Логопедические пособия на автоматизацию звуков

«Логопедический поезд». Пособие по автоматизации звуков в речевой группе

Людмила Баршанская
«Логопедический поезд». Пособие по автоматизации звуков в речевой группе

Воспитателям работающим в логопедических группах бывает сложно запомнить автоматизируемые звуки каждого ребенка. Детей много, а звуки у всех разные. В помощь воспитателям и логопедам можно сделать «Логопедический поезд» и разместить его в групповой комнате. Поезд выполняется из цветного картона, к нему крепятся прозрачные кармашки. В верхние кармашки вставляются фотографии детей, а в нижние кармашки вставляются автоматизируемые звуки. Удобство «Логопедического поезда» состоит в том, что фотографии детей и автоматизируемые звуки меняются, поэтому его легко будет применить для следующего набора детей. А если вы разместите это пособие в удобном для вас месте,то вы всегда можете посмотреть и легко вспомнить какой звук нужно поправить у того или иного ребенка.

Автоматизация и дифференциация звуков у детей с ОНР с помощью дидактического пособия «Речекруг» Проблема преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии.

Автоматизация сонорных звуков с использованием предметных картинок на заданный звук Автоматизация сонорных звуков с использованием предметных картинок на заданный звук[/b] Игры и упражнения по автоматизации звуков в форме.

Консультация для родителей «Автоматизация звуков в условиях семьи по заданию логопеда» Исламова Лаиса Витальевна Учитель-логопед МБДОУ Детский сад №20 компенсирующего вида, г. Красноуральск Свердловской области Автоматизация.

Фотоотчет. Коллективная аппликация в средней группе «Мчится поезд» Вот и закончилось лето, наступил учебный год. Первый его месяц для меня в этом году прошел сумбурно, суетно: затяжные каникулы, адаптация,.

Игра-путешествие «Поезд» во 2-ой младшей группе НОД по математическому развитию : «Игра – путешествие «Поезд» во 2-ой младшей группе. Программное содержание: Формировать знания детей.

Комплексное занятие в младшей группе «Поезд» Виды детской деятельности:игровая,познавательно-исследовательская. Цель:1. Развивать у детей сюжетно -игровой замысел,интерес к совместным.

Автоматизация звуков ([с], [з], [ц] в словах и словосочетаниях. Конспект индивидуального занятия «В гостях у свистелочек» …) «Автоматизация свистящих звуков ([с], [з], [ц]) в словах и словосочетаниях» Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Учить правильно и.

Автоматизация звуков в словосочетаниях, предложениях и текстах. Конспект индивидуальной образовательной деятельности Тема: Автоматизация звуков в словосочетаниях, предложениях и текстах. Цели: • автоматизация звуков; • развитие силы и координации пальцев;.

Постановка и автоматизация звуков в игровой форме В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно растет.

Занятие НОД в средней группе «Вот поезд наш мчится…» Конспект НОД в средней группе «Вот поезд наш мчится…» Цель: закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную.

Ходилка. Помоги Карлсону добраться до варенья. Звуки [Р] — [Л]

Игровое пособие для автоматизации и дифференциации звуков [Р] — [Л]. Это пособие удобно тем, что не требует специальной подготовки картинок и позволяет внести разнообразие в затяжной этап автоматизации звуков у дизартриков.

Кроме того, игровые задания направлены на коррекцию грамматического и синтаксического строя речи. Пособие надо распечатать на цветном принтере, на листе А4 и вставить в файл или заламинировать, тогда оно прослужит не один год. Прилагаются текстовый файл с инструкцией и речевым материалом, и игровое поле в формате jpg.

Ходилка. Помоги Карлсону добраться до варенья.

Автоматизация звуков [Р] — [Л].

Цель: дифференциация звуков [Р] – [Л] в словах и фразе.

Начинаем ходить по картинкам от Карлсона по стрелочкам до банки с вареньем, изменяя слова и придумывая предложения. При ошибке (неправильном произнесении звуков) можно придумать штрафы: сделать ход назад или произнести слоговую цепочку и т.д. Варианты: ребенок бросает игральную кость и перемещается по стрелкам в соответствии с выпавшим числом; или играют несколько детей, бросая игральную кость и делая ходы (выигрывает тот, кто быстрее доберется до варенья).

Методическое логопедическое пособие «Команда звуков и звуковые дорожки» для работы с дошкольниками

Главная > Методическое пособие

Методическое логопедическое пособие

«Команда звуков и звуковые дорожки»

для работы с дошкольниками

Кошелева Виктория Николаевна

МКДОУ детский сад «Рябинка»

Логопедическое пособие «Команда звуков и звуковые дорожки» предназначено для работы с детьми от 4 до 7 лет, имеющими нарушения речи.

Главная цель пособия – создание условий для поэтапного освоения системы родного языка через развитие всех сторон речи.

Разработка пособия «Команда звуков и звуковые дорожки» опирается на научные факты и имеет большую практическую значимость в логопедической работе с дошкольниками.

При работе с данным пособием решаются следующие задачи:

Формировать тактильные ощущения пальцев рук.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формировать правильное звукопроизношение звука в изолированной позиции.

Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звука в слогах.

Формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звука в словах.

Развивать фонематическое восприятие, опираясь на слухопроизносительную характеристику звука.

Формировать представления о способах слияния согласных и гласных звуков в открытых и закрытых слогах.

Формировать представления о дифференциации твердых и мягких согласных в слогах.

Смотрите так же:  Пенсия матерям воспитавшим детей инвалидов

Формировать представления о дифференциации твердых и мягких согласных в словах.

Формирование фонематического восприятия – определение наличия или отсутствия заданного звука в слове, определения места звука в слове (начало, середина, конец слова).

Методическое пособие включает в себя:

Объемные фигуры, соответствующие звукам: насос – звук «С», комар – звук «З», змея – звук «Ш», жук – звук «Ж», кузнечик – звук «Ц», паровозик – звук «Ч», щетка – звук «Щ», самолет – звук «Л», машина – звук «Р».

Три комплекта дидактических карт с изображением картинок, соответствующих звукам: насос – звук «С», комар – звук «З», змея – звук «Ш», жук – звук «Ж», самолет – звук «Л», машина – звук «Р». На каждой карте первого комплекта от картинки на синем фоне проходят дорожки синего цвета.

На каждой карте второго комплекта от картинки на зеленом фоне проходят дорожки зеленого цвета.

На каждой карте третьего комплекта картинка находится на вершине лесенки, по которой ребенок производит отрывистые движения.

Комплект карточек с гласными звуками и буквами: А, О, У, И, Ы, Э.

Комплект фишек с изображением гласных звуков.

Демонстрационная карта «Гласные звуки и буквы»

Картотека предметных картинок на «трудные» звуки, подобранные по лексическим темам: Одежда, Животные, Игрушки, Посуда, Мебель, Транспорт. Карточки распределены по группам с учетом позиции звука в слогах: в открытом слоге, закрытом слоге, со стечением согласных.

Клавиатура для автоматизации звука изолированно и в слогах

«Звуковые дома» (синий, зеленый и красный)

Для проведения фонематического анализа

«Звуковой паровозик с вагончиком» для определения места звука в слове

Порядок работы с пособием

При постановке звука, ребенка знакомим с объемными фигурами, обозначающими символы звуков. Ребенок имитирует звук и от правильного звукоподражания переходит к правильному звукопроизношению: насос – звук «С», комар – звук «З», змея – звук «Ш», жук – звук «Ж», кузнечик – звук «Ц», паровозик – звук «Ч», щетка – звук «Щ», самолет – звук «Л», машина – звук «Р».

Все дорожки и лесенки вырезаны из цветного картона и наклеены на листы белого картона, поэтому имеют рельефную поверхность. Это имеет важное значение для формирования тактильных ощущений. Линии дорожек волнообразные, прямоугольные и зигзагообразные, что дает разнообразие при движении пальцев рук. Дорожки зеленого цвета выполнены из бархатной бумаги, благодаря этому возникает ощущение мягкости при автоматизации мягких согласных.

При работе с картой, где картинка на синем фоне и с синими дорожками, ребенок проводит пальцем по дорожке и одновременно произносит звук изолированно. Проводится автоматизация твердых согласных звуков.

Например: «Л-л-л»

При работе с картой, где картинка на зеленом фоне и с зелеными дорожками, ребенок проводит пальцем по дорожке и одновременно произносит звук изолированно. Проводится автоматизация мягких согласных звуков.

Например: «Ль-ль-ль»

Для автоматизации звуков в слогах используются карточки с изображением гласных звуков А, О, У, И, Ы, Э. Логопед показывает большую карточку с изображением гласного звука, а ребенок произносит согласный твердый (мягкий) звук и соединяет его гласным, проводя пальцем по дорожке. Проводится автоматизация звука в слогах и формируется навык слияния согласного и гласного звука.

Например: «ЛА» или

Для автоматизации звуков в слогах используются фишки с изображением гласных звуков. В конце каждой дорожки кладется фишка. Ребенок проводит пальцем по дорожке и произносит сначала согласный твердый или мягкий звук с переходом в гласный звук. Формируется навык слияния согласного и гласного звука. Можно автоматизировать звук в открытых и закрытых слогах: производить движение пальцем по дорожкам в разных направлениях.

Слог: ЛА Слог: ЛИ

Для автоматизации согласных звуков в изолировано используются карты, где картинки с изображением звука находятся на вершине лесенки. Ребенок произносит звук и одновременно «шагает» пальцами по лесенкам. Происходит автоматизация звука в изолированной позиции.

Звук: Л

Для автоматизации согласных звуков слогах используются карты, где картинки с изображением звука находятся на вершине лесенки. Для автоматизации звука в открытом слоге фишки с изображением гласного звука кладутся справа внизу лесенки. Для автоматизации звука в закрытом слоге фишки с изображением гласного звука кладутся слева внизу лесенки. Ребенок отрывистыми движениями проводит пальцем по ступенькам и одновременно произносит слоги.

Открытый слог: ЛА

Закрытый слог: АЛ

Для автоматизации звуков в словах используются карты с синими и зелеными дорожками и с лесенками. Символы звуков нарисованы на подвижных дверцах, под которые можно положить картинки.

Лампа,ландыш,пила,молоток

Для дифференциации звуков в слогах

Слог: ЛЫ Слог: ЛИ

Для дифференциации звуков в словах

Звук Л: Лыжи, слон, дятел

Звук Ль: Лебедь,самолет,качели

Методическое пособие очень универсально и многообразно в использовании как на индивидуальных, так и на подгрупповых логопедических занятиях, есть возможность придумать много различных игр и заданий. Объемные фигуры с символами звуков выполнены таким образом, что внутрь их можно положить предметные картинки, а на логопедических картах картинки изображены на подвижных «дверцах», за которые можно положить предметные картинки.

Не ограничено использование предметных картинок в организации дидактических игр:

на развитие лексико-грамматических категорий («Большой-маленький», «Один-много», «Чего не стало?», «Скажи, сколько?», «Подбери признаки», «Что для чего?» и др.);

Автоматизация «С» в словах и предложениях

Игра «Что к чему подходит»

Автоматизация звука «Л»в словах.

формирование фонематического слуха и восприятия («Есть ли в слове данный звук?», «Где спрятался звук?», «Раздели, кому что?», «Назови слог и продолжи слово» и др.);

Автоматизация «Р» в словах Определение места звука в слове

Смотрите так же:  Приказ 496 мвд 2019

Дифференциация слов со звуком «С» и со звуком «Ш»

Дифференциация звуков по твердости-мягкости

закрепление и обогащение словаря («Опиши предмет», «Составь рассказ» и др.)

Очень важна психологическая направленность: ребенок за время периода коррекционной работы очень привыкает к «персонажам», обозначающим звуки, и на каждом последующем занятии встречается с ними с большим удовольствием.

Организация логопедической работы с использованием данного методического пособия является важной составляющей деятельности ДОУ по формированию гармонично-развитой, целостной личности ребенка.

Использование логопедических игровых пособий и дидактического материала на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Использование эффективных логопедических игровых пособий и дидактического материала на индивидуальных и подгрупповых занятиях по автоматизации звуков в слогах и словах.

Интересные игры для нескучных занятий.

Эти игры разрабатывались, составлялись, апробировались автором на протяжении времени, поэтому могу сказать с уверенностью, что они «работают» и вызывают большой интерес у детей.

Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать зрительное внимание, расширять словарный запас.

Ход: показывать одинаковые картинки и называть определенный слог (собаки – ОЛ, поросята – АЛ, птицы – УЛ, зайцы – ИЛ). Таким образом, автоматизируются все виды слогов: прямые, обратные, со стечением согласных. Картинки могут быть как цветными, так и силуэтными, штампованными.

Цель: автоматизировать слоги и рифмуемые слова с заданным звуком.

Ход игры: логопед проговаривает рифмовку по картинкам, а ребенок повторяет за ним. Например:

Очка – очка – очка – дочка, кочка, ночка.
Учка – учка – учка – Жучка, тучка, ручка.
Ичка – ичка – ичка – яичко, птичка, рукавичка
Эчка – эчка – эчка – колечко, печка, речка.

Цель: автоматизация и дифференциация звука в словах.

Важно. Для сонорных звуков пособие изготавливается для трех позиций данного звука: открытый, закрытый слог и со стечением согласных.

Ход игры: поднимаемся и спускаемся по горе, называя слова столько раз, сколько камешков под картинкой.

«Что под листочком?»

Цель: автоматизация звука в словах, закреплять цвета, ориентироваться на листе.

Важно. Для сонорных звуков пособие изготавливается для трех позиций данного звука: открытый, закрытый слог и со стечением согласных.

Ход игры: перед ребенком листочки разного цвета, нужно поднять листок и назвать картинку. Листочки можно поднимать произвольно, по цвету, по ориентировке на листе (верхняя строчка, нижняя, перед желтым листиком, после зеленого и т. д.).

Цель: автоматизация звука в словах, ориентировка в пространстве, расширение словаря («живое – неживое») .

Важно. Для сонорных звуков пособие изготавливается для трех позиций данного звука: открытый, закрытый слог и со стечением согласных.

Ход игры: картинки раскладываются в форме змейки, у игроков фишки (мелкие игрушки) и кубик от 1 до 3 точек. Считалкой выбирается тот, кто будет первым бросать кубик и ходить. По количеству точек на кубике передвигается фишка и называются картинки. кто первым перейдет последнюю картинку, тот победил.

Цель: автоматизация звука в словах, развивать силу дыхания, зрительную память память.

Ход игры: перед ребенком карточка с картинками, закрытыми «снежным сугробом», сделанным из белой салфетки. Нужно подуть на «сугроб», чтобы он разлетелся, и можно было увидеть и назвать картинки. Потом сугроб закрывается и ребенок называет увиденные картинки по памяти.

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мелкой моторики.

Ход игры: в небольшой емкости с сухим горохом находятся мелкие игрушки (от киндер-сюрпризов) на заданный звук. Ребенок на ощупь находит игрушку, достает ее и называет.

Вариант I: ребенок ощупывает игрушку, называет, а потом достает.

Вариант II: поверх емкости надевается матерчатая «крышка» с одним отверстием; ребенок опускает туда одну руку и без зрительного контроля называет игрушку, а потом достает.

Цель: автоматизация звука в словах, развитие координации движений.

Ход игры: ребенок «ловит рыбку (со скрепкой)» на удочку с магнитом. Кто поймает больше, тот победил.

Цель: автоматизация звука в словах, развитие зрительного внимания, ориентировки на листе.

Ход игры: на листе картона нарисован лабиринт, ведущий от картинки с изображением героя к другим картинкам, куда должен прийти герой. Прослеживать путь можно с помощью указки или только зрительно. В зависимости от возможностей детей, лабиринт может быть разноцветным или одноцветным.

Маховик Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБОУ специальный коррекционный Детский дом
г. Клинцы Брянской обл.

Логопедическое пособие своими руками «Автоматизация звуков в слогах»

Логопедическое пособие своими руками

«Автоматизация звуков в слогах»

Автоматизация поставленных звуков отводится достаточно длительное время, так как ребенок должен быстро и правильно находить артикуляционный уклад отрабатываемого звука. Научиться четко артикулировать его в различных по сложности речевых конструкциях, в следующей последовательности: в слогах, в словах, в словосочетаниях, в связной, в спонтанной речи.

Так как материала для автоматизации звуков в слогах мало, я решила сама изготовить пособия, чтобы детям было интересней на занятиях.

При правильном произнесении слога, ребенок ставит фигурку (у меня это слоники и дельфинчики) на кружок. Занимаясь автоматизацией звуков, параллельно идет развитие мелкой моторики, что только улучшает процесс коррекции звуков!

Вот такие небольшие пособия на каждый звук в моей копилке!

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ — Детский сайт ПЧЁЛКА.

При копировании и размещении на другом сайте указывайте активную ссылку: https://www.detiam.com/логопедия/

Пособие по обучению чтению 5-7-летних детей. Формирует навык слогозвукового анализа слов, способствует развитию фонематического слуха, формированию навыка плавного чтения по слогам, а затем — целыми словами. Сочетание проверенной временем методики и особая последовательность изучения букв позволяют обучать чтению детей с нарушениями произношения звуков.

Для родителей, логопедов, воспитателей детских садов, педагогов частных школ и центров по подготовке детей к школе.

Смотрите так же:  Адвокат уголовное цена

«Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками»

В пособии освещены структура, содержание и формы проведе­ния индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей занятий, их этапности, использованию разнообразно­го и красочного наглядного материала, созданию положительного эмоционального фона и постепенному увеличению сложности изла­гаемого материала. Занимательная форма занятий, игровые при­ёмы, смена видов заданий, система поощрения помогут удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать инте­рес к продолжению работы с логопедом.

Пособие адресуется логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ.

«Уроки логопеда. Исправление нарушений речи»

Надежда Сергеевна Жукова — известный логопед с тридцатилетним стажем работы, кандидат педагогических наук. Ей принадлежат оригинальные исследования развития речи у дошкольников. Лучшие традиции таких известных советских педагогов, логопедов-практиков, как Е.Ф.Рау, А.Г.Ипполитова, нашли своё продолжение и в новой книге Н.С.Жуковой: «Уроки логопеда».

Эта специализированная книга для исправления произношения настолько просто и обстоятельно написана, что пользоваться ею могут и логопеды, и педагоги, и родители. Несколько десятилетий научно-практической деятельности нашли своё воплощение в детальной разработке методик и приёмов, позволяющих добиться уникальной чистоты речи у каждого ребёнка, независимо от уровня запущенности, с которого придётся начинать исправление. Специально разработанные упражнения позволяют концентрировать внимание на отработке одного конкретного звука, что значительно повышает эффективность занятий. Это тем более важно, что набор имеющихся у ребёнка речевых дефектов может быть самым разным.

Учебник «Уроки логопеда» решит речевые проблемы в любом возрасте научно, обстоятельно, кардинально и навсегда.

Логопедические дидактические игры для детей 4 – 7 лет

Логопедические игры для дошкольников

Автор: Чалова Наталья Владимировна, учитель-логопед, МАДОУ «Детский сад №14 «Сказка», г. Нурлат Республика Татарстан

Дидактические игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми 4 – 7 лет. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие звукового анализа, развитие фонематического слуха.

1. «Снегурочка и Снеговик»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Снегурочки и Снеговика, снежинки, на обороте которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры: Снегурочка и Снеговик – это снежные внуки Деда Мороза. Как ты думаешь, что они едят? А еще они любят «вкусные» снежинки. Давай накормим их. Но это непросто, посмотри, что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук – [Ш], а для Снеговика – картинки со звуком — [С].

2. «Угости Зою конфетами»

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочки; конфеты, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если ты четко произнесешь звук [З] в слове – конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня.

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочек под зонтом; капельки с картинками, в словах которых слышится автоматизируемый звук.

Ход игры: Две подружки Зоя и Зуля пошли на прогулку. Но вдруг начался дождик. Подружки не расстроились, ведь у них был с собой…(что?) – зонт. Девочки укрылись под ним. А веселые капельки дружно стекали с зонта и превращались в лужицы. Давай посмотрим, из каких капелек получилась лужица. Ты бери капельку и называй картинку, четко произнося звук [З]. Только очень постарайся, чтобы наша лужица получилась большая.

4. «Шарики для Лягушонка»

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: картинка с изображением лягушонка с шариками; разноцветные шарики, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Лягушонок Кваша получил в день рождения воздушные шарики. Но вдруг подул ветерок, и шарики разлетелись. Давай поможем Лягушонку поймать шарики и привязать их на ниточку. Называй картинку на обороте шарика, четко проговаривая звук [Ш].

5. «Звуковая полянка»

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Оборудование: три цветочка, обозначающих начало, середину и конец слова; «звуковая» пчелка.

Ход игры: Я буду называть тебе слова со звуком [Р], а ты внимательно слушай. Посади Звуковую пчелку на тот цветочек, где ты слышишь этот звук.

6. «Ежику снятся сны»

Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Оборудование: картинка ежика, спящего в кроватке, облачки–сны с картинками, в словах которых мы слышим звук [Л].

Ход игры: Ежик сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Л].

7. «День рождение Карлсона»

Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Карлсона; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: У Карлсона — День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Р].

8. «В каком домике живет звук?»

Оборудование: картинки – три домика с звуковыми схемами (начало, середина и конец слова); картинки на автоматизируемый звук.

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Ход игры: Посмотри сколько картинок, давай расселим их по домикам. Положи картинку в тот домик, где ты слышишь звук.

Каждую из этих игр можно разнообразить, например, перевернуть картинки и попросить ребенка назвать, что на них было изображено. С каждой картинкой можно поиграть в игры «Один — много», «Назови ласково», «Мой, моя, мое, мои» и т. д.

108shagov.ru. Все права защищены. 2019