юридическими лицами.

В основе деятельности фонда всегда лежат добровольные взносы, которые носят имущественный характер и направлены на благотворительные, культурные и иные другие полезные для общества цели (ст.123.17 ГК РФ).

В то же время некоммерческая организация не лишается возможности осуществлять деятельность приносящую прибыль, если это способствует достижению основной цели, ради которой фактически и создавался фонд (ст.50 ГК РФ). Основным документом некоммерческой организации служит устав, который утверждается учредителями и обязательно должен содержать слово «фонд» в своем наименовании.

Дополнительно в уставе должны быть указаны следующие данные:

  • местонахождение фонда;
  • предмет и основные цели деятельности;
  • наличие филиалов с отображением их названия и места нахождения;
  • органы управления, включая высший, исполнительный, надзорный и контрольно-ревизионный орган управления фондом;
  • процедуру назначения должностных лиц, а также процедура их освобождения от исполнения прямых обязанностей;
  • источники формирования имущества;
  • способ внесения изменений в устав учреждения;
  • механизм ликвидации некоммерческой организации;
  • судьба имущества фонда, если он подвергнется ликвидации.

Организация также имеет право открывать расчетные счета в банковских учреждениях, как на территории РФ, так и за ее пределами. Для участия в гражданских правоотношениях учреждение должно обладать печатью с полным русскоязычным названием. Также допускается наличие штампов, фирменных бланков, использование собственной эмблемы и создание филиалов.

При создании некоммерческой организации или благотворительного фонда обычно не устанавливаются конкретные сроки их деятельности.

Стоит отметить, что имущество, переданное в фонд на добровольной основе, не подлежит возврату учредителям, даже если по отношению к нему будет начата процедура ликвидации. Обычно имущество, оставшееся после погашения требований кредиторов, передается на цели установленные уставом организации. При этом на учредителей не возлагается ответственность за взятые фондом обязательства перед третьими лицами, равно как и фонд не несет ответственности по обязательствам участников.

Кроме того, в обязанности учреждения входит ежегодная публикация данных относительно использования имущества, которое было передано ему добровольно. В отличие от других юридических лиц, законодатель запретил ликвидировать фонд в добровольном порядке по решению участников (ст.123.20 ГК РФ).

Смотрите так же:  Приказ о заключении договора о полной материальной ответственности

Выплата декретных при ликвидации предприятия не прекращаются. Узнайте, кто платит.

Ликвидация фонда: пошаговая инструкция

Порядок ликвидации некоммерческой организации:

  • заинтересованные лица обращаются в судебный орган;
  • суд назначает ликвидационную комиссию;
  • совершается публикация объявление в СМИ;
  • устанавливаются все существующие кредиторы;
  • подготавливается промежуточный баланс;
  • удовлетворяются требования кредиторов;
  • подготавливается ликвидационный баланс;
  • закрываются расчетные счета в банках, уничтожается печать учреждения;
  • документы организации сдаются в архив на хранение;
  • фонд подлежит снятию с регистрационного учета.

Ликвидационная процедура считается оконченной после того, как регистрирующий орган внесет соответствующую запись в ЕГРЮЛ (ст.21 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

При этом запись вноситься в реестр на основании нижеуказанных документов:

  • заявления о госрегистрации учреждения, в связи с прекращением его деятельности;
  • судебного акта о ликвидации фонда;
  • устава, свидетельства о госрегистрации некоммерческой организации;
  • окончательного ликвидационного баланса;
  • документа, подтверждающего уничтожение печати.

Инициаторы и причины

Ликвидация некоммерческой организации может быть начата на основании искового заявления со стороны заинтересованных лиц. К таким лицам относятся учредители, исполнительный, надзорный и контрольно-ревизионный орган управления. Инициатором ликвидации также может выступить орган государственной власти.

Перечень причин, по которым может быть начата ликвидационная процедура:

  1. Организация не имеет достаточно имущества, для осуществления целей, предусмотренные уставом, тогда как вероятность получения такого имущества полностью отсутствует.
  2. Учреждение не может достигнуть поставленных целей, а их коррекция не может быть осуществлена.
  3. Деятельность фонда не соответствует тем целям, которые установлены уставом.
  4. Во время регистрации организации были допущены грубые нарушения, которые имеют неустранимый характер.
  5. В иных случаях, установленных законодательством.

Также прекращение деятельности учреждения может быть осуществлено в порядке ст.65 ГК РФ. Исходя из этого, процедура ликвидации некоммерческой организации регулируется нормами ФЗ «О несостоятельности…». По общим правилам ликвидации юридических лиц, процедура банкротства может быть начата из-за невозможности организацией выполнить свои обязательства перед кредиторами более 3 месяцев подряд (ст.3 Закона).

После того как постановлением суда открывается ликвидационная процедура (ст.21 Закона), полномочия по управлению организацией переходят к арбитражному управляющему и собранию кредиторов.

К заинтересованным лицам, которые могут инициировать обращение в арбитражный суд, относятся:

  • должник или кредиторы;
  • уполномоченный орган.

Внесение записи в государственный реестр о прекращении деятельности фонда происходит в течение 5 дней после того, как поступит судебное определение в регистрирующий орган.

Подача документов в суд

Как уже говорилось, ликвидационная процедура по отношению к фонду может быть начата только в судебном порядке (ст.123.20 ГК РФ).

Для обращения в суд необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • исковое заявление (образец можно скачать здесь: Иск о ликвидации фонда (образец);
  • устав организации;
  • свидетельство о госрегистрации;
  • данные о состоянии налоговой базы;
  • ведомости об имуществе фонда;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • ведомости о постановке на налоговый учет;
  • данные о расчетном счете;
  • документы, подтверждающие невозможность достижения цели;
  • квитанцию об оплате госпошлины.

Иск подается по месту нахождения организации в порядке ст.131 ГПК РФ. После рассмотрения исковых требований, суд примет решение о признании фонда таким, что подлежит ликвидации и установит сроки для осуществления ликвидационной процедуры. Одновременно будет принято решение о создании комиссии, которая фактически исполнит принятое судом решение (ст.18 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Кроме того, суд в течение трех дней должен будет уведомить регистрирующий орган о принятом решении (ст.62 ГК РФ).

На основании этого уведомления в ЕГРЮЛ будут внесены ведомости о том, что организация пребывает в процессе ликвидации.

При этом, если у фонда нет имущества, и каких-либо обязательств перед третьими лицами, тогда исключение некоммерческой организации из государственного реестра может быть произведено по решению суда, но без назначения ликвидационной комиссии. В результате процедура ликвидации займет значительно меньше времени. При наличии судебного акта регистрирующий орган вынесет соответствующее распоряжение, с последующим исключением учреждения из ЕГРЮЛ. Прекращение деятельности фонда по общей процедуре занимает в среднем до 6 месяцев. Образец иска о ликвидации фонда можно посмотреть в приложенном файле.

Назначение ликвидационной комиссии

Комиссия назначается после обращения заинтересованными лицами в суд. Все полномочия по управлению ликвидируемым фондом, переходят к ликвидационной комиссии по факту ее утверждения и регулируются положениями ст.19 ФЗ «О некоммерческих организациях».

В обязанности комиссии входит:

  • размещение объявления о начале ликвидационной процедуры в СМИ;
  • выявление кредиторов и взыскание дебиторской задолженности;
  • инвентаризация имущества фонда;
  • подготовка промежуточного баланса;
  • увольнение работников организации;
  • удовлетворение кредиторских требований;
  • продажа имущества фонда, при недостаточности денег для погашения обязательств перед кредиторами;
  • подготовка ликвидационного баланса;
  • закрытие банковских счетов, уничтожение печати;
  • снятие организации с регистрационного учета, в том числе во внебюджетных фондах.

Общий порядок действий ликвидационной комиссии, включая подачу объявления в СМИ, выявление кредиторов и дебиторов, а также подготовку ликвидационного баланса, установлен предписаниями ст.63 ГК РФ.

Ликвидационный баланс

В зависимости от стадии ликвидации, баланс бывает промежуточным или окончательным. Промежуточный баланс оставляется комиссией после того как истекут сроки установленные для предъявления требований со стороны кредиторов, тогда как окончательный баланс подготавливается после проведения расчетов с ними (ст.19 Закона). В этом документе, как правило, отображается информация о составе имущества учреждения, а также фиксируются требования кредиторов и итоги их рассмотрения.

Промежуточный баланс позволяет увидеть, какие именно требования кредиторов подлежат удовлетворению и были ли они поданы своевременно.

Документ дает возможность установить реальное финансовое состояние фонда, а также стоимость имущества, что может быть реализовано на торгах, если будет недостаточно денег для полного погашения требований кредиторов.

После осуществления всех расчетов, включая выплаты кредиторам, комиссия должна подготовить ликвидационный баланс. По общим правилам промежуточный и окончательный ликвидационный баланс должны быть утверждены органом, принявшим решение о ликвидации учреждения. Образец ликвидационного баланса можно посмотреть в приложенном файле.

Смотрите видео о ликвидационном балансе

Работа с Минюстом

Документы в органы ФНС по ликвидации фонда передаются через Министерство Юстиции РФ. В связи с этим комиссии необходимо готовить два пакета документов для каждой из этих государственных структур.

Для обращения в регистрирующий орган необходимо подготовить нижеуказанные документы:

  • нотариально удостоверенное уведомление по форме PH0008;
  • судебное решение;
  • ликвидационный баланс;
  • протокол, которым утвержден баланс;
  • устав организации;
  • свидетельство о госрегистрации;
  • квитанция об уплате госпошлины за госрегистрацию в связи с прекращением деятельности фонда;
  • дополнительные документы по запросу органа ответственного за регистрацию.

Уведомление о ликвидации предприятия следует составлять на установленном бланке. Найти его можно здесь

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом может стать проблемой для его учредителей. Читайте инструкцию в статье.

Стоит напомнить, что раньше о прекращении деятельности фонда нужно было уведомлять регистрирующий орган по форме РН0005 и РН0006. Другими словами, о принятом учредителями решении относительно прекращения деятельности некоммерческой организации и касательно назначения ликвидационной комиссии. По истечении двух месяцев, после того как комиссия подала объявление в СМИ о ликвидации фонда, нужно было подавать заявление по форме РН0007, т. е. о составлении промежуточного баланса.

Однако после внесенных изменений в Гражданский кодекс, которые были введены ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ, а также в другие нормативные акты, то фактически был установлен новый регистрационный порядок ликвидации для некоммерческих организаций.

Это связано с тем, что законодатель утвердил прекращение деятельности фонда только по решению суда. В результате законодательных изменений, учредители не могут больше принимать решение о ликвидации учреждения самостоятельно, а, значит, и не должны уведомлять о нем регистрирующий орган.

В связи с этим в регистрирующий орган подается только уведомление по форме PH0008, в котором есть графа «Способ ликвидации – по решению суда».

Образец заявления о госрегистрации организации в связи с прекращением ее деятельности можно посмотреть в приложенном файле: РН0008

Ответственность и возможные последствия для учредителей фонда напрямую связаны со способом ликвидации и требованиями устава организации. Ранее упоминалось, что учредители организации не отвечают по ее обязательствам перед третьими лицами точно так же и учреждение не несет ответственности по обязательствам участников.

Другими словами, обязательства фонда определяются объемом принадлежащего ему имущества. Если размер имущества, или его стоимость в случае реализации превышают долговые обязательства перед кредиторами, тогда положительная разница оставшихся активов идет на цели, которые предусмотрены уставом ликвидируемой организации или в доход государства (ст.20 Закона).

108shagov.ru. Все права защищены. 2019